Демография индии. Особенности населения. Демографическая политика. Государство заботится о контрацепции, детях и образовании

В Индии 18 официальных языков, в том числе и английский - язык делопроизводства и официальных документов. На севере страны большинство населения говорит на хинди, но все образованные люди и все, имеющие дело с туристами - работники гостиниц, ресторанов, водители такси и авторикш, продавцы магазинов и лавок, и те, кто предлагает сувениры в местах скопления туристов - говорят по-английски, а иногда, особенно в Дели, и по-русски.

Индия - страна, где переписи населения проводятся регулярно каждые десять лет. Первая из них имела место в 1881 году, а двенадцатая - в 1991 году.

В первой половине XX века население страны выросло примерно в 1,5 раза. И абсолютный и относительный рост его за отдельные десятилетия был довольно значительным, но все же в первом случае не превышал 4,5 млн. человек, а во втором 1,5% в год. Более того, в 1911, - 1921 годах отмечалась и абсолютная и относительная убыль населения, явившаяся следствием первой мировой войны, а также эпидемий чумы, холеры и оспы. Во второй половине XX века рост населения значительно ускорился. В 1991 году, по сравнению с началом века, оно выросло более чем в 2,5 раза. А среднегодовой абсолютный прирост достиг уровня 16 - 17 млн. чек, что сопоставимо с населением Австралии. Относительный прирост, в последние десятилетия также превышал 2 % (20 человек на 1 тыс.) в год. При таком приросте удвоение населения происходит каждые 30 лет.

Индия прочно занимает место после Китая, концентрируя 15,7 % мирового населения. Следовательно, каждый седьмой житель нашей планеты - индиец.

Все сказанное свидетельствует о том, что во второй половине века в Индии происходит демографический взрыв. В самом деле, при ежегодном абсолютном приросте в 17 млн. человек население страны каждые сутки должно возрастать на 46 - 47 тысяч, а каждый час примерно на 1,9 тыс. человек. Надо учитывать, что это данные о естественном приросте, то есть с учетом смертности. Что касается рождаемости, то ежегодно в Индии появляются на свет примерно 25 млн. младенцев. Именно высокая рождаемость была и остается главным двигателем демографического взрыва. Даже во второй половине 80-х годов она сохранилась на уровне 31 человек на 1000 жителей, хотя и немного понизилась по сравнению с предшествующими периодами.

Демографический взрыв сильно осложняет решение основных экономических и социальных задач, стоящих перед страной. Достаточно сказать, что в 1901 - 1991 годах средняя плотность населения в Индии возросла с 27 до 267 человек на 1 км кв. а это соответственно увеличило «нагрузку» на обрабатываемые земли. Что половину населения страны составляют дети и молодежь до 18 лет, и по мере их взросления государство должно было бы каждую неделю строить тыс. новых домов и создавать 100 тыс. рабочих мест, а это практически невозможно. Индия не в состоянии также ежегодно строить 9 тыс. новых школ и подготавливать 400 тыс. учителей. И это не говоря уже о такой сверхпроблеме, как обеспечение быстро растущего населения продовольствием. Вот почему в Индии придавалось и придается особое значение демографической политике, направленной на снижение рождаемости. Индия была первой из развивающихся стран, приступившей к осуществлению национальной программы планирования семьи в качестве официальной государственной политики. Это произошло еще в 51 году, когда началось выполнение первого пятилетнего плана развития народного хозяйства страны. Важно подчеркнуть, что с самого начала программа семейного планирования отнюдь не сводилась только к ограничению рождаемости, а имела главной целью укрепление с помощью подобных мер благосостояния семьи как основной ячейки общества.

Сначала демографическая политика ставила задачу перехода традиционной многодетной к двух-трехдетной семье. Она проводилась под лозунгами: «Два или три ребенка - достаточно!», «По - времени заводить второго ребенка, а после третьего остановись!», «Малая семья - счастливая семья!» и т. п. После того как перепись населения 1981 года показала больший рост населения, чем это ожидалось, активность программ планирования семьи возросла, причем с акцентом уже только на двухдетную семью. Соответственно лозунгами ее стали: «Имейте лишь, двух детей - первого и последнего!», «Два ребенка - достаточно!» и т. п. С помощью таких программ правительство рассчитывало уже к концу текущего столетия достичь простого воспроизводства населения, а в XXI веке перейти к нулевому приросту и, следовательно, к стабилизации его численности.

Политика планирования семьи в Индии предусматривает самые различные пропагандистские, медицинские, административно-правовые и другие меры. По всей стране созданы тысячи центров семейного планирования, занимающиеся преимущественно его координационно-административными и биомедицинскими аспектами. Они, в частности, заботятся о распространении новых методов контрацепции, применения противозачаточных средств, сравнительно, несложных операций по стерилизации и обеспечивают даже соответствующее денежное вознаграждение. Ежегодно в Индии подвергаются стерилизации около 5 млн. мужчин и женщин, а средствами контрацепции пользуются 50 - 60 млн. женщин.

Другая очень важная мера - повышение возраста вступления в брак. Если в 50-е годы средний возраста вступления в брак для мужчин составлял 22, а для женщин немногим более 15 лет, то уже в 60-е годы он повысился соответственно до 23 и 17 лет, а в дальнейшем для женщин - до 18 лет. В седьмом пятилетнем плане Индии (1986 - 1990) затраты на осуществление программ планирования семьи были еще более, увеличены, а сами эти программы были теснее интегрированы со службами охраны здоровья матери и ребёнка.

Все эти усилия привели к определенным результатам. Так, общий коэффициент рождаемости снизился с 42 человек на 1000 жителей в 1961 году до 30 человек на 1000 жителей к началу 90-х годов. Это свидетельствует о начавшемся затухании демографического взрыва, но данный процесс - в отличие от Китая - находится еще в начальной стадии. Средний размер семьи и в наши дни составляет- 5 человек. Все это объясняется, прежде всего тем, что проведение демографической политики в Индии наталкивается на многочисленные препятствия в виде: некоторых догматов индуизма, тысячелетних традиций ранних браков, неграмотности значительной части сельских жителей, различных семейных обрядов.

Так уж повелось в Индии, что роль женщины в выборе спутника жизни в большинстве случаев остается ограниченной. Соблюдение религиозных и социальных норм и традиций делает знакомство и помолвку непосредственно между женихом и невестой - как это примято на Западе - весьма трудным, а зачастую и невозможным делом. Подавляющее большинство браков и до сих пор организуется родителями, которые стремятся обеспечить передачу по наследству не только собственности, но и общественного положения, кастовых и религиозных традиций клана. Да обычно и сам молодой человек доверяет своим родителям, считая, что они примут мудрое решение или, по крайней мере, предложат ему на выбор несколько достойных кандидатур. Сам отбор этих кандидатур обычно осуществляется помощью газет, которые публикуют целые полосы брачных объявлений.

Имеющиеся прогнозы в целом нельзя назвать утешительными. 1986 году эксперты ООН полагали, что к 2000 году население Индии возрастет до 964 млн. человек, а в 1988 году они подняли эту <планку> до 1042 млн. человек. Соответствующие прогнозы на 2025 год составляли сначала 1229, а затем 1446 млн. человек.

  • 10. Крупнейшие городские агломерации и мегалополисы зарубежной Европы
  • 11. Нефтегазоносный бассейн Северного моря
  • 12. Зарубежная Европа: сдвиги в географии энергопотребления
  • 13. «Нефтегазовый мост» Каспий – Европа
  • 14. Районы и центры черной металлургии в зарубежной Европе
  • 15. Автомобильная промышленность зарубежной Европы
  • 16. Специализация сельского хозяйства зарубежной Европы
  • 17. Высокоскоростные железнодорожные магистрали зарубежной Европы
  • 18. Туннели в Альпах
  • 19. Евротуннель под Ла-Маншем
  • 20. На пути к единой транспортной системе Европы
  • 21. Портово-промышленные комплексы зарубежной Европы
  • 22. Технопарки и технополисы Западной Европы
  • 23. Туристско-рекреационные районы зарубежной Европы
  • 24. Загрязнение окружающей среды в зарубежной Европе
  • 25. Меры по охране окружающей среды в зарубежной Европе
  • 26. Охраняемые природные территории в зарубежной Европе
  • 27. Объединение Германии: экономико-социально-географические проблемы
  • 28. Региональная политика в странах Европейского союза
  • 29. «Центральная ось развития» Западной Европы
  • 30. Рурская область фрг – старопромышленный район в развитии
  • 31. Регулирование развития городских агломераций в Великобритании и во Франции
  • 32. Юг Италии: преодоление отсталости
  • 33. Микрогосударства Западной Европы
  • 34. Объекты всемирного наследия в зарубежной Европе
  • Тема 2 зарубежная азия
  • 35. Политическая карта и субрегионы зарубежной Азии
  • 36. «Горячие точки» зарубежной Азии
  • 37. Воспроизводство населения в зарубежной Азии
  • 38. Этнолингвистический состав населения зарубежной Азии
  • 39. Религии зарубежной Азии
  • 40. Трудовые миграции в странах Персидского залива
  • 41. Новые индустриальные страны зарубежной Азии: общая характеристика
  • 42. Республика Корея как пример страны нового индустриального развития в Восточной Азии
  • 43. Сингапур как пример страны нового индустриального развития в Юго-Восточной Азии
  • 44. Интеграционная группировка стран асеан
  • 45. Нефтяные и газовые месторождения-гиганты в зоне Персидского залива
  • 46. «Рисовые» и «чайные» ландшафты в зарубежной Азии
  • 47. Административно-территориальное деление Китая
  • 48. Демографические проблемы Китая
  • 49. Китайский язык и письменность
  • 50. Китайская система летосчисления
  • 51. Урбанизация в Китае
  • 52. Пекин и Шанхай – крупнейшие города Китая
  • 53. Хозяйство Китая: достижения и проблемы
  • 54. Топливно-энергетическая база Китая
  • 55. Сооружение крупнейшего в мире гидроузла Санься
  • 56. Металлургическая база Китая
  • 57. Сельскохозяйственные районы Китая
  • 58. Транспорт Китая
  • 59. Экологические проблемы Китая
  • 60. Экономические зоны и регионы Китая. Региональная политика
  • 61. Свободные экономические зоны Китая
  • 62. Внешние экономические связи Китая
  • 63. Воссоединение Гонконга и Макао с Китаем
  • 64. Япония: территория, границы, положение
  • 65. Естественное движение населения в Японии
  • 66. Религии Японии
  • 67. Японский культурный феномен
  • 68. Образование в Японии
  • 69. Городское и сельское население Японии
  • 70. Токио – самый большой город мира
  • 71. Модели развития японской экономики
  • 72. Электроэнергетика Японии
  • 73. Черная металлургия Японии
  • 74. Машиностроение Японии
  • 75. Рыболовство в Японии
  • 76. Транспортная система Японии
  • 77. Тихоокеанский пояс Японии
  • 78. Японские технополисы
  • 79. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы Японии
  • 80. Международные экономические связи Японии
  • 81. Государственный строй Индии
  • 82. Минеральные ресурсы Индии
  • 83. Демографический взрыв и демографическая политика в Индии
  • 84. Этнолингвистический состав населения Индии
  • 85. Религиозный состав населения Индии
  • 86. Районы религиозно-общинных конфликтов в Индии
  • 87. Городское население и крупнейшие города Индии
  • 88. «Коридоры роста» и промышленные новостройки в Индии
  • 89. Сельское хозяйство и сельскохозяйственные районы Индии
  • 90. Состояние окружающей среды в Индии
  • 91. Объекты всемирного наследия в зарубежной Азии
  • Тема 3 африка
  • 92. Политическая карта Африки
  • 93. Деление Африки на субрегионы
  • 94. Африка – континент конфликтов
  • 95. Хозяйственная освоенность территории Африки
  • 96. Демографический взрыв в Африке и его последствия
  • 97. Африка – регион «городского взрыва»
  • 98. Горнопромышленные районы Африки
  • 99. Золото, уран и алмазы юар
  • 100. Крупнейшие водохранилища и гэс Африки
  • 101. Страны монокультуры в Африке
  • 102. Трансконтинентальные магистрали в Африке
  • 103. Сахель: нарушение экологического равновесия
  • 104. Особо охраняемые природные территории в Африке
  • 105. Объекты всемирного наследия в Африке
  • Тема 4 северная америка
  • 106. Формирование государственной территории сша
  • 107. Географические названия сша
  • 108. Государственные символы сша
  • 109. Тектоническое строение территории и полезные ископаемые сша
  • 110. Численность и воспроизводство населения в сша
  • 111. Сша – страна иммигрантов
  • 112. Особенности американской нации
  • 113. Перераспределение населения между «Снежным поясом» и «Солнечным поясом» сша
  • 114. Урбанизация в сша
  • 115. Мегалополисы сша
  • 116. Нефтяная промышленность сша
  • 117. Нефть Аляски и Трансаляскинский нефтепровод
  • 118. Электроэнергетика сша
  • 119. Металлургия сша
  • 120. Автомобильная промышленность сша
  • 121. Агропромышленный комплекс сша
  • 122. Сельскохозяйственные районы сша
  • 123. Транспортная система сша
  • 124. География науки в сша
  • 125. Загрязнение окружающей среды в сша и меры по ее охране
  • 126. Система охраняемых территорий в сша
  • 127. Экономическое районирование сша
  • 128. Нью-Йорк – экономическая столица сша
  • 129. «Золотой штат» Калифорния
  • 130. Международные экономические связи сша
  • 131. Территория и государственный строй Канады
  • 132. Национальные проблемы Канады
  • 133. Горнодобывающая промышленность Канады
  • 134. Лесное хозяйство Канады
  • 135. Водные проблемы Канады
  • 136. Степной район Канады – одна из мировых житниц
  • 137. Система охраняемых территорий Канады
  • 138. Североамериканская ассоциация свободной торговли
  • 139. Объекты всемирного наследия в Северной Америке
  • Тема 5 латинская америка
  • 140. Происхождение географических названий Латинской Америки
  • 141. Политическая карта Латинской Америки
  • 142. Природные ресурсы Латинской Америки
  • 143. Формирование этнической карты Латинской Америки
  • 144. Размещение населения в Латинской Америке
  • 145. Крупнейшие городские агломерации Латинской Америки
  • 146. Главные промышленные районы Латинской Америки
  • 147. Главные сельскохозяйственные районы Латинской Америки
  • 148. Территориальная структура хозяйства латиноамериканских стран
  • 149. Бразилия – тропический гигант
  • 150. Освоение Амазонии
  • 151. Объекты всемирного наследия в Латинской Америке
  • Тема 6 австралия и океания
  • 152. Заселение Австралии и особенности современного расселения
  • 153. Использование полезных ископаемых Австралии, расширение ресурсных рубежей
  • 154. Овцеводство в Австралии и Новой Зеландии
  • 155. Океания: членение на крупные части
  • Литература Общая
  • Тема I. Зарубежная европа
  • Тема II. Зарубежная азия
  • Тема III. Африка
  • Тема IV. Северная америка
  • Тема V. Латинская америка
  • Тема VI. Австралия и океания
  • 83. Демографический взрыв и демографическая политика в Индии

    Учет населения в Индии налажен очень хорошо. Первая перепись в этой стране состоялась еще в годы британского владычества – в 1872 г., вторая – в 1881 г., и с тех пор и в колониальной, и в независимой Индии они проводятся регулярно через каждые 10лет. Всего таких переписей было 14, последняя – в 2001 г. Материалы этих переписей содержат необходимые сведения о динамике населения страны. Если ограничиться только рамками XX – начала XXI в., то их демонстрирует таблица 46.

    Таблица 46

    РОСТ НАСЕЛЕНИЯ ИНДИИ В 1901–2001 гг.

    Данные таблицы 46 позволяют сделать интересные выводы и несложные расчеты. Они показывают, что в первой половине XX в. население страны выросло примерно в 1,5 раза. И абсолютный, и относительный рост его за отдельные десятилетия был довольно значительным, но все же в первом случае не превышал 4,5 млн человек, а во втором 1,5 % в год. Более того, в 1911–1921 гг. отмечалась и абсолютная и относительная убыль населения, явившаяся следствием Первой мировой войны, а также эпидемий чумы, холеры и оспы. Во второй половине XX в. рост населения значительно ускорился. Индия вступила во вторую фазу демографического перехода, означавшую начало демографического взрыва.

    Можно добавить, что по отношению к Индии абсолютные цифры впечатляют еще больше, чем относительные. Статистика свидетельствует о том, что в 1970-1980-е гг. ежегодный абсолютный прирост населения в стране достигал 14–16 млн человек. Это означает, что за каждые сутки оно возрастало на 46–47 тыс. человек, а за каждый час – примерно на 1,9 тыс. человек. В мае 2000 г. здесь торжественно отметили знаменательное событие – рождение миллиардного гражданина Индии; им оказалась девочка, которую назвали Аста, что на языке хинди означает «вера». Таким образом, Индия стала второй, после Китая, страной в мире, перешагнувшей рубеж в 1 млрд жителей. В данном случае уместно привести слова известного географа-индолога Г. В. Сдасюк о том, что можно говорить о появлении во второй половине XX в. сначала «второй», а затем и «третьей» Индии.

    Выше уже шла речь о том, что демографический взрыв тормозит социально-экономическое развитие стран Азии, Африки и Латинской Америки. Но в Индии его абсолютные масштабы оказались такими, которые сделали подобное торможение особенно ощутимым. Достаточно сказать, что средняя плотность населения страны за вторую половину XX в. возросла со 110 до 324 человек на 1 км 2 , а это соответственно увеличило и так называемую демографическую нагрузку на обрабатываемые земли. Нельзя забывать и о том, что половину населения страны составляют дети и молодежь до 18 лет, и по мере их взросления государство должно было бы каждую неделю строить 10 тыс. новых домов и создавать 100 тыс. рабочих мест, а это практически невозможно. Индия не в состоянии также ежегодно строить 130 тыс. новых школ и подготавливать 400 тыс. учителей. И это не говоря уже о такой сверхпроблеме, как обеспечение быстро растущего населения продовольствием.

    Тем не менее статистика говорит о том, что пик демографического взрыва Индия уже прошла. Хотя абсолютный прирост населения за десятилетия с 1981 по 1991 и с 1991 по 2001 г. оставался еще на уровне 160–180 млн человек (что сравнимо со всем населением Бразилии!), среднегодовой прирост начал уже постепенно уменьшаться. То же относится и к важному коэффициенту фертильности (показывающему число детей, приходящихся на одну женщину в детородном возрасте), который в 2000 г. составил 3,1 (в 1950 г. 6,0). В начале XXI в. эти показатели продолжали снижаться. Подобные изменения объясняются в известной мере осуществлением государственной демографической политики.

    Характеристике демографической политики Индии посвящена очень большая литература, и это вполне объяснимо, поскольку именно она стала первой из развивающихся стран, приступившей к осуществлению национальной программы планирования семьи в качестве официальной государственной политики. Это произошло еще в 1951 г., когда началось выполнение первого пятилетнего плана развития народного хозяйства страны. Важно подчеркнуть, что с самого начала программа семейного планирования отнюдь не сводилась только к ограничению рождаемости, а имела главной целью укрепление при помощи подобных мер благосостояния семьи как основной ячейки общества.

    Политика планирования семьи в Индии предусматривает самые различные пропагандистские, медицинские, административно-правовые и другие меры. По всей стране созданы тысячи центров семейного планирования, занимающиеся преимущественно его координационно-административными и биомедицинскими аспектами. Они, в частности, заботятся о распространении новых методов контрацепции, применения внутриматочных противозачаточных средств, сравнительно несложных операций по стерилизации и обеспечивают даже соответствующее денежное вознаграждение. Эта политика не оставалась неизменной. Она постепенно совершенствовалась, что отнюдь не исключало использования того метода, который обычно называют методом проб и ошибок.

    Сначала демографическая политика ставила задачу перехода от традиционной многодетной к двух-трехдетной семье. Она проводилась под лозунгами: «Два или три ребенка – достаточно!», «Повремени заводить второго ребенка, а после третьего остановись!», «Малая семья – счастливая семья!» и т. п. При этом средства контроля за рождаемостью оставались традиционными и заключались либо в стерилизации, либо в предупреждении беременности. Стерилизация, хотя и не была принудительной, но активно поощрялась властями: согласившийся на нее мужчина мог получить денежную премию или… транзисторный радиоприемник. В апреле 1976 г. в стране была принята новая, гораздо более жесткая программа планирования семьи, в которой основная роль отводилась уже принудительной стерилизации мужчин (а численность их в Индии намного больше численности женщин). По выражению тогдашнего премьер-министра Индии Индиры Ганди, «некоторыми привилегиями личности можно пренебречь во имя человеческих прав нации: права на жизнь, права на прогресс». Тогда стерилизации подверглись мужчины, имевшие двух и более детей. В 1978 г. правительство предприняло попытку юридически увеличить возраст вступления в брак. В 1950-е гг. средний возраст вступления в брак для мужчин составлял 22 года, а для женщин 15 лет, но уже в 1960-е гг. он был повышен соответственно до 23 и 17лет, а в 1978 г. для женщин – до 18лет.

    После того как перепись населения 1981 г. показала больший прирост населения, чем это ожидалось, активность программ планирования семьи возросла. В 1986 г. правительством Индии была разработана новая программа сокращения роста населения, которая предусматривала охват различными средствами контрацепции до 60 % супружеских пар. По опыту Китая были созданы 2 млн женских добровольческих бригад, каждая из которых должна была «взять шефство» над 60 супружескими парами. Была установлена более жесткая норма – два ребенка на семью. Соответственно изменились и демографические лозунги: «Имейте лишь двух детей – первого и последнего», «Два ребенка – достаточно!» и т. п.

    В середине 1990-х гг., в соответствии с рекомендациями Конференции ООН по народонаселению в Каире (1994), программы планирования семьи в Индии подверглись новым изменениям. Правительство решило отказаться от общенациональных ориентиров и заданий в этой области, итоги таких программ перестали публиковать. Акцент был сделан на укрепление здоровья женщин в репродуктивном возрасте, а также на снижение младенческой и детской смертности. Женщинам было предоставлено право самим решать, какой метод контрацепции они выбирают. В конце 1990-х гг. доля женщин, применявших контрацептивные препараты, превысила уже 40 %.

    Но в 2000 г. была подготовлена новая Национальная программа демографической политики, основная цель которой заключается в достижении к 2010 г. уровня фертильности, соответствующего простому воспроизводству населения, а к 2045 г. – стабилизации его численности. Главное отличие этой программы от предыдущих следует видеть в ее акценте на пропаганду улучшения качества жизни в результате сокращения размеров семьи.

    Значительно меньшие успехи демографической политики в Индии по сравнению с Китаем в первую очередь объясняются социально-экономическими факторами. Во-первых, крайней нищетой значительной части населения страны, где более 1 / 3 всех жителей пребывают за чертой бедности. Во-вторых, низким образовательным уровнем населения. Хотя этот уровень поднялся с 18 % в 1951 г. до 65 % в 2001 г., все же грамотность мужчин и ныне составляет 76 %, а женщин – 54 %; на женщин приходится 2 / 3 всех неграмотных в стране. (Как отмечает Г. В. Сдасюк, штат Керала, имеющий самый высокий в стране уровень грамотности мужчин и женщин (91 %), отличается и самыми низкими темпами прироста населения. Добавим, что в штате Керала на одну женщину приходится менее двух детей, тогда как в штате Уттар-Прадеш – пять.) В-третьих, это некоторые догматы индуизма, с которыми связана тысячелетняя традиция ранних браков, а также разного рода семейных обрядов.

    Так уж повелось в Индии, что роль женщины в выборе спутника жизни в большинстве случаев остается ограниченной. Соблюдение религиозных и социальных норм и традиций делает знакомство и помолвку непосредственно между женихом и невестой, как это принято на Западе, весьма трудным, а зачастую и невозможным делом. Подавляющее большинство браков и до сих пор организуется родителями, которые стремятся обеспечить передачу по наследству не только собственности, но и общественного положения, кастовых и религиозных традиций клана. Да обычно и сам молодой человек доверяет своим родителям, считая, что они примут мудрое решение или по крайней мере предложат ему на выбор несколько достойных кандидатур. Сам отбор этих кандидатур осуществляется с помощью газет, которые публикуют целые полосы брачных объявлений. Можно добавить, что выбор родителей жениха во многом зависит от размеров приданого, которое могут предложить за невесту. Да и сам свадебный обряд – весьма дорогостоящее мероприятие; обычно он длится несколько дней при участии многочисленных родственников и знакомых.

    Все это крайне затрудняет проведение государственной демографической политики. В литературе уже не раз отмечался такой примечательный факт. Возглавлявшаяся Индирой Ганди партия Индийский национальный конгресс в 1977 г. впервые за всю свою историю проиграла парламентские выборы, причем едва ли не главной причиной этого неожиданного ее поражения стала жесткая демографическая политика, вызвавшая сильное недовольство многих слоев населения.

    Демографическую ситуацию в Индии в 2006–2007 гг. можно охарактеризовать следующими показателями: темп прироста населения – 1,4 % в год, абсолютный годовой прирост – 18 млн человек, уровень фертильности– 2,85 ребенка на одну женщину, детская смертность 62/1000, использование контрацептивов – 48 %. Согласно прогнозам ООН, в 2025 г. население Индии достигнет 1330 млн, а в 2050 г. – 1593 млн человек. Это означает, что к середине XXI в. она, обогнав Китай, по числу жителей выйдет на первое место в мире. Однако есть и прогнозы его увеличения до 1,7 и даже 1,9 млрд человек.

    По количеству населения (1,2 млрд человек) Индия занимает второе место в мире после Китая. Почти 70 % индийцев проживают в сельских регионах, хотя за последние десятилетия миграция в большие города привела к резкому увеличению городского населения. Самые большие города Индии это Мумбаи (ранее Бомбей), Дели, Колката (ранее Калькутта), Ченнай (ранее Мадрас), Бангалор, Хайдарабад и Ахмадабад. По культурному, языковому и генетическому разнообразию Индия занимает второе место в мире после Африканского континента. Средний уровень грамотности населения Индии составляет 64,8 % (53,7 % среди женщин и 75,3 % среди мужчин). Самый высокий уровень грамотности наблюдается в штате Керала (91 %), а самый низкий - в Бихаре (47 %). Половой состав населения характеризуется превышением количества мужчин над количеством женщин. Мужское население составляет 51,5 %, а женское - 48,5 %. Среднее по стране соотношение мужского и женского населения: 944 женщины к 1000 мужчин. Средний возраст населения Индии составляет 24,9 лет, а годовой прирост населения - 1,38 %; на 1000 человек в год рождается 22,01 детей. Согласно переписи населения 2001 года, дети до 14 лет составляли 40,2 % населения, лица в возрасте 15-59 лет - 54,4 %, 60 лет и старше - 5,4 %. Естественный прирост населения составил 2,3 %.

    Обратимся к существующим демографическим в стране демографическим проблемам. В мае 2000 г. в Индии торжественно отметили знаменательное событие - рождение миллиардного гражданина Индии; им оказалась девочка, которую назвали Аста, что на языке хинди означает «вера». Таким образом, Индия стала второй после Китая страной в мире, перешагнувшей рубеж в 1 млрд жителей.

    Известно, что демографический взрыв тормозит социально-экономическое развитие стран Азии, Африки и Латинской Америки. Но в Индии его абсолютные масштабы оказались такими, которые сделали подобное торможение особенно ощутимым. Достаточно сказать, что средняя плотность населения страны за вторую половину XX в. возросла со 110 до 308 человек на 1 км, a это, соответственно, увеличило и так называемую демографическую нагрузку на обрабатываемые земли.

    Индия первой из развивающихся стран приступила к осуществлению национальной программы планирования семьи в качестве официальной государственной политики. Это произошло еще в 1951 г., когда началось выполнение первого пятилетнего плана развития народного хозяйства страны. Важно подчеркнуть, что с самого начала программа семейного планирования не сводилась только к ограничению рождаемости, а имела главной целью укрепление при помощи подобных мер благосостояния семьи как основной ячейки общества.

    Политика планирования семьи в Индии предусматривает самые различные пропагандистские, медицинские, административно-правовые и другие меры. По всей стране созданы тысячи центров семейного планирования, занимающихся преимущественно его координационно-административными и биомедицинскими аспектами. Они, в частности, заботятся о распространении новых методов контрацепции, применения внутриматочных противозачаточных средств, сравнительно несложных операций по стерилизации и обеспечивают даже соответствующее денежное вознаграждение. Эта политика не оставалась неизменной. Она постепенно совершенствовалась.

    Значительно меньшие успехи демографической политики в Индии по сравнению с Китаем в первую очередь объясняются социально-экономическими факторами. Среди этих факторов можно выделить следующие.

    1. крайняя нищета значительной части населения страны, где более трети всех жителей пребывают за чертой бедности;

    2. низкий уровень образованности населения;

    3. некоторые догматы индуизма, с которыми связана тысячелетняя традиция ранних браков, а также разного рода семейных обрядов: подавляющее большинство браков до сих пор организуется родителями, которые стремятся обеспечить передачу по наследству не только собственности, но и общественного положения, кастовых и религиозных традиций клана.

    Трудно предвидеть, насколько результативной окажется новая демографическая политика Индии, в которой акцент делается на пропаганду улучшения качества жизни в результате сокращения размеров семьи.

    Индия – вторая по численности населения страна мира – безусловно, имеет трудности с регулированием создавшегося в стране демографического положения. Однако, многие эксперты сходятся во мнении, что пик демографического взрыва Индией уже пройден. Дальнейшее развитие демографической ситуации в стране зависит лишь от эффективности прилагаемых государством усилий по стабилизации численности населения и улучшению качества жизни.

    Учет населения в Индии налажен очень хорошо. Первая перепись в этой стране состоялась еще в годы британского владычества – в 1872 г., вторая – в 1881 г., и с тех пор и в колониальной, и в независимой Индии они проводятся регулярно через каждые 10лет. Всего таких переписей было 14, последняя – в 2001 г. Материалы этих переписей содержат необходимые сведения о динамике населения страны. Если ограничиться только рамками XX – начала XXI в., то их демонстрирует таблица 46.

    Таблица 46

    РОСТ НАСЕЛЕНИЯ ИНДИИ В 1901–2001 гг.

    Данные таблицы 46 позволяют сделать интересные выводы и несложные расчеты. Они показывают, что в первой половине XX в. население страны выросло примерно в 1,5 раза. И абсолютный, и относительный рост его за отдельные десятилетия был довольно значительным, но все же в первом случае не превышал 4,5 млн человек, а во втором 1,5 % в год. Более того, в 1911–1921 гг. отмечалась и абсолютная и относительная убыль населения, явившаяся следствием Первой мировой войны, а также эпидемий чумы, холеры и оспы. Во второй половине XX в. рост населения значительно ускорился. Индия вступила во вторую фазу демографического перехода, означавшую начало демографического взрыва.

    Можно добавить, что по отношению к Индии абсолютные цифры впечатляют еще больше, чем относительные. Статистика свидетельствует о том, что в 1970-1980-е гг. ежегодный абсолютный прирост населения в стране достигал 14–16 млн человек. Это означает, что за каждые сутки оно возрастало на 46–47 тыс. человек, а за каждый час – примерно на 1,9 тыс. человек. В мае 2000 г. здесь торжественно отметили знаменательное событие – рождение миллиардного гражданина Индии; им оказалась девочка, которую назвали Аста, что на языке хинди означает «вера». Таким образом, Индия стала второй, после Китая, страной в мире, перешагнувшей рубеж в 1 млрд жителей. В данном случае уместно привести слова известного географа-индолога Г. В. Сдасюк о том, что можно говорить о появлении во второй половине XX в. сначала «второй», а затем и «третьей» Индии.

    Выше уже шла речь о том, что демографический взрыв тормозит социально-экономическое развитие стран Азии, Африки и Латинской Америки. Но в Индии его абсолютные масштабы оказались такими, которые сделали подобное торможение особенно ощутимым. Достаточно сказать, что средняя плотность населения страны за вторую половину XX в. возросла со 110 до 324 человек на 1 км 2 , а это соответственно увеличило и так называемую демографическую нагрузку на обрабатываемые земли. Нельзя забывать и о том, что половину населения страны составляют дети и молодежь до 18 лет, и по мере их взросления государство должно было бы каждую неделю строить 10 тыс. новых домов и создавать 100 тыс. рабочих мест, а это практически невозможно. Индия не в состоянии также ежегодно строить 130 тыс. новых школ и подготавливать 400 тыс. учителей. И это не говоря уже о такой сверхпроблеме, как обеспечение быстро растущего населения продовольствием.

    Тем не менее статистика говорит о том, что пик демографического взрыва Индия уже прошла. Хотя абсолютный прирост населения за десятилетия с 1981 по 1991 и с 1991 по 2001 г. оставался еще на уровне 160–180 млн человек (что сравнимо со всем населением Бразилии!), среднегодовой прирост начал уже постепенно уменьшаться. То же относится и к важному коэффициенту фертильности (показывающему число детей, приходящихся на одну женщину в детородном возрасте), который в 2000 г. составил 3,1 (в 1950 г. 6,0). В начале XXI в. эти показатели продолжали снижаться. Подобные изменения объясняются в известной мере осуществлением государственной демографической политики.

    Характеристике демографической политики Индии посвящена очень большая литература, и это вполне объяснимо, поскольку именно она стала первой из развивающихся стран, приступившей к осуществлению национальной программы планирования семьи в качестве официальной государственной политики. Это произошло еще в 1951 г., когда началось выполнение первого пятилетнего плана развития народного хозяйства страны. Важно подчеркнуть, что с самого начала программа семейного планирования отнюдь не сводилась только к ограничению рождаемости, а имела главной целью укрепление при помощи подобных мер благосостояния семьи как основной ячейки общества.

    Политика планирования семьи в Индии предусматривает самые различные пропагандистские, медицинские, административно-правовые и другие меры. По всей стране созданы тысячи центров семейного планирования, занимающиеся преимущественно его координационно-административными и биомедицинскими аспектами. Они, в частности, заботятся о распространении новых методов контрацепции, применения внутриматочных противозачаточных средств, сравнительно несложных операций по стерилизации и обеспечивают даже соответствующее денежное вознаграждение. Эта политика не оставалась неизменной. Она постепенно совершенствовалась, что отнюдь не исключало использования того метода, который обычно называют методом проб и ошибок.

    Сначала демографическая политика ставила задачу перехода от традиционной многодетной к двух-трехдетной семье. Она проводилась под лозунгами: «Два или три ребенка – достаточно!», «Повремени заводить второго ребенка, а после третьего остановись!», «Малая семья – счастливая семья!» и т. п. При этом средства контроля за рождаемостью оставались традиционными и заключались либо в стерилизации, либо в предупреждении беременности. Стерилизация, хотя и не была принудительной, но активно поощрялась властями: согласившийся на нее мужчина мог получить денежную премию или… транзисторный радиоприемник. В апреле 1976 г. в стране была принята новая, гораздо более жесткая программа планирования семьи, в которой основная роль отводилась уже принудительной стерилизации мужчин (а численность их в Индии намного больше численности женщин). По выражению тогдашнего премьер-министра Индии Индиры Ганди, «некоторыми привилегиями личности можно пренебречь во имя человеческих прав нации: права на жизнь, права на прогресс». Тогда стерилизации подверглись мужчины, имевшие двух и более детей. В 1978 г. правительство предприняло попытку юридически увеличить возраст вступления в брак. В 1950-е гг. средний возраст вступления в брак для мужчин составлял 22 года, а для женщин 15 лет, но уже в 1960-е гг. он был повышен соответственно до 23 и 17лет, а в 1978 г. для женщин – до 18лет.

    После того как перепись населения 1981 г. показала больший прирост населения, чем это ожидалось, активность программ планирования семьи возросла. В 1986 г. правительством Индии была разработана новая программа сокращения роста населения, которая предусматривала охват различными средствами контрацепции до 60 % супружеских пар. По опыту Китая были созданы 2 млн женских добровольческих бригад, каждая из которых должна была «взять шефство» над 60 супружескими парами. Была установлена более жесткая норма – два ребенка на семью. Соответственно изменились и демографические лозунги: «Имейте лишь двух детей – первого и последнего», «Два ребенка – достаточно!» и т. п.

    В середине 1990-х гг., в соответствии с рекомендациями Конференции ООН по народонаселению в Каире (1994), программы планирования семьи в Индии подверглись новым изменениям. Правительство решило отказаться от общенациональных ориентиров и заданий в этой области, итоги таких программ перестали публиковать. Акцент был сделан на укрепление здоровья женщин в репродуктивном возрасте, а также на снижение младенческой и детской смертности. Женщинам было предоставлено право самим решать, какой метод контрацепции они выбирают. В конце 1990-х гг. доля женщин, применявших контрацептивные препараты, превысила уже 40 %.

    Но в 2000 г. была подготовлена новая Национальная программа демографической политики, основная цель которой заключается в достижении к 2010 г. уровня фертильности, соответствующего простому воспроизводству населения, а к 2045 г. – стабилизации его численности. Главное отличие этой программы от предыдущих следует видеть в ее акценте на пропаганду улучшения качества жизни в результате сокращения размеров семьи.

    Значительно меньшие успехи демографической политики в Индии по сравнению с Китаем в первую очередь объясняются социально-экономическими факторами. Во-первых, крайней нищетой значительной части населения страны, где более 1 / 3 всех жителей пребывают за чертой бедности. Во-вторых, низким образовательным уровнем населения. Хотя этот уровень поднялся с 18 % в 1951 г. до 65 % в 2001 г., все же грамотность мужчин и ныне составляет 76 %, а женщин – 54 %; на женщин приходится 2 / 3 всех неграмотных в стране. (Как отмечает Г. В. Сдасюк, штат Керала, имеющий самый высокий в стране уровень грамотности мужчин и женщин (91 %), отличается и самыми низкими темпами прироста населения. Добавим, что в штате Керала на одну женщину приходится менее двух детей, тогда как в штате Уттар-Прадеш – пять.) В-третьих, это некоторые догматы индуизма, с которыми связана тысячелетняя традиция ранних браков, а также разного рода семейных обрядов.

    Так уж повелось в Индии, что роль женщины в выборе спутника жизни в большинстве случаев остается ограниченной. Соблюдение религиозных и социальных норм и традиций делает знакомство и помолвку непосредственно между женихом и невестой, как это принято на Западе, весьма трудным, а зачастую и невозможным делом. Подавляющее большинство браков и до сих пор организуется родителями, которые стремятся обеспечить передачу по наследству не только собственности, но и общественного положения, кастовых и религиозных традиций клана. Да обычно и сам молодой человек доверяет своим родителям, считая, что они примут мудрое решение или по крайней мере предложат ему на выбор несколько достойных кандидатур. Сам отбор этих кандидатур осуществляется с помощью газет, которые публикуют целые полосы брачных объявлений. Можно добавить, что выбор родителей жениха во многом зависит от размеров приданого, которое могут предложить за невесту. Да и сам свадебный обряд – весьма дорогостоящее мероприятие; обычно он длится несколько дней при участии многочисленных родственников и знакомых.

    Все это крайне затрудняет проведение государственной демографической политики. В литературе уже не раз отмечался такой примечательный факт. Возглавлявшаяся Индирой Ганди партия Индийский национальный конгресс в 1977 г. впервые за всю свою историю проиграла парламентские выборы, причем едва ли не главной причиной этого неожиданного ее поражения стала жесткая демографическая политика, вызвавшая сильное недовольство многих слоев населения.

    Демографическую ситуацию в Индии в 2006–2007 гг. можно охарактеризовать следующими показателями: темп прироста населения – 1,4 % в год, абсолютный годовой прирост – 18 млн человек, уровень фертильности– 2,85 ребенка на одну женщину, детская смертность 62/1000, использование контрацептивов – 48 %. Согласно прогнозам ООН, в 2025 г. население Индии достигнет 1330 млн, а в 2050 г. – 1593 млн человек. Это означает, что к середине XXI в. она, обогнав Китай, по числу жителей выйдет на первое место в мире. Однако есть и прогнозы его увеличения до 1,7 и даже 1,9 млрд человек.


    Похожая информация.


    Особенности демографической политики стран второго типа

    У большинства стран второго типа демографическая политика ориентирована на сокращение естественного прироста населения. Как правило, это страны с активно развивающиеся в экономическом отношении и с большой численностью населения.

    Китай и Индия – лучший пример стран второго типа, в которых реализуются программы демографической политики.

    Реализация демографической политики сталкивается с финансово-экономическими и морально-этическими трудностями, в частности, право женщины на прерывание беременности.

    Многие страны Юго-Западной Азии отвергают любые меры по планированию деторождения. Страны Тропической Африки отличают особые трудности для проведения демографической политики. Основной и естественный регулятор численности населения в этих странах – ранняя смертность от инфекционных заболеваний.

    Демографическая политика Китая

    Замечание 1

    В настоящее время Китай – самая многонаселенная страна в мире.

    С 1980-х гг. жесткими административными и экономическими мерами проводится демографическая политика, направленная на стабилизацию и ограничение численности населения. В Конституции Китая отражено положение о плановом деторождении, создан специальный Государственный комитет, занимающийся вопросами планового рождения детей в стране.

    Для регулирования демографической ситуации в стране реализуются следующие меры и мероприятия:

    • установлен определенный возраст для вступления в брак (мужчины – с 22 лет, женщины – с 20 лет, в отдельных провинциях – 28 и 25 лет соответственно);
    • не разрешаются браки в период учебы;
    • одной семье разрешено иметь только одного ребенка;
    • экономические санкции против незапланированных рождений;
    • семьи, обязующиеся иметь только одного ребенка получают более высокие пенсии по старости, пользуются приоритетом на получение жилья, субсидиями на медицинское обслуживание;
    • семьи, имеющие более двух детей, платят дополнительные налоги.

    Снижение рождаемости происходило в результате ряда социально-экономических и некоторых других факторов:

    • рост санитарной культуры населения, вследствие чего уменьшилась детская смертность;
    • трансформация традиционных отношений в семье, изменение функций семьи, уменьшение детского труда;
    • распространение образования;
    • вовлечение женщин в активную трудовую деятельность;
    • ослабление религиозных традиций и ритуалов.

    Осуществление демографической политики привело не только к положительным, но и к отрицательным результатам:

    • превышение числа мужчин над числом женщин;
    • прерывание беременности в случае, если плод – женского пола.

    Демографическая политика Индии

    По численности населения Индия занимает второе место в мире. Вторая половина XX века ознаменовалась демографическим взрывом, характеризующимся повышением коэффициентов рождаемости и снижением коэффициентов смертности.

    В 1951 году в Индии была разработана и принята в рамках государственной политики национальная программа планирования семья. Согласно этой программе:

    • был повышен возраст для вступления в брак;
    • пропагандировалась семья из четырех человек;
    • осуществлялась добровольная массовая стерилизация населения;
    • распространение новых методов контрацепции.

    Демографический взрыв затрудняет решение социально-экономических задач:

    • сокращение бедности;
    • обеспечение населения продовольствием;
    • создание рабочих мест.

    Политика планирования деторождения включает ряд мер:

    • административно-правовые;
    • медицинские;
    • пропагандистские.

    Осуществлению демографической политики препятствуют:

    • традиции ранних браков;
    • догматы индуизма;
    • некоторые семейные обряды;
    • неграмотность сельских жителей.

    Замечание 2

    Ученые считают, что в XXI веке Индия станет самой многочисленной страной в мире.