Морфологические признаки одной из форм прилагательного. Морфологические признаки частей речи. Деление на разряды

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ГБОУ СОШ №549 Красносельского района УМК «Начальная школа XXI века» Урок русского языка, 4 класс Тема: «Морфологические признаки имен прилагательных» Учитель: Виноградова Виктория Анатольевна Санкт-Петербург 2012 г.

Гости Санкт –Петербурга восхищаются красотой ночного города. Можете ли вы помочь Ричарду сделать морфологический разбор имени прилагательного?

подводный водомерка обезводить водица Назовите часть речи, которой является каждое слово гл. прил. сущ. сущ.

Можно ли утверждать, что слова «подводный» и «водитель» являются однокоренными? Обоснуйте свой ответ Можно ли утверждать, что слова «подводный» и «водомерка» являются одной частью речи? Обоснуйте свой ответ

Стоит ненастная осенняя погода. Определите часть речи, которой выражено каждое слово в предложении и обозначьте, используя известную вам форму сокращения гл. прил. прил. сущ.

Из-за холодных утренних рос хлеб рос медленно. Простой трактора произошёл по простой причине: водовоз не подвёз воды. Кто без кисти и белил крыши города белил? На то и печь, чтоб пироги в ней печь. Определите часть речи, которой выражены выделенные слова: гл. сущ. сущ. прил. сущ. гл. сущ. гл.

"Выркалось. Хливкие шорьки Пырялись по наве, И хрюкотали зелюки, Как мюмзики в мове." Определите часть речи, которой выражено каждое слово во фрагменте сказки Л. Кэрролла "Приключения Алисы в Стране чудес" и обозначьте ее, используя известную вам форму сокращения гл. гл. гл. прил. сущ. сущ. сущ. сущ. сущ. пр. пр. с. с.

Диагностическое задание Определите часть речи каждого слова и напишите их по группам: Шелест, навредили, перевозка, улыбчивые, бездарный, потерпеть, говорливая. Имена прилагательные: Глаголы: Имена существительные: шелест, перевозка. улыбчивые, бездарный, говорливая. навредили, потерпеть.

Диагностическое задание Образуйте от данных слов однокоренные слова других частей речи и напишите в соответствующую строку таблицы Сущ. Прил. Глаг. зимний радость зеленеть ночь верный завить зима зимовать радостный радоваться зелень зелёный ночной ночевать верность верить завивка завитый

резкие о холодном под яркой Укажите признаки имён прилагательных в словах: ед.ч., ж.р., Т.п. мн.ч., Им.п. ед.ч., П.п.

Можно ли утверждать, что род и число являются постоянным признаком имени прилагательного? Обоснуйте своё мнение, используя словосочетания «холодная земля» и «холодными днями» Можно ли определить род прилагательного «печальные»? Обоснуй свой ответ

1. Подчеркните все имена прилагательные в форме ед.ч.: А) спелое Б) красивые В) весёлая Г) высокие Д) осенний

2. Подчеркните все имена прилагательные в форме м.р.: А) хрупкая Б) лёгкий В) доброе Г) золотой Д) прекрасные

3. Подчеркните имена прилагательные, род которых не определяется: А) глубокие Б) великолепный В) горячие Г) трудные Д) вкусная

4. Подчеркните все имена прилагательные в форме ед.ч., ж.р., Т.п.: А) за высокими горами Б) увлекательной поездкой В) верным другом Г) синей птицей Д) домашнюю работу

Определите падеж каждого имени прилагательного и укажите его в скобках, используя известную форму сокращения А) русскую землю Б) на зелёном поле В) бледными красками Г) в багряном закате Д) для любимой бабушки (В.п.) (П.п.) (Т.п.) (П.п.) (Р.п.)

сильный Постройте цепочку из трёх слов, изменяя поочерёдно один из признаков имени прилагательного «сильный»: род, число, падеж сильная сильное сильные сильных сильным сильными о сильных

ИССЛЕДОВАНИЕ 1. Определите имена существительные в каждом предложении. Напишите пары однокоренных имен существительных Яркое солнце греет холодную землю тёплыми лучами. Тёплый луч яркого солнца растопил холодный снег. с олнце – солнца лучами – луч

ИССЛЕДОВАНИЕ 2. Определите непостоянные признаки каждой пары имен существительных и обозначьте их, используя известную форму сокращения солнце солнца лучами луч (ед.ч., И.п.) (ед.ч., Р.п.) (мн.ч., Т.п.) (ед.ч., И.п.) - -

ИССЛЕДОВАНИЕ 3. Определите имена прилагательные, которые связаны по смыслу с данными именами существительными, и напишите эти словосочетания Яркое солнце греет холодную землю тёплыми лучами. Тёплый луч яркого солнца растопил холодный снег.

ИССЛЕДОВАНИЕ 4. Определите непостоянные признаки имени прилагательного, которые изменились в каждом словосочетании, и обозначьте их, используя известную форму сокращения яркое солнце – яркого тёплыми лучами – тёплый луч солнца (И.п.) (Р.п.) (мн.ч., Т.п.) (ед.ч., м.р., И.п.)

ИССЛЕДОВАНИЕ 5. Определите в каждом предложении оставшиеся словосочетания имя сущ. + имя прил. и выпишите их холодную землю - холодный снег Яркое солнце греет холодную землю тёплыми лучами. Тёплый луч яркого солнца растопил холодный снег.

ИССЛЕДОВАНИЕ 6. Определите непостоянные признаки имени прилагательного, которые изменились в словосочетаниях " холодную землю " и "холодный снег", и обозначьте их, используя известную форму сокращения холодную землю – холодный снег ж.р. м.р.

Составьте и напишите фразу-конструкт: "Имя прилагательное имеет непостоянные признаки: _____ , _____ , _____ , потому что ____ ___________ ____________________________ ________ ." род число падеж зависит от имени существительного, с которым оно связано

Диагностическое задание 1. Определите число каждого имени прилагательного и напишите его в соответ ствующую с троку: ед.ч.: …………. мн.ч.: …………. Ключевая, заморский, дырявые, богатое, трескучие, пришкольный, загородные, робкие. ед.ч. : к лючевая, заморский, богатое, пришкольный. мн.ч. : дырявые, трескучие, загородные, робкие.

Диагностическое задание 2. Образуйте от данных слов однокоренные имена прилагательные другого рода и напишите в соответствующую строку таблицы м.р. ж.р. ср.р. хитрая синий хмурое железный спелая звонкое хитрый хитрое синяя синее хмурый хмурая железная железное спелый спелое звонкий звонкая

Диагностическое задание 3. Просклоняйте по падежам словосочетания «резкая боль», «новые карандаши», «белый парус», «красивое платье» И.п. резкая боль Р.п. резкой боли Д.п. резкой боли В.п. резкую боль Т.п. резкой болью П.п. о резкой боли

Диагностическое задание 3. Просклоняйте по падежам словосочетания «резкая боль», «новые карандаши», «белый парус», «красивое платье» И.п. новые карандаши Р.п. новых карандашей Д.п. новым карандашам В.п. новые карандаши Т.п. новыми карандашами П.п. о новых карандашах

Диагностическое задание 3. Просклоняйте по падежам словосочетания «резкая боль», «новые карандаши», «белый парус», «красивое платье» И.п. белый парус Р.п. белого паруса Д.п. белому парусу В.п. белый парус Т.п. белым парусом П.п. о белом парусе

Диагностическое задание 3. Просклоняйте по падежам словосочетания «резкая боль», «новые карандаши», «белый парус», «красивое платье» И.п. красивое платье Р.п. красивого платья Д.п. красивому платью В.п. красивое платье Т.п. красивым платьем П.п. о красивом платье

Определите признак, который изменился в каждой паре имен прилагательных: "красивая - красивое", "умный - умные", "смелый - о смелых". Обоснуйте свое суждение красивая – красивое (род) умный – умные (число) смелый - о смелых (падеж)

Спишите текст, поставив каждое прилагательное в нужную форму. Обозначьте непостоянные признаки имен прилагательных, используя известную вам форму сокращения Пробегая по (влажный, лесной) темноте, посреди болот и мхов, ручей жалобно роптал, что лес закрывает от него и (ясный) небо, и (далёкий) окрестность, не пропуская к нему ни (ясный) лучи солнца, ни (шаловливый) ветерок. Ручеек не знал, что сначала надо набраться силы под (лесной) тенью и тогда можно выбежать на (открытый) равнину, но уже не (слабый) ручейком, а (могучий) рекой.

Спишите текст, поставив каждое прилагательное в нужную форму. Обозначьте непостоянные признаки имен прилагательных, используя известную вам форму сокращения по влажной лесной темноте (ж.р., ед.ч., Д.п.) ясное небо (ср.р., ед.ч., В.п.) далёкую окрестность (ж.р., ед.ч., В.п.) ясные лучи (мн.ч., В.п.) шаловливый ветерок (м.р., ед.ч., В.п.) под лесной тенью (ж.р., ед.ч., Т.п.) на открытую равнину (ж.р., ед.ч., В.п.) не слабым ручейком (м.р., ед.ч., Т.п.) могучей рекой (ж.р., ед.ч., Т.п.)

Диагностическое задание Образуйте однокоренные имена прилагательные, учитывая признаки, указанные в скобках, и запишите их: грустный - ... (ср.р., ед.ч., Р.п.) мудрый - ... (ж.р., ед.ч., Т.п.) воздушный - ... (мн.ч., Д.п.) скользкий - ... (м.р., ед.ч., П.п.) грустный - грустного мудрый - мудрой воздушный - воздушным скользкий – о скользком

Диагностическое задание Выпишите из текста все имена прилагательные, определите и обозначьте непостоянные признаки каждого Весной Весна. Стоят чудесные деньки. Бегут ручьи. Пышным ковром лежит мох. По зелёной траве прыгают шустрые воробьи. Стриж строит уютное гнёздышко. Зайчик бежит к ручью. Ручей даёт чистую воду людям и животным. Чудесные (мн. ч., И.п.), пышным (ед. ч., м.р., Т.п.), зелёной (ед. ч., ж.р., Д.п.), шустр ые (мн. ч., И.п.), уютное (ед. ч., с.р., В.п.), чистую (ед. ч., ж.р., В.п.)

Выделите графически каждую группу прилагательных: - синим цветом - качественные; - зелёным цветом - относительные; - красным цветом - притяжательные Летний, быстрый, лисья, ловкий, волчий, стеклянный, бумажный, московский, глубокая.

Определите разряд прилагательного в каждом словосочетании и напишите его в соответствующую группу: - качественные прилагательные; - относительные прилагательные; - притяжательные прилагательные Резиновые сапоги, дождливая осень, охотничья лодка, яркая звезда, летний ветер, медвежья берлога, сильный снегопад.

качественные прилагательные: яркая звезда, сильный снегопад относительные прилагательные: резиновые сапоги, дождливая осень, летний ветер притяжательные прилагательные: охотничья лодка, медвежья берлога

Определите в данном тексте разряд прилагательного и обозначьте его, используя известную форму сокращения На охоту Был чудесный осенний день. Охотники отправились на охоту. Дорога шла сосновым лесом. Последний луч заходящего солнца золотил края облаков. Ещё слышна птичья перекличка. Вот солнце скрылось за горизонтом. По лесной дороге охотники выехали на узкую тропинку. Вдруг резкий ветер закачал ветки деревьев. Скоро показалась рыбачья хижина. Путники решили там заночевать. отн. кач. отн. кач. прит. отн. кач. кач. прит. кач.

Составьте и напишите вывод, используя карточку-подсказку: "Постоянным признаком имени прилагательного является ________ , который указывает на качество предмета, выраженное в большой или меньшой степени, у _____________ прилагательных (например: _____________), на относительность предмета к чему либо у ______________ прилагательных (например: _______________), на принадлежность живому существу у ________________ прилагательных (например: _____________). разряд качественных относительных притяжательных школьный пенал глубокий пруд беличий хвост

Диагностическое задание 1. Определите постоянный признак каждого имени прилагательного, обозначьте его и напишите его в соответствующую группу: - относительн ы е; - притяжательн ы е Большой, заячий, настенный, кирпичный, узкий, рыбий, апельсиновый, острый, папин, осенний. Относительные: настенный, кирпичный, апельсиновый, осенний Притяжательные: заячий, рыбий, папин

Диагностическое задание 2. Спишите текст, определите качественные имена прилагательные и обозначьте их, используя известную сокращенную форму Протянулся через дорогу и скрылся в тёмном ельнике заячий след. Тонкий лисий след вьётся вдоль дороги. Шустрая белка махнула пушистым хвостиком и прыгнула на ёлку. кач. кач. кач. кач.

Назовите главные и второстепенные члены в предложении: "Над бурной рекой склонялись ветви ивы." ветви склонялись – грамматическая основа над рекой – обстоятельство бурной – определение ивы - дополнение

Погода на улице пасмурная. По осеннему небу мчаться кучевые облака. Сильный дождь срывает листья с деревьев. Ветер необычайно силён. Назовите предложения, в которых прилагательное является определением

Можно ли утверждать, что в предложении "Волшебную палочку положили в коробку. " имя прилагательное является сказуемым? Обоснуйте свой ответ Можно ли утверждать, что в предложении "Моя сестра красивая. " прилагательное является определением? Обоснуйте свой ответ

Спишите текст, определите, каким членом предложения является каждое имя прилагательное, и выделите его графически как член предложения Зимой на севере Тяжело зимой людям и животным на крайнем севере. Зима там длинная. Сильная метель заносит все дороги. Людей и груз везут на собаках лайках. Эти собаки очень дружны. Им тоже трудно зимой. В густую шерсть собак попадает снег. Между пальцами лап намерзают острые льдинки и мешают бежать. Но собаки помогают людям. Это верные друзья.

Диагностическое задание 1. Спишите каждое предложение и выделите графически имена прилагательные как члены предложения "Летним днём мы шли по сосновому лесу. В небе яркое солнце." 2. Определите схему, соответствующую структуре данного предложения и укажите стрелочкой « Море сегодня спокойное. »

Назовите имена прилагательные, которые имеют начальную форму: «туманное», «берёзовый», «овсяная», «малиновое, «хмурый», «семейный», «красная» Берёзовый, хмурый, семейный.

Алгоритм выполнения морфологического разбора имени прилагательного Чтобы выполнить морфологический разбор имени прилагательного, надо: Определить часть речи. Написать слово в начальной форме. Определить постоянный признак: качественное, относительное, притяжательное. Определить непостоянные признаки: число, род падеж. Определить член предложения, которым является имя прилагательное.

На днях я прочитал интересную книгу. Интересную – имя прилагательное. Н.ф. – интересный. Пост. признак: качественное. Непост. признак: ед.ч., ж.р., В. п. Интересную (книгу) – определение.

Верно ли выполнен морфологический разбор имени прилагательного в предложении: «На ночлег туристы остановились в горной местности.»? (В) горной – имя прилагательное. Н. ф. – горный. Непост. признаки: ед.ч, ср.р., И.п. Пост. признак: относительное. (В) горной (местности) – дополнение.

Образуйте от данных имён существительных: «звезда», «дождь», «ярость», «воробей», «вкус», «местность» однокоренные имена прилагательные и напишите каждое в начальной форме звезда - звёздный дождь - дождливый ярость - яростный воробей – воробьиный вкус – вкусный местность - местный

Определите имя прилагательное в предложении: «В лесу стоял запах сухих листьев.», и выполните его морфологический разбор, используя известный алгоритм С ухих – имя прилагательное. Н.Ф. – сухой. Пост. признак: качественное. Непост. признаки: мн.ч, Р.п. С ухих (листьев) – определение.

«В спокойное озеро смотрится ясное небо. Лес забирается на склоны сопок, цепляется за дикую землю. Он завоёвывает огромный край, крутые скалы, гранитные утёсы.» Определите в тексте слово, которое соответствует характеристике: имя прилагательное, качественное, В.п., ед.ч., ж.р. и выпишите его дикую

«В спокойное озеро смотрится ясное небо. Лес забирается на склоны сопок, цепляется за дикую землю. Он завоёвывает огромный край, крутые скалы, гранитные утёсы.» Гранитные – имя прилагательное. Н.ф. – гранитный. Пост. признак: относительное. Непост. признаки: мн.ч, В.п. Гранитные (утёсы) – определение. Определите в тексте относительное прилагательное и выполните его морфологический разбор, используя известный алгоритм

Диагностическое задание Определите им ена прилагательн ы е в предложении "В лесной чаще среди жёлтых листьев мелькнул беличий хвост." и выполните морфологический разбор всех прилагательных, используя известный алгоритм (В) лесной – имя прилагательное. Н.ф. – лесной. Пост. признак: относительное. Непост. признак: ед.ч., ж.р., П. п. В лесной (чаще) – определение.

Диагностическое задание Определите им ена прилагательн ы е в предложении "В лесной чаще среди жёлтых листьев мелькнул беличий хвост." и выполните морфологический разбор всех прилагательных, используя известный алгоритм (Среди) жёлтых – имя прилагательное. Н.ф. – жёлтые. Пост. признак: качественное. Непост. признак: мн.ч., Р. п. Среди жёлтых (листьев) – определение.

Диагностическое задание Определите им ена прилагательн ы е в предложении "В лесной чаще среди жёлтых листьев мелькнул беличий хвост." и выполните морфологический разбор всех прилагательных, используя известный алгоритм Беличий – имя прилагательное. Н.ф. – беличий. Пост. признак: притяжательное. Непост. признак: ед.ч., м.р., И. п. Беличий (хвост) – определение.

1. Определите часть речи, которой является каждое слово и соотнесите с ее названием стрелочкой старый осторожность имя сущ. сторожить стареть имя прил. сторожевой старость глагол сторожка Диагностическое задание

Диагностическое задание 2. От имени существительного образуйте однокоренное имя прилагательное по заданным грамматическим признакам и напишите его вместе с именем существительным: весна - ... дню (ед.ч., м.р., Д.п.) солнце - ... погоды (ед.ч., ж.р., Р.п.) туман - ... вечерах (мн.ч., П.п.) дорога - ... приключением (ед.ч., ср.р., Т.п.) земля - ... окопы (мн.ч., В.п.) весеннему солнечной о туманных дорожным земляные

Диагностическое задание 3. Напишите к каждому имени существительному одно имя прилагательное, учитывая признаки, указанные в скобках: халат - ....................... (притяжательное) платье - ....................... (качественное) костюм - ....................... (относительное) бабушкин красивое шерстяной

Диагностическое задание 4. Спишите предложение и выделите графически каждое имя прилагательное как член предложения Рядом с лесной избушкой старый охотник увидел лисью нору.

Диагностическое задание 4. Выполните морфологический разбор каждого прилагательного, используя известный алгоритм Рядом с лесной избушкой старый охотник увидел лисью нору. (С) лесной – имя прилагательное. Н.ф. – лесной. Пост. признак: относительное. Непост. признак: ед.ч., ж.р., Т. п. С лесной (избушкой) – определение.

Диагностическое задание 4. Выполните морфологический разбор каждого прилагательного, используя известный алгоритм Рядом с лесной избушкой старый охотник увидел лисью нору. Старый – имя прилагательное. Н.ф. – старый. Пост. признак: качественное. Непост. признак: ед.ч., м.р., И. п. Старый (охотник) – определение.

Диагностическое задание 4. Выполните морфологический разбор каждого прилагательного, используя известный алгоритм Рядом с лесной избушкой старый охотник увидел лисью нору. Лисью – имя прилагательное. Н.ф. – лисий. Пост. признак: притяжательное. Непост. признак: ед.ч., ж.р., В. п. Лисью (нору) – определение.

Информативный вариант Помогите Ричарду выполнить морфологический разбор имени прилагательного в предложении "Гости Санкт-Петербурга восхищаются красотой ночного города.", используя материал, предложенный учителем 1. Ночного - имя ___________. 2. Н.ф. (м.р., ед.ч.) - ______________. 3. Пост. признаки: __________________________ (качеств, относит., притяжат.) 4. Непост. признаки: _____ч., _____р., _____п. 5. Ночного (города) - _______________.

Импровизационный вариант Помогите Ричарду выполнить морфологический разбор имени прилагательного в предложении "Гости Санкт-Петербурга восхищаются красотой ночного города.", используя предложенный план: 1. Часть речи. 2. Н.ф. 3. Пост. признаки: 4. Непост. признаки: 5. Член предложения.

Эвристический вариант Помогите Ричарду выполнить морфологический разбор имени прилагательного в предложении, которое вы самостоятельно составили о Санкт-Петербурге

Самоанализ Закончите предложения: 1. Мне важно уметь выполнять морфологический разбор имени прилагательного для того, чтобы … . 2. Чтобы выполнить морфологический разбор имён прилагательных, нужно … .

Самооценка Закончите предложение: Я ______________ (очень, не очень) доволен(льна) выполнением морфологического разбора и мени прилагательного, который сделал(а) ____________________________________ (самостоятельно, с помощью …) , потому что выполнил(а) работу ____________________ и ____________________ . (правильно, неправильно) (красиво, некрасиво)



Выполняет свои определенные функции. Глагол заставляет нашу речь двигаться, существительное, наоборот, придает статичность. Но неповторимой красотой наш язык обладает благодаря имени прилагательному. С его помощью оживает любой скучный текст, начинают играть новыми красками образы. Признаки прилагательного и другие его характеристики разберем подробнее.

Занимательное имя прилагательное

Когда создается текст, к примеру сочинение, его хочется разнообразить и придать красочность. Описание ярких картин природы не может обойтись без использования имен прилагательных. Основная функция этой части речи - добавлять любому предмету характерный признак, будь то внешние данные или черты характера. На ее основе построены эпитеты (яркие прилагательные), которые придают образность нашей речи.

С ее помощью мы сможем охарактеризовать любую вещь по размеру (большой), весу (легкий), физическим свойствам (сладкий, горячий), качествам (добрый, румяный, взрослый) и другим признакам, поэтому о незаменимости этой части речи говорить не приходится.

Постоянные признаки

Правда, речь пойдет всего об одном - о разряде. Только он является постоянным для этой части речи. Разберемся, что такое разряд.

По своему значению принято делить на три группы. Каждая из них имеет особые грамматические характеристики. Группы таких прилагательных и называют разрядом.

  • Качественные.

Этот тип, исходя из своего названия, разделяет прилагательные, обозначающие какое-либо качество. Например, красивый (внешность), добрый (черта характера), зеленый (цвет), круглый (форма). Эта группа самая многочисленная и легко отличается от других. Только качественные прилагательные могут изменяться по (маленький - меньше - наименьший). Еще один отличительный признак в том, что они могут иметь краткую форму, чего не могут остальные разряды (хороший - хорош).

  • Относительные.

Такая группа прилагательных обозначает признак, выражающий различные отношения к предмету: к месту (плавательный), ко времени года (зимний), к материалам (каменный, хлопковый), к числу (двойной).

Этот разряд не имеет, в отличие от качественных, краткой формы и не сравнивается по степеням.

  • Притяжательные.

Имеют важное отличие: такие прилагательные единственные, отвечающие на вопрос «чей?». Это относится как к людям (мамин, сестрицын), так и к животным (медвежий, волчий).

Непостоянные признаки прилагательного

А вот их гораздо больше. Для всех разрядов общими будут являться:

  1. Род. Как известно, их в русском языке три: мужской, средний и женский. Каждое из прилагательных будет иметь все три формы, например, желтый - желтое - желтая (качественное); деревянный - деревянная - деревянное (относительное); заячий - заячье - заячья (притяжательное).
  2. Число. Единственное (умный) и множественное (богатые) есть у всех разрядов.
  3. Падеж. Прилагательные легко изменяются по падежам. Особый имеют лишь притяжательные.

Для качественных прилагательных добавляются такие признаки прилагательного, как степень сравнения, а также краткая форма.

Причастие и прилагательное: как не перепутать?

Многие до сих пор с трудом отличают эти части речи. А все потому, что они имеют один общий вопрос «какой?» и другие сходные черты. Что за признаки прилагательного у причастия, выясним детально.

Помимо вопроса, который их объединяет, они имеют общий тип склонения. Поскольку внешне они практически неразличимы и имеют общий облик (умный - прилагательное, думающий - причастие), то и по падежам, числам и всем трем родам изменяться будут одинаково. То есть делаем вывод, что все непостоянные признаки прилагательного причастие переняло себе.

Кроме того, обе части речи отличаются наличием краткой формы: темный - темен (прилагательное), сделанный - сделан (причастие). Краткие формы, как и полные, изменяются не только по родам, но и по числам.

Если рассматривать не только признаки прилагательного и причастия, но и их синтаксическую функцию, то можно с уверенностью сказать, что их роли в предложениях очень схожи. В полной форме обе части речи будут определениями, а их краткие формы будут выполнять роль сказуемого или являться его частью.

Заключение

Зная, какие признаки у прилагательного, каждый без труда сможет выполнить этой части речи. Это будет очень легко, если знать несколько простых правил, описанных в нашей статье.

Не стоит также забывать, что прилагательное внешне схоже с причастием. Чтобы их не перепутать, помните, что последнее образуется от глагола. А прилагательное чаще всего берет свои истоки от имен существительных.

6 марта 2015

Каждая часть речи характеризуется определенными, только ей свойственными признаками. Это позволяет группировать слова русского языка в зависимости от их грамматических свойств. Их изучением занимается особый раздел русского языка - морфология, учитывающий в числе прочего непостоянные и постоянные морфологические признаки прилагательного, существительного, глагола и т. д. Знание особенностей знаменательных и служебных частей речи помогает безошибочно производить морфологический разбор и правильно строить словосочетания и предложения.

В русском языке существует четкая схема анализа. Для каждой самостоятельной части речи она включает определение обобщенного грамматического значения (в том числе вопрос), морфологических признаков (постоянных и непостоянных), синтаксической функции в предложении.

Что такое имя прилагательное

Это знаменательная часть речи, которая часто употребляется в текстах описательного характера. Прилагательные обозначают постоянные признаки предметов и отвечают на вопросы: какой? чей? Они вступают в смысловые связи с существительными и при образовании словосочетаний согласуются с ними в числе, роде, падеже (непостоянные признаки). Эта часть речи может обозначать свойство предмета без его отношения (юный возраст ) или через отношение (зимний день, коровье молоко ) к другим предметам и явлениям. В зависимости от значения выделяют три разряда - это постоянный признак - прилагательного. В предложении слова данной части речи выполняют функцию определения или сказуемого.


Деление на разряды

Имя прилагательное может характеризовать предмет с разных сторон:

  • по форме и положению в пространстве: круглый шар, отвесный склон ;
  • по размеру и цвету: огромное дерево, зеленая лужайка ;
  • по физическим качествам: теплый денек ;
  • по интеллектуальным и физиологическим свойствам: глупый ребенок, добрый человек ;
  • по временному и пространственному признаку: утренняя газета, городской шум ;
  • по материалу, из которого сделана вещь: соломенное чучело ;
  • по назначению: спальный костюм ;
  • по принадлежности: дядин чемодан .

Постоянные признаки прилагательного - это деление их на три разряда: качественные (горячий кофе ), относительные (зимняя прогулка ) и притяжательные (папин галстук ). В их основе лежит значение, которое обязательно соотносится с существительным.

Качественные прилагательные

Самая продуктивная группа этой части речи. Качественные прилагательные - носители такого признака, который может наблюдаться у предмета в большей или меньшей мере, что часто проявляется в образовании степени сравнения. Второе важное свойство данной группы - употребление в краткой форме. Она не изменяется по падежам и является предикатом, т. е. сказуемым, в предложении.

Постоянные признаки прилагательного этого разряда проявляются следующим образом.

  1. Слово может иметь наряду с полной краткую форму: стол огромен .
  2. Наличие степени сравнения: эта картина красивее, тот дом более высокий, сильнейший боец, самый большой праздник .
  3. Способность образовывать следующие группы слов: наречия на , : слаще ; отвлеченные существительные: зелень ; формы, содержащие субъективную оценку: умненький ; сложные прилагательные (путем повтора): вкусный-вкусный ; однокоренное слово с приставкой не- : неглупый .
  4. Возможность входить в пару синонимов или антонимов: горячий-холодный-теплый (чай) .
  5. Употребление с наречиями со значением степени СОВСЕМ, ОЧЕНЬ, ЧРЕЗВЫЧАЙНО и т. п.: очень сильный дождь .

Не все перечисленные выше постоянные признаки прилагательного обязательно должны проявляться в слове. Достаточно хотя бы одного из них, чтобы можно было отнести прилагательное к качественным. Кстати, некоторые из них имеют только краткую форму: должен, рад и др.

Многие слова этого разряда не производны: горячий, синий . Часты также случаи их образования от существительных (кремовый цвет ), глаголов (подвижный мальчик ), других прилагательных: качественных (мрачноватый вид) или относительных и притяжательных - золотые руки, медвежья походка . Следует отметить и образование новых слов путем сложения однокоренных или повторяющихся: белый-белый ковер .

Знание всех особенностей позволяет правильно определить постоянные признаки прилагательного, т. е. разряд.

Образование степеней сравнения

Способность проявляться у предмета в большей или меньшей мере иногда воспринимается как постоянный признак прилагательного. Между тем категория степени сравнения может иметь несколько форм (это указание на непостоянство). Она является отличительной особенностью именно качественных прилагательных.

Образование степеней сравнения:

Положительная (без оценки)

Сравнительная

Превосходная

простая

составная

простая

составная

Красивый

Красивее

Более красивый

Красивейший

Самый красивый, красивее всех

Как показывает таблица, простую форму образуют суффиксы (-е, -ее, -ше, -айш-, -ейш ), а составную - специальные слова, добавляемые к полной форме (более, менее, самый ) или простой сравнительной степени (всех ). Еще один способ - супплетивный, т. е. от другой основы: хороший - лучший (товарищ) .

Слова, употребленные в простой сравнительной степени, не изменяются.

Признаки относительных прилагательных

Сразу нужно отметить, что эта группа слов не обладает ни одним из указанных выше качеств. Признак, который они обозначают, обязательно соотносится с другим предметом или событием. Это проявляется в возможности замены словосочетания [существительное + прилагательное] синонимическим [существительное + существительное]. Например, деревянный забор = забор из дерева. Отношение одного предмета к другому у относительных прилагательных может быть следующим:

  • по времени: прошлогодняя встреча ;
  • по месту: церковное песнопение ;
  • по материалу: металлический прут ;
  • по назначению: каминные часы .

К относительным относятся также сложные прилагательные, первая часть которых - имя числительное: двухэтажное здание, трехлетний малыш .

Постоянные морфологические признаки прилагательного относительного проявляются и в том, что они имеют только полную форму.


Образование

Производной основой для относительных прилагательных служат существительные, глаголы, наречия, а способ образования - суффиксальный (-н-, -ан-, -ян-, -ин-, -енн-, -онн-, -л- ). Например, туманный взгляд, глиняная миска, лекционное время, беглый просмотр .

Постоянные признаки имени прилагательного притяжательного

Эта группа выражает принадлежность предмета кому-либо: человеку, животному. Прежде всего их можно опознать по вопросу: чей ? Они, подобно относительным, не имеют степени сравнения, полной и краткой форм. Это главные постоянные признаки прилагательного данного разряда.

Особенностью притяжательных прилагательных является их морфемный состав. Они образуются от существительных с помощью суффиксов -ов-, -ев-, -ин-, -ий- : отцов кабинет, мамино пальто, лисьи ушки . Если у качественных и относительных прилагательных -ий является окончанием (синий-его-ем ), то у притяжательных суффиксом, видимым при записи транскрипции (звукового состава) слова. Например: лисьего [л, ис, -й, -эва ].

Переход прилагательных одного разряда в другой

Значение и грамматические признаки имени прилагательного часто бывают условны. Они могут приобретать переносное значение и переходить из одного разряда в другой. Так, относительное прилагательное часто выступает в роли качественного, особенно в художественных произведениях (дополнительное средство выразительности). Это можно видеть на примере словосочетаний с прилагательным ЖЕЛЕЗНАЯ: дверь - относительное, воля - качественное.

Обратные процессы не так часты. Качественное прилагательное обычно меняет разряд в том случае, если входит в состав термина: легкая промышленность .

Обладают подобным свойством и притяжательные прилагательные. Причем чаще это относится к словам, связанным с животными. Например, сочетания слова ЗАЯЧЬЯ с разными существительными: нора (притяжательное), шапка (относительное - из чего?), трусость (качественное).

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: Познакомить с разрядами
прилагательных.

Задачи:

  • научить выделять отличительные признаки
    качественных, относительных и притяжательных
    прилагательных в их сопоставлении.
  • учить самостоятельно работать с учебником,
    представлять коллективу новую информацию.
  • развивать умение грамотно употреблять
    прилагательные в текстах – описаниях.
  • развивать навык самоконтроля
  • развивать у учащихся познавательный интерес,
    речь, через связанные ответы на вопросы, память,
    внимание, развивать умения находить имена
    прилагательные в тексте, определять их роль в
    произведениях художественной литературы.
  • воспитать такие нравственные качества, как
    аккуратность; стремление к знаниям, интерес к
    изучению русского языка, бережное отношение к
    окружающему миру.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности.

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда – за работу!
Удачи желаю всем вам!

2. Актуализация знаний и фиксация
затруднений в деятельности.

– Внимание! Розыск! Пропало слово! Особые
приметы: отзывается на вопросы какой? чей?; легко
приспосабливается к любому предмету. Какое слово
разыскивается? (Имя прилагательное.)

– Как вы догадались? (Отвечает на вопросы какой?
чей?; согласуется с именем существительным.)

– Свойства, которые вы назвали, общие для всех
прилагательных. А сейчас посмотрите на экран.

Выберите любой предмет и опишите его, используя
только имена прилагательные.

Выслушиваются ответы учеников.

– Вы заметили, что имена прилагательные
по-разному характеризуют предмет? Одни
обозначают качества предмета по вкусу, другие –
по цвету, третьи – по внешнему виду и т.д. Значит,
кроме общих признаков, по которым имена
прилагательные отличаются от слов других частей
речи, есть признаки, по которым одни
прилагательные отличаются от других.

3. Постановка учебной задачи.

– Как вы думаете, о чем идет речь?

Вот о них-то мы сегодня и поговорим. Какая тема
урока?

Запишите в маршрутном листе (Приложение 1) дату
и тему урока: “Морфологические признаки имени
прилагательного. Качественные, относительные и
притяжательные имена прилагательные”.

– Поставьте цель своей деятельности на уроке.

  • Научиться различать прилагательные разных
    разрядов.
  • Уметь доказывать принадлежность имён
    прилагательных к данному разряду.
  • Правильно употреблять имена прилагательные в
    тексте.

– Я приглашаю вас за знаниями в лингвистическую
лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория?
(Лаборатория – учреждение для проведения
научных и технических опытов, исследований).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

1) Создание проблемной ситуации. Организация
исследования. Представление результатов

1. Слово учителя. Когда учёный приступает к
работе, он тщательно изучает литературу по
интересующей его теме. Я вас приглашаю к
исследованию. Вы найдёте нужный для вашего
исследования материал в учебнике. Работать
будете по группам.

Задание: Каждая группа готовит
рассказ об одном из разрядов прилагательных как
представление результатов исследования другим
группам, ответ строите по плану на слайде; данные
для ответа заносите в таблицы (они у вас на
столах); примеры можно взять из теоретического
материала на странице 101 – 102, листах – помощника
(Приложение 2).

План исследования Разряды
качественные относительные притяжательные
Свойства прилагательных:
1) Значение
различные качества предмета
Отвечают на вопросы какой?. Обозначают
признак предмета через его отношение к другому
предмету
Отвечают на вопросы чей?. Обозначают
принадлежность предмета человеку или животному
2) Наличие краткой формы да нет нет
3) Способность проявлять признак в
большей или меньшей степени (наличие степеней
сравнения)
да нет нет
4) Наличие возможности сочетаться с
наречиями очень, весьма
да нет нет
5) Свойство образовывать антонимические
пары
да нет нет
6) Имеют особые суффиксы – ан(ый), – ян(ый), – ск(ий), – ов(ый) – ин(?), – ов(?), ий(?)

2) Определение темы и цели групповых
исследований

Учитель: Итак, тема исследования:

  • 1-я группа – качественные прилагательные;
  • 2-я группа – относительные прилагательные;
  • 3-я группа – притяжательные прилагательные.

3) Выступления представителей групп
учащихся о результатах поисковой работы

Данные всех групп заносятся всеми в
индивидуальные таблицы.

4) Поиск сходства и отличий между
прилагательными разных разрядов

– Найдите сходства и отличия в разрядах имён
прилагательных.

– Обязательны ли все признаки для качественных
имён прилагательных?

5) Составление алгоритма рассуждения для
определения разряда прилагательных

– Попробуем составить алгоритм действий с
целью определения разряда прилагательных.

1) Если сочетается со словом очень, можно
подобрать антоним, значит, качественное.

2) Если отвечает на вопрос чей? и принадлежит
кому – то, значит, притяжательное.

3) Если ни то, ни другое не подходит, но есть
суффиксы –ан, -ян, -ск, значит, относительное.

5. Первичное закрепление.

1) Устный тренинг

Холодный чай, стеклянный шар, бабушкин платок

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по
эталону.

Закрепление с целью совершенствования навыка
определения разряда имен прилагательных, умения
доказывать их принадлежность к данному разряду,
употреблять их в речи.

Упражнение 833, страница 102. Выписать по четыре
словосочетания каждой группе.

  • 1-й – только качественные
  • 2-й – только относительные
  • 3-й – притяжательные
Имена
прилагательные
Качественные Относительные Притяжательные
Упражнение 833
Обидчивый ребенок Клубничное варенье Мамина шляпа
Сильный ветер Детские игрушки Лисьи следы
Гордый человек Серебряная ложка Мышиная норка
Спортивный костюм Меховое пальто Собачий хвост
Яркий свет Деревянная ручка Бабушкин дом
Безобразный поступок
Упражнение 834
Добрым молодцам Ребятишки заводские Лисий хвост
Песок сыпучий Отцовский дом
Глухой степью Папиного детства
Неизвестный путь
Бесконечной цепью

На основе фрагментов из мультфильма составьте
небольшой текст с использованием имён
прилагательных разных разрядов.

Род, число и падеж – изменяемые грамматические категории, которые являются непостоянными признаками прилагательных. Они свойственны любым прилагательным, независимо от их разряда. В этом и заключается главное отличие непостоянных признаков этой части речи от постоянных.

Что такое непостоянные признаки прилагательных?

Непостоянные морфологические признаки прилагательных – ряд изменяемых грамматических категорий. Их значение зависит от грамматических признаков существительного (местоимения), с которым прилагательное согласуется. В отличие от постоянных, непостоянные признаки прилагательных свойственны всем словам данной части речи, не зависимо от того, к какому разряду по значению они относятся.

Примеры прилагательных с непостоянными признаками в словосочетаниях : спелый арбуз, шерстяного одеяла, синим карандашом, в хрустальной вазе, о лесных зверях .

Какие бывают непостоянные признаки прилагательных?

В русском языке существует три непостоянных грамматических признака прилагательных:

  • Род – признак, указывающий на родовую принадлежность прилагательного.
    • Мужской (древний, яркий, молод) ;
    • Женский (воздушная, кирпичная, полезна) ;
    • Средний (железное, ласточкино, убрано) .
  • Число – признак, указывающий на количество предметов, которым присуще называемое прилагательным качество.
    • Единственное (ветхий, дорожное, нежна) ;
    • Множественное (бесконечные, волчьи, просты) .
  • Падеж – категория, определяющая синтаксические отношения прилагательного с существительными (местоимениями). Краткие прилагательные не склоняются по падежам.
    • Именительный (маленький мальчик, темная комната) ;
    • Родительный (маленького мальчика, темной комнаты) ;
    • Дательный (маленькому мальчику, темной комнате) ;
    • Винительный (маленького мальчика, темную комнату) ;
    • Творительный (маленьким мальчиком, темной комнатой) ;
    • Предложный (о маленьком мальчике, о темной комнате) .

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой