Опора организма. Скелет опора организма. I. Организационный момент

Цели урока :

  • Образовательные: познакомить учащихся с функциями скелета, его типами и особенностями строения у разных видов животных;
  • Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, навыки работы с учебником, частично-поисковой деятельности, умения отвечать на проблемный вопрос, выделять главное, анализировать, обобщать;
    развивать мышление, внимание и речь учащихся;
  • Воспитательные: воспитывать любовь к природе, самостоятельность, аккуратность.

Ведущий метод: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: коллекция “Речной рак”, “Жук”, раковины моллюсков, скелеты позвоночных (рыбы, ящерицы, птицы), тюбик канцелярского клея, мел, мультимедиа-проектор, презентация Microsoft PowerPoint “Скелет – опора организмов” (Приложение 1) , опорные схемы (Приложение 2) .

Ход урока

I. Организационный момент

Сценка “Скелет”.

Действующие лица: тетя Маша, (техничка), Знайка, Незнайка.

Перемена. Неизвестный мальчик вбегает в класс, поворачивается по сторонам, вставляет в зубы скелету самодельную скрученную из бумаги папиросу и убегает. Входит тетя Маша. Подметает пол, напевая песню “Загружать все больше нас стали почему-то”. Замечает у скелета сигарету.

Тетя Маша : Ах, окаянные, опять наглядность портят (вынимает сигарету) . Вот я Алле Викторовне, биологу нашему, все расскажу.

Входят Незнайка и Знайка.

Незнайка: Вот он скелет проклятый! Опять я зачет по теме не сдал. А всё из-за него!

Знайка: Учить надо было. Скелет тут не при чём!

Тетя Маша: А вот я вас и поймала, как же вы додумались куревом скелета угостить, он и так у нас дохленький.

Знайка: Т.Маша, это не мы! У нас в классе никто не курит! Мы за здоровый образ жизни. Мы и зарядку каждое утро делаем.

Незнайка: Просто я зачет по теме “Скелет” не могу сдать. Ну, о-чень сложная тема.

Тетя Маша: Ну, милые мои, тут вам повезло. Я в школе, почитай, уже двадцать лет работаю, про всех все знаю. Слушайте внимательно и, это, ну того, а… коншпектируйте!

– Шкелет – это тот же человек, только без мяса и кожи. И если бы не он, то кожа всегда вниз сползала бы. Так что без него никуда – ни в кино, ни на дискотеку, ни в футбол поиграть нельзя. Главная часть, я думаю, это прозвоночник, так как к нему все остальное прикручивается, привинчивается. Только вот в последнее время он у меня побаливать начал – доктор говорит “радикулит”. Вот, к прозвоночнику крепятся мотолыжки, верхние мотолыжки – рукья, нижние ногья (показывает ). Руки нужны, чтобы работать, деньги считать, ну и чай пить. А без ног на работу не попадешь. В центральной части решетка специяльная, то есть лёбра. К ним все внутренния органы крепятся – селезенка, ну и весь ливер. Сверху у него котелок, голова по-нашему. Ежели котелки у вас хорошо варят, ну соображают, то зачет вам сразу поставят. Ну вот и все. Заканшпектировали? Теперь зачет в кармане. А мне пора звонок на урок давать (уходит).

Незнайка (вслед) : Спасибо вам, т.Маша.

Знайка: Ну что, Незнайка, тебе все понятно?

Незнайка: Ну…

Знайка: А вон А.В. идет, может быть, она нам поможет?

Учитель: Ну что, ребята, поможем Знайке и Незнайке сдать зачет?

II. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с темой “Скелет – опора организма” (Слайд 2).

III. Изучение нового материала.

Учитель: У огромного большинства организмов имеются разного рода опорные структуры. Даже у одноклеточных – ничем не защищенных существ. Неудивительно, что некоторые из них строят вокруг своего тела раковинку. Одни сооружают ее из крошечных песчинок. Другие делают ее из солей, растворенной в воде морей и океанов. Обычно такие раковинки состоят из нескольких секций подобно тому, как квартира состоит из нескольких комнат. По мере роста обитателя количество секций-камер увеличивается! Возникают раковинки, которые уже можно заметить невооруженным глазом.

Незнайка: А зачем одноклеточным нужны раковины? (Слайд 3)

Учитель: Ребята, помогите Незнайке ответить на этот вопрос?

Дети: Защита от врагов.

Учитель: Эту функцию выполняет опорная структура фораминифер. А у радиолярий она служит для парения (передвижения) в толще воды.

– На протяжении миллионов лет после гибели создавших их обитателей раковинки опускались на морское дно, где постепенно спрессовывались, образуя осадочную породу – известняк. В некоторых местах дно моря постепенно поднимается, и тогда обнажившиеся известняки можно использовать для построек. (Слайд 4).

Знайка: А я знаю!

Учитель: Что ты знаешь, Знайка!

Знайка: В Египте известняковые каменоломни расположены неподалеку от пирамиды Хеопса. Именно оттуда древние египтяне вырубили во время ее постройки более двух миллионов каменных блоков. Оказывается, самая большая пирамида мира состоит из остатков раковинок одноклеточных организмов! Древние храмы города Владимира тоже сложены из плит известняка, образованного раковинками одноклеточных . (Слайд 5–6)

Незнайка: И я знаю!

Учитель: И даже ты, Незнайка? Что же тебе известно?

Незнайка: Из остатков крошечных раковинок состоит и обычный школьный мел! Только они настолько маленькие, что и в микроскоп их разглядеть трудно. Кусочек мела размером с ноготь содержит десятки миллиардов таких “скорлупок”! А еще я знаю, что мел полезный! В нем много кальция. Я пробовал! (Откусывает кусочек мела. )

Учитель: Хорошо Знайка и Незнайка, что вы об этом знаете! А мы, ребята, с вами познакомились со своеобразием опорных структур одноклеточных животные. Иначе дело обстоит у многоклеточных.

Ребята, а как вы думаете, у всех ли животных есть скелет? Ответ обоснуйте, приведите примеры.

Дети: рыба, лягушка….

Учитель: Вы перечислили всех позвоночных животных. Однако это не совсем верно: скелетные образования имеют не только позвоночные, но и беспозвоночные животные. (Слайд 7)

– А знаете ли вы, Знайка и Незнайка, что различают 2 типа скелета?

Незнайка: Нет, а какие?

Учитель: Ребята, поможем Знайке и Незнайке! Для этого проведем эксперимент. Одна группа получает натуральные объекты беспозвоночных животных: рак, жук, морская звезда, раковины моллюсков. Другая – объекты позвоночных животных: скелет рыбы, ящерицы, птицы, человека. Ваша задача определить, в чем особенность скелетов данной группы организмов (Где расположен скелет у животных?). Какие у них опорные системы? Какое они имеют значение?

– В результате этого эксперимента мы начнем дополнять схему ОК, который имеется у каждого из вас. Различают два основных типа скелета – … и.... (Слайд 8)

Учитель: Ну, Знайка и Незнайка, помогли вам ребята ответить на этот вопрос?

Знайка: Да, спасибо вам, ребята!

Незнайка (берет рака в руки) : Ух, ты! Какой тяжелый! Похож на рыцаря в латах. А его “доспехи” не мешают ему передвигаться?

Знайка: Нет, Незнайка, не мешает! Главная особенность членистоногих, к которым относится и рак, – жесткий, но в то же время подвижный внешний скелет. У членистоногих тело покрыто хитином – легким и прочным веществом, напоминающим пластмассу. Хитиновый панцирь не сплошной, он состоит из отдельных пластин, между которыми хитиновая пленка настолько тонка, что легко гнется. В хитиновом покрове рак напоминает закованного в латы средневекового рыцаря. Его тело прикрыто броней, но она позволяет ему быстро двигаться . (слайд 9)

Учитель: Спасибо, Знайка! А мы с вами продолжаем заполнять схему. Вторая часть нашего ОК “Особенности скелета беспозвоночных”. Вспомним, что говорил Знайка о членистоногих? Из чего состоит скелет рака? Каковы его свойства? Какой образ жизни ведет рак? (Как он передвигается?)

Особенности скелета беспозвоночных. (Слайд 10)

Учитель: Итак, мы выявили особенности скелета членистоногих. А чем отличается скелет моллюсков? Попробуйте ответить на этот вопрос самостоятельно, работая с учебником на с.92 третий абзац снизу. Полученную информацию занесите в схему.

Учитель: Ребята, зачитайте, что у вас получилось. Итак, мы познакомились с особенностями скелета беспозвоночных. А зачем нужен скелет этим животным?

Учитель: Усовершенствование и усложнение организации животных в ходе исторического развития живого отразилось и на строении опорной системы. Так, у позвоночных внутренний скелет состоит из 3-х отделов. Незнайка и вы ребята, посмотрите на наш скелет и попробуйте сами определить из каких 3-х отделов? (Слайд 11–12)

Дети: Скелет головы, скелет туловища и скелет конечностей.

Учитель: Добавьте в схему. Каковы функции скелета позвоночных? Более подробно с особенностями скелета позвоночных животных вы познакомитесь на следующем уроке.

Учитель: Твёрдый остов выполняет разные функции, главная из которых опорная: он удерживает в определённом положении все органы, принимает на себя всю тяжесть тела. И вместе с гибким остовом дарит нам способность двигаться. Кроме того, кости, мышцы, связки служат надёжным панцирем для скрытых в теле внутренних органов и тканей.

IV. Закрепление изученного материала.

Учитель: Вернемся к первому разделу нашей схемы. На оставленных строчках распределите предложенных вам животных на группы в зависимости от типа их скелета: улитка, кошка, пчела, человек, ворона, дождевой червь, рак, окунь, жук, пиявка. Будьте внимательны: всех ли животных нужно распределять. (Слайд 13)

Знайка: Дождевой червь и пиявка не относятся ни к первой, ни ко второй группе опорных систем. Для мягкотелых животных характерен еще один тип опоры – гидроскелет. У них имеется жидкость, заключенная внутри мышечных стенок тела. Эта жидкость оказывает давление на мышцы, а те, в свою очередь, способны сокращаться, преодолевая это давление. На каком свойстве жидкости основан принцип работы гидроскелета?

Незнайка: Я знаю на каком: жидкость плохо сжимается. Вот вы сами попробуйте.

Знайка: А вот у меня есть модель уникального существа, которое одновременно имеет два скелета: и наружный, как у беспозвоночных, и внутренний, как у позвоночных. Отгадайте, что это за животное?

Её мудрость не забудешь:
“Тише ходишь, дальше будешь”.
“Костяна” ее рубаха,
Ползет без страха….

Дети: Черепаха. (Слайд 14)

V. Итог урока.

Учитель: Итак, ребята, давайте подведем итог нашего урока: (Слайд 15)

  1. Как вы поняли, что же такое скелет? (Скелет – это твёрдый остов тела).
  2. Какие функции выполняет скелет? (Скелет выполняет …, … и … функции.).

Незнайка: Правильно т. Маша говорила, что без скелета ни в кино, ни на дискотеку ни в футбол поиграть нельзя.

Учитель: Ну что, Знайка и Незнайка, все ли вы теперь знаете про скелет, сможете ли сдать зачет?

Незнайка: Да, спасибо вам большое, ребята!

VI. Домашнее задание.

– Учебник – с. 92–93, материал ОК.

Знайка: Во время летних каникул соберите коллекцию раковин речных или морских моллюсков. (Слайд 16)

Литература.

  1. Высоцкая М.В . Биология. Живой организм. 6 класс: Поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина – Волгоград: Учитель, 2005.
  2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007.
  3. Игошин Г.П. Уроки биологии в 6-м классе. – Ярославль: Академия развития, 2002.

Опора тела и движение

Скелет и мышцы образуют опорно - двигательную систему .

Скелет
Тело поддерживает костный "каркас", скелет. Он защищает внутренние органы и служит креплением для мышц. Например, кости головы защищают головной мозг, а кости позвоночника - спинной мозг, который находится внутри позвоночника. В скелете человека более 200 костей.
Мышцы
Придают форму телу и позволяют нам двигаться. В организме около 650 мышц, 200 из них используются при ходьбе, 43 - для того, чтобы наморщить лоб, 17 - для того, чтобы улыбнуться. Мышцы присоединяются к костям и работают за счёт сокращения, то есть укорачивания. Когда мышца сокращается, она приводит в движение кость, к которой крепится. Любое движение - от бега до жевания - зависит от мышц.
Мышцы находятся по всему организму и отличаются формой и размерами. Самые длинные находятся в бедрах, самые крупные - ягодичные, они необходимы, чтобы бегать и карабкаться; самые маленькие находятся в ухе.
Мышцы составляют примерно половину веса тела человека.

Что образует опорно - двигательную систему? Заполни схему.

Рассмотри рисунки. Закрась кружочек около рисунка, на котором показана правильная осанка за партой.


Напиши, как выглядит человек с правильной осанкой.
У человека с хорошей, правильной осанкой прямая спина, расправленные плечи, поднятая голова. Такой человек выглядит стройным, красивым.

Рассмотри рисунки. Подумай, к чему может привести такое поведение детей.

По рисункам придумай и запиши правила о том, как нельзя себя вести.
Нельзя бить по голове, заламывать конечности. Нельзя толкаться и ставить подножки, особенно, так делать опасно на лестнице. Всё это может привести к серьёзным травмам.

1. Каково значение скелета?

Как правило, опорные системы обеспечивают организму характерную форму тела, служат его каркасом, устойчивым к сжатию.

Кроме того, скелет предохраняет организм от различных повреждений. Например, грудная клетка позвоночных защищает лёгкие и сердце, а череп - мозг.

2. Обобщите материал о многообразии скелетов у животных. Составьте схему их классификации и сопроводите её примерами.

3. Сравните два варианта наружных скелетов - раковины моллюсков и панцирь членистоногих. Предварительно выделите критерии сравнения.


4. Какие преимущества даёт животным наличие внутреннего скелета?

Внутренний скелет не мешает росту и обеспечивает подвижность.

5. Какими структурами образован «скелет» растений? За счёт каких особенностей строения клетки эти ткани могут выполнять опорную функцию?

Растения тоже имеют особые опорные образования, с помощью которых они выносят листья к солнцу и поддерживают их в таком положении, чтобы листовые пластинки как можно лучше освещались. У древесных растений основной опорой служит механическая ткань. В сочетании с другими тканями она формирует своеобразный «скелет» растения, особенно развитый в стебле. Здесь механическая ткань часто образует некое подобие цилиндра, проходящего внутри стебля, или располагается вдоль него отдельными тяжами, обеспечивая его прочность на изгиб. В корне, напротив, механическая ткань сосредоточена в центре, повышая сопротивление корня на разрыв. Клетки механической ткани различны по строению, но имеют общие признаки - очень толстые стенки, придающие им особую прочность. Механическую роль играет также древесина, особенно хорошо развитая в стволах древесных растений.

6. Механическая ткань плохо развита у водных растений. Как вы думаете, почему?

Механическая ткань плохо развита у водных растений, т.к. они нуждаются во внутренней опоре в меньшей степени. Их тело в значительной степени поддерживается окружающей водой. Воздух на суше подобной поддержки не создает, так как по сравнению с водой имеет меньшую плотность. Именно по этой причине становится актуальным наличие специализированных механических тканей.

7. Что такое линька? Сравните, что называют линькой у млекопитающих и членистоногих.

Линька - процесс смены покровов животных, имеющий разнообразный характер.

У членистоногих это процесс образования в определённое время под старым панцирем рака нового тонкого хитинового покрова, а старый сбрасывается: животное линяет. Пока новый покров мягкий и эластичный, рак быстро растёт. Этот период для него очень опасен: слабый, малоподвижный, рак легко может стать добычей многочисленных хищников.

У млекопитающих, живущих в умеренных широтах, как правило, линька происходит два раза в год - весной, когда сбрасывается густая зимняя шерсть, и осенью, когда нарастает тёплый зимний покров. Зачастую меняется и цвет этого покрова, например, у зайцев, белок и др.

8. Есть ли опорные структуры у растений? Каково их значение?

Растения тоже имеют особые опорные образования, с помощью которых они выносят листья к солнцу и поддерживают их в таком положении, чтобы листовые пластинки как можно лучше освещались. У древесных растений основной опорой служит механическая ткань. В сочетании с другими тканями она формирует своеобразный «скелет» растения, особенно развитый в стебле.

9. Почему радиолярия, имея скелет из кремнёвых иголочек, не тонет?

Наружный слой цитоплазмы образует у радиолярий широкую зону. В этой зоне располагаются разнообразные включения, составляющие главную массу наружного слоя тела радиолярии. Цитоплазма представлена лишь тонкими прослойками между включениями. Основная масса этих включений - слизь, образующая в совокупности слой. Кроме слизи, в цитоплазме радиолярий имеются и другие включения, в частности очень часто капли жира. Все имеющиеся в радиолярии разнообразные включения уменьшают удельный вес животного и могут рассматриваться как одна из форм приспособления к «парению» в толще воды.

10. Используя дополнительные источники информации, ответьте на вопрос: скелетиками каких простейших образованы толщи таких осадочных пород, как «горная мука»?

Диатомит (кизельгур, горная мука, целит) - осадочная горная порода, состоящая преимущественно из кремнистых створок разного вида диатомовых водорослей в смеси с глинистым и кремнистым материалом.

Тест по биологии Скелет — опора организма для учащихся 6 класса с ответами. Тест состоит из 2 вариантов в каждом по 8 заданий.

1 вариант

1. Скелет лягушки является частью системы

1) нервной
2) выделительной
3) опорной
4) дыхательной

2. Раковины простейших животных выполняют функцию

1) питания
2) размножения
3) опоры
4) дыхания

3. На протяжении всей жизни хрящевой скелет сохраняется у

1) голубя
2) жабы
3) гадюки
4) акулы

4. У древесных растений опорой стебля служит

1) сердцевина
2) камбий
3) механическая ткань
4) образовательная ткань

5. Кости скелета птицы образованы тканью

1) нервной
2) соединительной
3) эпителиальной
4) мышечной

6.

А. Скелет, как орган опоры, имеют только позвоночные животные.
Б. Части скелета позвоночных животных приводятся в движение мышцами.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

7.

Опорные системы обеспечивают организму

1) питание
2) защиту от повреждений
3) сохранение формы тела
4) пищеварение
5) устойчивость к сжатию
6) раздражимость

8.

Животное

1. Рак
2. Тигр
3. Улитка
4. Сельдь
5. Жук

Тип скелета

А. Наружный
Б. Внутренний

2 вариант

1. Раковины моллюсков играют роль

1) скелета
2) почки
3) органа дыхания
4) кишечной полости

2. Наружный слой членистоногих животных состоит из

1) извести
2) кожи
3) костей
4) хитина

3. Функцию опоры выполняет внутренний скелет в организме

1) окуня
2) жука
3) улитки
4) рака

4. В стволах деревьев роль опоры играет

1) камбий
2) луб
3) кожица
4) древесина

5. Кости черепа позвоночных животных соединены с помо­щью

1) швов
2) хрящей
3) мышц
4) суставов

6. Верны ли следующие утверждения?

А. Животные организмы обладают наружным или внут­ренним скелетом.
Б. У моллюсков и раков функцию скелета выполняет раковина.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

7. Выберите три верных утверждения.

Роль наружного скелета у беспозвоночных животных иг­рают

1) хитин
2) скелет
3) связочный аппарат
4) раковина
5) мускулатура
6) плотные покровы тела

8. Установите соответствие между животным и типом его скелета.

Животное

1. Ящерица
2. Коршун
3. Краб
4. Рысь
5. Устрица

Тип скелета

А. Наружный
Б. Внутренний

Ответ на тест по биологии Скелет — опора организма
1 вариант
1-3
2-3
3-4
4-3
5-2
6-2
7-235
8-АБАБА
2 вариант
1-1
2-4
3-1
4-4
5-1
6-1
7-146
8-ББАБА