Как попасть к о илию. Когда илий общается с президентом. Старец Илий: биография

У старца спросили:

Сколько видов друзей существует? - Четыре, - подумав, ответил он.
1. Есть друзья, как еда - каждый день ты нуждаешься в них.
2. Есть друзья, как лекарство - ищешь их, когда тебе плохо.
3. Есть друзья, как болезнь - они сами ищут тебя.
4. Но есть такие друзья, как воздух - их не видно, но они всегда с тобой.

Схиархимандрит Илий (Ноздрин) — один из самых известных священнослужителей Русской церкви, духовник братии Оптиной пустыни, более того, личный духовник Святейшего патриарха Кирилла. Многие называют его сегодняшним оптинским старцем, но сам отец Илий отшучивается:

— Я просто старик...

Многолетний помощник батюшки Георгий Богомолов сопровождает его и в Оптиной, и в Патриаршей резиденции в Переделкине, где отец Илий в последние годы бывает едва ли не чаще, чем в монастыре. Но многотысячные потоки людей, стремящихся к старцу, сильно отличаются.

— В Оптину едут в основном люди воцерковленные, за наставлением и благословением, а в Переделкино — нередко просто за чудом. Пришли, прикоснулись и будто бы автоматически получили то, что хотели. Но ведь так не бывает! Еще Амвросий Оптинский говорил, что важнее всего — труд, молитва и смирение, а попасть в Переделкино — несложно, по дороге можно и к экстрасенсу заехать, а потом — сравнивать, чей совет лучше.

Георгий Богомолов
За чашкой чая батюшка не столько учит жизни, сколько тихо рассуждает о тех проблемах, которые привели нас к отходу от Бога.

— Отче, а о чем должны писать мы, светские журналисты? — спрашиваю я отца Илия.

— Все очень просто. О целомудрии и крепкой семье, против наркомании и пьянства. Но самое главное — это остановить машину пессимизма, которая постоянно запугивает наш народ — мором, голодом, революциями, вгоняя его в уныние — один из самых страшных грехов, который отдаляет человека от Бога.

Все очень просто, хотя и неимоверно сложно. Ведь мы уже очень давно разучились жить так, как учил один из первых оптинских старцев — преподобный Амвросий: «не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать». И чтобы вернуться к этому простому умению, нужно остановить ту самую информационную машину пессимизма, машину уныния, шестеренками которой мы сами подчас являемся. Причем остановить, прежде всего, в самом себе. (ц)

Отец Илий, схиархимандрит, духовный наставник патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Свято-Введенской Оптиной пустыни.

Отец Илий

Илию Ноздрину с детства было предначертано стать «Божьим человеком»

Семья

Алексей Афанасьевич Ноздрин, родился 8 марта 1932 года в Орловской губернии в селе Колодезь, в самой обычной семье крестьян. В семье, где вера в бога была в чести.

Отец - Афанасий Ноздрин,

Мама - Клавдия Ноздрина.

В семье кроме, маленького Алексея были 3 брата и сестра.

День рождения Отца Илия

К моменту рождения Алексея, был жив дед Иван по отцовской линии. Иван Ноздрин служил старостой Покровской церкви в своем селе.

В тяжелом 1942 году, семья Ноздриных понесла трагические потери. Отец погиб на фронте, и дед умер в том же году.

После смерти отца Алексея, мать решила посвятить себя детям, семье и больше замуж не вышла.

Крещение Алексея Ноздрина прошло в младенческом возрасте близ лежащей деревни Лукино.

Еще с маленького возраста, благодаря стараниям матери ребенок научился читать книги, особенно ему легко давались книги с молитвами. Даже его друзья мальчишки его называли «Божественным».


Рядом с ним всегда много просящих о помощи. И он никому не отказывает

По рассказам современников маленького Алексея, в его родном селе широко известен случай: в 1947-1948 году Алексея обокрали.

Он помолился в слезах перед Казанской иконой Божией Матери и нашёл на земле горячий пшеничный каравай

Годы учебы

1949 год - завершил учебу в Становоколодезьской средней школе.

Служба в армии

Отец Илий воспринимал ее как черную полосу в жизни, из за принудительного вступления в комсомол

Как считает сам отец Илий, эта пора для него - черная полоса. Это связано с вступлением в комсомол по решению воинского начальства.

После армии он понял, что это грех против Бога. Раскаявшись, он не придумал ничего лучшего, как это исправить и просто сжег билет.

1955-1958 годы - студент Серпуховского машиностроительного техникума.


После завершения учебы в техникуме был направлен на работу по специальности в Волгоградскую область, г.Камышин.

Город Камышин был одним из редких городов, где в конце 50-х годов действовал православный храм.

Дорога к Богу

Иоанн Букоткин, первый духовный наставник отца Илия

В храме Николая чудотворца, будущий отец Илия познакомился со своим первым духовным наставников, Иоанном Букоткиным.

По предложению и благодаря помощи отца Иоанна, он поступает в Саратовскую духовную семинарию.

Обучение уже заканчивал в Ленинградской семинарии, далее обучение в академии.

Там же, в Ленинграде, Алексей Ноздрин принял постриг с именем Илиан, в честь одного из сорока мучеников Севастийских. Постриг совершил митрополит Никодим (Ротов).

1966-1976 годы. Служба в Псково-Печерском монастыре.

Псково-Печерский монастырь

Один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей.

Название монастыря связано с находящимися в нём пещерами, называемыми «Богом зданными».

В 1473 году здесь была освящена пещерная церковь Успения Божией Матери, выкопанная преподобным Ионой в холме из песчаника.

Этот год считается годом основания монастыря. Холм, в котором находятся Успенская церковь и Богом зданные пещеры, называется Святой горой.

Весной 1976 года уже нес послушание в Пантелеимоновской церкви, которая находится на Святой Афонской горе.

Старец Илий

1989 год возвращается в Россию и по решению Священного Синода едет в Оптину пустынь, помогать восстанавливать монастырь.

Как мы с вами видим биография Илия Ноздрина богата на переезды в различные церкви и монастыри.

В начале 90-х годов принял постриг в великую схиму с именем Илий.

В течение 20 лет отец Илий нес старческое служение в монастыре Оптина пустынь.

В эти годы его называли Илий Оптинский.


В течение 20 лет в Оптиной пустыне служил Илий (Ноздрин)

2009 год - новое ответственное испытание, он - духовник Патриарха Кирилла, с которым учился в духовной академии.


2010 год. Архимандрит Илий Ноздрин стал членом Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и членом Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества Межсоборного присутствия.

В апреле 2010 года его возвел патриарх Кирилл в сан схиархимандрита в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.


Отец Илий принимает в Преображенском храме

На вопрос, как попасть к нему и принимает ли он посетителей, ответ такой - старец Илий ведет прием в Преображенском храме, который находится в Переделкино в резиденции Патриарха всея Руси.

Адрес, где служит Илий: город Москва, улица 7-я Лазенки, дом 42А, строение 4.

Добраться до храма в Переделкино можно на электричке и на автобусе

  1. На автобусе № 468 со станции «Одинцово» до платформы «Переделкино».
  2. На электричке (или автобусе) со станции «Одинцово» до станции «Баковка». Далее - пешком, пересекая Минское шоссе, вдоль асфальтированной дороги, соединяющей Минское и Боровское шоссе.
  3. На электричке из Москвы до станции «Переделкино» с Киевского вокзала ехать примерно 20 минут.
  4. На машине в Переделкино можно добраться по Боровскому или Минскому шоссе. Из Одинцово через Лесной городок выехать на Минское шоссе, развернуться на ближайшей развязке в сторону Москвы, и в районе деревни Баковка свернуть налево (на светофоре) на Буденновское шоссе и ехать до Переделкино примерно 2 км.

До Преображенского храма от станции «Переделкино» нужно идти по ходу движения электрички вдоль автомобильной дороги, пути не переходить.

Реальные истории помощи старца Илия нуждающимся

Пишут паломники:

Встреча с отцом Илией состоялась в братском корпусе, за закрытыми дверями.

Нас, паломников, было трое, и каждый мог сравнительно спокойно поговорить с батюшкой.

Я заранее подготовил в уме слова о своих внутренних нестроениях и житейских бедах, которые в тот период моей жизни особо одолевали меня, рождая в душе ледяное уныние и безразличие ко всему.

Мне хотелось попросить святых молитв батюшки (ведь много может молитва сильного) и узнать, как жить дальше.

Когда подошла моя очередь, я, стесняясь своего физического превосходства, встал перед отцом Илией на колени и неожиданно для себя сказал: «Батюшка, умножь во мне веру!»

«Веру?» - нараспев произнес батюшка. Удивился. Затем хорошо, так ласково улыбнулся, что сразу угрел мне сердце.

Слова и время потеряли значение.

Все, кроме одного, утратило смысл - вот так стоять бы до конца жизни рядом с батюшкой на коленях, да греться в его лучах - на греческом языке его имя значит Солнце.

Сколько же это длилось? Может быть, десять минут, а может быть, и вечность.

С того дня я стал живее понимать слова Апостола - «покрывайте любовью», испытав на себе тепло настоящей любви».

Это были настоящие чудеса батюшки.


Надо лететь на выполнение задания - а батюшка Илий все не отпускает… «Он меня отмолил!» - признался генерал Ивановский

Считается, что молитва старца Илия обладает особой силой.

Вот что говорят те, кому помог он: однажды к нему в скит доставили смертельно раненного в Чечне офицера-разведчика, который пять месяцев провел без сознания в разных госпиталях.

Схиигумен Илий помолился над офицером - и тот открыл глаза, сознание вернулось к нему. После этого началось выздоровление.

Гришин, М. Русский вестник от 04.09.2003. Отзывы от людей о Илие.

Видео

На этом видео беседа с отцом Илием о соблазнах, которые встречаются у человека на жизненном пути, как он может их избежать.

«Монахи про него говорили, что он именно привязывается душой к тому, кто грешнее, и, кто всех более грешен, того он всех более и возлюбит».

Федор Достоевский, «Братья Карамазовы»

В апреле 2010 года седой сгорбленный старец Илий встречался со своим почитателем по имени Анатолий Бровко. В жизни обоих как раз произошли важные перемены. Илий был возведен патриархом в высокий сан схиархимандрита, за год до того став духовником главы РПЦ (*, утверждают православные ресурсы*) . Бровко же за несколько месяцев до той беседы стал губернатором Волгоградской области.

Чиновник был в восторге от встречи. В своем блоге Бровко описал старца: «Это удивительный человек, который обладает даром предвидения».

У старца есть охранник, возят схиархимандрита на автомобиле Land Rover, но «ему самому ничего не нужно», рассказывает работник подворья. По его словам, для встреч с высокопоставленными посетителями у старца в Переделкине есть несколько приватных помещений.

люциферъ

В деревенском храме Орловской области иеромонах Владимир Гусев, не обращая внимания на съемку, начинает обряд экзорцизма. «Когда началась отчитка, гнетущая тишина сменилась ревом, визгом и другими звуками, многие из которых даже не имели ничего общего с человеческим голосом», - комментирует съемку автор материала об изгнании бесов. В кадре видно, как женщины бьются в истерике, а священник поливает их водой и подносит крест, иногда даже слегка бьет им. Такие обряды он проводит еженедельно.

У отца Владимира, мягко говоря, несовременные взгляды: он рассказывает , что родовое проклятие существует на самом деле, и сейчас оно довлеет над многими россиянами из-за греха предков - богоотречения после революции коммунистов 1917 года. Так, к борьбе с бесами у него примешивается политика: первым революционером, по его словам, был дьявол, а многие «шибко умные, студенты «исповедовали либерализм, не принимая устроения библейского - если есть царь на небе, должен быть царь на земле».

Благословение на проведение обрядов экзорцизма отцу Владимиру дал его духовный учитель - старец Илий (*, так давно и регулярно утверждает сам Владимир. Кроме того, Гусев - учредитель благотворительного фонда социального служения «Покров», которому Илий оказывает «духовную помощь»*). В 1990-х нынешний духовник Патриарха сам изгонял из людей дьявола в своей келье, но с возрастом проводить обряд ему стало тяжело, и он благословил на такие практики учеников (*, рассказывает последователь старца, регулярно его посещающий последние несколько десятилетий*). В интернете даже есть запись 2002 года, на которой Илий и Владимир участвуют в обряде, похожем на экзорцизм. На видео перед священнослужителями кричит женщина, а Гусев затем утверждает, что Илий «на отчитках почти всегда здесь, бесы его видят, бесы кричат ». Взгляды священнослужителей вообще очень похожи, только Илий чаще излагает их чиновникам - он уделяет подчеркнутое внимание власть имущим (*, считает протоиерей Всеволод Чаплин*).

Федеральный чиновник, не так давно приезжавший к старцу, рассказывает, что действительно без проблем смог добиться аудиенции, и значительную часть разговора отец Илий критиковал коммунистов. А в конце беседы даже выдал ему антикоммунистическую литературу.

Для старца борьба с коммунизмом и дьяволом - важные темы. В начале 50-х он сжег комсомольский билет. Выходец из раскулаченной семьи, с детства молившийся богу и объяснявший многие события жизни промыслом свыше, Илий вступил в комсомол в армии под воздействием командира, но быстро раскаялся. Сейчас в своих выступлениях он объясняет многомиллионные потери в Великую отечественную войну безбожием. «Атеизм - это сатанизм в буквальном смысле», - сказал он в одном интервью, а в другой раз добавил про неверующих: «дьявол их держит».

Впрочем, изгнание бесов, возможно, единственная тема, с которой чиновники не обращаются к Илию. Самая обыденная тема - здоровье. Чиновники, как и простые люди, приезжают к старцу за исцелением, хотя доступные способы светского лечения у высокопоставленных госслужащих и шире, чем у обычных граждан (*, говорит федеральный чиновник, относящий себя к неверующим, но много слышавший о поездках к старцу от начальников и подчиненных*).

Один из чиновников, столкнувшийся с проблемами со здоровьем, рассказывает: он решился на визит, узнав, что у Илия были «очень многие люди из руководства страны» - со старцем общается ближайшее окружение премьера Дмитрия Медведева, например, супруга Светлана и бывший первый вице-премьер, а теперь глава ВЭБа Игорь Шувалов. О встрече договорились через помощников старца. Илий был добр, обращался «детка» и обещал, что все будет хорошо. Впрочем, для подстраховки, добавляет чиновник, он полечился за границей. Еще один чиновник, обращавшийся к старцу с проблемами, говорит, что Илий, взглянув на него, сам понял, что тот не крещен, и велел это сделать.

«Верующий должен подумать прежде чем его о чем-то спрашивать, потому что его слово будет обязывать», - говорит верующий, знакомый с культом старца Илия.

Как певец Ираклий излечился на печке старца

«Приезжал в Оптину, когда у батюшки был в Клыково небольшой дом на территории монастыря, на втором этаже проходили службы домашние, чада собирались. А на первом этаже была печка. Как-то я приехал, температура была сорок, искушение было не пойти утром на службу, вообще я еле дышу. И мне послушник, живущий в монастыре, говорит - иди на печку. Я в жизни не был на печке. И, действительно, я помолился утром, собираюсь причаститься, думаю, встану - не встану. И о многом думал. И определенные выводы сделал. И на утро, на этой печке проснувшись, у меня ни температуры не было, ни горло не болело. За ночь вот, скажем так… Я это никогда не забуду. И каждый раз, когда приезжал туда, каждый раз шел на печку. Меня прозвали после этого Печкин».

В Пафнутьево-Боровском монастыре когда-то держали в заключении самых знаменитых староверов - протопопа Аввакума и боярыню Морозову, зато теперь тут живет один из самых известных и вполне лояльных старцев - Власий. Он типичен для нашего времени - интересуется политикой и нетрадиционной медициной.

Сам батюшка рассказывал, что по глазам определяет болезни - он изучал иридодиагностику (*. Врачи называют диагностику заболевания по радужной оболочке «лженаукой»*). «Я смотрю человеку в глаза и говорю: «Дорогой мой, брось пить!» А он мне: «Что вы, батюшка, да я не пью! Разве только по праздникам я туда-сюда!» А я ему снова: «Брось пить! Твоя печень, вон, квакает!», - рассказывал он, добавляя, что, проведя обследования, врачи и правда находили у человека проблемы с печенью. Сам Власий якобы вылечился от рака, уехав жить в уединении на Афон.

Чиновник, ездивший к старцу на беседу, рассказывает, что услышал про него от знакомых силовиков, они же и помогли попасть на прием, минуя очередь. Старец произвел хорошее впечатление, во время беседы предлагал шоколад, а в конце разговора посмотрел на визитера цепким взглядом и дал понять, что в будущем тот станет вице-премьером. Прогноз пока не сбылся.

Впрочем, в понимании политики Власий, судя по рассказам собеседников «Проекта», все же уступает Илию. Как-то один из губернаторов приехал к Илию пожаловаться на тяжелую жизненную ситуацию и получил два совета (*, по словам бывшего регионального чиновника*), которые выдали в нем знатока ситуации в регионе. Во-первых, отодвинуть от себя жену и любовницу. Причем ссылался Илий на разведенного Путина: «Ты видишь рядом с нашим президентом женщин?!». Во-вторых, позаботиться о природе, решив вопрос с местным целлюлозным комбинатом.

Собеседники «Проекта» называют сразу нескольких бывших и действующих глав регионов, которые «стоят в очереди к Илию»: кроме упомянутого Бровко это и калужский руководитель Анатолий Артамонов, и глава Брянской области Александр Богомаз, и исполняющий обязанности губернатор Петербурга Александр Беглов, и замполпреда президента в Центральном федеральном округе Вадим Потомский (*, рассказывают собеседники «Проекта»*). Ездят к нему и силовики. Постоянный гость Илия как-то услышал разговор помощников старца: якобы за одну страстную неделю приезжали 40 генералов.

В конце 2013 года в окружении старца заговорили о том, что к нему приехал советник президента Сергей Глазьев в компании с еще несколькими политиками. В российском руководстве тогда были озабочены планами президента Украины Виктора Януковича подписать соглашение об ассоциации Украины с Евросоюзом, и Москва искала способы повлиять на главу соседнего государства. «Отец Илий знаком с Януковичем, и ему предлагали организовать самолет в Киев, чтобы он поговорил с президентом», - утверждает священнослужитель из Оптиной пустыни.

Подлинность этой истории подтвердить не удалось, но у Илия действительно были связи за границей. Он, к примеру, общался с представителями крупного донецкого бизнеса (*, говорит общавшийся со старцем политолог и националист Виктор Милитарев*). Кроме этого у него есть опыт участия в зарубежных переговорах - он летал в США перед объединением РПЦ с Русской православной церковью за рубежом (*, вспоминает знакомый Илия из Оптиной пустыни*). От предложения Глазьева Илий вежливо отказался. Как говорит его знакомый, «может, уже что-то понимал про Украину» (*. Помощник Глазьева не ответил на звонки и сообщения корреспондента «Проекта». Зампред синодального отдела по взаимодействию церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе на вопрос о контактах Илия с чиновниками сказал, что патриархия не может комментировать все, что связано с личным общением публичных деятелей с представителями церкви, в том числе старцами. «Это право каждого человека», - подчеркнул он).

По преданию, господь дал Богородице в удел Афон, чтобы он стал «раем и гаванью спасения желающих спастись». Российские политики и бизнесмены стали спасаться в Греции со второго президентского срока Путина. Тогда уже на поездки за границу чиновников руководство страны смотрело косо, но запретить ездить на святую гору не мог никто (*, рассказывал ранее близкий к Путину в 2000-х бывший банкир и сенатор Сергей Пугачев*).

Тем более, что Афон, где монахи говорили на непонятном россиянам греческом, еще и привлекал их мистическими историями и предсказаниями. Крупному бизнесмену афонские старцы сообщили, что «воля ему быть министром». Правда, обещание содержалось в написанной по-гречески и переведенной местными специалистами записке (*, вспоминал Пугачев*).

Естественно, это место хорошо знакомо и главному российскому старцу. Как-то раз народный артист России Евгений Миронов решил съездить на святую гору. По пути на службу в один из монастырей он увидел заглохшую машину. Рядом с водителем в ней сидел обалдевший от жары Илий. Миронов со старцем к тому времени уже были знакомы - артист сравнивал его с героем Федора Достоевского старцем Зосимой, цитата о котором приведена в эпиграфе к этому тексту, и рассказывал, что даже советовался с Илием, играть ли ему самого писателя в сериале «Достоевский». Так что старец охотно пересел в прохладную машину своего духовного чада, а в конце решил отблагодарить - протянул ему «как цветок» купюру в сто евро. «Да просто на память», - сказал старец, не придающий, по мнению Миронова, значения деньгам.

Монастырь Святого великомученика и целителя Пантелеимона на Афоне. Источник: сайт government.ru

Когда-то старец жил на Афоне - его отправили туда в середине 70-х, и до конца 80-х он был духовником Пантелеимонова монастыря. Антисоветчика Илия выпустили в длительную командировку в капстрану, да еще и в ответственный период, когда в Греции только пал режим «черных полковников», - это говорит о том, что «Илия тогда воспринимали как надежного советского человека», размышляет занимающийся проблемами современной истории РПЦ политолог Алексей Макаркин.

Сейчас Илий не просто регулярно бывает на Афоне (*, рассказывают двое его знакомых*), он еще и активно общается с высокопоставленными политиками- почитателями святой горы. Беглов, ярый «афонец», говорил, что «этот старец - наш молитвенник, наш светоч». Бывают у Илия и жертвовавший деньги местным монастырям бывший глава РЖД Владимир Якунин (*, говорит человек, встречавшийся с Илием*), и секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак, публично сообщавший о паломничестве в Грецию (*, говорит собеседник в руководстве партии*). Именно Илий возит многих политиков на Афон, утверждает бывший региональный чиновник, не уточняя состав таких делегаций.

Хорошо известно, что бывал на Афоне и президент Путин - посещал родной Илию Пантелеимонов монастырь. Политик, приезжавший туда десять лет назад, вспоминает, как местный батюшка довольно пренебрежительно высказался о тогдашнем президенте Медведеве: «Он - либерал». Зато про тогдашнего премьера сказал так: «Путин послан России Господом».

Конечно же, президент - тоже в чадах Илия.

влади́мїръ

В начале августа 2000 года молодой президент Путин заехал в старинный Псково-Печерский монастырь. Журналистов (судя по отсутствию репортажей в СМИ) он с собой не взял, и ходил по пещерам монастыря в сопровождении безвестных тогда, зато ставших впоследствии очень влиятельными людей - архимандрита Тихона Шевкунова (*, которого станут называть духовником президента, что, по словам высокопоставленного источника «Проекта» в Кремле, не соответствует действительности - президент и архимандрит просто общаются*), и охранников Алексея Дюмина и Евгения Зиничева, ставших, соответственно, губернатором Тульской области и главой МЧС. В монастыре Путин зашел в келью к главной легенде РПЦ того времени - старцу Иоанну (Крестьянкину). Этот 90-летний на тот момент архимандрит еще при Сталине был осужден за антисоветскую агитацию, а уже с конца 60-х стал принимать поток верующих и заслужил репутацию прозорливца.

Иоанн Крестьянкин и Владимир Путин, 2000 год. Источник: kremlin.ru

Из-за отсутствия репортажей о событии встреча впоследствии обросла легендами - якобы Путин и старец беседовали больше часа, а Иоанн ни много ни мало стал духовным наставником президента. На самом деле все было не так (*, вспоминал ранее сопровождавший президента банкир Пугачев*): Путин долго не хотел заходить в келью, потом зашел туда меньше, чем на минуту, и вышел со словами: «Забавный старичок».

В начале своего правления президент-выходец из КГБ не только с трудом общался с пострадавшим от репрессий старцем, но и в целом плохо ориентировался в церковных делах. «А как к нему обращаться?», - спрашивал он перед первой встречей с патриархом Алексием II. Узнав, что надо говорить «Ваше Святейшество», президент смутился, и в итоге при встрече просто сказал: «Здравствуйте, Алексей Михайлович». Патриарх не удивился (*, рассказывал Пугачев*).

Со временем президент прекрасно освоился во всех правилах, стал часто посещать церкви. Моду или искреннее увлечение вождя «скрепами» быстро считала и элита - чиновничество зачастило в храмы и монастыри. Между собой чиновники обсуждали, что в 2011 году, когда Путин принимал решение о возвращении на пост президента, он советовался с духовенством Валаамского монастыря (*, говорит собеседник в одной из силовых структур*). «Есть мнение, что у него бывают там духовные разговоры с наместником монастыря епископом Панкратием», - говорит возглавлявший в то время отдел Патриархата по взаимодействию церкви и общества Всеволод Чаплин. Впрочем, по его словам, Путин «своеобразно религиозен»: «Он не из тех, кто будет безоговорочно слушать советы духовенства. И не думаю, что он смотрит в рот патриарху. Скорее наоборот».

Путин о вере в бога

В 2018 году во время «Прямой линии» президент уклончиво ответил на вопрос о том, когда он поверил в бога. «Это очень интимный вопрос. Вы знаете, очень трудно говорить об этом на публику. На мой взгляд, человек рождается с верой в душе, уже рождается с этим. Только разные люди в разное время и при разных обстоятельствах начинают это понимать. Скажем, во время Великой Отечественной войны, когда даже самые заядлые и отъявленные атеисты вставали в окопе и шли в атаку, уверен, что каждый из них думал о Боге. Есть люди, которые понимают это без всяких экстремальных ситуаций. Но уж точно, когда человек попадает в какую-то экстремальную ситуацию, почти каждый думает об этом».

Сошелся президент и со старцем Илием. В Оптиной пустыни считается, что он когда-то исповедовал и Путина, и Медведева (*, рассказывает на условиях анонимности один из местных священников*). Когда именно состоялось это знакомство, неизвестно. Но 7 мая 2018 года, в день своей инаугурации на четвертый срок, президент подходил к старцу. В тот день Илий был вместе с президентом и патриархом в Благовещенском соборе на благодарственном молебне.

A post shared by Схиархимандрит Илий (Ноздрин). (@starets_ilij_nozdrin) on Sep 3, 2018 at 12:18am PDT

Схиархимандрит Илий, Владимир Путин и патриарх Кирилл

Путин и Илий встречались несколько раз, сказал «Проекту» пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, добавив, что такие встречи нерегулярны. Известно и то, что президент созванивается со старцем, правда, факт этих бесед не отражается на официальном сайте Кремля. 8 марта 2017 года президент звонил лично поздравить Илия с 85-летием и сказать, что тот очень много делает «для нашей церкви, для нашего народа». Старец, несколько неловко держа мобильный телефон, не скрывал радости и симпатии к президенту: «Конечно, очень хотелось бы много раз слышать подобное. И, конечно, чтобы вы как можно дольше пожили. Мы-то уже немощные, старые, а вы еще не такой. Вы еще можете много-много послужить нашей святой Руси» (*, этот разговор был глава «Газпрома» Алексей Миллер - считается, что его компания помогает Илию во многих начинаниях (*, говорит бывший чиновник*).

Несколько лет Илий был учредителем орловского «Всенародного православного движения» (!. В регистрационных данных компании указан сайт православного центра «Вятский посад»*). Оно не бедствовало - в 2017 году движению пожертвовали 411 млн руб., в 2016 - 416 млн руб (!, по данным бухгалтерской отчетности*).

Знаком Илий и с представителями украинского бизнеса. Старец опекает православную школу «Плесково» (*, говорит бывший чиновник*). Именно в ее стенах он получил поздравительный звонок от Путина. Учредитель школы - благотворительный фонд «Благо», его председатель - Виктор Нусенкис, украинский бизнесмен, владелец «Донецкого металлургического завода». Сам фонд «Благо» зарегистрирован на украинский благотворительный фонд «Милосердие» из Донецкой области, а номер телефона «Блага» совпадает с номером московского представительства «Донецкого металлургического завода» (!. Благотворительный фонд «Милосердие» сейчас числится недействующим, но все еще указан как собственник фонда «Благо»*).

Несколько лет назад автомобиль Илия остановился на Старой площади, и старец направился в здание администрации президента. Там у него было двое знакомых и оба - в ключевых кабинетах: глава администрации Сергей Иванов (сейчас - спецпредставитель президента) и его первый заместитель Вячеслав Володин (сейчас - спикер Госдумы) (*, факт знакомства Илия с Ивановым «Проекту» подтвердил один федеральный чиновник, с Володиным - трое*).

Володин в момент той встречи руководил внутриполитическим блоком Кремля и курировал проведение выборов. Илий тогда стал незаменимым помощником на выборах (*, говорит действующий сотрудник кремлевской администрации*). Во-первых, чиновники просили его самого публично поддерживать власть перед верующими. Во-вторых, Илий, как влиятельный деятель церкви и духовник патриарха, а также как человек, часто разъезжающий по регионам, мог передавать священнослужителям на местах просьбы власти о поддержке на выборах (*, рассказал «Проекту» федеральный чиновник*). Песков сказал «Проекту», что информация о просьбе Кремля оказывать такого рода помощь - «ерунда». Опровергают ее и в Патриархии (*, «Церковь поддерживает и публично призывает всех верующих не игнорировать выборы. Но церковь, и в первую очередь Святейший Патриарх, никогда не агитируют за того или иного кандидата», - сказал «Проекту» Кипшидзе*).

Тем не менее, в речах Илия такого рода помощь очень хорошо видна:

«Эти митинги - это безобразие, это кучка негодных», - говорил старец в интервью орловскому телевидению.

«Деяния недругов нашей страны привлекают из бездны темные силы, тем самым создают, провоцируют хаос, который более опасен, чем период так называемой украинской „оранжевой революции“», - так Илий комментировал события на Болотной площади в 2012 году.

А вот примеры того, что Илий делал для поддержки Путина на выборах 2018 года:

За два месяца до голосования он прилетел в Краснодар и отправился в Свято-Екатерининский кафедральный собор и сразу же сказал там верующим, что нужно пойти на участки и сделать правильный выбор, «чтобы к власти вновь не пришли атеисты».

А в Тверской области (*, со слов местного фермера*) он уже говорил прямо - всем нужно объединиться, чтобы поддержать главу государства, потому что «он пришел в правители молитвами святых отцов».

В Госдуме бывший прокурор, а теперь депутат Наталья Поклонская имеет репутацию недоговороспособной (*, говорит собеседник в нижней палате парламента*). По зданию нижней палаты она обычно ходит одна, сопровождаемая приставленным к ней сотрудником ФСО (*, это сделано из соображений безопасности, ведь в 2014 году ее пытались убить. Теперь она - единственный депутат, помимо спикера, к которому приставлена охрана, сказали «Проекту» двое ее коллег по Думе*). Под стать депутату и старец, считавшийся ее духовником - отец Сергий, духовник Среднеуральского женского монастыря. Он работал в органах, правда, потом 15 лет отсидел в тюрьме за убийство и грабеж (*, сообщала «Новая газета»*); пришел к вере, находится не в ладах с церковным начальством, почитая прежнего патриарха Алексия II; выступает против ИНН и чипов в паспортах и, конечно, слывет монархистом. Считается, что именно из-за него Поклонская так увлеклась царем Николаем, стала верить в мироточение его бюста и предлагать устанавливать памятники (*, говорит собеседник в нижней палате*).

Что недавно состоялась т.н. «Миссионерская экспедиция Русской Православной Церкви» во главе со схиархимандритом Илием (Ноздриным) , который именуется «известным всему православному миру духовной силой, мудростью и кротостью старцем».

В сообщении, в частности, говорится, что «после службы прихожане… ждали появление духоносного батюшки, которого уже сейчас величают старцем Земли Русской, прикоснуться к нему, подойти под его благословение».

Приведем свидетельства некоторых православных верующих, которые позволяют усомниться в «старчестве» и «духовной мудрости» всеми уважаемого схиархимандрита Илии.

I.

Прежде всего, я хочу сказать, что являюсь противником того, чтобы отца Илия называли старцем. В моем понимании он таковым не является. Старчество предполагает не только духовную опытность, но определенную духовную общность и преемственность, а какая у отца Илия преемственность? С кем из старцев 70-90-х у него духовная общность? Я бы сказал, что в свое время его назначили быть старцем Оптиной пустыни ... Что не удивительно. Веточка эта тянется от митрополита Никодима (Ротова), который был сложной личностью, и скорее всего, работал на КГБ, плюс ко всему высказывал и исповедовал еретические взгляды, и позорный грех экуменизма, который тянется за РПЦ МП, лежит и на его совести.

Постриг отца Илия совершил митрополит Никодим (Ротов), он же затем рукоположил его во иеродиакона и иеромонаха. О Псково-Печерском пребывании отца Илии в монастырских стенах (с 1966 по 1976 год) - тишина. 10 лет - никакой информации.

Про отца Иоанна (Крестьянкина) в этом период известно намного больше (он появился в Печорах в 1967 году). И о его монашеском пути. Тогда еще были живы некоторые из старцев, которые и стали духовно окормлять отца Иоанна.

Собственно говоря, в Оптину в конце 80-х отец Илий был послан с определенным «заданием» - открытие обители и ее жизнь должны были происходить под надзором и контролем церковных властей, которые по-прежнему были тесно связаны с КГБ и КПСС. Отец Илий был «свой» человек. На должность духовника он подходил, как нельзя лучше. Но тут возникли непредвиденные препоны. Оказалось, что есть и другие, взгляды, которые идут вразрез с «линией партии». Но стало понятно, что эта «партия» не остановится ни перед чем. Впрочем, сам отец Илий был далек от выполнения «задания». Просто проявлял удивительное малодушие. А линию партии исполнял отец Мелхиседек (Артюхин)...

Вскоре после Поместного Собора 2009 года схиигумен Илий стал духовником своего сокурсника по духовной академии, вновь избранного Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, и перебрался в Переделкино, на подворье Троице-Сергиевой Лавры. Впрочем, меня это не удивляет... Клан митрополита Никодима (Ротова) одержал неожиданную победу. Надеюсь, что временную. Митрополит Иларион (Алфеев), викарий Патриарха Московского и всея Руси, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, из той же когорты. По сути тесная смычка власти и РПЦ никуда не исчезла, а в высших эшелонах церковной власти оказались те, кто был в свое время близок к власти светской. Вот она преемственность!

Ничего не могу сказать об отце Илии как о монахе и священнике. Поскольку его духовная жизнь - тайна Божия. И мне надлежит проявлять уважение к его монашескому чину. Хотя бы формальное. Но интересно, были ли еще примеры назначения старцем в истории Церкви? Когда и кому делали мощную PR-кампанию в СМИ?

Бóльшая часть преподобных и старцев эпохи СССР и даже после 1991 года в той или иной степени были гонимы, или властью, или своими же братьями, и нередко существовали в опале (впрочем, это было и в общецерковной истории). Тут удивительный пример, когда старца «раскручивают» еще и сверху . Безусловно, опала не признак святости. Но в данном случае, речь о другом...

Почитал, что пишут на некоторых православных форумах об отце Илии - стиль речи простой - религиозная экзальтация. Совершенно чуждый православному духу. Православные информационные сайты буквально «забиты» под завязку беседами, интервью и наставлениями о. Илия. Уже пишут, что это «чуть ли не последний настоящий старец» Русской Православной Церкви (http://www.pravmir.ru/starik-i-vechnost/)

К счастью, отец Илий себя таковым не считает. В этом он честен пред Богом.

По сути, в настоящий момент, руководство РПЦ МП - это «духовные чада» одиозного митрополита Никодима (Ротова).

II.

Жившие в Оптиной издавна, после появления игумена Илия в Оптиной, должны помнить скандал с фотопортретом папы римского Иоанна Павла II в келье сего «старца».

И только когда многие из братии возроптали и отказались идти на исповедь к Илию, портрет висевший недалеко от икон был снят.

Это услышано мной от моего духовника, игумена Никона, одного из восстановителей Оптиной, молитвенника и верного воина Христова.

III.

Был знаком с о. Никоном, если речь идет об игумене оптинском Никоне, который последнее время подвизался на подворье Оптиной в Москве и уже почил.

Он был в опале - это точно. Знаю и о. Илия и знаю некоторые подробности из его жизни от схиархимандрита Серафима (Томина), который был благочинным в монастыре на Святой Горе Афон, когда о. Илий (тогда еще иеромонах Илиан) подвизался там библиотекарем. Он и там имел в келье портрет Папы римского, чем смущал братию.

А однажды на Афон прибыл кардинал. Братия игнорировали его приезд, а о.Илиан вышел к кардиналу навстречу с крестом, как к архиерею. После этого братия перестала с ним общаться и через некоторое время о. Илиан вернулся в Россию.

Он говорил, что там было тяжело ему. Потому что на Афоне только игумены в свободном режиме, а иеромонахи должны нести послушания как и простые монахи. И он вернулся в Россию, чтобы получить здесь игуменство. Он постригся в схиму, получил игуменство и хотел вернуться на Афон, но его пригласил о.Евлогий в Оптину не старцем, а духовником братии. Из Оптиной Илий писал письмо архимандриту Софронию (Сахарову), но ответа так и не получил.

Думаю, что о.Илий как человек неплохой. Вот только его вера искаженная. Он считает, что католики не еретики, а наши братья во Христе. Об этом он говорил при мне одному монаху из Оптиной пустыни и говорил с фанатизмом.

Тот показывал о.Илию письмо старца Амвросия, где Старец осуждает ересь латинян, а о.Илий его чихвостил по чем свет стоит, называя «сатаной» и «раскольником».

о.Илий - простец. Он и двух слов связать не может, посмотрите его видео беседы - они все противоречивы и парадоксальны.

Простота - это хорошо, но главный дар истинного старца - рассудительность . Старец никогда не будет хвалить того, кто вредит Отечеству, а о. Илий почитает Горбачева, развалившего наше государство. о.Илий даже благословил своих чад напечатать портреты Горбачева и раздавал их в храме.

Я не осуждаю Церковь и тем более не выступаю против Церкви, рассказывая тут об о. Илие. Не трудитесь меня обвинять в этом.

Я просто хочу предостеречь людей от опасности, которая поджидает их при обращении к о.Илию. Думаю что и опубликованная здесь статья имеет туже цель.

Схиархимандрит Илий привлекает своим «смиренным» видом. Но попробуйте при нем начать разговор про католиков, назовите их еретиками и вы увидите как его «смирение» исчезнет как пар. Почему-то сразу же во всем станут виноваты коммунисты. Так о.Илий реагирует на любой и политический вопрос.

Еще большая беда его вероисповедания - это оригеновская ересь. Он считает что спасутся все - независимо от веры. И думает, что это его проявление любви. «“Бог есть любовь”. Он не может сделать так чтобы кто-то страдал», - говорит о. Илий.

Не знаю что это: прелестное заблуждение или еретическое убеждение?

Время покажет, а Господь рассудит. Простите, если кого-то смутил. Будьте бдительны. А врагам Церкви, хулящим Патриарха и священство, советую обратить внимание на свои грехи, а если вы их не видите, то сходите в храм Божий. Там предостаточно добрых пастырей, искренно ищущих спасения.

IV.

«Старец» Илий (Ноздрин) как орудие информационной войны

Как пропагандируют православный антисоветизм?

1. Берётся человек, имеющий образ «заслуженного авторитета» (в некоторых случаях этот образ раскручивается искусственно).

2. Его побуждают высказываться на камеру по вопросам, в которых он априори некомпетентен.

3. После получения необходимого результата идёт накачка информационного поля готовым материалом.

4. Православные благоговейно впитывают предложенную ушную лапшу, поскольку... «это же старец и духовник Патриарха ».

5. PROFIT!

Например, о «могильщике» великой державы (или «империи зла») СССР Б.Н. Ельцине «старец» Илий высказался так: «Была б моя власть, я бы сделал памятник ему. Он, как Георгий Победоносец, при всем синклите этом - ЦК - бросил билет партийный... Он шёл на растерзание... Его заслуга в том, что миллионы, миллиарды людей обратились к Богу, и Церковь стала нормальной».


Очевидно, что махровый антисоветизм схиархимандрита Илии использован в качестве орудия информационной войны против нашей Родины.

Понравилась

- /

Не понравилась

-

Подлинные задачи и ошибки духовничества, выбор священника, способного стать настоящим учителем для человека, вступающего в Церковь, — мало найдется тем для разговора сложнее, чем эти. Свои непростые вопросы «Фома» решил задать одному из наиболее известных и авторитетных духовников нашего времени, .

— Батюшка, скажите, для чего необходимо духовное руководство человеком, приходящим в Церковь, и в чем оно должно заключаться?

— Духовной жизни нужно учиться, и это, пожалуй, важнейшая учеба в нашем мире, без которой все наше общество обречено. Посмотрите, до чего довело нас безбожие, отказ от жизни по заповедям. Не случайно в середине века наш мир стоял на грани гибели и атомной катастрофы, именно в те годы, когда по телевизору обещали в скором времени «показать последнего попа». И сейчас , сатанинская ненависть, деградация нашей деревни — все это имеет единый корень, восходящий к разрушению той преемственности в духовном опыте, без которых мы не можем жить нормально. Это не только отталкивает человека от спасения в жизни вечной, но и разрушает нашу сиюминутную социальную жизнь.

Задача же духовного учительства состоит именно в том, чтобы восстановить и укрепить традицию передачи, сохранения и преумножения духовного опыта. О важности этого служения говорит хотя бы то, что в Евангелии самого Господа именуют Учителем. Ведь Он сам дал нам пример: ходил по Палестине с учениками из конца в конец, поступал так же, как и другие учителя того времени не только в Израиле, но и в Афинах, и на Востоке. Тем самым Христос показал нам, что для духовной учебы не обязателен теплый кабинет, учить можно и на голых скалах. Главное — чему учить и как.

Христианство дает на это четкий ответ. Наша вера, богатство нашей духовной жизни зарабатывается в первую очередь прямым общением с Богом, то есть молитвой, через которую человек закрепляет свою веру, и без которой, по словам , бывшего, кстати, ректором Петербургской духовной академии, теоретические знания и образование стоят немного. Но в то же время это не отрицает значения знания, которое также является неотъемлемой частью духовной жизни, и которым человек не может ни в коем случае пренебрегать. Почему сегодня у нас так много проблем, в том числе и в духовной жизни, в поиске духовника? Вся беда упирается в отсутствие православного воспитания, знаний в области богословия. Если бы ребенок с детства хоть сколько понятий поимел о том, что такое духовная жизнь, что такое вера, многих ошибок ему бы удалось избежать.

Учиться духовной жизни означает совмещать молитву и образование. И, конечно, прежде всего важно понимать, что духовник не может за пять-десять минут дать человеку то, что тот при нормальной духовной жизни должен был получать годами. Ведь нередко, приходя в Церковь, человек думает сразу же стать святым, получить от Бога особые духовные дары. Но так не бывает.

Вы прочитали статью Схиархимандрит Илий (Ноздрин): о духовниках . Читайте также.