Схема саморегуляции организма. Саморегуляция организма и ее методы. Уровни организации живой материи

Основным свойством живых систем является способность к саморегуляции, к созданию оптимальных условий для взаимодействия всех элементов организма и обеспечения его целостности.

Основные принципы саморегуляции.

    Принцип неравновесности или градиента – это свойство живых систем поддерживать динамическое неравновесное состояние, асимметрию относительно окружающей среды. Например, температура тела теплокровных животных может быть выше или ниже температуры окружающей среды.

    Принцип замкнутости контура регулирования. Каждый организм не просто отвечает на раздражение, а еще и оценивает соответствие ответной реакции действующему раздражителю. Чем сильнее раздражитель, тем больше ответная реакция. Принцип осуществляется за счет положительной и отрицательной обратной связи в нервной и гуморальной регуляции, т.е. контур регуляции замкнут в кольцо. Например, нейрон обратной афферентации в двигательных рефлекторных дугах.

    Принцип прогнозирования. Биологические системы способны прогнозировать результат ответной реакции на основе прошлого опыта. Например, избегание уже знакомых болевых раздражителей.

    Принцип целостности. Для нормального функционирования организма необходима его целостность.

Учение об относительном постоянстве внутренней среды организма было создано в 1878 году Клодом Бернаром. В 1929 году Кеннон показал, что способностью поддержанию гомеостаза организма является следствием работы его систем регулирования и предложил термин – гомеостаз.

Гомеостаз – постоянство внутренней среды (крови, лимфы, тканевой жидкости). Это устойчивость физиологических функций организма. Это основное свойство, отличающее живые организмы от неживого. Чем выше организация живого существа, тем более оно независимо от внешней среды. Внешняя среда – это комплекс факторов, определяющий экологический и социальный микроклимат, действующий на человека.

Гомеокинез – комплекс физиологических процессов, обеспечивающий поддержание гомеостаза. Он осуществляется всеми тканями, органами и системами организма, включая функциональные системы. Параметры гомеостаза являются динамическими и в нормальных пределах изменяются под влиянием факторов внешней среды. Пример: колебание содержания глюкозы в крови.

Живые системы не просто уравновешивают внешние воздействия, а активно противодействуют им. Нарушение гомеостаза приводит к гибели организма.

Физиология и биофизика возбудимых клеток. Понятие о раздражимости, возбудимости и возбуждении. Классификация раздражителей.

Раздражимость – это способность клеток, тканей, организма в целом переходить под воздействием факторов внешней или внутренней среды из состояния физиологического покоя в состояние активности. Состояние активности проявляется изменением физиологических параметров клетки, ткани, организма, например, изменение метаболизма.

Возбудимость – это способность живой ткани отвечать на раздражение активной специфичной реакцией – возбуждением, т.е. генерацией нервного импульса, сокращением, секрецией. Таким образом, возбудимость характеризует специализированные ткани – нервную, мышечные, железистые, которые называются возбудимыми .

Возбуждение – это комплекс процессов реагирования возбудимой ткани на действие раздражителя, проявляющийся изменением мембранного потенциала, метаболизма и т.д.

Возбудимые ткани обладают проводимостью . Это способность ткани проводить возбуждение. Наибольшей проводимостью обладают нервы и скелетные мышцы.

Раздражитель – это фактор внешней или внутренней среды действующей на живую ткань.

Процесс воздействия раздражителя на клетку, ткань, организм называется раздражением .

Все раздражители делятся на следующие группы:

    По природе.

    Физические (электричество, свет, звук, механические воздействия и т.д.);

    Химические (кислоты, щелочи, гормоны и т.д.);

    Физико-химические (осмотическое давление, парциальное давление газов и т.д.);

    Биологические (пища для животного, особь другого пола);

    Социальные (слово для человека).

По месту воздействия.

  • Внешние (экзогенные);

    Внутренние (эндогенные).

    • Подпороговые (не вызывающие ответной реакции).

      Пороговые (раздражители минимальной силы, при которой возникает возбуждение).

      Сверхпороговые (сила выше пороговой).

  • По физиологическому характеру:

    • Адекватные (физиологичные для данной клетки или рецептора, которые, приспособились к нему в процессе эволюции, например, свет для фоторецепторов глаза).

      Неадекватные

    Если реакция на раздражитель является рефлекторной, то выделяют также:

      Безусловно-рефлекторные раздражители

      Условно-рефлекторные.

    Очень важно уметь управлять своим настроением и поведением – это и есть саморегуляция, которая направлена на достижение гармоничного внутреннего состояния, и позволяет укрепить здоровье человека, несмотря на негативные внешние факторы.

    Например, если вы выполняете обычную утреннюю зарядку, тем самым вы регулируете жизненный тонус своего организма. Саморегуляция - это правильное отношение человека к окружающему его миру.

    В России проводились исследования, которые позволяют говорить, что реально продлить активный период жизни человека до ста лет. Было доказано, что при правильном контроле за своим самочувствием, организм начинает работать, что называется, в "молодом" режиме.

    Каждый человек понимает, что очень важно уметь управлять собой. Но как же на практике этого добиться? Существуют разные приемы и всевозможные методики, которые помогают человеку регулировать состояние своего организма.

    Саморегуляция – это контроль за самочувствием

    Саморегуляция необходима в том случае, когда к организму человека предъявляются чрезмерные требования. Она нужна больным, которые желают исцелиться, а также и здоровым людям, чья деятельность непосредственно связана с повышенным умственным трудом и тяжелыми физическими нагрузками.

    Это некое сознательно-волевое управление своими внутренними психологическими процессами и организмом в целом, плавно переходящее на уровень рефлексов. Какая же сила заставляет менять внутреннее состояние человека?

    А сила эта заключается в мысленных образах и словах. Например, если произнести всем известную фразу: "Во рту у меня кислый и сочный кусочек лимона", то у большинства людей начинается гиперсаливация, и выделение слюны на самом деле происходит, хоть ничего подобного мы и не съели.

    Такой мысленный образ способен изменить состояние человека на физиологическом уровне, вызывая, в той или иной степени, выраженное слюнотечение. Практика показывает, что правильно подобранные мыслеформы становятся некими ключами, которые открывают потайные двери в психологические и физические процессы нашего организма.

    Для того чтобы мысленные образы оказали на человека действительно желаемое воздействие, они должны быть сформулированы очень точно, конкретно и в достаточной степени ярко, только в этом случае можно рассчитывать на положительный эффект.

    Каждый человек, в какой - то степени, умеет владеть приемами внутреннего самоконтроля. Что позволяет ему ориентироваться в окружающем пространстве, управлять своими ощущениями, даже предвидеть будущие события и чувствовать состояние своего биополя.

    Как уже доказано, у человека существует биополе, которое имеет эфирную структуру в виде энергетической оболочки вокруг тела. Она имеет определенную окраску, и это зависит от состояния человека, при болезнях она одного цвета, в здоровом состоянии – другого.

    В течение дня на биополе происходит наслоение различной информации, хорошей и плохой. Например, неприятная новость, заставляет мысленно возвращаетесь к ней на протяжении всего дня. Это мешает человеку сосредоточиться на более важных делах, отвлекает его, вызывая массу неприятных эмоций.

    Такую информацию необходимо научиться сбрасывать, в противном случае начнутся проблемы со здоровьем. Для этого после неприятного общения с каким-нибудь индивидуумом, необходимо прервать установившуюся связь на энергетическом уровне.

    Как же сбросить ненужную информацию?

    Простым способом считается выполнение дыхательной гимнастики. Сделайте обычный глубокий вдох носом, а затем произведите интенсивный и довольно – таки шумный выдох ртом. Несколько раз так подышите.

    А теперь другое упражнение. Представьте себе луч белого света, на вдохе он входит в вашу голову и медленно опускается вниз до солнечного сплетения, и накапливается там в виде положительной энергии.

    На выдохе эта энергия опускается из солнечного сплетения вниз, взяв с собой все негативное напряжение, а затем уходит через конечности в землю. Повторяйте это упражнение чаще, так вы сможете поддерживать биополе в чистоте, и научитесь легко снимать напряжение и усталость.

    В чем же заключается принцип саморегуляции?

    Основной принцип заключается в активизировании своего внутреннего чувствования, можно сказать, что помимо присутствующих пяти анализаторов, вы будете развивать еще и шестой.

    Чтобы саморегуляция проходила эффективно, необходимо находиться в уединенном месте, где вас ничего не будет отвлекать, закройте глаза, и мысленно выполняйте упражнения, сосредоточьтесь на белом луче.

    Со временем вы научитесь восстанавливать биопотенциал организма, и сможете равномерно распределять энергию по всему биополю, при этом снимая напряжение и усталость.

    Те органы, которые пострадали от недостатка энергии, получат ее в необходимом количестве. Для усиления эффекта от процесса саморегуляции, постарайтесь мысленно увидеть желаемый результат, представьте себе его образ.

    Старайтесь конкретно формулировать свои желания, и избегайте общих фраз, скажите конкретно: "Сегодня у меня будет хороший сон ". Установки могут быть направлены не только на здоровье, но и на сферу социальных взаимоотношений.

    Задавайте себе программу на удачное выполнение каких – либо намеченных дел, на материальное благополучие, на хорошее взаимоотношение с людьми, и так далее.

    Заключение

    Конечно, чтобы научиться быстро отвлекаться от негативных мыслей, требуется длительная практика, и, овладев ею, можно легко контролировать свое самочувствие.

    v Онтогенез - индивидуальное развитие организма, совокупность преобразований организма от зарождения до конца жизни - изучен весьма недостаточно, чтобы целенаправленно влиять на индивидуальное развитие организма человека с целью его здоровья и продления жизни.
    v Гомеостаз - разнообразные системы саморегуляции на уровне клеток и на уровне тканей - опирается на понятие отрицательной и положительной обратных связей. Отрицательная обратная связь приводит при нарушении равновесия в гомеостатических системах живых организмов к устранению этого нарушения и возвращению системы в исходное состояние. Итак, именно отрицательная обратная связь лежит в основе «постоянства внутренней среды - обязательного условия свободной жизни человека». Положительная обратная связь приводит к тому, что возникающее возмущение вызывают такие последствия, которые его усиливают то есть нарушают «условие свободной жизни человека». Это стрессы, болезни, а порой и социальные катастрофы.
    v Эндокринная и нервная системы управления. В нервной системе управления нейроны и особая роль в управлении принадлежит безусловным и условным рефлексам. Безусловные рефлексы наследуются потомством от родителей и сохраняются в течении всей жизни. Рефлексы, приобретаемые организмом в течение жизни и образующиеся в результате сочетания безразличных раздражителей с безусловными, И.П. Павлов назвал условными рефлексами. С помощью образования условных рефлексов и их торможения осуществляется более гибкое приспособление организма к конкретным условиям существования . В эндокринной системе управления в качестве каналов передачи информации выступают гормоны, секреция которых реализуется по принципу отрицательной обратной связи.
    v «Органы управления клетки » - ДНК , состоящие из нуклеотидов, последовательностью которых кодируется генетическая информация, и рибосомы, осуществляют информационно-аналитическую функцию.


    «Постоянство внутренней среды» взаимосвязано с биологическими часами, как бы встроенными в организм на основе безусловных и условных рефлексов. С биологическими ритмами необходимо увязывать ритм труда и отдыха и помнить как о генетике биологических, так и о социокультурных часах человека. Биоритмы проявляются не только во время бодрствования, но и во время медленного и быстрого сна. При этом сновидения – нормальная психическая деятельность мозга.

    Преимущество человека перед другими высшими животными закреплено в материальном носителе разума - мозге. Выделить принципиальные различия в строении мозга человека и шимпанзе удалось только в последние 30 - 40 лет. Выяснено, что простейшей структурной единицей мозга служит не нервная клетка (нейрон), как считалось раньше, а структурный ансамбль таких клеток со сложными, но фиксированными разветвлениями взаимосвязей.

    Эволюция мозга, его усложнение идет не столько за счет количественного роста нервных клеток (хотя такой рост имеет место), сколько за счет растущей организованности, упорядоченности как отдельных структурных ансамблей, так и центров, объединяющих отдельные функции в сложные поведенческие решения.

    Нобелевская премия в области физиологии 1981 года была присуждена Р. Сперри за исследование межполушарной асимметрии головного мозга, т.е. различий функций двух его полушарий. На макроуровне мышления в целом намечаются две тенденции в психологическом восприятии действительности: правополушарная - интегрирующая, синтетическая, левополушарная - дифференцирующая, аналитическая. В частности, левое полушарие ответственно за речь и логическое мышление, а правое полушарие за ориентацию в пространстве и восприятие музыки и живописи.

    Может сложиться иллюзия, что каждая из тенденций познавательной деятельности мозга, взятая в отдельности, искажает восприятие действительности. На самом деле обе тенденции способствуют адекватному объяснению природы и имеют одинаковую значимость в её познании. Именно в гармонии обеих тенденций познания окружающий мир постигается в адекватной форме не только отдельным человеком, но и научной мыслью коллективного разума.

    Отметим одно характерное обстоятельство так же задающее единое поле сознания. Строение ансамблей нервных клеток, их связи в мозгу программируются генетическим аппаратом. Развитость речевых и двигательно-трудовых структурных ансамблей мозга человека наследуется детьми от родителей. Но наследуются не речь и не трудовые навыки как таковые, а лишь потенциальная возможность их последующего приобретения. Генетические возможности реализуются только при условии, что с раннего детства конкретный ребенок воспитывается и обучается в сообществе людей, в постоянном общении с ними. Генетический потенциал ограничен во времени жесткими возрастными рамками . Если сроки пропущены, то потенциал гаснет, а человек остается на уровне того же примата.

    У человека выделяются лобные доли , которые согласно сложившимся представлениям осуществляют интеграцию различных функций мозга в целенаправленные поведенческие реакции, а также участвуют в ассоциативных и обобщающих мыслительных процессах . У человека рекордная для животного мира относительная площадь лобных долей мозга, достигающая 25%. Комментарии здесь излишни.

    Итак, со строением мозга и его программированием генетическим аппаратом, развивающимся в процессе обучения и воспитания, взаимосвязана особая нейрофизиологическая сущность человека, проявляющаяся в едином поле сознания. Единое поле сознания связывает эмоции, сознание, внимание память, мышление в единое поле функциональной системности.

    Представим единое поле сознания схематически (см. схему 63) на основе терминов и понятий, характеризующих особую физиологическую сущность человека.

    Введение

    Природа, создавая человека, дала организму великую способность к саморегуляции. Саморегуляция - это свойство организма автоматически устанавливать и поддерживать на определенном относительно постоянном уровне свои физиологические и психические показатели. Управляющие факторы находятся внутри организма и имеют адаптивную и самонастраивающуюся функции. Адаптация -- это совокупность особенностей организма, обеспечивающая возможность его существования в меняющихся условиях внешней среды. Саморегуляция человека имеет две формы: произвольную (осознаваемую) и непроизвольную (неосознаваемую). Непроизвольная саморегуляция связана с жизнеобеспечением, осуществляется в организме на основе эволюционно сложившихся норм. Произвольная саморегуляция связана с целевой деятельностью, изменением индивидуально-личностных характеристик, текущего психического состояния, установок поведения, систем ценностей. Исследования показывают, что человек имеет способность, применяя методы произвольной саморегуляции, изменять так же и работу систем жизнеобеспечения. Такое воздействие называют психической саморегуляцией.

    Саморегуляция организма и ее методы

    Психическая саморегуляция - это формирование особых психических состояний, способствующих наиболее оптимальному использованию физических и психических возможностей человека. Под психической регуляцией понимают целенаправленное изменение как отдельных психофизиологических функций, так и в целом нервно-психического состояния, достигаемого путем специально организованной психической активности. В результате создается такая интегративная деятельность организма, которая концентрированно и наиболее рационально направляет все его возможности на решение конкретных задач.

    Методы психической саморегуляции основываются на процессе естественного восстановления нормальной работы всех функций организма. Фактически методы саморегуляции только помогают упразднить те психические и телесные препятствия, которые мешают нормальному функционированию организма. Методы саморегуляции включают в себя: медитации, аутотренинг, визуализации, развитие навыков целеполагания, совершенствование поведенческих навыков, практики телесного и эмоционального реагирования, самовнушения, нервно-мышечной релаксации, идеомоторная тренировка, саморегуляции эмоциональных состояний.

    Применение методов позволяет:

    * Редуцировать тревогу, страх, раздражительность, конфликтность

    * Активизировать память и мышление

    * Нормализовать сон и вегетативные дисфункции

    * Увеличить эффективность деятельности

    * Самостоятельно формировать позитивные психоэмоциональные состояния

    * Оптимизировать способы достижения целей

    * Снижать «внутреннюю стоимость» затрачиваемых усилий

    * Активно формировать личностные качества: эмоциональную устойчивость, выносливость, целеустремленность.


    Человеческий организм – совершенное творение природы. Это – сложная, состоящая из многих клеток, тканей и органов единая система, способная автоматически перестраивать свою деятельность в зависимости от внутренних и внешних условий, реализовать заложенные в ней программы выживания.

    Нормальное течение множества процессов сложного организма обеспечивает автоматическая саморегуляция, основы которой мы рассмотрим в этом разделе. Разговор пойдет о самых общих принципах работы целостного организма, о том, что происходит непрерывно и является глубинной основой жизни.

    Общие принципы.

    Наиболее общие принципы организации жизненных процессов отражает следующее определение.

    Организм – единая, сложная, автоколебательная, саморегулирующаяся, самонастраивающаяся биосистема, состоящая во взаимодействии с окружающей средой.

    Это – ключ к пониманию сущности жизни, ее природной гармонии, процессов регуляции и всей системы жизнедеятельности.

    Жизнь протекает в режиме автоколебаний, которые являются ее свойством, проявляющимся на всех уровнях организации (клеточном, органном и организменном), выживание обеспечивает взаимодействие организма и среды. Такая организация процессов жизнедеятельности обусловлена эволюционным развитием и является основой нормального существования.

    Сложный организм существует и выживает в режиме непрерывной автоматической перестройки множества процессов, перестраивая и регулируя их так, чтобы они обеспечивали эффективное выживание, оптимально соответствовали внутренним и внешним условиям.

    Все это заложено в «программном обеспечении» организма и в системах регуляции его функций.

    Программы и системы управления.

    Организм существует и выживает согласно программам, имеющимся в генетической управляющей системе и центральной нервной системе, взаимодействуя с окружающей средой.

    Общую организацию процессов регуляции можно представить следующим образом.

    Организм как биокомпьютер.

    Целостный саморегулирующийся организм работает как компьютер, в котором имеются программы жизнедеятельности, системы управления (генетическая, нервная, эндокринная) и связь с окружающей средой.

    Главной системой, управляющей биокомпьютером с помощью электрических сигналов (нервных импульсов), является нервная система главным центром, регулирующим все процессы – головной и спинной мозг, внешними регуляторами внутренних процессов – условия окружающей среды.

    Управление организмом осуществляется как изнутри, так и извне.

    Внутренняя и внешняя регуляция составляют единый механизм выживания, обеспечивают нормальную работу целостного организма и оперативную перестройку множества его процессов.

    Организм находится в состоянии непрерывного изменения, суть и законы которого можно понять, рассматривая устройство, свойства и деятельность нервной системы.

    Нервная система.

    Это – автоколебательная, саморегулирующаяся, самонастраивающаяся система управления процессами организма, имеющая связь с окружающей средой и обладающая свойством мгновенной передачи информации по нервным путям.

    Нервная система состоит из центрального и периферического отделов:

    1) центральная нервная система включает головной и спинной мозг;

    2) периферическая часть нервной системы – нервные сплетения, узлы, нервы и нервные окончания (рецепторы).

    Центральная нервная система управляет всеми процессами. В головном и спинном мозге имеются программы управления функциями, центры синтеза и анализа информации, поступающей по нервным путям от всех внутренних органов и из внешней среды.

    Изменение состояния внешней среды воспринимается нервной системой (колебания магнитного поля), жидкими средами организма (колебания гравитации), рецепторами кожи и сетчатки глаз (тепло, холод, свет), преобразующими внешние раздражения в нервные импульсы.

    Центр управления.

    Головной и спинной мозг функционирует в режиме непрерывной автоматической перестройки. Мозг постоянно получает информацию об изменении внутренних и внешних условий, анализирует силу и характер раздражений, осуществляет синтез всех сигналов, формирует ответные реакции и обеспечивает оперативное изменение деятельности различных органов и систем (эндокринная, сердечно-сосудистая, дыхательная, мышечная и др.) и всего организма в целом.

    Функции нервной системы.

    Нервная система управляет всеми процессами, полностью отвечает за их координацию и работу целостного организма.

    К ее функциям относятся:

    1) управление внутренней средой;

    2) оперативная передача информации;

    3) обеспечение жизнедеятельности в условиях окружающей среды;4

    4) высшие психические функции (мышление, сознание);

    5) управление движением и многое другое.

    По функции вся нервная система подразделяется на соматическую и вегетативную (или автономную).

    Соматическая нервная система

    осуществляет связь организма свнешней средой: восприятие раздражений, регуляцию движений мышц конечностей, туловища, языка, гортани, глотки, глаз.

    Вегетативная (автономная) нервная система регулирует обмен веществ и работу внутренних органов, тонус сосудов, биение сердца, перистальтику кишечника, секрецию желез,управляя непроизвольными функциями. Автономная нервная система не находится под контролем сознания в отличие от сознательно управляемой соматической системы.

    Подавляющее большинство процессов организма протекает автоматически, независимо от сознания, а вся их совокупность имеет следующую организацию.

    Основы саморегуляции.

    В организме имеется четыре уровня автоматической регуляции функций, которые находятся во взаимной связи, обеспечивают согласованную работу всех его клеток, тканей и органов. Низшие уровни управления подчинены высшим.

    Высший уровень регуляции функций организма и взаимодействие с окружающей средой обеспечивается центральной нервной системой (головной и спинной мозг). Это центральный механизм, регулирующий все функции.

    Второй уровень регуляции обеспечивается вегетативным отделом нервной системы. Автономная вегетативная нервная система регулирует функции всех внутренних органов, кожи, мышечной ткани, эндокринных желез, сердечно-сосудистой системы.

    Третий уровень регуляции осуществляется эндокринной системой. Эндокринные железы (гипофиз, щитовидная железа, надпочечники, половые железы, поджелудочная железа и др.) выделяют в кровь гормоны – биологически активные вещества, активизирующие или тормозящие различные процессы.

    Четвертый уровень регуляции. Неспецифическая регуляция осуществляется жидкими средами. Кровь, лимфа, межклеточная жидкость являются регуляторами многих процессов.

    Ритмическая саморегуляция.

    Процессы, о которых было сказано выше, имеют ритмическую организацию. Они протекают врежиме автоколебаний, обеспечивающих согласование процессов между собой и с условиями существования. Целостный организмпредставляет собой единую автоколебательную систему, в которой все процессы закономерно изменяются во времени.

    Определенная последовательность повышения и снижения активности отдельных элементов сложного организма обеспечивает их согласование. Согласованность колебательных процессов на клеточном, органном и системном (нервная, эндокринная, сердечно-сосудистая, пищеварительная и др. системы) уровнях обеспечивает нормальную работу организма как целого.

    Согласование с внешней средой обеспечивает режим адаптации. В организме имеются суточные, месячные, годичные и многолетниециклы жизнедеятельности, регулируемые внешними условиями.

    Внешняя регуляция внутренних процессов повышает надежность работы сложного организма, поддерживает в оптимальном состоянии всю систему биоритмов и является естественным механизмом, обеспечивающим эффективное выживание.