Классификация грамматических и речевых ошибок таблица. Примеры грамматических ошибок в речи. Речевые ошибки и недочёты
Вопрос о классификации ошибок в речи школьников продолжает оставаться одной из болевых точек преподавания русского языка в школе. Данная проблема является болезненной не только для учителей, методистов, специалистов по культуре речи, она актуальна и для всех людей, пишущих и читающих по-русски.
Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.
Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.
Разновидности грамматических ошибок
- Словообразовательные , состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка. Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.
- Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи.
- Синтаксические, связанные с нарушением синтаксических норм.
Грамматические ошибки
Вид ошибки |
||
Словообразовательные |
||
1 | Нарушение норм русского
литературного словообразования:
Ошибочное словообразование, Искажение слов |
Трудолюбимый, надсмехаться, надсмешка,
подчерк, нагинаться, пинжак, беспощадство,
публицизм разночинская интеллигенция; полность изображения; благородность души; взятничество; упорность; надсмешка; скупидомка; скучание; ихние слова; завсегдатели трактира; жаждает. |
2 | “Заменительное” словообразование, проявляющееся в замене какой-либо морфемы. | Укидываться (вместо раскидываться), отвесить (от повесить); |
3 | Словосочинительство (создание несуществующей производной единицы, которую нельзя рассматривать как окказиональную) | мотовщик, рецензист, не оглядаемая. |
Морфологические Неправильное формообразование, нарушение системных свойств формообразовательной системы у разных частей речи |
||
4 | Ошибочное образование формы существительного | Многие чуда техники, не хватает время |
5 | образование формы В.п. неодушевленного существительного, как у одушевленного | Я попросила ветерка (вместо: ветерок); |
6 | образование формы В.п. одушевленного существительного, как у неодушевленного | Запрягли в сани два медведя (вместо: двух медведей); |
7 | изменение рода при образовании падежных форм: | пирожок с повидлой, февральский лазурь; |
8 | склонение несклоняемых существительных | играть на пианине; |
9 | образование форм множественного числа у существительных, имеющих только единственное, и наоборот | поднос чаев, небо затянулось облаком. |
Ошибочное образование формы прилагательного |
||
10 | Неправильный выбор полной и краткой форм | Шляпка была полная воды, мальчик был очень полон |
11 | Неправильное образование форм степеней сравнения: | новенькие становятся боевее, она была послабже Пети; более интереснее, красивше |
12 | Нарушение норм формообразования глагола | Человек метается по комнате; |
13 | Нарушение образования деепричастий и причастий | Ехавши в автобусе, охотник шел, озирая по сторонам |
14 | Ошибочное образование формы числительного | С пятистами рублями |
15 | Ошибочное образование формы местоимения | Ихнего пафоса, ихи дети, не хотелось от ее (книги) оторваться |
16 | Ошибочное образование формы глагола | Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы |
|
||
17 | Нарушение согласования | Я знаком с группой ребят, серьёзно
увлекающемися джазом, Базаров не может побороть чувство любви, охватывающую его; По обоим сторонам дороги тянулись холмы; браконьерам, нарушающих закон; Базаров говорит Аркадию, что твой отец - человек отставной. |
18 | Нарушение управления | Нужно сделать свою природу более
красивую, повествует читателей, согласно закона, он показан человеком сильной воли, богатого умом, крепкого здоровьем; особое внимание было уделено на составление плана; следует отметить о том, что в доме Ноздрева все имело хаотический вид; ему характерны многие отрицательные черты; уверен в будущее, Соня жалела и переживала за Раскольникова; жажда к славе; |
19 | Ошибки в структуре простого предложения: нарушение связи между подлежащим и сказуемым, |
Солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны; |
20 | Нарушение границы предложения |
Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке. Когда герой опомнился. Было уже поздно. |
21 | Неудачное употребление местоимений | Приезжий снял со стула тяжелый сверток
и отодвинул его в сторону. Манилов попросил Павла Ивановича пройти в его кабинет. Собакевич потребовал у Чичикова написать себе расписку. |
22 | Нарушение связи между подлежащим и сказуемым | Большинство возражали против такой
оценки его творчества. Обычно молодежь является носителями передовых идей. Произошло еще ряд событий. Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, чёткость (вместо:….нужны смелость, знания, честность); |
23 | Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях | Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и весёлые. |
24 | Ошибки в построении предложения, ведущие к искажению его смысла, структуры | В своей пьесе Чехов показал также
трудовую часть интеллигенции с ее мечтами о
светлой и прекрасной жизни, представителем
которой является Трофимов. Порфирий был любимцем с детства матери. Она уговорила отдать подводы для раненых, на которых уже были уложены вещи. |
25 | Ошибки, связанные с употреблением частиц | Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частиц от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушалась в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы, (ограничительная частица “ всего” должна стоять перед подлежащим: “…всего две проблемы”. |
26 | Ошибки в построении предложения с однородными членами | Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. |
27 | Разрушение ряда однородных членов |
Настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн. |
28 | Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом |
Читая текст, возникает такое чувство…На картине “Вратарь” изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени. |
29 | Ошибки в построении предложения с причастным оборотом | Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами;причалившая лодка к берегу. |
30 | Местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего. |
Кусты, они покрывали берег реки. |
31 | Пропуски необходимых слов. |
Владик прибил доску и побежал в волейбол. |
32 | Ошибки в структуре сложного предложения: смешение сочинительной и подчинительной связи. |
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве. Человеку показалось то, что это сон.Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами. |
33 | Отрыв придаточного от определяемого слова. |
Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе. |
34 | Смешение прямой и косвенной речи | Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. |
35 | Разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: |
Терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная. |
36 | Неоправданный пропуск (эллипсис) подлежащего |
Его храбрость - постоять за честь и справедливость привлекают автора текста. |
37 | Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм | Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. |
Литература
- Нарушевич А.Г. – кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистического образования Южного федерального университета. Курсы повышения квалификации; rus.1september.ru № 17, 2007, Русский язык. Педагогический университет “Первое сентября”“Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку; планирование занятий, организация урока, система упражнений”.
- Педчак Е.П. “Русский язык. Серия “Единый Госэкзамен”, Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2003 г.
- Р.Н.Попов, Д.П.Валькова. “Современный русский язык”, учебное пособие для студентов педагогических институтов, Москва, “Просвещение”, 1978 г.
- Методическое пособие для учителей, ЯНОИПКРО, Салехард, 2007 г.
Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т. е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической,а также норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
Разновидности грамматических ошибок | Примеры | ||
Словообразовательные | Ошибочное словообразование | Заимообразный, назади, надсмехаться | |
Морфологические | 1. Ошибки в образовании форм существительного | Наши инженерА, много банан и мандарин, светлая тюль | |
2. Ошибки в образовании форм прилагательного | Более красивые, самый ярчайший, слаже | ||
3. Ошибки в образовании форм местоимений | Всехние работы, в ихнем доме, оставил приём | ||
4. Ошибки в образовании форм глаголов | Дерзю, пылесосю, выжгет | ||
Синтаксические | 1. Нарушение согласования | Это была известная депутат Сергеева. | |
2. Нарушение управления | Я не имею ни малейшее понятие о происшедшем. | ||
3. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым | Двадцать один человек пришли на собрание. | ||
4. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом | Открыв окно, начался дождь | ||
5. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом | Глухо шумело море, взволнованное бурей, начавшейся еще утром | ||
6. Ошибки в построении предложения с однородными членами | Классный руководитель рассказывал об успеваемости выпускников, их поведении и почему они так плохо учатся. | ||
7. Ошибки в построении сложного предложения | Всё сопровождается картинами природы, что делает Татьяна. | ||
8. Смещение прямой и косвенной речи | Онегин говорит, что «я выбрал другую, когда б я был, как ты, поэт». | ||
№ | Вид ошибки | Примеры | |
Г1 | Ошибочное словообразование. Ошибочное образование форм существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола (личных форм глаголов, действительных и страдательных причастий, деепричастий) | Благородность, чудатехники, подчерк, надсмехаться; более интереснее, красивше; спятистами рублями; жонглировал обоимируками, ихнегопафоса, вокруг его ничего нет; скольконравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности; имдвигаетчувство сострадания; ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста; вышев на сцену, певцы поклонились. | |
Г2 | Нарушение норм согласования | Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом. | |
Г3 | Нарушение норм управления | Нужно сделать природу более красивую. Все удивлялись его силой. | |
Г4 | Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого | Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения. Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые. | |
Г5 | Ошибки в построении предложения с однородными членами | Страна любила и гордиласьпоэтом.В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. | |
Г6 | Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом | Читая текст, возникает такое чувство сопереживания. | |
Г7 | Ошибки в построении предложения с причастным оборотом | Узкая дорожка была покрыта проваливающимсяснегом под ногами. | |
Г8 | Ошибки в построении сложного предложения | Эта книганаучила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.Человеку показалось то, что это сон. | |
Г9 | Смешение прямой и косвенной речи | Автор сказал, что яне согласен с мнением рецензента. | |
Г10 | Нарушение границ предложения | Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста. | |
Г11 | Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм | Замирает на мгновение сердце и вдруг застучитвновь. | |
Г12 | Пропуск члена предложения (эллипсис) | На собрании было принято (?) провести субботник. | |
Г13 | Ошибки, связанные с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится | Хорошо было бы, если бы на картине стояла быподпись художника. В тексте всего раскрываются две проблемы. | |
Логические ошибки(Л) – это нарушение последовательности (логики) изложения. Логические ошибки состоят в нарушении правил логического мышления. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста. К этому типу ошибок относятся следующие недочеты в содержании работы:
1) нарушения последовательности высказывания;
2) отсутствие связи между частями и предложениями;
3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
4) раздробление одной микротемы другой микротемой;
5) несоразмерность частей высказывания;
6) отсутствие необходимых частей;
7) перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);
8) неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица).
№ | Вид ошибки | Примеры | |
Л1 | Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте | На уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна Петрова; Он облокотился спиной на батарею; Захорошую учебуи воспитание детей родителиобучающихся получили благодарственные письма от администрации школы. | |
Л2 | Нарушение причинно-следственных отношений | В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо. | |
Л3 | Пропуск звена в объяснении, «логический скачок». | Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы двор был украшением и школы, и поселка. | |
Л4 | Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению) | Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь... Но как это сделать? | |
Л5 | Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица) | Автор пишет о природе,описываетприроду севера,вижуснега и просторы снежных равнин. | |
Л6 | Сопоставление логически несопоставимых понятий | Синтаксисэнциклопедических статей отличен отдругих научных статей. | |
Композиционно-текстовые ошибки | |||
Л7 | Неудачный зачин | Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор… | |
Л8 | Ошибки в основной части | а). Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении. б). Отсутствие последовательности в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений. в). Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла. | |
Л9 | Неудачная концовка | Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли. | |
Фактические ошибки (Ф) – разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что пишущий приводит факты, противоречащие действительности, дает неправильную информацию о фактических обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с анализируемым текстом (фоновые знания ).
№ | Вид ошибки | Примеры |
Ф1 | Искажение содержания литературного произведения, неправильное толкование, неудачный выбор примеров | Базаров был нигилист и поэтому убил старуху топором; Ленский вернулся в свое имениеиз Англии; Счастьем для Обломова былоодиночество и равнодушие. |
Ф2 | Неточность в цитате. Отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты. | Книга очень много для меня значит, ведь еще кто-то сказал: «Век живи – век учись!» |
Ф3 | Незнание исторических и др. фактов, в том числе временное смещение. | Великая Отечественная война 1812 года; Столица США - Нью-Йорк. |
Ф4 | Неточности в именах, фамилиях, прозвищах литературных героев. Искажения в названиях литературных произведений, их жанров. | Тургеньев; «Тарас и Бульба»; в повести Тургенева«Преступление и наказание». |
Этические ошибки (Э) – нарушение в работе системы ценностей и правил этики: высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность, проявления речевой агрессии, жаргонные слова и обороты.
№ | Вид ошибки | Примеры |
Э1 | Речевая некорректность. Проявление речевой агрессии: грубое, оскорбительное высказывание; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме; угроза, грубое требование, обвинение, насмешка; употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго; высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности | Мне хотелось бы сделать автору замечание за его неумение передавать свои мысли. Этот текст меня бесит; Нужно быть полностью сумасшедшим, чтобы читать книги сегодня; Почему школьная программа принуждает к прочтению всего старья, что именуется классикой? Михалков в своём репертуаре! Пишет детские книги, поэтому и требует, чтобы читали именно в детстве. Это настоящий пиар! Нечего морочить людям мозги устаревшими истинами. |
В качестве практических заданий предлагаем вам фрагменты из работ учащихся.
Найдите ошибки и постарайтесь исправить их.
Упражнение № 1
Найдите ошибки, связанные с нарушением порядка слов. Постарайтесь объяснить их и исправить.
- В предложенном очерке для анализа автор обратился к теме, важной всегда.
- Я считаю, что каждый родитель обязан воспитать добрым и честным своего ребёнка.
- В подобной в очерке описанной В. Тендряковым ситуации оказываются многие семьи.
- Через дня четыре он добрался до своей деревни,
- Вечером вчера часов около десяти его видели на улице.
Упражнение № 2
Определите вид ошибки. Исправьте предложение.
- Можно восхищаться перед его мужеством и героизмом.
- Вернувшись с отпуска, он узнал о последствиях новостях.
- Через подобные ситуации порой гибнут люди.
- Каждому человеку необходимо внимание и понимать его проблемы.
- Они перестают понимать и доверять друг другу.
Упражнение № 3
Определите вид ошибки. Постарайтесь перестроить предложение так, чтобы избежать нарушения речевой нормы.
- Он не стеснялся своего внешнего вида, и что над ним насмеются односельчане.
- С досадой вздохнув и совершенно расстроенный, очередной посетитель вышел из кабинета.
- Необходимо не только помогать старикам, но и молодым семьям.
- Граждане, вошедшие в автобус, просят рассчитаться за проезд.
- Прочитав очерк, мне показалось, что автору близка его проблема.
Упражнение № 4
В предложенном отрывке из сочинения учащегося найдите все случаи нарушения норм речи. Отредактируйте текст.
Проблема патриотизма и национализма волнуют автора. Одно понятие довольно часто видоизменятся другим. Если патриотизм отражает силу нации, то национализм другое. Аж волосы порой дыбом встают, когда читаешь газетные материалы на тему межнациональных конфликтов.
В добавление к вышесказанному хочу добавить, что все люди на земле – братья и должны с уважением относиться к друг другу.
Упражнение № 5
Распределите предложения со стилистическими ошибками в три группы: 1) смешение лексики разных стилей; 2) употребление канцеляризмов; 3) речевые штампы. Постарайтесь перестроить конструкции в соответствии с нормой.
1. В деревенском очаге культуры был настоящий дубак. 2. Иногда бывает так: человек сам много читает и знает, но не проводит среди населения разъяснительную работу. 3. Автор доводит до сведения читателей свои мысли по этому поводу. 4. Наташа Ростова любила одного парня, а руку и сердце хотела отдать другому. 5. Любой человек может попасть в трудную жизненную ситуацию, и нечего корчить из себя неуязвимого. 6. В водной среде водились щуки, караси, а также мелкие пескари. 7. Образ Андрея Болконского – типичный пример для подражания. 8. Беззаветный патриотизм и сила духа характеризуют героя этого очерка.
Следует различать грамматические и речевые ошибки .
Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы, в структуре слова, словосочетания, предложения; это нарушение какой-нибудь грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической. К примеру:
В отличие от грамматических ошибок речевые недочёты — это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в её использовании , в большинстве случаев в употреблении слова. По преимуществу это нарушение лексических норм. К примеру:
Разновидностью речевых недочётов являются стилистические ошибки . Это безосновательное смешение слов различной стилистической расцветки, неудачное употребление экспрессивных, чувственно окрашенных слов и выражений, немотивированное внедрение диалектных и просторечных слов и выражений, устаревшей лексики.
К речевым недочётам относятся также ошибки, вызванные нарушением порядка слов, безосновательные повторы слов, словосочетаний и предложений, ошибки в построении текста.
Речевую ошибку есть возможность увидеть исключительно в контексте, в этом её отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.
Не следует также соединять ошибки грамматические и орфографические.
Орфографическая ошибка — это неверное написание слова; орфографическая ошибка может быть допущена лишь на письме, обычно в слабенькой фонетической позиции (для гласных — в безударном положении, для согласных — на конце слова либо перед другим согласным) либо в слитно-раздельно-дефисных написаниях. Подобную ошибку есть возможность только узреть, услышать её нельзя: на площаде, о голубым карандаше, небыл, кто то, полапельсина.
В отличие от орфографической грамматическая ошибка может быть допущена как в письменной, так и в устной речи, она не только лишь видима, да и слышима: ляжь; бежат; иду по тропинке, ведомую в парк; уверенность в победу.
Список более распространённых в письменной речи учащихся грамматических и речевых ошибок приводится в таблицах.
Грамматические ошибки
№
п/п
Вид ошибки
Примеры
Неверное словообразование
Трудолюбимый, надсмехаться
Неверное образование формы существительного
Многие чуда техники, не хватает время
Неверное образование формы прилагательного
Более увлекательнее, красившее
Неверное образование формы числительного
С пятистами рублями
Неверное образование формы местоимения
Ихнего пафоса, ихи дети
Неверное образование формы глагола
Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы
Нарушения согласования
Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающимися джазом
Нарушения управления
Необходимо сделать свою природу более прекрасную
Повествует читателей
Нарушение связи меж подлежащим и сказуемым
Большая часть возражали против таковой оценки его творчества
Нарушение метода выражения сказуемого в отдельных конструкциях
Он написал книжку, которая эпопея
Ошибки в построении предложения с однородными членами
Страна обожала и гордилась поэтом
В сочинении я желал показать значение спорта и почему я его люблю
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
Читая текст, появляется такое чувство…
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом
Узенькая дорожка была покрыта проваливающимися снегом под ногами
Ошибки в построении сложного предложения
Эта книжка обучила меня ценить и уважать друзей, которую я прочел ещё в детстве
Человеку показалось то, что это…
Смешение прямой и косвенной речи
Создатель произнес, что я не согласен с воззрением рецензента
Нарушение границ предложения
Когда герой опамятовался. Было уже поздно.
Речевые ошибки и недочёты
№
п/п
Вид ошибки
Примеры
Употребление слова в нехарактерном ему значении
Мы были шокированы прелестной игрой актёров.
Идея развивается на продолжении всего рассказа.
Неразличение цветов значения, вносимых в слово приставкой либо суффиксом
Моё отношение к этой дилемме не поменялось.
Были приняты эффектные меры.
Неразличение синонимичных слов
В конечном предложении создатель применяет градацию.
Употребление слов другой стилевой расцветки
Создатель, обращаясь к этой дилемме, пробует навести людей чуть-чуть в другую колею.
Неприемлимое употребление чувственно окрашенных слов и фразеологизмов
Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений
Неоправданное употребление просторечных слов
Подобным людям всегда удаётся объегорить других.
Нарушение лексической сочетаемости
Создатель наращивает воспоминание.
Создатель употребляет художественные особенности (заместо средства).
Употребление излишних слов, в том числе плеоназм
Красоту пейзажа создатель передаёт нам при помощи художественных приёмов.
Юный парень.
Очень красивый.
Употребление рядом либо близко однокоренных слов
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
Неоправданное повторение слова
Герой рассказа не думает над своим поступком. Герой не осознает всей глубины содеянного.
Бедность и однообразие синтаксических конструкций
Когда писатель пришёл в редакцию, его принял главный редактор. Когда они побеседовали, писатель отправился в гостиницу.
Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
Замирает на мгновение сердечко и вдруг застучит вновь.
Неудачное употребление местоимений
Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю.
У меня сразу появилась картина в своём воображении.
Такая гиперболизация параметров нрава человека приравнивает Гоголя к величавым реалистам, что и отличает статью Залыгина от других исследователей.
Источник материала Интернет-сайт
Дополнительные источники:
Как различать грамматические и орфографические ошибки?
Следует различать грамматические и речевые ошибки. Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы, в структуре слова, словосочетания, предложения; это нарушение какой-нибудь грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической. К примеру: раздумчивый (взор) заместо задумчивый, благородность заместо благородство (ошибка в словообразовательной структуре слова, внедрение не той приставки, не того суффикса); в отсутствие комментарий, более вернее...
Грамматические ошибки
Справочные материалы
Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например:
– подскользнуться вместо поскользнуться , благородность вместо благородство – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс;
– без комментарий, едь вместо поезжай , более легче – неправильно образована форма слова, т. е. нарушена морфологическая норма;
– оплатить за проезд, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);
– Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т. е. нарушены синтаксические нормы.
В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей.
Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.
Ниже приводятся общепринятые классификаторы грамматических и речевых ошибок.
Грамматические ошибки
№ п/п | Вид ошибки | Примеры |
Ошибочное словообразование | Трудолю бим ый, над смехаться |
|
Ошибочное образование формы существительного | Многие чуд а техники, не хватает врем я |
|
Ошибочное образование формы прилагательного | Более интереснее, красивше |
|
Ошибочное образование формы числительного | С пятистами рублями |
|
Ошибочное образование формы местоимения | Ихнего пафоса , ихи дети |
|
Ошибочное образование формы глагола | Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы |
|
Нарушение согласования | Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающ имися джазом. |
|
Нарушение управления | Нужно сделать свою природу более красивую. Повествует читателей. |
|
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым | Большинство возражали против такой оценки его творчества. |
|
Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях | Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые. |
|
Ошибки в построении предложения с однородными членами | Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. |
|
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом | Читая текст , возникает такое чувство… |
|
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом | Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами . |
|
Ошибки в построении сложного предложения | Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то , что это сон. |
|
Смешение прямой и косвенной речи | ||
Нарушение границ предложения | Когда герой опомнился. Было уже поздно. |
|
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм | Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. |
К числу наиболее типичных грамматических ошибок (К9 ) относятся ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:
1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (следует: движет);
2) неправильное употребление видовременных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует: ...даст.., научит... или...дает.., учит...);
3) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие);
4) ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя);
5) неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма: тут);
Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влиянием просторечия и диалектов.
Кроме того, к типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки , также выявляемые в работах экзаменуемых:
1) нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (норма: … это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (норма: ... нужны смелость, знания, честность);
2) ошибки, связанные с употреблением частиц, например, неоправданный повтор: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника ; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы» (ограничительная частица «всего» должна стоять перед подлежащим: «... всего две проблемы»);
3) неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста ;
4) неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве .
Тренировочные упражнения
Задание. Найти ошибку, объяснить (в соответствии с таблицей), записать исправленный вариант.
1.Ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц.
1) Им двигает чувство сострадания.
2) Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно.
3) Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста.
4) Вышев на сцену, певцы поклонились.
2. Грамматико-синтаксические ошибки.
1) Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения. Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность.
2) Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. В тексте всего раскрываются две проблемы.
3) Его храбрость, постоять за честь и справедливость привлекают автора текста.
5) Посмотрев спектакль, больше всего мне понравилась главная героиня.
6) Я считаю то, что в нашем драматическом театре прекрасно ставят классику.
7) Пушкин описывает и критически отзывается о пугачевском восстании.
8) В повести «Капитанской дочке» один из главных героев – Пугачев.
9)Требования к сочинению не выходят за рамки, ограниченными школьной программой.