Морские ритуалы традиции и обычаи. Морские суеверия и приметы. Николай Чудотворец – покровитель мореплавателей

Морской обычай (англ. The Custom of the Sea) - особый морской закон, согласно которому затерянным в море и умирающим от голода морякам разрешалось людоедство. Моряки должны были все единодушно согласиться и тянуть жребий, чтобы решить, кого должны были убить и съесть первым. Процедура должна была продолжаться до спасения или до последнего человека. Конечно, людоедство - табу во всех современных обществах, однако в системе романо-германского права обычай иногда выступает как дополнение к закону, или иногда преобладает над ним. В некоторых западноевропейских странах морской закон преобладал над нормой гражданского кодекса, обычно запрещает каннибализм (людоедство).

Исторические примеры
Случай с матросами китобойного судна «Эссекс»

12 ноября 1820, находясь на расстоянии почти тысячи километров от порта, китобойный корабль «Эссекс» был вдруг атакован китом, на которого ранее неудачно охотились члены экипажа. В результате этого необычного происшествия корабль был сильно поврежден, и капитан вместе с командой решили оставить его и плыть к побережью Южной Америки на трех лодках. 20 декабря 1820 20 человек, спаслись, увидели землю и скоро высадились на маленьком острове. Трое членов экипажа осталось на острове, а остальные 17 продолжали искать побережья Перу или Чили. 10 января умер первый из матросов из-за нехватки еды и особенно воды. Голодные и жаждущие - моряки уже не могли продолжать путешествие и остались посреди океана ожидая помощи. 20 января умер еще один человек, а 23 февраля еще один. В отличие от предыдущих, тело этого матроса не похоронили в море, как других, а съели. Тела еще трех других матросов были потреблены проголодавшимися. 1 февраля полностью закончилась еда и уцелевшие матросы решили воспользоваться морские обычаи и тянуть жребий чтобы определить, кого должны застрелить и съесть следующим. Сначала капитан отказался следовать этому обычаю, но страдая от сильного голода и под давлением команды согласился. Именно его 17-летний двоюродный брат вытащил роковой жребий и был убит и съеден следующим. Голодные матросы съели еще двух членов экипажа таким образом, пока 23 февраля они не были спасены английским судном.

Некоторые части этой реальной истории вошли в сюжет романа Моби Дик - классики американской литературы.
Дело Дадли и Стивенса

19 мая 1884 английский яхта Миньйонет с четырьмя членами экипажа отправилась из Англии в Австралию. Команда состояла из капитана Тома Дадли, Эдвина Стивенса, Эдмонда Брукса и подростка Ричарда Паркера.

5 июля около мыса Доброй Надежды из-за плохой погоды яхта затонула. Четверо членов экипажа спаслись на маленькой лодке. 12 дней они потребляли консервы и то, что могли поймать в океане. После восьмого дня без воды и пищи молодой Ричард Паркер первым потерял сознание и, возможно, был болен, потому что пил морскую воду. Дадли предложил убить Паркера, чтобы съесть его, пользуясь морскому обычаю. Другой член экипажа Брукс был единственным, кто не согласился. На следующий день Дадли и Стивенс убили парня и потребляли его тело следующие четыре дня, пока их не спас немецкий корабль. По возвращению в Англию члены экипажа были обвинены в убийстве. Судебный процесс над спасенными получил широкую огласку не только в Англии, но и за ее пределами. Обвиняемые не признавали себя виновными, ссылаясь на морской обычай и обстоятельства трагедии. Дело было направлено в Лондон, где Дадли и Стивенс были признаны виновными в убийстве, так как по мнению судей не существовало оснований для убийства и несмотря морской обычай решение не было единогласным.

Это дело стало одним из самых известных в английском юриспруденции - на нее ссылались еще несколько раз в Англии и Соединенных Штатах.

Морской сайт Россия нет 28 октября 2016 Создано: 28 октября 2016 Обновлено: 28 октября 2016 Просмотров: 50495

Многое в моряках непонятно постоянно живущему на суше, и особенно - его легкомысленное отношение к тяжелым трудом зарабатываемым деньгам, далеко не большим; его поведение на берегу и многое-многое другое.

Моряк-профессионал формируется как таковой под влиянием многих причин: это и поверья (в общежитии называемые предрассудками), и морские легенды, обычаи, и своеобразный уклад жизни, и весьма выразительный, ядреный морской язык; песни, игры и прочее. Все это очень интересно, и можно было бы составить целую книгу. Здесь мы коснемся этого безусловно важного вопроса.

Поверья-предрассудки

Поверья возникали в результате наблюдения над разными явлениями природы моряками всех наций с первых дней мореплавания. Многое стало предрассудком в силу совпадения момента проявления скрытых сил природы с каким-либо несчастьем на судне или с членом экипажа. Много чудесного порассказано и в силу свойственного человеку желания преувеличить, особенно когда бывалый соленый моряк повествовал о долгих походах и происшествиях.

Тома написаны о морских предрассудках, начиная с похода аргонавтов, легенды сложены о плавающей скале-острове, о Летучем голландце. Такие чисто морские явления природы, как водяные смерчи, фосфоресценция воды, огни святого Эльма, ветры, штормы, морские чудовища не могли не породить большого числа легенд, поверий и обычаев, помогавших избежать ужасных явлений.

В числе таких поверий в Англии - невозможность. выхода в море в пятницу, и тем более в пятницу тринадцатого числа. Между прочим, тринадцатое число часто приходится именно на пятницу. В России роль пятницы отводится понедельнику, а тринадцатое число также не в почете.

Приведем несколько поверий, которые русские моряки соблюдают инстинктивно, в силу обычая: нельзя закуривать трем лицам от одной и той же спички - один из прикуривших обязательно скоро умрет; нельзя свистеть на палубе - этим накликается шторм; поскреби мачту, если, лежа в штиле, хочешь ветра. Адмирал Коломейцов указал еще на одно поверье. Во время штиля, чтобы получить ветер, надо было написать на клочке бумаги имена десяти лысых человек, выбросить бумажку за борт и скрести ногтями мачту, слегка посвистывая... Вскоре паруса наполнялись ветром.

К разряду таких поверий должны быть отнесены и поговорки: «Если дождик перед ветром - поставьте марса-фалы. «Если дождик после ветра-снова выбирайте их».

Было в обычае русского флота при проходе траверзе южного Гогландского маяка бросать Нептуну мелкую монету как дань за благополучное дальнейшее плавание, в особенности если корабль шел в дальний вояж.

Интересен обычай, свято соблюдаемый во всех флотах и явившийся результатом драконовских мер наказания в далеком прошлом, а именно - признание неприкосновенности сундука или чемодана, в котором моряк хранит свое нехитрое имущество. Отсюда ненадобность замка, полное отсутствие воровства в матросской среде. Стянуть же у офицера - совсем другое дело.

К большому огорчению, мы должны оговориться и выделить русского матроса эпохи броненосного флота из общего правила. Случаи кражи в матросской среде на кораблях русского флота были далеко не единичны и особенно - на судах внутреннего плавания. Мы объясняем это не только падением нравственности после японской войны, но и отсутствием правильного воспитания матроса, отсутствием того, что мы называем собирательно - школы морской жизни. Таким же общим международным морским обычаем является признание превосходства кормы корабля перед его носом. Бак - это дом матроса, и офицер там бывает только по службе; офицер дома - на юте, матрос туда не допускается. Этот морской обычай-традиция - одна из основ дисциплины, особенно на коммерческих судах. На этом обычае, строго говоря, в торговом флоте держится все.

Старый, моряк - строгий противник убийства чаек и вообще всякой морской птицы. Идет это также из далекого прошлого и является результатом веры в то, что Душа погибшего моряка переселяется в морскую птицу.

Традиции моряков

На палубу принято ступать правой ногой. А плюнуть на палубе - преступление.

В судовом журнале заранее не обозначается порт, в который следует корабль, пока он в него не прибудет.

Даже в наше время в стенки и настил ходовой рубки корабля закладываются различные вещи. Например, ботинки или схожие с ними по форме предметы. Все это является современным вариантом древнего обряда, по которому не следовало вверять судно воле морских божеств, не умилостивив их какой-либо жертвой. Изначально в жертву приносили живое существо - иногда даже мужчину или женщину - или кропили нос корабля кровью, а ныне жертвуют бутылкой шампанского. Именно ее обычно разбивают о нос каждого только что спущенного на воду корабля. При этом каждому известно, что корабль, о нос которого бутылка разбилась не сразу, считается обреченным.

Нельзя выходить на верхнюю палубу без головного убора.

Морские поверья

Кошка, особенно черная, считается у моряков счастливым животным. Однако кот, который в море начинает резвиться, "несет на хвосте ветер" и предвещает скорый шторм.

Неудачи будут преследовать корабль с мертвецом на борту, вот почему тело усопшего стараются побыстрее предать волнам.

Неудачи будут преследовать судно, сменившее название, поэтому моряки с неохотой нанимаются на такие суда.

Есть поверье, что души погибших в море перевоплощаются в морских птиц. Поэтому, бывалые моряки стараются не обижать чаек и другую летающую над водой живность. Также очень уважаемым животным на море является кит. Считается, что встреча с ним приносит удачу.

Самым почитаемым святым у русских моряков считается святой Никола Морской. Они верили, что только их Покровителю «Божья милость вперед дарована», то есть в критической ситуации он может помогать самостоятельно, не согласовывая свои действия с Богом.

Женщина на корабле - к беде. Возникло, по-видимому, из-за того, что на английском языке слово "корабль" женского рода. Поэтому предполагалось, что она - корабль - будет ревновать членов экипажа корабля к появившейся на нем женщине.

Присутствие при закладке корабля девственниц, особенно рыжих - плохая примета.

Первый гвоздь в киль корабля нужно забивать через подкову. Гвоздь желательно должен быть золотым (или монеткой золотой).

Кораблю с килем из брусьев ясеня, рябины, кизила будет сопутствовать благополучное плавание.

Корабль с килем из краденого дерева сгорит во время первого же выхода в море, если кража будет обнаружена. Если кража не будет раскрыта, то корабль ночью будет идти быстрее, чем днем.

Подкова, прибитая к мачте, защищает корабль от беды.

Хвост акулы, прибитый к бушприту, способствует увеличению скорости корабля.

- "Винное крещение" - разбивание бутылки о форштевень спускаемого на воду корабля. Если бутылка не разбивается с первого раза или пролетает вообще мимо корпуса - это сулит несчастья кораблю.

Преждевременное оглашение имени корабля крайне нежелательно.

Нельзя менять имя корабля.

День выхода корабля в море - пятница (день распятия Христа), особенно 13 числа, - несчастливый день.

День выхода корабля в море - первый понедельник апреля (день рождения первого в мире убийцы Каина и день убийства им своего родного брата Авеля) - несчастливый день.

День выхода корабля в море - второй понедельник августа (день гибели городов Содома и Гоморры) - несчастливый день.

Пассажиры - юристы (защищающие интересы судовладельцев) и служители культа - могут привести к бедам в плавании.

Покойник на корабле - к несчастью. Необходимо уложить его, коли он появился, поперек диаметральной плоскости корабля, а по прибытии в порт незамедлительно отправить на берег. И только после отправки тела покойного можно было сходить на берег.

Закон передачи бутылки с вином - против солнца, то есть соседу справа. Передача по солнцу - морская серость.

Бегство крыс с корабля - к его гибели.

Кривоногий моряк - к удаче.

Рождение на борту ребенка - к удаче.

Швабра или ведро, уроненные за борт, - к неудаче.

Огни Святого Эльма на мачтах корабля - к удаче.

Передача корабельного флага между ступеньками трапа - к неудаче.

Несчастье ожидает тех, кто использует вещи утонувших моряков или приносит на борт цветы перед выходом в море.

Съемка с якоря в понедельник, особенно 13 числа, сулит беду (на русском флоте).

Плюнуть на палубе - преступление.

Поскреби по мачте - и появится ветер во время штиля.

Во время штиля надо написать на бумажке имена десяти лысых человек, выбросить бумажку за борт и скрести ногтями мачту, слегка посвистывая, - непременно появится ветер.

Признание неприкосновенности сундука или чемодана.

Признание превосходства кормы корабля перед его носом.

Нельзя убивать чаек или вообще всякую морскую птицу (души погибших моряков переселяются в них).

Для вызова ветра капитан должен бросать свою фуражку, а рулевой - сапог в сторону, откуда требовался ветер.

Средство от смерча - втыкание ножа с черной рукояткой в мачту в очетании со звоном оружия и заклинаниями.

Для вызова ветра - хлестать друг друга плетьми.

Морские легенды и мифы

Согласно мифологии древних греков у повелителя ветров Эола были четыре помощника – северный бурный ветер Борей, восточный Эвр, южный Нот и западный Зефир. И чтобы не разгневать Эола с его помощниками, моряки обращались к повелителю ветров с молитвами и делали ему подношения. Но такие подношения и молитвы существовали не только в Европе, до сих пор в странах юго – восточной Азии моряки возносят молитвы своим древним богам, зажигают благовония и приносят дары, причем делают это с восточной щедростью и почтением, кидая в море серебряные или даже золотые монеты и украшения.

- «Огни святого Эльма», которые являлись ни чем иным как электрическими разрядами в виде светящихся пучков, возникающих на острых концах высоких предметов при насыщенности атмосферы электричеством. Такие «огни» большинство мореплавателей считало дурным знаком. Считалось, что степень грозящей судну опасности зависит от цвета огней. Но при этом, справедливости ради, можно отметить, что эти «огни» не всегда считались плохим предзнаменованием и даже, наоборот, принимались некоторыми моряками за знак благосклонности высших сил. Так общеизвестно, что Колумб в своем первом плавании через Атлантику смог предотвратить бунт экипажа одного из своих кораблей - «Санта – Марии» - благодаря указанию на «огни» как на знак благосклонности небесных сил к их затянувшемуся плаванию.

Интересна и история происхождения праздника Нептуна, отмечаемого и в наши дни на всех кораблях, пересекающих экватор.
Нептун считался у древних римлян богом морей. Но так было не всегда – сначала он почитался как божество рек и источников, а также «курировал» осадки и был покровителем лошадей. Уже намного позже под воздействием эллинских верований Нептун приобрел черты, характерные для древнегреческого бога морских стихий Посейдона, и мифологические сказания передали ему такой атрибут Посейдона как трезубец. Нептун стал почитаться как владыка морей и океанов, и именно с этого момента моряки стали просить у него разрешения на пересечение экватора, точнее даже не экватора, а определенной зоны, отмечаемой на картах в качестве границы между различными полушариями земли, так как само понятие «экватор» появилось только уже во времена Великих географических открытий. С этих времен дошло до наших времен и первое упоминание о празднике Нептуна в том виде, в котором он празднуется и поныне.

Отдельное место в морских легендах и преданиях занимают таинственные и ужасные обитатели морей и океанов и особенно их глубин. В древности те или иные те или иные опасные для мореплавания места также связывали с какими-то сверхъестественными существами. Классическим примером могут служить Сцилла и Харибда, мифические существа, которые, как гласят древнегреческая мифология и «Иллиада» Гомера, обитали по обеим сторонам узкого пролива (как полагают ученые, Мессинского) и губившие проплывавшие корабли.
Подобные морские чудовища являлись персонажами и других древних мифов, откуда они несколько позже перекочевали и в Библию. Однако большая часть мифов и легенд о морских чудовищах передавалась устно из поколения в поколение мореплавателей.

Суеверие у моряков-подводников

Большинство подводников уверено, что везение или невезение лодки закрепляются за ней вместе с номером. Отмечено, что трагедии часто случаются с субмаринами, оканчивающимися на "девятку".

Простое перечисление фактов только подтверждает эту теорию: 8 марта 1968 года подлодка К-129 Тихоокеанского флота затонула в период несения боевой службы у острова Гуам (поднята силами США в 1974 году). Погибли около 100 человек.

В 1970 году атомная подводная лодка Северного флота К-69 столкнулась с неустановленной АПЛ ВМС США.

В том же году на АПЛ К-329, строившейся на заводе "Красное Сормово" в г. Горьком, произошел неконтролируемый пуск реактора, после чего возник пожар и последующий выброс радиоактивности.

В начале 1983 года атомная подводная лодка Северного флота К-449 столкнулась с неустановленной АПЛ ВМС США.

В том же году 24 июня АПЛ Тихоокеанского флота К-429 затонула около побережья Камчатки, в бухте Крашенинникова. После подъема поставлена на ремонт. При окончании ремонта снова затонула у стенки завода. Погибли 2 человека. 6 октября 1986 года атомная субмарина Тихоокеанского флота К-219 с двумя реакторами и 15 баллистическими ракетами на борту затонула в Саргассовом море около Бермудских островов вследствие взрыва в ракетной шахте. 4 члена экипажа погибли.

Последняя авария - осенью 2003 года уже списанной К-159, следовавшей к месту утилизации в порт Полярный, унесшая жизни девяти человек.

Приметы и суеверия у моряков

Все моряки верят в примету относительно крыс, покидающих корабль, ибо им прекрасно известно, что крысы не терпят сырости, а потому, если грызуны бегут, это означает, что на корабле открылась течь.

Нельзя закуривать трем лицам от одной спички - один из прикуривших обязательно умрет.

Моряк с разноцветными глазами - к несчастью.

Уронить на борт ведро или швабру - дурная примета.

Нельзя свистеть на палубе - этим накликается шторм.

Женщина на борту традиционно считается дурным предзнаменованием для судна. Однако ребенок на корабле – к счастью.

Одни из самых древних морских суеверий связаны с татуировками. С помощью них моряки пытались снискать расположение богов и благополучно вернуться домой. Удачу приносили изображение моря (символ надежды), черной кошки, клевера с четырьмя листками и подковы. У многих моряков распространены татуировки с изображением звезды между указательным и большим пальцами рук. Так, в американском ВМФ считается, что человек, на левой стопе которого изображены свинья и петушок, никогда не утонет.

В каждом порту знают, что указывать пальцем на судно, выходящее из него, значит обречь его на гибель.

День выхода корабля в море - пятница, особенно 13 числа, - несчастливый день.

ВЕТЕР ПОПУТНЫЙ

Поморы в ожидании попутного ветра заговаривали имена всех ветров,делая при этом засечки на специальной палочке. Её кормчий бросал через голову в море, говоря ласковые слова жене нужного ветра и ругая жену противного.
Шведы в таких случаях произносили молитву, где просили помощи у всесильного духа короля Эрика. По преданию, он мог направлять ветры в ту сторону, куда направлял козырек своей шапки.
Такой ветер называли "шапочный", а головные уборы фасона "как у Эрика"были обязательным атрибутом одежды каждого уважающего себя шкипера-шведа. У новозеландских моряков бытовал обряд "кормления" нужного ветра.

ВЫСВИСТЫВАНИЕ ВЕТРА

С незапамятных времен мореходы и рыбаки стремились не только предугадать, какой будет ветер, но и пытались управлять им. Так родилось множество обрядов и магических средств, призванных уберечь судно от штормов или же вызвать нужный ветер. Например, в штиль "испытанным" способом заставить работать ветер было "высвистывание".
Греческая легенда о морском божестве Тритоне гласит, что он по велению отца - бога морей Посейдона - должен был с помощью раковины "высвистывать" волнение на море, а, когда нужно, успокаивать его. Таким же приемом пользовались и китайские мореходы, хотя с мифами древней Эллады они не были знакомы. Китайцы считали, что в морских раковинах обитают духи, повелевающие морской стихией. Особенно они дорожили редкими белыми раковинами "юсуань", имеющими завитки по часовой стрелке. Обычно они хранились в монастырях и по стоимости приравнивались к алмазам. Счастлив был тот моряк, которому разрешали брать с собой в море священную реликвию.

Шло время, раковинами пользоваться перестали, однако обычай "высвистывать" ветер продолжал жить, распространившись по всем морям и флотам. У русских моряков есть пословица: "Не посвистишь, так и ветра не будет". Но свистеть надо было с умом. Для этого у капитанов и боцманов имелись специальные "заговоренные" свистки, которые хранились в молитвенных шкатулках и использовались лишь в крайнем случае.

"Высвистывали" ветер мелодичными трелями, повернувшись в ту сторону, откуда ждали его прихода. Количеством посвистов определялась сила ветра и его продолжительность. Простое бездумное посвистывание на судне строго каралось, так как, по мнению моряков, могло привести к непредсказуемым бедам.

Впрочем, на "высвистывание" ветра полагались не все мореходы. Наиболее предусмотрительные принимали надлежащие меры еще до выхода в море. Например, древние греки перед длительным плаванием обривались наголо, как бы отдавая свои волосы в дар богу северного ветра Борею.
Финны приобретали в портовых лавках чудодейственные веревочки с тремя заколдованными узлами. В нужный момент, развязывая определенный из них, можно было вызвать легкий ветерок, хороший крепкий ветер или злую бурю. Кто был победнее, мог купить простой амулет в виде медальона с изображением судна, идущего под парусами.

У соленых бродяг были и другие "проверенные" средства. Например, считалось, что приносило ветер бултыхание швабры за боротом судна, царапанье мачты ножом, обливание парусов водой, привязывание к вантам ботинка или выбрасывание за борт какого-нибудь предмета в дар морским богам.
Правда, бывало, что все эти действия, вместе взятые, так и не вызывали ни малейшего движения воздуха. Тогда оставалось последнее средство... хорошенько выпороть сопливого юнгу, да так, чтобы он визжал на весь океан.

КИТ

Существует поверие, что кит - счастливое животное. Беда ожидала тех. кто убивал китов, однако появление китов там, где их раньше не видели, сулило грядущие неприятности. Многие жены китобоев в различных странах лежали в постели и голодали, пока мужья находились в море, чтобы обеспечить им хорошую добычу.

ЛАБЕРЛАНД

У англичан Lubberland это мифическая страна изобилия, рай для моряков, умерших на земле, в отличие от Fiddlers Green - "Поющие кущи"-рай для моряков, погибших в море.

ЛЕСТНИЦА ИАКОВА (ЛЕСТНИЦА АНГЕЛОВ)

Такое прозвище носит трап с деревянными балясинами и тросовыми тетевами. Название такое он получил по оптическому явлению в небе, когда сноп солнечных лучей, проходящий сквозь прорывы в облаках и прочерчивающие свой путь сквозь туман благодаря рассеянию на каплях, из которых он состоит. Видны, когда Солнце скрыто за тяжелыми облаками, а воздух наполнен легким туманом. Лучи параллельны, но кажутся расходящимися из одной точки - Солнца.

МАЧТА

Считалось, что во время штиля, чтобы вызвать ветер нужно царапать мачту ножом, причем с той стороны с которой необходим ветер.

ПАЛЕЦ

Всем с детства известно, что указывать пальцем на что-либо не только показывать вашу невоспитанность, но и является дурным тоном и некрасивым поступком. Особенно дурная примета показывать пальцем на небо - это может разгневать богов и принести шторм или штиль. И в каждом порту все знают, что указывать пальцем на судно, выходящее из него, значит обречь его на гибель.

ПАРУСА

Если в море штиль, то чтобы появился ветер и паруса наполнились ветром, их обливали водой.

ПОДКОВА

Казалось бы, что подкова сугубо сухопутный талисман. Однако и море она имеет большое значение. Если подкову прибить к мачте, на двери каюты или под палубой, то "госпожа Удача" обязательно поможет вашему судну. Именно поэтому на мачте флагманского фрегата знаменитого адмирала Нельсона тоже была прибита подкова.
Причем надо заметить, вешают подковы разными способами. Русские концами вниз. Многие нации прибивают концами вверх, считается, что тогда удача не убежит (не выльется). А можно ее повесить и в среднем положении, тогда она будет символизировать букву "С" - первую букву в имени Христа (Christ).

ПРОТИВНЫЙ ВЕТЕР

Древние мореходы Индонезии представляли противный ветер в виде разгневанной женщины-бури. Лучшее средство избавиться от ее козней... раздеться всем морякам догола. И тогда смущенная "ветреная дама" обязательно сворачивала в сторону.

СВИСТ

Почти на всех морях строго соблюдают положенное табу - свистеть в море нельзя. От этого может измениться ветер или начаться шторм. У многих народов свист вообще считается грехом, так как свистеть могут только черти.
Свист раздражает и гневит морских богов. У христиан нелюбовь к свисту связана с преданием, по которому одна легкомысленная женщина насвистывала, наблюдая, как кузнец изготавливал гвозди, которыми позднее были прибиты к кресту руки и ноги Иисуса Христа. Современные моряки знают и другую примету - "не свисти - денег не будет".

СЕРЬГА

Серьга в правом ухе оберегает от ревматизма и ослабления зрения. Большую золотую серьгу, носили моряки прошедшие мимо мыса Горн.

СВЯТОЙ НИКОЛАЙ

У русских моряков самым почитаемым святым, считается святой Никола Морской. Он не только "защищает бедных и неимущих", но и может оказать помощь судам, терпящим бедствие, прекратить шторм, исцелить матроса, упавшего с мачты, и прочее. Николу Морского называют "скорым помощником".
В рукописном памятнике "Устьянский правильник" этому дается следующее объяснение. Оказывается, все святые, кроме Николы, могут оказывать помощь молящимся только с разрешения всевышнего. Покровителю же моряков "вперед Божья милость дарована", то есть в критической ситуации он может действовать самостоятельно, не согласовывая свои действия с Богом. В морских условиях, когда порой была дорога каждая минута, такая помощь очень высоко ценилась.

СВЯТОЙ АНТОНИЙ

У португальцев-католиков защитником моряков считается Святой Антоний. Моряки с благоговением относятся к нему, но вот с его образом в виде статуэтки обращаются довольно бесцеремонно. Во время бури ее привязывали к мачте, все туже и туже стягивая узлы, или купали на веревке в море, или же совсем выбрасывали за борт.

ТАТУИРОВКА

Татуировка - нанесение на тело рисунков с помощью вкалывания в кожу краски, было древним обычаем моряком. Таким способом они пытались снискать расположение у морских богов и благополучно вернуться на родину.
Удачу приносили следующие изображения - изображение моря (символа надежды), черной кошки, четырехлепестового клеверного листа, подковы и других символов, чаще всего в зависимости от почитаемости их какой-либо нацией. У многих моряков распространена была татуировка - изображение звезды между указательным и большим пальцами рук. Чаще всего на тело наносились религиозные символы, у христиан - распятие.
Этим преследовалась цель получить покровительство богов, а также в случае гибели моряка по этим татуировкам, можно было определить какой веры утопленник, а значит и по каким обычаям его хоронить.
Хитрые матросы делали на спине татуировку распятия, наивно полагая, что в случае наказания за какой-либо проступок, боцман не будет бить "двенадцатихвостой кошкой" по кресту - символу веры.

ЧАЙКА

Существует поверие, что морские чайки - это хранители душ людей, погибших при кораблекрушениях. Жалобный крик чаек - это требование усопших похоронить их по христианскому обычаю - в земле.

ШВАБРА

Считалось, что во время штиля, чтобы вызвать ветер необходимо по-бултыхать шваброй за бортом судна, а еще лучше выбросить за борт старую швабру. После того как ветер подул, швабру убирают в трюм, чтобы не гневать богов и не спугнуть ветер. Плохая примета - нечаянное падение швабры за борт.

ШТИЛЬ

Кто не знает смелого и предприимчивого морехода Одиссея, героя многих древнегреческих мифов? В одном из них повелитель "бушующих и легковейных" ветров Эол подарил сыну Итаки попутный ветер и огромный мех с другими ветрами, запретив открывать его десять дней. Дарованный попутный ветер надувал паруса корабля, и, казалось, ничто не могло помешать морякам вернуться на родину. Однако их мечтам не суждено было сбыться. Любопытные спутники Одиссея развязали мех. Спрятанные там ветры, вырвавшись на волю, соединились в страшную бурю...

ШТОРМ

И в настоящее время шторм является самым опасным природным явлением для жизни моряка и его судна. В древние времена китайцы, чтобы уберечь себя в шторм придумали делать из бумаги кораблики и пускать их по бушующим волнам. Они надеялись, что злые духи моря набросятся на игрушки, а настоящие джонки уйдут от опасности.
Их соседи японцы в таких случаях приносили в жертву буре заранее припасенную рыжую кошку. Моряки Средиземноморья выливали за борт стакан вина, а эскимосы - стакан пресной воды.

Моряк из Измаила: «Меня заставили пить морскую воду, а на грудь поставили печать!»

Город Одесса, возник и развивался как портовый город, и не в последнюю очередь, как город моряков и их семей. Такую же тенденцию можно проследить и в каждом припортовом городе Придунавья: Килии, Рени, и, конечно же, во втором городе областного значения — Измаиле, где, так же как и в Одессе, жизнь людей неразрывно связана с рекой Дунай, морями и океанами.

В каждой семье Придунавья есть моряк, или теперешний или из прошлых поколений, а есть такие семьи, где искусство быть моряком и жить как на море, так и на суше по морским законам передают из поколения в поколение. Практически все семьи моряков чтут и празднуют морские праздники и соблюдают морские традиции.

Пожалуй, каждый знает выражение «7 футов под килем», именно с таким пожеланием моряков отправляют в рейс, а также посвящают в моряки выпускников морских вузов. Большинство людей знают, что 7 футов под килем это запас глубины, чтоб судно не село на мель, не налетело на камни или рифы, что может привести к пробоине в корпусе и затоплению. Отчасти правильно думают. Но почему именно «семь футов»? (Для справки: 1 фут = 0.305см. следовательно, 7 футов = 2.13см. Для современных крупнотоннажных судов такая глубина под килем считается опасной для мореплавания. Киль - крайняя нижняя точка судна, дальше уже глубина).

История этого пожелания идёт со времён Петра I. Дело в том, что раньше в России моряков хоронили в море. Старались хоронить в прибрежных зонах (если была возможность) чтоб душа могла выходить на берег. Процесс похорон выглядел так: перед утоплением, тело погибшего моряка закутывали в белую простыню, к ногам привязывали пушечное ядро, плотно заматывали рот и нос, чтоб вода не попала в лёгкие. Тело выбрасывали за борт и когда оно достигало дна, то оставалось в вертикальном положении, то есть трупы на дне стояли как свечки. Считалось, что если судно килем дотронется до головы утопленного покойника, то осквернит его душу и будет проклято. Согласитесь приятного мало. Вот теперь смотрим на цифры. Средний рост человека будет примерно 1.80 см. Оставшихся 30 см запаса должно хватить, чтоб пройти над трупами и не потревожить их. Отсюда и цифра 7 футов, то есть 2.13 см является условно безопасной глубиной для судов того времени.

Однако есть и другое объяснение этого обычая. Вспомним, что на Руси с древних времен число семь было особо почитаемо. Заглянем в «Толковый словарь» живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля - моряка, русского писателя, лексикографа и этнографа. В этом словаре числу «семь» отведено значительное место. Оказывается, десятки русских поговорок и пословиц так или иначе связаны с этим числом: «Семь раз отмерь, один отрежь», «За семь верст киселя хлебать», «Как семеро пойдут, Сибирь возьмут! Такие все молодцы», «Рубить семерым, а топор один», «Двoе пашут, а семеро стоя руками машут», «Делай дело за семерых, а слушайся одного», «Чем семерых посылать, тaк самому побывать», «Семь пядей во лбу», «Семь пятниц на неделе» и так далее. Вполне возможно, что пожелание «Семь футов под килем!» произошло на Руси из-за особого расположения к этому числу.

Все мы знаем что моряки и их семьи, соблюдают одну старую и всем известную традицию. Всегда и везде, третий тост «За тех, кто в море» уже давно стал неотъемлемой частью застолья. Когда поднимают этот тост, то в памяти у каждого присутствующего всплывает образ моряка, мужа, отца, брата, сына, знакомого, ну, в общем, любого моряка который сейчас в море или на берегу. Этот тост символически подразумевает пожелание морякам спокойного моря.

Тост говорит о том, что их помнят, любят и ждут. Традиция хорошая, но только мало кто знает, откуда растут корни у этого тоста и что на самом деле имеется ввиду. История этого тоста начинается также со времён Петра I. Всем известно, что именно Пётр I был основателем русского флота как такового. Именно он поднял и спонсировал Русский военный и торговый флот и довёл его до небывалого могущества. Русские моряки наладили торговые морские пути на всю Европу и участвовали в широкомасштабных морских баталиях. Вот тогда, среди моряков и появился тост «За тех, кто в море». Впервые этот тост прозвучал на борту 58 пушечного корабля «Крепость» из уст русского адмирала Ф.А. Головина после очередного морского сражения, в котором российский флот понёс потери. Звучал тост так: - «За тех, кто остался в море». Позже среди моряков распространился сокращённый вариант «За тех, кто в море». Почему тост именно третий тост по очереди? В России было принято выпивать третий тост «За упокой», поэтому морской вариант этого тоста по праву занял третье место.

Поднимая тему морских традиций, невозможно не упомянуть о старой доброй морской традиции, когда при пересечении экватора на борту судна устраивают праздник Нептуна, а морякам, которые впервые пересекают экватор, устраивают церемонию посвящения. Экватор, как известно – это такая воображаемая, но вполне определенная линия, разделяющая нашу планету на два полушария: северное и южное. Согласно установившимся традициям на морских кораблях, будь то торговое судно или военный крейсер, всем впервые пересекающим экватор по морю, необходимо пройти посвящение. Это одно из самых ярких и красочных событий в судовой жизни. Морской бог Нептун является на судно и после непродолжительной беседы с капитаном, тут же на палубе крестит моряков, впервые посетивших его владения.

Сначала разберемся, откуда пришел к нам такой замечательный ритуал. В эпоху парусного флота, как не трудно догадаться, двигателей внутреннего сгорания в природе не существовало – ветер был движителем всех кораблей. Вот только в некоторых районах на широте экватора с попутным ветром было частые перебои. Мореплаватели тогда еще не знали условий, при которых следовало проходить такие безветренные места, где суда дрейфовали довольно продолжительное время. От бездействия и неопределенности на судах начинался разброд и шатание: моряки медленно и уверенно сходили с ума, параллельно доедая запасы провизии и допивая пресную воду. Многие из них, не выдержав пытку бездельем, а чаще от голода так и не дождавшись попутного ветра, отправлялись на встречу к праотцам. Перспектива сгинуть за тридевять земель от родного дома, естественно, никоим образом не устраивала морских скитальцев, и выход был найден. Суеверные моряки обратили свой взор в сторону владыки моря – Нептуна. Они придумали свой собственный праздник, целью которого было ублажить морского царя и попросить о его благосклонности и снисходительности. Так и появился этот чудесный праздник. Особенно почетным всегда считалось пересечение экватора в точке начала отсчета широты и долготы – в нулевом градусе, то есть в месте, которое у моряков называется «пупом Земли» или «золотой точкой».

Сегодня, много лет спустя, когда моря бороздят технически продвинутые шедевры судостроительной мысли, праздник Нептуна не утратил своей актуальности. На всех кораблях, идущих под флагами различных государств, как простые моряки, так и их командиры продолжают следовать древнему обряду. Опасность пересечения экватора миновала, но праздник остался.

Современный обряд посвящения новичков представляет собой чисто театральное представление. И сотни лет назад и в настоящее время при пересечении экватора на палубах торговых судов и военных кораблей появляется морской владыка Нептун. И так же неукоснительно выполняется обряд крещения всех, кто переходит экватор впервые. Правда, на разных судах этот праздник дополняется различными деталями в зависимости от морального облика экипажа судна. На пассажирских лайнерах и военных судах, где членов экипажа очень много, действующих лиц импровизированного судового театра можно придумать несколько десятков – Нептуна, его супругу Амфитриту, их сына Тритона, ветра, Пассаты, Муссоны, Штиль, Шторм, брадобреи, песенники, черти, русалки и прочие и прочие. А на торговых судах, где сокращенные экипажи и особо не разгуляешься. Поэтому и сценарий посвящения в рыцари моря слегка простоват, играются только основные роли.

Крещение состоит из намыливания головы жертвы с помощью большой мочалки или малярной кисти, бритья громадным тесаком, любезно предоставленным для такого дела судовым поваром. А затем бросания в бочку с морской экваториальной водой. Эта бочка называется «купель», куда новичка погружали непременно до макушки, чтобы тот «испил соленой водицы» дабы ощутить всю серьезность мероприятия. Избежать крещения было невозможно. Прыткие черти всегда отыскивали спрятавшихся и под общий смех насильно крестили тех водой экватора. После того как новичок стойко перенес все экзекуции, он получает печать Нептуна на пятую точку и удостоверение о прохождении ритуала, где указывается широта, долгота, время, месяц, число, год, национальность, название судна и имя которым нарекли новоиспеченного «рыцаря моря». Подпись Нептуна скреплялась судовой печатью или иной, специально приготовленной для данного случая. Любопытно, что бывалые советуют возить сей важный документ всегда с собой в рейс, ибо моряк вновь может быть подвергнут крещению, если он не предъявил своего «удостоверения». Разговоры типа «у меня есть, я его дома забыл» на Нептуна и его свиту не действуют абсолютно и моряку вновь придется испытать все радости праздничной церемонии. После праздника обычно на судне устраиваются барбекю, застолье и посиделки — праздник ведь!

О том, как прошло его крещение и о первом пересечении экватора, я поинтересовалась у измаильского моряка, судового повара в третьем поколении Василия Шияна. Стоит отметить, что Василий, можно сказать потомственный судовой повар — кок, ведь его дед, также Василий Шиян, был шефом на пассажирских судах во время процветания Украинского Дунайского пароходства. Мать Василия также много лет отдала морям, работая поваром на судах, она даже принимала участие в спасательной операции судна «Речица».

«Когда мы должны были пересечь экватор, я уже догадывался, что меня будут крестить и поздравлять с тем, что я побывал на двух полушариях. Однако я не знал, что меня ожидает (улыбается). Помню, что это был один из моих первых рейсов, я тогда совершил свой первый переход в Атлантическом океане, до этого мне приходилось ходить только по морям. Первый раз океан и сразу пересечение экватора, помню, что у меня было тогда много разных эмоций. Меня не окунали в купель, а несколько человек облили морской водой из ведер прямо на камбузе. При чем сделали это неожиданно, а я так и остался стоять ошарашенный. И тут по общесудовой связи капитан попросил меня подняться на мостик, ну мне и пришлось так и идти, мокрым и обалдевшим от того, что происходит.

На мосту мне пришлось выпить огромный стакан морской воды и запить ее таким же стаканом рома. После всего этого мне на грудь влепили печать, хотя по обычаям должны были ее поставить на тазобедренную часть. Вот так мне запомнилось прохождение экватора».

Отвечая на вопрос о том, какие еще традиции чтут моряки, Василий ответил, что помимо посвящения при прохождении экватора, существует также ряд других обычаев. Например, моряков, которые первый раз проходят Босфор, Бискайский залив, Гибралтар, пролив Дрейка, или кругосветку, также, ожидают крещения и посвящения. Также, на море не принято плевать за борт и кидать туда сигаретные окурки, ведь тем самым оскверняется память тех моряков, которые погибли в море. А также еще он упомянул обо всем известной традиции разбивания бутылки шампанского об борт судна, который спускают на воду.

Откуда пошел обычай разбивать бутылку шампанского? Обряд освящения кораблей всегда имел религиозный характер, его цель — заслужить милость богов. Одно время даже считалось, что этой цели можно достичь, принося в жертву людей. Например: викинги, спуская суда на воду, укладывали под кили невольников. Финикийцы и народы Востока кропили борта нового судна кровью только что заколотых красивейших девушек — рабынь, римляне при спуске судов приносили в жертву пленных пиратов. В средневековье непременным атрибутом освящения сделалось вино. Им перед выходом в первый рейс щедро кропилась палуба судна. Обряд освящения судна обставлялся всегда весьма пышно — королевский сановник, которому подносили вино в золотом кубке, произносил тост за благополучие корабля, а затем этот кубок выбрасывали за борт. В конце VII века выбрасывать драгоценные кубки за борт прекратили, но установился обычай разбивать о форштевень спускаемого судна бутылку с вином. Вот эта церемония и сохранилась до наших дней, а по примеру Франции для нее стали использовать шампанское. Но не везде разбивают о борт бутылку шампанского, по индийскому обычаю это — кокосовый орех.

Сколько будет на Земле существовать океаны, моря и реки, столько будут существовать и моряки, бороздящие водную гладь, и их семьи, в которых всегда найдется место морским обычаям и традициям, которые так неразрывно связаны с каждой морской семьей.

В законах большинства стран мира нет уголовной ответственности за каннибализм. Вот такой вот юридический парадокс - людоедство есть, а преступления такого нет, и судят при каннибализме как за убийство, и/или надругательство над трупом.
А еще с незапамятных времён в Британии помимо писанного морского права (Admiralty law - формально закрепленные морские законы) существовует еще и морской обычай (Custom of the sea - неписанные морские законы, тоже являлись источником права).
И в их возникновении нет ничего романтического - чистый прагматизм. Например, морская традиция по которой капитан должен последним покинуть гибнущее судно, была создана необходимостью во время крушения не допустить паники на борту, если капитан сбежит с корабля первым. Женщина на корабле с изголодавшими в долгом плавании по женскому телу мужчинами, неизбежно приводила к беде. А разлагающийся труп в долгом плавании - это угроза инфекции, которую необходимо устранить, незамедлительно выбросив останки умершего за борт. Ну и так далее.

.
Существовал еще один древний морской обычай, согласно которому находящимся перед угрозой голодной смерти морякам дозволялся каннибализм. Необходимым условием для этого было единодушное согласие всех умирающих от голода, и бросание жребия кого убить и съесть первым. Жребий бросался до тех пор, пока не оставался последний выживший, или не приходило спасение.
В этой ситуации тоже брал был чистый прагматизм - лучше дать морякам хоть какой-то шанс выжить, чем неизбежно погибнуть всем. И это признавалось не только разумным, но и законным по морскому обычаю, а спасшиеся моряки не подвергались за такой свой вынужденный каннибализм абсолютно никакому судебному преследованию.
Вплоть до 1884 года не подвергались, когда одним судебным решением было установлено, что кушать людей в любом случае как-то неприлично.

19 мая 1884 года из Саутгемптона в море вышла яхта Mignonette («Резеда») с экипажем в составе капитана Томаса Дадли, его помощника Эдвина Стивенса, матроса Эдмунда Брукса и 17-летнего юнги Ричарда Паркера - яхта перегонялась из Англии в Австралию для её нового владельца.
5 июля 1884 года, у Мыса Доброй Надежды судно получило пробоину и через 5 минут затонуло. Экипаж покинул судно на спасательной шлюпке, успев прихватить из продовольствия лишь две жестяные банки с турнепсом. На этой консервированной репе, и случайно пойманной морской черепахе (около пяти-шести килограмм мяса с костями) четверо мужчин продержались две недели.

.
Впервые о необходимости бросить жребий по морскому обычаю капитан Дадли заговорил 16 или 17 июля - Стивенс был за, но Паркер и Брукс были против, и эту тему отложили. Воды тоже не было, моряки пили мочу, а юнга Паркер, видимо, еще и морскую воду, потому вскоре серьёзно занемог.
Дебаты о жребии активизировались 20 или 21 июля, и опять не привели к единодушному согласию. Когда 23 или 24 июля Паркер впал в забытьё, и уже не смог принять участие в голосовании, Дадли и Стивенс настояли на том чтобы зарезать умирающего юнгу до того как он сам умрёт, его кровь свернется и станет непригодной для питья.
Брукс промолчал, не высказавшись ни за, ни против, и на следующее утро 24 или 25 июля после прочтения молитвы, капитан Дадли аккуратно заколол Паркера перочинным ножом в яремную вену. Стивенс держал ноги юнги, а Брукс на время отвернулся. Когда Паркер был съеден чуть более чем наполовину, когда 29 июля, на 24-й день скитания по волнам, моряков подобрал проходящий мимо немецкий парусник Moctezuma.

.
Дадли, Стивенс и Брукс и не думали скрывать произошедшее когда немецкие моряки подняли их на борт, и когда 6 сентября их доставили в английский порт Фалмут - они чувствовали себя защищенными старинным законом морского обычая. Но когда о случившемся было доложено в Адмиралтейство, а оттуда в Министерство внутренних дел, то из Лондона поступило указание задержать людоедов и предать их суду. Там этот случай восприняли как отличную возможность навсегда покончить с этим варварским морским законом, установив его отменяющий судебный прецедент.
Тут возникла другая юридическая проблема - Habeas Corpus Act позволял обвиняемым не свидетельствовать против себя, а других доказательств против них не было, поскольку немецкие моряки поплыли дальше, а останки недоеденного Паркера по тому же морскому обычаю были давно похоронены в море.
Если все трое подсудимых отказали бы свидетельствовать против себя, то «на нет и суда нет», и тогда было принято решение одного из моряков оправдать, при условии что он даст показания против двух других. Поскольку матрос Эдмунд Брукс изначально был против жребия, затем воздержался и не принимал непосредственного участия в убийство, то он и был освобожден от уголовной ответственности.
А то, что Брукс тоже кушал Паркера, так каннибализм, напомню, сам по себе преступлением не является.

.
Дадли и Стивенс виновными себя не признали, и общественное мнение было в основном на их стороне. Более того, старший брат съеденного Ричарда Паркера, тоже моряк Даниил Паркер, сам явился на предварительные слушания суда, где перед присяжными и публикой демонстративно пожал руки всем подсудимым, сказав что он полностью на стороне моряков, поступивших по старинному морскому обычаю единственно верно.
7 ноября 1884 года жюри присяжных по совету судьи сэра Джона Хаддлстона вынесло довольно редкий для британского суда special verdict, по которому вынесение конечного решения «виновен / не виновен» было оставлено на усмотрение судьи.

.
Судья сэр Хаддлстон тоже не захотел единолично выносить спорное решение, передав дело в Высокий суд Лондона на коллегиальное рассмотрение Суда королевской скамьи. Который 4 декабря 1884 года признал подсудимых виновными в предумышленном убийстве, приговорив их к смертной казни через повешение, но с ходатайством о королевской пощаде.
Королева Виктория 12 декабря пощадила Дадли и Стивенса, заменив смертную казнь шестью месяцами тюрьмы, и 20 мая 1885 года они вышли на свободу. И приговор по делу «Королева против Дадли и Стивенса» (R v Dudley and Stephens) теперь считается в английском законодательстве очень важным судебным прецедентом, который устанавливает, что крайняя необходимость не включает в себя возможность убить и съесть человека даже ради спасения жизни других людей.

«Однажды я задумался о каннибализме, и муза облегчилась в моей голове» (с) Стивен Кинг

В 1982 году Стивен Кинг написал рассказ «Тот, кто хочет выжить» (Survivor Type), в котором выброшенный на пустынный остров в Тихом океане хирург, умирая от голода, съел сам себя - используя в качестве обезболивающего героин, он по частям ампутировал и поедал своё тело. А это вообще не преступление - есть самого себя ни одним законом мира не запрещено.
Почитайте, кто не читал, этот рассказ , короткий и он действительно страшный.