Племена сарматов: история, быт и культура, военное дело. Какой народ является прямым потомком сарматов  Кто такие сарматы и откуда они пришли

Сарматы не были единым народом, но скорее несколькими группами кочевых народов, имевших общее происхождение. Сарматы кочевали по евразийским степям — огромному коридору, простирающемуся от Китая до Венгрии, постепенно уходя на запад. Они говорили на иранских наречиях, близких к наречиям скифов и родственных персидскому языку.

Сарматы появились на исторической сцене в VII в. до н.э. в районе степи, расположенном к востоку от Дона и к югу от Урала. На протяжении столетий сарматы жили в относительном мире со своими западными родственниками и соседями — скифами . В III в. до н.э. или немногим ранее сарматы перешли через Дон и атаконали скифов, населявших северное побережье Черного моря (Понт Эвксинский). Вскоре «большая часть этой страны превратилась в пустыню » (Диодор, 2.43). Уцелевшие скифы ушли в Крым и Бессарабию, оставив свои пастбища пришельцам. Сарматы доминировали на своих новых землях на протяжении следующих пяти столетий.

Наиболее известны следующие сарматские племена: савроматы , аорсы , сираки , язиги и роксоланы . Появившиеся позже аланы были родственниками сарматов, но обычно их рассматривают в качестве самостоятельной группы племен. О том, что аланы не были одним народом, а представляли собой конфедерацию разных племен, свидетельствуют Аммиан Мацеллив (31.2.13 17) и некоторые средневековые арабские источники.

Северное Пичерноморье во II в. до н.э. - III в. н.э.

Большинство сарматских племен занималось скотоводством. Это занятие обеспечивало их пищей и одеждой. Зиму они проводили на южном крае степей, неподалеку от Черного и Каспийского морей, в районе устий Дона, Днепра и Волги. Весной сарматы откочевывали на север. Транспортом и жилищами сарматам служили повозки. Аммиан Марцеллин пишет (3S.2.18): «В них мужья спят со своими женами, в них рождаются и вскармливаются дети «.

Ранние сарматы стали источником знаменитого мифа об амазонках. Согласно Геродоту (4.116) женщины савроматов охотятся, стреляют из луков и метают дротики, разъезжая верхом на конях. Ни войну они отправляются имеете с мужчинами и даже одеваются одинаково. Миф об амазонках подтверждается археологически. В ранних сарматских женских захоронениях находят бронзовые наконечники для стрел, а иногда даже мечи, кинжалы и наконечники копий. У скелетов девочек в возрасте 13-14 лет отмечаются кривые ноги — свидетельство того, что они научились ездить верхом раньше, чем ходить. Статус женщины был у сарматов неожиданно высок. Некоторые античные авторы (Псевдосиллакс, 70) даже полагали, что сарматским обществом управляют женщины.

В I в. от Рождества Христова сарматы и аланы оставили особенно заметный след в истории, совершив несколько успешных набегов на своих оседлых соседей. Вторгшись в Малую Азию, кочевники опустошили земли, населенные парфянами, индийцами и армянами. Одновременно другие сарматские племена грабили дунайские провинции Римской Империи: Паннонию и Мезию. Затем сарматы прошли дальше по нижнему течению Дуная и закрепились на Венгерской равнине. Некоторые поступили на военную службу в римскую армию, но на протяжении нескольких столетий сармагы оставались непредсказуемыми соседями, зачинавшими войну по минимальному поводу. Напряженность на границе была настолько высока, что римские власти начали разрешать сарматам селиться на территории Империи. В результате войн с сарматами римская армия претерпела коренное перерождение. Легионерская пехота, бывшая прежде основной боевой силой армии, стала отходить на второй план, зато необычайно усилилась прежде второстепенная конница. Римская конница теперь взяла за образец вооруженную копьями конницу сарматов.

  На протяжении всей своей истории сарматы поддерживали тесные связи с греческими колониями на северном побережье Черного моря, а также с киммерийским Боспорским царством, лежащим на востоке Крыма и западе Таманского полуострова вплоть до устья Дона. В середине I в. от н.э. в Боспорском царстве к власти пришла сарматская династия, в результате армия царства в значительной степени «сарматизировалась». Внешне тяжелая боспорская конница практически перестала отличаться от тяжелой конницы сарматов. Боснорское изобразительное искусство сохранило для нас наилучшие изображения сарматского оружия.

Появление готов нарушило прежние связи сарматов и Боспорского царства. Готы — германский народ — около 200 г. от н.э. начал переселение на юг из Скандинавии через Польшу и Поднепровье. К 250 г. готы овладели Ольвией и продолжили свое движение на восток, заняв Крым. В итоге готы полностью вытеснили сарматов и аланов из этого региона.

Где-то спустя столетие не менее драматичным было появление в Причерноморье гуннов . Последовательные волны готов и гуннов причинили большое беспокойство западной границе Римской Империи. Аланам не оставалось ничего иного, как влиться в состав гуннов. Волны нашествия достигали Галлии, Испании и даже Северной Африки. Небольшие группы сарматов и аланов служили в составе римской армии. К середине V века сарматы уже не представляли собой заметной силы, а к VI в. удается проследить лишь следы их присутствия на западе Европы. Повидимому, сарматы не исчезли, а органически влились в пестрый гобелен народов, который представляла собой средневековая Европа.

КОММЕНТАРИИ

   САВРОМАТЫ (лат. Sauromatae) - кочевые иранские племена, жившие в VII-IV вв. до н.э. в степях Поволжья и Приуралья. Первый сарматский народ, отмеченный в письменной истории.

В V в. до Р.Х. Геродот (4.21) писал, что савроматы живут к востоку от Дона на безлесной равнине, которая простирается на 15 дней пути к северу от Мсотийского озера (Азовского моря). Савроматы Геродота, по-видимому, соответствуют культуре, обнаруженной между Доном и Волгой археологами и относящейся к VII-IV вв. до н.э. На востоке эта культура достигает территории современного Казахстана, простираясь от северного побережья Каспийского моря до южного Урала.

По происхождению, культуре и языку савроматы родственны скифам. Древнегреческие писатели (Геродот и др.) подчеркивали особую роль, которую у савроматов играли женщины. Большая часть известных нам фактов, относящихся к савроматам, носит полумифический характер. Геродот (4.110-116) утверждает, что савроматы были детьми скифов и амазонок, обитавших к северу от Кавказа. Их язык представляет собой искаженный скифский, так как матери-амазонки никогда не знали его в совершенстве.

Отраженная в письменных источниках история савроматов начинается следующим событием. В 507 г. до Р.Х. (датировка неуверенная) савроматы выступили союзниками скифов, подвергшихся нападению со стороны персидского царя Дарим I. Отряд савроматов продвинулся далеко на запад, дойдя до Дуная, стараясь помешать действиям персидской армии.

Археологами найдены захоронения богатых женщин с оружием и конским снаряжением. Некоторые савроматские женщины были жрицами - рядом с ними в могилах обнаружены каменные алтари. В кон. V-IV вв. до н.э. савроматские племена потеснили скифов и перешли Дон. В IV-III вв. до н.э. у них сложились сильные союзы племен. Потомки савроматов - сарматы (III в. до н.э. - IV в. н.э.).

В наши дни под савроматским периодом понимается самый ранний период истории сарматов (VII-IV вв. до н.э.). Савроматы формировали ядро сарматской группы племен, которая постепенно двигалась в западном направлении.

   АОРСЫ (греч. "Aorsoi") - одна из наиболее могущественных кофедераций сарматских племен, по-видимому, откочевавшая сюда эткудато с востока.

Страбон (11.5.8) выделяет две группы аорсов: одни жили ближе к Черному морю и могли собрать армию в 200 000 конных воинов, другие были еще более могущественными и обитали ближе к Каспию. Современные ученые считают, что земли аорсов простирались вплоть до Аральского моря.

Некоторые ученые считают, что аорсы и упоминающийся в китайских летописах народ Йень-Цай (Ань-Цай) - это одно и тоже. В хронике ранней династии Хань ("Хань-шу"), составленной около 90 г. от н.э., утверждается, что "у них 100 000 фенированных лучников ". Они живут в 2000 ли (1200 км) к северо-западу от Кхань-чу (Согдианы) - государства, лежавшего в плодородном междуречье Амударьи и Сырдарьи (Трансоксании) к юго-востоку от Арала. Позже в китайских текстах описываются одежда и обычаи народа Йень-Цай, которые были близки к таковым в Кахань-Чу.

В ходе Боспорской войны в 49 г. от н.э. аорсы поддержали проримскую фракцию, тогда как сираки выбрали противоположную сторону.

Тем временем аорсы были покорены и поглощены новой конфедерацией сарматских племен - аланами, которые, как и их предшественники прибыли в Причерноморье из Средней Азии. Некоторые из аорсов отступили на запад, на север Крыма, где какоето время сохраняли самостоятельность. Птолемей упоминает об "аланорсах", вероятно, о смешанном союзе. В китайских хрониках на место народа Йень-Цай пришел народ "Алан-Ляо".

   СИРАКИ (греч. "Sirakoi", лат. "Siraces" или "Siraci") - часть сарматской орды, кочевое племя, возглавившее крупный союз племен, откочевали в конце V в. до н.э. из Казахстана в Причерноморье. К концу IV в. до н.э. они заняли земли от Кавказа до Дона, постепенно став единовластными хозяевами района, известного в наши дни как Кубань. Сираки стали первыми из сарматов, установившими контакты с греческими колониями на черноморском побережье. В 310-309 гг. до н.э. царь сираков Арифарн вмешался в войну за трон Боспорского царства, но вскоре его армия потерпела поражение в битве на Фатесе, так в те времена назывался один из притоков Кубани.

Сираки были сравнительно малочисленным народом, но Страбон (11.5.8) утверждает, что царь Абеак мог собрать до 20 000 всадников в годы правления боспорского правителя Фарнака (63-47 г.г. до н.э.). Аристократия сираков вела полукочевой образ жизни, но низшие социальные слои были оседлыми. Сираки эллинизировались в большей степени, чем прочие сарматы, они также поддерживали тесные контакты с Боспорским царством.

В ходе Боспорской войны в 49 г. от н.э. аорсы поддержали проримскую фракцию, тогда как сираки выбрали противоположную сторону. В ходе войны римляне осадили укрепленный город сираков Успу. Укрепления города, состоящие из плетеных изгородей, обмазанных глиной, оказались лишком слабыми, чтобы выдержать штурм (Тацит, "Анналы", 12.16-17). "Ночь не остановила осаждавших. Осада была завершена в течение суток ". Успу быстро взяли штурмом, все население города перебили. Сиракам пришлось присягнуть на верность Риму. Война 49 года серьезно ослабила сираков, они почти исчезли из истории вплоть до еще одного боспорского конфликта, в 193 году, после которой их следы окончательно теряются.

   ЯЗИГИ - часть сарматской орды, кочевое племя, возглавившее крупный союз племен, кочевавших в Северном Причерноморье и Приазовье.

Смысл слова "язиги" (греч. и лат. "Iazyges") остается непонятным. Однако, слово "язиги" в классических текстах неизменно употребляется в составе словосочетания "Iazyges Sarmaiae", что указывает на то, что они представляли собой какую-то часть сарматской орды.

Язиги и роксоланы в числе первых переправились через Дон. Язиги в качестве нового места жительства выбрали район непосредственно к северу от Крыма.

В 16 г. до н.э. язиги вступили в первый вооруженный контакт с Римом. Проконсул Македонии отбросил вторгшихся было на территорию Рима кочевников за Дунай. На протяжении следующих трех столетий сарматы постоянно беспокоили восточные границы Рима. Поэт Овидий был свидетелем нескольких таких набегов, произошедших в 8-17 гг. от н.э., когда пребывал в изгнании в черноморской колонии Томи (современная – Констанца). Овидий описывает сарматских конников и их повозки, пересекающие замерзший Дунай.

Язиги продвигались на северо-запад вдоль нижнего течения Дуная. К середине I в. н.э. они достигли Венгерской равнины в междуречье Дуная и Тисы. В 50 г. они оказали помощь Ваннию, зависимому от Рима царю свевов, в его войне с соседями. Язиги обеспечили Ванния конницей, но когда царь свевов укрылся в крепости, язиги "не выдержали осады и рассеялись по округе ", после чего Ванний быстро потерпел поражение (Тацит, "Анналы" 12.29-31).

На протяжении этого периода язиги в целом сохраняли дружеские отношения с Римом и даже иногда выступали в роли прямых союзников, участвуя в военных операциях Империи. Создание Траяном в 106 году провинции Дакия вбило клин между роксоланами и язигами, приведя к вражде с обоими народами. Мир удалось восстановить лишь в период правления Андриана, когда сарматам было разрешено перемещаться по Дакии, а царь роксолан Распарагн получил римское гражданство.

Крупные беспорядки снова возникли в ходе войны с маркоманнами (167-180 гг.), когда язиги вместе с некоторыми германскими племенами вторглись в Дакию и Паннонию. Тяжелые потери язиги понесли в бою с римлянами на льду замерзшего Дуная зимой 173-174 гг.

Через два года удалось заключить мир. Марк Аврелий получил титул "Сарматский" (Sarmalieus), а царь язигов Зантик передал в качестве заложников Риму отряд в 8 000 конных воинов. Большая часть этого отряда позднее была переброшена в Британию. В течение какого-то времени вынашивался план превращения земель язигов в новую провинцию, которую предполагалось назвать Сарматия.

В течение половины столетия царил мир, но появление в украинских степях готов вызвало цепную реакцию конфликтов. Проведя в 236-238 гг. кампанию против язигов император Максимин I (по прозвищу Фракиец, его мать была сарматкой) получил титул "Величайший сармат" (Sarmalicus Maximus). В 248-250 гг. язиги вторглись в Дакию, а в 254 г. в Паннонию, но в 282 г. потерпели в Паннонии поражение от армии императора Кара (282-283 гг.). Сражения с язигами продолжались на протяжении всего правления Диоклетиана (284-305 гг.).

На протяжении III-IV вв. Рим позволил некоторым сарматским племенам переселиться на территорию Империи, где им отводилась роль живого щита, призванного прикрыть Империю от набегов готов. Кроме того, сарматы охотнее шли служить в армию, нежели выродившееся коренное население Империи. В Notitia Dignitatum перечисляются 18 центров сарматских поселений на территории Галлии и Италии. До сих пор следы этих поселений сохраняются в топонимике. Так, под Реймсом есть города Сермэ и Сермье, которые прежде были поселениями сарматов. Многие представители сарматской знати сумели получить римское гражданство, а некоторые смогли добиться могущества, например, Виктор, шталмейстер императора Иовиана (ок. 363 г.).

   РОКСОЛАНЫ (лат. Roxolani; иран. - "светлые аланы") - сармато-аланское кочевое племя, возглавившее крупный союз племен, кочевавших в Северном Причерноморье и Приазовье.

Среди множества попыток объяснить значение слова "роксоланы" (греч. "Rlioxolanoi") наиболее правдоподобным выглядит связывание первой части слова с иранским прилагательным раокхшна - "белый", "светлый". Таким образом, роксоланы - "белые аланы".

Предки роксолан - сарматы Поволжья и Приуралья. Во II-I вв. до н.э. роксоланы отвоевали у скифов степи между Доном и Днепром. Как сообщает античный географ Страбон, "роксоланы следуют за своими стадами, выбирая всегда местности с хорошими пастбищами, зимою - в болотах около Меотиды (Азовского моря), а летом - и на равнинах ".

Роксоланы и язиги в числе первых переправились через Дон. Если язиги в качестве нового места жительства выбрали район непосредственно к северу от Крыма, то роксоланы продвинулись дальше на север, заселив территорию нынешней южной Украины. В 107 г. до н.э. роксоланы под предводительством Тасия вмешались в конфликт на территории Крыма, где столкнулись с армией понтийского царя Митридата VI Эвпатора. Страбон сообщает (7.3.17), что смешанная роксоланско-скифская армия численностью 50 000 человек не смогла устоять против отряда численностью 6 000 человек, возглавляемого полководцем Диофантом. После этого поражения многие сарматы перешли на сторону Митридата и участвовали в era войне с Боспорским царством и Римом (Ашшан, "Митридат", 15, 19. 69; Юстин 38.3, 38.7).

В I в. н.э. воинственные роксоланы заняли степи и к западу от Днепра. Во время Великого переселения народов в IV-V вв. часть этих племен откочевала вместе с гуннами.

Сарматы – кочевые скотоводческие племена, создавшие в третьем веке до нашей эры сильное государство на Востоке Европы, и оно просуществовало до четвертого века нашей эры.

История

Впервые сарматы упоминаются в известном труде Геродота «История». Историки сообщают, что сарматы пришли из Мидии, Геродот говорит, что они были потомками амазонок.
Сначала племена сарматов была соседями государства скифов. Между двумя народами был мир, иногда они объединялись в общей борьбе против персов. Сарматские войны даже стояли на службе у скифских царей.
В третьем веке ситуация коренным образом меняется. Сарматы начинают наступление на Скифию. Именно в этот период скифское царство переживало свой упадок, так что сарматы выбрали подходящий момент для наступления. Массовые набеги на скифские земли сменились колонизацией этих земель племенами сарматов.
Сарматы после основания своего государства стали одним из самых сильных народов Европы того периода. Они установили господство в европейских степях, и затем начали налаживать отношения с соседними государствами.
Уже в начале нашей эры началось Великое переселение народов, связанное с движением племен гуннов. Их племена вынудили многих сарматов покинуть свои земли и напасть на Римскую империю. Гунны постепенно вытесняют сарматов из их земель.

Жилища сарматов

Как сообщают многие историки, сарматы вели кочевой образ жизни. Следовательно, их жилищами были шатры. Они никогда не жили в
городах и не останавливались нигде на долгое время. Их шатры были легкими, и их можно было легко собрать и разобрать.

Одежда

Сарматы носили длинные просторные штаны из нетолстой ткани, они могут напоминать многим шаровары. На торс они надевали кожаные куртки. На ногах носили сапоги, они также были сделаны из кожи. Многие историки считают, что женщины сарматов носили туже одежду, что и мужчины. Объясняют это тем, что сарматы были воинственным народом, и женщины участвовали в боях наряду с мужчинами.

Роль женщины в обществе

Кроме этого, сарматские женщины занимали высокое положение в обществе. Сначала сарматское общество было матриархальным, но затем было вытеснено патриархатом. Однако роль женщины оставалась, как и прежде, высокой и почетной.

Культура

Все племена сарматы поклонялись животным, центральное место в их верования занимал образ барана. Изображение барана часто находят на оружии и на предметах быта, в основном посуде. Кроме поклонения животным, они верили в культ предков. Есть сведенья, что сарматские воины поклонялись мечу.
Самыми известными памятниками, оставленными сарматами являются курганы, некоторые из них достигают высоты 8 метров. В таких курганах чаще всего находят оружие: мечи, лук и стрелы, кинжалы. Кроме оружия находят предметы керамики, изделия из бронзы (в основном украшения) и изделия из кости.

Военное дело

Как гласят многие источники, сарматы считались превосходными воинами. Они воевали в основном в конном строю. Основу армии составляла тяжелая конница, многие считают, что именно сарматы создали такой род войск как тяжелая кавалерия.
Вооружены сарматские воины были так называемыми сарматскими мечами, которые они использовали в конном бою достаточно эффективно из-за их длины. В основном они имели длину от 70 до 110 см. Кроме меча они использовали в бою и копье, что помогало им наносить мощные, стремительные удары в ряды противников, буквально сносив их с пути ударом копья. Кроме холодного оружия, воины сражались и луков, с которого могли вести огонь, находясь в седле на лошади.
В качестве брони они использовали доспехи из кожи.
Тактика ведения боя сарматов была довольно развитой для своего времени, и даже Римская империя пользовалась подобными маневрами и тактикой. Кроме тактики использовали и сарматское вооружение, в основном это был меч.
Историки подчеркивают выносливость сарматской конницы, некоторые гласили, что они могли преодолевать расстояние в 150 миль всего за один день.
Подводя итоги, следует сказать, что сарматы сумели создать одно из сильнейших государств, расцвет которого припадает на конец третьего веке до н.э. и до начала третьего века н.э. Затем наступает упадок, а окончательно оно распалось из-за интенсивных переселения гуннов.
Сарматы были превосходными конными воинами и с ним считались все соседние государства.

Сарматами называли близкородственные племена кочевников, проживающих в предгорье Северного Кавказа. Как указывает археолог Марк Щукин в работе «На рубеже эр», эти племена были ираноязычными. В общем массе они образовали целый народ со своими уникальными традициями и культурными особенностями.

Из глубин веков

Отследить всю «генеалогию» сарматов довольно сложно. Корни этого народа уходят в глубь веков. По предположениям того же Щукина и ряда других ученых, сарматские племена сформировались из раннеплеменных образований, разбросанных по громадной территории от Дуная до Азовского моря.

Одно из первых упоминаний сарматов встречается у Геродота Галикарнасского. В своей «Истории» он повествует о том, что перейдя реку Танаис (так древние греки именовали Дон), можно попасть в землю сарматов. Те живут рядом со скифами.

С культурой этого таинственного племени связана масса крайне любопытных фактов. Так, легенды о воинственных амазонках проистекают от обычая сарматских женщин отрезать себе правую грудь, чтобы было легче управляться с луком. Сарматские девы были сильны, хорошо тренированны и воевали наравне с мужчинами.

Следы сарматов

О воинственных и гордых сарматах писали многие древние историки. Однако прошло 2 тысячи лет - и следы этого народа испарились. Вещественными доказательствами того, что сарматы жили когда-то в предгорье Кавказа, являются 5-7-метровые курганы и множественные археологические находки на местах древних стоянок этих племен.

Курганы сарматов привлекают самое большое внимание. Искатели сокровищ постоянно пытаются обследовать эти памятники древности. На бывших землях сарматов археологи находят мечи, шлемы, монеты и другие вещественные доказательства существования этого народа.

Следы контакта сарматов со славянскими и кавказскими народами можно обнаружить в их языках. Так, названия Дона и Днепра происходят от сарматского «dānu», что буквально означает воду. Название реки на юге Урала - Ашкадар - тоже имеет сарматское происхождение и переводится как «белая река».

Сарматы - славяне?

Сейчас в научном сообществе нет единого мнения о том, куда пропали сарматы. Интересно, что польские шляхтичи считали себя их потомками, чем безмерно гордились. В XVII-XIX веках в Польше даже модно было заказывать портреты в сюртуках, напоминающих турецкие («сарматские») одеяния.

На самом деле, никаких доказательств этой теории нет. Впервые она была описана еще в XIII веке в Баварской хронике. Через 200 лет о ней вспомнил историк Ян Длугош. В XVI веке ее намеренно популяризировали польские гуманисты, чтобы поднять престиж своего народа.

Впоследствии «сарматская теория» стала базой, на которой вырос польский национализм и пренебрежение шляхты к простому народу, якобы произошедшему от славян.

В России скифо-сарматскую теорию происхождения русского, польского и некоторых других славянских народов поддерживали в свое время Василий Татищев и Михаил Ломоносов . Последний в «Древней Российской истории» указывает, что русские происходят от сарматов.

Сейчас эта теория историками всерьез не воспринимается. Более правдоподобным выступает предположение Татищева, что сарматы могли ассимилироваться со славянами. Отсюда - и следы иранских корней в русском, польском и других славянских языках.

Современные аланы

Согласно еще одной теории, прямыми потомками одной из ветвей сарматов - алан - являются осетины. В 2007-ом на съезде осетинского народа даже обсуждался вопрос переименования осетин в алан. Эту идеи поддержало более 80% населения Южной Осетии. Язык этого народа, как и сарматский, принадлежит к иранской группе.

Впервые гипотезу аланского происхождения осетин выдвинул польский археолог Ян Потоцкий (XVIII век). Позднее ее поддержали востоковед немецкого происхождения Юлиус Клапрот и русский ученый Всеволод Миллер . Последний был абсолютно уверен в том, что осетины происходят от алан, которые в древности назывались сарматами.

Содержание
1 Этимология
2 История
2.1 Происхождение
2.2 Завоевание Скифии
2.3 Дальнейшая история
2.4 Западные сарматы
2.5 Восточные сарматы
2.6 Аланы
2.7 Великое переселение народов
2.8 Кавказская Алания
2.9 Падение Алании
2.10 Наше время

3 Быт
4 Культура и религия
5 Военное дело
6 Военное дело сарматов в работах античных авторов
7 Сарматские женщины
8 Сарматские цари
9 Сарматизм в Польше и сарматский портрет

Список литературы

Этимология

Произошло от скифо-сарматского словосочетания «сар-мада», («сар»-голова; глава, «мада»-мать).Матриархат.

Сарма́ты (др.-греч. Σαρμάται, лат. Sarmatae ) - общее название кочевых скотоводческих ираноязычных племён (IV в. до н. э. - IV в. н. э.), населявших степные районы от Южного Урала и Западного Казахстана до Дуная. Античные авторы выделяли различные сарматские группировки, имевшие свои названия, и занимавшие. в разное время, лидирующие положение в кочевом мире: аорсы, сираки, роксоланы, языги, аланы.

В археологии с именем сарматов связывают Сарматскую культуру , представленную преимущественно погребальными курганами. В её рамках выделяют несколько отдельных хронологически последовательных культур: раннесарматскую (прохоровскую), среднесарматскую (сусловскую), позднесарматскую.

2. История

2.1. Происхождение

Сарматы были одним из северных иранских народов, наряду с европейскими скифами и азиатскими саками. Первая в череде сарматских культур датируется IV-I вв. до н. э., другое её название «прохоровская культура». Это название она получила в связи с раскопками крестьянами курганов у села Прохоровка в Оренбургской области 1911 году, а затем доследованными С. И. Руденко, в 1916 году. М. И. Ростовцев, опубликовавший материал раскопок у села Прохоровка, впервые отождествил памятники этого типа с историческими сарматами, датировав их III-II вв. до н. э. Классическое понятие «прохоровская культура» в хронологических рамках IV-II вв. до н. э. было введено Б. Н. Граковым для аналогичных памятников на территории Поволжья и Приуралья. В настоящее время наиболее поздние памятники относимые к раннесарматской культуре датируются рубежом эр.

Курганы кладбища - курганы в которых несколько погребений расположены по определённому правилу: либо по кольцу, либо в ряд. Погребенные лежат в прямоугольных ямах, вытянуто на спине, головой к югу. Из вещественных находок обычно встречаются мечи и кинжалы с серповидным навершием, бронзовые и железные наконечники стрел, ворворки и пряжки от портупейного набора, лепная керамика, бронзовые зеркала, костяные проколки, пряслица, костяные ложечки.

Античные авторы, в частности Геродот, сообщают, что сарматы ведут свой род от амазонок, выходивших замуж за скифских юношей. Но степные красавицы так и не смогли до конца овладеть языком своих мужей. «Потому савроматы говорят на скифском языке, но издревле искажённом », - заключает историк.

Среднесарматская культура была выделена П. Д. Рау в 1927 году. В его периодизации подобные памятники составили ступень A (Stuffe A) и относились к раннесарматскому времени. Он датировал эти памятники, большая часть которых происходила из Сусловского курганного могильника, концом I в. до н. э. - концом II в. до н. э. В периодизации Б. Н. Гракова аналогичные комплексы получили название сарматской или сусловской культуры. И далее, в работах К. Ф. Смирнова за ними утвердилось современное название «среднесарматская культура»

По-видимому, сарматы отделились от основной массы скифов довольно рано: ещё в священной книге зороастрийцев Авесте сарматы упоминаются под именем «сайрима» и называются кочевниками, «которые не знают власти верховных правителей ». Действительно, савроматы отставали от соседних скифов в общественном развитии, у них ещё не было государства. В VII-V веках до н. э. савроматы переживали этап разложения родового строя. Углублялось имущественное и социальное неравенство. Во главе племен стояли вожди, опиравшиеся на дружины из военной знати.

Особенностью савроматов было высокое положение женщин, их активное участие в общественной жизни и военных действиях. Древние писатели часто называют савроматов женоуправляемым народом. Геродот пересказал легенду об их происхождении от браков скифских юношей с амазонками - легендарным племенем женщин-воительниц. Эта легенда была призвана объяснить, почему савроматские женщины ездят верхом, владеют оружием, охотятся и выступают на войну, носят одинаковую с мужчинами одежду и даже замуж не выходят, пока в бою не убьют врага. Савроматские женщины могли возглавлять племена и исполнять жреческие функции. Учёные полагают, что савроматский род был материнским, и счет родства на этапе разложения родового строя велся ещё по женской линии. Впоследствии, когда на основе савроматских племен возникли новые сарматские союзы, признаки матриархата исчезли. Сарматское общество стало патриархальным.

2.2. Завоевание Скифии

В V-IV веках до н. э. савроматы были мирными соседями Скифии. Скифские купцы, направляясь в восточные страны, свободно проходили через савроматские земли. В войне с персами савроматы были надежными союзниками скифов. Во времена Атея союзнические отношения сохранялись, савроматские отряды состояли на службе в войске и при дворе скифского царя. Отдельные группы савроматов-сарматов поселялись на территории Европейской Скифии.

В III веке до н. э. дружественные отношения сменились враждой и военным наступлением сарматов на Скифию. Агрессивная воинственность молодых сарматских союзов совпала по времени с ослаблением Скифского царства. В конце IV века до н. э. скифы потерпели поражение от правителя Фракии Лисимаха. Фракийцы и кельтские племена галатов теснили скифов с запада. Следствием неудачных войн был упадок хозяйства и отпадение от Скифии части завоеванных прежде земель и племен.

В известном рассказе Лукиана «Токсарис или дружба» скифы Дан-дамис и Амизок испытывают свою верность дружбе в тяжелых событиях сарматского нашествия. «Вдруг напали на нашу землю савроматы в числе десяти тысяч всадников, - рассказывает скиф Токсарис, - а пеших, говорят, явилось втрое больше того. А так как их нападение было непредвиденно, то они всех обращают в бегство, многих храбрецов убивают, других уводят живыми. … Тотчас же савроматы начали сгонять добычу, собирать толпой пленных, грабить шатры, овладели большим числом повозок со всеми, кто в них находился ».

Постоянные набеги и постепенный захват сарматами скифской территории завершились массовым переселением сарматских племен в Европейскую Скифию - в Северное Причерноморье и на Северный Кавказ.

2.3. Дальнейшая история

После завоевания Европейской Скифии сарматы приобрели славу одного из наиболее могущественных народов древнего мира. Вся Восточная Европа вместе с Кавказом получила название Сарматии. Установив своё господство в европейских степях, сарматы стали налаживать мирное сотрудничество с земледельческими народами, оказывали покровительство международной торговле и греческим городам Причерноморья. Политические объединения сарматских племен заставили считаться с собой ближних и дальних соседей от Китая до Римской империи.

Начиная со II века до н. э. сарматы всё чаще и чаще фигурируют в трудах греческих, римских и восточных авторов. Мы узнаем от Страбона названия их племен - языги, роксоланы, аорсы, сираки, аланы; Тацит сообщает об опустошительном набеге роксолан на дунайскую провинцию Римской империи Мезию в 68 году н. э., где они «изрубили две когорты »; сосланный в город Томи в 8 году н. э. поэт Овидий с тоской и страхом описывает в своих «Печальных песнях» сарматов под городом - «враг, сильный конем и далеко летящей стрелою, разоряет… соседнюю землю »; Иосиф Флавий и Арриан оставили сообщения о войнах аланов в I и II веках н. э. в Армении и Каппадокии - «суровые и вечно воинственные аланы ».

2.4. Западные сарматы

Западные сарматские племена - роксаланы и языги, занимали степи Северного Причерноморья. Около 125 года до н. э. они создали мощную, хотя и не очень прочную федерацию, возникновение которой объясняют необходимостью противостоять давлению восточных сарматских племен. По-видимому, это было типичное для кочевников раннее государство во главе с племенем царских сарматов. Однако повторить государственный опыт скифов западным сарматам не удалось - с середины I века до н. э. они действовали как два самостоятельных союза. В степях между Доном и Днепром кочевали роксоланы, к западу от них - между Днепром и Дунаем - жили языги.

В первой половине I века новой эры языги продвинулись на Среднедунайскую низменность, где заняли междуречье Дуная и Тисы (часть нынешней территории Венгрии и Югославии). Вслед за языгами к границе Римской империи подошли роксоланы, большая часть которых поселилась в нижнем течении Дуная (на территории современной Румынии). Западные сарматы были беспокойными соседями Рима, они выступали то его союзниками, то противниками, и не упускали случая вмешаться в междоусобную борьбу внутри империи. Как и подобает в эпоху военной демократии, сарматы рассматривали Рим как источник богатой добычи. Способы её приобретения были разными: грабительские набеги, получение дани, военное наемничество.

Языги во второй половине I века, а роксоланы в начале II века добились от Рима выплаты ежегодных субсидий в обмен на участие в обороне римских границ. Прекратив получать эту дань, роксоланы в 117 году призвали на помощь языгов и вторглись в дунайские провинции Рима. После двухлетней войны империя была вынуждена возобновить плату роксоланам. Мирный договор римляне заключили с царем Распараганом, который имел два титула - «царь роксоланов» и «царь сарматов». Возможно, это говорит о том, что языги и роксоланы формально сохраняли единую верховную власть. Чаще всего они выступали в тесном союзе, хотя языги занимали равнины Среднего Дуная, а роксоланы расположились на Нижнем Дунае и в Северо-Западном Причерноморье. Завоевав фракийцев, живших между языгами и роксоланами, римляне попытались разрушить их связи и даже запретить общение между ними. Сарматы ответили на это войной.

САРМАТЫ. ДРЕВНЕЙШИЕ СВЕДЕНИЯ

С давних времен восточными соседями скифов были сарматы. Как утверждал Геродот, «за рекой Танаисом (Дон - авт.) уже не скифская земля: первый из тамошних участков принадлежит савроматам, которые, начиная от угла Меотийского озера, занимают пространство на 15 дней пути к северу». В наиболее ранних античных источниках их называли савроматами (от иранского слова «сармат» — опоясанный мечом). И только с II в. до н.э. закрепляется имя «сарматы». По мнению древних авторов, сарматы «составляли одно племя, но разделенное на несколько народов с ранними названиями».

Очевидно, соседями скифов сарматы стали достаточно давно, так как именно к ним за помощью обращались скифы во время нашествия войск Дария.

Когда же в III в. до н.э. Великая Скифия переживает глубокий кризис, сарматы становятся господствующей силой на юге Восточной Европы.

ЭТНИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ. ЯЗЫК

ГЕРОДОТ О ПРОИСХОЖДЕНИИ САВРОМАТОВ

«О савроматах же рассказывают следующее. Когда эллины сразились с амазонками, тогда, по преданию, эллины, победив в битве при Фермодонте, отплыли, везя на трех кораблях столько амазонок, сколько могли взять в плен, а те перебили мужей, напав в море.

С кораблями же они не были знакомы, не знали, как пользоваться кормилом, парусами, и не умели грести; и после того, как они, напав в море, перебили мужей, их носило волнами и ветром. И прибывают они к берегам Меотийского озера — к Кремнам. А Кремны находятся на земле свободных скифов. Здесь, сойдя с корабля, амазонки достигли обитаемой земли. Встретив первый же табун лошадей, они похитили его и верхом на лошадях начали грабить страну скифов.

Скифы же не могли понять, в чем дело: ведь ни языка, ни одежды, ни самого племени они не знали и были в недоумении, откуда те пришли; им казалось, что амазонки — это мужчины юного возраста, и потому они вступили с ними в битву. Когда скифы завладели трупами, оставшимися после битвы, они таким образом узнали, что это были женщины.

Посоветовавшись, они решили больше их не убивать, но послать к ним самых молодых своих мужчин, числом приблизительно столько же, сколько было амазонок. Те должны были расположиться лагерем вблизи них и делать то же, что и они будут делать. Если же амазонки станут их преследовать, то не вступать в сражение, а уклоняться; когда же те остановятся, они должны, приблизившись, стать лагерем. Скифы задумали это, желая, чтобы от этих женщин родились у них дети.

Посланные юноши стали выполнять порученное. Когда же амазонки поняли, что те пришли безо всякого злого умысла, они не стали обращать на них внимания; и с каждым днем скифы приближали свой лагерь к лагерю амазонок. Юноши же, как и амазонки, не имели ничего, кроме оружия и лошадей, и вели тот же, что и они, образ жизни, занимаясь охотой и грабежом.

Амазонки же в полуденный час расходились по одной и по две... Узнав об этом, и скифы стали делать то же самое. И кто-то приблизился к одной из них, оставшейся в одиночестве, и амазонка не оттолкнула его, но позволила вступить с ней в связь.

И сказать она не могла (ведь они не понимали друг друга), но показала жестами, чтобы он на следующий день пришел на то же самое место и привел другого, показывая, чтобы их было двое и что она также приведет другую.

Юноша, уйдя, рассказал это остальным. На второй день он сам пришел на то же место, и другого привел, и нашел амазонку, ожидавшую вместе с другой. Когда остальные юноши узнали об этом, они также приручили остальных амазонок.

А после, соединив лагери, они стали жить вместе, каждый имея женой ту, с которой он вступил в связь с самого начала. Мужчины не могли выучить язык женщин, женщины же усвоили язык мужчин.

А после того, как они поняли друг друга, мужчины сказали амазонкам следующее: «У нас есть родители, есть и имущество. Теперь мы уже больше не будем вести такой образ жизни, но будем жить, уйдя к своему народу: нашими женами будете вы, и никакие другие женщины».

Они же на это сказали следующее: «Мы не могли бы жить вместе с вашими женщинами, ведь у нас и у них разные обычаи. Мы стреляем из лука, мечем дротики и ездим верхом, женским же работам мы не обучены. А ваши женщины не делают ничего из того, что мы перечислили, но, оставаясь в повозках, занимаются женским трудом, не выезжая на охоту и вообще никуда.

Так вот, мы не можем ладить с ними. Но если вы хотите, чтобы мы были вашими женами и чтобы мы могли считать себя справедливыми, то, придя к родителям, получите свою часть имущества и затем, когда вернетесь, будем жить сами по себе.

Юноши послушались и выполнили это. Когда же, получив полагавшуюся им часть имущества, они вернулись назад к амазонкам, женщины сказали им следующее:

«Мы в страхе и опасении, следует ли нам жить в той самой стране, где мы и лишили вас ваших отцов, и сильно опустошили вашу землю. Но так как вы желаете иметь нас своими женами, то сделайте вместе с нами следующее: давайте уйдем из этой земли и поселимся, перейдя реку Танаис». Юноши послушались и этого.

Перейдя Танаис, они прошли к востоку, на расстояние трех дней пути от Танаиса и на расстояние трех дней от озера Меотиды в направлении северного ветра. Прибыв в эту местность, в которой они теперь обитают, они заселили ее.

И с того времени жены савроматов придерживаются древнего образа жизни, выезжая на охоту на лошадях и вместе с мужьями и отдельно от мужей; они также ходят на войну и носят ту же одежду, что и мужья.

Языком савроматы пользуются скифским, но говорят на нем издавна с ошибками, так как амазонки усвоили его неправильно. Относительно брака у них установлено следующее: никакая девушка не выходит замуж прежде, чем не убьет мужчину из числа врагов».

По мнению большинства исследователей, язык сарматов, как и язык скифов, относится к северо-восточной группе иранских языков.

Наиболее известны следующие сарматские племена: аорсы, роксоланы, аланы, сираки, языги. Сформировавшись в Волго-Уральских степях, сарматы впоследствии расселяются в междуречье Волги и Дона, а к IV в. их кочевья появляются уже за Доном.

В этот период формируются союзы племен во главе с вождями. При этом многие авторы отмечают интересную особенность: сарматские женщины занимали чрезвычайно высокое положение в обществе. Это подтверждают сведения Псевдо-Гиппократа: «В Европе есть скифский народ, живущий вокруг озера Меотиды и отличающийся от других народов. Их женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики, сидя на конях, и сражаются с врагами, пока они в девушках; а замуж они не выходят, пока не убьют трех неприятелей, и поселяются на жительство с мужьями не прежде, чем совершат обычные жертвоприношения. Та, которая выйдет замуж, перестает ездить верхом, пока не явится необходимость поголовно выступать в поход. У них нет правой груди, ибо еще в раннем детстве матери их, раскалив приготовленный с этой целью медный инструмент, прикладывают его к правой груди и выжигают, так что она теряет способность расти, и вся сила и изобилие соков переходит в правое плечо и руку».

Исследователи объясняют столь воинственный образ сарматок тем, что, когда их мужчины уходили в длительные военные походы, женщины сами охраняли стада и имущество. Для этого они могли создавать специальные женские отряды. Молодые воительницы были прекрасными наездницами и превосходно владели оружием. Влияние женщин в сарматском обществе было столь велико, что некоторые древние авторы называли сарматов «гюнайкократуменами» (же-ноуправляемые, управляемые женщинами).

САРМАТЫ В КРЫМУ

Есть много свидетельств о том, что в III-I вв. до н.э. сарматы прочно укрепляются в степях к северу от Крыма. Отношения между ними и скифами не были стабильными: племена то враждовали, то заключали дружественные союзы. Известно, что сарматская царица Амага оказала Херсонесу военную помощь и заставила скифов отступить от его стен. Однако во время Диофантовых войн сарматы под предводительством Тасия были самыми надежными союзниками скифов.

Постепенно сарматы вплотную приближаются к полуострову, а в I в. н.э. часть сарматских племен оказывается в Крыму. В это время на полуострове появляются впускные подкурганные сарматские захоронения.

Особый интерес вызывает Ногайчинский курган, расположенный в Нижнегорском районе у с. Червоное.

Достаточно богатое женское захоронение принадлежало, очевидно, царице или жрице. Покрывало, которым, лежавшее поверх деревянного гроба, и платье женщины были расшиты золотыми бляшками. Погребальный инвентарь выполнен из драгоценных материалов и отличается прекрасной работой. Он состоял из массивной золотой гривны с изображением грифонов — сказочных чудовищ с телами льва и орлиными крыльями и клювом, ручных браслетов с изображением персонажей греческих мифов — Эрота и Психеи, ножных спиралевидных браслетов, диадемы, сплетенной из трех цепочек, медальона с гранатовыми и стеклянными вставками, сережек с инкрустациями из сердоликов, агатов и стекла, серебряных чаш, ложек сосудов, бронзового зеркала.

Как в этом мире, так и в «мире ином» женщина не могла обойтись без прекрасной шкатулки «со всем необходимым»: здесь хранились и набор косметических средств в разных коробочках и флаконах, и украшения: золотые подвески в форме львиных голов, агатовый, оправленный в золото медальон, перстни, амулеты в виде человечка, фибулы из золота и горного хрусталя, застежка из золота с гранатовой и стеклянной вставками.

Постепенно численность сарматов на полуострове увеличивается. Они селятся не только в степных районах, но и в предгорном Крыму, часто рядом со скифами. Со II в. н.э. древние авторы все больше называют их аланами.

С середины III в. н.э. в северном Причерноморье появляются готы, в союз с ними вступают различные племена и в частности аланы, о которых античные авторы говорят, как о «храбрых, сильных и многочисленных» воинах. Нашествие готов, а затем гуннов имело катастрофические последствия для жителей полуострова. Сообщая о вторжении гуннов в IV в., древний историк отмечает: «Пройдя через земли аланов, гунны произвели в них страшное опустошение, а с уцелевшими жителями заключили союз и присоединили их к себе». Значительная часть аланов вместе с гуннами устремилась в Европу и даже переправилась в Африку. В это же время часть из них осела в Крыму.

ОБРАЗ ЖИЗНИ, ХОЗЯЙСТВО, БЫТ И КУЛЬТУРА САРМАТСКИХ ПЛЕМЕН

Жители степей не могли не заниматься разведением домашних животных, дававших им и пищу, и материалы для изготовления одежды. На протяжении всей своей истории сарматы были кочевыми скотоводами. Страбон отмечает: «Они следуют за своими стадами, выбирая всегда местности с хорошими пастбищами, зимой в болотах возле Меотиды (Азовское море - авт.), а летом на равнинах». Надо отметить, что даже в сравнении с другими кочевыми народами, сарматы выделялись высокой подвижностью.

В значительной степени это объясняется составом сарматских стад. Наиболее распространенными животными в них были лошади и овцы (крупного рогатого скота, вероятно, было немного). Интенсивность перекочевок была настолько высока, что в течение года сарматы совершали по существу замкнутый цикл по территории своих огромных владений. И овцы и лошади относятся к числу тех животных, которые, совершая такое «путешествие», не утрачивают веса и жизненных сил.

Пожалуй, невозможно переоценить роль лошади в жизни сарматов. Она была для них всем. Об этом прекрасно свидетельствует Тацит: «Удивительно, как доблесть сарматов лежит как бы вне их самих» (т.е. в их конях авт.). Конь был верным другом и в боях и в повседневной жизни. Он спасал хозяину жизнь в сражениях, с его помощью выпасали скот, к тому же лошади обладали прекрасным свойством добывать пищу из-под снега. Благодаря лошади сарматы имели пищу, питье, одежду. Как у многих кочевников, сарматские лошади не отличались внешней красотой и стройностью, невысокий рост, большая грубая голова на короткой шее и короткая, но крепкая нога. Но они, по словам Овидия, «...способны к любым долгим скачкам». Прекрасно описал качества этих лошадей воевавший с сарматами Ариан, он утверждал, что этих «...коней сначала трудно разогнать, так что можно отнестись к ним с полным пренебрежением, если увидеть, как их сравнивают с конем фессалийским, они выдерживают какие угодно труды; и тогда можно увидеть, как тот резвый, рослый и ретивый конь выбивается из сил, а эта лошаденка сначала перегоняет того, а потом оставляет далеко позади».

Основным жилищем сарматов являлись кибитки, изготовленные из войлока и поставленные на колеса. О таких повозках упоминает Эсхил, называвший их «скрипучими телегами, влекомыми волами». На фресках античных склепов сохранились изображения сарматских жилищ, напоминающих юрты азиатских кочевников. Они представляют собой остовы из жердей, покрытые шкурами или войлоком. Такая конструкция устанавливалась на четырех- или шестиколесные повозки, в которые запрягали по несколько волов.

Особую роль в жизни сарматов, как впрочем всех кочевых племен, играла война. Сами условия и образ жизни способствовали образованию военизированного общества. Многие авторы отмечают храбрость и воинственность сарматов, называют их «неприступными варварами», «свирепые видом и голосом, обросшие волосами и бородой, они — живое подобие Марса». Сарматские племена можно назвать «народ войско», так как все мужчины были воинами.

Кочуя с места на место, они сражались за пастбища, достаточно часто совершали набеги с целью грабежа. Античных авторов военные обычаи сарматов поражали чрезвычайной дикостью и жестокостью. Геродот свидетельствует:«.. .с черепов убитых неприятелей они снимают кожу и, выделав ее, привязывают к поводьям своих лошадей как доказательство своей храбрости; черепа же отделывают, иногда украшают золотом и употребляют как чаши».

По мере продвижения сарматов на запад роль войны в их жизни значительно возрастает. К этому времени им удалось создать крупные союзы племен. Постепенно совершенствуется организация войска, тактика и стратегия военных действий, а также вооружение и доспехи.

Тацит и Страбон отмечают, что сарматы применяли небольшие щиты (вероятно, племенные) обтянутые кожей, но особого значения они не имели. Это было связано с тем, что в ходе длительного времени сарматам удалось создать достаточно надежные, удобные и искусно изготовленные защитные доспехи.

Металлические доспехи существовали у сарматов в виде чешуйчатой брони. Принцип ее изготовления достаточно хорошо известен по сохранившимся изображениям и описаниям. Особенно точно и подробно рассказывает о таких доспехах Гелиодор. По его словам, они состояли из медных и железных чешуек, нашитых на холст или кожу рядами, так что чешуйки одного ряда, прикрывали до половины чешуйки другого, не оставляя промежутков. Не только всадник, но и его конь были с головы до ног одеты в такую броню, которая благодаря своей гибкости не стесняла движений и плотно прилегала к телу. На ноги иногда надевали, помимо брони, металлические попожи, а голову прикрывали шишаками, чаще всего кожаными с металлическими полосами.

Главным оружием сарматов был лук (вероятно, во многом схожий со скифским). Стрельбу из него сарматы, в отличие от многих народов вели по-«скифски». Они натягивали тетиву не к груди, как другие, а к плечу и стреляли с одинаковой ловкостью как с правого, так и с левого плеча. Овидий говорит о сарматах: «...их сила в стреле, в полном колчане и в быстром, не знающем усталости коне». Лук вместе со стрелами носили с левой стороны у пояса в кожаном футляре. В колчан обычно вкладывали пять стрел.

Войско сарматов состояло из лучников и обоза, к которому причислялись пешие воины (копейщики). При этом главным родом войска была легкая конница. И скифы и сарматы предпочитали для верховой езды кобыл, а не жеребцов. В первые века н.э. у сарматов получает распространение тяжеловооруженная конница катафрактариев. Они имели надежные доспехи и были вооружены длинными копьями и длинными прямыми мечами для удара с коня.

Достаточно часто сарматы применяли тактику набегов, основной целью которых было обогащение, в то же время мощное нашествие многочисленного конного войска приводило к деморализации подвергшихся нападению. Как правило, после таких нападений сарматы заставляли побежденных выплачивать дань.

Тацит отмечает внезапность и неожиданность таких набегов, особый способ метания дротиков, виртуозность набрасывания арканов на противника. Использование оригинальной тактики переменного боя, когда конные сарматы, оставив лук, врезались в строй противника копьями.

В военных походах каждый сармат использовал не менее двух коней, особенно важно это было в длительных набегах. Аммиан Марцеллин свидетельствует: «Они преодолевают огромные расстояния, когда преследуют врага или бегут сами, сидя на быстрых и послушных конях, еще и каждый ведет в поводу запасного, чтобы, пересаживаться с одного на другого, сберечь силы коней и, давая отдых, восстановить их бодрость».

Одежда сарматов была во многом схожа со скифской. Мужчины носили короткий кафтан, подпоясанный ремнем, который застегивался фибулами, шаровары и короткие сапоги. Сверху надевался плащ, застегнутый фибулой на левом плече. Женская одежда состояла из платья с рукавами до запястий, поверх платья носили распашной халат, застегнутый фибулой на груди. Одежду дополняли восточные шаровары, манжеты которых достаточно часто обшивались бисером.

Одежда знатных и богатых сарматов расшивалась золотом и жемчугами, украшалась золотыми бляшками.

И женщины, и мужчины охотно пользовались различными украшениями. Знатные представители общества носили золотые и серебряные гривны, золотые браслеты, золотом и серебром были украшены их пояса. Знатные сарматки — золотые серьги со вставками из драгоценных камней, их прически часто венчались диадемами, золотые бусы и ожерелья украшали шею и грудь.

Многие сарматские украшения — настоящие шедевры ювелирного искусства. Часть из них выполнены в полихромном стиле, когда в золотых и серебряных изделиях использовали вставки драгоценных и полудрагоценных камней: бирюзы, граната, рубина, сердолика.

Много своеобразных особенностей наблюдается в характере погребений и погребальном ритуале сарматов. Для раннего периода характерны захоронения в широких грунтовых ямах с деревянными сооружениями. В дальнейшем появляются новые типы подкурганных погребений с различной ориентацией: узкие прямоугольные ямы, квадратные ямы с диагональным положением погребенного, катакомбы, узкие прямоугольные ямы, подбои. Это является ярким свидетельством того, что сарматы представляли далеко не однородные племена, даже антропологически.

Погребальный обряд чаще всего выглядел следующим образом: усопшего укладывали в вытянутом положении на спине, часто с согнутыми в локтях руками, кисть правой или левой руки находилась в области живота, ноги скрещивали в ступнях или голенях, череп деформирован. В захоронение вместе с погребальным инвентарем укладывали всевозможные обереги, амулеты, а также жертвенную пищу. Дно могил, очевидно, с очистительной целью посыпали золой, угольками, кусками мела; над могилой совершали жертвоприношение коня, устраивали тризны. С ритуальной целью разбивали зеркала.

Религиозные представления сарматов имели много схожего со скифскими верованиями. Главными объектами поклонения был меч, олицетворявший бога войны. Это подтверждает Аммиан Марцелин, говоря, что сарматы «втыкают в землю меч и с благоговением поклоняются ему, как Марсу».

Кочевники-скотоводы, жизнь и благополучие которых во многом зависели от природно-климатических условий, от наличия обильных пастбищ и многочисленности стад, особо почитали богиню плодородия и покровительницу коней. Изображения великой богини между двух коней сохранились на сарматских гребнях и серьгах. Вероятно, с великой богиней был связан культ солнца и огня, хранительницами которого были специальные жрицы.

С приходом сарматов изменился этнический состав населения Крыма. Они оказали значительное влияние на экономику и общественную жизнь полуострова.