Мир афоризмов! мудрые мысли, цитаты, притчи. Цицерон: цитаты и биография. Цицерон: цитаты Цицерон цитаты о культуре

    Цицерон

    Без истинной дружбы жизнь - ничто.

    Цицерон

    Цицерон

    Бумага все стерпит.

    Цицерон

    В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу - все равно, что лишить мир солнечного света.

    Цицерон

    Цицерон

    Враги всегда говорят правду, друзья - никогда.

    Цицерон

    Все, что делается согласно природе, должно считать счастливым.

    Цицерон

    Цицерон

    Вся природа стремится к самосохранению.

    Цицерон

    Деньги - мышцы войны.

    Цицерон

    Для любящего нет ничего трудного.

    Цицерон

    Цицерон

    Доказательствами только ослабляется очевидность.

    Цицерон

    Цицерон

    Цицерон

    Цицерон

    Дружбе неведомо пресыщение, столь свойственное другим чувствам, она как выдержанное вино - чем старше, тем слаще.

    Цицерон

    Ежедневно сама природа напоминает нам, в сколь немногих, в сколь малых вещах она нуждается.

    Цицерон

    Если мы хотим пользоваться миром, приходится за это сражаться.

    Цицерон

    Цицерон

    Цицерон

    Земля никогда не возвращает без излишка то, что получила.

    Цицерон

    Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы постигать их смысл.

    Марк Тулий Цицерон

    Изучение и наблюдение природы породило науку.

    Цицерон

    Истинно красноречив тот, кто обыкновенные предметы выражает просто, великие - возвышенно, а средние - с умеренностью.

    Цицерон

    Как много делаем мы для друзей, что никогда бы не сделали для самих себя!

    Цицерон

    Когда бряцает оружие, законы безмолвствуют.

    Цицерон

    Цицерон

    Когда нечем гордиться в настоящем, хвастаются вчерашними заслугами.

    Цицерон

ЕЩЁ БОЛЬШЕ ПОКАЖЕТ МАКСИМУМ МАКСИМУМ


Бог наделил нас не знанием вещей, а умением пользоваться ими.

В молчании заключено своего рода красноречие.

Влюбленный в себя соперников не имеет.

Всё, что согласно с природой, заслуживает уважения.

Добродетель, которая противится грядущему злу, называется храбростью.

Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишенному души.

Достигнутый мир лучше и надежнее ожидаемой победы.

Дружба дана нам природой, как помощница в доблестях, а не как спутница в пороках.

Есть и пить нужно столько, чтобы наши силы этим восстанавливались, а не подавлялись.

Жалок старик, который не сумел в течении столь долгой жизни научиться презирать смерть.

Живёт свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга.

Жизнью управляет не мудрость, а судьба.

Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели.

Законы приказывают должностным лицам, должностные лица - народу.

Занятия с книгами - юность питают, старость увеселяют, счастье украшают, в несчастье доставляют убежище и утешение, дома радуют, вне дома не мешают.

Искусство думать отличается от искусства говорить, и у одних мы видим знание вещей, у других же знание слов.

Когда гремит оружие, законы молчат.

Крайняя строгость закона - крайняя несправедливость.

Люди больше всего приближаются к богам именно тогда, когда даруют людям спасенье.

Мир прекрасен во всякой форме, но между миром и рабством большая разница.

Награда добродетели в самом усилии доброго поступка.

Не быть жадным - уже есть богатство; не быть расточительным - доход.

Не прочна судьба народа, когда она зависит от воли, вернее, от нрава одного человека.

Невежество - ночь ума, ночь безлунная и беззвёздная.

Недостаточно овладеть мудростью, нужно также уметь пользоваться ею.

Нельзя ничего познавать, ничего воспринимать, ничего знать: наши чувства ограничены, наши души слабы, пути жизни коротки и истины скрыты в глубине. Всё держится мнениями и условными установлениями, для истины не остаётся ничего и всё покрыто мраком.

Низкая душа предполагает всегда и самые низкие побуждения у благородных поступков.

Никто не в силах отнять у меня веру в бессмертие моей души, которое даёт мне такое спокойствие, такое полное удовлетворение.

Никто не пытается совершить злодеяние без расчёта и без пользы для себя.

Никто не стар настолько, чтобы не рассчитывать прожить хоть год.

Ничто так не вредит желающим произвести хорошее впечатление, как возлагаемые на них надежды.

Обвинитель не должен пользоваться на суде своей властью, влиянием, личным обаянием, не должен обнаруживать никакого пристрастия: пусть всё это останется для оправдания невинных, для помощи неимущим, для спасения несчастных.

Огорчение существует не само по себе, но в нашем представлении.

Отделяя пользу от нравственной красоты, люди извращают то, что составляет основу природы.

Очевидность умаляется доказательствами.

Память слабеет, если ее не упражняешь.

Первая задача истории - воздержаться от лжи, вторая - не утаивать правды, третья - не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности.

Пишущие о тщеславии ставят на книгах свои имена.

Познай самого себя.

Помни, что сильные страдания завершаются смертью, слабые - предоставляют нам частые передышки, а над умеренными - мы владыки; Таким образом, если их можно стерпеть, снесём их; если же нет - уйдём из жизни, раз она не доставляет нам радости, как уходим из театра.

Поступки мудрых людей продиктованы умом, людей менее сообразительных - опытом, самых невежественных - необходимостью, животных - природой.

Потеря наших сил гораздо чаще является последствием порывов юности, чем разрушительного действия лет. Невоздержанная и сластолюбивая молодость передаёт старости изношенное тело.

Природой дарована нам недолгая жизнь, но память о прекрасно прожитой жизни вечна.

Служа человечеству, приближаются к Божеству.

Собственное понимание добродетели и пороков - самое главное. Если этого понимания нет, все становится шатким.

Совершенствование должно быть теоретическим и практическим. К теоретическому совершенствованию относится мудрость и рассудительность, знание человеческих и божественных вещей и их причин; к практическому - умеренность, смелость, справедливость.

Способность мыслить благодетельна для немногих, большинству же идёт во вред.

Справедливость заключается в том, чтобы воздать каждому своё.

Существуют два первоначала справедливости: никому не вредить и приносить пользу обществу.

Те, кто связали и посвятили себя определённым строго установленным учениям, вынуждены теперь защищать то, чего не одобряют.

Телесные блага ниже, чем духовные, но полное благо возможно лишь при сочетании тех и других.

Тот, кто сводит дружбу к пользе, отнимает у неё самое драгоценное, что в ней есть.

Фортуна не только слепа, но и любимцев своих ослепляет.

Человек, пока наслаждается, ни над чем не может задуматься. Чем сильней и продолжительней наслаждение, тем вернее оно гасит свет разума.

Человеку свойственно ошибаться, а глупцу - настаивать на своей ошибке.

Чем честнее человек, тем менее он подозревает других в бесчестности.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Я никогда не бываю так занят, как в часы своего досуга.

Я охотнее готов заблуждаться с Платоном, чем делить истину с нынешними знатоками.

Марк Туллий Цицерон

1. Привычка - вторая натура

2. Жить - значит мыслить

3. Лицо - зеркало души

4. Что посеешь, то и пожнешь

5. Не знаю ничего прекраснее, чем умение силою слова приковывать к себе толпу слушателей, привлекать их расположение, направлять их волю куда хочешь и отвращать ее откуда хочешь

7. Величайшее из достоинств оратора - не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно

8. Поэтами рождаются, ораторами становятся

9. Чистота речи совершенствуется посредством чтения ораторов и поэтов

10. Суди не по отдельным словам, а по их общей связи

11. Истинно красноречив тот, кто обыкновенные предметы выражает просто, великие - возвышенно, а средние - с умеренностью

12. Ораторское искусство немыслимо, если оратор не овладел в совершенстве предметом, о котором хочет говорить

13. Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не обнял и не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием

14. Простой речи с первого взгляда как будто легче всего подражать, между тем первые опыты покажут, что нет ничего труднее

15. Больше всего превосходим мы животных только одним: что говорим между собою и что можем словами выражать свои чувства

16. Хвастливые речи - первый признак слабости, а те, кто способен на большие дела, держат язык за зубами

17. Нужно быть умеренным и в шутках

18. Предпочитаю сдержанную разумность болтливой глупости

19. Где дело само за себя говорит, к чему слова

20. Не следует завладевать разговором как вотчиной, из которой имеешь право выжить другого; напротив, следует стараться, чтобы каждый имел свой черед в разговоре, как и во всем остальном

21. Каждый человек - отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, такой он и есть (в жизни)

22. Некоторые бывают людьми не по существу, а только по названию

23. Очевидно, что по природе каждый себе дорог

24. Каждому свое красиво

25. Природа не терпит одиночества

26. Природа породила и создала нас для каких-то больших (более значительных) дел

27. Мировой организм есть неразрывное целое

28. Вся природа стремится к самосохранению

29. Все элементы мироздания гармонично связаны между собой

30. Природа довольствуется малым

31. Самой природой не дано нам познать пределы вещей

32. Необходимость - страшное оружие

33. Необходимость не знает отдыха

34. Человек часто сам себе злейший враг

35. Ничто не сравнится в быстроте с душевной деятельностью

36. Удивительно, как это жрецы-предсказатели, взглянув друг на друга, могут еще удерживаться от смеха

37. Природа предоставила нам временное пристанище, но не постоянное жилье

38. Природа наделила человека стремлением к обнаружению истины

39. Дух неизбежно стремится ввысь (к идеалам)

40. Душа помнит о прошедшем, зрит настоящее, предвидит будущее

41. Благодеяния, оказанные недостойному, я считаю злодеяниями

42. Следует не только выбирать из зол наименьшее, но и извлекать из них самих то, что может быть в них хорошего

43. Каждому надо оказывать добра столько, сколько, во-первых, сам можешь сделать, а затем еще сколько может принять его тот, кого любишь и кому помогаешь

44. Дружба делает время процветания прекраснее и облегчает горе тем, что дает возможность разделить его с другом

45. Ни одним качеством я не хотел бы обладать в такой степени, как умением быть благодарным. Ибо это не только величайшая добродетель, но и мать всех других добродетелей

46. Ничто так не популярно, как доброта

47. Доброта порождается добротой

48. Существование добродетелей зависит всецело от нас самих

49. Любовь следует измерять не так, как измеряют ее молодые, то есть по силе страсти, но по ее верности и прочности

50. Будь то общественная или личная жизнь, деловая или домашняя, частная или имеющая отношение к другим людям, нет ни одного жизненного явления, которое было бы лишено моральных обязательств

51. Я ни разу не слыхал, чтобы какой-нибудь старик позабыл, в каком месте он закопал клад

52. Нет места милее родного дома

53. Нет ничего радостнее победы

54. Нет ничего более упорядоченного, чем природа

55. Нет ничего более изобретательного, чем природа

56. Никто не может избежать смерти

57. Изящество и красота не могут быть отделены от здоровья

58. Истина сама себя защищает

59. Ошибаются те, которые во время благополучия думают, что навсегда избавились от невзгод

60. Сущность счастливой жизни в целом усматриваю в силе духа

61. Разуму не приходится выбирать, если выбор стоит между истиной и выдумкой

62. Нет ничего слаще, чем свет правды

63. Через сомнения приходим к истине

64. Лжецу мы не верим даже тогда, когда он говорит правду

65. Справедливость без мудрости значит много, мудрость без справедливости не значит ничего

66. Наиболее полезно то, что наиболее справедливо

67. Несправедливость достигается двумя способами: или насилием, или обманом

68. Справедливость в вопросах доверия именуется добросовестностью

69. Справедливость проявляется в воздаянии каждому по его заслугам

70. Справедливость не может быть отделена от полезности

71. Чем честнее человек, тем меньше он подозревает других в бесчестности. Низкая душа предполагает всегда и самые низкие побуждения у благородных поступков

72. Чем человек умнее и искуснее, тем он становится более ненавистным, когда он утратил свою репутацию честности

73. Те, кто много обманывают, стараются казаться честными людьми

74. Ни один умный человек никогда не считал возможным верить предателю

75. Я никогда не бываю так занят, как в часы своего досуга

76. Память слабеет, если ее не упражняешь

77. Труд притупляет горе

78. Тела юношей закаляются трудом

79. Ум человеческий всегда стремится к какой-либо деятельности и ни при каких обстоятельствах не терпит непрерывного покоя

80. Стремление к деятельности крепнет с годами

81. Ни одно изобретение не может сразу стать совершенным

82. Осторожно действовать еще важнее, чем разумно рассуждать

83. Должно соблюдать меру, наслаждаясь удовольствием

84. Невежество - ночь ума, ночь безлунная и беззвездная

85. Человеческий ум воспитывается учением и мышлением

86. Занятия наукой питают юность, а приносят усладу старости, украшают в счастье, служат убежищем и утешением в несчастье

87. Любовь к мудрости (наука о мудрости) называется философией

88. Философия - мать всех наук

89. Философия является медициной души

90. Изучение и наблюдение природы породило науку

91. Недостаточно обладать мудростью, нужно уметь пользоваться ею

92. Поступки мудрых людей продиктованы умом, людей менее сообразительных - опытом, самых невежественных - необходимостью, животных – природой

93. Чем кто умнее, тем он скромнее

94. Мудрость - источник наук

95. Мудрецу несвойственно делать то, о чем ему пришлось бы потом жалеть

96. Более поздние мысли обычно бывают более разумными

97. Предвидение будущего должно опираться не на предсказания и приметы, а на мудрость

98. Каждому надо иметь свое суждение

99. Каждый человек может заблуждаться, но упорствует в заблуждении только глупец

100. Глупость, даже достигнув того, чего она жаждала, никогда не бывает довольной

101. Что может быть отраднее и свойственнее человеческой природе, чем остроумная и истинно просвещенная беседа?

102. Лесть - помощница пороков

103. Должно остерегаться открывать уши для льстецов и позволять им льстить нам

104. Не хочу быть хвалителем, чтобы не казаться льстецом

105. Лишь только однажды кто-нибудь даст ложную клятву, тому после верить не следует, хотя бы он клялся несколькими богами

106. Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души

107. Я ставлю ни во что чтение без всякого удовольствия

108. Когда гремит оружие, законы молчат

109. Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными

110. Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели

111. Нельзя полагаться на показания озлобленного свидетеля

112. Честный человек, садясь в судейское кресло, забывает о личных симпатиях

113. Благо народа - вот высший закон

114. Даже у разбойников есть свои законы

115. Сила совести судьи велика

116. Правосудие следует рассматривать, как воздание каждому своего

117. Величайшее поощрение преступления – безнаказанность

118. Наибольший соблазн преступления заключается в расчете на безнаказанность

119. Обвинение предполагает наличие преступления

120. Воспоминание неволи делает свободу еще сладостнее

121. Лучше умереть, чем быть рабами

122. Рабство - тягчайшее из всех несчастий

123. Только то общество, в котором народ пользуется верховной властью, есть истинное вместилище свободы

124. Превосходно, если мы сами в состоянии управлять собой

125. Ценить дороже то, что кажется полезным, чем то, что кажется нравственным, в высшей степени позорно

126. Что безнравственно, то, как бы оно ни скрывалось, все-таки не может никоим образом сделаться нравственным

127. Кто однажды перешел границу скромности, тот делается постоянно и открыто бесстыжим

128. Между добрыми людьми - все доброе

129. Мы жалеем больше тех, которые не ищут нашего сострадания

130. Пусть каждый познает свои способности и пусть строго судит себя, свои достоинства и пороки

131. Самое главное украшение - чистая совесть

132. Моя спокойная совесть важнее мне, чем все пересуды

133. Хотя всякая добродетель нас к себе влечет, однако всего более это делают справедливость и щедрость

134. Быть свободным от вины - великое утешение

135. Если мы хотим пользоваться миром, приходится сражаться.

136. Мир должен быть добыт победой, а не соглашением

137. Достигнутый мир лучше и надежнее ожидаемой победы

138. Нет ничего радостнее победы

139. Мир и согласие для побежденных полезны, для победителей только похвальны

140. Кто мужествен, тот и смел

141. Добродетель, которая противится грядущему злу, называется храбростью

142. В страхе больше зла, чем в самом предмете, которого боятся

143. С добрыми и злыми нельзя вести себя одинаково

144. Ничто так не сближает, как сходство характеров

145. Равные больше всего сходятся с равными

146. Как много делаем мы для друзей, чего никогда не сделали бы для самих себя

147. В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу все равно, что лишить мир солнечного света

148. Дружба может быть прочна только при зрелости ума и возраста

149. Истинная дружба должна быть откровенна и свободна от притворства и поддакивания

150. Основа дружбы заключается в полном согласии воли, вкусов и мнений

151. Кто настолько глух, что даже от друга не хочет услышать правды, тот безнадежен

152. Искренней дружбе присуще давать советы и выслушивать их

153. Дружба возможна только между хорошими людьми

154. Каждый любит самого себя не с тем, чтобы получать какую-либо награду за свою любовь, а потому, что каждый сам себе дорог. Если не применить то же самое к дружбе, то мы никогда не найдем истинного друга; ведь друг для каждого - это второй он сам

155. Насколько кто сам себя ценит, настолько и друзья его ценят

156. Человек - твой злейший враг

157. Затаенная вражда опаснее явной

158. Иные думают, что старую любовь надо выбивать новой любовью, как клин клином

159. Нельзя любить ни того, кого боишься, ни того, кто тебя боится

160. Людей ослепляет страсть

161. Что прилично, то достойно уважения, а что достойно уважения, то всегда прилично

162. Когда нечем гордиться в настоящем, хвастаются вчерашними заслугами

163. Влюбленный в себя соперников не имеет

164. Алчность есть преступное желание чужого

165. Глупости свойственно видеть чужие пороки, а о своих забывать

166. Никакое притворство не может продолжаться долго

167. Презренны те, которые, как говорится, ни себе, ни другим; в ком нет ни трудолюбия, ни усердия, ни заботливости

168. Кто не стыдится, того я считаю заслуживающим не только порицания, но и наказания

169. Расточительность подражает щедрости

170. Гнев - начало безумия

171. Жизнь коротка, но слава может быть вечной

172. Тело мужей храбрых и великих людей смертно, а деятельность души и слава их доблести вечны

173. Слава - вещь основательная

174. Слава, как тень, следует за добродетелью

175. Бережливость - важный источник благосостояния

176. Есть и пить нужно столько, чтобы наши силы этим восстанавливались, а не подавлялись

177. Иногда можно застонать и мужчине.

178. Пока у больного есть дыхание, говорят, есть и надежда.

179. Все хотят дожить до старости, а когда доживут, ее же винят.

180. Потери наших сил гораздо чаще являются последствием порывов юности, чем разрушительного действия лет. Невоздержанная и сластолюбивая молодость передает старости изношенное тело.

181. Мне нравятся в молодом человеке какие-либо хорошие черты старости, а в старике - какие-либо хорошие качества молодости

182. Легкомыслие свойственно цветущему возрасту

183. Каждому возрасту присущи свои особенности

184. Упражнение и умеренность могут даже и в старости сохранить до некоторой степени прежнюю силу

185. Ничего так не следует остерегаться в старости, как лени и безделья

186. Умеренные, уживчивые и неугрюмые старики проводят сносную старость; нетерпимость и угрюмость тяжелы во всяком возрасте

187. Старость крепка благодаря основам, заложенным в молодости

188. Остаются способности у стариков, лишь бы только оставался у них интерес к делу и трудолюбие

189. Старость от природы слишком болтлива

190. Свои пороки и свою вину неразумные люди слагают на старость

191. В чем смысл старческой скупости - не понимаю

192. Никто не может избежать смерти

193. Путь в подземное царство отовсюду одинаков

194. Жизнь мертвых продолжается в памяти живых

195. Смерть обща всякому возрасту

196. Ничто не цветет вечно

197. Что прошло, того уж нет

198. Ни одно искусство не замыкается в самом себе

199. Все искусства состоят в исследовании истины

200. Дружба делает время процветания прекраснее и облегчает горе тем, что дает возможность разделить его с другом

201. Ни один здравомыслящий человек не будет танцевать

3 января 106 года до нашей эры на свет появился талантливый оратор, философ и государственный деятель Марк Туллий Цицерон. Он был автором множества писем и судебных речей. Мы решили вспомнить его лучшие изречения

« O tempora! O mores! »

Цицерон является автором сакраментальной фразы «О, времена! О, нравы» которую до сих пор используют, чтобы показать деградацию общества или упоминают, описывая жестокие убийства, громкие скандалы и многое другое. Цицерон, кстати, произнес эту фразу в первой речи против Катилины. Он был человеком знатного рода, в страшные времена репрессий Суллы он пополнил свое состояние за сет имущества его жертв. Катилина претендовал на должность консула, но безуспешно и тогда он начал подготовку заговора с целью произвести политический переворот и хоть так захватить власть. Сторонников у Катилины хватало – он обещал добиваться отмены долговых обязательств. И когда ситуация обострилась, Цицерон произнес свою знаменитую речь: "О времена, о нравы! Сенат все знает, консул все видит, а он все еще жив! Жив! Мало того, он является в сенат, желает быть участником в обсуждении государственных дел; он взором своим намечает и предназначает к смерти из нас то одного, то другого". В итоге Цицерону удалось добиться своего: Катилина бежал из Рима , вскоре его армия была разбита, а сам амбициозный заговорщик погиб. Именно после этих событий Цицерон получает титул «Отец Отечства» и становится одним из наиболее популярных и уважаемых людей в Риме

«Дамоклов меч»

Зачастую говоря о какой-то опасности, нависшей над человеком, мы употребляем выражение «дамоклов меч». Авторство этого выражения также признают за Цицероном, поскольку в своем сочинении «Тускуланские беседы» он пересказал древнегреческий миф о сиракузском тиране Дионисии Старшем. Оратор писал: «Дамокл завидовал Дионисию, хотя и льстил ему. Желая проучить льстеца, называвшего его счастливейшим из людей, Дионисий приказал во время пира посадить Дамокла на свое место, предварительно прикрепив к потолку над троном острый меч, висевший на конском волосе. Этот меч был символом опасностей, постоянно угрожавших властителю».

О государстве

Выражая собственные политические взгляды, Цицерон писал в своих трудах «О республике» и «О законах»: «Государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». Кстати, Цицерон планировал написать полную историю Рима, в которой бы выражал свои взгляды и политические убеждения, но так и не успел.

О женщинах и любви

Марка Туллия Цицерона сложно назвать «дамским угодником», несмотря на громкую славу на политической арене, он не отличался обилием любовных связей. В своих «Тускуланских беседах» он писал:

«Женоненавистничество возникает из страха». После войны Цицерон развелся со своей супругой Теренцией, с которой прожил множество лет. Причем, предлог он выбрал интересный – якобы она не заботилась о нем, не последовала за мужем в Брундизий и наделала долгов. Вторую женитьбу Цицерона тоже сложно назвать романтической: он вступил брак с юной девушкой, но вовсе не из-за ее красоты, а по причине богатства. Цицерон управлял ее имуществом на правах доверенного сонаследника, он совершенно погряз в долгах и друзья уговорили его жениться. С помощью состояния молодой супруги Цицерон наладил собственное финансовое положение. Вскоре во время родов погибает Туллия - любимая дочь великого оратора. Цицерон был убит горем и развелся со второй женой – как ему казалось, она была рада смерти его дочери. А вот что писал Цицерон о любви в «Тускуланских беседах»: "Если есть любовь на свете - а она есть! - то она недалека от безумия. Думают даже, будто старую любовь, как клин клином, можно выбить новой любовью."

О мужестве

Цицерон жил в эпоху постоянных потрясений, ожесточенной политической борьбы в Риме, постоянных интриг и громких судебных процессов. Конечно, огромное внимание он уделил в своих сочинениях мужеству и храбрости. В «Тускуланских беседах» есть его определение мужества:

«Мужество не нуждается в помощи гнева: оно и само приучено, готово, вооружено ко всякому отпору. Иначе можно сказать, что и пьянство, а то и безумие тоже полезно мужеству, так как и пьяные и безумные тоже отличаются силою».

«Мужество бывает и без ярости, а гнев, напротив, есть черта легкомыслия. Ибо нет мужества без разума».

О Цезаре

Отношения Цицерона и Юлия Цезаря были сложными, они оба были поклонниками искусств, блестящими политиками, но разделяло их многое: во время гражданских войн оратор выступал на стороне Помпея , после его гибели добился прощения полководца. Но историки склоняются к тому, что в заговоре против Цезаря, в результате которого тот погиб, сраженный множеством ударов, Цицерон не участвовал. Но, возможно, он о нем знал – его ближайшие друзья были заговорщиками. Цицерон говорил о Цезаре:

«Когда я вижу, как тщательно уложены его волосы и как он (Юлий Цезарь) почесывает голову одним пальцем, мне всегда кажется, что этот человек не может замышлять такое преступление, как ниспровержение римского государственного строя» (Плутарх, «Сравнительные жизнеописания»).

«Победив Помпея, Цезарь приказал с честью восстановить его поверженные статуи. Цицерон сказал: «Восстанавливая статуи Помпея, Цезарь укрепляет свои собственные» (Плутарх. «Изречения царей и полководцев»).

О государстве

Одной из главных тем для Цицерона было государствеонное устройство, политика и роль гражданина в политических процессах. Он писал:

«Величайшая свобода порождает тиранию и несправедливейшее и тяжелейшее рабство». («О государстве»).

«Где существует тиран, там не просто дурное государство, а вообще не существует никакого государства». («О государстве»).

О дружбе

На протяжении множества лет Цицерон дружил с римским всадником Титом Помпонием Аттиком, с которым познакомился еще в юности во время изучения права. До нашего времени дошли около 200 писем Цицерона к своему приятелю, они невероятно интересны: друзья обсуждали самые горячие римские сплетни, философию, обустройство дома. По «Письмам» видно, что Цицерон иногда давал своему другу различные поручения, и обращался к нему за советом – как в финансовых, так и в хозяйственных делах. Например, они обсуждали отделку помещений на вилле оратора. Кстати, друзья даже породнились – брат Цицерона Квинт женился на сестре Аттика. Вот что пишет оратор о дружбе:

«Дружбе неведомо пресыщение, столь свойственное другим чувствам, она как выдержанное вино – чем старше, тем слаще». «О дружбе»

«Дружба может соединять лишь достойных людей».

«Не стремление к пользе порождает дружбу, а дружба приносит пользу с собой».

«Самое постыдное требование: во сколько каждый сам себя ценит, во столько же пусть ценят его и друзья. Разве редко бывает, что человек и духом слаб, и надежд на успех в жизни у него немного, но не следует ведь отсюда, что друг должен относиться к нему так же, как он относится к себе сам; скорее напротив – дело друга напрячь все силы и добиться, чтобы он воспрял душой, пробудить в нем надежду, заставить его думать о себе лучше».

О смерти

Особенно любопытны рассуждения Цицерона о смерти. Философ был одним из активнейших игроков на политической арене Рима и в какой-то момент решил заручиться поддержкой будущего римского императора Октавинана Августа, чтобы возвыситься самому. Тот же Плутарх сообщает нам, что Цицерон просил за него народ, расположил к Цезарю (это также было одно из имен Октавианана) сенаторов, а после достижения своих целей тот просто «забыл» о том, кому был обязан. Захватив власть, Цезарь, Марк Антоний и Лепид составили список осужденных на смерть, включив в него больше двухсот человек. Плутарх пишет: "Самый ожесточенный раздор между ними вызвало имя Цицерона: Антоний непреклонно требовал его казни, отвергая в противном случае какие бы то ни было переговоры, Лепид поддерживал Антония, а Цезарь спорил с обоими. Но в итоге судьба Цицерона была решена, и его приговорили к смерти. Убийцы настигли его в небольшой усадьбе на берегу моря и зарезали на 64-м году жизни. Вот что говорил в свое время Цицерон о смерти:

«Славна гибель полководца. Философы же обычно умирают в своей постели. Однако важно, как умирают». «О пределах добра и зла».

«Со смертью людей не погибают (...) их мнения; им, может быть, только недостает того сияния, которое исходило от их авторов». «О природе богов».

«Я не знаю никого другого, кто бы больше боялся того, чего, как он (Эпикур) утверждает, вовсе не следует бояться: я имею в виду смерти и богов. Он провозглашает, что страх перед ними владеет умами всех людей, между тем как среднего человека это вовсе так сильно не волнует. Сколько тысяч людей разбойничают, хотя за это полагается смертная казнь. Другие грабят все храмы, какие только могут; не очень-то страшит одних страх перед смертью, а других – перед богами». «О природе богов».

О богах

«Вы обычно говорите, бог все это (мироздание) устроил ради людей. Ради мудрецов? В таком случае он затратил столь много усилий для весьма малого числа людей. Или для глупцов? (...) Чего же он этим достиг, если все глупцы, без сомнения, несчастнейшие люди больше всего оттого, что они глупы (...)? «О природе богов».

«Боги пекутся о великом , но малым пренебрегают».

«Счастье следует просить у бога, мудрость – приобретать самому».

«Боги, если и рассматривают человеческие дела, то, судя по их приговорам, не видят между добродетелью и злодейством никакой разницы».

Марк Туллий Цицерон, (106-43 гг. до н.э.), государственный деятель, оратор, писатель

Я (…) доблестью своей освещал своим предкам, так что они, если и не были известны ранее, памятью о себе обязаны мне.

Наши слезы высыхают быстро, особенно если мы льем их над чужою бедой.

Величайшая свобода порождает тиранию и несправедливейшее и тяжелейшее рабство.

Не прочна судьба народа, когда она (…) зависит от воли, вернее, от нрава одного человека.

Наш народ, защищая своих союзников, (…) покорил весь мир.

Где существует тиран, там не просто дурное государство, (…) а (…) вообще не существует никакого государства.

Не понимаю, почему понятие государства (…) применимо к владычеству толпы; (…) для меня на родом является только такой, который удерживает вместе согласие относительно прав.

Граждан (…) следует оценивать по их весу, а не по их числу.

Сам бог не может знать того, что произойдет случайно и произвольно. Ибо если знает, то это определенно произойдет, а если определенно произойдет, то не случайно.

Для нас знание будущих событий даже и не является полезным. (…) Или, ты считаешь, [ней Помпеи, трижды избираемый консулом, трижды получив триумф, покрытый славой своих великих подвигов, мог бы всему этому радоваться, если б знал, что он, потеряв свое войско, будет однажды зарезан на пустынном берегу Египта?

В каждом куске мрамора (…) заключаются (…) головы, достойные резца хоть самого Праксителя. (…) То, что изваялось, (…) [уже] находилось внутри.

Чего хотят бессмертные боги, во первых, посылая нам предзнаменования, которые мы без толкователей и понять не можем, и предвещая то, чего мы все равно не можем избежать? Так даже порядочные не поступают, не пророчат своим друзьям надвигающееся на них несчастье, которого те никоим образом не смогут избежать. (…) Всякое предсказывание зла только тогда - доброе дело, когда оно сопровождается советом, как это зло отвести. (…) Если считать, что знамения посылаются богами, то почему они были такими темными? Если боги действительно хотели открыть нам будущее, надо было возвестить его вполне ясным образом; если хотели скрыть, то не надо было об этом сообщать даже в туманной форме.

То, что не может произойти, никогда не происходит; то, что может, - не . Следовательно, чуда вовсе не бывает.

[По поводу астрологии:] Неужели все погибшие в битве при Каннах родились под одной и той же звездой?

Когда богатейшему царю Азии Крезу был выдан оракул: «Крез, через Галис проникнув, великое царство разрушит», то этот царь посчитал, что ему суждено разрушить вражеское царство, а разрушил он свое.

Право же, какую можно высказать еще нелепость, которая бы уже не была высказана кем нибудь из философов!

Даже из видений безумцев или пьяных можно путем толкования извлечь много такого, что будет выглядеть как относящееся к будущему. Если человек целый день бросает в цель копье, он когда нибудь да попадет.

Мы обычно не верим лжецу, даже когда он говорит правду. Но (…) если какой то один сон оправдался, то вместо того, чтобы отказать в вере одному, поскольку множество других не оправдались, поступают наоборот: считают нужным верить в бесчисленное множество, ссылаясь на то, что один оправдался.

Только ученые люди да еще греки привыкли рассуждать без подготовки на заданную тему.

Вы обычно говорите, бог все это [мироздание] устроил ради людей. Ради мудрецов? В таком случае он затратил столь много усилий для весьма малого числа людей. Или для глупцов? (…)
Чего же он этим достиг, если все глупцы, без сомнения, несчастнейшие люди больше всего оттого, что они глупы (…)?

Ко всему истинному присоединено нечто ложное, и притом (…) подобное истинному.

Не так легко приходят в голову доводы в защиту истинного, как в опровержение ложного.

Я не знаю никого другого, кто бы больше боялся того, чего, как он [Эпикур] утверждает, вовсе не следует бояться: я имею в виду смерти и богов. Он провозглашает, что страх перед ними владеет умами всех людей, между тем как среднего человека это вовсе так сильно не волнует. Сколько тысяч людей разбойничают, хотя за это полагается смертная казнь. Другие грабят все храмы, какие только могут; не очень то страшит одних страх перед смертью, а других - перед богами.

Не боги имеют человеческий облик, а люди - божественный. ( стоиков.)

Добродетель деятельна.

Провидение правит миром. (Мнение стоиков.)

[Об эпикурейском учении о сотворении мира из случайного движения атомов:] Почему бы (…) не поверить также, что если изготовить (…) в огромном количестве все двадцать одну букву [латинского алфавита], а затем бросить эти буквы на землю, то из них сразу получатся «Анналы» Энния, так что их можно будет тут же и прочитать.

При встречах я давно делал попытки говорить с тобой об этом, но меня пугал какой то почти деревенский стыд; на расстоянии я изложу это более смело: письмо ведь не краснеет.

Тому, кто однажды перешел границы скромности, надлежит быть вполне бесстыдным до конца.

Ничто не может доставить читателю большего удовольствия, чем разнообразие обстоятельств и превратности судьбы.

Собственное понимание добродетели и пороков самое главное. Если этого понимания нет, все становится шатким.

Природа не терпит одиночества.

Мировой организм есть неразрывное целое.

Мир по своей природе не только художественное произведение, но и художник.

Мир держит все в своих объятиях.

Нет ничего более упорядоченного, чем природа.

Нет ничего более изобретательного, чем природа.

Обычай не мог бы побороть природу - ибо она всегда остается непобежденной.

Вся природа стремится к самосохранению.

Все элементы мироздания гармонично связаны между собой.

Земля вращается вокруг своей оси.

Земля никогда не возвращает без излишка то, что получила.

Сила природы очень велика.

Ничто так не свойственно нашей душе, как числовая соразмерность.

Ежедневно сама природа напоминает нам, в сколь немногих, в сколь малых вещах она нуждается.

При руководстве природы ошибаться никоим образом нельзя.

Все, что делается согласно природе, должно считать счастливым.

Природа довольствуется малым.

Самой природой не дано нам познать пределы вещей.

То, что имеет силу в отношении большего, должно иметь силу и в отношении меньшего.

Необходимость - страшное оружие.

Необходимость не знает отдыха.

Не только целесообразно, но и необходимо.

Удивительно, как это жрецы предсказатели, взглянув друг на друга, могут еще удерживаться от смеха.

Что посеешь, то и пожнешь.

Природа предоставила нам временное пристанище, но не постоянное жилье.

Природа породила и создала нас для каких то больших (более значительных) дел.

Следует жить в соответствии с природой.

Если человек не страдает, значит ли это, что он наслаждается высшим благом?

Дух неизбежно стремится ввысь (к идеалам).

За вероломство и нравственную испорченность боги бессмертные обыкновенно сердятся и гневаются на людей.

Душа помнит о прошедшем, зрит настоящее, предвидит будущее.

Бренное тело дух вечный двигает.

Мы должны здраво обдумывать, что несет нам грядущий день.

Благодеяния, оказанные недостойному, я считаю злодеяниями.

Следует не только выбирать из зол наименьшее, но и извлекать из них самих то, что может быть в них хорошего.

Все ненавидят непомнящее благодеяние.

Каждому надо оказывать добра столько, сколько, во первых, сам можешь сделать, а затем еще сколько может принять его тот, кого любишь и кому помогаешь.

О времена! о нравы!

Не философы, а ловкие обманщики утверждают, что человек счастлив, когда может жить сообразно со своими желаниями: это ложно. Преступные желания верх несчастья. Менее прискорбно не получить того, чего желаешь, чем достичь того, что преступно желать.

О обманчивая надежда человеческая!

Ошибаются те, которые во время благополучия думают, что навсегда избавились от невзгод.

Сущность счастливой жизни в целом усматриваю в силе духа.

Если мучительна, она не продолжительна, а если продолжительна, то не мучительна.

Величайшее зло - страдание.

Кто страдает, тот помнит.

Первый закон истории - бояться какой бы то ни было , а затем - не бояться какой бы то ни было правды.

Природа наделила человека стремлением к обнаружению истины.

Не стыдно ль физику, то есть исследователю и испытателю природы, искать свидетельства истины в душах, порабощенных обычаем?

Разуму не приходится выбирать, если выбор стоит между истиной и выдумкой.

Нет ничего слаще, чем свет правды.

Через сомнения приходим к истине.

Истина сама себя защищает.

Не понимаю, почему, не веря видениям безумных, должны мы верить видениям спящих, которые гораздо более смутны.

Лжецу мы не верим даже тогда, когда он говорит правду.

Разве порядочному человеку пристало лгать?

Справедливость есть высшая из всех добродетелей.

Существуют два первоначала справедливости: никому не вредить и приносить пользу обществу.

Справедливость без мудрости значит много, мудрость без справедливости не значит ничего.

Наиболее полезно то, что наиболее справедливо.

Несправедливость достигается двумя способами: или насилием, или обманом.

Справедливость в вопросах доверия именуется добросовестностью.

Справедливость проявляется в воздаянии каждому по его заслугам.

Справедливость не может быть отделена от полезности.

Невелика заслуга, если человек честен лишь потому, что никто и не пытается его подкупить.

Чем честнее человек, тем меньше он подозревает других в бесчестности. Низкая душа предполагает всегда и самые низкие побуждения у благородных поступков.

Чем человек умнее и искуснее, тем он становится более ненавистным, когда он утратил свою репутацию честности.

Те, кто много обманывают, стараются казаться честными людьми.

Ни один умный человек никогда не считал возможным верить предателю.

Труд делает нечувствительным к огорчениям.

Я никогда не бываю так занят, как в часы своего досуга.

Память слабеет, если ее не упражняешь.

Дело стоит труда.

Труд притупляет горе.

Тела юношей закаляются трудом.

Нет ничего красивее хорошо возделанного поля.

Именно действие придает добродетели истинную ценность и достоинство.

Сделай, если можешь.

Ум человеческий всегда стремится к какой либо деятельности и ни при каких обстоятельствах не терпит непрерывного покоя.

Это очевидно, что мы рождены для деятельности.

Я больше, чем сделал, сделать не могу.

Стремление к деятельности крепнет с годами.

Раз начатое не может быть остановлено.

Ни одно изобретение не может сразу стать совершенным.

Осторожно действовать еще важнее, чем разумно рассуждать.

Следует осмотрительно делать то, что делаешь.

Должно соблюдать меру, наслаждаясь удовольствием.

Живет свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга.

Знание, далекое от справедливости, заслуживает скорее названия ловкости, чем мудрости.

Какую пользу или какую прибыль мы имеем в виду, когда желаем знать то, что сокрыто от нас?

Невежество - ночь ума, ночь безлунная и беззвездная.

Человеческий ум воспитывается учением и мышлением.

Чем талантливее и способнее человек, тем с большей раздражительностью и мучением он учит.

Порядок больше всего помогает ясному усвоению.

Обучать есть дело долга, развлекать же - дело уважения (к слушателям).

Найдется ли кто либо, кто, бросая целый день дротик, не попадет однажды в цель?

Занятия наукой питают юность, а приносят усладу старости, украшают в счастье, служат убежищем и утешением в несчастье.

Не знать истории - значит всегда быть ребенком.

История - свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины.

Свести философию с неба на землю.

Мать всех наук.

Философия является медициной души.

Геродот - истории.

Изучение и наблюдение природы породило науку.
Найдется ли такой человек, на которого не произвела бы впечатления древность, засвидетельствованная и удостоверенная столькими славнейшими памятниками?

Мы должны знать изобретения наших предков.

Мудрость Сократа состояла в том, что он не думал, что знал то, чего не знал.

Нет величайшей нелепости, которая не была бы сказана кем либо из философов.

Недостаточно обладать мудростью, нужно уметь пользоваться ею.

Поступки мудрых людей продиктованы умом, людей менее сообразительных - опытом, самых невежественных - необходимостью, животных природой.

Чем кто умнее, тем он скромнее.

Обязанность мудреца - иметь попечение о своем достоянии, не поступая ни в чем против обычаев, законов, установлений.

Мудрецу несвойственно делать то, о чем ему пришлось бы потом жалеть.

Как бы ты ни был мудр, а если тебе будет холодно, задрожишь.

Мудрость всегда удовлетворена тем, что есть, и никогда не досадует на себя.

Более поздние мысли обычно бывают более разумными.

Никакая острота ума человеческого не бывает так велика, чтобы могла проникнуть в небо.

Нет пользу мудрому в мудрости, если он сам себе не может помочь.

Мудрость - источник наук.

Предвидение будущего должно опираться не на предсказания и приметы, а на мудрость.

И в этом, несомненно, та высшая и божественная мудрость - глубоко понять и изучить дела человеческие, не удивляться ничему, что случилось, и ничто не считать невозможным до того, как оно произойдет.

Ничто так не противоречит рассудку и порядку, как случайность.

Каждому надо иметь свое суждение.

Храбрым помогает не только судьба, как поучает старинная поговорка, но гораздо более - разумное суждение.

Ни у глупцов никто не бывает счастлив, ни у мудрецов никто не бывает несчастлив.

Я предпочитаю ошибаться вместе с Платоном, чем разделять правильное суждение с этими людьми.

Каждый человек может заблуждаться, но упорствует в заблуждении только глупец.

Глупость, даже достигнув того, чего она жаждала, никогда не бывает довольной.

Сколь глубоки корни глупости!

Я не только досадую на свою глупость, но и стыжусь ее.
Очевидность умаляется доказательствами.

Что может быть отраднее и свойственнее человеческой природе, чем остроумная и истинно просвещенная беседа?

Не знаю ничего прекраснее, чем умение силою слова приковывать к себе толпу слушателей, привлекать их расположение, направлять их волю куда хочешь и отвращать ее откуда хочешь.

Как в жизни, так и в речи нет ничего труднее, как видеть, что уместно.

Поэтами рождаются, ораторами становятся.

Чистота речи совершенствуется посредством чтения ораторов и поэтов.

Суди не по отдельным словам, а по их общей связи.

Истинно красноречив тот, кто обыкновенные предметы выражает просто, великие - возвышенно, а средние - с умеренностью.

Ораторское искусство немыслимо, если оратор не овладел в совершенстве предметом, о котором хочет говорить.

Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не обнял и не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием.

Простой речи с первого взгляда как будто легче всего подражать, между тем первые опыты покажут, что нет ничего труднее.

Перо - лучший учитель, написанная речь лучше только продуманной.
Перестань, пожалуйста, говорить общими фразами.

Письмо развивает искусство владения словом.

Множество мыслей порождает многословие.

Образное изложение делает предмет речи видным.

Дела влекут за собой слова.

Факты не согласуются с речами.

Бумага не краснеет.

Не столь прекрасно знать латынь, сколь постыдно ее не знать.

Больше всего превосходим мы животных только одним: что говорим между собою и что можем словами выражать свои чувства.

Оживить речь юмором.

Нужно быть умеренным и в шутках.

В шутку, а не всерьез.

Предпочитаю сдержанную разумность болтливой глупости.

Величайшее из достоинств оратора - не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно.

Хвастливые речи - первый признак слабости, а те, кто способен на большие дела, держат за зубами.

Где дело само за себя говорит, к чему слова.

Лесть - помощница пороков.

Должно остерегаться открывать уши для льстецов и позволять им льстить нам.

Не хочу быть хвалителем, чтобы не казаться льстецом.

Лишь только однажды кто нибудь даст ложную клятву, тому после верить не следует, хотя бы он клялся несколькими богами.

Сочинения прекрасны именно отсутствием прикрас.

Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души.

Я ставлю ни во что чтение без всякого удовольствия.

Религия - это культ богов.

Когда гремит оружие, законы молчат.

Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными.

Мы должны искоренять пороки и насаждать добродетели.

Крайняя строгость закона - крайняя несправедливость.

Судья - это говорящий закон, а закон - это немой судья.

Честный человек, садясь в судейское кресло, забывает о личных симпатиях.

Когда выступают с обвинением против кого либо, то нет ничего несправедливее останавливаться на длинном перечне фактов, говорящих против обвиняемого, и умалчивать о фактах, говорящих в его пользу.

Нельзя полагаться на показания озлобленного свидетеля.

Имеющий деньги не может быть наказан.

По справедливости можно сказать, что начальник есть говорящий закон, а закон - немой начальник.

Высшая законность - это высшее беззаконие.

Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы постигать их смысл.

Благо народа - вот высший закон.

Закон повелевает то, что следует делать, и запрещает противное этому.

Даже у разбойников есть свои законы.

Законы изобретены для блага граждан.

Сила совести судьи велика.

Правосудие следует рассматривать, как воздание каждому своего.

Решать юридически, а не оружием.

Величайшее поощрение преступления - безнаказанность.

Наибольший соблазн преступления заключается в расчете на безнаказанность.

Преступно брать деньги за вынесенные приговоры; еще преступнее осудить того, с кого возьмешь деньги за оправдание.

Обвинение предполагает наличие преступления.

Для обвиняемого желательнее всего признание обвиняемого.

Мы истинно свободны, когда мы сохранили способность рассуждать самостоятельно, когда необходимость не заставляет нас защищать навязанные и, в некотором роде, предписанные нам мнения.

Воспоминание неволи делает свободу еще сладостнее.

Лучше умереть, чем быть рабами.

Рабство - тягчайшее из всех несчастий.

Только то общество, в котором народ пользуется верховной властью, есть истинное вместилище свободы.

Превосходно, если мы сами в состоянии управлять собой.

Есть разница между легкомыслием демагогов и натурой подлинно демократической.

Как в дружбе, так и в государственной деятельности должны быть исключены притворство и лесть.

Ценить дороже то, что кажется полезным, чем то, что кажется нравственным, в высшей степени позорно.

Что безнравственно, то, как бы оно ни скрывалось, все таки не может никоим образом сделаться нравственным.

Кто однажды перешел границу скромности, тот делается постоянно и открыто бесстыжим.

Мягкость и кротость заслуживают одобрения, но с тем ограничением, чтобы применялась строгость.

Между добрыми людьми - все доброе.

Щедрость не знает границ.

Для государства полезно, чтобы знатные люди были достойны своих предков.

Мы жалеем больше тех, которые не ищут нашего сострадания.

Пусть каждый познает свои способности и пусть строго судит себя, свои достоинства и пороки.

Добродетель состоит в защите людей.

Нет никакого извинения проступку, даже если сделаешь его ради друга.

Грешить никому не полагается.

Велико могущество совести: оно дает одинаково чувствовать, отнимая у невинного всякую боязнь и беспрестанно рисуя воображению виновника все заслуженные им наказания.

Самое главное украшение - чистая совесть.
Моя спокойная совесть важнее мне, чем все пересуды.

Хотя всякая добродетель нас к себе влечет, однако всего более это делают справедливость и щедрость.

Быть свободным от вины - великое утешение.

Война требует быстроты.

Пусть оружие уступит место тоге, воинские лавры - гражданским заслугам.

Самый несправедливый мир я предпочел бы самой справедливой войне.

Нужно сделать все, чтобы не допустить вооруженной борьбы.

Если мы хотим пользоваться миром, приходится сражаться.

Мир должен быть добыт победой, а не соглашением.

Достигнутый мир лучше и надежнее ожидаемой победы.

Нет ничего радостнее победы.

Мир и согласие для побежденных полезны, для победителей только похвальны.

Деньги - нерв войны.

Битва за алтари и очаги.

Малую цену имеет оружие вне страны, если нет благоразумия дома.
Кто мужествен, тот и смел.

Добродетель, которая противится грядущему злу, называется храбростью.

Доблесть имеет много ступеней.

Кто уверен в себе, тому чуждо чувство страха. А так как предающийся печали испытывает также страх, то отсюда следует, что храбрость с печалью несовместима.

В страхе больше зла, чем в самом предмете, которого боятся.

Какая тревога мучила бы нечестивых людей, если был бы уничтожен страх перед наказанием?

С добрыми и злыми нельзя вести себя одинаково.

Они научились говорить перед другими, но не сами с собой.

Ничто так не сближает, как сходство характеров.

Легче переносится удар от друга, чем от должника.

Иначе живешь с тираном, иначе с другом.

Всем этим можно пренебречь, если речь идет о нас, но нельзя, когда речь идет о наших близких.

Равные больше всего сходятся с равными.

Без истинной дружбы жизнь - ничто.

Как много делаем мы для друзей, чего никогда не сделали бы для самих себя.

Сколько различных выгод соединяет в себе дружба! Куда бы вы ни обратились, она к вашим услугам; она повсеместна; никогда она не докучает, никогда не приходит некстати, она придает благополучию новый блеск, и неудачи, которые она разделяет, в большей степени теряют свою остроту.

В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу все равно, что лишить мир солнечного света.

Как много прелести утратило бы наше счастье, если бы никто не радовался ему вместе с нами! Как трудно было бы перенести наши несчастия без друга, который испытывает их еще сильнее нас!

Истинный друг должен быть нашим вторым “я”; он никогда не потребует от друга ничего, кроме нравственно прекрасного; дружба дана нам природой, как помощница в доблестях, а не как спутница в пороках.

Дружба может быть прочна только при зрелости ума и возраста.

Истинная дружба должна быть откровенна и свободна от притворства и поддакивания.

Основа дружбы заключается в полном согласии воли, вкусов и мнений.

Искренней дружбе присуще давать советы и выслушивать их.

Только в одном случае нам нечего бояться оскорбить друга, это когда дело идет о том, чтобы высказать ему правду и таким образом доказать ему свою верность.
Дружба проникает в жизнь всех людей, но для сохранения ее порой приходится сносить и обиды.

Кто настолько глух, что даже от друга не хочет услышать правды, тот безнадежен.

Непременное условие дружбы - не предъявлять и не исполнять требований против духу чести.

Отделить льстивого друга и распознать при известном старании так же можно, как все подкрашенное и поддельное от чистого и истинного.

Дружба возможна только между хорошими людьми.

Ни водой, ни огнем мы не пользуемся так часто, как дружбой.

Каждый любит самого себя не с тем, чтобы получать какую либо награду за свою любовь, а потому, что каждый сам себе дорог. Если не применить то же самое к дружбе, то мы никогда не найдем истинного друга; ведь друг для каждого - это второй он сам.

Вообще о дружбе можно судить лишь по отношению к людям зрелого возраста и зрелой души.

Насколько кто сам себя ценит, настолько и друзья его ценят.

Враги всегда говорят правду, друзья - никогда.

Так как уединение и жизнь без друзей полны интриг и страха, то сам разум советует обзавестись дружбой.

Где найдешь того, кто честь друга ставил бы выше своей?

У кого уши закрыты для правды так, что он не может слышать правду от друга, на спасение того надо отложить надежду.

Человек - твой злейший враг.

Затаенная вражда опаснее явной.

Иные думают, что старую любовь надо выбивать новой любовью, как клин клином.

Выбирай, кого будешь любить.

Нельзя любить ни того, кого боишься, ни того, кто тебя боится.

Любовь - это стремление добиться дружбы того, кто привлекает своей красотой.

Для любящего нет ничего трудного.

Быть любимым и дорогим - приятно.

Брачный союз - первая ступень человеческого общества.

Любовь к родителям - основа всех добродетелей.

Дети забавляют себя тем или иным занятием даже тогда, когда ничего не делают.

Человек должен научиться подчиняться самому себе и повиноваться своим решениям.

Нам не пристало падать духом.

Людей ослепляет страсть.

Что прилично, то достойно уважения, а что достойно уважения, то всегда прилично.

Не следует завладевать разговором как вотчиной, из которой имеешь право выжить другого; напротив, следует стараться, чтобы каждый имел свой черед в разговоре, как и во всем остальном.

Когда нечем в настоящем, хвастаются вчерашними заслугами.

Влюбленный в себя соперников не имеет.

Коварство предпочитает зло добру.

Сколько тысяч людей занимается разбоем, хотя за это положена смерть!

Алчность есть преступное желание чужого.

Глупости свойственно видеть чужие пороки, а о своих забывать.

Никакое притворство не может продолжаться долго.

Презренны те, которые, как говорится, ни себе, ни другим; в ком нет ни трудолюбия, ни усердия, ни заботливости.

Кто не стыдится, того я считаю заслуживающим не только порицания, но и наказания.

Расточительность подражает щедрости.

Гнев - начало безумия.

Жизнь коротка, но слава может быть вечной.

Тело храбрых и великих людей смертно, а деятельность души и слава их доблести вечны.

Слава - вещь основательная.

Слава есть согласная похвала хороших людей, неподкупный голос людей, правильно судящих о выдающейся добродетели.

Слава, как тень, следует за добродетелью.

Не быть жадным - уже богатство, не быть расточительным - доход.

Бережливость - важный источник благосостояния.

Пусть мудрецы решатся презирать богатство.

Размеры состояния определяются не величиною доходов, а привычками и образом жизни.

Заменять богатство проворством ног.

Плод богатства - обилие, признак - обилия довольство.

Есть и пить нужно столько, чтобы наши силы этим восстанавливались, а не подавлялись.

Тщательно заботься о своем здоровье.

Высшее благо достигается на основе полного физического и умственного здоровья.

Помни, что сильные страдания завершаются смертью, слабые дают нам частые передышки, а над умеренными мы владыки.

Добросовестный врач прежде, чем назначить больному лечение, должен узнать не только его болезнь, но и привычки его в здоровом состоянии, и свойства тела.

Иногда можно застонать и мужчине.

Пока у больного есть дыхание, говорят, есть и надежда.

Все хотят дожить до старости, а когда доживут, ее же винят.

Потери наших сил гораздо чаще являются последствием порывов юности, чем разрушительного действия лет. Невоздержанная и сластолюбивая молодость передает старости изношенное тело.

Мне нравятся в молодом человеке какие либо хорошие черты старости, а в старике - какие либо хорошие качества молодости.

Легкомыслие свойственно цветущему возрасту.

Каждому возрасту присущи свои особенности.

Упражнение и умеренность могут даже и в старости сохранить до некоторой степени прежнюю силу.

Ничего так не следует остерегаться в старости, как лени и безделья.

Умеренные, уживчивые и неугрюмые старики проводят сносную старость; нетерпимость и угрюмость тяжелы во всяком возрасте.

Старость крепка благодаря основам, заложенным в молодости.

Старость отвлекает от занятия делами.

Остаются способности у стариков, лишь бы только оставался у них интерес к делу и трудолюбие.

Старость от природы слишком болтлива.

Свои пороки и свою вину неразумные люди слагают на старость.

В чем смысл старческой скупости - не понимаю.

Никто не может избежать смерти.

Путь в подземное царство отовсюду одинаков.

Жизнь мертвых продолжается в памяти живых.

От зол удаляет смерть, а не от благ.

Смерть обща всякому возрасту.

Ничто не цветет вечно.

Что прошло, того уж нет.

Ни одно искусство не замыкается в самом себе.

Все искусства состоят в исследовании истины.