Разработка положения по оплате труда. Разработка положения об оплате труда. Доплаты и надбавки

Хотите сократить зарплатную нагрузку на бюджет компании? Скорректируйте структуру расходов, разделив затраты на две категории – обязательные и второстепенные.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Внесите необходимые преобразования в соответствующий локальный нормативный акт или примите новый. Ознакомьте подчинённых с изменениями под роспись.

Что это за документ?

Положение об оплате труда работников – внутренний документ организации, определяющий правила назначения вознаграждения за труд с учётом государственных гарантий и собственных возможностей фирмы.

В частности, устанавливается размер, основание, порядок и критерии материального поощрения сотрудников.

Для чего нужно?

Согласно ТК РФ, вознаграждение за исполнение непосредственных обязанностей назначается подчинённому трудовым договором в соответствии с ЛНА, действующим в данной организации.

К таким документам можно отнести акт, который, включает условия финансового стимулирования:

  • тарифные ставки;
  • оклады;
  • компенсационные доплаты и надбавки, в том числе за осуществление функций в обстановке, отличающейся от нормы;
  • системы премирования.

Если в компании принят ЛНА, определяющий нюансы начисления зарплаты, нет необходимости прямо указывать их в трудовом договоре.

Достаточно сделать отсылку к соответствующему документу.

Кроме того, порядок внесения изменений достаточно прост и не требует заключения с работником.

Обязательно или нет?

Состав положения об ОТ прямо определён ч. 2 . Однако с 2017 года субъекты малого предпринимательства, относящиеся к категории микропредприятий, вправе полностью или частично отказаться от принятия ЛНА, регламентирующих совокупность взаимосвязей с подчинёнными.

При этом договоры с сотрудниками должны заключаться в единой форме, утверждённой законодательством.

Нормативная база

Глава 1 ТК РФ разграничивает полномочия властей в сфере трудовых отношений.

Федеральными актами устанавливаются:

  • направление государственной политики (ст. 6 ТК РФ);
  • правовое регулирование – процедуры, критерии, нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников - прописываются в ;
  • уровень прав, свобод и гарантий, обеспечиваемых государством , таких как минимальный размер ОТ (определяется в соответствии с ), продолжительность оплачиваемого отдыха (указана в ), рабочей недели (зависит от категории служащего);
  • порядок заключения, изменения, расторжения индивидуальных и коллективных трудовых договоров, состав их обязательных элементов обозначен ст.41, 42, 44 ТК РФ, и детализирован различными ведомствами.

Надбавки, финансируемые из местного бюджета, устанавливаются органами самоуправления. ЛНА, принятые работодателями, конкретизируют порядок расчёта и размер выплат отдельным группам сотрудников.

Предметом уточнения являются не только нормы законодательства, но и требования, установленные правовыми документами и коллективными договорами.

Гл. 58 ТК РФ и позволяет предусмотреть принятие локальных актов, скоординированных с представительным органом сотрудников.

Ниже приведён перечень задач, которые решаются подобным образом:

  • установление режима неполного рабочего времени на срок до шести месяцев;
  • увольнение члена профсоюза;
  • привлечение к осуществлению функций сверхурочно в случаях, не предусмотренных кодексом;
  • дробление периода, отведённого для исполнения непосредственных обязанностей;
  • определение порядка оплаты выходных праздничных дней для подчинённых, не получающих оклад и не привлекавшихся к работе в обозначенный период;
  • условия предоставления дополнительных отпусков сверх имеющихся нормативов;
  • утверждение инструкции по охране труда;
  • применение вахтового метода;
  • размер компенсации затрат на проезд к месту отдыха или лечения для лиц, исполняющих обязанности в районах Крайнего Севера и приравненных местностях.

Локальные нормативные акты, принятые без согласования с представителями работников в установленном порядке, или ухудшающие положение подчинённых по сравнению действующим законодательством, не должны применяться.

Локальный акт вступает в силу с момента принятия или с указанной даты, а прекращается в связи с истечением срока действия либо отменой.

Положение об оплате труда 2019

Законодательство не обязывает руководителей организации издавать отдельный ЛНА, в котором регламентируется порядок вознаграждения наёмных работников за осуществление функций.

Целью утверждения такого документа, как правило, является:

  • конкретизация формы и системы ОТ;
  • установление критериев для начисления жалования в повышенном размере;
  • усиление материальной заинтересованности подчинённых.

Кто разрабатывает?

Положение об ОТ составляется в соответствии с требованиями нормативных актов федерального, отраслевого и ведомственного уровня. Учитываются условия тарифного соглашения, коллективного договора и внутренних документов компании.

При этом установленные правила не должны противоречить друг другу.

ЛНА разрабатывает администрация хозяйствующего субъекта. В процессе утверждения необходимо учитывать мнение представительного органа сотрудников.

ТК РФ содержит перечень ситуаций, в которых заручиться поддержкой работников придётся в обязательном порядке:

  • составление списка должностей с ненормированным периодом исполнения непосредственных функций ();
  • подготовка графика сменности ();
  • установление системы оплаты труда ();
  • повышение жалования лицам, выполняющим работу в нестандартных условиях ();
  • утверждение формы ();
  • определение размера вознаграждения за осуществление функций в выходные, праздники, ночное время ();
  • формирование правил внутреннего распорядка и системы нормирования труда ( , ).

Нужно ли объединять с положением о премировании?

Правила дополнительного материального поощрения персонала по результатам исполнения обязанностей можно включить в один из разделов локального нормативного акта или подготовить в виде отдельного документа.

Последнее целесообразно в следующих ситуациях:

  • условия и размеры премий для разных групп подчинённых существенно отличаются;
  • количество категорий сотрудников в компании достаточно велико.

В любом случае необходимо определить следующие показатели дополнительного стимулирования:

  • верхнюю и нижнюю границу;
  • условия осуществления выплаты и уменьшения её размера;
  • периодичность.

Основные разделы и структура

При разработке положения об оплате труда важен не только состав самих элементов, но и порядок их включения в ЛНА.

Таким образом, примерная композиция документа может быть следующей:

Общие положения Акты, ставшие основанием, система вознаграждений, условия выплат, установление надбавок для разных категорий, нормирование труда.
Основная часть Должностные оклады, порядок их повышения и предельные размеры, тарифные ставки и сдельные расценки.
Оплата осуществления функций в нестандартных условиях Дополнительное поощрение за работу в выходные, ночное время или сверхурочно.
Оплата исполнения обязанностей другого сотрудника Вознаграждение за внутреннее или внешнее совместительство, замещение, сочетание разных должностей или профессий, расширение зон обслуживания.
Премирование Материальное стимулирование в соответствии с результатами.
Выплата дивидендов Распределение сумм доходов между участниками общества.

Обязательные моменты

Корректируя положения ОТ, следует учитывать, что некоторые затраты относятся к группе неотменяемых расходов (ч. 4 ст. 8 ТК РФ):

  • надбавки компенсационного характера (выполнение установленных показателей, дополнительных задач, работа в условиях, отклоняющихся от нормы);
  • отпускные гарантии для лиц, не достигших совершеннолетия, исполняющих обязанности на Крайнем Севере или вредных производствах.

Приложения

Иногда принятый в компании ЛНА приходится дополнять. Например, изменился МРОТ (82-ФЗ от 19.06.2000) и, в связи с этим, необходимо установить компенсационную надбавку до уровня минимальной зарплаты.

Потребуется разработать регламент, согласно которому она будет начисляться автоматически.

Это гораздо удобнее, чем внесение изменений в трудовой договор.

Так как обязательной формы положения об оплате труда нет, оно разрабатывается под индивидуальные потребности организации. Поэтому предельное количество приложений, их наличие либо отсутствие не регламентируется.

Образец (пример)

Форма положения включает следующую информацию:

  • название и реквизиты организации;
  • ссылка на нормативные документы;
  • виды выплат;
  • порядок вознаграждения за труд;
  • периодичность начислений;
  • удержания;
  • расчёт при увольнении;
  • условия выдачи жалования в случае смерти сотрудника;
  • размер оплаты при невыполнении должностных обязанностей, простое;
  • тарифную ставку;
  • систему премирования;
  • объём и характер установленных надбавок;
  • ответственность за задержку зарплаты;
  • порядок извещения работодателя.

Документ должен быть заверен подписью руководителя и оттиском печати.

Типовой

Специальные требования к локальному акту, отражающему систему материального стимулирования персонала, не установлены.

Каждая компания сама решает, какие обязательства перед работниками необходимо зафиксировать. Главное условие – соблюдение ТК РФ.

Для муниципальных служащих

  • коллективными договорами;
  • нормативными документами ();
  • актами органов местного самоуправления.

Сохранение единства должностей и профессий обеспечивается применением специального тарифно-квалификационного справочника.

Для муниципального казенного учреждения

Система ОТ и форма положения установлена ведомством, осуществляющим функции учредителя юридического лица, и является обязательной к исполнению ().

Для бюджетного учреждения

Если некоммерческая организация создана РФ или её субъектом, то при разработке ЛНА, касающегося материального поощрения сотрудников, ей необходимо учитывать рекомендации вышестоящих структур.

Для ИП

Гл. 48.1 ТК РФ наделяет индивидуальных предпринимателей правом составлять и применять положение об оплате труда либо заключать трудовые договоры с персоналом в единой форме, утверждённой законодательством.

Медицинских работников

ФМБА подготовлен бланк локального акта, регламентирующего вознаграждение сотрудников организаций здравоохранения.

Документ разъясняет:

  • порядок и условия выплаты жалования руководителям и персоналу разного уровня;
  • установление надбавок стимулирующего и компенсационного характера;
  • разделение на квалификационные группы;
  • применение повышающих коэффициентов.

В ООО

При работе вахтовым методом

В условиях суммированного учёта периода исполнения трудовых функций положениями гл. 47 ТК РФ разрешается применять как повременную, так и сдельную систему оплаты труда.

Премия начисляется без учёта дней межвахтового отдыха, которые компенсируются в размере тарифной ставки, к которой не применяется районный коэффициент и процентная надбавка.

Нюансы составления и оформления

Чтобы внести изменения в локальный акт, в зависимости от масштаба можно принять новый документ или добавить положения в действующий.

Система оплаты труда утверждается приказом директора и согласовывается с представителями работников. Персонал знакомится с нововведениями под подпись.

Требуется ли внесение пунктов об индексации?

Во избежание претензий трудового инспектора, компании, не относящейся к бюджетной сфере, необходимо прописать прядок увеличения жалования в любом из документов, перечисленных ниже:

  • коллективный договор;
  • условия оплаты труда;
  • локальный нормативный акт.

При сдельной системе ОТ

В ЛНА необходимо добавить следующие положения:

  • виды работ;
  • размер оклада;
  • расчёт части заработка, зависимой от результата;
  • основание для начисления вознаграждения.

По обособленному подразделению

Чтобы закрепить особенности ОТ филиала, изменения вносят в общий локальный акт компании.

Для совместителей

В этом случае оплата труда производится:

  • пропорционально времени осуществления функций;
  • в зависимости от выработки.

При почасовой оплате

В ЛНА необходимо указать:

  • оклад;
  • порядок исчисления заработка;
  • условия дополнительного поощрения и ;
  • оплату часов в праздники, выходные, ночью;
  • дни выдачи жалования;
  • испытательный срок;
  • социальные гарантии.

Нужно ли прошивать?

Факт ознакомления с ЛНА подтверждается подписью сотрудника на специальном листе. Затем вместе с указанной бумагой положение нумеруется, сшивается и удостоверяется уполномоченным лицом.

Основные ошибки

На сегодняшний день в судах рассматривается множество трудовых споров. Причём многие из них связаны с нарушениями норм, установленных законодательством.

Например, условий обязательного минимума по оплате:

Утверждение документа

Положение об ОТ составляется в произвольной форме с учётом мнения представительного органа работников, если он существует.

Кто утверждает?

Новый ЛНА санкционируется распоряжением руководителя компании.

Порядок

В процессе разработки документа можно выделить несколько стадий:

  • определение круга вопросов;
  • установление этапов и сроков;
  • создание рабочей группы;
  • согласование проекта.

Приказ об утверждении (образец)

Так как унифицированной формы не предусмотрено, бланк можно подготовить самостоятельно.

При этом в распоряжении нужно отразить:

  • дату введения в действие;
  • порядок и сроки уведомления;
  • ФИО ответственных должностных лиц.

Ознакомление работников

Новые условия доводятся до сведения всех сотрудников и заверяются личной подписью каждого, проставленной на прикреплённом листе либо в специальном журнале.

Срок действия

Локальный акт может утратить силу в связи со следующими обстоятельствами:

  • окончание установленного периода;
  • отмена;
  • принятие документа с более высоким уровнем гарантий.

Сроки хранения

Для таких локальных актов, как положение ОТ, установлен постоянный период содержания.

Если компания ликвидируется, руководитель обязан передать бумаги в Архивный фонд РФ.

В каких случаях и кому может потребоваться выписка?

Сотрудник может обратиться за копией локального акта в самых разных ситуациях. Например, если планирует оформить пенсию или оспорить действия работодателя в суд.

Исходя из контекста, нужно определиться с объёмом информации и выдать ту часть документа, которая имеет непосредственное отношение к данному субъекту.

Внесение изменений и дополнений

Все поправки добавляются в том же порядке, в каком положение разрабатывалось и утверждалось первоначально.

Как внести?

Подготовить необходимые корректировки, согласовать их с представителями коллектива, ознакомить с новшествами всех заинтересованных лиц.

Как часто обновлять? Требуется ли ежегодный пересмотр?

Работодатель вправе вносить изменения в ЛНА по своему усмотрению, соблюдая правила, установленные законодательством (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).

Положение об оплате труда - локальный нормативный акт, утверждаемый руководителем организации. Основная цель данного документа описать применяемые в организации механизмы расчетов и выплаты заработной платы. Очень часто в таком положении указываются не только правила исчисления и выплаты заработной платы, но и применяемые в организации системы премирования (хотя, нормы о премировании могут быть вынесены в отдельное положение).

Важно! Следует заметить, что, как таковое, положение об оплате труда не является обязательным: большинство его норм уже включены либо в правила внутреннего трудового распорядка, либо в , либо в , а также непосредственно установлены в ТК РФ. Фактически положение об оплате труда в организации носит информационный характер, поскольку объединяет указания всех приведенных источников и объединяет применяемые в организации правила оплаты труда . Кроме того, положение об оплате труда (и в первую очередь его положения о премировании) имеет большое значение и для целей налогообложения, т.к. является документальным подтверждением обоснования расходов на оплату труда, произведенных организацией.

Чётких правил относительно того, нужно ли объединять положение об оплате труда в одном документе с положением о премировании, не существует. Каждая организация, составляющая положение об оплате труда и положение о премировании, действует в этом вопросе на своё усмотрение. Действующее трудовое законодательство не содержит каких-либо требований к положению об оплате труда. Анализ глав 20 и 21 ТК РФ позволяет утверждать, что в положение об оплате труда целесообразно включать следующие основные вопросы:

  1. общие требования к работнику, необходимые для начисления ему заработной платы. В положении могут устанавливаться как общие требования ко всем работникам, так и специальные требования в зависимости от категории работника (требования к квалификации, опыту и т.д.);
  2. система оплаты труда (повременная, сдельная, сдельно-повременная);
  3. минимальная зарплата в организации;
  4. размеры окладов для отдельных категорий работников организации в зависимости от занимаемой должности и (или) выполняемых им трудовых функций и (или) тарифные ставки, если зарплата работника будет определяться по таким ставкам;
  5. пределы выплаты заработной платы в натуральной форме;
  6. порядок, место и сроки выплаты заработной платы;
  7. случаи удержаний из заработной платы, а также ограничения размера таких удержаний;
  8. правила оплаты труда в зависимости от специфики организации:
    • в особых условиях (работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, в местностях с особыми климатическими условиями);
    • в других случаях выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных;
    • при выполнении работ различной квалификации; - при совмещении профессий и исполнении обязанностей временно отсутствующего работника; - за пределами нормальной продолжительности рабочего времени;
    • в выходные и нерабочие праздничные дни;
    • в ночное время; - при невыполнении норм труда (должностных обязанностей);
    • при изготовлении продукции, оказавшейся браком;
    • при простое; - при освоении новых производств (продукции);
    • нормы труда, если они прямо связаны с суммами выплачиваемой зарплаты.

Особое место в положении об оплате труда должны занимать правила премирования работников.

В статье 144 ТК РФ указано, что работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Необходимо указать какие устанавливаются виды премий , на которые может рассчитывать работник данной организации. Премия может выплачиваться по итогам месяца, квартала, года либо по итогам выполнения какой-либо конкретной работы - завершения того или иного проекта и т.д.

Нужно четко описать, при каких условиях (при выполнении каких требований) работник может рассчитывать на получение премий, а так же какие устанавливаются и обратные показатели - показатели депремирования, т.е. перечни условий, при которых размер премии работника может быть урезан.

В Положении об оплате труда необходимо разработать размеры вознаграждений . Сумма премии может устанавливаться в фиксированном размере либо в процентах от зарплаты.

Так же нужно четко оговорить, какие конкретные работники и при достижении каких показателей могут рассчитывать на тот или иной вид и размер премии.

Прописываются сроки выплаты премий .

Так как нет обязательных требований к разработке Положений об оплате труда и о премировании, можно рекомендовать создание единого документа, поскольку это в первую очередь обеспечит непротиворечивость данного документа, его системность и последовательность в регулировании отношений по оплате труда в организации.

До утверждения Положения руководителем организации данный локальный документ должен быть согласован с должностными лицами, имеющими непосредственное отношение к оплате труда (например, главный бухгалтер, главный экономист), а также представителем юридического отдела на предмет соблюдения требований законодательства РФ.

Структура Положения об оплате труда

Приведем примерную структуру Положения об оплате труда, в которую входят следующие разделы:

1. Термины и определения .

В данном разделе прописываются термины и определения, относящиеся к оплате труда и премированию работников, употребляемые в настоящем Положении

2. Общие положения.

В этом разделе указываются следующие сведения: - основные акты (законы, подзаконные акты, локальные акты организации), которыми регулируются вопросы оплаты труда в организации;

  • лицо, ответственное в организации за исчисление заработной оплаты работнику;
  • лицо, ответственное в организации за решение вопросов о премировании работников;
  • работники организации, на которых распространяется данное Положение об оплате труда;
  • сроки выплаты заработной платы;
  • правила и сроки предоставления работнику расчетного листка

3. Заработная плата работников .

Здесь приводятся:

  • требования к работнику, необходимые для начисления ему заработной платы;
  • нормы труда, если они прямо связаны с суммами выплачиваемой зарплаты;
  • система оплаты труда для отдельных категорий работников;
  • размеры заработной платы для отдельных категорий работников;
  • порядок, место и срок выплаты заработной платы.

4. Правила оплаты труда в условиях, отклоняющихся от нормальных.

В данном разделе конкретизируются какие производятся доплаты и в каком размере:

  • при выполнении работ различной квалификации;
  • при совмещении профессий и исполнении обязанностей временно отсутствующего работника;
  • при расширении зон обслуживания или увеличение объемов работ;
  • за пределами нормальной продолжительности рабочего времени;
  • за работу в выходные и нерабочие праздничные дни;
  • за работу в ночное время,

а также оплата труда работников за:

  • невыполнении норм труда;
  • при простое.

5. Премирование работников за основные результаты деятельности .

В этом разделе указываются:

  • виды премий;
  • показатели премирования;
  • размеры вознаграждений;
  • круг работников, которые могут рассчитывать на денежное поощрение;
  • сроки выплаты премий.

Если в организации применяются различные дифференцированные премии, то все поощрения могут быть вынесены в отдельные разделы с сохранением раздела, содержащего общие правила о премировании. А также могут быть разработаны Регламенты по различным видам премий и поощрений, которые будут являться приложениями к данному Положению.

6. Ответственность работодателя.

В данном разделе необходимо указать какую ответственность несет работодатель при задержке выплаты заработной платы и другие нарушения оплаты труда.

7. Прочие условия оплаты труда .

В данном разделе описываются прочие вопросы оплаты труда. Они могут регулировать вопросы вступления положения в силу, внесения в него изменений, лицо, ответственное за хранение данного положения и т.д.

В Положение при необходимости могут вноситься дополнительные разделы.

Регламентируется ли где-то кто должен разрабатывать и согласовывать Положение об оплате труда работников федерального государственного бюджетного учреждения?

Ответ

Ответ на вопрос:

В соответствии с ч.4 ст.135 ТК РФ, локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

При разработке Положения об оплате труда в федеральном бюджетном учреждении надо руководствоваться Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2016, протокол N 11).

Таким образом, положение об оплате труда федеральное государственное бюджетное учреждение разрабатывает самостоятельно.

При разработке положения нужно руководствоваться примерным положением об оплате труда, утвержденным для федеральных учреждений определенной отрасли. .

Трудовое законодательство не устанавливает обязательное согласование Положение об оплате труда с учредителем бюджетного учреждения. Между тем такое согласование может быть предусмотрено учредительными документами учреждения

Подробности в материалах Системы Кадры:

Ситуация: Как составить Положение об оплате труда сотрудников

Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Закрепление системы оплаты труда

Каждая организация самостоятельно определяет, какую применять в отношении своих сотрудников. При этом выбранную систему оплаты можно , но и отдельном внутреннем документе организации, например . Это следует из части 2 статьи 135 Трудового кодекса РФ.

Если организация или ИП, которые относятся к , заключат с сотрудниками , то с 2017 года они могут , в том числе Положение об оплате труда. Однако все условия и гарантии, предусмотренные Положением об оплате труда, нужно .

Если микропредприятие утратит свой статус, то в течение четырех месяцев работодателю придется привести трудовые отношения к . Это нужно сделать не позднее четырех месяцев с даты, когда в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства внесли изменения.

Это следует из статей 309.1 и 309.2 Трудового кодекса РФ.

Оформление Положения об оплате

Трудовым законодательством не установлена типовая форма Положения об оплате труда, поэтому организация может составить его в с учетом специфики своей деятельности.

Как правило, в Положение включают следующие разделы:

  • общие положения;
  • система оплаты труда, применяемая в организации;
  • положения о полагающихся сотрудникам доплатах и надбавках;
  • порядок премирования сотрудников;
  • порядок выплаты и индексации зарплаты сотрудников.

Согласование Положения об оплате труда

После того как труда будет составлено, согласуйте его с представительным органом сотрудников, например с , если он имеется в организации. Об этом говорится в части 2 статьи 135 Трудового кодекса РФ.

После согласования с представительным органом Положение следует утвердить у руководителя организации и ознакомить с его текстом сотрудников организации под подпись (ч. 3 ст. 68 ТК РФ). Для этого можно, в частности, вести лист ознакомления сотрудников с Положением, где сотрудники будут ставить свои подписи.

С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова,

эксперт Системы Кадры

УТВЕРЖДЕНО:

Приказом директора №157 от 01.08.2016г.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с действующим Законодательством РФ и Уставом предприятия. Вводится с целью организации единой системы оплаты труда и премирования работников, повышения материальной заинтересованности работников в высоких результатах труда, ответственности за выполнение должностных обязанностей, осуществление скоординированной политики в вопросах оплаты труда в рамках предприятия, а также в целях социальной защищенности работников.

1.2. В основу настоящего Положения об оплате труда положены требования Трудового Кодекса РФ.

1.3. Положение об оплате труда устанавливает порядок оплаты и премирования работников (списочного и не списочного состава) с учетом результатов их труда и достигнутых результатов финансово-хозяйственной деятельности как предприятия в целом, так и его структурных подразделений.

1.4. Положение об оплате труда обеспечивает:

1.4.1. дифференциацию оплаты труда работников с учетом особенностей каждого структурного подразделения (цеха, службы, отдела и т.п.);

1.4.2. оптимальное соотношение в оплате труда работников по сложности и ответственности выполняемых работ;

1.4.3. соответствие наименования должностей и профессий единой системе классификации;

1.4.4. создание системы премирования, соответствующей стратегии предприятия, позволяющей контролировать и адекватно оценивать вклад сотрудников в выполнение поставленных задач;

1.4.5. эффективное использование кадрового потенциала предприятия;

1.4.6. соответствие премиальных выплат результатам финансово-экономической деятельности.

2. Фонд оплаты труда предприятия

2.1. Основными направлениями использования фонда оплаты труда являются:

2.1.1. выплата основной зарплаты, согласно разделу 4, — оплата труда работников;

2.1.2. ежемесячное премирование по результатам работы за месяц;

2.1.3. выплата доплат и стимулирующих надбавок;

2.1.4. оплата очередных отпусков.

2.2. Основная заработная плата является гарантированным денежным вознаграждением за выполнение работником закрепленных за ним должностных обязанностей, уровень его квалификации, специализацию и выплачивается ежемесячно в полном объеме.

3. Планирование фонда оплаты труда

3.1. Планирование фонда оплаты труда осуществляется поквартально с помесячной разбивкой. Плановый фонд оплаты труда включает в себя оплату по тарифам и окладам работников, премирование, согласно положению об оплате труда. Перерасход планового фонда оплаты труда не допускается.

4. Оплата труда работников

4.1. Оплата труда работников осуществляется за счет средств фонда оплаты труда.

4.2. Настоящее Положение распространяется на работников, состоящих в трудовых отношениях с Предприятием на основании заключенных трудовых договоров как по основному месту работы, так и работающих по совместительству.

4.3. Настоящее Положение устанавливает систему оплаты труда работников Предприятия с учетом специфики организации труда и его оплаты в Предприятии.

4.4. Условия оплаты труда, предусмотренные настоящим положением, являются неотъемлемой частью трудового договора, заключенного предприятием с работником. Изменение условий оплаты труда, установленных настоящим положением, является изменением ранее оговоренных условий трудового договора и может производиться только по соглашению сторон трудового договора либо в одностороннем порядке по инициативе работодателя, при соблюдении условий, порядка и в сроки согласно положениям ст. 74. Трудового кодекса РФ.

4.5. Основой заработной платы являются:

4.5.1. для аппарата управления – месячные оклады, установленные штатным расписанием и утвержденные директором, размер окладов повышается пропорционально изменению тарифных ставок и окладов работников, занятых в производственной деятельности.

4.5.2. для рабочих — часовые тарифные ставки или оклады, рассчитанные в соответствии с Единой тарифной сеткой, установленные штатным расписанием и утвержденные директором предприятия.

4.6. Межразрядная сетка (Приложение № 1) использована в соответствии с Единой тарифной сеткой по оплате труда, утвержденной Приказом Госстроя России от 31 марта 1999 года №81.

4.7. Основой дифференциации тарифных ставок и должностных окладов является минимальный размер месячной тарифной ставки рабочего первого разряда основной специальности при работе в нормальных условиях, при условии полной отработки нормы рабочего времени.

4.8. Минимальный размер месячной тарифной ставки:

4.8.1. для ремонтного персонала — слесаря 1 разряда, устанавливается в размере 8114 рублей 00 копеек;

4.8.2. для эксплуатационного персонала – оператора котельной 1 разряда, размер устанавливается в размере 7056 рублей 00 копеек.

4.9. По окончании каждого квартала возможна индексация минимальной месячной тарифной ставки на величину фактического роста потребительских цен в Российской Федерации, при наличии средств.

4.10. Разряды рабочим устанавливаются по профессиям в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и сложностью выполняемых работ.

4.11. Оплата труда рабочих автотранспорта рассчитываются в соответствии с Приложением № 2.

4.12. Порядок, условия оплаты труда и материального стимулирования директора предприятия, а также главного инженера, заместителя директора по экономике и финансам, главного бухгалтера определяются трудовыми договорами.

4.13. Учет фактически отработанного времени работниками Работодатель ведет в электронном табеле учета использования рабочего времени.

4.14. Заработная плата выплачивается два раза в месяц:

4.14.1. оплата за первую половину месяца (50% тарифной ставки (должностного оклада) Работника) – 25 числа расчетного месяца;

4.14.2. окончательный расчет – 10 числа месяца, следующего за расчетным.

4.15. Заработная плата перечисляется работнику на счет в банке, в котором у работника открыт этот счет.

4.16. При необходимости выплата заработной платы работнику может осуществляться в кассе.

4.17. Удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами, локальными нормативными актами организации или по заявлению работника.

4.18. Работодатель осуществляет удержания из заработной платы в следующих случаях:

4.18.1. возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;

4.18.2. погашения неизрасходованного и своевременно не возвращено аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность;

4.18.3. возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок либо в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда или простое;

4.18.4. при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска;

4.18.5. удержания для погашения обязательств работника перед государством (налоги, штрафы);

4.18.6. удержания для погашения задолженности перед третьими лицами (алименты на несовершеннолетних детей, выплаты по исполнительным листам возмещения вреда здоровью другого лица или вреда лицам, понесшим ущерб и др.).

4.19. Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, — 50% заработной платы, причитающейся работнику, кроме удержаний по заявлению работников.

4.20. В отдельных случаях, установленных законодательством РФ, размер удержаний из заработной платы не может превышать 70%.

4.21. Не допускаются удержания из выплат, на которые в соответствии с федеральными законами не обращается взыскание.

4.22. При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от Работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы выплачиваются не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный выше срок выплатить не оспариваемую сумму.

4.23. Заработная плата, не полученная ко дню смерти работника, выдается членам его семьи или лицу, находившемуся на иждивении умершего, на день его смерти. Выдача заработной платы производится не позднее недельного срока со дня подачи Работодателю соответствующих документов.

4.24. При невыполнении работником должностных обязанностей по вине Работодателя оплата производится за фактически проработанное время или выполненную работу, но не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной за тот же период времени или за выполненную работу.

5. Оплата труда работников не списочного состава

5.1. Для выполнения необходимых работ и в связи с отсутствием данных специалистов на предприятии, с работниками могут заключаться договора подряда.

5.2. Договор подряда на выполнение разовых работ заключается по единой форме, принятой на предприятии.

5.3. Размер оплаты труда по договору подряда определяется по соглашению сторон и может отличаться от оплаты труда списочного состава.

5.4. Источником средств на оплату труда работников не списочного состава является фонд оплаты труда предприятия.

5.5. По окончании работ по договору подряда оформляется акт приема-сдачи выполненных работ. На основании акта, утвержденного директором предприятия и подписанного руководителем подразделения, для которого выполнялись эти работы, производится оплата работ по данному договору.

6. Доплаты и надбавки

На предприятии действует следующая система доплат:

6.1. Доплата за совмещение профессии (должности). (ТКРФ ст. 151, НК п. 3. ст. 255)

Доплата за совмещение профессии (должности) производится только в случае, если в штатном расписании предусмотрена данная профессия (должность) и она вакантна. Совмещение означает, что работник выполняет, наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности). Срок отсутствия замещаемого работника (руководителя, специалиста, служащего) должен быть не менее 7 дней.

6.2. Доплата за выполнение обязанностей отсутствующего работника.

За выполнение, наряду со своей работой, обязанностей временно отсутствующего работника (отпуск, болезнь, командировка, и пр.) без освобождения от своей основной работы производится доплата за выполнение дополнительного объёма работ по рабочим местам, не имеющим подмены, предусмотренной штатным расписанием. Размер доплаты устанавливается до 50% тарифной ставки (оклада) от основного оклада работника или от разницы окладов замещаемого работника и замещающего работника за фактически отработанные дни.

Доплата устанавливается приказом директора предприятия.

Доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующих руководителей их штатным заместителям не производятся.

Ступенчатое замещение не допускается.

6.3. Доплата за работу во вредных и (или) опасных условиях труда

Действующее трудовое законодательство не обязывает работодателей разрабатывать и утверждать отдельный локальный нормативный акт, регулирующий исключительно вопросы оплаты труда наемных работников. Соответствующие нормы могут быть закреплены в коллективном договоре (правовом акте, регулирующем социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей).

В последние годы разработка и утверждение положений об оплате труда получили широкое распространение в бюджетной сфере, а также в некоторых естественных монополиях с полным или преобладающим государственным участием. При этом сфера действия положений распространяется на всю отрасль или на всю группу взаимосвязанных организаций.

Вместе с тем положение об оплате труда может быть разработано и на уровне отдельного хозяйствующего субъекта (работодателя - юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Целью разработки и утверждения отдельного положения об оплате труда может быть определение форм и систем оплаты труда, установление системы критериев для начисления оплаты труда в повышенном размере, в конечном итоге - усиление материальной заинтересованности работников в количестве и качестве труда.

Положение об оплате труда разрабатывается на основе требований трудового законодательства, а также нормативных актов отраслевого и ведомственного уровня, принятых в его развитие. При этом учитываются нормы отраслевого тарифного соглашения, коллективных договоров и соглашений, действующих в организации.

При наличии в организации одновременно коллективного договора и положения по оплате труда отдельные нормы могут воспроизводиться в обоих локальных нормативных актах, но не должны противоречить друг другу.

Из этого можно сделать вывод, что при разработке и утверждении положения об оплате труда должны соблюдаться те же правила и ограничения, которые трудовым законодательством установлены для заключения коллективных трудовых договоров. Таким образом, положение разрабатывается и утверждается администрацией хозяйствующего субъекта, но процесс утверждения положения должен предусматривать процедуру учета мнения представительного органа работников (напомним, что с октября 2006 г. таким органом не обязательно должна быть профсоюзная организация).

Напомним, что отдельными статьями ТК РФ предусмотрена обязательность учета представительного органа работников в следующих случаях (приводятся только ссылки на статьи, нормы которых могут включаться в положение об оплате труда):

  • - при утверждении перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК РФ);
  • - при составлении графиков сменности (103);
  • - при принятии локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда (135);
  • - при утверждении формы расчетного листка (136);
  • - при установлении конкретных размеров повышения оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (147);
  • - при установлении конкретных размеров оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день (153);
  • - при установлении конкретных размеров оплаты труда за работу в ночное время (154);
  • - при установлении систем нормирования труда (159);
  • - при принятии локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда (162);
  • - при утверждении правила внутреннего трудового распорядка организации (190).

Положение об оплате труда является локальным нормативным актом. Следовательно, при его принятии должны соблюдаться требования, установленные трудовым законодательством для локальных нормативных актов.

В частности, принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, должно быть предусмотрено коллективным договором или соглашениями.

Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права (ст. 8 ТК РФ).

Локальные нормативные акты организации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах этой организации (ст. 13 ТК РФ).

Из норм отдельных статей ТК РФ можно сделать вывод, что в положении об оплате труда как локальном нормативном акте могут найти отражение следующие вопросы (в скобках указана статья ТК РФ, содержащая отсылку к локальному нормативному акту):

  • - продолжительность ежедневной работы или смены (94);
  • - список работ, продолжительность которых в дневное и ночное время уравнивается (когда это необходимо по условиям труда, а также на сменных работах при шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем) (96);
  • - порядок разделения рабочего дня на части (105);
  • - размер и порядок выплаты дополнительного вознаграждения за работу в нерабочие праздничные дни работникам, получающим оклад (112);
  • - порядок и условия предоставления дополнительных (кроме предусмотренных законодательством) отпусков для работников (116);
  • - порядок индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги (134);
  • - системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат (135);
  • - тарифные системы оплаты труда (143);
  • - системы оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях (144);
  • - периоды для расчета средней заработной платы, отличающиеся от периодов, установленных законодательством при условии, что это не ухудшает положение работников (139);
  • - доплаты, производимые работникам при выполнении работ в условиях труда, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий, работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и др.) (149);
  • - конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу (152);
  • - конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день (153);
  • - конкретные размеры повышения размеров оплаты за работу в ночное время (154);
  • - введение, замена и пересмотр норм труда (162);
  • - порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками (168);
  • - размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер (168.1);
  • - пониженные нормы выработки для работников в возрасте до восемнадцати лет (270);
  • - порядок оплаты дней отдыха в связи с работой вахтовым методом за пределами нормальной продолжительности рабочего времени в пределах учетного периода (301);
  • - размер и порядок выплаты надбавки за вахтовый метод работы (302);
  • - дополнительные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (помимо установленных законами субъектов Российской Федерации) (313);
  • - условия труда и отдыха работников, направляемых на работу в представительства Российской Федерации за границей (339).

При осуществлении практических мероприятий по разработке Положения об оплате труда существенное значение имеет не только состав показателей, включаемых в положение (элементов оплаты труда), но и структура документа.

С учетом сказанного выше примерная структура Положения может быть следующей.

1. Общие положения

В данном разделе целесообразно перечислить:

  • - законодательные и нормативные акты, на основании которых разрабатывалось Положение;
  • - формы и системы оплаты труда, действующие в организации, а также указать категории работников, при оплате труда которых они применяются;
  • - формы и условия выплат (периодичность, сроки и место выплаты заработной платы, возможность оплаты труда неденежными средствами и т.п.);
  • - система надбавок, доплат, компенсирующих и стимулирующих выплат, действующих при оплате труда отдельных категорий работников (без детальной расшифровки условий и механизма выплат);
  • - основы нормирования труда - установления и пересмотра норм труда.
  • 2. Основная заработная плата работников

В данном разделе следует указать элементы оплаты труда, сгруппированные по категориям работников - управление организации, инженерный персонал, технический персонал, производственные рабочие, обслуживающий персонал и т.п.

Целесообразно отдельно отразить следующие элементы:

  • - система должностных окладов для работников управления, инженерно-технического и обслуживающего персонала;
  • - условия повышения окладов и предельные размеры повышений;
  • - система часовых тарифных ставок для рабочих-повременщиков разной квалификации, система сдельных расценок для рабочих-сдельщиков;
  • - условия и порядок повышения окладов за работу во вредных условиях труда и в других случаях, когда трудовым законодательством предусмотрена оплата в повышенных размерах. Напомним, что повышение окладов и тарифных ставок и расценок не относится к стимулирующим или компенсирующим выплатам, которые производятся сверх окладов и ставок, в том числе и повышенных.
  • 3. Оплата труда в условиях, отклоняющихся от нормальных

В данном разделе целесообразно перечислить все доплаты и надбавки, применяемые в организации, при работе в условиях, отличающихся от нормальных - в выходные и праздничные дни, в ночное время, при работе сверхурочно и т.п.

Доплаты и надбавки целесообразно также сгруппировать по категориям работников, а также указать условия их выплаты (например, при оплате работы в выходные и праздничные дни - в пределах нормы рабочего времени и сверх указанной нормы).

4. Оплата труда при исполнении обязанностей других работников

Здесь уместно урегулировать вопросы совместительства (внутреннего и внешнего), временного заместительства, совмещения профессий и должностей, расширения зон обслуживания и т.п.

В отдельный раздел может быть выделено положение о премировании за основные результаты деятельности. Хотя в некоторых случаях (например, когда условия и размеры премирования работников отдельных категорий существенно различаются, а количество категорий работников в организации весьма велико) более целесообразным может оказаться разработка и утверждение отдельного локального нормативного акта - Положения о премировании.

В любом случае в Положении о премировании должны быть отражены как минимум следующие элементы (показатели премирования):

  • - размер премий - от минимального до максимального;
  • - условия, при которых премии выплачиваются, а также при которых размер премии может снижаться, либо премия может не выплачиваться вовсе;
  • - периодичность выплаты премии.

В том случае, когда показатели премирования различны для различных категорий работников, целесообразно сгруппировать их в обособленные подразделы.

Кроме того, в Положении об оплате труда допускается отражение размеров, условий и порядка осуществления выплат, производимых за счет средств чистой прибыли организации - прибыли по итогам года (отчетного квартала), материальной помощи.

Основное отличие данных выплат от собственно оплаты труда в том, что они не принимаются в качестве расходов для целей налогообложения, а дополнительным условием их выплаты является наличие средств чистой прибыли.

В тех случаях, когда работники организации являются одновременно ее акционерами или участниками, по нашему мнению, целесообразно включить в Положение об оплате труда порядок выплаты дивидендов (сумм дохода, распределяемого между участниками общества с ограниченной ответственностью или производственного кооператива).

Графики сменности (ст. 103 ТК РФ) и Правила внутреннего трудового распорядка организации (ст. 190 ТК РФ), хотя и имеют непосредственное отношение к оплате труда, по нашему мнению, прилагать к Положению об оплате труда нет необходимости - перечисленные локальные нормативные акты являются обязательным приложением к коллективному договору.

Положение об оплате труда целесообразно разрабатывать (пересматривать) с таким расчетом, чтобы оно вступало в силу с 1 января нового года. Это позволит учесть положения, закрепленные в данном локальном нормативном акте, при разработке (уточнении) учетной политике организации для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения. Из этого следует, что Положение об оплате труда следует утверждать до окончания года, предшествующего тому, с которого оно вступает в силу.