Что такое четверговая соль и правду ли говорят о её целебных свойствах. Четверговая соль и традиции ее применения Четверговая черная соль что говорят батюшки

Наши далекие предки на Руси были людьми религиозными. В православной культуре соль, приготовленная особым способом и названная черной солью, имела культовое значение. Ей приписывались удивительные свойства исцеления от болезней, она защищала человека от многих недугов.

Готовили ее всего один раз в году, а именно в Страстную неделю ночью со среды на четверг. Это была последняя неделя Великого поста, которая предшествует Пасхе. Отсюда и другое название – четверговая соль.

Четверговая соль: немного истории

Во время празднования Пасхи, ее ставили на праздничный стол в специальных солонках. Она была таким же лакомством, как куличи, пасха, крашеные яйца.

В более поздние времена, вплоть до начала ХХ века это был очень распространенный продукт. В каждом доме, будь то дом помещика или крестьянина, на столе всегда стояла солонка с черной солью. Она очень вкусная! И полезная. В наше время возрождаются традиции предков. Конечно, никто сегодня не будет ждать целый год Великого четверга. Ее готовят в любое время года, хотя рецептура сохранилась с древних времен.

Четверговая соль: как готовили наши предки

Брали обычную поваренную соль, добавляли ржаную муку, яйца, молоко, целебные травы. Замешивали точно так же, как тесто замешивают.

Потом заворачивали в льняную ткань и клали в берестяной короб. Ставили в печь, прямо в раскаленные угли, зарывали на 12 часов.
За это время мука и все органические элементы выгорали, соляные кристаллы обугливались. Получалась твердая пористая масса черного цвета, содержащая много полезных элементов – кальций, магний, натрий, серу, железо, йод, цинк, фосфор и другие минералы в виде хлоридов и сульфатов.

Согласитесь, что солить пищу такой полезной солью гораздо приятнее, чем обычной белой. По вкусу она очень соленая, с каким-то незаметным, но очень тонким привкусом.

После этого твердую массу измельчали и таким образом получали четверговую соль.

Четверговая соль: польза и вред четверговой соли

Если вы ею постоянно пользуетесь за столом, у вас постепенно и мягко будет очищаться кишечник. Ведь такая соль пропитана углеродом и действует подобно активированному углю. Это прекрасный адсорбент, помогает удалять лишнюю слизь, токсины, тяжелые металлы, холестерин.

Она заживляет воспаления слизистых оболочек и мелкие эрозии.

Улучшается пищеварение. Становится регулярным стул, проходит изжога и вздутие живота, нормализуется микрофлора кишечника.
В черной соли содержится меньше натрия, место которого занимают другие макро- и микроэлементы. Это очень важно для гипертоников, поскольку жидкость не так сильно задерживается в организме и не надо принимать мочегонные средства. Показатели артериального давления выравниваются, проходят отеки, сердце и сосуды лучше работают.

Можно ли нанести своему здоровью вред черной солью? Только в том случае, если применять ее в неумеренных количествах.

Добавляйте в день не более половины чайной ложки и тогда проявятся исключительно полезные свойства четверговой соли. В противном случае может задерживаться жидкость в организме, а это приведет болезням почек, отекам, ухудшению кровообращения и повышению артериального давления.

Раньше еду готовили в печи, так что современные плиты не могут сравниться с тем способом, которые использовали в старину. Поэтому некоторые говорят, что для того, чтобы приготовить настоящую четверговую соль, надо использовать духовку вместо сковородки.

Для этого вам понадобится большая посудина с толстыми стенками. Туда помещают одну часть соли и четыре части замоченного хлеба. Тару ставят в предварительно разогретую до 250 градусов духовую печь. Держать смесь нужно до её почернения, то есть несколько часов. Постарайтесь начать пораньше, так как вытащить смесь из духовки нужно до наступления Страстной Пятницы.

Существуют специальные рецепты, согласно которым можно приготовить зелье и без муки. Итак, чтобы приготовить это снадобье, вам понадобятся одна часть соли, две части квасной гущи, к тому же надо добавить душистые травы, как например, лавр и мяту. На килограмм соли нужно взять около сто грамм трав.

На низ тары положите листья капусты, а сверху поместите смесь. Подождите, пока смесь приобретет черный оттенок. Она станет твердым и монолитным куском. Поэтому далее вам нужно будет его потолочь и просеять при помощи решета. Соль выйдет ароматной и необычной. Даже доктора, которые ее исследовали, признали её несомненную полезность. Они считают, что такая смесь богата на микроэлементы, которые очень полезны организму даже без магии. Так, в её состав входят цинк, фосфор, кальций и марганец.

Четверговая соль в православии: использование и применение

Можно заменить муку добавлением овсяных хлопьев. На одну пачку соли уходит примерно две пачки геркулеса. Вам нужно замочить в холодной воде овсяные хлопья примерно на полчаса. Потом слейте воду и смешайте «геркулес» с солью. Далее смесь в посудине поставьте в духовку. Готовность определяется появлением дыма. Этот рецепт древнее, чем мог бы показаться на первый взгляд. Так, черную соль с добавлением овса готовили ещё с давних времен. Но так как сегодня мало кто готов лущить и размалывать овес, то его обычно заменяют хлопьями.

Четверговая соль: Старинный рецепт из монастыря

Монастыри имеют свой, особенный способ приготовления этого средства. Он передается из века в век. Разумеется, для нынешних условий этот метод не подходит. Поэтому, если вы хотите узнать, как приготовить снадобье в домашних условиях, то можете его пропустить.

Итак, в монастыре было заблаговременно заготовлено семь березовых поленьев, которых выкладывали в очаге в определенном положении. Далее зажигали пламя и ждали, пока от него не останутся угли. Тогда туда осторожно водворяли сверток со смесью соли, различных трав, иногда добавлялись квасная гуща или капустные листья.

Время от времени сверток переворачивали, пытаясь равномерно прогреть его со всех сторон. Одновременно монахи читали молитвы, приуроченные к этому празднику. Говорят, что этот обряд проводится и по сей день. Поэтому, если вам удастся раздобыть это снадобье, то обязательно сохраните его. Оно обладает большой силой и поможет при разных напастях.

В одних областях эту соль обязательно нужно освящать в церквях, а в других правом её готовить обладают только монахи в монастыре. Когда-то считалось, что чтобы снадобье обрело свою целебную силу, достаточно просто хранить её под иконами на Светлую неделю. Но большинство источников сходится на том, что необходимо прежде очистить соль пламенем.

Четверговая соль: Как четверговую соль готовили в деревне?

Важнейшим символом обряда была, разумеется, русская печь. Всю соль, сколько ее бы не было в доме, мочили до кашицеобразного состояния, а потом добавляли мокрый мякиш черного хлебца. В других местах вместо хлеба использовали квасную гущу. Полученную смесь помещали на чистую ткань, обычно льняную. Иногда тряпка заменялась глиняной чашей с плотно прилегающей крышкой.

Все это ставилось в печь или же тщательным образом прикрывалось углями и забывалось до приобретения солью черного оттенка. Когда сверток доставали обратно, там находилась черная соль, которая прошла очистительный огонь. Потом хозяйки ее толкли в ступах, просеивали с помощью решета, и использовали в пасхальных блюдах при разговении, а остатки хранили за иконами.

Четверговая соль: Как раньше использовали черную соль?

Ее добавляли в еду больным родственникам или в воду заболевшему скоту. Люди верили, что такая соль снимет порчу и сглаз. Если же ее зашить в ладанку и носить на шее, то, согласно поверью, она может спасти от пули на войне или от лихих людей на дороге. Козопасы всегда прятали щепотку за пазуху, когда впервые за год шли пасти стадо на выгон. При ссоре мужа и жены крупинки соли под кроватью помогут обрести семье мир и покой.

Как соль не взойдет, так и раздора не будет
Если вам нужно избавиться от порчи, то приготовьте соляной раствор (на два литра воды нужно добавить три чайные ложки снадобья). Половину нужно выпить самому, а остаток вылить на вещь, на которую была наведена порча. Если вы не знаете, что это за вещь или хотите просто уберечь себя от возможного злодеяния, то сделайте солевую линию перед всеми входами в дом. Окна также считаются входами.

Это магическое средство можно использовать и для привлечения изобилия в дом. Для этого вам нужно дождаться дня перед полной луной и поставить на подоконник посудину с водой, в которую добавляется пригоршня четверговой соли. Далее всё необходимо оставить так до наступления полнолуния, после чего умыться нею, одновременно говоря:

Как месяц растет, так и мне богачом быть.

Остаток нужно вылить ночью за окно и порог.

Четверговая соль: Как приготовить черную соль в домашних условиях?

Чтобы её изготовить, вам понадобится килограмм соли, желательно крупного помола, и двенадцать ложек муки. Нельзя использовать йодированную или морскую соль. Муку же можно брать любую: пшеничная, ржаная, рисовая - любая из них подойдет.

Четверговая соль в православии: использование и применение

Потом следует смешать соль и муку и высыпать полученную смесь в сковородку с высокими бортиками. Подождите, пока снадобье раскалится, и троекратно произнесите следующее:

Чистый четверг, от червяков и от всякого гада сохрани и спаси на длительный срок.

Размешайте смесь деревянной ложкой по часовой стрелке. Теперь вам нужно оставить её в покое до полуночи и в нужное время ссыпать в маленький мешочек из натуральных тканей. Крепко завяжите его и не оставляйте открытым на длительное время.

Следующим утром нужно встать в предрассветных сумерках, забрать мешочек волшебного снадобья и выйти за порог. Потом начните обходить все помещения в доме. Обходить следует противосолонь. Но прежде чем вы перешагнете порог, скажите следующее:

Всех Солей Соль
от Чистого Четверга
Как в дом ты вошла
Так страшная беда ушла.
Помоги и сохрани
Семью от несчастья защити.

В каждом помещении, в котором есть дверь, этот ритуал следует повторить снова.

После того, как вы обойдете все комнаты, вам нужно вернуться к входному порогу и прошептать такой заговор:

Все злое уходи
А благополучие приходи.
Запираю слово на замок
Солью запечатываю.
Хранить мешочек со снадобьем нужно обязательно на кухне, желательно, поближе к плите. Но так, чтобы чужие люди не могли его видеть, не стоит и рассказывать посторонним об этом.

Некоторые источники упоминают о том, что для пущего эффекта нужно брать не свою соль, но из других домов. Действительно, это очень хорошо - собрать соль «из трех домов», если они владеют теми качествами, которых вы бы хотели также иметь. Например, получить соль у тех друзей, которые счастливы в браке, имеют хорошее материальное положение, крепкое здоровье и т.д.

Упоминается о этом волшебном снадобье в разных старинных ритуалах. В них она упоминается, как защита от любого зла. Если член семьи заболел, то книга рекомендует давать ему дважды в день пить воду со снадобьем вплоть до полного выздоровления. В случае, когда вы хотите, чтобы дети не страдали от болезней, не капризничали и быстро засыпали, то добавьте несколько крупиц в воду для купания.

Если же желаете привлечь изобилие, то насыпьте волшебное средство в солонку, сделанную из дерева, и поместите посредине обеденного стола. В случае когда к вам в дом явился недоброжелатель или завистник - то дайте ему еду, сдобренную этим снадобьем. Ну а если пришел враг, то после его ухода посыпьте его след этим средством.

Со Светлой Неделей в народе связано огромное количество обрядов и ритуалов. Четверговая соль также входит в число подобных традиций. Но прежде чем рассказать о том, как её изготовить, следует упомянуть, что она из себя представляет. В статье: Что такое четверговая соль? Первые рецепты черной соли Как сделать снадобье в духовке? Старинный рецепт из монастыря Как четверговую соль готовили в деревне?

Как раньше использовали черную соль? Как приготовить черную соль в домашних условиях? Стоит ли святить черную соль? Что такое четверговая соль? В первую очередь это лечебное снадобье народной медицины. Также его широко употребляют в магических обрядах и ритуалах. Согласно поверьям, он обладает особенными магическими и даже целебными свойствами. Пользу этого средства признает даже официальная медицина. Почему же у него такое странное название? Дело в том, что это чудодейственное средство можно сделать только однажды - в Чистый Четверг.

Чистым Четвергом называется один из дней Светлой Недели, что предшествует Страстной Пятнице. Те, кто исповедует православие, знают, что этот день предназначен для очищения. Эти обряды затрагивали как самого человека, так и его вещи, а также окружающее пространство. Например, особую силу имел новый огонь, который зажигали от принесенной с церкви свечи, взамен старого. Многие обряды Великого четверга, которые имеют отношение к «магии первого дня», направлены на удачу в семейной жизни, обильные урожаи, здоровье скота, защиту дома и семьи. Поэтому, это прекрасное время для приготовления разнообразнейших лекарств. Одним из них является четверговая соль.

Четверговая соль в православии: использование и применение

Это снадобье, приготовленное особым способом, с добавлением различных трав и прочих ингредиентов. Его составные части могут варьироваться в зависимости от региона и способа употребления. Первые рецепты черной соли Как уже говорилось выше, есть очень много вариантов приготовления этого снадобья. И, разумеется, с течением веков рецепты достаточно сильно изменились. Рецепт из квасной гущи очень старый, можно сказать, один из первых. Сейчас квасную гущу обычно заменяют мукой или отрубями. А на самом деле в деревнях используют для приготовления средства именно квасную гущу. Спросите у своих родственников в селе, как они готовят настоящую черную соль.

В рецепте, в большинстве случаев, будет присутствовать квасная гуща. Способ приготовления практически не изменился к нашему времени. Для подготовки вам понадобится сковородка или другую посудина с толстыми стенками для нагревания. Насыпьте туда соль и гущу. Подождите, пока сковородка раскалится и размешайте деревянной лопаткой. Как только смесь почернеет, выключите огонь. Хранить средство желательно в тканном мешочке из натуральных тканей.

Как сделать снадобье в духовке? Раньше еду готовили в печи, так что современные плиты не могут сравниться с тем способом, которые использовали в старину. Поэтому некоторые говорят, что для того, чтобы приготовить настоящую четверговую соль, надо использовать духовку вместо сковородки. Для этого вам понадобится большая посудина с толстыми стенками. Туда помещают одну часть соли и четыре части замоченного хлеба. Тару ставят в предварительно разогретую до 250 градусов духовую печь. Держать смесь нужно до её почернения, то есть несколько часов.

Постарайтесь начать пораньше, так как вытащить смесь из духовки нужно до наступления Страстной Пятницы. Существуют специальные рецепты, согласно которым можно приготовить зелье и без муки. Итак, чтобы приготовить это снадобье, вам понадобятся одна часть соли, две части квасной гущи, к тому же надо добавить душистые травы, как например, лавр и мяту. На килограмм соли нужно взять около сто грамм трав.

На низ тары положите листья капусты, а сверху поместите смесь. Подождите, пока смесь приобретет черный оттенок. Она станет твердым и монолитным куском. Поэтому далее вам нужно будет его потолочь и просеять при помощи решета. Соль выйдет ароматной и необычной. Даже доктора, которые ее исследовали, признали её несомненную полезность. Они считают, что такая смесь богата на микроэлементы, которые очень полезны организму даже без магии.

Так, в её состав входят цинк, фосфор, кальций и марганец. Можно заменить муку добавлением овсяных хлопьев. На одну пачку соли уходит примерно две пачки геркулеса. Вам нужно замочить в холодной воде овсяные хлопья примерно на полчаса. Потом слейте воду и смешайте «геркулес» с солью. Далее смесь в посудине поставьте в духовку. Готовность определяется появлением дыма. Этот рецепт древнее, чем мог бы показаться на первый взгляд. Так, черную соль с добавлением овса готовили ещё с давних времен.

Но так как сегодня мало кто готов лущить и размалывать овес, то его обычно заменяют хлопьями. Старинный рецепт из монастыря Монастыри имеют свой, особенный способ приготовления этого средства. Он передается из века в век. Разумеется, для нынешних условий этот метод не подходит. Поэтому, если вы хотите узнать, как приготовить снадобье в домашних условиях, то можете его пропустить. Итак, в монастыре было заблаговременно заготовлено семь березовых поленьев, которых выкладывали в очаге в определенном положении.

Далее зажигали пламя и ждали, пока от него не останутся угли. Тогда туда осторожно водворяли сверток со смесью соли, различных трав, иногда добавлялись квасная гуща или капустные листья. Время от времени сверток переворачивали, пытаясь равномерно прогреть его со всех сторон. Одновременно монахи читали молитвы, приуроченные к этому празднику. Говорят, что этот обряд проводится и по сей день. Поэтому, если вам удастся раздобыть это снадобье, то обязательно сохраните его. Оно обладает большой силой и поможет при разных напастях.

В одних областях эту соль обязательно нужно освящать в церквях, а в других правом её готовить обладают только монахи в монастыре. Когда-то считалось, что чтобы снадобье обрело свою целебную силу, достаточно просто хранить её под иконами на Светлую неделю. Но большинство источников сходится на том, что необходимо прежде очистить соль пламенем. Как четверговую соль готовили в деревне? Важнейшим символом обряда была, разумеется, русская печь.

Всю соль, сколько ее бы не было в доме, мочили до кашицеобразного состояния, а потом добавляли мокрый мякиш черного хлебца. В других местах вместо хлеба использовали квасную гущу. Полученную смесь помещали на чистую ткань, обычно льняную. Иногда тряпка заменялась глиняной чашей с плотно прилегающей крышкой. Все это ставилось в печь или же тщательным образом прикрывалось углями и забывалось до приобретения солью черного оттенка. Когда сверток доставали обратно, там находилась черная соль, которая прошла очистительный огонь.

Четверговая соль в православии: использование и применение

Потом хозяйки ее толкли в ступах, просеивали с помощью решета, и использовали в пасхальных блюдах при разговении, а остатки хранили за иконами. Как раньше использовали черную соль? Ее добавляли в еду больным родственникам или в воду заболевшему скоту. Люди верили, что такая соль снимет порчу и сглаз. Если же ее зашить в ладанку и носить на шее, то, согласно поверью, она может спасти от пули на войне или от лихих людей на дороге. Козопасы всегда прятали щепотку за пазуху, когда впервые за год шли пасти стадо на выгон.

Если вы не знаете, что это за вещь или хотите просто уберечь себя от возможного злодеяния, то сделайте солевую линию перед всеми входами в дом. Окна также считаются входами. Это магическое средство можно использовать и для привлечения изобилия в дом. Для этого вам нужно дождаться дня перед полной луной и поставить на подоконник посудину с водой, в которую добавляется пригоршня четверговой соли. Далее всё необходимо оставить так до наступления полнолуния, после чего умыться нею, одновременно говоря: Как месяц растет, так и мне богачом быть.

Остаток нужно вылить ночью за окно и порог. Как приготовить черную соль в домашних условиях? Чтобы её изготовить, вам понадобится килограмм соли, желательно крупного помола, и двенадцать ложек муки. Нельзя использовать йодированную или морскую соль. Муку же можно брать любую: пшеничная, ржаная, рисовая - любая из них подойдет. Потом следует смешать соль и муку и высыпать полученную смесь в сковородку с высокими бортиками. Подождите, пока снадобье раскалится, и троекратно произнесите следующее: Чистый четверг, от червяков и от всякого гада сохрани и спаси на длительный срок. Размешайте смесь деревянной ложкой по часовой стрелке. Теперь вам нужно оставить её в покое до полуночи и в нужное время ссыпать в маленький мешочек из натуральных тканей.

Крепко завяжите его и не оставляйте открытым на длительное время. Следующим утром нужно встать в предрассветных сумерках, забрать мешочек волшебного снадобья и выйти за порог. Потом начните обходить все помещения в доме. Обходить следует противосолонь. Но прежде чем вы перешагнете порог, скажите следующее: Всех Солей Соль от Чистого Четверга Как в дом ты вошла Так страшная беда ушла. Помоги и сохрани Семью от несчастья защити. В каждом помещении, в котором есть дверь, этот ритуал следует повторить снова. После того, как вы обойдете все комнаты, вам нужно вернуться к входному порогу и прошептать такой заговор: Все злое уходи А благополучие приходи.

Четверговая соль в православии: использование и применение

Запираю слово на замок Солью запечатываю. Хранить мешочек со снадобьем нужно обязательно на кухне, желательно, поближе к плите. Но так, чтобы чужие люди не могли его видеть, не стоит и рассказывать посторонним об этом. Некоторые источники упоминают о том, что для пущего эффекта нужно брать не свою соль, но из других домов. Действительно, это очень хорошо - собрать соль «из трех домов», если они владеют теми качествами, которых вы бы хотели также иметь. Например, получить соль у тех друзей, которые счастливы в браке, имеют хорошее материальное положение, крепкое здоровье и т.д. Упоминается о этом волшебном снадобье в разных старинных ритуалах.

В них она упоминается, как защита от любого зла. Если член семьи заболел, то книга рекомендует давать ему дважды в день пить воду со снадобьем вплоть до полного выздоровления. В случае, когда вы хотите, чтобы дети не страдали от болезней, не капризничали и быстро засыпали, то добавьте несколько крупиц в воду для купания. Если же желаете привлечь изобилие, то насыпьте волшебное средство в солонку, сделанную из дерева, и поместите посредине обеденного стола. В случае когда к вам в дом явился недоброжелатель или завистник - то дайте ему еду, сдобренную этим снадобьем. Ну а если пришел враг, то после его ухода посыпьте его след этим средством.

Стоит ли святить черную соль?

Это очень важный вопрос, на который, как ни странно, нет однозначного ответа. Во всех источниках рецепт четверговой соли на дому приурочивается к большому празднику Пасхи. Некоторые говорят, что недостаточно просто запечь лекарственное средство, а затем его истолочь и просеять сквозь сито. Обязательным завершающим шагом для них считается освящение этого снадобья в храме. Тем не менее это скорее зависит от мировоззрения человека. Так как само по себе снадобье не является чисто христианским. Магические свойства его были известны ещё нашим прародителям-язычникам. Поэтому этот вопрос следует решить конкретно для себя: считаете ли вы освящение необходимым элементом или же можно обойтись и без этого этапа? В этом смысле верующим наверняка захочется выполнить эту часть рецепта.

Представители других конфессий могут провести любой другой обряд, который, на их взгляд, поможет приобрести соли ещё большую силу. Ведь врачи считают, что это средство и без освящения в храме или магических обрядов будет полезно для здоровья. Поэтому вам стоит самому понять, необходим ли этот шаг или нет. Таким образом, эта статья рассказывает о волшебном снадобье, каким оно было в древние времена и в каком виде оно дошло до сегодняшних дней. Теперь вы знаете, для чего она предназначалась и как правильно её готовить. Разумеется, здесь предоставлена не вся информация, и, возможно, вы откроете новый способ использования этого замечательного средства.

В Чистый четверг принято готовить Четверговую соль . Считается, что она обладает целительной силой и защитными свойствами . Где взять четверговую соль, как приготовить и использовать ее?

О свойствах Четверговой соли

Соль всегда считалась особым продуктом у славян. В православии четверговая соль стала неотъемлемой частью приготовления к Пасхе . Еще до христианских времен обычной соли приписывались чудодейственные свойства, не даром долгожданных гостей встречали хлебом и солью. Этот продукт всегда стоял на столе в семьях. А положение крупицы соли на язык было обычаем при крещении у первых христиан.

Четверговая соль обладает еще более сильной энергетикой, нежели обычная. Как только не применяли ее наши предки — умывали больных, давали скоту от хвори, добавляли в землю для богатого урожая, сыпали в доме для защиты от порчи, сглаза и несчастий.

Как приготовить Четверговую соль

Четверговая соль готовится раз в год — в Чистый четверг Страстной недели перед Пасхой. Существует несколько способов приготовления Четверговой соли.

  • Соль прокалывают на сковороде до ее потемнения. Во время каления ее необходимо постоянно помешивать. Кстати, есть поверье, что если во время приготовления Четверговая соль начинает сильно трещать и «стрелять», то на человеке лежит порча, сглаз или негатив.
  • Также соль прокаливают вместе с мукой, пока вся смесь не станет черной.
  • Издавна соль готовили в печи. Для этого гость крупной соли завязывали в тряпицу и клали в томящуюся печь. Тряпка истлевала, а получившийся комок соли дробили.

Четверговую соль принято было готовить с добрыми светлыми мыслями или молитвой. После приготовления ее ставили на праздничный стол (ею солили блюда и яйца) или заворачивали в тряпицу и хранили в укромном месте до необходимости ее использовать.

Применение Четверговой соли

Нет специальных ритуалов и обрядов с Четверговой солью. Ее можно носить с собой в холщовом мешочке для личной защиты, посыпать ее в доме для защиты от зла и негатива, есть и пить с водой для излечения от болезней. Тем не менее существуют некоторые обряды, позволяющие справиться с той или иной бедой с помощью этого целительного продукта.

  • Если в дом пришла беда, то черную Четверговую соль нужно насыпать в каждый угол.
  • Для примирения с супругом или супругой нужно проложить мешочек с солью под подушку.
  • Для возвращения в дом близкого человека нужно бросить гость соли в огонь, призывая его вернуться.
  • Для сохранения здоровья детей, во время купания в воду нужно добавить немного соли.
  • Чтобы в доме всегда было все в изобилии, Четверговую соль следует насыпать в деревянную солонку и поставить на обеденный стол.
  • Если в дом пришел недоброжелатель или злой человек, в пищу ему надо добавить соль.
  • Чтобы в доме был мир и покой, нужно под каждую кровать посыпать немного Четверговой соли.

Не забывайте, что Четверговая соль готовится раз в год, а значит, не стоит упускать возможность сделать сильный оберег для себя и своих близких. Желаем удачи и не забывайте нажимать на кнопки и

08.04.2015 09:57

Многие думают, что делать обереги в домашних условиях - долгое и сложное дело. Но на...

Соль считается символом гостеприимства и достатка, но ее используют и для эффективной защиты от зла. ...

Современное поколение православных христиан было вынужденно взращивать свою веру в очень непростых условиях, что не могло не сказаться на чистоте исповедания Христа. Несмотря на то что Церковь прикладывает все усилия, чтобы православие никак не соотносилось с язычеством и магией , в народном сознании эти вещи очень часто тесно переплетаются. Одной из таких традиций, впитавшей в себя как православную основу, так и языческий подтекст, является освящение четверговой соли и дальнейшее ее использование. Так что же в ней от Христа, а что от лукавого? Попробуем разобраться.

Что такое четверговая соль

Четверговой называют соль, принесенную в храм на службу в Великий Четверг , перед Пасхой. Она освящается специальной молитвой, после чего используется с особым благоговением верующими. И действительно, в православном Требнике можно найти молитву, которой благословляется и освящается этот продукт. Это и стало основной причиной народного почитания «четверговой соли».

Важно! Приписывание минералу особых магических свойств, способности уберегать от злой силы, отгонять бесов и прочее - это все не что иное, как языческие пережитки, плотно вписавшиеся в современное православие.

Однако рядом с этими молитвами можно найти тексты на благословение урожая, меда, винограда и прочих земных плодов. Почему же им не приписывается столь магическое значение?

Приготовление «четверговой соли» не имеет ничего общего с настоящими традициями Православия

Особое отношение к соли сложилось исторически. В Евангелии мы видим строки, которые говорят, что уверовавшие во Христа являются «солью мира». Суть этих слов в том, что, как соль в еде подчеркивает и раскрывает вкус пищи и без нее блюдо будет невкусным, так и люди не будут иметь духовной наполненности без веры в Христа.

У славян, которые много веков были язычниками, соль считалась сильным оберегом от злых сил. В историко-этнографических исследованиях можно найти множество свидетельств, как при помощи именно этого минерала изгонялись злые духи, снималась порча и сглазы , исцелялись одержимые.

Интересно! Прослеживается такая закономерность: главные обереги от нечистой силы (чеснок, серебро, соль и т.д.) все относились к обеззараживающим и антисептическим веществам.

Не обошли народные традиции и Великий Четверг перед Пасхой. Почему именно в этот день нужно было освящать соль, хотя в Требнике с молитвой ничего не сказано о конкретном дне и благословение можно совершать когда угодно? И снова на этот вопрос отвечает народная традиция.

Именно Великий Четверг был главным днем приготовления к празднованию Светлого Христова Воскресения. Страстная Пятница налагала особо строгий пост, в Великую Субботу в храме идут важнейшие богослужения. Поэтому самым близким к Пасхе днем, который можно посвятить приготовлениям к празднику, остается Великий Четверг.

О других днях Страстной Седмицы:

Чего только не придумал наш народ в качестве правил этого дня! Часто этот день назывался «чистым четвергом», поэтому в деревнях рано утром топили бани, где вся семья в обязательном порядке купалась. В некоторых уголках России было принято утром на рассвете идти на ближайшую реку за водой, а потом умываться ею - это якобы сулило здоровье на весь год. Множество народных суеверий связано с этим днем, и особое освящение соли - одно из них.

Готовилась она, чаще всего, так: обычный минерал, который в древние времена имел вид камня, прожаривали в печи до темного цвета. Огонь, по верованию наших предков, также обладал очистительной силой и усиливал магические свойства соли.

Соль становилась черного цвета из-за того, что ее пережигали в печи

Использовалась четверговая соль на праздновании Пасхи - ею посыпали яйца и любые блюда праздничного стола. Остаток принято было хранить весь последующий год, прикладывать его к больным частям тела, посыпать порог, чтобы злая сила не вошла в дом, кидать в след злым людям от сглаза и так дальше.

Конечно же, православная Церковь очень далека от подобного магического использования любого освященного предмета. Вера в особую силу четверговой соли - не более чем народное суеверие.

О других суевериях:

Что говорит православие

В то же время, для чего-то же существует специальная молитва, призывающая благословение на соль. Эта молитва имеет очень древнее происхождение. Соль в христианском вероучении имеет определенный духовный смысл - она указывает на истинную веру в Иисуса Христа, как то, без чего нельзя спастись человеку. В современной церкви соль используется при приготовлении священного хлеба, поэтому церковь освящает ее как важный продукт.

Важно! Освящение соли стоит в одном ряду с освящением любых других продуктов питания - чтобы человеку вкушал свою пищу с благословением и благодарностью Богу.

Кроме того, ни в одной богослужебной книге нет указания на то, что минерал должен освящаться именно в Великий Четверг. Делать это можно совершенно в любой день, от этого соль не станет более или менее «сильной».

Православная церковь говорит, что соль можно освящать вместе с другими продуктами

Несмотря на то что вера в особую силу четверговой соли является суеверием, некоторые православные священники проводят практику ее освящения. Иногда это связано с очень прочной традицией тех мест, где служит батюшка. Также имеет смысл такое действие с целью освятить прежде языческий культ, чтобы внести в него новое, христианское, значение.

Итак, приносить в храмы соль для освящения можно, никакого греха в самом этом факте нет. Делать это можно не только в Великий Четверг, но и в любой другой день церковного года. Однако приписывать ей какую-либо особую чудодейственную силу не стоит. Использовать ее нужно по прямому назначению - в пищу. Освящение, как и благословение любых других продуктов, не возводит соль в ранг великой святыни.

Православие очень богато святынями, доступными верующим ежедневно. Это и святая вода, и святой елей, и просфоры, и артос. Пользуясь этими великими дарами всемилостивого Господа, мы можем получать всю полноту благодати. Безусловно, нужно не забывать и об участиях в Таинствах, особенно в Таинстве причастия Тела и Крови Христовой . Но уж точно нет никакой необходимости выдумывать себе новые «чудодейственные» святыни, наподобие четверговой соли, да еще и наполнять их языческим и магическим смыслом. Такой подход очень далеко отстоит от учения нашей Церкви.

Протоиерей Владимир Головин о «четверговой» соли

Только раз в году можно приготовить так называемую четверговую (или черную) соль, и в связи с этим многие люди интересуются, что это такое. Этот интересный пищевой продукт делают в ночь на Чистый четверг. А о том, зачем он нужен, расскажем прямо сейчас.

Для начала стоит понять, что такое четверговая соль, где ее можно взять, как приготовить в домашних условиях. Понятно, что соль называется так потому, что приготавливают ее именно в четверг (в ночь со среды). Причем не во всякий четверг, а именно в Чистый четверг. В этом году — в ночь на 5 апреля 2018 года (а 8 апреля состоится Пасха).

Согласно народным преданиям, такая соль обладает весьма полезными свойствами:

  • защищает человека от сглаза, негативных мыслей и взглядов завистников;
  • оберегает здоровье;
  • помогает сберечь свое хозяйство;
  • помогает избежать неприятных событий;
  • заряжает силой на целый год.

Интересно, что традиция приготовления продукта существует уже несколько веков. Первые из дошедших до нас упоминаний о ней датируются 16 веком. Изначально соль готовили в Подмосковье и регионах Поволжья, откуда обычай распространился по всей стране, вплоть до Сибири.

Полезные свойства порошка объясняются особой энергетикой Чистого четверга. Дело в том, что именно этот день стал последним в земной жизни Христа – уже в пятницу его предадут и распнут на кресте. Вечером Спаситель устроил трапезу с учениками, на которой они вкусили хлеб и выпили вино. А еще Иисус омыл ноги каждому апостолу, поэтому и считается, что в этот день нужно тщательно искупаться и навести идеальный порядок в доме.

Вот почему именно в такие минуты соль может приобрести особый полезный заряд. И благодаря своей чистой энергетике она защитит своего владельца от порчи и сглаза. Да и год получится удачным – главное просто настроиться на позитивную волну. А еще полезно знать, как приготовить и использовать четверговую соль.

Классический древнерусский рецепт

Итак, понятно, что такое четверговая соль и для чего она нужна. Теперь хорошо бы разобраться в том, как готовится этот продукт. На Руси долгие столетия существовал такой рецепт:

  1. Брали соль крупного помола, смачивали ее водой.
  2. Добавляли предварительно размоченный мякиш хлеба из ржаной муки (другой вариант – гуща от домашнего кваса); соотношения всех компонентов одинаковые.
  3. Все компоненты тщательно перемешивали и завязывали в мешочек из натуральной ткани.
  4. Этот мешочек клали в берестяной лапоть и ставили на самый жар в печку (можно класть в горячую золу).
  5. Запекали достаточно долго, чтобы порошок превратился в твердый кирпичик.
  6. Затем его дробили в ступке, а полученные кусочки складывали в емкость.

В итоге в течение нескольких часов соль перекаливалась, а затем становилась черной (откуда и пошло второе название целебного порошка). Интересно, что наши предки уделяли внимание каждой детали, на которую мы сегодня бы и не обратили внимания.

Например, в течение всего Великого поста хозяйка откладывала по одному полену только по воскресеньям. А затем этими воскресными дровами топили печь в Чистый четверг. И соль нужно было готовить именно на них — считалось, что такое пламя обладает очистительной, святой силой.

После получения продукта его собирали и чашечку или в мешочек и хранили в течение всего года, клали рядом с иконами в светлом уголке (его еще называют божницей).

Как использовать четверговую соль

Применять этот продукт можно по-разному: прежде всего, четверговой солью подсаливают вареные яйца во время пасхальной трапезы. А вот еще несколько оригинальных способов:

  1. Понятно, что соль можно использовать и при употреблении любых других пищевых продуктов, в том числе при засолке овощей.
  2. В Сибири долгое время четверговую соль смешивали с золой и растворяли в ведре, которым поливали грядки весной и летом.
  3. А еще в порошке черной соли протирали зерна пшеницы и других культур, которые после этого высаживали в полях.
  4. Клали целебную соль и в маленький мешочек (или во внутренний карман), который всегда носили с собой в качестве талисмана. Он оберегал от болезней, непредвиденных событий и даже использовался солдатами на войне.
  5. Если человек заболевает, можно взять маленькую щепотку соли, проглотить и запить водой.
  6. А еще можно втереть немного порошка в ту область, которая болит.
  7. Если же заболевал домашний скот, ему в поилку также подсыпали небольшую щепотку полезной соли.

Что касается дня сегодняшнего, то пользоваться четверговой солью можно как личным талисманом-оберегом. Для этого целебную соль можно приготовить по простому рецепту, описанному ниже. А затем поместить её в плотный мешочек и положить в потайной карман.

Современные рецепты

Конечно, сегодня почти ни у кого нет русской печи, но ведь приготовить четверговую соль можно и в современных условиях. Рецептов существует довольно много, воспроизведем наиболее простой:

  1. Берется каменная соль (крупного помола) и разбивается в ступке – нужно добиться того, чтобы получился однородный порошок.
  2. В ступку добавляют мелиссу, душицу, чабрец, мяту и любые другие травы, которые вам понравятся.
  3. Теперь всю эту смесь выкладываем на сильно разогретую идеально сухую сковороду или в противень и ставим в духовку (температура в духовке +220 о С).
  4. Прокаливают соль до тех пор, пока её кристаллики не приобретут отчетливый черный оттенок.

Кстати говоря, приправить такой солью суп или другое блюдо – одно удовольствие. Приятный аромат трав придаст кушанью деликатные вкусовые оттенки. А вот черноты бояться не стоит: сама соль представляет собой хлорид натрия, который даже после термической обработки не разлагается. Вот почему и перекаленная соль не утрачивает свои вкусовые качества. Просто подгорают примеси, да и травы (в этом рецепте), понятно, обугливаются и превращаются в чистый углерод – сажу.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Все работы по приготовлению проводятся до восхода солнца в Чистый четверг. То есть к началу этого дня соль должна быть полностью готова. Можно, например, заняться этим интересным делом вечером в среду.

Что такое четверговая соль с точки зрения церкви

Народные и церковные традиции живут много веков рядом друг с другом. Порой они переплетаются настолько сильно, что отделить один обычай от другого уже не получается. Да это и не нужно, если человек по-настоящему верит в позитивное развитие событий и в силу благих дел. Ведь если вдуматься, каждая религия в качестве основы учения берет веру человека. А значит, благожелательный настрой и здравый оптимизм непременно помогает каждому из нас.

Что касается четверговой соли, то существует даже специальная молитва на ее освящение. И церковь признает, что этот продукт тоже можно благословлять, как и куличи, пасхальные яйца и другую пищу. Причем сделать это можно в любой день.

Таким образом, четверговая соль – это талисман, личный оберег человека, который может стать материальным символом его веры в благоприятное развитие событий. Положив крупинки порошка в потайной карман, можно создать себе определенный психологический комфорт, который и поможет настроиться на светлые мысли.

Библиотека "Халкидон"

___________________

Что такое "четверговая соль"?

В последние годы нередко, особенно в предпасхальный период, приходится слышать и читать о так называемой «четверговой соли» . В Интернете без труда можно найти существующие ныне рецепты ее приготовления. Наиболее распространенным можно считать следующий способ: поваренная соль (иногда с добавлением квасной гущи) пережигается в печи или духовке (отсюда еще одно название - «черная соль»). При этом говорится, что эту соль необходимо готовить один раз в год - в Великий четверг (в народе называемый Чистым четвергом).

Нужно обратить внимание, что большинство посвященных «четверговой соли» материалов находится на оккультных Интернет-сайтах и форумах, где сообщается, например, что соль эта очищает организм, лечит болезни, обладает «магической силой», защищает от сглаза и «помогает» в борьбе с недругами. Читателю предлагаются различные способы использования «четверговой соли» в магических ритуалах. Иногда рекомендуется перед таким использованием освящать «четверговую соль» в церкви вместе с куличами и яйцами.

Не секрет, конечно, что «колдуны» и «экстрасенсы» используют в своей практике церковные святыни: иконы, святую воду… И поскольку приготовление «четверговой соли» часто упоминается в одном ряду с куличами, крашеными яйцами и пасхами, может возникнуть вопрос: не относится ли «четверговая соль» к числу действительно церковных традиций, только забытых за годы советской власти?

На этот вопрос мы вынуждены ответить отрицательно. Дело в том, что убеждение в чудесной силе «четверговой соли» - одно из множества возникших в древности языческих суеверий. Об этом несложно узнать из научной (этнографической и церковно-исторической) литературы. Обратимся к ней.

Как указывал А. Топорков, в народных представлениях славян «соль - символ, используемый самостоятельно и в сочетании с хлебом главным образом в качестве оберега. С солью, которая растворилась в пище, связана ее невидимая, но чрезвычайно значимая для вкусовых ощущений часть, как бы смысл, суть пищи - ее «соль» в переносном значении. Приписывание соли функций оберега основано на ее материальных свойствах: соль произведена человеком и принадлежит миру культуры, способствует консервации продуктов и может быть брошена в лицо вредителю (широко известны формулы-обереги типа: «Соль тебе в очи, головня тебе в зубы, горшок промеж щек»). В Вологодской губернии женщину после родов водили в баню, при этом баба-повитуха терла ей лоб солью и приговаривала: «Как эта соль не боится ни глазу, ни вару, ни опризорищей, ни оговорищей, так ты, раба Божия (имя), не боялась ни опризорищей, ни оговорищей» - и бросала соль наотмашь. В Белоруссии клали в уши новорожденного соль при крещении, чтобы охранить его от нечистой силы. По украинскому поверью, злой дух боится соли. Во Владимирской губернии думали, что соли опасается леший и никогда не подойдет к огню, если в него бросили соль… В обрядах, связанных с рождением ребенка, и на свадьбе соль, как правило, сочеталась с хлебом и выражала позитивные значения, охраняя хлеб и дом в целом от воздействия враждебных сил, а при угощении хлебом-солью, символизирующем установление дружеских отношений между людьми, придавала этим отношениям оттенок сердечной близости… Соль, как и другие виды пищи, широко применяется в любовной магии, причем по признаку «солености» сближается с человеческим потом. Например, в Новгородской губернии невеста, придя в баню, раздевалась и ложилась на полок, чтобы хорошенько вспотеть; крестная мать вытирала ее узелком с солью так, чтобы соль намокла от пота; выжимала потную влагу из соли на принесенный в баню пирог, которым кормят молодого после венчания, чтобы он любил жену, а соль сама невеста клала в горшок со щами, которыми на свадебном обеде угощают родных жениха, чтобы ее полюбила вся его родня… С другой стороны, соленое, как и горькое, противопоставлялось сладкому (вспомним сохранившийся доныне свадебный обычай требовать криками «Горько!», чтобы молодые «подсластили» спиртное). Повседневное обращение с солью таило в себе множество опасностей и регламентировалось рядом правил и запретов. Некоторые из них до сих пор соблюдаются не только в деревенском, но и в городском быту, хотя и низведены до полушуточных примет. Если просыпется соль - быть ссоре. В этом случае нужно перебросить соль или трижды сплюнуть через левое плечо, как бы отгоняя «нечистиков». Передавая солонку другому человеку за столом, требуется рассмеяться, чтобы с ним не поссориться. Не разрешалось обмакивать хлеб в солонку, ибо так поступил Иуда на Тайной Вечере и в этот момент по руке в него вошел сатана» .

Итак, соль, по народным представлениям, способна защитить от враждебных сил и влияний . Особой силой наделялась приготовлявшаяся в Великий четверг «четверговая соль». Это не случайно: как отмечала Т. Агапкина, к Великому четвергу в народном быту было привязано совершение множества разнообразных ритуалов, призванных обеспечить благополучие в семье и хозяйстве на весь предстоящий год .

«У восточных славян Страстной четверг почти повсеместно назывался Чистым. Во многих русских губерниях в этот день хозяйка отправлялась к ближайшему источнику - реке или ручью - за водой для умывания. Идти за водой нужно было до восхода солнца, как говорили, до того момента, как ворон искупает в реке своих воронят, иначе вода утратила бы свою целебную силу. Женщина старалась не встретить никого по дороге, а если уж встречала, то сохраняла полное молчание. Дома в эту воду опускали серебряную (а если могли - то и золотую) монету или кольцо, и все домашние умывались ею, чтобы в течение года быть здоровыми и не страдать от различных кожных заболеваний (чирьев, коросты, нарывов и др.), а также чтобы жить богато. Девушки делали это в надежде, что четверговая вода придаст лицу особую белизну. Набранной в Чистый четверг водой обычно обливались на улице, несмотря на то, что в это время года бывало еще довольно холодно, а для детей воду слегка подогревали и затем купали их в избе… В Вятской губернии на рассвете топили бани и мылись, а оставшейся от первого пара водой кропили детей… На Русском Севере и в Сибири немало очистительных обрядов было связано и с огнем. В Страстной четверг специально ходили в лес за можжевельником, жгли его прямо в избе на печной заслонке или сковороде, и все домашние поочередно перешагивали через огонь, чтобы быть здоровыми… В Сибири кое-где добывали трением так называемый «деревянный огонь». На нем жгли лекарственные травы, а иногда и навоз, и дымом окуривали скот» .

В народе было распространено суеверное почитание «страстной» или «четверговой» свечи . Свечу, с которой стояли в церкви на службе во время чтения 12-ти Евангелий, старались принести домой горящей. Верили, что, если свеча потухнет, с человеком случится несчастье, а тот, кто донесет огонек до дома в целости, спокойно доживет до следующего года. Чтобы защитить семью и хозяйство от сглаза и нечистой силы, с «четверговой свечой» обходили дом и двор и чертили копотью от этой свечи кресты на потолочных балках, дверях и окнах. Затем «четверговую свечу» хранили дома. Ее использовали в особых случаях, например, давали в руки умирающим. Ее зажигали также во время летних гроз и бурь, считая, что так можно уберечь дом .

«Очистительные обряды Чистого четверга касались не только самого человека, но и его ближайшего окружения, прежде всего дома и утвари. На рассвете в этот день или в канун его хозяйки мыли и скребли полы, стены, потолки, столы и лавки, чистили лампады у икон, парили молочную посуду, перетряхивали солому с постелей и т. д.» .

Чистый четверг, как писал С. В. Максимов, в народных представлениях был «не просто днем Страстной недели, а каким-то особенным угодником Божиим, покровительствующим чистоте и опрятности. В этот день, по народному убеждению, даже «ворона своих воронят в луже моет». На этом же основании и бабы считают своим долгом мыть ребят, а иногда и поросят, а также чистить избы. «Если в Чистый четверг вымоешь, - говорят они, - весь год чистота в избе водиться будет»… Кроме всеобщего мытья, крестьяне стараются приурочить к Чистому четвергу и убой скота и свиней, предназначенных для праздничного стола и для заготовления впрок. Это делается на том же основании, как и мытье избы: угодник Божий Чистый четверг, сохраняет мясо от порчи, в особенности если к нему обратиться со следующей короткой молитвой: «Чистый четверг, от червей и от всякого гада сохрани и помилуй на долгое время»» .

«Среди магических действий, совершаемых в Чистый четверг, было немало и таких, которые должны были способствовать изведению домашних насекомых. В Вятской губернии хозяйка еще до восхода солнца раздевалась донага, подметала пол в доме, а затем выносила мусор во двор - непременно в один прием, чтобы избавить дом от клопов и блох. В Калужской губернии с этой же целью по полу рассыпали снег, а на Новгородчине в ночь на Чистый четверг ловили трех клопов и выносили их далеко в поле: считалось, что вся оставшаяся в доме «живность» уйдет вслед за ними» …

Немало обычаев Страстного четверга было связано с животными. Например, хозяева гадали о судьбе своей скотины, замечая в этот день до восхода солнца: если скотина лежит головой на закат, то это добрый знак; та же, которая стоит или лежит головой к воротам - может пропасть . «В Вологодской губернии хозяйка в открытую печную трубу выкликивала поочередно всю домашнюю скотину, а хозяин, стоя в это время во дворе, как бы отвечал ей, подражая голосам домашних животных. Делалось это для того, чтобы скот летом не отбивался от стада и не разбредался по лесу. В Вятской губернии женщина, раздевшись донага, бежала в огород и там опрокидывала на кол горшок или кувшин. Перевернутый горшок, висящий на колу, назывался «куриным богом» и должен был, по поверью, защитить кур от коршунов… В этот день на Русском Севере и в Сибири заключали дом и хозяйство в магический круг. В Вятской губернии на заре хозяин обходил дом с чтением 102-го псалма Давида - «от воров». На Новгородчине хозяин «объезжал» избу верхом на помеле (причем так, чтобы его никто не видел): считалось, что после этого в течение года в доме не будет переводиться добро. В Сибири хозяин проделывал то же самое на кочерге, приговаривая потихоньку: «Господи, благослови. Стань, железный тын!»» . В Тобольской губернии хозяин, «объезжая» дом на кочерге, три раза останавливался у окна и спрашивал: «Все ли дома?», - ему отвечали: «Все дома, все» .

К Страстному четвергу было приурочено приготовление некоторых предметов и веществ, обладавших, по поверью, лечебной силой. «На рассвете Страстного четверга в некоторых областях России, Украины и Белоруссии женщины выпрядали особую шерстяную нить. Пряли ее, сидя на пороге и крутя веретено в обратную сторону. Этой нитью затем перевязывали поясницу и руки, чтобы они не болели во время жатвы. Иногда ее также вплетали в косы, чтобы не болела голова» ..

В некоторых местностях крестьяне верили, что в Великий четверг Господь невидимо благословляет тот хлеб, который в этот день подается к обеду. Поэтому крошки и куски «четвергового» хлеба считались имеющими целительную силу, их тщательно собирали и хранили, чтобы использовать во время болезни или для защиты от «порчи» или «сглаза». Кусочки «четвережного» хлеба давали и заболевшему скоту. Часто под «четверговым хлебом» имелась в виду заздравная просфора, которую крестьяне подавали в церкви в Великий четверг, и которая также считалась наделенной особыми целительными свойствами .

Целебную силу приписывали «четверговой соли». В XIX веке ее обычно получали так: в ночь со среды на четверг Страстной недели или утром в Чистый четверг соль, завернутую в чистую тряпочку или помещенную в посуду (а иногда в старый лапоть), пережигали в печи. (Огонь, обладавший, по народным представлениям, очистительной способностью, «усиливал» таким образом «защитные» свойства соли.) В некоторых местностях соль просто выносили на улицу под звезды. В Калужской губернии на ночь выносили под звезды не только соль, но и мыло, золу и воду, чтобы сделать их целебными. Иногда же целебные свойства приписывались соли, которая лежала на столе рядом с хлебом в ночь накануне Страстного четверга.

Во время пасхальной трапезы «четверговой солью» солили освященные яйца, которыми разговлялись после Пасхальной утрени.

«Четверговую» соль хранили в течение всего года. Ее использовали от «сглаза» и как универсальное средство при лечении самых разных болезней (как у людей, так и у домашних животных). Крестьяне принимали ее внутрь, растирались ее раствором, а заболевшему скоту давали посоленный ею хлеб или разводили щепотку в поилке. В качестве оберега «четверговую» соль зашивали в ладанку и носили на груди .

По народному поверью, наряду с «четверговой», целительными свойствами обладала и «благовещенская» соль. Готовилась она таким же образом, но только на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (25 марта ст. ст./7 апреля н. ст.) .

Надо ли говорить, что перечисленные выше народные обычаи с точки зрения христианского вероучения являются суеверием, нередко кощунственным? Сохранявшиеся языческие поверья во многих случаях не меняли свою сущность, хотя и связывались в сознании народа с церковными праздниками, событиями и лицами Священной истории. Так и приготовление «четверговой соли», говорит священник Алексий Макаров, не имеет ничего общего с настоящими традициями православия .

Скажем теперь о собственно церковной практике. В Требнике существует молитва на освящение соли - «Молитва над солию» . «Церковь освящает в своих молитвах и необходимейший для человека продукт земли - соль, - писал протоиерей Геннадий Нефедов. - Молитва над солию является одной из древнейших… В духовном смысле соль означает спасительное учение Христово и святую жизнь проповедников Его (Мф. 5, 13). Новозаветная Церковь использует соль для хлеба, приносимого в жертву бескровную и благословляемого на всенощных бдениях. Церковь благословляет соль и как важнейший продукт питания» . Но в богослужебных книгах нет указаний на необходимость освящения соли в какой-то определенный день года . В «Настольной книге для священнослужителей» С. В. Булгакова мы также не найдем предписания об освящении соли ни в Великий четверг, ни на Пасху .

Итак, народное верование в целительную силу «четверговой соли» восходит к дохристианским мифологическим представлениям и никак не связано с церковной «молитвой над солию». Но пережитки язычества бытовали в народной среде, и, как замечал протодиакон Андрей Кураев, «было бы странно, если бы взаимодействие между церковным учительством и народом шло только в одну сторону. Духовенство тоже не могло не испытывать воздействия народа (тем более что по уровню богословского образования оно зачастую от него почти не отличалось)» . В истории Церкви известны случаи, когда духовенство воспринимало языческие убеждения прихожан. Так, в начале IV века Эльвирский собор (в Испании) своим 34-м правилом запретил зажигать днем свечи на кладбище – «чтобы не беспокоить души святых». В Греческой Церкви одно время бытовал чин проклятия преступника псалмами (Псалмокатара)… «Порой даже духовенство способно идти на поводу у верований прихожан, переступая при этом евангельские и святоотеческие заповеди» . Оговоримся, однако, что такие случаи весьма редки, так как Церковь всегда резко сопротивлялась попыткам «освятить» суеверия ее авторитетом.

В отношении «четверговой соли» такие попытки уже случались. Об этом свидетельствует состоявшийся в царствование Ивана Грозного Стоглавый Собор (1551 г.): «В Великия четверток порану солому палят и кличют мертвых; некоторыи же невегласи [невежды] попы в Великий четверг соль под престол кладут и до седмаго четверга по Велице дни [Пасхе] там держат и ту соль дают на врачевание людем и скотом» .

Профессор П. В. Знаменский в «Истории Русской Церкви» в главе с характерным названием «Печальное состояние просвещения в XVI веке», писал о том времени следующее:

«Всюду, не только в простом народе, но и в высших классах и в княжеской семье господствовали многочисленные суеверия. Супруга великого князя Василия Иоанновича, несчастная Соломония, думала через знахарей избавиться от неплодия. Сам Василий, женившись на Елене Глинской, призывал к себе ведунов, чтобы они своими чарами помогли ему произвести потомство. Грозный тоже советовался с волхвами, хотя иногда жестоко казнил их. Народ прибегал к ведунам во всех случаях, где обыкновенные человеческие средства казались недостаточными. Народная медицина вся состояла из заговоров и кудеснических средств. Народные и частные бедствия, неудачи, семейные разлады и прочее постоянно приписывались ведовству, и средством к устранению их было ведовство же. Дух кудесничества проникал в само христианство народа. Заговоры получали христианскую форму, заменив в своих воззваниях имена мифических сил именами святых; с другой стороны, некоторые христианские молитвы превращались в заговоры через сообщение им в народном сознании кудеснической силы, списки их носили на шее, хранили в домах как талисманы, употребляли в колдовстве. Кудесничество пользовалось для своих целей даже священными предметами, например, просвирни наговаривали над просфорами,.. священники… клали на 6 недель в церкви на престол детский послед. Ходили по рукам разные гадальные тетради - Рафли, Аристотелевы врата, Шестокрыл. С XVI века с запада перешли к нам астрологические суеверия и гадания, помещавшиеся в Остронумеях, Зодеях, Альманахах… К болгарским, греческим и доморощенным апокрифам присоединились еще апокрифические сочинения запада… Запрещения отреченных книг (в Просветителе, Домострое, Стоглавнике) действовали плохо. Даже лучшие пастыри церкви не всегда могли отличить истинную книгу от ложной. Апокрифические сказания и ссылки на них встречаем в сочинениях митрополита Даниила, в сборниках митрополита Макария, в определениях Стоглава, даже у Максима Грека. Князь Курбский резко замечает об учителях своего времени, что они занимались не столько истинными писаниями, сколько бабьими бреднями и болгарскими баснями» .

И все же Стоглавый Собор в этих условиях проявил достаточно христианской мудрости, чтобы отвергнуть целый ряд попыток проникновения суеверий в церковную среду, и в их числе – указанный своеобразный способ получения церковной «санкции» на «четверговую соль». Постановление Собора по этому поводу гласило: «Заповедати в Великий бы четверток порану соломы не палили и мертвых не кликали, и соли бы попы под престол в Великий четверг не клали и до седмаго бы четверга по Велице дни не держали, понеже такова прелесть еллинская и хула еретическая. И который поп таковая сотворит, и тому быти по священным правилом во отлучении и в конечном извержении» .

В XIX в. зафиксированы случаи, когда священники в некоторых губерниях освящали «четверговую соль» в храмах . Но в этой практике следует видеть только уступку народным верованиям. Возможно, впрочем, что иногда священнослужители стремились таким образом придать народному поверью христианский вид. Как бы то ни было, «из того, что нечто имело место в русском прошлом, никак не следует, что это нечто историей освящено и христианизировано и что в качестве святыни православной или национальной оно должно быть восстановлено. С Традицией Церкви было переплетено немало таких местных обычаев и преданий, которые фактически чужды православию. Нередко сегодня православно-русскими традициями называются те языческие предрассудки, с которыми Церковь веками боролась» .

Так и «четверговая соль» в наши дни вновь становится популярной. При этом люди, убежденные в ее чудодейственной силе, опять стремятся привлечь на свою сторону Церковь. Это вызывает понятные недоумения у прихожан: «В нашем городе при храме есть женский монастырь. И вот в четверг на последней неделе Великого поста во время службы монахиня принесла в полиэтиленовом мешочке соль, подошел священник, почитал молитвы. Рядом стоящие прихожане тоже взяли по горстке этой соли из мешочка, за что монахиню настоятельница отругала. А когда на следующий год мы с сестрой пришли в такой же день (четверг последней недели поста) с надеждой тоже освятить соль, то ничего подобного не было. Я спросила у одной из монахинь об этом, она ответила, что первый раз слышит об освящении соли, что никогда такого не видела и ничего подобного не слышала. Так что же такое четверговая соль, для чего это делается?», - спрашивает участница одного из православных Интернет-форумов .

Священнослужитель в ответ справедливо замечает: «Не знаю, кто эту соль возвел в ранг особой святыни (в требнике есть молитва над солью, но это не освящение чисточетверговской соли, а просто молитва, подобная молитве на благословение скота, сеяния и овощей). Сейчас этот обычай становится популярным в некоторых приходах и монастырях, однако это не более, чем самочинное нововведение. Относиться к этому можно по-разному - читать молитву над солью можно, приносить ее в определенный день для освящения - тоже. Однако приписывать ей какую-то особую целительную силу или благодатность – странно. Употребление этой соли ограничено только приготовлением пищи, так что это ничто более, как благословленная соль из храма. Приписываемые ей целительные свойства остаются на совести распространителей этих рассказов. По вере, конечно, и от соли может быть исцеление, только вот у нас есть святая вода, другие святыни... И, наконец, Св. Причастие!»

Таким образом, «четверговая соль», по верному определению иеромонаха Макария (Маркиша), - «языческий предрассудок» . Ее приготовление и использование – магические манипуляции, противоречащие церковному учению. Православным христианам следует помнить слова апостола Павла, предостерегавшего от следования пустому обольщению, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (см.: Кол. 2: 8).

Примечания

Иначе - «четверговская», «чисточетверговская» или «четвережная» соль

Андрей Топорков. Хлеб да соль… // Родина. 1994. № 9. С. 119

Там же. С. 119

Татьяна Агапкина.

Там же. С. 75

Также называлась «четвережной», «страстяной», «страшной» свечой, или «огнем евангельским». См.: В. Г. Холодная. Четверговая свеча. http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4096.htm

В. Г. Холодная. Четверговая свеча. http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4096.htm ; И. П. Калинский. http://fb2lib.net.ru/read_online/124489 ; Татьяна Агапкина. Пасхальные праздники // Родина. 1996. №4. С. 75; Вода и огонь. О двух народных традициях Великого четверга.

Татьяна Агапкина.

С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 209

Татьяна Агапкина. Пасхальные праздники // Родина. 1996. №4. С. 75-76

С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 207

Татьяна Агапкина. Пасхальные праздники // Родина. 1996. №4. С. 75-76

В. Г. Холодная. http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4087.htm

Татьяна Агапкина. Пасхальные праздники // Родина. 1996. №4. С. 75

Иначе - «четвережный хлеб», «четверговый житник»

В. Г. Холодная. Чистый четверг (Великий четверг). http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4087.htm ; В. Г. Холодная. Четверговый хлеб. http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4100.htm

В. Г. Холодная.. Четверговая соль. http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4098.htm ; Татьяна Агапкина. Пасхальные праздники // Родина. 1996. №4. С. 75; Андрей Топорков. Хлеб да соль… // Родина. 1994. № 9. С. 118-119; С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 206-207; См. также: И. П. Калинский. Церковно-народный месяцеслов на Руси.