Как делать задание 8 егэ по русскому. Обобщающие слова при однородных членах

Задание 8 на ЕГЭ по русскому языку состоит в поиске слова с безударной проверяемой, непроверяемой или чередующейся гласной. Здесь проверяется умение подбирать проверочные слова, находить корни с чередованием и разбираться в особенностях их написания, а также знание слов, написание которых нужно запомнить.

Алгоритм выполнения задания

  • подберите проверочные слова (если это возможно);
  • проверьте наличие чередования в корне;
  • если невозможна проверка, слово словарное.

Написание слов с гласной, которую нельзя проверить, нужно заучивать. Слова, на которые стоит обратить внимание при подготовке к ЕГЭ по русскому языку:

Лиловый, конституционный, лелеять, критерий, экскаватор, пьедестал, косметология, ветеринар, ко варный, великолепный, резервуар, репетиция, реставрировать, реставрация, величие, ко мби не зон, поликлиника, ко мпо но вать, ка та строфа, инквизиция, досконально, контингент, календарь, де кла раци я, приоритет, при ми тивный, дисциплина, шедевр, вестибюль, дивизия, профориентация, ка рна вал, приве редливый, багровый, а но малия, сковорода, инте лли гентный, околдовать, а нта го низм, приоритет, делегация, перламутр, оригинал, а пелляци я, гастроном, де зе ртир, ко ри фей, торжество, ветеран, лорнет, симметричный, резиденция, кондуктор, озорник, профиль, тротуар, ре аби ли таци я, ва кансия, де фи ци т, корысть, ре ста врировать, экспе ри мент, но ста льгия, пе сси мист, ме це нат, агроном, бо йкот, а па рта менты, суверенитет, по ро лон, кампания, се рти фикат, винегрет, натюрморт, а ва нтюра, предва рительный, ва трушка, фломастер, ураганный, каталог, ижди венец, привилегированный, ка морка, акварель, оранжевый, пейзаж, ко нфорка, стадион, гарнизон, па ра докс, ме ри ди ан, конференция, мо ти вировать, на ва ждение, а пло ди сменты, процент, аккордеон, га ба риты, вереница, ли ноле ум, палисадник, нотариус, лаконизм, контрастный, фантазер, кобура, па но рама, инициалы, торпеда, обоняние, оптимист, а дво кат, сти пендия.

Способ проверки безударной гласной – подбор проверочного слова (его формы или однокоренное): акробатический – акробат, покаяние – каяться, обделенный – делит, настроение – настрой, щадящий – пощада, хожу – ходим, десна – дёсны, полила – полил.

Корни (чередующаяся гласная)

Гар-гор: под ударением пишется а, без ударения о – угар, угореть. НО пригарь, выгарки, изгарь;
Зар – зор: без ударения а, под ударением – что слышится – зарница, зорька. НО зоревать;
Клан – клон: без ударения о, под ударением – что слышится – раскланиваться, наклониться;
Твар – твор: без ударения о, под ударением – что слышится – творец, тварь. НО утварь.
Чит-чет, дир-дер, тир-тер, стил-стел, бир-бер, блист-блест, пир-пер, мир-мер, жиг-жег пишется и, если есть суффикс а: раздирать – раздерет. НО сочетать, сочетание, чета;
Кас-кос: а, если есть суффикс а – касательная, прикосновение;
А(я)-им(ин): пишется им (ин), если суффикс а – сжать, сжимать.
Лаг-лож: перед г – а, перед ж – о – слагаемое, сложение. НО полог;
Скак-скоч: перед к – а, перед ч – о – ускакать, выскочка. НО скачок, скачу, скачи, скачкообразный;
Раст-ращ-рос: перед с – о, перед ст и щ – а – растение, подрос. НО росток, отрасль, отраслевой, на вырост, Ростислав, Ростов, ростовщик.
Плав–плов: плов – в словах «пловец, пловчиха», плав – в остальных. НО плывуны;
Равн-ровн: равн – «подобный по размеру, качеству» – уравнять в возможностях, ровн – «гладкий» – разровнять. НО равнина, равнение, уровень, поровну, ровесник;
Мак-мок-моч: мак – «опускать в жидкость» – макать кисточку, мок, моч – «пропускать жидкость, быть мокрым» – отмокать.

Примеры заданий и их разбор

Пример 1

Определите слово, в котором пропущена: безударная проверяемая гласная корня

заб…рёт
вопл…щение
к…ртина
выч…тать

Пример 2

Определите слово, в котором пропущена: безударная непроверяемая гласная корня

пол…тический
исс…кать
выж…гать
г..ризонт

«Политический», «иссякать»: политика, иссякнуть. «Выжигать» – корень с чередованием -жиг. Ответ: «горизонт ».

Пример 3

Определите слово, в котором пропущена: безударная чередующаяся гласная корня

разд…рает
распор…диться
п…литра
р…скошный

«Роскошный», «распорядиться» проверяем: роскошь, распорядок, слово «палитра» проверить нельзя. Ответ: «раздирает » (-дир).

Каталог заданий.
Задания для подготовки

Сортировка Основная Сначала простые Сначала сложные По популярности Сначала новые Сначала старые
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word

Прим..рять врагов

Неправ..льно

Зам..реть

Накл...ниться

Ф..деральный

Приведем верное написание.

ПримИр ять врагов -ПГ

НеправИльно -НГ

ЗамЕреть -ЧГ

НаклОниться -ЧГ

ФЕдеральный -НГ

Только слово «примирять» проверяется словом МИР. В этом слове нет корня с чередованием: никогда слово со значением «мир» не пишется с е.

Ответ: примирять.

Ответ: ПРИМИРЯТЬ

Актуальность: 2016-2017

Сложность: обычная

В задании 8 встречаются:

Уметь определять тип корня;

В зависимости от типа корня

ПГ

В соответствии с общим е са (ле с), ли са (ли́ сы), ; хо ло дильник (хо́ лод, холо́ дный), прине сти (принё с), выпо лнять (по

лилия и лиловый ; бежать и бежевый ; кофта и кафтан , ветеран и ветер

    ПРИМЕЧАНИЯ

  1. зале зать (в карман) – зали зать (раны), отва рить (картофель) – отво рить (дверь), пола скать (кошку) – поло скать (рот), разре дить (всходы) – разря дить (ружье), ума лять (значение) – умо лять (о пощаде), приме рять е́ ра) костюм – прими рять и р) соседей; разве вается е́ ять) флаг – разви вается (разви́
  2. опо здать (по здний, хотя опа здыва ть), раскро ить (кро йка, хотя раскра ива ть).
  3. ра, ла ( оро, оло ( а .
  4. Не стоит слепо абонемент абонировать аккомпанемент , хотя аккомпанировать дезинфиц ировать , хотя дезинфек ция президент словом президиум
  5. компьютер нельзя проверить словом комп интеллигент словом интел

Краткое обозначение в пояснении НГ

Краткое обозначение в пояснении ЧГ

Все чередующиеся корни следует выучить наизусть. . Поделим их на типы.

Перед суффиксом А Нет суффикса А Исключения Похожие корни

1 собирать – би р(а) –

2 запирать – пи р(а) –

3 обдирать – ди р(а) –

4 обтирать – ти р(а) –

5 замирать – ми р(а) –

6 выжигать – жи г(а) –

8 расстилать – сти л(а) –

9 блистать – бли ст(а)

1 бер – собе рет

2 пер – запе реть

3 дер – обде рет

4 тер – обте реть

5 мер – заме реть

6 жег – выже г

7 чет – выче т

8 стел – рассте лить

9 блест – бле стеть

7 сочетание, сочетать

4 потерять, потерпеть

5 мир, мера

Обратите внимание:

противопоставление е/и

и чередуется с е , всего девять . В этих корнях пишется буква И перед суффиксом А , но пишется буква Е , если нет суффикса А

затираю протер и протирка , а слово стелить стелет и подстилка Никакой!

МЕР/МИР .

нача ть - начин ать; приня ть - приним ать, поня ть - поним ать, сня ть - сним ать, сжа ть - сжим ать. При этом правописание им, ин а

Под ударением Без ударения Исключения Похожие корни
гар/гор
Только а : загАр, огАрок Только о : загОрелый, угОрел выга рки, изга рь, прига рь горе, гора, горячий, горький
клан/клон
Пишется и а , и о : клАняться и поклОн Только о : склОнение, наклОнить нет исключений клонировать
твар/твор
Пишется и а , и о : твАрь, твОрчество Пишется только о : вытвОрять, сотвОрить утварь творог
зар/зор
Пишется и а , и о : зАрево, зОри Пишется только а : зАря, зАрянка зоревать прозорливый
плав/плов/плыв
Пишется а и ы : плАвать, плАвание, заплЫв

Пишется а : поплАвок

Пишется ы : плывучий, плывун

пловец, пловчиха

расплавленный
Условие Примеры Исключения Похожие корни
раст/ращ/рос
Перед СТ только а
Перед Щ только а : вырАщивать, отрАщивать нет вращение, превращение
Перед С только о : вырОсли, отрасль
с (с последующим т
лаг/лож
Перед Г всегда а нет
Перед Ж всегда о полог сложноватый, наслаждение
кас/кос
Перед А всегда а : касаться, касание нет косичка, косой, косить
Нет А всегда о : прикОснуться нет
скак/скоч
Перед К обычно а : прискАкать раскачаться
Перед Ч обычно о : заскочить
Пишется А Пишется О Исключения Похожие корни
равн/ровн
мак/моч

Владислав 09.02.2015 20:48

Мер-мир это же корни с чередованием.А в задании спрашивают про безударную про­ве­ря­е­мую гласную корня.

Татьяна Юдина

В слове МИР чередования не было никогда. Обсуждение в группе.

Дарья 24.02.2015 17:45

А наклОниться нельзя проверить словом наклОн?

Татьяна Юдина

А как же слово клАняются?

Нет, нельзя. Корни с чередованием.

Salman Khimishev 10.03.2015 10:20

почему примирять а не примерять

Татьяна Юдина

Потому врагов не примЕряют

Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пот..плевший

заг..релый

выт..рать

отр..слевой

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание:

ПОТЕПЛЕВШИЙ - ПГ.

ЛИЛОВЫЙ - НГ.

ЗАГОРЕЛЫЙ - ЧГ.

ВЫТИРАТЬ - ЧГ.

ОТРАСЛЕВОЙ - ЧГ, корень рос/раст/ращ

Правописание слова ЛИЛОВЫЙ проверяется только по орфографическому словарю.

При возникновении сложностей при выполнении задания обратитесь к справочным материалам.

Ответ: лиловый.

Ответ: лиловый

Актуальность: 2016-2017

Сложность: обычная

Раздел кодификатора: Правописание корней

Правило: Задание 9. Безударные гласные в корнях слов

ЗА-ДА-НИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗ-УДАР-НАЯ ГЛАС-НАЯ В КОРНЕ. ОБОБ-ЩЕ-НИЕ.

Общее по-ня-тие о корне как части слова

Ко-рень - это глав-ная зна-чи-мая часть слова, ко-то-рая вы-ра-жа-ет ос-нов-ное зна-че-ние дан-но-го слова и общее лек-си-че-ское зна-че-ние всех од-но-ко-рен-ных слов.

Имен-но общее зна-че-ние, а не внеш-ний вид корня (или его части) поз-во-ля-ет от-не-сти то или иное слово к род-ствен-ным (или од-но-ко-рен-ным) сло-вам. В рус-ском языке не-ма-ло кор-ней, ко-то-рые пи-шут-ся оди-на-ко-во, но имеют со-вер-шен-но раз-ные зна-че-ния. На-при-мер, бук-во-со-че-та-ние ГОР встре-ча-ет-ся в ты-ся-чах слов, яв-ля-ет-ся кор-нем в сло-вах ГО-РЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и од-но-ко-рен-ных к ним. Но это не один и тот же ко-рень, а раз-ные, ведь по смыс-лу слова ГО-РЕТЬ, ГО-РЕ-ВАТЬ, ГОРА не имеют ни-че-го об-ще-го. Этот факт иг-ра-ет огром-ную роль в на-пи-са-нии кор-ней с без-удар-ной глас-ной. Так, в при-ведённом ряду слов для каж-до-го слова свой от-дель-ный спо-соб про-вер-ки: гор еть (ко-рень с че-ре-до-ва-ни-ем), гор евать (про-ве-роч-ное слово гО́ре), гор а (гО́рный).

В за-да-нии 8 встре-ча-ют-ся:

Для успеш-но-го вы-пол-не-ния за-да-ния не-об-хо-ди-мо:

Уметь опре-де-лять тип корня;

При-ме-нять пра-ви-ла, ре-гу-ли-ру-ю-щие на-пи-са-ния того или иного типа корня.

В за-ви-си-мо-сти от типа корня су-ще-ству-ют раз-лич-ные пра-ви-ла на-пи-са-ния без-удар-ных глас-ных в кор-нях слов.

8.1. Без-удар-ные глас-ные, про-ве-ря-е-мые уда-ре-ни-ем

ПГ

В со-от-вет-ствии с общим пра-ви-лом на-пи-са-ние букв на месте без-удар-ных глас-ных в кор-нях уста-нав-ли-ва-ет-ся путем про-вер-ки сло-ва-ми и фор-ма-ми с тем же кор-нем, в ко-то-рых про-ве-ря-е-мый глас-ный на-хо-дит-ся под уда-ре-ни-ем, на-при-мер: ле са (ле с), ли са (ли́ сы), ; хо ло диль-ник (хо́ лод, холо́ дный), прине сти (принё с), выпо лнять (по лный). Это пра-ви-ло от-ра-ба-ты-ва-ет-ся на про-тя-же-нии всего школь-но-го курса рус-ско-го языка, а на-чи-на-лось изу-че-ние в на-чаль-ной школе. Все пом-нят пра-ви-ло:

Но вот то ли уда-ре-ния ста-вить не умеем, то ли запас слов на-столь-ко мал, что не удаётся по-до-брать про-ве-роч-ное слово, то ли не по-ни-ма-ем, где слова род-ствен-ные, а где нет, но тра-ди-ци-он-но про-цент успеш-но-го вы-пол-не-ния этого за-да-ния низок. Самая рас-про-странённая ошиб-ка со-сто-ит в том, что про-ве-роч-ное слово под-би-ра-ет-ся ис-хо-дя толь-ко из внеш-не-го сход-ства кор-ней, без учёта зна-че-ния. Общее зна-че-ние - вот что важно. Имен-но по-это-му слова лилия и ли-ло-вый ; бе-жать и бе-же-вый ; кофта и каф-тан , ве-те-ран и ветер и мно-гие дру-гие не могут быть про-ве-роч-ны-ми друг для друга

    ПРИ-МЕ-ЧА-НИЯ

  1. Без-удар-ные глас-ные корня в сло-вах, близ-ких по зву-ча-нию, но раз-ных по зна-че-нию пи-шут-ся по-раз-но-му: зале зать (в кар-ман) – зали зать (раны), отва рить (кар-то-фель) – отво рить (дверь), пола скать (кошку) – поло скать (рот), разре дить (всхо-ды) – разря дить (ружье), ума лять (зна-че-ние) – умо лять (о по-ща-де), приме рять е́ ра) ко-стюм – прими рять и р) со-се-дей; разве ва-ет-ся е́ ять) флаг – разви ва-ет-ся (разви́ тие) про-мыш-лен-ность. Слово, сто-я-щее в скоб-ках, по-мо-га-ет по-нять смысл слова с про-пу-щен-ной бук-вой.
  2. Глас-ную о в не-уда-ря-е-мых кор-нях гла-го-лов со-вер-шен-но-го вида нель-зя про-ве-рять фор-ма-ми не-со-вер-шен-но-го вида на –ывать (–ивать), на-при-мер: опо здать (по здний, хотя опа здыва ть), раскро ить (кро йка, хотя раскра ива ть).
  3. Если в корне пи-шет-ся ё, то в без-удар-ном по-ло-же-нии в од-но-кор-не-вых сло-вах сле-ду-ет пи-сать е: ис-пещрённый (пёстрый), звез-до-пад (звёзды), ве-сен-ний (вёсны), гнез-дить-ся (гнёзда)
  4. Без-удар-ные а - о в кор-нях с не-пол-но-глас-ны-ми со-че-та-ни-я-ми ра, ла (бра-до-брей, пре-кра-тить, вла-чить, об-ла-ко ) нель-зя про-ве-рять со-от-вет-ству-ю-щи-ми пол-но-глас-ны-ми со-че-та-ни-я-ми в корне оро, оло (бо-ро-да, уко-ро-тить, во-ло-ку, обо-лоч-ка ). Не-пол-но-глас-ные со-че-та-ния ха-рак-тер-ны для ста-ро-сла-вян-ских кор-ней, и в них все-гда пи-шет-ся а .
  5. Не стоит слепо про-ве-рять ино-стран-ные слова друг дру-гом. В не-ко-то-рых сло-вах ино-языч-но-го про-ис-хож-де-ния с вы-де-ля-е-мым толь-ко эти-мо-ло-ги-че-ски суф-фик-сом на-пи-са-ние без-удар-ной глас-ной нель-зя про-ве-рять од-но-ко-рен-ным сло-вом, если про-ве-ря-е-мая и про-ве-роч-ная глас-ные вхо-дят в со-став суф-фик-сов раз-лич-но-го про-ис-хож-де-ния, на-при-мер: або-не-мент (-емент вос-хо-дит к фран-цуз-ско-му суф-фик-су), хотя або-ни-ро-вать (-иро-вать вос-хо-дит к не-мец-ко-му суф-фик-су); ак-ком-па-не-мент , хотя ак-ком-па-ни-ро-вать . Срав-ни-те также также ана-ло-гич-ное яв-ле-ние в со-ста-ве ино-языч-но-го корня дез-инфиц иро-вать , хотя дез-инфек ция . Со-хра-ня-ет-ся глас-ная корня в сло-вах инъ-ек-ция - инъ-е-ци-ро-вать, про-ек-ция -про-еци-ро-вать и не-ко-то-рых дру-гих. Же-ла-ние про-ве-рить слово пре-зи-дент сло-вом пре-зи-ди-ум также со-мни-тель-но, так как эти слова род-ствен-ны лишь в языке−ис-точ-ни-ке, а в рус-ском языке НЕТ (или пока нет) ни од-но-го сло-ва-ря, где бы эти слова трак-то-ва-лись как род-ствен-ные.
  6. Не-до-пу-сти-мо про-ве-рять ино-языч-ные слова со-кращёнными сло-ва-ми, воз-ник-ши-ми в раз-го-вор-ной речи. Так, слово ком-пью-тер нель-зя про-ве-рить сло-вом комп (нет та-ко-го слова в гнез-де род-ствен-ных слов, да и в сло-ва-рях его нет; нель-зя про-ве-рить слово ин-тел-ли-гент сло-вом интел (слова «интел» не су-ще-ству-ет).

8.2. Без-удар-ные глас-ные, не про-ве-ря-е-мые уда-ре-ни-ем

Крат-кое обо-зна-че-ние в по-яс-не-нии НГ

На-ря-ду со сло-ва-ми, ко-то-рые можно про-ве-рить од-но-ко-рен-ны-ми сло-ва-ми или путём из-ме-не-ния его формы, су-ще-ству-ет целый ряд слов, на-пи-са-ние ко-то-рых не под-чи-нят-ся ни-ка-ким пра-ви-лам с точки зре-ния со-вре-мен-но-го языка. Было бы за-ме-ча-тель-но, если бы су-ще-ство-вал еди-ный спи-сок слов, обя-за-тель-ных для за-по-ми-на-ния, и он пуб-ли-ко-вал-ся в учеб-ни-ках и по-со-би-ях для под-го-тов-ки к ЕГЭ. Но та-ко-го спис-ка нет, во вся-ком слу-чае, пока. В этом ряду есть и ис-кон-но рус-ские слова, и за-им-ство-ван-ные, и их ко-ли-че-ство про-дол-жа-ет расти за счёт слов ино-стран-но-го про-ис-хож-де-ния. Здесь совет толь-ко один: не пы-тай-тесь про-ве-рять не-про-ве-ря-е-мое. Как пра-ви-ло, в за-да-ни-ях ЕГЭ про-ве-ря-е-мые слова на-хо-дят-ся быст-ро, их про-ве-рить ЛЕГКО. На-пи-са-ние слов с не-про-ве-ря-е-мой глас-ной в корне про-ве-ря-ет-ся толь-ко по ор-фо-гра-фи-че-ско-му сло-ва-рю.

8.3. Без-удар-ные глас-ные в кор-нях с че-ре-до-ва-ни-ем

Крат-кое обо-зна-че-ние в по-яс-не-нии ЧГ

По-ми-мо кор-ней с без-удар-ны-ми глас-ны-ми, про-ве-ря-е-мы-ми уда-ре-ни-ем, и тех, ко-то-рые про-ве-рить нель-зя, су-ще-ству-ют корни с раз-лич-ны-ми че-ре-до-ва-ни-я-ми глас-ных. На-пи-са-ние букв на месте без-удар-ных глас-ных под-чи-ня-ет-ся тра-ди-ции. Про-ве-рять слова с че-ре-ду-ю-щей-ся глас-ной уда-ре-ни-ем (путём под-бо-ра род-ствен-ных слов) − гру-бая ошиб-ка.

Все че-ре-ду-ю-щи-е-ся корни сле-ду-ет вы-учить на-и-зусть. . По-де-лим их на типы.

8.3.1.Че-ре-до-ва-ние глас-ных и/е в корне
Перед суф-фик-сом А Нет суф-фик-са А Ис-клю-че-ния По-хо-жие корни

1 со-би-рать – би р(а) –

2 за-пи-рать – пи р(а) –

3 об-ди-рать – ди р(а) –

4 об-ти-рать – ти р(а) –

5 за-ми-рать – ми р(а) –

6 вы-жи-гать – жи г(а) –

7 вы-чи-тать – чи т(а)–

8 рас-сти-лать – сти л(а) –

9 бли-стать – бли ст(а)

1 бер – собе рет

2 пер – запе реть

3 дер – обде рет

4 тер – обте реть

5 мер – заме реть

6 жег – выже г

7 чет – выче т

8 стел – рассте лить

9 блест – бле стеть

7 со-че-та-ние, со-че-тать

4 по-те-рять, по-тер-петь

5 мир, мера

Об-ра-ти-те вни-ма-ние:

про-ти-во-по-став-ле-ние е/и в кор-нях гла-го-лов, как пра-ви-ло, со-от-вет-ству-ет про-ти-во-по-став-ле-нию со-вер-шен-но-го и не-со-вер-шен-но-го вида: уме-реть (сов. вид) – уми-рать (несов. вид), за-те-реть(сов. вид) – за-ти-рать (несов. вид), вы-жечь (сов. вид) – вы-жи-гать (несов. вид), рас-сте-лить (сов. вид) – рас-сти-лать (несов. вид), об-де-ру(сов. вид) – об-ди-раю (несов. вид).

Как видно из таб-ли-цы, кор-ней, в ко-то-рых и че-ре-ду-ет-ся с е , всего де-вять . В этих кор-нях пи-шет-ся буква И перед суф-фик-сом А , но пи-шет-ся буква Е , если нет суф-фик-са А

Корни с че-ре-ду-ю-щи-ми-ся глас-ны-ми надо вы-учить, чтобы не воз-ни-ка-ло со-блаз-на в про-ти-во-ре-ча-щих друг другу про-вер-ках. На-при-мер, слово за-ти-раю , ка-за-лось бы, можно про-ве-рить сло-ва-ми про-тер и про-тир-ка , а слово сте-лить сте-лет и под-стил-ка . Какой же об-ра-зец вы-брать для про-вер-ки? Ни-ка-кой!

Об-ра-ти-те вни-ма-ние на ко-рень с че-ре-до-ва-ни-ем МЕР/МИР , в этом ряду слов всего не-сколь-ко: уме-реть, за-ме-реть/ уми-рать, за-ми-рать. Омо-ни-мич-ные корни (то есть по-хо-жие, но со-вер-шен-но с дру-гим зна-че-ни-ем) МИР и МЕР не яв-ля-ют-ся кор-ня-ми с че-ре-до-ва-ни-ем. По-это-му слова мир-ный, при-ми-рить-ся, пе-ре-ми-рие; ми-ро-вой, ми-ро-воз-зре-ние, ми-ро-ощу-ще-ние; при-ме-рять (пла-тье), при-ме-роч-ная, из-ме-ре-ние не от-но-сят-ся к сло-вам с че-ре-до-ва-ни-ем в корне .

8.3.2.Пра-во-пи-са-ние кор-ней с че-ре-до-ва-ни-ем ИМ/ИН с А/Я

Удар-ное А или Я в без-удар-ном по-ло-же-нии че-ре-ду-ет-ся с ИМ или ИН:

нача ть - начин ать; приня ть - приним ать, поня ть - поним ать, сня ть - сним ать, сжа ть - сжим ать. При этом пра-во-пи-са-ние им, ин , как видно из при-ме-ров, свя-за-но с по-сле-ду-ю-щим суф-фик-сом а . Это пары гла-го-лов со-вер-шен-но-го и не-со-вер-шен-но-го вида, как и гла-го-лы из преды-ду-щей таб-ли-цы.

8.3.3.Че-ре-до-ва-ние глас-ных а/о в корне

В за-ви-си-мо-сти от усло-вий су-ще-ству-ет не-сколь-ко типов.

1. Пра-во-пи-са-ние корня за-ви-сит от уда-ре-ния . В тех глас-ных, ко-то-рые стоят под уда-ре-ни-ем, оши-бить-ся не-воз-мож-но. По-это-му сле-ду-ет за-по-ми-нать толь-ко без-удар-ные корни.

Под уда-ре-ни-ем Без уда-ре-ния Ис-клю-че-ния По-хо-жие корни
гар/гор
Толь-ко а : загАр, огА-рок Толь-ко о : за-гО-ре-лый, угО-рел выга рки, изга рь, прига рь горе, гора, го-ря-чий, горь-кий
клан/клон
Пи-шет-ся и а , и о : клА-нять-ся и по-клОн Толь-ко о : склО-не-ние, на-клО-нить нет ис-клю-че-ний кло-ни-ро-вать
твар/твор
Пи-шет-ся и а , и о : твАрь, твОр-че-ство Пи-шет-ся толь-ко о : вы-твО-рять, со-твО-рить утварь тво-рог
зар/зор
Пи-шет-ся и а , и о : зА-ре-во, зОри Пи-шет-ся толь-ко а : зАря, зА-рян-ка зо-ре-вать про-зор-ли-вый
плав/плов/плыв
Пи-шет-ся а и ы : плА-вать, плА-ва-ние, за-плЫв

Пи-шет-ся а : по-плА-вок

Пи-шет-ся ы : плы-ву-чий, плы-вун

пло-вец, плов-чи-ха

рас-плав-лен-ный

2. Пра-во-пи-са-ние корня за-ви-сит от по-сле-ду-ю-щей буквы.

Усло-вие При-ме-ры Ис-клю-че-ния По-хо-жие корни
раст/ращ/рос
Перед СТ толь-ко а : рАсти, под-рАс-тать, рАс-те-ние росто́к, ро-сто-во́й, ро-стов-щи́к, вы́рост,

под-рост-ко́вый, Ро-стов, Ро-сти-слав

Перед Щ толь-ко а : вы-рА-щи-вать, от-рА-щи-вать нет вра-ще-ние, пре-вра-ще-ние
Перед С толь-ко о : вы-рОс-ли, от-расль
Об-ра-ти-те вни-ма-ние: под уда-ре-ни-ем перед с (с по-сле-ду-ю-щим т и без него) - толь-ко о, на-при-мер: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, пе-ре-ро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, ди-ко-ро́сы.
лаг/лож
Перед Г все-гда а : при-лА-гать, пред-лА-гать, слА-га-е-мое нет
Перед Ж все-гда о : при-лО-же-ние, пред-лО-же-ние, слО-жить полог слож-но-ва-тый, на-сла-жде-ние
кас/кос
Перед А все-гда а : ка-сать-ся, ка-са-ние нет ко-сич-ка, косой, ко-сить
Нет А все-гда о : при-кОс-нуть-ся нет
скак/скоч
Перед К обыч-но а : при-скА-кать рас-ка-чать-ся
Перед Ч обыч-но о : за-ско-чить ска-чок, скачу (и в фор-мах этого слова: ска-че-те, ска-чут, в ко-то-рых глас-ная в корне стоит под уда-ре-ни-ем)

3. На-пи-са-ние глас-ной буквы в корне за-ви-сит от того, какое слово имеет зна-че-ние.

Пи-шет-ся А Пи-шет-ся О Ис-клю-че-ния По-хо-жие корни
равн/ровн
ко-рень со зна-че-ни-ем «оди-на-ко-вый, рав-ный, сход-ный»: под-рАв-нять-ся, урАв-не-ние ко-рень со зна-че-ни-ем «глад-кий, ров-ный, пря-мой»: под-рОв-нять, урО-вень. по-ров-ну, ро-вес-ник, рав-нять-ся, рав-ни-на
Рас-по-зна-вать корни -равн-/-ровн- бы-ва-ет труд-но, по-сколь-ку их зна-че-ния часто близ-ки. Ис-то-ри-че-ски они озна-ча-ли одно и то же, но ко-рень -ровн- ис-кон-но рус-ский, а -равн- по про-ис-хож-де-нию ста-ро-сла-вян-ский. Наи-бо-лее часто упо-треб-ля-е-мые слова с этими кор-ня-ми сле-ду-ет про-сто вы-учить.
мак/моч
ко-рень со зна-че-ни-ем «по-гру-жать, опус-кать в жид-кость»: ма-кАть в чай, об-мАк-нуть в крас-ку ко-рень со зна-че-ни-ем «впи-ты-вать, про-пус-кать жид-кость»: вы-мОк-нуть под до-ждем, про-мОк-нуть сал-фет-кой

Вадим Никишов 27.02.2016 16:28

Разве слово "отраслевой" имеет чередующуюся гласную в корне?

Татьяна Стаценко

Конечно, это слово - исключение из правила правописания чередующихся корней РОС-РАСТ-РАЩ.

Кирилл Тимофеев 20.04.2016 21:53

лиловый - цвет лилии

коричневый - цвет коры

Татьяна Стаценко

Слово «лиловый» образовано от французского «lilas», только с каких пор французское слово становится проверочным для русского?

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

т..рмозить

б...гряный

к..сательная

р..месленный

зам..реть (от страха)

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание:

тормозить-ПГ

багряный-НГ

касательная-ЧГ

ремесленный-НГ

замереть-ЧГ

Правописание слова ТОРМОЗИТЬ проверяется однокоренным словом ТОРМОЗ.

При возникновении сложностей при выполнении задания обратитесь к справочным материалам.

Ответ: тормозить.

Ответ: тормозить

Актуальность: 2016-2017

Сложность: обычная

Раздел кодификатора: Правописание корней

Правило: Задание 9. Безударные гласные в корнях слов

ЗАДАНИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ. ОБОБЩЕНИЕ.

Общее понятие о корне как части слова

Корень - это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Именно общее значение, а не внешний вид корня (или его части) позволяет отнести то или иное слово к родственным (или однокоренным) словам. В русском языке немало корней, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Например, буквосочетание ГОР встречается в тысячах слов, является корнем в словах ГОРЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и однокоренных к ним. Но это не один и тот же корень, а разные, ведь по смыслу слова ГОРЕТЬ, ГОРЕВАТЬ, ГОРА не имеют ничего общего. Этот факт играет огромную роль в написании корней с безударной гласной. Так, в приведённом ряду слов для каждого слова свой отдельный способ проверки: гор еть (корень с чередованием), гор евать (проверочное слово гО́ре), гор а (гО́рный).

В задании 8 встречаются:

Для успешного выполнения задания необходимо:

Уметь определять тип корня;

Применять правила, регулирующие написания того или иного типа корня.

В зависимости от типа корня существуют различные правила написания безударных гласных в корнях слов.

8.1. Безударные гласные, проверяемые ударением

Краткое обозначение в пояснении ПГ

В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, например: ле са (ле с), ли са (ли́ сы), ; хо ло дильник (хо́ лод, холо́ дный), прине сти (принё с), выпо лнять (по лный). Это правило отрабатывается на протяжении всего школьного курса русского языка, а начиналось изучение в начальной школе. Все помнят правило:

Но вот то ли ударения ставить не умеем, то ли запас слов настолько мал, что не удаётся подобрать проверочное слово, то ли не понимаем, где слова родственные, а где нет, но традиционно процент успешного выполнения этого задания низок. Самая распространённая ошибка состоит в том, что проверочное слово подбирается исходя только из внешнего сходства корней, без учёта значения. Общее значение - вот что важно. Именно поэтому слова лилия и лиловый ; бежать и бежевый ; кофта и кафтан , ветеран и ветер и многие другие не могут быть проверочными друг для друга

    ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Безударные гласные корня в словах, близких по звучанию, но разных по значению пишутся по-разному: зале зать (в карман) – зали зать (раны), отва рить (картофель) – отво рить (дверь), пола скать (кошку) – поло скать (рот), разре дить (всходы) – разря дить (ружье), ума лять (значение) – умо лять (о пощаде), приме рять е́ ра) костюм – прими рять и р) соседей; разве вается е́ ять) флаг – разви вается (разви́ тие) промышленность. Слово, стоящее в скобках, помогает понять смысл слова с пропущенной буквой.
  2. Гласную о в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на –ывать (–ивать), например: опо здать (по здний, хотя опа здыва ть), раскро ить (кро йка, хотя раскра ива ть).
  3. Если в корне пишется ё, то в безударном положении в однокорневых словах следует писать е: испещрённый (пёстрый), звездопад (звёзды), весенний (вёсны), гнездиться (гнёзда)
  4. Безударные а - о в корнях с неполногласными сочетаниями ра, ла (брадобрей, прекратить, влачить, облако ) нельзя проверять соответствующими полногласными сочетаниями в корне оро, оло (борода, укоротить, волоку, оболочка ). Неполногласные сочетания характерны для старославянских корней, и в них всегда пишется а .
  5. Не стоит слепо проверять иностранные слова друг другом. В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения, например: абонемент (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу); аккомпанемент , хотя аккомпанировать . Сравните также также аналогичное явление в составе иноязычного корня дезинфиц ировать , хотя дезинфек ция . Сохраняется гласная корня в словах инъекция - инъецировать, проекция -проецировать и некоторых других. Желание проверить слово президент словом президиум также сомнительно, так как эти слова родственны лишь в языке−источнике, а в русском языке НЕТ (или пока нет) ни одного словаря, где бы эти слова трактовались как родственные.
  6. Недопустимо проверять иноязычные слова сокращёнными словами, возникшими в разговорной речи. Так, слово компьютер нельзя проверить словом комп (нет такого слова в гнезде родственных слов, да и в словарях его нет; нельзя проверить слово интеллигент словом интел (слова «интел» не существует).

8.2. Безударные гласные, не проверяемые ударением

Краткое обозначение в пояснении НГ

Наряду со словами, которые можно проверить однокоренными словами или путём изменения его формы, существует целый ряд слов, написание которых не подчинятся никаким правилам с точки зрения современного языка. Было бы замечательно, если бы существовал единый список слов, обязательных для запоминания, и он публиковался в учебниках и пособиях для подготовки к ЕГЭ. Но такого списка нет, во всяком случае, пока. В этом ряду есть и исконно русские слова, и заимствованные, и их количество продолжает расти за счёт слов иностранного происхождения. Здесь совет только один: не пытайтесь проверять непроверяемое. Как правило, в заданиях ЕГЭ проверяемые слова находятся быстро, их проверить ЛЕГКО. Написание слов с непроверяемой гласной в корне проверяется только по орфографическому словарю.

8.3. Безударные гласные в корнях с чередованием

Краткое обозначение в пояснении ЧГ

Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и тех, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных. Написание букв на месте безударных гласных подчиняется традиции. Проверять слова с чередующейся гласной ударением (путём подбора родственных слов) − грубая ошибка.

Все чередующиеся корни следует выучить наизусть. . Поделим их на типы.

8.3.1.Чередование гласных и/е в корне
Перед суффиксом А Нет суффикса А Исключения Похожие корни

1 собирать – би р(а) –

2 запирать – пи р(а) –

3 обдирать – ди р(а) –

4 обтирать – ти р(а) –

5 замирать – ми р(а) –

6 выжигать – жи г(а) –

8 расстилать – сти л(а) –

9 блистать – бли ст(а)

1 бер – собе рет

2 пер – запе реть

3 дер – обде рет

4 тер – обте реть

5 мер – заме реть

6 жег – выже г

7 чет – выче т

8 стел – рассте лить

9 блест – бле стеть

7 сочетание, сочетать

4 потерять, потерпеть

5 мир, мера

Обратите внимание:

противопоставление е/и в корнях глаголов, как правило, соответствует противопоставлению совершенного и несовершенного вида: умереть (сов. вид) – умирать (несов. вид), затереть(сов. вид) – затирать (несов. вид), выжечь (сов. вид) – выжигать (несов. вид), расстелить (сов. вид) – расстилать (несов. вид), обдеру(сов. вид) – обдираю (несов. вид).

Как видно из таблицы, корней, в которых и чередуется с е , всего девять . В этих корнях пишется буква И перед суффиксом А , но пишется буква Е , если нет суффикса А

Корни с чередующимися гласными надо выучить, чтобы не возникало соблазна в противоречащих друг другу проверках. Например, слово затираю , казалось бы, можно проверить словами протер и протирка , а слово стелить стелет и подстилка . Какой же образец выбрать для проверки? Никакой!

Обратите внимание на корень с чередованием МЕР/МИР , в этом ряду слов всего несколько: умереть, замереть/ умирать, замирать. Омонимичные корни (то есть похожие, но совершенно с другим значением) МИР и МЕР не являются корнями с чередованием. Поэтому слова мирный, примириться, перемирие; мировой, мировоззрение, мироощущение; примерять (платье), примерочная, измерение не относятся к словам с чередованием в корне .

8.3.2.Правописание корней с чередованием ИМ/ИН с А/Я

Ударное А или Я в безударном положении чередуется с ИМ или ИН:

нача ть - начин ать; приня ть - приним ать, поня ть - поним ать, сня ть - сним ать, сжа ть - сжим ать. При этом правописание им, ин , как видно из примеров, связано с последующим суффиксом а . Это пары глаголов совершенного и несовершенного вида, как и глаголы из предыдущей таблицы.

8.3.3.Чередование гласных а/о в корне

В зависимости от условий существует несколько типов.

1. Правописание корня зависит от ударения . В тех гласных, которые стоят под ударением, ошибиться невозможно. Поэтому следует запоминать только безударные корни.

Под ударением Без ударения Исключения Похожие корни
гар/гор
Только а : загАр, огАрок Только о : загОрелый, угОрел выга рки, изга рь, прига рь горе, гора, горячий, горький
клан/клон
Пишется и а , и о : клАняться и поклОн Только о : склОнение, наклОнить нет исключений клонировать
твар/твор
Пишется и а , и о : твАрь, твОрчество Пишется только о : вытвОрять, сотвОрить утварь творог
зар/зор
Пишется и а , и о : зАрево, зОри Пишется только а : зАря, зАрянка зоревать прозорливый
плав/плов/плыв
Пишется а и ы : плАвать, плАвание, заплЫв

Пишется а : поплАвок

Пишется ы : плывучий, плывун

пловец, пловчиха

расплавленный

2. Правописание корня зависит от последующей буквы.

Условие Примеры Исключения Похожие корни
раст/ращ/рос
Перед СТ только а : рАсти, подрАстать, рАстение росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост,

подростко́вый, Ростов, Ростислав

Перед Щ только а : вырАщивать, отрАщивать нет вращение, превращение
Перед С только о : вырОсли, отрасль
Обратите внимание: под ударением перед с (с последующим т и без него) - только о, например: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы.
лаг/лож
Перед Г всегда а : прилАгать, предлАгать, слАгаемое нет
Перед Ж всегда о : прилОжение, предлОжение, слОжить полог сложноватый, наслаждение
кас/кос
Перед А всегда а : касаться, касание нет косичка, косой, косить
Нет А всегда о : прикОснуться нет
скак/скоч
Перед К обычно а : прискАкать раскачаться
Перед Ч обычно о : заскочить скачок, скачу (и в формах этого слова: скачете, скачут, в которых гласная в корне стоит под ударением)

3. Написание гласной буквы в корне зависит от того, какое слово имеет значение.

Пишется А Пишется О Исключения Похожие корни
равн/ровн
корень со значением «одинаковый, равный, сходный»: подрАвняться, урАвнение корень со значением «гладкий, ровный, прямой»: подрОвнять, урОвень. поровну, ровесник, равняться, равнина
Распознавать корни -равн-/-ровн- бывает трудно, поскольку их значения часто близки. Исторически они означали одно и то же, но корень -ровн- исконно русский, а -равн- по происхождению старославянский. Наиболее часто употребляемые слова с этими корнями следует просто выучить.
мак/моч
корень со значением «погружать, опускать в жидкость»: макАть в чай, обмАкнуть в краску корень со значением «впитывать, пропускать жидкость»: вымОкнуть под дождем, промОкнуть салфеткой

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

встр..чая

апл..дировать

арт...ллерия

зад..рать

д..ректор

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание:

ВСТРЕЧАЯ-ПГ

АПЛОДИРОВАТЬ-НГ

АРТИЛЛЕРИЯ-НГ

ЗАДИРАТЬ-ЧГ

ДИРЕКТОР-НГ

Правописание слова ЗАДИРАТЬ определяется правилами написания корней ДИР/ДЕР.

При возникновении сложностей при выполнении задания обратитесь к справочным материалам.

Ответ: задирать.

Ответ: задирать

Актуальность: 2016-2017

Сложность: обычная

Раздел кодификатора: Правописание корней

Правило: Задание 9. Безударные гласные в корнях слов

ЗАДАНИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ. ОБОБЩЕНИЕ.

Общее понятие о корне как части слова

Корень - это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Именно общее значение, а не внешний вид корня (или его части) позволяет отнести то или иное слово к родственным (или однокоренным) словам. В русском языке немало корней, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Например, буквосочетание ГОР встречается в тысячах слов, является корнем в словах ГОРЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и однокоренных к ним. Но это не один и тот же корень, а разные, ведь по смыслу слова ГОРЕТЬ, ГОРЕВАТЬ, ГОРА не имеют ничего общего. Этот факт играет огромную роль в написании корней с безударной гласной. Так, в приведённом ряду слов для каждого слова свой отдельный способ проверки: гор еть (корень с чередованием), гор евать (проверочное слово гО́ре), гор а (гО́рный).

В задании 8 встречаются:

Для успешного выполнения задания необходимо:

Уметь определять тип корня;

Применять правила, регулирующие написания того или иного типа корня.

В зависимости от типа корня существуют различные правила написания безударных гласных в корнях слов.

8.1. Безударные гласные, проверяемые ударением

Краткое обозначение в пояснении ПГ

В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, например: ле са (ле с), ли са (ли́ сы), ; хо ло дильник (хо́ лод, холо́ дный), прине сти (принё с), выпо лнять (по лный). Это правило отрабатывается на протяжении всего школьного курса русского языка, а начиналось изучение в начальной школе. Все помнят правило:

Но вот то ли ударения ставить не умеем, то ли запас слов настолько мал, что не удаётся подобрать проверочное слово, то ли не понимаем, где слова родственные, а где нет, но традиционно процент успешного выполнения этого задания низок. Самая распространённая ошибка состоит в том, что проверочное слово подбирается исходя только из внешнего сходства корней, без учёта значения. Общее значение - вот что важно. Именно поэтому слова лилия и лиловый ; бежать и бежевый ; кофта и кафтан , ветеран и ветер и многие другие не могут быть проверочными друг для друга

    ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Безударные гласные корня в словах, близких по звучанию, но разных по значению пишутся по-разному: зале зать (в карман) – зали зать (раны), отва рить (картофель) – отво рить (дверь), пола скать (кошку) – поло скать (рот), разре дить (всходы) – разря дить (ружье), ума лять (значение) – умо лять (о пощаде), приме рять е́ ра) костюм – прими рять и р) соседей; разве вается е́ ять) флаг – разви вается (разви́ тие) промышленность. Слово, стоящее в скобках, помогает понять смысл слова с пропущенной буквой.
  2. Гласную о в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на –ывать (–ивать), например: опо здать (по здний, хотя опа здыва ть), раскро ить (кро йка, хотя раскра ива ть).
  3. Если в корне пишется ё, то в безударном положении в однокорневых словах следует писать е: испещрённый (пёстрый), звездопад (звёзды), весенний (вёсны), гнездиться (гнёзда)
  4. Безударные а - о в корнях с неполногласными сочетаниями ра, ла (брадобрей, прекратить, влачить, облако ) нельзя проверять соответствующими полногласными сочетаниями в корне оро, оло (борода, укоротить, волоку, оболочка ). Неполногласные сочетания характерны для старославянских корней, и в них всегда пишется а .
  5. Не стоит слепо проверять иностранные слова друг другом. В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения, например: абонемент (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу); аккомпанемент , хотя аккомпанировать . Сравните также также аналогичное явление в составе иноязычного корня дезинфиц ировать , хотя дезинфек ция . Сохраняется гласная корня в словах инъекция - инъецировать, проекция -проецировать и некоторых других. Желание проверить слово президент словом президиум также сомнительно, так как эти слова родственны лишь в языке−источнике, а в русском языке НЕТ (или пока нет) ни одного словаря, где бы эти слова трактовались как родственные.
  6. Недопустимо проверять иноязычные слова сокращёнными словами, возникшими в разговорной речи. Так, слово компьютер нельзя проверить словом комп (нет такого слова в гнезде родственных слов, да и в словарях его нет; нельзя проверить слово интеллигент словом интел (слова «интел» не существует).

8.2. Безударные гласные, не проверяемые ударением

Краткое обозначение в пояснении НГ

Наряду со словами, которые можно проверить однокоренными словами или путём изменения его формы, существует целый ряд слов, написание которых не подчинятся никаким правилам с точки зрения современного языка. Было бы замечательно, если бы существовал единый список слов, обязательных для запоминания, и он публиковался в учебниках и пособиях для подготовки к ЕГЭ. Но такого списка нет, во всяком случае, пока. В этом ряду есть и исконно русские слова, и заимствованные, и их количество продолжает расти за счёт слов иностранного происхождения. Здесь совет только один: не пытайтесь проверять непроверяемое. Как правило, в заданиях ЕГЭ проверяемые слова находятся быстро, их проверить ЛЕГКО. Написание слов с непроверяемой гласной в корне проверяется только по орфографическому словарю.

8.3. Безударные гласные в корнях с чередованием

Краткое обозначение в пояснении ЧГ

Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и тех, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных. Написание букв на месте безударных гласных подчиняется традиции. Проверять слова с чередующейся гласной ударением (путём подбора родственных слов) − грубая ошибка.

Все чередующиеся корни следует выучить наизусть. . Поделим их на типы.

8.3.1.Чередование гласных и/е в корне
Перед суффиксом А Нет суффикса А Исключения Похожие корни

1 собирать – би р(а) –

2 запирать – пи р(а) –

3 обдирать – ди р(а) –

4 обтирать – ти р(а) –

5 замирать – ми р(а) –

6 выжигать – жи г(а) –

8 расстилать – сти л(а) –

9 блистать – бли ст(а)

1 бер – собе рет

2 пер – запе реть

3 дер – обде рет

4 тер – обте реть

5 мер – заме реть

6 жег – выже г

7 чет – выче т

8 стел – рассте лить

9 блест – бле стеть

7 сочетание, сочетать

4 потерять, потерпеть

5 мир, мера

Обратите внимание:

противопоставление е/и в корнях глаголов, как правило, соответствует противопоставлению совершенного и несовершенного вида: умереть (сов. вид) – умирать (несов. вид), затереть(сов. вид) – затирать (несов. вид), выжечь (сов. вид) – выжигать (несов. вид), расстелить (сов. вид) – расстилать (несов. вид), обдеру(сов. вид) – обдираю (несов. вид).

Как видно из таблицы, корней, в которых и чередуется с е , всего девять . В этих корнях пишется буква И перед суффиксом А , но пишется буква Е , если нет суффикса А

Корни с чередующимися гласными надо выучить, чтобы не возникало соблазна в противоречащих друг другу проверках. Например, слово затираю , казалось бы, можно проверить словами протер и протирка , а слово стелить стелет и подстилка . Какой же образец выбрать для проверки? Никакой!

Обратите внимание на корень с чередованием МЕР/МИР , в этом ряду слов всего несколько: умереть, замереть/ умирать, замирать. Омонимичные корни (то есть похожие, но совершенно с другим значением) МИР и МЕР не являются корнями с чередованием. Поэтому слова мирный, примириться, перемирие; мировой, мировоззрение, мироощущение; примерять (платье), примерочная, измерение не относятся к словам с чередованием в корне .

8.3.2.Правописание корней с чередованием ИМ/ИН с А/Я

Ударное А или Я в безударном положении чередуется с ИМ или ИН:

нача ть - начин ать; приня ть - приним ать, поня ть - поним ать, сня ть - сним ать, сжа ть - сжим ать. При этом правописание им, ин , как видно из примеров, связано с последующим суффиксом а . Это пары глаголов совершенного и несовершенного вида, как и глаголы из предыдущей таблицы.

8.3.3.Чередование гласных а/о в корне

В зависимости от условий существует несколько типов.

1. Правописание корня зависит от ударения . В тех гласных, которые стоят под ударением, ошибиться невозможно. Поэтому следует запоминать только безударные корни.

Под ударением Без ударения Исключения Похожие корни
гар/гор
Только а : загАр, огАрок Только о : загОрелый, угОрел выга рки, изга рь, прига рь горе, гора, горячий, горький
клан/клон
Пишется и а , и о : клАняться и поклОн Только о : склОнение, наклОнить нет исключений клонировать
твар/твор
Пишется и а , и о : твАрь, твОрчество Пишется только о : вытвОрять, сотвОрить утварь творог
зар/зор
Пишется и а , и о : зАрево, зОри Пишется только а : зАря, зАрянка зоревать прозорливый
плав/плов/плыв
Пишется а и ы : плАвать, плАвание, заплЫв

Пишется а : поплАвок

Пишется ы : плывучий, плывун

пловец, пловчиха

расплавленный

2. Правописание корня зависит от последующей буквы.

Условие Примеры Исключения Похожие корни
раст/ращ/рос
Перед СТ только а : рАсти, подрАстать, рАстение росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост,

подростко́вый, Ростов, Ростислав

Перед Щ только а : вырАщивать, отрАщивать нет вращение, превращение
Перед С только о : вырОсли, отрасль
Обратите внимание: под ударением перед с (с последующим т и без него) - только о, например: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы.
лаг/лож
Перед Г всегда а : прилАгать, предлАгать, слАгаемое нет
Перед Ж всегда о : прилОжение, предлОжение, слОжить полог сложноватый, наслаждение
кас/кос
Перед А всегда а : касаться, касание нет косичка, косой, косить
Нет А всегда о : прикОснуться нет
скак/скоч
Перед К обычно а : прискАкать раскачаться
Перед Ч обычно о : заскочить скачок, скачу (и в формах этого слова: скачете, скачут, в которых гласная в корне стоит под ударением)

3. Написание гласной буквы в корне зависит от того, какое слово имеет значение.

проверяем словом тяжесть .

Ответ: отягощать.

Ответ: отягощать

Актуальность: 2016-2017

Сложность: обычная

Раздел кодификатора: Правописание корней

Правило: Задание 9. Безударные гласные в корнях слов

ЗАДАНИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ. ОБОБЩЕНИЕ.

Общее понятие о корне как части слова

Корень - это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Именно общее значение, а не внешний вид корня (или его части) позволяет отнести то или иное слово к родственным (или однокоренным) словам. В русском языке немало корней, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Например, буквосочетание ГОР встречается в тысячах слов, является корнем в словах ГОРЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и однокоренных к ним. Но это не один и тот же корень, а разные, ведь по смыслу слова ГОРЕТЬ, ГОРЕВАТЬ, ГОРА не имеют ничего общего. Этот факт играет огромную роль в написании корней с безударной гласной. Так, в приведённом ряду слов для каждого слова свой отдельный способ проверки: гор еть (корень с чередованием), гор евать (проверочное слово гО́ре), гор а (гО́рный).

В задании 8 встречаются:

Для успешного выполнения задания необходимо:

Уметь определять тип корня;

Применять правила, регулирующие написания того или иного типа корня.

В зависимости от типа корня существуют различные правила написания безударных гласных в корнях слов.

8.1. Безударные гласные, проверяемые ударением

Краткое обозначение в пояснении ПГ

В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, например: ле са (ле с), ли са (ли́ сы), ; хо ло дильник (хо́ лод, холо́ дный), прине сти (принё с), выпо лнять (по лный). Это правило отрабатывается на протяжении всего школьного курса русского языка, а начиналось изучение в начальной школе. Все помнят правило:

Но вот то ли ударения ставить не умеем, то ли запас слов настолько мал, что не удаётся подобрать проверочное слово, то ли не понимаем, где слова родственные, а где нет, но традиционно процент успешного выполнения этого задания низок. Самая распространённая ошибка состоит в том, что проверочное слово подбирается исходя только из внешнего сходства корней, без учёта значения. Общее значение - вот что важно. Именно поэтому слова лилия и лиловый ; бежать и бежевый ; кофта и кафтан , ветеран и ветер и многие другие не могут быть проверочными друг для друга

    ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Безударные гласные корня в словах, близких по звучанию, но разных по значению пишутся по-разному: зале зать (в карман) – зали зать (раны), отва рить (картофель) – отво рить (дверь), пола скать (кошку) – поло скать (рот), разре дить (всходы) – разря дить (ружье), ума лять (значение) – умо лять (о пощаде), приме рять е́ ра) костюм – прими рять и р) соседей; разве вается е́ ять) флаг – разви вается (разви́ тие) промышленность. Слово, стоящее в скобках, помогает понять смысл слова с пропущенной буквой.
  2. Гласную о в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на –ывать (–ивать), например: опо здать (по здний, хотя опа здыва ть), раскро ить (кро йка, хотя раскра ива ть).
  3. Если в корне пишется ё, то в безударном положении в однокорневых словах следует писать е: испещрённый (пёстрый), звездопад (звёзды), весенний (вёсны), гнездиться (гнёзда)
  4. Безударные а - о в корнях с неполногласными сочетаниями ра, ла (брадобрей, прекратить, влачить, облако ) нельзя проверять соответствующими полногласными сочетаниями в корне оро, оло (борода, укоротить, волоку, оболочка ). Неполногласные сочетания характерны для старославянских корней, и в них всегда пишется а .
  5. Не стоит слепо проверять иностранные слова друг другом. В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения, например: абонемент (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу); аккомпанемент , хотя аккомпанировать . Сравните также также аналогичное явление в составе иноязычного корня дезинфиц ировать , хотя дезинфек ция . Сохраняется гласная корня в словах инъекция - инъецировать, проекция -проецировать и некоторых других. Желание проверить слово президент словом президиум также сомнительно, так как эти слова родственны лишь в языке−источнике, а в русском языке НЕТ (или пока нет) ни одного словаря, где бы эти слова трактовались как родственные.
  6. Недопустимо проверять иноязычные слова сокращёнными словами, возникшими в разговорной речи. Так, слово компьютер нельзя проверить словом комп (нет такого слова в гнезде родственных слов, да и в словарях его нет; нельзя проверить слово интеллигент словом интел (слова «интел» не существует).

8.2. Безударные гласные, не проверяемые ударением

Краткое обозначение в пояснении НГ

Наряду со словами, которые можно проверить однокоренными словами или путём изменения его формы, существует целый ряд слов, написание которых не подчинятся никаким правилам с точки зрения современного языка. Было бы замечательно, если бы существовал единый список слов, обязательных для запоминания, и он публиковался в учебниках и пособиях для подготовки к ЕГЭ. Но такого списка нет, во всяком случае, пока. В этом ряду есть и исконно русские слова, и заимствованные, и их количество продолжает расти за счёт слов иностранного происхождения. Здесь совет только один: не пытайтесь проверять непроверяемое. Как правило, в заданиях ЕГЭ проверяемые слова находятся быстро, их проверить ЛЕГКО. Написание слов с непроверяемой гласной в корне проверяется только по орфографическому словарю.

8.3. Безударные гласные в корнях с чередованием

Краткое обозначение в пояснении ЧГ

Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и тех, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных. Написание букв на месте безударных гласных подчиняется традиции. Проверять слова с чередующейся гласной ударением (путём подбора родственных слов) − грубая ошибка.

Все чередующиеся корни следует выучить наизусть. . Поделим их на типы.

8.3.1.Чередование гласных и/е в корне
Пишется А Пишется О Исключения Похожие корни
равн/ровн
корень со значением «одинаковый, равный, сходный»: подрАвняться, урАвнение корень со значением «гладкий, ровный, прямой»: подрОвнять, урОвень. поровну, ровесник, равняться, равнина
Распознавать корни -равн-/-ровн- бывает трудно, поскольку их значения часто близки. Исторически они означали одно и то же, но корень -ровн- исконно русский, а -равн- по происхождению старославянский. Наиболее часто употребляемые слова с этими корнями следует просто выучить.
Перед суффиксом А Нет суффикса А Исключения Похожие корни

1 собирать – би р(а) –

2 запирать – пи р(а) –

3 обдирать – ди р(а) –

4 обтирать – ти р(а) –

5 замирать – ми р(а) –

6 выжигать – жи г(а) –

8 расстилать – сти л(а) –

9 блистать – бли ст(а)

1 бер – собе рет

2 пер – запе реть

3 дер – обде рет

4 тер – обте реть

5 мер – заме реть

6 жег – выже г

7 чет – выче т

8 стел – рассте лить

9 блест – бле стеть

7 сочетание, сочетать

4 потерять, потерпеть

5 мир, мера

Обратите внимание:

противопоставление е/и в корнях глаголов, как правило, соответствует противопоставлению совершенного и несовершенного вида: умереть (сов. вид) – умирать (несов. вид), затереть(сов. вид) – затирать (несов. вид), выжечь (сов. вид) – выжигать (несов. вид), расстелить (сов. вид) – расстилать (несов. вид), обдеру(сов. вид) – обдираю (несов. вид).

Как видно из таблицы, корней, в которых и чередуется с е , всего девять . В этих корнях пишется буква И перед суффиксом А , но пишется буква Е , если нет суффикса А

Корни с чередующимися гласными надо выучить, чтобы не возникало соблазна в противоречащих друг другу проверках. Например, слово затираю , казалось бы, можно проверить словами протер и протирка , а слово стелить стелет и подстилка . Какой же образец выбрать для проверки? Никакой!

Обратите внимание на корень с чередованием МЕР/МИР , в этом ряду слов всего несколько: умереть, замереть/ умирать, замирать. Омонимичные корни (то есть похожие, но совершенно с другим значением) МИР и МЕР не являются корнями с чередованием. Поэтому слова мирный, примириться, перемирие; мировой, мировоззрение, мироощущение; примерять (платье), примерочная, измерение не относятся к словам с чередованием в корне .

8.3.2.Правописание корней с чередованием ИМ/ИН с А/Я

Ударное А или Я в безударном положении чередуется с ИМ или ИН:

нача ть - начин ать; приня ть - приним ать, поня ть - поним ать, сня ть - сним ать, сжа ть - сжим ать. При этом правописание им, ин , как видно из примеров, связано с последующим суффиксом а . Это пары глаголов совершенного и несовершенного вида, как и глаголы из предыдущей таблицы.

8.3.3.Чередование гласных а/о в корне

В зависимости от условий существует несколько типов.

1. Правописание корня зависит от ударения . В тех гласных, которые стоят под ударением, ошибиться невозможно. Поэтому следует запоминать только безударные корни.

Под ударением Без ударения Исключения Похожие корни
гар/гор
Только а : загАр, огАрок Только о : загОрелый, угОрел выга рки, изга рь, прига рь горе, гора, горячий, горький
клан/клон
Пишется и а , и о : клАняться и поклОн Только о : склОнение, наклОнить нет исключений клонировать
твар/твор
Пишется и а , и о : твАрь, твОрчество Пишется только о : вытвОрять, сотвОрить утварь творог
зар/зор
Пишется и а , и о : зАрево, зОри Пишется только а : зАря, зАрянка зоревать прозорливый
плав/плов/плыв
Пишется а и ы : плАвать, плАвание, заплЫв

Пишется а : поплАвок

Пишется ы : плывучий, плывун

пловец, пловчиха

расплавленный

2. Правописание корня зависит от последующей буквы.

Условие Примеры Исключения Похожие корни
раст/ращ/рос
Перед СТ только а : рАсти, подрАстать, рАстение росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост,

подростко́вый, Ростов, Ростислав

Перед Щ только а : вырАщивать, отрАщивать нет вращение, превращение
Перед С только о : вырОсли, отрасль
Обратите внимание: под ударением перед с (с последующим т и без него) - только о, например: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы.
лаг/лож
Перед Г всегда а : прилАгать, предлАгать, слАгаемое нет
Перед Ж всегда о : прилОжение, предлОжение, слОжить полог сложноватый, наслаждение
кас/кос
Перед А всегда а : касаться, касание нет косичка, косой, косить
Нет А всегда о : прикОснуться нет
скак/скоч
Перед К обычно а : прискАкать раскачаться
Перед Ч обычно о : заскочить скачок, скачу (и в формах этого слова: скачете, скачут, в которых гласная в корне стоит под ударением)

3. Написание гласной буквы в корне зависит от того, какое слово имеет значение.

Пишется А Пишется О Исключения Похожие корни
равн/ровн
корень со значением «одинаковый, равный, сходный»: подрАвняться, урАвнение корень со значением «гладкий, ровный, прямой»: подрОвнять, урОвень.

Задание №8 1 вариант

к...рысть

пол...жение

прит...жение

прид...раться

г…потеза

2.8.. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня.

вин...грет

др...хлеть

отр...сли (волосы)

Р…стов

ан…малия

3.

объед...нение

з...рница

ант…гонизм

к..снулся

рест…врировать


4. 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

осм...трел

обг...релые

б...рюзовый

ост...рожный

отб..рает


5.

ф...нарики

ск...птицизм

бл...стать

заст. .лая

р..гламент


6. 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

к...сающийся

изл...жение

п...стух

эп...демия

ав…нтюра


7. 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

оз...рение

вым...кнуть

препод...ватель

тв...рение

б…йкот


8. 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня.

Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

расст...латься

д...лина

подск...чить

алг...ритм

вет…ринар

9. 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

разбр...сать

выл...жить

атт...стат

прик...сновение

г…бариты

10. 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

к...росин

выр...сти

изв...нился

соч...тать

г…рнизон

Задание №8 2 вариант

1.8.. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

охр...нять

приг...реть

гл...диатор

к...нгуру

ум…рать

неприм...римы

соч...тание

зам...рающий

п...чаль

д…фицит

3. 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

укр...щать

предл...жение

зап...наться

к…варный

м…ридиан
4. 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

к...ллекция

п...чаль

св...тящийся

выр...внять

подж…гатель


5. 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

по...вились

тр...вожный

изл…жить

д…рижировать

акв…рельный


6. 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

сл...жение

пл...вучий

чер...довать

взр...стить

р…абилитация


7. 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пренебр...жительно

заг...релый

ск...кать

к…тастрофа

к…мбинезон

8. 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

б...дон

к...чан

п...лисадник

п...стреть

сг…реть

выб..рать

9. 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

н...ктюрн

л...ванда

м...золь

отк...пать

нар..стание

10. 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

уг...сать

изб...ратель

непром...каемый

уп...раться
л…нолеум

Задание № 8 3 вариант

1.8.. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

прик...сновение

несг...раемый

м...тодика

бл...стательный

б...лото

2.8.. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня.Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пл...вучий

гарм...нировать

подн...маются

эксп..римент

стр...мительно

3. 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

запр...щённый

откл...нение

гор...зонт

ст…пендия

эксп…римент


4. 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня.Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

р...синка

р...сточек

ж...кет

п…норама

п…радокс


5. 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ф...номен

разд...валка

з..ря

к..саться

пр…митивный


6. 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

возр...стной,

попл...вок

заг...релый

поб...лить

с..пог
7. 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

к...мплимент

д...льновидный

проц...дура

в...трина

в...ртикальный
8. 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня.

Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

заж...гательный

выск...чка

устр...шать

г...ризонт

к…рнавал
9. 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

об...жаться

ур...вень

не на кого оп...реться

ад...птация

с...реневый
10. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

л...биринт

к...ллизия

на ск...ку

наиск...сок

б...рёза

ответы

1 вариант

2 вариант

3 вариант

притяжение

Охранять

методика

дряхлеть

непримиримы

гармонировать

объединение

Укрощать

запрещённый

осмотрел

светящийся

росинка

скептик

появились

раздевалка

пастух

чередовать

побелить

преподаватель

пренебрежительно

дальновидный

долина

пестреть

устрашать

разбросать

откопать

обижаться

извинился

угасать

наискосок

Типичные случаи нарушения синтаксических норм

  1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

    благодаря (кому) другу
    вопреки (чему) ожиданию
    согласно (чему?) расписанию

    по приездЕ в Казань
    по истечениИ срока
    по прибытиИ домой

    • Запомните, что предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ употребляются только с дательным падежом:
    • Предлог «ПО» управляет предложным падежом.
  2. Нарушение согласования
  3. Ошибка в построении сложного предложения, которые бывают трех видов:
    • сложносочиненные (состоят из равноправных частей)
    • сложноподчиненные (состоят из главной и придаточных частей)
    • сложные предложения с разными видами связей
  4. Нарушение в построении предложения с обособленным определением
  5. Неправильное употребление им. числительного
    Чтобы найти ошибку, нужно знать правила склонения числительных :
    • У сложных числительных склоняются обе части слова, а у порядковых числительных изменяется только последнее слово;
    • Числительное «оба» употребляется только с существительными, имеющими форму единственного числа;
    • Числительные «двое», «трое» и др. не употребляются с существительными женского рода и со словами, обозначающих взрослых животных.
  6. Неправильное употребление местоимения.
  7. ​Неправильное построение предложения с косвенной речью.
  8. Ошибка в построении предложения с однородными членами
    Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить однородные члены в предложении, а также знать основные правила:
    • Нельзя объединять в однородный ряд глаголы и существительные, полные и краткие формы прилагательных и причастий, причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение, родовые и видовые понятия, а также далекие по смыслу понятия.
    • Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах, требующих разного управления. Эта ошибка также называется «Нарушение управления при однородных членах предложения».
    • Двойные союзы не должны быть искаженными, а также необходимо соблюдать верный порядок слов при использовании двойных союзов.
    • Не должно быть избыточного использования союзов.
  9. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
  10. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
    Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять подлежащее и сказуемое в предложении, а также знать основные правила :
    • Сказуемое должно быть согласовано с подлежащим, а не со второстепенными членами предложения.
    • Если подлежащим является существительное мужского рода, обозначающее должность или профессию, то род сказуемого определяется из контекста. Если присутствует указание на женский пол, сказуемое должно быть женского рода, в противном случае – мужского.
    • Если подлежащим является сложносокращенное слово, род сказуемого определяется главным словом из словосочетания.
    • Местоимение «кто» употребляется с глаголом в единственном числе и мужском роде.
    • Обособленный оборот не влияет на форму сказуемого.
    • Если числительное является подлежащим и оканчивается на один, то сказуемое должно быть в единственном числе.
  11. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
    Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении причастный оборот, а также знать основные правила:
    • Причастный оборот должен быть согласован с определяемым словом;
    • Причастный оборот не должен быть удален от определяемого слова;
    • Причастный оборот не должен разбиваться на части определяемым словом.