Тест по биологии «Состав и функции крови. Тест по биологии «Состав и функции крови С бактериями и инородными телами борются

Кровь

1 вариант

Задания уровня А

1. Внутреннюю среду организма составляют

А) кровь и лимфа

Б) кровь и межклеточное вещество

В) кровь, лимфа и тканевая жидкость

Г) плазма крови, лимфа, межклеточное вещество

2. Если кровь предохранить от свертывания и дать ей отстояться, то нижнюю часть пробирки займут

А) эритроциты Б) плазма

3. Бесцветные клетки крови, способные к амебоидному движению сквозь стенки сосудов

А) эритроциты Б) лейкоциты

4. От чего зависит красный цвет эритроцитов?

А) от фибрина Б) от хлорина

В) от хлорофилла Г) от гемоглобина

5. Кровь состоит из

А) форменных элементов Б) плазмы и форменных элементов

В) межклеточной жидкости и клеток Г) лимфы и форменных элементов

6. Фагоцитоз был открыт

7. Первую прививку против оспы осуществил:

А) Эдвард Дженнер Б) Луи Пастер

В) Илья Ильич Мечников Г) Иван Михайлович Сеченов

8. Антитела – это:

9. Универсальными донорами считаются люди с:

10. В свертываемости крови принимают участие

А) лейкоциты и витамины Б) тромбоциты и белок фибриноген

В) эритроциты и лейкоциты Г) белки крови.

11. Сколько камер в сердце человека:

А) две Б) три В) четыре Г) шесть

12. При сокращении предсердий:

13. Прочными и упругими стенками обладают

А) артерии Б) вены

15. Из желудочков кровь поступает

А) в предсердия Б) в артерии

В) в вены Г) в капилляры

А) в аорте Б) в венах

17. Гипертония –это…

А) пониженное давление Б) повышенное давление

В) пульс Г) иммунитет человека

18. Какая кровь течет по легочной вене (малый круг кровообращения) человека

А) артериальная Б) венозная

В) смешанная Г) нет верного ответа

19. Симпатический нерв вызывает

Задания уровня В

Венозная кровь течет

1. из правого предсердия в правый желудочек

2. из левого предсердия в аорту

6. из правого желудочка в легочные артерии

1. эритроциты а) переносят О 2

В) удаляют СО 2 из клеток и тканей

Г) не имеют ядра

Д) вырабатывают антитела

Е) имеют ядро

Кровь

2 вариант

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

1. Жидкая часть крови называется

А) эритроциты Б) плазма

В) лейкоциты Г) тканевая жидкость

2. Мелкие безъядерные клетки крови, двояковогнутой формы

А) эритроциты Б) лейкоциты

В) тромбоциты Г) лимфоциты

3. Фагоцитоз осуществляют

А) эритроциты Б) лейкоциты

В) тромбоциты Г) лимфоциты

4. Кровяными пластинками называют

А) эритроциты Б) лейкоциты

В) тромбоциты Г) лимфоциты

5. Лейкоциты образуется в

А) красном костном мозге Б) желтом костном мозге

В) в лимфатических узлах Г) в кровяном русле

6. Антигены – это

А) особые клетки крови

Б)чужеродные тела (вирусы и бактерии)

В) особые белки крови

Г) бактерии -симбионты

7. Вакцина представляет собой

А) активных возбудителей Б) готовые антитела

8. Естественный иммунитет связан:

Г) ответы А и Б верны

9. Универсальными реципиентами считаются люди с:

А) первой группой крови Б) второй группой крови

В) третьей группой крови Г) четвертой группой крови

10. Гомеостаз – это

А) свертываемость крови

Б) постоянство состава внутренней среды организма

В) постоянная изменчивость внутренней среды организма

Г) повышенное артериальное давление

11. Сколько слоев выделяют в стенке сердца

А) один Б) два В) три Г) четыре

12. Наибольшее давление крови наблюдается в:

А) аорте Б) крупных венах

13. В малом круге кровообращения кровь насыщается:

А) кислородом В) углекислым газом

В) азотом Г) угарным газом

14. Большой круг кровообращения начинается в:

В) правом предсердии Г) левом предсердии

15. Во время (диастолы) паузы сердца

А) створчатые клапаны закрыты, полулунные открыты

Б) створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты

В) и створчатые и полулунные клапаны закрыты

Г) и створчатые и полулунные клапаны открыты

16. Из предсердия кровь поступает

А) в желудочек Б) в артерию

В) в вену Г) в капилляры

17. Кармановидные клапаны находятся

А) между предсердиями и желудочками

Б) на границе желудочков сердца и артериями

В) на границе предсердий и артерий

Г) в венах

18. Биологическая фильтрация лимфы происходит в:

19. Адреналин вызывает

А) учащение сердечного ритма Б) замедление сердечного ритма

В) не влияет на сердечный ритм Г) другой ответ

Задания уровня В

В1. Выберите три верных ответа из шести:

По артериям большого круга кровообращения у человека течет кровь

1) от сердца

2) к сердцу

4) насыщенная кислородом

В2. Установите соответствие между функцией форменного элемента крови и группой, к которой он относится

В) стенки толстые и упругие

Е) имеют клапаны

Кровь

3 вариант

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

1. Омывает клетки и осуществляет обмен веществ

В) лимфа Г) все ответы верны

2. Атомы какого металла входят в состав эритроцитов

А) меди Б) цинка

В) железа Г) кальция

3. В свертывании крови участвуют

А) эритроциты Б) лейкоциты

В) тромбоциты Г) лимфоциты

4. Клетки крови с хорошо развитыми ядрами называют

А) эритроциты Б) лейкоциты

В) тромбоциты Г) все клетки содержат ядро

5. Не растворимый белок плазмы, образующий тромб

А) фибриноген

Б) протромбин

В) фибрин

Г) белки не участвуют в свертываемости

6. Естественный иммунитет связан:

А) с накоплением определенных антител в крови;

Б) с накоплением ослабленных возбудителей болезни;

В) с введением готовых антител в кровь человека.

Г) ответы А и Б верны

7. Бесцветные клетки крови, способные к амебоидному движению сквозь стенки сосудов

А) эритроциты Б) лейкоциты

В) тромбоциты Г) никакие не способны

8. Сыворотка, вводимая в организм больного для борьбы с инфекцией, содержит:

А) активных возбудителей Б) антитела против возбудителей

В) ослабленных возбудителей Г) плазму крови

9. У 15% людей на Земле:

А) положительный резус-фактор

Б) отрицательный резус-фактор

В) нейтральный резус- фактор

Г) у всех людей одинаковый резус- фактор

10. Фагоцитоз был открыт

А) И.П. Павловым Б) Л. Пастером

В) И.И. Мечниковым Г) И.М. Сеченовым

11. Сосуды, по которым кровь течет от сердца, называются:

А) артерии Б) вены

В) капилляры Г) лимфатические сосуды

12. Мельчайшие кровеносные сосуды

А) артерии Б) вены

В) капилляры Г) лимфатические сосуды

13. Большой круг кровообращения начинается в:

А) правом желудочке Б) левом желудочке

В) правом предсердии Г) левом предсердии

14. При сокращении желудочков:

А) створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты

Б) створчатые клапаны закрыты, полулунные открыты

В) и створчатые и полулунные клапаны закрыты

Г) и створчатые и полулунные клапаны открыты

15. Наибольшее давление крови наблюдается в:

А) крупных венах Б) аорте

В) капиллярах Г) тканевой жидкости

16. Сердце состоит из…

А) двух предсердий и одного желудочка

Б) одного предсердия и двух желудочков

В) двух предсердий и двух желудочков

Г) одного предсердия и одного желудочка

17. Почему кровь движется по сосудам?

А) работа сердца

Б) разное давление в сосудах

В) благодаря сокращению скелетных мышц

Г) все ответы верны

18. Донор 4-й группы крови может дать кровь больному с группой крови

А) любому Б) только второй

В) только своей В) только третьей

19. Блуждающий нерв вызывает

А) учащение сердечного ритма Б) замедление сердечного ритма

В) не влияет на сердечный ритм Г) другой ответ

Задания уровня В

В1. Выберите три верных ответа из шести:

Артериальная кровь течет

1. из правого предсердия в легочную артерию

2. из левого желудочка в аорту

3. из левого предсердия в левый желудочек

4. в нижней и верхней полых венах

5. из легочных вен в правое предсердие

6. из легочных вен в левое предсердие

В2. Установите соответствие между функцией форменного элемента крови и группой, к которой он относится

1. эритроциты а) переносят О 2 от органов дыхания к клеткам тела

2. лейкоциты б) захватывают и переваривают чужеродные тела

В) удаляют СО 2 из клеток и тканей

Г) не имеют ядра

Д) вырабатывают антитела

Е) имеют ядро

Кровь

4 вариант

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

1. Терморегуляцию, гуморальную регуляцию в организме осуществляет

А) кровь Б) тканевая жидкость

В) лимфа Г) все ответы верны

2. Тромбоциты – это

А) Крупные двояковогнутые, ядерные клетки

Б) Маленькие безъядерные пластинки

В) Амебовидные клетки с ядром

Г) особый белок в крови

3. Какой витамин необходим для образования сгустка при травмах

А) витамин А Б) витамин С

В) витамин Д Г) витамин К

4. Плазма крови на 90% состоит из..

А) воды Б) белка

В) форменных элементов Г) неорганических веществ

5. Эритроциты образуется в

А) красном костном мозге

Б) желтом костном мозге

В) в лимфатических узлах

Г) в кровяном русле

6. Клетки крови, способные вырабатывать антитела

А) лейкоциты Б) тромбоциты

В) лимфоциты Г) эритроциты

7. Иммунитет, возникший после перенесенного заболевания, является

А) естественный Б) искусственный

В) пассивный Г) нет верного ответа

8. Антитела – это:

А) особые клетки крови; Б) вирусы и бактерии;

В) особые белки крови. Г) бактерии симбионты

9. Сколько групп крови существует у человека:

А) три Б) четыре В) пять Г) шесть

10. Резус- это

А) белок, которые находятся в плазме крови

Б) заболевание крови

В) белок, которые содержатся на эритроцитах

Г) вещество, связанное со свертыванием крови

11. Лимфа образуется из …

А) крови Б) плазмы

В) тканевой жидкости Г) лейкоцитов

12. Органы кровообращения это -

А) сердце Б) сосуды

В) сердце и сосуды Г) сердце, сосуды, костный мозг

13. Сосуды, по которым кровь течет к сердцу, называются:

А) артерии Б) вены

В) капилляры Г) лимфатические сосуды

14. Малый круг кровообращения начинается в:

А) левом желудочке Б) правом желудочке

В) правом предсердии Г) левом предсердии

15. В большом круге кровообращения кровь насыщается:

А) кислородом Б) углекислым газом

В) азотом Г) угарным газом

16. Наименьшая скорость движения крови наблюдается

А) в аорте Б) в венах

В) в капиллярах Г) везде одинаковая

17. Биологическая фильтрация лимфы происходит в:

А) лимфатических узлах Б) лимфатических сосудах

В) лимфатических капиллярах Г) крови

18. В венах имеются

А) створчатые клапаны Б) полулунные клапаны

В) кармановидные клапаны Г) нет клапанов в венах

19. Ацетилхолин вызывает

А) учащение сердечного ритма Б) замедление сердечного ритма

В) не влияет на сердечный ритм Г) другой ответ

Задания уровня В

В1. Выберите три верных ответа из шести:

По артериям малого круга кровообращения у человека течет кровь

1) от сердца

2) к сердцу

3) насыщенная углекислым газом

4) насыщенная кислородом

5) быстрее, чем в других кровеносных сосудах

6) медленнее, чем в других кровеносных сосудах

В2. Установите соответствие между функцией форменного элемента крови и группой, к которой он относится

1. артерии а) сосуды несущие кровь от сердца

2. вены б) сосуды несущие кровь к сердцу

В) стенки толстые и упругие

Г) сосуды впадают в левое предсердие

Д) сосуды отходят от правого желудочка

Е) имеют клапаны

Ответы

Тест по теме «Кровь» 8 класс

    Что из перечисленного относится к внутренней среде организма:

А) кровь; Б) плазма; В) лимфа; Г) вода; Д) тканевая жидкость.

    Из чего образуется лимфа:

А) кровь; Б) плазма; В) вода; Г) тканевая жидкость.

    Как называется жидкая часть крови:

А) плазма; Б) вода; В) лимфа; Г) тканевая жидкость.

    Сколько процентов от массы тела составляет кровь:

А) 7; Б) 10; В) 15; Г) 20.

    Сколько процентов от массы крови составляет плазма:

А) 40; Б) 60; В) 70; Г) 80.

    Какая защитная реакция предохраняет организм от потери крови:

А) фагоцитоз; Б) иммунитет; В) свёртывание; Г) воспаление.

    Какие клетки переносят кислород:

    Что входит в состав плазмы:

А) вода; Б) соли; В) эритроциты; Г) фибриноген.

    Где образуются эритроциты:

    Где образуются лейкоциты:

А) печень; Б) красный костный мозг; В) селезёнка; Г) лимфатические узлы.

    Какие форменные элементы крови имеют ядро:

А) эритроциты; Б) лейкоциты; В) тромбоциты; Г) лимфоциты.

    Какие форменные элементы крови участвуют в её свёртывании:

А) эритроциты; Б) лейкоциты; В) тромбоциты; Г) лимфоциты.

    Какие форменные элементы крови вырабатывают антитела:

А) эритроциты; Б) лейкоциты; В) тромбоциты; Г) лимфоциты.

    Какие клетки способны самостоятельно передвигаться:

А) эритроциты; Б) лейкоциты; В) тромбоциты; Г) мышечные.

    Как называется способность организма защищать себя от чужеродных веществ:

    Как называется неспецифическая реакция организма на вещества:

А) фагоцитоз; Б) иммунитет; В) свёртывание; Г) воспаление; Д) аллергия.

    В каких органах очищается кровь:

А) лёгкие; Б) печень; В) почки; Г) селезёнка.

    Как называется культура убитых или ослабленных возбудителей болезни:

А) плазма; Б) сыворотка; В) вакцина; Г) прививка.

    Какие клетки поражают ВИЧ:

А) эритроциты; Б) лейкоциты; В) тромбоциты; Г) т-лимфоциты.

    Каковы меры профилактики СПИДа:

А) использование одноразовых шприцов;

Б) использование презервативов;

В) контроль за донорской кровью;

Г) прививки;

Д) правильный образ жизни.

    Как называется болезнь несвёртывания крови:

А) гипертония; Б) гемофилия; В) тромбофлебит; Г) малокровие.

    Какой газ вступает с гемоглобином в прочное соединение:

А) кислород; Б) азот; В) углекислый газ; Г) угарный газ.

Тест по теме «Кровь. Состав крови. Иммунитет» Вариант 1

Часть 1
При выполнении заданий выберите один верный ответ из 4 предложенных. 1. К внутренней среде организма относятся: 1) кровь, лимфа, тканевая жидкость; 3) внутренние органы; 2) полости тела;

4) ткани, образующие органы.
2. Основу жидкой части крови составляет: 1.) тканевая жидкость; 2) плазма; 3) лимфа;
4) физиологический раствор.
3. Строение и окраска эритроцитов обусловлены выполняемой ими функцией: 1) участвуют в свертывании крови; 2) обезвреживают бактерии; 3) переносят кислород; 4) вырабатывают антитела.
4. Люди с 1 группой могут отдавать свою кровь на переливание людям:
1) только с 1 группой; 2) Только со II группой; 3) с любой группой; 4) только с IУ группой.
5. Свертывание крови обеспечивается: 1) эритроцитами; 2) лейкоцитами; 3) тромбоцитами и солями кальция; 4) плазмой и солями натрия и калия.
6. Антигенами называют: 1) белки, нейтрализующие вредное действие чужеродных тел и веществ;
2) чужеродные для организма вещества, способные вызвать иммунную реакцию; 3) форменные элементы крови; 4) особый белок, который назвали резус-фактором.
7. В каком из органов разрушаются эритроциты? 1) В красном костном мозге; 3) селезенке; 2) печени; 4) желтом костном мозге.
8. Орган, где не образуются лейкоциты: 1) печень; 2) красный костный мозг; 3) лимфатические узлы; 4) селезенка.
9. Функция, которую выполняют эритроциты, называется :
1) соединительная; 2) защитная; 3) транспортная; 4) рецепторная.
10. Верны ли следующие суждения? А. кровь транспортирует углекислый газ от клеток к легким.
Б. Кровь состоит из плазмы и форменных элементов.
1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) неверны оба суждения.
Часть 2 При выполнении заданий В], В2 выберите три верных ответа ю шести. В1. Свертывание крови обеспечивают: 1) лейкоциты; 2) тромбоциты;; 3) фибрин; 4) эритроциты; 5) фагоциты; б) ионы кальция.
В2. В плазме крови содержатся:
1) вода; 2) эритроциты; З) белки; 4) соли натрия и кальция;
5) лейкоциты; б) тромбоциты.

При выполнении заданий В3, В4установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
В3. Установите соответствие между видом иммунитета и его характеристикой.

Характеристика

Вид иммунитета

А) Врожденный.

1. Естественный.

2. Искусственный

Б) Возникает под действием вакцины.

В) Приобретенный после болезни.

Г) Передается от родителей своим детям.

Д) Возникает под действием лечебной сыворотки.

Е) Возникает при введении культур ослабленных

В4. Установите соответствие между форменными элементами и функциями, которые они выполняют.

Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами (цифры мог т повторяться).

Тест
по теме «Кровь. Состав крови. Иммунитет» Вариант 2


Часть 1

При выполнении заданий выберите один верный ответ из 4 предложенных.
1. Резус-фактор -это: 1) белок, находящийся в крови; 2) невосприимчивость к инфекционным заболеваниям; 3) группа крови; 4) вещество, контролирующее свертывание крови.
2.Вакцина-это: 1) убитые или ослабленные микроорганизмы; 2) защитные вещества (антитела); 3) фагоциты; 4) лекарства, убивающие микробов.
3. Лейкоциты в отличие от эритроцитов: 1) передвигаются с током крови; 2) не способны проникать сквозь стенки капилляров; 3) являются клетками крови; 4) способны к фагоцитозу.
4. Кровь состоит: 1) из плазмы и лейкоцитов; 2) эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов;
3) плазмы и форменных элементов; 4) форменных элементов и сыворотки.
5. Кровь людей II группы можно переливать людям, имеющим II группу:
1) и 1 группу; 2)11 группу; 3)111 группу; 4) IУ группу.
б. Жидкая часть крови - это: 1) плазма; 2) лимфа; 3) цитоплазма; 4) межклеточная жидкость.
7. Кровяные пластинки - это: 1) лейкоциты; 2) тромбоциты; 3) эритроциты; 4) фагоциты.
8. Кровь относится к типу ткани: 1) эпителиальной; 2) проводящей; 3) соединительной; 4)хрящевой.
9. Где эритроциты? 1) В печени; 2) красном костном мозге; 3) селезенке; 4) гипофизе.
10. Нерастворимый белок, обеспечивающий свертывание крови: 1) фибриноген; 2) актин; 3) миозин; 4) фибрин.
Часть 2
При выполнении заданий В1, В2 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.
В1. Кровь выполняет следующие функции: 1) рецепторную; 4) рефлекторную; 2) защитную; 5) образовательную; 3) транспортную; б) теплорегуляционную.
В2. К форменным элементам крови относят:
1) плазма; 2) лейкоциты; З)лейкопласты; 4) тромбоциты; 5) эритроциты; 6) пластоциты.

При выполнении заданий В3, В4 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

В3. Установите соответствие между форменными элементами и функциями, которые они выполняют.

Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами (цифры мог т повторяться).

Контроль знаний по теме: «Внутренняя среда организма. Кровь и кровообращение. Иммунитет».

Цель: определить уровень учебных достижений учащихся по теме: «Внутренняя среда организма. Кровь и кровообращение. Иммунитет», предложив для рассмотрения вопросы на определение понятий о внутренней среде организма, составе и функциях крови, заболеваниях крови, переливании крови, иммунитете, для обоснования необходимости соблюдения норм гигиены, для предупреждения заболеваний и профилактики нарушения кровеносной системы;

продолжаем развитие логического мышления, научной биологической речи, умения анализировать, находить пути решения задач.

Тип урока : контроля и коррекции знаний.

Вид контроля : тематический.

Форма контроля : индивидуальный.

Методы контроля : письменный, тестовый.

Виды учебных заданий : репродуктивные, реконструктивные, творческие.

Процедура оценивания : традиционная шкала.дания

Контрольный тест состоит из двух вариантов с ответами и содержит разно уровневые задания.

Задания I .Уровня в количестве – 11 с выбором одного верного ответа.

II .Уровень содержит два задания в ставить пропущенные слова.

III .Уровень содержит два задания с выбором трех верных ответов.

IV .Уровень. Содержит два задания: одно задание на установление соответствия, второе - со свободным ответом.

Вариант I

I .Уровень Задания с выбором одного верного ответа.

1. Внутреннюю среду организма составляют:

а)кровь;

б)кровь, тканевая жидкость;

в)кровь, тканевая жидкость, лимфа;

г)кровь, тканевая жидкость, лимфа, губчатая ткань.

2.Кровь- это красная непрозрачная жидкость, состоящая из..

а)плазмы;

б)плазмы и эритроцитов;

в)плазмы, эритроцитов и лейкоцитов;

г)плазмы, эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов.

3. Заболевание СПИДом может привести:

а) к несвертываемости крови;

б) к полному разрушению иммунной системы организма;

в) к резкому повышению содержания тромбоцитов в крови;

г) к понижению гемоглобина в крови и развитию малокровия.

4. Клеточный иммунитет открыл:

а)И.И.Мечников;

б)П. Эрлих;

в)Л.Пастер;

г)Э.Дженнер;

5. Иммунитет, вырабатываемый у человека после перенесения инфекционного заболевания:

а)естественный пассивный;

б)естественный активный;

в)искусственный активный;

г)искусственный пассивный.

6. На границе между предсердиями и желудочками расположены клапаны:

а)створчатые;

б)полулунные;

в)предсердечные;

г)систолические;

7. Стенка камеры сердца толще остальных:

а)левого желудочка;

б)правого желудочка;

в)левого предсердия;

г)правого предсердия;

8. Фазы сердечной деятельности:

а)сокращение предсердий;

б)сокращений желудочков;

в)сокращения предсердий и желудочков;

г)сокращение предсердий, желудочков и пауза.

9. Поражение сосудов мозга:

а)инсульт;

б)инфаркт;

в)гипертония;

г)гипотония.

10. Лимфа, в отличие от крови, не содержит:

а) эритроцитов;

б) глюкозы;

в) лейкоцитов;

4) тромбоцитов.

11. Какое кровотечение характеризует струя крови ярко- алого цвета, пульсирующая и «бьющая фонтаном» из раны?

а) капиллярное;

б) венозное;

в) тканевое;

г) артериальное.

II .Уровень. Вставьте пропущенное слово.

1. Человек, дающий свою кровь для переливания другому человеку - ...

2. Уменьшение количества эритроцитов и изменение состава крови - …

III .Уровень. Задания с выбором трех верных ответов.

1. По артериям большого круга кровообращения у человека кровь течет:

А) от сердца

Б) к сердцу

В) насыщенная углекислым газом

Г) насыщенная кислородом

Д) быстрее, чем в других кровеносных сосудах

2. Охарактеризуйте тромбоциты.

Г) безъядерные

IV

1. Установите соответствие между способом приобретения иммунитета и его видом.

СПОСОБ ПРИОБРЕТЕНИЯ ВИД ИММУНИТЕТА

1. передается по наследству, врожденный А. естественный

2. возникает под действием вакцины Б. искусственный

3. приобретается при введении в организм лечебной

сыворотки

4. формируется после перенесенного заболевания

Введение в вену больших доз лекарственных препаратов сопровождается их разбавлением физиологическим раствором. Поясните почему.

ОТВЕТЫ Вариант I

I .Уровень Задания с выбором одного верного ответа.

II .Уровень. Вставьте пропущенное слово.

III .Уровень. Задания с выбором трех верных ответов.

IV .Уровень. Задания на установление соответствия.

2.Задание со свободным ответом.

    Введение больших доз препаратов без разбавления может вызвать резкое изменение состава крови и необратимые явления.

    Концентрация физиологического раствора соответствует концентрации солей в плазме крови и не вызывает гибели клеток.

Вариант II

I .Уровень Задания с выбором одного верного ответа.

1. Способность биологических систем противостоять изменениям и сохранять внутренний химический состав называется:

а)гомеостаз;

б) иммунитет;

в) прививка;

г) гемофилия.

2. Плазма крови- это желтоватая жидкость, состоящая из..

а)воды;

б)воды, минеральных веществ;

в)воды, минеральных веществ и белков;

г)воды, минеральных веществ, белков, жиров и углеводов.

3. Кровь 3 группы можно переливать людям:

а) 1 и 3 группой крови;

б) 2 и 4 группой крови;

в) 3 и 4 группой крови;

г) 1 и 4 группой крови.

4. Гуморальный иммунитет открыл:

а)И.И.Мечников;

б)П. Эрлих;

в)Л.Пастер;

г)Э.Дженнер.

5. Иммунитет, вырабатываемый у человека после вакцинации:

а)естественный пассивный;

б)естественный активный;

в)искусственный активный;

г)искусственный пассивный.

6. На границе между артериями и желудочками расположены клапаны:

а)створчатые;

б)полулунные;

в)предсердечные;

г)систолические.

7 . Аорта отходит от:

а) левого желудочка;

б)правого желудочка;

в)левого предсердия;

г)правого предсердия.

8. При предупредительной прививке в организм вводится:

а) убитые или ослабленные микроорганизмы;

б) готовые антитела;

в) лейкоциты;

г) антибиотики.

9. Поражение сосудов сердца:

а)инсульт;

б)инфаркт;

в)гипертония;

г)гипотония.

10. Лимфатические сосуды несут лимфу в:

а) артерии малого круга;

б) вены большого круга;

в) артерии большого круга;

г) вены малого круга.

11. Какое кровотечение характеризует струя крови темно-красного цвета, вытекающая из раны?

а) капиллярное;

б) венозное;

в) тканевое;

г) артериальное.

II .Уровень Вставьте пропущенное слово.

1. Человек, принимающий кровь при переливании от другого человека - ...

2 . Наследственной заболевание, которое выражено в склонности к кровотечениям в результате несвертываемости крови -…….

III .Уровень. Задания с выбором трех верных ответов.

1. Внутренняя среда организма образована

А) органами брюшной полости

Б) кровью

В) лимфой

Г) содержимым желудка

Д) межклеточной (тканевой) жидкостью

Е) ядром, цитоплазмой, органоидами клетки

2. Охарактеризуйте эритроциты.

Б) имеют двояковогнутую форму

Г) безъядерные

Д) имеют округлую или овальную форму.

IV .Уровень. Задание на установление соответствия.

1. Установите соответствие между кровеносными сосудами человека и направлением движения крови в них.

КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ КРОВИ

1. вены малого круга кровообращения А) от сердца

2. вены большого круга кровообращения Б) к сердцу

3. артерии малого круга кровообращения

4. артерии большого круга кровообращения



2.Задание со свободным ответом.

Продолжите характеристику.

2. Вредное воздействие алкоголя на состояние сердца и сосудов заключается в том, что…

ОТВЕТЫ Вариант II

I .Уровень Задания с выбором одного верного ответа.

II .Уровень. Вставьте пропущенное слово.

III .Уровень. Задания с выбором трех верных ответов.

IV .Уровень. Задания на установление последовательности.

2.Задание со свободным ответом.

    Алкоголь нарушает кровообращение внутри сердечной мышцы, что приводит к постепенному замещению мышечной ткани на соединительную.

    В сердечной мышце откладывается большое количество жира, в результате масса сердца становится большой. Работоспособность такого сердца низкая .

Тип урока – обобщающий

Форма урока – тематический учет знаний.

Методы:

    репродуктивный

    частично поисковый

Класс – восьмой

Понятия: внутренняя среда организма, кровь – строение и функции, группы крови, переливание крови, иммунитет, органы кровообращения, транспортные системы организма, кровотечения, пульс, давление.

Цель: обобщить и систематизировать знания по теме “ Кровь и кровообращение ”.

Ожидаемый результат: овладение учащимися умениями выделять главное в изученном материале, кратко и четко излагать свои мысли, проводить самооценку знаний.

Обучающие задачи: учащиеся

1.Умеют восстанавливать в памяти когда-то изученный материал;

2. Используют свои знания в конкретной практической ситуации;

3.Учатся находить необходимую информацию, используя И.Т.

Развивающие задачи: учащиеся

    анализируют, обобщают, используют теоретические знания при решении практических задач;

    делают выводы о значении анатомических знаний;

    формируют навыки самостоятельной работы с учебным материалом с
    использованием ИТ.

Воспитывающие задачи: учащиеся

    повышают биологическую культуру,

    проявляют интерес к изучению строения своего тела, что способствует привитию санитарно-гигиенических норм и здоровому образу жизни,

Материалы и оборудование

    компьютер, проектор, интерактивная доска, презентации к уроку; прибора explorer GLX -

    на столах каждого ученика «Листок учета знаний»

    индивидуальные карточки-задания,таблицы «Органы кровообращение»

Ход урока.

    Организационный момент - 1 минута.

    Актуализация знаний.5 мин

    Физ. минутка 4 мин

    Тематический учет и контроль знаний - 30 минут

    Рефлексия 5 минут

Для актуализации знаний учащимся предлагается просмотр видеофильма удивительный рассказ «Мотор, который не останавливается всю жизнь.» (приложение №1)

Физ.минутка: «Подсчет пульса» с использованием прибора explorer GLX - Используя прибор explorer GLX, учащиеся подсчитывают пульс до физических упражнений и после.

Тематический учет и контроль знаний

К уроку подготавливается “Листок учета знаний”, который заполняется по мере повторения материала и по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний у них есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку, за урок их накапливается пять и в результате в конце занятия выставляется итоговая оценка, которая ставится в журнал. У более сильных учеников есть возможность получить дополнительную оценку, выполняя в ходе урока более сложные задания

Листок учета знаний

Фами-лия, имя

Понятий-ный диктант

Программированное задание (тест)

Узнай биологи-ческий объект

Уст-ный ответ

Письмен-ное задание

Итого-вая отмет-ка

Дополни-тельная оценка

Понятийный диктант

Каждому варианту (их 2) нужно письменно дать три определения по теме “Кровеносная система ”. На выполнение этого задания отводится 5-6 минут. Затем ученики, сидящие за одной партой меняются выполненными заданиями и проверяют работы (ученик первого варианта отвечает устно, учитель корректирует ответ и в результате обсуждения формируется эталон ответа. Ученик второго варианта сверяет ответ соседа с эталоном, ставит отметку о правильности или неправильности ответа. Таким же образом проверяем второй вариант, но сейчас в роли учителя выступают дети сидящие на первом варианте. После того как все определения проверены, на листочке ставится итоговая оценка по этому типу заданий, которая в конце урока заносится в “Листок учета знаний”).

Таким же образом проверяются остальные типы заданий кроме программированного задания.

1-вариант

Фамилия _________________________________

Определение

Вакцина____________________________________

Артерии _________________________________________

Иммунитет______________________________________

Критерии оценки:

3 правильных ответа – “5” 2 правильных ответа – “4”1 правильный ответ – “3”

Нет правильных ответов – “2”

Итого:

2-вариант Фамилия _____________________________

Определение

Отметка о правильности выполнении

Письменно пояснить три определения

Антиген____________________________________

Кровообращение ____________________________________________

Внутренняя среда организма______________________________________

Критерии оценки: 3 правильных ответа – “5” 2 правильных ответа – “4” 1 правильный ответ – “3” Нет правильных ответов – “2”

Итого:

Программированный опрос

На ответы отводится не более пяти минут. Работу учащиеся выполняют по программе «Тестировщик» на компьютерах. (Приложение № 2)

1-вариант

Задание

1.В каком процессе участвуют тромбоциты: А. транспорт О2 В.Иммунитет С.определение групп крови д. свертывание крови

2. Какая причина вызывает малокровие? А. недостаток лейкоцитов В. Недостаток тромбоцитов С. Избыток лейкоцитов Д. недостаток эритроцитов 3. Какая камера сердца дает начало малому кругу кровообращения? А.Левое предсердие В.правое предсердие С. Левый желудочек

Д. правый желудочек 4. Как отличить левый желудочек от правого желудочка А. по расположению В. По толщине мышечного слоя С. По направлению движения крови Д. не отличаются. 5. Какой тканью образован миокард? А. поперечнополосатой сердечной мышечной тканью В. поперечнополосатой скелетной мышечной тканью С. Гладкой мышечной тканью Д. кроветворной тканью

Критерии оценки: 5 правильных ответов – “5” 4 правильных ответов – “4” 3 правильных ответов – “3”2 правильных ответов – “2” 1 правильных ответов – “1”

Итого:

Дополнительный вопрос: Какую группу крови можно переливать человеку, имеющему 4 группу крови А. 1 и 4 группы крови В. 1 и 2 группы крови С. Любую группу крови Д. только 4 группу крови

2-вариант

Фамилия ______________________

Задание

Отметка о правильности выполнения

1. В каком процессе участвуют лейкоциты:

А. свертываемость В. Транспорт кислорода

С. Иммунитет

Д. определение групп крови

2. Какую группу крови можно переливать человеку, имеющему 2 группу крови?

А. 1 и 4 группу крови

В. 1 и 2 групп крови

С. 2 и 4 группы крови

Д. только 2 группу крови? 3.Какой камерой заканчивается большой круг кровообращения? А.Левое предсердие

В.правое предсердие

С. Левый желудочек

Д. правый желудочек 4. Назовите основную причину движения крови по сосудам? А. Работа сердца В. Сокращение стенок сосудов С. Сокращение скелетных мышц Д. ритм дыхания

5. Назовите фактор который, который Не влияет на работу сердца А. Ионы Са В.Ионы К

С. Ионы Магния Д. адреналин

Критерии оценки:

Итого:

Дополнительный вопрос:

Постоянство состава внутренней среды организма получило название ….а) гемостаза; в) фагоцитоза; б) гомеостаза;г) ибринолиза.

Узнай биологический объект

Это задание рассчитано на 3-4 минуты. Дети на листочках подписывают названия органов обозначенных на рисунках, которые дополнительно выдаются к этому типу задания. (Приложенте №3)

1-вариант

Задание

Отметка о правильности выполнения

Кровеносная система:

Состав крови:

2_____________________________________________

4____________________________________________

Критерии оценки:

8 правильных ответов – “5” 6-7 правильных ответов – “4”

3-5 правильных ответов – “3”2 правильных ответа – “2”0-1 правильный ответ – “1”

Итого:

2-вариант

Фамилия __________________________

Задание

Отметка о правильности выполнения

Что обозначено цифрами на рисунке:

Строение сердца:

1_____________________________________________

2_____________________________________________

3______________________________________________

4_____________________________________________

5_____________________________________________

Состав плазмы:

1______________________________________________

2_____________________________________________

3_____________________________________________

Критерии оценки:

8 правильных ответов – “5”

6-7 правильных ответов – “4”

3-5 правильных ответов – “3”

2 правильных ответа – “2”

0-1 правильный ответ – “1”

Итого:

Устный ответ

Должен быть кратким, четким, мотивированным (не более 1 минуты на один вопрос). Дети первого варианта тихонько отвечают на вопрос соседу со второго варианта, затем учитель спрашивает одного из ученика первого варианта и в результате беседы формулируется правильные ответ. Ученик второго варианта ставит отметку за данный соседом ответ в зависимости от правильности ответа. Затем отвечает ученик второго варианта ученику первого варианта.

1-вариант

Фамилия ______________________

Задание

Отметка о правильности выполнения

    Что можно сказать о состоянии здоровья человека, если известны результаты его анализа крови?

    Почему клетки не могут получать необходимые вещества непосредственно из крови?

    Почему количество тканевой жидкости в организме не уменьшается, несмотря на постоянные переход из крови в клетки тканей воды, кислорода и питательных веществ?

    Как называются «клетки пожиратели» способные к движению при помощи ложноножек, как амеба, обнаружив «врага», они захватывают его, поглощают и переваривают. Кем было открыто и подробно изучено это явление?

    Какие клетки встречаются не только в крови, особенно их много в лимфе, так как их созревание заканчивается в лимфатических узлах и вилочковой железе (тимусе) за грудиной в области сердца, форма вилки с двумя зубцами?

    Почему сердце может сокращаться в течение всей жизни без заметного утомления?

Критерии оценки:

5-6 правильных ответов – “5” 4 правильных ответов – “4” 3 правильных ответов – “3” 2 правильных ответов – “2”

1 правильных ответов – “1”

Итого:

2-вариант

Фамилия ______________________

Задание

Отметка о правильности выполнения

    1. Как называются клетки крови открытые Левенгуком в 1673 году. Имеют форму двояковогнутого диска. Зрелые эритроциты лишены ядра, на ранних стадиях оно имеется, но утрачивается в процессе развития?

    Называть причины, виды заболевания органов кровообращения.

    Виды кровотечений, способы оказания первой помощи?

    Вы учите уроки. Какой орган при этом получает больше крови?

    Какое действие оказывает адреналин на величину кровеносных сосудов?

    12. Почему происходит омертвление тканей конечности, если наложенный на неё жгут не ослабляют в течение длительного времени?

Критерии оценки: 5 правильных ответов – “5” 4 правильных ответов – “4” 3 правильных ответов – “3” 2 правильных ответов – “2” 1 правильных ответов – “1”

Итого:

Письменное задание

Это задание рассчитано на 5 минут. Ученики письменно заполняют листочек с заданием.

1-вариант

Фамилия ______________________

Задание

Установите соответствие между структурными компонентами крови и их функциями:

Структурный компонент

Выполняемая функция и химическая природа

Соли кальция

Растворимый белок алвзмы

плазма

Обеспечивает иммунитет

фибрин

Транспорт кислорода

Фибриноген

Нерастворимый белок в тромбе

Антитела

Участвует в свертывании

Транспорт гормонов

Критерии оценки:

6 правильных ответов – “5”

4-5 правильных ответов – “4”

3 правильных ответов – “3”

2 правильных ответа – “2”

0-1 правильный ответ – “1”

Итого:

2-вариант

Фамилия ______________________

Задание Установите соответствие между клетками крови и их функциями:

Клетки крови

Выполняемая функция

Т-лимфоциты

Транспорт кислорода

В-лимфоциты

Свертываемость крови

Эритроциты

Клеточный иммунитет

Тромбоциты

Выроботка антител

Фагоциты

Обнаружение антигенов

Определение групп крови

Транспорт гормонов

После того как сделаны все задания и поставлены оценки по каждому типу работ, заполняется “Листок учета знаний”. Итоговая отметка не среднее арифметическое полученных баллов, и она не может быть выставлена, если хотя бы одно за задание ученик получил двойку. Итоговую оценку ставит учитель. В ходе урока некоторые дети отвечали на дополнительные вопросы и им выставлялись отметки о степени правильности ответов. Дополнительную оценку также ставит учитель за дополнительные выполненные задания по карточкам. (приложение № 3)

Рефлексия: учащимся предлагается составить ЭССЕ на тему « Кровь и кровообращение»

Используемая литература: учебник Биология 8 класс, автор Алимкулова Р. и др издательство «Атамура»,журнал Биология в школе. -2002. -№4. Слободяник Р. Ф. Тематический учет знаний, «Учителю биологии» 1998 год, М.Н. Панкина., «ЧЕЛОВЕК АНАТОМИЯ,ФИЗИОЛОГИЯ,ГИГИЕНА» поурочные тесты и задания, автор Г.И. Лернер, издательство «Аквариум» -1998 г.

Приложение №1 «Мотор, который не останавливается всю жизнь.» Если бы можно было взглянуть на какую-нибудь часть нашего тела, все равно какую в микроскоп- открылось бы удивительная картина. Наша грудь, спина, руки и ноги, уши и пальцы - словом, все части нашего тела кажутся цельными и плотными. А на самом деле они составлены из бесчисленного множества мельчайших частиц- клеток. Эти клетки так малы, что глазом их не различить. Человек живет до тех пор, пока живы клетки, из которых состоит его организм. Но всему живому, и клеткам в том числе, надо дышать. Значит им нужно откуда-то получать кислород. Кто же доставляет всем клеткам нашего организма необходимую пищу и кислород? Это делает кровь. Наше тело пронизано густой сетью кровеносных сосудов. Они проложены по всему организму, как водопроводные трубы проложены по всему дому, в котором ты живешь. Одни сосуды широкие и плотные, как резиновый шланг от велосипедного насоса. Другие настолько узкие, что через них не пропустить и волоса. Стенки этих сосудов такие тонкие, что сквозь них легко просачиваются растворы. Как вода по трубам обегает весь дом и попадает в каждую квартиру, так по широким и узким трубочкам сосудов по телу все время пробегает кровь. Бежит она необычайно быстро. За 26 секунд кровь успевает обежать весь организм. По пути кровь забегает в клетки и разносит им пищу и кислород. А заодно уносит с собой скопившиеся в клетках отходы и вредную углекислоту, образующуюся в клетках при дыхании. Где же спрятан тот неутомимый мотор, который непрерывно гонит кровь в сосуды и заставляет обегать ее все тело? Такой необыкновенный мотор – наше сердце. Человеческое сердце невелико. Это плотный и мускулистый мешочек, размером немного больше кулака. Внутри он делиться перегородками на 4 камеры: правое и левое предсердие, правый и левый желудочек. В перегородках между предсердиями и желудочками есть отверстия, соединяющиеся между собой. Из левого желудочка сердца выходит короткая и широкая трубка самого большого сосуда –аорта. По ней сердце выталкивает организм ярко-алую кровь, полную кислорода и питательных веществ. Более мелкие сосуды - артерия разносят кровь по всему телу. Пробегая по клеткам, доставляя им пищу и кислород, забирая углекислоту и отходы, кровь постепенно становиться темно-вишневой. Эта загрязненная, темная кровь бежит по телу уже по другим тонким сосудам-венам. А затем она собирается в двух широких и толстых трубках – верхней и нижней полых венах и по ним возвращаются обратно в сердце. Но где, же кровь обновляется? В каком месте она оставляет собранную ею углекислоту и получает новый запас кислорода? Происходит это в легких. Здесь находиться главная станция отчистки.Когда сердце разжимается, оно всасывает из вен собранную ими испорченную кровь. А затем сердце сжимается, вновь и через другие сосуды гонит кровь в легкие. В легких всегда много воздуха. Они наполняются при каждом вздохе. Пробегая по легким, кровь жадно вбирает живительный кислород. В то же время она отдает легким скрывшуюся в ней углекислоту и человек ее выдыхает. Насытившись кислородом и освободившись от углекислоты, кровь снова становиться ярко- алой. Теперь она готова опять к следующему путешествию по организму. Разжимаясь, сердце вытягивает из легких эту обновленную кровь, а затем, сжимаясь новым толчком, посылает ее в путь. Так обстоит дело с кислородом и углекислотой. А где же получает кровь питательные вещества и когда сдает отбросы? Баз снабжения в нашем теле несколько, это желудок, кишечник, печень. В них все время идет работа – готовится для клеток различные питательные растворы. Пробегая по телу, кровь заглядывает по пути в желудок, кишечник забирает приготовленные там питательные растворы и разносит их по всему организму. Скопившиеся в клетках отходы кровь забирает собой и по пути передает их почкам, потовым железам и другим органам, чья задача удалять из организма все ни нужное и вредное. Пока жив человек его сердце все время находится в движении.

(Приложение №4)

Задания: - вспомнить, что означают эти цифры.

1. 90 % (количество воды в крови)

2. 250-300 г. (масса сердца)

3. 60-80 раз в минуту (количество сердечных сокращений)

4. 120 дней (продолжительность жизни эритроцитов)

5. 0,8 сек (длительность сердечного цикла)

6. 5 млн/ мм з (количество эритроцитов)

7. 0,5-1,2 мм/сек (скорость тока крови в капиллярах)

8. 120/80 мм.рт.ст. (нормальное артериальное давление крови)

9. 6-9 тыс/мм з (количество лейкоцитов)

10. 0,5 м/сек (скорость тока крови в аорте)

« Прием в травм . пункте » - оказать первую медицинскую помощь.

1. У пострадавшего сильное кровотечение из раны на правом предплечье, кровь идет толчками, цвет крови - алый.

Ответ: Артериальное. Жгут выше раны на 1,5 -2 ч. Стерильная повязка. Доставить к врачу.

2. У пострадавшего травма черепа: рассечен лоб, кровотечение обильное, кость не повреждена.

Ответ: Наложить повязку, доставить к врачу.

3. У пострадавшего ссадина на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена.

Ответ: Рану промыть кипяченой водой или раствором марганцовки, кожу вокруг раны обработать йодом или зеленкой, закрыть бактерицидным пластырем.

«Найди ошибку»

Сердце.

Сердце -двигатель крови в организме. Это трехкамерный (4 - х) мышечный орган, расположенный в брюшной (грудной) полости. Масса сердца, около 500 г (300 г). И снаружи, и внутри сердце в ы стлано однослойным эпителием (снаружи -соединительная ткань). Внутри - клапанный аппарат, обеспечивающий ток крови только в одном направлении. Желудочки разделены неполной (полной) перегородкой, и поэтому артериальная и венозная кровь смешиваются (не смешиваются). Самая крупная вена (артерия), несущая кровь от сердца - аорта -начинается от левого желудочка. Сердечный цикл длится 0,8 мин (сек).

Лимфатическая система.

Лимфатическая система - дополнительная к артериальной (венозной) и является частью сердечно - сосудистой системы. Капилляры слепо замкнутые и кровь (лимфа) движется по ним в двух (одном) направлениях. Лимфатическая система -посредник между клетками тела и кровью, снабжает организм кислородом и питательными веществами (освобождает от продуктов распада). Лимфатические сосуды не имеют (имеют) клапанов. Особые образования - лимфатические узлы сосредоточены в грудной полости (по всему организму в подвижных местах). Они выполняют барьерную функцию, здесь образуются тромбоциты (лимфоциты). Состав лимфы и крови сходен (различен).

Решение задач

1. У человека цвет крови - красный, у головоногих моллюсков -голубой. Объясните причину столь разной окраски крови.

Ответ: У головоногих моллюсков в крови имеется пигмент голубого цвета -гемоцианин, который содержит много меди; он и придает крови голубой цвет.

2. Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду жертвы. Однако судебно - медицинская экспертиза на основании анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом? Ответ: В пепле остаются химические элементы, входившие в состав сгоревшего объекта, кровь отличается содержанием Г е, входившего, в состав гемоглобина и если в пепле обнаружится повышенное содержание Ге, значит, на одежде была кровь. 3.У больного низкий гемоглобин. Железодефицитная анемия, малокровие. Что вы ему можете предложить из лекарственных препаратов, фруктов. Таблетки бронхикум, анальгин, витамины «Реви т ». Ответ: Бронхикум - лекарство от кашляАнальгин - обезболивающееРевит – витамины. Гематоген - ябл оки , гранаты - для повышения гемоглобина.

Хурьма - рекордсмен по количеству F е среди фруктов, родина - Китай.

1

4

2

5

3