Танго - грустная мысль, которая танцуется… История аргентинского танго. Аргентинское танго: история танца и лучшие мелодии, написанные в его ритмах Где зародилось танго

В наше время аргентинское танго популярно настолько, что любой человек, имеющий доступ к интернету, совершенно легко найдет массу статей на эту тему. Поэтому мы можем позволить себе быть краткими и высказать собственный взгляд на историю танго.

Как известно, в конце XIX века в Аргентину хлынула толпа эмигрантов из Европы. Что это были за люди? Разные: от работяг, ищущих лучший заработок для оставленной на родине семьи, до бандитов и воров. В основном это были мужчины. Одинокие мужчины. Они привезли с собой музыку и традиции своих стран. И им надо было отдыхать. А там, где есть одинокие мужчины, всегда будут женщины, готовые заработать на этом.

Стоит заметить, что в те времена бордель был не столько местом для плотских утех, сколько своего рода клубом по интересам, где мужчины могли позволить себе расслабиться после изнурительного (или не очень) труда. Алкоголь, музыка, шутки, песни и танцы... Благодатная почва для рождения удивительного по своей сути танца.

О прародителях танго написано множество трудов и статей, все они достаточно скучны, и больше путают читателя, нежели раскрывают историю танго. Спорить о том, из какого танца сформировалось танго и от какого слова произошло название, можно до бесконечности. Очевидно одно: танго - это уникальный симбиоз танцевальных традиций множества культур. Мы думаем, именно эта многогранность и дает танго такой неоднородный и пластичный характер, способный подстроится под любой режим, любую страну, а главное, под любое время. Можно сказать, танго обладает качествами человека, способного расти, развиваться, учиться и видоизменяться.

Существует мнение, что танго изначально мужской танец. Высказывают предположения от романтичных до самый пошлых. Но что бы ни говорили, этот танец был в первую очередь мужским. А как может быть иначе в стране, где на 11 мужчин приходится 1 женщина, а каждая третья продает свое время? Уже одна лишь возможность просто обнять женщину зависит от того, насколько хорош мужчина в танце. Вот мужчины и тренировались друг с другом, опасаясь быть заподозренными в «чем-то таком». Хотя... если вспомнить европейские нравы того времени, может «что-то такое» и случалось... Но не будем портить подозрениями красивую историю. В любом случае, для танго характерно танцевать в паре, не важно с кем: мужчина с мужчиной, женщина с женщиной (было и такое, когда дамы хотели позлить своих кавалеров), и как верх самой страсти - мужчина и женщина.

О месте рождения тоже идут споры: то ли Аргентина, то ли Уругвай. Как бы то ни было, в Париж танго привезли все-же предприимчивые и красивые маэстро из Серебряной страны. И тут же заразили Европу тангоманией. Было модно все, что связано с танго: одежда, прически, обувь, музыка... Стиль жизни - танго... Конечно же, не обошлось без гонений церкви. А как же без нее? Сначала венский вальс подорвал устои морали старушки Европы, а теперь этот танец... с непонятной историей и происхождением. Доподлинно известно, что Папа Римский Пий Х собирался запретить порядочным христианам танцевать танго. Но тут, как ни странно, не обошлось без румын - в 1914 году ученики аргентинского маэстро Казимира Аина весьма скучно и безо всякой порочной страсти станцевали новый танец в Ватикане. Расчет был верен - запрет был снят.

Значимую роль в популяризации танго этого периода занимает Карлос Гардель (Carlos Gardel) - аргентинский певец, композитор и актёр, чей волнующий баритон, драматические песни, и узнаваемый элегантный стиль произвели фурор за пределами Аргентины.

Немного подпортил триумф танго военный переворот в Аргентине в 1930 году, когда власти стали панически бояться любого сборища людей, количеством больше трех. И тем не менее танго не исчезло из культуры аргентинцев. Да, правительство запретило к исполнению песни с намеками о политике, но само танго оно было не в силах запретить.

Начался Золотой век танго. В этот период появилось множество композиторов, исполнителей танго и оркестров, каждый из которых совершал своеобразный прорыв, видоизменяя танго. Хуан Дарьенцо (Juan d’Arienzo) - «король ритма», - создал ритмичное танго (в это время начал свой путь рок-н-ролл), используя более современные аранжировки и инструментарий. Карлос Ди Сарли (Carlos di Sarli) стал классиком мелодичного, лиричного, богатого танго, за что был особо любим среди широких масс танцующих танго в своё удовольствие. Освальдо Пуглезе (Osvaldo Pugliese) создал сильные аранжировки, что дало толчок сценическому танго.

К сожалению, долгое пребывание под запретом сказалось на популярности танго, и к 50-м годам ХХ века танго стало терять своих почитателей. Необходимо было что-то новое. В корне отличающиеся от того, что было в период Золотого века танго. Танцу было необходимо новое дыхание. И оно пришло в 60-х годах вместе с «танго-нуэво». Революцию совершил бандонеонист Астор Пьяцолла (Ástor Piazzolla), соединив джаз и классическую музыку.

Но все же долгое время аргентинское танго было всего лишь визитной карточкой Аргентины. До тех пор пока предприимчивые маэстро из Серебряной страны... снова не привезли в Европу спектакль об аргентинском танго, и в 90-х началась очередная тангомания, которая продолжается и сейчас.

Повсеместно открываются школы аргентинского танго, по свету разъезжают странствующие и приглашённые преподаватели из Аргентины; вместе с тем танго живёт и развиваются, рождаются новые и видоизменяются различные стили; пишется музыка, соответствующая современным тенденциям. И в то же время можно заметить постоянные отсылки к истокам - к тому танго, которое танцевалось в Аргентине в конце XIX века.

Танго - один из самым загадочных танцев в мире. Ведь в нем уживаются сдержанность характеров, строгость линий и безудержная неприкрытая страсть одновременно. Современное танго имеет множество разновидностей. Среди них и строгое бальное направление, и страстное аргентинское и необычное финское. Но все они отличаются от других видов танцев своим особенным неповторимым характером. Ведь только в танго можно совместить такие анатономичные черты как выдержанность и страсть, строгость и фривольность, нежность и агрессию. Может именно поэтому, несмотря на свою сложность, как в исполнении, так и в понимании, этот танец имеет огромное количество поклонников по всему миру.

История Танго
Танго - это уникальный сплав традиций, фольклора, чувств и переживаний многих народов, имеющий более чем вековую историю. Оно появилось в конце XIX века в бедных эмигрантских кварталах Буэнос-Айреса, куда съезжались эмигранты в поисках счастья, здесь встретились культурные традиции стран всего мира. Счастья на всех не хватило, его заменил танец, доступный всем. В нем аргентинская милонга, гаванская хабанера, испанское фламенко, ритуальные танцы индейцев, польская мазурка, немецкий вальс слилисьвоедино в танце тоски по покинутой родине, несчастной любви, страсти и одиночества. Сначала танго было танцем мужчины.Это было противоборство, дуэль, в основном конечно из-за женщины. Говорят, что дама могла выбирать из 10-15 мужчин. Позднее танго стало танцем мужчины и женщины. Во многом и по сей день танго сохранило свою противоборствующую силу и правила игры: мужчина ведет, дама следует за его ведением. Танго оказалось настолько жизнеспособным, что очень быстро вырвалось не только за пределы портов и улиц бедных кварталов Буэнос-Айреса, но и за границы Аргентины. В начале XX века танго и его музыка вошли в жизнь европейских стран. Это был золотой век танго, период тангомании. Париж начала века влюбился в танго с первоговзгляда. Это незаконное дитя африканских ритмов, итальянских песен и мазурки попало в Париж благодаря нескольким танцорам из Аргентины. Возникло новое слово - тангомания , мода на танец танго и на все, что с ним связано: танго вечеринки, танго напитки, сигареты, одежда и обувь в стиле танго. Из Парижа танго и разошлось по всему миру, в Лондон, Нью-Йорк, Германию и Россию, хотя не беспрепятственно. Сам Папа Пий Х высказался против нового танца, а австрийский император запретил солдатам танцевать его в военной форме. А английская королева заявила, что отказывается танцевать "это". Но в 1914 году пара румын, учеников аргентинца Казимира Аина, станцевали "это" в Ватикане, и Папа таки снял свой запрет. У нас в России тоже было свое танго. Танго стало очень популярным в Петербурге в начале ХХ века, хотя его танцевание было официально запрещено. Так в 1914 году появился указ министра народного просвещения, запрещающий в учебных заведения России само упоминание о "вошедшем в большое распространение танце под названием танго". И если вспомнить, судьбу танго в свое время разделяли и вальс, и мазурка, и полька...И в 20-30ые годы оно также было под запретом как танец буржуазной культуры. Запрещать запрещали, но тангостановилось все более любимо. Из рук в руки передавались заигранные патефонные пластинки с "Кумпарситой" Родригеса, "Брызгами шампанского", "Утомленным солнцем". Звучали сладостные мелодии Оскара Строка, задушевное танго в исполнении Вадима Козина, Петра Лещенко, Константина Сокольского, Александра Вертинского... А затем танго военного времени и танго из отечественных кинофильмов. Это было наше родное русское танго.
Совсем недавно к танго относились как к ретро танцу, культуре и стилю, который давно отжил свой золотой век. Но сегодня танго вновь возвращается в нам в начале нового века в том исконном стиле, как его танцевали и танцуют в Аргентине. Это новая волна тангомании. Это новое направление неоромантизма, когда мужчина и женщина заново открывают очарование и удовольствие от танца вдвоем. Аргентинское танго танцуют во всем мире.


История Аргентинского Танго

Эта история началась в Аргентине. Говорят, что вначале танго танцевали негры, бывшие рабы, жившие в Аргентине. Этот танец сопровождался ритмами барабанов. В конце 19 века аргентинский портовый город Буэнос-Айрес стал необычайно популярным среди эмигрантов. Из разных стран Европы приехали сюда люди в поисках лучшей жизни. Эти люди привезли с собой различные музыкальные инструменты из своих родных стран: скрипки, гитары, флейты, и конечно они несли в себе музыкальные традиции своих стран. И вот в Буэнос-Айресе, как смешение различных культур и направлений в музыке формируется и развивается неизвестный ранее танец - танго. Сначала он был веселым, легким, временами даже вульгарным. Долгое время он оставалось музыкой и танцем низших слоев общества. Средний и высший классы его не признавали. В те времена танго танцевали в тавернах, во дворах бараков, в публичных домах и просто на улицах в беднейших кварталах города. В начале 20 века среди инструментов танго появился бандонеон, инструмент, напоминающий своим звучанием орган. Он добавил ноты драматизма в музыку танго. С его появлением Танго стало более медленным, появились новые для него тона интимности. В 20-х годах нашего века в Аргентине начался экономический кризис. Огромное количество людей потеряло работу и жители Буэнос-Айреса стали очень грустными людьми. Необходимо отметить, что в то время большую часть населения Буэнос-Айреса составляли мужчины. И потому мужчины Буэнос-Айреса были очень одиноки. Лирика танго - это всегда будет женщина, грусть и тоска по ней. Для мужчины-портеньо существовали лишь короткие минуты сближения с женщиной. Это происходило тогда, когда он держал ее в своих объятиях, танцуя танго. В эти моменты мужчину охватывала любовь, и это чувство как-то примиряло его с жизнью. В 1955 году в Аргентине наступает военный режим. Танго все также неугодно высшим и средним слоям общества, так как танго - это танец бедноты, танец народа, танец свободных чувств. Когда вы танцуете Танго, не увлекайтесь шагами, потому что шаги это менее важная часть этого танца. Наиболее важная часть Танго - музыка и ваши чувства.


Размышления на тему происхождения танго

Танго это прежде всего танцевальный жанр, имеющий свой ритм и структуру, отличающие его от других жанров. На зарождение танго сильное влияние оказал социально-культурный контекст конца 19 столетия. Те условия, которые сформировали танго в период с 1890 по 1920 года, были уникальными. Их уже не будет, когда начнут появляться новые музыкальные жанры, чтобы бороться за право быть популярными.
Социальные условия, в которых родилось танго - это Буэнос Айрес в 1880-е года с коренным населением в 210 000 человек и нахлынувший тогда большой поток эмигрантов из Европы. В 1910 году население достигает 1 200 000 человек и именно тогда для танго наступает расцвет. Эти исторические события очень важны для нашего анализа. Именно эта смесь европейских кровей с испанским и коренным латино-американским населением дала толчок новому способу самовыражения с помощью музыки. Этот беспрецедентный случай слияния различных наций придает танго характер универсального танца. Буэнос Айрес в 1880 года был похож на большую деревню, где можно было потанцевать или посмотреть на танцующих только в данс холлах или театрах. В эти академии нанимали только женщин, у которых было специальное разрешение на работу. Как правило, находились данс холлы на окраинах города или в пригородах. На танцевальных вечерах смешивались ритмы хабанеры (гаванский танец), польки, корридо, вальса, шотландской песни и других жанров. Из всех этих ритмов и родилось танго, быстро становившееся популярным в разрастающемся Буэнос Айресе. В то время была обычной практика, когда в комедиях, опереттах и других пьесах малого жанра актеры пели и танцевали на сцене. Еще до начала 20-го столетия на этих шоу стало звучать музыка танго. Уличные музыканты распространяли мелодию танго по всем уголкам и кварталам, и очень часто можно было увидеть на улице людей, танцующих танго, особенно мужчин, танцевавших друг с другом. В то время женщины были редкостью, так как эмигранты, как правило, оставляли своих жен и подруг дома и одни устремлялись на поиски своей фортуны. Еще одно заблуждение насчет танго - то, что оно было отвергнуто и запрещено в высшем обществе. Начиная с 1902 года, Teatro Opera устраивал балы, где танго наравне с другими танцами включалось в репертуар. А туда вряд ли ходили простые рабочие или люди из провинций. С развитием
технологий и появлением граммпластинок и проигрывателей, танго стало все больше внедряться в жизнь города. Цена одной пластинки тогда варьировалась между 2 песо и 50 центами 5 песо. Граммофон тогда стоил между 150-300 песо. Один нотный лист стоил от 1 до 3 песо. Кто мог покупать эти вещи за такие цены? Безусловно, состоятельные люди, имеющие дома помимо проигрывателя граммпластинок пианино, чтобы играть по нотам. Средняя зарплата полицейского в то время составляла 60 песо. Между 1903 и 1910 годами было выпущено более тысячи пластинок, 350 из которых были посвящены танго, и огромное количество нотных листов. В следующее десятилетие объем пластинок возрос до 5 500, из которых на половине были записи танго. Разве это не говорит о большом спросе? Разве могли бедные люди купить граммофон? Кто мог покупать пластинки?
В заключении: культура танго родилась из смеси испанской и латино-американской культуры с тем, что привезли с собой европейские эмигранты. На его происхождение оказали свое влияние с одной стороны, милонга, хабанера, шотландский танец, с другой - оперетта и эстрадная песня. Родилось танго на окраинах города и в провинциях. Затем, становилось популярным в данс холлах, которые тогда назывались академиями. Уличные музыканты распространяли танго по всем кварталам, а театры включали его в свои постановки. Ему пришлось уживаться с другими танцами, но в итоге оно прочно завоевало свое место в центре города. Танго было принято, в большей или меньшей степени, всеми слоями общества и было признано сначала в Европе, позже в Соединенных Штатах, а потом и в остальной Америке.


Корни танго - танца и музыки

О происхождении танца, музыки и самого слова "танго" спорят самые фантастические теории, простирающиеся вплоть до страны восходящего солнца. Эдуардо С. Кастилльо полагает, что слово "танго" - японское, так как сам танец был якобы изобретен японцами, жившими на Кубе. Даже при том, что мы понимаем, что эта теория слишком далека от того, чтобы быть реальной, и не столь отдаленные истории происхождения танго не могут считаться более надежными и остаются до сегодняшнего дня предметом ожесточенных дискуссий. Спорят уже о том, откуда происходит слово "танго". Некоторые считают, что в его основе- латинский глагол "tangere" - касаться, другие считают его произошедшим от испанского слова "tambor" - барабан - через промежуточный этап - "tambo" или "tango" к "tango". Более вероятной представляется теория, опубликованная Винсенте Росси в 1926 году в его книге "Cosas de negros"(Дела Черных). Росси первым указал на то, что слово "танго" может происходить из одного из африканских диалектов.
Его предположение представляется тем более вероятным, что Буэнос Айрес и Монтевидео в течение многих лет являлись важными перевалочными пунктами работорговли. Рикардо Родригес Молас, еще один танго- исследователь, подтвердил тезис Росси в своих этимологических исследованиях, доказывая африканское происхождение слова "танго". Спор ведется собственно о том, что послужило основой: конголезский танец "ланго", бог нигерийского племени йоруба "шанго" или слово народности "Банту" "тамгу", означающее танец вообще. По Моласу "танго" происходит из Конго, где означает "закрытое место" , "круг". Позднее этим ловом стали называть места, где собирали рабов перед погрузкой на корабль. При сравнении танго с кандомбэ, музыкой черного населения Буэнос Айреса, уже по используемым инструментам видно, как мало общего у этих музыкальных стилей.
Ни один из многочисленных ударных инструментов, составляющих основу кандомбэ, никогда не применялся в танго. Танго и кандомбэ объединяет ритмическая формула, которая в принципе лежит в основе всей латиноамериканской музыки, подвергшейся африканскому влиянию, от Уругвая до Кубы. Эта ритмическая формула оказала свое влияние и на три музыкальных стиля, считающиеся непосредственными предшественниками танго: афрокубинскую хабанеру, танго Андалуз и милонгу.
Хабанера , возникшая примерно в 1825 году в пригородах Гаваны, - это и парный танец, и форма песни. С музыкальной точки зрения она представляет собой смесь испанских песенных традиций с ритмическим наследием черных рабов. В результате постоянных контактов между колонией и метрополией хабанера проникла в Испанское королевство и примерно в 1850-тые годы стала популярна во всей стране в основном благодаря народным театрам. В портовых тавернах Буэнос Айреса и Монтевидео хабанеру распространяли кубинские матросы. Она моментально стала конкурентной с самыми модными танцами той эпохи, с мазуркой, полькой, вальсом. Она также пользовалась большой популярностью в народном театре в форме песенных куплетов. Ритмическая базовая структура хабанеры состоит из двухчетвертного такта, который в свою очередь составлен из одн6ой ударной восьмой, одной шестнадцатой и двух следующих восьмых. Танго Андалуз , возникшее примерно в 1850 годы в Кадисе, относится к классическим формам фламенко и исполняется в сопровождении гитары. Это как песенная форма, так и танец, который исполнялся вначале только женщиной, впоследствии одной или несколькими парами, причем партнеры не прикасались друг к другу. Однако в Аргентину танго Андалуз пришло не в качестве танца. Здесь оно использовалось только как песня или куплеты народного театра.

Милонга
, креольская предшественница танго, является уже сама по себе "частью культурной истории" , причем о первоначальном значении этого слова также нет единого мнения. Дитер Райхардт считает, что это слово является множественным числом слова mulonga ("слово") языка Кимбунду. В то время как у негритянского населения Бразилии сохранилось первоначальное значение слова milonga - "слова", "разговор", в Уругвае "милонга" означала "городское пение" (payada pueblera) в отличие от песен сельского населения, просто payada. В Буэнос Айресе и его окрестностях milonga в 1870 -ые годы означала "праздник" или "танцы", а также место их проведения, и одновременно "беспорядочную смесь". В этом значении это слово употребляется в эпосе Мартина Фиерро. Вскоре после этого это слово стали употреблять для обозначения особой танцевально- песенной формы, к которой добавились milonguera - танцовщица в увеселительных заведениях и milonguita - женщина, работающая в кабаре, со склонностью к алкоголю и наркотикам." В это время милонга была интересна как танцевально- песенная форма. Сельская милонга была очень медленной и служила музыкальным сопровождением песен. Городской вариант был намного быстрее, более подвижным, его играли и соответственно танцевали более ритмично. Если говорить о ритмических элементах, то в милонге наиболее ощутимы лишь элементы африканской кандомбэ. Более очевидна родственная связь с музыкой народных певцов пампы. В то время как танго представляет собой более стилизованную городскую музыку, оставившую позади свое фольклористическое наследие не позднее чем в 20-ые годы, милонга несет в себе многочисленные черты народной музыки Аргентины.


Милонга, хабанера и танго Андалуз занимали существенное место в репертуаре трио, гастролировавших в 1880-ые годы в районе Буэнос Айреса. Эти музыканты были почти сплошь самоучками, игравшими на флейтах, скрипках и арфе на танцах в рабочих кварталах, закусочных и борделях пригородов. Арфа часто заменялась мандолиной, аккордеоном или просто гребнем и впоследствии была полностью вытеснена гитарой, которая со времен конкисты играла важнейшую роль прежде всего в сельской местности как национальный инструмент гаучо и паядоров. Вскоре гитарист стал определять гармоническую основу, на которой импровизировали скрипач и флейтист. Мало кто из тогдашних музыкантов мог читать ноты. Все играли по слуху и изобретали каждый вечер новые мелодии. То, что нравилось, часто повторяли, пока не возникало своеобразное музыкальное произведение. Но так как эти мелодии не записывались, на сегодняшний день не известно, как они в точности звучали.
Репертуар таких групп был более чем пестрым. Они играли вальсы, мазурки, милонги, хабанеры, андалузское танго и в кокой-то момент первое аргентинское танго. Сегодня невозможно сказать, какое трио в какой забегаловке города сыграло первое наиболее чистое танго. Переходы между хабанерой, милонгой и андалузским танго были так незаметны, что их часто путали.
Возникновение танго можно более-менее точно проследить с того момента, когда музыканты, играющие для танцоров, могли читать ноты и, таким образом, записывать исполняемую ими музыку. Это были прежде всего пианисты, играющие в элегантных салонах, где имелось пианино. Пианисты играли здесь в большинстве случаев в одиночку. Они имели, как правило, музыкальное образование в отличие от своих анонимных коллег из трио, играющих в пригородах. Они обменивались нотами, создавали свой стиль и - что наиболее важно - записывали свои композиции.
Одним из известнейших заведений того времени было кафе- ресторан, открытый немцем Хуаном Хансеном в 1877 году в городском районе Палермо "Lo de Hansen" (" У Хансена") - некий гибрид ресторана и борделя. Здесь можно было отведать деликатесов на открытом воздухе с видом на Рио де ла Плата и затем потанцевать в укромных местах, скрытых от посторонних взглядов.
Танго
играли в самых разных местах, на улицах, во дворах рабочих кварталов и во многих заведениях, от "танцевальных залов до борделей: "ромериях", "карпасах", "байлонгах", "трингетах", "академиях" и др. Более точно выделить места, где играли танго, затруднительно - в лучшем случае они отличались друг от друга своей близостью к борделю. Хосе Гобелло цитирует описание некой "академии" 1910 года: "Академия представляла собой просто кафе, где обслуживали женщины и где играла шарманка. Там можно было выпить и потанцевать между двумя стаканами с обслуживающими женщинами." Женщины в этом заведении, как пишет далее современник, не были проститутками, но в целом это был лишь вопрос времени и - в более трудных случаях - большей суммы денег - если у клиента было такое желание. Шарманка была в то время одним из важнейших инструментов распространения молодой музыки танго. Итальянцы проходили с ней по улицам центра города и дворам рабочих кварталов. Семьи переселенцев танцевали на по воскресеньям своих праздниках между вальсом и мазуркой раз-другой и танго, пусть без сложных фигур, принятых у "приличных людей". Итальянская шарманка упоминается в аргентинском национальном эпосе "Мартин Фиерро". Танго "El ultimo organito" и "Organito de la tarde" упоминаются как "Голос окраин".
Во всех этих местах в то время можно было слышать танго. Классическим ранним танго было, например, "El entrerriano", написанное Розендо Мендисабалем в 1897 году. К сожалению, не сохранилось записей того, как Розендо Мендисабаль и его коллеги интерпретировали "Tangos para piano". Однако опубликованные партитуры дают представление о том, как радостно и энергично должна была звучать эта музыка.

В конце XIX века в Буэнос-Айресе зародилась история танца, покорившего весь мир. Портовый город стал точкой возникновения танго в результате большого количества эмигрантов из других стран. Во времена «серебряной лихорадки» в город стекалось множество авантюристов в поисках драгоценного металла. Не найдя легкой наживы у реки Ла-Плата эмигранты обосновались в столице Аргентины на постоянное местожительство. Они занимались в основном портовыми работами днем, а ночью веселились и развлекались в барах, игорных клубах и кафе. В обиход вошел танец, ставший универсальным «языком» общения между народов разных национальностей. Этот танец и был настоящим аргентинским танго.
Танго заняло второе место после венского вальса по близкой позиции партнеров относительно друг друга, учитывая то, что в XIX веке считалось крайне неприличным приближаться менее чем на 30 сантиметров к партнеру.

Чтобы танго стали воспринимать, как самостоятельный танец, потребовалось время и, наконец, танго перебралось из баров и кафешек в коммунальные общежития. Возможно, и не так высоко, но танец очистился от греховных движений, символизировавших пошлую подоплеку, и превратился в более артистичный и страстный образ.

Став популярным, танец понравился и людям высшего общества, но прошло еще много времени, прежде чем это общество полностью прониклось к танцу, как к искусству. Молодые состоятельные юноши часто развлекались в пригородах, где и цепляли манеру движений танго. Впечатления о новом танце скоро захватили все высшее общество и танец, наконец, приобрел исключительный статус.

Благодаря именно этим людям танец стал развиваться и начинается следующий этап популярности танго.

Путешествие аргентинского танго в европейские страны.

XIX век – век бурного развития Аргентины. Богатые местные чиновники разворачивают свою власть на дальние территории и несколько раз в год посещают страны Старого Света. Здесь они заводят новые знакомства для продвижения их славы и бизнеса, а молодое поколение часто оставляют в Европе на обучение. Именно молодежь знакомит Старый Свет с новым доселе неизвестным искрометным танцем танго. Несмотря на всеобщую страсть к танго вскоре танец запретили в результате религиозных взглядов многих правителей того времени.

Таким образом, аргентинскому танго пришлось покинуть Европу и вернуться в родные края.

Но не тут-то было! Расцвет танца произошел в 40-х годах снова в Буэнос-Айресе. Танго присваивают статус национального танца. Кумир большинства аргентинцев Карлос Гардель и его стиль исполнения также помогли танцу выйти на первые полосы. Пластинки с рвущими душу романсами покорили сердца десятков тысяч жителей Аргентины, а дешевизна пластинок с записями повлекла за собой мощное распространение музыки, а вместе с ней и чудесного танца.

Наступает время танго-оркестров, танцуют танго везде, даже в тесных кафе и салонах.

В 50 году в результате смены политического режима Аргентины танец вновь прячется в подполье. Вскоре о танго совсем забывают, и молодежь слушает уже другую музыку. Меняется форма общения и в танго уже никому не интересен.

Перерождение танго и его воскрешение.

В 1983 году произошло падение милитаристского режима, что привело к более свободному общению и предпочтениям.

Впервые на сцене был поставлен спектакль под названием «Аргентинское танго», что и послужило толчком к возрождению почти забытого танцевального помешательства. Конечно, разница сценического и обычного танго велика. Изменились движения – раньше они были простыми незамысловатыми и спутанными, теперь же танец приобрел четкую технику движений, страстные взмахи и наклоны, появилось множество элементов, непривычных для зрителя. Это вызвало небывалый ажиотаж!

Танго стал завоевывать все больше стран Европы, потом Америки. Начали формироваться школы, обучающие технике танца, проводиться мастер-классы по танго, а также концерты с участием знаменитых маэстро. Музыкант Астор Пьяцолло создал абсолютно новое течение в музыке называющееся танго-нуэво. Ритм синглов был резче, музыка жестче и смелее. Чувственные мотивы перекликались с эмоциональными и вызывали дрожь у большинства слушателей. После появилось так называемое электронное танго. Прогресс заставлял музыку меняться и движения танца формировались согласно всеобщему настроению.

Позже в 90-х годах появилось танго, которое известно нам сейчас. Классическое аргентинское танго сформировалось на основании чувств и эмоций молодого поколения Аргентины. Танго-нуэво характеризуется пластичными замедленными движениями в один момент переходящими в страстные прыжки и наклоны.

Обучая желающих в нашей школе, мы уделяем особое внимание эмоциям и темпераменту танца современного стиля танго. Ведь изначально танго – это танец-диалог между двумя партнерами, которые проникают друг в друга, чувствуют друг друга и вместе в страстном порыве формируют темпераментные движения танго. С изменением времени меняется и стиль исполнения танцевальных движений. В настоящее время самым прогрессивным и популярным направлением аргентинского танго является именно танго-нуэво.

Аргентинское танго - это особая форма искусства. С одной стороны, танго принадлежит миру музыки, с другой стороны оно является неотъемлемой частью танцевального искусства. Единство этих двух элементов дает безграничные возможности для импровизации. И если, к примеру, вальсы Шопена можно только слушать, то музыку аргентинского танго можно не только слушать, но и танцевать.

В конце 19 века аргентинский портовый город Буэнос-Айрес стал необычайно популярным среди эмигрантов. Из разных стран Европы приехали сюда люди в поисках лучшей жизни. Эти люди привезли с собой различные музыкальные инструменты из своих родных стран: скрипки, гитары, флейты, и конечно они несли в себе музыкальные традиции своих стран.

И вот, в Буэнос-Айресе, как смешение различных культур и направлений в музыке формируется и развивается новый танец - танго. В нем африканские ритмы тангано, аргентинская милонга, гаванская хабанера, испанское фламенко, ритуальные танцы индейцев, польская мазурка, немецкий вальс слились воедино в танце тоски по покинутой родине, несчастной любви, страсти и одиночества.

Танго - это уникальный сплав традиций, фольклора, чувств и переживаний многих народов, имеющий долгую историю.

Откуда пришло танго? О происхождении танца, музыки и слова "танго" строят самые фантастические теории, простирающиеся вплоть до страны Восходящего Солнца. Некоторые считают, что в основе слова «танго» - латинский глагол "tangere" - касаться, другие считают его произошедшим от испанского слова "tambor" – барабан. Более вероятной представляется теория, опубликованная Винсенте Росси в 1926 году в книге "Cosas de negros"(Дела Черных). Росси первым указал на то, что слово "танго" может происходить из одного из африканских диалектов.

Милонга, креольская предшественница танго, является уже сама по себе частью культурной истории. У негритянского населения Бразилии сохранилось первоначальное значение слова «milonga» - "слова", "разговор", в Уругвае "милонга" означала "городское пение", в Буэнос Айресе и его окрестностях «milonga» в 1870 -ые годы означала "праздник" или "танцы", а также место их проведения, и одновременно "беспорядочную смесь". В этом значении это слово употребляется в эпосе Мартина Фиерро. Вскоре это слово стали употреблять для обозначения особой танцевально-песенной формы, к которой добавились milonguera - танцовщица в увеселительных заведениях и milonguita - женщина, работающая в кабаре, со склонностью к алкоголю и наркотикам."

Сельская милонга была очень медленной и служила музыкальным сопровождением песен. Городской вариант был намного быстрее, более подвижным, его играли и танцевали более ритмично. Очевидна ее родственная связь с музыкой народных певцов пампы. В то время как танго представляет собой более стилизованную городскую музыку, оставившую позади свое фольклорное наследие еще до 20-х годов 19 века, милонга несет в себе многочисленные черты народной музыки Аргентины. Вентура Р. Линч в 1883 году указывал на сходство милоги и песен гаучо. Пение гаучо сопровождается ритмами милонги, причем его мелодическая структура по простоте приближается к речитативу. Танцевали под милонгу прежде всего в пригородах на танцевальных балах "компадритов".

Возникновение танго можно более-менее точно проследить с того момента, когда музыканты, играющие для танцоров записывали исполняемую ими музыку. Это были прежде всего пианисты, играющие в элегантных салонах, где имелось пианино. Пианисты играли здесь в большинстве случаев в одиночку. Они имели, как правило, музыкальное образование в отличие от своих анонимных коллег из трио, играющих в пригородах. Они обменивались нотами, создавали свой стиль и что наиболее важно - записывали свои композиции.

Танго, или то, что понималось под этим в то время, играли в самых разных местах, на улицах, во дворах рабочих кварталов и во многих заведениях, от танцевальных залов до борделей: "ромериях", "карпасах", "байлонгах", "трингетах", "академиях" и др. Хосе Гобелло цитирует описание некой "академии" 1910 года: "Академия представляла собой просто кафе, где обслуживали женщины и где играла шарманка. Там можно было выпить и потанцевать между двумя стаканами с обслуживающими женщинами."

Сначала танго было веселым, легким, временами даже вульгарным. Долгое время оно оставалось музыкой и танцем низших слоев общества. Средний и высший классы его не признавали.

В 20-х годах 20 века в Аргентине начался экономический кризис. Огромное количество людей потеряло работу и жители Буэнос-Айреса, портеньо, стали очень грустными людьми. Необходимо отметить, что в то время большую часть населения Буэнос-Айреса составляли мужчины. Говорят, что молодая женщина имела возможность выбирать себе избранника из 20 претендентов! И потому мужчины Буэнос-Айреса были очень одиноки. Танго стало танцем мужчин, в основе него лежало противоборство, дуэль из-за женщины. Лирика танго - это тоже женщина, грусть и тоска по ней. Для мужчины-портеньо существовали лишь короткие минуты сближения с женщиной. Это происходило тогда, когда он держал ее в своих объятиях, танцуя танго. В эти моменты мужчину охватывала любовь, и это чувство примиряло его с жизнью. Аргентина развивалась очень быстро между 1880 и 1930 годами. Весь город Буэнос-Айрес целиком был перестроен в этот период. Старый колониальный испанский город, с одноэтажными зданиями и узкими улицами, был замещен метрополисом с широкими проспектами, прекрасными парками и зданиями французской и итальянской архитектуры.

Во время того периода быстрого развития, самые богатые имели привычку ездить в Европу. Они имели большие дома в Париже или Лондоне. Их приемы регулярно посещались знатью, знаменитостями и богачами. Французы ввели в обращение фразу «он богат, как аргентинец», имея в виду чрезвычайно богатых людей. Сыновья этих людей оставались в Европе, чтобы учиться. Именно они познакомили парижскую знать с аргентинским танго. Танго сразу стал всеобщим увлечением.

Все принялись устраивать вечеринки с участием оркестров из Аргентины, уроки танго и милонги. Женской моде пришлось измениться, дабы подстроиться к движениям из танго. Весьма громоздкие платья той поры были заменены более легкими и свободными. Один известный дизайнер одежды располагал значительным количеством невостребованного материала оранжевого цвета. Он решил назвать цвет этого текстиля «Оранжевый танго». Материал был раскуплен тут же, и кутюрье пришлось заказывать новую партию. Танго стал танцем дня. Из Парижа, он моментально распространился в другие большие столицы: Лондон, Рим, Берлин, и, наконец, в Нью-Йорк.

А затем, танго вернулся в Буэнос-Айрес, но уже одетый в смокинг, и встретили его там как самое любимое детище. Какая перемена!

Возникло новое слово - тангомания, мода на танец танго и на все, что с ним связано: танго вечеринки, танго напитки, сигареты, одежда и обувь в стиле танго (смокинг для мужчины, юбка с разрезом для женщины) и даже салат-танго. Из Парижа танго и разошлось по всему миру - в Лондон, Нью-Йорк, Германию и Россию, хотя не беспрепятственно. Папа Пий Х высказался против нового танца, австрийский император запретил солдатам танцевать его в военной форме, а английская королева заявила, что отказывается танцевать "это". Но в 1914 году пара румын, учеников аргентинца Казимира Аина, станцевали танго в Ватикане, и Папа снял таки свой запрет.

В России тоже было свое танго. Танго стало очень популярным в Петербурге в начале ХХ века, хотя его танцевание было официально запрещено. В 1914 году появился указ министра народного просвещения, запрещающий в учебных заведения России само упоминание о "вошедшем в большое распространение танце под названием танго". И если вспомнить, судьбу танго в свое время разделяли и вальс, и мазурка, и полька. И в 20-30-е годы в советской России оно также было под запретом как танец "упадочной" буржуазной культуры. Запрещать запрещали, но танго становилось все более любимо. Из рук в руки передавались заигранные патефонные пластинки с "Кумпарситой" Родригеса, "Брызгами шампанского", "Утомленным солнцем". Звучали сладостные мелодии Оскара Строка, задушевное танго в исполнении Вадима Козина, Петра Лещенко, Константина Сокольского, Александра Вертинского... А затем танго военного времени и танго из отечественных кинофильмов. Это было русское танго.

Совсем недавно к танго относились как к ретро танцу, культуре и стилю, который давно отжил свой золотой век. Но сегодня танго вновь возвращается к нам в начале нового века в том исконном стиле, как его танцевали и танцуют в Аргентине. Это новая волна тангомании. Это новое направление неоромантизма, когда мужчина и женщина заново открывают очарование и удовольствие от танца вдвоем. Аргентинское танго танцуют во всем мире.

Танго завораживает каждого, кто к нему прикоснется.

Чарующие звуки музыки, красота движений и танец, который рождается прямо на паркете, – все это аргентинское танго. Этот танец придумали эмигранты в конце 19 века, хлынувшие в Аргентину в поисках лучшей жизни.

Аргентинское танго – это своеобразный симбиоз различных музыкальных и танцевальных культур. Может поэтому он по-своему уникален. И пусть первые шаги и звуки танго прозвучали два столетия назад, этот танец и сегодня завораживает зрителя своей нежной чувственностью и пламенной страстью.

В Беларуси аргентинское танго стало набирать популярность около 10 лет назад. И с каждым годом у него появляется все больше поклонников. Воскресными, и не только, вечерами любители этого танца собираются на милонги (вечера аргентинского танго). Здесь под звуки музыки каждый раз танцоры сочиняют новый танец, ведь аргентинское танго – это импровизация. Именно на спонтанности и сиюминутности сделанных танцорами движений и шагов основан этот дерзкий и нежный танец.

Владимир Редько

Если вы умеете ходить – вы умеете танцевать танго. Сложность движений, темп и характер танца вы выбираете только сами. Импровизация и спонтанность шагов– вот, что “рисует” неповторимый узор танца на паркете.

Иногда можно услышать, что аргентинское танго называют . По сути это одно и тоже. Одно из главных “атрибутов” танца – это общение и удовольствие. Кстати, в течение вечера танцующие пары не раз могут поменяться партнерами. Но об этом чуть позже…

Часть первая. История и путь аргентинского танго

Аргентинское танго появилось почти два века назад. В то время в Аргентину хлынул большой поток эмигрантов из самых разных стран Европы. В основном это были мужчины, почти всегда одинокие. Им надо было отдыхать и не редко таким местом был бордель. Да, что греха таить, им нужно было внимание женщин, зачастую даже тех, кто продавал свое время и тело.

Одно из существующих предположений, - изначально аргентинское танго было чисто мужским. С помощью танца сильный пол соревновался за право понравиться женщине. К слову, если представительница прекрасной половины человечества хотела позлить понравившегося кавалера, она могла выбрать себе в партнеры … женщину. В любом случае, аргентинское танго – парный танец. И верх совершенства – танец мужчины и женщины. Аргентинское танго стало тем универсальным языком, с помощью которого общались мужчины и женщины самых разных национальностей и культур.

Но, оставим версии того, как танцевали танго на заре его создания, и пойдем дальше. Постепенно танец “добрался” до коммунальных общежитий, в которых жили бедные эмигранты со своими семьями. И танго вновь преобразилось – стало более целомудренным.

Аргентинское танго считается вторым танцем (первым был венский вальс), в котором партнеры стоят близко друг к другу .

Конец 19 – начало 20 века – время, когда Аргентина активно налаживала связи с Европой. Молодые люди из богатых семей часто оставались в Европе учиться. Именно они и познакомили Париж с аргентинским танго. Так танец стал новым увлечением парижской знати. Однако, вскоре он был запрещен, в основном по религиозным причинам. А вот 30-40 годы 20 века – своеобразная эпоха возрождения танца. Это время называют “золотым веком танго”.

Во многом расцвету танца способствовал аргентинский певец и композитор Карлос Гардель. Его сентиментальные песни покорили сердца аргентинцев. Люди стали собираться в небольших салонах, где было совсем мало места для танца. Так стали проходить первые танцевальные вечера аргентинского танго (милонга).

Мы опустим дальнейшие перепетии судьбы танца, и пойдем дальше. 1983 год стал новым этапом его развития. Стали открываться школы танго, музыка стала более разнообразной, значительно отличаясь от классической. В 90-х годах прошлого века на смену сценическому и классическому танцу пришло нынешнее аргентинское танго.

Владимир Редько

Руководитель школы аргентинского танго клуба “Данс Кафе”

Аргентинское танго – это всегда диалог женщины и мужчины. От мастерства танцоров зависит, как тонко они чувствуют танец и его движения. Партнер ведет, но от того, как “слышит” его партнерша зависят красота и эмоции танца.

Часть вторая. Аргентинское танго – наши дни

Чтобы “заболеть” этим танцем, его достаточно один раз увидеть. И это любовь с первого взгляда. Сегодня аргентинское танго, пожалуй, один из самых известных социальных танцев. Если вам уже есть 18, вы можете его танцевать. Главное - это желание, чувство ритма и умение импровизировать. Научиться основным шагам танца можно в специализированной школе. Их только в Минске 5. Ведь, несмотря на универсальность, это все-таки танец со своими правилами и техникой.

В определенные дни недели проходят милонги. Они организуются либо в школах аргентинского танго, либо в кафе. Главное условие - наличие танцпола. Посмотреть на танцующих может каждый, а вот принять участие – нет. Человек должен обладать определенным уровнем танцевальных знаний и умений. К слову, в хорошую теплую погоду танцующих аргентинское танго можно увидеть на открытых площадках. В Минске – это Александровский сквер. Начинается сезон милонги на открытом воздухе примерно в конце апреля, а закрывается – в середине сентября.

Владимир Редько

Руководитель школы аргентинского танго клуба “Данс Кафе”

Аргентинское танго основано на последовательности шагов. Они не заучиваются, а рождаются спонтанно. Главный в танце – партнер, именно он “пишет” сочинение на заданную музыкой тему.

Приобретать специальную обувь для занятий аргентинским танго не надо. Для мужчин – обычные туфли на плоской подошве с небольшим каблуком, а женщинам подойдут удобные туфельки или босоножки, желательно на небольшом каблучке.

Сегодня поклонники аргентинского танго танцуют:

  • танго;
  • танго-вальс;
  • милонга.

Все вариации танца отличаются музыкой и характером движений, техника и принципы – идентичны. Например, танго-вальс – нежный и мягкий, а танго – более дерзкий, милонга – озорная и жизнерадостная. В аргентинском танго нет жесткого ритма. Танцующие сами выбирают темп и характер танца. К слову, на милонгах всегда звучит музыка для всех вариантов танго.

Милонга – это и вечер аргентинского танго и название танца.

Научиться танцевать танго можно в течение одного месяца, но некоторым требуется больше времени. Все зависит от индивидуальных способностей танцора и мастерства тренера. Базовый курс рассчитан на 6 месяцев.