Пример сочинения по направлению "разум и чувство". Сочинение внутренний конфликт чувства против разума Когда наступает конфликт между чувствами и разумом

Шумихина Екатерина

Что такое чувство? Что такое разум? Я думаю, что чувство и разум – это две противоборствующие части силы человека. Они часто бывают в состоянии конфликта. Когда человек живет чувствами, не признавая законов разума, он часто совершает роковую ошибку. Но когда возникает этот конфликт? Чтобы разобраться в этом, обратимся к произведениям русских писателей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Что такое чувство? Что такое разум? Я думаю, что чувство и разум – это две противоборствующие части силы человека. Они часто бывают в состоянии конфликта. Когда человек живет чувствами, не признавая законов разума, он часто совершает роковую ошибку. Но когда возникает этот конфликт? Чтобы разобраться в этом, обратимся к произведениям русских писателей.

Вспомним произведение Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Где главная героиня Лиза очень сильно любит Эраста. Они из разных слоев общества, но это не мешает им быть вместе. Со временем чувства Эраста угасают. Эраст поступает разумно и расчетливо, когда пытается расплатиться за карточный долг женитьбой на богатой вдове. Лиза, узнав о его лжи и предательстве, мечется между чувствами и разумом. И под влиянием чувств совершает самую страшную ошибку в жизни. Она заканчивает жизнь самоубийством – это не допустимо. Жизнь должна продолжаться, несмотря ни на что.

Другим примером может послужить произведение Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Страшный конфликт происходит в душе молодого сына Тараса Бульбы – Андрия. Он влюбился в красивую полячку и предал отца, брата, Отчизну. Чувства и разум у него вступили в сильнейший конфликт между собой. И победили чувства. Андрий жестоко поплатился за предательство и умер от рук отца. Страшная ошибка Андрия заключалась в том, что он руководствовался только чувствами. Этот конфликт произошел из-за того, что у Андрия был маленький жизненный опыт. Он не сумел проанализировать свои поступки, не посоветовался с более опытными людьми, не попросил ни у кого совета. Чувства взяли верх над всеми разумными поступками и привели к страшной трагедии.

Чувства и разум должны жить в мире и гармонии. Это сложно, но возможно. Если человек будет работать над собой, то он сможет прийти к решению любых вопросов. Не только с чувственным началом, но и с помощью разума. Все это приводит к гармонии в отношении к другим людям. Произведения художественной литературы дарят нам бесценные уроки того, как мы должны строить свои отношения с другими людьми. По каким законам должны жить. Эти уроки для нас – бесценный опыт, к которому мы должны прислушиваться.

Таким образом, приведенные примеры из художественной литературы позволяют сделать вывод о том, что разум и чувства должны находиться в гармонии. Это позволяет нам избежать необдуманных поступков, которые часто совершаем мы, молодые. Этому и учат произведения художественной литературы, которые дают нам бесценные уроки жизни.

В своих произведениях писатели часто рассматривают проблему взаимодействия чувств и разума. И многие из них уверены, что эти два понятия должны гармонировать между собой. Однако, принимая различные решения, человек постоянно стоит перед выбором поддаться велению сердца или послушать голос рассудка. И тогда между чувствами и разумом возникает конфликт, приводящий к самым различным последствиям. Примеры такой борьбы нередко можно найти на страницах художественной литературы.

Обратимся к произведению А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Конфликт между разумом и чувствами Татьяны прослеживается на протяжении всего романа. В самом начале произведения героиня – молодая девушка, которая живет лишь чувствами.

Начитавшись французских романов, она создала себе образ идеального мужчины, и, встретив Онегина, Татьяна влюбляется в него, ведь он полностью подходит под это описание. Но, признавшись в чувствах и ожидая взаимности, Ларина получает только холодные нравоучения. И уже здесь наблюдаются первые мотивы конфликта между чувствами и разумом, ведь рассудком она понимает, что не должна любить Евгения, так как Онегин уже отверг её, но сердце отказывается принимать действительность. Позже Татьяна выходит замуж и становится величественной и статной женщиной. Спустя несколько лет после разлуки с Онегиным, герои снова встречаются. Полностью изменившись внешне, Ларина нисколько не меняется внутри. Она всё также любит Евгения, но, получив от него предложение быть вместе, в Татьяне всё больше нарастает борьба между чувствами и разумом. И, приняв нелёгкое решение, героиня отказывает Онегину, сохраняя верность мужу. Таким образом, конфликт между рассудком Лариной и ее чувствами возникает в самый трудный момент её жизни и приводит к сохранению чести перед супругом и потери любимого человека.

Теперь обратимся к произведению Островского «Гроза». В этой драме основной мыслью является борьба чувств и разума главной героини. Катерина Кабанова – замужняя женщина, которая живет в «темном царстве» супруга. С самого детства она привыкла жить чувствами. И, когда девушку выдали замуж за нелюбимого человека, она почти отчаялась испытать истинную любовь. Но, познакомившись с Борисом, Катерина вдруг почувствовала в нём родственную душу. Влюбившись в героя, внутри у девушки возникает борьба между чувствами и разумом, ведь она не хочет предавать мужа, но ничего не может сделать со своей любовью. Во время отъезда супруга перед Катериной становится сложный выбор: сохранить верность Тихону или провести эти дни с возлюбленным. Решение всё-таки отправится к любимому, приводит героиню к душевным мукам, раскаянию и последующей гибели. Итак, впервые испытав настоящую любовь, в Катерине возникает сложный конфликт между её чувствами к Борису и разумом. И, приняв непростое решение, девушка выбирает любовь, что приводит к трагедии.

Таким образом, рассмотрев художественное произведение А. С. Пушкина, можно сделать вывод, что особо сложные и важные жизненные ситуации, которые могут кардинально изменить судьбу человека, приводят к конфликту между разумом и чувствами. А он способен лишить человека его возлюбленного. Именно поэтому важно, чтобы чувства и разум человека всегда находились в гармонии между собой.

Нас окружает так много людей. Одних мы знаем, с другими слегка знакомы, а большинство для нас незнакомцы. На первый взгляд все эти люди так спокойны и уравновешены. Можно подумать, что они не имеют никаких раздумий и проблем. Только пара очень близких личностей, которые доверили свои секреты и раздумья, нам кажутся такими, каковы они есть на самом деле.

Если бы человек имел возможность одним взглядом проникнуть в разум и сердце собеседника, ему открылась бы страшная картина вечного противостояния и конфликта между этими двумя силами, воздействующими на него. Сущность человеческого существа такова, что он постоянно, даже во сне занят принятием решений, анализированием произошедших с ним и окружающими ситуаций. В этом сложном процессе перед каждым встает масса вопросов, которые требуют оценки. В зависимости от психологии человека каждый дает особую свою оценку.

Есть люди склонные все анализировать только разумом и принимать решение в зависимости от, насколько тот или иной поступок правилен. Некоторые люди отдают предпочтение сердцу и чувству. Обычно это очень чувственные люди, которые чувствительны и могут представить себя в положении другого.Оба этих вида людей, насколько бы они не были разными и думали по-разному, одинаково спокойны и живут в гармонии с самим собой.Ситуация намного сложнее, если человек не относится конкретно ни к типу чувственного человека, ни к человеку разума. В данной ситуации бедному приходится все время вести внутреннюю войну между чувствами и разумом.Все люди ошибочны и очень часто совершают неправильные поступки. Иногда человек очень хорошо понимает, что его поступки не верны и по оценке разума ни коем образом не оправданы. Однако сердце диктует свои правила. Она требует жить по своим законам, игнорирую голос разума.

В любом случае необходимо уравновесить эти две силы, хорошо взвесив, чью сторону следует принять.

Итоговое сочинение 11 класс.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Книга наш друг и советчик 7 класс

    Книга – это кладезь всех знаний, собранных человечеством, его переживаний и эмоций. Сейчас очень тяжело найти нужную книгу среди обилия современной литературы.

  • В нашому жорстокому світі сьогодні багатьом не вистачає доброти та тепла від близьких людей. Шалений темп життя вимушує людей пристосовуватись до реалій буденності

  • Образ и характеристика Яшки в рассказе Тихое утро Казакова сочинение

    Главный герой рассказа Ю.П.Казакова «Тихое утро» Яшка – это простой деревенский мальчишка, который очень любит рыбалку и считается лучшим среди ребят в рыбной ловле

  • Образ и характеристика Коробочки в поэме Мертвые души Гоголя сочинение
  • Анализ Золотого слова Святослава из Слова о полку Игореве

    Это один из ключевых фрагментов произведения. Здесь автор, оставшийся неизвестным, выражает свое отношение к походу князей на половцев, описанному в «Слове о полку Игореве».

Тема сочинения: "Разум и чувства - две силы, равно нуждающиеся друг в друге". В.Г. Белинский.

Что есть разум? Трезвость мысли, расчет, рассудок, холодное сердце? А что такое чувство? Увлечение, эмоция, минутная страсть или более высокий душевный порыв?

По словам критика Белинского, «разум и чувства – две силы, равно нуждающиеся друг в друге». И ведь нельзя не согласиться с ним. Разум и чувство находятся в зависимости друг о друга, очень тесно переплетаются, невозможно разорвать тонкую нить между ними.

Бывают такие ситуации в жизни человека, когда чувство преобладает над разумом. Как говорит народная мудрость, «коли что полюбится, так и ум отступится». Нельзя однозначно сказать хорошо это или плохо. Это может привести как к счастливому концу, так и к очень печальному.
Случилось это и героиней повести Куприна «Олеся». Девушка влюбилась без памяти и отдалась этому чувству с головой. Хотя прекрасно знала, к чему это приведет, знала, что печальный исход неизбежен, но чувство в этот момент преобладало над разумом. Она ни секунды не жалела о том, что позволила своему уму отступиться, так как испытала истинное счастье. Такое счастье, которое не каждому в жизни дано испытать.
А хорошо ли когда разум преобладает над чувствами? Вопрос, на который точно так же нет однозначного ответа. Можно не показывать своих чувств и оставаться несчастным, при этом, делая несчастным и того, кого любишь. Ради чего? Есть ли в этом смысл?

В романе Пушкина «Евгений Онегин» чувство и разум столкнулись несколько раз. Первый – когда «ум отступился» и Татьяна, поддавшаяся своему первому глубокому чувству, призналась в любви Евгению, что в то время было непозволительно для девушки. Ее попытка была напрасной. Для Евгения она была всего лишь ребенком и, он посчитал, что ее костер любви потухнет так же быстро, как и загорелся. Мог ли он себе представлять, что спустя годы он окажется на ее месте. Но Татьяна предстает нам уже далеко не маленькой девочкой. Она научилась к этому времени управлять своими чувствами с помощью здравого смысла. Несмотря на свою любовь к Евгению оставалась верна человеку, который любил ее. Была ли она счастлива в браке? Думаю, что не до конца, потому что любила другого. Был ли счастлив Евгений? Мне снова кажется, что не до конца. Ведь если это была любовь настоящая, то рассудок лишь сделал хуже.

Руководствуясь только разумом, можно остаться на всю жизнь несчастным. Руководствуясь только чувствами, можно попасть в ситуации, после которых нестерпимая душевная боль останется навсегда. Получается, что разум и чувства нуждаются друг в друге и очень сложно жить, руководствуясь чем-то одним.

Внутренний конфликт: разум против чувств.

Для начала нужно разобраться, что же такое чувства и разум. Это две важные силы внутреннего мира человека, которые очень часто конфликтуют. Бывают такие ситуации, когда чувства преобладают над разумом и человек становится неспособным управлять собой, но иногда и разум берет верх. Рассуждая над темой разума и чувств, задумываешься, должны ли эти две силы находиться в гармонии. И в литературных произведениях мы можем увидеть этот конфликт и хорошо в нем разобраться.

Вспомним произведение Куприна «Гранатовый браслет». Оно повествует нам о неразделенной любви незнакомца к княгине Вере Николаевны. Желтков, тот самый незнакомец, обычный человек, живший чувством любви к Вере Николаевне. Желтков понимал, что с Верой ему никогда не быть, у нее есть муж, но ему хватало даже того, что она просто получает его письма, он даже не ждал от нее ответа. Но шло время, когда ему запретили писать ей, запретили делать то, ради чего он жил. И он решает покончить жизнь самоубийством. Все его чувства затмевают разум, и он не справляется ни с собой, ни со своими чувствами.
Похожая ситуация и в произведении Карамзина «Бедна Лиза». Главная героиня – бедная крестьянка Лиза влюбляется в молодого человека Эраста. И кажется, их любовь никогда не прекратиться. Лиза полностью отдается чувствам, но молодой дворянин охладевает и отправляется в военный поход, там он проигрывает все свое состояние и по принуждению женится на богатой вдове. Для Лизы это становиться сильнейшим ударом, она переживает душевную боль, но не справляется с ней, прыгает в пруд. Разуму не удается осилить чувства, и Лиза совершает огромную ошибку.

Беседа с преподавателем Санкт-Петербургской духовной академии протоиереем Константином Константиновым.

Очень часто в жизни мы сталкиваемся с ситуацией, когда не можем совладать со своими чувствами. И даже понимаем, что, поддаваясь этим чувствам, мы можем себе навредить, но тем не менее не слушаем голос разума. Почему же происходит конфликт между чувствами и разумом? Об этом мы поговорим с кандидатом биологических наук, преподавателем биоэтики Санкт-Петербургской духовной академии протоиереем Константином Константиновым. Отец Константин на протяжении многих лет был старшим научным сотрудником физиологического отдела имени И. П. Павлова в Институте экспериментальной медицины.

Почему же наш разум не властен над чувствами?

Для начала необходимо сказать, что так было не всегда. Первозданный человек, первый Адам, был совершенным человеком, у которого все силы души находились в гармонии. Как правило, святые отцы упоминают три основные силы души. Переведя на современный язык, можно их обозначить так: воля, разум и чувство. С момента грехопадения между этими тремя силами начался разлад, то есть между ними возник диссонанс или раскол.

Изначально так не было, подчеркнем. Изначально человек - существо целостное, в котором все силы, свойства души находятся в гармоничных отношениях друг с другом. Но после грехопадения ситуация кардинально изменилась. Святые отцы подчеркивают, что врагу рода человеческого не под силу уничтожить человеческую природу, но он может ее исказить. Искажение человеческой природы отчасти заключается в том, что соотношение основных сил души (разума, чувства, воли) пришло в разлад. Этот момент очень хорошо выразил в Послании к Римлянам апостол Павел: «не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю». В этой фразе видно противоречие между моими поступками (или, скажем так, между моими «волениями», устремлением моей воли) и тем, что я хочу.

Но интересно отметить: это тогда, почти две тысячи лет назад, апостол Павел говорил о том, что он не делает то, что хочет. Современный человек как раз делает то, что хочет, - но хочет он грех, вот в чем дело. То есть современный человек очень часто не задумываясь отдается на волю чувств, принимает их за истину. И весьма часто, даже не пытаясь анализировать эти чувства, не пытаясь давать им нравственную оценку, подчиняет свою волю этим чувствам. Но даже человек, который дает оценку этим чувствам, видит, что они греховные, служат услаждению или ублажению плоти, плотским желаниям, очень часто вынужден себе признаться, что не в силах им противостоять.

Почему возникает такая ситуация? Дело в том, что чувства или влечения человека, говоря языком физиологии и психофизиологии - мотивационная сфера нашей психической деятельности или нашего поведения, - зиждется на реальных биологических потребностях. Опять подчеркнем духовный момент: эта ситуация возникла после грехопадения, когда душевные силы человека стали подчинены плотским и исключительно материальным тенденциям. Изначально так не было. Весьма интересно, что, например, апостол Иоанн Богослов в своем послании говорит о похоти плоти, похоти очей и еще о гордости житейской. Это как бы основные страсти, которыми обуреваема душа уже падшего человека.

Итак, наши потребности в настоящий момент в большей мере (процентов на девяносто, если не на девяносто девять) обусловлены биологическими потребностями. Отсюда возникает соответствующая мотивация, которая призвана удовлетворить эти биологические потребности. Отсюда и соответствующие чувства, которым разуму противостоять очень тяжело. И получается, что разум находится в подчиненном состоянии по отношению к чувствам и к биологическим потребностям.

- Хорошо. А где зарождаются эти чувства? В голове или в сердце?

Конечно, постановка вопроса уже предполагает определенный контекст. Вы говорите «голова», наверное, подразумевая деятельность мозга. Значит, вероятно, «сердце» в этом вопросе Вы рассматриваете буквально как анатомический орган. Конечно же, святые отцы, говоря о сердце и размышляя о движениях сердечных, имели в виду ни в коем случае не анатомический орган. Дело в том, что терминология, которую мы часто используем (дух, душа, сердце, ум), в богословском контексте не является абсолютно выверенной. Здесь все время есть некоторые девиации смыслов. Поэтому очень часто нам с вами сложно судить, что конкретно имели в виду святые отцы, употребляя разные термины - в одном случае «сердце», в другом случае «ум», в третьем - «душа». Сложно. Но общий контекст их посланий, писаний примерно таков: речь идет о некой сердцевине, неком средоточии души человека. Скажем так, о некой глубине или сердцевине.

То есть сердце в данном случае рассматривается, конечно же, не как анатомический орган, а именно как таинственная глубина души человека. Безусловно, нам крайне интересно, как это соотносится с современной терминологией, современными понятиями, в том числе и научными. Что мы можем предложить взамен термина «сердце» в том смысле, как это понимают святые отцы? Наверно, самое лучшее толкование понятия «сердце» с научной точки зрения будет примерно следующее: мотивационно-эмоциональная сфера нашей психической деятельности. То есть те механизмы (если мы говорим о физиологии, а она здесь имеет место, вне всякого сомнения), которые формируют наши мотивации и наши эмоции и которые действительно находятся в подчиненном состоянии по отношению к нашим рассудочным, аналитическим, интеллектуальным способностям.

А под термином «голова» Вы, скорее всего, подразумевали некую рассудочную, интеллектуальную деятельность. И в этой связи, конечно, можно сказать, что чувства имеют большее отношение к мотивационно-эмоциональной сфере деятельности мозга, нежели к интеллектуальной, рациональной, аналитической. Ну и так далее.

- Отец Константин, подскажите нам, как научиться управлять своими чувствами.

Вопрос очень сложный. Вряд ли я могу в полной мере ответить на него. Мне кажется, в современном мире это искусство во многом утеряно. В полной мере искусством управлять собой владели святые отцы. И, кстати говоря, они ставили перед собой важнейшую задачу - подчинять себе различные чувства, влечения, впечатления. Отметим: быть очень внимательными к своим впечатлениям, к тому, что входит в нас, что мы переживаем, чем занят наш внутренний мир. Это очень важный момент. Человек формирует свою душу всеми мыслями и желаниями, которые он принимает или не принимает. Действительно, возникает колоссально актуальная задача владения или управления, или наведения порядка в своем внутреннем мире. Поэтому Ваш вопрос крайне актуален: как же научиться управлять?

Что здесь можно сказать? Давайте читать святых отцов. Там дано очень много советов. Первый момент: для начала быть просто внимательным - к своим мыслям, к своим душевным движениям, впечатлениям. Святые отцы подчеркивают стадийность. Например, стадийность развертывания той или иной мысли или желания. Желание не возникает сразу, мгновенно, в полной мере и со всей своей силой. Есть определенные стадии развития желания. На первых двух у человека достаточно сил отвергнуть то или иное желание, как только произошло его опознание или ему дана оценка.

Например, желание внезапно возникло по тем или иным причинам (причины сейчас не будем обсуждать, они могут быть очень разные). Но оно возникло, и человек тут же вправе дать нравственную оценку: это желание он принимает или не принимает. Еще раз подчеркнем: на нравственных основах, на основах заповедей Христовых. Например, мы говорим, что желание - греховное. Если мы дадим эту оценку в самом начале, в самый первый момент возникновения желания - у нас достаточно сил его отвергнуть. Или, применяя интеллектуальные рассудочные усилия, сказать: «Нет, желание, я тебя не принимаю».

Но если желание развилось, если мы ему дали волю развиться, если оно уже производит многие-многие ассоциации, фантазийные картины и так далее, - здесь его побороть очень и очень сложно. Ведь человек принимает его за истину и подчиняет свою волю этому желанию. Именно поэтому весьма актуальна задача внимательного отношения к своим чувствам.

Давайте еще раз подчеркнем: чувства не возникают мгновенно, они всегда развиваются. Их очень легко остановить, или приостановить, или направить в другое русло на первых стадиях развития, когда они еще не овладели в полной мере своей силой и мощью. Если мы дали им волю или возможность развиться в полной мере, то остановить их бывает практически невозможно - об этом предупреждают святые отцы. Собственно, именно так и происходит гибель человека по отношению к вечности, то есть падение в тот или иной грех, когда человек просто проворонил возникновение тех или иных чувств. Если чувство возникло, оно очень сильно, врачевать его очень сложно.

Читая жития святых отцов, мы видим, какая бывает сложная, жестокая борьба по отношению к тем или иным чувствам со стороны святых отцов. Но, заметьте, они ведь ставят перед собой задачу эти чувства побороть! А современный человек сейчас даже и не ставит такую задачу. Но если она актуальна, если она возникла, то необходимо признать, что возможен такой наплыв чувств, который самому, своими силами побороть не удастся. И остается только молить Бога: «Господи, дай мне сил, дай мне благодать преодолеть и как-то погасить эти внутренние очень сильные душевные движения».

Кстати, у святых отцов это описано: когда такие просьбы были весьма актуальными, Господь слышал и как бы гасил те или иные греховные движения. Наше сердце, бывает, сдается под устойчивым натиском разума. То есть если мы себе настойчиво говорим, что это нехорошее желание, что ему надо противостоять; в конце концов, если проявим настойчивость, разум одерживает победу. Но вопрос в том, кто кого победит с самого начала, кто быстрее одержит победу: желание или разум?

Спасибо, отец Константин, за очень полезную для каждого из нас беседу. К огромному сожалению, нам с Вами пора прощаться. Спасибо!

На пользу Вам и всем смотрящим!

Дорогие телезрители, еще с античных времен миру известна мысль: «Познай самого себя!» Святые преподобные отцы Церкви говорят о том же, подчеркивая важность познания себя в деле спасения души. К этому можно добавить слова великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина: «Учитесь властвовать собой».

Ведущая Екатерина Соловьева

Записала Татьяна Муравьева