Племя куку. Племя кукукуку и его копченые мумии - народы мира. Астрономы на пирогах

Папуа-Новая Гвинея – страна удивительная, ее можно назвать оазисом первобытной жизни: большинство племен, населяющих ее территорию, никогда не контактировали с внешним миром.

Однако установить контакт с некоторыми сообществами все же удавалось некоторым миссионерам, пишет Культурология .

Как шли на сближение с цивилизованными людьми представители племени куку-куку?

Куку-куку – древнейшее племя. Тысячелетиями представители этой народности жили небольшими группами, игнорируя (в новейшее время) любые попытки установления контакта. Когда в 1973 году государство Папуа-Новая Гвинея получило независимость, белые люди решили во что бы то ни стало узнать больше о местных аборигенах и приобщить их к благам цивилизации. Предпринималось много попыток образовательных миссий, но ни одна из них не увенчивалась успехом.

Племя куку-куку было одним из немногих, которое решилось на взаимодействие с белыми людьми, польстившись выгодой, которую сулило знакомство. Хотя «контакт» был установлен специфический: куку-куку согласились на примитивную торговлю с чужеземцами. Торговля представляла собой обмен товарами: аборигены приносили диковинные ракушки, а взамен за это получали соль, краски и предметы первой необходимости. Во время обмена стороны не встречались, туземцы оставляли товар на поляне вечером, а утром забирали полученный взамен скарб. Когда однажды белый человек остался в засаде, чтобы увидеть, как выглядят куку-куку, он тем самым подписал себе приговор: наутро его нашли мертвым.

Первый человек, которому все же удалось познакомиться с туземцами, – миссионер Поль Едидамо. Однако для этого он приложил немало усилий. Поль поселился в самом лесу, неподалеку от поселения куку-куку. Он построил дом и разбил огород, и стал ждать подходящего случая, чтобы каким-то образом встретиться с дикарями. Повод для встречи долго не представлялся, но Поль постоянно чувствовал, что за ним наблюдают из леса.

Местная красавица.

Когда плоды на огороде стали созревать, Поль вдруг заметил, что в одну из ночей его урожай попросту украли. Не было никаких сомнений в том, кто это сделал. Туземцы забрали только спелые овощи, и было очевидно: они вернуться за теми плодами, которые еще только дозревают. На следующую ночь Поль устроил засаду, оружия он не брал, но в его кармане был только фонарик. Около полуночи действительно появился мужчина, Поль тут же ослепил его лучом света. Расчет был верен: туземец опешил и стал, как вкопанный. Полю удалось кое-как успокоить его и жестами пригласить в дом. В доме Поль угостил туземца едой, тот попробовал не сразу. Наибольшие опасения у него вызвали конфеты, но, распробовав, мужчина вошел во вкус и съел целую горсть.

Стоит ли говорить, что на утро дом Поля был окружен дикарями. Все они хотели «бон-бон» (так туземцы назвали сладости), на радостях они опорожнили все запасы белого человека. С тех пор к Полю стали проникаться доверием. Ему удалось начать занятия с детьми куку-куку, рассказать им о правилах гигиены. Многих из них он научил английскому языку, и от них узнал некоторые сведения о жизни племени. Полю стало известно, что племя разделено на группы, и все они враждуют между собой.

Перед самым окончанием контракта к Полю пришли мужчины племени, неся маленькую девочку, привязанную к длинному шесту. Поль с содроганием взглянул на ребенка, он опасался, что аборигены решили ее съесть, поскольку она была из враждебного рода. Однако опасения были напрасны: куку-куку попросили своего белокожего друга угостить девочку конфетами. Они надеялись, что, распробовав сладость, она расскажет об этом соплеменникам, и те поменяют свой враждебный настрой. Было удивительно, что эти воины впервые задумались о мире, а поводом для этого стал тот самый «бон-бон».

Племя куку-куку – одно из немногих, с которыми цивилизованным людям удалось установить контакт. В Папуа-Новой Гвинее проживают и более кровожадные народности, попытка познакомиться с которыми может закончиться намного более плачевно.

О Джеймсе Куке мы узнали в первую очередь из песни Высоцкого, в которой есть сакраментальный вопрос: «За что аборигены съели Кука?». Они его не ели, на самом-то деле. А что же с ним случилось? Давайте разберемся.

Корабли Кука вышли из английского порта Плимут в 1776 г. Задачей экспедиции было найти Северо-Западный проход между Тихим и Атлантическим океанами.

Кук обошел мыс Доброй надежды, пересек Индийский океан и посетил Новую Зеландию и Таити.

Британский парламент обещал команде корабля, который сделает открытие — 20000 фунтов стерлингов — целое состояние по тем временам.

На рассвете 18 января 1778 г. Кук увидел землю: это были Гавайи. Корабли бросили якорь в бухте Ваймеа острова Кауаи. На берегу собралась большая крикливая толпа гавайцев.

Одни утверждали, что паруса — это огромные морские скаты. Другие говорили, что мачты это растущие в океане деревья.

Шаман объявил, что корабли это алтари почитаемого ими бога Лоно. В конце концов правитель решил послать своих представителей на борт.

Когда они поднялись на корабль, то чуть не сошли с ума от возбуждения: они приняли английские треуголки офицеров за треугольные головы. Одному из высоких вождей, взошедших на борт, Кук подарил кинжал.

Впечатление было настолько сильным, что вождь объявил новое имя своей дочери — Кинжал.

Команде требовались запасы воды и продовольствия, и Кук приказал лейтенанту Джону Вильямсону снарядить экспедицию на берег.

Позднее днем Кук решил сойти на берег самому и ходил посреди гавайцев безоружным. Те приветствовали его как самого высокого вождя. Они падали ниц на землю при его приближении и предлагали ему в подарок пищу, циновки и капа (материал из коры деревьев).

Шаман пребывал в неуверенности: отнести иностранцев к богам или к простым смертным? В конце концов он решил устроить простую проверку: предложил чужеземцам женщин.

Если англичане согласятся, то они явно не боги, а простые смертные. Англичане, естественно, провалили экзамен, но многие гавайцы еще сомневались.

Толпы женщин расстроили Кука, знавшего, что многие на кораблях страдали венерическими заболеваниями. Он приказал всем больным оставаться на борту, но эта мера была безуспешной, т.к. женщин стали доставлять прямо на борт. Мало кто сомневается, что именно команда Кука занесла на Гавайи сифилис и гонорею.

Расходная книга корабля «Резолюшн» содержит имена 66 матросов из команды в 112, которые лечились от венерических болезней во время плавания.

Через год после визита Кука болезни распространились по всем островам и стали одной из главных причин резкого сокращения уровня рождаемости.

Спустя две недели, отдохнув и пополнив запас продовольствия, корабли ушли на север искать северо-западный проход.

В конце ноября 1778 г. Кук вернулся на Гавайи. Именно там цепь несчастливых событий привела к его гибели. Обычно на других островах Кука встречали как главного вождя другого племени.

На Гавайях его приняли за бога Лоно. Древние легенды предсказывали, что Лоно вернется на плавучем острове. Оба визита Кука происходили в сезон праздника Лоно.

В течение семи недель Кук исследовал побережье островов, а затем стал на якорь в бухте Кеалакекуа самого большого острова Гавайи.

Выбор этой бухты еще больше убедил гавайцев в том, что Кук это воплощение бога Лоно, — по преданию, именно здесь Лоно видели в последний раз. Сотни гавайцев ринулись приветствовать возвращение Лоно. Они осыпали англичан всевозможными дарами, на борту постоянно находилось множество женщин.

Через некоторое время на борту появился Каланиопуу, правитель острова Гавайи. Он щедро снабдил Кука запасами еды и всевозможными подарками.

По мере того как суда производили ремонт и пополняли запасы продовольствия, некоторые гавайцы все больше укреплялись во мнении, что англичане были не боги, а простые смертные.

Т.к. чужестранцы обильно загружали суда продовольствием, гавайцы предполагали, что те покинули свою страну из-за голода.

Источник: newstyle-mag.com

Они вежливо намекали морякам, что пора и честь знать, и что они смогут посетить острова во время следующего урожая, когда снова будет много еды.

4 февраля 1779 г., через четыре недели после вхождения кораблей в залив Кеалакекуа, Кук приказал поднять якорь. Гавайцы с удовлетворением наблюдали за уходом англичан.

Однако в первую же ночь корабли попали в шторм и передняя мачта «Резолюшн» дала трещину. Нужно было возвращаться. Кук знал только одну удобную бухту неподалеку — Кеалакекуа.

Когда корабли вошли в знакомую бухту, ее берега были безлюдны. Посланная на берег шлюпка вернулась с известием, что Каланиопуу наложил табу на всю бухту.

Такие табу были обычным явлением на Гавайях. Обычно после того, как землю и ее ресурсы изрядно использовали, вожди запрещали туда вход на время, чтобы дать возможность восстановиться морским и земельным ресурсам.

Англичане чувствовали нараставшую тревогу, но им было необходимо отремонтировать мачту. На следующий день залив посетил правитель и дружелюбно приветствовал англичан, но настроение гавайцев уже поменялось, первоначальная теплота отношений понемногу растаяла. В одном случае дело чуть не дошло до стычки, когда вожди приказали гавайцам не помогать команде, сошедшей на берег за водой.

Источник: tambovodb.ru

На рассвете следующего дня англичане обнаружили, что шлюпка корабля «Дискавери» исчезла — гавайцам удалось украсть ее прямо из-под носа вахтенного матроса.

Кук был вне себя от ярости — эта шлюпка была лучшей из тех, которые были на борту. Он приказал блокировать бухту, чтобы ни одно каноэ не могло из нее выйти.

Кук взял двустволку, лейтенанта Филлипса и девятерых морских пехотинцев и отправился на берег встретиться с правителем Каланиопуу.

Он собирался использовать план, который никогда не подводил его при подобных обстоятельствах в других местах: он пригласит правителя на борт и будет удерживать его там до тех пор, пока его подданные не вернут лодку.

В семь утра Кук сотоварищи выбрались на берег; две шлюпки остались ждать у берега. Кук считал себя другом гавайцев, которому было нечего опасаться. Кук вошел в дом и заговорил о пропаже со стареющим правителем.

Как оказалось, тот ничего не знал о лодке, но Кук все равно решил привести свой план в исполнение и пригласил правителя провести день на борту корабля. Каланиопуу с удовольствием согласился.

Однако его жены и некоторые из вождей не хотели, чтобы правитель шел на корабль; толпа быстро росла.

В это время над заливом разнеслось эхо выстрелов; гавайцы заметно встревожились. Кук уже понял, что привести правителя на корабль не удастся.

Он поднялся и один пошел к лодке. В этот момент в возбужденную толпу вбежал гаваец и прокричал, что англичане убили высокого вождя, когда тот пытался выйти из бухты на своем каноэ.

Это было объявлением войны. Женщины и дети исчезли. Мужчины надели плетеные доспехи, в руках появилось оружие. Один из воинов приблизился к Куку и замахнулся на него кинжалом. Кук взвел курок и выстрелил.

Пуля малого калибра застряла в защитной накидке воина. Тот триумфально обернулся к соплеменникам показать, что цел и невредим. Теперь даже самые робкие решили напасть на человека, которого они считали богом. По оценке одного из англичан, в то утро на берегу собралось от 22 до 32 тысяч вооруженных гавайцев.

Кук отступил к самой воде. Еще один воин с кинжалом напал на него. Кук поспешно выстрелил, но промахнулся и убил другого гавайца. Ударом приклада Филлипс сбил с ног одного нападавшего и застрелил другого.

К этому моменту пехотинцы выстроились в линию на берегу и дали залп по толпе. Экипаж в лодках также открыл огонь.

Куки

Страны проживания: Индия , Бангладеш , Мьянма
Регион проживания: Азия

КУКИ, народы, составляющие подгруппу в группе куки-чин. Живут на северо-востоке Индии , в Бангладеш , Мьянме . Общая численность - свыше 2,7 млн. человек. Говорят на языках подгруппы куки и центр. и север. чин центральной группы сино-тибетской семьи. Придерживаются традиционных верований, есть индуисты, христиане, мусульмане-сунниты. Основные племена: пурум, чиру, аймол, хмар и др. (в Индии).

Традиционное занятие - ручное подсечно-огневое земледелие (рис, кукуруза, овощи), переходят к пашенному, часть куки обрабатывает заливные поля у подножия гор. Из ремёсел развиты прядение и ткачество.

В недалёком прошлом деревни часто переносились при смене полей. Дома бамбуковые - наземные или свайные. Соломенная крыша двух- или четырёхскатная.

Традиционная женская одежда - несшитая юбка, перепоясанная широким куском ткани, и белая кофточка. Мужская - рубаха, дхоти, безрукавка, тюрбан.

Сохраняется общинное землевладение, управление общиной - на демократических началах. Существуют патрилинейные роды, внутри которых различаются старшая и младшая ветви. Между родами брачные отношения строятся по системе, известной как кольцевая связь родов, или трёхродовой союз. Семья куки включает родителей, несовершеннолетних детей и семью сына-наследника. Существовал обычай отработки за невесту. Наследование патрилинейное, считается предпочтительным Брак с дочерью брата матери. При наличии заливных полей, считающихся владением семьи, в отцовском доме после свадьбы иногда остаются и другие сыновья, образуя большую семью.

Традиционные верования - почитание добрых и злых духов.

В последние годы некоторые мелкие племена куки (аймол, чхоте и др.) меняют свою этническую ориентацию и ассоциируют себя с нага; другие тяготеют к мизо.

Самолет из столицы Папуа – Новой Гвинеи, Порта-Морсби, в Гороку летает один раз в неделю. В новогвинейских условиях это называется «постоянной связью». И Горока, которая в других местах была бы малозаметной деревушкой, куда сходятся для торговли люди из разных племен, здесь считается крупным центром, достойным нанесения на карту.

Самолет резко идет вверх. Высоко над туманом и облаками внезапно появляются светло-серые горы. По фюзеляжу хлещут тяжелые капли дождя. Вдруг тучи исчезают, и какое-то время самолет летит над залитой солнцем долиной, где виднеются несколько разбросанных у подножия гор хижин - единственное свидетельство присутствия человека. И снова тучи и дождь. А через четверть часа - опять долина. И опять горы. С самолета становится понятным, почему разные племена в этих краях могут жить рядом тысячи лет и не знать ничего о существовании соседей. Австралийские географы придумали для этих мест выразительное название: «Broken-Bottle land» - «Страна битых бутылок».

Представьте себе бутылку с отбитым горлом. Дно ее осталось целым, и его окружают отвесные стенки с острыми краями - именно так выглядят с самолета бесчисленные долины.

Именно здесь в центре острова и проживает одно из самых загадочных племен – «морщинистые» папуасы. Раньше этот народ был очень многочисленным и воинственным. Им, как и живущим неподалеку племенем куку-куку, пугали детей. Войны и нападения на соседние деревни следовали одна за одной. И горе побежденных сопровождалось ритуальными плясками победителей. Однако странная болезнь, некогда посетившая племя, существенно сократила его численность. И лишь легенды рассказывают о его былом величии.

«Морщинистые» не более морщинисты, чем другие люди. Но, во-первых, названия многих племен очень условны. Они попали на карту по-разному: то со слов соседей-врагов, которые сообщили недружелюбное прозвище, то по чистой случайности.

Во-вторых же, в племени «морщинистых» необычайно почитают стариков, а признак старости - морщины. И каждый мужчина племени, знакомясь с чужим человеком, первым делом показывает на свое лицо: «Смотри, сколько у меня морщин! Я уважаемый человек!»

Первым белым, добравшимся до земли «морщинистых», был австралийский полицейский офицер Джералд Мак-Артур. 6 декабря 1953 года он записал в своем служебном дневнике:
«...На юго-западе мы перевалили через горный хребет и попали на территорию племени, которое соседи называли «морщинистыми». По рассказам соседних племен, в старые времена «морщинистых» боялись не меньше, чем куку-куку. Однако последнее время неизвестная болезнь значительно уменьшила численность племени. По мнению папуасов, болезнь наслал дух Холе за многочисленные обиды, причиненные соседям.

В первой же деревне «морщинистых» я увидел девочку, сидящую у костра. Она тряслась всем телом, как бы в лихорадке. Мне объяснили, что она заколдована. Туземцы называли колдовство словом «куру». Девочка, объяснили они, будет трястись, не переставая, потом не сможет ни пить, ни есть и через несколько недель умрет».

В 1965 году датский медицинский географ Арне Фальк-Рённе провел в долине свыше двух месяцев. Экспедиция его вышла из Гороки и много дней продиралась и прорубалась через переплетенный лианами лес.

Вот как он вспоминает встречу с «морщинистыми»: «Внезапно появляется проводник
- С вами хочет поговорить семья канаков, мастер, - говорит он.
- Чего они хотят, Табаси?
- Им хотелось бы, чтобы вы с ними поздоровались. Они никогда еще не видели белого. Только... сэр, они взяли с собой «тихого человека»...
«Тихим человеком» в здешних местах называют мумии предков которые хранят в хижинах. А по торжественным случаям носят и с собой. Здесь, в горах, уверены, что мумия предка видит и понимает все, что делается вокруг.

«Табаси приводит гостей. Мужчины несут на плечах что-то похожее на сплетенные из бамбука носилки. В них лежит завернутая в циновку мумия. Люди останавливаются в нескольких метрах от меня, а три женщины бережно поднимают голову «тихого человека». Они обращаются с ним с такой лаской и заботливостью, что я начинаю чувствовать к нему зависть. Гости держатся с большим достоинством. Они делают все, чтобы «тихий человек» рассмотрел нас со всех сторон. Вообще, они кажутся мне симпатичными людьми».

Первые врачи, исследовавшие болезнь куру, доктора Зигас и Гайдусек назвали ее «смертью от смеха», потому что больные зачастую издают звуки, напоминающие смех. Однако на местном наречии слово «куру» значит скорее «смерть от ужаса» или «смерть от холода».

Признаки болезни всегда одинаковые: человек перестает владеть своим телом, ему становится трудно садиться. Он слабеет, передвигается с трудом. Через некоторое время он уже вообще не может двигаться.

Предполагают, что куру появилась среди «морщинистых» лет тридцать пять тому назад. В то время о существовании племени не знал ни один белый.

Болезнь, без сомнения, наследственная, ибо в некоторых семьях погибали от куру женщины в нескольких поколениях и в одном и том же возрасте.

Причины болезни установить, пока, не удалось. Но, во всяком случае, болезнь эта не внесена извне: она распространилась за несколько лет перед тем, как сюда попал первый белый.
Пища «морщинистых» тоже ни при чем: она не отличается от пищи остальных племен этого района. А у них куру не бывает; в тех же нескольких случаях, которые зарегистрированы, матери больных были из племени «морщинистых».

Если средства борьбы с куру не будут найдены, племя «морщинистых» исчезнет. Многие ученые предполагают, что в истории Новой Гвинеи были уже племена, вымершие от подобных загадочных болезней. Причем племена, культурный уровень которых значительно превосходил уровень нынешних папуасов.