Регистрация политических партий осуществляется. «Я составил инструкцию: как создать политическую партию

С 04 апреля 2012 года вступил в действие Федеральный закон «О внесении изменений в федеральный закон «О политических партиях».
Политическая партия (далее — партия) — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества.

Партия должна отвечать следующим требованиям:

  • партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации;
  • количество членов партии должно быть не менее чем 500 человек;
  • руководящие и иные органы партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории РФ.

Для подготовки, созыва и проведения учредительного съезда политической партии гражданами РФ, имеющими право быть членами партии, образуется организационный комитет в составе не менее десяти человек.
Организационный комитет уведомляет в письменной форме федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации политических партий, о своем намерении создать политическую партию и указывает ее предполагаемое наименование.

Организационный комитет предоставляет в федеральный орган исполнительной власти следующие документы:

1) уведомление (выражающее намерение создать политическую партию, с указанием ее предполагаемого наименования);
2) сведения о членах организационного комитета по подготовке, созыву и проведению учредительного съезда политической партии (сведения предоставляются не менее чем о десяти членах организационного комитета, с указанием: фамилий, имен, отчеств, дат рождения, гражданства и контактных телефонов);
3) протокол собрания организационного комитета, который должен рассмотреть следующие вопросы:
— избрание Председателя и Секретаря собрания организационного комитета политической партии;
— утверждение предполагаемого наименования политической партии;
— учреждение (создание) организационного комитета политической партии и определение цели создания организационного комитета политической партии;
— утверждение сроков полномочия организационного комитета политической партии;
— утверждение места нахождения организационного комитета политической партии;
— утверждение порядка использования денежных средств и иного имущества организационного комитета политической партии;
— утверждение уполномоченного лица организационного комитета политической партии.

Федеральный уполномоченный орган, в день получения вышеперечисленных документов, выдает уполномоченному лицу организационного комитета документ, подтверждающий их представление.
Организационный комитет в течение месяца со дня выдачи ему документа из федерального органа исполнительной власти, публикует в одном или нескольких общероссийских периодических печатных изданиях сведения о намерении создать политическую партию и о представлении в федеральный уполномоченный орган соответствующих документов.
Организационный комитет самостоятельно определяет порядок своей деятельности. В течение срока своих полномочий организационный комитет проводит учредительный съезд политической партии. В этих целях организационный комитет:
— осуществляет организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, направленную на формирование в субъектах Российской Федерации региональных отделений создаваемой политической партии, в том числе проводит собрания сторонников создаваемой политической партии для избрания делегатов на учредительный съезд политической партии;
— открывает через уполномоченное лицо организационного комитета расчетный счет в одной из кредитных организаций Российской Федерации и сообщает об этом в федеральный уполномоченный орган.

Как создать политическую партию в Рф?

Средства организационного комитета формируются из пожертвований политическим партиям.
После проведения учредительного съезда политической партии организационный комитет прекращает свою деятельность. При этом денежные средства и иное имущество организационного комитета, а также финансовый отчет об их использовании, в котором указываются источники поступления денежных средств и иного имущества, передаются созданной политической партии.
В случае, если организационным комитетом в течение срока его полномочий не будет проведен учредительный съезд политической партии, по истечении этого срока организационный комитет прекращает свою деятельность. При этом оставшиеся денежные средства организационного комитета передаются жертвователям пропорционально внесенным пожертвованиям, иное имущество возвращается жертвователям. В случае невозможности возврата оставшиеся денежные средства и иное имущество организационного комитета обращаются в доход РФ.
Политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного Федеральным законом "О политических партиях" специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений. Политическая партия и ее региональные отделения осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации. Подтверждением государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения является документ, подтверждающий факт внесения записи о политической партии или ее региональном отделении в единый государственный реестр юридических лиц.
Документы, необходимые для государственной регистрации политической партии, представляются в федеральный уполномоченный орган не позднее чем через шесть месяцев со дня проведения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, принявшего решение о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию.
Государственная регистрация региональных отделений политической партии осуществляется после государственной регистрации политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации государственная регистрация региональных отделений политической партии должна быть осуществлена не позднее чем через шесть месяцев со дня государственной регистрации политической партии.

Консалтинговая группа «Альпийский ветер» оказывает корпоративно-правовые услуги по регистрации политических партий в Российской Федерации, а также иных некоммерческих организаций (фондов, учреждений, ассоциаций).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый гражданин имеет право на объединение, причем никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Согласно Конституции Российской Федерации в России признаются политическое многообразие и многопартийность, все общественные объединения независимо от их идеологии, целей и задач равны перед законом, а государство обеспечивает это равенство, а также соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, в том числе политических партий.

Указанные положения Конституции Российской Федерации лежат в основе федерального законодательства, регулирующего общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в общественные объединения, в том числе в политические партии, и особенностями их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации.

Политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Федеральным законом "О политических партиях" установлены квалификационные требования, которым должна отвечать любая политическая партия:

Наличие региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом на территории субъекта может быть только одно региональное отделение политической партии;

Наличие не менее десяти тысяч членов партии, при этом в более чем половине субъектов Российской Федерации региональные отделения партии должны иметь не менее ста членов партии, а в остальных региональных отделениях — не менее пятидесяти членов партии;

Руководящие и иные органы партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации;

Наличие устава и программы партии.

Закон определяет основные цели любой политической партии, которыми ЯВЛЯЮТСЯ:

Формирование общественного мнения;

Политическое образование и воспитание граждан;

Выражение мнения граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

Выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.

Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности.

СОЗДАНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается.

Любая политическая партия создается свободно на учредительном съезде политической партии либо путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения на соответствующем съезде. Политическая партия и региональные отделения подлежат обязательной государственной регистрации соответствующими регистрирующими органами в установленном законом порядке. Сведения о создании и ликвидации политических партий публикуются в общероссийских печатных изданиях.

Среди закрепленных законом прав политической партии следует выделить право участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством Российской Федерации, а среди обязанностей — обязанность извещать заблаговременно избирательную комиссию о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, и допускать представителей избирательной комиссии на эти мероприятия.

Политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.

Политическая партия и ее региональные отделения (если это предусмотрено ее уставом) вправе принимать участие в тех выборах, официальное опубликование решения о назначении которых состоялось после представления политической партией в регистрирующие органы документов, подтверждающих государственную регистрацию региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации.

Выдвижение политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления осуществляется на съезде политической партии, в работе которого принимают участие делегаты от региональных отделений политической партии, образованных более чем в половине субъектов Российской Федерации.

Решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии в соответствии с уставом политической партии большинством голосов делегатов, присутствующих на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием.

Политическая партия считается участвующей в выборах в одном из следующих случаев проведения голосования:

а) за выдвинутый ею (или избирательным блоком, в состав которого она входит) и зарегистрированный федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

б) за выдвинутых ею (или избирательным блоком, в состав которого она входит) и зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации не менее чем в 5 процентах одномандатных избирательных округов;

в) за выдвинутого ею (или избирательным блоком, в состав которого она входит) и зарегистрированного кандидата на должность Президента Российской Федерации;

г) за выдвинутых ею (в том числе в составе избирательного блока) и зарегистрированных кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не менее чем в 10 процентах субъектов Российской Федерации;

д) за выдвинутых ею (в том числе в составе избирательного блока) и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов

Российской Федерации не менее чем в 20 процентах субъектов Российской Федерации;

е) выдвинутых ею (в том числе в составе избирательного блока) и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления более чем в половине субъектов Российской Федерации.

Политическая партия, не принимавшая в течение пяти лет подряд участия в выборах, подлежит ликвидации согласно положениям Федерального закона "О политических партиях".

Новости и общество

Государственная регистрация партии в России. Документы для регистрации политической партии

Политическую жизнь российского общества можно изобразить в виде синусоиды. В определенные периоды она становится бурной, потом идет на спад. Перед выборами политические силы начинают бурную деятельность. В основном она направлена на агитацию сторонников. На первом этапе должна пройти регистрация партии. Официально сила уже занимается вербовкой поклонников своей идеи и активных адептов. Давайте рассмотрим, каким образом проводится регистрация политической партии, есть ли сложности в этом процессе, как их обойти.

Принципы создания

Следует отметить сразу, государство не вмешивается в описываемый процесс. Имеется в виду, что нет нужды получать разрешение от официальных органов. Однако государственная регистрация политической партии все же необходима. Сама сила создается инициативно гражданами. Туда государство не вмешивается. Люди объединяются на основании сходных взглядов, видения будущего страны или региона. Они высказывают намерение продвигать свою позицию в обществе. Когда же основной костяк этой силы сформирован, необходима регистрация партии. Ее следует ввести в официальное политическое пространство. А это делается путем легализации политической силы через государственные органы. Иначе она не получит возможности принимать участие в выборах, делегировать своих членов в законодательную власть. А как же тогда влиять на процесс строительства государства? Потому регистрация партии для большинства политических сил - важный момент. Это некий Рубикон, процесс ее рождения. Юная партия с этого момента становится полноправным участником политического процесса. А дальнейшая ее судьба зависит от активности членов и привлекательности программы.

Два способа создания партии

Государство старается не ограничивать позитивных политических инициатив гражданского общества. На настоящий момент законодательно установлено, что партии создаются двумя способами. Они охватывают те процессы, что характерны для общества, не несут в себе угрозы подрыва государственных устоев. Первый способ - объединение граждан. То есть люди могут собраться, договориться и заняться продвижением своих политических воззрений. Второй способ - преобразование в партию уже существующего общероссийского общественного движения. Ведь люди могут работать вместе над определенными проблемами, не входящими в политическое поле. В процессе развития этой деятельности возникает нужда в более тесном взаимодействии с властью, вплоть до включения в ее состав. Тогда движение перерастает в партию. Необходимо понимать, что это два различных процесса. Следовательно, порядок регистрации политической партии отличается в них нюансами и особенностями. При желании начать деятельность на политическом поприще в этом следует хорошо разобраться.

Порядок регистрации партии

Теперь поговорим о, собственно, процедурах. Если партию желают образовать граждане, им следует провести учредительный съезд. Необходимо собрать представителей из различных регионов страны. Законодательством установлены строгие параметры для подобных мероприятий. Без их соблюдения регистрация политической партии невозможна. Обратимся к нормативам. На учредительном съезде принимаются основополагающие документы:

  • о создании партии;
  • об образовании ее региональных отделений субъектов Российской Федерации (в их число должно входить более половины из имеющихся);
  • программа;
  • устав;
  • о формировании руководства и ревизионных органов.

С момента положительного голосования по указанным вопросам политическая сила считается созданной. Если же в партию преобразуют общественное движение, то нужно только внести изменение в реестр юридических лиц. Этого достаточно, чтобы поменять статус организации. Перейдем к подробному рассмотрению обоих процессов.

Общественная инициатива и политическая сила

Начинается все с создания организационного комитета. В него следует включить не менее десяти граждан, имеющих по закону право на участие в политическом строительстве. Эти люди собираются и договариваются, что фиксируется обязательным протоколом. Далее следует уведомить специальный орган Росрегистрации о своем намерении. Вместе с письмом следует предоставить следующие документы для регистрации партии:

  • личные сведения об основателях (инициативной группе);
  • протокол заседания оргкомитета, в котором указываются цели, сроки полномочий, место дислокации, финансовые данные и персональные на то лицо, что будет открывать счет и подписывать бумаги.

Если все оформлено правильно, то указанное ведомство письменно подтверждает, что получило уведомление. Задача оргкомитета - провести учредительное собрание. Времени на это отводится не более года. А в течение месяца оргкомитет обязан обнародовать информацию о своей инициативе. Создание партии - процесс публичный. Потому со СМИ работать приходится постоянно.

Статус оргкомитета

Регистрация партии - процесс очень серьезный. Потому нужно поговорить об ответственности и правовом статусе лиц, взваливших на себя эту нагрузку. Оргкомитет на самом деле не является юридическим лицом, имея при этом некоторые его признаки. У этого временного органа есть счет, имущество. Он составляет смету расходов и баланс. Оргкомитет собирает пожертвования, которые тратятся на создание политической силы. Кроме того, на плечах членов этого временного органа регистрация партии в России. Тем не менее их права ограничены априори. Ведь после официального оформления партии оргкомитет обязан передать все средства ее руководству.

Нюансы работы

На практике, кстати, высокие посты в новой политической силе достаются именно организаторам, но не всегда. Чтобы учредительный съезд считался законным, необходимо набрать 50 тыс. сторонников. Ранее эта норма была меньше в пять раз. Получается, что членам оргкомитета за год предстоит провести огромную работу. Необходимо искать сочувствующих и активных последователей идей, заниматься вопросами финансирования, организовывать региональные отделения и так далее. Если не справятся, то инициатива считается законченной. Деньги возвращают тем, кто их пожертвовал. А оргкомитет прекращает работу.

Учредительный съезд

Это мероприятие является основным при создании политической силы. Потому ему уделяется много внимания. О нем оповещают общественность через «Российскую газету». Последняя обязана напечатать объявление бесплатно. Съезд будет законным, если на него прибудут представители более половины регионов РФ. Сколько человек поедет из дальних уголков страны, определяет оргкомитет. Для государства важно, чтобы было достаточное представительство народа.

Что нужно для создания партии

В документы для регистрации политической партии обязательно включают протокол мероприятия. В нем отражаются представительства, процесс проведения и принятия решений. Государство имеет право проверить все сведения, изучить документы на соответствие действующему законодательству. В пакет включают и все решения съезда.

Преобразование объединения в партию

Здесь процесс несколько легче. Ведь у общественного движения уже есть организованные структуры. Необходимо, как и в первом случае, провести съезд, с обязательным оповещением о событии народа. На мероприятии принимают те же решения: устав, программа, образование политической партии с региональными отделениями. Однако по факту они уже имеются. Их только перерегистрируют в соответствующих органах. Следует добавить, что в партию преобразуют только общероссийские движения. Для региональных таковой возможности не предусмотрено.

Закон
Какие документы нужны для продажи автомобиля? Продажа автомобилей в России. Документ купли-продажи

Разве возможно представить нашу современную жизнь без машин? Сейчас они действительно не роскошь, а необходимые средства передвижения. За рубежом свое авто зачастую есть у каждого члена семьи, и это считается вполне н…

Финансы
Государственные ипотечные программы в России: условия, пакет документов

Каждый человек хочет обустроить свой быт и сделать это как можно раньше. Государство пытается помочь гражданам решить эту проблему с помощью программ льготного кредитования. Сегодня в России можно оформить социальную …

Образование
Что нужно для поступления в институт? Документы для поступления в институт

Как только школьник получает аттестат об окончании школы, ему приходится забыть о привычных каникулах. Он вынужден полностью окунуться во взрослую жизнь. Поскольку вместо беззаботного отдыха, ему предстоит подготовка …

Финансы
Ипотека В России И Для Чего Нужен Кредитный Брокер

Рынок ипотечного кредитовани в России увеличивается с каждым годом, а процентные ставки в свою очередь только растут. С чем это связано и как угадать период наименьших ставок, в какое время лучше брать кредит и стоит …

Образование
Майкл Макфол — экс-посол США в России: ключевые моменты жизни, политические взгляды и критика

Бывший посол США в России Майкл Макфол - личность весьма неоднозначная. Несмотря на весь свой профессионализм, он мог спокойно перейти черту дружелюбия и учтивости, за что неоднократно подвергался критике со сто…

Закон
Какой необходимый перечень документов для регистрации автомобиля в ГИБДД нужно предоставить?

Каким должен быть перечень документов для регистрации автомобиля в ГИБДД? Этот вопрос волнует многих людей, совершивших одну из самых важных покупок в своей жизни. После приобретения машины очень важно её зарегистриро…

Закон
Необходимые документы для регистрации ребенка в ЗАГСе, сроки регистрации

Рождение малыша всегда влечет за собой множество тревог и забот. Чаще всего они связаны с его воспитанием и здоровьем. Однако иногда сложности бывают иного рода. Например, регистрация ребенка после рождения в ЗАГСе. Д…

Дом и семья
Документы для регистрации новорожденного — важно знать каждому родителю!

Человек родился! А это значит, что кроме приятных хлопот, с…

Закон
Документы для регистрации прав собственности на квартиру. Правоустанавливающие документы на квартиру

Чтобы человек стал полноценным владельцем приобретённого им жилья, ему необходимо собрать определённые документы для регистрации прав собственности на квартиру. После чего обратиться в соответствующий орган. Которым я…

Закон
Как сделать приглашение в Россию для иностранца? Необходимые документы для ФМС, порядок оформления

Далеко не каждый иностранец может беспрепятственно въехать на территорию России. Не требуется наличие визы только гражданам некоторых стран СНГ. Всем другим иностранцам посетить нашу страну удастся только после получе…

Вопрос о том, как создать политическую партию, является довольно актуальным в наши дни. Большое количество людей хотят зарегистрировать собственное политическое движение, но не знают, как именно это можно сделать. В этой статье будет разобран 95-ФЗ, в котором закрепляются нормы, касающиеся создания и функционирования политических партий.

Понятие политической партии

Что представляет собой политическая партия? Представленный нормативный акт говорит о специальном общественном движении, которое создается в целях участия российских граждан в политической жизни страны. Для этого политическая партия должна формировать и выражать свою активную политическую волю, принимать участие в разного рода акциях, представлять интересы граждан и реализовывать собственную программу.

Согласно закону, каждая политическая партия является юридическим лицом. 95-ФЗ гласит о необходимости партии соответствовать следующим требованиям:

  • наличие региональных отделений в не менее чем половине субъектов РФ;
  • наличие не менее полутысячи членов партии;
  • нахождение руководящих и иных партийных членов на территории российского государства.

Целями любой политической партии являются формирование общественного мнения, работы по политическому воспитанию граждан, выражение мнений людей и выдвижение собственных кандидатов на выборы.

Способы создания партии

Согласно статье 11 ФЗ "О политических партиях", движения политического характера могут создаваться свободно. На это не требуются особые разрешения должностных лиц или государственных органов. Единственный вариант оформить политическую партию - создать ее на учредительном съезде и зарегистрировать в Министерстве юстиции.

На учредительном собрании принимается решение единомышленников о создании партии и ее региональных отделений. Там же принимается устав и программа. Все делегаты учредительного собрания должны являться и учредителями партии. С первого же дня своего создания политическое движение начинает реализовывать информационно-пропагандистскую и организационную деятельность. Все полномочия партии должны соответствовать закону, любые же проявления экстремистского или террористического характера повлекут за собой ликвидацию движения.

Создание организационного комитета

Организационный комитет является важнейшим элементом в системе политических движений. Статья 12 ФЗ "О политических партиях" подробно раскрывает деятельность представленной инстанции.

В комитете должно присутствовать не менее десяти человек. Создается он для подготовки и проведения учредительного собрания. В обязанности членов комитета входит уведомление Правительства о намерении создать партию и проработка названия движения.

Помимо уведомительного заявления в исполнительный орган власти должны быть переданы:

  • протокол собрания комитета с целями, сроками полномочий и местом нахождения комитета;
  • сведения об участниках комитета.

Перед тем как создать партию, организационный комитет распространяет в нескольких общероссийских изданиях информацию о своих намерениях.

Функции организационного комитета

Задачи комитета довольно просты. Но какими функциями обладает комитет? Об этом рассказано в статье 13 ФЗ "О политических партиях". Согласно закону, комитет должен самостоятельно определить порядок своего функционирования. Он устанавливает сроки проведения учредительного собрания и занимается его проведением. В обязанности комитета входит открытие расчетного счета в одной из российских кредитных организаций. Именно на этот счет должны поступать финансы для эффективной деятельности комитета и дальнейшего политического движения. Стоит отметить, что бюджет для функционирования партии должен формироваться из пожертвований сторонников.

Организационный комитет прекращает свою деятельность по итогам деятельности учредительного съезда, на котором ставились вопросы о том, как создать партию и обеспечить дальнейшее ее функционирование. Все имущество комитета переходит во владение самой партии.

Учредительный съезд

"Российская газета" должна на безвозмездной основе опубликовать сведения о времени и месте проведения учредительного собрания. Публикация должна появиться не позднее, чем за месяц до созыва.

Учредительный съезд не может считаться правомерным в случаях, если в его работе принимали участие не все указанные в соответствующем документе делегаты партии. Согласно закону, от каждого региона Российской Федерации в партии должно присутствовать не менее двух представителей.

Чем занимаются на учредительном собрании? Здесь принимаются Устав и программа партии, обсуждаются вопросы дальнейшей работы политического движения.

Государственная регистрация партии

Вопрос о том, как создать партию, не может обойтись без решения проблемы с государственной регистрацией. Согласно рассматриваемому нормативному акту, как само политическое движение, так и его региональные отделения подлежат государственному оформлению с учетом установленного в законе порядка. Факт государственной регистрации заносится в единый информационный реестр юридических лиц.

Как зарегистрировать партию? 15-я статья 95-ФЗ гласит о регистрации движения федеральным исполнительным органом или ее региональными отделениями. Федеральным органом здесь выступает Министерство юстиции. За регистрацию необходимо оплатить государственную пошлину, размер которой установлен законом.

Какие документы необходимы для регистрации политического движения? Организаторы должны предоставить:

  • заявление по форме № Р11001 в двух экземплярах;
  • копию и оригинал решения учредительного съезда;
  • копию и оригинал документа о регистрации партии;
  • копию и оригинал Устава и Программы партии;
  • справку о месте регистрации партийного руководителя;
  • список членов партии.

Этот же перечень документов придется использовать при внесении сведений о политическом движении в Единый государственный реестр юридических лиц.

Создание устава и программы

Каждая политическая партия должна иметь свою четко прописанную и подробную политическую программу. Вопрос о том, как создать политическую партию, не должен возникать до тех пор, пока не появятся два этих документа. Что должен включать в себя партийный устав? Согласно статье 21 закона "О политических партиях", нужно прописать:

  • цели и задачи партии, ее наименование;
  • количество партийных членов;
  • условия приобретения членства в партии;
  • порядок создания, реорганизации и ликвидации партии;
  • порядок внесения изменений в устав;
  • права политической партии.

В программу должны входить сведения об основных принципах и задачах политической партии в тех или иных общественных сферах.

О структуре и правах партии

Какими правами обладает любая политическая партия? Согласно статье 26, выделяют:

  • свободное распространение информации о своей деятельности;
  • участие в выработке решений государственными органами или самоуправленческими инстанциями на местах;
  • участие в выборах и референдумах;
  • создание региональных отделений;
  • проведение митингов, шествий, собраний и прочих публичных мероприятий;
  • защита своих прав и т. д.

Структуру партии должен составлять партийный аппарат, представляющий собой организованную группу работников партии, а также партийную массу, в которую входят рядовые члены движения. Членство в партии должно иметь добровольную основу.

Инструкция

Новые политические партии – не самое легкое дело, особенно в России, где на пути такой структуры вы неизбежно столкнетесь с различными бюрократическими и юридическим преградами. Помните, что при целеустремленности и владении необходимой информацией, это вполне осуществимо. Создание партии начинается с изучения основного документа – Федерального № 95-Ф3 «О политических партиях» от 11 июня 2001 года. Он регулирует процесс создания и регистрации партии, определяя, какой должна быть ее структура, символика и название, пакет необходимых документов и . Начните создание своей партии с внимательного изучения этого закона.

Партия не может существовать без своих членов, поэтому заручитесь поддержкой населения. Вам много сторонников – для регистрации партии, согласно «О политических партиях», необходимо 100 тысяч человек с партийными билетами вашей структуры. Однако, в Российской Федерации существует множество партийных организаций, действующих не как «Единая Россия», а как незарегистрированные политические структуры. Главное – вы должны обеспечить своему детищу четкую структуру и поддержку широких слоев общества.

Официально ваша политическая партия начнет свое существование с момента проведения учредительного съезда. Помните, для его созыва вам не нужно получать разрешение государственных структур. Как только вы примете решение на учредительном съезде о создании партии, ее уставе и политической программе – ваша партия будет официально считаться созданной.

Учредителями политической партии считаются делегаты учредительного съезда, которые, после создания партии, становятся ее членами. Так начиналась, например, партия «Правое дело». Как вариант, политическая партия может быть создана на базе уже существующих объединений или движений, и в таком случае партия появляется вместе с внесением соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Не забудьте, что важно добиться широкой поддержки среди населения, тогда пройти будет значительно проще. Для этого вы должны соответствующую партийную структуру – помимо центрального комитета управления вам региональные отделения. Они помогу привлекать сторонников в различных регионах страны. Расширьте сеть региональных представительств – и вы расширите влияние своей .

Видео по теме

Демократическое устройство общества предполагает активное участие всех его членов в общественной и политической жизни. Это значит, что люди могут не только голосовать на выборах за предложенные партии, но и создавать собственные для того, чтобы самим участвовать в законотворчестве. В России создать и зарегистрировать политическую партию не очень просто. В процессе создания придется преодолеть много бюрократических и юридических препятствий. Однако при некотором упорстве и знании основных необходимых шагов эта задача вполне решаема.

Инструкция

С момента создания, партия может осуществлять информационно–пропагандистскую деятельность.
Учтите, данные о новой партии должны быть внесены в единый государственный реестр юридических лиц.

Направьте в указанный орган сведения о членах организационного ( , имена и отчества, даты рождения, и контактные телефоны). Приложите протокол собрания организационного комитета, в котором указана цель создания комитета, срок полномочий (не более одного года), место нахождения, порядок использования денежных средств и иного имущества, сведения о том члене комитета, который уполномочен открыть расчетный счет для формирования средств организационного комитета и заключать гражданско-правовые договоры для обеспечения деятельности комитета. Данные об уполномоченном лице должны быть максимально полными: фамилия, имя, отчество, дата рождения, местожительства, гражданство и паспортные данные.

После этого федеральный орган в день получения перечисленных документов выдает уполномоченному лицу документ, подтверждающий его полномочия. Затем организационный комитет партии в течение месяца со дня выдачи вышеуказанного документа должен опубликовать в общероссийском периодическом издании сведения о намерении создать политическую партию .

Проведите съезд партии, после чего организационный комитет должен прекратить свою деятельность, а собранные средства (бюджет партии формируют пожертвования ) и иное имущество передаются созданной политической партии. Сведения об учредительном съезде опубликуйте в «Российской газете», не позднее, чем за месяц до дня созыва съезда. В свою очередь названная газета безвозмездно публикует сведения о месте и дате проведения съезда политической партии в течение двух недель со дня представления в издание данных сведений.

Учредительный съезд считается правомочным только в случае, если в его работе приняли участие делегаты, представляющие более половины субъектов Российской и проживающие преимущественно в этих регионах. Каждый указанный субъект РФ должен быть представлен не менее чем тремя делегатами.

После проведения учредительного съезда и принятия решения о создании политической партии, необходимо опубликовать в «Российской газете» основные положения программы политической партии.

Обратите внимание

Членами политической партии могут быть дееспособные граждане РФ старше 18 лет. Прием в партию осуществляется на основе личных письменных заявлений граждан РФ.

Полезный совет

Политическая партия и ее региональные отделения действуют на основании устава политической партии.

Источники:

  • Закон о партиях

Партии в демократическом государстве являются частью политической системы. Они объединяют большие группы людей, связанных общими интересами и преследующих единые цели. Свою деятельность партии осуществляют на основе решений, принимаемых в соответствии с законами, действующими в стране, и положениями устава.

Инструкция

Основу любой политической партии составляют ее члены. Они вправе принимать непосредственное участие в обсуждении линии, проводимой партией, а также в выработке важных решений, определяющих общий курс политического объединения. Процесс принятия решений обычно закрепляется в законодательстве о политических партиях, в уставных документах и рабочих положениях.

Давайте обратимся к Ленину. У него вроде как в свое время совершенно неплохо все получилось.

Итак, Ленин считал, что построение политической партии рабочего класса следует начать с организации общерусской боевой политической газеты, ведущей пропаганду и агитацию за взгляды революционной социал-демократии, что постановка такой газеты должна быть первым шагом построения партии.

В своей известной статье "С чего начать?" Ленин набросал конкретный план построения партии, развитый потом в его знаменитой книге "Что делать?".

"По нашему мнению, говорил Ленин в этой статье, исходным пунктом деятельности, первым практическим шагом к созданию желаемой организации (Речь идет о создании партии), наконец, основною нитью, держась которой мы могли бы неуклонно развивать, углублять и расширять эту организацию, - должна быть постановка общерусской политической газеты... Без нее невозможно то систематическое ведение принципиально выдержанной и всесторонней пропаганды и агитации, которое составляет постоянную и главную задачу социал-демократии вообще и особенно насущную задачу настоящего момента, когда интерес к политике, к вопросам социализма пробужден в наиболее широких слоях населения".

Такой общерусской политической газетой, подготовившей идейное и организационное сплочение партии, стала "Искра".

Что касается строения и состава самой партии, то Ленин считал, что партия должна состоять из двух частей: а) из узкого круга регулярных кадровых руководящих работников, куда должны входить главным образом профессиональные революционеры, то есть работники, свободные от всех других занятий, кроме партийной работы, обладающие необходимым минимумом теоретических знаний, политического опыта, организационных навыков и искусства бороться с царской полицией, искусства скрываться от полиции и б) из широкой сети периферийных партийных организаций, из многочисленной массы членов партии, окруженных сочувствием и поддержкой сотен тысяч трудящихся.

Что касается характера создаваемой партии и ее роли в отношении рабочего класса, равно как целей и задач партии, то Ленин считал, что партия должна быть передовым отрядом рабочего класса, что она должна быть руководящей силой рабочего движения, объединяющей и направляющей классовую борьбу пролетариата. Конечная цель партии - свержение капитализма и установление социализма. Ближайшая цель - свержение царизма и установление демократических порядков. И так как свержение капитализма невозможно без предварительного свержения царизма, то главная задача партии в данный момент состоит в том, чтобы поднять рабочий класс, поднять весь народ на борьбу с царизмом, развернуть народное революционное движение против царизма и свалить царизм, как первое и серьезное препятствие на пути к социализму.

Таким образом, можно выделить следующие основные шаги:

1. Для начала, сформулируем цели и задачи партии, выберем идеологию. Будет ли это партия революционная или нет, будет ли она правая, левая или центристская, легальная или нелегальная и т.д. Сформулируем конечную цель, ближайшую цель, напишем манифест, соберем пока что узкий круг единомышленников, придумаем название, разработаем качественный маркетинг. Нужно будет создать востребованный продукт, так что изучим гуляющие в обществе политические настроения, примем их в расчет. Выбираем целевую аудиторию. Это очень важный момент, с которым Ленин как раз не прогадал. Если мы хотим быть у власти, то смотрим в ширь, думаем о народе, как заинтересовать его большую часть, за что зацепиться.

2. Начинаем действовать. Как и писал Ленин, агитация является важнейшим шагом, который должна совершить политическая партия. Если партия не хочет так и остаться кружком по интересам, то она должна выходить в широкие массы. Создаем газету, допустим интернет-издание, да пусть даже паблик в контакте, и начинаем вести пропаганду и агитацию. Активно рекламируемся, используя любые, подворачивающиеся под руку способы. Функция нашего информационного портала - идейное сплочение партии и широкое распространение информации. Нам понадобятся какие-то гениальные теоретики, которые смогу создать прочную идеологическую базу, профессиональные политологи, а так же целый штаб профессиональных PRщиков. Это и будут наши "профессиональные революционеры".

Как создать политическую партию

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ СОЗДАЮТСЯ свободно: их создание не требует санкционирования либо разрешения со стороны государственных органов. Будучи общественным объединением, партия создается только гражданами, имеющими право состоять в политических партиях. Однако процесс создания партии, ее «рождения» регламентирован федеральным законом и осуществляется по строго определенной формальной процедуре.

Законом предусмотрено два способа создания партий. В зависимости от выбора одного их них установлены различные требования к порядку и процедуре создания и регистрации таких организаций: образование ее на учредительном съезде и создание путем преобразования общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения. В первом случае партия создается непосредственно гражданами. Во втором случае ею становится ранее созданное общероссийское общественное объединение, зарегистрированное в качестве организации (объединения, основанного на членстве) или движения (объединения, не имеющего членства).

Схема создания политической партии

В зависимости от того, какой способ создания политической партий избран, варьируется последовательность действий и объем процедурных требований. Различается и момент, когда партия официально признается созданной.

Так, партия, образованная на учредительном съезде, считается созданной с момента принятия им (съездом) решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации, о принятии ее устава и программы, о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов.

При создании политической партии путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения политическая партия считается созданной со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Что такое оргкомитет партии Каков его статус

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ создается гражданами Российской Федерации, имеющими право быть членами политической партии, для подготовки, созыва и проведения ее учредительного съезда.

В составе оргкомитета должно быть не менее 10 человек, имеющих право быть членами политической партии. Создание оргкомитета оформляется на их совместном собрании .

О своем намерении создать партию оргкомитет обязан уведомить уполномоченный орган Росрегистрации (Федеральной регистрационной службы). Вместе с уведомлением в указанный орган направляются:

– сведения о не менее чем 10 членах организационного комитета с указанием их данных (Ф. И. О., гражданство, контактные телефоны);

– протокол собрания оргкомитета, в котором указываются цель его создания, срок полномочий (не более года), место нахождения, порядок использования денежных средств и иного имущества организационного комитета, подробные (с указанием паспортных данных) сведения о члене организационного комитета, уполномоченном открыть счет для формирования средств оргкомитета и заключать гражданско-правовые договоры для обеспечения его деятельности.

Росрегистрации вменено в обязанность непосредственно в день получения ею уведомления о создании оргкомитета обеспечить выдачу документа о получении такого уведомления. Единственным основанием отказа может стать отсутствие либо ненадлежащее оформление необходимых документов. После чего оргкомитет в течение месяца обязан опубликовать в одном или нескольких общероссийских периодических печатных изданиях сведения о намерении создать политическую партию и о представлении в Росрегистрацию соответствующих документов.

Организационный комитет самостоятельно определяет порядок своей деятельности. В течение срока своих полномочий он должен выполнить главную задачу – провести учредительный съезд партии. В этих целях комитет осуществляет организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, направленную на формирование в субъектах Российской Федерации региональных отделений создававмой партии, в том числе проводит собрания ее сторонников для избрания делегатов на учредительный съезд. Кроме того, организационный комитет через определенное им уполномоченное лицо открывает расчетный счет в одной из кредитных организаций Российской Федерации.

По своему правовому статусу оргкомитет не является юридическим лицом. Вместе с тем он де-факто обладает отдельными признаками юридического лица, определенными в статье 48 ГК РФ. Это, прежде всего, наличие у него самостоятельного баланса и сметы расходов, что вытекает из наличия у него расчетного счета в одном из кредитных учреждений. Кроме того, по смыслу пункта 3 статьи 1 3 ФЗ «О политических партиях» оргкомитет имеет в распоряжении не только денежные средства, но и иное обособленное имущество. Однако вещные права оргкомитета по владению, пользованию и распоряжению имуществом носят ограниченный характер. В частности, оргкомитет обязан в случае создания партии передать ей денежные средства, иное имущество и финансовый отчет об их использовании с указанием источников их поступления.

Источник средств организационного комитета – пожертвования в виде денежных средств и иного имущества от физических и юридических лиц. Сбор средств осуществляется оргкомитетом с учетом требований и ограничений, установленных для пожертвований политическим партиям.

Предельный срок деятельности оргкомитета не может превышать одного года. Если организационным комитетом в течение установленного срока его полномочий не будет проведен учредительный съезд партии, он прекращает свою деятельность. Оставшиеся денежные средства оргкомитета передаются жертвователям пропорционально внесенным пожертвованиям, иное имущество возвращается им же, а в случае невозможности возврата деньги и имущество обращаются в доход Российской Федерации.

Поскольку с января 2006 г. Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. № 168-ФЗ существенно ужесточены требования к численности политических партий (минимальная численность увеличена с 10 тыс. до 50 тыс. членов), срок деятельности организационных комитетов, образованных для подготовки, созыва и проведения учредительных съездов политических партий до вступления закона в силу, был продлен на шесть месяцев.

Какие установлены требования к проведению учредительного съезда партии

ПОСКОЛЬКУ СОЗДАНИЕ политических партий происходит публично, то дата и место проведения учредительного съезда должны быть обнародованы заблаговременно. Сведения о месте и дате проведения учредительного съезда оргкомитет партии публикует в «Российской газете» или иных общероссийских периодических печатных изданиях. Указанные сведения публикуются не позднее чем за месяц до дня созыва учредительного съезда.

«Российская газета» обязана на безвозмездной основе опубликовать сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии в течение двух недель со дня представления в издание данных сведений.

Учредительный съезд политической партии считается правомочным в случае, если в его работе приняли участие делегаты, представляющие более чем половину субъектов Российской Федерации и преимущественно проживающие в этих субъектах Российской Федерации. Норма представительства делегатов учредительного съезда устанавливается организационным комитетом из расчета, что каждый из указанных субъектов Российской Федерации должен быть представлен не менее чем тремя делегатами.

Политическая партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о ее создании, об образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации, о принятии ее устава и программы, о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов. Решения учредительного съезда партии по указанным вопросам принимаются большинством голосов делегатов учредительного съезда.

Учредителями политической партии являются делегаты учредительного съезда.

Каков порядок преобразования общественного объединения в политическую партию

В СЛУЧАЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения съезд общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения принимает решения о преобразовании соответствующих организации или движения в политическую партию, о преобразовании их региональных подразделений в субъектах Российской Федерации в региональные отделения политической партии, о принятии ее устава и программы, о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов.

Сведения о месте и дате проведения съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, созываемого для их преобразования в политическую партию, соответствующая организация или движение публикует в «Российской газете» или иных общероссийских периодических печатных изданиях.

Указанные сведения публикуются не позднее чем за месяц до дня созыва съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, созываемого для их преобразования в политическую партию.

Решение о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию и иные решения принимаются съездом общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в соответствии с их уставами. Съезд общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения считается правомочным, если в его работе приняли участие делегаты, представляющие находящиеся на территориях более чем половины субъектов Российской Федерации региональные отделения общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения и преимущественно проживающие в этих субъектах Российской Федерации.

Норма представительства делегатов съезда устанавливается из расчета не менее трех делегатов от каждого из указанных региональных отделений.

Существует ли возможность преобразования в партию регионального общественного объединения

НЕТ. ВОЗМОЖНОСТЬ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ в политическую партию предусмотрена только для общероссийских общественных объединений, созданных в организационно-правовой форме общественной организации (объединения, основанного на членстве) либо общественного движения (объединения, не имеющего членства). Межрегиональные, региональные, местные общественные объединения подобным правом не обладают.

Соответственно для того, чтобы непартийное общественное объединение (организация или движение) получило возможность преобразоваться в политическую партию, оно сначала должно получить статус общероссийского, что в свою очередь требует наличия региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации.

Преобразование регионального либо межрегионального общественного объединения в общероссийское требует проведения соответствующей перерегистрации в Росрегистрации. После того как факт преобразования будет официально подтвержден и документирован, общественное объединение может принимать решение о преобразовании в политическую партию в порядке, определенном статьей 14 Федерального закона «О политических партиях».

С какого момента партия считается созданной

ПАРТИЯ СЧИТАЕТСЯ СОЗДАННОЙ со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации, о принятии ее устава и программы, о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов. Делегаты учредительного съезда политической партии являются учредителями политической партии.

Со дня создания политическая партия осуществляет организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, связанную с формированием ее региональных отделений и получением ею документа, подтверждающего факт внесения записи о ней в единый государственный реестр юридических лиц.

При создании политической партии путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения партия считается созданной со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Каково предназначение устава и программы партии

ОСНОВНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ политической партии являются ее программа и устав. Последний является основным организационно-правовым документом, определяющим деятельность политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений.

Устав политической партии должен содержать положения, определяющие:

– цели и задачи политической партии;

– наименование политической партии, в том числе сокращенное, а также описание символов (если они имеются);

– условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии, права и обязанности ее членов;

– порядок учета членов политической партии;

– порядок создания, реорганизации и ликвидации политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений;

– порядок избрания руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений, срок полномочий и компетенцию указанных органов;

– порядок внесения изменений и дополнений в устав политической партии и ее программу;

– права политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений в области управления денежными средствами и иным имуществом, финансовую ответственность политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений и порядок отчетности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений;

– порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах; основания и порядок отзыва выдвинутых политической партией, региональным отделением, иным структурным подразделением, имеющими право участвовать в выборах, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, порядок исключения кандидатов из выдвинутых политической партией, региональным отделением, иным структурным подразделением, имеющими право участвовать в выборах, списков кандидатов.

В уставе политической партии могут содержаться и иные положения, относящиеся к ее деятельности и не противоречащие законодательству Российской Федерации. Изменения, вносимые в устав политической партии, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация самой политической партии, и приобретают юридическую силу с момента такой регистрации. За государственную регистрацию изменений, вносимых в устав политической партии, взимается государственная пошлина в порядке и в размерах, которые установлены законодательством Российской Федерации.

По Федеральному закону о политических партиях обязательным условием государственной регистрации является наличие программы партии, принятой съездом, – делегирование полномочий по принятию программы иным руководящим органам при любых обстоятельствах недопустимо. Представление программы партии при ее регистрации вызвано необходимостью подтвердить заявленный политический характер ее деятельности.

В целях обеспечения доступности тексты уставов и программ политических партий размешаются уполномоченным органом (Росрегистрацией) на специальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования (п. 4 ст. 19 ФЗ «О политических партиях»).

Какова процедура регистрации политических партий и их региональных отделений

КЛЮЧЕВЫМ МОМЕНТОМ легитимации политических партий, в ходе которой их правовой статус получает официальное подтверждение, а партии приобретают права юридического лица, является их государственная регистрация. В зависимости от национального законодательства регистрация политических партий осуществляется в различных органах: министерствах внутренних дел (Австрия, Испания, Италия, Франция), министерствах юстиции (Бельгия, Нидерланды), органе, ответственном за обеспечение проведения выборов (Бразилия, Перу), в министерстве по делам территорий (Конго), в судах общей юрисдикции (Ангола, Болгария, Португалия, Польша) либо в специально созданных для регистрации партий органах (Эфиопия).

Режим регистрации политических партий может быть определен как специальный, имеющий отличительные особенности от общего порядка регистрации юридических лиц. Специфика регистрации проявляется в том, что Росрегистрация осуществляет не только формальный (с точки зрения полноты и правильности оформления представленных документов), но и содержательный контроль за соответствием учредительных документов партий требованиям действующего законодательства. Соответственно и возможность для отказа в регистрации не исчерпывается непредставлением необходимых документов либо представлением документов в ненадлежащий регистрирующий орган, а предусматривает и иные основания.

Регистрация осуществляется после проведения учредительного съезда партии. Определенный законом предельный срок представления документов, необходимых для государственной регистрации партии, составляет шесть месяцев со дня проведения учредительного съезда политической партии либо общероссийского общественного объединения, принявшего решение о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию. Несоблюдение этого срока является основанием для отказа в приеме документов, что может привести к необходимости проводить процедуру создания партии «по новой».

В 2001-2003 гг. в отведенный законом 6-месячный срок не сумели уложиться партии «Гражданский союз», Православная партия России, Партия зеленых Российской Федерации и Союзная партия возрождения России, Партия экономической свободы, Партия справедливости и развития России, Партия акционеров и вкладчиков.

Федеральный уполномоченный орган (Росрегистрация) ежегодно публикует перечень политических партий и их региональных отделений по состоянию на 1 января в общероссийских периодических печатных изданиях и размешает этот перечень с указанием даты регистрации каждой политической партии и каждого ее регионального отделения (п. 4 ст. 19 ФЗ «О политических партиях»).

Какие документы представляются при регистрации партии и ее регионального отделения

В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЯМИ 16 и 17 Федерального закона «О политических партиях» для государственной регистрации политическая партия представляет в Росрегистрацию – орган государственной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации политических партий:

1. Заявление, подписанное уполномоченными лицами политической партии с указанием их Ф. И. О., адресов и контактных телефонов. В случае если партия создается путем реорганизации общероссийского общественного объединения (организации, движения), заявление должно быть подписано уполномоченными лицами, ответственными за их преобразование в политическую партию, с указанием Ф. И. О., адресов места жительства и контактных телефонов таких лиц. Формы заявлений утверждены приказом Минюста России от 12 июля 2002 г. № 199.

2. Два экземпляра устава политической партии в сброшюрованном виде с пронумерованными страницами, заверенные уполномоченными лицами политической партии, а также текст устава в машиночитаемом виде.

3. Программу политической партии, заверенную уполномоченными лицами политической партии, а также текст программы в машиночитаемом виде.

4. Заверенные уполномоченными лицами партии копии решений ее учредительного съезда о создании политической партии, о принятии ее устава и программы, о создании ее региональных отделений, о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов (с указанием данных о представительстве делегатов на учредительном съезде и результатах голосования). Если партии создаются путем реорганизации общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, то представляются копии решений съезда об их преобразовании в политическую партию, о принятии ее устава и программы, о преобразовании региональных отделений соответствующей организации или движения в региональные отделения политической партии, о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов.

5. Документ об уплате государственной пошлины.

6. Экземпляр общероссийского периодического печатного издания, в котором опубликованы сведения о месте и дате проведения учредительного съезда партии.

7. Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа политической партии, по которому осуществляется связь с политической партией.

8. Копии протоколов проведенных более чем в половине субъектов Российской Федерации конференций или общих собраний региональных отделений партии. В протоколах конференций и собраний региональных отделений партии должны содержаться указания о численности состоящих в них членов партии. Данные сведения должны соответствовать требованиям, предъявляемым законом к численности региональных отделений (не менее 500 членов, в большинстве субъектов Российской Федерации). Необходимые для регистрации решения съезда партии и протоколы конференций ее региональных отделений должны быть заверены их уполномоченными.

Формы документов, применяемых при государственной регистрации общественного объединения (в т. ч. партии), утверждены приказом Минюста России от 5 декабря 2003 г. № 310, в котором содержится ряд дополнительных требований к форме заявления (в частности, предусмотрено, что оно подается в нотариально заверенной, а не в простой письменной форме посредством заполнения форменного бланка) .

В случае преобразования общественной организации либо общественного движения в политическую партию перечень документов, представляемых для государственной регистрации, несколько отличается. Во-первых, поскольку в данном случае партия официально будет считаться созданной с момента ее регистрации, все необходимые документы принимаются от имени преобразуемого общественного объединения и передаются в регистрирующий орган его представителями. Во-вторых, к перечню документов необходимо дополнительно приобщить передаточный акт общественной организации или общественного движения.

Для государственной регистрации регионального отделения политической партии в территориальный орган представляются следующие документы:

– копия решения учредительного съезда политической партии, либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, либо уполномоченного органа партии о создании (преобразовании) региональных (территориальных) отделений политической партии;

– заверенная уполномоченными лицами политической партии копия документа о государственной регистрации политической партии;

– заверенные уполномоченными лицами политической партии копии устава и программы политической партии;

– заверенная уполномоченными лицами регионального отделения партии копия протокола конференции или общего собрания регионального отделения политической партии с указанием численности регионального отделения, а также места нахождения его руководящих органов;

– документ об уплате государственной пошлины;

– сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа регионального отделения политической партии, по которому осуществляется связь с региональным отделением;

– список членов регионального отделения политической партии.

Определенный в статьях 16 и 17 Федерального закона «О политических партиях» перечень требуемых для регистрации документов имеет исчерпывающий характер – орган юстиции не вправе требовать представления иных документов для регистрации.

Образцы документов, необходимых для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения федеральным уполномоченным органом (Росрегистрацией), размешены на специальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

На каком основании можно отказать партии в регистрации Можно ли обжаловать отказ в регистрации

В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 20 Федерального закона «О политических партиях» политической партии может быть отказано в государственной регистрации по ряду оснований:

1. Положения устава политической партии противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону «О политических партиях» и иным федеральным законам (противоречия устава законам субъектов Российской Федерации и подзаконным актам основанием для отказа не являются). Как показывает практика, такие противоречия чаше всего выражаются в наличии в уставе положений, несовместных со статусом партии, в нарушении принципов создания и деятельности политических партий, в наличии правовых пробелов по вопросам, которые в соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона «О политических партиях» должны быть урегулированы уставом партии, а также в неразрешимых внутренних противоречиях устава.

2. Наименование и (или) символика политической партии не соответствуют требованиям статей 6 и 7 Федерального закона «О политических партиях». Несоответствие может выражаться в нарушении запрета на использование в наименовании политической партии названий органов государственной власти и местного самоуправления, указаний на признаки национальной или религиозной принадлежности, а также имени и фамилии гражданина. Наименование партии может свидетельствовать о наличии в ее деятельности признаков экстремизма.

3. Не представлены документы, необходимые по закону для государственной регистрации политической партии. Непредставление требуемых законом документов, на наш взгляд, следует толковать лишь как непредставление полного перечня документов. Однако следует отличать представленные документы, имеющие технические погрешности в оформлении, от документов, принятых с нарушением законодательно установленного порядка (в данном случае такой документ не может быть признан действительным).

4. Федеральным уполномоченным органом установлено, что информация, содержащаяся в представленных для государственной регистрации политической партии документах, не соответствует положениям Федерального закона «О политических партиях».

5. Имеет место нарушение установленных Федеральным законом «О политических партиях» сроков представления документов, необходимых для ее государственной регистрации.

Региональному отделению политической партии может быть отказано в государственной регистрации в случае, если:

1. Не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» для государственной регистрации регионального отделения политической партии.

2. Территориальным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации регионального отделения политической партии документах информация не соответствует требованиям Федерального закона «О политических партиях».

В случае принятия уполномоченными органами решения об отказе в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения заявителю сообщается об этом в письменной форме не позднее чем через месяц со дня получения представленных документов с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации данной политической партии или ее регионального отделения.

Отказ в государственной регистрации либо уклонение от государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения могут быть обжалованы в суде. Заявление политической партии или ее регионального отделения об обжаловании отказа в государственной регистрации рассматривается судом в течение месяца со дня подачи заявления. Отказ в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения не является препятствием для повторных представлений документов в уполномоченные органы для государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения при условии устранения оснований, вызвавших такой отказ. Рассмотрение уполномоченными органами повторно представленных документов и вынесение по ним решений осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О политических партиях» для государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения.

Может ли местное отделение политической партии обладать правами юридического лица

ДА, МОЖЕТ. ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ «О политических партиях» предусмотрена возможность предоставления прав юридического лица не только региональному отделению, но и иному структурному подразделению политической партии, в том числе ее местному отделению. Возможность предоставления такого права местному отделению должна быть предусмотрена уставом политической партии. Государственная регистрация такого структурного подразделения осуществляется в порядке, предусмотренном для государственной регистрации регионального отделения политической партии (п. 8 ст. 15 Федерального закона «О политических партиях»). В этом случае на местное отделение распространяются требования, установленные для государственной регистрации региональных отделений политической партии, за исключением абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О политических партиях» (в части требований к численности местных отделений и невозможности создания нескольких отделений на территории одного субъекта Российской Федерации).

Важно помнить, что наделение структурного подразделения партии статусом юридического лица (правом заключать гражданско-правовые договоры, иметь расчетный счет, быть истцом и ответчиком в суде) не влечет за собой права его самостоятельного участия в выборах, вопрос о предоставлении которого в уставе партии должен быть прописан отдельно. Возможны как ситуации, при которых местное отделение партии, являющееся юридическим лицом, не обладает правом самостоятельного участия в выборах, так и обратная ситуация: структурное подразделение имеет право участия в выборах, но не имеет статуса юридического лица. В последнем случае информация о таких структурных подразделениях должна ежегодно представляться в территориальные органы Росрегистрации в порядке, установленном пп. «б» п. 1 ст. 27 Федерального закона «О политических партиях».

Что делать, если после принятия съездом устава и программы были обнаружены ошибки

ЧТОБЫ ПРАВИЛЬНО ОТВЕТИТЬ на этот вопрос, необходимо точно уяснить характер ошибки и момент ее обнаружения. Так, технические ошибки, содержащиеся в уставе партии (нарушения правил орфографии и пунктуации, повторы слов, несогласованность падежей, сбои в нумерации статей и пунктов устава), могут быть исправлены после принятия устава, но до момента представления документов на регистрацию.

Другое дело, когда устав содержит внутренние противоречия либо правовые пробелы по вопросам, которые по закону должны быть урегулированы. Такие ошибки обычно являются следствием недостаточной проработки документов либо неудачных компромиссов: предлагаемые на съезде партии поправки принимаются «с голоса», без предварительной проработки. Впоследствии, когда выявляется юридическая несостоятельность отдельных формулировок, возможность их исправления уже утрачена. В этих случаях исправление ошибок требует созыва нового съезда партии: в противном случае угроза отказа в регистрации более чем реальна.

Программа политической партии представляется исключительно для сведения: содержащиеся в ней ошибки, неточности не могут служить основанием для отказа в государственной регистрации. Федеральному уполномоченному органу также запрещается требовать от политической партии внесения каких-либо изменений в ее программу. Единственное исключение – наличие в ней положений, определяющих в качестве целей или действий партии насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных и военизированных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

В каких случаях регистрация политических партий аннулируется

АННУЛИРОВАНИЕ ЗАПИСИ о регистрации политической партии производится в случае, если после регистрации политической партии своевременно не будут созданы региональные отделения. В соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона «О политических партиях» государственная регистрация региональных отделений политической партии осуществляется после государственной регистрации политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации государственная регистрация региональных отделений политической партии должна быть осуществлена не позднее чем через шесть месяцев со дня государственной регистрации политической партии.

В случае если политическая партия в течение месяца со дня истечения указанного шестимесячного срока не представит в федеральный уполномоченный орган (в Росрегистрацию) копии документов о государственной регистрации ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации, документ о государственной регистрации политической партии признается утратившим силу, а запись о создании данной политической партии исключается из единого государственного реестра юридических лиц. Указанные сроки продлеваются в случае, если решение об отказе в государственной регистрации регионального отделения политической партии обжаловано в суд и на день истечения указанных сроков решение суда не вступило в законную силу (п. 7 ст. 15 ФЗ «О политических партиях»).