Проф подготовка. Обучение кадров. Значение и особенности. Уровни профессиональной подготовки. Сроки и форма обучения

Казалось бы, похожие названия, смысл слов очень близок, но с юридической стороны есть свои нюансы. И бывают ситуации, когда это важно – разобраться, в чем же состоят отличия среднего профессионального образования, направленного на получение рабочей специальности или должности служащего, от профессионального обучения, при котором учащийся, ранее не имевший специальности, проходит подготовку по рабочей профессии или какой-либо должности служащего.

Статья 68 Закона об образовании дает определение понятию «среднее профессиональное образование». Так называют начальную ступень профессионального образования, направленного на подготовку:

  • квалифицированного рабочего или служащего;
  • специалиста среднего звена.

По результату профессионального обучения, согласно статье 73 Закона об образовании, учащийся получает необходимые для работы компетенции, но уровень его базового, исходного образования при этом не меняется.

Учебный процесс осуществляется по программам профессионального обучения, подготовленным соответственно квалификационным требованиям (профессиональным стандартам). На сегодняшний день в нашей стране действуют свыше 180 профессиональных стандартов, утвержденных приказами Минтруда Российской Федерации.

Разница двух видов обучения отражается также в том, как называют учащихся. Согласно статье 33 Закона об образовании, граждане, проходящие подготовку по программе среднего профобразования, являются студентами. Граждан, которые осваивают программу профессионального обучения, называют слушателями.

По статье 60, студенты, окончившие обучение по программе среднего профобразования, получают диплом, подтверждающий получение среднего профессионального образования.

Лица, освоившие программу профессионального обучения, получают свидетельство о рабочей профессии или должности служащего и документ о квалификации, подтверждающий присвоение учащемуся категории или разряда.

Указанная в документе квалификация дает слушателю право вести определенную профессиональную деятельность либо осуществлять конкретные виды работ, относительно которых законодательно утверждены обязательные требования.

Та или иная квалификация может быть присвоена по результату профессионального обучения либо дополнительного профобразования.

Таким образом, можно сделать вывод: юридически профессиональное обучение имеет больше общего с дополнительным профессиональным образованием, потому что не ведет к повышению образовательного ценза.

Профессиональное обучение может осуществляться по следующим программам:

– программа профессиональной подготовки по рабочим специальностям, должностям служащих;

– программа переподготовки служащих и рабочих;

– программа повышения квалификации служащих и рабочих.

На сегодняшний день пройти профессиональное обучение можно только по тем рабочим профессиям, которые перечислены в приказе Минобрнауки России от 02.07.2013.

Итак, среднее профессиональное образование представляет собой уровень профобразования, а профессиональное обучение – это отдельный вид образования, который не имеет отношения к системе среднего профессионального образования.

Нередко человек понимает, что работает не на своем месте. Вместо того чтобы делать фотосессии, он сидит в душном кабинете и начисляет заработную плату. В большинстве случаев человек выбирает профессию не по желанию, а по необходимости. То есть мы работаем там, где больше платят. Профессиональная переподготовка - это шанс изменить жизнь и наконец получить ту работу, которая будет приносить не только доход, но и удовольствие.

Определение

Профессиональная переподготовка - это развитие новых знаний и умений, формирование специальных навыков для получения дополнительного образования. Иными словами, для тех, кто уже имеет высшее образование и хочет освоить новую специальность.

Переподготовка существенно отличается от получения второго высшего образования, так как конкретный курс охватывает узкий набор предметов, необходимых для его изучения. Качество знаний от этого не страдает, а, наоборот, учащийся целенаправленно изучает конкретную специальность и ее специфику. Такое обучение намного удобнее, быстрее и, самое главное, не бьет по карману.

Отличие от повышения квалификации

Некоторые путают понятия и "профессиональная переподготовка", считая, что это одно и то же. Это не так. Эти два понятия имеют существенные различия.

Под повышением квалификации следует понимать обучение тех лиц, которые имеют профессию в определенной сфере и хотят усовершенствовать профессиональные навыки, знания и умения, не повышая при этом образовательный уровень.

Под профессиональной переподготовкой следует понимать обучение тех лиц, которые уже имеют определенную должность или профессию, но хотят получить новую, в собственных интересах или с учетом потребностей на производстве.

Получается, что программы профессиональной переподготовки более обширны и дают учащимся больше свободы выбора и деятельности.

Преимущества переподготовки

К основным преимуществам профессиональной переподготовки можно отнести:

  • полное соответствие существующему российскому законодательству;
  • разработка программ обучения с учетом профстандартов и квалифицированных требований;
  • максимально сжатые сроки обучения;
  • возможность расширения знаний по базовой специализации и получения дополнительной профессии, смежной с основной;
  • увеличение конкурентоспособности на рынке вакансий;
  • более высокий уровень практической подготовки специалистов;
  • возможность обучаться дальше в аспирантуре или защищать кандидатскую диссертацию;
  • возможность развивать личностные качества, которые необходимы для карьерного роста;
  • доступность обучения с финансовой стороны;
  • отсутствие общих предметов, не относящихся к изучаемому предмету;
  • удобная форма для вечерняя.

Виды

Программы профессиональной переподготовки бывают нескольких видов:

  1. С целью усовершенствовать уже имеющуюся профессиональную деятельность. Такая переподготовка рекомендована специалистам в рамках конкретно их профессии. Пройденное обучение может усовершенствовать или дополнить уже имеющиеся знания и умения для дальнейшей компетентной работы. Учебные программы такого курса разрабатываются под конкретные профессии и учитывают квалифицированные требования. В данном случае обязательно наличие законченного среднего профессионального или высшего образования. Обучение длится полгода, после которого специалист получает диплом установленного образца о пройденной профессиональной переподготовке.
  2. С целью получить допквалификацию. Дополнительная профессиональная переподготовка в данном случае может служить хорошей альтернативой второму высшему образованию. Получить допквалификацию могут специалисты, имеющие полное высшее или образование. Если учащийся еще студент, то результаты по пересекающимся дисциплинам будут учтены. Обучение обычно длится около двух лет, после чего студенты получают дипломы гособразца о дополнительном образовании.

Особенности

Профессиональная подготовка, переподготовка имеют свои особенности. Принципиального различия между этими понятиями нет. Помимо, собственно, развития есть еще несколько нюансов, почему требуется получить дополнительную квалификацию:

  • необходимость переподготовки связана с процессом высвобождения сотрудников, их продвижением по служебной лестнице, внутрипроизводственной текучкой, обусловленной поиском работы с лучшими условиями;
  • переподготовка должна быть связана с профессиональным и квалифицированным продвижением сотрудников, основной формой которых является получение смежной или второй профессии. Это получило свое развитие из-за развития коллективной формы организации труда, где важным условием является реализация принципа взаимозаменяемости;
  • часто переподготовку проходят те категории сотрудников, которые занимают свои должности довольно давно и их знания и навыки несколько устарели либо неактуальны.

Обучение

Хорошим аналогом второму высшему образованию является профессиональная переподготовка. Обучение по заданным курсам значительно короче, чем в высшем учебном заведении. А все потому, что переподготовка не предполагает изучение общих предметов. Изучаются только те предметы, которые касаются специализации.

Период обучения по программам составляет 250-2000 часов.

К примеру, профпереподготовка медработника предполагает не меньше 576 часов обучения.

В большинстве случаев обучение не предполагает посещение учебного заведения. Все чаще это дистанционное изучение материала. Поэтому профессиональная переподготовка - это отличный шанс получить еще одну специальность, не отрываясь от основной работы.

Документы

Слушатели курсов после аттестации получают:

  • диплом о профессиональной переподготовке (подготовке): выдается тем слушателям, которые отучились больше 1000 часов;
  • удостоверение о краткосрочном повышении квалификации: выдается студентам, прослушавшим лекции до 100 часов;
  • свидетельство о повышении квалификации: выдается слушателям, отучившимся более 100 часов.

Все документы имеют установленный образец и являются настоящим документом, подтверждающим квалификацию и специальность.

Как выбрать профессию

Среди огромного количества специализаций можно легко растеряться и сделать неправильный выбор. Чтобы этого избежать, нужно придерживаться следующих советов:

  1. Выбирать вторую профессию надо только исходя из своих предпочтений и умений (желание работать с детьми - воспитатель, педагог, социальный работник; логический склад ума - экономист, финансист; умение и желание разговаривать - менеджер).
  2. При отсутствии определенных навыков или творческих способностей следует избегать узконаправленных специальностей, а остановить выбор на нейтральных профессиях - секретарь, администратор.
  3. При отсутствии желания и уверенности в своем потенциале лучше остановиться на тех специальностях, которые требуют минимальных трудозатрат: оператор, санитар, продавец, телефонист и т. д.

Данные советы помогут быстро и правильно подобрать ту специальность, которая принесет не только деньги, но и удовольствие.

Профессиональная переподготовка - это эффективный инструмент для улучшения собственных профессиональных умений и навыков, дающий возможность получить дополнительную квалификацию и повысить свою конкурентоспособность на рынке вакансий.

Сегодня идет активный процесс информатизации общества, во все сферы деятельности внедряется компьютерная техника и информационные технологии. Поэтому профессия оператора электронно-вычислительных машин востребованна во всех отраслях городского хозяйства

Современное радиоэлектронное оборудование и аппаратура состоят из множества сложнейших деталей и узлов. Любое производство, будь то крупный машиностроительный завод или компания, занимающаяся установкой оборудования, не обойдется без монтажников

С ростом числа автомобилей, растет число специалистов, занятых в службах, занимающихся устранением неисправностей, диагностикой, следящих за техническим состоянием автомобилей. Ключевым работником таких служб является слесарь по ремонту автомобилей

Технология получения покрытий с использованием порошковых красок получила широкое распространение в промышленности. Многочисленные исследования в области применения порошковых материалов способствуют развитию технологии, расширяют область ее использования

Для современного уровня развития промышленности характерна высокая степень автоматизации всех производственных процессов. Операторы станков с программным управлением сегодня необходимы на всех машиностроительных предприятиях

Записаться

В этом году президент Дмитрий Медведев неоднократно подчеркивал важность повышения престижа рабочих профессий. Действительно, данная тема набирает актуальность в последние годы, что подтверждают и данные статистики, согласно которым наблюдается большой избыток специалистов гуманитарной сферы при острой нехватке кадров рабочих специальностей. По информации Роструда, в России около 1,71 млн. человек состоят на учете в центрах занятости, притом, что в государственной базе вакансий имеется 1,207 млн. предложений, 70% которых составляют рабочие специальности. Широко востребованы механики, машинисты, слесари, а также технологи и техники высокой и средней степеней подготовки. По данным HeadHunter, конкурс на вакансии представителей рабочих и обслуживающих специальностей в августе 2010 года составлял менее 1 человека на место.

Для того чтобы востребованные рабочие профессии и специальности привлекали внимание молодежи, нужен целый ряд мер. Речь идет не только о повышении престижа такого труда, но и о законодательной базе профессиональной подготовки: специальных законодательных инициативах для модернизации профобразования. Большое значение имеет также открытие ресурсных центров и обновление материально-технической базы учебных заведений. Обычные курсы повышения квалификации не смогут решить проблему повышения уровня подготовки рабочих и специалистов: необходима комплексная модернизация, которая позволит действительно усовершенствовать подготовку в соответствии с актуальными требованиями работодателей. Сегодня, когда профстандарты постоянно развиваются, от современных рабочих требуются знание зарубежного оборудования, основ делового общения, технического английского и т.д. При этом многие работодатели готовы предложить рабочим весьма привлекательные зарплаты, однако уровень подготовки кадров не всегда соответствует ожиданиям заказчиков.

Разработкой профессиональных стандартов уже занимаются многие профессиональные объединения, например, Федерация рестораторов и отельеров, Союз меховщиков, Российский союз предпринимателей и промышленников.

Преимущество профессиональной подготовки очевидно: работник может получить новую и при этом весьма хорошо оплачиваемую профессию в короткие сроки.

Профессиональная подготовка по городскому заказу

Кризис постепенно уходит, а ситуация с профподготовкой развивается недостаточно быстро. Однако уже сейчас есть подвижки, способствующие активизации интереса к получению профессионального образования. Эффективность решения проблемы повышается благодаря включению в процесс всех заинтересованных сторон: государства, учебных заведений, предприятий, профессиональных объединений. Значительные изменения в ситуации происходят в результате проведения мероприятий московской Городской целевой программы "Рабочие кадры", реализуемой в 2008-2010 гг.

  • Программа подразумевает установление партнерских отношений между профильными колледжами и предприятиями городского хозяйства для подготовки высококвалифицированных сотрудников;
  • Учащиеся получают профессию в короткие сроки и гарантированно трудоустраиваются на предприятиях-партнерах программы;
  • При этом оформляется трехсторонний договор по схеме "абитуриент-колледж-предприятие", а в период обучения студент получает стипендию от предприятия, а также оплату за труд в часы практики;
  • Гарантированное трудоустройство обеспечивается системой городского заказа для структур профессионального образования. Городской заказ учитывает не только экономически аспекты развития региона, но и социальные показатели развития, количество трудовых мигрантов и т.д.

Такие организации как Московская конфедерация промышленников и предпринимателей, а также Торгово-Промышленная Палата столицы заинтересованы в повышении качества профессиональной подготовки. Конфедерация принимала активное участие в подготовке программы "Рабочие кадры", в разработке концепции ресурсных центров для подготовки рабочих кадров. Московская ТПП занимается вопросами стратегического партнерства бизнеса, учреждений профобразования и государства по решению задачи модернизации сферы образования, разработкой профессиональных стандартов, участвует в развитии системы профессиональной сертификации кадров. Кроме того, в столице работают государственно-общественные координационные советы в округах, формирующие Городской Заказ на подготовку кадров. Советы рассматривают вопросы развития системы профобразования, обсуждают закрепление системообразующих предприятий России, расположенных в Москве и ведущих предприятий округов за московскими колледжами, обсуждают решение задач модернизации материально-технической базы колледжей.

Профессиональная подготовка в аккредитованных колледжах

Для эффективного решения задач в сфере профессионального образования необходимо привлекать бизнес-сообщество, которое может формировать профзаказ на нужные кадры. Сегодня многие предприятия пытаются найти свой путь решения проблемы подготовки кадров. Кто-то оплачивает учебу своих специалистов, кто-то открывает собственные учебные центры, а кто-то участвует в софинансировании образовательных узконаправленных программ в профильных учебных заведениях. Традиционным решением проблемы остается направление работников на курсы повышения квалификации и стажировки на предприятия в другие регионы. Однако одним из самых эффективных методов профессиональной подготовки являются курсы на базе аккредитованных колледжей.

  • Курсы дают возможность в сжатые сроки приобрести необходимые профессиональные навыки: обучение проходит в образовательных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии. В настоящее время колледжи предлагают массу курсов, на которые можно поступить по окончании 7,8, 9 или 11 класса;
  • Курсы профессиональной подготовки могут быть предназначены как для уже работающего специалиста, так и для потенциального сотрудника;
  • Обучение ведется по всему спектру профессий и специальностей, востребованных экономикой столицы, в том числе в строительной отрасли, в сфере торговли, страхования, транспортных услуг, работы с ЭВМ и т.д.;
  • Для тех, кто хочет пройти обучение по родственной профессии или специальности предусмотрена возможность обучения по ускоренной программе или экстернат;
  • По окончании курсов слушатель получает свидетельство государственного образца о повышении квалификации или присвоения квалификации с указанием разряда.
  • Программа обучения в колледжах строится на компетентностном подходе, чтобы уровень подготовки специалиста отвечал текущим потребностям рынка: это особенно актуально ввиду разработки "компетентностных" образовательных стандартов профессионального образования третьего поколения.

Кто нужен сегодня: востребованные рабочие профессии и специальности

По данным Департамента труда и занятости населения г Москвы, на конец августа 2010 года, потребность в специалистах рабочих профессий в столице составила 37, 7%. Это рабочие таких отраслей как строительство, торговля и ремонт, а также производство, транспортная сфера и др.

Согласно данным Мосгорстата, самыми востребованными работниками на предприятиях Комплекса городского хозяйства оказались 43 профессии, среди которых: автомеханик, садовник, а также слесарь по производству деталей и узлов вентиляции. Одним из самых нужных работников является также садовник и специалист в области ландшафтного дизайна.

По данным Департамента труда и занятости населения г Москвы на конец августа 2010 года:

  • самой востребованной рабочей специальностью является водитель автотранспорта, средняя зарплата которого насчитывает от 33 000 рублей;
  • далее идут подсобные рабочие со средним показателем около 12 тыс. руб.;
  • каменщики (19-20 тыс. руб.);
  • уборщики на производстве (12-12 тыс. руб.) и повара (17-18 тыс. руб.).

Что касается других вакансий, то цифры в среднем такие:

  • автомаляры — 30-35 тыс. руб.,
  • каменщики, плиточники и наладчики оборудования — 35 000 руб.;
  • автослесари, машинисты, монтажники, крановщики — около 30 тыс. руб.;
  • столяры, токари — 28-30 тыс. руб.
  • кондитеры, пекари — 23-25 тыс. руб.;
  • сварщики — от 23 тыс. руб.;
  • сборщики, комплектовщики — от 15 тыс. руб.

Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.

Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией.

Основным нормативным документом для организации профессиональной подготовки рабочих является Перечень профессий профессиональной подготовки. Перечень разработан на основе Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94).

Все профессии относятся к первой ступени квалификации. Подготовка по ним осуществляется по ускоренной форме обучения. Сроки обучения определяются исходя из сложности профессии, объема профессиональных знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть обучающийся, и составляют от одного до шести месяцев, но по отдельным профессиям рабочих с учетом сложности технологического процесса, мощности обслуживаемого оборудования и др. сроки обучения могут превышать 6 месяцев.

Перечень может быть использован как для подготовки рабочих:

  • в учебно-курсовых и учебно-производственных комбинатах;
  • в центрах переподготовки незанятого населения;
  • в профессиональных училищах уголовно-исполнительной системы при Минюсте России;
  • непосредственно на производстве;
  • в профессиональных училищах, лицеях, специальных общеобразовательных школах и специальных профессионально-технических училищах и других государственных и негосударственных образовательных учреждениях, которые осуществляют подготовку рабочих со сроком обучения до 1-го года, так и для профессионального обучения обучающихся в общеобразовательных учреждениях.
Если Вы собираетесь осуществлять образовательную деятельность по программам профессиональной подготовки, то необходимо знать, что данный вид деятельности подлежит обязательному лицензированию.

Работать в данной сфере, кроме государственных и муниципальных, вправе и негосударственные образовательные организации, которые могут создаваться в форме некоммерческой организации, а также структурные подразделения коммерческих организаций. Специалисты «Столичного центра образования» готовы помочь Вам в подготовке учредительных документов негосударственного учреждения дополнительного образования или структурного подразделения, осуществляющего образовательную деятельность, а также оказать помощь в государственной регистрации.

Для того, чтобы начать процедуру лицензирования учреждения дополнительного образования, необходимо собрать пакет документов и предоставить их в службу «одного окна». Стоит учесть, что если представители службы «одного окна» найдут какие-либо недочеты в предложенном пакете документов, то они вправе отказать в приеме заявления на получение лицензии.

Чтобы не тратить свое время на повторное обращение в органы лицензирования, многочисленные переоформления и согласования бумаг, Вы можете обратиться в «Столичный центр образования». Наши специалисты, знакомые со всеми тонкостями оформления документов для получения лицензии:

  • проконсультируют Вас по всем вопросам получения лицензии, предоставят информацию о необходимых документах;
  • при наличии готового пакета документов, проверят его на соответствие требованиям, предъявляемых лицензирующим органом к соискателю образовательной лицензии;
  • подготовят полный пакет документов (включая заключения Роспотребнадзора (СЭС) и ГПС) для получения лицензии начальным образовательным учреждением;
  • при наличии доверенности от соискателя лицензии предоставят пакет документов в службу «одного окна»;
  • разработают нормативно-правовую документацию, регламентирующую деятельность образовательного учреждения.

Срок подготовки лицензии по результатам документарной проверки составляет 45 дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии, но срок может быть продлен по инициативе лицензирующего органа для получения информации от иных органов исполнительной власти. Лицензия на осуществление образовательной деятельности действует бессрочно.

Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности проводится лицензирующим органом, предоставившим лицензию, посредством проведения плановых и внеплановых проверок.

«Столичный центр образования» предоставляет услуги по защите интересов соискателя лицензии при работе экспертной комиссии по оценке соответствия лицензионным требованиям в процессе плановых и внеплановых проверок лицензирующим органом.

Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Правоотношения по профессиональной подготовке кадров без отрыва от производства включают ряд видовых отношений. Это отношения по ученичеству, повышению квалификации, руководству обучением.

Первые правоотношения возникают на основе договора между гражданином - будущим работником и работодателем. Содержанием этой правовой связи является обязательство работодателя организовывать индивидуальное, бригадное, курсовое обучение с целью получения гражданином новой специальности. Ему корреспондирует обязанность работника овладеть специальностью и выполнять трудовые функции на этом предприятии. Данные правоотношения предшествуют трудовым.

Вторая группа правоотношений возникает в связи с повышением квалификации работников. Они существуют наряду и параллельно с трудовыми и дополняют их.

Третьи правоотношения связывают опытных квалифицированных работников, которые обязуются наряду с выполнением своих трудовых обязанностей выполнять обучающие функции с работодателем. Эти правоотношения выступают в качестве дополнительных к трудовым и носят временный (срочный) характер на период обучения.

Статья 196 ТК в качестве видов профессионального обучения кадрового состава организации закрепляет подготовку, переподготовку, повышение квалификации, обучение вторым профессиям.

Подготовка новых работников - это первоначальное профессиональное обучение лиц, принятых в организации и ранее не имевших профессии.

Переподготовка - это переобучение, организуемое с целью освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, а также лицами, изъявившими желание сменить профессию с учетом потребности производства.

Повышение квалификации - это обучение, предназначенное последовательно совершенствовать профессиональные знания, умения и навыки работников, повышать их мастерство по имеющимся профессиям.

Обучение вторым профессиям - это обучение работников, имеющих одну профессию, другой - с начальным либо более высоким уровнем квалификации. Оно осуществляется в целях расширения их профессионального мастерства, подготовки к работе в условиях применения коллективных форм организации труда, а также по совмещаемым профессиям. Буянова М.О. «Трудовое право в вопросах и ответах. Учебное пособие. - М.: ООО «ТК Велби», 2004г.

Согласно п.2 ст. 196 ТК РФ он проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные ТК РФ, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В соответствии со ст. 197 ТК РФ работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку в повышение квалификации, включая обучение новым профессиям в специальностям. Указанное право реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем.

В настоящее время любой работник должен владеть не только знаниями непосредственно по своей специальности, но и разбираться в других различных вопросах. Обладать, так сказать, универсальностью, чтобы быть полезным и незаменимым на предприятии!