Как построить дом из автобуса. Дом на колесах. Мобильный дом. Цены

Современный мобильный дом обладает всеми признаками комфортного жилища. В нем имеются кухня, санузлы, спальные места, полный набор инженерного оборудования с возможностью автономной эксплуатации или подключения к внешним коммуникациям. Стены утеплены, и в некоторых из домов можно жить зимой. Колеса позволяют такому жилищу переезжать с места на место.

Отличительные особенности мобильного дома — небольшая площадь и узкий корпус здания, что влечет за собой своеобразную планировку. Размеры постройки обусловлены необходимостью ее передвижения по автомагистралям — широкий крупногабаритный груз транспортировать не только неудобно, но и небезопасно.

Есть несколько типов домов на колесах. Одни из них используют, прежде всего, для отдыха — путешествий с полным комфортом или для временного жилья, другие приспособлены для длительной оседлой жизни с возможностью легко переехать в другое место.

Разновидность домов на колесах и мобильных домов.

Автодом – это прежде всего дом, который по совместительству является средством передвижения. Мы привыкли его видеть в таком виде: на шасси обычного серийного автомобиля ставится специальный модуль — дом, в котором есть все для комфортного проживания.


Внутри мы видим спальню, кухню, систему автономного жизнеобеспечения. Длина такого дома на колесах составляет 3-6 метров, в ширину они как правило достигают трех метров.


Конечно же бывают и более большие экземпляры, но это уже дома-автобусы. Конечно же там и покомфортнее и места побольше, но и цена такого удовольствия выше.


Например, там очень часто встроенные раздвижные стены, что дает возможность на стоянке увеличить жилую площадь в несколько раз, мебель внутри быстро трансформируется и иметь большой функционал, в тот же момент энергии такой автобус есть гораздо меньше, а передвигать его не так уж и тяжело.


Такие дома на колесах используют исключительно для долгих путешествий.

Чтобы сдвинуть дом на колесах в качестве тягача можно использовать обычный семейный автомобиль. Прицеп ставится на специальную колесную базу, его примерные размеры: 4-8 метров в длину и 2-2.5м по ширине. В салоне такого прицепа вы найдете все необходимое для жизни: компактная гостиная, оборудованная кухня и спальня со всей необходимой мебелью. Обязательно внутри вы найдете встроенный туалет и душ.


А таком доме на колесах вы сможете прожить без прямого подключения к электричеству до двух недель, практически все модели имеют возможность подключения к электросетям и водоснабжению. Конструируя такой трейлер, инженеры пытаются максимально его автоматизировать.

Прицепы – трейлеры, как правило их используют только для путешествий, но в них тоже можно с комфортом проживать. Если сравнить его с автодомом, который нуждается в гараже или навесе, то трейлер может находиться под открытым небом даже зимой и в непогоду.


Мобильные дома могут перемещаться только с помощью крутого и мощного тягача.Такие домики имеют довольно внушительные размеры: длина 4-12 м, в ширину достигают 3-4,5 м, вес 5 т и более, устанавливаются на мощную колесную базу с несколькими осями. Жилая площадь в среднем составляет 25-45 квадратных метров. Попадая в мобильный дом, вы видите там несколько комнат: кухня, спальня, санузел с душем. В любом случае, такой мобильный дом всегда комфортабельно обустроен. Инженерное оборудование предусматривает долгосрочную автономную работу, но обычно вы будете подключать его к внешним сетями. Все эксплуатируется так же, как в обычном жилом доме. Несущие конструкции мобильного жилья представляют собой жесткий каркас, сваренный с металлической основой на колесах, стены или каменной ватой и имеют толщину от 20 см и более. Такие условия дают возможность эксплуатировать дом в зимнее время. Иногда, правда, нужно заменять , потому что там периодически скапливается влага. Внешний вид мобильного дома всегда разный, но типичный для обычного дома: он может иметь скатную крышу, разные окна, но он всегда остается на колесах и готов к переезду.


Мобильные дома, как правило, покупаются из расчета для проживания на постоянном месте — на каких-нибудь специально оборудованных площадках или на участках в поселках или городах. Для их установки важно иметь возможность подключения к инженерным сетям.

Цены на дома на колесах. Цены на мобильные дома.

Модели автодомов, прицепов — трейлеров и мобильных домов постоянно совершенствуются, оснащаются электроникой и более экономичными системами обслуживания, снабжаются повышающими комфорт аксессуарами: москитными сетками для окон, солнцезащитными шторками, выдвижными тентами над входом, раздвижными стенами и т. п. На рынке Украины присутствуют модели классов «эконом» и «люкс», как новые, так и бывшие в употреблении экземпляры. Фирм, производящих дома на колесах десятки и из десятков стран мира, в том числе из ближнего зарубежья.


Наибольшим спросом пользуются жилые прицепы — трейлеры, имеющие особенно широкие возможности использования и более демократичные цены по сравнению с автокемперами и мобильными домами. Цены новых прицепов зарубежного производства составляет 15-25 тыс. у. е., бывших в употреблении — 5 — 7 тыс. у. е. Высокая цена, как правило, отражает высокий уровень комфорта, поэтому стоимости близких по площади конструкций значительно отличаются. Для подержанных моделей особенно важна длина пробега по дорогам СНГ,чем меньше, тем лучше. При этом одноосные караваны на 25 % дешевле двухосных.

Одни из наиболее доступных трейлеров производят российское и белорусское предприятия — марки «Газель» и «Купава». Вполне вместительные модели, рассчитанные на проживание двух — четырех человек и оснащенные кухней, биотуалетом, душем, можно приобрести за 6-8 тыс. у. е. При этом у них есть важнейшее достоинство — они рассчитаны на эксплуатацию зимой.


Автокемперы, являющиеся по сути автомобилями, стоят от 45 тыс. у. е.

Мобильные дома зарубежного производства имеют цены от 25 тыс. у. е., подержанные обойдутся в 8 — ю тыс. у. е.

Кроме традиционных прицепов — трейлеров, ряд производителей предлагает не машины, а модели, имеющие облик жилого дома, в которых использованы нетрадиционные для автомобилей материалы. Например, дома могут быть выполнены из дерева и жестко закреплены на колесной базе. Они приспособлены к разъездам, имеют оборудование для автономной жизни или подключения к внешним сетям, современную комфортабельную инженерную «начинку». Их особенности состоят также в теплых наружных ограждающих конструкциях, изолированных минеральной ватой, планировке из нескольких помещений, применении натуральных материалов в интерьере. Жилые прицепы предназначены как для путешествий, так и для всесезонной оседлой жизни.

Область применения

Автодома и трейлеры — замечательное средство для отдыха в здоровой природной среде. Они позволяют экономить на проживании в отелях, обеспечивают комфорт, свободу передвижения и выбора мест остановки.

Вместе с тем, не исключено использование трейлера как временного места жительства. Дом на колесах может стать удачным решением, если строительство обычного жилья на данный момент проблематично. Его привлекательная особенность — наличие полного комплекта удобств. В некоторых случаях пригодится автономность инженерного обеспечения, в других — возможность быстрого подключения к сетям.


Благодаря своей мобильности и относительно невысокой цене, наиболее востребованы сейчас колесные дома — трейлеры. Их можно использовать:

в качестве дачного домика; как временное жилье, пока идет строительство обычного дома; в качестве гостевого домика на участке наряду с основным домом или как домик для аренды.

Хронологически сценарий может выглядеть следующим образом. Сначала хозяева покупают дом на колесах, чтобы жить в нем на приобретенном участке до тех пор, пока строится основное здание. Если собственного участка еще нет, можно арендовать территорию для установки мобильного домика, а затем, приобретя землю, перевезти его на повое место. После переселения в основной дом мобильный остается на участке в качестве гостевого или сдаваемого в аренду, а также используется для выездов на отдых. Если места на участке не хватает, мобильный дом обычно продают — такие сделки на вторичном рынке пользуются большим спросом.


Также можно использовать и статический караван. В некоторых случаях он может оказаться привлекательнее как более просторный и лучше приспособленный к зимним условиям жизни. Он подойдет и для тех, кто срочно нуждается в более-менее комфортабельном жилье, но в силу разных причин не хочет заниматься стройкой. Ведь мобильный дом не нуждается даже в фундаменте и устанавливается за несколько часов.

Караванные поселки за рубежом

Дома на колесах начали использовать около 70 лет назад в Европе и США. За рубежом уже давно есть убежденные сторонники мобильного образа жизни. В привлекательных местах устраивают «караванные» поселки с общественной и инженерной инфраструктурой. Каждый желающий может приехать туда со своим передвижным домом и подключиться к инженерным сетям. Некоторые люди, для которых приоритетна жизнь на природе, остаются в караванных поселках надолго; другие, которым нравится менять место жительства, переезжают из поселка в поселок; третьи, отдохнув и уехав в город, оставляют свои дома на колесах в специальном автопарке, чтобы вернуться, когда появится желание.


Путешествия со своим жилищем из поселка в поселок — популярный вид отдыха в Европе и США. Интерес к нему растет и в Украине, однако развитие такого туризма сдерживается низким качеством дорог и отсутствием благоустроенных мест для стоянки.

В последние десятилетия стали возникать «караванные» поселки для постоянной жизни. Автотрейлеры и прицепы для этой цели не слишком удобны из-за своего малого размера, распространение в поселках получили мобильные дома — статические караваны. В поселках присутствуют все необходимые инженерные сети, к которым подключаются дома, есть также социальная и бытовая инфраструктура.

Плюсы и минусы домов на колесах

Достоинства использования трейлеров и мобильных домов при оседлой жизни вытекают из того, что они не являются недвижимостью. Поэтому: не обязательно иметь собственный участок. Дом можно поставить на арендованной площади и при необходимости перевезти в другое место; не нужно получать разрешение на строительство, нет необходимости в узаконивании объекта, не требуются проект и генплан участка; дом можно разместить на маленькой площадке, при этом не потребуется выдерживать противопожарные разрывы.


Важны также экономия времени и исключение процесса строительства, поскольку:

дом полностью готов к эксплуатации, не придется даже заботиться об отделке интерьера; установка и передислокация дома возможны в любое время года. Уникальными достоинствами при использовании трейлера могут стать автономность и экономия средств.

Основной недостаток при длительном проживании состоит в том, что в таком доме тесновато большой семье, ведь по площади он равен одно — или двухкомнатной квартире. Но все же перед квартирой есть преимущество — в теплое время года жизненное пространство жилища расширяется до границ участка.


Чтобы избежать проблем с планировкой или оборудованием, перед приобретением жилья следует продумать все свои требования к нему: количество спальных мест, мощность оборудования для автономного проживания или возможность стационарного подключения. Если планируется жить в трейлере зимой, следует выбирать модель, рассчитанную на эксплуатацию в холодное время, или использовать изначально более теплый мобильный дом.

Особенности устройства трейлеров

Существует множество видов жилых трейлеров, отличающихся размерами, устройством ходовой части, особенностями ограждающих конструкций, инженерным оборудованием, меблировкой, внешним видом, набором дополнительных аксессуаров. Какой трейлер выбрать, зависит от цели приобретения, количества человек для проживания, мощности имеющегося автомобиля — тягача и др.


Ходовая часть. Корпус прицепа смонтирован на шасси, которое имеет прямоугольную раму, состоящую из набора ланжеронов и поперечин, в передней части которых крепится дышло. Прицепы бывают одноосные и двухосные. Подвеска бывает на пневмоэлементах, телескопических амортизаторах, рессорах. Прицеп снабжается тормозами, которые фиксируют его на стоянке, а также срабатывают при накатывании на буксирующий автомобиль, расцепке и других непредвиденных ситуациях. Рама снабжена дополнительными опорами, придающими устойчивость стоящему прицепу.

Ограждающие конструкции. Стены, потолок и пол прицепа представляют собой сэндвич — панели толщиной 25-35 мм с утеплителем из или пенополиуретана, закрепленные на деревянном или алюминиевом каркасе. Снаружи корпус покрывают алюминием, сталью, пластиком. Внутри салон обшит влагостойкой фанерой или другими легкими плитами. Окна выполняют в стабилизирующем металлическом обрамлении, предусмотрено их открывание. Пол покрывают линолеумом или ковролином, уложенным по фанере и утеплителю. А вот полезный материал о том, . В дорогих зимних моделях в полу и стенах может быть проложена система отопительных кабелей или трубопроводов.

Меблировка. Салон трейлера обычно представляет собой единое помещение: гостиную — кухню — спальню. Перегородками выделяют только санузел. Высота жилого пространства — 2 — 2,3 М, Дом на колесах оборудован специальной мебелью, размеры которой рассчитаны в соответствии с его габаритами и формой.


В зависимости от площади трейлера в нем может быть устроено до восьми спальных мест. Встроенная мебель на всю высоту салона нередко дополнительно выполняет роль несущих частей конструкции трейлера, придает жесткость объему и прочно соединена с ограждающими элементами.


Часто используется трансформируемая мебель — откидные столы, кресла, кровати, что позволяет варьировать функцию помещения. Кровати могут быть двухэтажными.

Оборудование. В салоне прицепа устанавливают плиту, холодильник, бойлер, конвекторы отопления, бак для чистой воды, доступ к которому обеспечивают снаружи, предусматривают электрические розетки и по желанию кондиционер.


В санузле, отделенном от основной зоны перегородкой, монтируют умывальник, душевую кабину, портативный туалет, а также шкафчики и зеркала. Вода в сантехнические приборы подается при помощи насоса, который автоматически включается при открытии крана. Жидкости из душа и умывальника поступают в накопительный бак, емкость для стоков из туалета составляет до 24 л. Опорожнение этих баков предусмотрено снаружи.

Энергообеспечение. Основной энергоноситель трейлера — сжиженный газ в баллонах, размещенных в специальных отсеках с доступом снаружи. Газ используют для отопления, для работы плиты, иногда даже холодильника. Электроснабжение обычно предусматривают от аккумуляторной батареи, которая заряжается от стационарной сети, и стационарное. Современные модели нередко оснащаются и солнечными батареями. Информация о состоянии системы энергообеспечения, а также уровне заполнения баков чистой и использованной воды в современных трейлерах выводится на панель управления.

Водительские вопросы

Автодома и прицепы — трейлеры подлежат регистрации в государственных органах автоинспекции, проходят техосмотр и требуют страхования. Для их вождения необходимо наличие водительских прав определенной категории, зависящей от веса прицепа.


Чтобы автомобиль мог тянуть дом на колесах, его масса должна превышать массу прицепа. Кроме того, автомобиль должен иметь достаточную мощность, которая выражается в объеме двигателя машины: если масса прицепа составляет до 1200 кг — 1,8 л, при массе прицепа до 1500 кг — 2,0 л, при массе прицепа до 1800 кг — 2,4 л. Автомобиль — тягач должен быть оборудован шаровым тягово — сцепным устройством и специальным электроразъемом для домов — прицепов.

В поездке нельзя пребывать в трейлере. Пассажиры должны находиться в кабине автомобиля. Все предметы, которые во время движения могут сдвинуться с места, должны быть закреплены или спрятаны в шкафы.

Эксплуатация жилого прицепа

Обычно системы жизнеобеспечения хватает на 1,5-2 недели автономного проживания. При путешествиях периодически необходимо заряжать аккумуляторы, пополнять запасы воды, опорожнять баки со стоками. В странах, где распространен караваннинг, такие услуги предоставляются в кемпингах. В Украине кемпингов мало, и проблемы приходится решать самостоятельно.


При намерении использовать трейлер для проживания на участке необходимо заранее продумать, откуда брать энергию, воду и куда сливать стоки. Воду, использованную для бытовых нужд, можно сбрасывать на участке, например в специальную яму с дренированием. Утилизация стоков из туалета зависит от его типа: биокассетный или торфяной. Удобны работающие на электричестве туалеты, в которых отходы высушиваются до состояния компоста и используются как удобрение, а также биотуалеты, содержимое которых при использовании экологически чистых веществ не принесет вреда почве. В иных случаях необходимо специальное место для утилизации отходов.


В обычном трейлере будет холодно зимой, потребуется устанавливать дополнительные обогревательные приборы и затрачивать много энергии. Но есть типы трейлеров, рассчитанные на зимнее использование: так называемая «скандинавская версия». Они лучше утеплены. Кроме того, в дополнение к газовым обогревателям там стоят электрические, добавлен бортовой аккумулятор. В наиболее дорогих, но и наиболее эффективных моделях смонтировано жидкостное отопление, при котором по трубам, проложенным в стенах и полу, циркулирует подогретая вода с гликолем. Применяется также электрический обогрев пола.


При эксплуатации трейлера в зимних условиях следует обеспечить подогрев бака сточных вод. В большинстве современных моделей обеспечивается электроподогрев от сети 12 В, что делает его весьма энергоемким. Если трейлер зимой не отапливается, всю жидкость следует слить.

Если трейлер установлен на участке надолго, колеса лучше снять и поставить прицеп на стационарные опоры. Это обеспечит сохранность колес и самого трейлера.


Жизнеобеспечение мобильного дома

В мобильном доме, рассчитанном на длительное стационарное использование, устанавливают такое же инженерное оборудование, как и в обычном. Все коммуникации, смонтированные на заводе, имеют выводы наружу и при установке подключаются к внешним сетям. Для энергетического снабжения обычно используют электричество, но иногда предусматривают возможность газового отопления по желанию заказчика. Отопительные системы — радиаторы, конверторы, теплый пол. Водоснабжение потребует наличия скважины. Канализацию выводят в септик или автономную систему очистки. Впрочем, ничего не мешает установить биотуалет.

Иногда к мобильному дому пристраивают небольшую террасу — крыльцо, которую делают сборно-разборной, чтобы использовать при переезде на новое место.


Идея конструкции этого деревянного дома на колесах навеяна традиционными пастушьими хижинами Англии, а в качестве основания использовано шасси старого фургона. Лесоматериалы хвойных пород (пихта) были куплены на местной лесопилке.


Размеры дома: 2м в ширину х 3,6 м в длину. Этого достаточно, чтобы поставить внутри полноценную кровать.

Шаг 1. Шасси

Для основания дома было выбрано шасси из сплавов, обладающих высокой устойчивостью к коррозии. Допустимая нагрузка на шасси обычно указывается на плите. Следует выбирать тягово-сцепное устройство с плитой более высокого класса (с высоким уровнем безопасности).


Шаг 2. Конструкция пола

Пол сделан из двух слоев строительной водонепроницаемой фанеры толщиной по 9мм с жесткой изоляцией 50 мм между брусками толщиной 75 х 50 мм. При строительстве дома использовались легкие и прочные доски из древесины дугласовой пихты. Все места стыков проклеены и прикручены. Конструкция должна получиться жесткой, легкой и прочной, чтобы выдерживать дорожную тряску.




Шаг 3. Стены с рамами

Готовый пол прикручивается болтами к шасси. Пол можно использовать как верстак и шаблон для изготовления стен. Снова используйте бруски толщиной 50 х 75 мм.



Шаг 4. Рамы и обшивка стен

Стены обшиваются OSB-плитами, устойчивыми к погодным условиям. И снова все швы проклеиваются и привинчиваются. OSB-плиты крепятся оцинкованными гвоздями 50 мм с помощью пневматического молотка для забивания гвоздей.



Шаг 5. Изготовление арочных торцевых стен

Верх торцевых стен, сделанных из OSB-плит толщиной 9 мм, вырезается в виде арок. В арках выпиливаются надрезы для прогонов кровли. Радиус крыши 1,6 м. Арки обшиваются досками 50х50 мм, чтобы затем уложить между ними утеплитель.



Шаг 6. Возведение стен

Собирая все стены вместе, обратите внимание, что одна стена будет перекрывать другую по углам. Нарисуйте эскиз, как это будет выглядеть. Стены из фанеры перекрывают пол на 50 мм, позволяя влаге стекать вниз на землю, минуя пол. Это также позволит прикрутить пол к стенам для большей прочности.



Шаг 7. Скрепление центральной арки и кровли

Центральная арка состоит из трех секций 22-миллиметровой фанеры, склеенных вместе и вырезанных по диаметру крыши. Ширина арки 100 мм, следовательно, диаметр по внутреннему краю арки на 100 мм меньше, чем по внешнему. В арках делаются надрезы на половину глубины прогонов кровли, которые также надрезаются. Места соединения склеиваются.




Шаг 8. Потолок

Ширина каждого паза в верхней части стен 2х4 см, угол соответствует изгибу крыши. Потолок состоит из 4 листов фанеры из ясеневого шпона, изогнутых над ребрами крыши и прикрученных к ним, чтобы скрыть места соединения.





Шаг 9. Электропроводка и внутренние стены

Проводка прокладывается на высоте 300 мм от пола. В доме установлены 3 настенные лампы и 3 двойные розетки. Распределительный щит обеспечит безопасную подачу электроэнергии.

Стены изнутри обшиваются изоляционными панелями толщиной 50 мм.




Шаг 10. Внутренняя отделка

Стены отделаны 3,5 мм кленовым шпоном и покрыты слоем датского масла.




Шаг 11. Наружная отделка дома

Снаружи стены дома покрываются дышащей мембраной и обшиваются досками. Сперва вертикально прибиваются доски толщиной 15 мм, затем горизонтально прибиваются доски 25мм. Таким образом образуется зазор между стеной и обшивкой, обеспечивающий циркуляцию воздуха.



Шаг 12. Крыша

К каркасу крыши прикручиваются доски 75х50 мм, образуя зазор для прокладки утеплителя. Слой пароизолятора для кровли защитит от конденсата.





Шаг 13. Изоляция кровли

Крыша утеплена стекловатой толщиной 75 мм. Овечья шерсть в качестве утеплителя кровли дома на колесах не подходит, ведь предполагается, что дом в течение долгого времени будет оставаться без обслуживания, а натуральная овечья шерсть подвержена гнили, привлекает мышей и прочих грызунов.

Стекловолокно покрыто дышащей мембраной, предохраняющей от капель конденсата. Нужно оставить отверстие для дымохода и зазор 50 мм до любого горючего материала.





Шаг 14. Жестяное покрытие крыши

Крыша дома отделана листами гофрированной жести с водонепроницаемым покрытием.




Шаг 15. Детали стен

Вверху стены крепится гребенка карниза, предназначенная для отпугивания птиц и мелких животных. Зазоры между досками закрыты сеткой, защищающей от ос и других насекомых.




Шаг 16. Внешняя обшивка стен

Стены дома обиты сосновой доской толщиной 15 мм. Используйте гвозди из нержавеющей стали. Деревянная обшивка перекрывает пол примерно на 25 мм.





Шаг 17. Окна и дверь

Окна дома выполнены на заказ и имеют двойное остекление. Входная дверь со створками была заказана в столярной мастерской.



Шаг 18. Внутренние работы

Механизм каркаса кровати позволяет делать ее как одноместной, так и двухместной.

Печь 2,5 кВт установлена в соответствии с правилами для строений.





Шаг 19. В заключение

Помимо поездок на природу, такой дом на колесах может служить тихим убежищем в саду для отдыха или мастерской. Общий вес этого дома составляет примерно 1200 кг.





Каждый раз, когда мы собираемся путешествовать, встает вопрос: где переночевать в незнакомом городе? И только обладатели дома на колесах никогда не задают себе подобных вопросов. Ночлег всегда с ними. Это транспорт, который разом разрешает проблемы, знакомые многим любителям попутешествовать. Эти счастливчики не ищут гостиниц и могут весь свой привычный быт взять с собой. Из города в город они свободны и независимы, ведь фургон всегда с ними.

Но не только путешественникам может помочь такой вид транспорта. Если у вас есть дача, а домом для проживания обзавестись не успели или еще строите, то временный дом можно взять с собой. Приехали, поработали, переночевали. Без волнения о личных вещах, ведь они всегда с собой. Дома на участке еще нет, но дача будет полноценная. Охотники, рыболовы и любители отдыха на открытом воздухе тоже могут задуматься о приобретении дома на колесах.

Среди россиян такой транспорт пока не популярен, что нельзя сказать об американцах. И в этом нет ничего странного, именно в Америке его и придумали. Начиная с 60-х годов прошлого века этот передвижной микроавтобус с домом начал усиленно развиваться и заполнил все американские дороги. Сейчас в Америке и Европе есть целые города из домов на колесах.

Этот вид автотранспорта представляет собой прицеп, оборудованный для комфортного проживания нескольких человек. Обычно в нем устанавливаются привычные для нас приборы: холодильник, плита, мебель для ночлега и отдыха. Буксируется обычным легковым автомобилем. Внутри интерьер похож на трансформер, когда один и тот же элемент выполняет несколько функций. Рассмотрим какие они бывают и чем друг от друга отличаются:

  • Прицеп-палатка. На прицепе устанавливается некая конструкция, которая больше похожа на палатку. Сходство с палаткой заключается еще и в том, что каждый раз ее нужно собирать и разбирать. Внутри обычно размещаются несложные бытовые приборы: плита, умывальник, простая мебель;
  • Прицеп-дача. Это более серьезный транспорт. Он уже больше похож на настоящий дом, больших размеров и комфортабельнее. Помимо простого оборудования, в нем уже могут устанавливать санузел, обогреватель и даже душ. Бывает двух видов: кемпинговый и автономный. В первом случае он не имеет собственных источников питания и водоснабжения, а подключается к уже существующим, которыми часто бывают оборудованы кемпинги. Во втором случае - это полностью автономный вариант с дизельным генератором и небольшим запасом воды. При использовании такого прицепа останавливаться можно где угодно;


  • Дом на колесах. Если предыдущие два вида были всё-таки прицепами, то в этом случае название полностью оправдано. По сути это полноценная квартира, перемещением которой еще и можно управлять. Похожа на большой микроавтобус. Он более вместителен, на одновременное проживание в нем могут рассчитывать 6-8 человек. Для водителя, как правило, есть свое спальное место, размещенное над кабиной, называется альков. Для комфортного проживания здесь есть все: кухня, душевая кабина, холодильник, плита, спальные места;
  • Интегрированный дом на колесах. В предыдущем варианте водительская кабина не интегрирована в общее жилое пространство. Здесь же кабина и жилая зона являются единым целым и имеют общий дизайн. Это увеличивает пространство, пассажиры могут наблюдать пейзажи благодаря панорамному лобовому стеклу и большим, широким окнам по бокам фургона. Это самый комфортабельный вариант. Здесь прекрасно все, кроме цены. Он очень большой, и это единственный его недостаток.


Выбираем дом на колесах

При выборе дома на колесах играет роль много факторов. О них мы сейчас и расскажем.

Выбор кузова

В предыдущем разделе мы узнали, какие бывают дома на колесах. Ваш выбор зависит в основном от трех моментов:

  • степени комфорта, которую вы хотите получить при поездке;
  • количества людей, которых нужно разместить в доме;
  • ваших финансовых возможностей.

Варьируя этими параметрами, можно выбрать идеально подходящий вам фургон с домом на колесах. Обеспеченные люди могут взять интегрированный фургон на колесах с полным набором функций, а другие обойдутся прицепом-палаткой. Но и те, и другие будут счастливы.

Выбор производителя

Самыми популярными производителями являются Mercedes, Ford, Fiat, Volkswagen. По соотношение цены и качества лучшим является итальянский производитель Fiat. Недаром более половины продаваемых домов на колесах во всем мире принадлежат именно этому производителю. Mercedes является самым дорогим из автодомов, но это только за счет престижности этой марки, а по факту планировка и набор оборудования в нем немногим отличается от более дешевых моделей.


Выбор планировки

При такой не очень большой площади планировка примерно одинаковая у всех и больше похожа на трансформер из предметов. Обращайте внимание на места для сна. Желательно, чтобы кровать легко превращалась в удобный диван, тем самым экономя место в . Кстати, в мобильных домах нередки случаи многоярусного расположения кроватей. Лучше, чтобы планировка микроавтобуса обладала зонированием, то есть места отдыха и зона санузла и кухни располагались в разных частях кузова.

Дом на колесах своими руками

Внимание: перед тем как делать самодельный фургон своими руками, внимательно изучите законодательство и узнайте, как регулирующие органы относятся к такого рода самоделкам. Какие к ним предъявляют требования. Обидно будет потратить много сил и времени, но так и не воспользоваться плодами своего труда.

Когда у вас есть дача, вы охотник или любите путешествовать, а в деньгах ограничены, то можно самому сделать дом с колесами, похожий на трансформер, и отправиться куда угодно.

При изготовлении своего автодома есть два варианта.

  1. Сделать дом на колесах своими руками, используя для этого прицеп. Самостоятельно построить стены, если их нет, продумать планировку, систему водоснабжения и электричества. Главное, чтобы пошаговая инструкция изготовления всегда была под рукой.
  2. Либо воспользоваться уже готовым транспортом, но построить дом внутри. Для этого подойдет микроавтобус Газель, автобус ПАЗ или УАЗ «Буханка». Можно сделать даже из автомобиля Урала, Соболя или Камаза. В любом случае, если вы обладаете достаточной квалификацией, то может получиться красивый фургон, как с картинки.


Фургон из прицепа

Вам понадобится прицеп или автоприцеп. Его длина может быть разной, если она будет для вас недостаточной, можно самому увеличить до необходимого размера. К прицепу крепим заклепками вертикальные балки. Это будут стойки. Между стойками прицепа крепим горизонтально деревянные бруски. Это будет каркас будущего прицепа-дома. В конце обиваем его вагонкой или тентом, как удобнее. Такой прицеп будет как транформер, ведь при необходимости его можно разобрать и использовать по прямому назначению.


Дом из автобуса ПАЗ

Старый автобус ПАЗ - хороший транспорт для переоборудования в домик на колесах. Автобус на базе ПАЗ можно купить за небольшие деньги и приступить к исполнению своей мечты. ПАЗ по форме хорошо подходит для дома - не настолько длинный, как другие марки автобуса. Кузов автобуса ПАЗ лучше обработать термоизоляционным материалом. Для создания более уютной обстановки, некоторые окна придется заделать. В задней части ПАЗ можно сделать комнату отдыха, а ближе к водителю будет своеобразная гостиная. В нижней части ПАЗ крепится баллон с газом. Самый лучший вариант для газа - пропан. Он будет использоваться для обогрева при необходимости и для приготовления пищи. При монтаже баллона понадобиться инструкция.

Передвижной дом из грузовика

Грузовик - машина, еще более похожая на дом. Многие в ней даже устанавливают печки для обогрева, выводя трубу наружу. В результате можно построить полноценное жилье с кухней и санузлом. Если его качественно утеплить и оборудовать всем необходимым, то грузовик подойдет для круглогодичного проживания в любых климатических условиях. Хорош грузовик тем, что в нем много места, которое можно переоборудовать под разнообразные «примочки»: багажный отсек, большой бак для воды, мощный генератор. Некоторые смельчаки комплектуют грузовик солнечными батареями, располагая их на крыше. Иногда удается найти место для мотоцикла и велосипедов. Грузовик обладает высокой проходимостью, поэтому можно путешествовать по многим красивым и недоступным местам. Доступные тоже подойдут: загородная дача или лесная поляна.


Планируем путешествие в доме на колесах

Многие отказываются от поездок из-за того, что считают это слишком хлопотным и накладным. И если целью вашего визита не является ваша же дача, то нужно просто заранее продумать некоторые моменты будущего путешествия, тогда и расходы будут существенно ниже, и удовольствия получите больше. Но если фургон уже куплен или сконструирован своими руками, а, может быть, даже арендован, значит вы готовы. Следующие пять пунктов именно для вас.


  1. Для начала нужно определиться с направлением поездки, постройте маршрут, перенесите его на картинки. Сделайте это так, чтобы посетить максимальное количество интересных мест, достопримечательностей, городов. В наше время, при широком доступе к различной информации, это не проблема.
  2. Соберите компанию для поездки. Возможно, это нужно сделать даже до начала планирования маршрута. Точно определитесь с количеством взрослых и детей, чтобы оптимизировать дом для поездки именно для выбранного состава. От этого зависят габариты мебели и ее расстановка.
  3. Заранее продумайте не только маршрут, но и места остановок и ночевок. Для этого хорошо подойдут бесплатные стоянки и кемпинги.
  4. Приобретите навигатор. При поездках по незнакомой местности лучше не рисковать и быть уверенным, что путь под вашими колесами верный. Иначе можно потерять много времени и нервов.
  5. Получите визу, если путешествие планируется по зарубежным странам.


Окунемся в историю

Напоследок сделаем небольшой экскурс в историю и посмотрим, какие были попытки в производстве микроавтобуса с домом на базе отечественных автомобилей.

Газель «Мотохата»

В 1996 году одна московская фирма решила сделать автомобильный дом на базе автобуса Газель и назвать ее своим именем - «Мотохата». За основу было взято шасси ГАЗ 33021 «ГАЗель». Главной целью фирмы было сделать бюджетный фургон, не уступающий зарубежным аналогам.

Вот что в результате получилось. Количество сидячих мест - 4 вместе с водителем. Спальных мест в Газели тоже было четыре, но два из них располагались над водительской кабиной, а остальные перевоплощались в обеденный стол. Укомплектован микроавтобус был совсем недурно: холодильник, отопитель, водонагреватель, душ, санузел, плита с двумя конфорками, два газовых баллона в общем на 28 литров. Газель «Мотохата» получилась симпатичной, что на картинках, что в жизни.


По цене эта Газель вполне могла конкурировать в иностранными производителями, но на тот момент в России отсутствовал платежеспособный спрос и проект постепенно завершился, а Газель «Мотохата» канула в историю. Этот пример показал, что можно сделать дом даже из Газели или Соболя.

УАЗ «Буханка»

Это самый отличный вариант для рыболовов или охотников. УАЗ «Буханка» вас вряд ли сможет быстро и с комфортом перемещать между городами, как Газель, но чтобы добраться до труднодоступных мест, да еще и в компании единомышленников, лучшего варианта не найти. И размеры его для этого подходящие, меньше, чем у автобуса ПАЗ. Остается только хорошо поработать и укомплектовать УАЗ всеми нуждами, которые могут понадобиться для столь экстремального отдыха. Дача тоже подойдет для посещения на этом транспорте.


В свое время компания «Schieppati» производила на основе УАЗ-452 дома на колесах двух моделей - «Safari» и «Adventure Camper». Они даже проходили испытания в пустыне Сахара и, надо сказать, показали себя с лучшей стороны. Эти модели УАЗ отличались несколькими особенностями. Передние кресла не претерпели изменений, но при желании они могли быть повернуты в сторону салона. Все сиденья УАЗ раскладывались и выполняли функцию спального места. Диван был похож на трансформер, установлен в заднюю часть и на ночь перевоплощался в кровать.