Викторина по окружающему миру «Времена года» для учащихся начальной школы. От чего же происходит смена времен года

Эти дидактические материалы помогут ребенку быстрее выучить и запомнить названия времен года и месяцев. Скачайте и распечатайте картинку-календарь, его нужно будет повесить на видном месте таким образом, чтобы ребенок часто встречал календарь глазами в течение дня. Он невольно будет прокручивать в памяти названия времен года, зимних, весенних, летних и осенних месяцев.

Естественно, перед этим необходимо ребенка с этими временами года ознакомить. Начните свой рассказ с зимы. Обязательно расскажите приметы, что происходит в это время года в природе, какая стоит погода, чтобы ребенок прочувствовал и ярко представил себе полную картину сезона.

Зимой день короткий. Солнце стоит низко и греет слабо. Выпадает снег. Холодно. Люди носят зимнюю одежду. Зимой мы празднуем любимый всеми праздник - Новый год.

Весной день становится длиннее. Солнце греет лучше. Становится теплее. Снег тает. Бегут ручейки. На деревьях появляются листья. Начинает расти трава. Расцветают цветы. Прилетают перелетные птицы. Люди носят демисезонную одежду. Самые известные праздники весны - это 8 марта и первомай.

Летом солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Цветут цветы и появляются ягоды. Люди носят летнюю одежду. Можно купаться в природных водоемах и загорать.

Осенью день становится все короче. Солнце ниже. Холодает. Поспевает урожай овощей и фруктов. С деревьев облетает листва. Перелетные птицы улетают на юг. Часто льет дождь. Люди одевают теплую одежду. Самый известный осенний праздник - день знаний.

И снова наступает зима...

Не забудьте обсудить и само понятие "времена года", что такое год. Детки часто путают "время года", "время суток", "неделя", "месяц" и просто "время", сразу разграничьте эти понятия. Помогут в этом загадки:

В саду царском стоит дерево. На одном боку цветы расцветают, на другом листы опадают, на третьем плоды созревают, на четвертом сучья подрезают. Что это за дерево? (год)

Птицы эти вереницей летят,
И не воротятся больше назад.
В каждой стае птичек - семь,
Вам они известны всем! (Дни недели.)

Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Но друг друга не обгоняют. (Месяцы.)

Протянулся мост
На семь вёрст,
А в конце моста -
Золотая верста. (Неделя.)

Ежегодно приходят
К нам в гости:
Один седой,
Другой молодой,
Третий скачет,
А четвёртый плачет. (Времена года.)

Предложите ребенку самому придумать рассказ про времена года.

Не забудьте сказать ребенку, что год состоит из 12 месяцев , и на каждое время года приходится по 3 месяца.

Календарь времена года

Далее знания можно углубить, разбив происходящее в природе на месяцы, как изображено на картинках. Задавайте ребенку вопросы: "когда опадают листья с деревьев?", "когда мы поедем купаться на реку?" и тому подобные, чтобы хорошо закрепить в памяти материал.

В продаже бывают календари с подвижной стрелкой для изучения времен и месяцев года. Такой календарь можно смастерить и своими руками, просто распечатав рисунок и прикрепив стрелку из картона.

Хорошо помогут детям в закреплении знаний о временах года карточки, рисунки-раскраски и загадки.

Карточки

Нужно разрезать по линиям.

В детском саду или дома можно сделать аппликацию из цветной бумаги на тему времен года. Шаблон:

Как с ребенком выучить названия месяцев

Запомнить месяцы поможет простое стихотворение:

По сугробам шёл январь, всех морозов зимних царь!
Догонял его февраль - потерял из вьюги шаль.

Прибежал на смену март, зазвенел: "Весна, на старт!"
По ручьям приплыл апрель, он в кармане нёс капель.

Шелестел листвою май: "Куртку тёплую снимай!"
Одуванчик нёс июнь. Хочешь чуда? Просто дунь!

А в июле, а в июле мы на море отдохнули!
Август пчёлами гудел, да грибом в лесу сидел.

В золотистом сентябре мы забыли о жаре!
Ветер дунул октябрём: листьев жёлтых наберём!

Нас ноябрь заморозил, первый снег на землю бросил.
Вот декабрь к нам идёт, завершая длинный год!

(с) Ирина Гурина

Или еще одно стихотворение:

Выучили названия месяцев и их порядок, теперь можно рассказать ребенку секретик, как определить/посчитать количество дней в месяце по кулачкам:)

Не забудьте рассказать и про високосный год!

Тридцать дней всегда в сентябре,
В апреле, июне и ноябре.
На день больше в месяцах прочих,
Только февраль подравняться не хочет.
В нём всего двадцать восемь дней,

Почему существуют времена года?

Смена времен года - вечное и неизменное явление природы. Причина его заключается в движении Земли вокруг Солнца.

Путь, по которому в космическом пространстве движется земной шар, имеет форму вытянутого круга - эллипса. Солнце находится не в центре этого эллипса, а в одном из его фокусов. Поэтому на протяжении года расстояние от Солнца до Земли периодически меняется: от 147,1 млн. км (в начале января) до 152,1 млн. км (в начале июля). Переход от тёплого времени года (весна, лето) к холодному (осень, зима) происходит вовсе не потому, что Земля то приближается к Солнцу, то удаляется от него. А ведь и сегодня так думают многие люди! Взгляните на приведенные выше цифры: в июне Земля находится дальше от Солнца, чем в январе!

Дело в том, что Земля, помимо обращения вокруг Солнца, вращается вокруг воображаемой оси (линии, проходящей черезСеверный и Южный полюса). Если бы ось Земли располагалась под прямым углом к орбите Земли вокруг Солнца, у нас не было бы времен года, а все дни были бы одинаковыми. Но эта ось наклонена по отношению к Солнцу (на 23°27"). В результате Земля вращается вокруг Солнца в наклонном положении. Это положение сохраняется круглый год, а ось Земли всегда направлена в одну точку - на Полярную звезду.

Поэтому в разное время года Земля по-разному подставляет солнечным лучам свою поверхность. Когда солнечные лучипадают отвесно, прямо, Солнце жарче. Если же лучи Солнца падают на земную поверхность под углом, то они греют земную поверхность слабее.


Солнце всегда стоит прямо на экваторе и в тропиках, поэтому жители этих мест не знают холодов. Там не так резко, как у нас, сменяются времена года, и никогда не бывает снега.

В то же время часть года каждый из двух полюсов повернут к Солнцу, а вторую часть скрыт от него. Когда Северное полушарие повернуто к Солнцу, в странах к северу от экватора - лето и день длинный, к югу - зима, а день короткий. Когда прямые лучи Солнца падают на Южное полушарие - здесь наступает лето, а в Северном - зима.


Самые длинные и самые короткие дни в году называются днями зимнего и летнего солнцестояния. Летнее солнцестояние наступает 20, 21 или 22 июня, а зимнее - 21 или 22 декабря. А еще во всем мире в каждом году имеются двое суток, когда день равен ночи. Это происходит весной и осенью, ровно между днями солнцестояния. Осенью это происходит около 23 сентября - это осеннее равноденствие, весной около 21 марта - весеннее равноденствие.


Между прочим...

В жарких странах тоже бывает смена времен года, она только выражается по-иному, не как у нас, в средних широтах.

В Индии зима - это время жестокой засухи, от которой страдает все живое. В это время дуют зимние муссоны - с суши на море. Весной, муссоны меняют направление, они начинают дуть с моря на сушу, приносят с собой влагу, обильную, напитывают влагой высохшую, жаждущую землю. Природа оживает. Наступает сезон дождей. А дожди там льют как из ведра - не отдельными струями, а сплошным потоком!

Мало отличаются друг от друга времена года на Крайнем Севере - в Арктике, или на Крайнем Юге - в Антарктике. Там всегда стоит зима. Настоящего тепла никогда не бывает, и снег только кое-где оттаивает сверху, обнажая мерзлую землю. Отличие зимы от лета заключается в количестве света, а не тепла. Весной и летом Солнце ходит по небу круглыми сутками, не опускается за горизонт, но лучи его хотя светят хорошо, а греют плохо: они падают косо, как бы скользят по поверхности.

И все же под высокими северными широтами бывает что-то похожее на наши весну и лето, кое-где даже распускаются скромные северные цветы, а на скалистых островах северных морей гнездятся морские птицы.

В Антарктике в это время зима, жесточайшие морозы и ветры. Стоит полярная ночь. Летом туда приходит солнце, и там оносветит день и ночь, но тепла от этого не прибавляется. В Южном полушарии под высокими широтами климат куда суровей, чем в Северном. Выше нуля температура никогда не поднимается.

Участниками экологической викторины являются дети, обучающиеся в учебных объединениях "Юный натуралист".

Экологическая викторина "Времена года" проводится в актовом зале. Участникам перед проведением экологической викторины было дано задание подготовить выступление на тему: "Любимое время года".

Приглашаются участники в актовый зал, чтобы занять свои места.

Участники викторины выходят и рассаживаются на стулья под аплодисменты зрителей.

Мы сегодня собрались с Вами в этом зале, чтобы подвести итоги нашей работы, проверить свои знания, посмотреть, кто из вас лучше запомнил пройденный материал. Ребята, а кто мне скажет какое сейчас время года? Правильно, весна. Но мне хочется поговорить с вами сегодня не только о весне, но и о других временах года. Какие времена года вы знаете? (Лето, осень, зима, весна). Правильно. Поэтому мы назвали нашу экологическую викторину "Времена года".

А начнем мы нашу викторину с домашнего задания. Наши участники подготовили номера. Посмотрим, что же они нам приготовили.

1 группа "весна"

2 группа "лето"

3 группа "осень"

Конкурс №1. "Загадки о временах года".

В этом конкурсе участникам нужно загадать загадки о временах года.
Ответ засчитывается тем, кто поднял руку первым и дал правильный ответ. За каждый правильный ответ участник получает по 1 жетону.

Выросло дерево
От земли до неба.
На этом дереве
Двенадцать сучков.
На каждом сучке
По четыре гнезда.
В каждом гнезде
По семь яиц.
А седьмое - красное.
(Год, месяцы , недели, дни)

Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят.
(Месяцы)

Протянулся мост
На семь верст,
А в конце моста,
Золотая верста.
(Неделя)

Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днём терял он вес
И наконец совсем исчез
(Календарь)

Четыре ковра рукодельницы ткут
Один за другим их на землю кладут
Белый зеленый, пестрый и желтый.
Ответ здесь мудреный.
Его не нашёл ты?
(Времена года)

Пришла, улыбнулась - утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели,
Река пробудилась, растаяли льды,
Наряд белоснежный надели сады.
Взревев за работу взялись трактора.
И птицы пропели: "Вить гнезда пора!"
(Весна)

Прошла по лугам, по полям и лесам,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома.
Сказала: "За мною нагрянет зима!"
(Осень)

Тройка-тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром.
(Зима)

Оно за весною к нам в гости идет.
С собою приносит немало забот.
Горячие, долгие дарит деньки,
Чтоб зрели скорей на полях колоски.
Велит нам обильный собрать урожай.
Румяный, душистый испечь каравай.
(Лето)

Яростью река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся,
В небе жаворонка трель
Кто же к нам пришел?
(Апрель)

На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.
(Декабрь)

Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горласгый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
(Март)

Поле черно-белым стало:
Падает то дождь, то снег,
А еще похолодало-
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле оземь ржи.
Что за месяц? Подскажи!!!
(Ноябрь)

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду - упадет
Не вода уже, а лед.
Тут каникулы идут.
(Январь)

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На город налетели,
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон,
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?
(Февраль)

В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Дождик льет и гром грохочет.
Месяц этот угадай и конечно это....?
(Май)

Дождика тяжелые капели,
Листья клена пожелтели.
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за месяц, Подскажите!!!
(Август)

Опустел колхозный сад,
Крупные дождинки к нам летят.
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?
(Сентябрь)

Месяц сей начало лета,
Теплым дождиком земля согрета.
В полдень - крохогная тень.
Зацветает в поле колос,
Подает кузнечик голос,
Дозревает земляника,
Что за месяц подскажи-ка?
(Июнь)

Все мрачней лицо природы.
Загянули тучей небосводы.
Оголяются леса,
Молкнуг птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
(0ктябрь)

Конкурс №2. "Угадай дерево"

Ведущий показывает картинку с листочком определенного дерева, а участники должны назвать это дерево.

За каждый правильный ответ участники получают жетоны.

Конкурс №3. "Фенологические приметы".

Ведущий читает небольшие рассказы о явлениях в природе, а участники должны найти фенологические ошибки (явления, которые не характерны для этого времени года.)

В первое воскресенье сентября собрался Коля с дедушкой в лес по грибы. Хорошо осенью в лесу. Накануне прошел дождь, и солнце блестит на цветах и листьях черемухи. В небольших водоемах резвятся головастики. Скоро они превратятся в лягушек. Набрал Коля с дедушкой грибов-рыжиков, земляники полное лукошко и, довольный, пошел обратно домой.

Хорош лес в конце апреля! На согретых солнцем косогорах появились первые цветы: мать-и-мачеха, фиалка, ветреница. В воздухе чувствуется сладковатый запах цветущей липы. А вот и первые грибы - сморчки, подосиновики. Вот из кустов раздалось мелодичное пение. "Это галка, -закричал Ваня, - она только на днях прилетела из теплых краев".

В солнечный летний день Катюша возвращалась из леса с полным лукошком земляники. Вышла из леса к полю и увидела - высоко в небе стремительно пролетают ласточки. "Видно, к дождю", - подумала Катя. На опушке леса пчелы спешили спрятаться в цветки. Пчелы перелетали с цветка на цветок, выбирали место получше. "Нужно поспешить", - решила Катя.

Хорош лес в сентябрьскую пору. Блестят в воздухе тонкие паутинки, сыплются на землю пестрые листья. Прячет осень под пестрым ковром грибы. Вот белеют грузди, краснеют подосиновики. А вот дружная семейка опят на старом пне. Слышно в лесу кукование кукушки, поет, заливается зяблик, из кустов доносятся трели соловья. Хорошо в лесу!

Мне нравится лето. Летом много цветов. Летом поют соловьи, прилетают птицы и начинают вить гнезда. В лесу животные воспитывают свое потомство, бегают, прыгают. Летом можно купаться в озере, загорать. Летом много ягод: земляники, малины, рябины. Можно набрать грибов: груздей, опят, сморчков, подберёзовиков.

Миша и Коля заблудились в лесу. Нужно возвращаться на станцию. Но куда идти? Где север? Где юг? "Я знаю! Южная сторона муравейника более крутая, чем северная!", - сказал Миша. "Юг там! Мхи и лишайники растут больше на южной стороне - там теплее!", - ответил Коля. "Да, и ветвей на дереве больше с северной стороны", - подтвердил Миша.

Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", - сказал Петя. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик",- возразила Маша.

Зима в лесу - любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится
равномерный стук - это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? "Это сойка" - сказал Петя.

Ребята у нас сейчас весна. А вы знаете какую-нибудь песенку о весне?

Дети поют песню о весне.

Конкурс № 4. "Зима в лесу"

Ведущий показывает разные картинки с животными и птицами, а участники должны ответить: какое животное спит зимой? За каждый правильный ответ участники получают жетоны.

Конкурс № 5. "Узнай растение по описанию".

1. Сегодня полянка золотисто-желтая от этих цветов, завтра - бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые головки, а с головок слетают белые пушинки. (Одуванчик).

2. Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков-красная ягода. Не бери ее в рот - она ядовита. (Ландыш).

3. Это растение появляется ранней весной, только на проталинах сойдет снег. Первыми появляются цветы - ярко-желтые, похожие на одуванчики. Позже покюываются листья- широкие, плотные, темно-зеленого цвета. Очень необычные эти листья. Верх гладкий, блестящий, холодный, а низ листа мягкий, покрытый пушком, теплый. Отсюда и название этого растения. А вы догадались, как оно называется? (Мать-и-мачеха)

4. Это растение с широкими листочками с жилками. Листик почти круглой формы. Летом это растение цветет: выбрасывает длинные, жесгкие "стрелы" с мелкими, невзрачными цветочками. Это растение любит расти вдоль дороги, за что и получило свое название. А нам оно помогает лечить раны, останавливать кровь. Догадались, что это? (Подорожник).

5. Цветы згого дерева обладают целебными свойствами. Не случайно их пыльцу очень любят пчелы. Цветет дерево в конце июня. Цветочки бледно-желтого цвета собраны в соцветия- кисточки и очень сильно и приятно пахнет. Их собирают, сушат и заваривают зимой вместо чая от простуды и кашля. А мёд с цветов этого дерева считают самым душистым и лечебным. (Липа)

6. А в этом растении в ход идет все: и "вершки", и "корешки". Выращивают его на грядке. Белые дольки-"зубчики" сидят в земле. А над землей видны зеленые стрелы. Их можно добавлять в салат. У растения горький вкус и резкий запах, которые убивают вредных болезнетворных микробов. Особенно полезно есть "зубчики" зимой, чтобы защитить себя от гриппа. В них также много витаминов. Узнали, что это? (Чеснок)

Конкурс № 6. Аукцион "Четыре сезона".

Давайте вспомним, какую одежду носят летом, весной, осенью, зимой. Назовем предметы одежды, обуви, головные уборы можно по очереди, а условие аукциона такое: выигрывает тот, кто называет слово последним.

Жюри подводит итоги экологической викгорины.

Побеждает дружба.

Вручение памятных призов.

Ведущий: Ребята, сегодня у нас победила дружба.

А, кто из вас знает песню про дружбу?

Участники поют песню про дружбу.

У природы есть четыре времени года: это весна, лето, осень и зима. У каждого времени года есть свои особенности и отличия.

Давайте сначала посмотрим их, а потом проведем небольшую викторину!

(С иллюстрациями художницы Любови Новосёловой )

Какие бывают времена года

Весна

Что мы наблюдаем весной:

Тает снег; солнце светит ярче; становится теплее; прилетают птицы; распускаются цветы.

Весной можно:

Радоваться первому солнышку;

Встречать перелетных птиц;

Слушать, как звенит капель;

Поздравлять мам с праздником.

Лето

Что мы наблюдаем летом:

Цветут сады, деревья, кусты, растения; тепло и жарко; бывают сильные грозы; дни долгие и теплые, а ночи короткие

Летом можно:

Собирать ягоды;

Играть в мяч;

Кататься на велосипеде;

Играть на детской площадке.

Осень

Что мы наблюдаем осенью:

Становится холодней; листья желтеют и опадают; часто бывают дожди; на улицах лужи; выпадает первый снег.

Осенью можно:

Собирать грибы;

Собирать опавшие листья;

Носить резиновые сапоги;

И брать с собой зонтик.

Зима

Что мы наблюдаем зимой:

Холодно и морозно; на улицах лед и снег; бывает снегопад и метельпп; наступает праздник Новый год!

Зимой можно:

Кататься на санках;

Играть в снежки;

Лепить снеговика;

Встречать Новый год!

Мы посмотрели чем отличаются все четыре времени года, чем можно заниматься в каждый сезон. Как видите, каждое время года удивительное и самое интересное. А теперь:

Викторина "Времена года"

Внимательно послушайте каждый вопрос и ответы к нему. Назовите правильный ответ:

1. Как называется самое солнечное время года?

2. Что обычно делают летом?

1. Лепят снеговиков.

2. Купаются и загоряют.

3. Собирают опавшие листья.

3. Какое время года самое дождливое?

4. Когда с деревьев падают листья?

1. Осенью.

3. Весной.

5. Что можно делать зимой?

На момент ребёнок должен иметь определённый запас знаний и представлений об окружающем мире. Хорошо, если у него есть элементарные знания о растениях и животных, о свойствах предметов и явлений, знания в области географии и астрономии, представление о времени. Ниже перечислены основные вопросы об окружающем мире, на которые ребёнок должен уметь ответить.

Природа

Назови времена года, и приметы каждого времени года.
Как ведут себя животные (на примере медведя, белки) в разное время года?
Чем занимаются люди в разное время года?
Какие ты знаешь явления природы? Приведи пример явлений природы каждого времени года.
Каких домашних животных ты знаешь? Назови их детёнышей.
Как называется дом собаки, коровы, лошади?
Каких ты диких животных наших лесов ты знаешь?
Чем отличаются дикие животные от домашних?
Какую пользу приносят домашние животные?
Каких животных жарких стран ты знаешь?
Каких ты знаешь хищных животных?
Каких ты знаешь травоядных животных?
Какие животные живут где холодно?
Каких домашних птиц ты знаешь? Назови все семьи домашних птиц (папу, маму и птенца).
Как человек ухаживает за домашней птицей? Какая польза от домашней птицы?
Назови перелётные птицы. Почему их так называют?
Почему перелётные птицы улетают? Какие из перелётных птиц улетают первыми и почему. Какие последние и почему?
Какие птицы возвращаются на родину первыми?
За чем нужно делать скворечники?
Назови зимующих птиц. Почему их так называют?
Какие птицы прилетают к нам зимой?
Как нужно помогать птицам зимой?
Чем отличается птица от животного?
Каких насекомых ты знаешь? Сколько ног у насекомого? Почему паук не насекомое?
Каких рыб ты знаешь? Где живут рыбы? Чем они отличаются от животных?
Какие ты знаешь травы, деревья, кустарники?
Чем отличаются травы от деревьев и кустарников? Куст от дерева?
Как называются плоды сосны, дуба, яблони?
Назови садовые, лесные, полевые и луговые цветы.
Какие ты знаешь группы грибов? Приведи пример грибов из каждой группы.
Назови ягоды. Где они растут? Что можно приготовить из ягод?
Назови фрукты. Где растут фрукты? Что из них можно сделать?
Назови овощи. Где они растут? Что из них можно сделать?