«левый блок» у власти. Глава ii. франция в межвоенный период

С 1937-1938г. основой политики гитлеровского режима становится тотальная подготовка Германии к войне. Под контролем Германа Геринга вводится система четырехлетнего планирования экономического развития. Приоритетами для нее стали милитаризация экономики, дальнейшая унификация трудовых ресурсов, модернизация армии. С каждым месяцем все агрессивнее становилась и внешняя политика Германии.

    Франция после Первой мировой войны. Национальный блок у власти.

Первая мировая война оказала действенное влияние на социально-экономическое развитие Франции. Франция потеряла более 11% трудоспособного населения. Страна понесла катастрофические финансовые потери – долг союзникам составил 62 млрд. франков.

В то же время война способствовала структурной перестройке французской промышленности, концентрации производства, развитию его стандартизации и механизации. Толчок к развитию получили авиационная и автомобильная, а также химическая промышленность. Ускорилась модернизация социальной структуры населения, сокращение традиционных средних слоев. Франция стала самой мощной военной державой мира, вошла в число ведущих стран-победительниц и получила право непосредственно влиять на процесс послевоенного регулирования.

В преддверии парламентских выборов 1919г. во Франции произошла существенная перестройка всего партийно-политического спектра. Чрезвычайную активность проявляли левые. СФИО (Французская секция рабочих интернационала) к этому времени превратилась в крупнейшую партию, насчитывавшую 180 тыс. членов. Более тесными стали контакты социалистов с профсоюзами, в том числе с ВКТ (Всеобщая конфедерация труда). Однако в рядах социалистов обозначился явный раскол.

Правоцентристские партии в преддверии парламентских выборов 1919г. сумели создать необычно широкую коалицию. Инициатором их консолидации выступили уже не радикалы, а Демократический альянс – небольшая партия либерального толка. В коалицию, получившую название «Национальный блок», вошло более 10 партий, представлявших весь спектр республиканского движения.

Консолидация правоцентристских сил и назревающий раскол левых предопределили итоги выборов в декабре 1919г. «Национальный блок» получил 437 мандатов, радикалы – 86, социалисты – 68.

Реальный политический облик «Национального блока» выяснили состоявшиеся в январе 1920г. президентские выборы. В качестве наиболее реального претендента на президентский пост рассматривался Ж.Клемансо. Но сторонник «жесткого курса» проиграл далекому от политики академику Нолю Дешанелю (в сентябре того же года уступил свой пост по причине умопомешательства А.Мильерану). Провал Клемансо символизировал стремление лидеров «Национального блока» покончить с эпохой «чрезвычайных мер», перейти к стабильной либеральной политике, требующей минимального вмешательства государства в развитие общества.

Главной проблемой, с которой предстояло справиться правительственным кабинетам «национального блока» (сменилось 4 кабинета), был послевоенный экономический кризис. пик его пришелся на 1921г., когда падение производства составило 55% по сравнению с 1913г. Правительства «Национального блока» разработали стратегию антикризисной политики. Ее основой стала программа либерализации экономики, восстановления естественных рыночных механизмов. Был осуществлен демонтаж системы государственного регулирования, сложившейся в годы войны, взят курс на поддержку наиболее рентабельных производителей.

Опасаясь подорвать рентабельность восстанавливающейся промышленности, правительства «Национального блока» крайне неохотно шли на удовлетворение социальных требований трудящихся. Лишь под сильнейшим давлением левых партий и забастовочного движения был введен 8-часовой рабочий день, уравнены права на производстве мужчин и женщин, легализована практика коллективных трудовых договоров.

Однако «ахиллесовой пятой» правительственных программ оставалась финансовая проблема. Только в 1919г. дефицит бюджета составил 27 млрд. франков, что в 2 раза превышало все доходы государства. Для предотвращения краха национальной финансовой системы правительству «Национального блока» пришлось обратиться за займами к американским и британским банкам. Таким образом, политическая стратегия «Национального блока» потерпела крах как раз накануне очередных парламентских выборов 1924г.

    Франция в годы стабилизации индустриального общества.

В середине 20-х годов во Франции, как и в других капиталистических странах, началась стабилизация капитализма. В 1924г. объем промышленного производства впервые превысил довоенный уровень, а объем с/х производства достиг этого уровня. Затем до конца 20-х годов промышленное производство росло сравнительно быстрыми темпами. По темпам промышленного развития Франция тогда опережала Англию и Германию, уступая только США.

Наряду с общими для всех стран процессами развития мирового капитализма во Франции действовали дополнительные факторы, способствовавшие более быстрому и продолжительному росту ее экономики: воссоединение Эльзас-Лотарингии, восстановление разрушенных войной районов, получение немецких репараций.

В годы стабилизации произошли существенные изменения во французской экономике. Возрос удельный вес тяжелой промышленности, особенно металлургии и машиностроения. Быстро развивались новые отрасли: автомобилестроение, авиация, производство искусственного шелка, радиотехника, кинопромышленность.

Применявшиеся во время войны методы прямого государственного регулирования экономики были оставлены. Правительство распродало часть построенных во время войны предприятий, сохранив в государственной собственности лишь несколько военных заводов и часть ж/д. Были созданы государственные координационные органы – Национальный экономический совет и Высший железнодорожный совет, в состав которых наряду с правительственными чиновниками вошли крупнейшие предприниматели.

Благодаря сравнительно быстрому росту промышленности Франция в годы стабилизации превратилась из аграрно-индустриальной в индустриально-аграрную страну.

Несмотря на частичную потерю капиталовложений за рубежом и рост промышленности, Франция оставалось государством-рантье. Французский империализм сохранил свой ростовщический характер. В 1929г. доходы от ценных бумаг почти в 3 раза превышали доход от промышленности.

В годы стабилизации Францией управляли 2 коалиции партий: «Левый блок» и «Национальное единение». «Левый блок» - союз социалистов радикалов сформировался накануне парламентских выборов 1924г. На этих выборах «Левый блок» победил. Первое правительство этой партии, состоявшее в основном из радикалов, возглавил лидер радикальной партии Э.Эррио.

Правительство Эррио официально признало Советский Союз и установило с ним дипломатические отношения. Оно предложило принять Германию в Лигу Наций. В области внутренней политики правительство Эррио осуществило ряд мер - стал более широко применяться закон о 8-часовом рабочем дне. Однако при попытке провести закон о прогрессивно-подоходном налоге правительство Эррио потерпело поражение. Банкиры отказали правительству в кредите и организовали «бегство капиталов» за границу, подрывая платежный баланс Франции и курс франка. Сенат осудил финансовую политику Эррио. В самом правительстве произошел раскол и весной 1925г. Эррио подал в отставку. «Левый блок» оставался у власти еще около года, но входившие в него партии фактически отказались от проведения прогрессивно-подоходного налога и других демократических мер.

Летом 1926г. «Левый блок» распался. Радикалы отказались от союза с социалистами. Часть их предпочла блокироваться с правыми партиями, образовав коалицию «Национального единения». Главой правительства стал лидер правых, бывший президент Франции Р.Пуанкаре. Правительство Пуанкаре находилось у власти с 1926 по 1928г. Затем коалиция «Национального единения» победила на выборах 1928г. и продолжала управлять Францией.

Важнейшей задачей внутренней политики Пуанкаре провозгласил борьбу против инфляции, за стабилизацию франка. Его правительство сократило расходы, ввело новые налоги на трудящихся и предоставило льготы капиталистам. На время стабилизировались цены и перестала расти стоимость жизни.

Желая смягчить остроту классовой борьбы, правительство «Национального единения» расширило социальное законодательство. В 1926г. были впервые введены государственные пособия по безработице. В 1928г. вступил в действие закон, предоставлявший низкооплачиваемым рабочим и служащим пенсии по старости, пособия по болезни и безработице.

Годы правления «Национального единения» были отмечены оживлением антисоветской кампании. Уступки трудящимся правительство сочетало с репрессиями против коммунистов. Многие руководящие деятели Коммунистической партии, выступавшие в защиту СССР или протестовавшие против колониальных войн, были брошены в тюрьмы.

    Особенности экономического кризиса и наступление фашизма во Франции.

В 1929г. капиталистический мир вступил в период самого глубокого экономического кризиса за всю свою историю. Однако Франция, в отличие от США, Великобритании, Германии, втягивалась в кризис постепенно, фактически лишь с 1930г. Пик же падения производства пришелся только на 1932г. Причинами такой необычной динамики было использование немецких репарационных выплат для стимулирования производства, сохранение большого количества рабочих мест в северо-восточных департаментах, восстанавливаемых после мировой войны, повышение экспорта после девальвации франка, и наконец, развертывание широкой программы милитаризации экономики.

Медленное вхождение французской экономики в полосу кризиса продолжалось несколько лет. Существенное снижение производства в 1932г. сменилось недолгим оживлением экономической конъюнктуры в последующие полтора года. С 1934г. французская экономика окончательно оказалась в состоянии устойчивой депрессии. Структурный кризис был осложнен рядом дополнительных факторов – зависимостью французской индустрии от импорта сырья, устаревшей энергетической базой экономики, сильным влиянием финансово-банковских кругов, не заинтересованных в производственных инвестициях, устойчивым отставанием в темпах развития и низким уровнем механизации французского с/х. Сказался и явный перекос в отраслевой структуре, образовавшейся во время экономического рывка конца 20-х г.г. – преобладание тяжелой индустрии, нуждавшейся в мощной инвестиционной базе, и отставание производства средств потребления, опиравшегося на более гибкий, естественный рынок. Недостаток инвестиций практически остановил модернизацию производства.

На фоне экономического кризиса и роста социального недовольства в стране активизировались и «неформальные» организации фашистского толка. Крупнейшими из них были патриотические движения бывших ветеранов войны, старые монархические лиги – «Аксьен франсез» Ш.Морраса, «Фэсо» Ж.Валуа, «Патриотическая молодежь» П.Теттенже, экстремистские националистические группировки «Франсисты» М.Бюкара, «Французская солидарность» Ж.Рено. По причине своей внутренней слабости французский фашизм не мог претендовать на самостоятельную политическую роль. Единственным реальным выступлением фашистов стала демонстрация их отрядов 6 февраля 1934г. в Париже в знак протеста против коррупции среди государственных чиновников. Демонстрация была легко разогнана силами полиции. Активность фашистов стала важным фактором для консолидации всех левых сил.

Французский фашизм обладал гораздо меньшей социальной базой, его отличала политическая раздробленность, идейная аморфность, отсутствие ярких лидеров.

    Народный фронт во Франции: формирование, политика правительства и его распад.

Инициатива в консолидации левых сил в противовес фашистскому движению принадлежала французским коммунистам. Наиболее вероятным союзником в создании антифашистского фронта представлялась СФИО (Французская секция рабочих интернационала), левое крыло которой под руководством Жана Жиромского также активно ратовало за сотрудничество с коммунистами. После предварительных переговоров в июле 1934г. руководство обеих партий подписало пакт о единстве действий. Предполагалось объединение усилий социалистов и коммунистов в борьбе против милитаризма, фашизма, в защите демократических свобод и конституционного строя. Идея Народного фронта стала ключевой с точки зрения подготовки к предстоящим в 1936г. парламентским выборам.

К январю 1936г. была подготовлена программа Народного фронта, ее ключевыми идеями стали защита политических свобод, борьба с фашизмом и терроризмом, демократизация системы образования и средств массовой информации, защита мира и борьбы за разоружение. В разделе экономических целей предусматривалось сокращение безработицы, поддержка с/х, меры по финансовому оздоровлению.

В то же время среди руководителей Народного фронта существовали значительные разногласия в вопросе о стратегических целях альянса. Если коммунисты рассматривали Народный фронт как прямое политическое движение народных масс, требующее создания прочных низовых организаций, то радикалы видели в нем только предвыборную коалицию, призванную преградить путь правоцентристским партиям и создать прочное демократическое правительство.

На апрельских 1936г. выборах партии Народного фронта получили 375 депутатских мест из 610. Для коммунистов эти выборы стали наиболее удачными за все предыдущие годы. Первое правительство Народного фронта возглавил лидер СФИО Леон Блюм. В течение лета 1936г. левое большинство Национального Собрания приняло более 130 законов, главным образом социальной направленности. Положительный резонанс в стране вызвало продление обязательного школьного образования до 14 лет, создание Министерства спорта и культуры, Народной академии искусств.

В сфере экономического регулирования правительство Блюма осуществило некоторые налоговые реформы, в т.ч. повышение налогообложения крупных состояний и сверхдоходов, снижение налогов на мелкие предприятия, отмену налога на пенсии фронтовиков и пособия по безработице. Реорганизации подвергся Национальный банк, управление которым полностью перешло к государственным чиновникам. Частичной национализации подвергся военный сектор промышленности. Было создано Зерновое Бюро, занимавшееся стабилизацией продовольственного рынка, Национальное общество ж/д.

При всей своевременности и эффективности этих мер политика правительства Народного фронта была уязвима – она не затрагивала главных рычагов господства монополий, не меняла основ кредитно-финансового механизма. Национальный блок столкнулся не только с нарастанием кризисных тенденций в экономической сфере, но с прямым саботажем финансово-монополистических кругов. Началось массовое «бегство капитала» за границу. Быстро уменьшался золотой запас Франции. В 1937. Блюм потребовал чрезвычайных полномочий для установления контроля над финансовой сферой, ввода новых налогов на капитал и практики принудительного производственного инвестирования из суммы прибылей, запрета вывоза капитала за рубеж. Эта программа встретила сопротивление не только республиканских партий, но и радикалов, правых социалистов. Блюм подал в отставку.

После ухода Л. Блюма правительство возглавил лидер правых радикалов Камилл Шотан, попытавшийся вернуться к политике жесткой экономии. Кабинет Шотана попытался не только сократить финансирование социальных программ, но и ликвидировать некоторые из принятых ранее законов, в т.ч. о 40-часовой рабочей неделе. Это стало поводом к острому внутреннему кризису в самом Народном фронте. В январе 1938г. кабинет Штана был вынужден уйти в отставку. Сменивший его Л.Блюм попытался выйти из тупика, укрепив прежде всего политические позиции правительства. Не отказываясь от идеи Народного фронта, лидер социалистов выдвинул идею формирования широкой коалиции от ФКП до Демократического Альянса. Это предложение не нашло поддержки ни на левом, ни на правом фланге партийного спектра. Тем не менее Блюм был готов взять на себя ответственность за проведение жесткого антикризисного курса. Предусматривалось введение налога на крупный капитал, установление административного контроля над вывозом капитала за рубеж, выпуск государственных займов. Для реализации этой программы председатель правительство потребовал предоставления чрезвычайных полномочий по изданию декретов-законов, минуя парламент. Отказ Сената вотировать такое решение заставил Блюма вновь уйти в отставку. 10 апреля 1938г. правительство возглавил лидер радикалов Э. Даладье. Это было политической гибелью Народного фронта. Не объявляя пока о формальной ликвидации блока с коммунистами и социалистами, кабинет Даладье начал осуществлять «национальный курс», отказавшись от программных установок Народного фронта.

Основной причиной поражения Народного фронта стали глубокие идеологические разногласия между его участниками, попытки проведения эклектичного политического курса, сочетающего жесткие антикризисные меры и социально ориентированные реформы. Более или менее последовательная реализация любой из этих задач неизбежно вызывала протест сторонников второго направления и приближала коалицию к распаду.

    США после Первой мировой войны.

Первая мировая война дала сильный толчок экономическому развитию США. Изменился финансовый статус США. Из должника европейских стран США превращается в крупного кредитора.

Демократическая партия во главе с президентом Вильсоном взяла курс на завоевание «мирового лидерства». Эта программа была изложена в «14 пунктах Вильсона». Выдвигая эту программу демократы хотели заключить выгодные договоры о переделе мира. Они добивались международного признания принципов «открытых дверей» и «равных возможностей» с целью ослабления позиций европейских держав и усиления американского влияния в странах Азии, Африки и Латинской Америки.

На Парижской мирной конференции 1919г. американская делегация пыталась добиться осуществления этих целей. Однако она столкнулась с упорным сопротивлением представителей Англии и Франции. Американские предложения были отвергнуты.

Дипломатическое поражение Вильсона на Парижской конференции 1919г. вызвало недовольство влиятельных кругов монополистического капитала. Выступая под флагом изоляционизма, сильная оппозиционная группа во главе с видным деятелем республиканской партии Генри Кэботом Лоджем высказалась против ратификации Версальского договора и вступления в Лигу Наций.

Однако наряду с империалистическим крылом изоляционистского движения в нем было и демократическое крыло, которое отражало взгляды мелкобуржуазных слоев, настроенных резко оппозиционно по отношению к монополиям. Лидеры этого демократического течения сенаторы Р.Лафоллет, У.Бора, Дж.Норрис выступали против империалистической политики и высказывались за подлинное невмешательство США в европейские дела.

После победы республиканцев на выборах 1920г. изоляционистский курс стал официальным курсом правительства Гардинга. В противовес вильсоновскому лозунгу «международного сотрудничества» в рамках Лиги Наций республиканцы выставили принцип отказа от военно-политических союзов с европейскими странами и программу активной внешнеэкономической экспансии.

На Вашингтонской конференции 1921-1922г.г. США добились ряда существенных уступок со стороны своих соперников. Были приняты доктрина «открытых дверей» в отношении Китая, а также договоры об ограничении морских вооружений и о неприкосновенности островных владений держав-участниц в Тихом океане. Это свидетельствовало о повышении политического веса США в системе международных отношений.

    Основные черты социально-экономического и социально-политического развития США в период стабилизации индустриального общества.

В США раньше, чем в других странах капиталистического мира, начался период стабилизации капитализма. Уже с конца 1922г. в США начался промышленный подъем, который продолжался почти 7 лет. Располагая огромными средствами, американские монополии оснащали предприятия новейшей техникой, строили новые заводы и фабрики. Техническое переоборудование промышленности и применение новейших методов поточно-конвейерного производства способствовали быстрому росту производительности и интенсивности труда рабочих, что создало материальную базу для стремительного увеличения выпуска продукции, особенно в новых отраслях промышленности (автомобильная, электротехническая, химическая, производство синтетических материалов).

Интенсивный промышленный подъем периода стабилизации стал основой для дальнейшего увеличения удельного веса США в мировой экономике. Длительный промышленный подъем сопровождался колоссальным ростом стоимости акций. К концу 20-х годов в стране началась настоящая биржевая вакханалия. В нее были втянуты миллионы американцев, которые в надежде разбогатеть обращали свои сбережения в ценные бумаги.

Однако на самом деле стабилизация капитализма в США была непрочной. С/х так и не вышло из кризисного состояния. В 1929г. в самый разгар американского «процветания», доходы 60% американских семей были ниже прожиточного минимума. Во многих отраслях экономики США все явственнее сказывались признаки перепроизводства.

В период стабилизации в США значительно укрепилось положение крупного капитала. Полная уверенности в своих силах монополистическая буржуазия США особенно энергично отстаивала традиционную идеологию «твердого индивидуализма», решительно выступая против вмешательства государства в дела бизнеса.

Продолжая курс, взятый в 1921г. администрацией Гардинга, правительство Кулиджа стремилось свести к минимуму все экономические и социальные функции буржуазного государства. Свою главную задачу оно видело в создании максимально благоприятных условий для бесконтрольного хозяйничанья крупного капитала.

Наибольшей остротой отличалась борьба вокруг методов решения фермерской проблемы. Затяжной аграрный кризис породил массовое недовольство фермерского населения и вызвал сильное движение за правительственную помощь с/х. Во главе движения выступили представители фермерской буржуазии. Они потребовали, чтобы правительство приняло меры к повышению с/х цен. Однако правительство Кулиджа категорически отвергало принцип государственного регулирования с/х. Добиться поставленных целей фермерам так и не удалось.

Реакционный курс социально-экономической политики республиканской администрации сопровождался крайне неблагоприятными изменениями в идейно-политической обстановке в стране. Монополистическая буржуазия возобновила преследование профсоюзов, широко применялись судебные предписания против стачек, а то и прямые расправы с левыми деятелями рабочего движения.

Обстановка «просперити» наложила отпечаток и на характер партийно-политической борьбы второй половины 20-х годов. Обе основные буржуазные партии США прочно стояли тогда на позициях защиты статус-кво, соревнуясь между собой главным образом в восхвалении благ «процветания». Особенно уверенно чувствовала себя правящая республиканская партия, находившаяся в тот период под безраздельным контролем реакционной «старой гвардии» республиканцев. Не выдвигала реальной альтернативы курсу республиканцев и демократическая партия.

На выборах 1928г. победу одержал кандидат от республиканцев Гувер. Республиканцы укрепили свои позиции и в обеих палатах конгресса. Лидеры республиканской партии были полны оптимизма. Однако не прошло и года, как на Америку со всей силой обрушился экономический кризис, развеявший все иллюзии по поводу «нескончаемого процветания».

    Особенности экономического кризиса США.

Осенью 1929г. на Нью-Йоркской бирже наступили грозные дни. Процветавшая до сих пор экономика оказалась на пороге невиданного доселе краха. Утром 24 октября 1929г. началась неслыханная паника на Уолл-стрит – сердцевине американского бизнеса. Биржевой крах в Нью-Йорке стал началом катаклизмов всемирного масштаба.

Экономический кризис 30-х г.г. сильно ударил по экономике США. Кризис перепроизводства во многих сферах экономики привел к резкому падению акций даже самых крупных и солидных компаний. На бирже началась самая настоящая паника, за которой последовала цепная реакция банкротств. Прекратили свою деятельность 10 тыс. банков и свыше 135 тыс. фирм. Кризис коснулся почти всех слоев и групп населения: рабочих, служащих, ученых, чиновников, представителей творческой интеллигенции и свободных профессий, предпринимателей. В стране насчитывалось 17 млн. безработных. Кризис обернулся настоящим бедствием для американских фермеров, которые, не находя сбыта своей продукции, прибегали к массовому убою скота, пускали зерно на топливо, выливали молоко в реки.

Правительство республиканской партии во главе с Г. Гувером, придерживавшееся традиционных идей неограниченного свободного рынка и свободной конкуренции, продемонстрировало свою беспомощность и неспособность решать назревшие социальные и экономические проблемы. В 1930г. начались т.н. «голодные походы» безработных на Вашингтон и другие крупные города с требованием принять срочные меры для исправления создавшегося положения.

Результатом такой недальновидной политики администрации республиканцев явилось то, что на президентских выборах 1932г. они потерпели сокрушительное поражение от демократической партии во главе с известным политическим деятелем того времени Ф.Д. Рузвельтом.

    Экономическая политика нового курса Ф.Рузвельта в США.

Экономический кризис обострил классовые противоречия в стране. К весне 1933г. число безработных превысило 17 млн. человек – больше, чем во всех капиталистических странах, вместе взятых. В 1931-1932г. безработные организовали два национальных «голодных похода» в Вашингтон, требуя от правительства помощи. Всю страну охватило движение фермеров против капиталистов-спекулянтов и перекупщиков, которое часто выливалось в столкновения фермеров с полицией и войсками.

Республиканское правительство, возглавляемое Г.Гувером, пыталось переложить всю тяжесть кризиса на плечи народа. Гувер защищал интересы крупного монополистического капитала и не предпринял мер для облегчения положения трудящихся масс. Правительство запретило стачечную борьбу и применяло репрессии для подавления рабочих выступлений. Влияние республиканской партии было подорвано.

В ноябре 1932 г. состоялись очередные президентские выборы. Победу на них одержал представитель демократической партии Ф.Рузвельт, которого поддержали самые влиятельные монополисты и финансисты. Он выступил с программой «нового курса». Это был крупный экономический, социальный и политический эксперимент, направленный на обновление американского капитализма и выход из кризиса. Весной 1933 г. была созвана чрезвычайная сессия конгресса, принявшая ряд важных экономических законов. Нужно было оздоровить финансовую систему. С этой целью в стране были закрыты все банки, изучено их состояние, а потом были вновь открыты и получили финансовую поддержку правительства лишь наиболее жизнеспособные. Чтобы не пострадали мелкие вкладчики банков, их вклады страховались. Была создана национальная администрация по оздоровлению промышленности (сокращенно НРА). Правительство могло вмешиваться в деятельность частных предприятий. Важную роль сыграл закон о восстановлении промышленности. Он предписывал предпринимателям каждой отрасли принять «Кодексы честной конкуренции», которые утверждались правительством. В них определялись объем выпуска товаров, уровень цен и минимальный уровень зарплаты, продолжительность и условия работы. Закреплялось право рабочих на создание профсоюзов и заключение коллективных договоров.

Оставаясь же целиком на почве узких парламентских комбинаций – а читателю нетрудно заметить, что взор Эррио обращен прежде всего к трибуне или кулуарам палаты депутатов, – Эррио и как лидер партии радикалов и как глава правительства неизбежно терпел крушение в своих начинаниях.

В сущности, повествуемая Эррио на страницах его мемуаров история его политической деятельности – это история политических неудач, несбывшихся надежд, провалов и поражений. Здоровый природный оптимизм Эррио, присущее ему чувство юмора в какой-то мере прикрывают и смягчают горечь повествования, но и они не могут изменить его существа. И в вопросах внутренней и в вопросах внешней политики широкие планы, надежды, иллюзии, воодушевлявшие в свое время Эррио, – все одно за другим потерпели со временем крушение.

В своих мемуарах (читатель должен быть об этом предупрежден) Эррио уклоняется от обобщения главных уроков своего политического опыта и от глубокого анализа причин многократных своих поражений. Более того, он строит свое изложение таким образом, чтобы у читателя не возникло подозрения о закономерности этих поражений и неудач. В его воспоминаниях они представляются как частные отдельные случаи, объясняемые всякий раз также вполне частными причинами.

Мотивы, побуждавшие Эррио давать такое поверхностное и неудовлетворяющее читателей объяснение причин неудач в его политической деятельности, как и нежелание видеть их повторяемость и закономерность, вполне понятны. Помимо более общих причин, связанных с мировоззрением автора, они объясняются тем, что Эррио писал свои мемуары, видимо, в конце сороковых, в самом начале пятидесятых годов, когда и он сам и возглавляемая им по-прежнему партия радикалов играли активную политическую роль и усиленно стремились вернуть себе былое политическое значение, существенно поколебленное в годы второй мировой войны и первые послевоенные годы. Мемуары Эррио были не только историческим сочинением, повествованием о прошлом; в момент их выхода в свет (начало 1952 года) они должны были стать для его партии и боевым документом политической борьбы.

Но вопреки стараниям автора мемуаров уйти от тягостных обобщений, от глубокого анализа и раскрытия истинных коренных причин неудач его политической линии и закономерности провалов многих его политических начинаний сами факты, сообщаемые им в его воспоминаниях, сопоставление их с другими общеизвестными фактами истории Франции и Европы периода между двумя мировыми войнами приводят читателей к иным выводам.

В самом деле, возьмем, например, вопрос о «Левом блоке», о его возникновении, победе и поражении. Вопрос этот занимает в мемуарах Эррио большое место, и это надо признать вполне закономерным.

Кто станет отрицать, что когда Эдуард Эррио и его политические друзья из «Левого блока» выступили с критикой реакционнейшего «Национального блока» и стоявшего у власти с 1922 года правительства Пуанкаре, то в критике этой, хотя и недостаточной, было много справедливого и верного? Именно критика политики правительства Пуанкаре и выдвигаемая Эррио и другими деятелями «Левого блока» политическая программа, предусматривавшая резкое изменение и внутриполитического и внешнеполитического курса и проведение ряда реформ, и обеспечили победу «Левого блока» на майских выборах 1924 года.

Эта победа «Левого блока» и образование первого правительства Эдуарда Эррио были расценены современниками как крупное событие не только в жизни Франции, но и в политической жизни Европы. Это не была простая, столь частая в Третьей республике очередная смена кабинета, сводящаяся к персональным перемещениям, перераспределению министерских портфелей, но решительно ничего не менявшая в существе или даже форме проводимой политики. Нет, приход к власти «Левого блока» воспринимался как нечто необычное и новое. Он и ознаменовался необычными событиями: вынужденной, под давлением «Левого блока», досрочной отставкой с поста президента Александра Мильерана, справедливо считавшегося в то время одним из самых реакционных политиков, так сказать персональным воплощением антинародной, империалистической, антисоветской политики!

Правительство «Левого блока», начавшего с низвержения Пуанкаре и Мильерана, выступавшего как антитеза «Национального блока» и его реакционной политики, представало как правительство «нового курса». Совпадение во времени победы «Левого блока» на выборах и формирования правительства Эррио с образованием (несколько ранее – в январе 1924 года) первого лейбористского правительства Макдональда в Англии дало повод для шумных восторгов и громогласных заявлений о наступлении новой исторической эпохи, новой «эры демократического пацифизма», о коренном повороте во всей мировой политике. Сколько иллюзий, сколько надежд, пробужденных в сердцах легковерных или слишком доверчивых людей, сколько оптимистических предсказаний отражала на своих страницах французская левобуржуазная и социалистическая печать весной 1924 года!

И что же? Было бы неправильным, конечно, утверждать, что правительство Эррио ничего не сделало, ничего не выполнило из широкой программы реформ, преобразований, нововведений, из всех тех обещаний, которые так щедро раздавались во время избирательной кампании 1924 года. Достаточно напомнить хотя бы о том, что правительство Эррио возобновило нормальные дипломатические отношения между Францией и СССР, что являлось одним из наиболее популярных в массах программных обещаний «Левого блока» и что действительно стало крупным событием и французской и международной политики. В своих мемуарах Эррио старательно отмечает и подробно характеризует и все другие – гораздо меньшего значения – меры, которые удалось осуществить возглавляемому им правительству или его преемникам из «Левого блока». И все же даже Эррио не может скрыть в своих воспоминаниях огромного несоответствия между широкими обещаниями и их осуществлением на практике, между большими замыслами лидеров «Левого блока» и их воплощением в действительности.

С горечью, которую не уменьшили даже долгие годы, рассказывает Эррио о кратковременном пребывании «Левого блока» у власти, о возрастающих трудностях, которые он встречал на своем пути, о его агонии и бесславном конце. Правительство Эррио, так триумфально пришедшее – после майской победы на выборах и свержения Мильерана – к власти, продержалось всего лишь около года; пришедшие ему на смену другие правительства «Левого блока» – Пенлеве, Бриана оказались еще более кратковременными. Второе правительство Эррио продержалось лишь несколько дней, или, точнее говоря, даже несколько часов. В 1926 году, два года спустя после блистательной победы «Левого блока» на выборах и при том же составе палаты депутатов, который приветствовал избрание Эррио главою правительства, было образовано правительство Раймонда Пуанкаре – противника «Левого блока», и в это откровенно правое, реакционное правительство вошел в качестве одного из скромных министров Эдуард Эррио – бывший лидер растаявшего, самоликвидировавшегося «Левого блока».

В соображениях, высказываемых Эррио о причинах краха «Левого блока», есть несомненно много справедливого. Эррио с полным знанием обстоятельств дела указывает на то, что наибольшее сопротивление «Левый блок» встретил в области финансовой политики и что именно на этой почве начались его главные затруднения. С горечью и негодованием говорит Эррио о всевластии банкиров, финансовой олигархии в Третьей республике, о громадном влиянии банковских кругов на ход политической жизни. Эти признания Эррио имеют значение свидетельства, тем более важного и авторитетного, что оно исходит от бывшего главы правительства.

В суждениях Эррио о поведении политических партий и в персональных оценках есть также немало справедливого, немало метких характеристик – результат наблюдений зоркого глаза. Со скрытым, но все же явственно ощущаемым сарказмом, прикрываемым внешней благожелательностью, пишет Эррио о политической эквилибристике социалистической партии и ее лидера Леона Блюма. Рассказывая о двусмысленном поведении социалистической партии в дни кризиса «Левого блока» и комментируя одно из писем к нему Леона Блюма, излагавшего свой план преодоления кризиса, Эррио со сдержанной иронией справедливо замечает: «В подобных взглядах нельзя было усмотреть ничего специфически социалистического».

Условное название мифа:

Инспирированная Сталинам вражда немецких социалистов с коммунистами, разделила левый лагерь и позволила придти Гитлеру к власти.

Развёрнутое описание:

Обычно рассказывается то, что если бы СДПГ и КПГ голосовали совместно, то у них было бы большинство и по этому Гитлер не смог бы стать канцлером.

Примеры использования:

«власти Гитлера привёл Сталин и поддерживал его тоталитарный режим. Дело в том, что социал-демократы и коммунисты Германии совместно набрали 49% голосов, а нацисты 43%. Если бы Сталин на запретил германским коммунистам, которые отнюдь не были свободны от московского диктата, объединиться с социал-демократами, то Гитлер никогда бы не пришёл к власти и мир бы избежал трагедии Второй Мировой войны.»

Действительность:

Хронология

Ни из Веймарской конституции, ни из политической практики того периода не следовало, что блок, набравший 37,3% голосов, автоматически приходил к власти. Последние два-три года Веймарской республики все кабинеты держались не на парламентском большинстве, а на чрезвычайных полномочиях, полученных от райхспрезидента.

Конец Веймарской республики вообще не может быть понят правильно, если исходить из ложного постулата о существовании в Германии после 1930 г. парламентского режима. Политическая система быстро эволюционировала в сторону президентского режима и вопросы власти не решались более на выборах в райхстаг. Предоставление канцлеру чрезвычайных полномочий (в соответствии со ст.48 конституции) началось еще в июле 1930. Рейхстаг оценивший этоот акт как антиконституционный был распущен.

Подобный сдвиг хорошо демонстрирует и то, что в 1930г. парламент собирался 94 раза, в 1931 - 41, а в 1932 - 13 раз. В 1930 было издано 5 чрезвычайных декретов и принято 98 законов, в 1931 соответственно 44 и 34, а 1932-м - 66 и 5.

Последним правительством Веймарской республики, которое, как того требовала 54-я статья конституции, получило вотум доверия в рейхстаге, было социал-демократическое правительство Германа Мюллера, рухнувшее еще 27 марта 1930 года. Все же последующие правительства - Брюнинга, Папена, Шляйхера, а так же вплоть до марта 1932 года и правительство Гитлера - не располагали парламентским большинством, а держались лишь за счет указа президента об их назначении.

По этому, а так же по тому что правительство Брюнинга сворачивало социальные программы, КПГ настаивало на смещении правительства Брюнинга, в то время как СДПГ 18 октября 1930г решило «толерировать» непопулярное правительство Брюнинга как «меньшее зло». В сентябре 1931 года руководство СДПГ исключило двух левых лидеров и депутатов партии в Рейхстаге, Макса Зейдевица и Курта Розенфельда после того, как они воспротивились решению партии толерировать правительство Брюнинга. В октябре в социалистической партии произошел раскол и из СДПГ выделилось небольшое левое крыло, образовавшее, совместно с брандлеровской правой коммунистической оппозицией и с группами молодых левых, новую центристскую группировку под названием Социалистической Рабочей партии (Sozialistische Arbeiter Partei).

На последних президентских выборах, состоявшихся в довоенной Германии 13 марта 1932 года КПГ выдвинула своего кандидата в президенты - Тельмана, шедшего под лозунгом: «Кто голосует за Гинденбурга, тот голосует за Гитлера, кто голосует за Гитлера, тот голосует за войну». СДПГ же не стала выдвигать своего кандидата, не стала поддерживать коммунистов и даже не предложила КПГ выдвинуть единого левого кандидата, а призвала голосовать за Гинденбурга. Причем все это делалось под демагогическим лозунгом: «Кто выбирает Гинденбурга, бьет по Гитлеру». Главными кандидатами были Гинденбург, Гитлер и Тельман, плюс лидер националистов Дюрстерберг.

Так как никто не получил большинства, через месяц произошли повторные выборы. Националисты на этот раз поддержали Гитлера:

В конце мая 1932 Гинденбург потребовал от Брюнинга отставки и 31 мая назначил Франца фон Папена в канцлеры. Папен, сформировал «беспартийное» правительство, не имевшее никакой поддержки в Рейхстаге, а 4 июня закрыл Рейхстаг и назначил новые выборы.

В июле 1932 году правительством Папена было незаконно разогнано конституционное социал-демократическое правительство Пруссии, которое Папен обвинил в сговоре с коммунистами. В ответ на это КПГ предложила организовать всеобщую забастовку. Это предложение немецких коммунистов долго дебатировалось лидерами профсоюзов и социал-демократов, но было отклонено, как слишком уж радикальное.

12 сентября все партии, включая нацистов, проголосовали против правительства Папена (513 голосов против 32 за Папена). Папен распустил Рейхстаг и назначил новые выборы на 6 ноября.

Кабинет министров Папена подал в отставку 17 ноября, и 2 декабря Гинденбург назначил генерала Шляйхера канцлером.

Когда 23 января 1933 г. фашисты устроили провокационный марш на штаб-квартиру Коммунистической партии, социал-демократы увели дивизии «Железного Фронта» из Берлина под предлогом полевых учений, чтобы предотвратить сплоченную борьбу рабочих военных организаций против штурмовиков.

В полдень 30 января Гитлер и Папен явились вместе к президенту и сообщили ему, что им удалось образовать «национальную концентрацию». Ссылаясь на эту концентрацию, президент и поручил Адольфу Гитлеру образовать правительство. При этом он заявил Гитлеру, что ранее он не мог дать такого же поручения фюреру как вождю партии, теперь же Гитлер является представителем всего национального фронта. Гитлер возглавляет коалиционный кабинет - НСДАП, Национальная партия, Стальной шлем.

В этот же день, ЦК КПГ обратился к СДПГ и христианским профсоюзам с призывом провести всеобщую забастовку, направленную на свержение фашистского правительства, предупреждая при этом: «Кровавый, варварский режим фашистского террора навис над Германией… попрание последних скудных остатков прав рабочего класса, беззастенчивый курс на подготовку империалистической войны - вот что предстоит нам пережить в ближайшее время». КПГ призывала всех рабочих, независимо от их партийной принадлежности, совместно с коммунистами создать единый фронт борьбы за свержение гитлеровского правительства. Правление социал-демократической партии отклонило это обращение компартии Германии, как неприемлемое.

7 февраля на нелегальном заседании ЦК КПГ Тельман призвал к единству всех антифашистских сил Германии. В этот же день в берлинском Люстгартене СДПГ и Всеобщим объединением немецких профсоюзов был организован антифашистский митинг, на котором присутствовало около 200 тысяч трудящихся, в том числе множество коммунистов. Однако организаторы митинга так и не разрешили представителю коммунистов огласить обращение КПГ к социал-демократам, в котором говорилось о необходимости единства действий всего рабочего класса.

19 февраля бюро Социнтерна, наконец, откликнулось на призывы КПГ и приняло резолюцию, в которой соглашалось вступить в переговоры с Коминтерном по вопросу об организации отпора фашизму. Сталин в ответ на это обращение, несмотря на колоссальное противодействие со стороны ленинской гвардии, считавшей предательством любые уступки социал-демократам, все же продавил принятие ИККИ резолюции о согласии на переговоры с социалистами. Однако, учитывая, что руководство Социнтерна слабо контролировало руководство своих партий, в резолюции Коминтерна от 5 марта предлагалось вести эти переговоры на уровне партий тех стран, где непосредственно существовала угроза фашизма. Разумеется, в первую очередь речь шла о переговорах между КПГ и СДПГ, но именно руководство немецких социал-демократов, заняв примиренческую позицию по отношению к гитлеровцам, и выступало против союза с коммунистами.

На выборах 5 марта 1933 г. НСДАП получила 43,9% голосов, а с союзниками 51,9%. Списки же СДПГ и КПГ вместе – 30,6%. Каким образом наличие единого избирательного списка могло бы при такой расстановке сил решающим образом повлиять на ситуацию остаётся полностью неясным.

Динамика предпочтений на выборах

1920 05.1924 12.1924 1928 1930 07.1932 11.1932 03.1933
НСДАП - 6,6 3,0 2,6 18,3 37,4 33,1 43,9
НННП 15,1 19,6 20,5 14,3 7,0 5,9 8,6 7,9
Немецкая Народная партия 13,9 9,2 10,1 8,7 4,8 1,2 1,9 1,1
БНП 4,4 3,2 3,7 3,0 3,0 3,3 2,1 2,7
«Центр» 13,6 13,4 13,6 12,1 11,8 12,4 11,9 11,3
Немецкая Демократическая партия 8,3 5,6 6,3 4,9 3,8 1,0 0,9 0,8
СДПГ 21,9 20,5 26,2 29,8 24,5 21,6 20,5 18,3
КПГ 2,1 12,6 8,9 10,6 13,1 14,6 16,9 12,3

В этих условиях социал-демократы объявили о необходимости сотрудничества с гитлеровцами. Дело дошло до того, что 17 марта депутаты рейхстага от СДПГ одобрили реваншистскую внешнеполитическую речь Гитлера, а 30 марта лидер партии Отто Вельс в знак протеста против публикации резких заявлений бюро Социнтерна, осуждавших антиконституционные действия Гитлера, вышел из его состава. Насколько благодушно в то время были настроены немецкие социалисты по отношению к нацистам хорошо видно из заявления, сделанного датской газете «Социал-демократен» депутатом рейхстага от СДПГ Герцем: «Социал-демократическая печать запрещена во всей Германии. Срок запрета кончается 28 марта. Геринг же в своей речи в рейхстаге резко выступил против преувеличений, но не против деловой критики нынешних политических методов». Впрочем, 10 мая Геринг определил границы этих «законных» возможностей, приказав занять принадлежавшие СДПГ помещения газет и закрыть партийные учреждения. После чего большинство руководителей СДПГ стало спешно эмигрировать из Германии, бросив партию на произвол судьбы

8 марта еще одним чрезвычайным декретом депутатские мандаты КПГ (89 мандатов) были аннулированы. «такая комбинация дала возможность Гитлеру выполнить свое обязательство перед Гинденбургом и сформировать правительство парламентского большинства. Но коалиция НСДАП–НННП не имела абсолютного большинства, необходимого для конституционных изменений. Демократический парламентаризм закончился на заседании рейхстага 23 марта 1933 г., когда был принят закон «О ликвидации бедственного положения народа и государства». Он предусматривал передачу всей полноты законодательных полномочий имперскому правительству. В обмен на обещание Гитлера «не нарушать конституцию» партия «Центр» высказалась «за»; эта конформистская позиция завершила демократический процесс в Германии, дав нацистам искомые 2/3 голосов депутатов и легализовав нацистскую диктатуру»

А если бы объединение состоялось?

Борьба с коммунизмом была основным пропагандистским козырем НСДАП и создание единого блока левых партий могло бы быть весьма успешно успешно использовано нацистами в собственных интересах.

Не следует забывать о прочих буржуазных партиях, набиравших в совокупности около 15% голосов (что сравнимо с голосами КПГ). Как мы знаем, в реальности все они без исключения в конце концов поддержали нацистов и очень трудно представить себе ситуацию, в которой они могли бы выступить на стороне единого левого блока. Они бы ещё могли сотрудничать с социал-демократами, факты такого рода имелись, но сотрудничать с коммунистами не стали бы ни при каких обстоятельствах. Таким образом, вступая в формальный союз с КПГ, социал-демократы закрыли бы для себя все возможности для левоцентристских комбинаций.

Не стоит забывать и про реакцию правого центра. Постепенно он и так «размывался», голоса «перетекали» к НСДАП. Существование блока левых партий резко бы убыстрило этот процесс.

Можно даже сделать предположение, что создание единого левого блока не предотвратило и даже не замедлило бы прихода нацистов к власти, а напротив, ускорило бы его на несколько недель или месяцев. В свете этого отказ социал-демократов от блока с КПГ представляется тактически оправданным решением.

Военизированный союз «Райхсбаннер» («Знамя страны») был организован социал-демократами и либералами в 1924 году для защиты конституции от крайне правых военизированных групп. Социал-демократические рабочие преобладали в рядах организации, лидеры СДПГ направляли ее политику. Это руководство отрицало необходимость вооружения своих членов и всячески противилось попыткам рядовых активистов вступать в борьбу с гитлеровскими штурмовиками. Под давлением критики слева СДПГ в декабре 1931 года была вынуждена реорганизовать «Райхсбаннер» в собственную партийную боевую организацию, «Железный Фронт».

DNVP, Немецко-национальная народная партия, чьё сотрудничество с нацистами началось не позднее 1924 г., которая вошла в первый кабинет Гитлера и выступила на выборах 5 марта 1933 г. единым блоком с НСДАП

Правление Левого блока

Выборы в Палату депутатов 1924 г. Накануне парламентских выборов 1924 г. во Франции произошла перегруппировка политических сил. Радикалы отказались от сотрудничества с правыми партиями и заключили избирательное соглашение с Социалистической партией, образовав Левый блок, или, как его еще называли, Картель левых. Коммунистическая партия не стала блокироваться с радикалами и социалистами и выступила на выборах самостоятельно.

Программа Левого блока включала: проведение амнистии для участников революционного движения; восстановление на работе железнодорожников, уволенных во время стачки 1920 г.; предоставление государственным служащим права объединения в профсоюзы; создание единой системы социального страхования за счет предпринимателей; установление прогрессивно-подоходного налога; выполнение законодательства о 8-часовом рабочем дне.

В области внешней политики Левый блок не придерживался идеи строгого следования Версальскому договору. Представители новой партийной коалиции обещали проводить политику мира, разоружения и международного сотрудничества в рамках Лиги наций. Они ратовали за тесные отношения с США и Англией, примирение с Германией и принятие последней в Лигу наций. Одним из важнейших пунктов внешнеполитической программы Левого блока было дипломатическое признание Советского Союза.

Выборы в Палату депутатов состоялись в мае 1924 г. Партии Левого блока завоевали большинство, получив 315 мест. Впервые в выборах участвовала ФКП, которая провела в палату 26 депутатов. При формировании кабинета социалисты отказались войти в его состав. Тем не менее Социалистическая партия разрешила своим депутатам поддерживать правительство. Оно было сформировано только из радикалов и представителей примыкавших к ним группировок. Первый кабинет Левого блока возглавил лидер радикалов Эдуар Эррио (июнь 1924 г. - апрель 1925 г.).

Внутренняя политика. Правительство Эррио первым делом начало выполнять предвыборные обещания в области внутренней политики. Закон об амнистии освободил находившихся в тюрьмах и на каторжных работах участников восстания на Черном море. Были возвращены на работу железнодорожники, уволенные за забастовку 1920 г.

Кабинет Эррио принял также законы об ограничении ночного женского и детского труда, о предоставлении государственным служащим права организации профессиональных союзов. В муниципальных и кантональных выборах впервые разрешалось участвовать женщинам.

Попытка правительства распространить закон об отделении церкви от государства на католические области Эльзас и Лотарингию закончилась провалом. Против него публично выступило духовенство страны. Не удалось кабинету и провести в жизнь закон о прогрессивно-подоходном налоге. Банкиры и финансисты отказали правительству в кредите. Они предъявили к оплате финансовые обязательства кабинета и одновременно организовали «бегство капиталов» за границу, подрывая таким образом платежный баланс Франции и курс франка.

После таких неудач кабинет Эррио ушел в отставку, а коалиция Левого блока продержалась у власти только до 1926 г. Правительства возглавляли сначала правый радикал Поль Пенлеве, а затем Аристид Бриан (см. Приложение). Их политика постепенно правела и характеризовалась отказом от положений предвыборной программы Левого блока.

Внешняя политика. Внешнеполитический курс кабинетов Левого блока разительно отличался от политики, проводимой правительством Пуанкаре. Требование «жесткого выполнения» условий Версальского договора сменила пацифистская линия. Основные принципы своей внешней политики Эррио заключил в лозунг «Арбитраж, безопасность, разоружение». Он предложил решать все спорные международные проблемы путем арбитража.

В вопросе о репарациях правительство Эррио следовало плану международного комитета экспертов под председательством директора одного из крупнейших чикагских банков Чарлза Дауэса, связанного с банковской группой Моргана. Председатель комитета экспертов считал, что выплата репараций станет возможной только после восстановления немецкой тяжелой промышленности. Для этого, согласно «плану Дауэса», Германия получила крупный международный заем. Общий размер репараций не фиксировался. План лишь устанавливал ежегодные размеры платежей на первые пять лет по 1 млрд марок, а в последующие годы по 2,5 млрд марок, причем сумма могла меняться «в соответствии с изменениями в индексе благосостояния Германии». Банк Моргана предоставил также заем Франции. В ответ на это она обязалась выплатить свои военные долги правительствам США и Англии.

Контроль за выплатой репараций изымался из ведения союзной репарационной комиссии, возглавляемой Францией, и передавался международному комитету, где большинство голосов принадлежало Соединенным Штатам и Великобритании. В период действия «плана Дауэса» (1924-1929 гг.) Франция получила в качестве репараций почти 4 млрд марок. В то же время Германии было предоставлено 15-20 млрд марок иностранных займов и кредитов. С их помощью она смогла за достаточно короткий срок восстановить военно-промышленный потенциал и опередить французский.

Об укреплении позиций Германии свидетельствовали итоги международной конференции, прошедшей в октябре 1925 г. в Локарно. В ней участвовали Франция, Германия, Англия, Италия и Бельгия. Главный документ конференции - «Рейнский гарантийный пакт» - содержал обязательства Франции, Германии и Бельгии уважать неприкосновенность существующих между ними границ и не нападать друг на друга. Италия и Великобритания выступили «гарантами» Рейнского пакта. В случае его несоблюдения они должны были оказать поддержку той стране, против которой была совершена агрессия. Помимо Рейнского пакта участники конференции подписали ряд арбитражных договоров о мирном разрешении конфликтов между ними и договорились принять Германию в Лигу наций.

Так Франция заручилась поддержкой Англии и Италии на случай вооруженных действий со стороны Германии. Однако подобная помощь была обещана и Германии в случае нападения на нее французов. Таким образом, впервые с момента подписания Версальского договора Франция, представлявшая лагерь стран-победительниц, и побежденная Германия были поставлены в равное положение.

Все партии и политические объединения, входившие в Левый блок, выступали за нормализацию отношений с СССР. В этом их поддерживали Французская коммунистическая партия и Унитарная всеобщая конфедерация труда. За дипломатическое признание СССР ратовали также некоторые предприниматели, желавшие проникнуть на огромный советский рынок. Против признания выступали правые партии Франции и многие крупные банкиры и промышленники. Настоящую антисоветскую кампанию вели собственники национализированных Советской Россией предприятий и владельцы аннулированных «русских займов».

В октябре 1924 г. председатель совета министров принял решение официально признать СССР и затем обсудить с ним все «спорные проблемы», включая и вопрос о долгах царской России. Эррио официально сообщил в Москву, что правительство Французской республики, «верное дружбе, связывающей русский и французский народы, признает де-юре правительство Союза Советских Социалистических Республик» и готово вступить с ним в дипломатические отношения путем взаимного обмена послами. Советская сторона положительно отреагировала на такое предложение.

Колониальные войны в Марокко и Сирии. Франция по-прежнему оставалась второй колониальной державой мира. В период правления кабинетов Левого блока в отдельных ее владениях начался подъем национально-освободительного движения. Правительство встало на путь его подавления.

Весной 1925 г. на границе французских и испанских владений в Марокко, в области Риф, вспыхнуло восстание арабских племен под руководством эмира Абд-эль-Керима. Повстанцы объявили о создании независимого государства - республики Риф. В ответ на это французские власти спровоцировали столкновение с вновь образованной республикой, обвинили Абд-эль-Керима в агрессии и совместно с Испанией начали против республики Риф военные действия. В Марокко был направлен крупный французский воинский контингент, снабженный тяжелой артиллерией и авиацией. Колониальная война продолжалась почти год. Только весной 1926 г. восстание было подавлено, а эмир Абд-эль-Керим взят в плен.

Летом 1925 г. в другой французской колонии - Сирии - поднялось население горной области Джебель-Друз. Повстанцев возглавил султан Атраш. В манифесте, с которым он обратился ко всем сирийцам, выдвигались требования независимости Сирии, вывода оккупационных войск и создания народного правительства. Через некоторое время восстание охватило всю страну. «Друзы» заняли столицу Сирии Дамаск и более двух лет сражались с колонизаторами. Французское правительство перебросило в Сирию армейские корпуса и подвергло Дамаск бомбардировке. Восстание «друзов» было подавлено лишь осенью 1927 г.

Распад Левого блока. Колониальные войны в Марокко и Сирии привели к кризису Левого блока. Сначала против них выступила только Французская коммунистическая партия, а социалисты, напротив, поддерживали действия правительства. Однако вскоре СФИО изменила свою позицию и стала настаивать на мирном разрешении колониальных конфликтов. Социалисты требовали также от кабинетов Пенлеве и Бриана выполнения пунктов программы Левого блока о создании системы социального страхования за счет предпринимателей и введении прогрессивно-подоходного налога. Правительство же не только не сделало этого, но подготовило законопроект о внутреннем займе, предоставлявшем льготы представителям крупного капитала, и повышении косвенных налогов, обременительных для широких слоев трудящихся. Против законопроекта выступили коммунисты, социалисты и даже часть радикалов. В результате летом 1926 г. Левый блок по существу распался.

Из книги Битва за Москву. Московская операция Западного фронта 16 ноября 1941 г. - 31 января 1942 г. автора Шапошников Борис Михайлович

Глава восьмая Наступление армий левого крыла на Кондрово, Юхнов, Киров, Людиново с 5–9 по 31 января 1942 г Обстановка на левом крыле фронта к 5 января 1942 годаОбстановка в полосе действий армий левого крыла Западного фронта к началу борьбы за выход на рокаду Вязьма-Брянск и

Из книги Любовные утехи богемы автора Орион Вега

Из книги Cosa Nostra, история сицилийской мафии [(с картинками)] автора Дикки Джон

Из книги Умирание искусства автора Вейдле Владимир Васильевич

Из книги Cosa Nostra, история сицилийской мафии автора Дикки Джон

Смерть «левого фанатика»: Пеппино Импастато В 1970-е годы – иначе «годы свинца» – итальянской демократии пришлось выдержать самые тяжелые со времен фашизма испытания. В очередной раз борьба с мафией оказалась далеко не на первом месте в списке национальных приоритетов. 12

Из книги Божии дворяне автора Акунов Вольфганг Викторович

Вторая фаза сражения. Окружение турками левого фланга христианского флота и боевые действия в центре. (12-14 часов пополуночи)По незнанию местности левое крыло христианского флота - здесь бились главным образом венецианцы - не придерживались к отмелям, чем и не

Из книги Политическая история Франции XX века автора Арзаканян Марина Цолаковна

«Второе издание» Левого блока Выборы в Палату депутатов 1932 г. Накануне очередных парламентских выборов Социалистическая партия предложила радикалам выступить совместно на основе общей программы. Ее главные положения сводились к следующему: сокращение военных

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

автора Комиссия ЦК ВКП(б)

Из книги Краткий курс истории ВКП(б) автора Комиссия ЦК ВКП(б)

1. Трудности в период социалистической индустриализации и борьба с ними. Образование троцкистско-зиновьевского антипартийного блока. Антисоветские выступления блока. Поражение блока. После XIV съезда партия развернула борьбу за проведение в жизнь генеральной установки

Из книги Террор во имя веры: религия и политическое насилие автора Эмануилов Рахамим

Глава 3. Палестина: от левого национализма до исламизма Одна из наиболее эксплуатируемых тем современного исламистского движения – решение палестинского вопроса. Ключевой вопрос ближневосточного урегулирования – обеспечение права арабского народа Палестины на

автора Чубаров Игорь М.

Из книги Коллективная чувственность. Теории и практики левого авангарда автора Чубаров Игорь М.

Из книги История Парижской Коммуны 1871 года автора Лиссагарэ Проспер Оливье

XXX. Падение левого берега Несколько тысяч человек не могли удерживать бесконечно линию обороны протяженностью в несколько миль. Когда опустилась ночь, многие федералы оставили баррикады, чтобы передохнуть. Версальцы, которые были начеку, овладели их позициями, и в

Из книги Тайны «Черного ордена СС» автора Мадер Юлиус

ТАЙНА БЛОКА № 18/19 Эти люди были самыми отверженными из отверженных. Бараки, в которых они работали и жили, находились в клетке из колючей проволоки. Она виднелась всюду: на окнах, потолке, дверях. Отгородив от внешнего мира, их погребли заживо. Эсэсовцы вывезли заключенных

Из книги Дело о Синей Бороде, или Истории людей, ставших знаменитыми персонажами автора Макеев Сергей Львович

Глазами Блока Девятого января Александр Блок нервно ходил по своей квартире из комнату в комнату. Дымок папиросы не поспевал за ним. В своей неизменной черной блузе (вскоре она сделается модной в среде русской богемы) он был похож на вещую птицу. То и дело домашние,

B результате выборов к власти пришло правительство «левого блока» под председательством Эррио. Социалисты отказались войти в состав правительства, но обещали ему свою поддержку. Правительство Эррио за десять месяцев своего существования выполнило некоторые обещания, сделанные партиями «левого блока» во время предвыборной кампании.

Оно провело политическую амнистию, восстановило на работе железнодорожников, уволенных в 1920 г. за участие в забастовке, предоставило государственным служащим право организации профсоюзов, женщины получили право участвовать в муниципальных и кантональных выборах. B 1924 г. были установлены дипломатические отношения с Советским Союзом. Правительство Эррио ограничило привилегии католической церкви в Эльзас-Лотарингии, чем навлекло на себя яростные нападки со стороны правых партий и клерикалов. C большими трудностями правительство Эррио столкнулось в области финансовой политики. Выпущенный в декабре 1924 г. 4-миллиардный внутренний заем потерпел неудачу.

Критический момент наступил в апреле 1925 r., когда Эррио наконец согласился с предложением о введении налога на капитал. Это немедленно вызвало резкий отпор со стороны сената, где позиции правых партий были сильнее, чем в палате депутатов. Принятие сенатом резолюции недоверия правительству вынудило Эррио подать в отставку.

17 апрелясформировалосьновоеправительство «левого блока» во главе с Пэнлеве. По своему партийному составу оно мало отличалось от кабинета Эррио, но его политический курс характеризовался резким сдвигом вправо.

Новая Голгофа.

Карикатура Де Шама на колониальную войну в Марокко. 1925 г.

Правительство Пэнлеве с самого начала решительно отклонило проект введения налога на капитал. B то же время все налоги, введенные еще при господстве «национального блока», были сохранены. Чтобы покрыть дефицит государственного бюджета, правительство прибегло к инфляции.

Продолжая начатую еще при Эррио войну в Марокко, правительство Пэнлеве в августе 1925 г.

Затеяло колониальную войну и в Сирии. Колониальные войны поглощали огромные средства и ложились тяжелым бременем на государственный бюджет.

Bce это вызывало глубокое разочарование в народных массах. Под их влиянием стала проявлять недовольство часть «левого блока». Социалисты неоднократно голосовали в парламенте против правительства. Серьезный кризис возник в рядах главной партии «левого блока» - радикал-социалистов, на съезде которой в октябре 1925 г. политика Пэнлеве подверглась резкой критике. Боясь потерять поддержку этой партии, Пэнлеве попытался было взять курс более независимый в отношении финансовых монополий, но натолкнулся на их сопротивление и под давлением монополистов в конце ноября 1925 г. подал в отставку.

Ha смену ему пришло правительство во главе с Аристидом Брианом, лидером одной из партий «левого блока» - левых республиканцев. B отличие от правительств Эррио и Пэнлеве кабинет Бриана имел в своем составе представителей «национального блока». Пост министра финансов достался крупному банкиру Лушеру. Кабинет Бриана, трижды менявший свой состав, просуществовал около 8 месяцев. Это был период обострения финансовых трудностей. Монополии, взявшие курс на возвращение к власти своего ставленника Пуанкаре, ускоряли падение курса франка. B мае 1926 г. фунт стер-

ЛИНГОВСТОИЛІ70 франков,авиюле -уже250 франков. Правительство добилось от парламента разрешения на дополнительную эмиссию в сумме 7,5 млрд франков. Инфляция принимала все более грозные масштабы.

B такой обстановке в июле 1926 г. разразился очередной правительственный кризис. Кабинет Бриана пал. Новое правительство, образованное Эррио, продержалось недолго. Под давлением финансистов черезнесколько дней оно вынуждено было уйти в отставку. «Я лишний раз убедился в том, - писал впоследствии Эррио, - как в трагические минуты власть денег торжествует над республиканскими принципами. B государстве, являющемся должником, демократическое правительство - раб. После меня в этом могли убедиться и другие».