Еще кого любит господь наказует. Господь, кого любит, того наказывает

Бог, порой, посылает неудачи - для нашего смирения.

Ллойд-Джонс, Мартин,

«И забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: «сын мой! не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает». Евр. 12:5-6.

Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы - незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей - для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным чрез него доставляет мирный плод праведности.

Самая плодородная почва, на которой духовная депрессия цветет пышным цветом, - это непонимание того факта, что в процессе нашего освящения Бог пользуется различными методами. Он наш Отец, возлюбивший нас «любовью вечною». У Него есть для нас великий замысел: освятить нас. «Ибо воля Божия есть освящение ваше» (1 Фес. 4:3) и «чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» (Еф. 1:4). Основная забота Бога относительно нас - это не наше счастье в земном понимании этого слова, а наша святость. В Своей великой любви к нам Он твердо решил привести нас к ней. И для достижения Своей цели Он использует разнообразные методы.

Непонимание этого часто служит причиной того, что мы оступаемся. И в своем грехе и безрассудстве мы порой абсолютно неверно истолковываем действия Бога по отношению к нам. Подобно глупым детям, мы думаем, что наш Небесный Отец не добр к нам. Мы исполняемся жалости к самим себе, когда с нами обращаются сурово, а это, разумеется, приводит к депрессии. И все потому, что мы недооцениваем славную цель, предуготовленную для нас Богом.

Об этом блестяще и предельно правдиво пишет автор Послания к Евреям в главе 12. Нашу тему можно определить так: иногда Бог способствует нашему освящению, наказывая нас и разъясняя нам смысл этого наказания. В Священном Писании неоднократно ставится вопрос о Божьем наказании. Но, пожалуй, именно здесь с наибольшей ясностью показано, что освящение нас - это постоянная работа Бога.

«Задумайтесь над своим нынешним страданием, - говорит автор послания. - Почему вы страдаете теперь?» Потому что вы дети Божьи. Он объясняет этим людям, что Бог заставляет их страдать ради их же собственного блага: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает». Затем та же самая идея формулируется и в негативной форме: «Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами; ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы - незаконные дети, а не сыны». То есть, на самом деле не принадлежите к Божьей семье. Суть сказанного заключается в том, что весь процесс спасения - от начала и до конца - это работа Бога. «Начавший в вас доброе дело будет совершать (его) даже до дня Иисуса Христа». Начав работу, Бог не бросает ее незаконченной. Он хочет, чтобы Его дети пребывали в вечности с Ним, в Его славе. Многое из того, что происходит с нами, может быть правильно понято только в свете этой идеи. Это предопределено и непременно сбудется; Бог приведет нас к славе. Его замыслу ничто не в состоянии помешать.

Для достижения задуманного Бог использует различные способы. Во-первых, дает нам наставления через Библию, учит нас определенным принципам. Библия была написана по Его благой воле, под водительством Святого Духа - для нашего наставления и усовершенствования. Но если мы не хотим учиться через Его Слово, то Бог, как любящий Отец, имея в виду все ту же цель усовершенствования нас к Его славе, прибегает к другим методам. И один из этих методов - наказание. Земные родители, достойные своего названия, наказывают детей ради их пользы. Если ребенок, невзирая на доброе наставление, продолжает упорствовать в плохом поведении, то его следует наказать, чтобы научить дисциплине.

Бог действует так же, но только несравненно более эффективно. Заметьте, с какой силой и определенностью автор утверждает: если мы никогда не претерпели наказания, то возникают сильные сомнения, а чада ли мы Божьи. В каком-то смысле больше всего следует сокрушаться тому человеку, который вообще не знаком с таким вариантом Божьего воспитания. Ему надо бить тревогу. Вместо того, чтобы раздражаться и обижаться на болезненность процесса, лучше благодарите Бога: ведь Он дает вам доказательства Своего отцовства. Он наказывает нас для того, чтобы преобразить в образ Своего Сына. Только тогда мы будем достойными своего Небесного Отца.

Жизненный опыт детей Божьих полон такими переживаниями. И в Писании тема Божьего наказания - одна из важнейших. Перечитайте псалом 73 или всю Книгу Иова. В своем Послании к Римлянам, в главе 5, Павел касается этого вопроса, когда говорит о радости в скорби. И’ в главе 8 он снова возвращается к этой теме. В 1-м Послании к Коринфянам, гл. 11, мы читаем о том, как христиане заболевали, а некоторые даже умерли из-за того, что жили недостойно. Во 2-м Послании к Коринфянам (гл. 1) Павел рассказывает о том, что должно было произойти с ним, чтобы он научился уповать не на себя, а на живого Бога. И затем, в том же Послании (гл. 12), Павел говорит о том, что дано ему «жало в плоть», и о том, с какой целью это жало ему послано - чтобы поддержать его в должном духовном состоянии, уберечь от чрезмерных восторгов и превозношения. Павел трижды молился Богу, чтобы Он удалил от него это жало, но наконец усвоил урок. И в итоге болезнь способствовала его освящению. «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения», и так далее. И затем убедитесь, как итог всему этому подводит Сам воскресший Господь. «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Отк. 3:19).

Итак, мы видим, как эта великая доктрина красной нитью проходит через всю Библию. И в самом деле, подробное описание обращения Бога с сынами Израиля - обширный комментарий к ней. Он поступает с ними именно так потому, что они - Его народ. «Только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши» (Ам. 3:2).

Для чего предназначено наказание? Для воспитания. Мы склонны порой воспринимать его только как возмездие. Да, в нем может содержаться изрядная доля возмездия, однако оно включает в себя также и наставление для исправления. Основная цель наказания - воспитать ребенка, чтобы он вырос зрелым и ответственным человеком.

Очень часто Бог наказывает Своих детей через различные обстоятельства. Если мы это поймем, то увидим: среди наших жизненных событий нет ни одного, лишенного значения! Ничто не происходит случайно, без воли нашего Отца, Который допускает, чтобы то или иное случилось. Цель обстоятельств - способствовать нашему освящению. Поэтому нам следует быть наблюдательными, стараться извлекать уроки и задавать вопросы.

Библия учит очень ясно: Бог часто использует такие обстоятельства, как финансовые потери или утрату имущества, чтобы преподать человеку какой-то урок, если тот не желает или не может учиться по-другому. Задумайтесь также над вопросом физического здоровья. В 1-м Послании к Коринфянам, главе 11, рассказывается, как Бог посылает людям болезни, чтобы научить и воспитать их. Бог часто прибегал и прибегает к этому методу.. Люди, утверждающие, что Человек никогда не может заболеть или ослабеть по Божьей воле, просто отрицают Писание.

Но не впадайте и в другую крайность, не говорите: «Так вы утверждаете, что любая болезнь есть наказание, посланное Богом?» Разумеется, я не утверждаю этого. Я просто говорю, что время от времени Бог использует этот метод, чтобы дисциплинировать нас, воспитать. И делает Он это ради нашего блага. Божья воля важнее, чем здоровье человеческого тела. Если человек не реагирует на учение Слова, то можно не сомневаться: Бог займется им вплотную и, возможно, уложит его в постель, чтобы заставить задуматься. Эта же мысль высказана во 2-м Послании к Коринфянам, 1:9. И, наконец, в том же послании, но в главе 12, Павел излагает, какой урок извлек он сам: «Когда я немощен, тогда силен». Он научился радоваться в немощи, а не только в здоровье. Для него самое главное, чтобы прославлялся Бог.

Точно так же Бог допускает и гонения. С этими христианами-евреями так и случилось: их добро украли, а дома разрушили - именно потому, что они были христианами. И они спрашивают: «За что? Мы думали, что если мы уверовали в Евангелие, то все будет хорошо. А на самом деле получается наоборот - одни только беды. А окружающие, напротив, процветают и во всем преуспевают. Почему это так?» Ответ на этот вопрос дается в отрывке, который мы взяли в качестве эпиграфа к главе.

Доктрина, однако, идет еще дальше. Согласно ей, временами Бог использует для той же цели даже смерть: «Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает». Это тайна, постигнуть которую не дано никому. Тем не менее Писание высказывается совершенно недвусмысленно. Следовательно, мы должны осознать, что просто так ничего не происходит. Нет ни одного события, лишенного значения. Мы продвигаемся или не продвигаемся в карьере, сдаем или проваливаем экзамены, болеем или пышем здоровьем. Все это различные обстоятельства, посредством которых Бог достигает установленной Им для нас цели. Если вы дитя Божье, то должны научиться анализировать свои жизненные обстоятельства, понимать, к чему они вас подталкивают или какой в них содержится намек. Тем самым вы будете активно способствовать собственному освящению.

Есть еще один способ, которым Бог может наказывать и воспитывать нас. Это способ подпадает под категорию исключительно «Его собственного». Он заключается в том, что порой Бог словно бы устраняется, закрывает от нас Свое лицо. Мы не ощущаем Его присутствия. Это великая тема Книги Иова, а также Книги пророка Осии, главы 5 и 6. Так, Бог даже говорит: «Пойду, возвращусь в Мое место, доколе они не признают себя виновными и не взыщут лица Моего» (Ос. 5:15). Бог отдаляется Сам и убирает Свои благословения для того, чтобы привести людей к покаянию; это тоже часть процесса освящения.

И наконец, мы обнаруживаем, что существуют самые разнообразные вариации чувств, которые беспокоят Божьих людей и вселяют в них растерянность; по какой-то причине духовные переживания, которые прежде доставляли вам радость, внезапно прекращаются, и вы восклицаете вместе с Иовом: «О, если бы я знал, где найти Его!» Вы как будто не сделали ничего плохого. Тем не менее Бог словно бы покинул вас. Вы ощущаете отделенность, оторванность от Него. Вот эти пустыни Духа, в которые Бог периодически помещает Своих детей, тоже становятся способом наказания и воспитания. Они часть великой подготовки к той славе, для которой Бог нас предназначил.

Итак, мы рассмотрели, что такое Божье наказание и какими способами Бог наказывает. А теперь задумаемся: «Почему Бог это делает?» Наш эпиграф - отрывок из Послания к Евреям (12:5-11) - не что иное, как подробный ответ на этот вопрос. Бог делает это потому, что любит нас: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает». Это фундамент ответа. Порой Он кажется «слишком жестоким, чтобы быть добрым»: Однако мы должны твердо помнить, что это всегда для нашего блага. В стихе 7 Он говорит: «Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами». Евреи спрашивали: «Почему нас наказывают, если мы христиане?» Суть ответа, данного в стихе 7, сводится к следующему: вы терпите наказание именно потому, что вы христиане, потому что вы сыновья, потому что вы принадлежите семье. Поймите, что все наказания и страдания идут нам на пользу, делают нас чище, чтобы «нам иметь участие в Святости Его». Здесь эта идея высказана наиболее четко и недвусмысленно: Бог наказывает нас, чтобы нам освятиться. Все совершается для нашей пользы, и нет пользы большей, чем освящение. Поступая так, Бог освящает нас. А затем, через Свое Слово, Он объясняет нам, что делает.

Такова общая цель, которую Бог постоянно имеет в виду. Теперь давайте рассмотрим некоторые частные причины того, почему Бог может нас наказывать. Существуют определенные опасности, подстерегающие любого из нас. И необходимо отвести от нас эти опасности, защитить нас от них. Поверив в Господа Иисуса Христа, вы не совершаете мгновенного перехода в состояние полного совершенства. В этой жизни совершенства вы не достигнете. Всегда остаются какие-то недостатки, что-то, над чем еще надо поработать. И Бог использует наказание для того, чтобы поработать над этими конкретными нашими проблемами. Что же это за проблемы? Вот пример одной из них: духовная гордыня, духовное превозношение. Позвольте напомнить слова Павла: «И чтоб я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтоб я не превозносился» (2 Кор. 12:7). Вот оно, в самую точку. Апостол обладал очень редким и необычным духовным опытом. Он был вознесен «до третьего неба». Он видел, слышал и чувствовал удивительные вещи, поэтому опасность духовной гордыни была для него совершенно реальной. Он говорит нам, что жало в плоть было дано ему специально, чтобы уберечь от этой беды. Духовная гордыня - страшная опасность, которая подстерегает человека на всем протяжении его жизни. Если Бог в Своем милосердии и любви дарует нам некий необычный духовный опыт, то дьявол может попытаться обернуть его против нас. И для того чтобы уберечь нас от этой опасности, порой требуется наказание.

Другая опасность - самонадеянность. Бог наделяет людей дарами. И, к сожалению, часто человек начинает гордиться этими дарами, полагаться на себя и воображать, что теперь Бог ему не нужен. Гордыня и самоуверенность - опасности постоянные. Они не принадлежат к числу грехов плоти как таковых, но представляют собой опасности духовные, которые по самой своей природе более тонки и чреваты серьезными негативными последствиями.

Существует еще одна опасность, также достаточно тонкая. Нас тянет мир, мирское мировоззрение, мирской образ жизни. Нет, человек не решает намеренно и сознательно вернуться к прежней жизни - в мир. Это происходит как-то само по себе, почти неощутимо. Человек словно бы «соскальзывает» в мир, не замечая этого. Поэтому его надо наказать, чтобы он опомнился и остановился в своем движении вниз.

Есть и другая опасность: удовлетвориться достигнутой высотой. Мы уже чего-то достигли в христианской жизни и по этому поводу впадаем в самодовольство и полную удовлетворенность своей персоной. Порой мы слишком уверены, что абсолютно правы в своих убеждениях и в своем понимании доктрины. Нам кажется, что наша жизнь выше всякого упрека. И мы не стремимся к большей близости к Богу, не прилагаем все силы, чтобы возрастать в благодати и в познании Господа. Мы почиваем на лаврах, упиваясь состоянием нездорового удовлетворения собой. Мы забыли Бога. Мы больше не ищем Его, не нуждаемся в общении с Ним. Страшная опасность таится в склонности судить о себе, опираясь на прошлый опыт, а не на нынешнее знание Бога и взаимоотношения с Ним. По мере того как проходят года, должно происходить наше развитие, мы должны возрастать так, чтобы могли сказать: теперь я знаю Бога лучше, чем раньше, и люблю Его сильнее, чем когда-то. Чем ближе ваше знакомство с каким-нибудь хорошим человеком, тем больше вы любите этого человека. Соотнесите это наблюдение с вашими взаимоотношениями с Богом. Действительно ли мы все больше и больше ищем Бога? Существует опасность забыть Его, поскольку мы слишком сильно поглощены своей персоной и своими переживаниями. Поэтому Бог в Своей безграничной любви наказывает нас, чтобы заставить осознать это и привести в чувство. Можете ли вы, положа руку на сердце, сказать, что благодарны Богу за все, что обернулось против вас? Ответ на этот вопрос служит очень хорошим тестом на проверку всего нашего отношения к Богу. Можете вы оглянуться назад, вспомнить неприятные события, которые в то время принесли вам столько горя, и сказать: «Благо мне, что я пострадал» (Пс. 118:71).

Вот по этим конкретным причинам Бог наказывает нас. Быть освященным означает на практике проявлять определенные положительные качества. Это означает быть человеком, который своей жизнью подтверждает: он действительно обладает свойствами, описанными в Нагорной Проповеди. Это означает быть человеком, в чьей жизни проявляются плоды духа - любовь, радость, мир и так далее. Освящая нас, Бог делает нас все более и более похожими на Своего Сына. Одного только позитивного учения Слова для нас, грешных, недостаточно; в равной степени необходим и элемент наказания. Наставление автора Послания к Евреям таково: давайте «с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса» (Евр. 12:1-2).

Если бы мы всегда «взирали на Иисуса», то ничего другого и не понадобилось бы. Но мы этого не делаем, поэтому возникает необходимость в наказании - чтобы выработать в нас определенные качества. Вот некоторые из этих качеств. Смирение - во многих смыслах наивысшее из всех достоинств, сверхценный бриллиант, один из самых славных плодов духа. Оно было в высшей степени присуще Самому Господу. Он был «кроток и смирен сердцем». Это последняя станция нашего внутреннего пути. Для того чтобы мы стали кроткими, нас всех надо смирять. Отсутствие смирения может сослужить нам очень дурную службу. Однако трудно быть смиренными, если мы всегда и во всем преуспеваем. Поэтому Бог порой посылает неудачи - для нашего смирения.

Будем помнить также, что христианину надлежит «помышлять о горнем». Мы льнем к миру, забывая, что связывающие нас с ним узы очень непрочны и могут быть разорваны в мгновение ока. Для этого Бог внезапно и со всей наглядностью показывает нам, что мы в этом мире только странники. Таким способом Он заставляет нас задуматься о небесах и о вечности.

Кротость! Как трудно быть кроткими, любящими и сострадательными со всеми окружающими. Как нелегко порой относиться к ним с пониманием. Я пастор, и я не был бы в состоянии понимать людей и сочувствовать им в их проблемах, если бы не прошел в своей жизни через опыт, похожий на тот, через который проходят сейчас они. Бог иногда посылает определенные события, чтобы напомнить нам о необходимости терпения. По сути, Он говорит: «Ты знаешь, что Я терпелив с тобой. Так что и ты будь терпеливым с другим человеком».

Есть некоторые вещи, ясно показывающие нам, что без наказания не обойтись. Бог, поскольку Он любит нас и поскольку мы Его дети, наказывает нас, чтобы выработать в нас эту удивительную вещь - «мирный плод праведности».

Чувствуете ли вы, что в обращении Бога с вами имеет место что-то подобное? Если нет, то я настойчиво рекомендую хорошенько разобраться в себе и удостовериться: а действительно ли вы христианин. Помните: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает». Благословен Господь, который взял на Себя не только заботу о нашем спасении, но и о нашем совершенстве. Он так любит нас, что если мы не желаем усваивать Его уроки добровольно, то Он будет наказывать нас, чтобы отразился в нас образ Его возлюбленного Сына.

Ллойд-Джонс, Мартин,

Духовная депрессия: Причины возникновения депрессии и способы избавления от нее. Пер. с англ. / Мартин Ллойд-Джонс. - 3-е изд. - СПб.: Мирт, 2008. - 176 с.

. Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?

1. Есть два рода утешения, которые, по-видимому, противо­положны между собою, но взаимно много подкрепляют друг друга; оба (апостол) и приводит здесь. Именно: один состоит в том, когда мы говорим, что некоторые люди много пострадали: душа делается спокойною, если находит многих соучастников своих страданий. Это (апостол) представил выше, когда сказал: «Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий» (). Другой состоит в том, когда мы говорим: ты немного пострадал: такими словами мы ободряемся, возбуждаемся и делаемся более готовыми – терпеть всё. Первое успокаивает изнуренную душу и доставляет ей отдых; а второе возбуждает её от лености и безпечности и отклоняет от гордости. Так, чтобы от приведённого свидетельства не родилась у них гордость, смо­три, что (Павел) делает: «Вы еще не до крови , – говорит, – сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение» . Он не вдруг высказал последующие слова, но наперёд представил им всех, подвизавшихся "до крови" , затем заметил, что страдания Хри­стовы составляют славу, и потом уже удобно перешёл (к последующему).

Так он и в послании к Коринфянам говорит: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое» , т.е. малое (), потому что таким именно образом душа может пробудиться и ободриться, когда она представит, что ещё не всего достигла, и убедится в том предшествующими событиями. Смысл слов его следующий: вы ещё не подверглись смерти, вы только потеряли имущество и славу, вы только по­терпели изгнание; Христос пролил кровь свою за вас, а вы и за себя не пролили её; Он даже до смерти стоял за истину, подвизаясь за вас, а вы ещё не подвергались опасностям, угро­жающим . «И забыли утешение» , т.е. опустили руки, ослабели. «Не до крови , – говорит, сражались (слав. – встали), подвизаясь против греха» . Здесь он показывает, что и сильно нападает и также вооружен, – слово: «встали» говорится к стоящим. «И забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя» . Представив утешение от дел, теперь он сверх того прибавляет утешение от изречений, от приведённого свидетельства: "не унывай , – говорит, – когда Он обличает тебя» . Итак это – дело Божие; а не мало доставляет утешения то, когда мы убеждаемся, что случив­шееся могло произойти по действию Божию, по Его попущению.

Так и Павел говорит: «Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи"" (). Следовательно Он сам попускает это. «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» . Ты не можешь, говорит, сказать, что есть ка­кой-нибудь праведник, не терпевший скорбей, и хотя нам так кажется, но иных скорбей мы не знаем. Следовательно, вся­кому праведнику необходимо пройти путём скорби. И Христос сказал, что «Входите тесными вратами, потому что широки́ врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны́ врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (). Если же войти в жизнь можно только таким образом, а иначе невозможно, то следует, что тесным путём шли все те, которые вошли в жизнь. «Если вы терпите наказание , – говорит, – то поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» Если (Бог) наказывает вас, то для исправления, а не для истязания, не для мучения, не для страданий.

Смотри, как (апостол) тем самым, из-за чего они считали себя оставлен­ными, внушает им уверенность, что они не оставлены, и как бы так говорит: претерпевая такие бедствия, вы уже думаете, что оставил и ненавидит вас? Нет, если бы вы не стра­дали, тогда следовало бы опасаться этого, потому что если он «бьет же всякого сына, которого принимает» , то небиемый, быть может, не сын. Но как, скажете, разве злые люди не страдают? Ко­нечно, страдают, – как же иначе? – но он не сказал: всякий биемый есть сын, а: «бьет же всякого сына» . Потому ты не можешь говорить: есть много и злых людей, которых бьют, например человекоубийцы, разбойники, чародеи, гробокопатели. Они бывают наказываемы за собственные злодеяния; они бывают не биемы, как сыны, но наказываемы, как злодеи; а вы – как сыны. Видишь ли, как он отовсюду заимствует доказатель­ства, – и от событий, упоминаемых в Писании, и от изречений, и от собственных рассуждений, и от примеров, случающихся в жизни? Далее указывает ещё и на общее обыкновение: "Если же , – говорит, – остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» ().

2. Видишь ли, что, как я и выше сказал, сыну невоз­можно оставаться ненаказанным? Как в семействах отцы не заботятся о детях незаконнорожденных, хотя бы они ни чему не учились, хотя бы никогда не сделались известными, о законных же сыновьях заботятся, чтобы они не были безпечными, – таки в настоящем случае. Потому, если не быть наказан­ными свойственно детям незаконнорожденным, то нужно ра­доваться наказанию, как знаку истинного родства. Поэтому са­мому (апостол) и говорит: "Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?» (). Опять заимствует ободрение от собственных их страданий, которые они сами терпели. Как там говорил: «Вспомните прежние дни ваши» , так и здесь говорит: «Бог поступает с вами, как с сынами» , – вы не можете сказать, что вы не в состоянии переносить, – и при том «Господь, кого любит, того наказывает» . Если же (дети) повинуются плотским родителям, то как вы не будете повиноваться Отцу небесному? При том здесь не в этом только различие и не в лицах только, но и в самых побуждениях и действиях. Не по одному и тому же побуждению наказывают Он и они (Бог и плотские родители). Потому (апостол) и прибавляет: «Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» (), т.е. они часто делают это для собственного удовольствия и не всегда имея в виду пользу, здесь же нельзя этого сказать, так как (Бог) делает это не из каких-нибудь собственных видов, а для вас, единственно для вашей пользы; те наказывают, чтобы вы и для них были полезны, а нередко и напрасно, здесь же не бывает ничего подобного.

Видишь, какое и отсюда происходить утешение? Мы в осо­бенности привязываемся к тем, в которых видим, что они не из каких-нибудь собственных видов приказывают нам, или дают наставление, но все их заботы клонятся к нашей пользе. Тогда-то и бывает искренняя любовь, любовь настоящая, когда кто любит нас, несмотря на то, что мы совершенно безполезны для любящего. Так и (Бог) любит нас не для того, чтобы получить что-либо от нас, но чтобы дать нам; Он наказывает, делает всё, принимает все меры к тому, чтобы мы сделались способными к принятию Его благ. "Те , – говорит (апостол), – наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» . Что значить: «в святости Его» ? Т.е. чистоты, – чтобы мы сделались достойными Его, по возможности. Он заботится, чтобы вы приняли, и употребляет все меры к тому, чтобы дать вам; а вы не стараетесь о том, чтобы принять. "Я сказал , – говорит (Псалмопевец), – Господу: Ты – Господь мой; блага мои Тебе не нужны» (). "Притом, если мы , – говорит, – будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?» «Отцу духов» , – говорит так, разумея или дары (духовные), или мо­литвы, или безплотные Силы. Если с таким (расположением духа) мы умрём, то и получим жизнь. Хорошо он сказал: «Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней , – потому что угодное людям не всегда бывает полезно, – а Сей – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» .

3. Следовательно, наказание полезно; следовательно, наказание доставляет святость. И, конечно, так. Ведь, если оно истребляет леность, порочные пожелания, привязанность к предметам житейским, если оно сосредоточивает душу, если располагает её презирать всё здешнее, – а отсюда и происходит скорбь, – то не свято ли оно, не привлекает ли оно благодати Духа? Будем же постоянно представлять себе праведников и помнить, почему все они прославились, и всех раньше Авель и Ной: разве не посредством скорбей? Да и невозможно, чтобы один праведник не скорбел среди такого множества нечестивых. "Ной , – говорит Писание, – был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (). Подумай: если теперь, имея такое множество мужей, и отцов, и учителей, добродетелям которых мы можем подражать, мы, однако, испытываем столько скорбей, то как должен был страдать он, будучи один среди столь многих? Но говорить ли мне о том, что было во время чудного и необыкновенного потопа? Говорить ли об Аврааме, о том, что ему случалось терпеть, как-то: о непрестанных его странствованиях, лишении жены, опасностях, сражениях, искушениях? (Говорить ли) об Иакове, сколько бедствий он перенёс, будучи отовсюду изгоняем, трудясь напрасно и изнуряя себя для других? Нет нужды перечислять все его искушения; довольно будет привести свидетельство, которое он сам высказал в беседе с фараоном: «дней странствования моего сто тридцать лет; малы и несчастны дни жизни моей и не достигли до лет жизни отцов моих во днях странствования их» (). Говорить ли об Иосифе, Моисее, Иисусе (Навине), Давиде, Самуиле, Илии, Данииле и всех пророках? Ты найдёшь, что все они прослави­лись посредством скорбей. А ты, скажи мне, хочешь просла­виться посредством удовольствий и роскоши? Но это невозможно. Говорить ли об апостолах? И они превзошли всех скорбями. Но что я говорю? Сам Христос тоже сказал: «В мире будете иметь скорбь» (); и еще: «вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется» ().

«Потому что тесны́ врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (). Господь этого пути сказал, что он узок и тесен; а ты ищешь широкого? Не безразсудно ли это? Потому ты и не достигнешь жизни, что идёшь другим путём, а достигнешь погибели, потому что избрал путь, ведущий туда. Хочешь ли, я расскажу и представлю тебе людей, преданных роскоши? От позднейших обратимся к древнейшим. Богач, горящий в огне, иудеи, преданные чреву, для которых чрево было богом, которые в пустыне постоянно искали наслаждений, – почему погибли? Подобно современникам Ноя, не потому ли, что избрали эту роскошную и развратную жизнь? Также и содомляне (погибли) за чревоугодие: «пресыщении , – сказано, – и праздности» (). Так сказано о содомлянах. Если же пресыщение хлебом произвело столько зла, то что сказать о других наслаждениях? Не был ли невоздержен Исав? Не таковы ли были те из сынов Божиих, которые прельстились женами и увлеклись в пропасть? Не таковы ли были те, которые удовлетворяли похоти на мужчинах? И все цари языческие, вавилонские, египетские, не бедственно ли окончили жизнь? Не преданы ли они мучению? Но не то же ли, скажи мне, бывает и теперь?

Послушай, что говорит Христос: «Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских» (); а те, которые не носят таких одежд, те – на небесах. Мягкая одежда расслабляет и твердую душу, изнеживает и расстраивает; и как бы ни было крепко и сильно тело, которое она облекает, от такой роскоши оно скоро делается изнеженным и слабым. Скажите мне: почему, думаете вы, женщины бывают так слабы? Неужели только от природы? Нет, но и от образа жизни и от воспитания; их делают такими изнеженное воспитание, праздность, омовения, намащения, изобилие ароматов, мягкое ложе. И чтобы тебе понять это, послушай, что я скажу. Из кучи деревьев, растущих в пустыне и колеблемых ветрами, возьми какое-нибудь растение и посади на место влажное и тенистое, – и ты увидишь, как оно сделается хуже, нежели каким ты взял его сначала. А что это справедливо, доказательством служат женщины, воспитывающаяся в деревнях; они бывают гораздо крепче городских мужчин и могли бы преодолеть многих из них. А когда тело делается изнеженным, то по не­обходимости вместе с ним и душа испытывает то же зло, потому что отправления души по большей части соответствуют состоянию тела. Во время болезней мы бываем иными по причине расслабления, а во время здоровья опять иными.

Как в музыкальных инструментах, когда струны издают звуки мягкие и слабые и они нехорошо натянуты, то уменьшается и достоинство искусства, принужденного покоряться слабости струн, так и в теле: душа терпит от него много вреда, много стеснения; она испытывает горькое рабство, когда тело имеет нужду в частом врачевании. Потому, увещеваю вас, будем стараться делать его крепким, а не болезненным. Не одним мужьям я говорю это, но и женам. Для чего ты, жена, по­стоянно расслабляешь тело свое роскошью и делаешь его негодным? Для чего губишь силу его тучностью? Ведь тучность составляет слабость для него, а не силу. Если же ты, оставив это, будешь вести себя иначе, тогда явится и красота телесная по желанию твоему, как скоро будет сила и свежесть. А если, напротив, будешь подвергать его безчисленным болезням, то не будет у тебя ни здорового цвета, ни свежести, но постоянно будешь чувствовать себя дурно.

4. Вы знаете, что как прекрасен бывает хороший дом, когда озаряет его ясная погода, так и красивое лицо делается ещё лучше от веселого расположения духа; а когда (душа) уныла и прискорбна, тогда (и лицо) становится безобразнее. Унылость происходить от болезней и расстройства здоровья; а болезни происходят от расслабления тела пресыщением. Так и по этой причине вы должны избегать пресыщения, если верите мне. Но есть, скажете, некоторое удовольствие в пресыщени? Не столько удовольствия, сколько неприятностей. Удовольствие ограничивается только гортанью и языком; когда трапеза кончилась, или когда пища съедена, ты становишься подобным тому, кто и не участвовал (в трапезе), и даже, гораздо хуже его, потому что ты выносишь оттуда тяжесть, расслабление, головную боль и склон­ность ко сну, похожему на смерть, а часто и безсонницу от пресыщения, одышки и отрыжки, и тысячу раз проклинаешь свой желудок, вместо того, чтобы проклинать невоздержность.

Итак, не будем утучнять тела, но послушаем Павла, ко­торый говорит: «попечения о плоти не превращайте в похоти» (). Набивающий желудок делает то же, как если бы кто-ни­будь, взявши пищу, бросил её в нечистый ров, или даже не то, а гораздо хуже, потому что последний наполняет только ров без вреда для себя самого, а первый навлекает на себя тысячу болезней. Питает нас только то, что принимается в потребном количестве и может перевариться; а лишнее сверх необходимаго не только не питает, но ещё приносит вред. Между тем никто не замечает этого, обольщаясь нелепым удовольствием и обычным пристрастием. Ты хочешь питать тело? Оставь же лишнее, давай ему необходимое, и столько, сколько может перевариться; не нагружай его слишком, чтобы не потопить. Принимаемое в потребном количестве и питает, и доставляет удовольствие; действительно, ничто не доставляет та­кого удовольствия, как хорошо переварившаяся пища; ничто так не способствует здоровью, ничто так не поддерживает живости чувств, ничто так не предотвращает болезней.

Таким образом принимаемое в потребном количестве служит и к питанию, и к удовольствию, и к здоровью, а излишнее – ко вреду, к неприятностям и болезням. Пресыщение произво­дит то же, что делает голод, или даже гораздо худшее. Голод в короткое время изнуряет и доводит человека до смерти; а пресыщение, разъедая тело и производя в нём гниение, подвергает его продолжительной болезни и потом тягчайшей смерти. Между тем голод мы считаем несносным, а к пресыщению, которое вреднее его, стремимся. Откуда в нас такая болезнь? Откуда такое безумие? Не говорю, что нужно изнурять себя, но нужно принимать пищу так, чтобы тело и получало удовольствие, истинное удовольствие, и могло питаться, чтобы оно было благоустроенным и благонадежным, крепким и способным орудием для действий души. Если же оно переполнится пищею, которая будет, так сказать, расторгать самые запоры и составные связи, то уже бывает не в состоянии удержать этого наводнения, – вторгшееся наводнение расторгает и разрушает всё.

«Попечения о плоти , – говорит, – не превращайте в похоти» . Хорошо он сказал: "в похоти" , потому что пресыщение есть пища для порочных пожеланий, и пресыщающийся, хотя бы он был мудрее всех, по необходимости терпит какой-нибудь вред от вина, и от яств, по необходимости чувствует расслабление, по не­обходимости возбуждает в себе сильный пламень. Отсюда – блуд, отсюда – прелюбодеяние. Голодный желудок не может возбудить плотской похоти, равно как и (желудок) довольствующийся умеренною пищею; порочные же пожелания рождаются в желудке, предающемся пресыщению. Как земля, слишком влажная, и навоз, окропляемый (водою) и имеющий слишком много мокроты, рождают червей, и, напротив, земля, не имеющая такой сырости, приносить обильные плоды, – потому что не содержит в себе ничего лишнего, – и будучи даже необрабатываема, произращает зелень, а будучи обрабатываема, прино­сить плоды, – так точно и мы. Потому не будем делать из плоти, нашей (тело) безполезное, негодное, или вредное, но будем произращать в ней добрые плоды и плодоносные растения, и прилагать старание, чтобы они не завяли от пресыщения, – так как и они могут загноиться и породить червей вместо плодов. Так, врожденная похоть, если ты станешь чрез меру насыщать её, порождает удовольствия отвратительные и даже весьма отвратительные. Будем же всячески истреблять в себе это зло, чтобы нам сподобиться обещанных благ во Христе Иисусе, Господе нашем (с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков, Аминь).

Кого люблю, того и наказываю…

Эту мысль можно понять и принять только в том случае, если Бог наказывает всех и каждого. Но в жизни нередко случается так, что Бог одного грешника наказывает, а другого грешника, у которого грехи, может быть, серьезнее, наказывать пока не спешит. Хочется спросить: где справедливость?
Бывает и так: человек ходит в церковь, ведет христианский образ жизни и при этом ему не везет. А другому человеку, живущему без Бога и погрязшему в пороках, напротив, сопутствует удача. Опять хочется спросить: где справедливость?

Стоит ли быть христианином, когда везение сопутствует грешнику?

Дело в том, что везение не всегда от Бога. Если человек живет без Бога и ему при этом по жизни везет, то вряд ли этому человеку помогает Всевышний. Скорее всего, ему помогает другая сила.

Что касается везения, то везение не всегда есть благо. За везение рано или поздно придется платить. Кроме того везение расслабляет человека, в то время как испытания закаляют душу.

Человек, которому везет, но который живет без Бога, может самонадеянно считать, что добро на его стороне, что Бог его любит, в то время как верующий-неудачник с его христианскими цитатами будет выглядеть в его глазах крайне неубедительно. Грешник может с уверенностью сказать: я живу богато, значит я прав, христианин живет бедно, значит, он заблуждается. Если я живу хорошо, значит Бог на моей стороне; если христианин живет плохо, значит он верит не в того Бога… Звучит убедительно, но это очень близорукий взгляд на проблему.

Во времена Ветхого Завета бытовало мнение: если земные блага достаются человеку, то значит это человек достойный, значит, на нем лежит божье благословение. Но не всегда земные блага доставались хорошим и достойным людям, поэтому христиане попытались откорректировать эту мысль, сказав: «Кого Бог любит, того и наказывает». Конечно, это не означает, что Бог не может наградить того, кого любит.

Что касается наказания, то оно необходимо для духовного самосовершенствования человека.
В то время как отсутствие справедливого наказания развращает человека.

В начале статьи я говорил о том, что некоторые христиане живут трудно, в то время как грешникам нередко везет.

Чтобы понять, почему и для чего так происходит, представим такую ситуацию.

У отца было два сына. Оба сына совершили воровство, но уличен на воровстве был лишь младший сын. Отец наказал младшего сына, а старшему все сошло с рук. На данном этапе повезло старшему сыну. Но младший сын больше не воровал, а старший сын, напротив, стал вором. В результате младший сын стал порядочным человеком, а старший закончил жизнь в тюрьме.

Так все-таки что лучше: быть вовремя наказанным или нет?

Порой человек недоумевает: «Меня Бог наказал, а моего врага Васю, который греховнее меня, почему-то пожалел. Где справедливость?»

Это очень близорукий взгляд.

Во-первых, жизнь длинная, и мы не знаем, что ждет того или иного человека.

Во-вторых, всякого человека, и везунчика и неудачника, и грешника, и праведника ждет одна участь: смерть. Разница лишь в том, что человеку с чистой совестью умирать будет легче.

В-третьих, наказание возможно не только при жизни, но и после смерти. Чем больше сходило человеку с рук при жизни, тем серьезнее ждет его кара после кончины.

Признаться, я не считаю себя жестоким человеком. Лично я был бы удовлетворен, если бы мои враги были наказаны при жизни. Я совсем не хочу, чтобы мои враги горели вечно в аду. Впрочем, пусть решает Всевышний…

В завершение скажу так: можно жить сладко, можно жить трудно. Можно выглядеть убедительно, а можно выглядеть неудачником и чудаком. Можно быть наказанным при жизни, а можно быть наказанным после смерти.

В любом случае наказание неизбежно. В любом случае справедливость восторжествует.

Ноябрь 2013

Рецензии

Афанасий, полностью разделяю Ваше мнение. Но, хочу сделать замечание, просмотрев рецензии. Мне кажется, человек написавший рецензию, достоин внимания и хотя-бы короткого "СПАСИБО". Этикет - понимаете-ли. Извините, но с Вашими произведениями это не "вяжется".
Спасибо за статью. С уважением,

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Кого я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся

О, человеколюбие! С какою благостью соединяется обличение!

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Аз, ихже аще люблю, обличаю и наказую , сказал Господь в Откровении святого Иоанна Богослова. Наставляемые этими свидетельствами Святого Духа и многими другими, которыми усеяны страницы Священного Писания, мы с дерзновением утверждаем: скорби, посылаемые человеку Промыслом Божиим, суть верный признак избрания человека Богом.

Священное Писание соединяет понятие о искушении с понятием о обличении: сыне мой , говорит оно, не пренемогай наказанием Господним, ниже ослабей от Него обличаем (Евр. 12:5) . Это же видно из вышеприведенных слов Господа: Аз, ихже аще люблю, обличаю и наказую. На каком основании обличение соединяется с искушением? На том, что всякая скорбь обнаруживает сокровенные страсти в сердце, приводя их в движение. До скорби человек представляется сам себе спокойным и мирным; но когда придет скорбь, тогда восстают и открываются неведанные им страсти, особливо гнев, печаль, уныние, гордость, неверие. Существенно нужно и полезно для подвижника обличение греха, гнездящегося в нем втайне. Сверх того, скорби, принимаемые и переносимые как должно, усиливают веру; они показывают человеку его немощь и доставляют смирение, низлагая самомнение.

Сщмч. Киприан Карфагенский

Кто согрешающего нежит льстивыми ласками, тот только более располагает его ко греху и не подавляет преступлений, а питает. Но кто строгими советами изобличает и вместе наставляет брата, тот содействует его спасению. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Так надлежит и священнику Божию не обманывать льстивыми услугами, но промышлять о спасительных лекарствах. Не искусен тот врач, который слегка только ощупывает напухающие извилины ран: сохраняя заключенный внутри, в глубоких впадинах, яд, он только увеличивает его силу. Надобно открыть рану, рассечь и, очистивши от гноя, приложить к ней сильнейший пластырь. Пусть больной вопиет, пусть кричит, пусть жалуется на нестерпимую боль - он будет потом благодарить, когда почувствует себя здоровым.

О падших.

Тертуллиан

Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся

Итак, попытаемся перенести то, что причиняется злом, чтобы ревность нашего терпения обратила в ничто (искусительные) попытки врага. Если сами мы навлекли что-нибудь на себя - по неразумию или добровольно, - то должны терпеливо переносить то, что самим себе приписываем. А если верим, что что-нибудь послано (на нас) Богом, то пред кем же более, как не пред Ним, мы обязаны обнаруживать терпение? Он ведь поучает нас благодарить и радоваться тому, что мы удостоились Божественного наказания: Кого, - говорит, - люблю, наказываю. О, блажен тот раб, при исправлении коего соприсутствует Господь! Таким образом, отовсюду мы побуждаемся к осуществлению терпения, потому что мы нуждаемся в нем либо в результате наших ошибок, либо козней зла, либо наставлений Господа.

О терпении.

Фульгенций Руспийский

Следовательно, благосклонность Бога не ведет к наказанию, поэтому Он ввергает нас в скорби, поражает болезнями, наставляет неприятностями, чтобы мы, грешившие в здоровье тела, учились воздерживаться от грехов в болезни и, пренебрегающие в радости Божиим милосердием, пораженные бичом скорби, устрашились бы Его справедливости. Так происходит, чтобы мы, обретя болезнь расточением здоровья, через болезнь достигли бы благодеяния здоровья и, ввергнутые через радость в скорби, через скорби вернулись бы к радости. Наконец, Святое Писание свидетельствует, что любовь Бога к нам в большей степени проявляется в бичах и нападках. Ведь оно говорит: Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает (Притч 3:11 -12); бичует же Он каждого сына, которого вновь обретает. Но и сам Спаситель говорит, что Он любит тех, кого обличает: Кого я , - речет, - люблю, тех обличаю и наказываю . И учение апостолов не перестает провозглашать, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14:22) . Также Сам Господь говорит, что узкий и тесный путь - это ворота, ведущие к жизни.

Послания.

Цезарий Арльский

О, несчастное и весьма скорбное предположение! Следовательно, гордые и нечестивые, совершающие уголовные преступления, потому тебе кажутся блаженными, что не терпят ничего дурного в этой жизни? Послушай, что о таковых речет Писание: На работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам. Оттого гордость их обложила их, очевидны дерзость и нечестивость их. Происходит словно от жира дерзость их (Пс 72:5 -7). Потому ведь в этом мире они совсем не наказываются, что за избыток своих злодеяний сохраняются для вечного мучения: ведь не могут нести наказание в течение короткого времени те, кому необходимо будет подвергаться пыткам без конца. Ибо Господь, а также Бог наш, Который тех согласно Своей справедливости оставил без наказания, не прекращает подвергать Своих сынов различным испытаниям, в соответствии с написанным: бьет же Бог всякого сына, которого принимает (Евр 12:6) . И еще: кого Я люблю, тех обличаю и наказываю . Если же бьет всякого сына, которого принимает, то, следовательно, кого не бьет, не принимает. И если всякого, кого любит, наказывает, то кого не наказывает, не любит. И это - чтобы так происходило - совершает не могущество Бога, но беспутство тех достойно того, чтобы [пока] быть оставленным, согласно написанному: чтобы нечистый еще сквернился, а праведный творил правду еще (Откр 22:11) .

Проповеди.

Враг всякой правды ослепил умы людей на столько, что они стали смотреть на Бога со страхом, считая Его суровым и неумолимым. Сатана внушил людям, что главное свойство Бога суровое правосудие, и Он стал для них грозным судьей и взыскательным заимодавцем. Он представил дело так, будто Создатель только тем и занимается, что ревностно следит за людьми и подмечает все их оплошности и ошибки, чтобы потом подвергнуть каре. Для того чтобы рассеять эту тьму и открыть миру беспредельную любовь Бога, пришел в этот мир Иисус и жил среди людей. Сын Божий пришел с Небес, чтобы открыть нам Отца.
(c) Е.Уайт «Путь ко Христу» , гл.1

На второй сессии восьмой Полевой школы, Господь, через пастора Сергея Молчанова поднял вопрос о Божьем наказании. Вера возрастает, когда мы знаем Автора Писаний и Его характер. Пастор Молчанов говорил:
Будьте осторожны, когда вы говорите о Божьем наказании. Вопрос наказания очень сложный, как сотворение Вселенной. Незнание Писаний, неправильная вера, потеря Бога.
Хороший пример: Иов и его друзья — Господь сказал: «они не знают Меня».
Хороший вопрос: Иисус за 33 года жизни на земле кого-то наказал? А ведь Он был «образ ипостаси Его» (Евр.1:3) и Он говорил: «ничего не делаю от Себя» (Иоан.8:28).
Люди представляют Бога всемирным полицейским, который ломает руки и ноги, повергает в аварии и несчастные случаи, говоря: «Бог наказал».

Но что же нас наказывает?
1. Закон (Иоанна 12:47-48)
2. Дьявол (книга Иова гл.1-2)

Иисус наказание наше взял на Себя (Исаия 53:4-5). Бог прощает грешника, снимает наказание, которого он заслуживал, и обращается с ним так, будто он никогда не грешил. Он принимает его с Божественной милостью и оправдывает благодаря заслугам праведности Христа. Грешник может быть оправдан только через веру в искупление, совершенное дорогим Сыном Божьим, ставшим жертвой за грехи виновного мира. (аргумент автора: если Бог наказывает, значит, жертва Христа недостаточна?)
Когда Господь представлял Моисею Свою Славу, Он сказал; «Господь, Господь, Бог Человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» (Исход 34:6). Он 400 лет оттягивал наказание Амореям.
Закончил тему Сергей Борисович, стихом из перевода Нового Завета под редакцией Кулакова: «Кого люблю, того обличаю и наказываю».

Все, что говорил Сергей Молчанов в защиту Бога, выстраивалось как логическая цепочка
в моем сознании, только последний стих встал поперек. И я начал размышлять: «Кого люблю, того наказываю». При этом в сознании сразу всплывает образ отца с перекошенным от гнева и ярости лицом, с ремнем в руках, это в лучшем случае. И такая «любовь» оставляла в сердце глубокую травму, обиду, злость, мщение. Формируя, таким образом, в моем сознании образ отца и Бога. При ремонте мотоцикла, на православную пасху, ключ сорвался с гайки и ударил по пальцу с ужасной силой, боль была невыносимая. Разум пронзила мысль: «Это Бог тебя наказал за нарушение праздника, подняв лицо к небу, взмолился о прощении. Будучи в Божьей Церкви, согрешая, всегда ожидал удара с Неба.

Давайте поразмышляем над 12-м стихом 3-й главы книги Притчей: «Ибо кого любит Господь, того наказывает, и благоволит к тому, как отец к сыну своему». Понятно, что такое любовь и благоволение, наказание, ни коим образом не вписывается в эту строку. Корень этого слова, «наказывает», совершенно должен быть иным. Не битье, а «наставление», «наказ».

Например: когда ребенок идет в школу, любящая мама дает ему наказ: «сынок, когда будешь переходить дорогу, будь очень внимательным, посмотри направо, посмотри налево, будь осторожен, когда переходишь дорогу, чтобы тебя не сбила машина. Когда придешь в школу, не балуйся, будь внимательным, слушай, что говорит учитель, учись, будь хорошим мальчиком». И если построить это предложение таким образом «Кого любит Господь, тому наказывает» , оно приобретает совершенно другой смысл, и сразу в этом, проявляется и любовь, и благоволение.

Пойдемте дальше в наших размышлениях. Берем 13-й стих 3-й главы книги Притчей: «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум!». Покажите хоть одного человека, который через битье, через наказание, приобрел разум, и приобрел мудрость. А посредством чего человек приобретает разум и мудрость? Обращаемся к 12-му стиху 93-й главы Псалтыря: «Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим». Следующий пример: 2-ая глава 1-2 стих книги Притчей: «Сын мой! Если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, Так, что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости, и наклонишь сердце свое к размышлению». Притчи, нагорная проповедь, сплошной наказ и наставление. (Наказ — устаревшее слово вышедшее из употребления ).

Говорят, что Библия объясняет сама себя, давайте проверим наши размышления. Обратимся к 11-му стиху 3-й главы книги Притчей: «Наказания Господня, сын мой, не отвергай , и не тяготись обличением Его». О чем идет тут речь? Давайте поразмышляем. Если отец взял в руки ремень, и хочет наказать своего сына. У сына есть шанс избежать наказания? Пока отец не утолит, свой гнев у сына шансов нет. А что в этих стихах можно отвергнуть, отцовский наказ, наставление. Не отвергай закон Божий и будет благо тебе!