Урок по всеобщей истории на тему "Начало Второй мировой войны" (9 класс). Пятнадцать уроков второй мировой Урок по второй мировой войне

Тема урока: Вторая Мировая война (1939-1945 гг.) .

Цель урока: Раскрыть причины и характер Второй мировой войны, рассказать об ее итогах и последствиях,

подчеркнуть, что по своему происхождению она была империалистическая, а со стороны

фашистских государств – несправедливой, захватнической войной.

Рассказать об основных этапах, крупнейших сражениях, достижениях военной техники.

Обратить особое внимание учащихся на образование антифашистской коалиции и ее действия,

подчеркивая, что ее основными задачами было открытие второго фронта в Европе.

Воспитывать у учащихся неприязнь к любым военным действиям.

Тип урока: Классический.

Метод урока: Рассказ, вопросы-ответы.

Оборудование: Карта мира, иллюстрации.

План урока: 1. Орг. момент.

2. Проверка Д/З.

3. Объяснение новой темы.

А) Причины и характер войны.

Б) Начало войны, этапы и сражения.

Г) Антигитлеровская коалиция.

Д) Масштабы и итоги войны.

4. Закрепление новой темы.

5. Домашнее задание.

Проверка Д/З :

1. Какие противоречия определяли ход международных отношений после окончания Первой мировой

2. В чем суть «Плана Дауэса»?

3. Какую политику проводила Лига Наций?

4. Охарактеризуйте «эру пацифизма».

5. Какую политику проводили Германия, Италия и Япония?

Причины и характер войны .

Вторая мировая война длилась 6 лет: 01.09.1939 г. – 02.09.1945 г. Охватила все континенты и океаны. В войне участвовало 61 государство.

Характер – со стороны Германии, Италии и Японии – захватнический. Со стороны Англии, Франции, СССР и других стран – освободительный.

Начало войны, этапы и сражения .

01.09.1939 г. – Германия напала на Польшу. Против 33 польских дивизий выступили 57 немецких. В течении двух недель захват Польши был завершен.

1939-12.03.1940 г. – Советско-финская война. --- СССР изгнан из Лиги Наций. Закончилась перемирием.

Англия и Франция бездействовали, надеясь на защиту линии Мажино.

10.06.1940 г. – Италия объявила войну Франции и Англии. --- 22.06.1940 г. – Франция и Германия подписали мирное соглашение, а 25.06.1940 г. – в Риме с Италией. --- Франция прекратила военные действия, + 2/3 территории отходили к Германии. Армия была разоружена, а бывший премьер-министр Франции Шарль де Голль перебрался в Англию и призвал всех французов к войне, основав движение «Свободная Франция ».

К Германии присоединились – Румыния, Венгрия, Болгария, Испания и Финляндия. Полный нейтралитет сохраняли – Швеция, Швейцария и Ирландия.

1940 г. – военные действия охватили Восточную и Северную Африку.

06.04.1941 г. – немецкие войска захватили Грецию и Югославию.

В итоге к лету 1941 г. Германия оккупировала 12 государств Европы. В этих странах был установлен «новый порядок», который нарушал демократические свободы.

Вся экономика захваченных стран служила Германии.

ВОВ .

18.12.1940 г. – Гитлер подписал план «Барбаросса », направленный на захват СССР. В этой войне на стороне Германии участвовали войска Румынии, Венгрии, Финляндии, Италии, Словакии, Хорватии и Испании. = 190 дивизий + 153 дивизии Германии. = 80% вооруженных сил Германии.

Германия планировала «блицкриг » - «молниеносную войну », т.е. захват СССР за 8-10 недель.

22.06.1941 г. – Германия напала на СССР.

В результате к осени 1941 г. Германия захватила: Прибалтику, Молдавию, Украину, Белоруссию, готовила блокаду Ленинграда и нападение на Москву.

Только мужественная оборона не позволила осуществить свои планы фашистским войскам.

16.11.1941 г. – в сражении под Дубосеково 28 воинов из 316-ой дивизии генерала Панфилова И. приняли бой против 50 немецких танков и остановили их. А в сражении под Москвой отличился офицер Б. Момыш-улы.

К началу ВОВ Германия на границе с СССР сосредоточила 5,5 млн. человек, 4300 танков и 5000 самолетов.

Армия СССР = 2,7 млн. человек, 1475 танков, 1540 самолетов.

1 период войны = 1941-ноябрь 1942 гг. = начало блокады Ленинграда, оборона Брестской крепости, Московская битва с сентября по ноябрь 1941 г. – оборона, с 5 декабря – наступление.

Оборона Сталинграда – июль 1942 г.

2 период войны = ноябрь 1942 – конец 1943 гг. = контрнаступление под Сталинградом, прорыв в 1943 г. блокады Ленинграда, битва на Курской дуге, Тегеранская конференция глав СССР, США и Великобритании.

3 период войны = январь 1944 – 8 мая 1945 г. = открытие второго фронта, освобождение.

Антигитлеровская коалиция .

1939 г. – Япония вступила в войну у р. Халкин-Гол (Монголия). Тихоокеанский флот США располагался на базе Перл-Харбор.

07.12.1941 г. – Япония атаковала Перл-Харбор.

Август 1941 г. – Рузвельт и Черчилль подписали Атлантическую хартию , где были определены цели войны. + поддержал СССР.

11.12.1941 г. – Германия и Италия объявили войну США. Это укрепило антигитлеровскую коалицию.

1944 г. – СА освободила территорию СССР.

Начало 1945 г. – фашистский блок полностью распался. Согласно Крымской (Ялтинской) конференции в феврале 1945 г. Германия была разделена на 4 оккупационные зоны: советскую, американскую, английскую и французскую.

30.04.1945 г. – Гитлер застрелился. 7 мая главнокомандующий союзных войск генерал Эйзенхауэр во французском городе Реймс подписал предварительные условия капитуляции Германии. 8 мая – в Берлине под председательством маршала Жукова Г.К. подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии.

Июль-август 1945 г. – Потсдамская конференция.

6 августа 1945 г. – американские самолеты сбросили атомную бомбу на японский город Хиросиму, а 8 августа на город Нагасаки, 9 августа СССР объявил войну Японии и освободил часть Китая и Кореи, Сахалин и Курильские острова.

2 сентября 1945 г. – на борту линкора «Миссури» подписан Акт о безоговорочной капитуляции Японии.

Масштабы и итоги войны .

Во время и после войны ускорилось общественное развитие. Это привело к большим достижениям в области науки и техники, освоении атомной энергии.

В странах, участвовавших в войне, было мобилизовано 110 млн. человек, погибло до 55 млн. человек (свыше 20 млн. советских граждан).

Закрепление :

1. Каковы причины ВМВ?

2. Какой характер носила ВМВ?

3. Годы ВМВ?

4. Годы ВОВ?

5. Чем прославилась Панфиловская дивизия?

6. Какая битва была переломным моментом в войне?

7. На какие города США сбросили атомные боеголовки?

8. Каково значение и итоги ВМВ?

Предварительный просмотр:

МОБУ СОШ с. Суккулово

Открытый урок

по истории в 9 классе

на тему:

«Вторая мировая война.

1939 – 1945 гг.

Итоги и последствия».

Провел: учитель истории Салихов М. Х..

Цель урока:

Сформировать у учащихся представление о самой кровопролитной в истории человечества войне, её участниках, сражениях, итогах, цене победы над фашизмом;

Воспитывать чувства гордости и патриотизма за страну и народ.

Основные знания:

Причины войны; стратегические планы сторон; начало войны; нападение Германии на СССР; Великая Отечественная война; причины поражения Красной Армии; СССР и союзники, конференции «большой тройки»; разгром милитаристской Японии, окончание Второй мировой войны; цена победы; советские военачальники (Г.К.Жуков, К.К.Рокоссовский, А.М.Василевский, И.С.Конев, И.Д.Черняховский); итоги; последствия и уроки войны.

Основные понятия: коалиция, капитуляция, блицкриг, ООН.

Оборудование урока: карты «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», «Вторая мировая война».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Эпиграфы урока:

«Никто не забыт и ничто не забыто»

(Маршал Г.К.Жуков)

План урока:

I. Организационный момент.

III. Наш край в годы ВОВ.

IV.Итоги и уроки ВМВ и ВОВ. Вывод по теме урока.

V. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Война страшное и жестокое историческое явление, которое оставляет после себя жертвы и разрушения. 17 век – на войне убито 3 млн. 300 тыс.,

18 век – убито 5 млн.200 тыс., 19 век – убито 5 млн. 500 тыс., 20 век – Первая мировая война, убито 10 млн.; Вторая мировая война унесла 64 млн. человеческих жизней, ранено и искалечено 110 млн., сиротами стали 42 млн.

После Второй мировой войны более 100 раз на нашей планете вспыхивали войны. Из 5000 лет цивилизации только 395 были мирными; более 4 млрд. человеческих жизней погибло в пламени войны. Сегодня на уроке мы продолжим с вами наш разговор об одной из самых кровопролитных войн XX века – Второй мировой войне. Вы должны уяснить историческое значение победы и её цену, итоги, последствия и уроки войны. Нам нужно вспомнить исторических личностей, сыгравших определённую роль в ходе войны. Сделать определённые выводы о трагизме и сокрушительной силе любых войн.

А для начала давайте обобщим и систематизируем ваши знания о Второй мировой войне, полученные на уроках истории России и всеобщей истории.

II. Обобщение и систематизация знаний.

Итак, началу Второй мировой войны послужили ряд причин. И, в первую очередь то, что к началу 30-х гг. XX века в мире сложились государства с различными политическими системами, появились страны-агрессоры.

1.Вспомните, какие политические режимы установились в мире? В каких государствах?

Отв.: Демократический- Англия, США, Франция;

Тоталитарный - СССР, Германия, Италия.

2. Назовите страны, избравшие агрессивную внешнюю политику.

Отв.: Германия, Италия, Япония.

3. Какая внешнеполитическая обстановка сложилась накануне Второй мировой войны? Какая политика проводилась западными государствами и СССР по умиротворению агрессора?

Отв.: Страны запада и СССР вели закулисные переговоры с Германией.

4. К чему это привело? Какие соглашения были заключены?

5. Кто принимал участие в этом сговоре? Какие решения были приняты?

Отв.: Великобритания (Н.Чемберлен), Франция (Э.Даладье), Германия (А.Гитлер), Италия (Б.Муссолини). Было подписано соглашение о расчленении Чехословакии.

6. Почему Англия и Франция пошли на сговор с Германией?

Отв.: в случае отказа, Гитлер угрожал войной в Европе.

7. К чему привели советско-германские переговоры? Какую оценку можно дать дипломатии этих стран?

Отв.: 23 августа 1939 г. был подписан Пакт о ненападении и Секретные протоколы (о разделе сфер влияния в Европе). Победа дипломатии фашистской Германии и поражение англо-французской и советской дипломатии.

8. Когда началась Вторая мировая война?

9. Проясните масштабность Второй мировой войны.

Отв.: продолжительность – 2194 дня, число стран-участниц – 72, число государств, на территории которых проходили боевые действия – 40, численность населения стран-участниц – 1700 млн. человек, т.е. 80 % населения земли, число мобилизованных – 110 млн. человек, число погибших – более 60 млн.

10. Самый значительный этап во Второй мировой войне занимает Великая Отечественная война. Когда началась ВОВ?

11. Масштабность ВОВ.

Отв.: продолжительность – 1418 дней, погибло – 27 млн. чел., стали инвалидами – 2,6 млн., разрушены – 1710 городов и посёлков городского типа, уничтожены – 70 тыс. сёл и деревень.

12. В первые дни войны 28 советских дивизий были разгромлены полностью, 72 – более чем наполовину. Немецкие войска продвинулись на 300-600 км. вглубь советской территории. Ими были захвачены Литва, Латвия, Белоруссия, Украина, Молдавия.

Какие причины способствовали поражению Красной Армии?

Отв.:

  • Военно-экономический потенциал Германии, подчинившей себе почти всю Европу, значительно превышал возможности СССР.
  • Гитлеровская армия была очень мощной, имела двухлетний опыт ведения войны в Европе. Красная Армия уступала в профессионализме, особенно командного состава (на что повлияли массовые репрессии в армии накануне войны).
  • Просчёты советского руководства в определении военной доктрины, в частности недооценки роли механизированных соединений и т.д.
  • Просчёты руководства страны в анализе международной ситуации накануне войны, а также в определении сроков начала войны, что привело к фактору внезапности.

13. Групповая работа .

Дайте название логическим рядам.

I- ряд

А) «Барбаросса»- план молниеносной войны Германии против СССР.

Б) «Ост»- план физического истребления народов СССР и Восточной Европы, объявленных «расово неполноценными».

В) «Тайфун»- план наступления гитлеровских войск на Москву.

Г) «Цитадель»- план наступления гитлеровских войск в районе Курска.

Д) «Багратион» - операция Красной Армии по освобождению Белоруссии.

II- ряд

Отв.: планы ведения боевых действий, конференции « большой тройки».

14. Что такое?

  • План «Тайфун»
  • «Барбаросса»
  • «Ост»
  • «Цитадель»
  • «Багратион»

15. Когда состоялась?

  • Крымская конференция.
  • Ялтинская конференция,
  • Потсдамская Конференция.

16. Перечислите лидеров «большой тройки».

  • Англия - У.Черчилль
  • США – Ф.Рузвельт
  • СССР - И.Сталин

17. Какая из конференций прошла в обновлённом составе?

Отв.: Потсдамская, США - Гарри Трумэн, Великобритания - Клемент Эттли.

18. Как вы знаете большую роль в истории играют личности. Давайте послушаем краткие энциклопедические справки о лидерах «большой тройки». Сообщения учащихся.

19. Какие вопросы решались на конференциях?

Отв.: об открытии второго фронта, ленд-лизе, создании ООН, о после -военном мирном урегулировании.

20. Перечислите основные сражения периода ВОВ и ВМВ.

  • Битва за Москву- с 30 сентября 1941 г. по 7 января 1942г
  • Сталинградская битва- с 19 ноября 1942 г.- по 2 февраля 1943 г.
  • Курская битва- 5 июля-23 августа 1943 г.
  • Битва за Днепр – сентябрь – ноябрь 1943 г.
  • Берлинская операция- 20 апреля-8 мая 1945 г.

21. Когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.

22. Когда наша страна отмечает День победы? Когда состоялся первый парад Победы?

23. Когда закончилась ВМВ?

24. Какую трагедию испытали города Японии Хиросима и Нагасаки?

Отв.: США сбросило на них ядерные бомбы

III. Наш край в годы ВОВ.

1. сообщение на тему «112-я Башкирская кавалерийская дивизия».

2. Сообщение ученика на тему «Башкирия в годы ВОВ».

IV. Итоги и уроки войны ВМВ и ВОВ .

Вторая мировая война продолжалась 6 лет, унесла жизни более 60 млн.чел., материальный ущерб в 12 раз превысил ущерб, нанесённый в годы первой мировой войны.

Итоги войны: победа над фашизмом, рост авторитета СССР в мире, превращение его наравне с США в сверхдержаву, образование мировой системы социализма, мир стал двухполярным., был получен толчок к развитию национально-освободительного движения в странах Азии и Африки, следствием этого стало окончательное крушение колониальных империй, создание ООН.

Вывод: главную роль в разгроме фашизма и в спасении всего мира от фашистской «чумы» сыграл Советский Союз.

V. Домашнее задание . Написать рефераты на темы:

«Наш край в годы ВОВ»,

«Великая Победа – одна на всех».

VI. Подведение итогов урока.


Урок по истории в 9 классе по теме «Начало Второй мировой войны».

Цель урока: уяснить, что причинами нового советско-германского сближения явились, с одной стороны, явное нежелание стран Запада реализовывать советскую идею создания системы коллективной безопасности, а с другой – попытка за счет альянса с Германией решить свои геополитические проблемы – расширить территорию СССР до размеров Российской империи; показать всю глубину опасности, нависшей над нашей Родиной и ее народами, в связи с разработкой плана нападения Германии на СССР.

Задачи:

Образовательная : выяснить политическую и экономическую ситуацию в СССР накануне Второй мировой войны, показать причины, условия и значение заключения пакта Молотова-Риббентропа, выяснить роль Советского Союза и Германии в развязывании войны;

Развивающая : способствовать развитию умения работать с текстом учебника, хроникой событий, историческими документами, извлекать необходимую информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Воспитательная : воспитывать чувство патриотизма, неприятия тоталитарных режимов, трудолюбие, добросовестное отношение к своей работе, интерес к историческому прошлому, чувства патриотизма, своей гражданской позиции в оценке событий тех лет, сопереживанию и гордость за поколение людей того времени

Основное содержание: 1. Расстановка сил в мире в конце 30-х гг.

2. Советско-германские договоры 1939г. и секретные протоколы к ним: расчеты и просчеты советской дипломатии.

3. Был ли СССР соучастником второй мировой войны? (Военные действия СССР в Польше и Прибалтике, расширение “братской семьи” советских республик, советско-финская война.)

4. Подготовка германской агрессии против СССР.

5. “Если завтра война…” (обороноспособность страны к июню 1941г.)

Основные понятия: секретные протоколы; план “Барбаросса”; план “Ост”; блицкриг.

Оборудование урока: документы; таблица; карты “Международное положение и внешняя политика СССР (1921 – 1941гг.)”, “Стратегический план войны фашистской Германии против СССР (План “Барбаросса»).

Форма учебного занятия: Обзорная лекция с элементами лабораторной работы по документам.

Тип урока: нетрадиционный, с использованием ИКТ

урок изучения нового материала

Вид урока: проблемно - поисковый

План урока: 1. Причины нового советско-германского сближения. Советско-германский договор о ненападении 1939г.

3. Война с Финляндией.

Ход урока.

1 этап. Организационный момент .

Урок начинается с отрывка из стихотворения «Спасибо, солдат, за победу!» Юрия Юркого под аккомпанемент музыки.

Успешно Гитлер начал свой блиц-план:
Ползла по миру, множась, злая сила
За счёт ресурсов покорённых стран…
Ужасно это всё, но это было!

Мечтая превратить весь мир в рабов,
Фашисты из людей варили мыло,
Топили ими печи вместо дров…
Ужасно это всё, но это было!

Тема нашего урока «Начало Второй мировой войны»

Цель урока: Охарактеризовать причины и начало Второй мировой войны

Задачи урока: сегодня на уроке мы должны с вами

Выяснить роль Советского Союза и Германии в развязывании войны;

Закрепить умение работать с документами;

Показать всю глубину опасности, нависшей над нашей Родиной

Проверка домашнего задания. (Не проводится, так как накануне был обобщающий урок).

План нашего урока:

1.Причины нового советско-германского сближения. Советско-германский договор о ненападении 1939г.

2. Расширение территории СССР.

3. Война с Финляндией.

4. Подготовка Германии к нападению на СССР.

5.Укрепление обороноспособности страны

2 этап. Изучение нового материала.

1. Причины нового советско-германского сближения. Советско-германский договор о ненападении 1939г.

Причины советско-германского сближения вы можете назвать сами. Для этого вы должны вспомнить урок “Международные отношения и внешняя политика СССР 1930-е гг.

Ответы учащихся (учащиеся говорят о попытке СССР создать систему коллективной безопасности)

Угроза для СССР остаться один на один с германской агрессией привела к тому, что СССР принимает предложение Германии о заключении договора о ненападении и прерывает переговоры с Англией и Францией, которые начались 12 августа 1939г. в Москве, убедившись в их полной бесперспективности. Так как представители делегации Англии и Франции получили указания тянуть время, чтобы предотвратить соглашение между СССР и Германией. 23 августа 1939г. был подписан советско-германский договор о ненападении сроком на 10 лет и секретные протоколы, разграничившие “сферы влияния” этих стран.

Работа с документом № 1. Пакт о ненападении.

Рассмотрим фрагмент из этого договора и ответим на вопросы:

2. Почему Гитлер пошел на подписание договора с СССР?

3. Какие выгоды получили СССР и Германия от заключения этого договора?

4. В чем вы видите плюсы и минусы этого договора?

Работа с документом № 2. Секретный дополнительный протокол от 23 августа 1939г. (учащиеся читают его)

Проанализируйте и сделайте вывод

Выгоды для каждой страны из секретных протоколов?

1) интересы СССР

2) интересы Германии

2. Расширение территории СССР.

На рассвете 1 сентября 1939 года, в тот самый день, который Гитлер еще 3 апреля выбрал для начала операции "Вайс", немецкая армия пересекла границы Польши и двинулась по направлению к Варшаве с севера, юга и запада.

В воздухе ревели немецкие самолеты, заходя на свои цели - колонны польских войск, эшелоны с боеприпасами, мосты, железные дороги, незащищенные города. Через несколько минут поляки - военные и гражданские - поняли, что такое смерть, внезапно обрушивающаяся с неба. Такого в мире еще не бывало, но в последующие шесть лет это чувство познали сотни миллионов мужчин, женщин и детей в Европе и Азии. Тень этого ужаса, особенно после создания атомной бомбы, будет преследовать человечество, напоминая ему об угрозе полного уничтожения.

Даже на немецких солдат, видевших, кто на кого нападал на польской границе, обрушились потоки лжи Гитлера. 1 сентября в грандиозной прокламации Гитлера, обращенной к германской армии, говорилось:

"Польское государство отказалось от мирного урегулирования конфликта, как это предлагал сделать я, и взялось за оружие... Несколько нарушений границы, которые нестерпимы для великого государства, доказывают, что Польша не намерена с уважением относиться к границам рейха.

Чтобы прекратить это безумие, у меня нет другого выхода, кроме как отныне и впредь силе противопоставить силу".

В тот день Гитлер только однажды сказал правду.

"Я не прошу ни от одного немца, - заявил он в рейхстаге, - делать больше того, к чему я готовился все эти четыре года... С настоящего момента я - первый солдат германского рейха. Я снова надел форму, которая была для меня дорога и священна. Я не сниму ее до тех пор, пока не будет одержана победа, ибо поражение для меня равносильно смерти".

Свое обещание он выполнил.

3 сентября 1939 года Англия и Франция, в ответ на вторжение в Польшу, объявили Германии войну. Но союзники Польши не оказали ей реальной помощи. Немецкие войска, не встречая серьезного сопротивления, быстро продвигались вглубь страны. И уже 28 сентября 1939 года первая кампания Второй мировой войны завершилась. Польша была полностью оккупирована.

Таким образом, началась

Продолжительность дней

Число стран-участниц

Число нейтральных государств

Число государств, на территории которых проходили военные действия

Численность населения – стран, участниц войны

1700 млн. человек

(80% населения)

Число мобилизованных

110 млн. чел.

Число погибших в войне

Более 60 млн. чел.

17 сентября советские войска вступили в польские земли и возвратили земли Западной Украины и Западной Белоруссии.

В ноябре эти территории вошли в состав УССР и БССР. На их территории началась ускоренная индустриализация и коллективизация.

В Бресте после поражения Польши состоялся совместный парад советских и немецких войск.

Работа с документом 3. ДОГОВОР О ДРУЖБЕ И ГРАНИЦЕ МЕЖДУ СССР И ГЕРМАНИЕЙ.

После разгрома Польши СССР заключил договоры о «взаимной помощи» с прибалтийскими странами. Они предполагали размещение в Прибалтике военно-морских и военно-воздушных баз Красной Армии. Это создало условия для прихода к власти коммунистов. В июне 1940 г. Советский Союз потребовал назначения новых правительств с участием коммунистов. Это требование вскоре было выполнено.

«Народные правительства» обратились к Советскому Союзу с просьбой о вхождении в состав СССР на правах союзных республик. В октябре 1940 г. Верховый Совет СССР принял соответствующее решение. В Июне 1940 года после советского ультиматума Румыния возвратила Бессарабию и Сев.Буковину, отторгнутые в 1920 г. Т.о.западные гра- ницы СССР были отодвинуты на 200-600 км.

Таким образом, были возвращены почти все западные губернии, раннее входившие в состав Российской империи, за исключением Польши и Финляндии.

3. Война с Финляндией. (Просмотр фильма «Вторая мировая война – молниеносная война»

Расширение советской территории проходило почти без вооруженных конфликтов. Иначе развивались отношения с Финляндией.

Переговоры были начаты в секретном режиме, это устраивало обе стороны. 14 апреля 1938 г. в Хельсинки прибывает второй секретарь Борис Ярцев. Правительство СССР уверено, что Германия готовит боковой удар через Финляндию. И гарантий со стороны финнов, что те не пропустят немцев через свою территорию было не достаточно. СССР требовал секретного соглашения: участвовать при обороне финского побережья, строительство укреплений на Аландских островах, и получить военные базы для флота и авиации на о. Гогланде. Территориальных требований не выдвигалось. Предложение Ярцева было отвергнуто в конце августа 1938г.

В октябре – ноябре Финляндия была приглашена на официальные переговоры в Москву. 14 октября 1939 г. советская сторона предоставила финнам меморандум.

    Обеспечение безопасности г.Ленинграда

    Уверенность в том, что Финляндия будет стоять на базе дружественных отношений с СССР.

Финляндия, чувствуя тайную поддержку Германии и открытую Англии и Франции, отвергла эти предложения и объявила всеобщую мобилизацию.

26 ноября 1939 года был обстрел финской стороны пограничного советского селения севернее Майнилы.

Было убито 4 и ранено 9 красноармейцев. Финны отрицали факт провокации со стороны своих войск, и предлагали провести двухстороннее расследование.

30 ноября 1939 года СССР под предлогом, что его территорию обстреляли со стороны Финляндии, начал против нее военные действия. Расчет делался на быструю победу. Тем не менее, советско-финская война затянулась.

Советский Союз оказался на грани конфликта с Англией и Францией. Лига Наций признала СССР агрессором и исключила из своего состава. Симпатии Финляндии открыто выражала и Германия.

СССР: Корельский перешеек с Выборгом, северное побережье Ладоги, у входа в Финский залив на острове Ханко создавалась советская морская база.

4. Подготовка Германии и СССР к войне

Выступление учащихся: Завоевание Германией европейских стран.

План Барбаросса – выступление учащихся

План Ост – выступление учащихся

Этап 3. Закрепление пройденного материала.

1. Назовите основные причины Второй мировой войны.

2. Какие государства являлись виновниками развязывания Второй мировой войны?

3. Можно ли было предотвратить войну? Почему?

Вывод: Германия и СССР – страны-агрессоры; и Германия, и СССР в 1939-1940 гг. вели захватнические войны (только СССР, конечно, в гораздо меньших масштабах); Германия и СССР летом 1941 г. готовили агрессию друг против друга. Огромное преимущество получал тот, кто быстрее осуществлял развертывание войск. Вермахт в этом вопросе оказался оперативнее Красной Армии. С этой позиции легко объясняется такой факт, что в начальный период войны Сталин находился в глубокой депрессии: это неудивительно, ведь сорвалась величайшая агрессия, в результате которой, может быть (кто знает?), под контролем СССР находилась бы вся Европа.

Этап 4. Рефлексия и домашнее задание.

Закончить свой урок я хочу словами Дмитрия Румата

Не смею говорить я о войне

Не смею говорить я о войне,

Но я скажу – есть родственная память,

Не дай нам Бог увидеть и во сне

Того, что было пережито Вами!

Урок по истории в 9 классе на тему «Начало Второй мировой войны»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, объявляет тему, цели и задачи урока.

Учащиеся слушают, записывают тему урока в тетради.

Осознают цели и задачи урока.

2. Этап изучения нового материала

3. Этап закрепления пройденного материала

4. Рефлексия

Открытый урок по истории России в 9 классе на областном профессиональном конкурсе «Учитель года-2002»

ТЕМА: «НАЧАЛО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ».

Место данного урока в системе уроков по теме: это 1 урок в разделе «Советский Союз во второй мировой войне (1939-1945)».

На уроке отрабатываются * знания по курсу «Внешняя политика СССР
накануне второй мировой войны»;

* умения самостоятельной работы, анализа
исторических фактов;

*навыки аналитического мышления.

Цели: 1. Уяснить, что причинами нового советско-германского сближения явились, с одной стороны, явное нежелание стран Запада реализовать идею создания системы коллективной безопасности, а с другой, решить все свои геополитические проблемы – расширить территорию СССР до размеров Российской империи.

2. Развивать умения учащихся самостоятельно работать с текстом учебника, анализировать исторические факты на основе изучения исторических документов.

3. Воспитание интереса к отечественной истории.

Главный этап урока: * изучение новой темы.

Другие этапы урока: * постановка проблемы,

* актуализация опорных знаний,

* закрепление изученного.

Наиболее эффективные формы и методы: * беседа,

* самостоятельное планирование,

*самостоятельная работа с истори-

Ческими источниками и учебником * рассказ учителя,

*видеофрагменты.

Тип урока: комбинированный, в технологии развивающего обучения:

* проэктивная технология,

*мозговой штурм – групповое регенерирование идей по

Проблеме,

* выявление причинно- следственных связей.

Оборудование: учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной « История России 20век», 9класс,

Настенная карта «Вторая мировая война»,

Раздаточный и иллюстративный материал,

Журнал «Родина» 1995г.№12,

Видеофрагменты из кинофильма « Г.К. Жуков».

СХЕМА – ОПОРА

(создаётся на доске по ходу урока).

ГЕРМАНИЯ СССР АНГЛИЯ, ФРАНЦИЯ

договор о ненападении срыв переговоров

Польша

договор «О дружбе и границах»

Апр.1940г.- Дания Западная Украина

Норвегия Западная Белоруссия ноябрь 1939г.

Май.1940г.- Бельгия Латвия, Литва

Голландия Эстония, Молдавия 1940г.

С июля1940г.- план

« Барбаросса»

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент.

2.Подготовка к изучению новой темы.

Что это за дата? - начало Великой Отечественной войны. Отечественная война… Она живёт в каждом из нас. Она застряла осколками в моём дедушке, который был ранен под Ельней во время контрнаступления под Москвой. В результате этого наступления был освобождён 11января 1942г. город Киров Калужской области.

Вы уже правнуки тех, кто выстоял и выжил в этой войне. Поднимите, пожалуйста, руки те, через историю, чьей семьи прошла война, чьи близкие воевали на фронте или трудились в тылу?(учащиеся поднимают руки).

Да, эта война прошла через историю каждой семьи, через историю

не только нашего города, нашей страны, но и других государств.

Чтобы понять историю той войны, надо понять не только маршалов, генералов, но и простых солдат, мирных граждан. Потому что война- это не только военные действия, поражения и победы на поле боя, но и экономика, дипломатия, национальные традиции и амбиции вождей - без них мы вряд ли поймём, что и как происходило.

Сейчас появляется масса неизвестных ранее документов, возникает множество сложных вопросов. Ответы на них могут оказаться неожиданными. ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ТЕМ БОЛЕЕ ВОЙНА, НЕ ДЕЛАЕТСЯ В БЕЛЫХ ПЕРЧАТКАХ. /Учитель достаёт белые перчатки/

Белые перчатки - это элемент костюма дипломата, которые тоже творят историю.

Частью какого исторического события является Великая Отечественная война? - Второй мировой войны. У каждого события есть своё начало… И так, ТЕМА нашего урока

НАЧАЛО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ /запись на доске/.

Чтобы изучить данную тему, какие вопросы мы с вами должны рассмотреть?

(В результате беседы учащиеся сами выделяют основные вопросы):

  1. международные отношения
  2. причины войны
  3. советско-германские отношения накануне войны
  4. проследить ход исторических событий.

Пусть эти вопросы будут планом нашего урока, более подробно мы остановимся на советско-германских отношениях, причинах сближения СССР и Германии. Изучая тему, мы будем составлять опорную схему: я - на доске, а вы – в тетради.

Какие события подвели мир к войне? / видео - фрагмент/.

Какие страны в 30-е годы преследовали агрессивные планы?

Германия – Италия – Япония (работа с картой).

Каким образом другие государства могли себя обезопасить, что предлагал создать Совет Безопасности? – Систему коллективной безопасности

  1. в чем ее суть? - (учащиеся рассказывают материал 1 раздела 28 параграфа).

После заключения какого соглашения СССР начал поиски новой внешнеполитической линии? –1938 г. Мюнхенское соглашение.

После заключения Мюнхенского соглашения главы правительств Англии и Франции провозгласили наступление в Европе «ЭРЫ МИРА».

Было ли это в действительности? – Слово нашему архивариусу (сотруднику архива), которым любезно согласился стать …(называется имя ученика, с которым до урока были согласованы действия).

Германия предъявила претензии Польше о присоединении Данцига.

Апрель 1939 г. – Италия оккупировала Албанию.

ВСЕ ЭТО ВЫНУДИЛО правящие круги Англии и Франции дать согласие на предложение СССР начать переговоры о мерах по пресечению агрессии.

Итак, слово «представителям стран». Организовывается самостоятельная работа учащихся с ДМК - поиск ответов на заранее заданные вопросы:

*В чем принципиальное отличие позиции СССР от позиции его европейских партнеров по переговорам?

*Какую позицию занимала Польша и почему?

ДМК:

Предложения правительства Великобритании о заключении совместной декларации СССР, Великобритании, Франции и Польши от 21 марта 1939 года.

…Если европейский мир и безопасность будут затронуты любыми действиями, составляющими угрозу политической независимости любого европейского государства, наши соответствующие правительства настоящим обязуются немедленно совещаться о тех шагах, которые должны быть предприняты для совместного сопротивления.

  1. Великобритания, Франция, СССР заключают между собой соглашение сроком на 5-10 лет о взаимном обязательстве оказывать друг другу немедленно всяческую помощь, включая военную, в случае агрессии в Европе против любого из договаривающихся государств.
  2. Великобритания, Франция, СССР обязуются оказывать всяческую поддержку, в том числе и военную помощь восточно- европейским государствам, расположенным между Балтийским и Черным морями и граничащим с СССР, в случае агрессии против этих государств.

Из меморандума английского правительства правительству Французской республики от 22 мая 1939 года:

Представляется желательным заключить какое-либо соглашение, по которому Советский Союз придет к нам на помощь, если на нас нападут с Востока, не только с целью принудить Германию вести войну на два фронта, но также по той причине…что в случае войны важно вовлечь в нее Советский Союз.

Учащиеся отвечают на вопросы и делают вывод об отличии позиции СССР от позиции его европейских партнеров по переговорам.

11 августа 1939 года в Москву прибыли английская и французская Военные миссии, однако их руководители не имели мандатов на подписание договора.

Как вы думаете, смогут ли представители стран договориться между собой, если изначально они стоят на разных позициях и их интересы не совпадают? – учащиеся высказывают свое мнение. Переговоры заходили в тупик.

В это же время:

АРХИВАРИУС: Из шифрованной телеграммы №175 министра иностранных дел Германии фон Риббентропа германскому послу в СССР фон Шуленбергу от 14 августа 1939 года:

Нет никакого сомнения, что сегодня германо-советские пришли к поворотному пункту своей истории…

Кризис германо-польских отношений, спровоцированный политикой Англии…делает желательным скорейшее выяснение германо-русских отношений. В противном случае, независимо от действий Германии, дела могут принять такой оборот, что оба правительства лишаться возможности восстановить германо-советскую дружбу и совместно разрешить территориальные вопросы, связанные с Восточной Европой…

…Имперский министр иностранных дел фон Риббентроп готов прибыть в Москву с краткосрочным визитом, чтобы от имени фюрера изложить взгляды фюрера господину Сталину…

О чем свидетельствует эта телеграмма?

  1. Гитлер предложил Сталину начать переговоры о заключении договора о ненападении и разграничении сфер влияния.
  2. Перед Сталиным стал нелегкий выбор.

Как вы думаете, к какому решению он придет и почему?

  1. обезопасить западные границы,
  2. Д. Восток (май 39 г., Халхин-Гол),
  3. срыв переговоров Англии и Франции.

СССР и Германия подписали договор о ненападении.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ: перед вами текст договора, ознакомьтесь, и особое внимание обратите на дополнительный протокол к данному договору.

Почему дополнительный договор был засекречен?

Каких вопросов он касался?

Какие территории отходили в сферу влияния Германии (Литва, Польша), и СССР (Западная Украина, Западная Белоруссия, Восточная Польша, Прибалтика, Финляндия, Северная Буковина).

Почему данный договор был выгоден обеим странам?

Какое событие последовало?

Главные причины II мировой войны вы найдете в учебнике стр.196

(работа с текстом учебника, учащиеся называют причины).

ВИДЕОФРАГМЕНТ

Как реализовывались секретные протоколы Германией и СССР?

  1. сентябрь 39 г. – Польша
  2. апрель 40 г. – Дания, Норвегия
  3. май 40 г. – Бельгия. Голландия
  4. июнь 40 г. – Франция (запись в опорную схему).

ЗАДАНИЕ: Из учебника – раздел «Секретные протоколы в действии»

(стр. 196-197) выясните:

Когда и какие территории вошли в состав СССР?- записать в опорной схеме.

Каковы причины советско-финской войны?

Как называлась самая укрепленная линия финской обороны? (линия Маннергейма).

Когда была прорвана данная линия обороны? (февраль 1940г.).

Войсками какого фронта и под чьим командованием? (Северо-Западного, Тимошенко).

Почему, как только Франция попросила мира, СССР пошел на его подписание?

Какие территории вошли в состав СССР (Карельский перешеек с Выборгом, северное побережье Ладоги, зап. часть полуострова Рыбачий и Средний; создалось ВМБ на полуострове Ханко).

Что показала война с Финляндией?

Неподготовленность армии и государства к условиям современной войны.

Как вы думаете, что было необходимо предпринять для укрепления обороноспособности государства?

  1. увеличение бюджетных ассигнований на оборону
  2. ужесточение трудового законодательства
  3. новые виды и увеличение выпуска военной техники
  4. увеличение численности вооруженных сил

Приведите примеры из ДМК – Какую тенденцию отражают данные факты?

(Колосков А.Г. История России.XX век.11 кл.: Дидактические материалы.- М.: Дрофа, 2000, с.138.

Рост советских Вооруженных Сил в 1939-1941гг.

На 01.01.1939г. На 22.06.1941г.

Личный состав (тыс. чел.) 1943 5710

Дивизии 136 303

Орудия и минометы (тыс.) 55,8 115,9

Танки (тыс.) 18,4 23,3

Боевые самолеты (тыс.) 17,5 22,4

В это время в Германии (ВИДЕОФРАГМЕНТ-план Барбаросса)

Работа по карте: показать направление ударов на СССР.

Первоначально наступление планировалось на 15 мая 1941 года, затем оно было перенесено на 22 июня 1941 года. Как был осуществлен этот план, вы узнаете на следующем уроке.

Закрепление: I вариант.

Что мы усвоили сегодня на уроке?

  1. Работа по опорной схеме (даты, страны и территории).
  2. Схематично изобразить на дополнительной карте план «Барбаросса»: основные направления ударов, расположение армий (один ученик по желанию).
  3. П – позиция – я считаю … каждый из нас должен знать историю II мировой войны и Великой Отечественной войны.

О – обоснование – потому что… она коснулась судьбы каждой семьи, моей семьи.

П – пример – например…(обратится к началу урока).

С – следствие – следовательно…мы будем изучать историю Отечества, чтобы в будущем не допустить человечество к новой мировой войне.

II вариант.

Тестирование со взаимопроверкой (прилагается).

Д/З: §30. Подготовить сообщения: примеры героизма и мужества советских людей в первые месяцы Великой Отечественной войны.


Разделы: История и обществознание

Цели урока:

  • Обучающая - познакомить учащихся с началом Второй мировой войны и Великой Отечественной войны, определить их причины; познакомить учащихся с порядком работы по изучению этих событий в рамках модуля;
  • Развивающая - продолжить формирование умений и навыков работы с компьютерным учебником, с историческими документами;
  • Воспитательная - воспитывать уважение к историческому прошлому, патриотические качества.

Оборудование урока:

  • учебник "История России. ХХ век " 11 кл. /Островский В.П., Уткин А.И.;
  • компьютерный учебник "История России. ХХ век"/ Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. - М.: "Клио Софт", 2005;
  • презентация "Начало Второй мировой и Великой Отечественной войн" и мультимедийное устройство;
  • фрагменты из планов "Барбаросса" и "Ост".

План урока:

1. Международные отношения и внешняя политика СССР накануне войны (проверка д/з и актуализация знаний ).

2. Начало Второй мировой войны, ее причины и периодизация (использование презентации ).

3. Планы фашистской Германии в войне с СССР (анализ исторических документов ).

4. Начало Великой Отечественной войны (самостоятельная работа учащихся ).

Ход урока

В начале урока на экран выводится слайд № 1 презентации (приложение 1 ) и учитель объявляет тему урока, объясняет обучающую цель и знакомит учащихся с порядком работы по изучению модуля "Вторая мировая и Великая Отечественная войны" (приложение 2 ).

В целях актуализации знаний учащихся учитель организует опрос в форме беседы по изученному ранее в курсах истории России и всеобщей истории материалу.

Вопросы:

1. В чем проявлялось нарастание напряженности в международных отношениях в 30-е гг.?

2. Когда и почему был заключен договор о ненападении между СССР и Германией?

3. Какие территории вошли в состав СССР накануне войны?

4. В чем проявилась недостаточная подготовка СССР к войне?

5. Дайте общую характеристику внешнеполитического курса СССР в 30-е гг.

Изучение нового материала проводится учителем с использованием презентации.

На экран выводится слайд № 2, № 3 и № 4 и учитель объясняет когда и как началась Вторая мировая война.

Учитель объясняет учащимся точки зрения о периодизации Второй мировой войны и предлагает один из вариантов периодизации, а учащиеся заполняют таблицу:

Периодизация Второй мировой войны

Период и хронологические рамки Основное содержание периода
Первый период (1 сентября 1939 г - 22 июня 1941 г) От нападения на Польшу до начала Великой Отечественной войны
Второй период (22 июня 1941 г. - ноябрь 1942г) Оборонительные сражения Красной Армии, поражение немцев под Москвой, провал плана "молниеносной войны"
Третий период (ноябрь 1942 г. - декабрь 1943 г.) Коренной перелом в ходе войны
Четвертый период (январь 1944 г. - 9 мая 1945 г.) Разгром фашистской Германии, окончание Великой Отечественной войны
Пятый период (май 1945 г. - 2 сентября 1945 г.) Капитуляция Японии, окончание войны

Вопрос о причинах войны объясняется на основе имеющихся у учащихся знаний о международных отношениях накануне войны.

Для закрепления полученных знаний учащимся задаются вопросы:

1. Почему началась Вторая мировая война?

2. Каким событием начинается война, когда оно произошло?

3. После рассказа о "странной войне" учитель рассказывает о подписании Гитлером директивы о начале войны против СССР (слайд № 5). Затем организуется работа с фрагментами из текстов плана "Барбаросса" и плана "Ост" (приложение 3 ).

4. С началом Великой Отечественной войны учащиеся знакомятся самостоятельно в процессе работы с компьютерным учебником, выполняя задания (приложение 4 ).

Выполнение заданий организуется учителем в процессе индивидуальной проверки рабочих тетрадей в ходе самостоятельной работы учащихся.

После обобщения результатов самостоятельной работы учащихся учитель объясняет порядок выполнения домашнего задания: используя материал на с.232-236 учебника, конспект урока ответить на вопросы 3, 4, 5.