Театр елены камбуровой спектакль абсент. "абсент" театр елены камбуровой. Иван Поповски поставил "Абсент" в театре Елены Камбуровой

вы можете самостоятельно в кассах площадки или оформить заказ на сайте


Спектакль «Абсент» в театре Елены Камбуровой - это попытка при помощи музыки и пластических композиций передать определенный ряд культурных ассоциаций, которые возникают в сознании зрителей при упоминании этого знаменитого напитка, служившего вдохновением для людей искусства и до сих пор во многих странах приравненного к наркотикам.

Абсенту отдавали должное Артюр Рембо и Поль Варлен, Винсент Ван Гог и Анри Тулуз-Лотрек. В начале XX века художники нередко рисовали картины, на которых был изображен человек с отсутствующим взглядом, пьющий абсент. Хорошо известны такие полотна, как «Любительница абсента» и «Бокал абсента» Пабло Пикассо.

Абсент, важным составляющим которого является экстракт горькой полыни, вызывал галлюцинации, которые сопоставимы с наркотическими видениями. И этот способ ухода от реальности часто использовали художники и поэты в начале века. Присутствие напитка в культуре и его таинственную роль взялся изучить в спектакле «Абсент» македонский режиссер

Иван Поповски - ученик Петра Фоменко, известный своими изысканными постановками, созданными на грани различных жанров.

В его спектакле актеры не произносят ни одного слова по-русски. Только звучит традиционный французский шансон, произведения Мориса Равеля, Клода Дебюсси, Габриэля Форе, Грегорио Аллегри и Паоло Пиццигони. Историю магического напитка рассказывают в спектакле четыре актрисы: Елена Веремеенко, Надежда Гулицкая, Анна Комова и Татьяна Пыхонина. Они сидят за столиками кафе, в то время как на мансарде расположился небольшой оркестр под руководством Олега Синкина.

Билеты на «Абсент» станут пропуском на красивую постановку, в которой звучит замечательная музыка, играет настоящий оркестр и талантливые актеры исполняют пластические этюды и поют французские песни.

Прямо сейчас вы можете заказать билеты на спектакль «Абсент» в театре Елены Камбуровой и увидеть необычную постановку Ивана Поповски, посвященную магическому и опасному напитку, сводящему с ума и одновременно вызывающему настоящее вдохновение.

В Театре музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой состоялась премьера нового музыкального спектакля Ивана Поповски «Абсент. Концерт-галлюцинация». Судя по всему, ученик Петра Фоменко увлекся не только переходными состояниями психики, но и переходными театральными формами. Упивалась видениями МАЙЯ СТРАВИНСКАЯ.

Сценическое воплощение поэзии — конек македонца Ивана Поповски (в «Мастерской Петра Фоменко» он поставил «Приключение» Марины Цветаевой, «Отравленную тунику» Николая Гумилева). В последнее время он и вовсе все больше ставит что-то среднее между спектаклем и концертом классической музыки. Предыдущую свою постановку — концерт-фантазию на музыку немецких романтиков автор назвал «Р. S. Грезы». Новый спектакль тоже про грезы, переходные состояния и стимулирующие средства.
Любитель зеленой настойки Оскар Уайльд признавал, что абсент чрезвычайно поэтичен. Зная любовь Ивана Поповски к поэзии на сцене, легко понять, почему он взялся за культуру абсентизма. На камерной сцене под музыку романтиков Клода Дебюсси, Мориса Равеля и Габриеля Форе разворачивается отчаянно богемная жизнь парижских кафе конца XIX века. Буклет пестрит цитатами программных абсентистов: Поля Верлена, Оскара Уайльда, Эрнеста Доусона и Джорджа Сентсбери. Любимый напиток парижской богемы подается демонически: «Он обладает колдовской силой, он может уничтожить или обновить прошлое, отменить или предсказать будущее»; «Абсент — третий глаз поэта. Он растапливает лед души». Магию легендарного полынного зелья представляют четыре певицы — Елена Веремеенко, Ирина Евдокимова, Анна Комова, Елена Пронина. Завитые кокотки в жемчугах заламывают руки и, распластавшись на столах, распевают песни классиков французского шансона — Шарля Трене, Барбары, Жана Ноэна, Мирей, Лео Шольяка, Луи Феррари, Жака Планта. Целомудренно выбивают канкан руками — запасными парами туфель.
От измождения и печали героини переходят к оргиям, куролесят по пьяни, перепрыгивают со стола на стол, потрошат воображаемое кафе из рогаток, задирают юбки, закручивая ноги, прямо как Джейн Авриль с полотна Тулуз-Лотрека. Вообще, ассоциациями с картинами французских модернистов пронизан весь спектакль, хотя сам Иван Поповски говорит, что старался сделать цитаты не такими очевидными. Нет-нет да и уставятся все четыре утомленные нимфы перед собой, подперев голову одной рукой, а второй обняв плечо — точь-в-точь как пикассовская «Любительница абсента». И выходят вовсе не вульгарные, а очаровательные парижские феи: под конец дамочки извлекают из-под черных платьев алые хитоны и орут. А потом тонут в зеленом свете.
Об игре со светом стоит сказать отдельно. Тот же Оскар Уайльд не видел разницы между зеленым напитком и закатом солнца. И у Ивана Поповски зелье в спектакле проявляется исключительно светом. То простым зеленым прожектором, то лампой из середины стола, то отсветом зеленых неоновых палочек, которыми актрисы в темноте вырисовывают мотыльков, или, наконец, зеленым лазером, в который вливает дым. Слои подвижной изумрудной дымки обволакивают зрителей, что действительно превращает действо в некую галлюцинацию. Зеленое болото исподволь затягивает — впору вместе с программками класть предупреждение Минздрава. Не зря абсент был запрещен в XX веке во многих странах.

Ещё весной, стоя в очереди за билетами на "P.S. Грёзы...", я стала свидетельницей нижеследующего диалога между джентльменом лет сорока и кассиршей.
- Скажите, а спектакль "Абсент" что из себя представляет?- интересовался джентльмен.
- Четыре девочки поют французский шансон.
- Четыре девочки...
Джентльмен повернулся ко мне с плотоядной улыбкой. У меня с ориентацией всё в порядке, и потому я его восторга по поводу девочек не разделила.
На спектакль я хотела попасть по другой причине: как и "Грёзы", "Времена года" и "Капли Датского короля", "Абсент" поставлен Иваном Поповски, которого я обожаю за его талант привносить в спектакли дыхание и энергетику высших сфер.
Всю весну я заглядывала в кассу, чтобы в очередной раз убедиться, что билетов на "Абсент" нет. Но, если долго мучиться, то, как известно, что-нибудь да получится. И вот в мае мне удалось купить билетик на "Абсент" аж на 2 июля, последний спектакль перед закрытием театрального сезона. Ради такого дела я даже отложила отъезд на дачу.
В фойе театра я первым делом купила глянцевую программку цвета изумрудно-зелёного абсента, из которой узнала следующее:
"Абсент- алкогольный напиток (крепостью около 70 %), как правило, изумрудно-зелёного цвета, одним из его компонентов является полынь. Был изобретён французским доктором Пьером Ординером, бежавшим от Французской революции в швейцарскую деревню, и использовался для лечения всяческих хворей. В Европе вошёл в моду в 19 веке. Употребление абсента в большом количестве вызывало слуховые и зрительные галлюцинации, состояние, сходное с наркотическим опьянением. Считалось, что абсент стимулирует творческий процесс. По этой причине напиток стал очень популярным в среде художников, актёров, поэтов. Его пили и восхваляли Рембо, Верлен, Мопассан, Ван Гог, Эдгар По, Оскар Уайльд, Бодлер, Дега,Тулуз-Лотрек. Все они известны не только своими произведениями, но и отчаянно богемным образом жизни. Полагалось, что именно злоупотребление абсентом приводило его любителей к совершению безумных поступков, вплоть до самоубийства. Пристрастие к этому напитку, называемое абсентизмом, считалось билетом в сумасшедший дом.
В августе 1905 года Джин Ландфрэй, швейцарский фермер и известный абсентщик, застрелил всю свою семью. Эта история заняла первые страницы европейских газет. В них говорилось, что фермер находился под влиянием выпитого абсента. Дело получило широкую огласку и, в конечно итоге, "Зелёная фея" была изгнана из многих стран мира.
Дольше всего запрет продержался в Швейцарии, парламент которой лишь в 2005 году проголосовал за разрешение употребления абсента."
Тут же приводились высказывания всяких известных личностей об абсенте, а также традиционное напутствие Ивана Поповски.
Программка произвела на меня неожиданное действие: мне вдруг захотелось абсента, хотя спиртного я на дух не переношу, даже пива. Кстати, в крошечном театральном буфетике абсент продавался- безумный напиток по безумной цене. Я не купила, а вот в стаканчиках, стоявших перед двумя дамами рядом, плескалось нечто восхитительно-зелёное и манящее.
"Абсент! На этот источик безумия и преступлений, идиотизма и позора правительства должны бы наложить тяжёлый налог, а то и вовсе запретить его." Поль Верлен.
В семь погасили электрический свет, зажгли свечи, и фойе театра стало напоминать большую уютную комнату, со старым пианино, книжными полками и прочими милыми безделушками.
В зрительный зал мы шли по узкому коридору. Свет здесь тоже был выключен, а двери гримёрок распахнуты, и на пороге каждой стоял музыкант во фраке. В одной гримёрке играли на скрипке, в другой- на флейте, в третьей- на контрабасе.
В зрительном зале тоже царил полумрак. Сцены не было. Прямо перед зрителями располагались четыре чёрных круглых стола, положив голову на которые, дремали четыре девицы. Игривые кудряшки на головах, откровенные чёрные платья с кружевами, ажурные колготки, изящные туфельки на каблуках,- не то уставшие от трудов праведных кафешантанные певички, не то танцовщицы кабаре, не то ночные феи, а, быть может, всё вместе взятое.
Вот одна из девиц шевельнулась, будто просыпаясь; развернулась на стуле, задрала вверх стройную ножку, соблазнительно обтянутую чёрным ажурным чулочком, и, игриво подрыгав ею, запела.
Que reste-t-il de nos amours...
"Перевод песен в программке не приведён сознательно: важна музыка, музыка языка, музыка тела, музыка света... Важно состояние и свободное погружение в "Абсент"." Иван Поповски.
Следом "проснулась" вторая девушка.
Mon amant de Saint-Jean...
"P.S. Если вы знаете французский язык, попытайтесь его забыть на время спектакля".
Третья девушка.
Papa n"a pas voulu...
"За музыкою только дело.
Итак, не размеряй пути.
Почти бесплотность предпочти
Всему, что слишком плоть и тело.
Не церемонься с языком
И торной не ходи дорожкой..."
Поль Верлен
Четвёртая...
Mon coeur est un violon...
"Абсент- третий глаз поэта. Он растапливает лёд души". Поль Верлен.
"... Абсент- для поэтов. Он обладает колдовской силой, он может уничтожить или обновить прошлое, отменить или предсказать будущее". Эрнест Доусон.
Вы оказываетесь во французском кабаке 19 века, и его обитательницы, утомлённые и одновременно вдохновлённые абсентом, поют, танцуют, о чём-то оживлённо болтают, шепчутся, заигрывают друг с другом и публикой.
Да, джентльмен, стоявший в кассу, остался бы доволен: игривые взгляды, соблазнительные позы, мелькание стройных ножек не оставят равнодушной мужскую часть зала.
"Это коварный напиток, и привычка к нему быстро овладевает своей жертой, которая рано или поздно отказывается от попыток обуздать свою страсть". Роберт Шерард.
На сцене темнеет, девушки исчезают. В темноте вдруг мелькает изумрудно-зелёный светящийся всполох- один, другой. На балконе музыканты играют Bolero. Невидимый барабанщик взмахивет изумрудно-зелёными палочками; другой музыкант похлопывает палочками друг о друга. Снова появляются девушки-шансонетки- изумрудно-зелёные палочки переходят ним; завораживающе кружатся, летают, парят в воздухе, вычерчивая в темноте причудливы узоры.
"После первого стакана ты видишь вещи такими, какими тебе хочется, чтобы они были. После второго ты видишь их такими, какими они не были. Наконец, ты видишь их такими, какие они на самом деле, и это самое страшное". Оскар Уайльд.
В зрительный зал врываются потоки густого дыма, подсвеченного ярким пламенем. Чёрные платья сняты, теперь на актрисах- просторные развевающиеся одежды цвета огня. Дым постепенно заволакивает весь зал,- девушки почти скрыты им. Огонь гаснет; в темноте появляется множество изумрудно-зелёных лучей, пронизывающих всё и вся. Сочетание густого дыма и зелёных лучей содают впечатление, что актрисы купаются в изумрудно-зелёном абсенте; такие же изумрудно-зелёные волны абсента колышутся над головами зрителей.
"Первая стадия- как обычное питьё, во второй ты начинаешь видеть чудовищные и жестокие вещи, но, если не сдашься, ты войдёшь в третью и увидишь то, что хочешь видеть, всякие чудеса". Оскар Уайльд.
Свет гаснет, зелёные феи абсента исчезают, гремит гром...
ЗДОРОВО!
- красивая музыка, красивые песни, красивые девушки в парижском кафе 19 века- зрелище интересное и эффектное.
- номер со светящимися палочками
- лазерное шоу в конце
ФУ!
- конец спектакля я расшифровать не смогла
- когда расшалившиеся певчики палят из рогаток по лампам и оттуда с грохотом сыплются снопы настоящих искр, становится не по себе. Не сразу понимаешь, что так и должно быть.
- Дым, конечно, выглядит эффектно, но временами вспоминался рекламный ролик со словами: "Команда газы дана для всех". Как актрисы умудряются в таком дыму ещё и петь- загадка.

PS.Сюжета, как и во всех спектаклях Ивана Поповски, нет. Да, собственно, и спектаклем увиденное назвать нельзя. Это некое действо, не имеющее к театру никакого отношения: мистерия, феерия- называйте, как хотите- вроде древнегреческих.

PPS. На обратном пути зашла в магазин: абсент стоит тысячу с лишним за бутылку.
"Никто, кроме сумасшедших, которыми, как считается, он нас и делает, и тех, кому сумасшествие предначертано, не станет пить его в чистом виде". Джон Сентсбери
Ну как после такой рекламы да не выпить? Господа, не угостит ли кто рюмашкой зелёной феи?

Газета , 21 июня 2005 года

Глеб Ситковский

Летя на зеленый свет

Иван Поповски поставил "Абсент" в театре Елены Камбуровой

В Театр музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой, расположенный вдалеке от московских бродвеев, редко ступает нога театрала. Между тем именно там, в пространствах бывшего кинотеатра «Спорт», родился один из самых пристойных и эстетских спектаклей ушедшего театрального сезона. Режиссер Иван Поповски, учившийся мастерству у Петра Фоменко, называет свой «Абсент» «концертом-галлюцинацией».

Рассуждать о подспудных смыслах такого представления - все равно что искать истину на донышке бокала с абсентом: занятие бесперспективное. Спектакль Ивана Поповски - это самоценно эстетское произведение, выполненное с безупречным чувством стиля, ритма и меры и ни на что большее не претендующее. О том, что режиссерская слава Поповски началась с цветаевского «Приключения», поставленного на курсе «фоменок», непременно вспомнится, когда зрителей поведут в зал по темному узкому коридору. В конце туннеля таинственно фосфоресцирует ядовитая абсентовая зелень, а из каждой попутной гримерки уже слышится французский шансон. Достигнув будочки с театральной вахтершей, обязательно прыснешь: перед добропорядочной бабушкой, до этого не замеченной в порочащих связях, коварно водрузили бутылку и бокал с зеленой жидкостью, и сразу стало ясно, что она вылитая любительница абсента с картины Пикассо.

Организацию пространства в крохотном зале, где неудаленным аппендиксом торчат колонны, доставшиеся театру в наследство от кинотеатра «Спорт», тоже можно оценить на «отлично». Балкончик отдан господам музыкантам, а первый этаж - галлюцинациям. Галлюцинировать препоручено четырем девицам с распущенными волосами: они вырываются из мертвецкого опьянения лишь для того, чтоб удивить и порадовать нас мощью своего голоса, а потом снова уронить голову на руки. Поют по-французски. Все это было бы, видимо, довольно занудно, когда б не спасительный юмор, приходящий на помощь строго по расписанию, и режиссерская изобретательность. Музыкальные композиции чередуются, как саундтреки у хорошего ди-джея: два медляка, один быстрый. Томные кафешантанные кокотки, облаченные, как положено, во что-то изысканное, тулуз-лотрековское, запросто могут перевоплотиться в развеселых хулиганок и начать пулять из рогатки в театральные прожектора, причем под потолком, к ужасу публики, и впрямь начинает что-то взрываться.

К финалу зрители вместе с исполнительницами утонут в световом абсенте: лазер вырисует зеленую эфемерную бутылку аккурат сквозь наши тела. Если свести сюжет спектакля к краткой формуле, то придется воспользоваться цитатой из хулиганского стишка: «Стиль баттерфляй на водной глади продемонстрировали девы». То есть не на водной глади, конечно, а на абсентовой. Вроде бы пустячок, а приятно. Это без всякой иронии. Ведь на нашей сцене так редко случается, когда режиссеру удается продемонстрировать стиль.

Буквально вчера была в театре "Мастерская Фоменко" на спектакле "Капитан Фракасс" , а нелавно в театре Елены Камбуровой на спектакле "Победа. Реквием."
И вот приглашение на спектакль театра Елены Камбуровой в Мастерской Фоменко. Ну, в этом нет ничего удивительного, режиссёр Мастерской поставил довольно много спектаклей и на сцене театра Камбуровой. Их фестиваль и проходит на сцене Мастерской.
Страничка спектакля "Абсент" на сайте театра:
http://kamburova.theatre.ru/events/absent/
За приглашение спасибо сообществу moscultura и tushinetc
http://moscultura.livejournal.com/271155.html

Атмосферный спектакль. Опять же - сцена театра Камбуровой существенно меньше пространства Мастерской - он поставлен для малого пространства и, наверное, там энергия спектакля больше концентрируется. Да и артистам наверняка привычней. Зато здесь можно на поклонах побегать, поразмахивать подолом платья вволю! :-))))

«И притоны абсента, и французский роман -
Обнаженный, порочный, бесстыжий -
Это храмы, где царствует грязный обман.
Да, пожалуй, не спустишься ниже».
(Эрик Стенбок)

Атмосфера притона создаётся больше самими "дамочками", явно под шафе и вовсе не по-пуритански одетых. Они под "кайфом", соответственно постоянные перепады настроения - совершенно детское веселье сменяется мёртвой тоской. И всё это передаётся песнями - исключительно французский язык, песни совершенно не "хитовые", я не узнала ни одну, но всё понятно и без понимания языка. очень красиво оформлен спетакль. Элегантно-развратное чёрное, пламенное алое, тоскливо-ядерное зелёное.. Реально зелёный луч света, проходивший прямо у меня над головой, хотелось потрогать (что, кстати, некоторые зрители и делали), было ощущение, что он материален, что ты поднимешь руку и она увязнет в этой зелёной суспензии..
Но самое прекрасное - это актрисы. Разные характеры, разные ситуации. Наверное, это по накалу не "Победа. Реквием", наверное, это "просто" прожигание жизни, никчёмное, с очевидным концом.. Но эти маленькие разные моментики жизней любительниц абсента переданы замечательно!
Героини:
Елена Веремеенко, Надежда Гулицкая, Анна Комова и Евгения Курова.



На там же ещё и живой оркестр!
Кстати, представление началось ещё с первым звонком, если не ранее - уже в фоце начал играть оркестр! Сначала на уровне балкона, но неугомонный аккордеон спустился и до уровня партера. кстати, была разыграна и милая сценка, которуя в оценила лишь позже.. заходила в зрительный зал одной из последних, а надо было прорваться в середину ряда, уже третий звонок, мне полряда поднимать, а в начале нашего ряда какое-то министолпотворение.. две дамы стоят, явно ждут, чтобы тертья освободила крайнее место. А мне сквозь них всех в середину ряда, конечно, я несколько недовольна. Но тут подошёл аккордеон и согнал дамочку. Только тут до меня дошло, что это уже спектакль начался!! :-))))
Скрипка - Тимур Воротников, виолончель - Елена Слободчикова, флейта - пётр тишков, фагот - Илья Каштан, аккордеон - Евгений Алтудин, гитара - Вячеслав голиков, клавишные - Олег Синкин.

В тему вот тут подборку картин нашла про абсент. Отутда:
Не зря же абсент называют «Зелёной музой (феей, нимфой) французского бомонда» (фр. la Fée Verte). Тогда оно ассоциировалось с волшебством, мифологией и соблазнением женщин в конце XIX века. Некоторые энтузиасты считают, что в те времена абсент обогнал во Франции по популярности вино. Абсент стал даже одним из символов Франции.
Загадочный и дурманящий, страстный и ядовитый, губительный и восхитительный, модный и коварный, даже мистический... Как только не называли этот напиток. Настоящий зеленый волшебник - символ противоречивости, обмана чувств и ощущений...