Стать диаконом без семинарии. Где учиться на священника. Где и сколько учат на священника

В Евангелии от Иоанна 15:16 Иисус говорит о том, что не люди Его выбирают, а Он выбирает служителей для приношения плода.

Стать священником - это выбор жизни, который делается по Божьему призванию и добровольным отречением от земных радостей. Им может стать мужчина, который имеет богословское образование и рукоположенный в сан священнослужителя.

Что означает служение Богу

Священник - это не профессия или работа, которая длится 8 часов и далее жить личной жизнью. Служение Богу - полное посвящение себя людям в качестве верного Божьего слуги, готового в нужный момент стать помощником, посредником, духовным наставником, пастырем.

Посвятить свою жизнь служению церкви может каждый желающий мужчина

Возможно, кто-то мечтает стать батюшкой из-за достатка, так обилие приходит со временем, и не всякий приход может обеспечить священнику достойное содержание.

Батюшкам в быту приходится заниматься теми же делами, что и обычным людям, при этом у них постоянные форс-мажорные обстоятельства:

  • кто-то умер и надо хоронить;
  • другой зовет помолиться у постели тяжелобольного;
  • там крестины;
  • третьего надо соборовать.

Никого не волнует, как в это время обстоят домашние дела в семье священнослужителя.

Главное, священничество - великая ответственность перед Богом, Который доверяет пастырство определенному человеку, с него потом спросится, с него и его потомков.

Кто может стать священником

Желание стать батюшкой рождается в сердце, наполненном познанием Бога и миссии на земле, как христианина.

Истинное понимание глубины посвящения Богу и людям свойственно мужчинам, которые обладают определенными моральными качествами:

  • крепкой верой;
  • смирением;
  • умением слышать Бога;
  • силой духа;
  • терпением;
  • любовью к людям и желанием служить им.

Глубокое понимание священнического служения доступно воцерковленным христианам, они согласны отказаться от многих, пусть земных радостей, чтобы во всей полноте принять счастье общения с Богом.

Будущий священник должен воспитывать в себе высокие моральные качества с ранней юности

В первую очередь, желающие стать батюшкой должны понять, что жизнь служителя Божьего посвящена людям, в ней нет часовых ограничений, но есть строгие правила и распорядок. В пасторском служении нет отпуска по желанию или за свой счет, с этой должности нельзя уволиться по собственному желанию или поменять место работы.

Священник - подвластный человек, над которым есть вышестоящие служители, послушание является беспрекословным. Это называется смирением, что для Бога является самой высокой жертвой . Немногие христиане могут стать священниками не из-за отсутствия каких-то глубоких знаний, а от неимения христианской зрелости и умения принимать ответственность.

До получения образования богослова, мужчины должны проявить себя в служении, это должно быть потребностью и наслаждением, приоритетом в жизни. Невозможно представить в роли священнослужителя человека не воцерковленного, не живущего интересами церкви, не соблюдающего посты и молитвенные правила. Батюшкой не может стать человек, обладающий низкими моральными качествами, не умеющий укрощать свои греховные мысли.

Важно! Священнослужителем может стать христианин, познавший все каноны церкви через обучение в семинарии.

Как получить семинарское образование

Богословское образование открывает двери к получению сана священника.

Основные требования ко всем желающим:

  • возраст - 18-35 лет;
  • семейное положение - холост или единожды женат;
  • среднее образование;
  • психически здоров;
  • рекомендации от православного священника.

Обучение в духовной семинарии

При поступлении в семинарию желающие стать священнослужителями должны ориентироваться в Библии, Старом и Новом Завете, знать Катехизис и историю Церкви, что проверяется во время экзамена.

Перед допуском к сдаче экзамена следует пройти тестирование на знания молитв, песнопений и обладание основами вокала. Обязательным условием является умение владеть церковнославянским языком и чтение на нем псалмы.

Человек, не сумевший на собеседовании ясно изложить свои намерения, мотивы, доказать искренность и желание служить Господу и людям, может быть не допущен к сдаче экзаменов.

На заметку! Август - время сдачи экзаменов, поступившие приступают к обучению с 1 сентября.

Абитуриентами следует быть готовым к жесткой проверке веры и соблюдению строгой дисциплины. Сразу хочется предупредить, что до конца доходят самые верные и избранные Богом.

Живущим в других городах в семинарии предоставляется общежитие, в котором также жесткие правила, нарушение их может грозить исключением из семинарии.

Все семинаристы обеспечиваются стипендией. По окончании семинарии сдаются выпускные экзамены, проходит исповедь, и после чего самые достойные могут быть рукоположены, станут батюшками, но это не есть обязательная гарантия после окончания духовного заведения.

Монах или священник

Находясь в звании семинариста, будущие священнослужители должны определиться с важной задачей, накладывающей печать на всю жизнь.

Выпускники до окончания семинарии, должны определиться, какой путь они выбирают, монашества или священства, черное или белое братство.

При решении быть женатым человеком, иметь семью, детей, дорога одна - стать батюшкой, вступив в брак до посвящения. При этом выдвигаются строгие правила как к будущему супругу, так и его жене.

Батюшка может иметь только одну жену

Будущая матушка до вступления в брак не должна иметь предыдущих семейных связей. Она не может быть вдовой или разведенной. Батюшка может иметь только одну жену. Даже если останется вдовцом, ему запрещено вступать в повторный брак.

Выбирая себе в жену девушку, будущий священник должен объяснить ей все индивидуальные особенности в роли матушки, а это запрет на вечеринки, определенные требования к одежде, поведению. Как правило, девушки-христианки, готовящиеся стать матушками, воспитываются в православных христианских семьях, знакомых с канонами церкви.

Внимание! Без разрешения ректора богословского учреждения семинарист не может жениться.

Невеста будущего священнослужителя должна осознавать всю ответственность своего звания, быть готовой:

  • следовать за мужем в самую глубинку;
  • находиться всегда на виду;
  • стать примером для других христианок в качестве жены;
  • принять то, что супруг будет постоянно занят церковными проблемами и другими людьми.

Другой путь - монашество, при котором жениться запрещено, молодой человек добровольно отказывается от радости главы семейства, отцовства, вверяя жизнь в Божьи руки.

После окончания духовного заведения

Получив распределение в приход, выпускники должны пройти определенные ступени иерархической лестницы.

Выбравшие путь священнослужителя вначале служат дьяконами, после чего их рукополагают на батюшек, высшая ступень - епископство, протоиерейство, настоятель.

В Таинстве Хиротонии - рукоположении участвует Святой Дух, который наполняет сердце будущего наставника мирян особой любовью к ним и делает батюшку носителем Божьей благодати.

Таинство хиротонии

Хиротония совершается епископом в алтаре во время Литургии.

Внимание! Члены черного братства, монахи, могут стать епископами, митрополитами и главами епархий. Патриарх выбирается из монашеской братии, для священников этот путь закрыт.

Богословское образование является обязательным условием при получении сана, хотя, глава прихода может взять на себя ответственность и произвести обряд посвящения в священники без специального образования.

Эта практика присуща немногим церквям, и опыт показывает, что батюшке без богословского образования обойтись трудно.

Где можно получить духовное образование

Помимо России, духовное образование можно получить в Беларуси. Минск - столица, в которой есть не только училище, семинария, но и академия.

Белорусский государственный университет один из немногих вузов бывших стран СНГ, открывший институт теологии. Витебск, Слоним готовы принять желающих получить среднее богословское образование в специальном училище. Стать слушателями училищ могут и девушки.

Шанс стать священником в зрелом возрасте

История Церкви хранит случаев, когда мужчины, живущие в миру, как обычные христиане, обнаруживали в себе дар служения людям. Они вначале помогают, потом начинают прислуживать в храме, а затем принимают решение стать батюшкой.

При богословских заведениях предлагается заочное обучение, возрастной ценз в котором увеличивается до 55 лет.

На заметку! На заочное обучение принимаются абитуриенты, уже несущие церковное служение, имеющие рекомендации священника и благочинного, документально заверенные у архиерея бумаги.

Каждый вопрос рукоположения в сан священника рассматривается индивидуально.

Как стать священником

Чтобы стать священником, потребуется самоотверженность, время и образование. Но если вы чувствуете призвание к этому, то путь к служению ожидает вас несмотря ни на что. Вот что вас ждет, если вы намереваетесь следовать своему призванию

Шаги

Распознание

    Молитесь и размышляйте. Если вы ждете, когда Бог позовет вас строить предначертанную карьеру преподобного, молитесь и размышляйте, чтобы получить подсказку и определить, от Бога ли звоночек поступит, а также чтобы понять, во что, собственно, вы себя вовлекаете.

    • Быть священником или следовать любому служению – не про вас. Более того, вы были призваны служить Богу и другим людям особым образом. Для вас это не профессия от безысходности или способ прославить себя.
    • Обдумайте то, что сказали вам другие люди в прошлом. Если вы были особенно активным в церкви, и окружающие заметили вашу самоотверженность и предложили вам официально принять сан, значит ваше призвание истинно, и окружающие видят это. Если подобных одобрительных откликов нет, не стоит пренебрегать духовным побуждением. В конечном счете, одобрение окружающих – далеко не единственный показатель, были ли вы призваны Богом.
  1. Изучите особые догматы вашей конфессии. Большинство христианских последователей следуют одинаковым путем, описанным в данной статье, но некоторые могут пропускать или переставлять некоторые шаги, пока другие выдвигают дополнительные догматы, не описанные здесь. Перед началом этого пути узнайте, что вам нужно будет сделать перед тем, как стать преподобным.

    • Существует разные источники, откуда вы можете узнать о догмах. Самым простым, пожалуй, является Интернет. В противном случае вы можете расспросить своего молодежного или молодого совершеннолетнего лидера церкви. Либо поговорите напрямую с пастырем о том, чего вам стоит ожидать.
  2. Поговорите со своим пастырем. Первый человек, с которым вы можете посоветоваться на «официальном» уровне – это пастырь в вашей церкви. Он или она захочет узнать, почему вы интересуетесь о том, как стать священником. Если пастырь считает ваши намерения благородными, он или она поднимет данный вопрос на официальном церковном совете или комитете.

    • Если нет никаких ярких сигналов тревоги о том, что ваши намерения стать священнослужителем нечисты, ваш пастырь поддержит и поможет прийти вам к следующему шагу. Беседа с вашим пастырем будет нести самый личный и церемонный характер из всех опросов, которым вы подвергнетесь в течение данного процесса.
  3. Добейтесь поддержки у своей церкви. В большинстве случаев, когда вы получаете одобрение своего пастыря, вам надобно пройти совет или комитет в местной или домашней церкви, где вам предстоит обсудить свое призвание с прихожанами. Если комитет признает ваши намерения искренними, он, скорей всего, предложит вам свою поддержку.

    • Учтите, что так бывает не всегда. Все зависит от того, как устроена ваша вера. Если церковь имеет официальную патриархальную иерархию, а не малую структуру, ориентированную на общину, одобрение вашего пастыря может оказаться всем, что вам нужно для продвижения к следующей ступени. В данном случае вы можете в итоге посещать свою церковь и группы поддержки, но они просто будут поддерживать и направлять вас, не решив, достойны ли вы пройти этот путь.
  4. Ступайте в церковный комитет. Когда домашняя церковь признает ваши желания, вы должны убедить районный церковный комитет тоже поддержать вас. Такие комитеты опросят и проверят вас на более профессиональном уровне, чтобы определить, подходит ли вам данная стезя. Если вы будете отвергнуты, процесс завершится, по крайней мере, до поры до времени.

    • Именования данного комитета могут варьироваться в зависимости от названия вашего вероисповедания. Вы могли слышать такие определения: «епархия», «пресвитерия», «синод» или «ежегодная конференция».
    • Региональный комитет опросит вас. Он может потребовать представить психологическую характеристику или справку о том, имеется ли у вас уголовное прошлое.
    • На протяжении беседы будьте откровенным, следует изложить даже личные проблемы.
    • Несомненно, комитет откажет вам, если заподозрит, что вы замышляете обогатиться за счет церкви, убегая от прежней жизни или проблем на работе, или если вы не проявите себя как адекватный человек. К тому же вам могут отказать, если у вас есть судимость.
    • Если вы заслужите признание комитета, вас назначат семинаристом. Это значит, что вам потребуется поступить в духовную семинарию.
    • Пока вы будете в ней учиться, вам необходимо будет сообщать о своих достижениях комитету.
  5. Найдите наставника. Если церковный комитет одобрит вашу кандидатуру, он может закрепить за вами группу поддержки или наставника, который будет помогать вам в процессе духовного обучения. Если за вами не закрепили наставника, найдите его сами.

    • Наставник или группа поддержки направляют вас на протяжении всего процесса, чтобы вы не перегорели. Если вы чувствуете, что не справляетесь, они постараются выручить вас из любой беды.

Образование

  1. Получите диплом бакалавра. Перед тем, как поступить в семинарию, необходимо закончить четырехлетнее обучение на факультете с базовым циклом обучения. По сути, не нужно изучать конкретную область, но степень бакалавра в какой-либо области религиоведения будет явным плюсом при поступлении в семинарию.

  2. Будьте активны в учебе. На протяжении обучения в бакалаврском колледже вы должны обязательно вовлечься в любые внеклассовые мероприятия данного заведения. Так вы не только сможете вкусить, каково это – быть священником, но и подготовите заявление в семинарию, которое будет выглядеть более убедительно.

    • Если в вашем учебном заведении нет никаких духовных групп, вы можете основать маленькую библейскую группку с несколькими вашими единомышленниками. Более того, вы можете отыскать служебных и духовных лиц в местной церкви.
  3. Подготовьтесь к семинарии. В некоторых семинариях есть особые условия, с которыми вы столкнетесь перед поступлением. Эти условия могут требовать нечто большее, чем просто получение бакалаврской степени и наличие поддержки со стороны церковного комитета.

    • Выберите правильную семинарию. Большинство конфессий требуют, чтобы вы выбрали семинарию, которая аккредитована Ассоциацией Духовных Школ. Некоторые конфессии также настаивают, чтобы вы выбирали семинарию, соответствующую вашему вероисповеданию. Однако так не везде.
    • Скорей всего, от вас понадобятся различные рекомендательные письма. Заявление о приеме на обучение также обязательно
  4. Посещайте занятия в семинарии. Чтобы получить образование в семинарии, потребуется от двух до четырех лет. Когда все сказано и сделано, вы получите степень магистра богословия, но вы можете доучиться и до степени доктора духовенства или доктора богословия.

    • Посещайте занятия по изучению Ветхого и Нового Заветов, библейскому толкованию, проповедям, библейским языкам, истории христианского богослужения, практике христианского богослужения, консультированию, разработке учебных программ, социологии, истории церкви, этике, теологии и бесприбыльному управлению.
  5. Проходите стажировки и практикумы. Семинарии потребуют от вас прохождения определенного количества стажировок и практикумов перед получением квалификации. Узнайте требования и выполняйте их.

    • В течение вашей стажировки вы будете работать с пастырем в местной церкви, доме милосердия или больнице неполный рабочий день.
    • Тем не менее, от вас вряд ли потребуют написать и защитить диссертацию.
    • Для студентов-заочников обучение может длиться до восьми лет.
  6. Доведите до конца все необходимое дополнительное обучение. Хотя это не всегда обязательно, некоторые конфессии могут настоять на том, чтобы вы прошли дополнительное обучение в процессе или после окончания учебы в семинарии. Данное обучение ориентировано на такие аспекты, как работа с людьми и юридические стороны профессии.

    • Дополнительное обучение также включает в себя такие насущные темы, как сексуальное домогательство, клиническая пастырская забота и религиозное преследование. Занятия обычно проводятся под руководством ответственной страховой компании от конфессии. С этой целью вы также можете пройти психологическое и личностное тестирование.

Заключительные шаги

  1. Напишите прошение о рукоположении. Получив необходимое образование, вам нужно будет написать прошение о рукоположении, описывающее ваш опыт и призвание. Данный документ будет рассмотрен вашим церковным комитетом.

    • Длина письма может быть разной, но в нем нужно раскрыть полностью весь учебный, общественный и духовный путь на протяжении развития, которое вы прошли по сей день. Также вам необходимо будет продемонстрировать личную убежденность и преданность призванию.

Путь к деятельности священника, как и к любой профессии, начинается со специального образования. Чтобы стать священником, необходимо окончить духовную семинарию. Поступить туда может мужчина в возрасте 18-35 лет, имеющий полное среднее образование, холостой или состоящий в первом браке (разведенным или женатым вторично путь в семинарию закрыт). Кроме обычных документов, какие предъявляют во всех учебных заведениях, абитуриент должен представить рекомендацию православного священнослужителя, письменное благословение епископа, свидетельство о крещении, а если абитуриент женат – о венчании.

Представление всех необходимых документов не гарантирует допуска к вступительным экзаменам. Абитуриент должен пройти собеседование, в котором проверяются его убеждения и мотивы поступления в семинарию.

Главный вступительный экзамен – Закон Божий. Здесь нужно продемонстрировать знание православного учения, священной истории и богослужебного устава. Другие экзамены – церковная история и церковное пение. Сдают будущие семинаристы и экзамен языку в форме сочинения, но круг тем особый – церковно-исторический. Кроме того, абитуриент должен знать наизусть множество молитв и свободно читать по-церковнославянски.

Учатся в семинарии 5 лет. Будущие священники изучают не только богословие, богослужебные дисциплины и церковное пение, но и философию, логику, риторику, литературу и другие гуманитарные предметы. Выпускник семинарии должен определиться, будет ли он монахом или приходским священником. Во втором случае он обязан жениться.

Но получение специального образования еще не означает, что человек стал священником, ведь священство – это одно из таинств.

Священнослужителем человек становится в таинстве хиротонии – рукоположения. При этом на него нисходит Святой Дух, и благодаря этому священник становится не просто духовным наставником для мирян, но и носителем Благодати. Совершить хиротонию может только епископ, это происходит в алтаре во время литургии.

Хиротонии должна предшествовать хиротесия – рукоположение в иподиаконы. Это не священнослужитель, а церковнослужитель. На момент хиротесии не обязательно быть женатым, но если не женился до рукоположения, позднее вступать в брак уже нельзя.

Иподиакон может быть рукоположен в диаконы – это первая ступень церковной иерархии. Диакон участвует в совершении таинств, но не совершает их самостоятельно – за исключением Крещения.

Следующая ступень – рукоположение в священники. Священник, в отличие от диакона, имеет право совершать таинства, за исключением хиротонии.

Если речь не идет о монахе, от рукополагаемого требуется абсолютная моногамность. Не допускается не только развод и повторный брак самого посвящаемого (даже в случае смерти первой жены) – он не должен быть женат на вдове или разведенной женщине. Человек не должен состоять под церковным или светским судом или быть связан государственными обязанностями, способными помешать священническому служению. И, конечно, от будущего священника требуются особые нравственные и духовные качества. Это выявляется на особой ставленнической исповеди.

Третья ступень иерархии – архиерей. Такое рукоположение совершает собор архиереев. Не всякий священник может стать архиереем, это доступно только иеромонахам – священникам-монахам. Архиерей имеет право совершать все таинства, включая рукоположение, и освящать храмы по полному чину.

Познакомиться с жизнью Саратовской православной духовной семинарии, ее воспитанниками я приехала в полдень. В это время обычно в светских учебных заведениях занятия завершаются, а в духовной семинарии учебный процесс в самом разгаре. Впрочем, он здесь никогда не прекращается. Строго регламентированный распорядок дня — непременное условие жизни воспитанников семинарии. Закрытость от внешнего мира дисциплинирует будущих батюшек, воспитывает терпимость, уважение друг к другу, братские отношения. Поэтому и называют семинаристов не студентами, а воспитанниками.

Главная аудитория — храм

От прошлой жизни здесь осталась лишь широкая металлическая лестница с коваными перилами, в остальном трудно узнать здание бывшей кузницы педагогических кадров. Сейчас здесь все по-другому: красиво, просторно, идеальная чистота и множество икон. Для духовного образования священнослужителей есть все необходимое, но главная аудитория — храм, в котором семинаристы проходят навыки литургической жизни, несут пономарское и певческое послушание, получают первый опыт пастырского служения и церковной проповеди.

В церковном вузе все не так, как в других учебных заведениях. Педагоги уважительно обращаются к студентам в рясе не просто по имени, а «отец». На любом курсе можно встретить священников, служащих на приходах, настоятелей храмов, хотя до получения диплома им еще далеко. Критерии посвящения в сан, т. е. в профессию, здесь другие — духовные.

Хочу служить Богу и людям

Второкурснику священнику Артемию Добрынину, настоятелю храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Приволжское Ровенского района, руководителю миссионерского отдела Покровской епархии, я задала традиционный вопрос, который при поступлении в семинарию задают всем абитуриентам: «Почему Вы решили стать священником?»

— Этот же вопрос мне задал Владыка перед благословением на учебу. Я ответил, что хочу послужить Богу и людям. У меня был перед глазами замечательный пример такого служения. Я тогда жил в Марксе и часто наблюдал, как наш местный батюшка, протоиерей Валерий Генсицкий, общался с прихожанами — как отец родной. Это произвело на меня огромное впечатление и зародило желание тоже стать священником.

Даже мне самому эта мысль казалась тогда невероятной, потому что у меня было все, о чем может мечтать молодой человек. Подростком я уже профессионально занимался баскетболом, был мастером спорта, хорошо зарабатывал, играл за сборную России. Словом, никаких проблем не было. Но не было и понимания: зачем живу? Однажды, сломав ногу во время игры, я надолго засел дома и решил почитать Евангелие. Книгу, подаренную мне когда-то крестным, никогда до этого не открывал. И был буквально ошарашен тем, что мне открылось: я понял, что живу неправильно, и так живет большинство моих сверстников. Я стал ходить в храм, читать духовную литературу, больше узнавать о Православии.

Помню свою первую исповедь: очень волновался, но отец Валерий меня поддержал, сказав: «Ты приходи почаще». С тех пор я не пропускал ни одной службы, но и спорт не бросал. Наступил Великий пост, и впервые я постился по-настоящему, по-христиански. Мои товарищи по команде смотрели на меня, как на сумасшедшего, они не понимали, зачем я это делаю, ведь соревнования требуют большой физической отдачи. А я, постясь, чувствовал себя в прекрасной физической форме.

Когда пришла мысль об учебе в духовной семинарии, я поделился ею с отцом Валерием, потом написал письмо Владыке, и он при встрече благословил меня на учебу. Родители до последней минуты, пока я не сел в автобус, не верили, что я так резко переверну свою жизнь. Учеба в семинарии убедила в правильности выбора. Я нашел свое место, и на втором курсе был рукоположен в священнический сан. Господь так управил, что сейчас и вся моя многочисленная родня воцерковилась. Половина нашего прихода в Марксе — мои родственники.

— Вы семейный человек, должны содержать семью. Скажите, священство для вас — это работа?

— Если сказать одним словом, то это радость. Как только начинаешь ощущать храм Божий как место своей работы, ты уже просто исполнитель различных треб, а не священник.

…Кстати, со спортом молодой священник окончательно не простился. В своем селе отец Артемий намерен тренировать ребят, так что будет скоро православная баскетбольная команда.

В храме продолжается наше обучение

Четыре года назад к священнику Виктору Тихонову, ключарю Свято-Троицкого кафедрального собора, подошел молодой человек и попросил разрешения служить в алтаре, тут же раскрыв свои планы на будущее: он намерен поступить в духовную семинарию и стать священником. Его взяли, служил пономарем, потом иподиаконом, через год поступил сразу на второй курс семинарии — у будущего священника уже было высшее юридическое образование. Еще через год семинарист Шматко стал отцом Георгием. Вот так все быстро произошло в его жизни, хотя шел к своей цели молодой батюшка долго, преодолевая сомнения и непонимание своих близких.

— Это был, конечно, не спонтанный шаг. Уже в старших классах я стал читать духовную литературу, задумываться о смысле жизни и все больше склонялся к мысли о том, что не может человек из поколения в поколение приходить на эту землю только для того, чтобы есть, пить, производить потомство, и опять все по одному и тому же кругу. Мне казалось это бессмысленным. Есть такое понятие — богоискательство. Так вот я занимался этим довольно долго, увлекался многими философскими и религиозными идеями, пока не осознал, что истина в Православии.

— Кто повлиял на Ваше мировоззрение?

— Этот путь я прошел самостоятельно. В моем окружении в то время не было ни одного верующего человека, поэтому никто меня не поддерживал в моих исканиях, наоборот, отношение ко мне становилось все более отрицательно-подозрительным. Вроде был обычным человеком, мог сделать приличную карьеру, хорошо зарабатывать, и вдруг для всех окружающих стал инопланетянином. Прошло время, я сделал самый важный в своей жизни выбор, и все встало на свои места.

— Ваша жизнь сильно после этого изменилась?

— Поменялось все, даже друзья и знакомые. В Церкви я обрел новую семью, здесь встретил свою будущую жену. С нашим храмом, куда меня когда-то маленьким мальчиком приводила изредка мама, связана теперь вся моя жизнь.

— Жизнь священника спокойной не бывает, Вы никогда не сможете полностью принадлежать себе, своей семье.

— В этом и состоит смысл нашего служения. Священник призван приводить людей к Богу, к вечной жизни. Ответственность колоссальная. Нужно постоянно помнить о своем священстве, в любую минуту идти туда, где ждут твоей помощи, нужно всегда оставаться священником, в том числе и выйдя за двери храма. Только так можно стать хорошим батюшкой, которого будут слушать и любить прихожане.

— Вы недавно стали священником. Не сложно ли учебу в семинарии сочетать с церковной службой, семейными заботами?

— Сейчас я служу обязательный для вновь рукоположенных сорокоуст, это значит в течение сорока дней ежедневные Литургии и вечерние богослужения. Батюшка и должен служить не когда захочет, а сколько нужно его прихожанам, так что надо привыкать. С учебой, конечно, сложновато, успеваю только на половину занятий. В семинарии идут на встречу, ведь в храме продолжается наше обучение.

Священство — нескончаемый труд

Воспитать из вчерашних школьников пастырей — дело непростое, поэтому при приеме в духовную семинарию обращают внимание не только на багаж необходимых знаний, но, главное, на духовное состояние будущих батюшек. Далеко не каждому можно доверить предстать перед Престолом Божиим, быть проводником между Богом и людьми.

Сегодня на приходах служат много молодых священников. Открывающиеся храмы нуждаются в священнослужителях, их не хватает. И кадровый дефицит, и Промысел Божий, незримо действующий в жизни тех, кто готов его принять, — видимо, все сошлось воедино. Дорога в семинарию Андрея Касимова, несущего послушание старшего иподиакона, во многом схожа с тем путем, который прошли его товарищи по семинарии.

Андрей вырос в семье, в которой о религии вообще не говорили. Но школьная учительница по истории, казашка по национальности, часто любила повторять: «Историю надо знать, как “Отче наш”». Мало кто в классе понимал, что это такое. Любознательный парень выяснил, что с этих слов начинается молитва Господня. Начал самостоятельно читать Евангелие, втайне от родителей поститься. В поселке Трудовой Питерского района храма не было, но к тому времени тема Православия присутствовала во многих СМИ, и Андрей все чаще стал задумываться о вере.

Поступив учиться в СГУ на факультет журналистики, он стал прихожанином саратовского Свято-Троицкого собора, в котором и принял Таинство Крещения. Первое послушание — чтение на клиросе — Андрей получил от бывшего настоятеля храма, нынешнего Епископа Покровского и Николаевского Пахомия.

Молодой человек оказался в ином мире, с другими человеческими отношениями, и уже не хотел возвращаться в прежнюю среду. Настал момент, когда нужно было решить: продолжать учебу в университете или посвятить себя Церкви. Нелегким испытанием стало для молодого человека категорическое неприятие родителей его решения учиться в духовной семинарии. Он вынужден был уйти из дома, тяжело переживал этот конфликт, но настоял на своем. Сейчас Андрей учится уже на последнем курсе.

— Не тяжел ли для воспитанников семинарии армейский режим, жесткие рамки, в которых вы живете все пять лет обучения? Можно ли привыкнуть молодому человеку к жизни, в которой все совершается по звонку?

— Выдерживают не все, почти половина семинаристов по разным причинам уходит, так и не доучившись. Но я бы не стал называть нашу жизнь в семинарии «жесткими рамками». Это те условия, которые необходимы человеку, если он христианин и тем более готовится к пастырскому служению. Нас учат понуждать себя во всем, при этом помнить, что та планка, к которой мы стремимся, всегда будет оставаться недостигаемой. Священство — нескончаемый труд, и к нему нас готовят в семинарии. Царство Небесное силой берется, как сказано в Евангелии. А с мамой своей я помирился, слава Богу!

В одном из интервью Ректор духовной семинарии Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин признался, что во время бесед с поступающими на учебу абитуриентами пытается понять, что внутри у человека, зачем он переступил порог семинарии. А в начале нового (2016-2017) учебного года в традиционном обращении к семинаристам пожелал им за годы учебы развить в себе самое главное — любовь к богослужению, Богу и людям.

Ольга Стрелкова

Принятие сана католического священника - очень серьезное решение. Если вы чувствуете, что такова воля Божья, готовы посвятить себя праведной жизни и согласны на целибат, то, возможно, вам суждено принять сан. Помните, жизнь католического священника подчинена служению Богу и ближним.

Шаги

Становление на путь

    Соответствие основным требованиям. В настоящее время в большинстве епархий священник должен быть холостым и никогда не состоявшим в браке. Для обоих правил имеются и свои исключения, но они редки, и практически везде требуется им соответствовать.

    Активное участие в жизни церковного прихода. Начать помогать в приходе нужно еще до того, как вы в первый раз задумаетесь о поступлении в университет или семинарию. Желающие стать священниками должны быть практикующими на протяжении хотя бы последних пяти лет католиками с хорошей репутацией, кроме того, они должны активно участвовать в жизни прихода на протяжении хотя бы двух лет. Кроме того, будет лучше, если желающий стать священником изучит проведение мессы, особых служб и другие занятия.

    • Познакомьтесь со своим любимым священником. Расскажите ему о своем желании поступить в семинарию, узнайте, могли бы вы ему помогать во время служб, при посещении больных прихожан или организации мероприятий в приходе.
    • Помимо алтарной службы, помогайте с пением и чтением. Хорошенько изучив книги и псалмы, вы значительно упростите дальнейший путь.
  1. Задумайтесь о своей вере. Решение о принятии сана не из тех, которые можно принять без раздумий -- до принятия сана пройдут годы, и это не слабых духом или верой. Если вы уверены, возможно, сан - это ваше.

    • Молитесь Богу о помощи в распознании ситуации. Регулярно участвуйте в мессе, общайтесь с духовенством своего прихода и попытайтесь разобраться в своих мыслях и чувствах. Попросите совета у руководителей церкви или кого-то из духовенства, кому вы доверяете.
  2. Поразмыслите о своих возможностях. Помимо сана священника, в церкви есть другие посты, которые помогут вам оставаться ближе к Богу. Помимо дьяконов и монахов, подумайте о миссионерстве. Миссионеры в основном занимаются межкультурными миссиями, живя среди бедных и обделенных.

    • Опять же, лучше всего - посоветоваться со знатоком. Если вы и так вовлечены в деятельность церкви, то у вас есть несколько знакомых, которые могут подсказать правильный путь. Исследуйте вопрос и установите связи с духовенством, они смогут помочь.

    Получение образования

    1. Поступите в университет. Для бакалавров время в семинарии сокращено до 4 лет. Обучение так и так займет 8 лет - решение ваше. Если вы решите поступать в высшее учебное заведение (государственное или частное), то лучше получить степень в смежной специальности, будь это философия, богословие или даже история.

      • В университете участвуйте в деятельности церковной организации. Посещайте отшельников, помогайте другим учащимся и вливайтесь в жизнь нового прихода или епархии. Ни в коем случае не забрасывайте учебу -- университет даст вам знания, необходимые для дальнейшей карьеры.
    2. Подайте заявление о поступлении в семинарию. Подайте заявление в семинарию через свою епархию или религиозный орден. Процесс обычно включает несколько вопросов о вас и вашем желании принять сан. Узнайте в приходе, с чего следует начать.

      В семинарии важно очень хорошо учиться. Вы будете изучать философию, латынь, греческий, григорианские песнопения, догматическое и нравственное богословие, экзегетику, каноническое право, историю церкви… для начала. Один год будет посвящен углубленному изучению "религии" -- так что корпеть над книгами будете едва ли не все время!

    Достижение успеха после семинарии

      Получение назначение на пост дьякона. Это почти то же, что и священничество, но немного проще. Если вы закончили 8 лет обучения/семинарии, то вам дается 180 дней, прежде, чем вы будете возведены в сан. Шесть месяцев дьяконства, и вы почти у цели.

      • По сути, это испытательный срок. Вы сможете испытать, что вас ждет. Это последнее препятствие, и преодолеют его лишь те, кто действительно хочет посвятить себя священничеству. К вашему сведению, обеты безбрачия и преданности Богу приносятся на этом этапе.
    1. Пройдите рукоположение в сан. Призыв епископа - последняя "проверка", действительно ли священничество - ваше призвание. Если епископ не рукоположит вас в духовный сан, значит, священничество - не ваше призвание. Если у епископа не будет какой-то причины на самом деле не рукоположить вас в сан, то все будет хорошо. Примите сан, и вы в деле!

    2. Получите назначение священника в определенном приходе. После того, как епископ рукоположит вас в сан, для начала вы будете назначены в епархию. В некоторых случаях вас могут попросить переехать. С размещением вам по возможности помогут.

      • По завершении процесса самое главное - остаться покорным Богу и безбрачным. Особых финансовых выгод это не принесет, но ваша душа будет парить.
    • Вы можете быть рукоположены в сан, даже если не являетесь католиком. Зачастую люди осознают свое призвание к священничеству тогда же, когда и необходимость принять католицизм.
    • Для процесса распознания крайне важна молитва. Важно посещать дневные мессы, часто исповедоваться, читать духовные книги и выбрать в покровители кого-то из святых.
    • Целибат и скандалы, связанные с сексуальным насилием, могут лишить вас решимости распознать свое призвание к священничеству. Поймите, эти страхи разделяют и многие мужчины в процессе получения сана, преодолеть их поможет молитва. Поймите также и то, что сексуальное насилие представляет собой действия лишь нескольких людей в церкви, но эти люди ни в коем случае не представляют собой ни церковь как целое, ни большинство священников.
    • Помните, поступление в семинарию не равнозначно принятию сана. Многие поступают в семинарии или становятся учениками в религиозной конгрегации, но понимают, что не призваны к священничеству. Так что, если вы не до конца уверены в своем призвании (и таких, кстати, абсолютное большинство), в семинарию или в ученики все равно можно поступить.
    • Помните о двух обетах католического священника: послушание и целибат. Эти обеты мирские священники приносят своему епископу. Священники ордена приносят обеты послушания, целомудрия и бедности.
    • Можете зайти на www.gopriest.com и заказать бесплатную копию книги отца Бретта А. Браннена "Спасти тысячи душ". Это, возможно, одна из самых мощных книг о прилежном распознании своего признания, книга бесплатная.
    • Можете посмотреть программу становления священником .
    • Термины "призвание" и "познание" пригодятся. Все призваны быть благочестивыми, но все по-разному -- призвания включают религиозную жизнь, священничество, одиночество и брак. "Познание" - длящийся всю жизнь процесс познания Бога через молитву и веру. Познание требует колоссального терпения.