Занятия. Основные хозяйственные занятия Хозяйственные занятия черноморцев

Тема: Хо зяйственное освоение кубанских степей в I половине XIX века.

Цель: познакомить учащихся с условиями занятий населения в половине XIX века в связи с освоением кубанских земель.

Задачи:

Образовательная: сформировать представление о хозяйственном освоении кубанских степей, с условиями жизни и занятий населения Кубани в сельской местности.

Развивающая: развить у учащихся влечение к поисковой работе с целью популяризации краеведческого материала о своей малой родине

Воспитательная: повысить интерес учащихся к изучению истории родного края, воспитывать патриотизм, гражданственность.

Форма урока: урок новых знаний

План урока.

I. Организационный момент. Постановка цели урока.

Повторение ранее изученного материала с целью подготовки и восприятия новой темы.

II. Изучение новой темы:

1. Как природные факторы способствовали быстрому заселению кубанских земель

2. Раскрытие понятия «Заимочная форма землепользования»

3. «Хозяйственная деятельность черноморцев».

III. Закрепление. Выводы о хозяйственном освоении кубанских степей.

IV. Домашнее задание.

Конспект урока

I. Организационный момент.

Учитель: Самым главным событием исторического значения, которое определило дальнейшую судьбу нашего края, явилось переселение на Кубань в 1792-1793гг. Черноморского войска. Земли правобережной Кубани, тысячелетиями топтаные копытами коней кочевников, стали осваиваться казаками – постоянным населением Начавшиеся на исходе XVIII века преобразования были продолжены в XIX столетии. Каким оно было для Кубани? Об этом вам предстоит узнать на сегодняшнем уроке, который мы проводим в нашем школьном музее.

Жить на Кубани и не любить этот благодатный край нельзя. Русский писатель А.П.Чехов, много раз бывая на Кубани, навсегда сохранил интерес к ней, к природе, к людям. Подлинный гимн нашему краю «пропет» Антоном Павловичем в рассказе «Барыня» в 1882 году. Здесь земля Кубани – символ свободы, вольной и счастливой жизни. Герой повествования, Степан, мечтает «бежать подальше…, в Кубань». А своему брату Чехов писал: «Ах, как хороша Кубань! Какое чудное приволье на кубанских степях! И жизнь здесь шире, и лето длинней, и народ удалей!…»

Эти слова станут эпиграфом нашего урока. Но так ли легко жилось нашим предкам в начале XIX века, чем они занимались, и как пришлось обживать эту дикую, заросшую ковылем и высокой травой, нераспаханную землю?


III. Изучение новой темы.

1).

Учащимся задается вопрос: «Как природные факторы способствовали быстрому заселению кубанских земель?»

*рассказывают о рельефе, климате, почвах Кубани. (Вывод имеются здесь и горы, и леса, и реки, и моря, и равнины. Климат теплый, влажность с морей Черного и Азовского. Это привлекало население в эти края).

2). Земли в малонаселённых куренях было так много, что никто не выдвигал каких-либо претензий соседу, никого не обвиняли в незаконном её захвате. Такую форму землепользования, которая возможна только при большом количестве свободных земель, называли вольнозахватной или заимочной . Заселение земель шло с целью окончательного покорения горских племён. Переселенцам мужского пола давали 20 десятин на душу, зачисляли в казачье войско.

Семьям, переселившимся по собственному желанию, назначали в вечную, частную и потомственную собственность землю: офицерам и казакам от 25 до 50 десятин земли, а другим сословиям – от 5 до 10 десятин земли.

Вопрос ученикам: «Как вы думаете, почему офицерам давали так много земли?»

Заимочная форма землепользования была очень выгодна зажиточной казачьей старшине, владевшей большим количеством рабочего скота, имевшей сельскохозяйственный инвентарь и в полной мере использовала привилегии данные ей документом «Порядок общей пользы».

Массе же бедного казачества, не имевшей ни инвентаря, ни скота, завести собственное хозяйство было очень сложно, поэтому они не могли в полной мере воспользоваться обширными угодьями Черномории.

3. - Краткая характеристика развития главных отраслей хозяйственной деятельности черноморского казачества в первой половине XIX века.

Главной отраслью хозяйственной деятельности черноморского казачества в течение всей первой половины XIX века оставалось скотоводство. Казачество занимались этим и до переселения. На берега Кубани казаки пригнали большое количество скота. Особенно много его было у казачьей старшины. Так, Антон Головатый пригнал в кубанские степи из Приднестровья 15 тысяч лично ему принадлежавших лошадей и 25 тысяч голов крупного рогатого скота, полмиллиона овец.

Животноводство на Кубани было прибыльным занятием, поголовье скота быстро росло. Лошадей за полвека стало больше почти в три раза, а КРС – более чем в четыре раза, увеличилось поголовье овец, коз. Основная масса скота находилась в руках зажиточных казаков. На хуторах войсковой старшины, расположенных по берегам степных рек, сосредоточились большие табуны лошадей, гурты коров, отары овец. У бедняков же часто не было даже тягловой рабочей скотины, чтобы вспахать собственное поле.

Во многих станицах и в хуторах семьи были большие – по 15-20 человек. Прокормить такую семью, имея 1-2 коровы, конечно, невозможно вот и держали по 5-10 коров, 3-4 пары быков, 20-30 овец, а также по 6-8 свиней и очень много птицы: куры, утки, гуси, В бедных семьях скота было немного, а тягловой силы – волов, лошадей – и того меньше, а то и совсем не имелось.

И в то же время животноводство испытывало большие трудности. Фактически отсутствовала ветеринарная служба. Наблюдались частая заболеваемость и падеж животных. Болезни, случалось, уничтожали большую часть животных целого куренного селения.

Сегодня, когда Кубань является житницей страны, которая производит миллионы тонн отборной пшеницы, трудно даже представить себе, что первые шесть-семь десятилетий XIX века богатейшие кубанские черноземы почти не использовались в хлебопашестве. В 1860 году распахивалось только 6,1% войсковой земли. Земледелие играло подсобную роль. Нетронутые земли покрывались высокими травами. Освоение свободных земель шло медленно. Урожаи получали невысокие – 4-7 центнеров с одного гектара. Землепользование велось без севооборотов, с использованием залежной и переложной систем. В основном высевали озимые -пшеницу и рожь, яровые – рожь, пшеницу, гречиху, овес, ячмень, горох. На душу населения приходилось по 12-15 пудов (1 пуд=16,38кг.) зерна в год, а необходимо было 20. Часть зерна закупали на рынках Ставропольской, Екатеринославской губерний и на Дону. В урожайные годы появлялись излишки, которые шли на продажу

Выращивали также и коноплю для пряжи, лен для технического масла. Важное место занимали огородные культуры, плодовые и картофель. Сажали капусту, помидоры, лук, чеснок, свеклу, хрен, редис, огурцы

Отводился участок и под бахчу – арбузы, дыни, тыкву. Успешно занимались садоводством и выращиванием винограда.

Население Кубани занималось и пчеловодством.

Какие сельскохозяйственные орудия использовались в хозяйстве кубанцев в XIX века в ходе проведения сельхоз работ? (заранее подготовлены сообщения учениками)

. 1. Вспашка и рыхление почвы.

Ранней весной, в марте-апреле, начинали распашку земли под яровые; осенняя вспашка производилась в сентябре-октябре. Основным орудием пахоты с развитием земледелия стал тяжёлый двухколесный плуг . С конца XIX века деревянные части плуга постепенно заменяются железными. На целинных землях в тяжёлый плуг впрягалось до четырёх-шести, а на мягкой земле – до двух-трех пар быков. Многие казачьи хозяйства не имели такого количества скота, и поэтому на Кубани пахали супрягой (совместно несколькими семьями) . Для рыхления почвы и вспашки мягких земель широко применялось трехзубое украинскоерало . В рало запрягали две пары быков. В конце XIX века появились различные заводские усовершенствованные многолемешныежелезные плуги. С их появлением повысилась производительность труда, а быки в качестве тягловой силы постепенно заменяются лошадьми.

2. Посев пропашных и зерновых культур.

Посев зерновых и пропашных культур повсеместно производили ручным способом. К лукошку привязывали веревки, чтобы удобно было вешать его на плечи. Из лукошка рукой разбрасывали зерно. Пахота, боронование и посев считались исключительно мужской работой, но если в семье было мало мужчин, им помогали женщины и дети.

3.Прополка.

С первых чисел мая начиналась прополка; мотыга (сапа ) почти не выпускались из рук и попеременно применялись на бахчах, в огородах, в поле, на участках кукурузы, подсолнечника, гороха, фасоли т.д. Пололи гуртом – всей семьей. Поскольку на май назначались лагерные сборы, вся тяжесть работы обычно падала на женщин.

4. Уборка сена.

В конце мая – начале июня занимались уборкой сена. Сенокошение считалось мужской работой, однако почти во всех казачьих семьях косой владели и женщины. Сушкой сена обычно занимались женщины, мужчины укладывали его в копны и возили к скирдам.

5. Уборка зерновых .

Наиболее напряжённым периодом сельскохозяйственных работ была уборка зерновых. Старинным орудием хлеба был серп . В 80-90-е годы XIX века заменяется косой с прикрепленными параллельно клинку граблями . При уборке серпом сжатый хлеб вязали в снопы и копны. Затем хлеб возили на ток и складывали в высокие круглые стога. В конце июня - начале июля поспевали озимые, во второй половине июля – яровые. Позднее начиналась уборка проса, льна, подсолнечника, кукурузы. В уборке участвовали все – взрослые, подростки, старики. При господствующей в то время примитивной земледельческой технике работать приходилось от зари до зари. Уборочная страда во многих семьях, у которых не было средств для найма рабочей силы, затягивалась до самой зимы.

6. Молотьба.

После уборки хлеба начиналась молотьба, нередко этот процесс затягивался до самых морозов. Молотили хлеб при помощи скота – гоняли быков или лошадей, нередко запряжённых в повозку, по разостланным на току снопам. После обмолота зерно веяли на ветру при помощи лопаты . Провеянный и очищенный хлеб свозили в чувалах (мешках) и ссыпали в амбары.

Рефлексия:

    Какие факторы препятствовали активному освоению земель на Кубани? В чем была сложность освоения ?

Все мы сейчас, спустя сотню лет, понимаем, что в первой половине XIX века земледельческое хозяйство имело ярко выраженный экстенсивный характер, так как хлебопашество ещё не было основной отраслью сельского хозяйства, а играло подсобную роль. Бытовало бессознательно – хищническое отношение к земле, удобрение в почву не вносилось, и она истощалась, отсутствовал севооборот, обработка велась примитивными орудиями труда, в результате труд земледельцев был очень тяжёлым и изнурительным, а урожайность составляла всего лишь 4-7 центнеров с 1 га.

Домашнее задание:

1. Б.А. Трёхбратов, Ю.М. Бодяев, учебник Кубановедение стр.8 – 13.

М.В. Покровский

Из истории адыгов в конце XVIII - первой половине XIX века

Очерк первый. Социально-экономическое положение адыгов в конце XVIII - первой половине XIX в

Занятия

Природно-географические условия Западного Кавказа весьма разнообразны. В прошлом это оказало значительное влияние на хозяйственную деятельность местного населения и определило ее специфику в отдельных районах.

В низменной прикубанской полосе, отличающейся своими плодородными почвами, очень рано развилось оседлое земледелие. Автору настоящей работы неоднократно удавалось находить в культурном слое древних меото-сарматских городищ и в могильниках, датируемых IV в. до н. э. - II-III вв. н. э., обуглившиеся зерна пшеницы, проса и других культурных растений. Здесь же были обнаружены каменные ручные жернова, железные серпы и другие земледельческие орудия. Есть все основания утверждать, что у отдаленных предков адыгов уже в I тысячелетии до н. э. земледелие было достаточно широко развито, а дальнейшее поступательное развитие его наблюдалось и в средние века.

Особенно ярко иллюстрируют эту мысль находки, сделанные летом 1941 г. при постройке Шапсугского водохранилища на левом берегу р. Афипс, близ г. Краснодара. При сооружении дамбы водохранилища были вскрыты древний могильник с грунтовыми и курганными погребениями XIII-XV вв. и территория прилегающего к нему селища, относящегося к тому же времени. Среди прочих предметов были найдены железные серпы и лемеха для плугов, каменные жернова, кетмени для раскорчевки кустарников и другие орудия, свидетельствующие о развитом пашенном земледелии. Кроме того, здесь же обнаружен ряд вещей, говорящих о том, что местное население занималось скотоводством и ремеслом (кости домашних животных, ножницы для стрижки овец, кузнечные молоты, щипцы и т. д.).

Такие же находки были найдены и при раскопках других средневековых поселений Прикубанья.

Не останавливаясь на ряде литературных источников, укажем, что существование у адыгов развитого земледелия подтверждается для более позднего времени и русскими официальными документами. Из них. особенно интересны:

1) ордер А. Головатого от 16 декабря 1792 г., предписывавший начальнику Таманского отряда Савве Белому организовать для переселенцев Черноморского казачьего войска покупку у горцев семян злаков; 2) донесение атамана Черноморского казачьего войска Котляревского императору Павлу I, в котором сообщалось, что ввиду острого недостатка хлеба во вновь основанном войске пришлось распорядиться снабжать «состоящих на пограничной страже казаков вымениваемым у закубанцев за соль хлебом».

Учитывая все сказанное, следует решительно отказаться от довольно распространенного взгляда, что земледелие у адыгов в XVII-XVIII вв. якобы имело крайне примитивный характер. С. М. Броневский, характеризуя хозяйственную жизнь адыгов в начале XIX в., писал: «Сельское хозяйство разделяется у них на три главнейшие отрасли: земледелие, конные заводы и скотоводство, заключающее рогатый скот и овец. Черкесы, пашут землю плугами наподобие украинских, в которые впрягают несколько пар быков. Больше всякого хлеба сеют просо, потом турецкую пшеничку (кукурузу), яровую пшеницу, полбу и ячмень. Жнут хлеб обыкновенными серпами; молотят хлеб балбами, то есть топчут и перетирают колосья посредством лошадей или быков, припряженных к доске, на которую наваливают тягость, точно так, как в Грузии и Ширване. Перетертую солому, вместе с мякиной и частью зерен, дают в корм лошадям, а чистый хлеб прячут в ямы. В огородах сеют овощи: морковь, свеклу, капусту, лук, тыквы, арбузы, и сверх того у всякого в огороде есть табачная гряда». Не может быть сомнений в том, что описанный С. М. Броневским уровень развития земледелия был достигнут на базе старой местной земледельческой культуры.

Роль земледелия в жизни адыгов нашла отражение и в их языческом пантеоне. Хан-Гирей сообщал, что в 40-е годы XIX в. изображение, олицетворявшее божество земледелия Созерешь, в виде самшитового бревна с отходящими от него семью сучьями, имелось в каждой семье и хранилось в хлебном амбаре. После уборки урожая, в так называемую созерешеву ночь, совпадавшую с христианским праздником рождества, изображение Созерешь переносили из амбара в дом. Прилепив к сучьям восковые свечи и подвесив к нему пирожки и куски сыра, его ставили на подушки и совершали молитвы.

Совершенно естественно, конечно, что горная полоса Западного Кавказа была менее удобна для пашенного земледелия, чем Прикубанская низменность. Поэтому. скотоводство, огородничество и садоводство играли здесь значительно большую роль, чем хлебопашество. Жители гор в обмен на хлеб отдавали обитателям равнин скот и ремесленные изделия. Особенно важным было значение этого обмена для убыхов.

Скотоводство адыгов также имело довольно развитый характер вопреки распространенному в исторической литературе мнению о его крайней отсталости. Многие авторы утверждали, что в силу этой отсталости скот даже зимой находился на подножном корму. В действительности. зимнее время он спускался с горных пастбищ в леса или камышовые заросли Прикубанской равнины представлявшие прекрасное убежище от непогоды и ветров Здесь животных кормили припасенным заранее сеном. Сколько его заготовлялось на зиму для этой цели, можно судить по тому, что во время зимней экспедиции 1847 г. в земли абадзехов генерал Ковалевский умудрился сжечь там более миллиона пудов сена.

Широкому развитию скотоводства содействовало обилие лугов. На богатых сенокосах и пастбищах паслись огромные отары баранов, стада крупного рогатого скота и табуны лошадей.

Косвенно о размерах скотоводства и его характере можно получить представление по данным М. Пейсонеля, который сообщал, что горцы ежегодно забивали до 500 тысяч баранов и продавали до 200 тысяч бурок. Сведения об экспорте в конце XVIII в. показывают, что значительное место во внешней торговле адыгов занимали кожи, немытая шерсть, шкуры, различные изделия из шерсти.

У скотоводов особенно ярко проявлялись черты и пережитки родового строя. Например, осенью некоторые семьи выгоняли в священную рощу одну из своих коров, предназначенную в жертву богу Ахину, привязав к ее рогам куски хлеба и сыра. Окрестные жители сопровождали жертвенное животное, которое называлось самошествующей ахиновой коровой, и затем резали его. Ахин - покровитель стад рогатого скота - явно принадлежал к старой языческой религии с ее культом общинных священных мест, рощ и деревьев, с общеаульными молениями и жертвоприношениями. Характерно, что на месте закалывания животного с него не снимали кожу, а там, где ее снимали, не варили мяса; где его варили, там не ели, а совершали все это, .поочередно переходя с одного места на другое. Возможно, что в этих особенностях жертвенного ритуала проявлялись черты древнего кочевого быта скотоводов. Впоследствии они приобрели характер религиозного обряда, сопровождавшегося пением специальных молитвенных песен.

Следует, однако, оговориться, что в. рассматриваемый нами период времени (конец XVIII - первая половина XIX в.) у скотоводов резко возрастает имущественная дифференциация. Большое количество скота сосредоточивали в своих руках князья, дворяне, старшины и многие зажиточные общинники - тфокотли. Труд рабов и крепостных довольно широко применялся во время сенокоса и заготовки кормов для скота. С конца XVIII в. крестьяне стали проявлять сильное недовольство захватом лучших пастбищ местными феодалами.

К концу XVIII в. большое значение приобрели конские заводы, принадлежавшие князьям и богатым стар-шинам. По сведениям С. М. Броневского, многие из них поставляли лошадей различным адыгейским народам и даже, как это ни покажется странным, полкам русской регулярной кавалерии. Каждый завод имел особое тавро, которым клеймил своих лошадей. За подделку его виновные подвергались суровому наказанию. Для улучшения конского поголовья владельцы заводов покупали в Турции арабских жеребцов. Особенной известностью пользовались термиргоевские лошади, которые продавались не только на Кавказе, но и вывозились во внутренние районы России.

Земледелие и скотоводство не были единственным хозяйственным занятием адыгов. Большое развитие получило у них птицеводство, а также плодоводство и виноградарство. Обилие фруктовых садов, особенно в приморской части, всегда обращало на себя внимание иностранных путешественников и наблюдателей, например Белля, Дюбуа де Монпере, Спенсера и др.

Не менее успешно занимались адыги и пчеловодством. Они владели «знатными пчельниками» и вывозили много меда и воска на русские рынки и за границу. «В Ачипсу,- писал Ф. Ф. Торнау,- имеется отменный мед, добываемый от горных пчел, гнездящихся в расщелинах скал. Этот мед очень душист, бел, тверд, почти как песочный сахар, и весьма дорого ценится турками, от которых медовеевцы выменивают необходимые ткани исключительно на мед, воск и на девушек», О развитии пчеловодства у адыгов свидетельствует тот факт, что существовавшие в 60-х годах XIX в на Северо-Западном Кавказе крупные пчельники, принадлежавшие русским предпринимателям, обслуживались, как правило, наемными рабочими из числа адыгов.

Иностранные корабли ежегодно вывозили с кавказского побережья Черного моря большое количество тисового и самшитового дерева и строевой лес. Самшит адыги обменивали на соль (пуд за пуд), в которой они испытывали острую нужду.

Археологические данные говорят о том, что уже в XIII-XV вв. на адыгской территории изготовлялись изделия из железа (лемеха, топоры, кирки, ножницы, кузнечные молоты и т. д.). В XVIII-XIX вв. эта отрасль ремесленной деятельности получает такое развитие, что начинает ощущать нехватку сырья.

Одним из наиболее сложных для русских властей всегда был вопрос о пропуске за Кубань железа. Как правило, горцы, «приносившие покорность», настойчиво требовали, чтобы железо провозилось к ним свободно. Боясь, что оно будет использовано для производства оружия, царская администрация пыталась регламентировать нормы железного экспорта, скрупулезно определяя потребность в железе для изготовления сельскохозяйственных орудий. На этой почве возникало бесконечное количество недоразумений и противоречивших друг другу распоряжений.

В XVIII-XIX вв. довольно многочисленную группу адыгского населения составляли мастера кузнечного дела. Наряду с ними особое место занимали мастера-оружейники, изготовлявшие холодное оружие в серебряной оправе.

Женщины делали позументы для поясов и для обшивки праздничной одежды мужчин, ткали сукна для мужской одежды и тонкие шерстяные материи для себя. По свидетельству Ф. Ф. Торнау, который наблюдал быт адыгов, когда находился у них в плену, черкешенки отличались замечательным искусством во всех этих работах, обнаруживая «хороший вкус и отличное практическое приспособление».

Во многих аулах ремесленники изготовляли бурки, седла, ружейные чехлы, обувь, арбы, варили мыло. «Козаки,- писал С. М. Броневский,- весьма уважают черкесские седла и стараются снабжать себя оными в рассуждении отменной легкости и ловкости деревянных арчаков и прочности кожаных тебеньков, служащих вместо чепрака. Черкесы приготовляют также порох и всякой для себя делает селитру из быльника (бурьяна), в июле собираемого, который, очистив от листьев и отростков, один стебель сожигают».

По подсчетам О. В. Маркграфа, у коренных жителей Северного Кавказа насчитывалось 32 кустарных промысла: скорняжный, шорный, сапожный, токарный, колесный, арбяной, производство бурок, сукон, красок, плетений из прутьев, циновок, соломенных корзин, мыла и др.

Однако лишь кузнечное дело, изготовление оружия и ювелирное искусство поднялись до положения настоящего ремесла, то есть производства изделий на заказ и на продажу. Все остальные виды ремесленной деятельности были тесно связаны с сельским хозяйством и скотоводством и ориентировались в основном на удовлетворение потребностей семьи.

Черноморцами называли казаков, расселенных по берегу Черного моря. Для России в 18 – 19 веках это были новые земли, которые необходимо было осваивать. Крепостное право не давало расселять там крестьян. Поэтому, правительство привлекало казаков. Черноморцами стали потомки запорожских и донских казаков.

Хозяйственные занятия черноморцев

Черноморцы вели активную хозяйственную деятельность. В это время казачество стало полноценной этнокультурной группой русского народа. Казаки уже не занимались разбойничьими набегами, их основной деятельностью стала военная служба. Однако черноморцы вели и хозяйственную деятельность, обеспечивая себя продуктами:

  • было развито скотоводство. Благодаря мягкому климату и обилию степей и лугов, черноморцы разводили коров, овец. Любое хуторское стадо насчитывало несколько сотен, а то и тысяч голов скота;
  • в каждом дворе держали свиней и домашнюю птицу. Казаки не платили налогов в царскую казну. Это давало возможность создавать крепкое и богатое хозяйство. Поэтому, поголовье домашних животных было всегда большим;
  • важную роль играло хлебопашество. Черноморцы выращивали рожь, ячмень. Много было и полей, засеянных подсолнечником. Излишки зерна и масла сдавали купцам, выручая за это деньги.

Таким образом, основными хозяйственными занятиями черноморцев были земледелие и скотоводство. Это приносило доходы и давало ежедневную еду.

Почему были развиты эти виды деятельности

Важно понимать, что Причерноморье является отличным местом для земледелия и животноводства. Огромные просторы были не заняты лесом. Жившие до прихода казаков кочевники земледелием не занимались. Поэтому, почва не была истощена и давала каждый год богатые урожаи.

Кроме того, зимы там мягкие, снега практически не бывает. Следовательно, травы для корма было очень много. Черноморцы могли заготовить большие объемы сена. Обилие лугов и полей с цветущими растениями позволяли держать большие пасеки. Пчеловодством занимались в каждом поселении.

Таким образом, хозяйственной деятельности черноморцев благоприятствовал мягкий климат и рельеф местности.