Что читают на всенощном бдении. Всенощное бдение. Вечерня. За столом в приходской трапезной

Включает в себя богослужение вечерни, утрени и первого часа. В современное время всенощное бдение начинается в храмах в четыре, пять или шесть часов вечера в зависимости от города. Богослужение происходит по , а также накануне праздников Богородичных, святых или дней, посвященных ангельским воинствам. В истории государства Российского имелись случаи, когда всенощное бдение совершалось в знак благодарности Богу за избавление от различных бедствий, предотвращения захвата земель завоевателями значимых побед в военных действиях.


Всенощное бдение отличается особой торжественностью. В современное время это богослуение продолжается в среднем два часа. Но в истории хритсианской Церкви первых веков эта служба была более продолжительной. Она начиналась поздно вечером, а заканчивалась к утру. Отсюда название - всенощное бдение. В современное время на праздник Рождества Христова всенощное бдение начинается примерно в 11 часов вечера, а сразу после него следует литургия. Богослужение на этот праздник заканчивается уже под утро. Это благочестивая традиция, которая является отголоском древней практики богослужения.


В богослужении всенощного бдения существует ряд характерных особенностей. Так, многие молитвословия поются хором (в отличие от обычных вседневных служб). Например, первая кафисма «Блажен муж», «Сподоби Господи». За богослужением вечерни на всенощном бдении может освящаться хлеб, вино и пшеница. В древности эти продукты питания употреблялись монахами после окончания вечерни перед богослужением утрени.


На утрене всенощного бдения добавляются чтения евангельских отрывков, великое славословие, в котором человек выражает свою Богу за прожитый день и испрашивает помощи в воздержании от грехов.


За богослужением всенощного бдения также проходит помазывание верующих людей освященным маслом (елеем). Иначе этот процесс именуется елеопомазанием.


Зачастую после богослужения всенощного бдения в храмах совершается таинство исповеди для тех, кто желает святых Христовых тайн на следующее утро в сам праздник.

Суточный богослужебный круг православной Церкви включает в себя последование нескольких богослужений. Одной из самых торжественных служб является всенощное бдение.

Всенощное бдение - особое торжественное богослужение православной Церкви, совершающееся накануне воскресных и праздничных дней. В первых веках христианства всенощное бдение начиналось вечером и продолжалось достаточно долго (вплоть до утра). В настоящее время это богослужение значительно сократилось. Теперь эта служба в среднем продолжается не более двух с половиной часов, начинаясь вечером накануне праздников и воскресных дней.


Всенощное бдение чаще всего состоит из вечерни, утрени и первого часа. Отличительной особенностью последования вечерни и утрени на всенощном бдении является то, что многие произведения исполняются церковным хором. Это

Всенощным бдением , или всенощною , называется такое Богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней. Оно состоит из соединения вечерни с утреней и первым часом, причем как вечерня, так и утреня совершается более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни.

Это Богослужение называется всенощным потому, что в древности оно начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета.

Потом, из снисхождения к немощам верующих, стали начинать это Богослужение несколько раньше и делать сокращения в чтении и пении, а потому оно и кончается теперь не так поздно. Прежнее же название его всенощным бдением сохранилось.

1. ВЕЧЕРНЯ.

Вечерня по своему составу напоминает и изображает времена ветхозаветные: сотворение мира, грехопадение первых людей, изгнание их из рая, раскаяние и молитву их о спасении, затем, надежду людей, согласно обетованию Божию, на Спасителя и, наконец, исполнение этого обетования.

Вечерня, при всенощном бдении, начинается открытием царских врат. Священник и диакон молча кадят престол и весь алтарь, и клубы дыма кадильного наполняют глубину алтаря. Это безмолвное каждение знаменует начало творения мира. "В начале сотворил Бог небо и землю". Земля же была безвидна и пуста . И Дух Божий носился над первозданным веществом земли, вдыхая в него живоносную силу. Но еще не раздавалось творческого слова Божия.

Но вот, священник, став перед престолом, первым возгласом прославляет Творца и Создателя мира - Пресвятую Троицу: "Слава Святей и Единосущней, и Животворящей, и нераздльней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков ". Потом он трижды призывает верующих: "Приидите, поклонимся, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Приидите поклонимся и припадем Ему ". Ибо "все чрез Него начало быть, (т. е. существовать, жить) и без Него ничто не начало быть, что начало быть" (Иоан. 1 , 3).

В ответ на это призывание хор торжественно поет 103-й псалом о сотворении мира , прославляя премудрость Божию: "Благослови душе моя, Господа! Благословен еси, Господи! Господи, Боже мой, возвеличился еси зло (т. е. весьма) ... вся премудростию сотворил еси. Дивна дела Твоя, Господи! Слава Ти, Господи, сотворившему вся!

Во время этого пения священник выходит из алтаря, проходит среди людей и совершает каждение всего храма и молящихся, а диакон предшествует ему с светильником в руке.

Это священнодействие напоминает молящимся не только сотворение мира, но и первоначальную, блаженную, райскую жизнь первых людей, когда Сам Бог ходил среди людей в раю. Открытые царские врата знаменуют, что тогда райские двери были открыты для всех людей.

Но вот люди соблазненные диаволом, нарушили волю Божию, согрешили. Своим грехопадением люди лишились блаженной райской жизни. Они были изгнаны из рая - и двери райские для них закрылись. В знамение этого, по совершении каждения в храме и по окончании пения псалма, царские врата закрываются.

Диакон выходит из алтаря и становится перед закрытыми царскими вратами, как некогда Адам перед замкнувшимися вратами рая, и возглашает великую ектению :

После великой ектении и возгласа священника поются избранные стихи из первых трех псалмов:

Затем диакон возглашает малую ектению : "Паки и паки (еще и еще) миром Господу помолимся...

После малой ектении хор стихами из псалмов взывает:

Во время пения этих стихов диакон совершает каждение храма.

Этот момент Богослужения, начиная от закрытия царских врат, в прошениях великой ектении и в пении псалмов, изображает бедственное положение, которому подвергся род человеческий после грехопадения прародителей, когда вместе с греховностью появились всякие нужды, болезни и страдания. Мы взываем к Богу: "Господи, помилуй!" Просим мира и спасения душ наших. Мы сокрушаемся о том, что послушались нечестивого совета диавольского. Мы просим у Бога прощения грехов и избавления от бед, и всю свою надежду возлагаем мы на милость Божию. Диаконское каждение в это время, означает те жертвы, которые приносились в Ветхом Завете, а равно и наши молитвы, возносимые к Богу.

К пению ветхозаветных стихов: "Господи воззвах:" присоединяются стихиры , т. е. песнопения новозаветные, в честь праздника.

Последняя стихира называется богородичен или догматик , так как эта стихира поется в честь Божией Матери и в ней излагается догмат (главное учение веры) о воплощении Сына Божия от Девы Марии. В двунадесятые праздники вместо богородична-догматика поется особая стихира в честь праздника.

При пении богородична (догматика), царские врата открываются и совершается вечерний вход : из алтаря северными дверями выходит свещеносец, за ним диакон с кадилом, а затем священник. Священник становится на амвоне лицом к царским вратам, благословляет крестообразно вход, и, по произнесении диаконом слов: "премудрость прости !" (значит: внимайте премудрости Господней, стойте прямо, бодрствуйте), входит, вместе с диаконом, через царские врата в алтарь и становится на горнем месте.

Хор в это время поет песнь Сыну Божию, Господу нашему Иисусу Христу: "Свете тихий святые славы Бессмертного Отца, Небесного, Святого, Блаженного, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святого Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными. Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит .

В этом песнопении-гимне, Сын Божий именуется тихим светом от Небесного Отца, ибо пришел Он на землю не в полной Божественной славе, а тихим светом этой славы. В песнопении этом говорится, что только голосами преподобных (а не нашими грешными устами) может возноситься Ему достойная Его песнь и совершаться должное прославление.

Вечерний вход напоминает верующим о том, как ветхозаветные праведники, согласно обетованию Божию, прообразам и пророчествам, ожидали пришествия Спасителя мира и как Он явился в мир для спасения человеческого рода.

Кадило с фимиамом, при вечернем входе, означает, что молитвы наши, по ходатайству Господа Спасителя, как фимиам, возносится к Богу, а также означает и присутствие в храме Духа Святого.

Крестообразное благословение входа означает, что через крест Господень вновь открываются нам двери рая.

После песни: "Свете тихий" ... поется прокимен , т. е. краткий стих из Священного Писания. На воскресной вечерне поется: "Господь воцарися, в лепоту (т. е. красоту) облечеся", а в другие дни поются иные стихи.

По окончании пения прокимна, в большие праздники читаются паремии . Паремиями называются избранный места Священного Писания, в которых содержатся пророчества или указываются прообразы, относящиеся к празднуемым событиям, или преподаются наставления, исходящие как бы от лица тех святых угодников, чью память мы совершаем.

После прокимна и паремии диакон произносит сугубую (т. е. усиленную ектению: "Рцем (скажем, будем говорить, начнем молиться) вси, от всея души и от всего помышления нашего, рцем" ...

Затем читается молитва: "Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам"...

После этой молитвы, диакон произносит просительную ектению: "Исполним (доведем до полноты, принесем во всей полноте) вечернюю молитву нашу Господеви (Господу)...

В большие праздники после сугубой и просительной ектении совершается лития и благословение хлебов .

Лития, слово греческое, значит общее моление. Лития совершается в западной части храма, около входных западных дверей. Это моление в древней церкви совершалось в притворе, с той целью, чтобы дать возможность стоявшим здесь оглашенным и кающимся принять участие в общей молитве по случаю большого праздника.

Вслед за литией бывает благословение и освящение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея , в память также древнего обычая раздавать пищу молящимся, приходившим иногда издалека, чтобы они могли подкрепиться во время продолжительного Богослужения. Пять хлебов благословляются в воспоминание насыщения Спасителем пяти тысяч пятью хлебами. Освященным елеем священник потом, во время утрени, после целования праздничной иконы, помазывает молящихся.

После литии, а если она не совершается, то после просительной ектении, поются "стихиры на стиховне ". Так называются особые, стихи, написанные в память воспоминаемого события.

Вечерня заканчивается чтением молитвы св. Симеона Богоприимца: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля ", затем чтением трисвятого и молитвою Господней: "Отче наш... ", пением Ангельского приветствия Богородице: "Богородице Дево, радуйся..." или тропаря праздника и, наконец, по троекратном пении молитвы праведного Иова: "Буди имя Господне благословенно отныне и до века ", завершительным благословением священника: "Благословение Господне на вас Того благодатию и человеколюбием - всегда, ныне и присно, и во веки веков".

Конец вечерни - молитва св. Симеона Богоприимца и Ангельское приветствие Богородице - указывают на исполнение обетования Божия о Спасителе.

Сразу же после окончания вечерни, при всенощном бдении, начинается утреня чтением шестопсалмия .

2. УТРЕНЯ

Вторая часть всенощного бдения - утреня напоминает нам времена новозаветные: явление Господа нашего Иисуса Христа в мир, для нашего спасения, и Его славное Воскресение.

Начало утрени прямо указывает нам на Рождество Христово. Она начинается славословием ангелов, явившихся вифлеемским пастырям: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение ".

Затем читается шестопсалмие , т. е. шесть избранных псалмов царя Давида (3, 37, 62, 87, 102 и 142), в которых изображается греховное состояние людей, исполненное бед и напастей, и горячо выражается ожидающаяся людьми единственная надежда на милосердие Божие. Шестопсалмию молящиеся внимают с особым сосредоточенным благоговением.

После шестопсалмия, диакон произносит великую ектению.

Затем громко и радостно поется краткая, со стихами, песнь о явлении Иисуса Христа в мир людям: "Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне! " т. е. Бог - Господь, и явился нам, и достоин прославления идущий во славу Господа.

После этого поется тропарь , т. е. песнь в честь праздника или празднуемого святого, и читаются кафизмы , т. е. отдельные части Псалтири, состоящая из нескольких последовательных псалмов. Чтение кафизм, так же как и чтение шестопсалмия, призывает нас помыслить о нашем бедственном греховном состоянии и возложить всю надежду на милость и помощь Божию. Кафизма значит сидение, так как во время чтения кафизм можно сидеть.

По окончании кафизм, диакон произносит малую ектению , и затем совершается полиелей . Полиелей слово греческое и означает: "многомилостие" или "многое освещение".

Полиелей есть самая торжественная часть всенощной и выражает собою прославление милости Божией, явленной нам в пришествии Сына Божия на землю и совершении Им дела нашего спасения от власти диавола и смерти.

Полиелей начинается торжественным пением хвалебных стихов:

Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа. Аллилуия!

Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуия!

Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Аллилуиа! т. е. прославляйте Господа, потому что Он благ, потому что милость Его (к людям) во век - всегда.

Исповедайтесь Богу небесному, яко в век милость Его. Аллилуия!

При пении этих стихов в храме возжигаются все светильники, царские врата открываются, и священник, предшествуемый диаконом со свечою, выходит из алтаря и совершает каждение по всему храму, в знак благоговения к Богу и святым Его.

После пения этих стихов поются в воскресные дни особые воскресные тропари; т. е. радостные песни в честь Воскресения Христова, в которых говорится, как ангелы явились мироносицам, пришедшим ко гробу Спасителя, и возвестили им о воскресении Иисуса Христа.

В другие же великие праздники, вместо воскресных тропарей, поется перед иконою праздника величание , т. е. краткий хвалебный стих в честь праздника или святого.

После воскресных тропарей, или после величания, диакон произносит малую ектению , затем прокимен , и священник читает Евангелие .

На воскресной службе читается Евангелие о Воскресении Христа и о явлениях воскресшего Христа Своим ученикам, а в другие праздники читается Евангелие, относящееся к празднуемому событию или к прославлению святого.

По прочтении Евангелия, в воскресной службе поется торжественная песнь в честь воскресшего Господа: "Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу"...

Евангелие выносится на средину храма, и верующие прикладываются к нему. В другие праздники верующие прикладываются к праздничной иконе. Священник их помазывает благословенным елеем и раздает освященный хлеб.

После пения: "Воскресение Христово: поется еще несколько кратких молитвословий. Затем диакон читает молитву: "Спаси, Боже, люди Твоя"... и после возгласа священника: "Милостью и щедротами" ... начинается пение канона .

Каноном на утрени называется собрание песней, составленное по определенному правилу. "Канон" слово греческое и значит "правило".

Канон разделяется на девять частей (песней). Первый стих каждой песни, который поется, называется ирмос , что значит связь. Этими ирмосами как бы связывается весь состав канона в одно целое. Остальные стихи каждой части (песни), большею частью читаются и называются тропарями. Вторая песнь канона, как покаянная исполняется только в Великом посту.

В составлении этих песней в особенности потрудились: св. Иоанн Дамаскин, Косма Маюмский, Андрей Критский (великий покаянный канон) и многие другие. При этом они неизменно руководствовались определенными песнопениями и молитвами священных лиц, а именно: пророка Моисея (для 1 и 2 ирмосов), пророчицы Анны, матери Самуила (для 3-го ирмоса), пророка Аввакума (для 4 ирмоса), пророка Исаии (для 5 ирмоса), пророка Ионы (для 6 ирмоса), трех отроков (для 7-го и 8-го ирмосов) и священника Захарии, отца Иоанна Предтечи (для 9-го ирмоса).

Перед девятым ирмосом диакон возглашает: "Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим! и совершает каждение храма.

Хор в это время поет песнь Богородицы: "Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем... К каждому стиху присоединяется припев: "Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем".

По окончании песни Богородицы, хор продолжает пение канона (9-ой песни).

Об общем содержании канона можно сказать следующее. Ирмосы напоминают верующим ветхозаветные времена и события из истории нашего спасения и постепенно приближают мысль нашу к событию Рождества Христова. Тропари же канона посвящены новозаветным событиям и представляют собою ряд стихов или песнопений во славу Господа и Божией Матери, а также в честь празднуемого события, или же святого, прославляемого в этот день.

После канона поются хвалительные псалмы - стихиры на хвалитех - в которых все творения Божии призываются к прославлению Господа: "Всякое дыхание да хвалит Господа "...

После пения хвалительных псалмов следует великое славословие. Царские врата открываются при пении последней стихиры (в воскресение богородична) и священник возглашает: "слава Тебе, показавшему нам свет! " (В древности этот возглас предварял появление солнечной зари).

Хор поет великое славословие, которое начинается словами: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяемтися, славословим Тя, благодарим Тя, великия ради славы Твоея"...

В "великом славословии" мы благодарим Бога за дневной свет и за дарование духовного Света, т. е. Христа Спасителя, просветившего людей Своим учением - светом истины.

"Великое славословие" заканчивается пением трисвятого: "Святый Боже" ... и тропарем праздника.

После этого диакон произносит подряд две ектении: сугубую и просительную .

Утреня на всенощном бдении заканчивается отпустом - священник, обращаясь к молящимся, говорит: "Христос истинный Бог наш (а в воскресную службу: Воскресый из мертвых, Христос истинный Бог наш ...), молитвами пречистыя Своея Матере, святых славных апостол... и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец ".

В заключение хор поет молитву, чтобы Господь сохранил на многие лета Православное Епископство, правящего архиерея и всех православных христиан.

Сразу же, после этого, начинается последняя часть всенощного бдения - первый час ".

Служба первого часа состоит из чтения псалмов и молитв, в которых мы просим Бога, чтобы Он заутра услышал глас наш и исправил дела рук наших в продолжении дня. Оканчивается служба 1-го часа победною песнью в честь Божией Матери: "Взбранной Воеводе победительная "... В этой песни Божию Матерь мы называем "победоносным вождем против зла". Затем священник произносит отпуст 1-го часа . На этом заканчивается всенощное бдение.

Под воскресные и праздничные дни совершается с вечера (а в иных местах и утром) особая служба Богу, называемая обыкновенно, всенощной, или всенощным бдением.

Это богослужение называется так потому, что оно в древнее время начиналось с вечера и кончалось утром, следовательно, вся предпраздничная ночь проводима была верующими в церкви за молитвою. И в настоящее время существуют такие св. обители, где всенощное бдение продолжается около шести часов от начала оного.

Обычай христиан проводить ночное время в молитве очень древен. Апостолы, частью по примеру Спасителя, Который не раз в Своей земной жизни употреблял ночное время на молитву, частью из боязни врагов своих, имели молитвенные собрания по ночам. Первые христиане, опасаясь преследования идолопоклонников и иудеев, молились по ночам в праздники и дни памяти мучеников в загородных пещерах, или так называемых катакомбах.

Всенощная изображает историю спасения рода человеческого через пришествие на землю Сына Божия и состоит из трех частей, или отделений: вечерни, утрени и первого часа.

Начало всенощной совершается так: отворяются царские врата, священник с кадильницею и диакон со свечою кадят св. алтарь; потом диакон говорит на амвоне: востаните, Господи благослови! Священник говорит: слава святей, единосущней, животворящей и нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков. Затем священник призывает верующих поклониться Христу Царю и Богу нашему; певчие поют избранные места из псалма 103: Благослови, душе моя, Господа… Господи Боже мой, возвеличился еси зело (т.е. Весьма)… На горах станут воды… Дивна дела Твои, Господи! Вся премудростию сотворил еси!.. Слава Тебе, Господи, сотворившему вся. Между тем, священник с диаконом, окадивши алтарь, обходят с кадилом всю церковь и кадят св. иконы и молящихся; за этим к концу пения псалма 103 входят в алтарь, и затворяются царские врата.

Это пение и действия священника с диаконом до входа их в алтарь напоминают нам творение мира и счастливую жизнь первых людей в раю. Закрытие царских врат изображает изгнание первых людей из рая за грех непослушания Богу; ектения, которую говорит диакон по закрытии царских врат, напоминает безотрадную жизнь наших праотцев вне рая и наши постоянные нужды в помощи Божией.

После ектеньи мы слышим пение первого псалма царя Давида: Блажен муж, иже (который) не иде на совет нечестивых, и путь нечестивых погибнет, работайте (служите) Господеви со страхом, и радуйтесь Ему с трепетом; блажени вси, надеющиеся нань (на Него). Воскресни Господи, спаси мя, Боже мой; Господне есть спасение и на людех Твоих благословение Твое. Избранные места из этого псалма поются для того, чтобы изобразить как горестные мысли праотца нашего Адама по случаю своего грехопадения, так и советы и увещания, с которыми прародитель наш Адам обращается к своему потомству словами царя Давида. Каждый стих из этого псалма отделен ангельским славословием аллилуия, что значит с еврейского языка хвалите Бога.

После малой ектеньи поются умилительные две молитвы к Господу Богу: Господи воззвах к Тебе, услыши мя. Услыши мя, Господи, Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе услыши мя, Господи! (Псал. 140)

Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею жертва вечерняя. Услыши мя, Господи!

Да приидет молитва моя, как фимиам пред Тобою; поднятие рук моих да будет жертвою вечернею. Услышь меня, Господи!

Это пение напоминает нам, что без помощи Божией трудно жить человеку на земле; ему постоянно нужна помощь Божия, которую мы удаляем от себя своими грехами.

Когда пропоются следующие за пением Господи воззвах молитвы, называемые стихирами, совершается вечерний вход.

Он совершается следующим образом: во время последней стихиры в честь Божией Матери отверзаются царские врата, выходят из алтаря северной дверью сначала свещеносец с горящею свечою, потом диакон с кадилом и священник. Диакон кадит св. иконы иконостаса, а священникстоит на амвоне. После пения Богородичной песни диакон становится в царских вратах и, изображая крест кадильницею, возглашает: премудрость, прости! Певчие отвечают следующею умилительною песнею священномученика Афиногена, жившего во 2 столетии по Р. Христове:

Свете тихий святыя славы, Безсмертнаго Отца небеснаго, Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа Бога. Достоин еси во вся времена петь быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй: тем же мир Тя славит.

Тихий свет святыя славы, Безсмертнаго Отца небеснаго, Иисусе Христе! Достигши заката солнечного, видевши свет вечерний, воспеваем Отца и Сына и Святаго Духа Бога. Ты, Сын Божий, жизнь дающий, достоин быть воспеваем во все времена голосами преподобных. Потому мир прославляет Тебя.

Что же знаменует вечерний вход? Вынос свечи означает явление пред пришествием Христовым св. Иоанна Предтечи, которого Сам Господь назвал светильником. Священник, во время вечернего входа, изображает Спасителя, пришедшего в мир для заглаждения пред Господом вины человека. Слова диакона: премудрость прости! Внушают нам, что мы должны с особенным вниманием, стоя наблюдать за священными действиями, моля Господа, да простит и нам все согрешения.

Во время пения Свете тихий священник входит в алтарь, лобызает св. престол и становится на горнее место, обратившись лицом к народу. Этим действием своим он изображает вознесение Иисуса Христа на небо и воцарение Его во всей славе над миром, поэтому певчие вслед за пением Свете тихий поют: Господь воцарися в лепоту облечеся, т.е. Что Иисус Христос, после Своего вознесения, воцарился над миром и оделся красотою. Стих этот взят из псалмов царя Давида и называется прокимном; он поется всегда под воскресенье. В другие дни недели поются иные прокимны, также взятые из псалмов Давидовых.

После прокимна под двунадесятые и Богородичные праздники и под праздники в честь святых угодников Божиих, особенно чтимых нами, читаются паремии, или приличные праздникам небольшие три чтения из книг ветхого и нового заветов. Пред каждою паремиею возглас диакона премудрость указывает на важное содержание читаемого, а возглашением диакона вонмем! Внушается, чтобы мы были внимательны во время чтения и мысленно не развлекались бы посторонними предметами.

Лития и благословение хлебов

За сугубою и просительною ектеньями иногда в более торжественные праздники совершается лития и благословение хлебов.

Эта часть всенощного богослужения совершается так: священник с диаконом выходят из алтаря в западную часть храма; на клиросе поют стихиры праздника, а диакон после них молится о Государе Императоре, Государыне Императрице и о всем Царствующем Доме, о епархиальном епископе и всех православных христианах, о том, чтобы Господь сохранил всех нас от бед и напастей. Лития совершается в западной стороне храма для того, чтобы возвестить кающимся и оглашенным, обыкновенно стоящим в притворе, о празднике и вместе с ними помолиться о них. Здесь основание молиться за литиею о всякой душе христианской, находящейся в скорби и горе, нуждающейся в Божией милости и помощи. Лития также напоминает нам древние крестные ходы, которые первенствующие христиане совершали во время общественных бедствий по ночам из опасения, чтобы не подвергнуться преследованию от язычников.

За литиею после стихир, певаемых на стиховне, после предсмертной песни Симеона Богоприимца, и когда пропоется трижды тропарь праздника, совершается благословение хлебов. В первые времена христианства, когда всенощное бдение продолжалось до рассвета, для подкрепления сил молящихся священник благословлял хлебы, вино и елей и раздавал их присутствовавшим. В напоминание об этом времени и для освящения верных, и в настоящее время священник молится над 5 хлебами, пшеницею, вином и елеем и просит Бога о умножении их и отом, чтобы Господь освятил верных, вкушающих от этих хлебов и вина. Елей (масло), освященный в сие время, употребляется для помазания молящихся за всенощным бдением, а пшеница употребляется в пищу. Пять хлебов, освященных в сем случае, напоминают то чудо,которое совершил Господь во время Своей жизни на земле, когда Он 5 хлебами насытил 5000 человек.

Первая часть всенощного бдения оканчивается словами священника: благословение Господне на вас, того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь.

При сем бывает звон, напоминающий об окончании вечерни и о начале второй части всенощного бдения.

Накануне великих праздников и воскресных дней служится всенощное бдение , или, как его еще называют, всенощная. Церковный день начинается с вечера, и это богослужение имеет непосредственное отношение к празднуемому событию.

Всенощное бдение — богослужение древнее, оно совершалось еще в первые века христианства. Сам Господь Иисус Христос нередко молился ночью, и апостолы и первые христиане собирались на ночную молитву. Раньше всенощные бдения были весьма продолжительны и, начавшись вечером, продолжались всю ночь.

Всенощная начинается с великой вечерни

В приходских храмах вечерня начинается обычно в семнадцать или в восемнадцать часов. Молитвословия и песнопения вечерни имеют отношение к Ветхому Завету , они готовят нас к утрени , на которой вспоминаются главным образом новозаветные события . Ветхий Завет — прообраз, провозвестник Нового. Ветхозаветные люди жили верой — ожиданием Грядущего Мессии.

Начало вечерни относит наш ум к творению мира. Священнослужители совершают каждение алтаря. Оно знаменует Божественную благодать Святого Духа, Который носился при творении мира над еще не устроенной землей (см.: Быт 1, 2).

Затем диакон призывает молящихся встать перед началом богослужения возгласом «Востаните!» и испрашивает благословения священника на начало службы. Священник, стоя пред престолом в алтаре, произносит возглас: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков» . Хор поет: «Аминь».

Во время пения хором 103-го псалма , в котором описывается величественная картина творения Богом мира, священнослужители совершают каждение всего храма и молящихся. Каждение знаменует благодать Божию, которую наши прародители Адам и Ева имели до грехопадения, наслаждаясь блаженством и богообщением в раю. После сотворения людей двери рая были открыты для них, и в знак этого царские врата во время каждения открыты. После грехопадения люди утратили первозданную праведность, исказили свою природу и сами закрыли для себя райские двери. Они были изгнаны из рая и горько плакали. После каждения царские врата закрывают, диакон выходит на амвон и становится перед закрытыми вратами, как Адам стоял перед вратами рая после изгнания. Когда человек жил в раю, он ни в чем не нуждался; с потерей райского блаженства у людей появились нужды и скорби, о которых мы молимся Богу. Главное, о чем мы просим Бога, — это прощение грехов. От лица всех молящихся диакон произносит мирную, или великую, ектению .

После мирной ектении следует пение и чтение первой кафизмы: Блажен муж, иже (который) не иде на совет нечестивых . Путь возвращения в рай — это путь стремления к Богу и уклонения от зла, от нечестия и грехов. Ветхозаветные праведники, с верой ожидавшие Спасителя, сохраняли истинную веру и уклонялись от общения с людьми безбожными и нечестивыми. Еще Адаму и Еве дано было после грехопадения обетование о Грядущем Мессии, о том, что семя жены сотрет главу змия . И псалом Блажен муж также образно повествует о Сыне Божием, Блаженном Муже, не сотворившем греха.

Далее поются стихиры на «Господи, воззвах» . Они чередуются со стихами из Псалтири. Стихи эти также имеют покаянный, молитвенный характер. Во время чтения стихир совершается каждение всего храма. «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», — поет хор, и мы, внимая этому песнопению, подобно согрешившим прародителям каемся в своих грехах.

Последняя стихира называется Богородичен или догматик, она посвящена Божией Матери. В ней раскрывается церковное учение о воплощении Спасителя от Девы Марии.

Хотя люди согрешили и отпали от Бога, Господь не оставлял их без Своей помощи и защиты во время всей ветхозаветной истории. Первые люди раскаялись, а значит, появилась первая надежда на спасение. Эту надежду символизирует открытие царских врат и вход на вечерне. Священник и диакон с кадилом выходят из северных, боковых дверей и, в сопровождении свещеносцев, идут до царских врат. Священник благословляет вход, а диакон, начертывая кадилом крест, говорит: «Премудрость, прости!» — это означает «стойте прямо» и содержит в себе призыв к вниманию. Хор поет песнопение «Свете Тихий» , говорящее о том, что Господь Иисус Христос сошел на землю не в величии и славе, а в тихом, Божественном свете. Это песнопение говорит также о том, что уже близко время рождения Спасителя.

После возглашения диаконом стихов из псалмов, называемых прокимном , произносятся две ектении: сугубая и просительная .

Если всенощное бдение совершается под большой праздник, после этих ектений совершается лития — последование, содержащее особые молитвенные прошения, на котором происходит благословение пяти пшеничных хлебов, вина и елея (масла) в память чудесного насыщения Христом пяти тысяч людей пятью хлебами. В древности, когда всенощная служилась всю ночь, братии было необходимо подкрепиться пищей, чтобы дальше совершать утреню.

После литии поются «стихиры на стиховне» , то есть стихиры с особыми стихами. После них хор поет молитву «Ныне отпущаеши» . Именно эти слова произнес святой праведный Симеон , с верой и надеждой много лет ожидавший Спасителя и сподобившийся принять Младенца Христа на свои руки . Это молитвословие произносится как бы от лица всех ветхозаветных людей, с верой ожидавших пришествия Христа Спасителя.

Вечерня завершается песнопением, посвященным Деве Марии: «Богородице Дево, радуйся» . Она явилась тем Плодом, который ветхозаветное человечество тысячелетиями выращивало в своих недрах. Эта самая смиренная, самая праведная и самая чистая Отроковица единственная из всех жен сподобилась стать Матерью Бога. Священник заканчивает вечерню возгласом: «Благословение Господне на вас» — и благословляет молящихся.

Вторая часть бдения называется утреней. Она посвящена воспоминанию новозаветных событий

В начале утрени читается шесть особых псалмов, которые называются шестопсалмием. Оно начинается словами: «Слава в Вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» — это песнопение, воспетое Ангелами при рождении Спасителя. Шестопсалмие посвящается ожиданию пришествия в мир Христа. Оно — образ вифлеемской ночи, когда в мир пришел Христос, и образ ночи и тьмы, в которой находилось все человечество до пришествия Спасителя. Недаром, по обычаю, все светильники и свечи на время чтения шестопсалмия гасят. Священник в середине шестопсалмия перед закрытыми царскими вратами читает особые утренние молитвы .

Далее совершается мирная ектения, а после нее диакон громко возглашает: «Бог Господь, и явися нам. Благословен Грядый во имя Господне» . Что означает: «Бог и Господь явился нам», то есть пришел в мир, исполнились ветхозаветные пророчества о пришествии Мессии. Затем следует чтение кафизм из Псалтири.

После чтения кафизм начинается самая торжественная часть утрени — полиелей . Полиелей с греческого языка переводится как многомилостиво , потому что во время полиелея поются хвалебные стихи из 134-го и 135-го псалмов, где постоянным рефреном воспевается множество милости Божией: яко в век милость Его! По созвучию слов полиелей иногда переводят как обилие масла, елея . Елей всегда был символом милости Божией. Великим постом к полиелейным псалмам добавляется еще 136-й псалом («На реках Вавилонских»). Во время полиелея царские врата открывают, зажигают светильники в храме и священнослужители, выйдя из алтаря, совершают полное каждение всего храма. Во время каждения поются воскресные тропари «Ангельский собор» , рассказывающие о воскресении Христовом. На всенощных перед праздниками вместо воскресных тропарей поют величание празднику.

Далее читают Евангелие. Если служат всенощную под воскресный день, читают одно из одиннадцати воскресных Евангелий, посвященных воскресению Христа и Его явлениям ученикам. Если служба посвящена не воскресению, а празднику, читают праздничное Евангелие.

После чтения Евангелия на воскресных всенощных бдениях звучит песнопение «Воскресение Христово видевше» .

Молящиеся прикладываются к Евангелию (на праздник — к иконе), а священник крестообразно помазует их чело освященным елеем.

Это не Таинство, но священный обряд Церкви, служащий знамением милости Божией к нам. С самых древних, библейских времен елей был символом радости и знамением благословения Божия, а с маслиной, из плодов которой получали масло, сравнивается праведник, на котором пребывает благоволение Господне: А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков (Пс 51, 10). Выпущенный из ковчега патриархом Ноем голубь вернулся к вечеру и принес во рту свежий масличный лист, и Ной узнал, что вода сошла с земли (см.: Быт 8, 11). Это было знаком примирения с Богом.

После возгласа священника: «Милостью, щедротами и человеколюбием...» — начинается чтение канона .

Канон — молитвенное произведение, в котором рассказывается о жизни и подвигах святого и прославляется празднуемое событие. Канон состоит из девяти песней, каждая начинается ирмосом — песнопением, которое поет хор.

Перед девятой песнью канона диакон, покадив алтарь, возглашает перед образом Матери Божией (слева от царских врат): «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим» . Хор начинает петь песнопение «Величит душа моя Господа...» . Это — умилительная молитва-песнь, составленная Святой Девой Марией (см.: Лк 1, 46-55). К каждому стиху прибавляется припев: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем».

После канона хор исполняет псалмы «Хвалите Господа с небес» , «Воспойте Господеви песнь нову» (Пс 149) и «Хвалите Бога во святых Его» (Пс 150) вместе с «хвалитными стихирами». На воскресном всенощном бдении стихиры эти заканчиваются песнопением, посвященным Богородице: «Преблагословенна еси, Богородице Дево...» После этого священник возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам Свет», и начинается великое славословие . Всенощная в древности, продолжаясь всю ночь, захватывала раннее утро, и во время утрени действительно показывались первые утренние лучи солнца, напоминающие нам о Солнце Правды — Христе Спасителе. Начинается славословие словами: «Слава в вышних Богу...» Этими словами начиналась утреня и этими же словами она заканчивается. В конце прославляется уже вся Святая Троица: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

Завершается утреня сугубой и просительной ектениями , после которых священник произносит заключительный отпуст .

После всенощного бдения служится краткая служба, которая называется первый час.

Часы — это богослужение, освящающее определенное время суток, но по сложившейся традиции их обычно присоединяют к продолжительным богослужениям — к утрени и литургии. Первый час соответствует нашим семи часам утра. Эта служба освящает молитвой день наступающий.

Господь наш Иисус Христос заповедал нам постоянно бодрствовать и молиться. Стараясь исполнить эту заповедь, христиане с древних времён в особо памятные дни совершали богослужение, которое длилось всю ночь, с вечера до утра, и потому получило название всенощного бдения . Главные его части - великая вечерня и утреня .

В самом начале великой вечерни воспоминается жизнь наших прародителей Адама и Евы в Раю. Находясь в этом прекраснейшем месте, наслаждаясь красотами Рая и величием сотворенного Богом мира, наши прародители в восторге приносили свои молитвы и благодарение Богу. В то блаженное время люди беседовали с Богом лицом к лицу, так как были безгрешны.

Символом этого являются открытые перед началом богослужения Царские врата . В воспоминание самого начала сотворения Богом мира (когда Дух Божий, подобно кадильному дыму, окутывал первозданную землю, оживотворяя еще не устроенный мир) священник кадит алтарь , а затем, воздав славу Живоначальной Троице, выходит из алтаря и кадит храм , что символизирует время, когда сам Бог был близок к людям. Хор поет избранные стихи 103-го псалма , изображающие величественную картину мира и прославляющие Творца: «Благослови, душе моя, Господа. Благословен еси, Господи!.. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил ecu… ».

Бог дал человеку свободу, чтобы он свободно выбирал только добро. Но человек послушался завистливого и лживого совета диавола и отказался от общения с Богом. После этого человек уже не мог оставаться в Раю. Бог изгнал его из Рая и поселил на обедневшей и оскудевшей земле. Однако милосердный Творец, по Своей неизреченной любви, обнадежил человека обещанием Спасителя. Началась скорбная история человечества на земле - история покаяния, исправления, постепенного возвращения заблудших детей к своему Небесному Отцу.

Церковь напоминает нам эти события дальнейшим ходом богослужения. Царские врата закрыты . Пред ними, как пред затворенным Раем, диакон произносит великую ектению (ектения - по-гречески: усердие, прилежное моление), в которой испрашивается помощь Божия грешному человеку в различных нуждах его земной жизни. После каждого прошения ектении хор от лица молящихся воспевает: «Господи, помилуй» . Затем хор поет избранные стихи из 1-й кафизмы (кафизмами называются части, на которые разделена Псалтирь), говорящие о жизни праведных и неправедных: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых… и путь нечестивых погибнет… Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом… Блажени ecu надеющиися Нань… » (Пс. 1, 1 , 6; 2, 11-12).

Ветхозаветные праведники жили надеждой на обещанного Спасителя. Ветхозаветное богослужение с его жертвами было напоминанием Божия обещания, прообразом будущей великой Жертвы, когда Сам Сын Божий, будучи Богом, станет Человеком, придет к людям, чтобы спасти их, и Своей праведной жизнью, Своей победой над смертью, Своим Вознесением к Богу Отцу примирит человека с Богом и станет как бы новым Прародителем для падшего человечества, желающего вернуть себе общение с Творцом.

Продолжение всенощной говорит об этих надеждах. Хор поет стихи псалма, полные скорбной мольбы: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя…» (Пс. 140). Каждение, совершаемое диаконом в это время, означает жертвы, которые приносились в Ветхом Завете, а также наши молитвы к Богу. Стихи Псалтири начинают чередоваться со стихирами - песнопениями, посвященными празднику. При пении последней стихиры - догматика, говорящего о тайне Воплощения Спасителя, - священнослужители выходят с кадильницей из боковых дверей алтаря и через Царские врата входят в него . Выход священника из алтаря символизирует сошествие на землю Сына Божия для спасения людей, Его проповедь, вольные страдания, крестную смерть и сошествие во ад, а вход в алтарь - воскресение и вознесение на Небо.

Далее следует пение прокимна и иногда чтение из Священного Писания , после чего - две ектении . В большие праздники бывает лития - усердное моление, совершающееся вне храма или в его притворе. Выход священнослужителей из алтаря символизирует изгнание Адама из Рая и выражает наше смирение пред Богом и желание того, чтобы для нас открылись врата Небесные и благоутробие Божие.

По окончании литии хор поет несколько стихир и молитву «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…» (молитва святого Симеона Богоприимца). После молитвы «Отче наш» архангельским приветствием «Богородице Дево, радуйся» прославляется Божия Матерь или же, особым песнопением, празднуемое событие. (В праздники бывает освящение хлебов, пшеницы, вина и елея). Завершается вечерня 33-м псалмом и благословением священника . Последние молитвословия вечерни подводят нас к новозаветным событиям, воспоминаемым на утрене,- второй части всенощного бдения.

Утреня начинается ангельским славословием , воспетым при Рождестве Спасителя: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2:14). Затем читается шестопсалмие - шесть избранных псалмов, изображающих и радостное состояние души человека, с которым милость Господня, и скорбь души, отягощенной грехами и удалившейся от Бога.

По прочтении трех псалмов священник выходит из алтаря и, стоя перед закрытыми Царскими вратами, читает 12 утренних молитв , испрашивая благословения Божия на предстоящий день. После шестопсалмия и великой ектении диакон торжественно возглашает: «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне!» и еще несколько избранных стихов 117-го псалма - и хор повторяет вслед за каждым из них первый стих, возвещающий нам о явлении Спасителя. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца (Ин. 1:14). Стихи псалма «Исповедайтеся Господеви…» , произносимые при пении «Бог Господь…» , изображают полную страданий земную жизнь Спасителя.

Далее поется тропарь праздника и читаются кафизмы из Псалтири . Псалтирь разделена на 20 отделов, которые и называются кафизмами. Кафизма делится на три части («Славы»), после прочтения каждой из которых поется малое славословие (отсюда и название - «Слава»).

Кафизма в переводе с греческого означает «сидение»; во время чтения кафизм можно сидеть, но во время малого славословия надо встать .

На всенощном бдении читаются две кафизмы, и после каждой бывают малая ектения и седальны - краткие молитвословия, приуроченные к чтению кафизм.

По прочтении кафизм начинается самая торжественная часть всенощного бдения - полиелей , что значит «великая милость» или «обилие масла, елея». При возжжении всех светильников священник исходит из алтаря , как Ангел, исшедший из пещеры гроба Господня возвестить о Воскресении, и совершает каждение храма . Каждение, сопровождающее и многие другие важные части богослужения, знаменует собой и наши молитвы, устремленные к Богу с вниманием и усердием, и благодать Святого Духа, осеняющую нас. Когда же священнослужитель кадит верующих, они отвечают наклонением головы .

Хор поет стихи 134-го и 135-го псалмов: «Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа…» , а под воскресенье также воскресные тропари о явлении женам-мироносицам (ученицам Господа) Ангелов, возвестивших о Воскресении Спасителя из мертвых: «Зело рано мироносицы течаху ко гробу Твоему, Спасе, рыдающыя…». И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен (Мк. 16:2-6).

В праздники и дни памяти святых поется величание празднуемому событию или святому .

После пения установленных псалмов и тропарей или величания читается отрывок из Евангелия, относящийся к воспоминаемым событиям . После чтения Евангелия под воскресные дни бывает пение всеми верующими торжественной песни «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному…»

Евангелие полагается на аналой для поклонения и целования верующими в память явления ученикам Воскресшего Учителя и их радостного и благоговейного поклонения Спасителю. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему (Мф. 28:9). В праздники выносится праздничная икона .

Во время целования Евангелия или праздничной иконы священник помазывает верующих освященным на вечерне елеем в знак Божией милости; также, если была лития, верующим раздаются освященные частички хлеба с вином в память о подателе всех благ Боге для благодатного укрепления сил телесных и душевных (особенно это было нужно в давние времена, когда более продолжительные службы требовали подкрепления сил для неослабного внимания).

Далее следует чтение канонов - молитвословий, посвященных прославлению Бога, Пресвятой Богородицы, святых угодников Божиих или отдельных событий священной и церковной истории. Каждый канон состоит из отдельных частей, называемых песнями. После 8-й песни канонов поется хвалебная песнь Пресвятой Богородицы «Величит душа Моя Господа…» с припевом: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим…» , в котором говорится о том, что Матерь Божия честью и славою превосходит даже святых Ангелов. Диакон при пении «Честнейшую…» совершает каждение храма .

После канонов в хвалитных псалмах и последующих стихирах верные призываются славить любовь Божию к человеку. После возгласа священника: «Слава Тебе, показавшему нам свет» (свет видимый, так как в древности утреня кончалась к рассвету, и Свет духовный - Спасителя), хор поет великое славословие - древний гимн, восхваляющий Бога за все Его дарования и милости. Это песнопение, сложенное из глубоких и вдохновенных слов Ветхого и Нового Завета, было составлено еще во время первых христиан, прославлявших этим гимном Божество Спасителя и защищавших имя Господа Иисуса Христа от языческих злословий. О нем упоминается уже в донесении о христианах римскому императору Траяну (98-117 гг. по Р.Х.), а также в писаниях древних христианских авторов. Даже в древнем сочинении «Постановления апостольские» есть утренняя молитва, мало чем отличающаяся от великого славословия.

Кончается этот гимн, дышащий простотой и духовным величием первых христианских времен, пением «Трисвятого» - одной из наиболее частых и важных молитв христианского богослужения (по преданию, первая часть ее - ангельское славословие «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный» - была услышана вознесенным на Небо мальчиком-христианином во время землетрясения в г. Константинополе в V в.).

В праздники Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября) и Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (1/14 августа), а также в 3-е воскресенье Великого поста (Неделю Крестопоклонную) во время «Трисвятого» совершается торжественный вынос священнослужителями святого креста и поклонение ему.

По «Трисвятом» поется воскресный тропарь или тропарь праздника .

После двух ектений, сугубой и просительной, и отпуста хор просит Бога о даровании многих лет правящему архиерею и всем православным христианам. После утрени читается 1-й час - краткая служба, связанная по содержанию с началом нового дня.

Из книги «Всенощное бдение. Божественная литургия. Таинства Церкви» издательства Свято-Троицкой Сергиевой Лавры