Фрэнсис Дрейк что открыл? Фрэнсис дрейк - мореплаватель, первооткрыватель и любимый корсар английской королевы Плавания королевского корсара э дрейка


Дрейк, Фрэнсис
Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Сэр Фрэнсис Дрейк (англ. Francis Drake; около 1540 - 28 января 1596) - английский мореплаватель и корсар времён Елизаветы I. Первый англичанин, совершивший кругосветное путешествие (в 1577-1580 гг.) Разгромил испанский флот (Непобедимую Армаду) в Гравелинском сражении 1588. Владел усадьбой Баклэнд-Эбби в Йелвертоне.

Биография

Детство и юность
Фрэнсис Дрейк родился в Кроундейле, недалеко от Тейвистока, в Девоншире в семье фермера (отец - Эдмунд Дрейк), впоследствии ставшего священником. Всего в семье Дрейков было двенадцать детей, Френсис был старшим. В 1549 Семья Дрейка перебралась в Кент. С 13 лет стал моряком, был помощником капитана, а в 16 лет принял командование кораблём - небольшим барком. Первые плавания - в Северном море.

Взрослая жизнь
В 1567 году отправился в плавание в Гвинею и Вест-Индию, командуя кораблём в работорговой экспедиции своего родственника Джона Хокинса. В ходе этой экспедиции корабли англичан подверглись нападению испанцев, и большая их часть была потоплена. По разным сведениям уцелело от одного (корабль Дрейка) до трёх кораблей.

В 1572 году отправился в собственную экспедицию в Испанские владения в Вест-Индии, захватил город Номбре де Диас на Панамском перешейке, захватил корабли в гавани Картахены, сжёг Портобелло. В ходе этого рейда Дрейк несколько раз пересёк по суше Панамский перешеек и захватил испанский «Серебряный караван» (около 30 тонн серебра). 9 августа 1573 Дрейк вернулся в Плимут знаменитым.

15 ноября 1577 года Дрейк был отправлен королевой Елизаветой в экспедицию к тихоокеанскому побережью Америки. Официальной целью путешествия было открытие новых земель, в частности Австралии. На самом деле Дрейк должен был награбить как можно больше испанского золота и с этим грузом вернуться в Англию. Френсис отправился в это путешествие на 100 тонном флагмане «Пеликан», который сопровождали ещё четыре корабля. Не заходя в Магелланов пролив, Дрейк первым обошёл Огненную Землю, тем самым выяснив, что она не является частью южного континента (хотя первенство Дрейка оспаривается).

После того, как флагман «Пеликан» единственный из всех судов «пробился» к Тихому океану, он был переименован в «Золотую лань». Дрейк прошёл вдоль тихоокеанского побережья, атакуя испанские порты, такие как Вальпараисо, и исследовал побережье значительно севернее испанских колоний, приблизительно до современного Ванкувера. 17 июня 1579 Дрейк высадился, как предполагается, в районе Сан-Франциско (по другой гипотезе, в современном Орегоне) и объявил этот берег английским владением («Новый Альбион»).

После пополнения провизии и ремонта, Дрейк пересёк Тихий океан и вышел к Молуккским островам. Обойдя Африку, Дрейк вернулся в Англию 26 сентября 1580 года, привезя сокровищ на 600 000 фунтов. За эту экспедицию Дрейк был удостоен рыцарского звания. В 1588 году был одним из английских адмиралов, которые разбили испанскую «Непобедимую армаду». После этого Дрейк предложил Елизавете I английской напасть на Лиссабон. Англичане, возглавляемые Дрейком, захватили бы Лиссабон, но у него не было осадных орудий. После этого он потерял благосклонность королевы. Умер от дизентерии, на рассвете, 28 января 1596 года.

Дрейк и карта Мира
Дрейк известен также в географии. Его именем назван пролив между Огненной Землей и Антарктидой.

Пираты Атлантики и Карибского бассейна ухитрились не просто остаться в памяти потомков как лихие бандиты, но и породить самостоятельное культурное явление. Вскоре после того, как по Старому Свету разнеслись слухи о сокровищах, которые везут из Америки в Испанию, Атлантика наполнилась пиратами. Более двух веков они терзали "купцов" в Атлантике, а затем - усилиями военных флотов великих держав - исчезли с морей.

С морей, но не со страниц. Благодаря усилиям беллетристов сформировался классический образ пирата. Если опираться на художественную литературу, морские разбойники выглядят почти непобедимыми. Испанские "золотые галеоны" захватываются массово, а при высадке на берег солдаты оказываются неспособны оказать серьёзное сопротивление. Между тем такая картина неизбежно оказывается неполной. Прежде всего, истории о непобедимых флибустьерах составлялись главным образом по воспоминаниям самих участников пиратских налётов, то есть людей как минимум достаточно удачливых, чтобы не окончить карьеру на виселице или в джунглях. К тому же авторы, писавшие о похождениях флибустьеров, бесперечь злоупотребляли - и продолжают злоупотреблять - оборотом "испанские солдаты", не уточняя, что скрывается за этим оборотом применимо к Латинской Америке.

В результате рисуется фантасмагорическая картина: пехотинцы в узнаваемых шлемах-морионах под командой надменных идальго прячутся целыми полками в каждой деревне, затерянной в глуши Мексики или Кубы, но при виде противника быстро начинают праздновать труса. В действительности всё обстояло намного сложнее.

Поселения испанской Америки защищали от грабежей обычно местные колонисты-ополченцы под началом собственных губернаторов, а также вооружённые негры и индейцы. К примеру, в 1555 году от набега французских корсаров Гавану защищало 40 солдат регулярных войск, 100 негров (по большей части, вооружённых рабов) и ещё сотня индейцев.

Хотя к испанцам они испытывали мало тёплых чувств, грабители со стороны казались страшнее. Однако и солдаты из них были откровенно неважные. Так что в действительности испанские колонии имели куда меньше сил для самообороны, чем можно предположить. Между тем решительный губернатор, не пренебрегающий своими обязанностями, и защитники, уверенные в своих силах, часто оказывались способны оборонить даже небольшую колонию от пиратских набегов. О таком эпизоде и пойдёт речь.

Пират Её Величества

Среди морских разбойников "золотого века" первым среди равных стал, конечно, Фрэнсис Дрейк. Он начал карьеру с работорговли, но вскоре обратил внимание на куда более прибыльный бизнес. Корсары впервые напали на Картахену - городок на южноамериканском побережье - ещё в 1543 году, и с тех пор покоя испанские поселения не знали. Дрейк уже имел достаточный опыт и некоторые средства, чтобы принять участие в охоте на галеоны.

Он увлечённо принялся "добывать испанца", а в экспедиции вкладывалась лично королева Елизавета I. Несколько лет спустя террор против испанской торговли принёс Дрейку рыцарское звание, монаршую благосклонность и, наконец, богатство. Королева, имея тысячи процентов прибыли от каждого похода, просто игнорировала ноты испанского посла, сыпавшиеся одна за другой.

Надо отдать должное пирату: Дрейк не только грабил и убивал. В кругосветной разбойничьей экспедиции он успел сделать несколько немаловажных географических открытий. Однако ключевым занятием и основным источником богатства был, конечно, грабёж. Англия и Испания не находились в состоянии войны, но кого это волновало. На океанских просторах все мирные договоры теряли силу.

Пик славы Дрейка пришёлся на 1588 год, когда при его участии была разгромлена испанская "Непобедимая армада" - флот, отправленный высаживать десант в Британии. Дрейк купался в лучах славы, обладал огромным состоянием - богач, национальный герой, человек, пользующийся огромным доверием государыни. Никто не мог предполагать, что величайший пират стоит на пороге краха.

После крушения планов Испании англичане решили перенести войну на Пиренеи. Целью похода наметили Лиссабон, столицу Португалии и на тот момент ключевую базу флота Испании. Важный нюанс: это был частный проект. Королева Елизавета являлась просто одним из "инвесторов" и вкладывала личные деньги, хотя её пай был крупнейшим. Флот также был не централизованно оснащаемой эскадрой, а собранием самых разных судов: от мощных военных кораблей до вооружённых "купцов". После победы над испанской Армадой в рядах англичан царило великолепное настроение.

Тем горше оказалось разочарование. Попытка ворваться в Лиссабон окончилась грандиозным фиаско. Испанцы изматывали английский десант стычками, непрерывно обстреливали его с моря и в итоге вынудили незадачливых разорителей ретироваться. Более того, на обратном пути флот англичан остановился из-за штиля. Испанцы только того и ждали: у них-то имелся мощный галерный флот, не зависевший от ветра. А при абордаже испанская морская пехота тогда не имела себе равных.

Сам Дрейк лишь благодаря огромному везению избежал плена: испанцы по очереди захватывали английские корабли, и вскоре могла прийти его очередь, но, на счастье пирата, ветер наконец задул, так что эскадра сумела удрать. Руководители похода потеряли управление флотом, испанцы отлавливали и захватывали отставших.

По возвращении разразился грандиозный скандал. По крайней мере треть кораблей и людей погибли или попали в руки испанцев, списанный было со счетов испанский флот праздновал победу, а главное: в коммерческом смысле поход принёс одно разорение. Личные убытки Елизаветы составили от 50 до 100 тысяч фунтов стерлингов - просто безумные цифры по тем временам.

Взбешённая королева оказалась только одним из акционеров, считавших, что их просто, выражаясь современным языком, кинули. Вдобавок взбунтовались матросы, которым по случаю провала похода не заплатили жалование, но эту проблему разрешили просто: самых активных смутьянов повесили. Дрейк же получил настоящую пощёчину: резко охладевшая к нему государыня назначила пирата командиром береговой обороны Плимута с запретом выходить в море. Большего унижения для старого морского волка и придумать было нельзя. Восстановить основательно подмоченную (вернее, наоборот, засушенную!) репутацию некогда блестящий корсар мог только одним способом: добиться по-настоящему грандиозного успеха.

Панамский поход

Англия, конечно, не забыла своего адмирала окончательно. В течение нескольких лет впечатление от провала под Лиссабоном сгладилось, и в 1595 году корсары получили новую задачу: устроить экспедицию через Атлантику с конечной целью захватить и разорить Панаму. Америка для Испании была тем же, чем сейчас для России является Сибирь, - главным источником национального богатства. В Вест-Индии непрерывно добывалось серебро, свозившееся на Иберийский полуостров грандиозными конвоями, и Панама являлась одной из ключевых испанских колоний в Америке. Золотое дно: захват этого города позволял окупить любые расходы и давал возможность наполнить изрядно оскудевшую от затяжных войн казну Англии.

Тень Лиссабона всё равно висела над экспедицией: в пару к Дрейку назначили другого знаменитого пирата, Джона Хокинса, а также генерала Баскервиля. Сам корсар намеревался не просто провести хороший набег, но восстановить реноме первого среди "морских псов" Елизаветы.

Это желание во что бы то ни стало добиться какого-то выходящего из ряда вон результата сказалось на ходе и исходе экспедиции. Всего Дрейк получил для своего похода шесть королевских боевых кораблей, два десятка частных судов и более сорока транспортных, десантных, посыльных - словом, вспомогательных кораблей. Более четырёх тысяч моряков и солдат участвовали в экспедиции.

Много это или мало? Много лет спустя Генри Морган захватит Панаму, имея в два с лишним раза меньше людей и судов. Правда, база Моргана будет находиться на Ямайке, Дрейку же предстояло пересечь Атлантический океан. Как бы то ни было, при хорошей организации похода и минимуме везения задача экспедиции выглядела вполне решаемой. Однако запас удачи сэр Фрэнсис Дрейк вычерпал уже до дна…

Пленные со случайно захваченного испанского судна показали, что в гавани Пуэрто-Рико ремонтируется галеон "серебряного флота". Сведения были совершенно правдивыми: корабль действительно ремонтировался в гавани, починка затягивалась, а груз - серебро и золото - хранился в местном соборе. Впрочем, и по пути к Пуэрто-Рико пиратскому флоту было чем заняться. 24 сентября корабли подошли к Канарским островам.

Проблема в том, что губернатором этих краёв недавно назначили дона Алонсо де Альварадо, прожжённого ветерана войн с турками и сурового профессионала. Во главе 300 солдат и 1200 ополченцев он принял бой на острове Гран-Канария. Отступать испанцам было некуда, к тому же Альварадо знал возможные места высадки как свои пять пальцев и точно угадал, где именно ожидать десанта.

Корабли корсаров наткнулись на мощный и точный огонь выкаченных к пляжам орудий, на одном из кораблей перешибло нактоуз, другой насилу спасли с пробоиной у ватерлинии. Не удалась попытка даже набрать на островах пресной воды. Поход за драгоценной влагой имел просто катастрофические последствия: на англичан напали из засады, и двое моряков, в том числе корабельный врач, попали в плен.

Схваченные пираты оказались откровенными и даже болтливыми людьми: от Гран-Канарии на запад устремились посыльные парусники с сообщением о приближении пиратов, их целях и примерном составе эскадры. Хулиганский набег на Канары не удался, но впереди маячил заветный галеон, всё ещё прятавшийся в Пуэрто-Рико.

Между тем "засветка" эскадры на Канарах разворошила осиное гнездо. На перехват корсаров вышел генерал-капитан Педро де Гусман. Гусман, как и его канарский коллега, был старым воякой, который к тому же имел под командой пять новёхоньких лёгких фрегатов оригинальной конструкции и теперь рвался опробовать их в деле. Неподалёку от Гваделупы испанец отыскал отбившиеся от отряда Хокинса два барка. Один из "англичан" ушёл, но другой испанцы захватили, вытрясли из пленных маршрут британцев и сами устремились в Пуэрто-Рико, спасать драгоценный галеон.

Пока "англичане" продвигались к Пуэрто-Рико, более быстроходные фрегаты испанцев добрались до гавани. Гусман развил кипучую деятельность по приготовлению форта к обороне. Пушки с фрегатов пошли на усиление фортов. Сам галеон, уже без золота на нём, был затоплен на фарватере бухты города Сан-Хуан. На берегу спешно возводились и тут же маскировались батареи. Наконец дон Педро приготовил пиратам и вовсе сногсшибательный сюрприз…

22 ноября к Сан-Хуану подходят английские корабли. Видно, что испанцы позаботились об обороне, но, какая удача, в их фортах отсутствуют пушки. Никто не ведёт огонь по захватчикам. Можно подойти вплотную к укреплениям и спокойно, наблюдая за испанцами на берегу, решить, как их брать. Дрейк распорядился бросить якоря в какой-то сотне метров от берега и бессильно молчащего форта и созвал командиров на свой корабль - посоветоваться и заодно пообедать.

Приём пищи прервали самым грубым образом. Пушки в фортах имелись, просто дон Гусман с огромным хладнокровием заманил англичан под огонь. Амбразуры оживают, и форт начинает изрыгать ядра! Английская эскадра просто-таки напросилась на расстрел: куда ни бей, всё равно попадёшь.

Из-под Дрейка ядром выбило стул, сразу нескольких капитанов в его каюте убило или ранило. По поводу судьбы Хокинса, родственника и старого соратника Дрейка ещё по работорговле на заре юности, до сих пор спорят английские и испанские историки. Англичане полагают, что старый пират скончался от дизентерии несколько ранее, испанцы - что его вместе с прочими наповал убило на палубе. Множество небольших судов, сопровождавших эскадру, утонуло напротив испанских укреплений, корсарский флот в панике отошёл на безопасное расстояние.

Дрейк попытался проникнуть в гавань по темноте. Ночью два десятка десантных шлюпок, имея по 50-60 человек в каждом, проникли в бухту, но были обнаружены. Внезапного налёта не получилось. Англичане подошли на короткую дистанцию к одному из фрегатов и в конце концов спалили один из них - "Санта-Магдалену". Однако лучше бы они этого не делали: пожар "Магдалены" осветил всю гавань. С берега часто и точно били пушки и мушкеты, благо с такой иллюминацией попасть в цель не составляло труда.

В пламени "Магдалены" сгорели надежды Дрейка на захват Пуэрто-Рико и галеона с драгоценностями. Гусман подождал, пока англичане уйдут в море, и вскоре в рутинном режиме перевёз серебро и золото в Испанию. Испанский командир имел все основания для довольства собой и своими людьми.

Последний шанс

А вот Дрейк пребывал в полном смятении. Экспедиция уже понесла тяжелейшие потери, сразу нескольким капитанам, включая живую легенду пиратства, Джона Хокинса, уже не нужны никакие сокровища, а трюмы до сих пор пусты. Что делать дальше? Возвращаться в Англию и становиться посмешищем? В Лондоне умеют считать деньги и второго провала не простят. Значит, нужно плыть вперёд. У Дрейка оставалась великая цель всего похода - завоевать Панаму.

27 декабря 1595 года корабли бросили якоря у городка и форта Номбре де Диос, в северной части перешейка. Жители и гарнизон бежали в леса. Добычи в городе не нашлось никакой, и пираты приняли очевидное решение: брать Панаму, для чего требовалось пройти перешеек насквозь. За сухопутную часть экспедиции отвечал Томас Баскервиль, он и возглавил марш 750 корсаров к Тихому океану.

Однако в ряду матёрых испанских командиров, встретившихся Дрейку и его команде, имелся ещё и третий боец - Алонсо де Сотомайор. Губернатор Чили собирался отплывать в Испанию, когда узнал о рейде пиратов. Теперь он возводил редуты на пути флибустьеров. Пока англичане под проливными дождями продирались через джунгли, отгоняя змей и крокодилов, испанцы возвели на их пути деревянный форт и устроили завалы.

Сэр Баскервиль попытался с ходу взять эти укрепления. Однако для англичан война в джунглях оказалась в новинку. Идти по грязи к маленькой крепости, из которой бьют аркебузы и арбалеты, - сомнительное удовольствие. К тому же испанцы, жившие здесь годами, обстреливали пиратов прямо из леса в рассыпном строю. Сам Баскервиль получил ранение и в итоге скомандовал отход. В джунглях он оставил более половины отряда, причём далеко не все пали жертвами огня испанцев. Люди болели, попадали в зубы крокодилам, любая рана в этих краях стремительно начинала гноиться.

Но главной проблемой была вода. В джунглях это настоящий бульон из микроорганизмов, но альпийских родников здесь было взять неоткуда. Пираты отчаливают от Номбре де Диоса и пытаются всё же найти какую-нибудь добычу, но для дальнейших поисков требуется иногда приставать к берегу и запасаться водой. В один прекрасный момент на уцелевших кораблях произошло то, что уже давно могло произойти, - началась дизентерия.

Одним из заболевших был Дрейк. В середине января он слёг и больше не выходил из каюты. 28 января адмирал и пират тихо скончался на борту корабля. Баскервиль предал его останки морю в свинцовом гробу, а сам решил свернуть столь скверно окончившийся поход.

В Плимут из всей флотилии вернулось только восемь крупных судов, погибло 3 тысячи человек, включая двоих корсаров первого ранга - адмиралов Хокинса и Дрейка. Так нашёл свой конец величайший пират своего времени. А как раз в тот момент, когда остатки эскадры появились на рейде Плимута, в испанскую гавань входил очередной серебряный флот с драгоценным грузом на борту.

Литература, посвящённая походам корсаров Карибского бассейна и Атлантики, обычно повествует об успехах пиратов. История разорения Маракайбо, захват Пуэрто-Бельо, налёты на Веракрус и Картахену или похождения "Золотой лани" того же Дрейка действительно являют яркие, кровавые и драматические сюжеты истории мирового пиратства.

Однако испанцы, подвергавшиеся этим набегам, вовсе не были мальчиками для битья. Последняя экспедиция Дрейка отлично демонстрирует, что могло произойти, если колонию не удавалось застать врасплох и в ней оказывалось достаточно решительных солдат с толковым командиром во главе.

"Максимы Максимычи" с дальних окраин Испанской империи, может быть, не были столь же колоритными личностями, как грабители морей. Корсаров вроде Дрейка помнит любой, кто хотя бы в детстве интересовался историей пиратства. Джона Хокинса неким образом обессмертил Стивенсон, давший своему герою почти такое же имя. Вымышленный капитан Блад использует узнаваемые тактические приёмы Генри Моргана.

Их противникам не досталось и десятой доли той славы. Между тем Альварадо или Гусман предстают куда как более достойными людьми: компетентные и хладнокровные командиры, они упорно и успешно защищали свои селения. Пусть городки испанской Америки - это в те времена микроскопические посёлки, затерянные в сельве, испанским командирам и солдатам было что защищать, и часто им удавалось жестоко отомстить своим мучителям.

«Железный пират» королевы Елизаветы I Дрейк Фрэнсис был самым знаменитым корсаром и первым кругосветным мореплавателем Англии. Он победил испанскую Непобедимую армаду, а его именем назван широчайший пролив на Земле между Антарктидой и Южной Америкой.

Детство

Точная дата, когда родился Дрейк Фрэнсис, неизвестна. Он появился на свет приблизительно в 1540 году в графстве Девон, рядом с местечком Тейвисток. Отцом будущего мореплавателя был йомен (фермер), позже ставший священником. Френсис являлся старшим из 12 детей семьи.

В 9 лет ребенок вместе с родителями переехал в порт Кент. Там он увлекся кораблями. Через три года Френсис отправился в свое первое плавание на торговом барке. Его дальний родственник был владельцем собственного судна. Умирая, он завещал этот корабль юному Дрейку. Так всего в 18 лет будущий пират впервые стал капитаном.

Первые экспедиции

В 1567 году Дрейк Фрэнсис начал командовать кораблем «Джудит», отправившимся в экспедицию к берегам Гвинеи и Вест-Индии. Рядом с Мексикой суда были атакованы испанцами. Из английских кораблей выбраться удалось только двум. Одним командовал мореплаватель Фрэнсис Дрейк, а другим - его родственник, работорговец и коммерсант Джон Хокинс. После того эпизода пират стал считать испанцев главным врагами всей своей жизни. Именно тогда соперничество двух морских держав достигло своего пика. Старая колониальная Испанская империя не желала уступать свое главенствующее положение на Атлантике набирающей ход Англии.

Новое путешествие Фрэнсиса Дрейка началось в 1572 году, когда он отправился в испанские владения в Вест-Индии. В Панаме он захватил крепость Номбре-де-Дьос. Англичане перехватили караван с серебром, в котором было 30 тонн благородного металла. Закончившаяся успехом экспедиция Фрэнсиса Дрейка принесла ему не только славу на всю страну, но и редкое богатство. В 1575 году Дрейк служил в Ирландии, где участвовал в подавлении восстания местного населения в Ольстере.

Открытие неизвестного пролива

Как мореплаватель и исследователь Дрейк Фрэнсис больше всего известен своим путешествием в Тихий океан. Экспедиция началась в 1577 году. Важность предприятия подчеркивало то, что оно было инициировано самой королевой Елизаветой. Власти объявили, что флотилия отправилась на запад для открытия новых земель. На самом деле главной целью экспедиции из шести кораблей был грабеж испанских судов.

Маршрут Фрэнсиса Дрейка проходил через Магелланов пролив между Южной Америкой и Огненной Землей. В пути англичане попали в шторм и были отброшены далеко на юг от намеченной траектории. Каприз погоды помог Дрейку выяснить, что Огненная Земля - это не часть неизвестного материка (как считалось прежде), а отдельный архипелаг. Так совершилось главное географическое открытие пирата. Позднее его именем был назван пролив между Огненной Землей и Антарктидой. То, что открыл Фрэнсис Дрейк, стало еще одной деталью мозаики, собиравшейся открывавшими неизвестный им мир европейцами.

На пути в Калифорнию

Единственным судном, прорвавшимся через непогоду в воды Тихого океана, оказался флагманский корабль «Пеликан», которым командовал Фрэнсис Дрейк. Биография пирата была полна эпизодами, когда он оказывался на волоске от гибели или провала очередного путешествия. Однако, как и до того, капитан преодолел все трудности. Оказавшись в Тихом океане, «Пеликан» стал называться «Золотой ланью», отправившейся на север вдоль западного побережья Южной Америки.

Английские пираты атаковали один испанский порт за другим. Затем «Золотая длань» оказалась в регионе, где еще не бывало европейцев. Дрейк высадился в современной Калифорнии и Орегоне, объявив эти земли владениями королевы. Считается, что крайней северной точкой его маршрута было то место, где сегодня находится канадский город Ванкувер.

Возвращение домой и рыцарское звание

Проведя ремонт и пополнив запасы провизии, знаменитый английский пират Фрэнсис Дрейк собрал команду, чтобы решить, каким путем вернуться домой. Плыть обратно к Магелланову проливу было опасно, так как там англичан почти наверняка ждала испанская засада. Искать северный путь к Атлантике Дрейк также не решился и в итоге отправился в глубь Тихого океана. Он достиг Молуккских островов, а от них последовал к Африке.

В 1580 году капитан «Золотой лани» вернулся на родину. В Англию он привез невероятное количество сокровищ и экзотических товаров, в том числе американский картофель, о котором еще не знали на Туманном Альбионе. То, какой удар нанес по испанцам и что открыл Фрэнсис Дрейк, обессмертило его имя. 4 апреля 1581 года королева Елизавета посетила галеон «Золотая лань» и объявила национального героя рыцарем. Через несколько месяцев Дрейк был избран мэром порта Плимута. В январе 1583 года скончалась его первая супруга Мэри, а в июле пират женился во второй раз на двадцатилетней Элизабет Сайденхем.

Достигнув вершины славы, сэр Фрэнсис Дрейк не прекратил своих пиратских экспедиций. Он несколько раз атаковал испанские владения в Вест-Индии. Им были разорены порты Санто-Доминго, Виго, Картахена и Сан-Аугустин.

В 1587 году началась кадисская экспедиция, во время которой Дрейк сжег испанский флот в бухте Кадис и совершил несколько успешных крейсерских операций у португальских берегов. Пират даже захватил королевскую карраку «Сан-Фелипе», на которой транспортировались сокровища из Ост-Индии.

Против Непобедимой армады

В 1588 году Испания отправила к берегам Англии флотилию, ставшую известной как Непобедимая армада. Фрэнсис Дрейк, биография которого была связана с каждой тогдашней войной, был одним из адмиралов, которым удалось разбить вражескую эскадру. Решающим событием противостояния стало сражение у Гравелина 8 августа 1588 года. Дрейк как вице-адмирал оказался на правом фланге английского флота.

Первым англичане захватили поврежденный до того галеас «Сан-Лоренсо». Это судно пыталось укрыться в гавани Кале, однако Дрейк не смог устоять перед искушением захватить набитый золотом вражеский корабль. В ходе боя погибли многие испанские моряки, а капитан Уго де Монкада и вовсе получил пулю в голову.

Затем Дрейк, командовавший на корабле «Ривендже», бросился в погоню за флагманом испанцев, на котором находился предводитель Непобедимой армады герцог Медина-Сидония. Вместе с ним в бой вступил также Хокинс на «Виктори». Тем временем суда армады, до того находившиеся на отдалении от флагмана, развернулись и стали приближаться к эпицентру событий. Испанская флотилия выстроилась полумесяцем. Флагманский корабль «Сан-Мартин» вместе с еще четырьмя судами находился в центре. На флангах располагались крепкие галеасы.

Гравелинское сражение

Годы жизни Фрэнсиса Дрейка ушли на то, чтобы создать новую тактику морских сражений. Пират действительно был реформатором военного дела. Он первым стал делать ставку не на огневую мощь кораблей, а на их быстроходность и маневренность. Этот стиль Дрейка выработался во время многочисленных сражений у берегов Америки. Однако главный успех данная тактика принесла именно в бою у Гравелина. Все попытки испанцев взять юркие английские корабли на абордаж провалились.

Первый этап сражения начался с того, что британцы отрезали от остальных судов и окружили «Сан-Фелипе». Затем был атакован «Сан-Матео», попытавшийся прийти галеону на выручку. Оба корабля были изрешечены ядрами. Сильно пострадали их такелаж и паруса. Судна едва держались на плаву. Английские мушкетеры и артиллерия эффективно расстреливали любые цели, попадавшие им под прицел.

Корабли Дрейка обрушивали на противников залпы бортовых орудий и стремительно отходили в сторону, не позволяя испанцам взять их на абордаж. Каюта вице-адмирала была дважды насквозь простреляна, однако он продолжал бой, не получив даже царапины. В сражении англичане потеряли около ста человек, в то время как испанцы - шестьсот. По флагману «Сан-Мартин» было выпущено 107 снарядов.

В разгар Гравелинского сражения неожиданно испортилась погода. Начался шторм, который потопил множество уже сильно поврежденных испанских судов. Герцог Медина-Сидония спасся, но после поражения он уже не представлял для Англии былой угрозы. Фиаско Испании стало поворотной точкой в истории соперничества на Атлантике. С тех пор Англия последовательно увеличивала свое влияние, а старая колониальная империя со столицей в Мадриде, наоборот, вступила в период упадка.

Лиссабонская экспедиция

Дрейк, как один из главных творцов победы над Испанией, вновь стал национальным героем. В 1593 году его избрали в Парламент депутатом палаты общин от Плимута. Мореплаватель много сделал для развития ключевого английского порта. Например Дрейк организовал и профинансировал строительство в Плимуте нового водовода.

После разгрома Непобедимой армады королева Елизавета загорелась желанием еще сильнее унизить Испанию. Так возник план экспедиции на Пиренейский полуостров. Англичане решили отвоевать португальский престол для Антонио, приора Крато, являвшегося потомком португальского короля Мануэла I и негативно относившегося к Испании.

В 1589 году к берегам Пиренейского полуострова отправилась экспедиция Дрейка и Норриса, также ставшая известной как Контрармада или Английская армада. Первой операцией флота была атака на порт Ла-Корунья в провинции Галисии. После кровопролитных боев осада прекратилась. Занять город не удалось, и Дрейк решил двинуться в сторону главной цели - Лиссабона.

Португалия тогда находилась в унии с Испанией. Гарнизон упорно сопротивлялся англичанам. Дрейк надеялся на антииспанское восстание местного португальского населения, однако его так и не произошло. Англичане уничтожили лиссабонские зернохранилища и нарушили военно-морскую коммуникацию города. Однако без поддержки местного населения и мощной артиллерии столицу взять так и не получилось. Дрейк отступил. Затем последовало несколько крейсерских операций у португальских берегов. В результате был сожжен город Виго. Однако в целом Английская армада провалилась. Ни одной из двух равных держав не удалось добиться полноценной победы на чужой земле.

Последнее путешествие

Очередная экспедиция «Железного пирата» началась в 1595 году. Вместе с Джоном Хокинсом Дрейк вновь отправился в Вест-Индию. Англичане собирались захватить испанскую крепость Сан-Хуан на острове Пуэрто-Рико. Однако в последний момент Дрейк отказался от этого плана, решив, что его сил не хватит на то, чтобы овладеть портом.

Флот вице-адмирала остановился в бухте Сан-Херман на западе Пуэрто-Рико. Здесь началась чистка кораблей, поиск пресной воды и провианта. В ноябре 1595 года эскадра отправилась в Панаму. В день Рождества корабли вошли в бухту перед городом Номбре-де-Дьос. Испанские жители оставили эту крепость. Оттуда английский отряд уже по суше выступил в поход на Панаму. По приказу Дрейка Номбре-де-Дьос был предан огню. Через несколько дней отряд, отправленный им в Панаму, вернулся ни с чем, так как по пути к крепости попал в испанскую засаду. Эта неудача означала провал всей экспедиции. Для Дрейка подобное фиаско стало болезненным ударом.

Болезнь и смерть

Не опустив рук, адмирал решил на кораблях отправиться на север и высадиться в Гондурасе. После пяти дней пути из-за неудобных ветров суда вынуждены был стать на якорь на острове Эскудо-де-Верагуас. Здесь Дрейк собирался переждать непогоду. Выбор бухты оказался неудачным. Влажный тропический остров отличался нездоровым климатом, располагавшим к возникновению в команде моряков болезней. Экспедицию поразила эпидемия дизентерии. Дрейк приказал отделить больных людей от здоровых, однако эта мера не принесла ожидаемого результата. Все новые члены команды сваливались с ног.

23 января 1596 года уже больной Дрейк, так и не дождавшись перемены ветра, приказал ставить паруса и вновь отправляться в путь. Флот двинулся в сторону крепости Пуэрто-Бело в Панаме. В пути умерли капитаны нескольких кораблей. Врачи экспедиции ничего не могли поделать с эпидемией. Теряющий силы Дрейк составил и подписал завещание. При нем был его брат Томас и старшие офицеры. Затем начались приступы бреда. Смерть Фрэнсиса Дрейка наступила 28 января 1596 года в его каюте на борту корабля «Дифайенс».

Командование принял на себя Томас Баскервиль. Флотилия вошла в гавань Пуэрто-Бельо, а моряки без особого труда захватили город. На следующий день новый капитан распорядился поместить тело адмирала в свинцовый гроб. Под артиллерийский салют его опустили на дно бухты. Экспедиция вернулась на Туманный Альбион в апреле 1596 года. Новость о смерти пирата Дрейка сотрясла сначала Вест-Индию, а затем и Европу. В Англии стоял траур, а в Испании устраивали праздничные фейерверки. Дрейк был одним главных корсаров эпохи пиратства.

Френсис Дрейк (Francis Drake) родился в 1540 году в местечке Тависток, графства Девоншир, в семье бедного деревенского священника Эдмунда Дрейка. В некоторых источниках утверждается, что в юности его отец был моряком. Дед Френсиса был фермером, владевший 180 акрами земли. Мать Френсиса была из рода Милвэй, но ее имя мне не удалось найти. Всего в семье Дрейков было двенадцать детей, Френсис был старшим.

Френсис рано покинул родительский дом (предположительно в 1550 году), поступив юнгой на небольшой торговый корабль, где он быстро овладел искусством судовождения. Трудолюбивый, настойчивый и расчетливый, он приглянулся старому капитану, у которого не было семьи и который полюбил Френсиса как родного сына и завещал свой корабль Френсису. В качестве торгового капитана Дрейк предпринял несколько длительных путешествий в Бискайский залив и Гвинею, где он выгодно занимался работорговлей, поставляя негров на Гаити.

В 1567 году Дрейк командовал кораблем в эскадре известного в те времена Джона Хоккинса, грабившего с благословения королевы Елизаветы I побережье Мексики. Англичанам не повезло. Когда после страшной бури они отстаивались в Сан-Хуане, на них напала испанская эскадра. Только один корабль из шести вырвался из западни и после трудного плавания добрался до родины. Это был корабль Дрейка...

В 1569 году он женился на девушке по имени Мэри Ньюман, о которой мне не удалось ничего узнать. Известно лишь, что брак оказался бездетным. Мэри умерла двенадцать лет спустя.


"Пеликан" - флагманский корабль Френсиса Дрейка


Вскоре после этого Дрейк совершил два разведочных плавания через океан, а в 1572 году организовал самостоятельную экспедицию и совершил очень удачный набег на Панамский перешеек.

Вскоре среди далеко не добродушных пиратов и работорговцев молодой Дрейк стал выделяться как самый жестокий и самый удачливый. По свидетельству современников "это был властный и раздражительный человек с бешеным характером", жадный, мстительный и крайне суеверный. В то же время многие историки утверждают, что не только ради золота и почестей предпринимал он рискованные плавания, что его привлекала сама возможность побывать там, где еще не был никто из англичан. Во всяком случае, географы и моряки эпохи Великих географических открытий обязаны именно этому человеку многими важными уточнениями карты мира.

После того как Дрейк отличился в подавлении ирландского восстания, он был представлен королеве Елизавете и изложил свой план набега и опустошения западных берегов Южной Америки. Вместе со званием контр-адмирала Дрейк получил пять кораблей с экипажем из ста шестидесяти отборных матросов. Королева поставила одно условие: чтобы оставались в тайне имена всех тех знатных джентльменов, которые, как и она, дали деньги на снаряжение экспедиции.

Дрейку удалось скрыть истинные цели экспедиции от испанских шпионов, распространив слух, что он направляется в Александрию. В результате этой дезинформации испанский посол в Лондоне дон Бернандино Мендоса не принял мер для преграждения пути пирату в Западное полушарие.

13 декабря 1577 года флотилия - флагманский корабль "Пеликан" (Pelican) водоизмещением 100 тонн, "Елизавета" (80 тонн), "Морское золото" (30 тонн), "Лебедь" (50 тонн) и галера "Христофор" - покинула Плимут.

Во времена королевы Елизаветы I официальных правил обмера судов не существовало, и поэтому размеры корабля Дрейка в разных источниках не совпадают. Путем сопоставления сведений Р. Хоккель приводит следующие данные: длина между штевнями - 20,2 метров, наибольшая ширина - 5,6 метров, глубина трюма - 3,03 метров, высота борта: на миделе - 4,8 метров, в кормовой части - 9,22 метров, в носовой части - 6,47 метров; осадка - 2,2 метров, высота грот-мачты 19,95 метров. Вооружение - 18 пушек, из них по семь пушек на каждом борту и по две на баке и корме. По форме корпуса "Пеликан" представлял переходной тип от каракки к галеону и был хорошо приспособлен для длительного морского плавания.

Каюта Дрейка была отделана и обставлена с большой роскошью. Посуда, которой он пользовался, была из чистого серебра. Во время еды его слух услаждали своей игрой музыканты, а за креслом Дрейка стоял паж. Королева послала ему в подарок благовония, сладости, вышитую морскую шапку и зеленый шелковый шарф с вышитыми золотом словами: "Пусть всегда хранит и направляет тебя Бог".


Штурм Дрейком Картахены (старинная гравюра)


Во второй половине января корабли достигли Могадара, портового города в Марокко. Взяв заложников, пираты обменяли их на караван всевозможных товаров. Затем последовал бросок через Атлантический океан. Разграбив по пути испанские гавани в устье Ла-Платы, флотилия 3 июня 1578 года стала на якорь в бухте Сан-Хулиан, в которой Магеллан расправился с бунтовщиками. Ракой-то рок довлел над этой гаванью, ибо и Дрейку также пришлось подавить вспыхнувший мятеж в результате чего был казнен капитан Даути. Кстати тогда же "Пеликан" был переименован в "Золотую Лань" (Golden Hind).


Реконструкция предполагаемого внешнего вида "Золотой Лани"


2 августа, бросив два пришедших в полную негодность судна, флотилия ("Золотая Лань", "Елизавета" и "Морское Золото") вступила в Магелланов пролив и прошла его за 20 дней. После выхода из пролива корабли попали в жестокий шторм, разметавший их в разные стороны. "Морское Золото" погиб, "Елизавета" был отброшен обратно к Магелланову проливу и, пройдя его, он вернулся в Англию, а "Золотую Лань", на котором был Дрейк, занесло далеко на юг. При этом Дрейк сделал невольное открытие, что Огненная Земля не выступ Южного материка, как считалось в то время, а архипелаг, за которым простирается открытое море. В честь первооткрывателя пролив между Огненной Землей и Антарктидой был назван именем Дрейка.

Как только утих шторм, Дрейк взял курс на север и 5 декабря ворвался в гавань Вальпараисо. Захватив стоявший в гавани корабль, груженный винами и слитками золота на сумму 37 тысяч дукатов, пираты высадились на берег и разграбили город, забрав груз золотого песка стоимостью в 25 тысяч песо.

Кроме того, на корабле они нашли секретные испанские карты, и теперь Дрейк продвигался вперед не вслепую. Надо сказать, что до пиратского набега Дрейка испанцы чувствовали себя на западном побережье Америки в полнейшей безопасности - ведь ни один английский корабль не проходил Магеллановым проливом, и поэтому испанские корабли в этом районе не имели охраны, да и города не были подготовлены к отпору пиратам. Идя вдоль берегов Америки, Дрейк захватил и разграбил многие испанские города и поселения, в том числе Кальяо, Санто, Трухильо, Манту. В панамских водах он настиг корабль "Карафуэго", на котором был взят груз баснословной ценности - золото и серебро в слитках и монеты на сумму 363 тысячи песо (около 1600 кг золота). В мексиканской гавани Акапулько Дрейк захватил галеон с грузом пряностей и китайского шелка.

Затем Дрейк, обманув все надежды своих врагов, не повернул обратно на юг, а пересек Тихий океан и вышел к Марианским островам. Отремонтировав корабль в районе Целебеса, он взял курс на мыс Доброй Надежды и 26 сентября 1580 года бросил якорь в Плимуте, совершив второе после Магеллана кругосветное плавание.

Это было самое доходное из всех путешествий, которые когда-либо совершались, - оно дало доход 4700% прибыли, около 500 тысяч фунтов стерлингов! Чтобы представить себе грандиозность этой суммы, достаточно привести для сравнения две цифры: боевые действия по разгрому испанской "Непобедимой армады" в 1588 году обошлись Англии "всего" в 160 тысяч фунтов, а годовой доход английской казны в то время составлял 300 тысяч фунтов. Королева Елизавета посетила корабль Дрейка и прямо на палубе произвела его в рыцари, что было большой наградой - в Англии насчитывалось всего 300 человек, имевших это звание!


Посвящение Френсиса Дрейка в рыцари


Испанский король Филипп II потребовал наказания пирата Дрейка, возмещения ущерба и извинений. Королевский совет Елизаветы ограничился туманным ответом, что испанский король не имеет морального права "воспрепятствовать посещению Индий англичанами, а посему последние могут совершать туда путешествия, подвергаясь риску, что их там схватят, но уж если они возвращаются без ущерба для себя, Его Величество не может просить Ее Величество их наказывать..."

В 1585 году Дрейк женился вторично. На этот раз это была девушка довольно богатого и знатного рода - Элизабет Сиденхэм. Чета переехала в недавно купленное Дрейком поместье Бакланд Абби (Buckland Abbey). Сегодня там находится большой момнумент в честь Дрейка. Но, как и в первом браке, детей у Дрейка не было.

В 1585-1586 годах сэр Френсис Дрейк снова командовал вооруженным английским флотом, направленным против испанских колоний Вест-Индии, и так же, как и в прошлый раз, возвратился с богатой добычей. Впервые Дрейк командовал таким большим соединением: у него в подчинении был 21 корабль с 2300 солдатами и матросами.

Именно благодаря энергичным действиям Дрейка был на год отсрочен выход в море "Непобедимой армады", что позволило Англии лучше подготовиться к военным действиям. Неплохо для одного человека! А дело было так: 19 апреля 1587 года Дрейк, командуя эскадрой из 13 небольших кораблей, вошел в гавань Кадиса, где готовились к отплытию корабли "Армады". Из 60 кораблей, стоявших на рейде, он уничтожил 30, а часть оставшихся захватил и увел с собой, в том числе и громадный галеон водоизмещением 1200 тонн.

В 1588 году сэр Френсис приложил свою тяжелую руку к полному разгрому "Непобедимой армады". К сожалению, это было зенитом его славы. Экспедиция к Лиссабону в 1589 году закончилась неудачей и стоила ему расположения и милости королевы. Взять город он не смог, а из 16 тысяч человек в живых осталось только 6 тысяч. Кроме того, королевская казна понесла убытки, а к таким вопросам королева относилась очень плохо. Похоже, что счастье покинуло Дрейка, и следующая экспедиция к берегам Америки за новыми сокровищами уже стоила ему жизни.


Сэр Френсис Дрейк


Все в этом последнем плавании складывалось неудачно: в местах высадки оказывалось, что испанцы были предупреждены и готовы к отпору, сокровищ не было, а англичане несли постоянные потери в людях не только в боях, но и от болезней. Адмирал также заболел тропической лихорадкой. Почувствовав приближение смерти, Дрейк поднялся с постели, с большим трудом оделся, попросил своего слугу помочь ему облачиться в доспехи, чтобы умереть как воину. На рассвете 28 января 1596 года его не стало. Через несколько часов эскадра подошла к Номбре-де-Диосу. Новый командующий Томас Баскервиль приказал поместить тело сэра Френсиса Дрейка в свинцовый гроб и с воинскими почестями опустить в море.

Поскольку у сэра Френсиса Дрейка не оказалось детей, чтобы наследовать его титул, он был передан племяннику, которого тоже звали Френсис. Тогда это казалось курьезом судьбы, но впоследствии стало причиной многих казусов и недоразумений.

Френсис Дрейк родился в 1540 году в местечке Тависток, графства Девоншир, в семье бедного деревенского священника Эдмунда Дрейка. В некоторых источниках утверждается, что в юности его отец был моряком. Дед Френсиса был фермером, владевший 180 акрами земли. Всего в семье Дрейков было двенадцать детей, Френсис был старшим.

Френсис рано покинул родительский дом (предположительно в 1550 году), поступив юнгой на небольшой торговый корабль, где он быстро овладел искусством судовождения. Трудолюбивый, настойчивый и расчетливый, он приглянулся старому капитану, у которого не было семьи и который полюбил Френсиса как родного сына и завещал свой корабль Френсису. В качестве торгового капитана Дрейк предпринял несколько длительных путешествий в Бискайский залив и Гвинею, где он выгодно занимался работорговлей, поставляя негров на Гаити.

В 1567 году Дрейк командовал кораблем в эскадре известного в те времена Джона Хоккинса, грабившего с благословения королевы Елизаветы I побережье Мексики. Англичанам не повезло. Когда после страшной бури они отстаивались в Сан-Хуане, на них напала испанская эскадра. Только один корабль из шести вырвался из западни и после трудного плавания добрался до родины. Это был корабль Дрейка…

В 1569 году он женился на девушке по имени Мэри Ньюман. Брак оказался бездетным. Мэри умерла двенадцать лет спустя.

Вскоре после этого Дрейк совершил два разведочных плавания через океан, а в 1572 году организовал самостоятельную экспедицию и совершил очень удачный набег на Панамский перешеек.

Флагманский «Пеликан»

Вскоре среди далеко не добродушных пиратов и работорговцев молодой Дрейк стал выделяться как самый жестокий и самый удачливый. По свидетельству современников «это был властный и раздражительный человек с бешеным характером», жадный, мстительный и крайне суеверный. В то же время многие историки утверждают, что не только ради золота и почестей предпринимал он рискованные плавания, что его привлекала сама возможность побывать там, где еще не был никто из англичан. Во всяком случае, географы и моряки эпохи Великих географических открытий обязаны именно этому человеку многими важными уточнениями карты мира.

После того как Дрейк отличился в подавлении ирландского восстания, он был представлен королеве Елизавете и изложил свой план набега и опустошения западных берегов Южной Америки. Вместе со званием контр-адмирала Дрейк получил пять кораблей с экипажем из ста шестидесяти отборных матросов. Королева поставила одно условие: чтобы оставались в тайне имена всех тех знатных джентльменов, которые, как и она, дали деньги на снаряжение экспедиции.

Дрейку удалось скрыть истинные цели экспедиции от испанских шпионов, распространив слух, что он направляется в Александрию. В результате этой дезинформации испанский посол в Лондоне дон Бернандино Мендоса не принял мер для преграждения пути пирату в Западное полушарие.

13 декабря 1577 года флотилия — флагманский корабль «Пеликан» (Pelican), «Елизавета», «Морское золото», «Лебедь» и галера «Христофор» — покинула Плимут.

Каюта Дрейка была отделана и обставлена с большой роскошью. Посуда, которой он пользовался, была из чистого серебра. Во время еды его слух услаждали своей игрой музыканты, а за креслом Дрейка стоял паж. Королева послала ему в подарок благовония, сладости, вышитую морскую шапку и зеленый шелковый шарф с вышитыми золотом словами: «Пусть всегда хранит и направляет тебя Бог».

Во второй половине января корабли достигли Могадара, портового города в Марокко. Взяв заложников, пираты обменяли их на караван всевозможных товаров. Затем последовал бросок через Атлантический океан. Разграбив по пути испанские гавани в устье Ла-Платы, флотилия 3 июня 1578 года стала на якорь в бухте Сан-Хулиан, в которой Магеллан расправился с бунтовщиками. Ракой-то рок довлел над этой гаванью, ибо и Дрейку также пришлось подавить вспыхнувший мятеж в результате чего был казнен капитан Даути. Кстати тогда же «Пеликан» был переименован в «Золотую Лань» (Golden Hind).

2 августа, бросив два пришедших в полную негодность судна, флотилия («Золотая Лань», «Елизавета» и «Морское Золото») вступила в Магелланов пролив и прошла его за 20 дней. После выхода из пролива корабли попали в жестокий шторм, разметавший их в разные стороны. «Морское Золото» погиб, «Елизавета» был отброшен обратно к Магелланову проливу и, пройдя его, он вернулся в Англию, а «Золотую Лань», на котором был Дрейк, занесло далеко на юг. При этом Дрейк сделал невольное открытие, что Огненная Земля не выступ Южного материка, как считалось в то время, а архипелаг, за которым простирается открытое море. В честь первооткрывателя пролив между Огненной Землей и Антарктидой был назван именем Дрейка.

Как только утих шторм, Дрейк взял курс на север и 5 декабря ворвался в гавань Вальпараисо. Захватив стоявший в гавани корабль, груженный винами и слитками золота на сумму 37 тысяч дукатов, пираты высадились на берег и разграбили город, забрав груз золотого песка стоимостью в 25 тысяч песо.

Кроме того, на корабле они нашли секретные испанские карты, и теперь Дрейк продвигался вперед не вслепую. Надо сказать, что до пиратского набега Дрейка испанцы чувствовали себя на западном побережье Америки в полнейшей безопасности — ведь ни один английский корабль не проходил Магеллановым проливом, и поэтому испанские корабли в этом районе не имели охраны, да и города не были подготовлены к отпору пиратам. Идя вдоль берегов Америки, Дрейк захватил и разграбил многие испанские города и поселения, в том числе Кальяо, Санто, Трухильо, Манту. В панамских водах он настиг корабль «Карафуэго», на котором был взят груз баснословной ценности — золото и серебро в слитках и монеты на сумму 363 тысячи песо (около 1600 кг золота). В мексиканской гавани Акапулько Дрейк захватил галеон с грузом пряностей и китайского шелка.

Затем Дрейк, обманув все надежды своих врагов, не повернул обратно на юг, а пересек Тихий океан и вышел к Марианским островам. Отремонтировав корабль в районе Целебеса, он взял курс на мыс Доброй Надежды и 26 сентября 1580 года бросил якорь в Плимуте, совершив второе после Магеллана кругосветное плавание.

Карта кругосветного путешествия Френсиса Дрейка

Это было самое доходное из всех путешествий, которые когда-либо совершались, — оно дало доход 4700% прибыли, около 500 тысяч фунтов стерлингов! Чтобы представить себе грандиозность этой суммы, достаточно привести для сравнения две цифры: боевые действия по разгрому испанской «Непобедимой армады» в 1588 году обошлись Англии «всего» в 160 тысяч фунтов, а годовой доход английской казны в то время составлял 300 тысяч фунтов. Королева Елизавета посетила корабль Дрейка и прямо на палубе произвела его в рыцари, что было большой наградой — в Англии насчитывалось всего 300 человек, имевших это звание!

Испанский король Филипп II потребовал наказания пирата Дрейка, возмещения ущерба и извинений. Королевский совет Елизаветы ограничился туманным ответом, что испанский король не имеет морального права «воспрепятствовать посещению Индий англичанами, а посему последние могут совершать туда путешествия, подвергаясь риску, что их там схватят, но уж если они возвращаются без ущерба для себя, Его Величество не может просить Ее Величество их наказывать…»

В 1585 году Дрейк женился вторично. На этот раз это была девушка довольно богатого и знатного рода — Элизабет Сиденхэм. Чета переехала в недавно купленное Дрейком поместье Бакланд Абби (Buckland Abbey). Сегодня там находится большой момнумент в честь Дрейка. Но, как и в первом браке, детей у Дрейка не было.

В 1585-1586 годах сэр Френсис Дрейк снова командовал вооруженным английским флотом, направленным против испанских колоний Вест-Индии, и так же, как и в прошлый раз, возвратился с богатой добычей. Впервые Дрейк командовал таким большим соединением: у него в подчинении был 21 корабль с 2300 солдатами и матросами.

Именно благодаря энергичным действиям Дрейка был на год отсрочен выход в море «Непобедимой армады», что позволило Англии лучше подготовиться к военным действиям с Испанией. Неплохо для одного человека! А дело было так: 19 апреля 1587 года Дрейк, командуя эскадрой из 13 небольших кораблей, вошел в гавань Кадиса, где готовились к отплытию корабли «Армады». Из 60 кораблей, стоявших на рейде, он уничтожил 30, а часть оставшихся захватил и увел с собой, в том числе и громадный галеон.

В 1588 году сэр Френсис приложил свою тяжелую руку к полному разгрому «Непобедимой армады». К сожалению, это было зенитом его славы. Экспедиция к Лиссабону в 1589 году закончилась неудачей и стоила ему расположения и милости королевы. Взять город он не смог, а из 16 тысяч человек в живых осталось только 6 тысяч. Кроме того, королевская казна понесла убытки, а к таким вопросам королева относилась очень плохо. Похоже, что счастье покинуло Дрейка, и следующая экспедиция к берегам Америки за новыми сокровищами уже стоила ему жизни.

Все в этом последнем плавании складывалось неудачно: в местах высадки оказывалось, что испанцы были предупреждены и готовы к отпору, сокровищ не было, а англичане несли постоянные потери в людях не только в боях, но и от болезней. Адмирал также заболел тропической лихорадкой. Почувствовав приближение смерти, Дрейк поднялся с постели, с большим трудом оделся, попросил своего слугу помочь ему облачиться в доспехи, чтобы умереть как воину. На рассвете 28 января 1596 года его не стало. Через несколько часов эскадра подошла к Номбре-де-Диосу. Новый командующий Томас Баскервиль приказал поместить тело сэра Френсиса Дрейка в свинцовый гроб и с воинскими почестями опустить в море.

Поскольку у сэра Френсиса Дрейка не оказалось детей, чтобы наследовать его титул, он был передан племяннику, которого тоже звали Френсис. Тогда это казалось курьезом судьбы, но впоследствии стало причиной многих казусов и недоразумений.