Притча о богатом и лазаре. Притча о безумном богаче

Выше мы увидели, как много существует текстов в Ветхом Завете однозначно называющих ад (преисподнюю) могилой, а смерть сном. Теперь мы рассмотрим абсолютно все тексты Нового Завета (их всего несколько), на которых строят свою доктрину о бессмертии души, муках в аду и блаженстве в раю многие церкви, но которые при внимательном их рассмотрении говорят совсем о другом.

Начнем мы с притчи о богаче и Лазаре. Многие христиане уверены, что Лазарь после смерти попал в рай, а богач – в ад. Однако данная теологическая концепция полностью противоречит тексту Библии. Выше в главе мы увидели, что, согласно ветхозаветному Писанию, все люди, включая даже героев веры, после смерти попадали в ад и «там» спали. Что касается понятия «небесный» рай, то в Ветхом Завете оно отсутствует как таковое. В связи с этим многие представители популярных конфессий считают, что небесный рай в ветхозаветное время был закрыт, доколе Иисус Своей жертвенной смертью и воскресением не отверз в него ворота. Согласно такой богословской теории, ад в ветхозаветное время имел два отделения – «мягкое», куда попал Лазарь, и «суровое», где мучился богач. Иисус якобы после смерти сошел в ад, тех, кто там спал, разбудил и затем всем проповедовал. Потом праведников Он забрал в открывшийся благодаря Его смерти небесный рай, а грешники остались гореть в «суровом» отделении ада. С помощью этой теологической концепции ищущие истину верующие пытаются хоть как-то связать доктрины своей церкви с Библией. Однако и такая теория оставляет много вопросов, на которые невозможно найти аргументированные ответы, согласующиеся со всеми другими текстами Священного Писания.

Начиная размышление об истории про богача и Лазаря, давайте вспомним, что все конфессии именуют этот рассказ Иисуса притчей. И это верно. Христос здесь использовал литературный прием с применением иносказания (фигуры речи, аллегории, метафоры), называемый притчей. К сожалению, далеко не все богословы относятся к этому рассказу, как к притче, а толкуют часть его текста буквально. Они говорят: «Посмотрите, Иисус нам описывает мучение в аду богача, значит, в аду люди страдают. Мы будем Христу верить». С первого взгляда все кажется логичным. Между тем такой поверхностный подход к анализу библейского текста не может быть правильным. Ведь если рассказ о богаче и Лазаре реальность, то тогда абсолютно все описанное в нем должно быть явью. А если это притча, то в ней Бог желает в виде несуществующих образов донести до слушателей какую-то важную весть. Однако реальности в рассказе Иисуса нет вовсе. Я надеюсь, сейчас вы в этом убедитесь.

В этой книге я стараюсь приводить более важные стихи Священного Писания, понимая, что не у каждого человека, читающего мой скромный исследовательский труд, может оказаться под рукой Библия. Несмотря на то, что притча о богаче и Лазаре не мала по объему, ее я решил привести полностью, так как в первую очередь на этих текстах базируется догматика многих конфессий о жизни после смерти:

«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лук. 16:19-31).

Ниже мы перечислим вопросы, на которые нет ответов, согласующихся с теорией посмертных мук. На примере этой притчи я хочу заодно продемонстрировать, чем чреват поверхностный анализ текстов Библии.

1. Где находится лоно Авраамово - на небе или под землей в аду? Напомним, что по верованию представителей многих конфессий до Своей смерти и воскресения врата в небесный рай Иисус еще не открыл. То есть все умершие люди по ветхозаветному учению, с которым согласны многие христианские богословы, были в аду (см. главу «Ад, преисподняя. Понятие смерти» ). Значит, и лоно Авраама до смерти Христа должно быть под землей в аду. Именно поэтому небо и рай в тексте притчи не упоминаются. Получается, лоно Авраама - это одно из отделений ада, немного повыше того, где был богач, раз он поднял глаза вверх и свободно общался с Лазарем. Однако сложно себе представить под землей два рядом находящихся пространства, где в одном мучаются умершие, а во втором – повыше, но не далеко, чтобы можно было общаться, утешаются праведные, видя на страдания первых. Причем одним жарко от пекла, а у других под землей текут прохладные реки…

Даже если представить, что Лазарь был в небесном раю (который, напомним, по мнению самих представителей популярных конфессий, еще не был открыт до смерти и воскресения Иисуса), а богач - в аду, получается, что эти два вместилища миллиардов человеческих душ находятся совсем рядом, раз герои притчи видели друг друга и свободно общались между собой.

В любом случае здесь мы имеем нереальную картину… А значит, это аллегория - притча.

2. Почему нищий был отнесен Ангелами на лоно Авраама, а богач похоронен в ад ? Вновь вспомним, что по ветхозаветному учению абсолютно все мертвые, даже герои веры (Иаков, Иов, Иезекия…), попадали в ад – могилу, а небесный рай еще не мог быть открыт (см. выше). Значит, Ангелы и нищего отнесли в ад, то есть его «дух» и тело они закопали в земную могилу. И труп богача также кто-то похоронил в могилу. Сложно представить себе картину, как Ангелы закапывают Лазаря. Здесь мы вновь видим образность. А значит, это не реальность, а аллегория – притча.

3. Мы видим, что люди в аду разговаривают. Но в соответствии с многими другими библейскими текстами мертвые спят . Давид, Иов, Екклесиаст были уверены, что после смерти они будут покоиться бессознательным сном, не смогут размышлять и даже восхищаться Богом и благодарить Его . Это хорошо видно из цитат Священного Писания, приведенных в главе «Ад, преисподняя. Понятие смерти» . Библия вообще не описывает общение между мертвыми и живых с покойниками, не считая спиритического сеанса между царем Саулом и образом пророка Самуила через волшебницу (см. 1 Цар. 28:4-28) и явления Моисея Иисусу (см. Мф. 17:3), о которых мы поразмышляем чуть позже. Получается, что кто-то из умерших в «прежнем» аду спал, а другие общались? Тогда почему Писание не содержит критериев, по которым Бог определял, кому надлежало покоиться после смерти, а кому бодрствовать, ведь это было архиважно для всех живших тогда людей? Согласитесь, как минимум странно, что в таком огромном по объему Священном Писании нет ни условий достижения посмертного покоя или бодрствования, ни примеров общения с мертвецами, но зато множество текстов, говорящих о беспамятственном сне умерших. Налицо несоответствие этой части рассказа о богаче и Лазаре с учением Писания. А значит, перед нами аллегория – притча.

Напомним, что и Новый Завет смерть называет сном :

«Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых , и осветит тебя Христос» (Еф. 5:14).

4. Как видно из рассказа, некоторые люди в аду после смерти сразу получают воздаяние за свои грехи – мучаются в пламени . По распространенной богословской теории, по примеру богача, это происходит с умершими грешниками вплоть до сего дня. Однако, согласно учению Библии, наказание ждет людей лишь после Второго Пришествия Христа и Великого Суда. Об этом неоднократно говорили Иисус, пророки и апостолы:

«Мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут . Все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия ; и изыдут творившие добро в воскресение жизни , а делавшие зло - в воскресение осуждения » (Ин. 5:25,28,29).

«Приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его » (Мф. 16:27).

«Не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день » (Ин. 12:48).

«Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его» (2 Тим. 4:1).

«Если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания ; и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам , то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания » (2 Пет. 2:4,6,9).

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы ; и отделит одних от других , как пастырь отделяет овец от козлов. Тогда скажет … тем, которые по левую сторону: идите от Меня , проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:31,32,41).

«И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков … и пришел гнев Твой и время судить мертвых » (Откр. 11:15,18).

«Се, гряду скоро , и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр. 22:12).

«Посему не судите никак прежде времени , пока не придет Господь , Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1 Кор. 4:5 , см. также Деян. 17:31 , Деян. 24:15,25 , Иуд. 5,6,15 , Рим. 2:5-8,13-16 , 1 Пет. 4:5 , 2 Пет. 3:7 , 1 Фес. 1:10 , 2 Фес. 1:6-10 , Откр. 14:7 , Откр. 18:8 , Мф. 11:22 , Мф. 12:36 , Лук. 11:31,32 , Дан. 12:1,2,13 , Еккл. 8:11,12 , Евр. 10:25-27 , Иоил. 2:31 , Мал. 4:1 , Пс. 9:3,4 , Пс. 95:10,13 , Пс. 109:5,6).

То есть, согласно многочисленным текстам Священного Писания, суд над людьми и наказание грешников еще только впереди – после Второго Пришествия Христа. Получается, если верить в посмертные страдания душ, как учат популярные церкви, то мы окажемся перед выбором: либо признаться в том, что Библия себе противоречит, либо принять теорию о двух судах, что и сделали некоторые церкви. «Первый» суд - «частный» после смерти для определения места пребывания души человека - в преисподней или в раю, до Великого Суда, который состоится при Втором Пришествии Христа; «второй» – «всеобщий», непосредственно Великий Суд.

Однако не понятно, почему о «первом» суде совсем не говорится в Библии, а только о «втором». Также не ясно, зачем вообще нужен «второй» Суд, если якобы есть «первый». Выходит, грешные люди по решению одного суда будут немного страдать в преисподней до Второго Пришествия Христа. А затем их по постановлению «второго» Суда либо оставят далее вечно гореть в геенне в более мучительных условиях, либо переведут в прекрасную жизнь вечную? Получается, больше пострадают те обитатели преисподней-ада, которые умерли раньше, ведь им до Второго Пришествия Иисуса придется страдать дольше.

А как быть с теми, кто находится после смерти в раю? Сложно представить себе ситуацию, когда человек наслаждается раем и ему там нравится, но тут при Втором Пришествии Господь без спроса забирает дух человека из блаженной неги и воскрешает «заслужившего» в жизнь вечную. Может, тому человеку этого не хочется, ведь в раю и так хорошо, без тела – одно наслаждение. У каждого свои вкусы…

Налицо противоречие буквального толкования рассказа о богаче и Лазаре с другими текстами Библии. Но это не возможно. А значит, перед нами аллегория - притча.

Стоит отметить, что Символ веры православной и католической конфессий, принятый в IV веке, также связывает суд над живыми и мертвыми со Вторым Пришествием Христа:

«Верую … во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия…, восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца, и опять имеющего придти со славою судить живых и мёртвых ».

Хотя до сих пор Символ в этих церквях не оспаривается, тем не менее к его учению за столетия было прибавлено множество доктрин, в том числе о «двойном» суде.

5. Стоит также отметить, что в рассказе о богаче и Лазаре утрированы причины попадания одного в «суровый» ад, а другого в «мягкий» - на лоно Авраамово. Как сейчас, так и раньше само по себе богатство не считалось зазорным. Например, огромное состояние имели знаменитые герои веры Авраам, Давид, Соломон и другие. И пиры были приняты в дни праздников. О богаче лишь известно, что он каждый день пиршествовал блистательно и не отличался благотворительной душой, так как не кормил Лазаря у себя за столом, хотя видел того постоянно у своих ворот. Я думаю, и сегодня далеко не многие люди всех бедняков, сидящих у их ворот, будут усаживать за собственный стол. В целом же богач описан знатным человеком, чтущим отца Авраама, любящим своих братьев и заботящимся о них. Отметим, что, возможно, богач даже принимал какое-то участие в жизни бедняка Лазаря, раз он знал его по имени.

В свою очередь, бедность, как таковая, тоже не является критерием, обладание которым необходимо для получения вечной жизни. О добродетелях же Лазаря в притче ничего не сказано, как и о причинах его прижизненных мучений. Итак, в рассказе о богаче и Лазаре мы не видим причин такого сурового наказания одного и повода для вознаграждения второго. Значит, рассказ о богаче и Лазаре - не реальность, а аллегория – притча, имеющая целью научить людей чему-то большему, чем одной благотворительности.

6. Странной выглядит просьба богача. Он, мучаясь в пламени , просит Авраама послать к нему Лазаря , чтобы тот прохладил ему язык концом перста, смоченным в воде . Почему он не обратился напрямую к доброму Аврааму, чтобы тот напоил его? Почему он просит воды на кончике пальцев, а не чашу, например, ведь капля воды явно не облегчит ему страдания? Попробуйте хотя бы в сауне попросить кого-нибудь мокрым пальцем провести по своему языку и увидите, что вам от этого не станет легче. Налицо ситуация, далекая от реальности, а значит это притча.

7. В притче упомянуты три героя – Авраам, Лазарь и богач. Из них лишь один богач не имеет имени. Если перед нами повествование, описывающее реальность, то такого быть не должно. Не мог ведь Иисус забыть имя богача. Но мы знаем, что в древности имена имели большое значение. Имя Лазарь происходит от распространенного древнееврейского имени Эль-азар (см. Исх. 6:23), которое обозначает «Бог помог». Итак, мы вновь в повествовании видим элементы, не похожие на реальность, но применимые для притчи.

8. Если внимательно читать рассказ Иисуса о богаче и Лазаре, то очевидно, что его герои описаны в реальной плоти , а не в виде бестелесных духов. Они друг друга видят, общаются, у них есть глаза, персты, язык. То есть если воспринимать рассказ буквально , то он никак не вписывается в теорию многих конфессий, в соответствии с которой в преисподней и раю пребывает лишь дух («души») умерших.

Упоминание в притче элементов физических тел некоторые сторонники посмертного бодрствования душ объясняют просто: «Когда человек потерял руку, то она иногда продолжает у него болеть. Так и в аду. У пребывающих там духов нет тел, но они продолжают их как бы чувствовать». Однако это объяснение не логично. Ведь боль как таковая и воспоминание о ней - это чисто физиологические процессы , для которых нужен реальный мозг и нервная система , то есть физическое тело. Именно мозг «сообщает» нам о боли и хранит в памяти ощущения тела.

Кроме этого, если бы богач и Лазарь были духами, то Авраам на просьбу богача должен был ответить ему примерно так: «Богач, ты бредишь! Ты в аду. У тебя нет языка, а у Лазаря нет ног, чтобы ходить, и рук, чтобы принести тебе воду. При этом никакая влага тебе не поможет, так как у тебя нет тела и охлаждать тебе уже нечего. Это мучается твой дух». Но вместо такого или подобного ему объяснения мы видим разумный ответ Авраама внимающему адекватному богачу, смысл которого в том, что Лазарь воды не принесет и к братьям не пойдет по таким-то и таким причинам.

Получается интересная ситуация. Многие христиане закрывают глаза на то, что Иисус в рассказе о богаче и Лазаре упоминал элементы физических тел его героев, а другую часть притчи, описывающую их бодрствование после смерти, принимают за реальную картину. Мол, Христос немного «приукрасил» рассказ об аде… Там хоть и показаны тела, но на самом деле это лишь «души». Очень удобная, но необъективная позиция.

Что же произошло на самом деле? Просто после соединения христианства с язычеством новохристианские богословы, не слишком глубоко знающие учение Священного Писания, но знакомые с широко распространенными языческими верованиями о загробной жизни, увидели в притче знакомую картину – мифическое царство мертвых Гадес (Аид, Тартар), и сразу приняли ее за чистую монету, не утруждаясь анализом текста. Возможно, кто-то из представителей государственной церкви позже увидел несоответствие принятой богословской теории с другими текстами Библии, однако было уже поздно давать обратный ход, ведь тогда пришлось бы поставить под сомнение и все остальные догматы своей конфессии. Вот так получилось, что доктрина огромнейшей церкви была построена на притче, то есть аллегории.

В целом вся вероучительная система православия предрасполагает к заблуждениям. Если ошибался один уважаемый христианин и находил поддержку своих современников, то введенная им теологическая коцепция, прижившаяся в церкви, воспринималась последующими поколениями уже как канон «святой» церкви, который нельзя было поставить под сомнение. Ведь это означало бы подвержение сомнению учение о непогрешимости церкви. То есть заблуждение, однажды войдя в церковь, уже не могло покинуть ее лоно. Поэтому ошибки церкви со временем могли только множиться.

Стоит отметить, что в Библии есть и другие притчи, которые нельзя понимать буквально. Например, о деревьях, которые «пошли … помазать над собою царя» (см. Суд. 9:7-15 , см. также 4 Цар. 14:9). Здесь маслины и смоковницы разговаривают между собой. Почему бы, используя эту притчу, не построить доктрину о том, что деревья на самом деле общаются и выбирают себе царей? Также можно вспомнить о притче Иисуса про брачный пир (см. Мф. 22:1-14). Сложно этот рассказ представить в реалии. Трудно вообразить, что подавляюще большинство подданных царя отказались идти на свадьбу его сына, будучи заранее приглашенными, и даже не удосужились при этом придумать убедительного аргумента для отказа. Более того, некоторые убили посланников своего правителя, открыто объявляя ему войну, не боясь возмездия и наказания от войск царя. Зато как притча эта история имеет глубокий смысл, описывая людей, которые в большинстве своем отказываются от приглашения Бога в Царствие небесное, не желая изменять свою жизнь и даже порой проявляя неуважение и агрессию к обличающим их и призывающим «посланникам» Господа.

Я надеюсь, дорогой читатель, вы убедились, что рассказ о богаче и Лазаре является аллегорией - притчей. Как и у любых метафор, задача притчи ярко осветить, проиллюстрировать какую-то конкретную мысль. Значит, верующим важно понять, какой же истинный смысл был заложен Господом в притчу о богаче и Лазаре. Из этого урока Иисуса можно сделать сразу несколько выводов, необходимых для спасения:

«Хотящие перейти отсюда … не могут » (Лук. 16:26). Данное утверждение Христа сегодня многие игнорируют, полагая, что оно относилось лишь к «прежнему» аду. А теперь, мол, за обитателей «обновленного» ада можно и нужно молиться. Подумайте, стал бы Иисус изрекать такое серьезнейшее предупреждение, которому действовать оставалось совсем немного времени до Его распятия. На самом деле Господь через эту притчу хотел предупредить всех людей о необходимости сегодня и сейчас изменять свою жизнь, расставаться с грехами, ведь потом будет поздно - «Кровь Моя за многих изливаемая во оставление грехов » (Мф. 26:28).

3. Для того чтобы не погибнуть, как богач, необходимо слушать Моисея и пророков (см. Лук. 16:29). То есть нужно изучать Слово Божее, так как в нем даны ответы на все вопросы, в том числе и главный – условие спасения для жизни вечной.

4. Кто не вникает в учение Писания (Моисея и пророков ), тот и воскресшего из мертвых (см. Лук. 16:31) не будет слушать . Мало кто из богословов сомневается, что Иисус здесь имел в виду собственное воскресение. Так впоследствии и произошло. Иудеи, плохо знакомые с пророчествами о Мессии, изложенными в Писании, не узнали в Иисусе Христа. Многие не хотели поверить в Него даже тогда, когда Он воскрес из мертвых. Данное предупреждение акутально и сегодня: верующие, плохо знающие Библию, не видят в истории и окружающей жизни исполнения изложенных в ней пророчеств, указывающих на приближение Второго Пришествия Христа.

Согласитесь, в исследуемой притче изложена очень важная весть и она донесена до людей Господом в доступной и наглядной форме.

Евангелие от Луки

19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его 24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; 26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, 28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

Основная мысль этой притчи та, что неправильное употребление богатства лишает человека Царства Небесного и низводит его в ад на вечные муки. Один богатый человек одевался в Порфиру и виссон.

Порфира это сирская верхняя одежда из дорогой материи красного цвета, а виссон – белая, тонкая нежная материя из египетского льна. Этот богач, живя роскошно каждый день пиршествовал, живя, следовательно, в свое удовольствие. У ворот его дома лежал нищий именем Лазарь. Слово “Лазарь” буквально значит “Божия помощь”, т.е. “нищий” всеми оставленный, кому можно надеяться только на Бога. Псы причиняли ему еще больше страданий, приходя и облизывая струпья его, а он, видимо, не имел силы отогнать их.

В этом именно нищем богач и мог себе снискать друга, который и принял бы его по смерти в вечные обители, по мысли предыдущей притчи, но богач, как видно был человеком бессердечным, безжалостным к нищему, хотя и не скупым, поскольку каждый день пировал. Он не жалел денег, но тратил их лишь на свои удовольствия. По смерти Лазаря, душа его была отнесена Ангелами на лоно Авраамово. Не сказано “в рай”, потому что рай был отверзт только страданием и воскресением Господа Иисуса Христа, но выражается лишь та мысль, что Лазарь, как истинный сын Авраама, разделил с Авраамом его посмертный жребий, улучив состояние, полное утешительных надежд на будущее блаженство, ожидающее всех праведников.

Лазарь заслужил эти “вечные кровы”, без сомнения, своим тяжким и безропотным страданием. “Умер и богач и похоронили его”. Упоминается о похоронах, вероятно, потому, что они были роскошны, в то время как труп Лазаря был просто выброшен на съедение диким зверям. Но богач оказался в аду в муках. И вот видит он вдали Авраама и Лазаря на лоне его. Так созерцание грешными блаженства праведных увеличивает страдания грешников в аде и, может быть, возбуждает в них надежду, хотя и тщетную, на облегчение.

Как прежде Лазарь желал насытиться только крошками, так теперь обнищавший богач просит только о нескольких каплях воды, чтобы остудить воспаленный язык. Богачу, однако, отказывается и в этом малом утешении: как Лазарь утешается в полной соразмерности со своими прежними мучениями, так и богач страдает в такой же полной соразмерности со своим прежним беспечным и бессердечным веселием.

Кроме того Авраам приводит и другое основание своему отказу: неизменяемость приговора Божия, вследствие которого между местом блаженства праведников и местом мучения грешников устанавливается непроходимая пропасть, в полном соответствии с нравственной пропастью, разделяющей тех и других. Авраам отказывает богачу и в просьбе послать Лазаря в дом отца его, чтобы предупредить его братьев, дабы они не следовали примеру его жизни. “У них есть Моисей и пророки”, т.е. писанный Закон Божий, из которого они могут научиться, как надо жить, чтобы не попасть на место мучений.

Богач признается, что братия его, подобно ему, глухи к Закону Божию, и что только необыкновенное явление умершего могло бы образумить их и заставить переменить образ жизни на лучший. На это Авраам возразил, что если они дошли до такого нравственного падения, что не слушаются голоса Божия, выраженного в Слове Божием, то всякие Другие уверения будут также напрасны. Неверующий, пораженный даже необычайностью явления умершего, потом все же начнет себе объяснять это явление как-нибудь иначе и снова останется таким же неверующим и неисправленным.

Что это так, видно из того, как упорно неверовавших иудеев нисколько не убеждали бесчисленные знамения и чудеса, кои совершал Господь Иисус Христос: они не уверовали даже, видя воскрешение Лазаря, помышляли даже убить его. Все дело в том, что сердце, испорченное грехом, упорно не желает верить в будущие муки, ожидающие грешников, и убедить его никакими чудесами в этом нельзя.

О Лазаре и богаче, беседа свт. Иоанна Златоуста

Церковь является для нас величайшим училищем: здесь богатые вразумляются и исправляются, а бедные находят себе успокоение и утешение. Вот и сейчас, возлюбленные, нам предстоит заняться делом учения. Последуя наставлениям предыдущего евангелия, воспользуемся ныне читанным и постараемся извлечь из него полезное для всех вас. Сегодняшнее евангельское чтение изображало нам жизнь богача и бедняка: богач утопал в неге и наслаждении, а бедняк проводил жизнь в нищете.

“Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его ” (Лк. 16:19-21).

Этот рассказ необходимо, возлюбленные, разобрать обстоятельно, чтобы, как моряки – из опыта своих предшественников, могли и мы научиться из него избегать подводных скал, причиняющих кораблекрушение, чтобы с одной стороны богатые вразумились, видя, какое наказание понес изображаемый здесь богач, а с другой стороны бедные, видя на примере Лазаря, как блестяще оправдываются их надежды, охотнее проходили путь жизни среди выпадающих на их долю скорбей.

Некоторый человек был богат. Некоторый человек “. Он не назван по имени, не удостоился такой чести, как Иов, о котором было написано: “был человек в земле Уц, имя его Иов ” (Иов 1:1). Об его имени умолчано: как бесплодный, он лишен и имени (ведь праведных имена в книге жизни, а имена грешников изгладятся бесследно), ему оставлено только общее родовое имя – человек: это имя уж конечно для всех людей является общим. Не имея отличительного собственного имени, он отличался за то особенною суровостью своего злого нрава. “Некоторый человек был богат “.

Сродный бедному Лазарю по телесной природе, он был чужд ему по наследию Христову по причине озлобленной свое воли. “Некоторый человек был “. Человеком он был по внешности, а по нраву это было животное, питающееся в одиночку. “Некоторый человек был богат “. Богат стяжаниями, богат преступлениями, богат медью, богат греховным ядом; озарен блеском серебра, но омрачен грехами; богат золотом, но беден Христом; много одежд имел он, но душа его не имела покрова; драгоценные одежды хранились у него, но лишь множество тли питалось ими. “Некоторый человек был богат “.

Цветя богатством, он не имел цвета правды: дерево осеннее, бесплодное, вдвойне мертвое. “Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон “. Он облачался в порфиру, но от царства Божия был отвержен; не кровью Христовою обагрена была его порфира, она была окрашена кровью морских раковин; не залогом царства небесного служила она для него, но предзнаменовала его страшный огонь геенский.

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно “. Не о Господе веселился он, как праведные (ведь для праведных радость – память о Боге, как свидетельствует, например, Давид: “вспоминал я Бога и веселился ” – Пс. 76:4); его увеселения заключались в пьянстве, распутстве, объядении, пресыщении; одним словом он был ничем не лучше свиней, валяющихся в грязи.

Был также некоторый нищий, именем Лазарь “. Бедного Господь назвал по имени, обозначением имени воздавая ему честь. “Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его “, почти потопляемый волнами нищеты, а немного спустя с честью несомый ангелами на лоно Авраамово. “Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот ” богатого “в струпьях ” (ст. 20).

О, каким бедствиям подвергался бедный! Тягчайшей бедностью он был пригнетен как (колос) сильным градом; палящими нарывами как искрометными угольями разъедалось его тело; отовсюду устремлялись на него потоки горя, разрушая тело и разрывая сердце; никакого послабления, никакого облегчения он не находил себе ни в чем.

Отвне – нападения, внутри – страхи ” (2Кор.7:5). Совне тело истощалось нарывами, а внутри сердце грызли неотступные заботы. Ни плодоносная нива не доставляла ему семян хлеба, ни виноград не приносил ему сладких гроздьев, ни дерево осенью не давало ему своих сочных плодов, ни другое какое из произведений земли не служило для него утешением в его бедности.

И вот этот-то человек, у которого не было ни пяди обработанной земли, ни локтя кровли для жилья, выброшен был под открытое небо на навозную кучу! Навоз и днем и ночью служил для него покровом, зимою несколько согревая его, а летом немилосердно обжигая. Сплошными ранами покрыто было его тело. Труд земледельца был для него непосилен, путешествия и торговые предприятия для него были невозможны, да и ни к каким другим способам борьбы с нуждою он не был способен. Во всем у него был недостаток, во всем лишение.

Стоны прежде слез рождались в его сердце, подобно терниям; потоки слез стремились по его щекам, так что от постоянного течения слез его щеки покрылись бороздами. Во сне искал он смерти и наяву призывал ее, – но она не являлась. Он ждал смерти как избавления от всех трудов и забот, подобно многострадальному Иову. Ведь и тот, потеряв богатства, стада, имущества, совершенно обнаженный, снедаемый червями, лежал на гноище и желал смерти.

Вот что говорил он: “На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душею, которые ждут смерти, и нет ее, которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад, обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб ” (Иов 3:20-23). “И желал “, говорится, “напитаться крошками, падающими со стола богача ” (Лк. 16:21). О, противоречие жизни! Богатый утопал в бурном потоке наслаждений, а бедный изнемогал под игом бедности, не имея ни одной капли для освежения. Отчего в самом деле течение жизни не привело их к взаимному общению? Отчего? Чтобы бедный воспринял светлые венцы за свое терпение, а богатому за то, что он довел свою душу до озверения, своими зубами пришлось грызть незрелый виноград. “И псы “, говорится, “приходя, лизали струпья его “.

Псы оказались человечнее богатого и добрее его. Он никогда капли масла не уделил бедному, а псы, остроту зубов укрощая человеколюбием, мягким языком своим врачевали его, удаляя с его ран всякую нечистоту и запекшуюся кровь; гладкость языка заглаживая его лютые нарывы, они незаметно облегчали тяжесть его ран. Богатый же никогда не удостоил бедняка милостивым взглядом или словом, хотя бы бесполезным; не бросил ему ни рубища, ни остатков еды, ни одного гроша, покрытого ржавчиной, ни хлеба, ни даже корки хлебной, тронутой плесенью, но все это отправлял через горло в свою утробу, как будто она была всеобъемлющей.

2. И что же? Каковы заслуги каждого, таково и воздаяние. “” (ст. 22). Едва избегнув тягосте и треволнений бедности, он прибыл в тихую пристань Авраама. “Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово “. Видишь, как за порогом этой жизни бедность окружается попечением ангелов? “Умер и богач, и похоронили его ” (ст. 22).

Относительно богатого тотчас упоминается и гроб, согласно со словами Давида: “и гробы их – жилища их на век ” (Пс. 48:12). Поэтому и говорится тебе: бедный, не бойся, “когда богатеет человек, когда слава дома его умножается: ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его ” (Пс. 48:17,18). Все оставит он здесь – рабов, прислужников, угодников, прихлебателей, льстецов, колесницы, златоуздых коней, бани, поместья, дома с раззолоченными потолками и мозаичными полами, царство, могущество, власть, – все это оставит он здесь и уйдет отсюда нагим. И находясь в аду, “он поднял глаза свои “, – заметь, на какой глубине находился богатый и на какой высоте бедный, – “поднял ” говорится, “глаза свои “, богатый “увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его ” (ст.23).

Почему, однако, не Лазарь увидел богатого? Потому, конечно, что кто находится среди света, тот не видит находящегося во тьме, а кто во тьме находится, тому видно находящегося в свете. И сказал: “отче Аврааме! умилосердись надо мною “! Говоришь: “умилосердись ” теперь, когда уже прошло время милости. Разве ты не слышал говорящего: “суд без милости не оказавшему милости ” (Иак. 2:13)? Каешься теперь, когда нет места для исповедания; не слышал разве, что сказал Давид: “во аде кто будет славить Тебя ” (Пс. 6:6)? “Умилосердись надо мною и пошли Лазаря “. Ты знаешь Лазаря? Ты узнал того, кто лежал в навозной куче, и кого ты не желал никогда удостоить равной чести с собаками? Но ведь ты – во дни благоденствия твоего – затворил перед ним свои недра; так и я теперь – в день наказания – затворяю перед тобою недра милости. Разве ты не слышал, как Бог через всех пророков взывал к тебе, говоря: “наблюдай милость и суд и уповай на Бога твоего всегда ” (Ос.12:6), потому что “милости хочу, а не жертвы ” (Ос. 6:6); “блаженны милостивые, ибо они помилованы будут ” (Мф. 5:7), и еще: “благотворящий бедному дает взаймы Господу ” (Прит. 19:17)?

Итак, где ты сеял, там ищи и пожинай; где расточил, там и собирай. Ты никогда не разбрасывал семян милостыни, ничего не давал взаймы Богу посредством милостыни бедному, но все собирал и употреблял для своего чрева. А где было сокровище твое, там пусть будет и сердце твое. “Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем ” (ст. 24). Терпит наказание язык, который служил ему для наслаждения пищей; он просит каплю воды, между тем как при жизни никогда не подал жаждущему хотя бы чашу холодной воды во имя ученика.

Если бы при жизни ты поделился с Лазарем своим добром, то теперь разделил бы с ним царство; если бы тогда был сострадателен к бедным, то теперь избежал бы тяжкого осуждения, – потому что “блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь ” (Пс. 40:2). Щедро бросай богатством твоим в бедных, чтобы заровнять им ту огнепальную бездну; обильным потоком пусть струится твое милосердие, чтобы потушить тот пламень; поддержи жизнь сирот – и вот ты убил уже неусыпающих червей; отри слезу вдовы – и ты освободил душу свою от гнета грехов.

Для того ведь тебе и прочтено это, чтобы ты, идя по следам немилосердного богача, не подвергся тому же самому наказанию в геенне. А ты, бедный, не унывай и не падай духом, как бы волны бедности тебя не стеснили. Взирай на славнейшего Лазаря, сюда устремляй свой взор и днем и ночью, чтобы, управляя свою жизнь рулем терпения, ты достиг той же самой спасительной пристани, во Христе Иисусе Господне нашем, Которому слава во веки веков. Аминь.

Господь в Своих притчах учит нас различать добро и зло, дабы не нашлись христиане, которые на Страшном Суде могли бы в оправдание сказать: «Я не знал, что есть зло, а что добро».Господь говорит нам: Не собирайте себе сокровищ на земле, а собирайте себе сокровища на небе (Мф. 6, 19-20). В притче «О богатом и Лазаре» Спаситель показывает, как гибельно для души легкомысленное увлечение житейскими благами и немилосердие к бедным.Некий человек был богат и одевался в порфиру и виссон (одежда из дорогой красной и белой ткани) и постоянно пиршествовал. Был также нищий Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы приходили и лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был на лоно Авраамово. Умер и богатый, похоронили его, и он попал в ад, где в муках поднял глаза свои и увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его. Тогда он возопил: «Отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, потому что я мучаюсь в этом пламени». Но Авраам сказал: «Чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе свое в жизни своей, а Лазарь - злое; теперь же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх всего этого между вами и нами утверждена великая пропасть так, что хотящие перейти отсюда к вам не могут; также и оттуда к нам не переходят». Тогда богач сказал: «Так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего: у меня пять братьев, пусть он предостережет их, чтобы и они не пришли в это место мучений». Авраам сказал ему: «У них есть Моисей и пророки, пусть послушают их». Он же сказал: «Нет, отче Аврааме! Но если кто из мертвых к ним придет, покаются». Тогда Авраам сказал ему: «Если Моисея и пророков не послушают, то, если бы из мертвых кто воскрес, не поверят» (Лк. 16, 19-31).

В чем грех богатого, за который он удостоился столь печальной участи, и в чем праведность бедняка Лазаря? На первый взгляд может показаться, что суд Божий определил горькую участь богатому только потому, что он был богат и веселился в своей земной жизни, а бедный Лазарь только за скорбь на земле в утешение себе получил радость и покой на лоне Авраамовом. Но все это не так просто - не виноват человек перед Богом, что он богат, и не заслуга человека, если он беден. В Библии и истории православия описано немало людей состоятельных, которые, по слову апостола, в своем избытке восполняли недостаток бедных (2 Кор. 8, 14), и избыток был радостью и благословением для других, потому что они были милосердны, жалостливы и щедры. Но есть люди, которые завидуют чужому богатству и ненавидят богатых, хотя сами порой бедны по своей лени или от убожества, в котором они не виноваты, но делаются в нем жестокими, унылыми и немилосердными даже к тем, кто подобно им находится в нужде. Не спасает человека бедность и не губит богатство как таковые.Богатство есть дар Божий, своего рода талант. Тот, кому дан этот талант, не должен скрывать его в земле и тем более расточать неразумно, а должен употреблять его во благое дело и приумножать, так как придется дать о том отчет на Страшном Суде. Богатый, пользуясь этим даром Божиим, должен и сам трудиться, и другим помогать, содействуя им в развитии талантов, духовных сил, получении образования. Но евангельский богач, хотя знал, что есть Бог, что Авраам был отцом верующих, Моисей - пророком, но это знание не привело его к вере, он не жил по закону Божию. Богатство его служило только для приумножения соблазнительной роскоши, праздности и, в конечном итоге, к погублению души. Видя ежедневно у своих ворот бедняка, богатый без всякого сострадания проходил мимо него, хотя Лазарь хотел напитаться только крошками с его стола. Разве разорили бы богатого эти крохи? Но он и крох не хотел подать.Видите, как богатство ожесточило сердце человека - он презирал своего брата, человека, подобного ему. Богатый, при всей надменности и жестокосердии, несомненно, имел много прислужников и друзей, которые разделяли его пиры, угождая и льстя: часто бывает, что, пока человек богат, он окружен почетом и уважением. Но суд Божий не то, что суд человеческий, смотрите, что следует за смертью богача. Умер богач и похоронен был - это упоминается в притче, чтобы указать на блеск и роскошь при погребении богачей. Обратим внимание, что в притче не приписывается богачу никаких тяжких преступлений с целью обогащения; не видно, чтобы он был убийцей, чтобы он нажил себе богатство насилием или взятками, чтобы предавался разврату или вообще так или иначе тяжко грешил. И, однако, какова его посмертная участь? По смерти богач оказался в аду в страшных мучениях. Посему Христос в день Страшного Суда скажет немилосердным: Взалках и не дасте Ми ясти, возжадах и не напоисте Мене; а на оправдания их отвечает: Аминь глаголю вам, понеже не сотвористе единому сих меньших, ни Мне сотвористе. Идите убо от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный дияволу и аггелом его (Мф. 25, 45-46).Все мы имеем нужду в милосердии и помощи других, следовательно, и другим должны помогать. Этого требует от нас неизмеримость милосердия Божия, Христос Своим примером воплотил на земле жертвенную любовь и сострадание. Он щедро награждает за смирение и благотворительность, как говорит Соломон: Мужа тиха и дателя любит Господь, суетных же дел его не воспомянет. Милуяи же нищаго сам ся препитает, свой бо хлеб подаст убогому (Притч. 22, 8-9). Обратим внимание, что богатого в притче Господь не назвал даже по имени, как недостойного вечности, ибо и пророк Давид говорит: Да истребит Он память их на земле (Пс. 108, 15), И не помяну имен их устнама Моима (Пс. 15, 4), напротив, о праведном сказано: В память вечную будет праведник (Пс. 111, 6). Само имя нищего Лазарь весьма нарицательно: буквально оно означает «помощь Божия», то есть Лазарь - это нищий, который может надеяться только на помощь Божию и на добрых людей.Этот человек не тем был духовно богат, что скорбел, а тем, что смиренно лежал у ворот богача. И вся жизнь его была криком о помощи, о жалости и милосердии. Нищета и отверженность были крестом Лазаря, который он нес со смирением и терпением всю жизнь. И когда его многотрудная и многоболезненная жизнь закончилась, Господь признал в нем Своего верного раба, исполнившего свое предназначение. Страдания и лишения, возможно, углубили его в мысли о смысле жизни. Лазарь, который лежал у ворот богача в струпьях, никогда, по-видимому, не питал ни злобы, ни зависти к богатому, не строил планов передела богатства, не мечтал о «раскулачивании» жестокого богача. Напротив, Лазарь, одержимый нищетою и болезнью, терпеливо переносил свою участь и желал лишь напитаться крошками, падающими со стола богача. Братие! Поучимся добродетелям Лазаря. Он не имел земного богатства, но был богат истинным благочестием, поскольку уповал только на Бога. В Бога он, без сомнения, верил постоянно, потому и спасение получил, ибо без веры это невозможно, коль говорит апостол: Без веры невозможно угодить Богу (Евр. 11, 6). В своих несчастьях Лазарь, оставленный людьми, имел утешение от Бога. Святой Василий Великий говорит: «Утеснение ведет нас к надежде непостыдной на Бога. Ты болеешь? - радуйся, ибо Бог, кого любит, того наказует. Ты беден? - радуйся, ибо добро Лазаря тебе приуготовляется. Бесчестье ли терпишь за имя Христово? - блажен еси, ибо бесчестье твое на славу ангельскую». А святой Иоанн Златоуст прибавляет: «Временная скорбь есть причина оживления души, она есть наука и исправление».Терпение и великодушие проявлял Лазарь в своих страданиях и бедах, не роптал, никого не хулил, не завидовал и не осуждал, не укорял Бога и ближних за свою печальную судьбу, а лишь терпеливо ждал блаженного конца и встречи с Господом. Лазарь умер незаметно, и ангелы Божии унесли его душу в место упокоения. Здесь он нашел тихое пристанище и за временные страдания обрел вечное и нескончаемое блаженство. Некоторые безумцы говорят об участи людей за гробом: «Ничего не будет по смерти: ни мучений, ни блаженства, - с окончанием здешней жизни все кончается». Евангелие говорит нам обратное: за гробом-то и начинается действительная и вечная жизнь или вечное мучение. Лазарь умер только телом, душою же он блаженствует и утешается; богатый же погубил свою душу, и она страждет и мучается.

Богатый, пребывая в адском пламени, взывает: «Отче Аврааме, помилуй меня, пошли Лазаря омочить мой язык». Он ощутил всем своим существом, куда завели его грехи и как горит язык, прежде пребывавший в пресыщении и пьянстве. Но отношение богатого к Лазарю как к бессловесному животному осталось прежним - он пытается им помыкать, обращаясь за этим к Аврааму. Авраам терпеливо и кротко объясняет богачу: «Чадо! Вспомни, что получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое, ныне же он утешается, а ты страждешь».Если различия между людьми на земле преодолимы, то на небе они вечны и загробная участь непреложна. Пропасть между местом мучения грешников и блаженством праведников устанавливается Богом в полном соответствии с нравственной пропастью, разделяющей тех и других на земле. Притча о богатом и Лазаре говорит нам о том, что свою судьбу в вечности мы решаем здесь, на земле, и во многом она зависит от нашего отношения к ближним. В притче о Страшном Суде мы видим, что Господь по Своему милосердию дает возможность последнего слова грешникам. Но самооценка богача не позволяет ему воскликнуть: «Прости, Лазарь, мое жестокосердие! Помолись за меня отче Аврааме! Господи, помилуй меня!» Богач просит Авраама послать Лазаря к своим братьям, должно быть богатым весельчакам, оставшимся еще на земле и живущим в неверии, чтобы их утвердить, что есть жизнь за гробом и предстоит суд без милости не оказавшему милости (Иак. 2, 13) и вечное мучение. Авраам отвечает: «Имут Моисея и пророки, да послушают их», то есть братья имеют возможность покаяться и изменить свой образ жизни. Но богатый и его братья слышали слова Священного Писания об адских мучениях, но не принимали их в серьез - как многие неверующие, называя их сказками и баснями, с весельем вопрошают: «Кто был во аде? Кто знает, что там будет?» Теперь же, испытав муки ада, богач говорит Аврааму: «Отче Аврааме! Аще кто от мертвых придет к ним - покаются!» Но Авраам ответил: «Если писанию не верят, то если кто и из мертвых воскреснет - не поверят».И, действительно, скольких мертвых воскресил Господь, сколько чудес сотворил, но иудеи не поверили и распяли Его. Очевидно, братья богатого дошли до такого нравственного падения, что не слышали голоса Бога, и, следовательно, всякое другое уверение для них было бы напрасным. Сердце их, исполненное грехом и неверием, упорно не желало верить в будущие муки, ожидающие грешников. И убедить их никакими чудесами в этом было нельзя. Поэтому, если мы встречаем неверующего, пожалеем о несчастном, у которого ослеплены духовные очи и разум находится в плену у диавола. Порой тщетно убеждать его в истине, коли у него нет желания слышать и принять ее. Одебеле сердце людей сих, - говорит слово Божие о неверующих, - и ушима своима тяжко слышаша, и очи свои смежиша (Ис. 6, 10). Мы можем только молиться, чтобы Бог силою благодати Своей коснулся сердец неверующих и дал им духовное прозрение, как Он даровал зрение слепым. Господь придет на Страшный Суд в день, в который мы не ожидаем, и мы никуда не уйдем от этого Суда, и тогда не останется никакого оправдания, потому что мы все знали, все слышали о воле Божией. Перед нами предстанут слова Евангелия как спасение или как суд. Будем помнить, что пространный и легкий путь в жизни сей ведет к вечной погибели, а узкий и тесный - к вечному блаженству. Не будем завидовать мнимому счастью богато, беспечно живущих, поскольку порой лучше есть простой хлеб, чем претерпевать постоянные тревоги о своем богатстве, о его приумножении и сохранении. Пусть имеющий нечто излишнее подает неимущему, через это получая надежду на спасение. Пусть наша материальная обеспеченность и спокойствие не закроют нам глаза на то, что у нашей двери порой находится нищий Лазарь. В притче о богатом и Лазаре мы слышим главную весть: те люди, которые в земной жизни наслаждаются, забывая о нуждах близких, в будущем веке будут страдать, а те, которые здесь в терпении страдают, получат там утешение. Научимся у Лазаря переносить стойко голод и холод, одиночество и нужду.

Будем подражать мужеству Лазаря и терпением своим спасем свои души (Лк. 21, 19), ведь терпение и смирение ведут на лоно Авраамово, где нет болезни, ни печали, ни воздыхания, а пребывает радость и божественное веселие. Ибо для этого Господь поведал нам притчу «О богатом и Лазаре», чтобы мы были усердны на всякое доброе дело, покаянием побеждали грехи, исправляли нравы. Если же не будем этого делать, то будем достойны адских мучений, ибо говорится: Раб же тот, который знал волю господина своего и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много (Лк. 12, 47). Поживем в мире сем так, чтобы, оставив его, с радостью оказаться на лоне Авраама и получить благодать и щедроты Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава ныне и присно и во веки веков!Аминь!

Настоятель храма Михаило-Архангела пос.Зирган прот.Роман Уточкин

Евангелие от Луки:

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

Основная мысль этой притчи та, что неправильное употребление богатства лишает человека Царства Небесного и низводит его в ад на вечные муки. Один богатый человек одевался в Порфиру и виссон.
Порфира это сирская верхняя одежда из дорогой материи красного цвета, а виссон – белая, тонкая нежная материя из египетского льна. Этот богач, живя роскошно каждый день пиршествовал, живя, следовательно, в свое удовольствие. У ворот его дома лежал нищий именем Лазарь. Слово “Лазарь” буквально значит “Божия помощь”, т.е. “нищий” всеми оставленный, кому можно надеяться только на Бога. Псы причиняли ему еще больше страданий, приходя и облизывая струпья его, а он, видимо, не имел силы отогнать их.

В этом именно нищем богач и мог себе снискать друга, который и принял бы его по смерти в вечные обители, но богач, как видно был человеком бессердечным, безжалостным к нищему, хотя и не скупым, поскольку каждый день пировал. Он не жалел денег, но тратил их лишь на свои удовольствия. По смерти Лазаря, душа его была отнесена Ангелами на лоно Авраамово. Не сказано “в рай”, потому что рай был отверзт только страданием и воскресением Господа Иисуса Христа, но выражается лишь та мысль, что Лазарь, как истинный сын Авраама, разделил с Авраамом его посмертный жребий, улучив состояние, полное утешительных надежд на будущее блаженство, ожидающее всех праведников.

Лазарь заслужил эти “вечные кровы”, без сомнения, своим тяжким и безропотным страданием. “Умер и богач и похоронили его”. Упоминается о похоронах, вероятно, потому, что они были роскошны, в то время как труп Лазаря был просто выброшен на съедение диким зверям. Но богач оказался в аду в муках. И вот видит он вдали Авраама и Лазаря на лоне его. Так созерцание грешными блаженства праведных увеличивает страдания грешников в аде и, может быть, возбуждает в них надежду, хотя и тщетную, на облегчение.

Как прежде Лазарь желал насытиться только крошками, так теперь обнищавший богач просит только о нескольких каплях воды, чтобы остудить воспаленный язык. Богачу, однако, отказывается и в этом малом утешении: как Лазарь утешается в полной соразмерности со своими прежними мучениями, так и богач страдает в такой же полной соразмерности со своим прежним беспечным и бессердечным веселием.

Кроме того Авраам приводит и другое основание своему отказу: неизменяемость приговора Божия, вследствие которого между местом блаженства праведников и местом мучения грешников устанавливается непроходимая пропасть, в полном соответствии с нравственной пропастью, разделяющей тех и других. Авраам отказывает богачу и в просьбе послать Лазаря в дом отца его, чтобы предупредить его братьев, дабы они не следовали примеру его жизни. “У них есть Моисей и пророки”, т.е. писанный Закон Божий, из которого они могут научиться, как надо жить, чтобы не попасть на место мучений.

Богач признается, что братия его, подобно ему, глухи к Закону Божию, и что только необыкновенное явление умершего могло бы образумить их и заставить переменить образ жизни на лучший. На это Авраам возразил, что если они дошли до такого нравственного падения, что не слушаются голоса Божия, выраженного в Слове Божием, то всякие Другие уверения будут также напрасны.

****************************
Неверующий, пораженный даже необычайностью явления умершего, потом все же начнет себе объяснять это явление как-нибудь иначе и снова останется таким же неверующим и неисправленным.
****************************

Что это так, видно из того, как упорно неверовавших иудеев нисколько не убеждали бесчисленные знамения и чудеса, кои совершал Господь Иисус Христос: они не уверовали даже, видя воскрешение Лазаря, помышляли даже убить его. Все дело в том, что сердце, испорченное грехом, упорно не желает верить в будущие муки, ожидающие грешников, и убедить его никакими чудесами в этом нельзя.

Https://www.pravmir.ru/pritcha-o-bogache-i-lazare/

Рецензии

Эта притча полностью вымысел, это следует из многих моментов. То что после смерти идет общение между теми кто в раю и теми кто в аду, это невозможно. Богач просит обмакнуть в воде губы, но у мертвых нет губ и вода мертвого не может освежить, у мертвых нет физического тела, это вымысел. Логично предположить что и вечные муки это тоже вымысел художественное преувеличение Иисус часто использовал такой метод (верблюд в игольное ушко). Тем более наличие вечных мук противоре контексту всей библии. Бог представляеться в библии справедливым, и многомилостивым, любящим, и добрым. Во первых несправедливо издеваться над кем-то многие миллиарды, триллионы, биллионы, бесконечно... за то, что человек делал всего лет пятьдесят, шестьдесят, а может и того меньше. С другой стороны, это клевета на Бога, думать что любящий, заботливый Творец, создал место где веками издеваются над его врагами. Бог повелевает любить врагов, молиться за них, а Сам потом отправляет их на невыносимые бесконечные муки? Абсурд. Издеваться над своими детьми годами поджаривая их может только конченый садист даже если это плохие дети. Бог не мстительный садист, как Его некоторые представляют. Сомнительно что милосердный, добрый, любящий Творец вселенной, будет своих детей пугать до усрачки жуткими, невыносимыми, вечными муками и надеяться что они из любви будут ему служить.

Иисус в основном говорил с народом притчами. Почему? Потому что в притче намного легче донести основную мысль. Какова же основная мысль этой притчи? Если ты имеешь столько денег, что можешь пировать и веселиться семь дней в неделю и носить царские одежды, то ты должен пожалеть и нищего, у которого нет не только денег но и здоровья. Но,как мы видим и доныне, не спешат богачи на помощь тем, кто живет в бедности и кому на лечение детей собирают всем миром такие же бедняки. Вот поэтому и говорится в этой притче, что каждый получит воздояние за свои хорошие и плохие поступки, чтобы хотя бы под страхом наказания (если уж не по любви)такие люди обращали внимание на людей, которых считают ниже себя. Всех благ!

Притча о безумном богаче

Иисус Христос, Сын Божий и Спаситель мира, родился в бедности. Он часто говорил, что не должно привязываться к земному богатству, а должно заботиться о приобретении вечного богатства. После смерти не поможет нам наше богатство, а добрые дела и благие чувства останутся за нами в вечной жизни. Часто бывает, что человек, привязавшись всем сердцем к своему богатству, от этого забывает Бога и Его заповеди и живет только в угоду себе. Это – великий грех.

Иисус Христос предостерегал против этого Своих учеников, говоря: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржавчина истребляют и где воры подкапывают и крадут. Но собирайте себе сокровища на небесах, где ни моль, ни ржавчина не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

Однажды, чтобы предостеречь народ от любостяжания и научить бескорыстию, Иисус Христос предложил такую притчу:

«У одного богатого человека был хороший в поле урожай, и он рассуждал сам с собою: «Мне некуда собрать плодов моих, сломаю житницы мои и построю просторнее, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: «Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы, покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: «Безумный! В эту же ночь придет к тебе смерть, кому же достанется то, что ты заготовил?» Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет».

В Бога богатеть – значит богатеть чувствами и делами, угодными Богу. Если бы человек, о котором рассказано в притче, был богат христианскими добродетелями, то, получив хороший доход, не стал бы думать только о себе, но вспомнил бы и о своих ближних, терпящих нужду.

Вера и любовь к Богу и ближнему – вот богатство, которое последовало бы за ним и по смерти его и помогло бы ему «дать добрый ответ на страшном суде Христовом», о чем, как вы знаете, мы молимся ежедневно в Церкви.

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Притча о богаче и Лазаре. Лк. 16: 19-31 В этой притче Господь ясно показал, что если богатый человек живет эгоистической жизнью, тратит состояние только в свое удовольствие, не замечая рядом с собой нуждающихся, то такой человек не заслуживает вечной жизни с Богом любви и

Из книги Четвероевангелие автора (Таушев) Аверкий

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Притча о неразумном богаче Иисус Христос учил: "смотрите, берегитесь любостяжания, (т. е. берегитесь любить приобретать богатство, берегитесь пристрастия к богатству), ибо жизнь человека не зависит от избытка его имения.А чтобы люди лучше поняли это, Господь сказал

Из книги Проповеди. Том 1. автора

НЕДЕЛЯ 26. ПРИТЧА О БЕЗУМНОМ БОГАЧЕ. Исказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и

Из книги В начале было Слово. Проповеди автора Павлов Иоанн

43. Притча о богаче и Лазаре Глядя на этот мир, люди часто задают трудные вопросы. Почему один человек рождается богатым, а другой бедным? Один наделен прекрасным здоровьем, а другой приходит на свет инвалидом? Один от природы имеет хорошие способности, а другой рождается

Из книги Воскресные проповеди автора Сурожский Митрополит Антоний

51. Притча о безумном богаче Собирать для себя богатство на земле, посвятить этому свою жизнь, свои силы, таланты и способности - есть большая глупость. «Мы ничего не принесли в мир, - говорит святой апостол Павел, - явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея

Из книги Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. автора (Таушев) Аверкий

Неделя 26-я по Пятидесятнице. Притча о безумном богаче Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Конец сегодняшнего Евангелия – предупреждение о том, о чем мы все могли бы знать все время: что за плечами у нас стоит смерть, и что многое-многое из того, что мы делаем, погибнет после

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Притча о безрассудном богаче (Луки 12:13-21). Некто, видя, сколь велико влияние Господа, обратился к Нему с просьбой, чтобы Господь повелел брату его разделить с ним наследство. Господь отказал ему в этом, ибо Он пришел на землю не для того, чтобы разбирать мелочные тяжбы,

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Притча о богаче и нищем Лазаре 19 Жил некогда один богатый человек, носил он дорогие одежды и каждый день устраивал роскошный пир. 20 А у ворот его лежал нищий по имени Лазарь, весь покрытый струпьями. 21 Он был рад утолить свой голод хотя бы тем, что падало со стола богача.

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Притча о безумном богаче 13 Кто-то в толпе сказал Исе:- Учитель, скажи моему брату, чтобы он разделил со мной наследство.14 Иса ответил:- Друг, кто Меня назначил судьёй или посредником между вами?15 И Он сказал им:- Смотрите, берегитесь жадности. Как бы ни был богат человек,

Из книги Толкование Евангелия автора Гладков Борис Ильич

Притча о безумном богаче 13 Кто-то в толпе сказал Иисусу:- Учитель, скажи моему брату, чтобы он разделил со мной наследство.14 Иисус ответил:- Друг, кто Меня назначил судьей или посредником между вами?15 И Он сказал им:- Смотрите, берегитесь жадности. Как бы ни был богат

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Притча о богаче и нищем Лазаре 19 - Жил один богатый человек. Он одевался в самую дорогую и изысканную одежду и каждый день устраивал великолепные пиры. 20 А у его ворот лежал нищий по имени Лазарь. Он был весь покрыт язвами 21 и был бы рад даже объедкам, падающим со стола

Из книги Антропология Адвентистов Седьмого дня и свидетелей Иеговы автора Сысоев Даниил

ГЛАВА 29. Исцеление страдавшего водяной болезнью. Притча о званных. Речь о малом числе спасающихся. Притча о богаче и нищем Лазаре Иисус на обеде у фарисеяВо время пребывания Иисуса в Перее случилось Ему в субботу придти в дом одного из начальников фарисейских вкусить

Из книги Евангельское злато. Беседы на Евангелие автора (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

Притча о богаче и Лазаре «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя,

Из книги автора

6.2.1. Притча о богаче и Лазаре Это повествование приводимое в Евангелии от Луки является камнем преткновения для всех сектантов, отвергающих бессмертие души.«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также

Из книги автора

Неделя 26. Притча о безумном богаче И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и