Когда разум и чувства находятся в конфликте. Внутренний конфликт: чувства против разума – сочинение. Плюсы и минусы крайних положений

Я не случайно выбрала тему внутреннего конфликта между чувством и разумом. Чувство и разум - это две важнейшие силы внутреннего мира человека, которые очень часто вступают в конфликт между собой. Бывают ситуации, когда чувства выступают против разума. Что же происходит в подобной ситуации? Несомненно, это очень болезненно, тревожно и крайне неприятно, так как человек мечется, мучается, теряет почву под ногами. Его разум говорит одно, а чувства поднимают настоящий бунт и лишают покоя и гармонии. Как следствие начинается внутренняя борьба, которая нередко заканчивается очень трагично.

Подобный внутренний конфликт описан в произведении И.С.Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров, главный герой, разделял теорию «нигилизма» и отрицал буквально все: поэзию, музыку, искусство и даже любовь. Но встреча с Анной Сергеевной Одинцовой, красивой, умной, непохожей на других женщиной, стала решающим событием в его жизни, после которого начался его внутренний конфликт. Неожиданно он ощутил в себе «романтика», способного глубоко чувствовать, переживать и надеяться на взаимность. Его нигилистические взгляды потерпели крах: оказывается, есть любовь, есть красота, есть искусство. Охватившие его сильные чувства начинают борьбу против рационалистической теории, и жизнь становится невыносимой. Герой не может продолжать научные эксперименты, заниматься медицинской практикой – все валится из рук. Да, когда наступает подобный разлад между чувством и разумом, жизнь становится порой невозможной, так как нарушается гармония, которая необходима для счастья, а внутренний конфликт становится внешним: нарушаются семейные и дружеские связи.

Можно вспомнить и произведение Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», в котором анализируется бунт чувств главного героя. Родион Раскольников вынашивал «наполеоновскую» идею сильной личности, имеющей право преступить закон и даже убить человека. Проверив эту рационалистическую теорию на практике, убив старуху-процентщицу, герой испытывает терзания совести, невозможность общения с родными и близкими, практически нравственно и физически заболевает. Это болезненное состояние возникло из-за внутреннего конфликта человеческих чувств и вымышленных теорий.

Итак, мы проанализировали ситуации, когда чувства выступают против разума, и пришли к выводу, что она порой пагубна для человека. Но, с другой стороны, она же сигнал того, что к чувствам обязательно надо прислушиваться, так как надуманные теории могут разрушить как самого человека, так и нанести непоправимый вред, непереносимую боль окружающим людям.

Да нет конфликта между разумом и чувствами.

Конфликт - между противоположными желаниями. Например, хочу познакомиться с девушкой - и хочу избежать стыда(она и отказать может).

О потребностях нам сигнализируют чувства.

В нашем примере - чувство эротического возбуждения и чувство страха.

Если я плохо опознаю СМЕСЬ своих чувств и желаний (и не понимаю. что это ВСЕГДА смесь!), то я буду ДУМАТЬ, будто у меня ОДНО желание (потребность) - познакомиться.

Но при движении к девушке мои чувства мне ясно просемафорят, что ненене, ты чо! - желание (потребность) избежать стыда есть, и ого-го какое!

И тогда кажется, что это спор рассудка и чувства.

Нет. Это конфликт двух потребностей, одна из которых была плохо осознана.

Здесь все четко делится на то, что врожденное и то, что приобретено нами как объектом в процессе воспитания. Почему кошки любят, чтобы их гладили, разве не от того, что в памяти у них осталось общение с мамой-кошкой, которая мыла их языком и окружала их теплом? Вот ребенок гоняется за голубями, дергает за хвост кошку, дергает старшую сестру за волосы и пр. Здесь два объяснения ситуации и два развития событий. Либо окружающие (по рассуждению: "он еще мал, ничего не понимает"; или мне так удобно - "чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало и не отвлекала от общения со знакомыми и гостями") не останавливают, не пресекают занятия ребенка, либо пресекают. Если попустительствуют и поощряют, ребенок воспринимает, что гонять и делать больно другому ассоциируется с общим весельем и хорошим ко мне отношением, и собственными положительными эмоциями объекта воспитания. Вот ребенок ушибся, и субъект воспитания (старшие сестренка, брат или родитель), как ему кажется, занимаясь более важным делом, колотит "виновника" падения и ушиба, чтобы успокоить страдающего от ушиба. Нет времени осознать - важнее ведь успокоить и отвлечь от боли - другие последствия такого воспитательного воздействия: ребенок на всю жизнь запоминает (программируется), что нужно ударить кого-либо, чтобы тебе самому стало легче. В том числе и либидо формируется в основном в процессе воспитания личности.

Что бы ни происходило с человеком, в человеке происходит сличение и сравнение того, что наблюдается и анализируется в действительности с тем мыслительным образом, основанном на ассоциативности мышления, образом, который сформировался в процессе воспитания.

К примеру, нелюбовь к математике может сформироваться, хотя человек об этом давно "забыл", когда мать или отец сказали 3-4 летнему ребенку, когда он их застал за бухгалтерским подсчетом, что, мол, сына (доця) не лезь, это так утомительно, я тут устал/устала. Дали, к примеру, счеты, чтобы чадо не отвлекало, и ребенок поехал кататься на больших счетах с костяшками. Сам наблюдал такой эпизод у знакомых.

Я вижу это несколько иначе, чем Евгений (при всём моём к нему уважении). Конфликт разума и чувств - это противостояние двух первичных начал, двух составляющих дуальной вселенной - света и тьмы, неба и земли, духовности и материи - где первое соответствует разуму, а второе чувствам. Рассмотрим на примере той же девушки, но добавим для наглядности тот момент, что мы уже состоим в браке, и имеем детей. Разум в этой ситуации утверждает, что близкое общение с прекрасной девушкой - пагубный и разрушительный шаг, который, принеся краткое удовольствие, обернётся длительными проблемами. Разум может подсказать, что подобное поведение деструктивно сказывается не только на моих личных отношениях и благополучии, но и на обществе в целом. Так как общество, где процветают измены и разврат, куда менее устойчиво и жизнеспособно. Всё это очень веские доводы, чтобы пресечь на корню всякое возможное общение с посторонними девушками. Для разума.

А для чувств нет. Над чувствами властвуют инстинкты - наша природная составляющая, то, что есть в нас общего с любым лесным зверем. Руководствуясь лишь инстинктами человечество достигло бы ровным счётом ничего. Люди бы, подобно животным, лишь потребляли бы пищу, совокуплялись, дрались друг с другом, и пытались бы выжить. Развитие человечества в целом, и человека в частности начинается там, где разум берёт верх над инстинктом, над чувством, превращая его из хозяина в слугу. Общество, где царит разум, развивается. Общество, где царят чувства, деградирует. Это не значит, что развитие подразумевает сухость и бесчувственность, так как полностью отвергать то, что мы чувствуем, нашу звериную природу, тоже не разумно. Она есть, и будет вне зависимости от наших желаний. Разумно понять это, принять, и не позволять ей брать верх.

Тема сочинения: "Разум и чувства - две силы, равно нуждающиеся друг в друге". В.Г. Белинский.

Что есть разум? Трезвость мысли, расчет, рассудок, холодное сердце? А что такое чувство? Увлечение, эмоция, минутная страсть или более высокий душевный порыв?

По словам критика Белинского, «разум и чувства – две силы, равно нуждающиеся друг в друге». И ведь нельзя не согласиться с ним. Разум и чувство находятся в зависимости друг о друга, очень тесно переплетаются, невозможно разорвать тонкую нить между ними.

Бывают такие ситуации в жизни человека, когда чувство преобладает над разумом. Как говорит народная мудрость, «коли что полюбится, так и ум отступится». Нельзя однозначно сказать хорошо это или плохо. Это может привести как к счастливому концу, так и к очень печальному.
Случилось это и героиней повести Куприна «Олеся». Девушка влюбилась без памяти и отдалась этому чувству с головой. Хотя прекрасно знала, к чему это приведет, знала, что печальный исход неизбежен, но чувство в этот момент преобладало над разумом. Она ни секунды не жалела о том, что позволила своему уму отступиться, так как испытала истинное счастье. Такое счастье, которое не каждому в жизни дано испытать.
А хорошо ли когда разум преобладает над чувствами? Вопрос, на который точно так же нет однозначного ответа. Можно не показывать своих чувств и оставаться несчастным, при этом, делая несчастным и того, кого любишь. Ради чего? Есть ли в этом смысл?

В романе Пушкина «Евгений Онегин» чувство и разум столкнулись несколько раз. Первый – когда «ум отступился» и Татьяна, поддавшаяся своему первому глубокому чувству, призналась в любви Евгению, что в то время было непозволительно для девушки. Ее попытка была напрасной. Для Евгения она была всего лишь ребенком и, он посчитал, что ее костер любви потухнет так же быстро, как и загорелся. Мог ли он себе представлять, что спустя годы он окажется на ее месте. Но Татьяна предстает нам уже далеко не маленькой девочкой. Она научилась к этому времени управлять своими чувствами с помощью здравого смысла. Несмотря на свою любовь к Евгению оставалась верна человеку, который любил ее. Была ли она счастлива в браке? Думаю, что не до конца, потому что любила другого. Был ли счастлив Евгений? Мне снова кажется, что не до конца. Ведь если это была любовь настоящая, то рассудок лишь сделал хуже.

Руководствуясь только разумом, можно остаться на всю жизнь несчастным. Руководствуясь только чувствами, можно попасть в ситуации, после которых нестерпимая душевная боль останется навсегда. Получается, что разум и чувства нуждаются друг в друге и очень сложно жить, руководствуясь чем-то одним.

Внутренний конфликт: разум против чувств.

Для начала нужно разобраться, что же такое чувства и разум. Это две важные силы внутреннего мира человека, которые очень часто конфликтуют. Бывают такие ситуации, когда чувства преобладают над разумом и человек становится неспособным управлять собой, но иногда и разум берет верх. Рассуждая над темой разума и чувств, задумываешься, должны ли эти две силы находиться в гармонии. И в литературных произведениях мы можем увидеть этот конфликт и хорошо в нем разобраться.

Вспомним произведение Куприна «Гранатовый браслет». Оно повествует нам о неразделенной любви незнакомца к княгине Вере Николаевны. Желтков, тот самый незнакомец, обычный человек, живший чувством любви к Вере Николаевне. Желтков понимал, что с Верой ему никогда не быть, у нее есть муж, но ему хватало даже того, что она просто получает его письма, он даже не ждал от нее ответа. Но шло время, когда ему запретили писать ей, запретили делать то, ради чего он жил. И он решает покончить жизнь самоубийством. Все его чувства затмевают разум, и он не справляется ни с собой, ни со своими чувствами.
Похожая ситуация и в произведении Карамзина «Бедна Лиза». Главная героиня – бедная крестьянка Лиза влюбляется в молодого человека Эраста. И кажется, их любовь никогда не прекратиться. Лиза полностью отдается чувствам, но молодой дворянин охладевает и отправляется в военный поход, там он проигрывает все свое состояние и по принуждению женится на богатой вдове. Для Лизы это становиться сильнейшим ударом, она переживает душевную боль, но не справляется с ней, прыгает в пруд. Разуму не удается осилить чувства, и Лиза совершает огромную ошибку.

Нас окружает так много людей. Одних мы знаем, с другими слегка знакомы, а большинство для нас незнакомцы. На первый взгляд все эти люди так спокойны и уравновешены. Можно подумать, что они не имеют никаких раздумий и проблем. Только пара очень близких личностей, которые доверили свои секреты и раздумья, нам кажутся такими, каковы они есть на самом деле.

Если бы человек имел возможность одним взглядом проникнуть в разум и сердце собеседника, ему открылась бы страшная картина вечного противостояния и конфликта между этими двумя силами, воздействующими на него. Сущность человеческого существа такова, что он постоянно, даже во сне занят принятием решений, анализированием произошедших с ним и окружающими ситуаций. В этом сложном процессе перед каждым встает масса вопросов, которые требуют оценки. В зависимости от психологии человека каждый дает особую свою оценку.

Есть люди склонные все анализировать только разумом и принимать решение в зависимости от, насколько тот или иной поступок правилен. Некоторые люди отдают предпочтение сердцу и чувству. Обычно это очень чувственные люди, которые чувствительны и могут представить себя в положении другого.Оба этих вида людей, насколько бы они не были разными и думали по-разному, одинаково спокойны и живут в гармонии с самим собой.Ситуация намного сложнее, если человек не относится конкретно ни к типу чувственного человека, ни к человеку разума. В данной ситуации бедному приходится все время вести внутреннюю войну между чувствами и разумом.Все люди ошибочны и очень часто совершают неправильные поступки. Иногда человек очень хорошо понимает, что его поступки не верны и по оценке разума ни коем образом не оправданы. Однако сердце диктует свои правила. Она требует жить по своим законам, игнорирую голос разума.

В любом случае необходимо уравновесить эти две силы, хорошо взвесив, чью сторону следует принять.

Итоговое сочинение 11 класс.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Дворник в рассказе Белый пудель Куприна характеристика и образ

    Образ дворника в рассказе А. И. Куприна «Белый пудель» можно отнести к второстепенным героям. Помимо этого, он является отрицательным персонажем. Однако выполняет настолько важную роль, являясь человеком подневольным, совершая по приказу подлый шаг

  • С тех пор, как человек изобрёл колесо, началась эра сначала двухколесного, а потом трёх- и четырёхколёсного транспорта. С каждым годом машин на улицах городов становится всё больше и больше

    Ответственность – способность личности нести ответственность за свои действия, а также полностью влиять на ход событий, быть на самой вершине жизни и руководить своей судьбой.

  • Пьер Безухов и Элен Курагина в романе Война и мир (отношения и брак героев)

    Взаимоотношения Пьера Безухова и Элен Курагиной в романе Л. Н. Толстого "Война и мир" не похожи на другие отношения героев данного романа. Это история несчастливого брака двух людей с абсолютно разными характерами.

  • В нашей семье двое детей: я и моя сестра. Она старше меня на два года. Мы с ней очень близки, несмотря на то, что у нас разный характер и интересы.