Священник иван кубасов. Юргинское. Церковь Троицы Живоначальной и Трех Святителей. В Государственной Думе

Халезская Богородицкая церковь с. Кипшеньга Никольского уезда Вологодской губернии .

Церковь Рождества Богородицы, что в Халезской волости Южской трети Устюжского уезда, упоминалась в окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года.

Халезская Богородицкая церковь, построена в 1833 г., каменная (д. Мякишево).

Престолы в честь: Рождества Пресвятой Богородицы - главный, Святой Троицы, Рождества Христова.

Современное местоположение: Теребаевское с/п, Никольский р., Вологодская обл.

В 1788 г. в приходе числилось 1444 человека,

в 1868 г. - 3888.

В 1915 г. в штате состояли два священника, диакон и 2 псаломщика [ ВЕВ, 1915, №14]

Приписная - Халезская Старо-Георгиевская церковь , 1848 года, каменная (юго-восточнее д. Ковригино).

СВЯЩЕННИКИ :

ДИАКОНЫ :

ДЬЯЧКИ:

ПСАЛОМЩИКИ:

ПОНОМАРЬ :

ПОПОВ Антоний

ИВОНИНСКИЙ...

ПЕРСОНАЛИИ:

АЛЕНТОВ Павел Николаевич . Родился примерно в 1857 г. Псаломщик Вохомской Вознесенской ц. Никольского у. Павел Алентов назначен 6 августа 1883 г. во диакона, а 7 августа 1883 г. во священника к Халезской Богородской ц. Никольского у. на вакансию помощника настоятеля [ВЕВ, 1883, №19 ]. Был священником по крайней мере до 1890 г. В 1890 г. единогласно был избран в члены ревизионного комитета [ ВЕВ, 1890, №18] . Награжден набедренником [ВЕВ, 1889, №9 ]. Жена - ... Евгеньева. Дети: Евгений (26 января 1884 г.) Был законоучителем Халезской Богородской ЦПШ [ ВЕВ, 1893, №6] .

БАДАНИН Александр. Был п саломщиком -диаконом при Халезской Богородицкой ц. Умер в 1876 г.

БАДАНИН Алексей. Был диаконом при Халезской Богородицкой ц. Умер 23 апреля 1867 г. [ВЕВ, 1867, №13, с. 192.; 1] Дочь - Пелагия .

БЕЛОРУСОВ Василий . Был священникомв 50-70 -е гг. XIX века , настоятелем Халезской Богородицкой ц. Дочь - Мария (1851 , жена священника сей ц. Образцова Александра Афиногеновича) . Утвержден в должности помощника благочинного Петра Гвоздева 20 января 1869 г. [ ВЕВ, 1869, №5] .

БЕЛЫШЕВ Александр. Священник Халезской Богородской ц. Александр Белышев в 1883 г. переведен на место священника Халезской Новогеоргиевской ц. Никольского у. [ВЕВ, 1883, №17 ]

ИВОНИНСКИЙ Платон Евфимиев. Родился примерно в 1849 г. Уволенный из низшего отделения семинарии Платон Ивонинский по просьбе его 20 марта 1869 г. определен причетником к Халежской Богородской ц. Никольского у. [ ВЕВ, 1869, №9] . С 24 марта 1869 г. причетник, а с 17 сентября 1885 г. - псаломщик при Халезской Богородицкой ц 1889 г.

КУБАСОВ Иван Прокопьев. Родился примерно в 1866 г. В 1885 г. окончил Вологодскую Духовную семинарию (уволен из 2 класса ). 4 июня 1886 г. определен [ ВЕВ, 1886,№13] , а 11 июня 18 86 г. назначен псаломщиком при Халезской Богородицкой ц. Был псаломщиком по крайней мере до 1889 г.

КУБАСОВ Стефан . Диакон Шарженской Михайло-Архангельской церкви Никольского уезда Вологодской епархии. Уволен за штат до 1866 г. В 1867 г. дозволено исправлять диаконскую должность при Халежской Богородской церкви [ВЕВ, 1867, №13, с. 190].

МАНАКОВ Анимподист Иоаннов . Родился примерно в 1868 г. Кончивший курс Вологодской семинарии Анемподист Манаков 13 октября 1888 г. определен и 29 января 1889 года рукоположен во диакона к Халезской Богородской ц. Никольского у. [ВЕВ, 1889, №5 ] Был диаконом по крайней мере до 1895 г.

ОБРАЗЦОВ Александр Афиногенович . Родился примерно в 1846 г. в семье священника Георгиевской Краснораменской церкви Грязовецкого уезда Вологодской губернии Афиногена Образцова . Образование: в 1868 г. закончил курс Вологодской Духовной Семинарии и уволен из первого класса высшего отделения в Епархиальное ведомство в должности студента с аттестатом второго разряда. 24 ноября 1868 г. посвящен Епископом Павлом во священники к Халезской Богородице-Рождественской ц. В 1875 г. награжден набедренником [ ВЕВ, 1875, №8] . 20 сентября 1877 г. будучи сверхштатным священником по личному прошению был определен помощником настоятеля Халезской Богородицкой ц. 02 января 1882 г. определен настоятелем при сей ц. 28(2) января 1882 г. определен на должность благочинного 2-го округа Никольского у., каковую и проходил до 22 февраля 1898 г. В 1893 г. награжден камилавкою [ ВЕВ, 1893, №11] . Жена - Белорусова Мария Васильева .Родилась примерно в 1851-1852 г. в семье священника, настоятеля Халезской Богородицкой церкви Василия Белорусова . По характеристике: весьма скромна. Дети: Владимир (1870, священник при Кокоринской Ильинской ц. Никольского у.), Михаил (1874 ); Николай (1875 ); Александр (1877 , священник в Архангельской губ.); Анна (1879 ); Ольга (18 мая 1884 г.,жена священника Халезской Богородицкой ц. Черняева Димитрия Львова ).

ПОПОВ Антоний . Пономарь Халежской Богородской ц. Никольского у. Антоний Попов в 1869 г. определен на место пономаря Анданской Спасо-Происхожденской ц. [ ВЕВ, 1869, №9]

ПОПОВ Николай Михайлович (3) дата рождения: 1874 г. Псаломщик Халезского Богородицкого храма в с. Кипшеньга Никольского уезда, впоследствии настоятель Покровского храма с. Верходворье Орловского у. Вятской губернии. Умер в 1918 г. Жена Мария, р. 1877 г., ум. 1961 г., дочь священника Шатенёвской Перображенской церкви Никольского уезда Аполлоса Антониевича Преображенского. По справке об о. Аполлосе Преображенском В. Котта с сайта parishes.mrezha.ru.

СУРОВЦЕВ Александр . Диакон Халезской Богородской ц. Никольского у. Сын - Александр [ВЕВ, 1889, №2 ].

ТЕРИХОВ Павел. И.д. псаломщика Халезской Богородской ц. Никольского у. Павел Терихов 23 января 1909 г. утвержден в занимаемой им должности [ ВЕВ, 1909, №4] .

ТРУБАЧЕВ Иоанн. Времено исправлявший должность диакона Телеговской Троицкой ц. Устюжского у. Иоанн Трубачев 2 декабря 1902 г. определен на место штатного диакона при Богородицкой Халезской ц. Никольского у. [ВЕВ, 1903, №1] Диаконы Приводнинской Николаевской ц. Устюжского у. Петр Ядрихинский и Халезской Богородицерождественской Никольского у. Иоанн Трубачев 31 августа 1914

ЧЕВСКИЙ Николай. Псаломщик Халезской Богородской ц. По прошению за болезнью 3 июня 1886 г. уволен за штат [ ВЕВ, 1886,№13] .

ЧЕРНЯЕВ Димитрий Львов. Родился 15 октября 1873 г. в с.Вершининском Николаевском Сольвычегодского уезда, священнический сын. В 1909 г. он являясь священником Халезской Богородицкой церкви к святой Пасхе был награжден набедренником [ВЕВ, 1909, №7-8]. Жена - Черняева (Образцова) Ольга Александровна , дочь священника Халезской Богородской ц. Александра Образцова. Родилась 18 мая 1884 г. Их дети: Димитрий (род. 26 октября 1904 г.), Федор (род. 17 февраля 1906 г.), Елена (род. 14 февраля 1909 г.) В 1915 г. н агражден скуфьей [ВЕВ, 1915, №7-8 ]Был в 1915 г.кандидатом в члены ревизионного комитета [ВЕВ, 1915, №12 ].

ЯДРИХИНСКИЙ Петр. Диаконы Приводнинской Николаевской ц. Устюжского у. Петр Ядрихинский и Халезской Богородицерождественской Никольского у. Иоанн Трубачев 31 августа 1914 г. по прошению перемещены один на место другого [ ВЕВ, 1 914, №18] .

ЯХЛАКОВ Александр . Священник по крайней мере в 1904-1915 г. Халезской Богородской ц. Был в 1908 г. и в 1909 г. кандидатом в члены ревизионного комитета [ ВЕВ, 1908, №5; 1909, №12 ] , а в 1915 г. был Членом ревизионного комитета [ВЕВ, 1915, №12 ]. В 1913 г. был назначен на должность члена попечительского совета [ ВЕВ, 1913, №4] . В 1915 г. награжден скуфьей [ВЕВ, 1915, №7-8 ].

Учителя:

1890 - ДОБРОУМОВ Яков . В 1890 г. единогласно избирался в члены ревизионного комитета [ ВЕВ, 1890, №18] .

(1895)-(1909) БАДАНИНА Мария. В 1895 г. - Из учителей и учительниц выдавались усердием к делу обучения следующие: Халезской Богородской - М. Баданина . С особенною любовью и усердием к делу обучения относились законоучители церковно-приходских школ, диаконы церквей: Халезской Богородской - А. Манаков [ ВЕВ, 1895, №17] Государь Император согласно с заключением Комитета о службе чинов гражданского ведомства и о наградах, Всемилостивейши соизволил в 6 день декабря 1902 года пожаловать медалями за заслуги по духовному ведомству для ношения на груди серебряной на Александровской ленте учительнице церковно-приходской школы Халезской Богородицкой Никольского у. Марию Баданину [ВЕВ, 1903, №5]. Список светских лиц, коим всемилостивейше пожалованы к 6 мая 1909 г. медали: серебряными на Владимирской ленте учительница Халезской Богородской одноклассной церковно-приходской школы Никольского у. Мария Баданина [ВЕВ, 1909, №12 ].

1893 - Отчет о состоянии церковно-приходских школ Вологодской епархии. Никольский у. ... Удовлетворительно занимались также законоучители следующих школ: Халезской Богородской - священник Павел Алентов [ ВЕВ, 1893, №6]

Источники информации:

    1889 г. (ВУФ ГАВО Ф.364 оп.1 д.7452)

    Православные приходы и монастыри Севера - parishes.mrezha.ru

    Список населенных мест Вологодской области. – Вологда, 1881. - С.71, 81

    Список населенных мест Вологодской области. – Вологда, 1859.

    Клировые ведомости церквей Никольского уезда 1806 г. (ВУФ ГАВО Ф.146 оп.1 д.9)

    Клировые ведомости церквей Никольского уезда 1858 г. (ВУФ ГАВО Ф.146 оп.1 д.62)

    Клировые ведомости церквей Никольского уезда 1901 г. (ВУФ ГАВО Ф.364 оп.1 д.7994)

    Клировые ведомости церквей Никольского уезда 1909 г. (ВУФ ГАВО Ф.364 оп.1 д.8395)

    Метрическая книга Халезской Богородицкой ц. Никольского уезда 1884-1888 (ВУФ ГАВО Ф.585 оп.35 д.10 )

(14 марта 1869 г. – ?)
Кубасов Александр Яковлев (10 августа 1845 г. - 9 ноября 1865 г.)

———————————————————————————————
На сей раз представляем сразу двух братьев Кубасовых, служивших в церкви с. Кощаково в разные годы: старший брат Петр Яковлев – в сане священника, младший Александр Яковлев – пономарем.

Первое поколение
Священник Иван Семенов

В Ревизской сказке с. Урахчи Лаишевского уезда за 1811 г. указан в священниках Иван Семенов (1745 г.р.), по последней Ревизии (1795 г.) писан он был в с. Корноухово священником, в 1803 г. помер. В семействе у него жена Анна Иванова (умерла 14 июня 1831 г. в возрасте 83 лет в с. Ключищи), дети: Евграф, Яков, Пелагея. Сын Яков в 1809 г. определен в с. Ключище в дьячка.

Владимирская церковь с. Урахча Рыбно-Слободской р-он РТ. 1960-е г.

Второе поколение
Яков Иванов Кубасов

Из Ревизской сказки с. Ключищи Свияжского уезда за 1811 г. узнаем, что Яков Иванов родился в с. Урахча Лаишевского уезда в 1792 г. Отцом его был местный священник Иван Семенов . По причине малолетства, было Якову в 1795 г. (на 5-ю Ревизию) всего-то 3 года, состоял он при отце праздным. В 1806 г. мая 13 дня по окончании Казанской духовной семинарии был посвящен в стихарь и определен дьячком в с. Серда Лаишевского уезда . 26 марта 1809 г. перемещен дьячком же к церкви с. Ключищи. Рано начал службу Яков Иванов Кубасов , в неполные 17 лет.

Церковь с. Серда Атнинский р-он РТ. 1960-е годы

В 1835 г. в семействе у него жена Матрена Степанова 42 лет (1793 г.р.), дети: Петр Кубасов 14 лет (1821 г.р.), обучается в Свияжском духовном училище, Александр Кубасов 10 лет (1825 г.р.).

Нашлась метрическая запись о рождении в 1812 г. у дьячка с. Ключищи Якова Иванова 26 января (30 января крещена) дочери Марии . В восприемниках: с. Ташевки Свияжского уезда дьячковская дочь девица Анна Степанова, крестил священник Семион Чернышев и пономарь Климентий Васильев.
Первенец – дочь Мария впоследствии вышла замуж за дьячка Николо-Ляпуновской церкви г. Казани Алексея Иосипова. А восприемница Анна Степанова оказалась родной сестрой жены Якова Кубасова Матрены Степановой.
Долгую жизнь прожил Яков Иванов. Уволенный от службы по слабости здоровья в 1855 г., в 1870 он живет на содержании пономаря Аменицкого в с. Ключищи. Упокоился же заштатный пономарь 24 марта 1871 г. в возрасте 92 лет в г. Тетюши.

Предтеченская церковь с. Ключищи Верхнеуслонский р-он РТ

Родители жены Якова Иванова Кубасова

По Ревизии с. Ташевки Свияжского уезда за 1795 г. в Покровской церкви служит дьячком Петр Матвеев 55 лет (1740 г.р.). У него жена Татьяна Иванова 55 лет (1740 г.р.) и дети: Тихон 22 лет (1773 г.р.) состоит пономарем в одной из церквей г. Казани; Яким 21 года (1774 г.р.) служит дьячком в церкви с. Моркваши Свияжского уезда; Павел 15 лет (1780 г.р.) при отце и дочь Марина 19 лет (1776 г.р.). Его же дьячка Петра Матвеева уволенный по билету Консистории в 1788 г., на пропитании за увечностью в Спасское духовное правление село Никифорово дьячек Степан Петров 29 лет (1766 г.р.), где и писан был в 4-ю ревизию (в 1782 г.). В семействе Степана Петрова жена Апфия Афанасьева 28 лет (1767 г.р.), в бывшую ревизию писана была в г. Мамадыш при отце, священнике Афанасии Иванове ; дети их Матрена 4 лет (1791 г.р.) и Анна 3 лет (1792 г.р.). Таким образом, у Матрены Степановой известны по отцовской линии дед-дьячок Петр Матвеев и отец-дьячок Степан Петров; по материнской линии – отец-священник Афанасий Иванов. Означенная Матрена дочь дьячка Степана Петрова выдана была в замужество за Якова Иванова Кубасова.

Из всех детей Якова и Матрены остались в живых Марья, Петр и Александр; многие умерли в младенчестве, и очень часто при крещении их в восприемниках была записана города Бузулук Уфимской губернии умершего протоиерея Михаила Семенова жена вдова Анисья Александрова, родственную связь ее с семьей Якова и Матрены Кубасовых установить не удалось, но она есть. Эдуард предполагает, что протоиерей Михаил Семенов может оказаться родным братом отца Якова Иванова Ивана Семенова.

Третье поколение
Священник Петр Яковлев Кубасов

Петр Яковлев Кубасов родился в 1822 г. В Ревизию 1834 г. писан был в с. Ключищи Свияжского уезда при отце – дьячке Якове Иванове Кубасове, обучавшимся в Свияжском духовном училище. Окончил Казанскую духовную семинарию. 14 января 1845 г. в возрасте 23 лет вступил в брак с девицей Наталией Гервасиевой 16 лет (1829 г.р.), дочерью священника села Кощаково Гервасия Иванова. Поручителями при бракосочетании выступили Свияжского уезда села Вязовые дьякон Иван Степанов и Тетюшского уезда села Барские Каратаи дьячек Александр Яковлев (брат Петра Яковлева), села Кощаково дьякон Иван Андреев и дьячок Петр Степанов.
28 января этого же года определен во священника к церкви с. Кляри Тетюшского уезда .
В 1854 г. у священника Петра Яковлева и жены его Наталии Гервасиевой подрастают дочери: Анна 5 лет (1849 г.р.) и Екатерина 2 месяцев (1854 г.р.).
При этой же церкви в 1854 г. состоит в дьячках Павел Стефанов Оранский 30 лет (1824 г.р.), пономарский сын, по исключении из Свияжского духовного училища в 1841 г. переведен в Казанскую духовную семинарию, по выходе из которой 31 июля 1844 г. и определен на настоящее место. В семействе у него: жена Елена Иванова 30 лет (1824 г.р.) и дети: Михаил 6 лет (1848 г.р.), Анна 3 лет (1851 г.р.), Григорий 2 лет (1852 г.р.). Священнику Петру Кубасову двоюродный зять. Вероятно, жена Павла Стефанова Оранского приходилась двоюродной сестрой священнику Кубасову.
С 28 мая 1856 г. по 30 августа 1857 г. служит в с. Высокая Гора Казанского уезда . Затем перемещен к приписанной к Кафедральному собору г. Казани кладбищенской церкви с августа 1857 г. по 30 октября 1858 г.

Рождественская церковь с. Высокая Гора Высокогорский р-он РТ. 2011. Фото мое

В Ревизии 1858 г. священник Петр Яковлев Кубасов записан временно прикомандированным к Благовещенскому собору г. Казани , причина чего не названа. В семье произошли изменения. Не указана дочь Екатерина (возможно, умерла в младенчестве), родилась дочь Леонила 7 месяцев (1857/58 г.р.).
При соборе состоит псаломщиком Алексей Стефанов Грузинский 25 лет (1835 г.р.), по 9-й Ревизии (1850 г.) писан был в Екатерининской Слободе Чистопольского уезда при отце Стефане Ильине, жена Татьяна Егорова .

В этом же 1858 году 30 октября о. Петр Кубасов был определен к Иоанно-Предтеченской церкви с. Ключищи Свияжского уезда . Здесь с ним в дьячках служит родной дядя его по жене Стефан Аменицкий (см. ниже), на настоящее место определен 5 октября 1855 г. с посвящением в стихарь.
В заштатных писан дьячок Яков Иванов Кубасов 67 лет (1791 г.р.), священнический сын. Служил в дьячках при этой церкви с 26 марта 1809 г., уволен по болезни. С ним жена Матрена Стефанова 67 лет 1791 г.р.). Это родители братьев Кубасовых.
С 9 октября 1868 г. по декабрь 1868 г. священник Петр Яковлев Кубасов служит в церкви с. Столбищи Казанского уезда . 23 декабря 1868 г. переведен к церкви с. Кощаково Казанского уезда .

Четвертое поколение
Анна Петрова (Кубасова) Ильинская

Дочь Петра Яковлева Кубасова Анна Петрова была выдана замуж за священника церкви с. Куланга Свияжского уезда Виктора Петрова Ильинского.

Петропавловская церковь села Куланга Вархнеуслонский р-он РТ

5 февраля (рожден 3 февраля) 1871 г. в приходской церкви с. Кощакова священником Петром Кубасовым в сослужении с дьячком Григорием Ивановым Тихоплесским был крещен внук батюшки – новорожденный младенец Николай. Родители: Свияжского уезда села Куланги священник Виктор Петров Ильинский и Анна Петрова . Восприемники: города Казани мещанин Василий Тимофеев и села Кощаково священника Петра Кубасова дочь девица Леонила Петрова.
И последняя запись о священнике Петре Яковлеве Кубасове в Метрической книге церкви с. Кощакова: 12 декабря (14 декабря крещен) 1871 г. у отца Петра Кубасова и жены его рожден сын Константин. В восприемниках: с.Кощаково волостного правления писарь Александр Павлов Красновидов и священническая дочь Леонила Петрова. Таинство крещения совершали села Тарлаши Казанского уезда священник Павел Александров Дульцинский с дьячком села Кощаково Григорием Тихоплесским .

Третье поколение
Пономарь Александр Яковлев Кубасов

Пономарь Кубасов Александр Яковлев (1824 г.-24.05.1879), дьячковский сын, обучался до высшего отделения Свияжского духовного училища, из которого был исключен и 28 декабря 1840 г. определен в Раифскую пустынь. 14 ноября 1842 г. был поставлен в пономари в с. Барские Каратаи, 7 ноября 1843 г. посвящен в стихарь, 10 августа 1845 г. перемещен в с. Кощаково Казанского уезда, 9 ноября 1865 г. перемещен в с. Богородское Казанского уезда . В трех приходах довелось послужить за свою не столь уж долгую жизнь пономарю Александру Кубасову. Свой земной путь завершил он в возрасте 55 лет в с. Богородском Казанского уезда.

В Метрических книга с. Кощаково сохранились записи о рождении сыновей пономаря Александра Кубасова.
В 1847 г. марта 14 рожден (16 марта крещен) Федор. Родители: села Кощаково пономарь Александр Кубасов и его законная жена Екатерина Иванова (1825 г.р.), оба православного исповедания. Восприемники: града Казани Николо-Ляпуновской церкви пономарь Алексей Митропольский и Тетюшского уезда села Кирельского отданного в рекруты пономаря Ивана Тимофеева дочь Матрена Иванова. Совершил таинство крещения Лаишевского уезда села Мансурова священник Григорий Степницкий с приходским дьяконом Иваном Новосельским и дьячком Петром Степановым.
В 1862 г. марта 22 дня рожден (28 марта крещен) Петр. Родители: села Кощаково пономарь Александр Яковлев Кубасов и законная жена его Екатерина Иванова, оба православного исповедания. Восприемники: села Кощаково священник Петр Васильев Евтропов и умершего села Кирельского дьячка Ивана Тимофеева дочь девица Матрена Иванова. Совершил таинство Козьмодемьянского уезда села Шапкилей священник Андрей Виноградов с дьячком села Кощаково Василием Хотинским.
В числе сиротствующих записана вдова умершего на военной службе бывшего дьячка Тетюшского уезда села Кирельского Ивана Тимофеева жена Стефанида Иванова 75 лет (1797 г.р.) – теща Александра Кубасова, и ее дочь девица Матрена 43 лет (1829 г.р.), обе проживают на содержании пономаря Кубасова.

Четвертое поколение
Федор Александров Кубасов

В приходской школе села Богородского исправляет должность наставника пономарский сын Федор Александров Кубасов 25 лет (1847 г.р.), куда был определен в 1872 г. из 5-го класса Казанской духовной семинарии.

Родители жены Александра Яковлева Кубасова

Дед будущей жены Александра Кубасова по материнской линии - Иван Степанов (1774 г.р.) служил в пономарях при церкви во имя Обновления Храма Воскресения Христова села Кирельского Тетюшского уезда с 1799 г. У него жена Фекла Степанова (1777 г.р.). Известны дети их: Михаил (1800 г.р.), обучался в Казанской Духовной Академии, и Василий (1804 г.р.), Степанида (1803 г.р.).

Отец будущей жены Александра Кубасова - Салмонасаров Иван Тимофеев (1800 г.- до 1872 г.) служил дьячком в той же церкви села Кирельского, куда был переведен из села Смолдиярова Лаишевского уезда около 1828 г. Женат на Степаниде Ивановой (1803 г.р.) – дочери выше писанного пономаря Ивана Степанова. У них известны дочери: Екатерина 6 лет (1822 г.р.), Анастасия 4 лет (1824 г.р.), Матрена (1829 г.р.). Между 1828 и 1835 годами, возможно, по разбору 1831 г. Иван Степанов Салмоносаров был отдан в военную службу. И стали его жена и дочнри писаться в сиротстующих при пономаре Иване Степанове – отце Степаниды Ивановой.
Пономарь Александр Яковлев Кубасов женился на Екатерине Ивановой Салмонасаровой .

Древо-х-Салмонасаровых-Михновских. Кликабельно

Третье поколение
Мария Яковлева (Кубасова) Митропольская

Старшая сестра Петра и Александра Яковлевых Кубасовых Мария Яковлева (26 января 1812 г.р.) была выдана замуж за Алексея Иосифова дьячка Николо-Ляпуновской церкви г. Казани. Алексей Иосифович Митропольский (1811 г.р.) пономарский сын, по исключении из высшего отделения Казанской духовного уездного училища 24 ноября 1827 г. был определен и посвящен в стихарь Свияжского уезда с. Утяково к Тихвинской церкви в пономаря. 4 декабря 1830 г. перемещен в том же звании в г. Свияжск к Богородицко-Рождественскому собору . 14 августа 1834 г. переведен по своему желанию Свияжского уезда в с. Ширданы к Петропавловской церкви .

Петропавловская церковь села Ширданы Зеленодольский р-он РТ. Фото мои

27 августа 1841 г. перемещен к Николо-Ляпуновской церкви г. Казани. В 1857 г. октября 7 дня перемещен из с. Высокая Гора к церкви во имя Живоначальныя Троицы Спасского уезда с. Танкеевка .
В семье Митропольских известны сыновья Иван (1831 г.р.), Федор (1835 г.р.), Александр (1841 г.р.), дочери Евдокия (1833 г.р.) Наталия (1838 г.р.).
В числе заштатных состоит престарелый Казанской губернии Свияжского уезда села Ташевки Покровской церкви пономарь Иосиф Иванов 96 лет (1764 г.р.), живет на пропитании сына дьячка Алексея Митропольского.

Древо Митропольских-Кубасовых-Аменицких. Кликабельно

В 1830-е годы, а конкретно, по крайней мере в 1833 – 1837 гг. в Никольской церкви села Чебоксарка Чистопольского уезда служил дьячок Семен Петров (1808 г.р.) дьячковский сын, наукам не обучался. Службу начал в 1826 г. восемнадцати лет от роду. 7 февраля 1826 г. был определен в Лаишевский уезд село Масловку к Иоанно-Богословской церкви в дьячка.

Церковь Иоанна Богослова с. Масловка Рыбно-Слободской р-он РТ *

9 ноября 1827 г. переведен в с. Старосельское Спасского уезда , 8 июля 1832 г. посвящен в стихарь, 30 сентября 1833 г. перемещен в с. Чебоксарку. У Семена Петрова и жены его Прасковьи Ивановой (1813 г.р.) известны дети: Алексей (1833 г.р.) и Стефан (8 марта 1834 г.р.).

Четвертое поколение
Наталия Алексеева (Митропольская) Аменицкая

Стефан Семенов Аменицкий (1835 г.р.) сын Семена Петрова и Прасковии Ивановой проучился до низшего отделения Казанской духовной семинарии, откуда был исключен и 6 октября 1855 г. 21 года от роду был определен с посвящением в стихарь во дьячка к Иоанно-Предтеченской церкви с. Ключищи Свияжского уезда, где служил под началом дяди своей жены Наталии Алексеевой (урожд. Митропольской) священника Петра Яковлева Кубасова. По прошению 2 августа 1863 г. был перемещен в с. Танкеевку Спасского уезда. Откуда опять-таки по прошению был перемещен к Соборной Троицкой церкви г. Тетюш. У него жена Наталия Алексеева (1838 г.р.). О детях его на 1895 г. известно следующее: Мария (1857 г.р.) в замужестве за священником с. Никольского Чистопольского уезда, Антонина (1864 г.р.), Александр (1866 г.р.) служит псаломщиком при Воздвиженской церкви г.Тетюши, Федор (1870 г.р.) состоит псаломщиком при церкви с.Красная Поляна Тетюшского уезда, Глафира (1873 г.р.) в замужестве за почтово-телеграфным служащим, Екатерина (1875 г.р.), девица кончила курс женской школы г.Тетюши.

Церковь Успенская с. Красная Поляна Тетюшский р-он. РТ

Пятое поколение
Сыновья Степана Семенова Аменицкого

Известны судьбы сыновей дьячка Стефана Семенова и Наталии Алексеевны Аменицких. Старший из сыновей Александр Стефанов Аменицкий (1866 г.р.) три года призывался к исправлению воинской повинности. Окончил курс Тетюшского уездного училища 16 июня 1882 г. 3 декабря 1884 г. определен псаломщиком к Успенской церкви с. Лебяжье Лаишевского уезда . 25 августа 1885 г. был посвящен в стихарь. По прошению перемещен к Троицкой церкви с. Ямбухтино Тетюшского уезда 7 августа 1885 г.

Троицкая церковь с. Ямбухтино Тетюшский р-он РТ

По распоряжению епархиального начальства перемещен на к Крестовоздвиженской церкви г. Тетюш 5 июня 1886 г. В 1904 г. состоит псаломщиком при той же церкви. В В семействе у него жена Надежда Константинова (1872 г.р.) и дети: Таисия (1891 г.р.), Клавдия (1892 г.р.), Ольга (1893 г.р.). В семье его проживает сестра Надежды Константиновой Марья Константинова (1878 г.р.), девица. В 1904 г. при нем проживают жена его, двое сыновей 6 лет и 1 года и дочь 12 лет.
Федор Степанов Аменицкий родился в г. Тетюши в 1870 г. Окончил курс в Тетюшском уездном училище в 1885 г. Был определен псаломщиком в с. Ачи Лаишевского уезда 10 октября 1889 г. В стихарь посвящен 28 октября 1890 г. По прошению был перемещен в с. Красная Поляна Тетюшского уезда к Успенской церкви 31 мая 1893 г. В 1904 г. служит в с. Никифорово Тетюшского уезда при церкви во имя Казанской Божией Матери служит псаломщиком Федор Степанов Аменицкий из уездного училища, в стихарь посвящен, холост. Службу начал в 1889 г., на настоящем месте с 1903 г.

О фамилиях

В Чистопольском уезде Казанской губернии было село Кубас. Однако связи семейства Кубасовых с этим селом обнаружить не удалось. Вопрос о происхождении фамилии первоначально поставил нас с Эдуардом в тупик. Но по размышлении пришла к предположению, что корень фамилии – кубас – может иметь неизвестное мне значение. Неизменный помощник – интернет – подтвердил мое предположение. Вот что удалось найти: »Фамилия «Кубасов» происходит от прозвища «Кубас». «Кубас» – это буй, т. е. поплавок на якоре, или поплавок от невода, или особый бочонок на ярусе». На карте РТ видно, что село Урахча располагается недалеко от берега реки Камы. Таким образом, не удивительно, что сын священника этого села Ивана Семенова Яков Иванов получил «речную» фамилию.

Стоит сказать несколько слов о фамилии отца жены Александра Яковлева Кубасова Ивана Тимофеева Салмонасарова. Совершенно очевидно, что фамилию свою получил он либо в уездном духовном училище, либо в семинарии, ибо происходит она от имени, которое носили несколько ассирийских царей, Салманасар в 1274-722 гг. до н.э.
————————————-
Сведения о церквах приводятся по Памятной книге Казанской епархии за 1904 г.
Село Урахча Лаишевский уезд. Церковь каменная, построена в 1721 г. на средства прихожан, четырехпрестольная: главный, холодный во имя Владимирской Божией Матери, теплые приделы – с правой стороны во имя Божией матери «Утоли моя печали», с левой стороны – во имя Свят. Николая Чудотворца, холодный придел над вратами ограды в деревянной колокольне во имя Преп. Сергия Радонежского. В приходе селения: Тарханова (в 7 в.), Николаевка (в 2 в.), Безводная (в 4 в.) и Ивановка (в 6 в.), Мельничный Починок (в 2 в.).
Село Ключищи Свияжский уезд. Церковь каменная, построена в 1804 г. на средства прихожан, трехпрестольная:главный, холодный в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, приделы – с правой стороны – теплый, во имя Св. Великом. Варвары, с левой – холодный, во имя Св. Ап. Петра и Павла. В приходе дер. Матюшина (в 2 в.). Ниже фото мое.

Предтеченская церковь с. Кючищи Верхнесклонский р-он РТ. 2011 г.

Село Серда Лаишевский уезд. Церковь каменная, построена в 1774 г. неизвестно на какие средства, двухпрестольная: главный холодный в честь Преображения Господня, придел с левой стороны теплый во Св. Великомуч. Параскевы, с правой стороны выстроен вчерне придел во имя Св. муч. Софии. В приходе селения: Кибечи (в 4 в.), Верхняя Серда (в 2 в.), Колкомер (в 3 в.), Атрячи (в 2 в.),
Село Ташевка Свияжский уезд. Церковь деревянная, построена в 1736 г. на средства прихожан, однопрестольная, в честь Покрова Пресвятыя Богородицы. В приходе деревни: Гребени (в 3 в.), Новое Маматкозино (в 8 в.).
Село Никифорово Спасский уезд?
Село Кляри Тетюшский уезд. Церковь деревянная, построена в 1757 г. на средства прихожан, обновлена на средства помещицы Соколовой в 1856 г., однопрестольная, во имя Св. Архистратига Божия Михаила. В приходе деревни: Малавка (в 1 в.), Тенишева (Мереткозина) (в 6 в.).
Село Высокая Гора Казанский уезд. Церковь каменная, построена в 1886 г. на средства купца Степана Сергеева Суслова, трехпрестольная: главный, холодный в честь Рождества Пресвятыя Богородицы, приделы – теплый с правой стороны во имя Св. Николая Чудотворца, с левой во имя Св. муч. Флора и Лавра. Приходские деревни: Кульсеитово (в 5 в.), Киндери (в 5 в.), Собакино (в 5 в.).
Село Столбищи Казанский уезд. Церковь каменная, построена в 1825 г. на средства прихожан, двухпрестольная: главный, холодный во имя Свят. Гурия, Варсонофия и Германа Казанских Чудотворцев, придел теплый во имя Св. муч. Параскевы.
Село Куланга Свияжский уезд. Церковь каменная, построена в 1803 г. на средства прихожан: главный, холодный, во имя Св. Ап. Петра и Павла, придельный, теплый, во имя Св. благов. князей муч. Бориса и Глеба. В приходе деревни: Средняя Куланга (в 1/2 в.), Нижняя Куланга (в 3 в.), Янгильдина (в 7 в.), Малыя Меми (в 8 в.), Азбаба (в 9 в.).
Село Богородское Казанский уезд. Церковь каменная, построена в 1888 г. на средства прихожан, теплая, однопрестольная в честь Успения Пресвятыя Богородицы. В приходе селения: Чернопенье (в 1 в.), Гильдеево (в 1 1/2 в.).
Село Кирельское Тетюшский уезд. Церковь деревянная, теплая, построена в 1754 гю на средства прихожан, двухпрестольная: главный в честь Обновления храма Воскресения Христова, придел во имя Св. Ап. Петра и Павла. В приходе деревня Менситово (в 2 в.).
Село Смолдиярово Лаишевский уезд. Церковь деревянная, построена в 1781 г.на средства помещика Ник. Серг. Змеева-Сафонова, перестроена в 1883 г. на средства купца Павла вас. Щетинкина, двухпрестольная: главный, холодный во имя Казанской Божией Матери, придел теплый воо имя св. муч. Мины. В приходе селения: Среднее Девятово (Ларионовка) (в 2 в.), Ближнее Девятово (в 1 в.), Дальнее Девятово (Екатериновка, Камашево) (в 3 в.).
Село Утяково Свияжский уезд. Церковь деревянная, построена в 1864 г. на средства прихожан, теплая, однопрестольная, во имя Тихвинской Божией Матери. Приходские деревни: Чулпаниха (в 1 в.), Черпаево (в 2 в.), Луковская (в 5 в.), Русские Наратлеи (в 7 в.), Русские Азалеи (в 9 в.), Утяшки (в 6 в.).
Город Свияжск. Богородице-Рождественский собор. Каменный, построен неизвестно когда, четырехпрестольный: главный в честь Рождества Пресвятыя Богородицы (холодный), приделы – с правой стороны – в честь Введения во храм Пресвятыя Богородицы, с левой – во имя Св. Первоверховных Ап. Петра и Павла (холодный), третий придел устроен из диаконника во имя Св. Николая Чудотворца. Храмовой образ Рождества Пресв. Богородицы по преданию пожертвован царем Иоанном Васильевичем Грозным. Приписная Софийская церковь.
Село Ширданы Свияжский уезд. Церковь каменная, двухэтажная, построена в 1784 г. на средства полковника Петра Иакинфия Лазарева, трехпрестольная: главный, холодный в верхнем этаже – во имя С.Ап. Петра и Павла, в нижнем этаже – тепл. во имя Св. муч. Иоанна Воина, под колокольней – холодный во имя Ахтырской Божией Матери. В приходе деревни: Старые Ширданы, Мал. Юрты, Селищи, Говядина и Большие Ширданы (в 2 в.), Малые Ширданы (в 6 в.).
Село Танкеевка Спасский уезд. Церковь каменная, построена в 1859 г. на средства графа Дм. Ник. Блудова, пятипрестольная: главный храм холодный во имя Св. Троицы, холодные приделы – с правой стороны во имя Казанской Божией Матери, с левой стороны во имя Свят. Николая Чудотворца, теплые приделы – с правой стороны во имя Св. Дмитрия Ростовского Чудотворца, с левой – во имя Св. муч. царицы Александры. Местно-чтимая икона Казанской Божией Матери.
Село Чебоксарка Чистопольский уезд. Церковь каменная, построена в 1883 г. на средства прихожан и купца Дм. Ив. Стахеева, теплая, трехпрестольная: главный во имя Св. Николая Чудотворца, приделы – с левой стороны во имя Казанской Божией Матери, с правой стороны во имя Св. Ап. Иоанна Богослова. В приходе селения: Владимировка (в 7 в.), Покровка (в 3 в.), Благодаровка (в 3 в.), Чудиновка (в 5 в.), Васильевка (в 8 в.), Елизаветина (в 9 в.), Сергиевка (в 10 в.).
Село Масловка Лаишевский уезд. Церковь каменная, построена в 1753 г. на средства помещика Ив. Александрова Родионова, теплая, двухпрестольная: главный во имя Св. Ап. и Еванг. Иоанна Богослова, придел во имя Св. великомуч. Димитрия Солунского. В приходе селения: Димитровка (в 1 в.).
* Второе фото –
Село Старосельское Спасского уезда. Церковь деревянная, построена в 1888 г. на средства прихожан, теплая, однопрестольная, во имя Казанской Божией Матери. В приходе селения: Хлебодаровка (в 4 в.), Улемока (в 1 в.), Сабуровка (в 2 в.), Гурьевка (в 4 в.), Демидовка (в 2 в.).
Село Лебяжье Лаишевский уезд. Церковь деревянная, теплая, построена в 1872 г. на средства прихожан, двухпрестольная: главный в честь Успения Пресвятыя Богородицы, придел во имя Св. Троицы.
Село Ямбухтино Тетюшский уезд. Церковь каменная, двухэтажная, построена в 1741 г. на средства Казанского наместника Меф. Никит. Кудрявцева, четырехпрестольная: в верхнем этаже – главный во имя Св. Троицы, придел во имя Преп. Мергтя Радонежского Чудотворца, в нижнем этаже – во имя Св. Архистратига Божия Михаила, придел – во имя Св. Ап. и Еванг. Иоанна Богослова. В приходе деревня Чулла (в 5 в.).


Троицкая церковь с. Ямбухтино Тетюшский р-он РТ. 2012 г.

Город Тетюши Крестовоздвиженская церковь каменная, построена в 1879 г. на средства прихожан, теплая, трехпрестольная: главный в честь Воздвижения Креста Господня, приделы – с правой стороны во имя Владимирской Божией Матери, с левой – во имя св. Архистратига Божия Михаила. В приходе дер. Бизяевка (в 3 в.).
Село Ачи Лаишевский уезд. Церковь деревянная, построена в 1880 г. на средства прихожан, теплая, двухпрестольная: главный в честь Нерукотворного Образа Спасителя, придел во имя Свят. Николая Чудотворца. В приходе селения: Мал. Ачи (в 1 в.), Нижн. Ачи (в 2 в.), Средн. Ачи (в 1/2 в.), Верхн. Ачи (в 1/2 в.), и сельцо Заводское (Литвиново) (в 1 в.). Комаровка (в 2 в.) и Юмгалак (в 6 в.) Мамадышского уезда. Бол. Кибяки-Кози (в 7 в.).
Село Красная Поляна Тетюшский уезд. Церковь каменная, построена в 1757 г. на средства помещика генерал-майора Меф. Никит. Кудрявцева, теплая, двухпрестольная: главный в честь Успения Божией матери, придел теплый во имя Свят. Иоанна Златоустого. В приходе деревня Зеленовка (в 5 в.).
На моем фото, предпосланном статье, общий вид села Ключищи со стороны Волги. 1960-е гг.

Первая деревянная церковь в селе Юргинское была построена в 1800 году «тщанием прихожан», как указывается в «Ведомостях о церкви Святыи Живоначальные Троицы Ялуторовского уезда Юргинского села за 1852 год».

В 1852 году в селе Юрга вновь была перестроена, поставлена на каменный фундамент и освящена деревянная двухпрестольная церковь во имя Святой Троицы и Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В начале XX века деревянный храм был разобран, перевезен и вновь поставлен в деревне Володино, где после революции полностью разрушен.

В 1897 году архитектором Б. Цинке был разработан проект каменной двухэтажной церкви. К 1904 году силами и усердием прихожан и купца 1-ой гильдии А. Кузнецова была выстроена и освящена каменная церковь, как и прежняя, во имя Святой Троицы и Трех Святителей. Старые люди рассказывали, что на строительство церкви собирали яйца со всех деревень, а кирпичи с кирпичного завода на телеги не грузили - передавали из рук в руки. Строительством храма в то время руководил зодчий Зорин, уроженец деревни Хмелевка. Еще юношей он ушел в европейскую часть России, чтобы обучиться мастерству строительства храмов.

На 1904 год в приход Свято-Троицкой церкви входили деревни Палецкая, Колычева, Володино, Ахмыцкая, Заворуева, Хмелевка, Боровый Выселок. Прихожан насчитывалось около 6000 человек. Штат Свято-Троицкой церкви состоял из двух священников, одного диакона, двух псаломщиков.

По документам удалось восстановить имена священнослужителей и служителей церкви. В скобках указываются даты документов, в которых о них упоминается.

Священники: Алексей Стефанович Иваницкий (1832), Стефан Дмитриевич Тюшев (1832), Петр Агафонов (1873), Иван Суханов (1873), Евгений Иоаннович Арзамазов (1850), Алексей Георгиевич Серебрянников (1850), Тимофей Кубасов (1873), Василий Васильевич Парышев (1896, 1902), Павел Смородинов (1900), Александр Павлович Румянцев (1902), Николай Павлович Румянцев (1900-1917), Михаил Румянцев (1902-1903), Павел Ребрин (1905), Иоанн Павлович Рещиков (1903-1913), Андрей Исаврович Гусев (1912), Вячеслав Знаменский (1916), Иосиф Иоаннович Исаков (1916-1917).

Диаконы: Иван Милованов (1783), Самсон Васильевич Дергачев (1832), Феодор Андреевич Ковернацкий (1850), Григорий Петрович Карпов (1850), Алексий Кондаков (1901-1902), Иоанн Васильевич Оборин (1906-1912), Иоанн Попов (1916), Владимир Ковырзин (1916-1917).

Дьячки: Кондрат Пономарев (1783), Никифор Кубасов (1783), Иван Мефодиевич Мнехин (1832), Лев Алексеевич Нисковский (1850).

Пономари: Феодор Решиков (1783), Стефан Попов (1783), Николай Стефанович Попов (1832), Иван Никифорович Кубасов (1832), Алексей Васильевич Сальников (1850), Иаков Васильевич Нисковский (1850).

Псаломщики: Павел Анисимов (1900-1902), Евтихий Дмитриевич Клюев (1901), Петр Орлов (1902), Филипп Иванцев (1902-1904), Иоанн Оборин (1904-1906), Владимир Добротворский (1904-1906), Лонгин Козлов (1917), Стефан Чусовитин (1900-1901, 1910-1912, 1917).

Последним настоятелем до закрытия храма был Николай Павлович Румянцев. Матушка отца Николая преподавала в церковно-приходской школе.

Для причта были построены два деревянных дома. Место нахождения одного неизвестно, а во втором находился музей и Дом ветеранов.

С 1884 года в селе была открыта церковно-приходская школа, которая была учреждена в 1842 году. В 1897 году церковно-приходская школа открылась в деревне Володино.

В 1933 году церковь была закрыта. Последним старостой был Александр Мезенцев, житель деревни Заозерная. Вскоре с церкви был снят крест, сброшены колокола и разрушена колокольня. Сама церковь была разграблена. В этом же году в Свято-Троицком приделе был расположен зерносклад, а в приделе Трех Святителей - конюшня для племенных (выездных) лошадей. В скором времени вместо конюшни на первом этаже была устроена тракторная школа, где рабочие изучали тракторное дело. До 1972 года в Свято-Троицком приделе храма был расположен клуб, а в приделе Трех Святителей - кинотеатр. С 1972 по май 1974 года здание не использовалось. В мае 1974 года в Трехсвятительском приделе, на первом этаже, размещались в алтаре - детская библиотека, в центральной части - районная библиотека. В Свято-Троицком приделе на втором этаже в разное время размещались: общежитие, отдел культуры, Дом пионеров и музыкальная школа.

В конце 1993 - начале 1994 года возобновилась деятельность прихода Свято-Троицкого храма. В мае 1994 года во время миссионерской поездки храм посетил Епископ Тобольский и Тюменский Димитрий, который благословил Приходской совет решить вопрос о передаче здания церкви приходу и о проведении там ремонтно-восстановительных работ.

14 октября 1994 года детскую библиотеку, которая находилась в алтаре, перевели в другое здание, а прихожанам выделили небольшой уголок справа от алтаря. В апреле 1995 года перевели в другое помещение и районную библиотеку. В то же время начались реставрационные работы в церкви. В середине 1995 года была разобрана перегородка, отделяющая алтарь от основной части храма в Трехсвятительском приделе. Школа искусств освободила Троицкий придел в 2002 году.

В 1997 году из села Шипакова привезен колокол, который был сохранен прихожанами Шипаковской церкви во имя святителя Николая при разрушении храма.

В 2002-2003 годах восстановлена разрушенная колокольня. В 2003 году установлен главный купол. В 2004 году оштукатурен фасад здания.

При финансовой поддержке благотворителей в 2005 году для церкви были приобретены колокола, которые на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 апреля 2005 года, были освящены и подняты на вновь выстроенную колокольню.

В период с 2006 по 2009 годы при финансовой поддержке Администрации района проводятся ремонтно-восстановительные работы в приделе Святой Троицы, предполагается их проведение также в нижнем, Трехсвятительском приделе.

С сентября 2004 года настоятелем прихода назначен выпускник Тобольской духовной семинарии иерей Андрей Тимошенко.

Тобольско-Тюменская епархия http://www.tobolsk-eparhia.ru/p/blag/php/place.php?id=yal&id1=8&id2=x



Церковь в селе каменная, двухэтажная, построена прихожанами в 1904 году. В ней два престола: во имя Св. Троицы и во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. В приходе одна приписная церковь.

В приходе находятся деревни: Палецкова (2 в.), Колычева (4 в.), Володина (10 в.), Ахмыльская (5 в.), Заворуева (4 в.), Хмелевка (5 в.), Боровый Выселок (30 в.). Всего в приходе находится 873 двора, прихожан мужского пола 3118, женского пола 2985. Церковной земли имеется: усадебной 4 дес., пахотной 180 дес., сенокосной 18 дес.

Церковный капитал 5667 руб. 53 коп. Штат: два священника, диакон и два псаломщика. Священники получают по 300 руб., диакон 150 руб., псаломщики по 100 руб. Кружечных доходов получается в год причтом до 500 руб. Для причта имеются два деревянных дома, построены в 1896 и 1904 гг.

В приходе имеются школы: церковно-приходская в селе Юргинском, учреждена в 1884 г., двухклассная Министерская там же, открыта в 1909 году, в деревне Володинской, учреждена в 1897 г., Министерская передвижная в деревне Хмелевке, учреждена в 1910 году. Ближайшая церковь в селе Бушуевском (10 вер.). Расстояние церкви от Консистории 360 вер., от благочинного 52 вер., от уездного города 100 верст.

Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 г. /Издание Тобольского Епархиального Братства Св. Великом. Димитрия Солунского/ Тобольск. Типография Епархиального братства, 1913 г.

КУБАСОВ Александр Данилович
Родился в 1912 году селе Измайловка Сенгилеевского уезда.
Был призван Барышским РВК в 1941 году.
Сержант (1943), командир отделения, шофер отделения автороты 96 отдельной стрелковой бригады 7 СК.
2 января 1943 года был награжден медалью ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ.
Гвардии лейтенант (1945), помощник командира по технической части 97 отдельной автороты подвоза 93 Гвардейской стрелковой дивизии 7 АРМИИ 2 Украинского Фронта.
27 февраля 1945 года был награжден Орденом Отечественной войны II степени.

КУБАСОВ Андрей Дмитриевич
Крестьянин деревни Редкодубье Ардатовского уезда вотчины помещика Ланского (1858).
Был женат на Евдокии Петровне.
В 1858 году у супругов родился сын Михаил Андреевич КУБАСОВ . Запись № 44 от 6 июля 1858 года о РОЖДЕНИИ 3 июля 1858 года МИХАИЛА. Родители: деревни Редкодубья господина Ланского крестьянин Андрей Димитриев КУБАСОВ и законная жена его Евдокия Петрова, оба православного вероисповедания. Крещение состоялось 6 июля 1858 года в Рождественско-Богородицкой церкви села Одоевщина Ардатовского уезда Симбирской губернии. Восприемниками при крещении были - Ардатовский купеческий сын Осип Андреев ЮДКИН и крестьянина Димитрия Алексеева КУБАСОВА падчерица Прасковья Александрова. Крещение провел священник Василий ТИХОНРАВОВ с диаконом Евлампием МАЛЬУОВЫМ, дьячком Андреев БАХАРЕВСКИМ и пономарем Василием РОЗОВЫМ.

КУБАСОВ Даниил Павлович
Села Редкодубье Ардатовского уезда солдат.
Проживал в селе Измайловка Сенгилеевского уезда (1908).
Был женат на Марии Прокопьевне.
В 1908 году у супругов родилась дочь - Анна Даниловна КУБАСОВА . Запись № 66 от 9 декабря 1908 года о РОЖДЕНИИ 7 декабря 1908 года АННЫ. Родители: деревни Редкодубье Ардатовского уезда Симбирской губернии солдат Даниил Павлов КУБАСОВ и законная жена его Мария Прокопиева, оба православного вероисповедания. Крещение состоялось 9 декабря 1908 года в Богородичной церкви села Измайловка Сенгилеевского уезда. Восприемниками при крещении были - села Водорацкое крестьянин Григорий Николаев ВАСИЛЬЕВ и Симбирская мещанская девица Екатерина Петрова НИКИТИНА. Крещение провел священник Александр ОСТРОУМОВ с диаконом Захарием ЯСНИЦКИМ и псаломщиком Алексеем СМИРНОВЫМ.

КУБАСОВ Дмитрий Тимофеевич
Родился в 1898 г., ЧАССР, Ардатовский р-н, д. Редкодубье; русский; помощник заведующего Алатырской винбазой Ульяновского винзавода. Проживал: ЧАССР, Алатырский р-н, с. Ям-Посад.
Арестован 25 октября 1935 г. под стражей в Алатырской тюрьме.
Приговорен: Спецколлегией Главного Суда ЧАССР 17 января 1936 г., обв.: ст.58 п.10 УК РСФСР - "...Будучи враждебно настроенным против существующего строя Советской власти вел антисоветскую агитацию.".
Приговор: "...Подвергнут лишению свободы на 3 (три) года срок наказания считать с 25.10.1935 г. Меру пресечения оставить ранее избранную, т.е. под стражей." Определением Спецколлегией Верховного Суда РСФСР от 9.04.1936 г. приговор оставлен в силе. Реабилитирован 27 января 1993 г. прокуратурой Чувашской Республики "...Подпадает под действие п."а" ст.3 и ст.5 Закона РСФСР от 18.10.1991 г. "О реабилитации жертв политических репрессий." "...Высказывания Кубасова не образуют состава преступления."
Источник: Гос. Архив Чувашской Республики.

КУБАСОВ Михаил Тимофеевич (1903-1999)
Участник Великой Отечественной войны.

Жизнь и судьба Михаила КУБАСОВА
Опубликовано 12.02.2016 - 1:34 - Шинелева Прасковья Анатольевна

Фронт уже двигался дальше, и мы вместе с ним. Разгорелись жестокие бои за Белград. Это уже Югославия. Здесь я был ранен, положили в госпиталь в самом Белграде. В госпиталь навестить раненых приезжал сам Иосип Броз Тито, его мне пришлось увидеть совсем рядом. Был он среднего роста, широк в плечах, в маршальском мундире.
Но немцы повели наступление и войска Тито были вынуждены отступить, а нас, раненых, кого куда. Я попал к партизанам, где находился почти семь месяцев.
Потом немцы стали терпеть поражение за поражением, и мы (нас было несколько десятков русских) вновь влились в Красную армию. В битве у озера Балатон (в Венгрии) я был ранен, и ранен очень тяжело: выбило три ребра и ещё много чего покалечило основательно. Сначала госпиталь при армии, потом из госпиталя в госпиталь я двигался из Европы домой, на Родину. Провалялся по госпиталям до сентября 1945-го. Где-то в конце сентября или начале октября меня выписали, раны ещё не зажили. Таким я поехал домой.
Прибыл на станцию Ардатов днём, стал искать транспорт, чтобы уехать домой, в Голодяевку. Наши сельчане – мужики – привозили что-то на лошадях. Подошёл я к одному (это был Федя Доянов) – он меня не узнал, может быть, из-за усов, да и тощий я был очень. Но в попутчики взял. Едем дорогой, а у меня всё мысль вертится: «Узнает или нет?» доехали до Питерской горы, я не выдержал, назвал его по имени. Он в недоумении. Пришлось назваться. Обнялись, стало ехать веселей, разговор полился рекой. К селу подъехали уже под вечер. Федька погнал лошадь на ферму, а я, закинув котомку, пошёл к дому.
Подхожу к дому, а сердце того гляди выскочит, а в голове мысль: «Узнают ли, ведь прошло столько времени?» возле дома играли ребятишки, среди них и мой сын Николай. Сел на скамеечку у завалинки и смотрю, а уже темнеет. Я у Кольки, сына, спрашиваю, не пустит ли он меня ночевать. А он говорит:
- Спрошу, сбегаю у мамки.
Бежит обратно и говорит:
- Мамка разрешила
Взял я свою котомку и вслед за ним пошёл домой. Вошёл в дом, там старшая дочь Татьяна, жена Варя и дочь Катерина у стола что-то делают. Поздоровался, подали табуретку, и я сел у порога. Никто меня не узнаёт. Дочь Таня несколько раз прошла около меня, смотрела и смотрела, а потом как закричит: «Папка-а-а!» И бросилась мне на шею. Тут весь дом зашумел, появились слёзы, слёзы радости, слёзы возвращения. Жена показала мне похоронку, которая пришла в 44-м. Меня считали погибшим на поле боя. Весь вечер и всю ночь проговорили о житье-бытье. Мне сказали, что Надя, вторая дочь, с 1942-го на фронте. По письмам, дошла до Берлина, а потом их перебросили на Дальний Восток. Домой вернулась она осенью 1946-го.
***
Долго ещё залечивал фронтовые раны Михаил Тимофеевич и в районной больнице, и дома. Не раз вызывали его в НКВД для перепроверок, но всё обошлось. Чуть поправив своё здоровье, он пошёл работать в колхоз. Много было разных налогов, невыплата которых грозила тюремным сроком. Послевоенный голод, почти бесплатный труд – всё пережили.
О Сталине Михаил Тимофеевич говорил с уважением, хотя к его политике относился по-разному. На то были свои причины: в жерновах репрессий пропал брат жены Николай за то, что спел частушку: « Всё вокруг колхозное, всё вокруг моё».
По словам Михаила Тимофеевича, когда умер Сталин в 1953-м, в селе все плакали. Сокрушались о том, как будут жить дальше.
Но жизнь на месте не стояла. С одобрением относились сельчане к политике Г. М. Маленкова, Н. С. Хрущева, Л. И Брежнева. Много в эти годы было сделано для села.
Уйдя на заслуженный отдых, в 75-летнем возрасте он продолжал следить за общественной жизнью и интересовался политикой.
Так, к политике М. С. Горбачева у него отношение было неоднозначное. Особенно сменилось оно не в лучшую сторону после распада Советского Союза.
К Б. Ельцину относился с уважением и говорил: «Человек вынесет всё, всё переживёт, только главное, чтобы никогда и никому больше не пришлось пережить войну. Это самое ужасное, что я испытал в жизни».
Умер Михаил Тимофеевич в 1999-м году, в 95 лет, пережив свою спутницу жизни Варвару Андреевну на четыре года.
В памяти близких они останутся всегда, да и односельчане вспоминают о Михаиле Тимофеевиче как о трудолюбивом, мудром, отзывчивом и добром человеке.

КУБАСОВ Николай Семенович
Родился в 1904 г., Мордовия, Ардатовский р-н, с. Редкодубье; б/п; Проживал: Мордовия, Ардатовский р-н, с. Редкодубье.
Приговорен: тройка при НКВД МАССР 29 октября 1937 г., обв.: по ст. 58-10 УК РСФСР.
Приговор: расстрел - с конфискацией имущества Реабилитирован 11 июля 1989 г.

Протоиерей Иоанн родился в с. Шаниха Сычевского уезда Смоленской губернии в семье иерея Петра Кляузова и матушки Евдокии (в девичестве Строгановой).

В семье о. Петра было семеро детей, двое из которых стали священнослужителями: иерей Иаков и протоиерей Иоанн . Отец Иаков был убит во время Великой Отечественной войны на работах по созданию линии обороны Москвы в 1941 году. В 1928 году обвенчался с девицей Антониной, до войны в семье родились пятеро детей.

Иоанн Кляузов ушел на фронт в 1941 году, будучи регентом церковного хора храма во имя во Ржеве. Принимал участие в наступательных боях, участвовал в освобождении Европы от фашистских захватчиков. Закончил войну в Германии в 1945 году, награжден орденом «Красной Звезды » и медалями, последняя «За взятие Кёнигсберга ». Вернулся с фронта тяжелораненным с серьезным заболеванием сердца.

Спустя десять лет Иван Петрович идет наперекор режиму, принимает сложное по тем временам решение: бросить государственную службу, в общем-то благополучное существование и продолжить дело отца и погибшего брата — взять на себя крест священнического служения. В 1955 году Иоанн Кляузов был рукоположен в сан диакона к в г. Ессентуки, где служил при священнике Александре Митрохине .

В 1956 году диакон Иоанн рукоположен во иереи владыкой (Слесаревым) Донецко-Донским и Кавказским к в г. Калач-на-Дону. Во время службы в г. Калач-на-Дону богослужение приобрело чинный порядок, а прихожане, посещавшие в то время храм, с благодарностью вспоминали о. Иоанна и его вклад в церковное дело общины. В то время частым гостем о. Иоанна был владыка Иннокентий, епископ Донской и Кавказский. Его посещения всегда становились значительным событием в духовной жизни старообрядцев Калача-на-Дону.

Активизация жизнедеятельности старообрядческой общины была негативно воспринята государственной православной церковью, представители которой, сотрудничая с официальной властью, настраивали её против старообрядчества в целом и старообрядческих священников в частности. Иерей Иоанн в полной мере испытал на себе давление органов государственной безопасности. Сюжет классический — его вызвали на переговоры с Москвой, когда он пришел на телеграф, две «фигуры» просто обступили его и вывели из здания, посадили в машину и увезли. Где-то в степи от отца Иоанна требовали «политических» проповедей и «правильных» наставлений для паствы, а также принуждали к сотрудничеству со спецслужбами, требуя доносительства на прихожан. Имея крепкую систему ценностей и независимое мышление, отец Иоанн не мог переступить через свои принципы и отказался выдавать «тайну исповеди» и быть агентом органов безопасности. После безуспешных «увещеваний», священника (человека с больным сердцем) заставили под дулом нагана, угрожая расстрелом, идти, не оборачиваясь, несколько километров. Господь уберег о. Иоанна в очередной раз, и он вернулся домой только под утро, но живым.

Взаимоотношения между государственной властью и старообрядцами продолжали оставаться крайне напряженными, гонения на священника и его семью не прекращались, и вскоре после этого случая иерей Иоанн был переведен из г. Калача-на-Дону в г. Винницу (Западная Украина) — на место священника . В 1958 году по благословению епископа Киевского и Винницкого иерей Иоанн был возведен в сан протоиерея.

Протоиерей Иоанн служил в храме г. Винницы два года: изможденное сердце давало сбои, болезни никуда не исчезали, а только усугублялись влажным и холодным климатом, и продолжающимся давлением органов государственной безопасности на фоне антирелигиозной пропаганды (один из сыновей лишился продвижения по службе, младшую дочь-школьницу принуждали выступить по местному радио с целью отказаться от отца и от веры).

В 1960 году священник был переведен в в г. Ростов-на-Дону в сослужение протоиерею Иоанну Захарову , который в то время тяжело болел. В Ростове семью протоиерея Иоанна Кляузова разместили в подвале Собора на Ульяновской, т.к. сторожка при храме была занята семьей Иоанна Захарова. Ранение постоянно напоминало о себе: сердце работало с перебоями, мучала одышка, отеки, слабость. Климат Ростова-на-Дону с дождливой зимой и жарким летом усиливали симптомы тяжелой сердечной недостаточности. Вскоре протоиерей Иоанн был переведен в г. Волгоград на место священника вместо о. Мефодия (Пинаева), который из-за возраста и болезней не мог вести службы.

С приходом о. Иоанна, с его служением был связан подъем духовной и церковной жизни. Обладая мудростью и тактом, он находил нужные слова для прихожан, люди шли к нему за советом и помощью. Будучи человеком образованным, знающим церковный устав и крюковое пение, имеющим абсолютный слух и незаурядные вокальные данные, он стремился сохранить образ и красоту исконного церковного богослужения.

Кроме Общины г. Волгограда, о. Иоанн окормляет старообрядцев г. Калача-на-Дону, г. Котельниково, г. Суровикино и х. Грачи Волгоградской области. Протоиерей Иоанн бывал у них несколько раз, но даже за такое короткое время приобрел доверие и уважение старообрядцев Волгоградской области. В 1962 году владыка (Чунин) Волжско-Донской и Кавказский благословляет протоиерея Иоанна Благочинным по Волгоградской области. Господь наградил отца Иоанна не только дарами пастырского служения, но и «чувством литературы». Его проповеди всегда слушались с большим вниманием и интересом.

Вместе с о. Иоанном служил диакон Алексей (Артюхов). Это был крепкий духовной союз: их сближала преданность вере, для них каждая служба была очень важной, каждая отличалась благостью, оба выкладывались с полной отдачей сил.

Протоиерей Иоанн был человеком открытым, легко контактировал с людьми, поэтому смог не только сплотить и укрепить волгоградскую общину, но и с радостью принимал у себя в приходе священников из других мест. Службы, проводимые совместно, отличались особой торжественностью.

Священники поддерживали связи между собой, навещали друг друга, поздравляли с праздниками.

Благочинный протоиерей Иоанн был человеком достойным, адекватным, интеллектуально развитым, и не раз приглашался для участия в Освященном Соборе Русской Православной старообрядческой Церкви в Москве.

За плечами о. Иоанна — многие годы беспорочного служения в церкви. Вместе с матушкой Антониной вырастили пятерых детей, всем сумели дать высшее образование. Старший сын, протоиерей Кондрат служил в с. Новая Некрасовка (Украина).

————

Протоиерей Кондрат Кляузов : « ».
Воспоминания об отце. Читать→

————

16 января 1971 года утром на рассвете протоиерей Иоанн отошел ко Господу, не дожив до своего 60-летия меньше месяца. Отпевали его в храме Успения Пресвятыя Богородицы. Попрощаться со своим пастырем, другом и учителем пришли многие — церковь была переполнена. Когда в 1961 году отец Иоанн начал служить в Успенском храме Волгограда, едва ли он мог предположить, что через несколько десятков лет в этой церкви будут повенчаны его внуки (Наталья, Ираида, Елена, Ольга, Алексей), крещены правнуки (Валерий, Иоанн, Никита, Екатерина, Ксения, Александра, София, Анастасия, Аполинария) и праправнучки (Евсевия и Агапия). Требы совершали о. Герасим Милушкин, о. Вениамин Преснеков и о. Евгений Пахмутов.

————

Материал подготовлен Ващенко (в дев. Арьковой) Ольгой Леоновной (младшей внучкой протоиерея Иоанна) по воспоминаниям Арьковой (в дев. Кляузовой) Агафьи Ивановны (младшей дочери о. Иоанна). Фотографии из личного архива о. Иоанна, сохраненные матушкой Антониной.