Лекция по обществознанию на тему «Общение. Что такое общение Общение обществознание
ОБЩЕНИЕ
ОБЩЕНИЕ
процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ. субъектов (классов, групп, личностей) , в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.
Реальными посредниками всех форм О. являются не только результаты духовной деятельности - идеи, ценности, идеалы, и настроения, но и материальные вещи - орудия и средства человеч. труда, объекты, воплощающие социальные ценности и чело-веч, . В процессе О. передаётся и усваивается опыт, происходит структуры и сущности взаимодействующих субъектов, формируются исторически конкретные типы личностей и всё разнообразие человеч. индивидуальностей, происходит личности.
Обществ. отношения и О.- взаимосвязанные, но не тождеств. понятия. К.Маркс и Ф. Энгельс в ранних работах употребляли «О.» как для обозначения обществ. отношений (материальных и идеологических) , так и для характеристики непосредств. межличностных отношений. В их более поздних работах «О.» употребляется преим. для характеристики межличностных отношений, которых Маркс и Энгельс видели в «обработке людей людьми». Обществ. отношения представляют собой прежде всего конкретно-историч. связи, способ соединения обществ. субъектов деятельности (классов, групп и индивидов, поскольку они входят в эти группы) друг с другом в процессе деятельности и в соответствии с её характером, обществ. функциями, условиями их выполнения. Они представляют собой системообразующий фактор, обеспечивающий данной обществ., системы, её функционирование и . О. есть непосредственно переживаемая и конкретизация обществ. отношений, их , личностная . Общество не существует как самостоят. «лицо» наряду и вне составляющих его личностей, и обществ. отношения не существуют вне реальной жизнедеятельности и О. людей. «...Именно личное, индивидуальное индивидов друг к другу, их взаимное отношение в качестве индивидов создало - и повседневно воссоздает - существующие отношения» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 440) .
О. выражает не только обществ., но и личную индивидов друг для друга в процессе обществ. воспроизводства самого человека во всём богатстве его личных способностей, потребностей, ценностей и др. характеристик. В О. осуществляется формирования личности, её сознания и самосознания. К. Маркс писал: «...Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека...» (там же, т. 23, с. 62, прим. ) . Другой , партнёр в О., вместе с тем и важнейший стимулятор собств. развития, и объект деятельности. Поэтому О. является условием формирования человека как социального существа, способного к совместной жизни с себе подобными. В О. получает не только рациональную информацию, формирует способы мыслит. деятельности, но и посредством подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеч. , чувства, формы поведения.
Принято различать прямое О. (непосредств. контакт) и косвенное О. (когда между партнёрами существует пространственно-временная дистанция) . Личный контакт обладает большей силой эмоционального воздействия, внушения, в нём непосредственно действует социальнопсихологич. « » заражения и подражания. Особую роль играет устная и т. н. паралингвистич. информации ( мимики и жестов) , в которой закреплены определ. социальные значения. В косвенном О. осуществляется нреим. усвоение обществ. сознания посредством литры, восприятия произведений искусства, средств массовой коммуникации и т. п. Здесь О. носит преим. односторонний , но оно имеет большое для обогащения всей системы отношений личности с миром, разрывает рамки непосредств. окружения, делает индивида причастным ко всем событиям мира, к разным поколениям, странам, эпохам. Если личные контакты являются средством сплочения и консолидации сравнительно малых, «контактных», групп, то косвенное О. способствует организации и консолидации больших социальных общностей, в которых непосредств. контакты каждого с каждым практически невозможны.
О.- многогранный процесс, изучаемый философией, социологией, общей и социальной психологией, лингвистикой, педагогикой и др. науками.
Парыгин Б. Д., Основы социально-психологич. теории, М., 1971 : Соковнин В. М., О природе человеч. О., Фрунзе, 19742; Методологич. проблемы социальной психологии, М., 1975 ; Буева Л. П., Человек: деятельность и О., М., 1978 ; Проблема О. в психологии, М., 1981.
Л. П. Буева.
Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .
ОБЩЕНИЕ
ОБЩЕНИЕ - взаимодействия между людьми, гл. о. непосредственные. В трактовке социальных отношений общение - форма их реализации, обеспечивающая (наряду с предметными опосредствованиями) воспроизводство и накопление человеческого опыта, кооперацию и разделение человеческой деятельности. Понятие “общение” используется и для характеристики взаимодействий между различными социальными и культурными системами (“межнациональное общение”, “общение культур”), т. е. в плане более широком, нежели межличностная . В любом случае общение не может осуществиться, минуя межиндивидуальные контакты; они в любых истолкованиях общения остаются “ядерными структурами”. Для философии общение представляет особый , поскольку в нем концентрируются формы мышления и деятельности, общезначимые и субъективные намерения индивидов. Сложности в описаниях общения разъясняются определениями этого феномена как прямого и косвенного, непосредственного и опосредствованного. При прямом общении люди взаимодействуют “лицом к лицу”, в этой форме осуществляются совместность, непосредственная коллективность человеческой деятельности. Но как деятельность не сводится к прямой совместности, так и общение не редуцируется к непосредственным контактам.
В ходе социальной эволюции возникают разнообразные предметные и знаковые средства, обеспечивающие косвенное общение между человеческими индивидами, связи разнообразных человеческих деятельностей. Проблематика культуры в значительной мере определяется их возрастающей ролью в жизни людей. Учет этого обстоятельства препятствует противопоставлению и разрыву понятий о деятельности и общении, о коммуникативности и продуктивности, о совместности и разделенности социального бытия людей. Понятие деятельности акцентирует на реализации человеческих сил, понятие общения привлекает его к прямым и косвенным связям этих сил. Оба понятия с разных сторон выявляют формы движения, кооперации, трансляции человеческих сил и способностей в социальном пространстве и социальном времени. Развитие обществознания 20 в., в котором разделения труда господствовал над цельными представлениями о социальных процессах, привело к упрощенным истолкованиям общения и деятельности: общение сводилось к межеубъектным взаимодействиям, адеятельность - к воздействиям человека на вещи. Соответственно многообразные формы общения редуцировались к представлениям о непосредственных контактах между людьми. Из связей общения как бы вытеснялись и сопряженная с нею проблемность, из деятельности - людей, социальные качества человеческих предметов. И хотя философско-методологический давал все основания для понимания сложности проблемы общения, фактически и в обыденном, и в научном сознании доминировали и продолжают действовать стереотипные трактовки общения как непосредстве! шого взаимодействия между людьми.
В. Е. Кемеров
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .
Синонимы :
Смотреть что такое "ОБЩЕНИЕ" в других словарях:
общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное О.) и группами (межгрупповое О.), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию… … Большая психологическая энциклопедия
См … Словарь синонимов
Общение - с Богом, с братьями и сестрами по вере самое главное в жизни христианина. Человек был создан для жизни в общении с Богом. Однако их отношения были нарушены непослушанием человека. Иисус пришел восстановить их, Своей смертью искупив грех,… … Подробный словарь библейских имен
Взаимодействие индивидов или социальных групп: состоящее в непосредственном обмене деятельностью, навыками, умениями, опытом, информацией; и удовлетворяющее потребности человека в контактах с другими людьми. По английски: Intercourse См. также:… … Финансовый словарь
Взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты. Общение основано на реализации особой потребности в контакте с другими субъектами, об удовлетворении которой… … Психологический словарь
ОБЩЕНИЕ, общения, мн. нет, ср. (книжн.). Взаимные сношения, связь. Тесное общение. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Понятие, описывающее взаимодействие между людьми (субъект субъектное отношение) и характеризующее базовую потребность человека быть включенным в социум и культуру. Иногда термин «О.» используется и для характеристики взаимодействий между… … Новейший философский словарь
ОБЩЕНИЕ, я, ср. Взаимные сношения, деловая или дружеская связь. Тесное, дружеское о. О. с людьми. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Без многого может обходиться человек, но только не без человека. Людвиг Берне Единственная известная мне роскошь это роскошь человеческого общения. Антуан де Сент Экзюпери Достаточно оказаться с кем нибудь в лифте, чтобы убедиться, как мало люди… … Сводная энциклопедия афоризмов
-
Что такое общение ? Какова роль общения в развитии личности ? Общение – это широкое и много плавное понятие. Человек нуждается в общении с другим человеком с момента своего рождения. -
Что такое общение ? Какова роль общения в развитии личности ? Общение – это широкое и много плавное понятие. Человек нуждается в общении с другим человеком с моме. Загрузка. -
Что такое общение ? Какова роль общения в развитии личности ?
Решающую роль в защите прав человека на международном уровне играет ООН. Часто вопросы защиты прав и... подробнее ». -
Что такое общение ? Какова роль общения в развитии личности ?
Человек нуждается в общении с другим человеком с моме. Правовое государство и его основные признаки. -
С одной стороны, встает вопрос о том, каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека, а с другой - какова роль этого явления (и процесса, и «продукта» его) в структуре общения в целом, в развитии ... -
Социальные статусы и роли личности в обществе.
Общение - процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия... -
Этапы развития общения со взрослым изучала Лисина М.И. и отметила, что содержание общения взрослого должно соответствовать
Следует помнить и о том, что развитие движений в детстве тесно связанно с формированием ядра личности : например в тех, случаях... -
Какова роль общения в деятельности сотрудников правоохранительных органов?
Большой вред наносится, когда вместо оценки конкретных действий человека критикуется его личность , характер. -
> Общение (коммуникация) - это способ бытия человека в условиях взаимоотношений, взаимоде. Какова роль правосознания юристов?
Он должен иметь в виду, что правонарушители - часто личности сильные, целенаправленные, вести с которыми поединок не просто, если плохо... -
Личностное общение – влияет на развитие человека как личности , формирует черты характера, интересы и склонности, жизненные цели и принципы, мировоззрение и т. п.
Найдено похожих страниц:10
Понятие общения всплывает не только в науках об обществе и человеке, но и в естественных науках. С точки зрения обществознания , общение - это способ передачи информации от одного человека другому. Это также процесс установки и эволюции контактов между людьми или группами людей.
Общение - это такой вид совместной деятельности человека, без которого невозможен любой другой вид совместной деятельности. Общение сопровождает многие виды труда.
Уникальность общения как вида деятельности заключается в следующем. Практически все виды деятельности строятся по принципу субъект-объект, то есть человек воздействует и модифицирует объект, - то, на что направлена его деятельность. Общение обычно строится по принципу субъект-субъект , то есть равноправное взаимодействие двух индивидов.
Функции общения.
В структуре общения психологи выделяют три стороны - восприятие, коммуникация и взаимодействие . Отсюда можно вывести три основные функции общения .
- Перцептивная функция. Она же - аффективно-коммуникативная . Проявляет эмоциональную сферу человека, его отношение к тому, что его окружает.
- Информационно-коммуникативная функция . Функция обмена информацией. Именно эту функцию чаще всего ассоциируют с понятием общения.
- Интерактивная функция . Она же - регуляционно-коммуникативная . Функция организации совместной деятельности.
Цели и виды общения.
Целей общения человека множество, но все они делятся на два типа:
- Общение как средство достижения какой-то другой цели , которая к общению отношения не имеет. Например, спросить у прохожего, как пройти на автовокзал, имеет реальную цель - не опоздать на автобус, и эта цель не связана напрямую с общением.
- Общение как самоцель . Когда вы звоните другу поболтать, ваше общение - это самоцель.
- Когнитивное . Обмен информацией.
- Эмоциональное. Обмен эмоциями. Эмоциональное заражение - то, благодаря чему возможен такой вид общения. Пример - рассказать кому-нибудь анекдот, чтобы поднять настроение.
- Мотивационное. Чаще всего цель такого общения - переубедить кого-либо, уговорить, агитировать и т.д.
- Деятельностное. Обмен умениями и навыками. Любая спортивная секция или кружок любителей пения - пример деятельностного общения.
- Материальное. Обмен материальными ценностями.
В качестве вывода можно заключить, что столь сложная деятельность, как общение,
Общение является одним из основных условий существования человеческого общества и личности. Каждый из нас живет и работает среди людей. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания, общаемся с людьми – родителями, сверстниками, учителями, коллегами. Одних мы любим, других нет, к третьим относимся нейтрально, третьих терпеть не можем…
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.
В процессе общения происходит социализация человека, приобщение его к духовной жизни общества, формирование у него духовных и культурных потребностей. Таким образом, общение – это сложная коммуникативная деятельность человека, субъектом и объектом которой является личность, включенная в общественные отношения.
Посредством общения люди устанавливают контакты друг с другом, обмениваются информацией, добиваются взаимного понимания, воздействуют друг на друга, побуждают совершать действия и поступки. Таким образом, общение
как социально-психологическое явление выполняет 3 основных функции:
1) коммуникативную
, посредством которой устанавливаются контакты между субъектами,
2) перцептивную
, обеспечивающую восприятие и осмысление полученной информации,
3) интерактивную
– направленную на осуществление взаимодействия между субъектами при выполнении совместной деятельности.
В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства.
Цель общения – это то, ради чего возникает общение. Цели общения удовлетворяют социальные, культурные, познавательные, творческие, эстетические и другие потребности.
Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного человека к другому. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.
Средства общения бывают вербальные и невербальные.
Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка.
Невербальное общение не предполагает использования звуковой речи, языка в качестве средства общения. Это общение с помощью мимики, жестов и пантомимики. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.
Литература: Н.И. Шевандрин «Социальная психология в образовании» Г.В. Щекин «Основы психологических знаний» Р.С. Немов «Психология» П.А. Сорокун «Общая психология»____________________________________________________
специфически личностное, диалогическое отношение активного обмена и взаимной сопричастности, когда есть ответственность, осмысленность, сопринадлежность и любовь. Индивидуалистам чуждо подлинное общение, т.к. их "коммуникация заблокирована стремлением подчинять себе подобных, владеть ими" (М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, Э.Мунье и др.). В общении же личность открывает себя другим личностям, не боясь риска быть отвергнутой и ожидая ответной открытости, действует свободно и в случае полнокровного общения его участники достигают духовного единства, на основе которого может появиться община. Быть человеком - значит "быть-с-другими", поэтому общение - естественно для человека. Предрасположенность к общению создается внутренним диалогом, а в конечном счете - диалогом (общением) с Богом.
Отличное определение
Неполное определение ↓
ОБЩЕНИЕ
взаимодействия между людьми, главным образом непосредственные. В трактовке общественных отношений О. - форма их реализации, обеспечивающая - наряду с предметными опосредованиями - воспроизводство и накопление человеческого опыта, кооперацию и разделение человеческой деятельности. Понятие О. используется и для характеристики взаимодействий между различными социальными и культурными системами ("межнациональное общение", "общение культур"), т. е. в плане более широком, нежели межличностная связь между людьми. В любом случае О. не может осуществиться, минуя межиндивидуальные контакты; они, следовательно, в любых истолкованиях О. остаются "ядерными структурами". Для философии О. представляет особый интерес, поскольку в нем концентрируются формы мышления и деятельности, общезначимые категории и субъективные намерения индивидов. В философии сложности в описаниях О. разъясняются определениями О. как прямого и косвенного, непосредственного и опосредованного. В прямом О. люди взаимодействуют "лицом к лицу", "бок о бок"; в этой форме осуществляются совместность, непосредственная коллективность человеческой деятельности. Но, как деятельность не сводится к прямой совместности, так и О. не редуцируется к непосредственным контактам. В ходе социальной эволюции и развития культуры возникают разнообразные предметные и знаковые средства, обеспечивающие косвенное О. между человеческими индивидами, связи разнообразных человеческих деятельностей. Усложнение и проблематика культуры в значительной мере определяются возрастающей ролью этих средств в жизни людей. Учет этого обстоятельства препятствует разрыву понятия деятельности и понятия О. Понятие деятельности акцентирует внимание на реализации человеческих сил, понятие О. привлекает его к прямым и косвенным связям этих сил. Оба понятия с разных сторон выявляют формы движения, кооперации, трансляции человеческих сил и способностей в социальном пространстве и социальном времени.
Развитие обществознания XX в., в котором принцип разделения труда господствовал над цельными представлениями о социальных процессах и человеческом бытии, привело к упрощенным истолкованиям О. и деятельности: о. сводилось к межсубъектным взаимодействиям, а деятельность - к воздействиям человека на вещи. Соответственно, многообразные формы О. редуцировались к представлению о непосредственных контактах между людьми; из связей О. как бы вытеснялись предметность и сопряженная с нею проблемность, из деятельности - взаимозависимость людей, социальные качества человеческих предметов. И хотя философско-методологический анализ давал все основания для понимания сложности проблемы О., фактически и в обыденном и в научном сознании доминировали и продолжают действовать стереотипные трактовки О. как непосредственного взаимодействия между людьми. В последние десятилетия интенсивно обсуждаются вопросы формирования или реализации О. как диалога, в котором происходит некое соизменение субъектов, осуществляется взаимопонимание и со-знание. Однако в многочисленных случаях сведения О. к непосредственному взаимодействию происходит психологизация диалога, его растворение в формах восприятия, переживания, выражения. Кроме того, утрачивается возможность к определению системы связей и опосредований, задающих контекст и проблематику диалогического О.
Опыт обществознания XX в. показывает, что рассмотрение О. в рамках непосредственных взаимодействий между людьми стимулирует, по преимуществу, психологические и лингвистические его описания. Язык, реализуя прямой контакт между людьми, служит средством представления многообразных связей и форм, скрыто присутствующих в актах общения. Это зачастую дает повод трактовать язык в качестве формы, не только замещающей, но и предопределяющей различные связи и опосредования (социальные, исторические, культурные), структурирующей и О., и психику индивидов, и социальное время. Во второй половине XX столетия возникли вопросы, сопряженные с анализом самореализации человеческих индивидов, ее влиянием на развертывание социального процесса, на воспроизводство и обновление культуры. Подведение О. под некие устойчивые структуры языка с т. зр. этих задач оказывается явно непродуктивным. Более того, возникает проблематика порождения структур и конкретных систем человеческих взаимодействий, исследования различных социальных условий, определяющих формы и функции О. В конце XX в. отношение к проблеме О. во многом определяется характером, который приобретает мировое сообщество. В одном социальном пространстве и времени, в ситуациях по необходимости тесных контактов оказываются общественные системы, находящиеся на разных ступенях экономического и научно-технического развития. Ситуация О. естественным образом становится шире непосредственных контактов между человеческими индивидами. Но именно она определяет задачу выстраивания форм, становящихся языком О. для разных социальных, политических и культурных систем (см. "Взаимодействие", "Деятельность", "Связи социальные").
Отличное определение
Неполное определение ↓