Какое образование нужно для работы дальнобойщиком. Как работает дальнобойщик

Василий Михайлович, расскажите, что у за работа такая — дальнобойщик?

Дальнобойщик - это , который готов проехать половину континента, чтобы вовремя привезти груз. Работа сложная, требует постоянной борьбы, внимательности и некоторых умений.

Какие умения нужны, чтобы овладеть этой профессией?

Нужно знать внутренности автомобиля, правила дорожного движения. Этому можно научиться, например, в автомеханическом техникуме или автошколе, но гораздо важнее, помимо прав в бумажнике, иметь голову на плечах. Поверьте, это больше помогает. Сейчас у водителя есть все условия для работы в дороге: хорошие машины, автосервисы, кафе, магазины, стоянки современные. Работай - не хочу.

За 35 лет не надоело колесить по миру? Не хочется, как все, ходить в офис с 9 до 18, быть дома с семьёй?

Хороший вопрос. Одно время я изменил своим грузовикам и стал продавать товары для автолюбителей. Продлилось это не очень долго. Мне надоело общаться с людьми, надоело, что на меня всё время давит начальство, и я вернулся к вождению. С тех пор я своей профессии больше не изменял. И, наверное, уже не изменю. Да и для семьи так лучше.

Люди живут вместе и друг другу надоедают, а у нас в семье всё ладно: жена с сыном всегда меня домой с радостью ждут. Я побуду неделю дома и уезжаю опять, не успеваем друг другу надоесть.

Как устроена ваша работа?

Всё очень просто. Мне звонит диспетчер и предлагает поехать в рейс. Например, отвезти технику в Екатеринбург. Машину загружают, и я еду. Потом возвращаюсь назад.

Неужели не происходит никаких происшествий в дороге, форс-мажоров?

У нас есть график движения, которому мы должны следовать. И есть факторы, которые мешают: погодные условия, плохие дороги, поломки и так далее. Но самая главная сложность - это сон. Сон - это враг любого водителя. Много часов за рулём просидеть очень сложно. Болит спина, ноги, и всё время хочется спать.

Как вы справляетесь со этими напастями?

Я никогда не езжу ночью. Только в крайних случаях. Ночью организм должен отдыхать. Так что мой день начинается в 6 утра, когда я просыпаюсь и выезжаю со стоянки, и заканчивается около 23:00, когда я становлюсь на ночёвку. Некоторые наоборот любят ездить по ночам - меньше машин и кажется, что едешь быстрее. Особенно так думают молодые и неопытные водители.

Я так скажу: ночью ты тратишь больше сил на бодрствование, больше устаёшь и в конечном счёте проходишь меньшее расстояние. Да и вероятность аварий больше. Многие водители за рулём засыпают, потом их достают из кюветов. Много лобовых столкновений - тогда и доставать уже нечего. Кроме того, ночью плохо видно легковые машины, пешеходов, велосипедистов. Что это всё для фуры? Наедет и не заметит.

Как устроен ваш быт в дороге? Вы считаете машину своим вторым домом?

Я езжу на европейской фуре и считаю, что в ней уютнее, чем в некоторых квартирах. У меня есть и холодильник, и печка, на которой я могу сам себе еду приготовить. Когда я становлюсь на стоянку, то у меня тут, как дома: кровать, ноутбук, интернет, музыка. Только с душем в дороге проблемы. Летом-то ничего: можно сделать остановку у водоёма, искупаться или политься из канистры - такой походный вариант, а зимой - только души на стоянках вдоль трассы. А это время и деньги. Могу остановиться и попить кофе в кафе, но в виде исключения - если хочется с кем-то пообщаться. Кстати, пообщаться я могу и по рации, у каждого водителя в кабине висит. Разговариваем, передаем друг другу обстановку на дороге.

Раз вы затронули тему одиночества - я так понимаю, что сейчас не практикуется ездить с напарником в рейсы?

Да, верно, в советские времена была такая практика, потому что ездили мы на отечественных «КАМАЗах». Они ехали медленно, там не было амортизаторов, и кабину всё время трясло. Вылезаешь из машины, и руки трясутся - даже ручку не можешь держать. Кроме того, кабина там была совсем не комфортабельная. И чтобы расстояние проходить быстрее, ездили с напарником. Один спит, второй едет.

Сейчас это редко встречается. Все ездят на иностранных фурах, а там условия лучше, да и всякие есть хитрости, например, специальная кнопка, которая запоминает скорость машины и автоматически её поддерживает. Не нужно всё время на газ жать. Есть машины с таймером - отсчитывают километры. Проехал я 1000 километров и мне машина говорит, всё, товарищ водитель, давайте спать, вы сегодня свою норму сделали. Не работа, а удовольствие!

Или, например, у меня был знакомый водитель, который ездил на японской машине. Так там был запрограммирован учебник японского языка.

Ваши рейсы проходят в основном по России или вы бывали и в других странах?

Помоложе был - ездил за границу. В Германию, в Польшу и в бывшие страны СНГ. В те времена это считалось очень круто. Это же был капиталистический мир. Волшебный. Я все деньги спускал на тамошние продукты и вещи. Провозил через границу. Торпеду машинную раскручивал, прятал туда продукты. В дверях салона под обшивкой прятал. Так что одет я был тогда по последней моде.

Потом грянули девяностые, и на дорогах начался беспредел: бандиты, воровство по ночам, погони и перестрелки. Был такой период, что на трассу выходили водители с ножами и ружьями, обороняли свои кузова. Натурально, вот едешь, останавливают тебя голубчики с пистолетами. Сейчас времена изменились. На дорогах спокойно и безопасно. Я езжу в основном по России. Да, мне даже нравится.

Страна у нас большая, красивая. Иногда вот так вот в окно смотришь - и никакого телевизора не надо.

Если описать вашу профессию одним словом, то какое бы слово вы подобрали?

Терпение. Это вообще работа для терпеливых. Нужно терпеливо ехать, терпеливо стоять в пробках и так далее. Это сложная работа, но у неё есть свои преимущества. Во-первых, ты предоставлен сам себе. Во-вторых, это возможность посмотреть новые места. Сегодня ты на Урале, завтра на Юге, а через неделю на Дальнем Востоке. А в-третьих, хорошему хорошо платят. Не скрою, я очень прилично зарабатываю. И знаете что? Я счастливый человек, потому что когда я в рейсе, то хочу домой поскорей, а когда дома посижу, то уже тянет опять в дорогу.

— Сергей, профессия дальнобойщика издавна считается романтической — и песни о ней пишут, и сериалы снимают, и немало мальчишек мечтают посидеть за рулем большой машины, когда вырастут. А как на деле? Каков взгляд на эту профессию изнутри?

— Могу сказать, что это изматывающая и очень тяжелая работа, которая не каждому по плечу. С непривычки и свалиться несложно. А насчет романтики — как ни странно, в этой профессии остаются именно те, в ком она есть. Только нечасто матерый дальнобойщик вам в этом признается. Скорее посмеется над собой, скажет: «Какая уж тут романтика, когда пятнадцатиметровая фура за плечами». Но определенно: в каждом, кто остается за рулем, есть что-то, что вновь и вновь толкает его в рейс.

— И что толкает лично вас? Расскажите, пожалуйста, как у вас начиналась «история болезни»?

— Лично у меня это выражается в беспокойстве, когда я больше трех или четырех дней сижу дома. Это нестерпимый зуд, жажда, которую можно утолить только в рейсе. Домашние знают, что, если я неделю сижу без дела, меня — берегись! Срываюсь на всех и вся. Зато, как только сажусь за руль, мгновенно успокаиваюсь. В этот момент я всех люблю и готов расцеловать. Та же ситуация — в первые два-три дня после рейса.

А начиналось у меня все просто — мой отец был водителем. Правда, он водил самосвал по городу, а не ездил на большие расстояния, но наследственность уже говорит о многом. Короче, водителем я мечтал стать с детства.

— И как осуществилась ваша мечта?

— Препятствия были, и много. Я вообще удивляюсь, как я все же стал водителем. Сначала мама с папой отдали меня в техникум. Говорят, старайся, сынок, будешь специалистом. А то, что это за работа — баранку крутить. Так они меня убеждали.

Я честно проучился в технаре два года по специальности «электрик». Нельзя сказать, чтобы меня там все отталкивало — нет, я любил возиться с проводкой, паять, чинить, разбирать-собирать электроприборы. Но уже тогда я чувствовал, что это не мое. Хотя впоследствии навыки пригодились — чтобы свой «КамАЗ» чинить. Мечту детства на тот момент я не то чтобы забыл — затерлась она как-то, затерялась. Я и сам в нее на тот момент не верил. Но когда подошло время служить, радостно воспользовался этой лазейкой, чтобы увильнуть от учебы.

Когда пришел из армии, восстанавливаться в техникуме не стал. Меня с ужасной силой тянуло в дорогу — я и так в армии истомился, сидя два года безвыездно на одном месте. Служил я во внутренних войсках, поэтому мне без труда удалось устроиться в линейный отдел милиции — сопровождать поезда дальнего следования. Так начались мои мучения.

Вроде бы я и в дороге был, а все равно маялся от безделья. Милицейская работа ведь в чем заключается? Ловить, пресекать, задерживать, следить, чтобы в поезде был порядок. А события не так уж часто происходили — раз в два рейса. А все остальное время сиди и тоскуй, развлекая себя всякой чепухой. Моим напарникам такая работа нравилась. Видно, не деятельная натура у них была. Так я мучился года полтора.

— А что было потом?

— А потом было как в старом добром фильме. Сама судьба меня вывела в нужное место и к нужным людям.

В поезде мне надоело. Поэтому я перевелся в районную милицию. Поработал полгода постовым, бросали меня в разные места, пробовали, где я лучше себя проявлю. Одно время я даже дежурил на КПП нашего райотдела. Более скучную должность трудно себе представить. Но тогда я уже всякую надежду найти себя потерял. И вот один раз попался я на глаза начальнику отдела. Он сказал мне: «Сергей, ты что сидишь здесь, штаны протираешь? Что ты в жизни умеешь?» Не знаю, почему он именно ко мне прицепился. Сто человек до меня здесь дежурили, и он никому ни слова не сказал.

…Так вот, признался я, что ничего не умею. Тогда он отправил меня обучаться вождению. За счет государства. Почему мне такая честь выпала -- до сих пор ума не приложу. Отучился я, получил права — стал на патрульном «уазике» сперва ездить, а потом на «жигулях» начальника возил. Здесь я уже развернулся за год, показал себя водителем-асом, ко мне в кабину стали многие напрашиваться — покататься с ветерком. Молодой я был еще, дурной, не понимал, что быстрая езда до добра не доводит.

А вскоре меня строители на самосвал пригласили работать. Пришлось сдать на категорию, потом я выучился еще и на прицеп, с ним покатался немного. Через два года у меня уже такой опыт был, что прораб на стройке только мне доверял — видно, сказались все-таки скрытые способности, папины гены.

Многие подростки хотят стать дальнобойщиком. Они насмотрелись фильмов о смелых людях этой профессии и считают, что работа водителем грузового автомобиля – это сплошная радость и романтика. Но молодые люди не знают, с чего лучше начать – с работы наемным водителем либо покупки личного автомобиля? Кроме того, они точно не понимают, смогут ли заработать большие деньги?

Опытные водители, как правило, не хотят, чтобы их дети в будущем становились дальнобойщиками. Ведь это тяжелая и опасная работа, которая сильно вредит здоровью.

Многие подростки не понимают, как сложно работать в лютые морозы. Даже обычная заправка топливом вызывает дискомфорт. Что уж говорить о неожиданном ремонте в дороге, когда в мороз и в снег приходится возиться под грузовиком. Молодые люди не осознают, как работа дальнобойщика подрывает здоровье, ведь приходится часами сидеть за рулем, что приводит к болям в спине, ногах, геморрою и прочим «радостям». Опытные водители привыкают к этому, и смиряются с проблемами. Ведь по большому счету они не умеют ничего другого делать, кроме управления грузовиком. Поэтому уходить им некуда (разве что за баранку другой машины).

Дальнобойщики не любят рассказывать о своих заработках. Скажем только, что они вполне скромные. Как правило, наемным водителям платят 10% от фрахта. В среднем в месяц получается 300-700 долларов . Согласитесь, цифры вполне скромные.

Однако при правильном подходе можно разбогатеть с нуля. В принципе, любой водитель может стать владельцем собственного грузового автомобиля. Сейчас есть возможность взять грузовик в аренду, лизинг или купить в рассрочку. Подобных предложений уйма.

Можно также накопить денег и пригнать фуру из Европы . Там 5-10-летний грузовик можно приобрести довольно дешево, ведь для европейских стран такие автомобили уже считаются старыми. А у нас они еще работают вполне нормально.

Многие ребята думают, что для того, чтобы стать дальнобойщиком, достаточно только получить нужную категорию (Е), и перевозчик сразу же им даст новый автомобиль. Такого не бывает. Вряд ли молодому парню доверят фуру с ценным грузом. Как правило, сначала новички проходят стажировку – ездят несколько месяцев с другими (более опытными) водителями. Если они проявят себя с лучшей стороны, их могут пересадить на какой-то старенький Камаз и пустить самостоятельно в рейс. Со временем, если повышать свои навыки, можно пересесть на европейские тягачи.

На Западе существуют специальные школы, в которых обучают будущих дальнобойщиков. Там есть много центров подготовки. В нашей же стране с этим туго. Поэтому на трассу выезжает множество неподготовленных водителей, что приводит к увеличению количества ДТП.

Начинать карьеру дальнобойщика некоторые специалисты советуют с городских перевозок на Газели. И только спустя год-два можно открывать категорию «Е».

Все опытные дальнобойщики мечтают ездить в международные рейсы. Ведь там фрахты (и соответственно зарплаты) больше. Но для этого придется изучать законодательство тех стран, куда нужно будет ездить. Кроме того, необходимо будет изучить кучу документации, которая используются при международных перевозках.

Таким образом, все новички должны четко понимать, что работа дальнобойщиком – это тяжелый и упорный труд, а не веселые путешествия по разным городам и странам. Водителю некогда рассматривать городские достопримечательности, так как приходится много времени проводить на складах, которые обычно находятся на окраине больших городов, или внимательно выбирать нужную дорогу с учетом ограничительных дорожных знаков. А это сильно портит нервы.

В этой работе мало романтики . Романтика у настоящего дальнобойщика в душе, ведь он не может спокойно сидеть дома, ему необходимо постоянное движение. Именно наличие такого состояния души отличает настоящего дальнобойщика от «любителя».

В целом же, дальнобойщик – это неблагодарная профессия, и водителю придется свыкнуться с бессонными ночами, постоянным ожиданием груза, периодическими поломками и ремонтом в любую погоду, и большой ответственностью за груз.

Также читайте .

Раньше, дети и подростки мечтали о лаврах космонавта, летчика или пожарного, сейчас мечта многих – работать менеджером, брокером, фрилансером или программистом. Время идет и вкусы меняются. Но неизменным остается то, что во все времена, начиная с самого появления дорог, находятся те, кто заявляют: «». Сложно ли получить возможность колесить по дорогам и зарабатывать на этом? Как стать дальнобойщиком , имея лишь желание? И чем так привлекательны дальние грузоперевозки?

Во-первых, в этом есть доля романтизма и авантюризма – дневные и ночные трассы, машины, скорость и трудности, полное ощущение, что весь мир зависит от вас.

Во-вторых, чем дальнобойщик не путешественник? За свою карьеру он успевает объехать так много городов, а иногда и стран, что к старости уже мало чему удивляется. Дополнительным плюсом становятся великолепные пейзажи – степи и горы, моря и реки, леса и поля.

Наконец, это отличный способ заработка. Перевозка грузов – дело нелегкое и ответственное, но и плату за свои старания водители получают соответствующую. Размер премии во многом зависит от самого шофера, чем больше качественно выполненных заказов, тем больше денег приходит в карман.

Вы решили покорять дороги на большегрузном транспорте. Встает логичный вопрос – как стать водителем дальнобойщиком ? И где лучше всего начинать свою карьеру? В России, Беларуси, Европе или может махнуть за океан? Как и любая профессия, дальнобой имеет свои нюансы в подготовке и совокупность необходимых знаний и умений.

Россия и Беларусь – трудности и путешествия

Стать водителем фуры не поздно в любом возрасте, но лучше всего определится с будущей профессией еще до 18-ти лет. Человек должен иметь две вещи – непреодолимое желание и готовность посвятить свою жизнь дорогам и грузам.


Что нужно, чтобы стать дальнобойщиком? Самое главное и незаменимое – водительские права необходимой категории. Можно сразу начать с получения прав категории «С», но многие предпочитают одновременно сдавать и на «В», чтобы не терять лишнего времени. После годового стажа вождения, шоферу становится доступна категория «Е», то есть, прицепной транспорт.

Важно! Экзамены «В» и «С» включают в себя теоретическую часть, автодром и городской экзамен. При сдаче категории «Е» теория исключается.

Никаких лицензий на осуществление перевозок лично водителю не нужно. Теперь, немного слов о том, как стать дальнобойщиком в России без опыта. Самый простой метод, подходящий для новичков – устроиться в уже учрежденное и лицензированное предприятие, работающее в сфере логистики и перевозки. Желательно, приобрести свой автомобиль, хотя есть фирмы, предоставляющие машины для своих сотрудников.

В будущем, многие дальнобойщики начинают работать «на себя» – открывают ИП, приобретают лицензии и платят налоги, оставляя всю прибыль в собственном автопарке.

Помимо юридических процедур, каждый человек, профессионально управляющий грузовым ТС, должен иметь определенные навыки и черты характера:

  • безупречное вождение, знание ПДД, хорошая манера езды;
  • уважение к другим участникам движения, отсутствие агрессии;
  • стрессоустойчивость и усидчивость;
  • энергичность и умение правильно планировать свой день, распределять свои силы;
  • надежность и ответственность.

Учитывайте, что перевозки грузов по столь бескрайней стране связаны с огромными расстояниями и просторами.

Никаких особенных различий от того, как стать дальнобойщиком в Беларуси без опыта нет. Система категорий прав и лицензий та же, что и в РФ.

Европа и США – качество и конкуренция

По традиции, западные работодатели куда более требовательны к своим соискателям. Многие правила зависят от конкретной страны, но большинство требований схожи в разных государствах. Теперь к вопросу о том, как стать дальнобойщиком в Европе или в Америке. Водителю нужно иметь:

  • права международной категории с соответствующей пометкой, либо местные права, если вам интересно, как стать дальнобойщиком в США, то там необходимо пройти собственное обучение. Не исключено, что придется обязательно сдавать и на право управления легковым автомобилем;
  • загранпаспорт и рабочая виза (обычно, организация сама предоставляет последнее);
  • медицинская справка, в том числе от психолога (требуется не везде);
  • карта-чип на тахограф;
  • пройденный курс (требуется в некоторых государствах).



Как
можно увидеть, стать дальнобойщиков в Европе или в Америке несколько сложнее, чем на территории СНГ. Но и условия труда в ЕС и США на порядок выше – строгий распорядок, никаких переработок, защита от профсоюза. Шофер работает исключительно по своему графику и в соответствии со своими обязанностями, техническим обеспечением занимаются механики.

Бывалые водители также советуют закончить обучение на перевозку опасных грузов, так как они очень распространены в Европе.

Большой плюс от работы на Западе – ровные дороги, исполнительные и добропорядочные полицейские, а также очень достойная заработная плата.

Трансрадар – помощник дальнобойщика

Интернет все сильнее распространяется во все сферы жизни, и грузоперевозки не стали исключением. Сейчас можно найти перевозчика, агента или заказчика прямо на сайте. Причем таких сайтов уже сотни. Поиск подходящего маршрута и груза достаточно сложен, ввиду переизбытка предложений.

Систематизировать и отобрать лучшее предложение поможет специальный сервис «Трансрадар». Он собирает самые выгодные заявки с проверенных сайтов, чтобы вы смогли подобрать заказ специально под себя. Такая система поможет вам сэкономить немало времени, оптимизировать расходы, улучшить работу и увеличить доходность бизнеса.

Никаких долгих регистраций и скрытых платежей – все предложения доступны вам сразу, а их список постоянно обновляется.