Сабантуй — История возникновения праздника, обычаи. Как проходит праздник Сабантуй в Татарстане? Как проходит праздник Сабантуй

Традиционно в Республике Татарстан Сабантуй проводится в июне в течение 3 недель. В первую субботу по завершении весеннего сева праздник проходит в деревнях и селах, через неделю – в крупных городах (Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Бугульма и т.д.), а еще через неделю в столице республики городе Казани.

В Татарстане Сабантуй имеет статус государственного праздника, поэтому для его подготовки издают указы и постановления, назначают оргкомитеты, выделяют финансирование. Заранее определяют площадь для его проведения – майдан. Эту территорию разравнивают, очищают, на ней сооружают трибуны для зрителей и приспособления для состязаний.

В городах республики, как правило, Сабантуй проходит в один день. Он торжественно открывается главой города, затем следуют развлекательные мероприятия: выступления профессиональных и самодеятельных коллективов, хороводы, песни и танцы, а после начинаются состязания. В Набережных Челнах и Казани также проводятся скачки на ипподроме.

В татарских деревнях и селах празднованию на майдане предшествует сбор подарков. Юноши разъезжают по деревне на лошадях с веселыми песнями, собирают полотенца, платки, отрезы ткани и другие подарки, которыми украшают уздечки коней. В некоторых селах сбором подарков занимаются старейшие жители: хозяева встречают их у ворот и вручают дары.

Ритуальный сбор яиц также является традиционным для Сабантуя в Татарстане. Их собирают в ведро, часть продают и используют вырученные деньги на покупку вещей для празднования, а оставшаяся часть идет для состязаний.

На майдане проводятся конкурсы танцоров, певцов, чтецов. Устраиваются шуточные соревнования: бег с наполненными водой ведрами на коромысле, прыжки в мешках. Участники вылавливают губами монету из таза с молоком, держа руки за спиной, дерутся мешками, набитыми сеном или травой, сидя на скользком бревне, разбивают с закрытыми глазами глиняные горшки, перетягивают канат, лазают на высокий столб, наверху которого подвешен приз и т.д.

Особый момент на Сабантуе – национальная борьба куреш, которую начинают маленькие , а затем поочередно продолжают юноши, молодые и мужчины. Когда остается 2 борца, начинается борьба батыров. Ее победитель получает главную награду Сабантуя: живого барана или ценный приз (автомобиль, бытовую технику, ковры и т.д.).

Жители Республики Татарстан готовят к Сабантую новые красивые наряды, подарки родственникам и друзьям, накрывают праздничный стол. На майдане идет бойкая сладостями, выпечкой, чаем, водой, соками. Часто на лужайках устраивают большие чаепития.

Сабантуй дополняется современными традициями, которые сливаются воедино со старинными обычаями, но всегда этот праздник объединяет и роднит людей разных наций, и возрастов.

Россия , Казань

Сабантуй в Казани: яркие фото и видео, подробное описание и отзывы о событии Сабантуй в Казани в 2020 году.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры в Россию

В многонациональной России словом «сабантуй» часто обозначают весёлую и шумную, часто молодёжную, гулянку. Но на самом деле это исконно национальный праздник, причём приуроченный к определённому времени года. В нашей стране Сабантуй празднуют башкиры и татары, причём последние - с особым размахом. Иначе никак: ведь Сабантуй знаменует окончание весенних трудов и наступление долгожданного лета. В переводе с татарского «сабантуй» («сабан туе» или «сабан байраме») - это «свадьба плуга». У татар Мордовии есть похожий праздник, который называется Балтай («медовый праздник»). Нечто похожее есть и у северных кавказцев.

Сабантуй исторически длился долго, начинаясь весной и заканчиваясь уже ближе к лету. Сегодня положение дел несколько иное, и часто татары отмечают не один, а два Сабантуя: первый символически приурочен к концу весны, а второй - к началу осени, перед покосом.

Традиционный приз для последнего финалиста - живого барашка - вручают и по сей день, хотя в последние годы его всё чаще дополняют чем-то более «городским» (к примеру, автомобилем).

Сабантуй в Казани - последний из длинной череды праздников, которые проходят по всему Татарстану . С конкретной датой обычно подгадывают к воскресенью: официального дня для Сабантуя нет. Исторически Сабантуй был наполнен множеством обрядовых действ, которые выполнялись в строгой последовательности. В их число входили и покраска яиц, и хождение по гостям, и сбор продуктов для совместного приготовления определённых праздничных блюд. В наши дни всё стало немного проще, но тоже весело: Сабантуй в Казани - это народные гуляния, угощение и игрища. В последние годы мероприятия часто проходят за городом.

Традиция проведения Сабантуя подразумевает обязательную уборку в доме и сбор подарков накануне праздника. Само празднование и место, где оно проводится, называется одинаково - майдан. Здесь расставляют столы с угощением и всё, необходимое для соревнований. В Казани Сабантуй обязательно открывает речь президента республики, после чего начинается культурная программа с музыкой и танцами. После настаёт время спортивных состязаний, за победу в которых участники получают призы. Самая зрелищная часть состязаний - последняя, в которой бойцы-батыры сражаются друг с другом в национальной борьбе. Традиционный приз для последнего финалиста - живого барашка - вручают и по сей день, хотя в последние годы его всё чаще дополняют чем-то более «городским» (к примеру, автомобилем). Веселье на майдане проходит с позднего утра и до середины дня. После обеда начинается более молодёжная и менее официальная часть Сабантуя («вечерний Сабантуй»).

В советское время Сабантуй не очень-то одобрялся, а многие традиционные действия были запрещены. Сегодня всё обстоит с точностью до наоборот: все три президента РФ в разное время присутствовали на казанском Сабантуе и даже самолично принимали участие в конкурсах.

Время и место проведения Сабантуя в Казани ежегодно определяется указом администрации города.

23 июня в Казани пройдет традиционный татарский праздник Сабантуй, который ежегодно собирает на своих площадках тысячи человек. Это отличная возможность узнать чуть больше о культуре татар, попробовать, наконец, национальные сладости и поучаствовать в конкурсах.

Тем не менее, Сабантуй - не только про игры, бесплатный (но это не точно) чак-чак и бесшабашных батыров. Он имеет тысячелетнюю историю и традиции, о которых знает далеко не каждый. Enter углубился в историю и узнал, как появился праздник плуга, почему его отмечают до сих пор и при чем здесь язычество.

Сабантуй. Что это вообще?

Есть несколько версий, откуда появилось слово «Сабантуй». В одних источниках уверяют, что «сабан» переводится как «яровые», а в других - «плуг». Еще один вариант перевода - «весенний» или все, что связано со временем пахоты. Немного противоречий вызывает и вторая часть из трех букв - «туй». Она может означать и праздник и свадьбу. Последнее вполне логично - у некоторых древнетюркских племен существовал обряд ритуального вступления в брак с природой. Сейчас все толкуют проще - чаще всего Сабантуй называют праздником плуга.

Историки снова расходятся во мнениях, когда и откуда появился Сабантуй. Здесь и версии с жертвоприношениями в честь бога солнца и неба Тенгри, и параллели с греческими Олимпийскими играми. Некоторые предполагают, что все началось с обрядов и молений, чтобы задобрить духов перед началом весенне-полевых работ.

Часть ученых считает, что изначально это была просто хорошая возможность для батыров выяснить, кто тут самый сильный, и связывают происхождение со спортивными состязаниями. В любом случае, и татарам, и башкирам, которые продолжают праздновать Сабантуй, есть чем гордиться - почти все источники сходятся на том, что он имеет более чем тысячелетнюю историю. Так что, можно на празднике плуга в этом году налить себе катык (или травяной бальзам) и поднять кружку (рюмку) за успешное сохранение вековых традиций.

История праздника плуга коротко

В нескольких источниках указано, что Сабантуй еще в 921 году в своих трудах описал знаменитый исследователь Ибн Фадлан, посол из Багдада, прибывший в Булгары. Также на старинном кладбище тех времен в Алькеевском районе найден надгробный камень с надписью: «усопшая почила в 1120 году в день Сабантуя». Но о точных временных отрезках зарождения праздника историки пока могут только догадываться.

До XIX-го века его празднование сопровождалось языческими обрядами, которые были призваны направить силы природы на помощь людям. Особенно, если это касалось хорошего урожая. Со временем такие обряды с магической подоплекой стали уходить в прошлое. Во многом из-за отношения к ним религиозных деятелей и российских царей - Сабантуй стали называть и смертным грехом, и праздником свадьбы шайтана. Особо активные предлагали и вовсе запретить праздник.

Нелегкая судьба у Сабантуя была и в советское время. Отменять его уже не призывали, зато в народный праздник пробрались идеологические нотки. Власть пыталась сделать его еще одним инструментом для пропаганды. Именно из-за этого, полагают историки, и сдвинулись сроки его проведения - вместо конца апреля перед началом весенне-полевых работ, Сабантуй начали отмечать летом, после их завершения. Такое смещение в датах связывают с тем, что на празднике можно было всенародно чествовать отличившихся работников - показательный пример для остальных. Многие из народных обычаев в прошлом и вовсе причислили к разряду «религиозных».

В настоящее время даты праздника выбирают не аксакалы, как было в XIX-XX веках, а специальный оргкомитет. Изменения произошли из-за того, что Сабантуй приобрел статус государственного праздника. Тем не менее, в некоторых деревнях по-прежнему собираются на неофициальный Сабантуй.

Сабантуй за пределами России

На татарский Сабантуй впервые были приглашены представители других народностей еще до революции, а в ХХ веке это стало обычной практикой. Так праздник понемногу расширил географию. Сейчас его отмечают не только в России, но и за границей. Например, татарский колорит успели ощутить в Вашингтоне, Нью-Йорке, Берлине, Монреале, Праге, Риме, Женеве, Париже и не только. В этом году Сабантуй пройдет в 36 городах мира.

В 2017-м Сабантуй, который прошел в Париже на Марсовом поле, собрал около 20 тысяч человек. На его проведение потратили порядка 20 миллионов рублей. Поесть родной чак-чак и услышать татарскую музыку приехали представители татарских диаспор из 12 стран.

Кроме того, Сабантуй любят и жители Калифорнии. Те, кто имеет татарские корни, угощают гостей праздника губадией и эчпочмаками. В этот день в городе можно встретить десятки американцев с тюбетейками на голове. А на Сабантуе в Женеве артисты из Швейцарии поют на татарском, башкирском и русском языках. Также услышать можно и звучание курая.

Сабантуй в Париже, 2018

Аналоги Сабантуя

Башкирский Сабантуй - собрат татарского. Его отмечают примерно в то же время, что и в Татарстане. Он также связан с окончанием весенне-полевых работ. У башкир первые упоминания о празднике плуга встречаются в XVIII веке.

У чувашей похожий праздник, посвященный земледелию, называется Акатуй. Народу из соседней Республики повезло - они празднуют целую неделю. Обязателен поход по гостям, угощения и на совесть сваренное пиво. Зато совпадает идея - надежда на богатый урожай.

Марийцы же отмечают Ага-Пайрем. Перевод названия совпадает с Сабантуем - праздник плуга. По завершении посевных работ марийский народ устраивает спортивные состязания - те же скачки, конкурсы и игры.

Похожие праздники есть также у мордвы, удмуртов, народов Северного Кавказа и у казахов.

Все дерутся и прыгают в мешках. Мне стоит переживать?

Ниже не полный список народных игр, которые помогут вместо просматривания сториз в инстаграме, предаваться безудержному веселью на Сабантуе. Со временем они видоизменялись, но большая часть существует много лет.

Скачки

Бравые егетләр (юноши, - прим. Enter) соревнуются в скорости и ловкости - и не только в умении обогнать соперника, но и в завоевании сердец.

Прыжки в мешках

Пояснение: нужно прыгать в мешке. Кто не запутается в ногах и окажется первым на финише - тот победил.

Бой мешками на бревне

Цель соревнования в том, чтобы, не теряя достоинства и координации, бить соперника мешком, набитым соломой. Падать с бревна нельзя!

Разбивание горшков с закрытыми глазами

Нужно метко попасть палкой по горшку, и желательно - не ударить никого из окружающих.

Перетягивание каната

Принцип прост - в чьей команде больше накаченных батыров, та, как правило, и перетянет веревку в свою сторону.

Влезание на верхушку столба

Смельчаку предстоит проявить выдержку и отсутствие акрофобии, чтобы вскарабкаться на самый верх столба, где находится приз.

Бег с ведрами

Участникам с ведрами, наполненными водой, предстоит пробежать небольшую дистанцию. Нужно финишировать первым и желательно не облить судью.

Где и когда пройдет Сабантуй-2018

23 июня национальный праздник в Казани примут две площадки - Березовая роща в поселке Мирный и лесопарковая территория возле озера Лебяжье. Ради скачек нужно будет отправиться на Казанский ипподром. Сабантуй начнется в 9:30 в обеих локациях. На них пройдут около 15-ти соревнований. Для детей будут работать отдельные площадки со специальными программами. Скачки стартуют в 15:00: зрители увидят 12 заездов, а те, кто сделал верные прогнозы, смогут отметить это на концерте после состязаний.

До Березовой рощи запустят автобусы с остановок: «Станция метро Проспект Победы», «10 микрорайон», «Концертный зал филармонии» на Павлюхина, «ул. Глазунова» (Теплоконтроль). Также доехать можно на электричке со станции «Казань-1». Добраться до Лебяжьего озера помогут автобусы № 36, 46 и 72. Только на остановке «Ремплер» в Залесном придется пересесть в бесплатные шаттлы, которые довезут до площадки Сабантуя. Они курсируют каждые пять минут.

Как вести себя на Сабантуе. Памятка для тех, кто окажется там впервые

  • Когда кто-то пошутил на татарском, необходимо вежливо рассмеяться, даже если ничего непонятно
  • Нельзя отказываться, если предлагают станцевать, ударить кого-то мешком по голове или выпить кружку чая
  • Чтобы понравиться окружающим, при звуках любой татарской песни, нужно начать приседать, попеременно выкидывая ноги в сторону. Руки при этом держать за спиной
  • Не стоит фотографироваться на фоне коней. Возможно, вас примут за участника скачек, посадят на лошадь и отправят в забег.
  • Стоит улыбаться и чаще произносить «рәхмәт», «монда яхшы», «мин татарларны яратам»
  • Помните: то, что происходит на Сабантуе, остается на Сабантуе

Среди татар, пожалуй, нет ни одного человека, который бы не знал о существовании Сабантуя. Этот праздник также отмечают башкиры и некоторые народы Поволжья и Кавказа.

Праздник земледельцев или кочевников?

Сабантуй без преувеличения можно назвать самым любимым праздником татар. Он насыщен народными танцами, песнями, играми, подарками, и символизирует воссоединение человека с природой. Сабантуй празднуют в честь окончания полевых работ, его называют торжеством труда и плуга.

«Сабантуй является одним из самых древних праздников. Об этом свидетельствует надгробный памятник 1294 года, который обнаружили при раскопках. В эпитафии сообщается: «Покойный умер в день Сабантуя», - говорит профессор кафедры татароведения и тюркологии Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Гамирзян Давлетшин.

Кстати, само название праздника происходит от слов «сабан» (плуг) и «туй» (праздник). Поэтому в народе укоренилось мнение, что Сабантуй - это торжество земледелия. Однако профессор ставит под сомнение такое толкование.

«Игры, традиционно проводимые в этот день, показывают, что людям того времени была свойствена не оседлость, а кочевничество. Бои, конные скачки, бег в гору, - все это характеризует скорее не земледельцев, а кочевников», - отмечает Гамирзян Давлетшин.

Сабантуй всегда сопровождается громкой музыкой и танцами. Фото: АиФ-Казань/ Александра Дорфман

Как изменился Сабантуй

Со временем многие праздники претерпевают изменения. Так, в последнее время забывается традиция сбора подарков перед Сабантуем. Издавна верхом на лошадях с украшенными сбруями или на повозках всадники проезжали по улицам с песнями и музыкой, собирая сувениры для победителей будущих состязаний - батыров. Из каждого дома выносили подарки, среди которых преобладали платки и полотенца, искусно вышитые деревенскими мастерицами.

«В некоторых деревнях и селах эта традиция соблюдается, а в городах крайне редко», - добавляет профессор.

Кроме того, в старину особое значение придавали месту проведения праздника - майдану. Он должен был располагаться около реки или горы. Открывал Сабантуй традиционно старейшина - самый уважаемый человек в деревне. Сейчас на церемонии в основном выступают главы городов и поселений. Также, по словам Гамирзяна Давлетшина, в последнее время на Сабантуе гуляют до позднего вечера, тогда как традиционно это утренний праздник.

Особых угощений на празднике нет, но люди всегда стараются подать к обеду баранину. Фото: АиФ-Казань/ Александра Дорфман

«В обед люди ходили друг к другу в гости и угощали разными блюдами. Конкретных угощений в этот праздник нет, но татары стараются подавать на стол еду из баранины, а из напитков - айран. Употреблять алкоголь не принято, ведь в основном все татары - мусульмане, а Аллах запрещает спиртное», - говорит Гамирзян Давлетшин.

Борьба куреш

Ни один Сабантуй не обходится без турнира по национальной борьбе куреш, это важная часть праздника. Победитель получает звание батыра (силача) и главный приз - барана. Куреш - это борьба на поясах. Главным условием победы считается оторвать соперника от земли и положить его на спину. Традиционно, соревнования открывают мальчики, затем продолжают юноши, а кульминацией боя становится схватка двух финалистов, в результате которой выявляется главный батыр.

Соперника нужно поднять и повалить на спину. Фото: АиФ-Казань/ Александра Дорфман

Скачки на конях

На Сабантуе самая зрелищная часть программы - скачки. Дело в том, что конь для татарина всегда был не только помощником, но и другом. Раньше в соревнованиях принимали участие ребята лет 10-15, сейчас опытные наездники. Скачки проводятся на ипподроме. Самая длинная дистанция на соревнованиях составляет 2400 метров, самая короткая - 1000 метров.

Скачки проводятся на ипподроме. Фото: ОАО "Татспиртпром"

На столб за петухом

Самый труднодоступный приз находится на верхушке гладкого, высоченного столба. Участник состязания должен забраться на него без помощи каких-либо инструментов и достать петуха. Это только с виду кажется, что упражнение легкое, на самом деле с ним справляются немногие.

На верхушке гладкого столба находится петух. Фото: АиФ-Казань/ Александра Дорфман

Бег в мешке, с яйцом и в гору

Помимо основных состязаний - борьбы куреш и конных скачек - Сабантуй изобилует традиционными спортивными и развлекательными играми. Например, бег с яйцом. Участник кладет сырое яйцо в ложку, а ложку в рот. Так нужно преодолеть несколько метров и не уронить яйцо. Бег в гору, в мешках и перетягивание каната считаеются народными играми, они проводятся не только на Сабантуе, но и на других праздниках.

Разбей горшок

Обрядом разбивания глиняного горшка раньше сопровождалась церемония изгнания злых духов, сейчас это просто забавная игра. Участник с завязанными глазами палкой должен попасть по глиняному горшку. Говорят, что в 1996 году Борис Ельцин приехал в Казань на Сабантуй, где по всем правилам справился с конкурсом.

Горшок нужно разбить с завязанными глазами. Фото: АиФ-Казань/ Александра Дорфман

Бой мешками

Два участника состязания садятся верхом на бревно друг против друга, держа в руках заполненные соломой мешки. По сигналу судьи игроки начинают бить друг друга мешками, стремясь сбить соперника на землю.

Бой мешками. Фото: АиФ

Монета в катыке

Игроку плотно завязывают глаза и отводят руки за спину. По сигналу судьи игрок наклоняется над тарелкой и, «нырнув» лицом в катык (кисломолочный напиток), губами начинает искать монету. Время поиска монеты строго ограничено.

Поднятие гири

Соревнующиеся должны поднять камень весом примерно 25-30 кг рукой. Правила соревнований просты таковы: каждый участник предварительно поднимает камень обеими руками и удобно укладывает его на поднятую к плечу правую ладонь. И после этого, медленно выпрямляя руку, поднимает тяжесть. На большинстве Сабантуев на соревнованиях по поднятию тяжестей используются гири или штанги.

«Возможно, Сабантуй потому и любят в народе, что он дает возможность каждому взрослому на один день вновь почувствовать себя ребенком. Поэтому можно с уверенностью сказать, что основные традиции этого праздника никогда не умрут», - отмечает Гамирзян Давлетшин.

Праздник одновременно проходил на двух условных площадках, которые разделял украшенный флагами двух республик пешеходный мост через залив. Первая площадка расположилась возле монумента Матери-покровительницы, радушно встречающей гостей с распростертыми руками, а вторая площадка, местная Красная площадь, - у здания Чувашского драматического театра.

На локации у монумента происходила вся интерактивная программа, без которой не обходится татарский народный праздник, - это спортивные состязания, в которых может принять участие любой желающий. Это и бой мешками, наполненными соломой, разбивание горшков с закрытыми глазами, восхождение на верхушку столба, бег в мешке и с куриным яйцом и так далее. Тут же для самых маленьких батыров была организована площадка для национальной борьбы курэш.

«Татарское подворье» от делегации из Нижнекамска

О быте татарского народа рассказывала специально установленная к празднику площадка под названием «Татарское подворье». Ее по традиции представила многочисленная делегация из Нижнекамска, которая в этом году приехала на федеральный Сабантуй в количестве 550 человек. Гостем праздника в этом году стал и глава Нижнекамского района Айдар Метшин.

Нижнекамский район участвует в федеральном Сабантуе уже пятнадцатый год, а площадка «Татарское подворье» создается в десятый раз. В этом году она включала несколько объектов: избу, настоящую баню, сарай, мельницу, колодец и арбу с сеном. Вся территория «Татарского подворья» была усыпана свежескошенной травой, а из бани доносился характерный запах дыма. Каждый присутствующий на несколько минут мог забыть о шумной суете города и ощутить себя в настоящей татарской деревушке.

Более подробно о быте татарского народа можно было узнать в избушке, которая находилась в самом центре подворья. «Каждый раз мы делаем стилизованную избу, в которой показаны бытовые особенности жизни татарского народа. Все экспонаты, которые здесь представлены, были собраны во время музейных экспедиций в Нижнекамском районе. Сейчас они находятся в фондовых коллекциях Комплексного музея города Нижнекамска», - рассказала корреспонденту ИА «Татар-информ» заместитель директора музея Елена Наумова.

В избе также находились несколько человек, которые были одеты в национальные костюмы и занимались своими якобы повседневными делами - пряли нитки, занимались вышивкой. Всего в «Татарском подворье» были задействованы 15 человек - малая часть нижнекамской делегации. По словам Елены Науменко, специальная группа приехала в Чебоксары за месяц до праздника, чтобы успеть отстроить «Татарское подворье» к федеральному Сабантую-2018. Сами экспонаты были привезены в Чувашскую Республику за два дня до праздника.

Главы двух республик - Чувашии и Татарстана осмотрели «Татарское подворье». На Сабантуе есть возможность увидеть образ жизни татарского села, отметил Рустам Минниханов. По его словам, для многих людей представляет интерес информация о том, как жили татары.

«Сегодня Сабантуй - это не просто традиционный татарский праздник. Он проходит в 30 странах и 57 российских регионах, в каждой татарстанской деревне, а также в деревнях Чувашии. Это огромная возможность показать нашу самобытность и культуру. Здесь никто не спрашивает, кто ты. Ты пришел и можешь спеть, сплясать и участвовать в спортивных состязаниях», - подчеркнул Президент РТ.

Чувашский «город мастеров»

В противовес площадке, которая рассказывала о быте татарского народа, на чебоксарской Красной площади, недалеко от основной сцены Сабантуя, был расположен «Город мастеров». Он представлял собой ряд деревянных ларьков с сувенирной продукцией местных чувашских ремесленников. Мастера показали довольно большое разнообразие сувениров - от сшитых собственных руками национальных костюмов до керамических магнитиков с изображением Чувашии и украшений-оберегов.

Как оказалось, для некоторых мастеров ремесленнический труд является семейным делом, которое переходит из поколения в поколение. К примеру, Надежда Степанова имеет художественное образование и почти 30 лет занимается созданием изделий и картин из бересты, а сейчас ее хобби разделяют муж и дочь. По ее словам, интерес к делу появился у нее с детства - унаследовала от отца. «Мне было любопытно, я смотрела, как отец делает вещи - вырезает из дерева, делает резные рамы. Он помогал людям, которые приносили сломанные вещи, он придумывал, как их отремонтировать», - рассказала мастерица.

Раньше Надежда Ивановна изготавливала все вручную, но несколько лет назад в семье ремесленников появился лазерный станок, поэтому сейчас некоторые изделия из бересты делаются серийно. По ее словам, сегодня такую продукцию чаще всего берут в качестве сувениров.

Еще в одном из ларьков корреспонденту ИА «Татар-информ» рассказали о гончарном ремесле. Изделия создаются по старинной технологии: глина вымораживается, а затем сосуды из нее вымачиваются в молоке особой жирности и обжигаются при температуре 350 градусов и выше. «Продукция изготавливается из трех видов глины - белой, голубой и красной. Благодаря ей получившиеся сосуды насыщают хранящиеся в них продукты питания кремнием», - рассказала Антонина Шигильдеева.

По ее словам, такие изделия люди покупают не только в качестве сувениров, но и активно используют в быту - готовят в жаровниках картофель, а в чайниках заваривают чай.

Пролог о дружбе народов и ЧМ-2018 на Сабантуе

Театрализованный пролог проходил на основной сцене, которая находилась у «Города мастеров» на Красной площади. Художественную постановку открыл чувашский народный ансамбль - танцоры в народных костюмах рассказывали своими движениями историю, которая сопровождалась закадровым голосом, вещавшим на чувашском языке. После представления с участием детей зазвучали татарские мотивы и на площадку у сцены вышли девушки и парни, которые рассказали и показали зрителям историю возникновения и традиции Праздника плуга. Затем артисты вынесли подносы с угощением для гостей Сабантуя - сладким чак-чаком. Общая мысль пролога - дружба между чувашами и татарами.

Татары - третья по численности нация в Чувашской Республике, а чуваши - третья нация в Республике Татарстан, напомнил позже Михаил Игнатьев.

Говоря об отношениях двух соседних республик, глава Чувашии отметил, что с первых дней в своей должности он договорился с Рустамом Нургалиевичем «создавать еще более благоприятные условия для сотрудничества на взаимовыгодной основе». По его словам, это помогает в реальной жизни и предпринимателям, и социально-культурной сфере.

«Хочу отметить, что для нас великая честь проводить этот праздник, потому что это наша российская культура. У каждого народа есть свои традиции, которые являются уникальной культурой многонационального народа. А за этим - будущее России», - заключил Михаил Игнатьев.

Позже на площадке у сцены состоялось главное спортивное состязание - национальная борьба курэш для батыров разных весовых категорий. Абсолютным батыром и обладателем приза в виде живого барана стал представитель Марий Эл Муса Галлямов. Обладателя главного приза - автомобиля Volkswagen Polo выбрали путем жеребьевки: каждому победившему в своей категории батыру дали ключи от автомобиля, но лишь у одного из них они были не поддельными. Открыть дверь своего нового авто удалось Ринасу Саттарову из деревни Шыгырдан Чувашской Республики.

Однако и после объявления всех результатов, передачи символа федерального Сабантуя «Тулпар» Республике Коми, в которой будет проходить праздник в следующем году, и окончания концертной программы гости мероприятия не спешили расходиться - на экранах основной сцены началась трансляция матча чемпионата мира-2018 по футболу между Швецией и Англией.