Физиологическое значение эмоций. FAQ: Физиология эмоций Физиология внимания памяти эмоций

Эмоции - одна из форм отражения мозгом объективной действительности, которая характеризуется отношением человека к окружающему миру, самой к себе и формирует его поведение. Это продукт эволюции, возникший в результате первичных чувств, переживаний вследствие действия различных раздражителей.

Для эмоций характерны:

переживания, имеющие субъективный характер и отражают отношение индивида к определенной ситуации в поведенческой реакции;

изменения состояния висцеральных систем организма, направленные на удовлетворение внутренних потребностей организма;

внешние проявления в виде активации двигательных систем, сопровождающих поведение, - характерные позы, мимика, жестикуляция, походка, другие, тоже способствуют удовлетворению внутренних потребностей организма.

Классификация эмоций

Эмоции делятся на негативные и позитивные. К негативным относят стенические, которые характеризуются повышенной деятельностью (ярость, гнев, состояние аффекта, агрессия) и астенические, снижающих активность (страх, грусть, горе, депрессия). К положительным эмоциям относятся удовольствие, радость, наслаждение, счастье. Также различают высшие и низшие эмоции. Высшие возникают у человека в связи с удовлетворением социальных потребностей (моральных, интеллектуальных, эстетических). Ниже - связаны с органическими потребностями человека и животных (жажда, голод, самосохранения).

Негативные эмоции возникают на этапе формирования внутренней потребности и доминирующей мотивации. Это неприятные переживания, которые стимулируют поведенческую реакцию для ускорения удовлетворения внутренней потребности. Этому способствуют изменения в висцеральных системах и метаболические изменения, так как благодаря им осуществляется мобилизация энергетических ресурсов организма, необходимых для осуществления поведенческой реакции.

Положительные эмоции возникают при удовлетворении внутренней потребности. Они сопровождаются приятными переживаниями. Состояние удовлетворения сигнализирует структурам головного мозга о том, что параметры последствий действия совпадают с ожидаемыми, то есть выполняет сигнализируя роль. Следует обратить внимание и на то, что само состояние удовлетворения также стимулирует достижение конечных последствий поведения, потому что индивид стремится к воссозданию именно этого состояния иногда даже больше, чем только к удовлетворению внутренней потребности.

Природа эмоций

Существует много теорий эмоций, в том числе З. Фрейда, Джеймса - Ланге, Барда, Адлера. Однако эти теории не были подкреплены физиологическими механизмами.

Наиболее обоснованной является центральная теория эмоций В. Кэннона, в которой была высказана мысль о существовании специальных эмоциогенных структур мозга, которые порождают положительные и отрицательные переживания человека. На сегодня экспериментально доказано, что стимуляция структур лимбической системы и гипоталамуса вызывает как у животных, так и у человека эмоциональные реакции различной направленности. Она подтверждена большим накоплением нейрофизиологических, биохимических, морфологических и фармакологических данных.

Информационная теория П. В. Симонова: Е = - П (Ин - Ии) , где (Е) - эмоции; (П) - жизненно важная потребность организма; Др - информация, необходимая для достижения цели, удовлетворение определенной потребности; Ии - информация существующая, которой владеет организм и которая может быть использована для организации целенаправленного воздействия.

Чем выше Ин за Ии, тем больше отрицательная эмоция возникает. При условии, что Ии больше Ин, возникает положительная эмоция; при условии, что Пр = Ии, эмоции не возникают. Таким образом, речь идет об информации, которая необходима для удовлетворения внутренней потребности. Информация - это совокупность всех существующих средств для достижения цели: знания, навыки, энергетические ресурсы организма, время для реализации действия. Мозгом вся информация интегрируется в один параметр - вероятность достижения цели.

По мнению П. В. Симонова, "потребность - это выборочная зависимость живых организмов от факторов внешней среды, существенных для самосохранения и саморазвития, источники активности живых систем, побуждения и цель их поведения в окружающей мире".

Известная биологическая теория Π. К. Анохина, построенная на основе поведенческого акта, а именно "акцепторе действия», где осуществляется сравнительная оценка ожидаемых результатов с реальными. Однако морфологический субстрат акцептора действия еще не определен.

Безусловно, эмоция зависит и от других факторов, известных и еще неизвестных. К известным относятся: а) индивидуальные (типологические) свойства субъекта; б) фактор времени, в зависимости от того как быстро развивается эмоция - быстро, в виде аффекта, или настроения, что продолжается часами, днями, неделями; в) качественные особенности внутренней потребности. Эмоции, которые образуются на базе социальных и духовных потребностей, называют ощущениями. При малой вероятности избежать нежелательного воздействия возникает ощущение тревоги, мала вероятность достижения желаемой цели вызывает фрустрацию. Однако все факторы обусловливают лишь многогранность эмоций, в то время как необходимыми факторами являются только два - потребность и вероятность ее удовлетворения. Приведенные теории близкие по содержанию, так объясняют состояние организма, который сопровождает удовольствия или неудовольствия внутренней потребности организма. Современное состояние научных исследований позволяет считать объективным проявлением эмоции только изменения в состоянии висцеральных систем организма, которые сопровождают эмоции, потому что переживания являются субъективными и методы их регистрации отсутствуют, а внешние проявления в виде определенных двигательных функций человек может тормозить благодаря влиянию коры больших полушарий.

Человек не только воспринимает ок­ружающий мир, но и воздействует на него. Ко всем предметам и явлениям у него есть определенное отношение. Читая книгу, слушая музыку, отвечая урок или общаясь с друзьями, люди переживают радость, грусть, воодушевление, огорчение, Пережи­вания, в которых проявляется отношение людей к окружащему
миру и к Самим себе, называют эмоциями.

Эмоции человека чрезвычайно многообразны и сложны. Такой человек не смог бы понять переживания других людей и значения для окружающих собственных поступков.

Все эмоции можно поделить на положительные" (радость, любовь, восторг, удовлетворение и т. п.) и отрицательные, (гнев, страх, ужас, отвращение и т. п.). Любая эмоция сопровождается активацией нервной системы и появлением в крови, биологически активных веществ, изменяющих деятельность внутренних органов: кровообращения, дыхания, пищеварения и др. Одно из таких биологически активных веществ - гормон надпочечников
адреналин.

Изменения в деятельности внутренних, органов одинаковы при сходных эмоциях у всех людей. Поэтому всем понятны, такие выражения, как «от страха в пот ударило», «волосы встали ды­бом», «мурашки по коже», «щемит сердце» или «от радости в зобу дыханье сперло» и т. п. Физиологическое значение таких реакций, сопровождающих эмоции, очень велико. Они мобилизуют силы организма, приводят его в состояние готовности для успешной деятельности, или для защиты.

Каждую эмоцию могут сопровождать выразительные движе­ния. По изменению походки, позы, а также жестам, мимике, ин­тонациям, смене скорости речи можно составить представление об эмоциональном состоянии человека.

Появление эмоциональных реакций связано с работой больших полушарий и отделов проме­жуточного мозга. Большое значение для формирования эмоций имеют височные и лобные доли коры. Лобная доля коры тормо­зит или активирует эмоции, т. е. управляет ими. Больные с нару­шениями лобной доли коры отличаются эмоциональной не­сдержанностью. Они легко переходят от состояния добродушия и ребячливой веселости к агрессии.

Память. Физиологи в опытах на животных и врачи в наблюдениях за больными людьми устано­вили, что память связана с определенными отделами бол ьших полушарий головного мозга. Приповрежд ении коры связанной с анализаторами, нарушаются специальны е виды памяти: слухо вой, зрительной, двигательной и др. Это_ведет__к нарушению запоминания и воспроизведения звуков, зрительных образов, движений. В случае поражения лобных или височных долей коры ухудшается память в целом. Больной не может запоминать, хранить и воспроизводить информацию.

Эмоции, сколько-нибудь ярко выраженные, включают обычно широко разлитые органические изменения, охватывающие весь организм - работу сердца и кровеносных сосудов, органов дыхания, пищеварения, желез внутренней секреции, скелетной мускулатуры и т. д.

Изменения в сердечной деятельности и состоянии кровеносных сосудов при сколько-нибудь острых эмоциональных состояниях доступны наблюдению и невооружённым глазом. При сильном испуге человек бледнеет - краска сходит у него с лица; при смущении люди часто краснеют, от стыда «вспыхивают»: краска стыда заливает лицо. В первом случае происходит сжатие, во втором - расширение поверхностных кровеносных сосудов лица. При сильном эмоциональном возбуждении вообще наблюдается увеличение кровяного давления; в различных эмоциональных состояниях происходят различные изменения в силе и скорости сердечной деятельности.

Для регистрации этих изменений сердечной деятельности и кровеносной системы служит соответствующая аппаратура: кривая пульса фиксируется при помощи сфигмографа, кривая биения сердца - посредством кардиографа; определение кровенаполнения сосудов отдельных органов, или объёмного пульса, производится посредством плетисмографа.

На рисунке дана кривая пульса по А. Бине и Куртье: резкое падение кривой и уменьшение высоты пульсации вызваны были у очень пугливого субъекта возгласом: «Змея!».

Более или менее значительные изменения происходят при эмоциональных процессах и в дыхательной системе: дыхание ускоряется или замедляется, становится более поверхностным или делается более глубоким, иногда переходя во вздох: иногда - например при неожиданном испуге - оно прерывается, во время смеха или рыданий приобретает спазматический характер.

Кривые дыхания фиксируются при помощи пнеймографа. Образцы кривых дыхания при различных эмоциях даны на помещённом ниже рисунке. Рисунок изображает (по Ж. Дюма) кривые дыхания в состоянии: a) радости (17 вдыханий в минуту); b) пассивной грусти (9 вдыханий в минуту); с) активной грусти (20 вдыханий в минуту); d) страха, связанного с большим возбуждением (64 вдыхания в минуту - у больного, страдающего умственным расстройством); е) гнева (40 вдыханий в минуту у маньяка).

Кривые дыхания при различных эмоциях (по Ж. Дюма)

При сильном эмоциональном возбуждении наблюдаются изменения и в процессе пищеварения. При тревожных неприятных эмоциональных состояниях у человека часто появляется тяжесть в желудке. Неприятные эмоции тормозят деятельность кишечника, его перистальтику.

В опытах над животными это показали эксперименты Бергмана и Катца, а также Кеннона. Кеннон с помощью рентгеновских лучей наблюдал прекращение перистальтики кишечника у кошки, когда её привязали к стенке. Бергман и Катц с помощью целлулоидного «окна», вставленного в брюшную полость кролика, наблюдали, как при неприятных для животного раздражениях (щипок и т. п.) у него сразу прекращались перед тем очень интенсивные перистальтические движения кишечника.

Помимо того, при эмоциональных состояниях происходят и изменения в отделении пищеварительных соков. Опыты Павлова над собаками с перерезанным пищеводом, у которых пережёвываемая пища не попадала в желудок, показали, что пережёвывание приятной пищи вызывало обильное отделение желудочного сока, неприятная пища его не вызывала. При отрицательных эмоциях (страхе, ярости и т. д.) наблюдается сокращение отделения не только желудочного сока, но также и слюны (сухость во рту при страхе, при сильном возбуждении). Эмоциональные состояния сказываются также на уменьшении отделения жёлчи и секреторной деятельности поджелудочной железы. Изменения в железах вообще обычно широко включаются в течение эмоциональных процессов; это относится как к железам с внешней секрецией (усиление деятельности потовых желез при некоторых состояниях эмоционального возбуждения, слёзных желез - плач при горе, вышеупомянутые изменения в деятельности слюнных желез), так и к эндокринной системе, к железам с внутренней секрецией. Особое значение при эмоциях имеет выделение надпочечниками адреналина.

Чувство и эмоции постоянно присутствуют в жизни человека. С одной стороны, они мешают познавательной деятельности и взаимоотношениям с людьми; с другой стороны, представить себе жизнь без них невозможно. Эмоции в ходе эволюции возникли раньше чувств. Эмоции присущи человеку и животным и выражают отношение к удовлетворению физиологических потребностей.

Чувства развились на базе эмоций при взаимодействии с разумом в ходе формирования общественных отношений и характерны только для человека. Чувства - это сложившиеся отношения человека к определенным объектам и жизненным ситуациям. Они длительны и устойчивы, совершенствуются и развиваются. Чувства вызывают разные эмоции, например радость при успехе и огорчение при неудаче.

Нравственные чувства выражают отношение человека к другим людям и обществу, например любовь, доброжелательность, патриотизм, честь, долг. Безнравственные чувства - жадность, эгоизм, жестокость, надменность, себялюбие.

Интеллектуальные чувства выражают отношение к процессу познания, например интерес, любопытство, радость открытия.

Эстетические чувства выражают отношение к реальным объектам и событиям жизни через искусство (живопись, архитектуру, скульптуру, музыку), например эстетическое наслаждение, восторг.

Эмоции - рефлекторные реакции организма на внешние и внутренние раздражения, характеризующиеся ярко выраженной субъективной окраской и включающие практически все виды чувствительности. Эмоции не возникают сами по себе, источником эмоций является объективная действительность в ее соответствии с потребностями личности. Классификация эмоций представлена на рис. 13.7.

Большое разнообразие отрицательных эмоций дает возможность более успешно адаптироваться к неблагоприятным факторам, о характере которых очень успешно и тонко сообщают данные эмоции.

Рис. 13.7.

Согласно информационной теории П.В.Симонова эмоция есть функция потребности и информации обо всех средствах, необходимых для ее удовлетворения:

где Э - эмоция;/ - функция потребности; П - потребность; И н - информация, необходимая для удовлетворения потребности; И с - информация, имеющаяся в данный момент.

Положительные эмоции возникают, если возрастает вероятность достижения цели в результате поступления новой информации (И с > И н). Отрицательные эмоции возникают при снижении вероятности достижения цели (И н > И с). Дефицит информации обычно порождает отрицательные эмоции страха, испуга. Отрицательные эмоции вызывают истощение организма (астенические эмоции ), тогда как положительные эмоции стимулируют адаптивные возможности, повышают тонус (стенические эмоции). В определенной степени это связано с тем, что в последнем случае в организме выделяются эн- дорфины, оказывающие анальгезирующее (обезболивающее) действие.

По теории функциональных систем П.К.Анохина эмоции возникают в результате несоответствия полученного результата планируемому в акцепторе результата действия. Если полезный приспособительный результат превышает планируемый, то возникают положительные эмоции; если результат деятельности меньше, чем планировалось, то возникают отрицательные эмоции, стимулирующие новую деятельность. При соответствии полезного результата акцептору возникает состояние эмоционального комфорта (равновесия).

Формы переживания эмоций :

  • настроение - общее эмоциональное состояние, которое в течение длительного времени сохраняется у человека. Настроение может быть веселым и печальным, бодрым и вялым, возбужденным и депрессивным. Настроение, как правило, не замечают, оно зависит от удовлетворения и неудовлетворения жизнью, работой, семьей, состоянием здоровья;
  • страсть - устойчивое глубокое и сильное чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. Например, страсть к компьютерным и азартным играм, хоккею;
  • аффект (эмоциональная буря) - кратковременная бурно протекающая эмоциональная реакция, которая носит характер эмоционального взрыва;
  • стресс - состояние перенапряжения при больших физических и умственных перегрузках.

Функции эмоций :

  • оценочная - обобщенная оценка событий; их полезности или вредности. Она более очевидна для таких эмоций, как стыд, ненависть, гнев;
  • побуждающая - запускает поведение для удовлетворения доминирующей потребности и мотивации. Побуждающая сила эмоций связана с тем, что они представляют мотивы в сознании, т.е. делают мотивы осознанными;
  • подкрепляющая - влияние эмоций на образование и угасание условных рефлексов, обучение и формирование памяти. Возникновение положительной эмоции при обучении или выработке условного рефлекса служит «наградой», поощряющей дальнейшую деятельность. Появление отрицательной эмоции ведет к прекращению деятельности, избеганию этого состояния в результате соответствующего поведения;
  • компенсаторная - мобилизует физиологические и психические резервы организма при недостатке информации, необходимой для удовлетворения потребностей;
  • переключающая - изменяет направленность поведения. Она особенно ярко проявляется при конкуренции мотивов, в результате которой формируется доминирующая мотивация;
  • коммуникативная - обеспечивает выражение и восприятие неречевых форм коммуникации: мимики, жеста, походки, интонации, позы (язык человеческих чувств). До 90% эмоционального межличностного общения при устной речи происходит на невербальном уровне.

Структуры головного мозга, ответственные за возникновение эмоций:

  • гипоталамус (критическая структура для возникновения эмоций: перерезка ствола ниже него выключает эмоции); является главной структурой, формирующей витальные (биологические) потребности и эмоции. Стимуляция латерального гипоталамуса формирует положительные эмоции, медиального - отрицательные;
  • миндалевидное тело височной доли - обеспечивает выделение доминирующей мотивации и играет решающую роль в реализации переключающей функции эмоций, т.е. выборе поведения, соответствующего не только той или иной мотивации, но и условиям ее удовлетворения (влияние осуществляется через хвостатое ядро). При электрической стимуляции возникают эмоции страха, гнева, ярости. Удаление подавляет агрессивность и связанные с ней эмоции, приводит к нарушению однократного обучения, требующего участия сильной отрицательной эмоции, нарушает половое и пищевое поведение;
  • гиппокамп - реагирует на сигналы с низкой вероятностью подкрепления, расширяет круг извлекаемых энграмм (следов) памяти, компенсирует недостаток информации в ситуации неопределенности. В гиппокампе формируется память о пережитых эмоциях;
  • лобная кора - имеет важное значение для формирования высших эмоций, связанных с социальными отношениями и творчеством, а также обеспечивает социализацию биологических эмоций;
  • височная кора - участвует в распознавании эмоциональных реакций других людей, а также участвует в выражении эмоций;
  • поясная извилина - имеет наиболее обширные связи с другими отделами мозга. Предположительно, она выполняет функцию высшего координатора систем мозга, участвующих в формировании эмоций;
  • лимбическая система головного мозга - принимает участие в формировании эмоций, обучении и памяти, имеет большое значение в формировании эмоций, сопровождающих агрессивнооборонительные, пищевые и сексуальные реакции. Функциональная асимметрия полушарий и организация эмоций :
  • левое полушарие контролирует преимущественно положительные эмоции, быстрее реагирует на слайды с выражением радости, уменьшает степень тревожности;
  • правое полушарие вызывает сдвиг в эмоциональной сфере в сторону отрицательных эмоций, быстрее реагирует на слайды с выражением печали, распознает эмоциональную интонацию речи и окраску голоса.

Эмоции оказывают существенное влияние на субъективное состояние человека: в состоянии эмоционального подъема более активно работает интеллектуальная сфера организма, человека посещает вдохновение, повышается творческая активность. Эмоции, особенно положительные, играют роль мощных жизненных стимулов для сохранения высокой работоспособности и здоровья человека. Все это дает основание считать, что эмоция - состояние высшего подъема духовных и физических сил человека.

Проблема эмоций и эмоционального стресса является значимой не только с точки зрения науки, она оказывает сегодня чрезвычайно сильное влияние на здоровье людей.

1. О влиянии эмоций на организм человека

Воздействие эмоций на здоровье человека может быть разным. Я думаю, что широкому кругу людей известно, что отрицательные эмоции могут способствовать различным заболеваниям, причем круг этих заболеваний расширяется. И если мы говорим о психосоматических заболеваниях, то к ним относят в том числе аутоиммунные, онкологические и другие болезни. То есть не только чисто нервные заболевания.

В то же время известна сила положительных эмоций. Собственно, на этом могут быть основаны в том числе психотерапевтические и даже гомеопатические методы терапии.

2. О возникновении эмоций

Еще в 1950-е годы Полем МакЛейном, американским нейрофизиологом, было обнаружено, что эмоции возникают в специальных структурах мозга, которые он называл лимбическими структурами. Это подкорковые образования - миндалина, перегородка мозга и другие. Именно в них возникает эмоциональное возбуждение, которое потом распространяется на самые разные отделы центральной нервной системы - и на кору, и на спинной мозг, и, в общем, охватывает вслед за центральной нервной системой и периферическую нервную систему, то есть и самые разные органы. Практически можно сказать, что каждая клетка тела реагирует на наши эмоции. Это позволило вывести один из аспектов голографической теории жизнедеятельности, которая была предложена академиком Константином Викторовичем Судаковым: каждый компонент системы (организма) отражает общие свойства этой системы. Таким образом, в работе каждой клетки можно обнаружить отражение общих эмоциональных процессов. Поэтому неслучайно, что в ответ на эмоциональное состояние изменяется работа всех органов: и сердца, и печени, и почек, и кожи, и жировой ткани.

3. О контроле над эмоциями

Первичная реакция возникает в нейронах лимбической системы. Поль МакЛейн, сформулировав эту теорию, говорил о так называемом «тройном мозге», который включает в себя иерархическое соподчинение уровней нервной системы. Он говорил о мозге древних рептилий, древних млекопитающих и современных млекопитающих, о соподчинении этих структур и о том, что млекопитающие (и особенно человек) способны при помощи корковых отделов мозга контролировать работу этих древних лимбических отделов нервной системы и таким образом осуществлять контроль этих эмоций.

Важную роль в возбуждении этих эмоциональных первичных зон мозга играет гипоталамус. Это центр эндокринной регуляции, центр вегетативной регуляции организма, центр и мотиваций (голода, жажды), это очень мощный и очень небольшой по размеру отдел мозга (порядка 150 ядер на расстоянии около 1 см друг от друга). Он очень важен для генерации эмоциональных и мотивационных состояний. Эмоции и мотивации взаимосвязаны. Дальнейший выход на периферический уровень осуществляется при помощи гормональной регуляции (гипоталамус - пейсмейкер гуморальной регуляции), поскольку в нем выделяется ряд ключевых гормонов, которые, как камертон, задают тон практически всем остальным железам внутренней секреции. Там же, в гипоталамусе, находится центр вегетативной, то есть неосознанной нервной регуляции процессов организма. Поэтому эмоции распространяются и влияют на все функции организма.

4. О происхождении эмоций

Эмоциональные состояния неоднозначны у разных индивидов. От чего же зависит, какая эмоция возникает - положительная или отрицательная? Ведь понятно, я думаю, всем, что это не зависит от возникшей ситуации. Одна и та же ситуация у разных субъектов или даже у одного субъекта, который находится в разных состояниях, может вызвать совершенно разные эмоции. Так от чего же зависит характер эмоций?

Здесь я бы хотел вспомнить нашего выдающегося физиолога академика Петра Кузьмича Анохина, который является автором теории функциональных систем. Это наш физиологический базис, и это ключ к пониманию множества проблем, которые могут возникнуть у человека при рассмотрении различных вопросов, связанных с жизнедеятельностью организма. Согласно представлениям Петра Кузьмича Анохина и его научной школы эмоции возникают при обработке параметров полученных результатов действия в так называемом акцепторе результатов действия.

После полученного результата деятельности происходит сравнение полученных результатов с ожидаемыми, то есть с теми, которые организм предполагает получить в результате своей деятельности. И если полученные результаты не совпадают с ожидаемыми, возникает эмоция отрицательного знака, что неприятно, но это мобилизует организм на поиск оптимального решения для достижения результата, который был запрограммирован изначально до начала деятельности, результата, необходимого в конечном итоге для выживания.

Еще важно помнить о принципе доминанты, предложенном Алексеем Алексеевичем Ухтомским: в каждый момент времени доминирующей является какая-то главная для выживания организма мотивация. Таким образом, организм в конечном итоге через неприятные эмоции достигает тех или других важных для выживания результатов, которые адаптируют этот организм к условиям жизни.

Чем сильнее эмоции возникают, тем скорее в какой-то степени организм дойдет до того результата, который поставлен и который важен для выживания особи, вида и, может быть, всей популяции. Если результат достигается через какие-то пробы и ошибки, через отрицательные результаты, то награда - позитивные эмоции, удовольствие, которое подтверждает важность и факт удовлетворения потребности, достижения того или другого результата, актуального в данный момент времени. Вкратце такова концепция Петра Кузьмича Анохина.

5. Об отрицательных эмоциональных застойных явлениях

Отсюда мы можем уже отталкиваться, для того чтобы перейти к пониманию сложных процессов в ситуации, когда возникают длительно персистирующие отрицательные эмоциональные возбуждения в мозге. Субстратом для суммации негативных эмоций могут являться «круги» в лимбической системе, способные обеспечивать длительную циркуляцию эмоционального возбуждения отрицательного знака в структурах, таких как перегородка, миндалина, гипоталамус, гиппокамп, большой круг гиппокампа (круг Папеца) и другие.

Таким образом, при таком хроническом состоянии невозможно одномоментно остановить эти эмоциональные застойные процессы, как бы нам ни хотелось. Это приводит к тому, что организм может попасть в ситуацию, когда требуется длительное время для выхода из отрицательного эмоционального состояния. Иногда даже нужно полностью сменить афферентацию, на какое-то продолжительное время уехать на море, в горы, в деревню, как делали в России дворяне. Интересно отметить, что, в отличие от отрицательных, положительные эмоции не суммируются. Они приятны, но они проходят и не накладываются друг на друга. Опасность длительных отрицательных эмоций - в их особенности суммироваться.

6. Перспективы в исследованиях эмоций

Ученые активно работают в плане постижения различных сложных механизмов эмоциональных состояний. Отсюда возникает очень много насущных проблем, например генетическая предрасположенность к эмоциональным состояниям. Известно, что в популяции всегда есть особи, которые более или менее эмоциональны. Мы видим это не только у человека, но и у собак, крыс и других видов.