Восемь смертных грехов в православии и борьба с ними. Что такое борьба с грехом

Что такое борьба с грехом, ведь она возможна только с помощью Бога? Можно внешне не совершать греха, но в мыслях желать этого, что же делать с мыслями?

Опытные люди говорят, что никто не становится сразу спортсменом высокого класса, для этого нужна постоянная тренировка. Слово "аскетика" происходит от греческого "askeo", что значит "тренируюсь". Значит, нам необходима духовная тренировка. Мы просто не ставим себе целью упражняться в молитве, в богомыслии. Никто еще не научился молиться, не молясь. Никто не научился бороться с помыслами, не борясь с ними. Большой помощью в этом занятии может стать чтение духоносных книг. Не чтение книг о чудесах и мироточениях, которые ничего практически не дают. Необходимо чтение духоносных книг. Ибо с кем мы общаемся, тем духом мы и наполняемся. Надо читать святых Отцов, иметь их труды настольными книгами: "Поучения" Аввы Дорофея, "Письма Валаамского старца Иоанна" и другие. Эти книги не заменяют нам молитву, но также наполняют нас Духом Божиим, помогают жить по-христиански. На столе должна быть святая книга, в которую нужно заглядывать ежедневно, читать одну-две страницы. Нельзя приобрести что-то без труда.

- Какова связь между страстями и страданиями?

Даже этимологически слово "страсть" связано со "страданием". Поэтому ваш вопрос равносилен такому: "Какова связь между мучением и страданием?" А связь простая: когда человек осуждает, он уже страдает. Я страдаю, когда я завидую, ненавижу. Когда объедаюсь, мой бедный живот страдает и кричит: "Не могу больше, помилуй меня!" А я отвечаю: "Погоди, вот это блюдо очень вкусное. Я тебе еще сейчас положу, голубчик, и не плачь". Так что связь очень прямая. Хотя есть вещи и менее очевидные. Но не будем же мы настолько слепы, чтобы жить (ощущать) только кожей. Когда я внутри себя лукавлю, лицемерю, осуждаю кого-то, я нарушаю закон человеческого бытия. А любое нарушение закона чревато страданием. Грех есть страдание. Поэтому ради собственного блага нужно избегать греха.

Если от действия грехов явных, таких, как пьянство или блуд, появляется скорбь, то является ли она очистительной скорбью, о которой пишут святые Отцы и Священное Писание. Смиряет ли грех?

Появление скорби – естественное следствие греха. Если кто-то идет босиком по лесу и вдруг наступил на сосновую шишку, то он может подскочить от боли. Эта боль естественная, но не очистительная. Боль является предупреждением человеку: – Не делай так. Как было бы ужасно, если бы не было боли, и беда, когда боль уходит. Пока ухо чувствует мороз, еще ничего не потеряно, но беда, когда оно мороз чувствовать перестало, можно остаться без уха. Вот что такое скорбь, которая проистекает в силу греха. Эта скорбь является благим действием для живого организма: я должен обратить на нее внимание и прекратить действие, приносящее мне страдание. Это сигнал: ухо защипало – нужно немедленно растереть его или укрыть шапкой. Так и при совершении греха. Христианство отличается от других религий тем, что предлагает бесценное средство: тут же покаяться перед Богом, то есть измениться. Покаяние по-гречески "metanoia", то есть "изменение". Под покаянием разумеется изменение моего отношения к тому, что я сделал. Если хотите, это есть прямая ненависть ко греху. Без нее покаяние остается пустым звуком. Исповедь со стороны священника, если он не понимает сути покаяния, может превратиться в допрос, а со стороны исповедующегося – в отчет о проделанных грехах. Нужно именно покаяние, и священник может в этом деликатно помочь. Почему я говорю об этом? Однажды после исповеди у одного батюшки женщина сказала: "Слава Богу, что я не девушка, а то бы вышла после этой исповеди развращенной". Я спросил ее, в чем дело. Она говорит: "Он о таких грехах мерзких меня расспрашивал, о которых я в жизни своей никогда не слыхивала". Это не исповедь, это значит испачкать человека, грязью его облить. Поэтому осторожность должна быть с обеих сторон: и священника, чтобы не осквернить душу, не подать ей дурные и отвратительные мысли, и стороны кающегося должна быть попытка ото всей души перед Богом каяться, не вдаваясь в детали и подробности, особенно когда это связано с грехами телесными. И завести себе привычку: как только согрешил, например, обманул ближнего, тут же немедленно искренне попросить прощения у Бога, и если есть возможность, – то и у обманутого. Вот это будет покаяние, исцеляющее и очищающее человека. Христианство дает бесценное средство излечения раны, а где они не исцелены, начинается воспаление и загнивание. Вот чего нужно бояться как огня. Это гниение проявляет себя таким образом, что страсти начинают развиваться с огромной силой, и далее, по слову Иоанна Лествичника, у человека может наступить "окамененное нечувствие", то есть теряется чувствительность, совесть перестает говорить. Это ужасно, и поэтому Отцы советуют каяться немедленно, как только опомнился. А потом покаяться и пред священником.

- Объясните, как отличить рассуждение от осуждения?

Каждый знает, когда он осуждает человека. Говорящий ощущает в своей душе недоброжелательность, презрение, некоторую неприязнь. А что такое рассуждение? Вот, например, начальнику нужно взять человека на работу для финансовой деятельности. А ему говорят, что этот человек крепко проворовался, и он заключает, что такого брать не нужно. У каждого свои немощи: как хромому нельзя заниматься бегом, так и вору быть бухгалтером. Одно дело, когда мы оцениваем деловые качества человека на службе и вынуждены констатировать, что у него есть те или иные недостатки, чтобы иметь правильный взгляд на возможность работы с ним. Это рассуждение, и оно всегда касается конкретной нацеленности на какой-то предмет. А осуждение сопряжено с болтологией, неприязнью и не имеет никакой цели.

Вы должны будете предупредить своего ребенка: "Не водись с тем-то". А осудить – это совсем другое. Вся суть, конечно, в сердце человеческом происходит, и каждый чувствует, когда он рассуждает, а когда осуждает.

Рассуждение обусловлено жизненной задачей, осуждение с этим не связано. Можно говорить о человеке с зеленой горечью сердца, а можно – бесстрастно, но нам это очень трудно. Поэтому нужно как можно меньше обсуждать, чтобы не осуждать.

- Существует ли дьявол вне существа человека?

По этому поводу в западных катехизисах ранее шли бурные дискуссии, а сегодня об этом умалчивается. Нам же можно говорить прямо. Все святые Отцы из опыта утверждают: да, падшие духи есть. Но эти падшие духи не имеют над нами никакой власти, если мы сами добровольно не будем следовать их указаниям, если сами не пойдем по пути нарушения заповедей Божьих. Поэтому самый большой грех тот, когда человек может не согрешить, но он согрешает. Иногда, конечно, бывает насилие страсти. Вот человек сел за стол, он привык объедаться, теоретически он может и не объесться сейчас, но практически не может. И другое дело, когда он свободен, когда он может не грешить. Господь сказал: "Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом" (Лк.16,10). Самые страшные это так называемые "малые грехи", которыми мы еще не порабощены, от которых мы еще свободны. Борьба с ними, вот откуда начинается построение и созидание нашего духа. Дома могу включить телевизор, а могу и не включить. Эти малые грехи, которые мы совершаем добровольно, являются причиной огромных грехов. Поэтому нужно быть очень внимательным к этим "песчинкам" наших страстей.

Обычно под грехами что разумеют – убийство, воровство, прелюбодеяние. Нет, это уже следствия: когда сел на сани, покатился с крутой горы, теперь только осталось сломать себе шею. Надо было раньше думать, когда ты был свободен решать, садиться в сани или не садиться. А когда несешься вниз – тут уж ты раб – от этих саней никуда не денешься.

Всегда ли поведение человека зависит от его духовного состояния? Есть люди, у которых рука не поднимается сделать что-то злое, а Вы говорите, что если у человека нет скорбей, то он – труп, так ли это?

Очень разные вещи: не делать зла и отсутствие скорбей. Скорбей у человека может не быть по той причине, что он духовный труп. Например, человек добрый, у него рука не поднимается делать злое, но это только его рука, а чем он внутри себя живет? Нельзя смешивать нравственную и духовную стороны в человеке. Нравственность – это характер моих отношений с окружающим миром, с обществом, законом, с другим человеком, со своей работой, своей семьей. А то, что внутри меня, когда я могу превозноситься, тщеславиться, завидовать, испытывать к ближнему неприязнь – вот это духовное. Так что в нравственном смысле моя рука может и не поднимается на худое, но духовно я могу быть очень болен. Важно понять, что одна страсть может заменить все прочие, и, кстати, гордость именно таковой и является. Гордый не будет отвечать на пустые оскорбления.

Есть интересный пример у аввы Дорофея. Он был удивлен поведением одного молодого монаха, который молчанием отвечал на оскорбления и клевету. Старцу показалось, что юноша достиг совершенства. И он спросил его: "Брат, как ты достиг того, что оскорбителям ничего не отвечаешь?" Ответ: "Мне ли обращать внимание на их недостатки или принимать от них обиды, как от людей? Это – лающие псы". И авва Дорофей в ужас пришел от этого смирения1.

Человек может быть нравственно безупречен, а духовно ужасен.

Человек постигает свои немощи, понимает, что он не может их преодолеть, через это он смиряется. Но не может ли он дойти до такого состояния, что теряет рвение бороться с самим собой? Получается не смирение, а успокоение в том, что он грешник. Что делать в таком случае?

Представьте, я иду и вдруг наступаю на гвоздь пяткой. Причем гвоздь с зазубринами, сам вытащить не могу. Ослабеет ли у меня рвение идти к врачу? Нет. Когда я чувствую остроту раны и боль, ревность моя не ослабеет. Я буду делать сам все, что могу, и буду благодарен всем, кто мне поможет.

Всю суть христианства можно свести к одному греческому слову – синергия, то есть соработничество. Ни я не могу спастись без Бога, ни Бог не может меня спасти без меня. Вот одна из фундаментальных аксиом христианской веры. Поэтому рвение может ослабеть только тогда, когда человек перестает чувствовать грех. А пока гвоздь в пятке, будет прыгать на одной ноге, пока не помогут вытащить.

Если человек не делает особых грехов, живет, казалось бы, православной жизнью и думает, что уже смирился и спасен, не есть ли это состояние, когда он утерял рвение бороться с грехом?

Одно дело наше человеческое представление о добре и зле и совсем другое (неизмеримо глубже и тоньше) учение Евангелия об этом. Человеку иногда кажется, что он уже добрый, если никого не убивает, не грабит, не прелюбодействует, не употребляет наркотики и пьяным не валяется в канаве. Все, он уже – "добродетельный человек, лучше его нет на свете". А Евангелие говорит, что если ты только посмотрел не так, то уже согрешил (Мф. 5, 28), если осудил человека (Мф.7, 1), лукавил, лицемерил, то ты уже сделал злое дело. Поэтому надо руководствоваться не своими мирскими представлениями о добре и зле, а евангельскими. Почему св. Симеон Новый Богослов и пишет: "Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи"2.

Люди, которые в первый раз в жизни приходят на исповедь обычно говорят: "Я в общем-то не грешен и не знаю, в чем каяться", – и перечисляют свои добродетели. Они не знают, что даже мысль дурная о плохом человеке уже подобна занозе в собственной пятке. Потому что они не знают, что такое грех.

Если человек будет следовать евангельским заповедям, то он никогда не придет к мысли о своей безгрешности, если же он будет опираться на свое понимание добра, то, конечно, легко ему впасть в гордыню.

Кстати, есть хороший термин, определяющий человека, который исполняет все внешние церковные предписания, но не борется со своими страстями, – это состояние дмения, то есть мнение о своей праведности. Такового называют святым сатаной. Снаружи он свят, а в душе – сущий дьявол. Игумения Арсения (Себрякова), замечательная подвижница конца века, говорила своим сестрам-монахиням: "Когда же вы станете хоть немножко христианками?" Они страшно возмущались и говорили о ней: "Она еретичка. Мы все послушания исполняем, богослужения посещаем, посты держим, ходим на исповедь, причащаемся, мы все делаем, чего она от нас еще требует?" А она им твердит: "Вы своим умишком-то занимаетесь? Что у вас в голове, о чем вы думаете? Вот я поглажу по голове одну монахиню, а что при этом с другой происходит? Ты готова из зависти и ревности растерзать ту, что я погладила. Сколько лицемерия у вас!" – "Ну, это ты, матушка, далеко как забралась…"

Вот вам наружное христианство.

Напомню вам, что Христа распяли такие вот наружные праведники: первосвященники (епископы), фарисеи (монашествующие), книжники (богословы), все те, кто видели себя праведными, им Христос был не нужен, Он для них враг. Потому что Он говорит: "Дай мне сердце твое, сыне", а не "Дай мне твои котлы, и кружки, и скамьи, которые ты омываешь после рынка".

Из Ваших слов можно прийти к выводу, что Бог любит нас, и только мы сами ставим себя в то или иное положение, мы либо наказываем себя за нарушение законов природы, либо, действуя в согласии с законом Божьим, получаем благо.

Ваше замечание весьма ценно. Одной из самых важных характеристик любви является активность, доходящая до жертвы, до отдания своей жизни, что мы видим в Боговоплощении, Кресте и смерти Самого Христа. Мы опытно знаем из нашей жизни: чем больше любви, тем больше этой активности, тем больше жертвы. Поскольку само творение Божие создано по любви, то все отношение Бога к человеку в любой момент его существования оказывается любовью. Но Бог при этом не может коснуться свободы человека. Как самая нежная любовь, Он хочет сделать благо, но не смеет проявить насилие. Бог говорит: "Вот это полезно и вот это хорошо, но ты, человек, выбирай сам". Бог со Своей стороны делает все, что возможно, для спасения, но от человека зависит принять это или не принять. Один опытный священник, игумен Никон (Воробьев) заметил, что отныне, с пришествием Христа, наше спасение – в наших руках.3 Бог сделал все, Он открыт, Он, как солнце, светит всем нам, откройте хоть немного свои шторочки, пропустите немного света. Насилия Бог предпринять не может. Это мы можем своей любовью задушить человека, а Бог не может касаться нашей свободы.

Алексей Осипов, профессор

Московской духовной академии

Интернет-журнал "Русская неделя" - 04.10.2007.

Использованная литература

1. Авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поучение седьмое, о том, чтобы укорять себя, а не ближнего. – Псков: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994, с.89-90.
2. Игнатий (Брянчанинов), свят. Отечник. СПб. 1903; Творения. Т. 4, гл 9. СПб. 1905.
3. "Как бы тяжело здесь ни было, но всему земному настанет конец. А после смерти вечность без конца, вечность или в неизреченном блаженстве, или в ужасной муке. Выбор в наших руках. Господь хочет всем радости вечной, но насильно никого не влечет к Себе. Не хочешь быть с Господом во свете и блаженстве, пойдешь к дьяволу в вечную тьму и муку". – Игумен Никон (Воробьев). Нам оставлено покаяние. Письма о духовной жизни. – М.: Сретенский монастырь, 2006.

В старину на Руси излюбленным чтением всегда были «Добротолюбие», «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника и другие душеполезные книги. Современные православные христиане, к сожалению, редко берут в руки эти великие книги. А жаль! Ведь в них содержатся ответы на вопросы, которые и сегодня очень часто задают на исповеди: «Батюшка, как не раздражаться?», «Отче, как бороться с унынием и леностью?», «Как жить в мире с близкими?», «Почему мы постоянно возвращаемся к одним и тем же грехам?». Эти и другие вопрошания приходится слышать каждому священнику. На эти вопросы отвечает богословская наука, которая называется аскетика . Говорит она о том, что такое страсти и грехи, как с ними бороться, как обрести мир душевный, как стяжать любовь к Богу и ближним.

Слово «аскетика» сразу вызывает ассоциации с древними подвижниками, египетскими пустынниками, монастырями. И вообще аскетические опыты, борьбу со страстями многие считают делом сугубо монашеским: мы, мол, люди немощные, в миру живем, мы уж так как-нибудь… Это, конечно, глубокое заблуждение. К ежедневной борьбе, войне со страстями и греховными привычками призван каждый православный христианин без исключения. Об этом говорит нам апостол Павел: «Те, которые Христовы (то есть все христиане. – Авт. ) распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5: 24). Как солдаты принимают присягу и дают торжественное обещание – клятву – защищать Отечество и сокрушать его врагов, так и христианин как воин Христов в таинстве крещения присягает на верность Христу и «отрекается от диавола и всех дел его», то есть от греха. А значит, предстоит бой с этими лютыми врагами нашего спасения – падшими ангелами, страстями и грехами. Бой не на жизнь, а на смерть, бой трудный и ежедневный, если не ежечасный. Поэтому «покой нам только снится».

Возьму на себя дерзновение сказать, что аскетику можно назвать в некотором роде христианской психологией. Ведь слово «психология» в переводе с греческого языка значит «наука о душе». Это наука, изучающая механизмы человеческого поведения и мышления. Практическая психология помогает человеку справиться со своими дурными наклонностями, победить депрессию, научиться ладить с самим собой и людьми. Как видим, предметы внимания аскетики и психологии одни и те же.

Святитель Феофан Затворник говорил, что нужно составить учебник по христианской психологии, и сам применял в своих наставлениях вопрошающим психологические аналогии. Беда в том, что психология не является единой научной дисциплиной, такой как физика, математика, химия или биология. Существует множество школ, направлений, которые называют себя психологией. К психологии относятся и психоанализ Фрейда и Юнга, и новомодные течения вроде нейролингвистического программирования (НЛП). Некоторые направления в психологии совершенно неприемлемы для православных христиан. Поэтому приходится собирать какие-то знания по крупицам, отделяя зерна от плевел.

Попытаюсь, используя некоторые знания из практической, прикладной психологии, переосмыслить их согласно с учением святых отцов о борьбе со страстями.

Перед тем как начать говорить об основных страстях и методах борьбы с ними, давайте зададим себе вопрос: «А для чего мы боремся с нашими грехами и страстями?». Недавно услышал, как один известный православный богослов, профессор Московской духовной академии (не буду называть его имени, так как очень уважаю его; он был моим преподавателем, но в данном случае я в корне не согласен с ним) сказал: «Богослужение, молитва, пост – все это, так сказать, строительные леса, подпорки для возведения здания спасения, но не цель спасения, не смысл христианской жизни. А цель – избавление от страстей». Не могу с этим согласиться, так как избавление от страстей тоже не самоцель, а об истинной же цели говорит преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен – и вокруг тебя спасутся тысячи». То есть цель жизни христианина – стяжание любви к Богу и ближним. Сам Господь говорит только о двух заповедях, на которых зиждется весь закон и пророки. Это «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37, 39). Христос не сказал, что это просто две из десяти, двадцати других заповедей, но сказал, что «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22: 40). Это самые главные заповеди, исполнение которых является смыслом и целью христианской жизни. А избавление от страстей – это тоже лишь средство, как и молитва, богослужение и пост. Если бы избавление от страстей было целью христианина, то мы недалеко бы ушли от буддистов, которые тоже ищут бесстрастия – нирваны.

Человеку невозможно исполнить две главные заповеди, пока над ним господствуют страсти. Человек, подверженный страстям, грехам любит себя и свою страсть. Разве может тщеславный, гордый любить Бога и ближних? А находящийся в унынии, гневе, служащий сребролюбию? Вопросы риторические.

Служение страстям и греху не позволяет христианину исполнить самую главную, ключевую заповедь Нового Завета – заповедь о любви.

Страсти и страдания

С церковнославянского языка слово «страсть» переводится как «страдание». Отсюда, например, слово «страстотерпец», то есть терпящий страдания, мучения. И действительно, ничто так не мучает людей: ни болезни, ни что-либо другое, – как собственные страсти, укоренившиеся грехи.

Сначала страсти служат удовлетворению греховных потребностей людей, а потом люди сами начинают служить им: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8: 34).

Конечно, в каждой страсти есть элемент греховного удовольствия для человека, но, тем не менее, страсти мучают, терзают и порабощают грешника.

Самые яркие примеры страстной зависимости – алкоголизм и наркомания. Потребность в алкоголе или наркотиках не только порабощает душу человека, но алкоголь и наркотики становятся необходимой составляющей его обмена веществ, частью биохимических процессов в его организме. Зависимость от алкоголя или наркотиков – это зависимость духовно-телесная. И лечить ее нужно двояко, то есть врачуя и душу, и тело. Но в основе лежит грех, страсть. У алкоголика, наркомана разваливается семья, его выгоняют с работы, он теряет друзей, но все это он приносит в жертву страсти. Человек, зависимый от алкоголя или наркотиков, готов на любое преступление, чтобы удовлетворить свою страсть. Недаром 90% преступлений совершаются под воздействием алкогольно-наркотических веществ. Вот как силен демон пьянства!

Другие страсти могут не меньше порабощать душу. Но при алкоголизме и наркомании порабощение души еще усиливается телесной зависимостью.

Люди, далекие от Церкви, от духовной жизни часто видят в христианстве одни запреты. Мол, напридумывали каких-то табу, ограничений, чтобы людям жизнь усложнить. Но в Православии нет ничего случайного, лишнего, все очень гармонично и закономерно. В мире духовном, как и в мире физическом, есть свои законы, которые, как и законы природы, нельзя нарушить, иначе это приведет к ущербу и даже к катастрофе. Часть этих законов выражена в заповедях, которые оберегают нас от беды. Заповеди, нравственные предписания можно сравнить с табличками, предупреждающими об опасности: «Осторожно, высокое напряжение!», «Не влезай, убьет!», «Стой! Зона радиационного заражения» и подобным, или с надписями на емкостях с ядовитыми жидкостями: «Ядовито», «Токсично» и прочее. Нам, конечно, дана свобода выбора, но если мы не будем обращать внимание на тревожные надписи, обижаться потом нужно будет только на себя. Грех – нарушение очень тонких и строгих законов духовной природы, и он наносит вред, в первую очередь, самому согрешившему. А в случае со страстями вред от греха усиливается многократно, ибо грех становится постоянным, приобретает характер хронической болезни.

Слово «страсть» имеет два значения.

Во-первых, как говорит преподобный Иоанн Лествичник, «страстью называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собой к нему стремится» (Лествица. 15: 75). То есть страсть – это уже нечто большее, чем грех, это греховная зависимость, рабство определенному виду порока.

Во-вторых, слово «страсть» – это название, объединяющее целую группу грехов. Например, в книге «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями», составленной святителем Игнатием (Брянчаниновым), перечислены восемь страстей, и после каждой идет целый список грехов, объединенных этой страстью. Например, гнев: вспыльчивость, принятие гневных помыслов, мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение его ума, непрестанный крик, спор, бранные слова, ударение, толкание, убийство, памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида на ближнего.

Большинство святых отцов говорят о восьми страстях:

1. чревообъядение,
2. любодеяние,
3. сребролюбие,
4. гнев,
5. печаль,
6. уныние,
7. тщеславие,
8. гордость.

Некоторые, говоря о страстях, объединяют печаль и уныние. Вообще-то это несколько разные страсти, но разговор об этом пойдет ниже.

Иногда восемь страстей называют смертными грехами. Такое название страсти имеют потому, что могут (если полностью завладеют человеком) нарушить духовную жизнь, лишить спасения и привести к вечной смерти. Согласно святым отцам, за каждой страстью стоит определенный бес, зависимость от которого и делает человека пленником определенного порока. Это учение коренится в Евангелии: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находя, говорит: возвращусь в дом свой, откуда вышел, и придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собой семь других духов, злейших себя, и войдя, живут там, – и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк. 11: 24–26).

Про семь страстей обычно пишут западные богословы, например Фома Аквинат. На Западе вообще числу «семь» предают особое значение.

Страсти являются извращением естественных человеческих свойств и потребностей. В человеческой природе есть потребность к пище и питью, стремление к продолжению рода. Гнев может быть праведным (например, к врагам веры и Отечества), а может привести к убийству. Бережливость может переродиться в сребролюбие. Мы скорбим о потере близких людей, но это не должно перерастать в отчаяние. Целеустремленность, упорство не должны приводить к гордости.

Один западный богослов приводит очень удачный пример. Он сравнивает страсть с псом. Очень хорошо, когда пес сидит на цепи и охраняет наш дом, но беда, когда он залез лапами на стол и пожирает наш обед.

Святой Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что страсти подразделяются на душевные, то есть исходящие из душевных склонностей, например: гнев, уныние, гордость и т.д. Они питают душу. И телесные: они в теле зарождаются и тело питают. Но так как человек душевно-телесен, то страсти разрушают как душу, так и тело.

Этот же святой пишет, что первые шесть страстей как бы происходят одна из другой, и «излишество предыдущей дает начало последующей». Например, от излишнего чревоугодия происходит блудная страсть. От блуда – сребролюбие, от сребролюбия – гнев, от гнева – печаль, от печали – уныние. И лечится каждая из них изгнанием предыдущей. Например, чтобы победить блудную страсть, нужно связать чревоугодие. Чтобы победить печаль, нужно подавить гнев и т.д.

Особо стоят тщеславие и гордость. Но и они взаимосвязаны. Тщеславие дает начало гордости, и бороться с гордостью нужно, победив тщеславие. Святые отцы говорят, что некоторые страсти совершаются телом, но зарождаются они все в душе, выходят из сердца человека, как говорит нам Евангелие: «Из сердца человека исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека» (Мф. 15: 18–20). Самое страшное, что страсти не исчезают со смертью тела. А тело как инструмент, которым человек чаще всего совершает грех, умирает, исчезает. И невозможность удовлетворить свои страсти – вот что будет мучить и жечь человека после смерти.

И святые отцы говорят, что там страсти будут мучить человека гораздо сильнее, чем на земле, – без сна и отдыха палить как огнем. И не только телесные страсти будут мучить людей, не находя удовлетворения, как блуд или пьянство, но и душевные: гордость, тщеславие, гнев; ведь там тоже не будет возможности их удовлетворить. И главное, что бороться со страстями человек тоже не сможет; это возможно только на земле, ведь земная жизнь дается для покаяния и исправления.

Воистину чему и кому человек служил в земной жизни, с тем он будет и в вечности. Если служит своим страстям и диаволу, с ними и останется. Например, для наркомана ад – это будет бесконечная, никогда не прекращающаяся «ломка», для алкоголика – вечное похмелье и т.д. Но если человек служил Богу, был с Ним и на земле, он может надеяться, что и там будет с Ним.

Земная жизнь дается нам как подготовка к вечности, и мы здесь, на земле, определяемся с тем, что для нас главнее, что составляет смысл и радость нашей жизни – удовлетворение страстей или жизнь с Богом. Рай – это место особого присутствия Божия, вечное богоощущение, и насильно Бог туда никого не помещает.

Протоиерей Всеволод Чаплин приводит один пример – аналогию, позволяющую понять это: «На второй день Пасхи 1990 года владыка Костромской Александр служил первую со времен гонений службу в Ипатьевском монастыре. До последнего момента было неясно, состоится ли богослужение – таково было сопротивление музейных работников… Когда владыка вошел в храм, музейщики во главе с директрисой стояли в притворе с гневными лицами, некоторые со слезами на глазах: “Попы оскверняют храм искусства…” Во время крестного хода я держал чашу со святой водой. И вдруг владыка говорит мне: “Пошли в музей зайдем, в их кабинеты!”. Зашли. Владыка громко говорит: “Христос воскресе!” – и кропит музейщиков святой водой. В ответ – перекошенные от злобы лица. Наверное, так же богоборцы, перейдя черту вечности, сами откажутся войти в рай – им там будет невыносимо плохо».

К аждый из наших греховных поступков оказывает губительное влияние на способности, приводящие в действие этот поступок. Когда вы грешите намеренно, этот грех приводит к тому, что нарушается ваш здравый рассудок. Когда ваш грех исходит из сердца или движим эмоциями, этот грех преломляет ваши эмоции. Когда грех является решением вашей воли, этот грех разрушает и вашу силу воли, и самоконтроль, и они постепенно исчезают. Грех представляет собой губительное действие личности против себя самой. Грех разрушает свободу, потому что грех является порабощающей силой.

Иначе говоря, грех имеет такое мощное влияние, при котором ваша личная свобода, ваша свобода желать добра, проявлять волю к добру, думать о добре и понимать добро все вместе взятые сводятся к нулю. Под влиянием греха вы все больше и больше теряете свою свободу. Грех ослабляет ваш разум, он отрицательно влияет на ваши эмоции, и он также разрушает вашу волю.

Грех – это зависимость

Любой грех – это зависимость. Будь это обида, будь это зависть, или материализм, или лень, или нечистота – любое греховное действие становится зависимостью. И каждое греховное действие вносит в вашу жизнь определенную силу, которая работает точно так же, как периодичность зависимости, и начинает работать динамика зависимости.

Другими словами, глядя на зависимость от алкоголя или наркотиков, или вуайеризма, или эксгибиционизма, или сексуальной зависимости, вы, фактически, наблюдаете миниатюрное изображение того, как в целом работает грех.

Вы знаете, как работает грех. Он начинается так: в своей жизни вы пережили некоторого рода разочарование или потрясение. В результате, вы решаете справиться с ним при помощи какого-то средства; им может стать секс, или это могут быть наркотики, или им может стать алкоголь. Это средство обещает вам выход за пределы вашего состояния. Это средство обещает вам свободу, ощущение того, что вы держите все под контролем, ощущение того, что вы стоите над всем этим, чувство того, что вы освободились, вы смогли избавиться. И так вы и продолжаете делать это. Но когда вы делаете это, когда вы принимаете это вызывающее зависимость средство, как способ разобраться со своей жизнью, капкан установлен.

Капкан установлен, потому что начинают происходить три вещи:

1. Толерантность. Вы попадаете в ловушку того, что эксперты называют «эффектом толерантности». Иначе говоря, развитие толерантности значит, что сегодня та или иная доза алкоголя или наркотиков, или такого вида сексуального опыта померкнет на фоне ваших завтрашних желаний. То же самое действие уже больше не даст вам того же самого переживания, и вы обнаружите, что вам нужно больше, и больше, и больше. Того, что еще вчера доставило вам удовольствие, уже не будет достаточно, чтобы принести вам радость завтра, потому что ваши эмоции увядают и притупляются. Это и есть эффект толерантности.

2. Отрицание. Зависимость наносит разрушительное действие из-за отрицания фактов. Всем нам известно, что частью типичного развития зависимости является то, что ваше влечение заставляет вас пытаться дать объяснение и оправдание вашим поступкам. Оно извращает ваше мышление. Ваше логическое мышление становится выборочным, ваша память становится выборочной. Вы будете использовать все возможные извращенные виды логического объяснения, но вы отказываетесь мыслить ясно и объективно. Вы не можете этого делать.

3. Поражение. Зависимость разрушает силу воли. Вы понимаете, что вы зависимый в тот момент, когда вы пытаетесь избавиться от того, что вас мучает именно при помощи того, что доставило вам ваше страдание. И когда вы находитесь внутри этой спирали, вы застреваете в ней навсегда – вниз и вниз, и вниз, и вниз.

В целом, грех работает так. Когда вы думаете, что непослушание Богу принесет вам свободу, как раз это самое действие, которое обещает вам свободу, похищает её. Именно действие, которое вы расцениваете, как действие, которое обеспечит вам место водителя вашей жизни, удаляет вас от места водителя вашей жизни.

Игра с огн ём

Библия определяет грех, как страстное стремление к чему-то больше, чем к Богу. Грех делает что-то более важным, чем Бог. Если вы всего лишь «иногда верующий», если Бог находится где-то на задворках вашей жизни, это является сущностью греха и этот грех усиливается.

Джонатан Эдвардс говорил, что грех превращает сердце в огонь. Но так же, как никогда не было огня, который бы сказал: «Достаточно топлива, мне уже хватит» , так никогда не было и грешного сердца, которое говорило бы: «Мне хватает успеха. Я имею достаточно любви. Одобрения мне вдоволь. И большего комфорта не нужно» . О, нет. Чем больше топлива вы подливаете в огонь, тем жарче он горит, и чем жарче он горит, тем больше ему требуется, тем больше кислорода он поглощает, тем больше топлива ему нужно.

Это и есть самая суть огня. И когда в следующий раз вы станете нервным, или угрюмым, или раздражительным, или напуганным до смерти, или в отчаянии, спросите себя: О чём я говорю себе, что если только у меня это будет, это сделает меня счастливым? В основе всего этого лежит ‘если только ’. Чем бы ни было ваше ‘если только ’, оно становится вашим хозяином и делает вас своим рабом. Оно разрушает вашу волю.

Это объясняет, как одна ложь неизбежно влечет за собой другую ложь. Зависть вынуждает завидовать больше. Расизм неизбежно влечет за собой еще больше расистских мыслей. Ревность неизбежно влечет еще больше мыслей о ревности. Горечь неизбежно влечет еще больше горьких мыслей. В начале, когда вы в первый раз обманываете, у вас все еще сохраняется инстинктивная потребность говорить правду, но она не будет продолжаться долго. Грех – это сила. И то, чего вы страстно желаете, становится вашим хозяином, потому что эти вещи горят в вашем сердце этой идеей: ‘если только ’. Все будет отлично, ‘если только ’ у меня оно будет. Это создает эффект засасывания в вашей жизни. Чем больше вы забрасываете топлива, тем больше оно его хочет.

Победа в боевом столкновении

Если вы христианин, и вы имеете дело с порабощающими привычками, недостаточно просто сказать, «Плохой христианин, перестань это делать» . И также недостаточно бичевать себя или просто пытаться еще усерднее, и еще усерднее, и еще усерднее.

Настоящей причиной того, что у вас есть проблема с привычкой, которая делает вас рабом, состоит в том, что вы не ‘вкусили’ Бога. Я сейчас не говорю о вере в Бога, и даже не о послушании Богу, я говорю о том, чтобы ‘вкусить’ – ‘попробовать вкусить’ Бога.

Секрет свободы от порабощающих моделей греха – это поклонение. Вы должны поклоняться. Вам необходимо глубокое поклонение. Вам необходимо поклонение со слезами. Вам необходимо победоносное поклонение. Вам необходимо почувствовать величие Бога и быть движимым этим – движимым до слёз и движимым до смеха – движимым пониманием того, кто такой Бог, и что ОН сделал для вас. И это должно происходить постоянно.

Подписывайтесь:

Такое поклонение является тем единственным средством, которое может заменить маленькое пламя ‘если только’ , горящее в вашем сердце. Нам нужен другой огонёк, говорящий нам, «О, ‘если бы только’ я увидел Господа. ‘Если бы только’ Он был близок моему сердцу. ‘Если бы только’ я мог почувствовать Его и познать то, насколько Он велик, насколько я знаю об этом. ‘Если бы только’ я смог вкусить Его благодать, настолько сладкую, насколько сладкой, как я знаю, она должна быть.»

И когда этот огонёк ‘Если только’ горит в вашем сердце, вы по-настоящему свободны.

Автор — Тони Рейнке / © 2017 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Виктория Биляуэр для

Что такое грех ? Грех есть беззаконие , — говорит апостол Иоанн Богослов (1 Ин 3, 4). То есть — нарушение законов духовной жизни. А нарушение как физических, так и духовных законов ведет к беде, к саморазрушению.

Человек — духовно-телесное существо, он состоит из души и тела. Для жизни и здоровья тела по законам физического мира нужны белки, жиры, углеводы, витамины и так далее. Что случится, если человек будет пренебрегать законами физического бытия, грубо нарушать нормы питания и питаться тем, что вредно организму? Например, вместо воды пить бензин или керосин? Такие действия являются противоестественными для организма человека и приводят к болезням или даже к смерти. Еще пример. Чтобы тело было защищено, люди с глубокой древности зимой носят теплую одежду. Если пренебрегать этими вековыми правилами и ходить в мороз раздетым, то болезнь неизбежна. Точно так же действует грех — он причиняет вред, действует разрушительно, но не на тело, а на душу, что гораздо хуже: ведь тело временно, тленно, а душа бессмертна.

Грех — это духовная болезнь. Человек нарушает данные Богом духовные законы, а душа его (а иногда и тело) страждет, болеет. От греха мучается не только сам согрешивший, но и окружающие его люди. Человек совершает грехи и заставляет страдать других, особенно своих близких. Постепенно он теряет мир с ближними и мир в душе. Поэтому грехи — причина очень многих наших скорбей и несчастий. Но самое главное, грех отдаляет человека от Бога, создает преграду, средостение, через которое все тяжелей и тяжелей бывает пробиться.

Слово грех по-гречески звучит как амартиа , то есть промах, мимо цели . И действительно, большинство грехов люди совершают неосознанно, не ведая что творят. Если бы люди знали, какие тяжелые последствия имеют грехи, многих грехов удалось бы избежать. Но даже несознательный грех наносит травму душе и приносит горькие плоды. Есть такая поговорка: «Благими намерениями вымощена дорога в ад».

С грехопадением первых людей в этот мир вошел грех, он очень сильно повредил, исказил природу человека. Но для того и сошел на нашу землю Христос Спаситель, чтобы спасти нас от греха, исцелить нашу природу. Он сказал: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф 9, 13). Господь разрушил власть диавола, власть греха, указал путь христианской жизни, установил Таинство покаяния и даровал возможность исцелиться от грехов в Церкви.

Как победить грех? Об этом сказано в Евангелии. И Господь наш Иисус Христос, и проповедник покаяния Иоанн Креститель начали свою проповедь словами: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 3, 2). Первое: чтобы победить грех, нужно сначала очиститься от него, смыть его со своей души. Недаром Иоанн Креститель призывал людей покаяться и омыться в водах реки Иордан. Это было еще не новозаветное крещение, а крещение покаяния. В Таинстве исповеди мы, как в некой духовной бане, омываем свою душу от грехов, мы приходим к Богу и просим у Него прощения, каемся в наших дурных поступках и получаем прощение и разрешение от прегрешений. Грехи как грязь, как скверна лежат на нашей душе, и от этой нечистоты болеет, страдает наша душа.

Второе, что нужно помнить: недостаточно просто попросить прощения, поисповедовать грех. По-гречески покаяние будет метанойя , то есть изменение ума. Покаяние — это глубокое осознание греха, это перемена жизни. После покаяния нужно приложить все силы, чтобы больше не повторять исповеданное.

И, наконец, третье условие избавления от греха — это плоды покаяния . Иоанн Предтеча учил приходящих к нему: Сотворите же достойный плод покаяния (Мф 3, 8). Что это значит? Чтобы победить грех и его разрушительные последствия, нужно после покаяния принести плоды христианской жизни, исправить ошибки, исцелить язвы, нанесенные грехом. Недаром говорят: «Свято место пусто не бывает». Если грех изгнан из души, но его место не занято добродетелями, он очень скоро вернется. Об этом Господь говорит в притче. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого (Мф 12, 43-45).

Чтобы победить грех и склонность к нему, необходимо обращаться к Богу, просить Его о помощи. Своими немощными силами мы с грехами не справимся.

Схиигумен Савва (Остапенко) что такое грех:» Нервы — это грехи. Перестань грешить — и нервные заболевания пройдут.»

Что происходит с человеком, когда он грешит?
Схиархимандрит Эмилиан (Вафидис):» Когда человек грешит, он отделяется от ближних и приобретает чувство, что они его не любят, не жалеют, не думают о нём, не интересуются им. Подобно тому, как язык, потерявший чувство вкуса, не ощущает сладости мёда, - и человек греха страдает нечувствием, не воспринимает любви людей, обижается и всё толкует неправильно, считая, что все хотят ему зла, что все живут и радуются, а его бросили…. Если ты скажешь ему что-то доброе, он посчитает, что ты вмешиваешься в его жизнь. Итак, чем более я освобождаюсь от греха, тем более прихожу в единство с ближними. И наоборот, чем больше грешу, тем больше от всех отделяюсь.»

Как бороться с грехом?
Святитель Феофан Затворник: «Устрой у входа сердца шлагбаум и приставь к нему строгую стражу. Всякого подходящего — помысл, чувства, желания — спрашивай, свой или чужой. Чужих гони без жалости и будь неумолим».

Что делать если согрешил?
Игумен Никон (Воробьев):»Друг мой, одно прошу: никогда не отступай от Бога, как бы глубоко ни пал, как бы ни согрешил и ни оскорбил (от чего да избавит тебя Господь) Господа, но, как блудный сын, проси у Него прощения и вновь и вновь понуждай себя жить по заповедям. Грядущего ко Мне не изжену вон. Идущий ко Господу деланием заповедей, хотя и падает дорогой, но, вставая, идет вперед - находится в числе воинов Христовых и венчается Им, хотя бы и много ран получил в этой духовной войне со своими страстями, со своей падшей природой и бесами. Да вразумит тебя Господь, да укрепит веру твою и произволение твое, да сохранит от всякого зла. Господь да благословит тебя».

Старец Виталий (Сидоренко) :» Пришел ученик к старцу и говорит: «Упал»
Старец: «Встань»
Ученик: «Я встал и упал».
Старец: «Опять встань».
Ученик говорит: «До каких пор буду падать?»
Старец: «До смерти».
Грехов много, и мы их делаем — это и есть наше падение. Но когда себя виним, каемся, читаем Иисусову молитву, советуемся, открываемся — это покаяние, это есть восстание. Будем с помощью Божиею каяться — и спасемся, помогающу Господу, Ему слава. Аминь.
А так оставлять (думая, что «все равно бесполезно, ничего не получится у меня») — дело плохое. Вот не ешь, не умывайся, ляжь и не вставай — что будет? Так и на жизненном пути: споткнулись — надо вставать и идти дальше.

А теперь моё личное противоположное мнение:

18+ Немного о грехе. Пост будет шуточный (чтоб сильно не возмущались)

Сегодня я подумал о грехе. О том, что люди отрицают и винят себя в этом. Что официально надо делать с грехом? Правильно) Возненавидеть его и очистить себя от греха. Так сказать, отречься от греха.

А вот теперь стоп!!! Я тут подумал, что грех — это часть меня и часть моей жизни.
Я, блин, ночами не спал — грешил.
Я, блин, столько времени на грех потратил.
Я, блин, столько эмоций испытал, когда грешил.
Я, блин, столько энергии и сил потратил,блин, пока эти грехи, блин, делал.
У меня было столько надежд, радости и целеустремлений когда грешил.
Мы вообще знаете, сколько мне трудов стоило, чтобы погрешить немного… И чё теперь. Мне себя теперь за это всё винить и пытаться себя же от этого очистить!? Эээй, ауу, вы чё? Не. Мо грех — это я сам делал, для себя же. Это моё и часть моей жизни.

Та ну нафиг…Отрекаться и винить себя от самого себя и своего прошлого….. Да — я грешен. Но я сам себе это сделал. Это моё. Это часть меня и моей жизни. И грызть себя из-за этого — до хорошего не доведет. Грызть своё прошлое и свои же мысли, дела и самого себя…Не, стоп — хватит.

И Бог меня не накажет. Так как Бог по природе своей радость-благословение-благодарность-принятие-любовь. У Бога нет свойства наказывать, и уж тем более «карать».
Человек наказывает сам себя виной, обидой и унынием. Ну ещё и своим «хочу», но об этом отдельный пост.
И люди сами друг друга карают, а не Бог их руками.
P.S. Грешит человек или нет — это оценка. А оценка истинной не бывает.
А грех, как я писал раньше, это только 3 вещи: чувство вины, обида и уныние.