Размещение емкостей для жидкого топлива в котельных. Требования к зданиям котельных. Система топливоподачи и фильтрации

11. РАЗГРУЗКА, ПРИЕМ, СКЛАДИРОВАНИЕ И ПОДАЧА ТОПЛИВА В КОТЕЛЬНУЮ
Твердое топливо

11.1. Требования, изложенные в настоящем разделе, следует выполнять при проектировании сооружений для разгрузки, приемки, складирования и подачи топлива в котельную при его расходе до 150 т/ч.

При расходе топлива более 150 т/ч проектирование должно производиться в соответствии с требованиями Норм технологического проектирования тепловых электрических станций и тепловых сетей, утвержденных Минэнерго СССР.

При проектировании складов твердого топлива следует учитывать также требования Типовой инструкции по хранению каменноугольного топлива на электростанциях, предприятиях промышленности и транспорта, утвержденной Госпланом СССР и Госснабом СССР.

11.2. При доставке топлива железнодорожным транспортом на площадке котельной вагонные весы следует предусматривать только в случае их отсутствия на железнодорожной станции или на площадке предприятия, на которой размещается котельная.

11.3. При доставке топлива автотранспортом на площадке котельной автомобильные весы следует предусматривать только в случае их отсутствия на базисном (центральном) складе.

11.4. Фронт разгрузки разгрузочного устройства и фронт разгрузки склада топлива следует предусматривать совмещенными. Проектирование отдельного фронта разгрузки на складе топлива допускается при специальном обосновании.

11.5. В приемно-разгрузочных устройствах должны предусматриваться устройства для механизированной разгрузки топлива, а также механизированной очистки вагонов от остатков топлива.

11.6. Склады твердого топлива и приемно-разгрузочные устройства, как правило, надлежит проектировать открытыми.

Проектирование закрытых складов топлива и приемно-разгрузочных устройств допускается для районов жилой застройки, при стесненных условиях площадки котельной, по специальным требованиям промышленных предприятий, вызванным особенностями технологии производства, при сжигании топлива, непригодного для открытого хранения.

11.7. Покрытие площадок под открытые склады топлива следует предусматривать в соответствии со строительными нормами и правилами по проектированию электростанций тепловых.

Применение асфальта, бетона, деревянного настила для покрытия площадок под открытые склады топлива не допускается.

11.8. Емкость складов топлива следует принимать:

  • при доставке топлива автотранспортом - не более 7-суточного расхода;
  • при доставке топлива железнодорожным транспортом - не более 14-суточного расхода.

Емкость склада топлива котельных угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий при условии подачи угля конвейерным транспортом должна быть не более 2-суточного расхода.

При доставке топлива только в период навигации водным транспортом величина запаса топлива на складах устанавливается планирующими органами.

11.9. Для котельных, располагаемых на расстоянии до 15 км от торфодобывающих и торфоперерабатывающих предприятий, склады топлива не предусматриваются.

11.10. Механизмы и оборудование, предусматриваемые для складских операций, не должны измельчать топливо, предназначенное для слоевого сжигания.

11.11. Высота штабелей на складах для углей I группы не ограничивается, для углей II группы высота штабелей не должна превышать 12 м, для углей III группы - 6 м, для углей IV группы - 5 м.

Группы углей, а также длина и ширина штабелей устанавливаются в соответствии с Типовой инструкцией по хранению каменноугольного топлива на электростанциях, предприятиях промышленности и транспорта, утвержденной Госпланом СССР и Госснабом СССР.

11.12. Расстояния между смежными штабелями угля следует принимать 1 м при высоте штабелей не более 3 м и 2 м - при большей высоте штабеля.

11.13. Размеры штабелей торфа следует предусматривать по длине не более 125 м, по ширине не более 30 м и по высоте не более 7 м; углы откоса штабелей необходимо предусматривать для кускового торфа - не менее 60°, для фрезерного торфа - не менее 40°.

11.14. Расположение штабелей торфа следует предусматривать попарное с разрывами между подошвами штабелей в одной паре 5 м; между парами штабелей - равными ширине штабеля по подошве, но не менее 12 м. Разрывы между торцами штабелей от их подошвы следует принимать для кускового торфа 20 м, для фрезерного торфа - 45 м.

11.15. Расстояние от подошвы штабеля топлива до ограждения следует принимать 5 м, до головки ближайшего рельса железнодорожного пути - 2 м и до края проезжей части автомобильной дороги - 1,5 м.

11.16. Расчетная часовая производительность топливоподачи котельной определяется исходя из максимального суточного расхода топлива котельной (с учетом перспективы расширения котельной) и количества часов работы топливоподачи в сутки.

11.17. В проекте топливоподачи, как правило, следует предусматривать установку дробилки для угля и фрезерного торфа. При работе на мелком топливе (0-25 мм) дробилки предусматриваться не должны.

11.18. Перед молотковыми и валково-зубчатыми дробилками следует предусматривать устройства для отсева мелких фракций топлива и электромагнитные сепараторы.

В системах пылеприготовления со среднеходными и молотковыми мельницами магнитные сепараторы следует предусматривать также после дробилок.

11.19. Для котельных, предназначенных для работы на фрезерном торфе, после приемного устройства топливоподачи следует предусматривать удаление пней и коряг.

11.20. Емкость топливных бункеров котлов и соответствующий режим работы топливоподачи, а также целесообразность устройства общих топливных бункеров котельной определяется на основании сравнения технико-экономических показателей возможных вариантов. Запас угля в бункерах каждого котла принимается не менее чем на 3 ч его работы, запас фрезерного торфа - не менее чем на 1,5 ч.

11.21. Системы топливоподачи, как правило, предусматриваются однониточными; допускается дублирование отдельных узлов и механизмов. При работе топливоподачи в три смены предусматривается двухниточная система, при этом часовая производительность каждой нитки принимается равной расчетной часовой производительности топливоподачи.

11.22. Пересыпные рукава и течки следует предусматривать круглого сечения, без переломов и изгибов.

11.23. Для районов с расчетной температурой для проектирования отопления минус 20°С и ниже установка ленточных конвейеров должна предусматриваться в закрытых галереях. Высота галереи в свету по вертикали принимается не менее 2,2 м. Ширина галереи выбирается исходя из устройства среднего продольного прохода между конвейерами шириной не менее 1000 мм и боковых (ремонтных) проходов вдоль конвейеров шириной не менее 700 мм.

При одном конвейере в галерее проходы должны быть шириной не менее 700 мм.

Допускаются местные сужения (на длине не более 1500 мм) основных проходов до 600 мм, боковых - до 350 мм; при этом в указанных местах конвейеры должны иметь ограждения.

В галереях через каждые 100 м необходимо предусматривать устройство переходных мостиков через конвейеры.

11.24. Для районов с расчетной температурой для проектирования отопления выше минус 20°С допускается предусматривать открытую установку ленточных конвейеров с ограждением, предотвращающим пыление.

При этом должны применяться транспортерные ленты, рассчитанные на эксплуатацию при соответствующих минимальных температурах наружного воздуха.

11.25. Бункера для твердого топлива надлежит проектировать с гладкой внутренней поверхностью и формой, обеспечивающей спуск топлива самотеком. Угол наклона стенок приемных и пересыпных бункеров для углей следует принимать не менее 55°, а для торфа и замазывающихся углей - не менее 60°.

Угол наклона стенок бункеров котлов, конусной части силосов, а также пересыпных рукавов и течек для угля следует принимать не менее 60°, а для торфа - не менее 65°.

Внутренние грани углов бункеров должны быть закруглены или скошены. На бункерах угля и торфа следует предусматривать устройства, предотвращающие застревание топлива.

11.26. Угол наклона ленточных конвейеров для транспортирования угля принимается не более 18°, для торфа - не более 20°.

11.27. При проектировании установок пылеприготовления для котельных с камерным сжиганием твердого топлива следует руководствоваться методическими материалами по проектированию пылеприготовительных установок котельных агрегатов тепловых электростанций.

Проект пылеприготовления должен быть согласован с заводом-изготовителем котлоагрегатов.

Жидкое топливо

11.28. Масса топлива, поступающего в топливохранилище, определяется путем обмера. Установка весов для определения массы топлива не предусматривается.

11.29. Длина фронта разгрузки мазута, применяемого в качестве аварийного или растопочного топлива, рассчитывается из условий:

  • на одну железнодорожную цистерну - длякотельных производительностью до 100 Гкал/ч;
  • на две железнодорожные цистерны - для котельных производительностью более 100 Гкал/ч.

11.30. Сливные устройства для мазута, доставляемогоавтомобильным транспортом, следует предусматривать на разгрузку одной автомобильной цистерны.

11.31. Сливные устройства легкого нефтяного топлива должны предусматриваться для приема одной железнодорожной или автомобильной цистерны.

11.32. По всей длине фронта разгрузки мазута на уровне верха железнодорожных цистерн следует предусматривать эстакады для обслуживанияразогревательногоустройства.

11.33. Для слива топлива из железнодорожных цистерн следует предусматривать приемные лотки, располагаемые между рельсами. По обеим сторонам приемных лотков предусматриваются бетонные отмостки с уклоном не менее 0,05 в сторону лотков.

При доставке топлива автотранспортом слив его в приемную емкость или непосредственно в топливохранилище следует предусматривать пo приемным лоткам или через воронки.

11.34. Уклон лотков и труб, по которым предусматривается слив топлива в топливохранилище или приемную емкость, должен быть не менее 0,01.

Между лотком (трубой) сливных устройств и приемной емкостью или в самой емкости следует предусматривать установку гидравлического затвора и подъемной сетки для очистки топлива.

11.35. Емкость приемного резервуара для топлива, доставляемого железнодорожным транспортом, должна обеспечивать при аварийной остановке перекачивающих насосов прием топлива в течение 30 мин. Расчет емкости резервуара производится исходя из нормативного времени слива в летний период.

11.36. Для перекачки топлива из приемного резервуара в топливохранилище должно предусматриваться не менее двух насосов (оба рабочие). Производительность насосов выбирается исходя из количества топлива, сливаемого в одну ставку, и нормативного времени слива.

11.37. Для хранения мазута следует предусматривать железобетонные резервуары (подземные и наземные с обсыпкой). Применение стальных резервуаров для хранения мазута допускается только с разрешения Госстроя СССР. Для хранения легкого нефтяного топлива и жидких присадок следует предусматривать стальные резервуары.

Для наземных металлических резервуаров, устанавливаемых в районах со средней годовой температурой наружного воздуха до 9°С, должна предусматриваться тепловая изоляция из несгораемых материалов.

11.38. Емкость хранилищ жидкого топлива в зависимости от суточного расхода следует принимать по таблице.

Назначение и способ доставки топлива

Емкость хранилищ жидкого топлива

1. Основное и резервное, доставляемое по железной дороге

На 10-суточный расход

2. То же, доставляемое автомобильным транспортом

На 5-суточный расход

3. Аварийное для кательных, работающих на газе, доставляемое по железной дороге или автомобильным транспортом

На 3-суточный расход

4. Основное, резервное и аварийное, доставляемое по трубопроводам

На 2-суточный расход

5. Растопочное для котельных производительностью 100 Гкал/ч и менее

Два резервуара по 100 т

6. То же, для котельных производительностью более 100 Гкал/ч

Два резервуара по 200 т

Примечание. Резервным называется жидкое топливо, предназначенное для сжигания в течение длительного периода наряду с газом при перерывах в его подаче.

11.39. Для хранения основного и резервного топлива должно предусматриваться не менее двух резервуаров. Для хранения аварийного топлива допускается установка одного резервуара.

Общая емкость резервуаров для хранения жидких присадок определяется условиями их доставки (емкостью железнодорожных или автомобильных цистерн), но должна составлять не менее 0,5% емкости мазутохранилища. Количество резервуаров принимается не менее двух.

(К) Для встроенных и пристроенных индивидуальных котельных на жидком топливе следует предусматривать склад топлива, расположенный вне помещения котельной и отапливаемых зданий, вместимостью, рассчитанной из условий хранения не менее 5 суточного расхода топлива, определенного для режима, соответствующего тепловой нагрузке котельной в режиме самого холодного месяца, количество резервуаров при этом не ограничивается.

11.40. Температуру разогрева жидкого топлива в железнодорожных цистернах следует принимать для мазута марки 40-30°С, для мазута марки 100-60°С, для легкого нефтяного топлива - 10°С. Разогрев топлива, доставляемого в автомобильных цистернах, не предусматривается. В приемных емкостях, лотках и трубах, по которым сливается мазут, следует предусматривать устройства для поддержания указанных температур.

11.41. В местах отбора жидкого топлива из резервуаров топливохранилища должна поддерживаться температура мазута марки 40 не менее 60°С, мазута марки 100 - не менее 80°С, легкого нефтяного топлива - не менее 10°С.

11.42. Для разогрева топлива в железнодорожных цистернах следует использовать пар давлением 6-10 кгс/см 2 . Для разогрева мазута в подогревателях, резервуарах топливохранилища, приемных емкостях и сливных лотках может применяться пар давлением 6-10 кгс/см 2 или высокотемпературная вода температурой не менее 120°С.

(К) Для жидкого топлива встроенных и пристроенных котельных при необходимости его подогрева в наружных емкостях применяется теплоноситель этих же котельных.

11.43. Для поддержания температуры мазута в резервуарах топливохранилища, в соответствии с п. 11.41 настоящего раздела, следует применять циркуляционную систему разогрева.

При циркуляционном разогреве мазута может применяться независимая схема, предусматривающая установку специальных насосов и подогревателей, или могут использоваться подогреватели и насосы подачи мазута в котельную.

Выбор способа циркуляционного разогрева мазута производится на основании сравнения технико-экономических показателей вариантов.

Змеевиковые подогреватели устанавливаются в резервуарах только в месте отбора мазута.

11.44. Подачу топлива в резервуары следует предусматривать под уровень топлива.

11.45. Для разогрева мазута до температуры, требуемой по условиям сжигания в топках котлов, следует предусматривать не менее двух подогревателей, в том числе один резервный.

11.46. Подача мазута в котельные должна предусматриваться по циркуляционной схеме, легкого нефтяного топлива - по тупиковой схеме.

11.47.(К) Количество насосов для подачи топлива к котлам должно приниматься для котельных первой категории не менее трех, в том числе один - резервный, для котельных второй категории - не менее двух, без резервного.

11.48. Для очистки топлива от механических примесей следует предусматривать фильтры грубой очистки (до насосов) и тонкой очистки (за подогревателями мазута). Устанавливается не менее двух фильтров каждого назначения, в том числе один резервный.

При трубопроводной подаче топлива фильтры грубой очистки не предусматриваются.

11.49. (К) В котельных залах (но не над котлами или экономайзерами) отдельно стоящих котельных допускается предусматривать установку закрытых расходных баков жидкого топлива емкостью не более 5 м 3 для мазута и 1 м 3 для легкого нефтяного топлива. Для встроенных и пристроенных индивидуальных котельных общая вместимость расходных баков, устанавливаемых в помещении котельной, не должна превышать 0,8 м 3 .

При yстановке указанных баков в помещениях котельных следует руководствоваться строительными нормами и правилами по проектированию складов нефти и нефтепродуктов.

11.50. Температура разогрева мазута в расходных баках, устанавливаемых в помещениях котельной, не должна превышать 90°С.

Разогрев легкого нефтяного топлива в расходных баках не допускается.

11.51. Допускается предусматривать установку резервуаров для топлива в помещениях, пристроенных к зданиям котельных. При этом общая емкость топливных резервуаров должна быть не более 150 м 3 для мазута и 50 м 3 для легкого нефтяного топлива.

Установку насосов подачи топлива к горелкам и подогревателям топлива в этих случаях следует предусматривать в помещении котельной.

11.52. В котельных, предназначенных для работы только на жидком топливе, подача топлива от топливных насосов до котлов должна предусматриваться по двум магистралям для котельных первой категории и по одной магистрали для котельных второй категории.

В случаях когда жидкое топливо применяется в качестве резервного, аварийного или растопочного, подача его к котлам предусматривается по одинарным трубопроводам независимо от категории котельной.

Подача теплоносителя к установкам для топливоснабжения котельных предусматривается по одному или двум трубопроводам в соответствии с количеством магистралей подачи топлива к котлам.

При подаче топлива и теплоносителя по двум магистралям каждая из магистралей рассчитывается на пропуск 75% топлива и теплоносителя, расходуемых при максимальной нагрузке рабочих котлов.

(К) Для котельных, работающих на легком нефтяном топливе, на топливопроводах следует предусматривать:

  • отключающее устройство с изолирующим фланцем и быстродействующим запорным клапаном с электроприводом на вводе топлива в котельную;
  • запорную арматуру на отводе к каждому котлу или горелке;
  • запорную арматуру на отводе к сливной магистрали.

11.53. Прокладку топливопроводов следует предусматривать надземной. Допускается подземная прокладка в непроходных каналах со съемными перекрытиями с минимальным заглублением каналов без засыпки. В местах примыкания каналов к наружной стене зданий каналы должны быть засыпаны песком или иметь несгораемые диафрагмы.

(К) Топливопроводы должны прокладываться с уклоном не менее 0,003. Запрещается прокладка топливопроводов непосредственно через газоотходы, воздуховоды и вентиляционные шахты.

Газообразное топливо

11.54. Газооборудование котельных следует проектировать в соответствии со строительными нормами и правилами по проектированию внутренних и наружных устройств газоснабжения и Правилами безопасности в газовом хозяйстве, утвержденными Госгортехнадзором СССР, с учетом указаний настоящего раздела.

11.55. Для поддержания необходимого давления газа перед котлами следует предусматривать газорегуляторные установки (ГРУ), размещаемые непосредственно в котельных. Допускается устройство газорегуляторных пунктов (ГРП).

11.56. Выбор основного оборудования ГРУ и ГРП следует производить исходя из расчетного расхода газа при максимальной производительности устанавливаемых котлов (без учета производительности резервных котлов).

При выборе регулятора давления расход газа должен приниматься с коэффициентом запаса 1,15 к расчетному расходу.

11.57. Для котельных, предназначенных для работы только на газообразном топливе, подвод газа от ГРУ (ГРП) до котлов должен предусматриваться по двум трубопроводам для котельных первой категории и по одному трубопроводу для котельных второй категории.

В случаях когда предусматривается возможность работы котельных на двух видах топлива, подача газа производится по одному трубопроводу независимо от категории котельной.

11.58. В котельных производительностью более 150 Гкал/ч в ГРУ (ГРП) следует предусматривать две нитки редуцирования.

В остальных котельных в ГРУ (ГРП) следует предусматривать одну нитку редуцирования и обводную линию.

11.59. (К) Для встроенных, пристроенных и крышных котельных следует предусматривать подвод природного газа давлением до 5 КПа. При этом открытые участки газопровода должны прокладываться по наружной стене здания по простенку шириной не менее 1,5 м.

11.60. (К) На подводящем газопроводе к котельной должны быть установлены:

  • отключающее устройство с изолирующим фланцем на наружной стене здания на высоте не более 1,8 м;
  • быстродействующий запорный клапан с электроприводом внутри помещения котельной;
  • запорная арматура на отводе к каждому котлу или газогорелочному устройству.

Приказ Министерства энергетики РФ от 10 августа 2012 г. N 377
"О порядке определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения"

С изменениями и дополнениями от:

Таблица 1

Вид топлива

Способ доставки топлива

Объем запаса топлива, сут.

железнодорожный транспорт

автотранспорт

железнодорожный транспорт

автотранспорт

21. Для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток:

по твердому топливу - 45 суток;

по жидкому топливу - 30 суток.

Расчет производится по формуле 2.2.

(тыс. т), (2.2)

где - среднее значение отпуска тепловой энергии в тепловую сеть (выработка котельными) в течение трех наиболее холодных месяцев, Гкал/сут.;

Расчетный норматив средневзвешенного удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию по трем наиболее холодным месяцам, т.у.т./Гкал;

Т - количество суток, сут.

22. Для организаций, эксплуатирующих отопительные (производственно-отопительные) котельные на газовом топливе с резервным топливом, в состав НЭЗТ дополнительно включается количество резервного топлива, необходимое для замещения газового топлива в периоды сокращения его подачи газоснабжающими организациями.

Значение определяется по данным об ограничении подачи газа газоснабжающими организациями в период похолоданий, установленном на текущий год.

С учетом отклонений фактических данных по ограничениям от сообщавшихся газоснабжающими организациями за текущий и два предшествующих года значение может быть увеличено по их среднему значению, но не более чем на 25%.

(тыс.т), (2.3)

где - количество суток, в течение которых снижается подача газа;

Доля суточного расхода топлива, подлежащего замещению;

Коэффициент отклонения фактических показателей снижения подачи газа;

Соотношение теплотворной способности резервного топлива и газа.

23. НЭЗТ для организаций, топливо для которых завозится сезонно (до начала отопительного сезона), определяется по общему плановому расходу топлива на весь отопительный период по общей его длительности.

Расчет производится по формуле 2.4.

(тыс. т), (2.4)

где - среднесуточное значение отпуска тепловой энергии в тепловую сеть в течение отопительного периода, Гкал/сут.;

Средневзвешенный норматив удельного расхода топлива, за отопительный период, т.у.т./Гкал;

T - длительность отопительного периода, сут.

ННЗТ для организаций, топливо для которых завозится сезонно, не рассчитывается.

24. Основные исходные данные и результаты расчетов нормативов создания запасов топлива рекомендуется оформлять согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.

25. По организациям, у которых производство и передача тепловой энергии не является основными видами деятельности, в состав ОНЗТ включаются:

ННЗТ, рассчитываемый по общей присоединенной к источнику тепловой нагрузке;

НЭЗТ, определяемый по присоединенной тепловой нагрузке внешних потребителей тепловой энергии.

26. Расчеты нормативов создания OHЗT отопительных (производственно-отопительных) котельных рекомендуется оформлять по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.

слово "Инструкция" в соответствующем падеже заменить словом "порядок" в соответствующем падеже;

в пункте 3 после слов "на одну гигакалорию (кг у.т./Гкал)" дополнить словами "с дифференциацией по месяцам";

д) в приложениях N 1-14 к Инструкции:

в нумерационных заголовках слова "к Инструкции по организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов удельного расхода топлива на отпущенную электрическую и тепловую энергию от тепловых и электрических станций и котельных" заменить словами "к порядку определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии";

:

"Порядок определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя";

абзацы первый и второй пункта 1 изложить в следующей редакции:

"1. Нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя (далее - нормативы технологических потерь) определяются для каждой организации, эксплуатирующей тепловые сети для передачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям (далее - теплосетевая организация). Определение нормативов технологических потерь осуществляется выполнением расчетов нормативов для тепловой сети каждой системы теплоснабжения независимо от присоединенной к ней расчетной часовой тепловой нагрузки.

Нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям организаций, для которых передача тепловой энергии не является основным видом деятельности (далее - предприятия), оказывающим услуги по передаче тепловой энергии сторонним потребителям, подключенным к тепловым сетям предприятия, утверждаются в части, относящейся к сторонним потребителям. При этом технологические потери при передаче тепловой энергии для собственного потребления предприятия из указанных нормативов исключаются.";

Описание

При строительстве котельных, у которых основным или резервным топливом является дизель, отдельное внимание уделяется парку хранения дизельного топлива, так как от него зависит безопасность всего объекта, бесперебойность топливоснабжения котельной, а значит, теплоснабжение и горячее водоснабжение Потребителей.

Парки хранения жидкого топлива проектируются в соответствии с СП 89.13330.2012 "Котельные установки. Актуализированная редакция СНиП II-35-76", а также другими нормами*, регулирующими взрыво-и пожаробезопасную эксплуатацию групп горизонтальных и вертикальных резервуаров, нефтебаз, нефтехранилищ, складов нефтепродуктов.

Устройство парка хранения дизельного топлива

Основой парка хранения являются резервуары для дизельного топлива, которые могут располагаться как наземно, так и подземно в зависимости от проекта котельной, условий ее эксплуатации и требований к взрыво- и пожаробезопасности объекта.

Минимальное количество резервуаров зависит от того, является ли дизельное топливо основным, аварийным или резервным: если является основным, то резервуаров должно быть не менее двух; если аварийным или резервным, то допустимо устанавливать один.

Общая вместимость резервуарного парка и объем каждого резервуара рассчитывается исходя из мощности котельной, назначения топлива (основное, аварийное/резервное), способа его доставки. Так, вместимость резервуаров дизельного топлива в качестве основного должна обеспечивать автономное топливоснабжение котельной от 3-х до 10-ти суток; в качестве резервного - в течение 2-3-х суток.

В зависимости от объема парка хранения, резервуары могут располагаться как вблизи котельной, так и на расстоянии. При размещении наземного склада хранения топлива вблизи котельной резервуары должны отделяться от самой котельной противопожарной железобетонной стеной.

Дополнительно внутри котельной может быть установлен промежуточный расходный бак объемом до 1 м 3 , из которого топливо подается непосредственно в котел. Если основные резервуары находятся вблизи котельной, а также если мощность котельной не более 10 МВт, дополнительные расходные емкости можно не устанавливать.

Для подачи топлива в котельную устанавливаются два насоса, один из которых - резервный.

Состав склада хранения топлива дизельных котельных производства Завода ГазСинтез Ⓡ

В состав парка хранения дизельного топлива входят следующие компоненты:

  • наземные или подземные емкости для хранения топлива
  • расходный бак (емкость) объемом до 1 м 3
  • площадка для разгрузки, которая должна иметь наклон для сбора разлившегося топлива в резервуар аварийного пролива
  • наземные топливопроводы
  • запорная арматура
  • основной и резервный автоматические всасывающие насосы

Проектирование парка и расчет объема емкостей специалисты Завода осуществляют на основании Опросного листа или технического задания.

Приводим пример выполненного проекта парка хранения топлива в .

Техническое задание на проектирование склада хранения топлива

В результате проведенных расчетов были изготовлены три подземных горизонтальных резервуара каждый объемом по 100 м 3 и один резервуар аварийного слива топлива объемом 25 м 3 .

Принципиальная схема расположения объектов в дизельной котельной с подземным размещением емкостей

*СП 155.13130.2014 "Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности"; ВНТП 5-95 Нормы технологического проектирования предприятий по обеспечению нефтепродуктами(нефтебаз) и др.

Требования безопасности к котельным установкам →

Содержание раздела

В котельных следует предусматривать закрытые баки с паровой подушкой для сбора дренажей паропроводов, конденсата пароводяных подогревателей и калориферов системы отопления и вентиляции котельной. При расположении баков сбора конденсата в котельной или вблизи нее все дренажи следует направлять в эти баки. При этом в котельной специальные баки сбора дренажей не предусматриваются [ 1 ].

В котельных для открытых систем теплоснабжения и в котельных с установками для централизованного горячего водоснабжения, как правило, должны предусматриваться баки-аккумуляторы горячей воды.

Выбор баков-аккумуляторов производится в соответствии со строительными нормами и правилами по проектированию тепловых сетей.

При технико-экономическом обосновании баки-аккумуляторы могут не предусматриваться.

В составе водоподготовительных установок для повторного использования промывочных вод после осветлительных фильтров необходимо предусматривать бак и насосы для равномерной подачи этой воды вместе с осадком в течение суток в нижнюю часть осветлителя. Емкость бака должна быть рассчитана на прием воды от двух промывок.

Для сбора воды после осветлителей необходимо предусматривать баки емкостью, равной величине общей производительности осветлителей. При использовании указанных баков и для промывки осветлительных фильтров емкость баков следует принимать равной сумме величин часовой производительности осветлителей и расхода воды на промывку двух осветлительных фильтров.

Взрыхление фильтрующих материалов необходимо предусматривать промывочной водой с установкой бака для каждой группы фильтров разного назначения. При невозможности размещения бака на высоте, обеспечивающей взрыхление, следует предусматривать установку насоса. Полезная емкость бака должна определяться из расчета количества воды, необходимого для одной взрыхляющей промывки.

Объем бака-мерника крепкой кислоты следует определять из условия регенерации одного фильтра. Объем расходных баков для флокулянта следует определять исходя из срока хранения запаса раствора не более 20 дней.

Количество баков для известкового молока следует предусматривать не менее двух. Концентрацию известкового молока в расходных баках необходимо принимать не более 5% по СаО.

Высоту резервуаров для коагулянта, поваренной соли, кальцинированной соды и фосфатов следует принимать не более 2 м, для извести - не более 1,5 м. При механизации загрузки и выгрузки реагентов высота резервуаров может быть увеличена: коагулянта, поваренной соли, кальцинированной соды и фосфатов - до 3,5 м, извести - до 2,5 м. Заглубление резервуаров более чем на 2,5 м не допускается.

Для реагентов следует предусматривать, как правило, склады “мокрого” хранения. При расходе реагентов до 3 тонн в месяц допускается их хранение в сухом виде в закрытых складах.

Хранение флокулянта необходимо предусматривать в таре и при температуре не ниже 5° С. Срок хранения должен быть не более 6 месяцев.

Емкость складов хранения реагентов следует принимать при доставке: автотранспортом - из расчета 10-суточного расхода; железнодорожным транспортом - месячного расхода; по трубопроводам - суточного расхода. При доставке реагентов железнодорожным транспортом необходимо предусматривать возможность приема одного вагона или цистерны; при этом к моменту разгрузки на складе должен учитываться 10-суточкый запас реагентов. Запас реагентов определяется исходя из максимального суточного расхода.

При проектировании складов реагентов следует учитывать возможность их кооперации с центральными складами предприятий или районных служб эксплуатации.

Емкость резервуаров для “мокрого” хранения реагентов следует принимать из расчета 1,5 м 3 на 1 т сухого реагента. В резервуарах для “мокрого” хранения коагулянта необходимо предусматривать устройство для перемешивания раствора. При расположении резервуаров для «мокрого” хранения реагентов вне здания должны предусматриваться устройства, предохраняющие растворы от замерзания.

Бункера для твердого топлива надлежит проектировать с гладкой внутренней поверхностью и формой, обеспечивающей спуск топлива самотеком. Угол наклона стенок приемных и пересыпных бункеров для углей следует принимать не менее 55, для торфа и замазывающихся углей - не менее 60°.

Угол наклона стенок бункеров котлов, конусной части силосов, а также пересыпных рукавов и течек для угля следует принимать не менее 60°, а для торфа - не менее 65°. Внутренние грани углов бункеров должны быть закруглены или скошены. На бункерах угля и торфа следует предусматривать устройства, предотвращающие застревание топлива.

Емкость бункеров (на каждый котел) должна обеспечивать следующие запасы топлива по номинальной нагрузке котла [ 7 ]:

  • для каменных углей и АШ……………………….. 8 ч;
  • для бурых углей...………………………………… 5 ч;
  • для фрезторфа....………………………………….. 3 ч.

Емкость приемного резервуара для жидкого топлива , доставляемого железнодорожным транспортом, должна обеспечивать при аварийной остановке перекачивающих насосов прием топлива в течение 30 мин. Расчет емкости резервуара производится, исходя из нормативного времени слива в летний период.

Для перекачки топлива из приемного резервуара в топливохранилище должно предусматриваться не менее двух насосов (оба рабочие). Производительность насосов выбирается исходя из количества топлива, сливаемого в одну ставку, и нормативного времени слива.

Для хранения мазута следует предусматривать железобетонные резервуары (подземные и наземные с обсыпкой). Применение стальных резервуаров для хранения мазута допускается только с разрешения Госстроя РФ. Для хранения легкого нефтяного топлива и жидких присадок следует предусматривать стальные резервуары.

Для наземных металлических резервуаров, устанавливаемых в районах со средней головой температурой наружного воздуха до 9° С, должна предусматриваться тепловая изоляция из несгораемых материалов.

Табл.10.4Емкость хранилищ жидкого топлива в зависимости от суточного расхода следует принимать по табл. 10.4.

Таблица 10.4. Нормы определения размера емкости хранилищ жидкого топлива

Название и способ доставки топлива Емкость хранилищ жидкого топлива
1. Основное и резервное, доставляемое по железной дороге На 10-суточный расход
2. То же, доставляемое автомобильным транспортом На 5-суточный расход
3. Аварийное для котельных, работающих на газе, доставляемое по железной дороге или автомобильным транспортом На 3-суточный расход
4. Основное, резервное и аварийное, доставляемое по трубопроводам На 2-суточный расход
5. Растопочное для котельных производительностью 100 Гкал/ч и менее Два резервуара по 100 т
6. То же, для котельных производительностью более 100 Гкал/ч Два резервуара по 200 т
Примечание. Резервным называется жидкое топливо, предназначенное для сжигания в течение длительного периода наряду с газом при перерывах в его подаче

Для хранения основного и резервного топлива должно предусматриваться не менее двух резервуаров. Для хранения аварийного топлива допускается установка одного резервуара.

Общая емкость резервуаров для хранения жидких присадок определяется условиями их доставки (емкостью железнодорожных или автомобильных цистерн), но должна составлять не менее 0,5 емкости мазутохранилища. Количество резервуаров принимается не менее двух.

Для встроенных и пристроенных индивидуальных котельных на жидком топливе следует предусматривать склад топлива, расположенный вне помещения котельной и отапливаемых зданий, вместимостью, рассчитанной из условий хранения не менее пятисуточного расхода топлива, определенного для режима, соответствующего тепловой нагрузке котельной в режиме самого холодного месяца. Количество резервуаров при этом не ограничивается.

Температуру разогрева жидкого топлива в железнодорожных цистернах следует принимать для мазута марки 40 - 30° С, для мазута марки 100 - 60° С, для легкого нефтяного топлива - 10С. Разогрев топлива, доставляемого в автомобильных цистернах, не предусматривается. В приемных емкостях, лотках и трубах, по которым сливается мазут, следует предусматривать устройства для поддержания указанных температур. В местах отбора жидкого топлива из резервуаров топливохранилища должна поддерживаться температура мазута марки 40 не менее 60° С, мазута марки 100-не менее 80°С, легкого нефтяного топлива - не менее 10° С.

Для разогрева топлива в железнодорожных цистернах следует использовать пар давлением 6-10 кгс/см 2 . Для разогрева мазута в подогревателях, резервуарах топливохранилища, приемных емкостях и сливных лотках может применяться пар давлением 6-10 кгс/см 2 или высокотемпературная вода температурой не менее 120 С.

Для жидкого топлива встроенных и пристроенных котельных при необходимости его подогрева в наружных емкостях применяется теплоноситель этих же котельных.

Для поддержания температуры мазута в резервуарах топливохранилища следует применять циркуляционную систему разогрева. При циркуляционном разогреве мазута может применяться независимая схема, предусматривающая установку специальных насосов и подогревателей, или могут использоваться подогреватели и насосы подачи мазута в котельную.

Выбор способа циркуляционного разогрева мазута производится на основании сравнения технико-экономических показателей вариантов.

Змеевиковые подогреватели устанавливаются в резервуарах только в месте отбора мазута. Для разогрева мазута до температуры, требуемой по условиям сжигания в топках котлов, следует предусматривать не менее двух подогревателей, в том числе один резервный.

Подачу топлива в резервуары следует предусматривать под уровень топлива.

Подача мазута в котельные должна предусматриваться по циркуляционной схеме, легкого нефтяного топлива-по тупиковой схеме. Количество насосов для подачи топлива к котлам должно приниматься для котельных первой категории не менее трех, в том числе один - резервный, для котельных второй категории - не менее двух, без резервного.

Производительность насосов подачи топлива должна быть не менее 110 максимального часового расхода топлива при работе всех котлов по циркуляционной схеме и не менее 100% - по тупиковой схеме.

В котельных залах (но не над котлами или экономайзерами) отдельно стоящих котельных допускается предусматривать установку закрытых расходных баков жидкого топлива емкостью не более 5 м 3 - для мазута и 1 м 3 - для легкого нефтяного топлива. Для встроенных и пристроенных индивидуальных котельных общая вместимость расходных баков, устанавливаемых в помещении котельной, не должна превышать 0,8 м 3 . При yстановке указанных баков в помещениях котельных следует руководствоваться строительными нормами и правилами по проектированию складов нефти и нефтепродуктов.

Температура разогрева мазута в расходных баках, устанавливаемых в помещениях котельной, не должна превышать 90°С. Разогрев легкого нефтяного топлива в расходных баках не допускается.

Допускается предусматривать установку резервуаров для топлива в помещениях, пристроенных к зданиям котельных. При этом общая емкость топливных резервуаров должна быть не более 150 м 3 - для мазута и 50 м 3 - для легкого нефтяного топлива. Установку насосов подачи топлива к горелкам и подогревателям топлива в этих случаях следует предусматривать в помещения котельной.

При присоединении котельной к тупиковым сетям водопровода следует предусматривать резервуар запаса воды на время ликвидации аварии в соответствии со строительными нормами и правилами по проектированию наружных сетей и сооружений водоснабжения.