Пути в большую музыку. Десятка крупнейших музыкальных вузов страны. Как поступить в музыкальный ВУЗ? Высшее образование для музыкантов

При переходе на дистанционную форму обучения в музыкальной сфере образования возникает много вопросов. Мы привыкли к традиционной методике обучения музыке. Творческие навыки и способности обучающимся передаются не через лекции, а при индивидуальном обучении. Это специфика музыкального образования и основное отличие от форм обучения других специальностей. Подмена непосредственного общения методическими пособиями практически невозможна. Но в процессе обучения изучается цикл, так называемых, историко-теоретических дисциплин. В музыкальном образовании их относят к профилирующим. Вот по этим курсам и возможно дистанционное заочное музыкальное образование. Заочное музыкальное образование – новая специальность, создана в последние десять лет. У многих вызывает удивление - можно ли обучиться музыке заочно? Да это, как показывает практика, вполне осуществимо. На заочную форму обучения принимаются все желающие получить высшее образование, но имеющие среднее специальное музыкальное образование, закончившие музыкальное училище, техникум культуры, музыкальный педагогический колледж. По окончании обучения выдается государственный диплом и присваивается квалификация «Учитель музыки, музыкальный руководитель». Получившее высшее заочное музыкальное образование могут работать в детских садах, музыкальных и образовательных школах, в детских центрах. Система обучения по специальности музыкальное образование предусматривает изучение традиционных и инновационных методик музыкального образования и воспитания. Разрабатываются и внедряются дополнительные квалификации: педагога-организатора вокального ансамбля, организатора музыкального досуга и др. Цель заочного музыкального образования – подготовить учителя музыки и музыкального руководителя отвечающего новым требованиям. Учебным планом предусмотрено изучение медико-биологических дисциплин, общекультурных, музыкальных дисциплин. Дисциплины предметной подготовки: история музыки, хоровое искусство, гармония, аранжировка, вокал и др. Психолого-педагогическая подготовка студентов дает возможность стать специалистом широкой музыкальной эрудиции, прививает творческий подход к организации и проведению уроков музыки.

Психолого-педагогическая подготовка включает общую, возрастную, коррекционную, музыкальную, психологическую подготовку. Учит истории и современным методикам музыкального образования и умению работать с ребенком, создавать условия для развития его личности. Получить заочное музыкальное образование (квалификация учитель музыки) можно по дистанционной системе обучения. Дистанционное обучение возможно при умении работать не просто на компьютере, но и уметь применять новейшие компьютерные технологии в своей работе. Умению подстроить учебно- методическую работу под новые компьютерные технологии, в такой консервативной системе обучения, как музыкальное; обучают на заочной форме обучения. Следует помнить, что пока неразработаны технологии обучения игре на музыкальном инструменте, вокалу и т.д., такое обучения весьма проблемно и требует индивидуальных «живых» занятий. Но приобрести навыки и развить умение преподавания музыке Вы сможете поступив на заочное музыкальное образование.

Не секрет, что столица России - привлекательное место с точки зрения получения высшего образования, в том числе и музыкального. От выбора учебного заведения зависит многое: не везде есть все специальности, не везде - бюджетные места. Куда лучше поступать в Москве?

Музыкальные вузы Москвы

В Москве 12 где можно получить то или иное музыкальное образование:

  • Российский государственный университет им. Косыгина предоставляет разнообразные образовательные услуги, в том числе и музыкальные. Здесь можно обучаться эстрадному искусству, игре на распространенных музыкальных инструментах, получить образование дирижера или вокалиста. Вуз предоставляет 50 бюджетных мест, а платное обучение стоит от 248 000 руб/год.
  • Есть музыкальные программы и в Институте современного искусства. Фортепиано, искусство эстрады и академический вокал - то, что доступно для изучения в данном вузе. Бюджетных мест нет, а ценник на обучение начинается от 120 000 руб/год.
  • Получить платное обучение по программам "Музыкальное искусство эстрады" и "Академическое пение" можно в МосГУ. Цена за год начинается от 101 000 руб. Аналогичные образовательные программы предоставляет и Московский педагогический государственный университет, стоит это удовольствие, правда, дороже - 133 100 руб/год.
  • Московский государственный институт музыки им. A. Г. Шнитке похож на РГУ им. Косыгина в плане образовательных программ, разве что присутствует такая специальность, как музыкальная журналистика. Мест почти столько же - 47, а вот платное обучение гораздо дороже - от 451 000 руб/год.
  • Государственный музыкально-педагогический им. M. M. Ипполитова-Иванова предоставляет больший выбор образовательных услуг. 55 бюджетных мест распределены между исполнительскими (инструменты, дирижирование, народное пение) и теоретическими специальностями (музыковедением, композицией).
  • Есть среди музыкальных вузов Москвы и узкоспециализированные. Довольно специфическое музыкальное образование можно получить в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (дирижирование, бюджета нет, 70 000 р/год) и Военным университете Министерства обороны РФ (дирижирование военным оркестром, бюджета нет, а стоимость строго засекречена).
  • В Академии хорового искусства им. B. C. Попова можно стать специалистом по художественному руководству академическим хором. Мест для обучения за счет бюджета всего 9, а стоимость года обучения составляет 321 750 руб.
  • Более популярными музыкальными вузами Москвы для поступления являются "Гнесинка" и МГК.

Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского

Московская консерватория - одна из старейших в нашей стране (первой консерваторией была Петербургская, основанная в 1862 году Артуром Григорьевичем Рубинштейном). Музыкальный вуз Москвы основал в 1866 году. Прославилась консерватория еще и тем, что в ней некогда преподавал великий русский композитор Петр Ильич Чайковский.

Музыкальный вуз считается одним из ведущих в нашей стране и мире. Образовательные программы довольно разнообразны. Здесь можно научиться играть на любых инструментах, даже довольно редких, таких как арфа, орган, клавесин. Присутствует специальность музыкальная журналистика, звукорежиссура, можно познакомиться с этническим музыкальным искусством. Высшее учебное заведение предоставляет 198 бюджетных мест, а платное обучение стоит довольно дорого - 539 000 за год обучения на любой специальности.

Российская академия музыки им. Гнесиных

Большое разнообразие специальностей присутствует и в В плане инструментов, помимо арфы и органа, здесь есть гусли и Существует эстрадно-джазовое направление. В академии можно также стать профессиональным композитором или освоить компьютерную музыку и аранжировку. В вузе 225 мест, а стоимость начинается от 225 000 руб. за учебный год.

Музыкальный ВУЗ и консерватория: сходства и различия, которые могут стать решающими для выбора абитуриента.

У многих выпускников сейчас стоит выбор профессии. Для отдельной категории особенно актуален вопрос «как поступить в музыкальный ВУЗ или консерваторию» и есть ли между ними различия? Всё по порядку.

Образовательная база

Образовательная база для поступления на музыкальную специальность:

Во-первых, для ясности нужно разграничить музыкальный ВУЗ и консерваторию .

Музыкальный ВУЗ

Консерватория

Консерватория - высшее учебное заведение только музыкальной направленности. В нём есть всего лишь 3 направления - это инструментальное, вокальное и для композиторов.

Документы

Для поступления нужно иметь документ о полном среднем образовании и сертификат о сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе . Отдельно стоит вопрос о музыкальной подготовке в рамках школ искусств. Для некоторых ВУЗов это не принципиально, если есть талант. Но для поступления в консерваторию этого мало, поскольку отдельно нужно сдать такие экзамены:

  • . творческое испытание (музыкальное произведение);
  • . профессиональное испытание (владение инструментом, сольфеджио, умение читать и писать нотную грамоту);
  • . собеседование, в рамках которого могут попросить распознать тональность, знание музыкальной литературы, истории музыки.

Минимальная отметка, с которой допускают к следующему экзамену, составляет 35 баллов. Ниже его - отказ без допуска к дальнейшим испытаниям.

Разброс областей, в которых можно заняться выпускнику одного и другого заведения, невелик: артисты оркестров, преподаватели, реже - солисты или концертмейстеры. Но есть разница в том, что если студент передумал осваивать выбранную специальность, то в рамках музыкального ВУЗа особых проблем с переводом не будет: нужно лишь сдать академическую разницу. А у студентов консерваторий выбор ограничен. Многих манит это учебное заведение по трём причинам:

  • . истинная любовь к музыке: в этом месте они ею насытятся вдоволь;
  • . жажда славы: лишь десятки;
  • . желание освоить профессию и эмигрировать: вполне реальный вариант.

ТОП-3 востребованных музыкальных ВУЗов:

  • 1. Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского готовит отличных музыкантов. Известные оркестры больше, чем наполовину состоят из её выпускников.
  • 2. Незначительно ей уступает Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Римского-Корсакова.
  • 3. На третьей позиции находится знаменитая Российская Академия музыки имени Гнесиных .

Это не просто ВУЗы - это знаменитые во всём мире образовательные учреждения, уровень преподавания которых привлекает не только отечественных абитуриентов, но и иностранцев.

В недалеком прошлом в Москве было всего два вуза, которые готовили профессиональных музыкантов. Сегодня у будущих певцов, инструменталистов и дирижеров появился выбор.

Музыкальные факультеты открылись в нескольких государственных и негосударственных вузах, а кроме того, статус высших учебных заведений получили некоторые музыкальные училища.

В подготовке музыкантов важную роль играет системное образование: музыкальная школа, училище, вуз, аспирантура. В Российской академии музыки им. Гнесиных (РАМ им. Гнесиных) и Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского есть все эти образовательные ступени, в (ГМПИ) – колледж, вуз и аспирантура, в (МГИМ) – все, кроме аспирантуры. Государственная классическая академия им. Маймонида (ГКА им. Маймонида) предлагает только высшее образование и аспирантуру.

Я вам спою

Специальность "Вокальное искусство"

Самая популярная специализация – академическое (оперное) пение. Она представлена практически во всех музыкальных вузах, а в консерватории других специализаций просто нет. Будущие оперные певцы изучают музыкальную литературу, работу с текстом, сценическую речь, занимаются развитием и постановкой голоса и, конечно, оперным вокалом. Им важно знать иностранный язык, желательно итальянский, так как он широко используется в вокальных партиях. В Государственной академии славянской культуры (ГАСК) вы сможете учить итальянский, французский, немецкий, заниматься вокалом по эксклюзивным итальянским методикам Национальной академии Santa Cecilia в Риме. Что касается преподавателей, громкие имена есть в каждом вузе: в ГАСК работает солист Большого театра Владимир Маторин, в консерватории – Зураб Соткилава. Почти все музыкальные вузы приглашают педагогов из консерватории и Гнесинки.

"Народное пение" тоже есть во многих вузах: РАМ им. Гнесиных , Московском государственном университете культуры и искусств (МГУКИ), (МСИ) и др. От академического пения эта специализация отличается довольно сильно: "народники" изучают певческие стили различных регионов России, народные танцы, инструменты народного оркестра. Даже способы извлечения звуков у них другие – далеко не каждый голос подходит для исполнения народных песен.

На отделениях эстрадного и джазового вокала в Гнесинке , ГКА им. Маймонида , (ИСИ) учатся многие уже известные исполнители. И имена педагогов на слуху не только у специалистов: в ГКА им. Маймонида джазовый вокал преподают солистки ансамбля "Лицей" Анастасия Макаревич и Анна Сырова, а в Гнесинке – известные певицы Ирина Отиева и Валентина Толкунова.

Выпускники-вокалисты могут работать в опере, народных ансамблях, эстрадных коллективах, церковном хоре, педагогами по вокалу.

От фортепьяно до ударных

Специальности "Инструментальное исполнительство" или "Музыкальное искусство эстрады"

Партитура, пульт и палочка

Специальности "Дирижирование" или "Хоровое дирижирование"

Для скрипки с оркестром

Специальность "Композиция"

У будущих композиторов выбор невелик: МГК , Гнесинка или ГМПИ . Кроме общей культуры и одаренности, композиторская деятельность требует знания многих специальных дисциплин: теории музыки, гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений, оркестровки и др.

Композитор должен быть знаком со всеми музыкальными стилями, как классическими, так и современными. Поэтому, например, в консерватории студенты узнают, как создается электронная и компьютерная музыка , а на факультативе смогут выучить английскую музыкальную терминологию. В РАМ им. Гнесиных есть даже отдельная кафедра компьютерной музыки и информатики.

Прослушивания и туры

Для поступления на специальности "Вокальное искусство", "Музыкальное искусство эстрады" и "Инструментальное исполнительство" необязательно (за исключением консерватории) предъявлять диплом об окончании музыкальной школы, но необходимо иметь подготовку на уровне ее выпускника: знать основы сольфеджио и музыкальной литературы, уметь подготовить программу для прослушивания. Гораздо строже требования к будущим композиторам и дирижерам – им необходимо предварительно окончить музыкальное училище.

Как правило, музыкальные специальности требуют индивидуальной формы обучения, поэтому группы набираются небольшие, а вступительный конкурс в государственные вузы очень высокий.

Вступительные экзамены различаются не только на разных специальностях, но и на каждой специализации. Однако есть так называемый "обязательный минимум":

1. Сольная программа. Для вокалистов это арии, романсы и народные песни, для инструменталистов – музыкальные произведения разных форм, для композиторов – собственные сочинения, для дирижеров – владение и фортепьяно, и вокалом, и навыками управления хором.

2. Коллоквиум. Здесь предстоит продемонстрировать комиссии свой культурный уровень, музыкальную эрудицию, понимание содержания и формы исполняемых произведений, знание творчества их авторов.

3. Теория музыки и сольфеджио. Основные требования в вузах практически одинаковые, разница – в сложности заданий: написать музыкальный диктант, спеть или сыграть с листа мелодию, проанализировать несложное музыкальное произведение или его фрагмент (определить тональность, лад, аккорды, ритмику и т. д.).

Будущим военным дирижерам ко всему прочему предстоит экзамен по физической подготовке.

Мнение экспертов

Как выбрать

Наталья Дмитриева , декан вокального факультета РАМ им. Гнесиных :
– Качество подготовки певца зависит не столько от вуза, сколько, прежде всего, от педагога. Именно он может выявить "голосовую природу" и помочь ей развиться. А может и наоборот. Даже в нашем вузе был случай, когда педагог попытался переделать юношу-баритона в тенора, и "сломал" его. Так что если у студента с педагогом работа не складывается, лучше сменить наставника. Перед поступлением можно поприсутствовать на экзаменах и примерно определиться, у какого педагога вы хотели бы учиться. Возможно (хотя и необязательно), ваше желание учтут, когда будут распределять первокурсников к мастерам.

Российская музыкальная школа высоко ценилась в мире столетиями - и, к счастью, продолжает поддерживать этот уровень и поныне, периодически давая миру очередных гениев.

ТОП-10

На сегодняшний день в России функционирует 46 высших музыкальных учебных заведений, из которых 8 находятся в Москве, 3 - в Санкт-Петербурге, а также в количестве от одного до трёх в прочих областях и федеральных округах страны.

Наиболее престижными и известными в мире являются с большим отрывом 3 из них (обладающие в своём составе целым сонмом отдельных научных центров, студий звукозаписи, музыкальных библиотек и даже музеев). Это

  1. Санкт-Перербургская госконсерватория имени Римского-Корсакова.
  2. Знаменитая московская «Гнесинка» - .

Остальные вузы этой направленности в большей или меньшей степени уступают этой тройке и в материальной базе, и в преподавательском составе, и в разработке научной и учебной литературы (ФГОС для музыкальных вузов, кстати, были созданы учёным советом из представителей именно этих трёх учебных заведений). Тем не менее, было бы несправедливо не выделить ещё некоторые из них, которые, в дополнение к 3-м первым, могли бы по праву войти в ТОП-10 высшего «музыкального Олимпа» России. К таковым смело можно отнести:

  1. (г. Москва).
  2. (г. Москва).
  3. Санкт-Петербургский госуниверситет культуры и искусств.

Особенности обучения

Особенностями обучения в российских вузах музыкальной направленности, разумеется, является упор в основном на получение профессиональных знаний в выбранном предмете (будь это вокальное или инструментальное направление, мастерство звукорежиссуры, искусство дирижирования и т.д.). Что касается остальных учебных циклов, определённых новыми ФГОС для музыкального ВПО, то содержание планов обучения в них следующее:

  • в экономическом, гуманитарном и социальном цикле студентам преподают историю, философию, русский язык и культуру речи, а также иностранные языки;
  • в педагогический цикл входят занятия по методике преподавания всех, относящихся к музыкальному искусству, дисциплин, а также музыкальной психологии и педагогике;
  • отдельным циклом для вузов этой направленности является цикл, посвящённый изучению истории развития и теоретических основ российского и зарубежного музыкального искусства, а также эстетику искусства, обязательные занятия по фортепиано и основы безопасности жизнедеятельности;
  • цикл профильной подготовки включает в себя - в зависимости от выбранной специальности - предметы по музыковедению, музыкальной журналистике, изучение этноса и фольклора. Отдельной строкой - древнерусское певческое искусство, работу с партитурами, изучение особенностей аранжировки, компьютерную обработку звука и, наконец, ведение менеджмента в музыкальной индустрии.

Качество обучения

Как уже было сказано выше - несмотря на не всегда должный уровень финансирования и некоторые другие проблемы, даже среднее качество обучения по вузам музыкальной направленности в России остаётся очень высоким. И, наряду с эстрадно-цирковым и театральным искусством, выпускники этих учебных заведений могут похвастаться высочайшим вниманием и уважением к ним в любой, серьёзно относящейся к музыкальному искусству, стране мира.

Одной из причин такого уровня является высокая степень преемственности, принятая в музыкальных семьях. Благодаря которой внуки зачастую идут по стопам отцов - как те, в своё время, шли по стопам дедов. В результате в музыкальных академиях и консерваториях очень велико влияние ещё прежней, советской школы и вокального, и хорового, и инструментального, и дирижёрского искусств - и единственной проблемой на сегодняшний день служит старение элиты преподавательского состава.

Самые популярные специальности (бакалавриат)

По линии бакалаврата среди связанных с музыкой специальностей, имеющих наивысший спрос (и, как следствие, наиболее высоких конкурсов на место) лидируют:

  1. музыкальное искусство эстрады (специальность по ФГОС 071600);
  2. вокальное искусство (073400);
  3. музыкально-инструментальное искусство (073100);
  4. музыкально-прикладное искусство и музыкознание (073000);
  5. хореографическое искусство (071200).

Перспективы обучения

Основными перспективами для закончивших обучение в музыкальных вузах по-прежнему служат возможность заняться любимым и одновременно высокоприбыльным делом (особенно в сфере востребованности перечисленных выше специальностей). Поскольку спрос на хороших певцов, музыкантов, музыкальных критиков, режиссёров и менеджеров музыкального бизнеса не только остаётся стабильно высоким - но и при достижении специалистом соответствующего уровня позволяет не беспокоиться о завтрашнем дне. Не говоря уже об известности и славе для самых талантливых.