Советские карикатуры. Карикатуры в ссср: «не станут ли карикатуристы безработными

Западные карикатуры на Советский Союз

Этот пост я задумала, как продолжение поста о карикатурах советского времени. Мне стало интересно, какие карикатуры в западных странах рисовали на СССР?

Как и ожидалось, их было немало. Множество карикатур было сделано на Сталина - это была излюбленная тема! И притом карикатуры порой были очень злы.

Журнал «Vanity Fair» в 1936 году опубликовал карикатуру мексиканского художника Мигеля Коваррубиаса, где в воздухе, держась за стропы парашютов, Эльза Скиапарелли(итальянский модельер, дизайнер, создательница стиля «прет-а-порте»)разговаривает со Сталиным, у которого тоже за спиной парашют.

Создатели мугама и асигского искусства являются первоклассными профессионалами, а песни и танцы импровизированы и исполнены в присутствии больших народных масс. Азербайджанский фольклор счастливо женат на ашигской народной поэзии. Песни, танцы и музыка присутствуют на всех фестивалях. Искусство Ашига - это не только поэтичный дар, но и талант к написанию песен, умение делать музыку и танцевать. Асиг исполняет эпические стихи, песни и импровизации в сопровождении струнных инструментов, ветра и перкуссии.

Вокальная и инструментальная музыка асига основана на классических мелодиях, каждая из которых характеризуется бесконечностью импровизированных версий. В репертуаре асига есть также популярные песни и поэтические музыкальные конкурсы. Среди наиболее важных агигов - Гурбани, Аббас Туфарганли, Шикесте Ширин, Алескер.

А рядом с рисунком был помещен вот такой диалог:


«Сталин . Что вы здесь делаете, портниха?
Скиап . Совершаю обзор туалетов ваших женщин.
Сталин . Не можете оставить в покое наших женщин?
Скиап . А они не желают, чтобы их оставили в покое, хотят быть похожими на других женщин в мире.
Сталин . Как, на эти чучела без ляжек и грудей вашей агонизирующей цивилизации?!
Скиап . Знаете, они уже любуются нашими манекенами, нашими моделями. Рано или поздно они примут наши идеалы.
Сталин . Никогда, пока существует советская идеология!
Скиап . Посмотрите вниз, стальной человек: возникают институты красоты, парикмахерские салоны, вслед за ними придет мода. Через несколько лет вы не увидите больше платков на головах.
Сталин . Вы недооцениваете глубину души русских женщин.
Скиап . А вы — естественное женское кокетство.
Сталин . Может быть, перерезать стропы вашего парашюта…
Скиап . На мое место придут сто других.
Сталин . Тогда я перережу свои!»

Асигское искусство Алескера вошло в легенду и стало популярным во всех регионах Азербайджана. Танцевальные танцевальные танцы, разделенные на ритмы, живые и быстрые, отличаются своеобразными национальными особенностями. Богатство азербайджанской музыкальной культуры подтверждается литературными источниками, такими как эпическая поэма «Книга Деда Горгуда», произведения заголовков классической азербайджанской поэзии, Низами, Мехсети, Насими, Физули и др. Многогранный музыкант Мараги значительно повлиял на его творчество на развитие теоретической музыкальной мысли.

Карикатура на Сталина и коллективизацию сельского хозяйства

"Все следуют за играющим на дудочке"

Надписи на сидящих вокруг котла "рабство", " война", "голод".

В популярной музыке Азербайджана есть семь основных режимов: раст, шур, сегях, шуштер, байати-шираз, чаркет и хумаюн, каждый из которых характеризуется особым эмоциональным аспектом. Народные песни различаются в зависимости от пола. Рабочие чаты, связанные с различными сельскохозяйственными работами, такими как вспашка, сбор урожая, сортировка риса и т.д. они консолидировались в музыкальной практике; широко распространены ритуальные песни сезонов и торжеств. Музыкальная культура Азербайджана тесно связана с концепцией мугама.

Целые поколения выросли в позвоночнике такого рода музыки, что отличает все самые важные события и праздники. Мугам является частью жизни Азербайджана, является частью самих себя. Традиционно мугам исполняют певцы-хананда, обычно в сопровождении трио, состоящего из струнного смолы, башенки и капусты. Его слава отличается не только на Кавказе, но и на всем Ближнем Востоке. Мугам-переводчики тщательно изучают все правила этих песен и, после усвоения лучших традиций своих предшественников, тщательно охраняют их, развивают, обогащают и передают их будущим поколениям.

Ок. 1939 года.
«Сталин целыми лопатами скармливает Преисподней людей и железо»..
До Второй мировой войны на Западе царила мода на антисталинские карикатуры. Итальянская газета Stampa Sera изображает советского вождя в образе дьявола.



Таким образом они создают стиль пения и собственные традиции. В то время мугам в основном исполнялся во время свадеб и банкетов. Такие встречи организуют азербайджанский поэт Хуршидбану Натаван и известный ученый, поэт, художник и музыкальный критик Мир Мохсун Навваб. Эти музыкальные встречи сильно отличаются от свадебных банкетов. Обсуждаются литература и живопись, посвященные этическим аспектам поэзии, музыки и мугама. Молодые певцы часто выступают для такого рода экзаменов: те, кто передает его, получая благоприятное мнение, начинают свое художественное путешествие.

Было огромное количество карикатур на Сталина и Гитлера

А вот так вот начиналась Вторая Мировая Война.Знаменитая карикатура из западной печати была подписана так: "Любопытно, сколько продлится этот медовый месяц?"

Певицы Карабаха придают особое значение поэтический текст мугама. В частности, они считают взаимодействие между словом и музыкой важным. Обычно в мугаме газаль используется классическими восточными поэтами, такими как Хафиз, Саади, Физули, Вагиф, Натаван. Иногда они прибегают к текстам, составленным из себя. Роль Майнуна играет певец Джаббар Гариаджоглу. Таким образом, мугам, который выражал видение и восприятие людей в мире, становится художественным выражением профессиональных художников. Мугам является основой национальной музыки Азербайджана.

А вот карикатура на мюнхенский сговор 1938 года

Лето 1940. Политическая карикатура на попытки присоединения Прибалтийских Государств к СССР. Западная Европа, 1940 г. О-о-очень злая карикатура...

Карикатуры на Сталина и Черчилля

Он жив, развивается, доводится до самых важных театров мира и передается новым поколениям. На протяжении веков мугам менялся, он стал, но все же является одним из самых глубоких откровений музыкального наследия восточных народов. Хотя это и есть наследие восточного мира, в самом Азербайджане мугам переживает сильное развитие, отличаясь точностью мельчайших деталей. Только здесь есть жанры, такие как зарб мугам и джаз-мугам, который не имеет равных, и чья оригинальность признана во всем мире.

В Баку есть симфонические оркестры и частная оперная труппа. Узеир Гаджибеков закладывает основы современной азербайджанской музыкальной культуры. Он развивает теорию азербайджанских мелодий, создает первые национальные произведения и музыкальные комедии. Композиционную школу возглавляет Гара Гараев, чья работа объединяет национальные персонажи и стилистические особенности современной музыки. Он выводит азербайджанскую музыку на международную арену. Фикрет Амиров создает жанр симфонического мугама.



"Я думаю дела пойдут лучше, когда вы на нашей стороне" — это говорит Черчилль из-за спины Сталина. Черчилль на этой карикатуре на себя, кстати, не слишком похож. Карикатура датирована концом июня 1941-го. Немцы прибывают в уверенности, что скоро придет конец и Британии, и Советскому Союзу.

Гаджибекову изобретает новый жанр, роман-гажал, следуя стилям восточной поэзии. Музыка Азербайджана - достойное место в мировом искусстве, в том числе произведения известных композиторов и художников, таких как Муслим Магомаев, Бюльбюль, Рашид, Бехбудов, Арифмаликов, Ниязи, Сулейман Алешкеров, Алим Гасымов, Вагиф Мустафазаде и многие другие. Столица Азербайджана стала ареной для многих всемирно известных международных музыкальных фестивалей, в том числе джазового фестиваля.

Это, прежде всего, возрождение фестиваля, который был организован в Баку в конце 1960-х годов и был одним из самых оживленных событий в культурной жизни страны. Главными фигурами азербайджанской музыки, композитором Тофигом Гулиевым и мастером Ниязи, заложившими основы азербайджанского джаза, на самом деле можно считать сторонниками джазового оркестра. Однако всемирно известный азербайджанский джаз в основном связан с именами известных пианистов Рафига Бабаева и Вагифа Мустафазаде. Именно в те годы были сделаны первые эксперименты, чтобы попытаться собрать элементы западной и восточной музыкальной культуры.

"Ты должна верить ему, Британия. Он всего лишь хочет тебя защитить". Карикатура на обложке журнала Lustige Blätter — реакция на заключение военного союза между СССР и Британией.

Двое молодых людей из Баку впервые видят всех, поскольку в этом джазе можно достичь этой цели. Таким образом, в 70-х годах звукозаписывающая компания «Мелодия» выпускает шесть альбомов Вагифа, из которых двойной. Возрождение бакинского джаза начинается во второй половине 1990-х годов с инаугурации караванского джаз-клуба, посвященного Вагифу Мустафазаде. Этот фестиваль, который, несомненно, дает Баку статус одной из мировых джазовых столиц, получает большой успех и поэтому решает организовать его каждый год.

В Азербайджане происхождение театра связано с образом жизни, обычаями, костюмами, традициями, популярными фестивалями, свадебными церемониями и даже видением мира азербайджанского народа. В древних церемониях, таких как «Саячий», «Новруз», «Говшех», помимо хора, танцы и диалоги, также встречаются драматические сюжеты, прогрессирование событий, а иногда и художественные образы. В театральных спектаклях «Коса-Коса», «Гаравелли», «Килимараси» и «Сьяа Селим» есть сюжет, драматическая прогрессия, и есть актеры, которые носят соответствующие маски и одежду.

А это уже зима 1942 года. "Результаты зимнего наступления. Он укусил сталь". Под Москвой немцы впервые за всю войну потерпели сокрушительное поражение. Но не признаваться же в этом, в самом то деле. Немцы в тылу должны быть уверены в том, что на фронте все хорошо.

В спектаклях «Хан-хан», «Танец муравейника», «Дуэт свекрови и молодой женщины», исполненные во время свадебных церемоний, есть элементы игры и развлечений. В меджлисе Узан-Ашига, в сценах «Зорхана», на выставках балансировки и церемониях «Юх», особенно широко распространенных в древности, элементы уличного театра очень сильны. Национальный театр Азербайджана всегда характеризовался реалистичными стилями, связанными с рабочими. Театральный репертуар характеризуется короткими выступлениями, характеризующимися точным этическим содержанием.

1942 год. «Ждем!!!» А так Советский Союз в первые годы войны представляет американский художник Артур Шик из журнала Collier’s. Пока Сталин бьет Гитлера и Муссолини, Черчилль и Рузвельт выжидают.

Плакат авторства Paix et Liberté - французской антикоммуниститческой группы художников, приурочившей его распространение к участию СССР в Стокгольмском воззвании (документ, принятый на сессии Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников мира, проходившей в Стокгольме с 15 по 19 марта 1950 года по инициативе Фредерика Жолио-Кюри) . Этим плакатом они указывали на, по их мнению, пустую риторику Сталина, призывающего к миру, а на самом деле, как мы видим, стремящегося уничтожить бедных французов с помощью дробящего холодного оружия.

Эти шоу показывают иронию, строгость и одновременно с комедией, повседневной жизнью и народными костюмами. Во время династии Сефевидов власти широко распространили религиозные пьесы под названием «Шебихи», которые эффективно повлияли на появление в Азербайджане профессионального театра, приведя многих артистов на сцену. Ахундзаде также проходят в Азербайджане в Тбилиси. Представители азербайджанской прогрессивной разведки и учителей, окончивших Горийскую семинарию, организовали театрализованные представления в Шуше, Нахчыване и других городах.

Удивительный образец антикоммунистической пропаганды - комикс 1947 года про Америку, в которой к власти пришли коммунисты. Дети-стукачи, религия вне закона, неограниченная власть правительства, продовольствие по карточкам и концлагеря на Аляске - таким представляли коммунистическое будущее авторы комикса.

В то же время они участвуют в этих шоу как «актеры». Ахундзаде. Нариманов вносит значительный вклад в развитие азербайджанского театра, отвечающего потребностям сценического реализма. Нариманов приглашает молодых интеллектуалов в компанию актеров и в то же время играет ведущие роли на многочисленных концертах. Нефтяной танкер и покровитель Баку Хаджи Зейналабдин Тагиев внес фундаментальный вклад в рождение азербайджанского национального театра. Появляются имена молодых режиссеров и драматургов. Среди других братьев Ибрагимбекова выделяются: Максуд с «Надеждой» и Рустамом с «Интеррогаторио»; и все еще писатель Анар с «Летними днями в городе».



Карикатура на Хрущева. Карибский кризис...



Следующим любимым объектом карикатур стал Брежнев.

Карикатура из арабского журнала 1981-82 гг. С большими мускулами г-н Р.Рейган, а рядом - тов. Брежнев

Эфендиева «Странный молодой человек» и «Голоса из сада», «На перекрестках» в театре Н. Ордубади. В театре Азербайджана наблюдается целая плеяда знаменитых актеров, сценаристов и оригинальных режиссеров, имена которых хорошо известны за пределами Азербайджана. История азербайджанского кино начинается 2 августа. Первые фильмы уже наступили; Только по этому вопросу. В 1920-х годах сюжеты азербайджанских фильмов в основном касались борьбы с религиозным фанатизмом, революцией и свободой женщин.

Ахундзаде «Семья»,, состоящий из трех эпизодов, связанных общим сюжетом, а также «Подводная лодка Т-9», посвященная героизму, продемонстрированному матросами в годы войны. Фильм очень успешный в Советском Союзе и во многих других странах. В период с конца 1940-х по начало 1950-х годов основная деятельность «Студии Бакинского кино» заключалась в создании художественных документальных фильмов и рекламных фильмов. В этот период выпускаются два художественных фильма «Фатали-хан» и «Бакинские огни». С середины 1950-х годов азербайджанское кино начало новую фазу.

Брежнев в ЧССР

Брежнев и Сахаров.




1980 год. Войска СССР уже второй год в Афганистане.

Брежнев и лидер афганских коммунистов Бабрак Кармаль попивают мартини на безымянной могиле.

Это было до сих пор формирование национальных сценаристов, режиссеров, операторов и художников. Все большее число тематических фильмов, сделанных в последние годы, приводит к эволюции рассматриваемых проблем. На экране - работа и жизнь рабочих, фермеров колхозов и представителей разных профессий.

С 60-х годов в Азербайджане распространяются цветные фильмы. С фильмом «Аршин Мал Алан» в азербайджанском кино, комедия консолидирована. 60-е и 70-е годы характеризуются появлением многих молодых людей в мире кино. В фильме «Каналья» процесс деформации человеческого характера описывается с использованием современных средств художественного выражения и использования сатирических признаков. Фильм представляет большой интерес как в Азербайджане, так и за рубежом. В 60-е и 80-е годы была выпущена серия интересных и оригинально-исторических фильмов, посвященных классовой борьбе в первые годы Советской власти.

Карикатуры израильских изданий. "Третий", надпись на тазу: "Ближний Восток".Кариэль Гардош ("Дош"), иллюстрации к книге "Извините, что мы победили" 1967-го года.



"Не отчаивайся! Попробуй еще раз!". Надпись на дереве: "Израиль".



Еще карикатура на наши отношения с Ближним Востоком. "Сегодня... и завтра!". 1/5/70 - зависимость Абдель Насера от СССР растет.



На карикатуре слева от удара американской ракетки отлетает руководитель Тайваня, справа - от удара китайской ракетки отлетает Леонид Ильич Брежнев, генеральный секретарь ЦК КПСС (СССР).

Подпись под карикатурой - кульминация пинг-понговой дипломатии.



Хороший, плохой, злой... и ваще - ось зла!!!

Рейган и Брежнев



"Как ответить Москве?"

"Наши страны создали противоракетную ракету и противоракетную противоракету...эээ, если честно, то я запутался!" На карикатуре Косыгин и Эйзенхауэр



Наступили времена других политиков - появились новые карикатуры.

Эта карикатура - из американской газеты "Нью-Йорк Таймс"



М.С.Горбачев и Б.Н.Ельцин.



Твитнуть

Класснуть

За окном морозы, самое время для зимней верхней одежды. Доставая из шкафа дубленку или пуховик, мало кто из нас задумывается, что, распространенная сегодня, эта верхняя одежда была дефицитом еще для поколения наших мам. Вот такой вот парадокс: пальто или шинель из натуральной шерсти - весьма распространенная в СССР зимняя одежда, которую носили почти все. А пуховик?

Просматривая эти карикатуры, можно понять, как выглядели модники и модницы в 60 и 70-х. Сегодня в моде ретро, в том числе и отсылки к стилю модов и хиппи. Основы стиля (гиперболизированные, конечно), считываются с легкостью.

60-е (стиляги)

Сегодня ты играешь джаз… Яркие цвета, короткие стрижки и юбки… да, это те самые «стиляги», которых показывали в одноименном фильме.

Узкие джинсы-дудочки, укладки у девушек, стиль нью-лук в платьях.


Карикатуристы высмеивали, в основном, психоделику в цветах.


Хотя и платформам «на манной каше» тоже доставалось. Эти же платформы будут упоминаться и в стиле хиппи.

Еще нью-лук:

60-е (тедди бойз)

Стиль «хулиганов-джентельменов». В Англии он появился в конце 40-х, но потом возрождался в 70-х и 90-х. Уставшие от второй мировой парни захотели одеваться с шиком и лоском и взяли за основу стиль времен короля Эдварда (это 10-е годы 20 века, собственно, короля уменьшительно звали Тэдди, отсюда и название стиля): костюмы-тройки, английский дендизм и лоск.



Пиджак с удвоенным воротником, приталенные пальто, зауженные брюки и набриолиеннные волосы. Если интересно, можно посмотреть на Элвиса Пресли. Слушали эти ребята джаз, рок-н-ролл и свинг.

Девушки тоже начинают одеваться, как парни. Правда, не все осмеливались носить брюки, заменяя их юбкой. Но волосы тоже стригли коротко.


Карикатуры на унисекс

Что интересно, возникнув, как стиль «золотой молодежи», он почти сразу стал стилем рабочих окраин.

60-70-е (моды)

Противовес стилю «тедди бойз», моды - сокращенно от «модернисты», слушали не рок-н-ролл, а модерн джаз и блюз. Отсюда и название. Формировалось данное движение из выходцев среднего класса, для которых важно было «быть», а не «казаться». Если Пресли закатывал вечеринки напоказ, даже период пребывания на фронте превратив в шоу, то моды просто наслаждались жизнью. На них большое влияние оказали битники и тогдашняя лондонская культурная богема. Все, что про них известно точно - это любовь к джазу, мотороллерам и амфетаминам. И конфронтация с рокерами. И всемирная экспансия культуры. «Битлз» и «Роллинг стоунз», к примеру.


Советские моды носят пальто и укладки, подражая лондонской молодежи.

Юбки становятся короткими, как и женские стрижки (спасибо Твигги и Мери Куант).


Карикатуристы это не оставили без внимания:

Длины юбок в 60-е

70-е (хиппи)

Субкультура, зародившаяся в США в 60-е, до нас дошла в 70-х.


Это очень известная субкультура, повлиявшая на мировую моду (даже определившая стиль целого поколения). Дети цветов, «да любви, нет войне» и прочая рефлексия на войну во Вьетнаме. Посмотреть на оригинальных хиппи можно в «Форесте Гампе». Советские же хиппи… многие известные рокеры, панки и барды, в молодости своей были хиппи. Например, Арефьева, Умка, Янка и Летов, Веня Дыркин и Юрий Шевчук.


Прически становятся следующими: парни отращивают себе гривы (и на эту тему много карикатур).


Девушки же либо отращивают тоже, и тогда мы наблюдаем картину «Стога»: