Сообщение на тему дворец халифа. Дворец Ухайдир – крепость изгнанника. План дворца, составленный чикагскими археологами

ДВОРЕЦ ХАЛИФА
ХИШАМА
Учитель истории и
обществознания
Скопкарева К.П.

В Израиле. Недалеко от рыночной
площади современного Иерихо есть холм
высотой в 20 метров. Здесь в начале нашего
века археологи открыли то, что осталось от
древнего Иерихона, одного из старейших
городов мира.
К северу от раскопок древнего Иерихона
(примерно в трех километрах) находятся
руины дворца халифа Дамаска Хишама ибн
Абдаль-Малика, жившего в первой половине
VIII века нашей эры.

Дворец Хишам или Хирбет эль Мафджар являет из
себя прекрасно сохранившийся памятник Омеядской
архитектуры. Строительство дворца началось во времена
правления Валида Второго - халифа омеядской династии
в то время когда правителем в Святой земле был халиф
Хишам ибн Абд эл-Малик (724 - 743).

Этот дворец, представляющий собой большое
двухэтажное квадратное здание, украшенное
великолепными мозаичными узорами. Он
состоял из двух коллонад, двух мечетей и двух
бань с великолепным мозаичным полом. Он был
разрушен в результате землятресения 4 года
спустя. Вероятно, только во дворце Хишама
можно
увидеть
наиболее
сохранившуюся
великолепную мозаику Израиля. Остатки резьбы
по камню, найденные в этом месте, дают
представление о том, насколько впечатляющим
был сам дворец.

«Древо жизни» - так называется одна из самых
красивых мозаик Ближнего Востока, если не всего мира.
Ею был устелен пол гостевой комнаты банного
комплекса. Имитирующая прекрасные персидские
ковры, мозаика относительно неплохо сохранилась,
лишь немногим пострадав от землетрясений.

Многие статуи, колонны, мозаики и т.д. сегодня
хранятся в Музее Израиля и в музее Рокфеллера в
Иерусалиме

Дворец Хишама являлся национальным парком.
Сегодня, это памятник архитектуры под защитой
Палестинской автономии.

По результатам исследований в Западной Палестины в 1894 году, американский археолог Фредерик Блисс описывает три больших кургана, к северу от Иерихона, одним из которых являлся дворец Халифа Хишама или Хирбет аль-Мафджар. В то время масштабные раскопки не проводились, но в 1934-1948 годах палестинский археолог Дмитрий Барамки вместе с другими мирового уровня археологами провели 12 сезонов раскопок объекта. Позднее, в 1959 году, археолог Роберт Гамильтон опубликует наиболее полную из когда-либо написанных монографию о раскопках кургана «Khirbat al-Mafjar: An Arabian Mansion in the Jordanian Valley».

План дворца, составленный чикагскими археологами

Установление аутентичности и принадлежности дворца, известного как дворец халифа Хишама, всегда были проблематичными: в средневековых исторических и литературных текстах нет упоминаний о дворце или его описаний, а в ходе самих раскопок на территории кургана были обнаружены лишь несколько остраконов (черепок глиняного сосуда, ракушки, сланца, известняка) с надписями на арабском. На двух из найденных остраконов упомянуто имя халифа Хишама, что позволило археологом отнести строительство дворца к периоду правления Хишама (с 727 по 743 н.э.).

Таким образом, в период раскопок Барамки объект получил название дворец Хишама, однако позже Гамильтон выдвинул альтернативную версию, утверждая, что дворец был расстроен и перестроен халифом Валидом ибн Язидом (Валид II), наследником Хишама ибд аль-Малика, в краткий период его правления в 743-47 гг. В пользу этой версии говорит небывалая роскошь дворца и элементы явных излишеств и арабской Dolce Vita того времени.

Одно несомненно — Хирбет аль-Мафджар представлял собой жемчужину строительства Омейядского халифата, образчик великолепных художественных работ раннего исламского периода и может рассматриваться в качестве примера при оценке всех «замков в пустыне» того периода.

Главное здание дворцового комплекса — Большой Зал, — бани, зал для приемов представляли собою чудо тогдашней архитектуры и искусства. Десятки метров роскошных мозаик, ковры, необычайной красоты и искусности стукко (техника имитации работы по мрамору) и фрески, все это, разумеется, веделяло дворец даже среди таких мощных конкурентов, как дворцы Самарры или Каира.

Закат прекрасных дней дворца также покрыт туманом. После убийства халифа Валида II, дворец пришел в запустение, так и не быв никогда достроенным, а затем сильно пострадал и был разрушен во время серии землетрясений, а также, видимо, был разграблен.

«Древо жизни» — так называется одна из самых красивых мозаик Ближнего Востока, если не всего мира. Ею был устелен пол гостевой комнаты банного комплекса. Имитирующая прекрасные персидские ковры, мозаика относительно неплохо сохранилась, лишь немногим пострадав от землетрясений.

Многие статуи, колонны, мозаики и т.д. сегодня хранятся в Музее Израиля и в музее Рокфеллера в Иерусалиме, однако нет ничего интереснее и важнее увидеть своими глазами то место, где среди сегодняшних музейных экспонатов ходили обитатели дворца Хишама.

Выгодно расположенный на Холме Солнца, гранадский дворец-музей Альгамбра хранит в стенах старинного дворца уникальную коллекцию выдающихся экспонатов, относящихся к испано-мавританской культуре и искусству, охватывая период Халифата и эпоху правления династии Насридов.

История дворца

Альгабрма, как бывшая резиденция влиятельных мусульманских халифов, может поведать много интересных историй, экскурсантам нужно только повнимательней слушать отголоски той эпохи, звучащие здесь повсюду. Красивый дворец, повидавший за всю историю своего существования немало событий и перемен, изначально предназначался для царствовавшей в тот период в Гранаде династии Насридов (1230-1492). Строительство дворца началось в эпоху правления Мохамеда Первого.

Период царствования Насридов можно без преувеличения назвать «золотой эпохой» Гранады, она в эти годы являлась одним из влиятельнейших политических центров, важнейшим и процветающим поселением в регионе. Альгамбра же являлась символом не только богатства и могущества династии, но и ярким примером развития науки и искусства. Это до сих пор хорошо видно в замысловато выполненных и богато украшенных орнаментах, в изысканной планировке самого дворца и множественных великолепных садов сладострастий.

Мудрых насридских правителей отличала толерантность к другим религиям и коммерческая смекалка. Им практически всегда удавалось мирным путем разрешать проблемы с христианскими соседями, и при этом не ущемлять в правах множественное еврейское население, проживавшее в Гранаде. В стенах Альгамбры в свое время заключались важнейшие сделки, принимались государственные решения, совершались секретные встречи и любовные свидания.

Дворцовый комплекс Альгамбры, выстроенный изначально для оборонительных и военных целей, впоследствии очень удачно сочетал в себе функции не только крепости и дворца, а даже целого маленького города. Обширный комплекс, защищенный крепостными стенами с башнями, включал в себя мечети, жилые дома, бани, сады, хозяйственные постройки и даже кладбище. Но, конечно, жемчужиной всего архитектурного комплекса стал, построенный арабскими архитекторами дворец халифов. Представители мавританской культуры пытались воссоздать на солнечных и вечнозеленых землях Гранады кусочек рая. Год за годом возникала и ширилась среди тенистых садов королевская резиденция. Очень украшает дворцовый комплекс прекрасное сочетание внутренних двориков и переходов с фонтанами, водоемами и каскадами.


Экспозиции музея

Украшали интерьер дворца по восточному щедро: керамическими изразцами, резьбой по камню и дереву, причудливыми орнаментами и арабской вязью. То тут, то там на стенах можно увидеть изысканные каллиграфические надписи, которые, в основном посвящены восхвалению Творца или являют собой стихотворные формы.


Арки, своды, изящные столбики, стройные колоны и резные узорчатые окна столь пышно декорированы, что многие исследователи считают Альгамбру самым прекрасным образцом мавританского искусства на территории Западной Европы.

Но все-таки основную роль в общей композиции великолепного комплекса архитекторы отвели не интерьеру и пышному декору, а таким естественным и, в то же время, прекрасным факторам как свет и вода! Солнечные лучи, попадающие в искусно вырезанные узоры на окнах и дверях, создают причудливые сплетения и выгодно гармонируют с украшенными вычурными орнаментами стенами.


В каждом уголке парка, часто выполненного в виде террас, журчат струи воды. Несмотря на огромные трудности, с которыми столкнулись архитекторы во время прокладки водопровода на вершину холма, недостатка в воде Альгамбра не испытывала никогда. Ее можно встретить в пенящихся каскадах, в сверкающих брызгах фонтанов, в стремительном беге по каналам, откуда она попадает в многочисленные пруды и водоемы. И все это великолепие дополняется кипарисовыми аллеями, апельсиновыми деревьями, цветущими клумбами на фоне белых от снега горных вершин и синего-синего южного неба.


Красота и удивительная изящность Альгамбры заключается еще и в том, что она дворцовые помещения словно бы распахнуты во все стороны и очень плавно и незаметно переходят во внутренние дворики, которые в сою очередь также незаметно сливаются с садами. Многочисленные помещения дворца столь же красивы, сколь красноречивы их названия. Например, Миртовый дворик украшают два ряда стриженых вечнозеленых миртовых кустов, словно два ряда стражников, вытянувшихся вдоль бассейна с двумя фонтанами в торцах.


Зал двух сестер получил такое название из-за двух огромных белых мраморных плит, вделанных в пол. Великолепный Львиный дворик, когда-то называли восьмым чудом света, на него и в наши дни стремятся посмотреть многие из туристов. Структура дворика являет собою типичный мусульманский сад, выполненный по принципу «чор-бак» (четыре сада). Прямоугольную площадь сада разбивают на четыре части два перекрещивающиеся в центре канала, на пересечении которых стоит чаша фонтана, поддерживаемая двенадцатью скульптурами в виде львов.

Как жили халифы и знать?

Первые правители Андалуса, в жилах которых текла кровь суровых арабов-завоевателей, были наследниками великих культур Персии и Египта. Поэтому дворы эмиров и халифов довольно скоро стали славиться своей роскошью. Каждый халиф старался оставить на земле зримый след, и весь Андалус за два-три века украсился дворцами.

Самый первый дворец построили в Кордове - это великолепный Алькасар. Его начали строить при Абдаррахмане I, а закончили при его сыне (конец VIII в.). Для строительства император Византии присылал своих инженеров. Но особенно красивы были дворцы в Мадинат-аз-Захра, резиденции халифов под Кордовой, которую Абдаррахман III (конецХ в.) построил по просьбе любимой жены. Дворцы там носили поэтические названия - Цветов, Влюбленных, Умиротворения, был даже дворец Дамаск - в память о столице мусульманского мира.

Дворцы стояли среди апельсиновых рощ - большие, с внутренними дворами, фонтанами и балконами. Полы и потолки были выстланы мозаикой, а стены увешаны коврами.

Коран запрещал изображать людей и животных, и художники могли рисовать лишь орнамент. Обычно он состоял из геометрических узоров и надписей вязью по-арабски - славословий халифам и строк из Корана.

Башня Дам в Альгамбре . Дворец Альгамбра (от арабского аль Хамра - красная) будил фантазию многих писателей. Его тайнам и легендам посвящена, например, книга американского писателя XIX в В. Ирвинга «Альгамбра».

Так называемый «Ковер колдуний» (XI в.). Абдаррахман II учредил в Кордове мастерскую по производству драгоценных тканей, которая поставляла его двору ковры, драпировки с шелковой вышивкой для женщин и церемониальные одежды для чиновников.

В 8 км от Кордовы Абдэррахман II построил дворец Мадинат-аз-Захра для одной из жен, который назвал ее именем - аз-Захра, то есть Цветок. Центральный вид на коллонаду Дар-аль-Мунк (Королевский дворец).

Во многих дворцах были устроены вентиляционные шахты, и летом там царила прохлада, а зимой было тепло. Залы освещались изящными люстрами в тысячи свечей, стояла мебель из сандала и апельсинового дерева с инкрустацией, на роскошных диванах лежали груды подушек.

При дворцах разбивали сады: Сад Водяного Колеса, Луг Шепчущей Воды.

В них выращивали экзотические растения, которые потом распространились по всему полуострову. Например, Абдаррахман I привез из Сирии финиковую пальму. Он рассылал людей по миру, и они добывали саженцы и семена. Так в Испании появились апельсины, гранаты. В сады Кордовы по трубам с гор стекала вода и распределялась по многочисленным бассейнам из золота и серебра, прудам и фонтанам из мрамора.

Кордовский двор, хотя и находился вдали от центра мусульманского мира - Багдада, пристально следил за столичными веяниями. К утонченной придворной жизни приучил мавров багдадец Зириаб. Еще юношей он блистал при дворе халифа Гарун ар-Рашида (ок. 766–809), прославленного в сказках «Тысяча и одна ночь».

Замечательный музыкант, Зириаб прославился не только своим искусством или тем, что изобрел лютню с пятью струнами, на которой потом играли европейские менестрели, и основал в Кордове консерваторию. Главное, Зириаб привил андалусцам вкус к изящному. Он научил их красиво одеваться, готовить изысканные блюда и подавать их в определенном порядке: первым - суп, затем - мясные блюда, птицу, фаршированную фисташками, и в завершение - сладкое. Одно блюдо - мясные шарики с треугольниками лапши, жаренные в кориандровом масле, - даже называли «жаркое Зириаба».

По результатам исследований в Западной Палестины в 1894 году, американский археолог Фредерик Блисс описывает три больших кургана, к северу от Иерихона, одним из которых являлся дворец Халифа Хишама или Хирбет аль-Мафджар. В то время масштабные раскопки не проводились, но в 1934-1948 годах палестинский археолог Дмитрий Барамки вместе с другими мирового уровня археологами провели 12 сезонов раскопок объекта. Позднее, в 1959 году, археолог Роберт Гамильтон опубликует наиболее полную из когда-либо написанных монографию о раскопках кургана «Khirbat al-Mafjar: An Arabian Mansion in the Jordanian Valley».

Установление аутентичности и принадлежности дворца, известного как дворец халифа Хишама, всегда были проблематичными: в средневековых исторических и литературных текстах нет упоминаний о дворце или его описаний, а в ходе самих раскопок на территории кургана были обнаружены лишь несколько остраконов (черепок глиняного сосуда, ракушки, сланца, известняка) с надписями на арабском. На двух из найденных остраконов упомянуто имя халифа Хишама, что позволило археологом отнести строительство дворца к периоду правления Хишама (с 727 по 743 н.э.).

Таким образом, в период раскопок Барамки объект получил название дворец Хишама, однако позже Гамильтон выдвинул альтернативную версию, утверждая, что дворец был расстроен и перестроен халифом Валидом ибн Язидом (Валид II), наследником Хишама ибд аль-Малика, в краткий период его правления в 743-47 гг. В пользу этой версии говорит небывалая роскошь дворца и элементы явных излишеств и арабской Dolce Vita того времени.

Одно несомненно - Хирбет аль-Мафджар представлял собой жемчужину строительства Омейядского халифата, образчик великолепных художественных работ раннего исламского периода и может рассматриваться в качестве примера при оценке всех «замков в пустыне» того периода.

Главное здание дворцового комплекса - Большой Зал, - бани, зал для приемов представляли собою чудо тогдашней архитектуры и искусства. Десятки метров роскошных мозаик, ковры, необычайной красоты и искусности стукко (техника имитации работы по мрамору) и фрески, все это, разумеется, веделяло дворец даже среди таких мощных конкурентов, как дворцы Самарры или Каира.

Закат прекрасных дней дворца также покрыт туманом. После убийства халифа Валида II, дворец пришел в запустение, так и не быв никогда достроенным, а затем сильно пострадал и был разрушен во время серии землетрясений, а также, видимо, был разграблен.

«Древо жизни» - так называется одна из самых красивых мозаик Ближнего Востока, если не всего мира. Ею был устелен пол гостевой комнаты банного комплекса. Имитирующая прекрасные персидские ковры, мозаика относительно неплохо сохранилась, лишь немногим пострадав от землетрясений.

Многие статуи, колонны, мозаики и т.д. сегодня хранятся в Музее Израиля и в музее Рокфеллера в Иерусалиме, однако нет ничего интереснее и важнее увидеть своими глазами то место, где среди сегодняшних музейных экспонатов ходили обитатели дворца Хишама.