Притча о богаче и Лазаре: Где тот самый Лазарь в нашем сердце? Притча о богаче и лазаре в контексте библии

Является для нас величайшим училищем: здесь богатые вразумляются и исправляются, а бедные находят себе успокоение и утешение. Вот и сейчас, возлюбленные, нам предстоит заняться делом учения. Последуя наставлениям предыдущего евангелия, воспользуемся ныне читанным и постараемся извлечь из него полезное для всех вас. Сегодняшнее евангельское чтение изображало нам жизнь богача и бедняка: богач утопал в неге и наслаждении, а бедняк проводил жизнь в нищете. «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его» (). Этот рассказ необходимо, возлюбленные, разобрать обстоятельно, чтобы, как моряки – из опыта своих предшественников, могли и мы научиться из него избегать подводных скал, причиняющих кораблекрушение, чтобы с одной стороны богатые вразумились, видя, какое наказание понес изображаемый здесь богач, а с другой стороны бедные, видя на примере Лазаря, как блестяще оправдываются их надежды, охотнее проходили путь жизни среди выпадающих на их долю скорбей. «Некоторый человек был богат. Некоторый человек» . Он не назван по имени, не удостоился такой чести, как Иов, о котором было написано: «был человек в земле Уц, имя его Иов» (). Об его имени умолчано: как бесплодный, он лишен и имени (ведь праведных имена в книге жизни, а имена грешников изгладятся бесследно), ему оставлено только общее родовое имя – человек: это имя уж конечно для всех людей является общим. Не имея отличительного собственного имени, он отличался за то особенною суровостью своего злого нрава. . Сродный бедному Лазарю по телесной природе, он был чужд ему по наследию Христову по причине озлобленной свое воли. «Некоторый человек был» . Человеком он был по внешности, а по нраву это было животное, питающееся в одиночку. «Некоторый человек был богат» . Богат стяжаниями, богат преступлениями, богат медью, богат греховным ядом; озарен блеском серебра, но омрачен грехами; богат золотом, но беден Христом; много одежд имел он, но душа его не имела покрова; драгоценные одежды хранились у него, но лишь множество тли питалось ими. «Некоторый человек был богат» . Цветя богатством, он не имел цвета правды: дерево осеннее, бесплодное, вдвойне мертвое. «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон» . Он облачался в порфиру, но от царства Божия был отвержен; не кровью Христовою обагрена была его порфира, она была окрашена кровью морских раковин; не залогом царства небесного служила она для него, но предзнаменовала его страшный огонь геенский. «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно» . Не о Господе веселился он, как праведные (ведь для праведных радость – память о Боге, как свидетельствует, например, Давид: "вспомина л я Бога и...весели лся» – ); его увеселения заключались в пьянстве, распутстве, объядении, пресыщении; одним словом он был ничем не лучше свиней, валяющихся в грязи. «Был также некоторый нищий, именем Лазарь» . Бедного Господь назвал по имени, обозначением имени воздавая ему честь. «Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его» , почти потопляемый волнами нищеты, а немного спустя с честью несомый ангелами на лоно Авраамово. «Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот» богатого «в струпьях» (). О, каким бедствиям подвергался бедный! Тягчайшей бедностью он был пригнетен как (колос) сильным градом; палящими нарывами как искрометными угольями разъедалось его тело; отовсюду устремлялись на него потоки горя, разрушая тело и разрывая сердце; никакого послабления, никакого облегчения он не находил себе ни в чем. «Отвне – нападения, внутри – страхи» (). Совне тело истощалось нарывами, а внутри сердце грызли неотступные заботы. Ни плодоносная нива не доставляла ему семян хлеба, ни виноград не приносил ему сладких гроздьев, ни дерево осенью не давало ему своих сочных плодов, ни другое какое из произведений земли не служило для него утешением в его бедности. И вот этот-то человек, у которого не было ни пяди обработанной земли, ни локтя кровли для жилья, выброшен был под открытое небо на навозную кучу! Навоз и днем и ночью служил для него покровом, зимою несколько согревая его, а летом немилосердно обжигая. Сплошными ранами покрыто было его тело. Труд земледельца был для него непосилен, путешествия и торговые предприятия для него были невозможны, да и ни к каким другим способам борьбы с нуждою он не был способен. Во всем у него был недостаток, во всем лишение. Стоны прежде слез рождались в его сердце, подобно терниям; потоки слез стремились по его щекам, так что от постоянного течения слез его щеки покрылись бороздами. Во сне искал он смерти и на Яву призывал ее, – но она не являлась. Он ждал смерти как избавления от всех трудов и забот, подобно многострадальному Иову. Ведь и тот, потеряв богатства, стада, имущества, совершенно обнаженный, снедаемый червями, лежал на гноище и желал смерти. Вот что говорил он: «На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душею, которые ждут смерти, и нет ее, которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад, обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб» (). "И желал , – говорится, – напитаться крошками, падающими со стола богача» (). О, противоречие жизни! Богатый утопал в бурном потоке наслаждений, а бедный изнемогал под игом бедности, не имея ни одной капли для освежения. Отчего в самом деле течение жизни не привело их к взаимному общению? Отчего? Чтобы бедный воспринял светлые венцы за свое терпение, а богатому за то, что он довел свою душу до озверения, своими зубами пришлось грызть незрелый виноград. "И псы , – говорится, – приходя, лизали струпья его» . Псы оказались человечнее богатого и добрее его. Он никогда капли масла не уделил бедному, а псы, остроту зубов укрощая человеколюбием, мягким языком своим врачевали его, удаляя с его ран всякую нечистоту и запекшуюся кровь; гладкость языка заглаживая его лютые нарывы, они незаметно облегчали тяжесть его ран. Богатый же никогда не удостоил бедняка милостивым взглядом или словом, хотя бы бесполезным; не бросил ему ни рубища, ни остатков еды, ни одного гроша, покрытого ржавчиной, ни хлеба, ни даже корки хлебной, тронутой плесенью, но все это отправлял через горло в свою утробу, как будто она была всеобъемлющей.

2 . И что же? Каковы заслуги каждого, таково и воздаяние. (). Едва избегнув тягосте и треволнений бедности, он прибыл в тихую пристань Авраама. «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» . Видишь, как за порогом этой жизни бедность окружается попечением ангелов? «Умер и богач, и похоронили его» (). Относительно богатого тотчас упоминается и гроб, согласно со словами Давида: "и гроб ы их жилища их на век" (). Поэтому и говорится тебе: бедный, не бойся, «когда богатеет человек, когда слава дома его умножается: ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его» (). Все оставит он здесь – рабов, прислужников, угодников, прихлебателей, льстецов, колесницы, златоуздых коней, бани, поместья, дома с раззолоченными потолками и мозаичными полами, царство, могущество, власть, – все это оставит он здесь и уйдет отсюда нагим. И находясь в аду, «он поднял глаза свои» , – заметь, на какой глубине находился богатый и на какой высоте бедный, – "поднял , – говорится, – «глаза свои» , богатый «увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его» (). Почему, однако, не Лазарь увидел богатого? Потому, конечно, что кто находится среди света, тот не видит находящегося во тьме, а кто во тьме находится, тому видно находящегося в свете. И сказал: «отче Аврааме! умилосердись надо мною» ()! Говоришь: «умилосердись» теперь, когда уже прошло время милости. Разве ты не слышал говорящего: «суд без милости не оказавшему милости» ()? Каешься теперь, когда нет места для исповедания; не слышал разве, что сказал Давид: "во аде кто будет славить Тебя» ()? «Умилосердись надо мною и пошли Лазаря» . Ты знаешь Лазаря? Ты узнал того, кто лежал в навозной куче, и кого ты не желал никогда удостоить равной чести с собаками? Но ведь ты – во дни благоденствия твоего – затворил перед ним свои недра; так и я теперь – в день наказания – затворяю перед тобою недра милости. Разве ты не слышал, как )? Итак, где ты сеял, там ищи и пожинай; где расточил, там и собирай. Ты никогда не разбрасывал семян милостыни, ничего не давал взаймы Богу посредством милостыни бедному, но все собирал и употреблял для своего чрева. А где было сокровище твое, там пусть будет и сердце твое. «Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (()). Терпит наказание язык, который служил ему для наслаждения пищей; он просит каплю воды, между тем как при жизни никогда не подал жаждущему хотя бы чашу холодной воды во имя ученика. Если бы при жизни ты поделился с Лазарем своим добром, то теперь разделил бы с ним царство; если бы тогда был сострадателен к бедным, то теперь избежал бы тяжкого осуждения, – потому что «блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь» (). Щедро бросай богатством твоим в бедных, чтобы заровнять им ту огнепальную бездну; обильным потоком пусть строуится твое милосердие, чтобы потушить тот пламень; поддержи жизнь сирот – и вот ты убил уже неусыпающих червей; отри слезу вдовы – и ты освободил душу свою от гнета грехов. Для того ведь тебе и прочтено это, чтобы ты, идя по следам немилосердного богача, не подвергся тому же самому наказанию в геенне. А ты, бедный, не унывай и не падай духом, как бы волны бедности тебя не стеснили. Взирай на славнейшего Лазаря, сюда устремляй свой взор и днем и ночью, чтобы, управляя свою жизнь рулем терпения, ты достиг той же самой спасительной пристани, во Христе Иисусе Господне нашем, Которому слава во веки веков. Аминь.

«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят». (Евангелие от Луки 16:19-31)

Мне всегда было интересно читать повествование о богаче и Лазаре и слушать проповеди на эту тему. Совсем недавно я подумал, что неплохо было бы вновь поразмыслить об этой истории, рассказанной нашим Господом Иисусом Христом. Приступая к размышлению над историей о богаче и Лазаре, нам нужно отметить несколько моментов. Во-первых, история о богаче и Лазаре – это притча, то есть рассказ, использованный Иисусом для того, чтобы научить окружающих Его людей какой-либо истине, которую Он считал очень важной. Лазарь из притчи не должен у нас отождествляться с Лазарем из Вифании, братом Марии и Марфы. Мы знаем, что Иисус любил заходить к ним, но в притче не имеется в виду тот Лазарь. Речь идет о некоем нищем, которого звали Лазарь.

Во-вторых, нам следует отметить, что Иисус всегда подбирал притчи (или истории) согласно тому, с кем Он беседовал и какой цели Он хотел достичь. В данном случае мы видим, что Иисус рассказывает о богаче и Лазаре в беседе с фарисеями, которые, как пишет Лука, «были серебролюбивы», то есть любили деньги (Лк.16:14). Фарисеи ненавидели Иисуса и позволяли себе смеяться над Ним. Иисус же видел сердца и намерения людей с точностью, и поэтому хотел обличить их и указать на их недостатки. Причем наш Господь не делал этого в грубой и вызывающей форме, но использовал притчи для того, чтобы иносказательно указать людям на те или иные недостатки.

ПРИТЧА О БОГАЧЕ И ЛАЗАРЕ

В данном случае, в центре нашего внимания находятся богач и бедняк Лазарь. В повествовании мы читаем о том, что богач жил в свое удовольствие. Он одевался в дорогую одежду. «Порфира – это … верхняя одежда из дорогой материи красного цвета, а виссон – это белая, тонкая нежная материя из египетского льна». Богач также ел и пил в свое удовольствие, закатывая роскошные пиры. Он, как написано, «пиршествовал блистательно».

В то же самое время у ворот дома богача лежал нищий, которого звали Лазарь. «Слово «Лазарь» буквально значит «Божия помощь», т.е. «нищий» всеми оставленный, кому можно надеяться только на Бога». Этот нищий лежал у ворот покрытый гнойными ранами. У него, по всей видимости, был какой-то вид кожного заболевания. Библия говорит, что он лежал в «струпьях» (греч. «покрытый ранами»). Струпья – это тонкая корочка, которая образуется на заживающей ране. Библия говорит, что псы причиняли нищему Лазарю ужасные страдания, потому что они облизывали его раны, не дав им зажить. А у Лазаря, вероятно, не было сил отогнать собак.

Как и все нищие, Лазарь питался остатками и объедками. Лука пишет, что он ел крохи, которые падали со стола богача. Он просил милостыню и жил только тем, что ему давали. В притче об этом не говорится, но наверняка богач знал о существовании нищего Лазаря, потому что неоднократно входил и выходил из своего дома. Но, видимо, богач был бессердечным человеком. Он не любил тратить деньги на других, но только на себя. В богатстве он, вероятно, видел смысл жизни, не обращая внимания на людей.

Как печально, когда материальные предметы становятся для нас объектами поклонения и внимания. Как печально, когда за ними мы перестаем замечать людей и проводим жизнь лишь ради своего удовольствия, отказываясь замечать то, что происходит вокруг нас.

Интересно, что Лука также описывает как Иисус в беседе с фарисеями привел другую притчу о том, как один управляющий простил добрую долю долгов своим должникам, надеясь на то, что когда он попадет в беду, те вспомнят о нем и помогут ему. Тогда Иисус упомянул следующую фразу: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк.16:9). «В нищем Лазаре богач мог приобрести себе друга, который бы помог ему попасть в вечные обители». Печально то, что богач не думал ни о чем и ни о ком, кроме себя и своего богатства. Ему не нужен был Бог, вечность, и, тем более, нищий Лазарь. Итак, мы с вами видим ясную картину, в которой показаны две противоположности – богач и Лазарь, человек здоровый и человек больной. Тот, кто не нуждался ни в чем и тот, кто нуждался во всем.

ЧТО МЕНЯЕТСЯ ПОСЛЕ СМЕРТИ?

Интересно, что в дальнешйшем повествовании суть дела меняется. Умирает нищий, умирает и богач. Здесь нам интересно отметить следующее. Смерть, оказывается, уравнивает всех. Вы можете быть богатым, а можете и нуждаться во многом. Но богатый человек, так же как и бедный, когда-то умрёт. Учитывая современные технологии, может быть, богатому человеку смогут поддержать жизнь немного дольше, но в конце концов он всё-таки умрет. Похоронят его в такой же земле, в которой хоронят бедных.

Интересно, что по поводу богатства и смерти пишет ветхохаветный Екклессиаст: «Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему. И гибнет богатство это от несчастных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках у него. Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей» (Еккл.5:13-15).

Наверняка богачу устроили пышные похороны, а Лазаря похоронили «как собаку», но суть дела от этого не меняется. Перед смертью все равны – и богатый, и бедный. Однако в вечности участь богатого и Лазаря была разной. Лазарь был отнесен ангелами на «лоно Авраамово», то есть в место блаженства, а богач попал прямиком в ад.

Интересно, что в притче не сказано, что Лазарь попал в рай. Как пишут некоторые исследователи Библии, «рай был отверзт только страданиями и воскресением Христа». Однако в притче выражается мысль, что «Лазарь, как истинный сын Авраама, разделил с ним его посмертный жребий», то есть попав в место блаженства, которое ожидает всех праведников.

Слово «ад» обозначало «царство мертвых», или «место вечного наказания». Туда прямиком и попал богач. Бог справедлив в Своем суде, и поэтому каждый человек, живущий на земле, наследует после смерти ту участь, которую он заслужил. Праведникам уготовано вечное блаженство, а грешникам – вечное наказание.

В притче Иисус повествует о том, что богач мучился в аду. Он не находил себе места, будучи объят страшным пламенем… Но вдруг он поднял глаза и увидел вдали Авраама и вместе с ним – Лазаря. Лазарь возлежал на «лоне Авраамовом». В современном русском языке мы редко используем слово «лоно», поэтому для многих читателей Библии этот термин не понятен. У него несколько значений. В этом контексте имеется в виду, что Лазарь возлежал у груди Авраама, то есть находился в состоянии близкого общения с ним, как говорится, «чувствовал его плечо» как чувствует близкий друг.

Находясь в муках, богач взмолился, говоря: «Отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (Лк.16:24). Может быть, богач думал, что так как Лазарь был нищим при жизни, то и там, в месте блаженства, он находился у Авраама «на побегушках». Но как же богач ошибался. Авраам ответил ему, что он получил все хорошее при жизни. Верно, у богача было все при жизни. Он ни в чем не нуждался. Он веселился, хорошо одевался, его ничего не заботило. Он получил много доброго. Почему же он захотел вдруг и в вечности, жить так же хорошо?

Богач мучился в адском пламени, и наверняка его мучения усиливались потому, что он видел, что оказывается есть другая участь – место блаженства, куда попал Лазарь и куда не попал он. Он наверняка осознавал, что его страдания будут вечными так же, как и блаженство Авраама и Лазаря будут иметь вечную природу.

ОБНИЩАВШИЙ БОГАЧ

Как же все вдруг изменилось! Богач этого совсем не ожидал. У него было все, а теперь он оказался в таком жалком состоянии. У него была вся еда и все прохладительные напитки, которые он желал видеть на своем столе. Лазарь же хотел хотя бы объедки получить со стола богача. А тут, а аду, оказывается, что богач предстает в роли нищего. У него было всё богатство мира, но оно оказалось недостаточным для того, чтобы купить хотя бы несколько капель воды, чтобы смочить язык, который изнывал от высокой адской температуры. Богач, который все имел и всем обладал, оказался ни с чем, а нищий Лазарь, уповавший во всем только на Бога, получил полное утешение и облегчение. У него теперь было всё, чего не было, когда он жил на земле. И теперь он с сожалением смотрел на богача, который страдал и физически, и духовно.

В притче Господь повествует о том, что Авраам отказывает богачу в какой бы то ни было милости. Почему? Оказывается, что Божий суд настолько справедлив, что ни под каким предлогом люди из ада не могут купить или каким-то неведомым образом вдруг попасть в место блаженства. Не будет так, что вдруг среди праведников в стране блаженства обнаружится человек, который там быть не должен. Между адом и местом блаженства есть непроходимая пропасть, которую перепрыгнуть невозможно. Нельзя после смерти изменить свою участь, нельзя получить второй шанс. Все можно изменить лишь при жизни, сегодня. Завтра или послезавтра может быть слишком поздно. Можно не успеть.

Богач, увидев настоящее положение дел, просит Авраама уже не о себе, но о своей семье, говоря: «Так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения» (Лк.16:27-28). Богач был готов все отдать ради того, чтобы, Лазарь пришел в его семью и рассказал о том, что ожидает людей после смерти. Но Авраам опять отказывает ему в этом. Логика Авраама понятна. У людей есть закон и пророки. Господь Бог Сам заключил с людьми завет и оставил им понятные правила, согласно которым необходимо жить. Всё, что нужно делать, – это поступать согласно тому, что записано в Божьем Слове – и тогда успех в жизни будет гарантирован. Но, по словам богача, слов Бога, пророчеств и Божьих обещаний, оказывается недостаточно. Словам Бога не верят. Богач говорит, что если бы кто из мертвых вернулся на землю и всё рассказал, то ему поверят.

На самом деле, как вы думаете, если бы кто из мертвых вернулся к нам и рассказал бы всё как есть, ему бы поверили? Не думаю. Люди стали бы говорить, что такой человек, может, и не умирал вообще, что он напридумывал всё и что видел всякие галлюцинации. Авраам понимал это. Он сказал, что если Моисею и пророкам, мужам Божиим, с которыми Бог говорил напрямую, не поверили, то даже если бы кто-то воскрес из мертвых, то и ему бы не поверили. Неверие, оно и есть неверие. Если человек верить не желает, ничем его убедить невозможно, даже если бы кто вернулся «с того света». Неверующий человек придумает любые объяснения для того, чтобы подкрепить своё неверие.

УРОКИ ПРИТЧИ О БОГАЧЕ И ЛАЗАРЕ

Что Иисус хотел сказать этой притчей фарисеям и всем Своим слушателям? Он хотел обратить их внимание на то, как они живут, а также на то, что является главным в жизни. Жить нужно для Бога и ради людей. Всё, что у нас есть, дано нам Богом. Мы никогда не должны забывать об этом. Если у нас есть богатство и какое-то имущество, употреблять его необходимо для Божьей славы и для помощи людям, а не только для себя. Нам следует обращать внимание не на деньги и материальные ценности только, но на людей, которые окружают нас, быть чуткими к нуждам и проблемам людей.

Также нам нужно помнить, что мы на земле не будем жить вечно. После смерти нас ждет вечность. От того, как мы проживем эту жизнь, зависит, что нас будет ожидать в вечности – вечное блаженство, или же вечное осуждение. Не стоит жить так, как будто бы смерти, Бога и суда нет. Бог есть, Он реален. Он также является гарантом справедливости. Мы можем процветать и показывать, что во всем успешны. Пока мы живем на земле, люди наших внутренних мотивов и дел могут не увидеть, но в вечности всё будет более, чем очевидно. Тогда будет проведена четка линия между честными и обманщиками, жадными и щедрыми, верующими и неверующими. Не стоит себя тешить мыслью о том, что Бог «закроет глаза» на то, что мы делали и как жили. Этого не будет. Бог милостив к нам, пока мы живем здесь, но от также и справедлив. Каждому Он воздаст по его делам.

Пока мы живы и здоровы, и имеем способность рассуждать и принимать решения, нам нужно обратить внимание на то, что говорит Божье Слово. Не следует ждать каких-то чудес или сверхъестественных событий, чтобы отдать свою жизнь в Божьи руки. Не нужно ждать, пока вы попадете в ситуацию, из которой вам очень тяжело будет выбраться и не останется ничего делать, как только взывать к Богу. Сегодня нужно доверить свою жизнь Богу и начать поступать правильно, жить честно и начать видеть не только себя, но и других людей.

Такую весть Иисус принес людям. Он пришел для того, чтобы всем явить Отца Небесного, но, несмотря на всю Его доброту, множество исцелений и чудес, многие в Него так и не уверовали. Он, как говорится, пришел из вечности, так как Он – Бог и вечен по Своей природе. Он рассказал о том, что людям нужно делать, чтобы узреть Бога. Но над Ним посмеялись и многие Ему не поверили. Его всегда окружало много людей, но настоящих друзей у Иисуса было очень мало.

Что скажешь ты в ответ на эту притчу? Господь желает, чтобы твоя жизнь изменилась, чтобы ты стал верить тому, что говорит Иисус, чтобы не был равнодушен к Божьим словам. Сегодня нам следует пересмотреть свою жизнь и приготовиться к вечности. Если в нашей жизни что-то не так, дай нам Бог сегодня, не откладывая это «на потом», придти к Иисусу в покаянии для того, чтобы не дай Бог не попасть в место вечных мучений.

У многих из нас, порой, наблюдается плохая привычка – оставлять дела, как говорится, «на потом». Так делают студенты в университетах, надеясь, что в последнюю ночь перед экзаменом смогут осилить сложный предмет. Так поступаем, порой, мы, думая, что у нас есть очень много времени, чтобы все успеть и все дела осуществить. Но правда-то в том, что времени у нас мало, тем более на важные вещи. Некоторые, менее важные дела, мы еще можем отложить «на потом», но ведь вопрос вечности не является мелким и неважным. Это вопрос жизни и смерти. Не оставляй его «на потом» никогда, ни под каким предлогом, потому что можешь не успеть. Как же потом будет жалко и больно, но изменить уже нельзя будет ничего… Пусть Бог поможет каждому из нас сделать правильный выбор, о котором мы никогда не пожалеем.

Примечания:

«Толкование притчи о богаче и Лазаре». Православие и мир . http://www.pravmir.ru/printer_1428.html (28.05.2010).

Мудрый Соломон писал о своих притчах так: ‘’послушает мудрый - и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы; чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их’’ (Прит.1:5,6). Исследуя притчи Соломона и поняв их суть [а их так же не следует воспринимать буквально, как и притчи Христа], мы поймём, что они были лишь пророческой тенью мудрого Учителя христианства. И вот, когда апостолы пришли к Господу и спросили: ‘’для чего притчами говоришь им’’ (Матф.13:10)? Ответ был таким: ‘’вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи’’ (Мар.4:11,12).

Многие те, кто читает притчу о Богаче и Лазаре, воспринимают её в буквальном смысле. Но, в таком случае встаёт вопрос, а как тогда понимать места Писания из Иоан.3:13. 1Кор.15:22,23. Евр.11:8,13,39,40; которые явно указывают на то, что до Господа Христа [Первенца из мёртвых], никто не восходил на небо?.. Так вот друзья, чтобы нам не уподобиться людям духовно не видящим и не слышащим, давайте постараемся понять суть этой притчи.

Богач и Лазарь

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. (Лук.16:19-21).

Понять что означает ‘’богач и нищий’’, нам поможет пророчество из кн. Иезекииль о жирных и тощих овцах. Если читать место: ‘’сын человеческий! изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророчество и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец заколали, [а] стада не пасли’’ (Иез.34:2,3). Тогда становится понятно, что это указывает на образного ‘’богача’’, т.е. правящую элиту Израиля – Иезек.16:3,13.

Их остальной народ был настолько угнетён, ущемлён, стеснён материально, что даже при желании, они не могли позволить себе в достаточной мере заниматься поисками своего Бога. Когда же пришёл Великий Пастырь Христос: ‘’видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря’’ (Матф.9:36).

В Лук.16;21 указывается, что ‘’нищий’’ желал напитаться крошками со стола ‘’богача’’. Вполне логично было бы понять это место буквально, однако Писание нередко учит нас думать аллегорически. Например, обратите внимание на слова: ‘’Я послан только к погибшим овцам дома Израилева… нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам… но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их’’ (Матф.15:24-27). Это наталкивает на мысль о духовном хлебе (Лук.4:4), которого так не хватало духовно нищим иудеям ко времени прихода Мессии.

Что можно сказать о болезни ‘’нищего Лазаря’’, то наиболее ярким образом – знамением указывающим на духовно больной народ, является Лазарь из Вифании, друг Иисуса Христа (Иоан.11:1,3,4.). Когда наш Господь пришёл воскресить Лазаря, Ему было сказано о том, что это не реально, т.к. он уже четыре дня как похоронен и разлагается…

А теперь обратимся к пророчеству: ‘’Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. И сказал Он мне: сын человеческий! кости сии - весь дом Израилев. Вот, они говорят: "иссохли кости наши, и погибла надежда наша, мы оторваны от корня". Посему изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву. И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это - и сделал, говорит Господь. А раб Мой Давид будет Царем над ними и Пастырем всех их, и они будут ходить в заповедях Моих, и уставы Мои будут соблюдать и выполнять их’’ (Иез.37:1,2,11-14,24). Это пророчество, которое тесно связано с исцелением и воскрешением Лазаря из Вифании, указывает на нежизнеспособность Израиля без милости Всевышнего. Далее, мы плавно переходим к следующим стихам притчи о Богаче и Лазаре.

Авраам. Милость и суд

‘’Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь’’ (Лук.16:22-25)

Здесь в первую очередь мы попытаемся понять, кто такой Авраам [это ведь так же аллегория]. В вехозаветное время, Всевышний Яхве, представлялся Богом Авраама, Исаака и Иакова (Исх.3:15.). Сегодня мы принимаем крещение во имя Отца, Сына и Святого Духа (Матф.28:19.); так что три патриарха Израиля являются прообразом – знамением. Так же апостол Павел в Галат.4:22-26; 3:28,29 указывал на то, что Авраам является образом Небесного Отца.

Итак, Лазарь прибыл на ‘’лоно Авраамово’’ , а богача отправили в ад – как это объяснить?.. Мы уже упоминали о том, что до нашего Господа Христа [Первенца из мёртвых], никто не восходил на небо (Иоан.3:13.); а это означает, что ‘’Лазарь на лоне Авраамовом’’ , так же является притчей – образом. Так же, понять к какому именно времени относится эта притча, нам поможет пророчество из Малах.3:1,2,5. где сказано о времени Иоанна Крестителя и Сына Человеческого Христа. В нагорной проповеди Господь говорит: ‘’ … Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете’’ (Лук.6:20,21,24,25). И снова важно помнить, что Библия, это [в большинстве случаев] своего рода большая притча – аллегория; и понятие ‘’смерть’’ [богача и нищего], так же не является понятием буквальным – смотри: Быт.2:16,17; 5:3-5. Лук.9:59,60. Кол.3:1,3. Рим.6:2,4.

Читая данные места Писания, мы можем догадаться, что ‘’смерть’’, может означать изменение нашего положения в образном, духовном смысле слова. О этом положении написано в Лук.13:28,30: ‘’ …будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними’’ (Лук.13:28,30).

Что означают слова: ‘’там будет плач и скрежет зубов’’ ? Пророчества Исаии явно указывают на то, что это должно случиться ещё при жизни ‘’богачей’’, т.е. правящего класса отступников от Всевышнего, угнетателей народа: ‘’Посему так говорит Господь Бог: вот, рабы Мои будут есть, а вы будете голодать; рабы Мои будут пить, а вы будете томиться жаждою; рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде; рабы Мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной скорби и рыдать от сокрушения духа. И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьет тебя Господь Бог, а рабов Своих назовет иным именем’’ (Ис.65:13-15). Нечто подобное описали апостол Иоан в Откр.18:15-20 и пророк Иеремия в Иер.25:32,34-36. Так же, пророк Иеремия писал о том, что огонь гнева Господа на них, будет гореть во веки – Иер.17:1,4.

Дети дьявола и дети Всевышнего

‘’и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят’’ (Лук.16:26).

Так что это за ‘’пропасть’’ ? Господь сказал фарисеям: ‘’… Куда Я иду, [туда] вы не можете придти. Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: "куда Я иду, вы не можете придти"? Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира’’ (Иоан.8:21-23). Далее говорится, что эти ‘’богачи’’– фарисеи небыли детьми Отца Небесного – но их отцом был дьявол (Иоан.8:38-44.). Когда книжники и фарисеи стали утверждать, что они хорошо понимают Закон Моисеев, то Господин сказал им: ‘’если бы вы были слепы, то не имели бы [на] [себе] греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас’’ (Иоан.9:41); и это так же говорит о том, что они стояли в оппозиции по отношении к Всевышнему [образному Аврааму]. В ветхозаветное время, убивший человека, не мог спастись от наказания в городах убежищах (Иис.Нав.20:2-6.). Так же, Всевышний Яхве не принимал жертвы за грехи сделанные умышленно. По этому, апостол Павел писал: ‘’Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников’’ (Евр.10:26,27). *** Дополнительные места Писания для размышления:

  1. 1Иоан.3:8,9. Матф.12:34.
  2. Рим.3:10-12,21. Иер.31:33,34. Иезек.36:27. Притч.4:23.

Слепота духовных вождей

‘’Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят’’ (Лук.16:27-31).

Выражение: ‘’пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев’’ , означает, что всего их шесть, и отцом их является дьявол. Вспомним пророчество: ‘’и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту’’ (Быт.3:15). Это указывает на противостояние:

  1. семени ‘’жены’’ , как прообраза Небесного Иерусалима, т.е. Царства Бога (Исаия 54 гл.).
  2. семени ‘’змея’’ , т.е. приверженцев дьявола (Откр.12:9). Чтобы обратить ваше внимание на число ‘’шесть’’, мы представим знамение, описанное в книге Царств, которое произошло с праотцом Господа Христа, с пастухом овец, Давидом. В 1Цар.17:4,49,50 повествуется о том, что Давид [как образ семени ‘’жены’’, Царства Бога – Откр.12:1,5.], поразил филистимлянина Голиафа в голову; он был ростом шести локтей. Далее, в 2Цар.21:20 так же описывается противостояние с филистимлянином, у которого было по шесть пальцев на руках и ногах; и это так же являлось своего рода знамением – притчей для нас (Матф.12:38-42.).

То, что последний стих из притчи указывает на правящую религиозную элиту Израиля, подтверждает место из Евангелия от Иоанна: ‘’Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?’’ (Иоан.5:45-47). Это были поистине сыновья своего отца, дьявола, которым было сказано: ‘’Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду. Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы?’’ (Матф.12:33,34). Так что убив Господа, они не остановились, но попытались обмануть народ (Матф.28:11-15.), дальше продолжая убивать собратьев Христа (Матф.23:33,34.). Так, что в конце – концов Иаков о них писал: ‘’Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам’’ (Иак.5:1,4,6).

Мораль:

Может ли притча о ‘’богаче’’ иметь отношение к нашему времени? Конечно да, т.к. ‘’купцы – богачи’’ так же описаны в книге Откровение (Откр.18:15,16.), а она указывает на последние дни нечестивого мира. И если наш Господин Христос поставил своих ‘’купцов’’ – пастырей, и дал им таланты (Матф.25:15-27.), чтобы они умножали Его богатство – Исаия.66:19-21. Матф.28:19,20. Так есть и ‘’сыновья лукавого’’, которые для своей корысти умножают ‘’богатство’’ Вавилона великого – Деян.20:29,30. 2Пет.2:1-3.

Но скоро снова придёт наш Господь и всё окончательно исправит. Аминь.

С. Иаковлев. (Бохан)

*** Так же, информацию на данную тему можно получить в статье ‘’Что такое Вавилон великий’’ (Тайны Библии. Новое понимание Писания).

Господь в Своих притчах учит нас различать добро и зло, дабы не нашлись христиане, которые на Страшном Суде могли бы в оправдание сказать: «Я не знал, что есть зло, а что добро».Господь говорит нам: Не собирайте себе сокровищ на земле, а собирайте себе сокровища на небе (Мф. 6, 19-20). В притче «О богатом и Лазаре» Спаситель показывает, как гибельно для души легкомысленное увлечение житейскими благами и немилосердие к бедным.Некий человек был богат и одевался в порфиру и виссон (одежда из дорогой красной и белой ткани) и постоянно пиршествовал. Был также нищий Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы приходили и лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был на лоно Авраамово. Умер и богатый, похоронили его, и он попал в ад, где в муках поднял глаза свои и увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его. Тогда он возопил: «Отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, потому что я мучаюсь в этом пламени». Но Авраам сказал: «Чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе свое в жизни своей, а Лазарь - злое; теперь же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх всего этого между вами и нами утверждена великая пропасть так, что хотящие перейти отсюда к вам не могут; также и оттуда к нам не переходят». Тогда богач сказал: «Так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего: у меня пять братьев, пусть он предостережет их, чтобы и они не пришли в это место мучений». Авраам сказал ему: «У них есть Моисей и пророки, пусть послушают их». Он же сказал: «Нет, отче Аврааме! Но если кто из мертвых к ним придет, покаются». Тогда Авраам сказал ему: «Если Моисея и пророков не послушают, то, если бы из мертвых кто воскрес, не поверят» (Лк. 16, 19-31).

В чем грех богатого, за который он удостоился столь печальной участи, и в чем праведность бедняка Лазаря? На первый взгляд может показаться, что суд Божий определил горькую участь богатому только потому, что он был богат и веселился в своей земной жизни, а бедный Лазарь только за скорбь на земле в утешение себе получил радость и покой на лоне Авраамовом. Но все это не так просто - не виноват человек перед Богом, что он богат, и не заслуга человека, если он беден. В Библии и истории православия описано немало людей состоятельных, которые, по слову апостола, в своем избытке восполняли недостаток бедных (2 Кор. 8, 14), и избыток был радостью и благословением для других, потому что они были милосердны, жалостливы и щедры. Но есть люди, которые завидуют чужому богатству и ненавидят богатых, хотя сами порой бедны по своей лени или от убожества, в котором они не виноваты, но делаются в нем жестокими, унылыми и немилосердными даже к тем, кто подобно им находится в нужде. Не спасает человека бедность и не губит богатство как таковые.Богатство есть дар Божий, своего рода талант. Тот, кому дан этот талант, не должен скрывать его в земле и тем более расточать неразумно, а должен употреблять его во благое дело и приумножать, так как придется дать о том отчет на Страшном Суде. Богатый, пользуясь этим даром Божиим, должен и сам трудиться, и другим помогать, содействуя им в развитии талантов, духовных сил, получении образования. Но евангельский богач, хотя знал, что есть Бог, что Авраам был отцом верующих, Моисей - пророком, но это знание не привело его к вере, он не жил по закону Божию. Богатство его служило только для приумножения соблазнительной роскоши, праздности и, в конечном итоге, к погублению души. Видя ежедневно у своих ворот бедняка, богатый без всякого сострадания проходил мимо него, хотя Лазарь хотел напитаться только крошками с его стола. Разве разорили бы богатого эти крохи? Но он и крох не хотел подать.Видите, как богатство ожесточило сердце человека - он презирал своего брата, человека, подобного ему. Богатый, при всей надменности и жестокосердии, несомненно, имел много прислужников и друзей, которые разделяли его пиры, угождая и льстя: часто бывает, что, пока человек богат, он окружен почетом и уважением. Но суд Божий не то, что суд человеческий, смотрите, что следует за смертью богача. Умер богач и похоронен был - это упоминается в притче, чтобы указать на блеск и роскошь при погребении богачей. Обратим внимание, что в притче не приписывается богачу никаких тяжких преступлений с целью обогащения; не видно, чтобы он был убийцей, чтобы он нажил себе богатство насилием или взятками, чтобы предавался разврату или вообще так или иначе тяжко грешил. И, однако, какова его посмертная участь? По смерти богач оказался в аду в страшных мучениях. Посему Христос в день Страшного Суда скажет немилосердным: Взалках и не дасте Ми ясти, возжадах и не напоисте Мене; а на оправдания их отвечает: Аминь глаголю вам, понеже не сотвористе единому сих меньших, ни Мне сотвористе. Идите убо от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный дияволу и аггелом его (Мф. 25, 45-46).Все мы имеем нужду в милосердии и помощи других, следовательно, и другим должны помогать. Этого требует от нас неизмеримость милосердия Божия, Христос Своим примером воплотил на земле жертвенную любовь и сострадание. Он щедро награждает за смирение и благотворительность, как говорит Соломон: Мужа тиха и дателя любит Господь, суетных же дел его не воспомянет. Милуяи же нищаго сам ся препитает, свой бо хлеб подаст убогому (Притч. 22, 8-9). Обратим внимание, что богатого в притче Господь не назвал даже по имени, как недостойного вечности, ибо и пророк Давид говорит: Да истребит Он память их на земле (Пс. 108, 15), И не помяну имен их устнама Моима (Пс. 15, 4), напротив, о праведном сказано: В память вечную будет праведник (Пс. 111, 6). Само имя нищего Лазарь весьма нарицательно: буквально оно означает «помощь Божия», то есть Лазарь - это нищий, который может надеяться только на помощь Божию и на добрых людей.Этот человек не тем был духовно богат, что скорбел, а тем, что смиренно лежал у ворот богача. И вся жизнь его была криком о помощи, о жалости и милосердии. Нищета и отверженность были крестом Лазаря, который он нес со смирением и терпением всю жизнь. И когда его многотрудная и многоболезненная жизнь закончилась, Господь признал в нем Своего верного раба, исполнившего свое предназначение. Страдания и лишения, возможно, углубили его в мысли о смысле жизни. Лазарь, который лежал у ворот богача в струпьях, никогда, по-видимому, не питал ни злобы, ни зависти к богатому, не строил планов передела богатства, не мечтал о «раскулачивании» жестокого богача. Напротив, Лазарь, одержимый нищетою и болезнью, терпеливо переносил свою участь и желал лишь напитаться крошками, падающими со стола богача. Братие! Поучимся добродетелям Лазаря. Он не имел земного богатства, но был богат истинным благочестием, поскольку уповал только на Бога. В Бога он, без сомнения, верил постоянно, потому и спасение получил, ибо без веры это невозможно, коль говорит апостол: Без веры невозможно угодить Богу (Евр. 11, 6). В своих несчастьях Лазарь, оставленный людьми, имел утешение от Бога. Святой Василий Великий говорит: «Утеснение ведет нас к надежде непостыдной на Бога. Ты болеешь? - радуйся, ибо Бог, кого любит, того наказует. Ты беден? - радуйся, ибо добро Лазаря тебе приуготовляется. Бесчестье ли терпишь за имя Христово? - блажен еси, ибо бесчестье твое на славу ангельскую». А святой Иоанн Златоуст прибавляет: «Временная скорбь есть причина оживления души, она есть наука и исправление».Терпение и великодушие проявлял Лазарь в своих страданиях и бедах, не роптал, никого не хулил, не завидовал и не осуждал, не укорял Бога и ближних за свою печальную судьбу, а лишь терпеливо ждал блаженного конца и встречи с Господом. Лазарь умер незаметно, и ангелы Божии унесли его душу в место упокоения. Здесь он нашел тихое пристанище и за временные страдания обрел вечное и нескончаемое блаженство. Некоторые безумцы говорят об участи людей за гробом: «Ничего не будет по смерти: ни мучений, ни блаженства, - с окончанием здешней жизни все кончается». Евангелие говорит нам обратное: за гробом-то и начинается действительная и вечная жизнь или вечное мучение. Лазарь умер только телом, душою же он блаженствует и утешается; богатый же погубил свою душу, и она страждет и мучается.

Богатый, пребывая в адском пламени, взывает: «Отче Аврааме, помилуй меня, пошли Лазаря омочить мой язык». Он ощутил всем своим существом, куда завели его грехи и как горит язык, прежде пребывавший в пресыщении и пьянстве. Но отношение богатого к Лазарю как к бессловесному животному осталось прежним - он пытается им помыкать, обращаясь за этим к Аврааму. Авраам терпеливо и кротко объясняет богачу: «Чадо! Вспомни, что получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое, ныне же он утешается, а ты страждешь».Если различия между людьми на земле преодолимы, то на небе они вечны и загробная участь непреложна. Пропасть между местом мучения грешников и блаженством праведников устанавливается Богом в полном соответствии с нравственной пропастью, разделяющей тех и других на земле. Притча о богатом и Лазаре говорит нам о том, что свою судьбу в вечности мы решаем здесь, на земле, и во многом она зависит от нашего отношения к ближним. В притче о Страшном Суде мы видим, что Господь по Своему милосердию дает возможность последнего слова грешникам. Но самооценка богача не позволяет ему воскликнуть: «Прости, Лазарь, мое жестокосердие! Помолись за меня отче Аврааме! Господи, помилуй меня!» Богач просит Авраама послать Лазаря к своим братьям, должно быть богатым весельчакам, оставшимся еще на земле и живущим в неверии, чтобы их утвердить, что есть жизнь за гробом и предстоит суд без милости не оказавшему милости (Иак. 2, 13) и вечное мучение. Авраам отвечает: «Имут Моисея и пророки, да послушают их», то есть братья имеют возможность покаяться и изменить свой образ жизни. Но богатый и его братья слышали слова Священного Писания об адских мучениях, но не принимали их в серьез - как многие неверующие, называя их сказками и баснями, с весельем вопрошают: «Кто был во аде? Кто знает, что там будет?» Теперь же, испытав муки ада, богач говорит Аврааму: «Отче Аврааме! Аще кто от мертвых придет к ним - покаются!» Но Авраам ответил: «Если писанию не верят, то если кто и из мертвых воскреснет - не поверят».И, действительно, скольких мертвых воскресил Господь, сколько чудес сотворил, но иудеи не поверили и распяли Его. Очевидно, братья богатого дошли до такого нравственного падения, что не слышали голоса Бога, и, следовательно, всякое другое уверение для них было бы напрасным. Сердце их, исполненное грехом и неверием, упорно не желало верить в будущие муки, ожидающие грешников. И убедить их никакими чудесами в этом было нельзя. Поэтому, если мы встречаем неверующего, пожалеем о несчастном, у которого ослеплены духовные очи и разум находится в плену у диавола. Порой тщетно убеждать его в истине, коли у него нет желания слышать и принять ее. Одебеле сердце людей сих, - говорит слово Божие о неверующих, - и ушима своима тяжко слышаша, и очи свои смежиша (Ис. 6, 10). Мы можем только молиться, чтобы Бог силою благодати Своей коснулся сердец неверующих и дал им духовное прозрение, как Он даровал зрение слепым. Господь придет на Страшный Суд в день, в который мы не ожидаем, и мы никуда не уйдем от этого Суда, и тогда не останется никакого оправдания, потому что мы все знали, все слышали о воле Божией. Перед нами предстанут слова Евангелия как спасение или как суд. Будем помнить, что пространный и легкий путь в жизни сей ведет к вечной погибели, а узкий и тесный - к вечному блаженству. Не будем завидовать мнимому счастью богато, беспечно живущих, поскольку порой лучше есть простой хлеб, чем претерпевать постоянные тревоги о своем богатстве, о его приумножении и сохранении. Пусть имеющий нечто излишнее подает неимущему, через это получая надежду на спасение. Пусть наша материальная обеспеченность и спокойствие не закроют нам глаза на то, что у нашей двери порой находится нищий Лазарь. В притче о богатом и Лазаре мы слышим главную весть: те люди, которые в земной жизни наслаждаются, забывая о нуждах близких, в будущем веке будут страдать, а те, которые здесь в терпении страдают, получат там утешение. Научимся у Лазаря переносить стойко голод и холод, одиночество и нужду.

Будем подражать мужеству Лазаря и терпением своим спасем свои души (Лк. 21, 19), ведь терпение и смирение ведут на лоно Авраамово, где нет болезни, ни печали, ни воздыхания, а пребывает радость и божественное веселие. Ибо для этого Господь поведал нам притчу «О богатом и Лазаре», чтобы мы были усердны на всякое доброе дело, покаянием побеждали грехи, исправляли нравы. Если же не будем этого делать, то будем достойны адских мучений, ибо говорится: Раб же тот, который знал волю господина своего и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много (Лк. 12, 47). Поживем в мире сем так, чтобы, оставив его, с радостью оказаться на лоне Авраама и получить благодать и щедроты Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава ныне и присно и во веки веков!Аминь!

Настоятель храма Михаило-Архангела пос.Зирган прот.Роман Уточкин

Дети, я вам расскажу притчу о богатом и Лазаре, которую рассказал Иисус Христос Своим ученикам. Из этой притчи вы сами увидите, какой большой грех не помогать бедным, не подавать милостыню нищим и как страшно наказывает за это Бог. Один человек был очень богат, одевался в дорогие одежды и каждый день пировал. Какие богатые и дорогие одежды у него были! Не суконные, не шелковые, а из золотой парчи и бархата.

Каждый день он имел отличный обед и ужин. Какие вкусные кушанья подавались к его столу! Много разных дорогих вин ставили на стол, когда богач садился обедать, ужинать или завтракать. Сколько у него собиралось гостей, с которыми он ежедневно пировал! А в это время у ворот его дома весь в струпьях лежал один нищий по имени Лазарь. Этот голодный бедняк рад был объедкам, которые оставались от стола богача и выбрасывались вон. Возле этого несчастного, который едва мог сдвинуться с места, бродили собаки и лизали его раны.

Хорошо было жить богачу: ешь, пей что хочешь, только и дела, что веселись. И как тяжело было нищему! Но нищий умер, и попал он в царство небесное.

Слава Богу! Окончились страдания несчастного Лазаря. Он умер. Ангелы взяли его душу в рай, где Авраам и все святые. Нищий очутился в одном месте с Авраамом, который с радостью принял Лазаря, как отец, готовый посадить своего сына к себе на лоно (колени).

Умер и богатый, и его похоронили. Как вы думаете, где очутился богач после смерти? За то, что он и знать не хотел бедного Лазаря, ни разу не помог ему, Бог не пустил его в рай, а отправил в ад. Мучаясь в аду, богатый человек поднял однажды глаза кверху и увидел вдали Авраама и у него на руках Лазаря. Громко закричал богач: «Отец мой Авраам! Пожалей меня, пошли Лазаря, пусть он обмакнет кончик своего пальца в воду и смочит мне язык – я так мучаюсь в этом огне». Теперь-то богач узнал Лазаря, на которого не смотрел никогда, когда тот бедный лежал у его ворот. Но Авраам сказал: «Вспомни, как ты был счастлив в той жизни и как несчастен был Лазарь. Теперь же он здесь блаженствует, радуется, а ты мучаешься. Но кроме того, между нами и вами бездонная пропасть, так что никак нельзя перейти от вас к нам». Тогда богач попросил, чтобы Авраам хотя бы послал Лазаря к его пяти братьям научить, как нужно жить, чтобы и они не попали мучиться в ад. Авраам сказал: «У них есть Моисей и пророки, пусть делают то, чему он их учит». Богач сказал: «Нет, отец мой Авраам, вот если бы кто-нибудь из умерших пришел к ним, они бы покаялись». Однако Авраам сказал, что если его братья не слушают Моисея и пророков, то вряд ли поверят кому-нибудь из воскресших мертвых.

Вы поняли, дети, каким злым был этот богач! Вы осуждаете его за то, что он не помогал Лазарю, не взял его к себе в дом, не кормил и не лечил его, мол, так ему и надо! Да, дети. Плохо поступал богач, что не помогал Лазарю. Но разве у нас всегда помогают бедным? Разве не отказывают нищим? Не говорят: «Бог подаст!»? Еще хуже поступают. Не подадут милостыню, а назовут нищего лентяем, пьяницей и бродягой. Иной не только побоится сам подойти к нищему, который весь в лохмотьях, но и близко не подпустит его к себе. Нищему хочется есть, он просит хлеба или денег на хлеб, ему холодно, он устал и просит пустить его в дом погреться и отдохнуть, а ему говорят: «Пошел вон, дальше иди!» Богач хотя бы не гнал Лазаря от ворот своего дома, а у нас ведь часто гонят нищих с крыльца и дворов.

Бывает еще хуже, еще страшнее. Встречаются злые люди, у которых поворачивается язык смеяться над нищими и ругать их, поднимается рука отталкивать и бить их.

Милые дети! Будьте добрыми, подавайте нищим, будьте с ними ласковы: ведь они такие же люди, как и мы. Они наши братья. Кто не любит нищих, тот не любит Самого Иисуса Христа. Кто отказывает нищему, отказывает Христу. Кто любит Христа, тот любит и нищих. Если вы поможете бедному, подадите нищему, который и просит-то у вас: «Христа ради!» – вы подадите Иисусу Христу. Он Сам примет вашу милостыню.