Римская риторика. Цицерон. Вопрос: Actio (раздел канона) Принципы ораторской речи

Вы узнаете, что важнейший элемент публичного выступления – взаимодействие с аудиторией. Но как этого добиться? Как сделать свою речь живым выступлением, а не механическим озвучиванием текста?

Правило 1. Оратор должен ставить аудиторию в центр внимания.

Это правило каждого мастера ораторского искусства. Составляя выступление, встройте принцип «аудитория в центре внимания» в его ДНК.

Сосредоточьтесь на ожиданиях и интересах аудитории. Следите за ее реакцией на ваши слова. Если людям стало интересно что-то, чему вы уделяете недостаточно внимания, расширьте эту часть. Если внимание начинает рассеиваться, мобилизуйте его историями, шутками или вопросами залу.

Если вы волнуетесь, будет трудновато переключиться со своих переживаний на эмоции аудитории. Но стоит вам попробовать, как вы поймете, что это, наоборот, способ, как побороть страх публичных выступлений .

Правило 2. Оратор должен сосредоточиться на отношениях.

Если вы поместили аудиторию в центр внимания, то вы уже на правильном пути. Однако это еще не все. Успешное выступление – то, которое проводится с учетом следующих пунктов:

  1. Отношение оратора к аудитории.

Чтобы сформировать правильное отношение, оратор должен вовлекать аудиторию, вызывать у нее интерес к выступлению. В этом помогут правила эффективного общения .

Например, Владимир Путин заинтересовал юную аудиторию, показав прием дзюдо.

Он сделал это во время выступления в спортивной школе.

  1. Отношение оратора к содержанию речи.

Нужно показывать свой энтузиазм слушателям.

  1. Отношение аудитории к содержанию речи.

Правильное отношение сформируется, если вы успешно дадите аудитории понять, почему это выступление так важно для нее.

Например, Стиву Джобсу это удавалось всегда, потому что он умело преподносил новые устройства Apple как что-то, что поможет решить проблемы слушателей.

На слайде написано: “Телефоны несовершенны. Вызов для целой индустрии”.

Правило 3. Оратор должен ставить цели выступления.

Очень многие ораторы путают тему и цель выступления. Тема – это то, о чем вы собираетесь говорить. Она очень важна, но есть еще и цель – чего вы хотите добиться, давая людям эту информацию.

Правило 6. Оратор должен уметь отвечать на вопросы.

Блок вопросов и ответов в конце речи – еще один шанс убедить аудиторию. Особенно если вы не успели уделить внимание чему-то в самой речи. Но эта часть выступления может оказаться непредсказуемой. Поэтому самое главное для оратора – не теряться.

Например, вот как Владимир Путин с юмором отвечает на неожиданные и непонятные вопросы:

НЕКОТОРЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА

"Говори не так, как тебе удобно говорить,
а так, как слушателям удобно воспринимать"
Скилеф

В любом деле есть свои правила. И в ораторском искусстве тоже. Правила ораторского искусства сводятся к управлению элементами речи, а также к использованию различных речевых приемов и принципов , чтобы речь была понятной, интересной и, как следствие - более влиятельной. Поговорим вкратце о некоторых принципах ораторского искусства. Забудь о себе, займись делом

Это принцип уверенности. Неуверенный оратор озабочен собой. Его тревожит мысль: а вдруг обо мне плохо подумают? Его волнение прожорливо и съедает часть его внимания - именно поэтому скованный оратор запинается и путается. Ничто, кроме собственных установок, не мешает нам перед аудиторией быть такими же раскрепощенными, как у себя дома. Увлекайтесь выступлением, и вас не останется на волнение . Оратор - хозяин положения

Некоторые ораторы ведут себя так, будто они в чем-то провинились или не выучили урок - вздрагивают от каждой реплики слушателей, норовят подробно ответить на всякий неуместный вопрос и ждут дальнейших указаний аудитории. Плачевное зрелище.

Надо помнить, что на время выступления оратор становится лидером аудитории, поэтому должен вести за собой слушателей, а не идти у них на поводу. Это не значит, что при этом нужно непременно воплощать диктаторский стиль - хамить и строжиться. Следует быть мягким к слушателям, но решительно заниматься своим делом. Оратор должен владеть аудиторией и смело воплощать свои замыслы - слушатели должны видеть, что оратор знает, что хочет . Если не будешь будоражить аудиторию, то аудитория займется тобой

Есть такой тип ораторов - "нудисты". Это те, которые не выступают, а нудят - долго бубнят себе под нос бестолковщину. Кажется, что у них только две задачи - утомить аудиторию и испытать терпение слушателей. Обычно добрые слушатели прерывают речь "нудиста" вопросом: "может тебе заплатить, чтобы ты оставил нас в покое?". Злые - бьют (поэтому "нудист" должен быть проворным - уметь уворачиваться от летящих помидоров и быстро бегать). Терпеливая же публика награждает нудную речь громом аплодисментов за то, что она, наконец, завершилась. Аудиторию нужно увлекать . Принцип спектакля

Люди любят зрелища и яркие ощущения. Они готовы платить за концерты, театральные представления и аттракционы. Поэтому аудитория в глубине души ждет, когда же перед ней развернут интересное шоу. Такое ожидание слушателей надо оправдать. Яркое выступление развлекает слушателей и оправдывает их ожидания. Вялая же речь вызывает у них ощущение, что они даром тратят время своей жизни. Превратите выступление в интересный спектакль . Хочешь быть интересным - будь заинтересованным

Этот принцип перекликается с предыдущим. Если излагать свои мысли равнодушно и безучастным тоном, то такую речь вряд ли можно будет назвать исторической. Такая речь будет забыта вскоре после произнесения. Поэтому, чтобы речь была интересной и впечатлила слушателей, выступая, следует постараться. Добавьте в речь энтузиазма . Принцип разнообразия

Когда мы слышим гром, то это значит, что мы также слышим прервавшуюся тишину - мы воспринимаем не сами звуки, краски и явления окружающего мира, а контрасты между ними. Чем больше в речи контрастов (разнообразия), тем больше она привлекает внимания. Разнообразие должно присутствовать во всех элементах речи (кроме дикции - дикция всегда должна быть четкой): говорить нужно местами ярко, а местами умеренно; с различными эмоциональными оттенками; то громче, то тише; иногда активно жестикулируя и перемещаясь, а иногда стоя неподвижно; изменяя темп речи - быстрей и медленней; тон голоса - выше и ниже. Также использовать паузы различной длинны и так далее. Разнообразная речь напоминает живописный пейзаж, в котором есть лиловый закат и голубое небо, лес и горы, озера, холмы, перелески и т.д. Такая речь привлекает и ее хочется слушать и слушать, в отличие от монотонной, напоминающей пустыню до горизонта. Говорите разнообразно . Ответственность за непонимание целиком лежит на говорящем

По каким бы причинам не происходило непонимание слушателями смысла речи говорящего - даже, если слушатель имеет неповоротливые мозги и отвлекается - ответственность за непонимание целиком и полностью лежит на говорящем. Это аксиома. Если оратор допускает в адрес аудитории высказывания: "неужели непонятно?" или "какие же вы бестолковые!", то он, мягко говоря, неправ, ибо, таким образом, пытается переложить ответственность на слушателей. Говорите так, чтобы вас нельзя было не понять . Претензии к слушателям неуместны

Как правило, слушатели в основной своей массе вменяемы и дисциплинированны, но иногда среди них попадаются агрессивные, болтливые и нетрезвые, которые отвлекают и мешают выступать. Конечно, иной раз какого-нибудь нерадивого студента можно и выдворить, чтобы не мешал, но чаще всего такой подход неуместен. Как бы непотребно слушатели себя не вели - ёрзали, шумели, задавали бы ненужные вопросы - не следует предъявлять им претензий: дескать, хватит меня отвлекать, или как же с вами тяжело общаться! Какой бы гиперактивной или безразличной не была аудитория, с ней нужно управиться тактично. Точно так же, как кирпич не виноват в том, что он кирпич, слушатели не виноваты в том, что они такие, какие есть. Будьте снисходительными к аудитории, как галантный кавалер к даме . Исчерпайте тему, а не терпение слушателей

Говорят, что время - деньги. На самом деле, время больше, чем деньги, ведь время содержит всё, что мы имеем - вся наша жизнь лежит во времени. Парадокс: принято считать, что воровать деньги плохо, а отнимать у человека его время, отвлекая его или заставляя ждать, не зазорно. Утомлять слушателей нудным выступлением - значит, воровать у них частичку жизни. Заканчивайте говорить раньше, чем слушатели того захотят . * * *

Принципы - это векторы, задающие общее направление. Важно употреблять принципы ораторского искусства к месту и правильно их дозировать, в зависимости от того, на лекции вы выступаете, на митинге или на совещании.


Переиздание материалов статьи возможно только с обязательными ссылками на сайт (в интернете - гиперссылка) и на автора

"Говори не так, как тебе удобно говорить,

а так, как слушателям удобно воспринимать"

Скилеф

В любом деле есть свои правила. И в ораторском искусстве тоже. Правила ораторского искусства сводятся к управлению элементами речи, а также к использованию различных речевых приемов и принципов , чтобы речь была понятной, интересной и, как следствие - более влиятельной. Поговорим вкратце о некоторых принципах ораторского искусства.

Забудь о себе, займись делом

Это принцип уверенности. Неуверенный оратор озабочен собой. Его тревожит мысль: а вдруг обо мне плохо подумают? Его волнение прожорливо и съедает часть его внимания - именно поэтому скованный оратор запинается и путается. Ничто, кроме собственных установок, не мешает нам перед аудиторией быть такими же раскрепощенными, как у себя дома. Увлекайтесь выступлением, и вас не останется на волнение .

Оратор - хозяин положения

Некоторые ораторы ведут себя так, будто они в чем-то провинились или не выучили урок - вздрагивают от каждой реплики слушателей, норовят подробно ответить на всякий неуместный вопрос и ждут дальнейших указаний аудитории. Плачевное зрелище.

Надо помнить, что на время выступления оратор становится лидером аудитории, поэтому должен вести за собой слушателей, а не идти у них на поводу. Это не значит, что при этом нужно непременно воплощать диктаторский стиль - хамить и строжиться. Следует быть мягким к слушателям, но решительно заниматься своим делом. Оратор должен владеть аудиторией и смело воплощать свои замыслы - слушатели должны видеть, что оратор знает, что хочет .

Если не будешь будоражить аудиторию, то аудитория займется тобой

Есть такой тип ораторов - "нудисты". Это те, которые не выступают, а нудят - долго бубнят себе под нос бестолковщину. Кажется, что у них только две задачи - утомить аудиторию и испытать терпение слушателей. Обычно добрые слушатели прерывают речь "нудиста" вопросом: "может тебе заплатить, чтобы ты оставил нас в покое?". Злые - бьют (поэтому "нудист" должен быть проворным - уметь уворачиваться от летящих помидоров и быстро бегать). Терпеливая же публика награждает нудную речь громом аплодисментов за то, что она, наконец, завершилась. Аудиторию нужно увлекать .

Принцип спектакля

Люди любят зрелища и яркие ощущения. Они готовы платить за концерты, театральные представления и аттракционы. Поэтому аудитория в глубине души ждет, когда же перед ней развернут интересное шоу. Такое ожидание слушателей надо оправдать. Яркое выступление развлекает слушателей и оправдывает их ожидания. Вялая же речь вызывает у них ощущение, что они даром тратят время своей жизни. Превратите выступление в интересный спектакль .

Хочешь быть интересным - будь заинтересованным

Этот принцип перекликается с предыдущим. Если излагать свои мысли равнодушно и безучастным тоном, то такую речь вряд ли можно будет назвать исторической. Такая речь будет забыта вскоре после произнесения. Поэтому, чтобы речь была интересной и впечатлила слушателей, выступая, следует постараться. Добавьте в речь энтузиазма .

Принцип разнообразия

Когда мы слышим гром, то это значит, что мы также слышим прервавшуюся тишину - мы воспринимаем не сами звуки, краски и явления окружающего мира, а контрасты между ними. Чем больше в речи контрастов (разнообразия), тем больше она привлекает внимания. Разнообразие должно присутствовать во всех элементах речи (кроме дикции - дикция всегда должна быть четкой): говорить нужно местами ярко, а местами умеренно; с различными эмоциональными оттенками; то громче, то тише; иногда активно жестикулируя и перемещаясь, а иногда стоя неподвижно; изменяя темп речи - быстрей и медленней; тон голоса - выше и ниже. Также использовать паузы различной длинны и так далее. Разнообразная речь напоминает живописный пейзаж, в котором есть лиловый закат и голубое небо, лес и горы, озера, холмы, перелески и т.д. Такая речь привлекает и ее хочется слушать и слушать, в отличие от монотонной, напоминающей пустыню до горизонта. Говорите разнообразно .

Ответственность за непонимание целиком лежит на говорящем

По каким бы причинам не происходило непонимание слушателями смысла речи говорящего - даже, если слушатель имеет неповоротливые мозги и отвлекается - ответственность за непонимание целиком и полностью лежит на говорящем. Это аксиома. Если оратор допускает в адрес аудитории высказывания: "неужели непонятно?" или "какие же вы бестолковые!", то он, мягко говоря, неправ, ибо, таким образом, пытается переложить ответственность на слушателей. Говорите так, чтобы вас нельзя было не понять .

Претензии к слушателям неуместны

Как правило, слушатели в основной своей массе вменяемы и дисциплинированны, но иногда среди них попадаются агрессивные, болтливые и нетрезвые, которые отвлекают и мешают выступать. Конечно, иной раз какого-нибудь нерадивого студента можно и выдворить, чтобы не мешал, но чаще всего такой подход неуместен. Как бы непотребно слушатели себя не вели - ёрзали, шумели, задавали бы ненужные вопросы - не следует предъявлять им претензий: дескать, хватит меня отвлекать, или как же с вами тяжело общаться! Какой бы гиперактивной или безразличной не была аудитория, с ней нужно управиться тактично. Точно так же, как кирпич не виноват в том, что он кирпич, слушатели не виноваты в том, что они такие, какие есть. Будьте снисходительными к аудитории, как галантный кавалер к даме .

Исчерпайте тему, а не терпение слушателей

Говорят, что время - деньги. На самом деле, время больше, чем деньги, ведь время содержит всё, что мы имеем - вся наша жизнь лежит во времени. Парадокс: принято считать, что воровать деньги плохо, а отнимать у человека его время, отвлекая его или заставляя ждать, не зазорно. Утомлять слушателей нудным выступлением - значит, воровать у них частичку жизни. Заканчивайте говорить раньше, чем слушатели того захотят .

Принципы - это векторы, задающие общее направление (я не стал раскрывать их подробно, дабы не раздувать статью в 10 раз). Важно употреблять принципы ораторского искусства к месту и правильно их дозировать, в зависимости от того, на лекции вы находитесь, на митинге или на совещании.

Римская риторика связывается обычно с именем Цицерона (Marcus Tullius Cicero ) (106 - 43). Это политический деятель, оратор, писатель. В политическую жизнь вошёл как "новый человек", всем обязанный лишь своему ораторскому дару. Он пытался остановить развал Римской республики и наступление следующего неизбежного исторического этапа развития – империи, поплатившись за это головой в буквальном смысле. Слишком уповая на силу человеческого слова, он показал предел, за которым кончается его могущество.

Уважение к ораторскому слову было в Риме древним и традиционным. Считалось, что как на войне римлянин служит своему отечеству с оружием в руках, так в мирное время он служит ему речами в сенате и народном собрании. "Vir bonus dicendi peritus " - "достойный муж, искусный в речах", - так определяет идеал древнего римского оратора Катон Старший. Однако чтобы правильно понять его, следует помнить, что "достойный муж" в латинском языке тех времен - синоним аристократа. Идеал красноречия был тесно связан с политическим идеалом, и когда был брошен вызов отжившему свой век политическому идеалу древней римской аристократии, заколебался и ораторский идеал.

К новому красноречию греческого типа Рим пришел в бурный век гражданских войн. Поднимающаяся римская демократия - всадники и плебеи - в своей борьбе против сенатской олигархии нуждалась в действенном ораторском искусстве.

В Риме появились школы греческих риторов - сперва вольноотпущенников, потом свободных приезжих учителей. Обеспокоенный сенат стал принимать меры. В 173 и 161 гг. были изданы указы об изгнании из Рима греческих философов и риторов. Это не помогло: поколение спустя в Риме вновь свободно преподают греческие риторы, и появляются латинские риторы, преподающие на латинском языке и довольно удачно перерабатывающие греческую риторику применительно к требованиям римской действительности. Их уроки более доступны и этим более опасны, поэтому сенат оставляет в покое греческих риторов и обращается против латинских: в 92 г. лучший сенатский оратор Луций Лициний Красc в должности цензора издает указ о закрытии латинских риторических школ как заведений, не отвечающих римским нравам. Этим удалось временно покончить с преподаванием латинской риторики, но с тем большим усердием обратились римляне к изучению риторики греческой. С каждым днем все больше молодых людей отправлялось из Рима в Грецию, чтобы у лучших преподавателей учиться греческой культуре слова и мысли.

Цицерон принадлежал к всадническому сословию. Положение всадничества в римской сословной системе было двойственным: оно было экономически могущественно и политически бесправно. Первая черта сближала его с правящим сенатским сословием, вторая черта сближала его с восстающим на сенат бесправным плебейством. В результате на долю всадничества выпадала незавидная роль политических соглашателей: когда сенатское сословие непримиримо упорствовало в своей монополии на власть, всадничество блокировалось с плебсом и шло против сената в первых рядах оппозиции, но как только сенат шел на уступки и делился долей власти с младшим сословием, всадничество меняло фронт и решительно выступало против дальнейших притязаний своего вчерашнего союзника, плебса. Сенатская знать презирала всадников как выскочек, плебейство сторонилось их как изменников. Именно эта картина постоянных политических колебаний остается типичной для всаднического сословия в целом, и именно жизненный путь Цицерона служит этому самым ярким примером.

Цицерон родился 3 января 106 г. до н. э. в Арпине, маленьком городке Лация, во всаднической семье. Отроческие и юношеские годы он провел в Риме. Здесь на форуме Цицерон слышал лучших ораторов своего времени - Красса, Антония, Сульпиция, Котту; у родосского ритора Аполлония Молона, преподававшего в это время в Риме, он учился греческому красноречию; знаменитый трагик Акций и греческий поэт Архий руководили им в чтении поэтов; эпикуреец Федр, стоик Диодот и приехавший в Рим академик Филон Ларисский были его наставниками в философии.

Когда Цицерон впервые выступил с речью на форуме, в Риме правил Сулла. Диктатура Суллы, жестокая и кровавая, была своеобразной попыткой утвердить аристократическую республику методами деспотической монархии. Оппозиция против Суллы (конечно, тайная и робкая) объединяла не только всадников и плебс, но и многих представителей сенатской знати. К этой оппозиции примкнул и молодой Цицерон. В одной из своих судебных речей он задел влиятельного вольноотпущенника Суллы, в другой поставил под сомнение один из законов Суллы, - выпады мелкие, но достаточные, чтобы привлечь неблагосклонное внимание правителя.

Цицерон, всегда осторожный, начинает беспокоиться за свою судьбу, и после трех лет удачной адвокатской практики неожиданно покидает Рим. Он едет в Грецию, слушает в Афинах ученика Филона - Антиоха Аскалонского, объезжает города Малой Азии с их славными риторическими школами и на целый год остается на Родосе, где под руководством Молона изучает Демосфена, стараясь достичь в своих речах его силы и избавиться от чрезмерной пышности.

Только после смерти Суллы, в 77 г. двадцатидевятилетний Цицерон возвращается в Рим. Он вновь принимается за адвокатскую практику и очень успешно. Каким особенностям своего красноречия был обязан Цицерон этим успехам?

Во-первых, своей теоретической – философской и риторической - подготовке.

Во-вторых, своему художественному вкусу.

В-третьих, своему умению возбуждать в слушателях страсть (его исполнительский принцип формулировался так: слушатель должен быть потрясён).

Годом политического признания для Цицерона был 70 год, когда в Консульство Помпея и Красса, двух вождей демократического блока, были окончательно отменены последние остатки сулланского режима. Победа реставрации должна была завершиться громким судебным процессом - расправой с Верресом, наместником Сицилии, одним из ставленников аристократической реакции. Этот процесс был поручен Цицерону, который провел его блестяще. Веррес удалился в изгнание, не дожидаясь конца процесса, его адвокат, знаменитый Гортензий, отказался от защиты, триумф был полный.

С этих пор Цицерон переходит от должности к должности при единодушной общей поддержке. В 63 г. Цицерон делается консулом (высшая должность в республике) и наконец-то приступает к практическому осуществлению своей мечты - "согласия сословий". Обстоятельства ему благоприятствовали: в Италии было неспокойно, носились слухи о волнениях рабов, у всех еще свежо было в памяти восстание Спартака, и перед лицом общей угрозы сенат, всадники и народ предпочитали жить в мире. В самый год консульства Цицерона был раскрыт заговор Катилины - дерзкая и широко задуманная попытка государственного переворота. Цицерон воспользовался призраком анархии, чтобы еще теснее сплотить все сословия на защиту государства. Наделенный чрезвычайными полномочиями, при поддержке сената и ликовании народа он изгнал из Рима Катилину и казнил его ближайших сообщников. Народ прославлял его как второго основателя Рима, сенат наградил его небывалым почетным титулом "отец отечества". Казалось, что Цицерон достиг пределов своих желаний.

Однако этот высший взлет был для него началом падения. "Согласие сословий", созданное им, было недолгим и непрочным: оно рассыпалось, как только миновала непосредственная опасность. Сенатская аристократия не хотела поступаться своими интересами ради интересов других сословий, а демократы не могли простить Цицерону его расправу с катилинариями.

В 58 г. по требованию плебейского вождя Публия Клодия, личного врага оратора, за расправу с сообщниками Катилины Цицерон был объявлен вне закона и вынужден удалиться в изгнание в Фессалонику. Правда, через полтора года ему удалось вернуться. Практическая недостижимость желанного политического идеала уже была ясна для него, и он торопится хотя бы письменно, хотя бы в теории запечатлеть свою несбывшуюся программу. Он пишет свои первые теоретические трактаты: "Об ораторе" (55 г.), "О государстве" и "О законах" (54-51 гг.).

В 51 г. неожиданное назначение наместником в провинцию: полтора года провел Цицерон в глухой Киликии, приводя в порядок налоги и воюя с горными разбойничьими племенами. А когда в последних числах 50 г. он вернулся в Италию, политическое положение в Риме уже совершенно переменилось. Юлий Цезарь, завоеватель Галлии, с мощным войском стоял на пороге Италии, требуя себе власти; страх перед общей угрозой объединил против него аристократию во главе с сенатом и умеренную демократию во главе с Помпеем; начиналась гражданская война, и обе стороны рады были привлечь к себе лучшего римского оратора.

Казалось, выбор Цицерона был предрешен: в союзе Помпея и сената ему вновь виделся образ долгожданного "согласия сословий" против грозящей тирании. Но и тут идеальные понятия Цицерона-философа сковали действия Цицерона-политика: гражданская война казалась ему таким гибельным ужасом, что он не хотел встать ни на чью сторону, пока не будут исчерпаны все средства примирения. Сперва он дожидается в Италии Цезаря и тщетно просит его не преследовать помпеянцев; потом он переправляется в Македонию к Помпею и убеждает его не отказываться от перемирия; разумеется, никто его не слушает. Скрепя сердце, он остается в лагере Помпея, хотя обреченность республиканцев ему ясна; но при первой вести о разгроме Помпея при Фарсале летом 48 г. он покидает Македонию и возвращается в Италию. В течение одиннадцати месяцев он живет в Брундизии, томясь неизвестностью своей судьбы. Наконец, в сентябре 47 г. через Брундизий проезжает победоносный Цезарь, ласково принимает Цицерона и позволяет ему вернуться в Рим.

С этих пор Цицерон живет то в Риме, то в своих поместьях, усталый и глубоко подавленный. Форум для него закрыт… Теперь Цицерон живет в полном уединении, целиком отдавшись литературной работе – пишет трактаты об ораторском искусстве.

В марте 44 г., в Риме под кинжалами заговорщиков погиб Юлий Цезарь. Мгновенно государство очутилось вновь на пороге гражданской войны. Вначале была еще надежда, что все обойдется мирно, как обошлось когда-то после отречения Суллы; но достичь мира не удалось. Консул Антоний, мечтая о диктатуре, собирал войска, чтобы мстить за Цезаря; приемный сын Цезаря, девятнадцатилетний Октавиан, собирал войска, чтобы защищать сенат.

Брут отправился на Восток, чтобы закрепить сенатскую власть над провинциями. Цицерон не принимал участия в этих событиях: он видел, что политические счеты будут сводиться уже не речами, а оружием и что ему здесь более нет места. В июле он решает покинуть Италию и уехать в Грецию, где учился в это время сын его Марк; в дороге он отвлекается от горьких мыслей, сочиняя по просьбе одного из друзей "Топику", маленькое пособие по риторике. Но на половине пути в одной из гаваней южной Италии он повстречал Брута, задержавшегося в пути на Восток; и несколько часов их беседы произвели в душе Цицерона последний переворот. Он отказался от поездки, отказался от философского уединения, вернулся в Рим и с мужеством отчаянья бросился в борьбу за спасение республики.

Теперь он - признанный вождь сената и республиканцев: осенью, зимой и весной 44-43 гг. он произносит перед сенатом и народом четырнадцать речей, которые сам называет "филиппиками" в память о знаменитых речах Демосфена; в них он клеймит Антония и превозносит республику и Октавиана. Последняя филиппика была произнесена в апреле 43 г., это было торжественное славословие первой победе сенатских войск над Антонием при Мутине; а через полгода после этой победы наступило окончательное поражение. Побежденный Антоний и победитель Октавиан сговорились и, вступив в союз, двинули войска на Рим; беззащитный сенат признал за ними высшую власть; политические враги новых правителей были объявлены вне закона и обречены на казнь; одним из первых в перечне жертв был Цицерон.

Цицерон пытался бежать, но безуспешно. В ночь с 6 на 7 декабря 43 г. он был настигнут и убит на своей формийской вилле. Ему отрубили голову и руки и отнесли их Антонию; Антоний приказал пригвоздить их на форуме перед той трибуной, с которой Цицерон так часто выступал.