Православная миссия в тропической африке. Танец веры. Православие в Африке

Патриарх:

Александр I (Джордж Александр Мак-Гуайр) (28 сентября 1921 - 10 ноября 1934) (епископ, с 10 сентября 1924 - архиепископ, с 1927 патриарх)
Джеймс I (Уильям Е.Дж.Робертсон) (1934-1962) (патриарх с 1938 года)
Петр IV (Ричард Г. Робертсон) (1962-1967)

Примас-Архиепископ:

Гладстоун сентКлэр Нэрс (1965-1976)
Уильям Р. Миллер (1976-1981)
Стаффорд Дж. Свитинг (1981-
Жамен Бернар Батлер
Джордж Уолтерс Сэндс (август 2005 -

Краткая история церкви:

African Orthodox Church. Образована в 1921 году бывшим епископальным священником, уроженцем карибских островов, Мак-Гуайром (рукоположен во епископы Вилаетом), который активно участвовал в негритянском национальном движении в США. Церковь должна была стать родной для негров, которых считали людьми второго сорта в традиционно белых церквях. Первоначально большая часть его последователей было выходцами с Карибских островов, и преимущественно ранее были методистами. Обряд АПЦ представлял собой англиканское богослужение, в которое были привнесены отдельные элементы богослужения православного. Церковь принимала женатый епископат. В 1927 году к церкви присоединились группы верующих в Южной Африке (отделившиеся от англиканской и методистской церквей, уже некоторое время строившие разные независимые африканские церкви), а Мак-Гуайр был провозглашен патриархом. Южноафриканское подразделение церкви создало приходы также в Уганде и Кении (где церковь добилась значительных успехов, и число ее приверженцев по их данным превышало 10 тысяч человек), а также в Гане. 8 октября 1931 году в Нью-Йорке была освящена кафедральная церковь св.Креста (отдельное здание). После смерти Мак-Гуайра новым патриархом был избран епископ Робертсон, принявший имя Джеймс I. Однако часть епископов в 1935 году откололась, создан новую церковь . К этому моменту церковь насчитывала тридцать приходов с пятьюдесятью священниками (и по их данным порядка 30 тысяч верующих, преимущественно в Африке). Также приходы были в Венесуэле, на Кубе и Антигуа (1 приход существовал в 1944-1971 годах). В 1946 году приходы в Уганде, Кении и Гане перешли в юрисдикцию Александрийского Патриархата , а через какое-то время приходы на Тринидаде и Тобаго - в юрисдикцию Эфиопской Церкви . В 1960 году в Южноафриканском подразделении церкви произошел раскол - по приглашению архиепископа Александра в ЮАР прибыл патриарх Джеймс I для рукоположения новых епископов для церкви ЮАР (т.к. арх.Александр был уже достаточно стар). Новорукоположенные епископы, желая отстранить архиепископа от власти, пожаловались патриарху на ряд совершенных арх.Александром ошибок, после чего патриарх последнего сместил. После непродолжительного периода раскола архиепископ Александр все же воссоединился с церковью и признал верховенство епископа Мбины, но только для того, чтобы реорганизовать свои силы и в 1963 году окончательно отделиться и организовать Африканскую Православную Церковь ЮАР . В 1965 году отколовашияся Святая Африканская церковь воссоединилась с АПЦ, а ее архиепископ получил титул примаса, и после смерти в 1967 году патриарха стал единовластным главой церкви (тех пор титул патриарха не использовался). В 70-ых-90-ых годах положение церкви большей частью стабилизировалось, количество приходов оставалось неизменным, хотя число верующих постепенно сокращалось. В 1984 году отделился один приход, образовавший Африканскую православную церковь Запада . В 1993 году часть церкви в ЮАР присоединилась к Коптской церкви . В начале 21-го века "АПЦ" имела 17 приходов (из них пять в ЮАР и один в Канаде) и одну семинарию. В 2003 году епископ единственного канадского прихода отделился и создал независимую церковь , а сама церковь стала использовать название "АПЦ инкорпорейтед" (African Orthodox Church Inc.) и на 2007 год состояла из 9 приходов в США, 5 в ЮАР и одного на Багамах. В 2009 году от церкви отделилась группа епископов и создала новую юрисдикцию - АПЦ-Африки . На 2012 год церковь насчитывает 6 приходов и две миссии в США, приход-епархию на Кубе, приход-епархию на Барбадосе и якобы 12 приходов и общин в ЮАР.

Епископы:

Уильям Даниэль Александр, архиепископ Африки (11 сентября 1927 -1960)
Уильям Эрнест Джеймс Робертсон, епископ Нью-Йорка (10 октября 1923 - 1934) (затем патриарх Джеймс I)
Артур Стэнли Тротман (10 сентября 1924 - 1935)
Реджинальд Грант Барроу, епископ Флориды (8 авгута 1925 - 1935)
Роберт А. Джексон, епископ Маями
Эдмунд Р. Беннетт, епископ Бруклина
Хьюберт А Роджерс, архиепископ Нью-Йрока (7 ноября 1937-
Ричард Грант Робертсон, епископ Филадельфии (-1962)
Айс Уолтре Мбина, епископ в ЮАР (1960-
Серджон Л. Мотсепе, епископ в ЮАР (1960-1961/62)
Джордж Уолтерс Сэндс (George Walter Sands), епископ Юга (29 апреля 2001 - август 2005)
Сет Скит (Seth Skeete), епископ Карибских островов
Джеймс Эдмонд Брамбл (James Edmond Bramble), епископ-помощник в Нью-Йоркке
Илия (Хорхе Р.Брито), епископ Кубы
М.П. Мкхизе (M.P.Mkhize), епископ в ЮАР
Иконкгване (Incongwane), епископ в ЮАР

Православная Африка

Николай Сапелкин, преподаватель факультета журналистики Воронежского государственного университета, референт Управляющего Воронежско-Липецкой епархией митрополита Мефодия

Лет десять назад, в самом начале 90-х годов мой университетский товарищ из далекой африканской страны Сьерра-Леоне Френсис Бойма решил принять православную веру. Он обстоятельно расспрашивал меня о том, как свершается таинство крещения, какие обязательства накладывает на человека его принадлежность к православию, и как это проявляется в обыденной жизни. Я то и сам знал об этом тогда крайне мало, но других студентов, которые хотя бы немного интересовались вопросами религии, в те годы на историческом факультета не было.
Надо признаться это его решение меня изрядно удивило. "Разве у вас в стране есть православные?". "Да, у нас есть православные верующие, - отвечал он, - и священники африканцы то же есть".
А я то, наивный второкурсник, полагал, что, кроме как в Эфиопии и Египте, в Африке православных христиан нет. Под впечатлением его рассказа, в моем воображении сложился образ православного батюшки: чернокожего, в черном одеянии и с золотым крестом на груди. Да простят меня читатели за мое воспоминание, но это именно было именно так. Я не стал расспрашивать Френсиса о мотивах его решения. Только с тех пор меня стали интересовать события религиозной жизни Африканского кон-тинента, особенно связанные с Православием.
Одно из таких событий - приезд в 1996 году в Москву Эфиопского Патриарха Павла. Патриарх Алексий в память о визите передал Павлу престол, который теперь украшает его резиденцию. С нескрываемой радостью и восторгом, студент из Эфиопии, с которым мы обсуждали этот визит, говорил: "Мы братья! Нашей церкви более полутора тысяч лет, Русской - тысяча, нас роднит наша вера и наша культура".
И в самом деле, наше единство с африканскими народами состоит не только не только в том, что многие из них получили образование в России, хотя теперь они могут говорить и думать по-русски, у них много русских друзей, многие породнились, вступив в брак с русскими. Основа нашего единства в духовной сфере. И Православие - одна из составляющих нашего духовного родства.
Дипломатические отношения России со странами африканского континента были установлены не так давно. С той же Эфиопией дипломатические отношения установлены только сто лет назад. Это не большой срок, но религиозные, духовные отношения между нашими странами намного древнее.
Африканский континент издавна привлекал русских людей. Неведомые земли и народы, культура и нравы вызывали интерес. Еще киевские князья знали о далеком православном государстве, существующем в глубине черного континента. С православными иерархами Африки поддерживали отношения московские патриархи.
Православные приходы Африки окормляет Александрийская Церковь. Патриархат Александрии и всея Африки - древнейшая церковь в христианском мире. Созданный в 40 году нашей эры, он навсегда связывается в нашем сознании с именем его святого основателя и первого епископа - апостола и евангелиста Марка, просветителя многих стран Африки. Нелегко ему было осуществлять подвиг проповеди веры Христовой в Александрии - средоточии античной образованности, городе ученых, риторов, поэтов. Во многом, достижению успеха Александрийской Церкви способствовало то, что она выпестовала таких знаменитых мужей и учителей, как Климент и Кирилл Александрийские, Ориген, Афанасий Великий и многих других. До наших дней дошла - несмотря на все войны, нашествия, пожары и катастрофы - знаменитая Александрийская библиотека, ставшая Библиотекой Александрийского Патриархата. В этой сокровищнице хранится уникальное собрание древних манускриптов. Но не только развитие христианской мысли есть дар Александрийской Церкви вселенскому Пра-вославию - ее каноническая территория считается колыбелью монашества. Благодаря процветавшему в Египте в IV веке монашеству влияние Александрийской Церкви было огромно. В 325 году она получила от Никейского собора ранг второго престола мира - после Константинополя.
Однако после Четвертого Вселенского Собора, состоявшегося в 451 году в городе Халкидоне, начался упадок Александрийской Церкви. От нее откололись коптская церковь Египта и Эфиопская Церковь. После завоевания Египта турками-османами в начале восемнадцатого века она приходит в еще больший упадок и попадает в подчинение в Константинопольскому Патриархату.
Двадцатый век стал свидетелем грандиозного в географическом отношении территориального расширения православия. Причиной тому было расселение по всему свету, в том числе и в Африке, православных русских эмигрантов, и активизация миссионерской деятельности, прежде всего Греческой Церкви.
Оживление православия в Африке началось во второй четверти двадцатого века, как результат успешных действий греческих миссионеров на Востоке континента. Греческие епископы рукоположили нескольких африканцев в священнический сан, с их помощью были выстроено немало храмов. Большинство новых приходов, начиная с 1945 года, стали обра-щаться к Патриарху Александрийскому и всей Африки с просьбой об официальном их признании и принятии в свою юрисдикцию. Полтора десятилетия спустя была образована Восточно-Африканской епархия. Начались хиротонии африканских епископов. Рубен Мукаса основатель Православия в Уганде стал епископом Спартасом. В 1973 году состоялись хиротонии африканских епископов Кении и Танзании.
К концу двадцатого века Александрийская Церковь имела более 160 храмов и 23 епископа. В 2001 году в Африке были учреждены четыре новые православные епархии в Танзании, Нигерии, Гане и на Мадагаскаре.
Ныне патриарший престол занимает сто десятый после евангелиста Марка - Патриарх Александрии и всей Африки Петр VII. Он самый молодой Патриарх в мире, в сентябре ему исполниться 53 года, из них пять лет он возглавляет Александрийскую Церковь, несущую слово Господа своим согражданам, невзирая на цвет кожи, язык или расу.
Александрийский Патриархат - церковь самых бедных наций Земли. Ведь в настоящее время многие миллионы африканских собратьев просто голодают. Да и Православие чаще всего принимают малоимущие, у которых все богатство в одной душе. Но они воспринимают Православие с искренностью неискушенных сердец. По словам Патриарха Павла: "Они очень простые люди, но они богаты своей чистой любовью к Богу".
Эти слова подтверждаются рассказом туриста побывавшего в Мадагаскаре. "В деревнях и селах люди живут в хижинах из пальмовых ветвей, часовни и храмы их строятся из этого же материала. Батюшки из местного населения обслуживают эти храмы, разбросанные в сельской местности. Нужно видеть, как искренне радуются эти новообращенные православные христиане каждому приезду священника. Их вера действительно напоминает христиан апостольского времени. Эти дети природы с чистым сердцем при первой же встрече передают такое чувство детского и радостного восприятия христианства, что с ними не хочется расставаться".
Возможно, нынешний дар Александрийской Церкви Вселенскому Православию, это то упорство, которое проявляют африканцы в своей приверженности Православию.
Вот один лишь пример. Во время поездки греческого епископа Амвросия в Конго, православный священник Симеон Муканья, шел пешком полтора дня из своей деревни, чтобы встретиться с владыкой. Во время сослужения с владыкой Амвросием отец Симеон получил известие, что его пятилетняя дочка умерла, и родные ждут его домой. Но он, несмотря на советы окружающих, включая и владыку, настоял на том, чтобы остаться до отъезда епископа, и только после этого вернулся домой, чтобы с семьей оплакать смерть дочери. Этот очень трогательный и поучительный пример глубокой веры явлен нам не из святоотеческих преданий, события произошли в первый год третьего тысячелетия.
Не только распространение Слова Божия считает своей миссией Православная церковь в Африке, но и повышение жизненного уровня африканского населения. Нигде на планете церковь не занимается такой широкой социальной и гуманитарной деятельностью. Это организация школ и госпиталей, обучение местных жителей методам современного ведения сельского хозяйства и многое другое.
Возникновению православного сообщества в недрах африканского континента способствуют и диаспоры православных народов Европы, прежде всего России. Общины русских переселенцев есть практически во всех странах Африки.
Самая крупная российская диаспора - на Юге Африки. Выходцы из России появились здесь с восемнадцатого века. Но организованная русская православная община появилась здесь только в 60-е годы двадцатого века. В небольшой городской квартире был устроен домовый храм во имя святого князя Владимира, и до 1975 года там служил священник Русской зарубежной Церкви. С его отъездом общинная жизнь переместилась в "Русский дом", обустроенный в 1968 году в центре Йоханнесбурга на средства русских эмигрантов. Кроме небольшого помещения для собраний и трапез, там была оборудована часовня Святителя Николая Чудотворца. Об-щина продолжала находиться в лоне Зарубежной Церкви, но постоянного священника там так и не было. Богослужения иногда совершались сербскими и греческими клириками.
С 1998 г. верующие россияне, проживающие в Южно-Африканской Республике, стали хлопотать об открытии прихода Русской Православной Церкви. В ноябре 1998 года, во время официального визита в Россию, вице-президента ЮАР Табо Мбеки, Патриарх Московский и всея Руси Алексий обсудил с ним возможность открытия в Южной Африке прихода Русской Православной Церкви.
В августе 1999 года в ЮАР был направлен российский священник для открытия временного домового храма во имя Сергия Радонежского. Вскоре на собранные прихожанами средства был приобретен участок земли для строительства храма в Мидранде, пригороде Йоханнесбурга. К сентябрю в городскую управу был подан проект здания будущей церкви - пятикупольного храма, невиданного в Южной Африке. В июле 2000 года на должность настоятеля прихода Преподобного Сергия Радонежского был назначен иеромонах Филарет Булеков.
К Пасхе 2001 года вышел, учрежденный приходом Сергия Радонежского, первый в Южной Африке православный журнал на русском языке - "Вестник". Среди материалов номера - раздел посвященный связям Русской Православной Церкви с Александрийской Церковью - сестрой, на канонической территории которой находятся православные приходы в Южной Африке. А так же статья о прошедшей недавно конференции "Православие в Африке". Тираж первого номера, составил 300 экземпляров. Часть из них была направлена в Кейптаун и Дурбан, где есть русские общины, а также в Мозамбик, откуда на празднование Христова Воскресе-ния в Йоханнесбург приехала группа православных россиян.
Богослужения в храме посещают и православные африканцы. Что бы они не чувствовали себя чужими в русскоязычной среде на богослужениях часть песнопений и молитв звучат по-английски и на языке африкаанс.
В мае 2001 года к отцу Филарету обратились прихожане Русского дома в Йоханнесбурге, принадлежавшего Русской Православной Церкви за рубежом, с просьбой принять их в свою общину вместе с часовней и домом. Теперь в помещениях Русского дома открылся благотворительный детский сад для бедных черных семей.
15 декабря 2001 года по благословению Предстоятелей двух Поместных Православных Церквей - Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки Петра VII и Святейшего Патриарха Московско-го и всея Руси Алексия II - в Йоханнесбурге состоялась закладка первого русского православного храма на Юге Африки, которую произвели настоятель русского прихода иеромонах Филарет в сослужении генерального викария Йоханнесбургской епархии Александрийской Церкви, священника сербского прихода и настоятеля румынской православной общины.
В торжественной церемонии приняли участие министр иностранных дел России Игорь Иванов, послы России, Украины и Беларуси, дипломаты и общественные деятели ЮАР.
В своем послании по случаю закладки храма Патриарх Петр отметил, что строящийся храм будет "служить духовным нуждам возлюбленных русских братьев и сестер" и вместе с ними - "всем православным христианам в Южной Африке".
Несомненно, дружеские отношения Русской и Александрийской Православных Церквей будут способствовать взаимодействию православной общественности и политических деятелей России и африканских стран. Сейчас в России возрождается Православие. В африканских странах Православие так же набирает силу. Этот фактор в новом тысячелетии будет играть важную роль в политических и культурных связях наших народов. Те опасные глобальные противоречия, которые стоят перед человечеством могут быть решены на духовном и культурном уровне.
А что же Френсис Бойма, спросит любопытный читатель? Вскоре после крещения он взял в жены русскую девушку. Они венчались, у них родился сын. Вот только на родину он выехать не смог. Там идет гражданская война. Так что живет он в Воронеже, получил российское гражданство, работает в школе преподавателем английского языка. По отзывам учащихся, он самый добрый и отзывчивый учитель. Такая вот история.

Священник Георгий Максимов, религиовед, кандидат богословия, глава сектора Миссионерской апологетики Синодального миссионерского отдела МП

Африка условно делится на две очень разные части - ​Африка мусульманская, арабская, и вся остальная «черная» Африка. Она тоже частично мусульманская, частично языческая и в значительной степени - ​христианизированная. В основном, христиане - ​протестанты или католики. Православных меньше. На севере континента православные в основном не местные, приезжие. А в «черной» Африке уже много обращенных коренных жителей, по разным оценкам от пяти до семи миллионов африканских православных. Они обращаются к вере и воцерковляются благодаря труду греческих миссионеров. Поэтому во всем африканском православии присутствует довольно большой отпечаток именно греческой православной традиции, причем современной. Потому я бы не сказал, что там много какой-то прямо местной экзотики. Да, африканские православные танцуют: танец в африканской культуре - ​неотъемлемая часть жизни. Но танцуют они после окончания литургии. Они и песни тогда православные поют, которые сами придумывают.

В Африке пока нет монастырей, они только-только начинают зарождаться, получится ли из этого что-то в дальнейшем - ​трудно сказать.

В «черной» Африке в целом нет никаких препятствий со стороны государства для ведения миссионерской деятельности. Мне ни разу не довелось слышать об этом. В северной Африке, в мусульманской, в арабской, конечно, запрещено вести миссионерскую деятельность среди мусульман. Более того, существует проблема столкновений экстремистской части ислама с христианством. Экстремисты не относятся к православным лучше, чем к другим христианам, для них это все одно и то же, поэтому православные живут там в такой же угрозе, как и католики и протестанты. Но это беда не только Африки. Более того, экстремисты убивают не только христиан, но - ​всех не мусульман. В Таиланде, в мусульманских регионах режут головы монахам-буддистам. И индуистов убивают, теракты устраивают. Всем известно, какие проблемы у иудеев.

Коренные жители Африки обращаются в православие, находят для себя нашу веру. Господь им помогает, Он совершает там множество чудес. Это очень важно и дорого для нас. Но мы, самая большая Православная Церковь, не принимаем никакого участия в миссии православия в Африке. Мне кажется, за это нам должно быть стыдно. Даже православные финны помогают больше, чем мы. А сколько их всего?! Греки, которых в десять раз меньше, чем нас, несут на себе миссионерский груз. Хотя у них финансовый кризис, различные проблемы и сложности. Александрийские Патриархи, когда бывали в России, приглашали Русскую Православную Церковь поучаствовать в африканской миссии. Но мы оказываемся, вне этого великого делания.

Один африканский архиерей мне даже говорил: «У нас были миссионеры из самых разных народов, только из русского не было».

У нас некоторые любят умиляться африканскому православию как некой экзотике: «Ах, православные негры, ах, они танцуют, ах, у них свои костюмы!» Но в этом, на мой взгляд, мало смысла. Нужно говорить об африканском православии с точки зрения того, как мы можем в этом поучаствовать, что мы можем сделать. А сделать что-то мы можем. Например, мы - ​Православное миссионерское общество прп. Серапиона Кожеозерского - ​начали такой проект: собираем иконы и отправляем в разные африканские страны, пытаемся переводить православные книги. Потому, что у них тотальный дефицит всего. Нехватка денег и миссионеров - ​общая миссионерская проблема. Но в случае с Африкой она особенно чувствуется.

Миссия? Постройте школу или больницу

Екатерина Загуляева, религиовед, корреспондент сайта Miloserdie.ru

Миссионерская деятельность в Африке тесно связана с социальной и без нее невозможна даже на законодательном, юридическом уровне. В Африке все миссионерские проекты начинаются с того, что любая церковь или христианская община строит школу, больницу или другой социальный объект, в котором люди могут получать помощь. Это способ познакомиться, так как, получив помощь, местные жители заходят и в храм. Церковь, в которой помогают сейчас, пользуется большим доверием, чем та, которая только обещает "золотые горы" в будущем. Поэтому и у католиков, и у православных, и у других конфессий в Африке - ​свои социальные проекты.

Активность миссионерской деятельности в Африке очень сильно зависит от страны. Скажем, бывшие европейские колонии исповедуют христианство в том виде, в котором его привезли колонизаторы: французы, англичане, португальцы. Есть страны традиционно исламские и там, конечно, говорить об активной миссии христианства трудно. Африка - ​очень большая и разнообразная. Например, в Кении или Уганде Православная Церковь развивается стремительно. Не в последнюю очередь потому, что в этих странах есть православные семинарии, в которых обучаются священники из местных жителей.

С одним из таких священников мне удалось познакомиться и даже съездить в его храм. Отец Марк Мванга недавно достроил каменный храм Свв.Константина и Елены в городе Илласит на границе с Танзанией. Он единственный православный священник на 100 километров вокруг. И у него на приходе тоже активно развита социальная деятельность.

Там живет очень много бедных людей. Как правило, никто из них нигде не работает за зарплату (просто нет работы), все они занимаются сельским хозяйством: выращивают маис, бананы. Два раза в год продают урожай. Все остальное время денег у них нет, они живут запасами. Потому, скажем, получать медицинскую помощь за деньги они не могут. Даже если медицинская помощь оказывается где-то бесплатно, то они, как правило, не в силах туда доехать. Ведь для этого тоже нужны деньги. А пешком, если человек болен, далеко не пойдешь.

В Африке распространенная проблема - ​много людей ВИЧ-положительны. Совсем необязательно, что все они ведут какой-то аморальный образ жизни. Дело в том, что во многих странах Африки принято ритуальное обрезание.

С этим борется и Католическая Церковь, и Православная Церковь, и светские медики - ​все проводят просветительскую работу. Но тем не менее, в деревнях продолжают обрезать и мальчиков, и девочек. Причем, одним ножом обрезают всех - ​это может быть сто человек. И если из них болеет кто-то один - ​заражаются все. Людям с ВИЧ необходима дорогостоящая регулярная терапия, консультации врачей. Так вот, отец Марк со своей женой привозит врачей к своему храму. Народ заранее оповещают, что будут, допустим, два терапевта, педиатр, врач, который делает тесты на ВИЧ и СПИД, фармацевт, который привезет лекарства. Люди раз, второй, третий придут за медицинской помощью, потом - ​зайдут в храм. А дальше он начинает среди них проповедовать…

Кроме того, отец Марк с матушкой помогают детям, у которых родители умерли от СПИДа - ​это одновременно 60–80 человек детей. Я однажды ездила с отцом Марком к этим детям. То, что увидела - ​потрясает. Хижины, сделанные из мешков и картонных коробок. Бывает, что по пять-семь детей спят на голой земле. Он смотрит - ​кому одеяло купить, у кого еды нет, кому-то нужна школьная форма. Хотя школа - ​бесплатная, не все могут туда ходить: нужна школьная форма и учебники. Отец Марк проповедуют и среди язычников - ​среди племени масаи, ходит к ним в деревню, они тепло его встречают. Есть среди них и православные - ​их можно увидеть в храме на службе.

Когда я собиралась ехать в Кению, я написала об этом в фейсбуке. Мне удалось собрать деньги, на которые я закупила нательные крестики и иконы, чтобы раздать людям на месте. Народ живет очень бедно и ничего этого у них просто нет. Через социальные сети мы собрали деньги и на облачения священнику - ​там его купить очень трудно. Во-первых, и средств нет, а во‑вторых - ​никто не шьет, нужно заказывать в Греции или в других странах.

Есть в Африке свои великие святые. Не будем забывать, что монашество в IV веке зародилось именно в Африке: преподобные Антоний Великий, Павел Фивейский, александрийские святители - ​все они жили и проповедовали именно в Африке.

Или, например, преподобный Моисей Мурин. Этот праведник до того, как пришел к вере, был разбойником, для которого ничего не стоило убить человека. К сожалению, сейчас африканское монашество не развито, местные священники говорили об этом с грустью. Но все впереди. Не так давно епископом в Кении стал африканец (а раньше епископами всегда были греки), в Уганде на кафедре уже давно стоит африканец. Свой человек, конечно, внушает больше доверия местным жителям. Так что и миссия, я думаю, наберет обороты.

«Рашен доктор» и чудо в Бенине

Илья Молев, преподаватель Школы Православного Миссионера при Синодальном Миссионерском отделе МП

Африка - ​это зона канонической ответственности Александрийского Патриархата. Ведь именно в Александрии, на севере Африки началась православная жизнь в Римской империи на этом континенте. Но только недавно, в конце XIX века Александрийский Патриархат начал заниматься коренным чернокожим населением. И успех миссии очень большой. Сейчас, по разным оценкам, в Африке до семи миллионов православных христиан из местного населения. Понятно, что распределяются они неравномерно.

Север Африки - ​это мусульманские страны. Там проповедь крайне затруднена и православные, условно говоря, живут в подполье. Они не могут открыто проповедовать свою веру. На юге Африки в основном проповедуют сербы.

Эфиопская православная церковь - ​одна из Древневосточных (дохалкидонских) церквей. На самом деле, она, конечно, не православная и у нас нет с ними ни евхаристического общения, ни диалога.

Активно развивается миссия на востоке Африки: Кения, Танзания. Митрополит Кенийский и Иринопольский Макарий, киприот - ​духовное чадо отца Софрония (Сахарова). Он в свое время поехал в Англию, учиться музыке, там исповедался отцу Софронию и услышал от него: «У Бога на тебя другие планы. Ты пойдешь учиться на теологию». Потом, по его же благословению, будущий архиерей защитил диссертацию в Оксфорде. Затем, в качестве простого монаха, поехал в Африку миссионерствовать. Как-то связался с отцом Софронием, тот говорит: «Тебе скоро предложат епископство. Ты не отказывайся». Будущий владыка Макарий удивился: «Я даже не дьякон, как могу стать епископом?». Но буквально спустя десять дней и ему позвонил Патриарх Александрийский и сказал: «Я буду предлагать вашу кандидатуру на епископство».

В Кении о христианстве узнали с первыми путешественниками-европейцами. И когда началась колонизация, приехали католические миссионеры. Но они были на стороне колониальных властей, угнетавших местное население и потому воспринимались негативно. И так совпало, что во время бунта против колониальных властей в прошлом веке местные жители познакомились с Православной Церковью и православные архиереи, священники, стали как раз на сторону местного населения. Православные в том числе старались проповедовать на местных языках и ратовали за то, чтобы коренные люди получали обучение именно на родном языке. Многие православные пострадали тогда, оказывались в тюрьмах. Интересно, что в тюрьме оказался Джомо Кениата - ​христианин, будущий первый президент Кении. И там он познакомился отцом Артуром Гауната, будущим первым «чёрным» епископом Кении. Позднее Джомо Кениата подарил православной общине большой участок земли. Сейчас там располагается православная семинария в Найроби. Кроме того, там есть православная школа.

Сегодня местные власти дают полный карт-бланш всем религиозным организациям: «Мы даем землю, стройте на ней храмы, мечети, проповедуйте, только при условии, что вы построите или школу (по государственной программе), или больницу. Дальше - ​если есть возможность поддерживать школу, она субсидируется, если нет, то нет. На школы, в основном, жертвуют греки и американцы. Мечетей (со школой или больницей) строят меньше - ​видимо, мусульманам это не очень интересно. В Кении, кстати, почитаем, святитель Луки (Войно-Ясенецкий) (его называют «рашэн доктор», есть ему посвященный храм.

Африка приходит к православию сейчас очень и очень активно. Иногда - ​благодаря настоящим чудесам. Как, например, в Бенине. В этой стране ничего не знали о православии. В основном там жили язычники и совсем немного христиан-католиков и протестантов. У одного из протестантов, Оптата Беханзина, серьезно заболел сын, молитвы в молельном доме не помогли. Тогда Оптат собрал всех родственников и близких людей у себя, и они все вместе начали молиться. Случилось чудо, - ​ребенок поправился. Так организовалась маленькая община, которая официально зарегистрировалась. Спустя какое-то время Эрик во сне услышал: «Моя Церковь называется Православной». Позднее они вошли в Православную Церковь, узнав про нее. Сейчас Бенин - ​центр активности православной миссии, оттуда отсылают священников в соседние страны.

Африка - ​очень быстро христианизируется. Те теракты, которые проходят в центре Африке, в Нигерии, например, - ​это жест отчаяния мусульман. Там, где появляется христианство (не только православие), они проигрывают Африку.

Несмотря на крайне бедственное и тяжелое положение (многие местные жители не знают, что будут сегодня есть и даже пить, ведь вода - ​это дефицит), африканцы не то что не унывают, но, напротив, всегда веселы и радуются. Танцы, песни, выраженные эмоции и улыбки - ​проявление той внутренней радости, которая, оказывается, не зависит от внешнего благосостояния. Стоит немного прочитать про опасности Африки и посмотреть на африканцев, чтобы понять, как мы далеки от выполнения заповеди "всегда радуйтесь» (1Фес. 5: 16–18).

Мы привыкли свысока относиться к африканцам, которые плохо образованы, часто не умеют читать и писать. Но удивительно, что они научены православной вере лучше многих наших соотечественников, и легко могут отвечать на сложные богословские вопросы, например: "Если Бог Всемогущ и Всеблаг, то откуда в мире зло?"

Подпишитесь на самые интересные статьи «Лодки»

С чем ассоциируется у нас Африка? Пальмы, бананы, постоянная засуха, ну и людоеды, конечно. Честно признаюсь - до недавнего времени мои представления об африканском континенте были именно такими.

Все изменилось, когда я столкнулся с Африкой лицом к лицу. Это случилось после того, как в Московской духовной академии, где я работаю, появился первый африканский студент - выходец из Уганды. Конечно же, мне захотелось с ним сразу пообщаться. Вскоре мне это удалось.

Признаюсь, меня поразил сам внешний вид этого человека. Представьте - в классическую форму семинариста (черные китель и брюки) был одет самый настоящий представитель центральной Африки! Причем, первое время он предпочитал ходить босиком. И только ближе к концу осени его еле-еле удалось убедить обуть ботинки - все-таки в России холоднее, чем в Уганде.

Надо сказать, разговор с африканским студентом в корне перевернул мое представление о «Черном континенте». Из семинарского курса церковной истории я знал, что на севере Африки ещё со второго века нашей эры существуют христианские общины. Центром этой древней цивилизации является египетский город Александрия. А приверженцы христианства в Африке, как я думал, в основном – это греки и арабы. Так оно, собственно, и было до 30-х годов 20-го века. Однако потом, благодаря усилиям миссионеров, местное население центральной Африки стало массово переходить в христианство, причём зачастую именно в Православие. Сегодня православных среди коренного населения - целых шесть миллионов!

Мне очень хотелось расспросить студента из Уганды о каких-то местных традициях, особенностях церковной жизни в Африке. И вот что я узнал.

Большинство православных храмов на африканском континенте входят в Александрийскую Православную Церковь, главой которой в настоящее время является Патриарх Феодор II. По национальности он грек, почти все его помощники, епископы (епископ - высший чин в Церкви) - тоже греки. А священники и прихожане - выходцы из местного населения. Само собой разумеется, у греков и коренных африканских народов есть существенные культурные различия. И это поначалу создавало определенные проблемы в общении. Всё изменилось благодаря тому, что руководство Александрийской Церкви не стало препятствовать внесению некоторых местных традиций в церковную жизнь.

Во-первых, службы совершаются на местных языках, а не на греческом. Поэтому епископы срочно стали учить языки тех регионов, где им было поручено служить. Во-вторых, у африканцев православный храм – это не здание, а шатёр, украшенный крестом. В традиционном шатре коренное население чувствует себя значительно уютнее, чем в каменном здании.

Ну и самое главное. Специального хора в африканских приходах просто нет. Поют все люди, пришедшие в храм. Для африканцев хоровое пение - часть их культуры, поэтому они с удовольствием учат церковные песнопения, а потом поют их во время службы.

После богослужения африканцы, как правило, не хотят сразу расходиться по домам. Литургия для них - настоящий праздник. Поэтому многие прихожане остаются в храме, где поют народные песни с христианским содержанием, а некоторые ещё и танцуют около храма под те же песни.

Участие в танце после службы нередко принимает и священник, а иногда даже епископ. Речь идёт, конечно, о благочестивом танце, которым коренные африканцы выражают радость от того, что они христиане.

С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня мы говорили о традициях африканского православия.

Эта статья впервые появилась в издании Evangelion, № 29 (Вели­кий пост 1996 г.), сс. 1–7. “Евангелион” - бюллетень Православного Общества во имя Святителя Николая Японского в Южной Африке (PO Box 56303, Arcadia, 0007 South Africa). Это общество зародилось в среде многонационального прихода, основанного в Йоханнесбурге отцом Хризостомом Франком около 9 лет тому назад. Православию в Южной Африке все еще приходится доказывать, что его место не в гетто. С другой стороны, на примере Тропической Африки мы ясно видим путь, которым следует идти.

В ноябре 1995 я ездил в Найроби (Кения) для более детального изучения деятельности Православной миссии. Я жил в Православной семинарии Макария III, находящейся в Рируте, пригороде Найроби, приблизительно в 10 км от центра города. Ректор семинарии - епископ Макарий Рирутский. Его высокопреосвященство Ириней, недавно рукоположенный в митрополита Иринопольского, живет по соседству с семинарией. Первоначально семинария задумывалась как учебное заведение для студентов из Восточной Африки: Кении, Танзании и Уганды; но последние два года ее двери открыты для студентов со всей Африки, и таким образом она является Патриаршей Семинарией для всего Александрийского Патриархата и всей Африки. В 1995 г. в семинарии училось более 40 студентов из Кении, Уганды, Танзании, Камеруна, Нигерии, Мадагаскара и Зимбабве. Некоторые студенты, чья родина находится за пределами Восточной Африки, испытали культурный шок, оказавшись в учебном заведении, первоначально приспособленном для студентов только из Восточной Африки. По их рассказам, труднее всего им было привыкнуть к местной пище. Я приехал из Южной Африки, и поэтому местная пища не показалась мне слишком непривычной: главное блюдо - угали - это разновидность милипап , по составу что-то среднее между зулусским путу и тсванским богобе . Но для африканцев с Запада такая пища была непривычной. Из бесед со студентами и с другими людьми я узнал многое о Православной миссии не только в Кении, но также и в других частях Африки. Эта информация была интересна сама по себе, так как в Тропической Африке переплетаются, наверное, все пути православной миссии, когда-либо и где-либо существовавшие в истории Церкви.

Православие в Кении

Путь Православия в Кении тесно связан с борьбой ее народа против британской колонизации. В начале XX в. все школы в Кении контролировались иностранными (западными) миссиями. В 1929 г. многие из миссионерских организаций, возглавлявшихся Церковью Шотландской Миссии (CSM), потребовали от своих “агентов” (в число которых входили учителя) подписать документ, заверяющий их отрицательное отношение к вопросу о женской активности в духовной жизни, а также к Центральной Ассоциации Кикуйю . Многие учителя отказались, и это привело к созданию двух независимых школьных Ассоциаций Кикуйю: Независимой Школьной Ассоциации Кикуйю (KISA) и Ассоциации Образования Кикуйю Каринга (KKEA). Кикуйю было самым большим племенем в Кении, и на языке кикуйю (гикуйю) каринг’а значит ‘чистый’, однако может переводится и как ‘православный’. Эти ассоциации основали школы, в которые перешло огромное число учителей и учеников из миссионерских школ. Но идея образования, оторванного от Церкви, также казалась весьма странной. И когда правящий епископ Африканской Православной Церкви в Южной Африке, епископ Даниил Александр, возвращаясь на родину из Уганды, встретился с некоторыми лидерами Кении, KISA пригласила его посетить Кению снова. Епископ Александр еще раз посетил Кению в ноябре 1935; он открыл семинарию, где обучал 8 студентов, семеро из которых спонсировала KISA, и одного - KKEA. Перед отъездом он рукоположил двух священников и двух диаконов. Ассоциации образования положили начало двум вероисповеданиям. KISA, более “умеренная” политически, учредила Независимую Пятидесятническую Церковь, а KKEA, будучи более радикальной, - Африканскую Православную Церковь. Епископат Африканской Православной Церкви в Уганде узнал об образовании Церкви в Кении из газет, связался с церковными лидерами в Кении и призвал их к общению с Александрийским Патриархатом (Африканская Православная Церковь епископа Александра была неканоничной). Тогда кенийские церковные лидеры написали патриарху Мелетию; Патриарх дал положительный ответ, но умер, не успев предпринять какие-либо шаги. Предстоятели Кенийской Церкви написали снова уже патриарху Христофору. В 1942 г. митрополит Николай Аксумский нанес визит в Восточную Африку и сделал доклад перед Священным Синодом в Александрии, благодаря чему в 1946 г., после второй мировой войны, Патриархат принял в общение Африканские Православные Церкви в Кении и Уганде. В период с 1946 по 1952 гг. Православная Церковь в Кении, без сомнения, росла очень быстро, но в 1952 г. колониальное правительство установило чрезвычайное положение вследствие деятельности партизан мау-мау. KKEA и KISA были запрещены. Большинство православных церквей закрыли, несколько школ и храмов сожгли. Почти все духовенство было отправлено в концлагеря. Аналогичная же борьба против колониального режима на Кипре велась архиепископом Макариосом. В марте 1956 г. он был выслан на Сейшельские острова. В апреле 1957 г. его освободили; путь архиепископа домой лежал через Кению, и в кафедральном храме в Найроби он произнес антиколониальную проповедь. Эта проповедь воодушевила лидеров антиколониальной борьбы в Кении, которые до тех пор находились в лагерях для интернированных. После освобождения Кении и Кипра между архиепископом Макариосом, первым президентом Кипра, и Джомо Кениатой, первым президентом Кении, установились дружеские отношения. В 1970 г. архиепископа Макариоса пригласили в Кению с официальным визитом. Он был поражен нищетой Православной Церкви и ее чад. Это побудило его написать Александрийскому Патриарху и предложить свою помощь. В 1971 г. он приехал снова, теперь уже по церковным делам. Архиепископ заложил фундамент семинарии на участке, пожертвованном президентом Кениатой. Кроме того, он крестил тысячи людей у р. Кагеры и в Ньери , где за 35 лет до того учил епископ Александр. В то же время, в 1958 г., Александрийский Патриархат учредил новую архиепископию в Иринополисе (Дар-эс-Салам ) для окормления православных христиан Кении, Уганды и Танзании. Вскоре митрополичий центр был перенесен в Кампалу , а затем в Найроби. Семинария открылась только в 1982 г., когда правящим митрополитом был владыка Анастасий (Яннулатос). Православная Церковь в Кении, первоначально существовавшая только в центральных и западных провинциях (у границ Уганды), теперь распространилась во многих районах страны. Божественная Литургия, утреня и вечерня, службы крещения и отпевания и некоторые другие были переведены на одиннадцать языков Кении. Недавно эти переводы сверили студенты и преподаватели семинарии. Семинария играет значительную роль в становлении Церкви. Так, некая семья из племени кикуйя обосновалась в Лугари, среди племени туркана, которое живет в северо-западной части Кении. В это время один из членов семьи учился в семинарии, и в 1982 г. он вместе с группой студентов прибыл в этот район проповедовать и учить. В следующем году было крещено 156 человек. Сначала там был только один человек, слепой, который мог служить переводчиком, теперь в округе несколько церквей, где Божественная Литургия уже совершается на языке туркана.

Православие в Уганде

Можно сказать, что сердце Православной Африки находится у берегов озера Виктория, в Кении, Уганде и Танзании; здесь живет большинство православных христиан. В предыдущих номерах “Евангели­она” мы уже рассказывали кое-что об истории Православия в Уганде, поэтому теперь нет надобности все это подробно повторять, нужно лишь сказать, что Православная Церковь в Уганде, ранее входившая в состав Архиепископии Иринополиса, ныне возглавляется собственным митрополитом, его Преосвященством Феодором. На долю Церкви в Уганде выпало пострадать от гражданских войн и других политических потрясений за последние двадцать пять лет или около того. Много церковных зданий и школ было уничтожено, а общины рассеяны. Cеминарист Джон Оджок из северной Уганды рассказывал, что после того, как умер священник из их прихода, во всей округе несколько лет не было ни одного священника - они должны были приезжать сюда из Кампалы. Много зла принесли повстанцы из Судана: их партизанские отряды грабили окраины.

Танзания

Большинство православных христиан Танзании живет в северо-восточной части страны, у западного берега озера Виктория. Теперь у них есть свой епископ, проживающий в Букобе. Один из семинаристов, Пол Кагома, рассказал мне о своем родном приходе в Коньябугуру, в 16 км от Букобы. Приход был основан в 1990 г.; материнская церковь этого прихода находится в Маконгоре, в 8 км от Коньябугуру. Приходской священник, отец Пол Тируганья, живет тем, что работает на семейной ферме; правда, он покидал ее на три года, чтобы окончить семинарию. У храма каменный фундамент, каменные стены и кровля из рифленого железа. При церкви есть школьное здание, в течение недели используемое как детский сад, а по воскресеньям - как воскресная школа. В детском саду два преподавателя и около 18 детей. Эта церковь была основана, когда отец Сосфен Кийонга приехал туда из Маконгоры в 1974 г. и стал проповедовать в Коньябугуру. В то время в деревне не было воды, и жители должны были носить ее издалека. Отец Сосфен молился, и в деревне появился источник, с тех пор не пересыхавший. Это чудо послужило к обращению в Православие многих местных жителей. Церковь в Коньябугуру была признана приходом в 1990 г. Божественная Литургия совершается в церкви Святого Антония дважды в месяц; на службе бывает около 300 человек, из них 250 причащаются. Местный язык - кихайя, но Литургию служат на суахили, государственном языке Танзании. В приход святого Антония входят четыре подчиненных приходу общины. Это вполне типичный принцип распространения Церкви в деревенских районах Восточной Африки: приход организует подчиненные ему общины, которые в свою очередь становятся приходами и образуют собственные общины.

Западная Африка

В семинарии обучались три студента из Камеруна и три из Нигерии; сам митрополит Ириней до своего назначения митрополитом Иринопольским некоторое время был митрополитом Западно-африканским. Владыка Ириней рассказывал мне, что Западно-африканская Архиепископия включала в себя двадцать две страны. Занимая эту кафедру, он, казалось, добрую половину своего времени прожил в аэропортах. Было предложение разделить Архиепископию на три части, но в настоящее время вся эта территория находится в ведении митрополита Петра, проживающего в г. Яунде (Камерун). В XIX в. Камерун был германской колонией, но после первой мировой войны он был разделен на части и управлялся Британией и Францией под мандатом Лиги Наций. Когда в 1960 г. он стал независимым государством, часть территории, находившейся под британским мандатом, отошла к Нигерии, а другая - к Камеруну. Таким образом, Камерун - двуязычная страна с официальными французским и английским языками. В Камеруне была довольно значительная греческая община; греки построили православные церкви в Яунде, столице Камеруна, и в Дуала, главном порту страны. До приезда митрополита Иринея там не было православных камерунцев. Когда некоторые из местных жителей стали спрашивать владыку о Церкви, он пригласил их на Божественную литургию, и таким образом некоторое количество камерунцев из больших городов стало православными. Кочующие рабочие из северо-восточного Камеруна работали на греческих плантациях, некоторые из них тоже стали православными. Они были из племени тубу, проживающем на границе Чада, и теперь в том районе 8 приходов. В Чаде сейчас есть православный священник. В Нигерии Православие утвердилось благодаря объединению неканонической организации с Александрийским Патриархатом. В семинарии было три студента из Нигерии. Надеюсь, в следующих номерах “Евангелиона” мы сможем рассказать о православной Церкви в Нигерии больше.

Зимбабве

Подъезжая все ближе к своему дому, я с нетерпением ждал встречи с Рафаэлем Ганда, студентом из Зимбабве. Задолго до этого он ездил в Грецию, чтобы пройти курс офицерской подготовки, и там познакомился с Православием и православной Литургией. Возвратясь в Зимбабве, он уволился из армии и принял крещение в сентябре 1994 г. Несколько месяцев спустя правящий епископ митрополит Хризостом послал Рафаэля в семинарию. Несколько членов его семьи и некоторые друзья тоже присоединились к Православной Церкви и в настоящее время являются прихожанами кафедрального прихода в Хараре. Рафаэль Ганда работает над переводом Божественной литургии и других церковных служб на язык шона. Он надеется, что по окончании семинарии епископ пошлет его в сельскохозяйственные районы Зимбабве для проповеди.

Мадагаскар

Остров Мадагаскар - также часть архиепископии Зимбабве. В 1953 г. в Тананариве, столице государства, была выстроена православная церковь, но священника, как и многих других иностранцев, депортировали из страны после военного переворота в 1972 г. Местная община возопила о своей нужде в священнике, и в 1994 г. архимандрит Нектарий (Келлис) приехал туда из Австралии. За очень короткое время были достигнуты удивительные результаты. Один из местных жителей был рукоположен в священники, а другой, Жан Кристос Тсаканиас, теперь учится в семинарии в Найроби. В разных частях страны были образованы новые общины.

Сельская община

По воскресеньям студенты и преподаватели Макариевской семинарии посещают приходы в Найроби и вокруг него. В этом заключается практическая часть их подготовки к приходскому служению, но, кроме того, это еще и помощь приходам. Находясь в семинарии, вместе с группой я ездил в сельскую церковь Кваньанджара, расположенную в 25 км от Найроби. По пути туда мы оставили часть группы на другом приходе. В этой группе была Элени Яннарис из “Апостолики Диакониа”, миссионерской организации Греческой Церкви. В то время она работала в Кении, где готовила учителей воскресных школ и членов Союза матерей. Путешествуя по ухабистым загородным дорогам, среди небольших земельных участков, мы проезжали много культовых зданий, которые принадлежали различным деноминациям и группам, и интересно, что многие из них были православными. Община в Кваньанджара была новой: прежде безземельным крестьянам из разных мест даровали здесь землю. Один из них, Сэмюэл Гихуру Куриа, организовал православных христиан, и они стали проводить богослужения в помещении детского сада. К моменту нашего приезда туда прошло уже более года, как они последний раз служили Божественную литургию; но, с другой стороны, за это время была построена церковь-мазанка, в которой мы имели честь присутствовать на первой Литургии и первых крещениях. Епископ Макарий служил за этой Литургией, ему помогали некоторые студенты. Команда из семинарии была предусмотрительно набрана так, чтобы в нее входили представители разных стран: Камеруна, Мадагаскара и других мест. Церковь еще не достроили: грязные стены были не отштукатурены, и свет снаружи проходил сквозь щели. Пол был неоструган и недоделан. Община сама возвела церковь, без всякой помощи со стороны. Их собственные чтецы с большим удовольствием пели за утреней; правда, не так уверенно они пели за Литургией, которая была им незнакома, поскольку у них не было священника. Я чувствовал себя как дома. Язык гикуйю незнаком мне, но в остальном церковь была типичной для сельской местности в Южной Африке. Я бывал в сельских церквях в Зулуленде, Вендаленде, в бывшем Газанкулу, в Секукуниленде и даже в Намибии, они и в самом деле все очень похожи. Единственное, в чем заключалась разница - это язык и тот факт, что церкви в Южной Африке не были православными. Если православные церкви существуют в сельских местностях Восточной Африки, почему бы им не существовать и в Южной Африке? После Литургии мы обедали в гостях у главы общины, Сэмюэла Гихуру Куриа. Обед состоял из маисовой каши, бобов и сладкого чая. Гостям из Западной Африки такая пища показалась странной и несъедобной, но для меня все, за исключением языка, было так, будто дело происходило в долине Нквалини, между Эшове и Эмпангени.

Похороны

Кроме того, я и еще некоторые студенты вместе с владыкой Макарием присутствовали на похоронах. Отчим одного из священников умер, и похороны проходили на его ферме, в горах над Рифт Вэлли. Собралось много священнослужителей, служба велась во дворе под брезентовым навесом. Могила находилась в нескольких метрах в стороне, на краю поля. После похорон был устроен обед для всех присутствовавших, и опять я был поражен тем, насколько все это было мне знакомо. Я находился на расстоянии трех тысяч километров от дома, но все, что происходило вокруг, за исключением языка и ландшафта, могло встретиться практически в любом уголке Южной Африки.

Миссия в тропической Африке

Картина Православной миссии в тропической Африке представляется удивительно пестрой. Почти любой способ ведения миссионерской работы, когда-либо и где-либо использовавшийся в истории Церк­ви, используется на этой территории. Некоторые стали православными после того, как были исцелены от болезней или после изгнания из них злых духов. Некоторые во время поездок в другие места встретились с Православной Церковью и принесли ее в свой дом. Так случилось с начальником провинции Рифт Вэлли в Кении, а также с фермером из Восточной провинции и с офицером из Зимбабве. Случается, какой-нибудь священник или мирянин едет проповедовать в соседнюю деревню… и приобретает себе епископа и архиепископа. Во многих местах к северу от Лимпопо и к югу от Сахары Православная Церковь растет. Существуют активные общины, из которых выходят собственные священники, диаконы и церковнослужители. В некоторых общинах свои священники появляются всего через несколько лет после их основания, в то время как в Южной Африке существуют приходы, основанные десятилетия назад, в которые священники приезжают из-за моря. Единственный исторический миссионерский метод, недостаточно используемый - монашество. В большинстве мест зачинателями миссии были монахи. Да, в тропической Африке тоже есть монахи: иноки с Афона работают в Заире, в семинарии в Найроби есть монах. Греческая сестра преподает в Мадагаскаре. Но монастырей нет. Нужно неотложно помолиться об этом. Иисус рассказал притчу о сеятеле. В Африке маленькое зернышко падает в бедную землю. На самом деле почва плодородна, и где только брошено зерно, всходят ростки христианских общин. Но все же существует опасность, что плодородный слой окажется неглубоким. А именно монашество дает глубину. Поэтому нам нужны монашеские общины, мужские и женские, которые основали бы в Африке монастыри. Наверное, было бы хорошо, если бы они пришли из разных частей православного мира, чтобы принести разнообразие монашеских традиций. Тогда африканские монастыри смогли бы произрастать в разных частях континента, вбирая в себя полноту православной традиции.