Религиоведение. Функции религии 3 функции религии

И сообществ и сегодня религия является мировоззрением . Это значит, что она определяет цели и смысл нашего существования на земле и во Все-ленной. Это значит, что есть оправдание каждому явлению, каждой существующей вещи, даже если общий замысел творца нам непо-нятен. Безусловно, в подобном ракурсе собственная жизнь кажется более масштабной и значимой. Вечный вопрос о поиске смысла для верующего человека не остается неразрешимым: служение Богу — основное предназначение человека.

Фрейд отмечает психологическое значение религиозной веры как для индивида , так и для общества в целом. В религии получают свое разрешение не преодоленные конфликты детского возрас-та, но также порождаются общие смыслы, укрепляющие осно-вы общежития, способствующие самосохранению человечества в борьбе против подавляющей мощи природы. Религия, уста-навливая ограничения и запреты, постулирует нравственные нормы; смягчает страх перед жизненными опасностями, уте-шает в несчастье и вселяет уверенность. Кроме того, религия способна соперничать с наукой, так как она «дает ответы на загадочные для человеческой любознательности вопросы, на-пример, о возникновении мира и об отношении между телом и душой». Фрейд убежден, что в будущем наука позволит преодолеть религию и ее вредное воздействие на умы, заставляющее восприни-мать окружающую действительность в искажающем свете иллюзии. Материал с сайта

К. Г. Юнг

В аналитической психологии К. Г. Юнга религия не ставится в прямую зависимость от невротических состоянии. Религиозные идеи и смыслы, по Юнгу, возникают не как компенсация вытесненных сексуально-агрессивных влечений. Они появляются в результате проникновения в сознание предсуществующих, универсальных, про-являющихся спонтанно всюду и везде, регулярно повторяющихся архетипических образов, происходящих из самых глубинных слоев психики — коллективного бессознательного . К. Г. Юнг согласен с трактовкой З. Фрейдом религиозных символов бога и богини, яв-ляющихся проекцией образов реальных родителей, с поклонения которым начинается любая архаическая культура. Однако Юнг ка-тегорически не признает «эдиповых» корней переноса. Бог — не осуществленная в фантазии мечта о всевластии и всемогуществе. Данный персонаж символизирует защиту и опеку, но также нака-зание за прегрешения. Поскольку взрослый человек нуждается в помощи так же, как и ребенок, но не может при этом апеллировать к физическим родителям (что равносильно инфантилизму), то он создает в воображении вымышленный образ, прототипом которого является реальный человек. Соответственно, богиня-мать воплощает гиперболизированные качества реальной матери: она — подательни-ца жизни, блага, тепла, обеспечивает младенца всем необходимым, но она же может предстать в виде грозной, гневной богини, наказывающей за провинности.

Словом, по Юнгу, первоначальное осознание норм и правил поведения в социуме (семье и группе) контролируется религиозно-ритуальным поведением. Кроме того, идея бога — защитника дает надежду на будущее и психологическое успокоение в травмирую-щей ситуации. Эти же функции религии отмечал З. Фрейд. В от-личие от предшественника К. Г. Юнг не уподобляет возникновение религиозных представлений образованию комплексов, не считает их обусловленными невротической деятельностью. Он видит в рели-гиозных феноменах инстинктивные основания. «Религия — является свойственной только человеку инстинктивной позицией, проявления которой можно наблюдать на всем протяжении истории человечества. Ее очевидной целью является сохранение психического равновесия, поскольку естественный человек обладает не менее естественным «знанием» того факта, что функции его сознания могут в любое вре-мя спасовать перед неконтролируемыми событиями, происходящими как внутри, так и снаружи его. По этой причине он всегда заботит-ся о том, чтобы соответствующими мерами религиозного характера обезопасить любое трудное решение, которое, скорее всего, будет иметь определенные последствия для него самого и других людей». Между прочим, исследователь был убежден, что до появления науки психологии вопросами души

3.1. Основные функции религии

Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль в обществе. Понятия «функция» и «роль» связаны, но не тождественны. Функции - это способы действия религии в обществе, роль - суммарный результат, последствия выполнения ею функций.

Следует выделить несколько основных функций религии: мировоззренческую, коммуникативную, регулятивную, культуротранслирующую, легитимирующую.

Мировоззренческая функция религии состоит в реализации определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и пр. Религиозное мировоззрение задает предельные критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание. Придание смысла наличному бытию предоставляет возможность тому, кто верует, вырваться за пределы ограниченной обыденности, поддерживает надежду на достижение «светлого будущего», на избавление от страданий, несчастий, морального падения.

Религия также обеспечивает общение, осуществляя тем самым коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и религиозной деятельности и в отношениях. Оно включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком.

Регулятивная функция религии состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, стереотипов, обычаев, традиций, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система норм (религиозного права, морали), образцов (многочисленных примеров для подражания), контроля, поощрений и наказаний.

Религия, являясь составной частью культуры, выполняет культуротранслирующую функцию. Культуротранслирующая функция религии состоит в осуществлении в рамках традиции передачи накопленного культурного наследия от поколения к поколению. Религия как часть культуры способствует развитию определенных ее слоев - письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры.

Легитимирующая функция религии означает узаконение некоторых общественных порядков, институтов (государственных, политических, правовых и др.), отношений, норм. Религия выдвигает высшее требование - максиму, в соответствии с которой дается оценка практически всех явлений и формируется определенное отношение к ним. Максиме придается обязательный и непреложный характер.

Результаты, последствия выполнения религией ее функций (т.е. ее роль) бывают разными. Сформулируем некоторые принципы анализа роли религии.

1. Роль религии очень велика в экономике, политике, межнациональных отношениях, семье. Религия санкционирует стиль жизни, мысли и действия, придает им ореол святости или объявляет их нечестивыми. Происходит наложение религиозных отношений на другие общественные отношения.

2. Степень влияния религии связана с ее местом в обществе, а это место не является раз и навсегда данным, оно изменяется вместе с изменением общественного сознания. Влияние религии может возрастать или, наоборот, уменьшаться вследствие самых различных процессов внутри общества: политических, идеологических и пр., меняющихся культурных ситуаций.

3. Роль религий далеко не всегда общечеловеческая. В религиях представлены самые различные культуры. Даже мировых религий три, не говоря уже о множестве народностно-национальных, региональных и родоплеменных. В религиях переплетаются, порой причудливо, компоненты общечеловеческие, формационные, этнические, глобальные и локальные. В конкретных ситуациях могут выступать на передний план те или другие; религиозные лидеры, группы, мыслители могут далеко не одинаково выражать указанные тенденции. Все это находит выражение и в социально-политических ориентациях - история показывает, что в религиозных организациях были и есть разные позиции: прогрессивная по отношению к какой-либо задаче или консервативная.

3.2. Религия как культурно-исторический феномен

Религия представляет собой одну из областей духовной культуры. В качестве плодотворно работающего в религиоведении примем следующее определение культуры: это совокупность способов и приемов осуществления разнопланового бытия человека, которые реализуются в ходе материальной и духовной деятельности и представлены в ее продуктах, передаваемых и осваиваемых новыми поколениями.

В культуре, в какой бы области она ни создавалась, материальное и идеальное взаимопроникают друг в друга: в материальной деятельности реализуются знания, цели, идеи, планы людей, а идеальные продукты запечатлевают свойства и отношения материальных объектов. Чтобы действовать в созданном предшествующими поколениями мире культуры, представители новых поколений должны овладеть умениями, навыками, которые запечатлены в материальных предметах-носителях.

Осознание явлений культуры началось со сферы материального производства и прежде всего обработки земли. Не случайно сначала употреблялся термин «агрикультура» (лат. agricultura - уход за землей), а впоследствии уже слово «культура» стало обозначать и городской уклад жизни. Лишь затем его начали использовать для обозначения явлений духовного порядка.

Исторически первой областью духовной жизни была мифология, которая синкретически объединяла разные способы освоения мира - знание и умения, нормы и образцы, верования и ритуалы, орнамент, песню и пляску и т.д. Вместе с другими областями культуры религия накапливала способы материального и духовного бытия человека, передавала их от поколения к поколению. При всей сложности взаимоотношений религии, искусства, науки, философии в истории они взаимно влияли друг на друга, образовывали единство и целостность - универсум духовной жизни. В различные эпохи выдвигались на первый план, получали наиболее интенсивное выражение и развитие те или иные области духовной культуры: искусство и философия в античности, религия - в средние века, философия - в XVIII-XIX вв., наука - в XX в.

Религия как часть культурного универсума синтезирует внутри себя определенные явления искусства, морали, философии, науки и тем самым как бы наследует традиции мифологии. А в те эпохи, которые являются для религии «звездным часом», она доминирует, охватывает почти всю область культуры. Такая ситуация, как было сказано, сложилась в средние века.

Религиозная культура представляет собой сложное комплексное образование. Это совокупность всех способов бытия человека, которые реализуются в религиозной деятельности и представлены в ее продуктах. Центром религиозной культуры является культ, которому подчинены искусство, архитектура, письменность.

Известно, что очень многие великие художники, поэты, писатели, архитекторы вдохновлялись религиозными идеями и ценностями, обогатив мировую культуру. Под влиянием религии складывались и складываются религиозная философия, мораль, право.

Необходимо, конечно, иметь в виду, что религиозная культура не одинакова в разных религиях и конфессиях и соответственно предстает как культура родоплеменных религий, как индуистская, конфуцианская, христианская, исламская и прочая культура.

Прежде чем рассматривать основные функции религии, необходимо дать определение этого понятия. В настоящее время в отечественной религиоведческой и научно-атеистической литературе под "функциями религии" понимается характер и направление ее воздействия на общество в целом и на отдельные его элементы.

1. Мировоззренческая функция . Религия включает определенное миропонимание (объяснение мира, места в нем человека, сущности природы и т.д.), мирочувствование (эмоциональное отражение внешнего мира, самочувствование человека), оценку мира, мироотношение. Религиозное мировоззрение реализуется в поведении и взаимоотношениях верующих, в структуре религиозных организаций.

Своеобразие религиозного мировоззрения состоит в том, что оно отражает действительность сквозь призму веры в сверхъестественный абсолют - Бога, получающего разные наименования в зависимости от религиозной конфессиональности.

  • 2. Иллюзорно-компенсаторная функция . Смысл данной функции заключается в том, что религия иллюзорно восполняет практическое бессилие человека, его неспособность сознательно противостоять природным и социальным процессам, а также управлять различными отношениями в человеческом бытии. В этом случае религия в некоторой мере отвлекает людей от реальности и, создавая определенные иллюзии в сознании индивида, облегчает его страдания, поддерживая в человеке потребность в отвлечении от действительности и тех больных проблем, которыми наполнена его жизнь. Важным свойством этой функции является ее психологическое воздействие, которым снимается стрессовое состояние.
  • 3. Коммуникативная функция . Религия выступает средством общения людей в рамках определенных религиозных организаций, отдельных групп. Общение осуществляется прежде всего в культовой деятельности. Богослужение в храме, в молитвенном доме, участие в таинствах, общественная молитва рассматриваются как главное средство общения и единения верующих с Богом и друг с другом. Кроме того, храм или иное молитвенное помещение нередко являются единственным местом, где жители определенного населенного пункта могут собираться вместе, не только ради религиозного, но даже и обыденных встреч. Внекультовая деятельность также обеспечивает общение людей.
  • 4. Интегрирующая функция . Религия может выступать в роли фактора интеграции отдельных групп граждан, а также общества в целом, укрепляющего и поддерживающего существующую систему социальных отношений. Регламентируя поведение и деятельность индивидов, объединяя их мысли, чувства, стремления, направляя усилия социальных групп и институтов, религия способствует стабильности данного общества. Сплачивая единоверцев и "вооружая" их своими идеями, религия оказывает содействие консолидации всех, кто придерживается этих взглядов.
  • 5. Регулятивная функция . Религиозные идеи, взгляды, представления, ценностные установки, стереотипы поведения, культовая деятельность и религиозные объединения выступают регуляторами поведения приверженцев данной веры. Будучи нормативной системой и основой общественно санкционированных способов поведения, религия определенным образом упорядочивает помыслы, стремления людей, их деятельность.

Кроме основных функций, религия в разное время выполняла и выполняет нерелигиозные функции, определяемые той конкретной историко-социальной обстановкой, в которой живет и функционирует данное религиозное объединение. Можно выделить, в первую очередь, следующие “нерелигиозные функции: политическая, экономическая, воспитательная, культурно-просветительская и т.п.

Названные функции религии осуществляются не изолированно, а в комплексе и проявляются как в обществе в целом, так и на уровне социальных групп и отдельных личностей.

Место и социальное пространство функций религии меняются в зависимости от общественных условий и, в первую очередь, от уровня развития культуры народа на каждом этапе исторического развития.

Основные разделы науки религиоведение

7. Сравнительное религиоведение

Суть: сравнивание религий разных народов и выявление общих и различных черт.

У истоков – немецкий ученый Фридрих Макс Мюллер. Суть религии проявляется только в сравнении.

8. Социология религии.

Религия рассматривает социальный феномен с точки зрения ее устройства и функций. Обосновал Макс Вебер. Религия – вариант социального действия (по Веберу).

9. Психология религии

Возникновение связано с Зигмундом Фрейдом, Карлом Юнгом.

Юнг показывает связь с психическими архетипами.

Архетип – первообраз понятий и явлений, который формируется в человеческой психике коллективно-бессознательно.

Архетип божества изначально заложен в человеческой психике.

10. История религии. Изучение истории возникновения религии.

11. Семиотика религии

Семиотика – наука о знаках и символах. Исследует религиозные символы и знаки.

12. (условно) Феноменология религии. Стремится прояснить сущность религиозности. Более близка к теологии. Не все считают и относят ее к религии.

Структура религии

Основные элементы религии:

1. Вера. Она исходит от сердца, а не разума. Принципиальное разделение веры и знания.

2. Учение религий – собрание принципов, идей и понятий. Формулируется обычно теологами и религиозными философами.

3. Культ. Происходит от лат. cultus – возделывание, уход, почитание. Подразумевает все совокупности поступков, которые верующие реализуют с целью поклонения Богу, богам или сверхъестественным силам. В культ входят обряды, богослужения, проповеди, молитвы и религиозные праздники.

4. Церковь или конфессия

Конфессия – церковная организация.

Структура религиозного сознания . Понятие «минимума религии»

Чем религиозное сознание отличается от нерелигиозного?

Минимум религии – то важнейшее условие, при соблюдении которого мы можем назвать сознание человека или общества религиозным. Термин введен в конце 19 века английским ученым Эдвардом Тейлором. В своей работе «Первобытный культ» он пытался найти общий корень религиозного сознания. Для него корень в анимизме – вере в духов. Концепция Тейлора принимается не всеми. Очень часто понятие «минимум религии» связывают с понятием вера. Верующий – синоним слова «религиозный».

Вера – не только религия.

По мнению Анри Юбера, двоемирие – «матрица религии». Двоемирие (противопоставление мира сакрального (священных божеств) и профанного (человеческого)) .

Предрелигия – миф.

Для религиозного сознания характерно переживание своей связи с сакральным миром. Это лежит в основе религиозного чувства.

Важная особенность религиозного сознания – некритическое принятие авторитетов (пророков, апостолов).

В науке религиозное сознание делится на 2 уровня:

1. Обыденный, естественный

Обыденная религия: стереотипы, традиции, образы и представления.

2. Теоретический, концептуальный

Концептуальная религия: теологические концепции, религиозные, философские, церковные догматы

Важная особенность религиозного сознания – особый язык. Религиозный язык – темный, усложненный, отличается от разговорной речи. Для верующего человека он – связь с сакральным миром. Разговорная речь слишком обыденна для молитв, поэтому необходим старославянский. Язык религии включает в себя особую терминологию, касающуюся культа, и систему языковых стереотипов.

Теократия – религиозное государство (главенствующая роль у церкви).

Секуляризация – отчуждение церковных земель в пользу государства.

Десекуляризация – обратный процесс секуляризации.

Меняются языковые стереотипы (слово «черт» не вызывает реакции).

Структура религиозного культа

Культ – особая форма почитания кого-либо или чего-либо и связанные с этим ритуальные действия.

Элементы культа:

1. Система обрядов и ритуалов

Обряд и ритуалы часто понимают как минонимы. Но это не совсем верно. Обряд предшествует ритуалу, он более символичен. Ритуал – формальное действие.

Обряды развиваются по линии одухотворения. Они становятся более абстрактными.

2. Культовая фигура (шаман, жрец, священник)

2 типа молитв:

1) «договор» с Богом (человек просит Бога, а взамен обещает сделать что-то хорошее)

2) «непосредственное общение» - делится своими сомнениями, мыслями.

Религиозные организации: 3 типа:

1. Церковь – наиболее развитая и мощная организация, имеющая длинную историю и влияние. Есть четкая иерархия и внутренняя структура.

2. Секта. Возникает как результат выделения из церкви. Группа верующих, которая не согласна с догматами церкви. Если у секты много приверженцев – она становится религией (протестантизм) . Секты многочисленнее церкви. У них более короткая история и меньшее влияние в мире.

3. Культ – тип организации, который ориентирован на определенную личность. Строится вокруг одной личности. Обычно малочисленнее секты. Судьба культа зависит от одного конкретного человека. Человек умирает – культ распадается. Секта редко развивается до секты, крайне мала вероятность стать церковью.

Основные функции религии

Единого перечня функций нет. Можно выделить:

1. Мировоззренческая

Религиозное мировоззрение задает определенные критерии, с точки зрения которых осмысляется мир и общество. Религия формирует мировоззрение.

2. Коммуникативная

Религия создает некоторые пространства общения с удиной системой ценностей, с едиными коммуникативными принципами

3. Регулятивная

На основе религии строится мораль и даже законы человеческого общества

4. Культуропорождающая

Религия – мощный генератор культуры. Дает сюжеты для живописи, литературы

5. Легитимирующая (узаконивающая)

Суть: многие стороны человеческой жизни признаются официальными после признания их церковью. (Брак действителен после венчания)


Содержание этой главы, также как и предыдущих, представлено как анализ существующих взглядов на рассматриваемый вопрос с позиции внеконфессионально верующих Богу людей. Следует напомнить, что в рамках курса сравнительного богословия мы рассматриваем целый спектр знаний, необходимых людям для дальнейшего самостоятельного овладения богословием и диалектикой познания жизни. Последнее необходимо для того, чтобы люди овладевали методологией, руководствуясь которой можно уводить общество от катастроф и ошибок к стабильности на основе самоуправления согласно Божиему Промыслу. Только в случае следования Божиему Промыслу можно преодолеть катастрофичность и неправедность. Поэтому основной функцией религии - как обоюдосторонней связи людей с Богом - должна быть функция приведения жизни на Земле к Божиему Промыслу. В этом и цель религии. Самое трудное для большинства людей, это овладение методологией распознания:


· Какая информация предлагается Свыше от Бога, а какая с других уровней - с уровней земной духовной иерархии, созданной людьми.

· Как поступить с предлагаемой Свыше информацией и что она означает в жизни: как осмыслить предлагаемую информацию.

· Как найти в себе силы перестроить приоритеты целей в жизни в соответствии с пониманием поступающей Свыше информации.

· Как заставить себя принять решение об изменении своей жизни в соответствии с тем, что предлагается Свыше после пересмотра приоритетов целей.

· Какими средствами пользоваться для изменения своей жизни и жизни окружающих в соответствие с принятыми решениями.


В соответствие с целью религии () каждый человек должен овладеть методологией управления , поскольку способность самоуправляться и управлять - необходимое (но не достаточное) условие для успешного движения к намеченной цели. Для этого необходимо:


1. Постоянно находиться во внимательности, чтобы не пропускать важные объективные явления жизни, с которыми постоянно сталкивается интеллект индивида во всём многообразии процессов Мироздания, являющиеся в совокупности Языком Жизни, на котором Бог общается с людьми: с каждым на понятном ему языке.

2. Учиться формированию стереотипа (навыка) распознавания жизненных явлений на будущее, чтобы динамично развиваться, учитывая и помня прошлый опыт распознавания и, не топчась на месте, продолжать приобретать жизненный опыт, сталкиваясь с новыми явлениями.

3. Уметь выставлять и формировать иерархически организованный перечень целей (вектор целей), которые хотелось бы достигнуть с жизни в соответствии с вновь распознанными объективными явлениями жизни и на этой основе строить своё поведение (самоуправление) как решение задачи об устойчивости процесса движения согласно перечню целей.

4. Учиться способности моделирования решения задачи движения согласно перечню целей с заданным уровнем качества на базе осознания путей и средств достижения целей.

5. Учиться организации и реорганизации целесообразных управленческих структур, несущих функции управления; осуществлять контроль за ними и их ликвидацию в случае ненадобности.


Для того, чтобы управление и самоуправление людей согласно вышеназванным навыкам стало достаточным для движения к выставленной в религии цели (приведение жизни на Земле к Божиему Промыслу ) цели и средства управления и самоуправления должны быть согласованы с Промыслом. Для этого нужно не только быть внимательным к Языку Жизни и уметь формировать отвлечённые от Божиего Промысла стереотипы распознавания явлений, но уметь соотносить эти стереотипы с целями, которые предлагаются Свыше в Языке Жизни выявленных явлений. Последнее невозможно без согласования своей нравственности с объективной нравственностью , которую Бог избрал для Себя и предлагает людям.

Это так, поскольку результат формирования стереотипа распознавания явления, с которым сталкивается в жизни индивид зависит от мировоззрения и миропонимания индивида. А мировоззрение и миропонимание непосредственно сопряжены с личностной нравственностью. То есть частная цель управления после распознавания того или иного объективного жизненного явления будет выставлена индивидом в соответствии с его нравственностью; в соответствии с нравственностью же будут выбраны и средства движения к выставленной цели.

Следует ещё раз напомнить, что нравственность это - иерархически упорядоченная совокупность нравственных мерил . В информационном отношении нравственность индивида (индивидуальная нравственность) представляет собой совокупность образных представлений и описаний (на внутренних языках личности) каких-то жизненных реальных и возможных характерных событий с оценками каждого из них «хорошо», «плохо», «не имеет значения» или «значение не определено» либо «обусловлено сопутствующими обстоятельствами», которые кроме того ещё и иерархически упорядочены по их предпочтительности.

Религия как обоюдосторонняя связь с Богом, Который общается с людьми на языке жизненных обстоятельств, либо через других людей , предназначена для того, чтобы люди могли ощутить и впоследствии осознать и учесть в жизни, в управлении и самоуправлении следующее:


он прав в своих оценках в сторону сокращения катастрофичности .

Ш В этом случае перезадачи оценок «хорошо», «плохо», «не имеет значения»… в системе образных представлений индивида относительно данного явления не требуется.

· Когда в Языке Жизни индивиду демонстрируется, что он НЕ прав в своих оценках того или иного явления, которые им были распознаны ранее. Такие подтверждения выражаются в смещении статистики катастрофичности жизни .

Ш В этом случае относительно данного явления.

· Когда в Языке Жизни индивиду демонстрируется, что он пропустил либо не определился в отношениитого или иного явления, которые им не были распознаны, но которые несут важную для него и окружающих информацию. Такие уведомления выражаются в повторной демонстрации подобных явлений (либо других явлений на более понятном для индивида языке). В случае отсутствия реакции индивида на демонстрацию каскада повторных явлений (от повторного до многократно повторяющегося) - статистика катастрофичности жизни индивида может сместиться в сторону увеличения катастрофичности - вплоть до самоликвидации стоящего на своём невнимательного индивида .

Ш В этом случае объективно необходима и жизненно важна перезадача оценок «хорошо», «плохо», «не имеет значения»… в системе образных представлений индивида относительно данного явления .

Ясно что индивид, перезадавая в своей системе образных представлений оценки «хорошо», «плохо», «не имеет значения»… в отношении конкретных явлений с которыми он сталкивается в жизни, согласуя при этом эти оценки с объективными критериями через Язык Жизни - меняет свою нравственность. Поскольку критерии оценок индивид старается согласовать с объективными критериями на основе «вопросов» и «ответов» в обоюдосторонней связи с Богом через Язык Жизни , то нравственность такого индивида должна смещаться в сторону ближе к объективной нравственности, заданной Божиим Промыслом. Поскольку система образных представлений индивида есть не что иное как его мировоззрение (субъективно-образные представления о жизни) , то, меняя свою нравственность, индивид автоматически смещает своё мировоззрение от прошлого субъективизма к объективно правильному ощущению Мироздания. Осмысление информации, полученной в обоюдосторонней связи с Богом в соответствии с перезаданными оценками тех или иных явлений даёт возможность менять миропонимание в соответствии с Божиим Промыслом. В этом - основная функция и назначение религии: менять свою нравственность и мировоззрение в сторону Божиего Промысла, понимать Божий Промысел и принимать действенные меры для проведения Божиего Промысла в земную жизнь в соответствие с пунятым.

Таким образом, религия позволяет людям обрести объективную достаточность , которая в совокупности методологией управления и самоуправления , сведённой выше в этой главе в последовательность этапов согласно Полной функции управления , обеспечивает высокую вероятность безошибочного принятия решений, высокое качество и устойчивость управления по предсказуемости. Это так, поскольку выбор целей и средств управления (в том числе и субъективный выбор смысла жизни - личностное видение смысла жизни; либо вообще отсутствие интереса к этому вопросу) непосредственно зависит от того, насколько объективно правильно сформирован стереотип распознавания жизненных явлений. А стереотип распознавания жизненных явлений формируется на базе нравственных оценок, соответствующего мировоззрения индивида. То есть, как индивид видит, ощущает мир, так он и судит о том или ином явлении.


В то же время в каждой исторически сложившейся религиозной системе - свой стандартный набор взаимных соответствий между описаниями очень широкого спектра жизненных явлений и оценками «хорошо», «плохо», «неопределённо»… Самые распространённые из них те, которые:

· Пришли когда-то с «пророками», основоположниками религий, людьми, признанными «святыми», «учителями», «отшельниками» и прочими.

· Являются последствием конкретных ситуаций, соответствующих жизненным описаниям неких канонических стандартов поведения с их оценками - канонические стереотипы поведения.

Причём большинство исторически сложившихся религиозных систем расходятся в своих нравственно-мировоззренческих оценках одних и тех же стандартных жизненных ситуаций, одних и тех же исторических фактов .

То есть, каждая исторически сложившаяся религиозная система предлагает (и даже навязывает) людям своё мировоззрение и конечно же свой стандартный набор нравственных критериев . И это делается от имени Бога либо исходя из авторитета одного из религиозных основоположников. Задача сравнительного богословия не только сравнить эти мировоззренческие стандарты, но выбрать из них самое лучшее (что действительно могло идти от Бога), отсеяв наваждения людей, вошедшие в религии в разные эпохи вследствие разнообразных обстоятельств.


В настоящее время общепринята следующая классификация функций религии :


· Мировоззренческая, смыслообразующая , которая признаётся основной. Религия, её система нравственных ценностей и то мировоззрение, которое формируется у людей, контактирующих в жизни с исторически сложившейся религиозной системой, придаёт некоторую определённость (в большей или меньшей мере) смыслу и цели жизни людей .

Если обобщить традиционное общерелигиозное (во всяком случае для большинства крупных исторически сложившихся религиозных систем) понимание смысла жизни, то оно сводится к следующему. Идеальная модель человечества, которая часто называется «золотым веком» - цель развития и цель жизни. К «золотому веку» человечество идёт двумя способами: через знания (наука и философия) и через веру (религии). Путь знания ориентирует людей на познание естественных законов мироздания, на основе чего люди преобразуют Землю. Путь веры направляет людей на установление духовной связи с Богом (в некоторых религиях - Абсолют) для внутреннего духовного совершенствования. Причём «золотой век» видится как общество людей, в котором нет бедности и неграмотности, болезней и несчастья, пропасти между богатыми и бедными, войн и насилия…

В принципе такое понимание смысла жизни не противоречит высказанному в этой главе выше. Только следует добавить, что прежде чем вставать на «путь знания» (заниматься науками, а тем более научной практикой) правильно проверить это знание через веру. Но для предотвращения ошибок вера должна действительно способствовать установлению связи людей с Богом, а не направлять людей связываться сомнительными книжно-каноническими “истинами”.

Общий для всех людей смысл жизни - построение на Земле Царства Божиего согласно Его Промыслу - складывается их множества конкретных смыслов жизни каждого из людей, их судеб, конкретных в каждую историческую эпоху.

· Компенсаторская функция . Религиозные нравственно-мировоззренческие постулаты той или иной религиозной системы являются средством, которое принимается людьми для разрешения их внутренних нравственных неопределённостей , возникающих в результате невозможности самостоятельно сформировать эти стереотипы в отношении многих жизненных явлений. После принятия на веру религиозных нравственно-мировоззренческих постулатов, психика неопределившегося до этого индивида как бы успокаивается, а сам индивид принимает для себя религиозные ценности на веру. Таким образом религиозная система с её нравственно-мировоззренческими критериями частично (в той или иной мере) психологически компенсирует зависимость людей от в основном неприятных общественных условий и обстоятельств жизни .

Ясно, что такая «компенсация» объективно хороша лишь в том случае, когда определиться в жизненных ситуациях помогает сам Бог, в результате чего люди обретают объективную достаточность в самоопределении: в какой ситуации индивид оказался, почему и как из неё правильно выбраться.

В противном случае религиозная «компенсация» может сослужить очень плохую службу. Неприятные общественные условия, обстоятельства жизни, психологическая дискомфортность, стрессы сопровождают людей тогда, когда в Языке Жизни индивиду демонстрируется, что он НЕ прав в своих оценках того или иного явления, которые им были как-то распознаны ранее, демонстрируются его жизненные ошибки. Такие демонстративные подтверждения выражаются в смещении статистики катастрофичности жизни в сторону увеличения катастрофичности - вплоть до самоликвидации стоящего на своём упрямого индивида .

Однако, вместо того, чтобы задуматься, что в жизни что-то не так, понять что и , индивид прибегает к предложенной «компенсации» психологических стрессов с помощью искусственного самоуспокоения субъективными нравственно-психологическими критериями той религиозной системы, которая ему для этого лучше подходит. Такое самоуспокоение может окончиться даже самоубийством.

Исторически «компенсаторские» функции переходили от одной религиозной системы к другой. Ни одна исторически сложившаяся религиозная система не удерживала людей своими нравственно-мировоззренческими «компенсаторскими» возможностями вечно. Одни системы меняли другие в ходе глобального исторического процесса. К тому же ни одна исторически сложившаяся религиозная система не смогла за несколько тысяч лет завоевать весь мир своими «компенсаторскими» возможностями по психологическому успокоению людей. Это о многом говорит: либо все эти системы объективно ущербны в своих нравственно-мировоззренческих критериях; либо человек устроен не совершенным. Сейчас многие учёные настаивают на втором. Но в действительности это не так.

Сама необходимость «компенсации» чего-либо у совершенства возникает лишь тогда, когда это что-либо было отобрано, утрачено, либо не приобретено ранее . В противном случае нечего было бы и компенсировать (возмещать утраченное). Совершенство человека достигается лишь при условии его вхождения в настоящую религию - обоюдостороннюю связь с Богом. В такой религии само понятие «компенсация» - излишне, поскольку Свыше даётся всё что нужно, всегда и во время . Поэтому у совершенного человека изъянов психологического настроя (отклонений строя психики от человеческой нормы), выражающихся в виде стрессов и прочих психологических дискомфортов, которым необходима искусственная «компенсация» не имеется . Для получения всего необходимого для жизненной безопасности Свыше нужен определённый нравственно-мировоззренческий настрой психики. В случае если такой настрой психики индивид в жизни не получил по разным причинам, ему необходимо суметь отыскать объективные нравственно-мировоззренческие критерии , сравнить со своими жизненными нравственно-мировоззренческими критериями и усилием воли начать заняться перезадачей оценок «хорошо», «плохо», «не имеет значения»… в системе своих образных представлений в соответствии с целью приведения своих жизненных нравственно-мировоззренческих критериев к объективно заданным человеку Свыше. То есть, индивиду надо найти волю изменить свою нравственность и мировоззрение. Такие изменения представляют большой труд: ведь чем больше нравственность и мировоззрение сложившегося индивида расходятся с объективными (которые ещё надо найти, поверить в их существование и попробовать по ним жить), тем труднее менять нравственно-мировоззренческие критерии, которые соответствуют строю психики индивида. Но и этого мало: в процессе смены нравственно-мировоззренческих критериев индивид должен начинать жить согласно тому, что он для себя духовно приобретает. Только начав жить согласно изменённым нравственно-мировоззренческим критериям (в смысле приближения к объективно заданным), индивид получит Свыше необходимую “компенсацию” всех своих жизненных изъянов, которые отразились на строе его психики и создавали психологический дискомфорт вплоть до глубоких стрессов.

Но где найти эти объективные жизненные нравственно-психологические критерии? Каждая существующая исторически сложившаяся религиозная система предлагает свои. И в каждой существующей исторически сложившейся религиозной системе эти критерии не объективны: иначе объективно совершенная система духовно распространилась бы на весь мир. На поставленный вопрос должно отвечать сравнительное богословие.

Если говорить о существующих исторически сложившихся нравственно-мировоззренческих религиозных и идеологических системах, то правильно рассуждать даже не о функции компенсации с их помощью чего-либо объективно необходимого человеку (что отобрано, утрачено, либо не приобретено ранее): в данном случае правильнее говорить о функции регуляции социальных отношений с помощью существующих религиозных систем.

· Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определённых идей, несущих нравственно-мировоззренческие ценности, и веры в них, с помощью стереотипов поведения и традиций, присущих той или иной исторически сложившейся религиозной системе строятся отношения людей в исторически определённом типе общества .

Ф.М.Достоевский в «Братьях Карамазовых» сказал ставшую крылатой фразу: «Если Бога нет, то всё позволено». Действительно, если всё позволено, то управление людьми с вершины из той или иной внутрисоциальной иерархии очень затруднено: по сути это анархия и хаос. А вот выполнение религией регулятивной функции успешно лишь в той мере, в какой эта религия сумела распространить в обществе общезначимые мораль и право и контролирует их соблюдение , с чем связаны законы, исходящие из нравственно-мировоззренческих постулатов данной системы. Именем Бога удобнее всего утверждать угодные иерархии законы. История знает и сугубо атеистические государственные идеологии (как, например, «социализм»), которые тоже навязывали людям общезначимые мораль и право, но ссылки на авторитет основоположников марксизма-ленинизма всё же слабее, чем ссылки на авторитет Бога.

Как показывает история, именем Бога совершались многие преступления. Самые известные из них это - крестовые походы и средневековая инквизиция. Однако, время “жизни” той или иной религиозно-мировоззренческой системы и соответственно время действия регулятивной функции напрямую зависит от того, насколько нравственно-мировоззренческие устои большинства людей соответствуют реальным (то есть, тем, которые проводятся в обществе, а не декларативным, которые записаны в догматах религии или идеологии) нравственно-мировоззренческим установкам той или иной религиозно-идеологической системы.

Из истории известны многие моменты, когда целые народы отказывались от нравственно-мировоззренческих постулатов той или иной религиозно-идеологической системы. Причём зачастую такие системы рушились и вместе с ними рушился государственный строй, духовная надстройка государства. На смену одних религиозно-мировоззренческих систем приходили другие и всё повторялось.

Регулятивная функция религии (идеологии) употребляется в основном теми, кто управляет государством (либо цивилизацией) для поддержки веры людей в «боговдохновенность» властей и для идеологического обоснования действий властей. То есть, религия (идеология) выступает здесь как основное средство управления людьми. Такое общество, чтобы на ввергнуться в хаос нуждается в централизованном управлении. В нравственно-религиозном плане такое общество внешне очень похоже на самоуправляющееся общество людей . Но устойчивость управления таким обществом падает по мере того, как нравственно-мировоззренческие устои большинства людей перестают соответствовать реальным (то есть, тем, которые проводятся в обществе, а не декларативным, которые записаны в догматах религии или идеологии) нравственно-мировоззренческим установкам той или иной религиозно-идеологической системы.

Абсолютная устойчивость и безопасность самоуправления общества может быть достигнута лишь когда большинство людей станут внеконфессионально верующими Богу. Лишь в этом случае можно говорить о самоуправлении общества на основе веры Богу. Но лишь в этом случае регулятивная функция религии - как функция определённой духовной надстройки из людей в обществе, которая следит за соблюдением определённых религией морали и права - будет не нужна, поскольку лишь в таком обществе нет оснований бояться, что оно ввергнется в хаос, если упразднить регулятивную функцию субъективно выстроенной религиозно-идеологической системы. В таком обществе следует говорить уже не о регуляции, а о саморегуляции . В противном случае всякая регуляция взаимоотношений между властями и теми, кем власти пытаются управлять с помощью религии сводится к легитимации действий властей с помощью имени Бога.

· Легитимирующая функция состоит в обосновании придания и даже освящения законного характера определённому типу общественного порядка в государстве либо цивилизации. Легитимация сопровождается тем, что общество обращают к авторитету религии, после чего через веру именем Бога власти делают свои требования к обществу первозначными и как бы законными.

Самый простой и исторически хорошо известный пример религиозной легитимации, когда «милостью Божьей» назначался следующий император, царь, король в государстве. Но только кажется, что это осталось в прошлом. В действительности же и в современном мире легитимирующая функция исторически сложившейся субъективно выстроенной религии действует. Она проявляется в том, что в большинстве современных государств или цивилизаций существует взаимная поддержка друг друга - государства и той или иной исторически сложившейся субъективно выстроенной религиозной системы с её духовной иерархией. Без такой взаимной поддержки ослабевает как государственный режим (нет оснований для его религиозной легитимации), так и духовная надстройка, которая представлена служителями культа (последние теряют поддержку «власть имеющих»). И этот союз выгоден обоим сторонам. Как правило это союз создаётся для взаимной эксплуатации невежественной в вопросах религии и богословия толпы.

· Культуротранслирующая функция - одна из малозаметных для большинства людей но важная функция религии . Дело в том, что даже те, кто считает себя не верующими (либо «верующими от случая к случаю») - а таких в современном мире большинство - незаметно для них самих попадают под духовное влияние той религиозной системы, которая доминирует в их обществе. Это - уже не говоря о том, что такие не верующие люди вынуждены жить под управлением “элит” и по законам государств, которые прошли религиозно-идейную легитимацию (и даже - инициацию, в отдельных случаях). То есть, трансляция (передача) религиозной культуры происходит как для верующих, так не верующим - в обход сознания тех, кто считает себя не верующим . Поэтому остаться в стороне от религиозных вопросов не удаётся никому.

Основными каналами трансляции (передачи) религиозной культуры являются развитие и сохранение из поколения в поколения таких отраслей культуры как архитектура, музыка, живопись, все виды искусств, ремёсла, система образования и воспитания, большая часть наук и естественно современные - СМИ, кино.

Главные последствия для людей от трансляции религиозной культуры в том, что люди, считающие себя убеждёнными не верующими и даже те, кто сознательно не приемлет для себя основные религиозные нравственно-мировоззренческие постулаты, всё равно подвержены их влиянию через основные каналы трансляции, перечисленные выше. И через эти каналы трансляции (как бы производные от первичной религиозной культуры) нравственно-мировоззренческие постулаты доминирующей в обществе религиозной системы становятся достоянием психики большинства людей - в обход их сознания . Людям может не нравится сама религия, но им нравится искусство, архитектура, музыка, живопись, люди учатся в школах и ВУЗах, занимаются ремёслами, смотрят телевизор… и всё это является в той или иной мере производными от религиозной культуры средствами её трансляции в общество .