Программа курса по выбору в начальной школе "секреты литературного чтения". Проект "Повышение интереса школьников к чтению литературы" Помогла ли тебе литературная программа представленная

(оценок: 11 , среднее: 4,64 из 5)

Софт для писателей

yWriter5

yWriter – очень удобный текстовый редактор, программа, которая создана специально для писателей. Позволяет разбивать произведение на отдельные главы, главы – на сцены, добавлять персонажей и комментарии к ним. Программа отлично подходит для структурирования больших объемов текстов. Кроме этого ведется автоматическое сохранение вашей работы и подсчет слов в главах и сценах.

Но самой отличной новостью, пожалуй, является поддержка в программе yWriter русского языка. Для того чтобы включить русский язык, на верхней панели выбираем Localise -> Choose language. Если «русский» будет обозначен дивными иероглифами, выберите пункт COBECTb`s translate(ru).

Вы можете скачать yWriter5 у нас:

«Свежий Взгляд»

«Свежий Взгляд» — русскоязычный софт для проверки ваших текстов. Программа умеет находить одинаково звучащие слова, что помогает проследить отсутствие тавтологий и сделать ваше произведение гладким и удобочитаемым. Язык и стиль – это те изюминки, которые выделяют произведения среди других. «Свежий Взгляд» помогает найти те огрехи, которые писатель может упустить после неоднократной вычитки.

Программа бесплатна, имеет простой и понятный интерфейс, что позволяет сразу же приступить к работе. Единственный недостаток – проверка одного документа занимает достаточно много времени. В остальном, проверка очень качественная, подозрительные слова выделяются разными цветами.

Существует так же онлайн версия данной программы — http://quittance.ru/tautology.php

Вы можете скачать «Свежий Взгляд» у нас:

yEdit2

Эта программа проще, она берет на себя функции обыкновенного блокнота. Но! В yEdit2 есть возможность ограничить количество символов, что очень удобно для написания статей или текстов на конкурсы.

Вы можете скачать yEdit2 у нас:

CELTX

CELTX – это целое поле для деятельности писателей и сценаристов. Программа выполняет примерно те же функции, что и yWriter, но позволяет работать не только с текстовой информацией, но и с графикой, аудио и видео объектами. Здесь для вашей фантазии не будет ограничений. Вы можете добавлять иллюстрации, которые будут наглядно изображать персонажей вашей истории, или вставить атмосферную музыкальную композицию, которая ассоциируется у вас с определенным фрагментом произведения. Единственный минус CELTX – трудности в восприятии для тех, кто привык работать с текстовыми редакторами типа MS Word.

RHYMES

RHYMES – программа для подбора рифм. Работает на основе множества словарей. Проста в использовании, помимо нахождения рифм умеет подбирать синонимы и антонимы к заданному слову.

XMind

XMind – это сервис для планирования, который подойдет не только писателям, но и ученым, разработчикам. Программа помогает в составлении так называемых ментальных карт, которые помогут наглядно изобразить идею и по шагам воплотить ее в жизнь. По мере работы над произведением, вы будете добавлять новые элементы, строить целые диаграммы связей. Полученный документ можно экспортировать в любой удобный формат – текстовый или графический.

Надеюсь, что данная статья помогла вам подобрать писательский софт для себя. На сайте вы также можете узнать о том, . Желаю творческих успехов и вдохновения!

Алена Бальцева | 18.01.2016 | 20096

Алена Бальцева 18.01.2016 20096


Если в вашей семье есть школьник , это прекрасный повод заново перечитать с ним самые лучшие книги, включенные в программу по литературе. Можем поспорить, что многие произведения откроются вам с неожиданной стороны и станут поводом для откровенных разговоров на важные темы.

Все знают, что в романе «Отцы и дети» Тургенев затрагивает тему конфликта поколений, но это произведение гораздо глубже. Здесь не только история отношений эксцентричного сына и пожилых родителей, которые не чают в нем души и одновременно побаиваются его. Эта небольшая книга – о конфликте мировоззрений, человеческих ценностях, смысле жизни.

Возможно, перечитывая «Отцов и детей» вместе с ребенком, вы узнаете там друг друга. Чем не отличная возможность вызвать чадо на открытое обсуждение и поучиться на чужих ошибках, пусть и литературных?

Запрещенный цензурой роман, написанный за тюремной решеткой, который вызвал настоящую бурю в Российской империи и за ее пределами, – кажется, этого достаточно, чтобы заинтриговать подростка, не так ли?

Во многом это философское произведение Николая Чернышевского является ответом на «Отцов и детей» Тургенева. В «Записках из подполья» его идеи оспаривал Федор Достоевский. А Ленин и Маяковский, к примеру, восхищались им.

Так какая же загадка кроется в этой книге? Возможно ли то новое общество, о котором писал Чернышевский? Попробуйте разобраться в этом вместе.

«Тварь я дрожащая или право имею?» – этот вопрос мучил не только Раскольникова, но в определенные моменты жизни встает и перед каждым из нас. Допустимо ли зло во благо? Имеет ли преступник шанс на искупление и прощение? Ответы на все это подросток должен найти в первую очередь вместе с родителями. Прочтите вместе «Преступление и наказание».

Признайтесь честно: а вы в школе осилили все четыре тома «Войны и мира», не пропуская ни строчки про войну? Если вы ответили утвердительно, вашей выдержке можно только позавидовать!

На самом деле, у эпического романа Толстого лишь два недостатка, которые отпугивают школьников, – это обилие цитат на французском и внушительный объем. Все остальное – сплошь достоинства: увлекательный сюжет (любовь – для девочек, война – для мальчиков), динамичное повествование, яркие персонажи.

Помогите ребенку рассмотреть всю прелесть этого произведения. А чтобы чтение шло веселее, добавьте элемент соревнования: кто быстрее закончит первый том? А второй? А как насчет прочесть всю книгу до конца? Вы не пожалеете, что решились перечитать великое произведение.

«Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей», «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», «Мы почитаем всех нулями, а единицами – себя», «Но я другому отдана и буду век ему верна» – список крылатых фраз из этой поэмы можно продолжать до бесконечности. Недаром Пушкин считал это произведение одной из самых значимых работ собственного сочинения.

В этой книге – история первой безответной любви романтичной девочки, история праздной жизни молодого денди, история верности и самоотречения. Все это в красках предстанет перед вашими глазами, если вы устроите семейные чтения по ролям этого шедевра русской литературы.

Истерически смешная пьеса Фонвизина о семействе Простаковых завовевала моментальный успех в день своей премьеры в конце XVIII века и продолжает смешить читателей в начале XXI. Говорят, сам Григорий Потемкин похвалил Фонвизина следующими словами: «Умри, Денис, лучше не напишешь» .

Почему же это пьеса попала в разряд бессмертных? Как минимум благодаря двум цитатам:

  • «Не хочу учиться – хочу жениться!
  • «Вот злонравия достойные плоды».

Как максимум – благодаря колкой сатире, обличающей невежество. Еще одна блестящая история о взаимоотношениях родителей и детей.

Цитируя Грибоедова, «счастливые часов не наблюдают». Особенно, когда держат в руках «Горе от ума», ведь читать его – сплошное удовольствие. Как и прочил произведению Пушкин, едва ли не половина стихов перешла в разряд пословиц.

Эта блестящая трагикомедия лишь поверхностно затрагивает любовную тему, обличая подхалимство и чинопочитание. Важные вопросы для каждого человека, будь ему 15 лет или 40.

Самый известный роман Гоголя – эталонный образец русской ироничной прозы, своеобразная «Одиссея», описывающая путешествие предприимчивого помещика Чичикова по российской провинции, энциклопедия архетипов.

Чтобы научиться распознавать в жизни плюшкиных, маниловых, коробочек, стоит прочесть «Мертвые души» еще в юности. А чтобы не «потерять сноровку» – перечитать в зрелом возрасте.

Сюжет этого ироничного, остроумного романа до неприличия прост: по большей части главный герой лежит на диване в старом халате, изредка отвлекаясь на попытки устроить личную жизнь. Несмотря на это, «Обломов» читается легко и с интересом.

К сожалению, «обломовщина» поражает не только ленивых холостяков чуть за 30, но и солидных отцов семейства уже за 40, а зарождается – в умах избалованных чад младше 18. В целях профилактики этого острого заболевания – читать Гончарова всей семьей!

В отличие от Ильи Ильича Обломова, герои чеховских пьес ведут довольно активную деятельность, а результат все тот же – нерешительность и душевные терзания, которые в итоге ни к чему хорошему не приводят. Вырубать сад или не вырубать? Сдавать землю в аренду или нет?

Действительно, а как поступили бы вы на месте главной героини пьесы Раневской? Хорошая тема для семейного обсуждения.

Орест Кипренский, «Бедная Лиза»

Этот драматичный роман – хороший повод обсудить с подростком этику отношений с противоположным полом, поговорить о мужской порядочности и девичьей чести. История бедной Лизы, покончившей с собой из-за предательства соблазнившего ее молодого человека, к сожалению, слишком часто повторяется в реальной жизни в различных вариациях, чтобы считать ее лишь литературной выдумкой.

Эпическое произведение, главный герой которого – классический «плохой парень», скептик и фаталист Печорин. «Герой нашего времени» вдохновлен романтическими произведениями Вальтера Скотта и лорда Байрона, а также «Евгением Онегиным» Пушкина.

Угрюмый главный герой покажется во многом близким подростку, да и повидавшему виды взрослому – тоже.

Пополнить словарный запас лаконичными фразочками Эллы Щукиной, научиться просить милостыню на нескольких европейских языках, получить мастер-класс по превращению шкурки сомнительного качества в мех шанхайского барса, узнать 400 относительно честных способа отъема денег? Запросто!

В то время как школьник, скорее всего, увидит в романе талантливого писательского дуэта лишь искрометную юмористическую историю, его родители оценят тонкую иронию авторов.

Еще одно произведение, буквально разошедшееся на цитаты. Перечитайте гениальную сатиру Михаила Булгакова, чтобы напомнить себе и объяснить ребенку, что «разруха не в клозетах, а в головах».

ГУ «Кушмурунская средняя школа № 121 отдела образования акимата

Аулиекольского района»

Курс по выбору для учащихся начальных классов

«Секреты литературного чтения»

Составители:

Мелихова Л.Б., Олейникова Н.В.,

учителя начальных классов

2015 год

УДК 371.383

ББК 74.200.585.00

С 28

Рецензенты:

Сухотёплая Г.И. – директор ГУ «Кушмурунская средняя школа № 121 отдела образования акимата Аулиекольского района» Костанайской области

Каженова М.К. – методист Аулиекольского РОО

С 28 Секреты литературного чтения: курс по выбору для учащихся нач. кл. общеобразовательной шк./ сост: Л.Б. Мелихова, Н.В. Олейникова – Кушмурун, 2015 - 11 с.

ISBN 978-601-303-399-0

Материалы учебного пособия могут быть использованы как во время поурочной учебной деятельности, так во внеклассной работе.

УДК 371.383

ББК 74.200.585.00

ISBN 978-601-303-399-0 © ГУ «Кушмурунская средняя школа № 121 отдела

образования акимата Аулиекольского

района Костанайской области», 2015

Пояснительная записка

Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем:

        • изменение характера чтения;

  • преобладание «делового» чтения над «свободным»;

    возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;

    в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.

Программа «Секреты литературного чтения» решает проблему формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.

Данная программа поможет педагогу с увлечением познакомить учащихся с детской литературой, а так же развивать способность воспринимать художественные произведения, сопереживать героям, выражать эмоции на прочитанные произведения.

Программа способствует формированию у учащихся готовности к активному и успешному функционированию в ХХI веке, привитию навыков критического мышления, самомотивации, саморегулирования, умения учиться.

Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской книге.

На занятиях дети так же знакомятся с литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в данной местности, что не только окажет влияние на формирование личностного самосознания подрастающего человека, но и поможет освоить образную специфику литературы как вида искусства.

Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Необходимо организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни в школе, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.

Цель программы углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

Программа нацелена на решение следующих задач:

развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

    учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

    формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;

Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

Обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

Обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

    расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

    обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

    работать с различными типами текстов;

    создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога. Для формирования интереса к чтению в нашем арсенале есть разнообразные формы организации занятий:

    занятие-диспут,

    занятие-спектакль,

    занятие-праздник,

    занятие-интервью,

    интегрированное занятие,

    конференция,

    устный журнал,

    конкурсы,

    литературные встречи,

    литературная гостиная,

    литературный ринг и т. д.

Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

Учитель должен создавать условия для современного ребенка, гарантирующие ему открытие целостной картины мира благодаря актуальному своду детской книги, развитие мотивов отношения к чтению, чтобы не нарушалась культура понимания ценности и приоритетности чтения, читательской деятельности.

Изучив работы учёных, педагогов-исследователей и новаторов, мы разработали свою систему проведения занятий, основой которого является правило «вдумчивого чтения».

Ведущие принципы программы литературного кружка

«Секреты литературного чтения».

Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:

художественно-эстетического;

литературоведческого;

коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.

Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.

Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.

Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор . Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.

Ожидаемые результаты:

Ученик должен «уметь»:

искать:

опрашивать окружение;

консультироваться у учителя;

получать информацию;

думать:

устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;

критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;

уметь противостоять неуверенности и сложности;

занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;

оценивать произведения искусства и литературы;

сотрудничать:

уметь работать в группе;

принимать решения;

улаживать разногласия и конфликты;

договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

приниматься за дело:

включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;

доказать солидарность; организовать свою работу;

адаптироваться :

использовать новые технологии информации и коммуникации;

стойко противостоять трудностям; находить новые решения.

Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.

В результате реализации программы учащиеся должны уметь:

    Самостоятельно делить текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного, определять с помощью учителя темы произведения и его смысла в целом.

    Составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя.

    Словесно рисовать картины к художественным текстам.

    Составлять рассказ о своих наблюдениях из жизни школы, своего класса.

    Самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий.

    Сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков (с помощью учителя).

    Понимать образные выражения, используемые в книге.

    Ориентироваться в книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в книге произведений, близких по тематике, самостоятельное составление заданий к тексту.

    Коллективная драматизация художественных произведений.

    Введение игровых ситуаций, которые помогут детям выступить в роли поэта, писателя, исполнителя и зрителя;

Коллективное обсуждение творческих работ, воспитание доброжелательного отношения детей к результатам творческих поисков одноклассников.

К концу обучения в начальной школе, в результате освоения содержания программы «Секреты литературного чтения» у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, готовность обучающихся к дальнейшему образованию.

Тематическое планирование занятий по программе литературного кружка «Секреты литературного чтения»

п/п

Кол-во часов

Тема внеклассного чтения

Предлагаемая к использова

нию литература

Основное содержание работы

Индивидуальная работа с детской книгой

Групповая работа с детской книгой

Сроки

О чём рассказывают журналы?

Детская периодическая печать

Углубление сведений

о периодической

печати. Знакомство с

журналом

Отбор и чтение

материалов из

периодики.

Организация в уголке чтения раздела периодической печати. Составление устного
журнала

«Где, что, как и почему?»

Книги-справочники, энциклопедии

Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгах-
справочниках

Изготовление книжки- самоделки «Знаете ли вы?». Работа со справочной детской литературой

Выступление учеников начальных классов

«Вчера и сегодня»

Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах - ученых изобретателях.

Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Выделение из прочитанных книг

особенно интересных

сведений из науки и

техники

Отбор и чтение книг по теме «Вчера и сегодня».

Подбор книг в уголке чтения по серии: «Героические биографии. Легендарные герои».

«Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны?»

Книги о ребятах-сверстниках, участниках ВОВ

Анализ и оценка умения коротко, понятно, интересно рассказать о прочитанной книге. Знакомство с

Аннотирован

тельным

указателем книг и приёмами аннотирования

Оформление аннотаций на прочитанные книги.

Подготовка и проведение

тематического устного

журнала «Каким ты был,

мой ровесник, в годы

Великой Отечественной

войны?»

«Из истории нашей Родины»

Книги о далеких по времени событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века.

С. Бабенко,

Б.Сокпакбаев

Рассказы о героях прочитанных книг, составленные по разным источникам.

Устное аннотирование книг по теме урока.

Чтение рассказов и очерков о героях наших

дней из детской

периодики, в

Интернете.

Презентация

или

альбом-самоделка «Из

истории нашей Родины»

Люби живое

Писатели о животных: М.Пришвин

Д. Мамин -

Сибиряк

Отражение биографии и интересов писателя в

его произведениях

Выразительное чтение отрывка произведения.

Устное иллюстрирование

11-12

«В путь, друзья!»

Книги о

путешествиях и

путешествен

никах, настоящих и

вымышленных

С.Голицын

«Сорок изыскателей»

Анализ книг.

Выделение эпизодов,

Воспитывающих чувство юмора,

любознательность,

наблюдательность,

внимание.

Составление заданий

для литературного

марафона.

Подготовка и проведение литературного марафона «В

путь, друзья!» по

материалам прочитанных

книг.

Небыкновен

ная

биография в

необыкновенное время»

Художественные

произведения,

автобиографии,

письма, дневники

А. Гайдара;

воспоминания,

заметки о А.

Гайдаре.

Знакомство с новым

видом издания - с собранием сочинений писателя. Выборочное

чтение, пересказ,

декламация отрывков,

воссоздающих образ

А. Гайдара - бойца,

писателя, гражданина

Самостоятельное

рассматривание

четырехтомника

(Собрание сочинений

А. Гайдара).

Оформление

аннотированных

карточек по данному

изданию.

Оформление презентации

«Книги Гайдара и о

Гайдаре».

Читательская конференция

по повести Гайдара «Тимур

и его команда»

О героизме и трусости

Слава греет -позор жжет

Героизм в произведениях: С.Маршак а,

Артюхова,

С.Михалкова, К.Ушинского

Выборочное чтение

характеристики

главных героев.

Озаглавливание

тематической

выставки

Отбирать,

рассматривать и

приносить в класс

книги о храбрости.

Составление советов для

тех, кто хочет быть

храбрым.

15-16

«Родные поэты»

Стихи поэтов -

классиков 19-

начала 20 века

для детей:

Знакомство с широким
кругом поэтов-
классиков, с
тематикой их
творчества. Чтение
избранных стихов
наизусть

Чтение стихов ряда

поэтов-классиков.

Отбор нескольких

стихотворений для

чтения вслух, наизусть

Литературная игра «Знаешь ли ты поэтов-классиков?»

17-18

Учусь сочинять

Бальмонт, М.Цветаева

Жанры литературы. Стихосложение - 11словие

Сочинение 11 - словия

Создание классного

сборника стихотворений

«Мы творим!»

19-20

«Бороться и искать, найти и не сдаваться!»

Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ»

Кир Булычев

«Гостья из

будущего»

В.Губарев

«Путешествие на

Утреннюю

Звезду»

Углубленное

рассмотрение книг

приключенческого

жанра.

Оформление

читательского

дневника.

Литературная викторина по произведениям раздела «Зарубежная приключенческая классика»

21-22

«Ступеньки мудрости»

Сказки Леонардо да Винчи

Упорядочение и

систематизация

доступного круга

чтения по теме.

Выделение из

прочитанных книг

особенно интересных

сведений, мудрых

советов

Подбор сведений о

Леонардо да Винчи, его

творчестве, научной

деятельности, для

составления

презентации

Оформление презентации «Ступеньки мудрости».

23-24

«От

благодарных читателей»

М.Твен

«Приключения Тома Сойера» Д.Свифт «Путешествие Гулливера»

Анализ книг.

Выделение эпизодов,

воспитывающих

чувство юмора,

любознатель

ность,

наблюдательность,

внимание, уважение к

старшим

Формулирование

своего отношения к

происходящему в

произведении, составление характеристики главных героев.

Составление диафильма по одному из произведений.

25-26

«Современные

писатели-

детям»

Е.Велтисов

В. Медведев

Знакомство с широким

кругом современных

писателей, с тематикой их

творчества. Анализ

произведений.

Выбор отрывка,

пересказ от своего

имени. Составление вопросов по данным произведениям

Оформление выставки книг.

Самопрезентация «Книга,

27-29

Театр и литература

Пьеса-сказка «Синяя птица»

Мориса Матерлинка

Введение понятия

«пьеса», структура

пьесы, драматургия.

Выбор и разучивание роли

Игра-драматизация «Синяя птица»

30-31

«С моей

книжной

полки»

В.Гауф

«Карлик Нос»,

«Маленький Мук»

Х.К.Андерсен «Русалочка»

Упорядочение и

систематизация

доступного круга

чтения по теме.

Оформление

читательского

дневника. Составление заданий по данным произведениям (вопросы, кроссворды, ребусы, пиктограммы и т.д.)

Литературная игра «Ты мне,

я тебе» по прочитанным

произведениям.

Обобщающее

занятие с родителями

Мероприятие с родителями по привитию читательского интереса

Подготовить вопросы викторины

«Литературная гостиная»

«О чём можно,

о чём нужно, о

Контрольно-установочное занятие.

Проверка уровня усвоения учащимися специальных знаний, умений и навыков, полученных в системе внеклассного чтения . Установка

на самостоятельное

чтение

Составление читательских планов на будущее.

Составление выставки книг «В помощь юному читателю» и «путешествие»

по выставке с
экскурсоводом- старшеклассником.

Итоговое

диагностирование

Тестирование по

выявлению читательского кругозора.

Составление списка для летнего чтения с учётом степени

усвоения прочитаны произведений

Оформление уголка летнего чтения

Используемая литература и интернет ресурсы:

    Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005.

    Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.

    Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-3

    Русские детские писатели хх века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001.

    Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение в1- 3 классах.

    М. Просвещение, 1985.

    Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.

    Журналы «Начальная школа», 2006-2013гг.

9. Интернет-ресурсы с литературными презентациями

10. Литературная энциклопедия на Яндекс

Проект «Повышение интереса школьников к чтению литературы».

В современном мире всё меньше и меньше стало уделяться внимания чтению литературы. Это связано с развитием новых технологий. Дети увлечены компьютерными играми, просмотром телевизионных программ. Порой эти приспособления отнимают всё свободное время ребят. Наукой доказано, что такие увлечения отрицательно отражаются на здоровье и качестве жизни ребят, так как иногда не разграничивается реальное и виртуальное. Настоящий проект направлен на продвижение и популяризацию чтения среди школьников, на привлечение интереса к литературе, на формирование понимания у детей того, что чтение – это увлекательно, познавательно, любопытно.

В момент чтения ребята многое открывают для себя: учатся распознавать добро и зло, узнают нормы и правила поведения в той или иной ситуации, формируют свой читательский вкус, учатся нравственному и эстетическому восприятию, т.е. распознают красоту и уроки художественного слова. Чтение литературы – это главнейший незаменимый и неизменный источник информации, источник знаний, мудрости, и опыта предшествующих поколений.

А сколько таинств хранит в себе книга? Она пробуждает к жизни наше воображение, переносит в пространстве и времени, в ней мы находим мудрого собеседника, есть возможность окунуться в мир мечты. Именно чтение позволяет становиться нам грамотными, приобрести облик образованного человека, развить интеллект, развить память, мышление, речь, воображение.

Цель проекта: Разработать систему мероприятий для повышения интереса у школьников к чтению литературы.

Шаги исследователя:

Этап 1. Проводим анкетирование школьников.

На данном этапе организуется школьный форум «Книга в нашей жизни», на котором обсуждаем вопросы связанные с литературными произведениями, какие книги сейчас читают ребята, какая литература интересует школьников. Варианты вопросов для форума: 1. Какие прочитанные книги за последнее время Вам наиболее понравились? Почему. 2. Произведения каких авторов Вы посоветуете прочитать своим сверстникам? 3. Сколько времени в день у Вас занимает чтение литературы? 4. Что можете рассказать о современной литературе в регионе, где проживаете? 5. Когда и какие открытия Вы совершили относительно чтения литературы?

Последующие шаги строятся на основе анализа проведенного исследования.

Отметим, что по результатам проведенного исследователем анкетирования были сделаны следующие выводы: многие дети откровенно отвечают, что не любят читать литературу; в своих предпочтениях между чтением литературы и компьютерными играми ребята чаще выбирают второе; многие школьники затрудняются назвать писателей и поэтов своего региона; часть из опрашиваемых ребят посещают библиотеки от случая к случаю.

Данные выводы подтвердили обозначенную ранее автором проблематику и укрепили убеждённость в необходимости и важности проделываемой работы.

Этап 2. Организуем серию мероприятий, направленных на демонстрацию увлекательных сторон чтения.

План мероприятий:

    Конкурсно-игровая программа «По страницам литературных произведений». Здесь каждый класс должен продумать конкурс или игру по заданной теме и провести её среди школьников.

    Литературный брейн-ринг (между классами).

    Общешкольная конференция «Современный школьник и литература». Все желающие участвовать в конференции готовят доклад. Остальные ребята-участники задают вопросы, высказывают собственные мнения. На конференции для поддержки активности всех участников можно использовать интерактивные техники.

    Бал литературных героев. Необходимо прийти в костюме своего самого любимого литературного героя и подготовить творческую презентацию.

    Экспедиция на планету литературы. Каждый класс должен подготовить свою экспедицию (по выбору: литературное произведение или автор).

    Разнообразные конкурсы: Конкурс собственного стихотворения. Конкурс на самый интересный рассказ. Конкурс сочинений «Я - необыкновенный герой». Конкурс «Читатель месяца».

    Серия экскурсий: библиотеки города, типографии, литературные музеи, книжные магазины. Посещение театров и кинотеатров.

    Встречи с интересными людьми: современными поэтами и писателями нашего региона.

    Презентации, выставки литературы, которые организуют сами ребята в своих классах, здесь могут быть и выставки рисунков по страницам прочитанных произведений, конкурсные, игровые программы.

Этап 3. После серии мероприятий проводится тестирование ребят-участников с целью выяснения отзывов ребят, как о самих мероприятиях, так и о собственных предпочтениях в литературе.

Ожидаемые результаты проекта: Реализация проекта позволит увеличить количество читающих ребят, повысить у большинства из них интереса к чтению, сформировать понимание у младших школьников важности чтения в образовании для каждого человека.

ОПРОС ШКОЛЬНИКОВ 5-9 классов для проведения

анализа по «Проекту повышения интереса школьников к чтению литературы».

Ф.И.О. № школы, класс________________________________________________________________

1.Как ты относишься к уроку литературы?________________________________________________

_________________

2.Сколько раз в день ты читаешь, сколько это занимает у тебя времени?_______________________

__________________________________________________________________

3.Какую книгу ты сейчас читаешь?_______________________________________________________

4.Делишься ли ты после прочтения книги своими впечатлениями? ___________________________

______________________________________________________________________________

5.В роли какого литературного героя ты себя представляешь? _______________________________

______________________________________________________________________

7.Каких писателей и поэтов Краснодарского края ты знаешь

___________________________________________________________________________

8.Посещаешь ли ты библиотеки нашего города? ___________________________________________

_____________________________________________________________

9.Посещаешь ли ты театры нашего края и как часто? _____________________________________

_________________________________________________________________________

10.Какого литературного героя ты хотел бы сыграть в кино и почему? ________________________

___________________________________________________________________________

11.Любишь ли ты писать сочинения, стихи, рассказы?_______________________

______________________________________________________________________

12.Какую бы интересную книгу ты мне посоветуешь прочитать?_____________________________

______________________________________________________________________________

Елизавета Бабанова

29551

Стивена Кинга (King – в переводе с англ., король) можно назвать королем литературы в жанре фантастики и ужаса.

Я не фанат творчества Кинга, но я не могла пройти мимо его практического пособия/автобиографии под названием «Как писать книги?» по одной простой причине: мне было интересно попытаться вскрыть чип-код этого выдающегося писателя современности.

Как он развивал свой талант?

Благодаря каким уникальным способностям он выдает книгу за книгой с завидной регулярностью?

В чем секрет его гиперпродуктивности?

За счет чего большинство его книг стали бестcеллерами?

Стивен Кинг издал около 160 работ, включая книги, сценарии для фильмов и собрания коротких рассказов.

Если вы только мечтаете начать писать или хотите развить уже очевидный писательский талант, почему бы не поучиться принципам литературного мастерства у одного из самых популярных и востребованных писателей нашего времени?

Даже если вы не планируете работать в его жанре, у него есть, чему поучиться.

Урок #1: Научиться читать и писать до того, как увидеть ТВ

«Если так не получилось, то выключить ТВ и просто читать. А потом писать.

Телевидение пришло в дом Кингов относительно поздно, и я этому рад. Если подумать, я принадлежу к весьма избранной группе: последней горсточке американских писателей, научившихся читать и писать раньше, чем глотать ежедневную порцию видеочуши. Может, это и не важно. И все-таки, если хочешь быть писателем, то не самый худший вариант – ободрать шнур телевизора, намотать его на стальной костыль и ткнуть вилку в розетку – посмотреть, что и где вылетит».

Урок #2: Ваша работа не искать эти идеи, а узнать их, когда они появятся

«Давайте проясним одну вещь прямо сейчас, о’кей? Нет на свете Свалки Идей, нет Центрального Хранилища, нет Острова Погибших Бестселлеров. Хорошие идеи рассказов приходят в буквальном смысле ниоткуда, падают прямо на голову с ясного неба: две совершенно отдельные мысли сцепляются вместе, и под солнцем возникает что-то новое. Ваша работа не искать эти идеи, а узнать их, когда они появятся».

Урок #3: Оптимизм. Верьте в лучшее!

«Получив листок с отказом от Хичкока, я забил гвоздь в стену, написал на листке «Талоны счастья» и нацепил на гвоздь. Потом сел на кровать и стал слушать, как Фэтс поет «Я готов»… Когда ты еще слишком молод, чтобы бриться, оптимизм – вполне естественная реакция на неудачу.

Когда мне уже было четырнадцать (и я брился два раза в неделю, надо или не надо), гвоздь в стене перестал выдерживать вес листков отказа. Заменив гвоздик плотницким костылем, я продолжал писать. К шестнадцати я стал получать отказы с приписками от руки несколько более ободрительными… Первая такая записка пришла от Алгиса Бадриса, тогдашнего редактора «Фэнтези энд сайенс фикшн». Он прочел мой рассказ «Ночь тигра»… и написал: «Хорошо. Нам не подойдет, но хорошо. У вас есть талант. Присылайте еще».

Четыре короткие фразы, написанные авторучкой, оставлявшей неровные кляксы, озарили зиму отчаяния моих шестнадцати лет. Лет через десять, уже продав пару романов, я обнаружил «Ночь тигра» в коробке со старыми рукописями и решил, что это по-прежнему отличный рассказ, хотя написан человеком, который еще только учится ремеслу. Я его переписал и послал ради интереса в тот же «Фэнтези энд сайенс фикшн». На этот раз его купили. Я заметил такую вещь: если ты добился какого-то успеха, журналы куда реже пишут «Нам не подойдет».

Урок #4: Твоя история тебе не принадлежит

«Когда пишешь вещь, ты рассказываешь ее сам себе, – сказал он. – Когда переписываешь, главная твоя работа – убрать все, что к вещи не относится».

Гульд сказал еще кое-что, что было мне интересно в тот день моих первых двух заметок: пиши при закрытой двери, переписывай при открытой. Твое писание начинается для самого себя, говоря другими словами, но потом оно выходит в мир. Когда ты поймешь, в чем состоит вещь и сделаешь ее как надо – по крайней мере как можешь, – она принадлежит всем, кто захочет ее читать. Или критиковать. Если тебе очень повезет (это уже моя мысль, но думаю, Джон Гульд под ней бы подписался), первых будет больше, чем вторых».

Урок #5: Не жалейте детей в юности. Плотный график закаляет

«Последние недели моей учебы в Лисбонской школе мой день выглядел так: подъем в семь, в школу в семь тридцать, последний звонок в два, взлет на третий этаж Варумбо в 14.58, потом восемь часов упихивания ткани по мешкам, выход в 23.02, дома примерно в четверть двенадцатого, тарелка хлопьев, плюх в кровать, встать утром, все сначала. Иногда я работал по две смены, спал в своем «форд-галакси» шестьдесят шестого года (старая машина Дэйва) примерно час перед школой, потом на пятой и шестой перемене спал в школе».

И конкретные уроки, как писать популярные романы:

Урок #6: Словарный запас

«Словарь положите на самый верх [образно] ящика с инструментами и не делайте сознательных усилий улучшить словарный запас. (Конечно, при чтении оно само собой получается… но это будет позже). По-настоящему сильно испакостить свое письмо можно, если насиловать словарь в поисках длинных слов, потому что короткие как-то стыдно использовать. Это вроде как наряжать домашнюю дворнягу в вечерние платья. Дворняге неловко, а человеку, который совершает такой акт обдуманного жеманства, должно быть еще более неловко. Дайте себе торжественное обещание никогда не писать «атмосферные осадки», если можно сказать «дождь», и не говорить «Джон задержался, чтобы совершить акт экскреции», когда имеется ввиду, что Джон задержался по*рать. Если вы считаете, что «по*рать» слово неприличное или не подходит для вашей аудитории, спокойно говорите «Джон задержался, чтобы облегчиться» или «сделать по-большому», на худой конец. Я не уговариваю вас выражаться грязно - всего лишь просто и прямо. Помните главное правило словаря: берите первое пришедшее на ум слово, если оно подходящее и яркое. Если колебаться и рефлектировать, найдется другое слово - это точно, потому что всегда есть другое слово, но вряд ли оно будет так же хорошо, как и первое, или так же близко к тому, что вы хотели сказать».

Урок #7: Описание и важность чтения

«Описание - вот что делает читателя воспринимающим участником вашей истории. Хорошо описывать - это приобретенное умение, одна из главных причин, почему нельзя научиться писать, если не будешь читать много и писать много. И вопрос не только в том, как, вопрос еще и в том, сколько. Чтение поможет вам узнать сколько, но только стопы исписанной бумаги ответят на вопрос как. Обучиться этому можно только в работе.

Описание начинается с визуализации того, что должен испытать читатель. Кончается оно вашим переводом того, что вы видите внутренним зрением, в слова на странице. Я уже говорил, что нам часто приходится слышать: «Знаешь, это так потрясающе (или так ужасно/странно/забавно)… просто описать не могу!» Так вот, если вы хотите добиться успеха как писатель, вы должны мочь описать, да еще и так, чтобы у вашего читателя мурашки побежали по коже от узнавания. Если вы это можете, ваш труд будет оплачен, и заслуженно. Если нет, то будете коллекционировать листки с отказами и, быть может, интересоваться карьерой в захватывающем мире телемаркетинга.

Скупое описание оставляет у читателя чувство смущения и близорукости, слишком подробное описание хоронит его под лавиной подробностей и образов - фокус в том, чтобы найти золотую середину. Важно еще знать, что описывать, а что оставить в стороне, пока вы делаете свою главную работу - рассказываете историю.

Описание начинается в воображении писателя, но кончиться должно в воображении читателя. Когда дело доходит до этого, писателю тут везет больше, чем создателю фильма, который почти всегда обречен показать слишком много…

Очень часто читатель откладывает книгу в сторону, потому что «заскучал». А скука возникла оттого, что писатель, зачарованный собственным умением описывать, забыл о самом главном: мяч должен катиться дальше».

Урок #8: О чем писать

«Это всего лишь интересы, выросшие из моей жизни и мыслей, из моего опыта мальчика и взрослого, из моих ролей мужа, отца, писателя, любовника. Это вопросы, занимающие мой ум, когда я гашу свет перед сном и остаюсь наедине сам с собой, глядя в темноту и засунув руку под подушку.

У вас наверняка есть свои интересы и свои мысли, и они выросли, как и мои, из событий и переживаний вашей жизни. Некоторые, вероятно, похожи на те, что я сейчас назвал, другие совершенно отличны от них, но они у вас есть, и вы их должны в своей работе использовать. Это, наверное, не все, для чего нужны эти идеи, но наверняка одна из вещей, для которых они полезны.

Эту маленькую проповедь я должен заключить предупреждением: начинать с вопросов и идейных соображений - рецепт создания плохой литературы. Хорошая литература всегда начинается с темы и развивается к идее, почти никогда не бывает наоборот. Единственным возможным исключением, которое я могу придумать, являются аллегории вроде «Скотного двора» Джорджа Оруэлла (и есть у меня тайное подозрение, что здесь тоже сначала явился сюжет. Если в будущей жизни я увижу Оруэлла, спрошу у него).

Но когда сюжет уже лег на бумагу, надо подумать о том, что он значит, и в следующие варианты вписать свои заключения. Не сделать этого - значит лишить свою работу (и читателя, в конечном счете) того видения, которое и делает каждую написанную вами вещь вашей и только вашей».

Урок #9: Как писать?

«Если вы начинающий, то прислушайтесь к моему совету: делать не менее двух черновых вариантов - один с закрытой дверью кабинета и один с открытой.

За закрытой дверью, выгружая содержимое своей головы на бумагу, я пишу со всей доступной мне скоростью, но мне это приятно. Создание беллетристики, особенно длинного произведения, бывает трудной и одинокой работой - это как переплывать Атлантический океан в ванне. Возможностей для сомнения в себе миллион. Если я пишу быстро, записывая сюжет, как он приходит на ум, только проверяя имена и существенные моменты биографии персонажей, мне удается сохранить первоначальный энтузиазм и в то же время убежать от сомнений в себе, которые только и ждут момента.

Первый черновой вариант - притом всей вещи - должен быть написан без чьей-либо помощи (или помехи).

Теперь допустим, что первый черновой вариант вы закончили. Поздравляю! Отличная работа! Выпейте бокал шампанского, закажите пиццу, делайте, что обычно делаете, когда есть что отметить.

Вы сделали большую работу, и вам нужно время (для каждого писателя - свое) на отдых. Ум и воображение - две связанные вещи, но не одно и то же - должны восстановиться, по крайней мере по отношению к этой конкретной работе.

Я бы советовал взять пару выходных - поехать на рыбалку, спуститься по речке на каяке, поскладывать мозаики, - а потом начать работать над чем-нибудь другим. Предпочтительно чем-нибудь более коротким, и чтобы это была полная смена направлений и темпа по сравнению с законченной работой. Сколько времени дать книге вылежать - зависит только от вас, но я считаю, что это должно быть минимум шесть недель. Все это время рукопись надежно заперта в ящике стола, вылеживаясь и (следует надеяться) созревая. Вы часто мысленно возвращаетесь к ней, и десятки раз вас одолевает искушение вынуть ее, пусть даже чтобы прочитать то или иное место, которое вспоминается как особенно удачное, которое хочется перечитать и порадоваться, какой же вы хороший писатель.

Не поддавайтесь соблазну. Если не устоять, вы наверняка решите, прочитав, что место не так хорошо, как казалось, а лучше его переписать тут же. А это плохо. Хуже может быть только одно: если вы решите, что отрывок даже лучше, чем вам помнилось, и почему не перечитать сразу всю книгу? Возобновить работу? Черт, самое время! Да я же просто Шекспир!

Но вы не Шекспир, и вы не готовы вернуться к старой работе, если, конечно, вы не настолько увлеклись новой работой (или своей повседневной жизнью), что почти забыли то вымышленное царство, что забирало у вас три часа каждое утро или день в течение трех, или пяти, или семи месяцев.

Когда же наступит тот самый вечер (который можно было бы заранее наметить в настольном календаре), выньте рукопись из ящика. Если она выглядит как археологическая находка, купленная на блошином рынке или на гаражной распродаже, причем даже не припомнить где, то вы готовы. Закройте дверь (скоро ее придется открыть в мир), возьмите карандаш и положите рядом блокнот. Теперь читайте рукопись.

Сделайте все за один присест, если возможно (конечно, это не выйдет, если в книге четыреста - пятьсот страниц). Делайте любые заметки, но основное внимание обратите на рутинную хозяйственную работу, как исправление опечаток и отмечание несоответствий. А их будет много; только Бог делает все правильно с первого раза, и только раздолбай позволит себе сказать: «А, ладно, на то есть редакторы».

Если вы никогда раньше этого не делали, то увидите, что чтение собственной книги после шестинедельной отсрочки - впечатление странное, часто даже пьянящее. Она ваша, вы узнаете ее как свою. Даже можете вспомнить музыку, звучавшую из колонок, когда вы писали то или это, и все равно вы будто читаете чужую работу, какого-нибудь душевного близнеца, быть может. Так и должно быть, для этого и надо было выждать. Всегда проще убивать чужих любимых, чем своих.

После шестинедельного периода восстановления вы также сможете заметить все зияющие дыры сюжета и развития характеров. Я говорю о таких дырах, в которые трактор проедет. Просто удивительно, как некоторые вещи ускользают от внимания писателя, когда он занят ежедневной рутиной сочинительства. И запомните; когда находите эти большие дыры, нельзя расстраиваться или ругать себя. Лопухнуться случается даже лучшим из нас.

В процессе чтения верхний слой моего разума сосредоточивается на сюжете и ящике инструментов: вышибание местоимений с неясными антецедентами (местоимения я терпеть не могу и им не верю, они все скользкие, как дешевые адвокаты), добавление пояснительных фраз, где они необходимы, да и, конечно, вычеркивание всех наречий, с которыми я могу расстаться без слез (никогда не удается вычеркнуть все, и никогда достаточно много).

А на более глубоком уровне я задаю себе Важный Вопрос. Самый важный: история связывается в целое? И если да, как сделать из этой связности песню? Какие здесь повторяющиеся элементы? Сплетаются ли они в лейтмотив, в идею? Другими словами, я спрашиваю себя: «Стиви, о чем это все?» и «Как прояснить эти глубинные идеи?» Больше всего мне хочется добиться резонанса, чтобы отозвалось что-то в уме (и сердце) моего Постоянного Читателя, когда он закроет книгу и поставит ее на полку. Я ищу способ это сделать, не кормя читателя с ложечки и не продавая свое первородство за вплетение послания. Все эти послания и морали засуньте себе туда, где солнце не светило. Я хочу резонанса.

Весной своего выпускного года в Лисбонской школе (в 1966 году это было) я получил рукописное примечание, раз и навсегда изменившее мой способ переписывания своих произведений. После напечатанной подписи редактора стоял следующий девиз:

«Неплохо, но раздуто. Необходимо сократить. Формула: второй вариант = первый вариант - 10%. Удачи».

Урок #10: Предыстория

«Предыстория - это все то, что произошло до начала вашего рассказа, но влияет на сюжет. Предыстория помогает задать характеры действующих лиц и указать их мотивы. Я считаю важным изложить предысторию как можно быстрее, но важно также делать это с некоторым изяществом. Как пример отсутствия изящества рассмотрим следующую реплику в диалоге:

Привет, бывшая женушка, - сказал Том, когда Дорис вошла в комнату.

Может, для сюжета действительно важно, что Том и Дорис в разводе, но должен быть лучший способ это сказать, а не такой, как выше, соперничающий в изяществе с ударом колуна. Вот, например:

Тоже не на Пулитцеровскую премию, и куда длиннее, чем «Привет, бывшая!», но скорость - это не главное, как я уже пытался указать. А если вы думаете, что главное - информация, бросьте писать беллетристику и беритесь за инструкции - у «Дильберта» вас ждут не дождутся.

Мне как читателю куда интереснее, что будет, чем то, что было. Да, есть блестящие романы, противоречащие такому предпочтению (или предубеждению). Это «Ребекка» Дафны Дюморье или «Глаза, привыкшие к темноте» Барбары Вайн, но я предпочитаю начать с начала, даже как автор. Я люблю, когда все по порядку: сначала подайте мне закуску, а десерт - после обеда.

Главное, что нужно помнить насчет предыстории, это: а) у каждого есть своя история и б) в ней мало интересного. Держитесь тех частей, что представляют интерес, а остальные не трогайте. Долгие истории из жизни лучше всего слушать в барах, где-то за час до закрытия, и то если вы им верите».

Урок #11: Пишите для своего Идеального Читателя

«Назовем человека, для которого вы пишете, Идеальным Читателем. Он или она будет постоянно присутствовать в вашем рабочем кабинете: во плоти, когда вы откроете дверь и дадите свету мира упасть на пузырь вашей мечты; незримо в беспокойные и часто радостные дни написания первого варианта, при закрытой двери. И знаете что? Вы поймаете себя на переделке вещи еще до того, как Идеальный Читатель увидит даже первую фразу. И.Ч. поможет вам немножко выйти за пределы своей личности, перечитывать свою вещь в процессе работы. Это, быть может, лучший способ не отступать от своего повествования, способ играть для публики, когда публики никакой нет и все зависит только от вас. Когда я пишу сцену, которая кажется мне забавной (например, соревнование по поеданию пирогов в «Трупе»), я также представляю себе, что она покажется смешной и моему И.Ч.»

В моей работе урок #11, пожалуй, является одним из ключевых. Каждый раз, когда я пишу статью или разрабатываю структуру и контент для новой программы, я представляю себе человека, который сможет воспользоваться моими материалами для улучшения своей жизни.

Для моего нового модуля , который пройдет в прямом эфире в субботу, 28 июня в 12:00 по МСК, я представила себе своего Идеального Клиента таким образом: это человек, который чувствует в себе нераскрытый и невостребованный творческий потенциал. Неважно, это музыкант, писатель, дизайнер, финансовый аналитик, учитель или бухгалтер – в каждом из нас есть творческая жилка. Без развитой способности ее активировать мы очень часто топчемся на месте в своей карьере и остаемся нереализованными в различных сферах жизни.

А для усиления карьерного роста нет ничего более важного, чем развитие креативного мышления. Исследования это подтверждают:

Недавний опрос IBM, в котором приняли участие 1,500 генеральных директоров, показал, что креативность является самой важной компетенцией в управлении.

В другом опросе систем Адобе, в котором приняли участие 5 тыс. человек со всего мира, результаты показали, что 80% опрошенных людей в качестве ключа к экономическому развитию видят раскрытие творческого потенциала. Однако, только 25% людей чувствуют, что они максимально используют свой творческий потенциал на работе.

А какой процент своего потенциала используете вы на сегодняшний день?

Если вы чувствуете, что пришло время проработать эту сферу и вам для этого нужен толчок и целый ряд проверенных инструментов, то я жду вас на 28 июня. В прямом эфире мы все вместе проложим путь к раскрытию ваших творческих способностей. Как всегда будет запись мастер-класса, если вы пожелаете сделать повторную проработку материала.