Оружие дао. Меч-дао (в том числе алебарда-дадао) Китайские мечи дао

В старом Китае существовало огромное количество разновидностей холодного, однолезвийного рубяще-режущего оружия под общим наименованием «дао». Известно, что основные виды дао разделялись на три большие группы:

  • а) длиннодревковые дао ― гуаньдао 关刀 (яньюедао 偃月刀), сянбидао 象鼻刀, пудао 朴刀
    и шуаншоудай 双手带;
  • б) двуручные дао ― дадао 大刀 (каньдао 砍刀), чжаньмадао 斩马刀 и чандао 长刀;
  • в) поясные дао 佩刀 ― чжибэйдао 直背刀, яньмаодао 雁毛刀, водао 倭刀, цицзядао 戚家刀, люедао 柳叶刀, пяньдао 片刀, нювэйдао 牛尾刀, дуаньдао 短刀, шуандао 双刀, наньдао 南刀
    (худедао 蝴蝶刀 и худешуандао 蝴蝶双刀).

Исторически, в системе боя богомола мэйхуа (мэйхуа танланмэнь) применялись три разновидности дао из первой и вторых групп: гуаньдао, шуаншоудай и нювэйдао. В данной статье мы подробно разберем только последнюю группу, то есть группу поясных дао.

Согласно многочисленным историческим материалам и археологическим исследованиям, в древнем Китае до монгольского завоевания XIII века широко использовалась только одна разновидность поясных дао под общим названием “прямоспинные мечи” (чжибэйдао) или “мечи с железным кольцом” (техуаньдао). Это был однолезвийный прямой меч с небольшим изгибом ближе к острию и кольцом на ручке. Чжибэйдао по внешнему виду мало отличался от популярного в те времена обоюдоострого меча цзянь.

«Прямоспинный меч” (чжибэйдао), коллекция военного музея, г. Пекин.
Монгольский меч XIII века
Прорисовки однолезвийных мечей времен Чингисхана.

Однако, начиная с Юаньской династии (1271-1368 гг.), под мощным влиянием монгольских военных достижений, технологий изготовления и техник применения меча, в Китае начали превалировать четыре категории однолезвийных мечей под общим названием пэйдао (佩刀, поясной меч с крестовидной или дискообразной гардой). Пэйдао всегда носились на специальном подвесе (тилянгу) из плетеного шнура с особой скобой, прикрепленной к поясу с левой стороны.


«Меч пэйдао с подвесом и скобой, музей дворца Гугун, г. Шэньян.
Угорские сабли VII-IX веков, могильники южного Урала.

Согласно ранней военной традиции, сначала заимствованной монголами у кочевых, в основном алано-болгарских и тюркских племен, проживавших в районе Алтая, Тувы и Урала, а потом развитой маньчжурами, пэйдао носили лезвием вниз, причем с рукоятью меча, направленной назад. Это делалось с целью не мешать луку, который в налуче был приторочен слева. Для того, чтобы выхватить пэйдао из ножен, воин левой рукой подбивал ножны назад и вверх, таким образом переворачивая меч лезвием вверх и рукояткой вперед, в идеале одновременно извлекая меч и нанося режущий удар по врагу. Это можно было с легкостью сделать как на скаку, так и в пешем строю.

Mаньчжурские офицеры и генералы XVIII и XIX вв, способы выхватывания и ношения меча.

Второй варинат выхватывания пэйдао использовали уже во вне военное время, подбивая ножны назад за спину и выхватывая меч справа из-за спины, но уже лезвием вниз.

Существовал и третий вариант выхватывания лезвием вниз, при котором одновременно с противоположным движением ножен влево назад, меч доставался из ножен, а сами ножны снимались с пояса, позволяя фехтовать как мечом, так и ножнами, потенциально увеличивая техническое превосходство воина.

В Минскую династию (1368-1644 гг.), китайцы практически полностью перешли на использование популярной в те времена круглой гарды японского происхождения в сочетании с традиционными, уже китайско-монгольскими лезвиями и рукоятями. Таким образом сформировалась первая категория поясных однолезвиевых мечей под общим названием «мечи гусиное перо» (яньмаодао). Форма клинка была прямой с постепенным изгибом только в последней трети ближе к острию, что позволяло помимо стандартных рубяще-режущих движений, успешно применять этот меч и как колющее оружие. В связи с этим рукоять также использовалась прямая. На оконечность рукояти был надето квадратное или круглое навершие. В связи со многими историческими и социальными причинами уже к концу XIII века этот тип меча практически полностью потерял свою популярность среди военных и мастеров боевых искусств. Исключение составляли отдельные школы, где он продолжал использоваться вплоть до нашего времени.

«Меч гусиное перо» (яньмаодао), коллекция автора.

К концу династии Мин и под влиянием японских мечей тати и одати, появилась вторая категория пэйдао, в которую вошли два новых типа клинка. Первый назывался «мечи семьи Ци» (цицзядао), а второй «мечи ивовый лист» (люедао), в эту категорию включались также и «короткие мечи» (дуаньдао). «Мечи семьи Ци» представляли собой несколько укороченный вариант так называемых “мечей подрезающих коня” (чжаньмадао), которые относились к длиннодревковым однолезвиевым, а также длинноклинковым мечам и впоследствии оказали влияние на развитие одного из уставных видов длиннодревковых мечей цинской амии - шуаншоудай. “Мечи подрезающие коня”, известные с начала Сунской династии, широко использовались в многочисленных битвах и сражениях, в основном с единственной целью - отрубить ноги скачущего на полном скаку коня.


«Меч подрезающий коня» (чжаньмадао), музей маньчжурского дворца Гугун, г. Шэньян.

В дальнейшем великий минский генерал Ци Цзигуан (1528-1588 гг.), вдохновленный эффективностью, практичностью, и конечно же эстетической красотой японских клинков, которые использовали его заклятые враги - японские пираты “вокоу”, взял за
основу японский тати (китайцы пренебрежительно называли их “мечи лилипутов” водао) и скрестил его с чжаньмадао, создав так называемый «Меч семьи Ци» (цицзядао).

Надо заметить, что оба варианта “водао” и “цицзядао” были весьма популярны в прибрежных районах минского Китая.

«Меч семьи Ци» (цицзядао), коллекция автора.

Второй тип второй категории пэйдао под общим названием «меч ивовый лист» (люедао) отличался изогнутыми рукоятями и довольно узким лезвием, плавно изгибавшимся к острию по всей длине клинка, что являлось практически идеальной формой для широкого использования рубяще-режущих техник верхом и в пешем строю. Известно, что воинственные маньчжуры отдавали предпочтение именно таким мечам люедао.


«Мечи ивовый лист» (люедао), коллекция автора.

Люедао весьма успешно были использованы восьмизнаменными войсками как против самих китайцев, так и против их соседей. Неудивительно, что эта разновидность поясных мечей стала уставной в императорской армии Цинской династии (1644–1912 гг.).

Третья категория пэйдао называлась «рубящие мечи» (пяньдао) и отличалась гораздо более акцентированным изгибом клинка, с целью еще больше увеличить режущую силу этого меча в ближнем бою. Надо заметить, что эти мечи использовались довольно редко.


«Рубящий меч» (пяньдао), коллекция музея маньчжурского дворца Гугун, г. Шэньян.

В четвёртую категорию входили «мечи коровий хвост» (нювэйдао). Данные пэйдао развились на основе народных широколезвийных мечей и являются модификацией меча «ивовый лист» путем постепенного и равномерного утолщения ширины лезвия к острию, где последняя треть клинка по форме напоминает кисточку коровьего хвоста и ее верхняя часть, называемая елмань, также как и лезвие, остро заточена.

Меч пэйдао, используемый в разделе фехтования системы боя богомола мэйхуа, имеет самоназвание “ланьмэньдао” 拦门刀, что означает “преграждающий врата меч”. Это название происходит от классической одноименной формы ланьмэньдао, которая является квинтэссенцией фехтовальных техник системы боя богомола мэйхуа. Стандартная длина всего меча составляет “сань чи сань” (три чи и три цуня) или 101 см, клинок 79-80 см . Мечи «ланьмэньдао» ковали из так называемой многослойной псевдо-дамасской стали “хуавэньган”, а ножны отделывали черной акульей кожей.


«Преграждающий врата меч» (ланьмэньдао) и ножны (цяо), покрытые черной акульей кожей, коллекция автора.

Если же анализировать ланьмэньдао с точки зрения вышеприведенной классификации согласно форме клинка поясных мечей пэйдао, то он несомненно относится к категории нювэйдао, хотя и обладает многими признаками люедао, таким образом являясь промежуточным звеном в трансформации официально принятых на вооружение цинской армией мечей люедао в новую категорию мечей нювэйдао, которые стали популярными в середине 1700-х годов, и изначально используемых преимущественно народными мастерами боевых искусств, деревенским ополчением и повстанцами разных мастей.


Составные части пэйдао на примере «Преграждающего врата меча» (ланьмэньдао):
а) черен/рукоять ― даобин ― 刀柄;
б) головка/навершие ― биншоу ― 柄首;
в) крестовина/гарда ― даопань ― 刀盘;
г) муфта ― даогу ― 刀骨;
д) клинок ― даошэнь ― 刀身;
е) лезвие ― даожэнь ― 刀刃;
ж) тупьё ― даобэй ― 刀背;
з) остриё ― даоцзянь ― 刀尖
и) голомень ― даомянь ― 刀面;
к) елмань ― даошанжэнь ― 刀上刃.

Илья Профатилов, Москва-Хайян, 2013 ©

Древний Китай всегда славился огромным разнообразием холодного оружия. Весомое место в китайских классификациях оружия занимает «Дао» - вид однолезвийного режуще-рубящего оружия. Иероглифом "Дао" обозначается оружие, которое имеет изогнутое лезвие и заточку с одной стороны. Следовательно, приставку дао добавляют к ножам, саблям, и даже к алебардам (правда в данной трактовке добавляется "да" - "большой"). Дао назывались даже японские мечи, правда, так их называли только Китайцы.

– это наиболее стародавний вид холодного оружия в китайской культуре. Упоминание об этих мечах связывают еще с царем Суйхуаном. Что из себя представляет меч-дао ? Существует его несколько разновидностей, описанных в "Истинных записях о образе двоицы "- "Есть оружие четырёх строёв , начинающееся еще со сражения Чи Ю и Хуaн-ди в Чжуoлу; есть меч тропы , который используется в строю; есть меч стенового строя , для защиты; есть длинный меч – меч генерала. Есть меч вида – атрибут военного министра". Немного о теории изготовления дао. Железо несколько раз выжигалось, лезвие изготавливалось из стали, которая заблаговременно рафинировалась, от спинки до лезвия меч был ровным, кончик заострялся. Рукоять была из дерева, твердых пород. Длина Дао на прямую зависела от вида.

Меч-д был очень распространен в древнем Китае. Ведь, ("большой меч") сражался всадник, яод ("поясной меч") - для пехотинца, а алебарда-пудaо ("простой меч") и шуаншоуд ("двуручную ленту") была универсальной: подходил и для пешего воина, и для наездника. Меч-д мог разрубать, срубать, преграждать, уколоть и разрезать противник. Техника владения им проще техник копья. Исходя из истории войн, такой меч использовали и генералы и солдаты.

Есть много разновидностей мечей Дао, но в целом их объединяют в три большие группы:

1.Длинные древковые Дао – Гуань Дао 关刀 (Янь Юе Дао偃月刀), Сян Би Дао象鼻刀, Пу Дао 朴刀 иШуан Шоу Дай双手带;

2. Двуручные дао- Да Дао 大刀(Кань Дао 砍刀), Чжань Ма Дао 斩马刀 и Чан Дао长刀;

3. Поясные дaо 佩刀 ― чжибэйдaо 直背刀, яньмаодaо 雁毛刀, водaо 倭刀, цицзядaо 戚家刀, люедaо 柳叶刀, пяньдaо 片刀, нювэйдaо 牛尾刀, дуаньдaо 短刀, шуандaо 双刀, наньдaо 南刀
(худедaо 蝴蝶刀 и худешуандaо 蝴蝶双刀).
Еще из древних веков, сложилось так, что в известной всем тактике «боя богомола» применяются три вида дао, принадлежащие к первым двум группам: гуаньдaо, шуаншоудай и нювэйдaо. Эта статья посвящена группе поясных дао.

Как гласит историческая литература и исследования археологии, в стародавнем Китае до 13-го столетия, который отожествляется с монгольским завоеванием, повсеместно использовалась только один вид поясных дао, которые имел общее название чжибэйдaо, что в переводе означает – «прямо спинные мечи» или как их еще называли «мечи с железным кольцом» (техуаньдaо).

По историческим данным это прямой меч с одним лезвием и небольшим изгибом близко к острию, и закруглением на рукоятке. Чжибэйдaо по внешнему виду очень напоминал , который был очень популярен в те времена и характеризовался остротой с обеих сторон.
Технология изготовления меча не менялась веками. Правда, начиная с династии Юань (1271-1368 гг.), технологии изготовления и применения чжибэйдaо изменилася, все это результат влияния военных достижений монгольских завоевателей. Начиная с этого времени в Китае взяли преимущество четыре вида однолезвийных мечей, которые имели одно название - пэйдaо (佩刀), что в переводе означает - поясной меч с гардой, по типу креста или диска. Такой меч воин носил на особом подвесе (тилянгу) из плетеного шнура с определенной скобой, которая крепилась с лева к поясу.

Пэйдaо переносился лезвием вниз, при этом рукоять меча была направленной назад. Такая традиция, вначале была заимствована монголами у различных племен, проживавших в те времена в области Алтая, Тувы и Урала, а затем такая теория ношения оружия была развита маньчжурами. Такая постановка не мешала носить с собой и лук, который был необходим воинам. Из ножен пэйдaо вынимался достаточно просто: воин левой рукой подталкивал ножны назад и вверх, в след меч переворачивался лезвием вверх и рукоятью вперед. Такая тактика позволяла одновременно наносить режущий удар по противнику. Такие действия с легкостью выполнялись воинами и на скаку и в пешем бою. Был еще второй вариант выхватывания пэйдaо, который использовался уже вне войны: воин подбивал ножны назад за спину и выхватывал меч справа, но уже лезвие уже было направлено вниз. Не исключен был и третий вариант вынимания схожий со вторым, так как тоже происходил лезвием вниз, но во время выхватывания одновременно следовало обратное движение ножен влево и назад. Такой вариант давал возможность наносить урон и мечом и ножнами, что давало весомое преимущество перед противником.

В годы влавствования династии Мин (1368-1644 гг.), китайский народ практически повсеместно использовал круглую гарду, которая имеет японские корни, которую сочетали с общепринятыми, уже китайско-монгольскими лезвиями и рукоятями. Начиная с этого момента, и закончила свое формирование первая категория поясных мечей с одним лезвием под обобщенным наименованием «мечи гусиное перо» (яньмаодaо). Клинок имел прямую форму с плавным изгибом только в верхней трети вблизи острия, такая техника изготовления давала расширенные возможности использования меча: рубяще-режущие движения, колющие движения. Рукоять была прямая. Навершие рукояти делалось квадратным или круглым. К сожалению уже к концу 13 столетия это меч престал быть популярен, такие изменения связывают с различного рода историческими причинами. Хотя в некоторых школах не изменили традициям, и такой меч используется и в наше время.

В середине 16 века появилась еще одна категория пэйдaо, такой поворот в китайском оружии произошел не без влияния японских клинков тати и одaти. К этой новой категории относят два новых вида мечей: «мечи семьи Ци» (цицзядaо) и «мечи ивовый лист» (люедaо), включены в категорию были и «короткие мечи» (дуаньдао). Меч цицзядaо – это немного усеченный вариант, которые в простонародии назывались “мечи подрезающие коня” (чжаньмадaо), относящихся к длинно древковым однолезвийным, а также длинно клинковым мечам и в последующем внесли свой вклад в развитие одного из устоявшихся видов длинно древковых мечей армии цин - шуаншоудaй. Мечи чжаньмадaо берут свое начало с Сунской династии, успешно использовались в битвах и сражениях, а однозначной целью его использования было отрубить ноги лошади.

Дальнейшая их история связана с великим минским генералом Ци Цзигуан (1528-1588 гг.). Он пораженный эффективностью и практичностью, а также эстетическим видом японских мечей, которые брали на вооружение японские пираты “вокoу”, одновременно являюсь заклятыми врагами генерала, взял за основу японский тати (китайцы с насмешкой называли их “мечи лилипутов” водaо) и соединил его с чжаньмадaо. Так появился широко известный «Меч семьи Ци» (цицзядaо). Стоит отметить, что как «цицзядaо», так и его про родитель «водaо» имели большую ценность в прибрежных районах минского Китая.

Второй тип мечей пэйдaо под общим названием «меч ивовый лист» (люедaо) имел такие отличительные черты, как изогнутая рукоять и довольно узкое лезвие, плавно изгибавшимся к острию по всей длине клинка – это идеальная форма для рубяще-режущих техник как верхом на коне, так и в пешем бою. Именно таким мечам отдавали свое предпочтение маньчжуры, которые в свою очередь славились воинственностью. Люедaо зачастую и очень успешно использовались как против самих китайцев, так и против их соседей. Это и объясняет популярность этих мечей в императорской армии династии Ци (1644–1912 гг.).

Третья категория пэйдaо называлась «рубящие мечи» (пяньдaо), ее же отличительной особенностью было более акцентированный изгиб клинка, что увеличивало его режущую силу в ближнем бою. Хотя использовались такие мечи достаточно редко.

К четвертой категории относились «мечи коровий хвост» (нювэйдaо). Эти мечи ничто иное как модификация меча «ивовый лист», которая осуществлялась постепенным утолщением ширины лезвия к острию, где окончание по форме напоминает кисточку коровьего хвоста, а ее верхняя часть, называемая елмaнь, остро заточена.

Меч пэйдaо, который широко используется в разделе фехтования «боя богомола» мэйхуa, имеет самоназвание “ланьмэньдaо” 拦门刀, что означает “преграждающий врата меч”. Это название походит от классической одноименной формы ланьмэньдaо, которая является основой фехтовальных техник «боя богомола» мэйхуa. Стандартная длина всего меча составляет немногим более 10о см, а клинок при этом - 79-80 см3. Мечи «ланьмэньдaо» куются из многослойной псевдо-дамасской стали “хуавэньгaн”, а ножны покрывали черной акульей кожей.

Если же классифицировать ланьмэньдaо согласно форме клинка поясных мечей пэйдaо, которая была приведена выше, то ясно, что он относится к категории нювэйдaо, хотя и заметна признаки люедaо. Соответственно он является промежуточным звеном в перевоплощении мечей люедaо в новый вид мечей нювэйдaо. Именно эти мечи стали весьма популярными в середине 18 столетия, а изначально использовались исключительно мастерами боевых искусств, деревенским ополчением и повстанцами разных иерархий.

Части из которых состоит пэйдaо на примере «Преграждающего врата меча» (ланьмэньдaо):
а) черен/рукоять ― дaобин ― 刀柄;
б) головка/нaвершие ― биншoу ― 柄首;
в) крестовина/гардa ― дaопань ― 刀盘;
г) муфта ― дaогу ― 刀骨;
д) клинок ― дaошэнь ― 刀身;
е) лезвие ― дaожэнь ― 刀刃;
ж) тупьё ― дaобэй ― 刀背;
з) остриё ― дaоцзянь ― 刀尖
и) голомень ― дaомянь ― 刀面;
к) елмань ― дaошанжэнь ― 刀上刃.

На сегодняшний день искусство владения мечом-д захватывает дух. К примеру, мастер у-шу Ли Циншaнь в свои 70 лет крутит вокруг себя большой железный меч весом почти пятьдесят килограмм, что говорит о его большой силе!

О технике владения Дао ходит поговорка: "Если один меч-д , то следи за рукой, если два - за перемещением, с следи за ртом".

Один меч обычно удерживается одной рукой, а вторая же при этом движется согласованно с мечом. При использовании Дао приветствуется обматывания, "оборачивания затылка", срубания, уколы, поднимания, разрезания, преграждения, пресечения, вспарывания. Свободная рука при этом прибавляет силы руке с дaо – это очень важно.

При использовании двух мечей-дао движения рук согласовываются с движениями ног. Техника парных мечей включает в себя большое количество вращений, обматываний, опутываний. Если шаги не будут твердыми, то работая с двумя мечами, тяжело будет добиться их согласованности. Когда профессионал оценивает на технику владения двумя мечами, то в первую очередь он смотрит на точность перемещений.

В Китае дао считается одним из четырех традиционных видов оружия, наряду с гун (палкой или шестом), цян (), и цзянь (мечом).

Происхождение названия

В китайском языке слово 刀 может относиться к любому однолезвийному оружию и, как правило, относится к ножам. Из-за этого термин иногда переводится как "нож" или "нож-меч". Тем не менее, в пределах китайских боевых искусств и в военных контекстах, термин дао относится к различным вариантам меча.

Основные характеристики дао

Хотя дао значительно изменился по прошествии многих веков, во всех экземплярах присутствует ряд особенностей. Клинок дао умеренно изогнут, заточен с одной стороны, хотя иногда так же затачивалась и другая сторона; умеренная кривизна позволяет довольно эффективно наносить колющие удары. Над обычно прикрепляется шнур. Для крепления шнура иногда, как в случае с цзянем (китайским мечом с прямыми клинком), используется и само навершие, однако чаще к нижней части рукояти данного вида оружия прикрепляют кисточки или ленты. , как правило, имеет форму диска, часто чашеобразной формы, чтобы предотвратить попадание дождевой воды в ножны, а так же чтобы предотвратить стекание крови на рукоять, что, с другой стороны, немного усложняет хват сабли. Иногда гарда представляет собой S - образный тонкий кусок металла, защищая небольшой участок костяшек пальцев сбоку. Очень редко дао имеют гарду подобную гардам цзяней. Другие вариации базовой модели включают в себя более крупные - багуачжан, а так же сабли с длинной ручкой пудао.

Ранняя история

Самые первые дао датированы Китайской династией Шан в Бронзовом веке, и были известны как цибейдао (直背刀) – "прямые ножи". Как следует из названия, они были с прямыми клинками, или слегка изогнутыми, а так же заточены с одной стороны. Первоначально сабли изготавливались из бронзы, затем в Период Сражающихся царств они стали изготавливаться из железа, когда знание металлургии стало достаточно продвинутым для того, чтобы кузнецы могли контролировать в сплаве содержание углерода. Первоначально дао были менее распространены в качестве военного оружия, нежели чем цзянь - прямой обоюдоострый китайский меч. Дао стали популярными у конницы во время империи Хань из-за своей прочности, удобства для рубки, а так же относительной простоты в использовании. Обычно говорилось: требуется неделя, чтобы научиться пользоваться дао (саблей), месяц, чтобы научиться пользоваться цян (копьём), и год, чтобы научиться пользоваться цзянем (прямым мечом). Вскоре после того, как дао стала вооружаться пехота, началась замена цзяней на эти сабли, которые были альтернативой стандартной амуниции. К концу династии Хань, дао стали оснащаться круглыми рукоятями и кольцевыми навершиями. Длина клинков колебалась от 85 до 114 см. Это оружие использовалось вместе с прямоугольными щитами.

К концу эпохи Троецарствия, однолезвийные дао почти полностью заменили цзяни на поле боя. Цзянь впредь стал известным как оружие для самообороны академического и аристократического классов, которое носили как часть одеяния.

Династии Суй, Тан и Сонг

Во время Династии Тан дао экспортировался в Корею и в Японию, что оказало влияние на кузнечное дело обеих этих стран. Клинки дао эпохи Тана напоминают японские тёкуто. Как и в предыдущих династиях, в династии Тан дао были прямыми по всей длине клинка. Одноручные пейдао ("поясной дао") были наиболее распространены как личное оружие во время династии Тан. Подобное оружие так же было известно как Хенгдао ("горизонтальный дао" или "перекрёстный дао") в предыдущей династии Суй. Двуручные чангдао ("длинный дао") или модао, также использовались во время династии Тан некоторыми специализированными подразделениями.

Во время династии Сун, одной формой пехотного дао был шоудао, в виде рубящего оружия с обрезанным острием. В то время как некоторые иллюстрации показывают их как прямые, военная энциклопедия династии Сонг 11-го века (Wujing Zongyao) изображает их с изогнутыми клинками, здесь, возможно, просматривается влияние племен степей Средней Азии, которые завоевали части Китая во время периода правления династии Сонг.

Так же временем династии Сонг датированы подобные дадао, большой двуручный чжаньмадао и с длинной ручкой, схожий с двуручным вариантом, бузандао.

Династии Юань, Мин и Цин

Со времён монгольского вторжения в Китай в начале 13-го века и формированием династии Юань, конструкционные особенности изогнутых сабель степняков оказали большое влияние на китайские виды мечей. Сабли использовались тюрками, тунгусо-маньчжурскими народами и другими степными народами Средней Азии по крайней мере с 8-ого столетия нашей эры, кроме того это было излюбленным оружием монгольской аристократии. Благодаря эффективности данного вида оружия для ведения верхового боя его популярность среди солдат на всей территории Монгольской империи продолжалась длительный период.

В Китае монгольское влияние длилось долгое время, после падения династии Юань, под правлением династии Мин, а в дальнейшем продолжилось и во времена правления династии Цин (последняя сама по себе основана внутренними азиатами, маньчжурами), способствуя популярности дао и придавая оружию множество новых видов. Клинки с большим искривлением стали популярными, и эти новые виды стали называться пейдао. В середине правления династии Мин, новые сабли полностью заменили цзяни в качестве военного табельного оружия.

Яньмаодао

Яньмаодао или "сабля - гусиное перо" в значительной степени прямые, как и ранние цибейдао, с искривлением в точке удара, возле кончика клинка. Это позволяет наносить колющие удары и улучшить контроль над клинком как в случае с цзянем, в то же время, была сохранена большая часть сильных сторон дао в плане рубящих и режущих ударов.

Лиуйедао

Лиуедао или "сабли листа ивы" является наиболее распространенной формой китайской сабли. Впервые данный вид сабель появился во время династии Мин, имеет умеренное искривление по всей длине клинка. Это оружие стало стандартным вооружением для конницы и для пехоты, заменив йанмаодао, и является видом сабли, первоначально используемой многими школами китайских боевых искусств.

Пиндао

Пиндао или "режущие сабли" являются очень изогнутым дао, предназначенным только для нанесения режущих и рубящих ударов. Это оружие имеет сильное сходство с и ятаганом. Довольно необычное оружие, оно обычно использовалось застрельщиками в сочетании со щитом.

Ниувейдао

Ниувейдао или "сабля бычьего хвоста" является тяжелым клинковым оружием с характерным широким острием. Это - типичный "китайский палаш" современных фильмов про кунг-фу. Впервые данное оружие было зарегистрировано в начале 19-го века (вторая половина правления династии Цин) и только в качестве гражданского оружия: нет никаких сведений о том, что данная сабля выдавалась военнослужащим, данная сабля не фигурировала ни в каком перечне официального оружия. Появление ниувейдао в фильмах и современной литературе таким образом часто анахронично.

Помимо этих четырех основных видов дао, также использовался дуандао ("короткий дао"), являющийся компактным оружием, как правило, имеющим форму лиуедао. Дадао использовался и далее, во время династии Мин большие двуручные чангдао и чжаньмадао использовались и против конницы северных степей и против вокоу (пиратов) юго-восточного побережья; это оружие (иногда под различными названиями) так же ограниченно использовалось во время периода правления династии Цин. Также во время Цин появляются виды оружия, такие как нандао, региональные варианты названия или формы некоторых вышеописанных дао, а также более своеобразные варианты, такие как "девятикольчатый дао", последние вероятно были придуманы для уличных демонстраций и театральных представлений, а не для использования в качестве оружия. Слово "дао" также используется в названиях нескольких алебард с односторонне заточенными клинками, таких как пудао и гуань дао. Китайское копье и дао (лиуедао или яньмаодао) обычно выдавались пехоте из-за относительно меньшего времени на обучение, необходимого для эффективного использования, нежели чем с китайским прямым мечом цзянь. Дао можно часто заметить на изображениях в произведениях искусства, где эти сабли обычно носили чиновники и пехота.

Во время династии Юань и позднее некоторые эстетические особенности персидских, индийских и турецких мечей появлялись и на дао. Они могут включать в себя причудливую резьбу на клинке и «катящиеся жемчужины»: мелкие металлические шарики, которые перекатывались в углублениях в клинке.

Недавняя история

Некоторые виды сабли династии Цин использовались и даже изготавливались для ведения военных действий и в 20-м веке. Дадао использовались некоторыми китайскими отделениями ополчения против японских захватчиков во Второй китайско-японской войне, называясь "маршевым мечом". Миаодао, потомок чангдао, также использовались во время запланированных засад на японские войска, потому что у китайских военных и патриотических групп сопротивления часто ощущалась нехватка огнестрельного оружия.

Большинство китайских школ боевых искусств все еще интенсивно обучается с дао, рассматривая саблю как мощный инструмент нападения или даже универсальное оружие. Методы самообороны проецируются на такие же по размерам объекты, обычно легко находимые в современном мире, такие например как трости, бейсбольные или крикетные биты.

Одной из мер надлежащей длины меча считается длина от рукояти в руке до кончика клинка касающегося лба или, как в некоторых школах, плеча. Современные соревнования по ушу включают владение дао наряду с другими видами оружия.

Иероглифом "дао" обозначают оружие, имеющее изогнутое лезвие с однсторонней заточкой. Поэтому словом дао китайцы называют и ножи, и сабли, и даже алебарды (только в этом случае добавляется иероглиф "да" - "большой"). Японские мечи китайцы тоже называли дао.

Меч-дао - это один из самых старых видов оружия в Китае. В "Исследованиях по древней истории" сказано: "Царь Суйхуан отливал металл и делал меч-дао". (Согласно легенде именно Суйхуан научил людей добывать огонь). "Истинные записи о двоице образов" гласят: "Хуан-ди сделал меч-дао". Что же такое меч-дао? В "Изысканной красоте" говорится: "название меча произносится `дао", когда разрубаешь полностью - это и есть удар этого меча". В "Истинных записях о двоице образов" разновидности меча-дао описаны так: "Есть меч четырёх строёв, идущий от войны Чи Ю и Хуан-ди в Чжуолу; есть меч тропы, используемый в армейском строю; есть меч стенового строя, используемый на защитном валу; есть длинный меч, который держит в руках генерал. Есть меч образа, являющийся атрибутом военного министра. Он идёт со времён династии Восточная Цзинь, делается из дерева, украшается серебром, символизирует мощь, является официальным мечом". Изготавливался меч-дао так: железо многократно выжигалось, лезвие делалось из рафинированной стали, от спинки до лезвия клинок выравнивался, кончик как можно более заострялся. Рукоять делалась из твёрдого дерева, длина устанавливалась в зависимости от вида.

Меч-дао - это один из наиболее повсеместно использовавшихся видов оружия. Алебардой-дадао ("большой меч") мог сражаться всадник, яодао ("поясной меч") - пехотинец, а алебарду-пудао ("простой меч") и шуаншоудай ("двуручную ленту") могли использовать и всадник, и пехотинец, причём более ловко чем копьё. Приемы владения мечом-дао включают в себя разрубание, срубание, преграждение, укол и разрезание - что проще техник копья, их легче изучать и ими легче овладевать. Поэтому в истории войн меч-дао часто использовался как генералами, так и солдатами.

При династии Сун изготовление мечей-дао развилось очень сильно, они делились на два больших класса - ручные мечи (или одиночные мечи) и большие мечи. К большим мечам относились меч-кисточка, меч с алебардой, меч спрятанной луны, изогнутый меч, качающийся меч, меч клюва феникса, меч до бровей и меч ослиного уха. Японское вторжение при династии Мин привнесло японское искусство владения мечом с его проявлением мощи. Ци Цзигуан в "Новой книге записей о достижениях" пишет: "Длинный меч идёт от вторгшихся в Китай японцев. Японцы искусно перескакивают, шагнул - и уже на чжан переместился, меч длиной 5чи - вот и бьёт на 1чжан 5чи. Нашим коротким оружием ему трудно противостоять, а длинное недостаточно ловко, многие были рассечены". Хэ Лянчэнь, живший при династии Мин, потверждает: "японскому мечу требуется не более двух-трёх ударов, зачастую человек не может сопротивляться" ("Трактат о боевых порядках"). Заимствование японского меча, а особенно сделанное Ци Цзигуаном слияние воедино японских и китайских приемов, позволило технике одиночного меча сделать большой шаг вперёд. Ко времени династии Цин (1644--1911) большой меч, длинный меч (то есть японский меч) и одиночный меч стали обычным армейским оружием. Помимо них в народе были распространены летающий меч (в 23см) и малый меч (53см). К примеру в конце династии Цин в Шанхае действовал Союз Малых мечей. Меч-дао распространился по всему миру китайских боевых искусств, потому и говорят, что "меч-дао - полководец ста видов оружия".

Мэйхуа дао (меч сливы мэйхуа) Комплекс "мэйхуа дао" был стандартным учебным материалом в действовавшем с 1928 по 1948 год Центральном институте гошу, и потому является широко распространенным.

Согласно преданиям, при династии Цин в годы правления под девизом "юнчжэн" буддийский монах Цзяшэ, будучи в деревне Яогунтунь что к северу от административного центра уезда Цансянь провинции Хэбэй, познакомился с жившим там на покое и обучавшем учеников местным крупным мастером ушу господином Сунь Туном. Видя, что человек он искренний, монах обучил его технике мэйхуа дао. Сущностью мэйхуа дао овладели сыновья господина Сунь Туна - Сунь Голян и Сунь Годун. Голян не передал искусство меча никому. Годун обучил жившего в деревне Суньцзячжуан, что к востоку от уездного центра, господина Чэнь Шаня. Чэнь Шань обучил старшего сына Чэнь Гуанчжи, Чэнь Гуанчжи обучил родного племянника Чэнь Юйшаня, Чэнь Юйшань обучил Ли Юаньчжи. Ли изучал это искусство десять лет и познал его секреты, а впоследствии работал преподавателем группы в Центральном институте гошу.

Мэйхуа дао имеет десятииероглифный секрет: поднимать, зацеплять, щупать, швырять, рубить, отталкивать, подвешивать, приподнимать, обшаривать, колоть. Когда клинок поднят перевернуто, лезвие направлено влево, а острие - вниз, то это "поднимать". Когда клинок перевернут, острие направлено по диагонали вниз а лезвие обращено вправо, формой как у зацепляющей руки, то это "зацеплять". Когда острие направлено вперед, лезвие обращено влево, меч резко идет по горизонтали и возвращается кружным путем, то это "щупать". Когда клинок резко идет влево-назад или вправо-назад, рубя по диагонали, то это "швырять". Клинок внезапно идет вперед и вниз - это "рубить". Клинок снизу резко поднимается вверх - это "отталкивать". Когда клинок впереди резко затягивает по диагонали наружу-назад, то это "подвешивать". Когда правая рука выпрямлена, а клинок снизу резко идет вперед и вверх, то это "приподнимать". Клинок по горизонтали идет слева направо - это "обшаривать". Острие прямо вперед - это "колоть".

Сегодня искусство владения мечом-дао является одним из ярчайших соревновательных видов спортивного ушу. Мастер ушу Ли Циншань в более чем семидесятилетнем возрасте вращает большой железный меч в 48кг весом, что свидетельствует о немалой силе!

О том, как тренировать владение мечом-дао, существует поговорка: "С одним мечом-дао следи за рукой, с двумя мечами-дао следи за перемещением, с дадао следи за ртом".

Одиночный меч обычно держится одной рукой, а другая рука движется согласованно с мечом. Мечом осуществляются "обматывания головы", "оборачивания затылка", срубания, уколы, поднимания, разрезания, преграждения, пресечения, вспарывания. При этом свободная рука добавляет силы руке с мечом. Сложность, согласованность, применимость и красота движений полностью зависят от согласованности действий пустой руки.

При династии Мин (1368-1644) появились методы обращения с японским мечом, ныне называемые методы обращения с мяодао ("меч в форме ростка" - так китайцы называли японский меч за его форму). В них один меч держится двумя руками.

При действиях двумя мечами движения обеих рук согласуются с движениями обеих ног. Нужно чтобы руки действовали с силой, отчетливо, шаги были ловкими, верх и низ полностью согласовывались. В методах действий парными мечами очень много вращений, обматываний, опутываний. Если шаги будут неловкими и неотчетливыми, то трудно будет согласовать мечи друг с другом, трудно будет защититься. Когда профессионал смотрит на технику двух мечей, то первым делом он обращает внимание на точность перемещений.

Дадао - это длинное оружие, очень тяжелое, часто использовалось кавалеристами. Основные приемы - рубка, разрезание, поднимание, перешибание, укол, нажимание, подвеска, блок и вспарывание. При этом движение лезвия должно быть отчетливым, лишь тогда можно проявить всю мощь дадао. При действиях пудао требования те же самые.

Мечом-дао надо драться яростно и свирепо. Меч-дао тяжелее других видов короткого оружия, потому в схватке им можно делать большие разрубания, жестко блокировать.

Деяния далекой старины Погребены в безвестности давно. Династий возвышенье или крах - Что мне до них? Не все ли мне равно!

Просто ни итальянцы, ни французы, ни даже немцы со швейцарцами не сходились в битве с настоящими воинами - а то ума у них всех заметно прибавилось бы.)

Преследуя Чжао Юня, Вэнь Пин достиг Чанфаньского моста. Там с копьем стоял
Чжан Фэй. Глаза его пылали гневом, усы ощетинились, как у тигра. К тому же
за рощей, к востоку от моста, Вэнь Пин заметил облако пыли. Боясь попасть в
засаду, он остановился.

Вскоре подоспели Цао Жэнь, Ли Дянь, Сяхоу Дунь, Сяхоу Юань, Ио Цзинь,
Чжан Ляо, Чжан Го и Сюй Чу. Грозный вид Чжан Фэя испугал и их. Опасаясь
какой-либо хитрости со стороны Чжугэ Ляна, они тоже остановились в
нерешительности. Построившись в линию к западу от моста, они отправили гонца
к Цао Цао. Тот лично приехал посмотреть, что здесь происходит.

Чжан Фэй, все еще неподвижно стоявший на мосту, заметил в задних рядах войск
противника темный шелковый зонт, бунчуки и секиры, знамена и флаги и, решив,
что это явился сам Цао Цао, зычным голосом крикнул:

Эй! Кто там хочет насмерть драться со мной? Я - Чжан Фэй из удела Янь!

Я слышал от Гуань Юя, - сказал Цао Цао своим приближенным, - что Чжан
Фэй может на глазах многотысячной армии противника снять голову полководцу
так же легко, как вынуть что-нибудь из своего кармана! Надо с ним быть
поосторожнее!

Чжан Фэй из удела Янь здесь! - снова донесся голос Чжан Фэя. - Кто
посмеет сразиться со мной?

Цао Цао совсем пал духом, и у него появилось желание поскорее убраться
восвояси. От зоркого взгляда Чжан Фэя не укрылось движение в задних рядах
противника.

Ну, что вы там возитесь? - крикнул он, потрясая копьем. - Драться не
деретесь, уходить не уходите!

Голос Чжан Фэя был так грозен, что стоявший рядом с Цао Цао Сяхоу Цзе от
страха замертво свалился с коня. Цао Цао бросился без оглядки, а вслед за
ним бежало и все его войско. Поистине, как желторотый птенец, испугавшийся
удара грома, или как беззащитный дровосек, услышавший вблизи рев тигра,
неслись воины Цао Цао неудержимым потоком, топча и сминая друг друга. Многие
из них побросали копья и шлемы.

Потомки воспели Чжан Фэя в стихах:

Опершись на копье, стоит он решимости полон
На Чанфаньском мосту и взор вперед устремил.
Мощный голос его подобен великому грому.
Миллионное войско он в бегство один обратил.

Устрашенный грозной силой Чжан Фэя, Цао Цао мчался на запад. Шапку он
потерял, волосы его растрепались. Чжан Ляо и Сюй Чу едва поспевали за ним.
От великого страха Цао Цао совершенно лишился присутствия духа.