Башкиры сабантуй. Как проходит праздник Сабантуй в Татарстане? Сабантуй: история праздника

Сабантуй (в переводе с татарского «свадьба/праздник плуга») – это древний обряд тюркских народов. Традиционно его проводили перед началом посевных работ. В настоящее время он знаменует их окончание веселым празднованием, на котором не утихают национальные и пляски, шуточные конкурсы и спортивные состязания. Татарскому народу удалось не только сохранить, но и обогатить эту красивую традицию, поэтому Сабантуй внесен в список шедевров культурного наследия ЮНЕСКО.

Истоки

Праздник Сабантуй имеет более чем тысячелетнюю историю. Еще в 921 году его описывал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан – посол из Багдада, прибывший в Булгары. Кроме того, подтверждением существования этого праздника в те времена служит надгробный камень на одном из старинных кладбищ. Его обнаружили в Алькеевском районе местные ученые. Надпись на камне гласит: «усопшая почила в 1120 году в день Сабантуя».

Татары издревле считали Сабантуй большим событием и готовились к нему заранее. Праздничные мероприятия вели старейшины, устанавливающие порядок проведения состязаний. По сей день не только в Казани , но и по всей России и даже за рубежом татары шумно и весело отмечают праздник плуга.

Известное на весь мир татарское гостеприимство, национальная самобытность и добрый дух Сабантуя привлекают людей самых разных национальностей и вероисповеданий, объединяя и сближая их. А потому Сабантуй с удовольствием празднуют все жители Республики, что является одним из ярких проявлений преемственности и уважительного отношения к каждой культуре. Из года в год Сабантуй обогащается новым содержанием, но главное всегда неизменно - это праздник труда и дружбы народов.

На Алтае готовятся отметить юбилейный национальный татарский праздник Сабантуй. В нашем регионе его празднуют в 25-й раз. Впервые Сабантуй пройдет на территории особой экономической зоны "Бирюзовая Катунь"..

Что это за праздник - Сабантуй?

Сабантуй - это самый известный национальный татарский праздник в честь окончания полевых работ. Его отмечают с конца мая до конца июня. Название происходит от слов тюркского происхождения "сабан" – плуг и "туй" – то есть свадьба, торжество или вообще праздник в широком значении. Получается, "торжество плуга" или день земледельцев. В языческие времена крестьяне во время этого праздника восхваляли духов плодородия, а также Солнце, бога Неба, чтобы был хороший урожай. Отсюда появились традиционные состязания в прыжках, беге, борьбе и конных скачках.Сейчас религиозная составляющая практически сошла на нет. Сабантуй стал просто веселым народным гулянием, во время которого можно увидеть всю красоту обрядов и обычаем татарского народа. Сегодня праздник возведен в ранг государственного в Татарстане и Башкортостане. Однако Сабантуй отмечается и на других территориях России и даже в других странах мира, где есть татарские диаспоры.

В 2004 году у праздника появилась собственная эмблема — домотканое татарское полотенце с красным орнаментом на фоне голубого неба.

Когда и где будут отмечать Сабантуй в Алтайском крае?

Что особенного будет на празднике в этом году?

Во-первых, Сабантуй впервые пройдет в предгорьях Алтая. Год назад, например, главной площадкой был парк Центрального района Барнаула.

Во-вторых, на праздник приедут главы трех субъектов России: врио губернатора Алтайского края Виктор Томенко, президент Республики Татарстан Рустам Минниханов и глава Республики Алтай Александр Бердников. "Пройдут переговоры на высшем региональном уровне по вопросам в области экономики, взаимодействия в сфере культуры, образования", — сообщил врио министра экономического развития Алтайского края Николай Чиняков.

И, конечно, с особым размахом будут встречать гостей праздника.

Можно подробнее про "особый размах" праздника?

Площадки начнут работать с 10.00. Торжественное открытие Сабантуя назначено на 13.00. С приветственным словом выступит врио губернатора Алтайского края Виктор Томенко, президент Республики Татарстан Рустам Минниханов и глава Республики Алтай Александр Бердников.

В программе запланированы выступления мастеров искусств Татарстана и фольклорных коллективов алтайской земли. Особенность татарского праздника Сабантуй в том, что любой желающий может принять участие в различных состязаниях и конкурсах.

Одно из главных событий — куреш. Это национальная борьба на поясах. Победитель получает главный приз - автомобиль. Проверить свои силы и побороться (в прямом смысле) за авто может любой желающий.

Также каждый сможет принять участие в боях мешками на бревне, конных скачках, показать свою силу, поднимая тяжелые гири, или снять приз, забравшись на высокий и скользкий столб. Пройдут соревнования по забегам в мешках или с полными ведрами воды на коромыслах. Можно будет от души побить горшки, правда с завязанными глазами, а также принять участие во множестве других веселых игр и аттракционах.

В этом году в Сабантуе участвуют лучшие коллективы республики Татарстан, приезжает много артистов.

Впервые построено полноценное татарское подворье на территории "Бирюзовой Катуни", где будут представлены особенности культуры, гастрономии.

"Надеюсь, мы сможем удивить любого, кто приедет на этот праздник", — отметил Чиняков.

А кормить будут?

Конечно! Да еще как! Национальную татарскую кухню представят множеством блюд.

Председатель региональной национально-культурной автономии татар Алтайского края Анвар Аминов рассказал, что из Татарстана специально на праздник привезли огромный казан, рассчитанный примерно на пять тысяч порций. Гости Сабантуя смогут бесплатно попробовать плов из этого казана.

Среди прочих гастрономических радостей — очпочмаки, перемячи, беляши, чак-чак. А еще будет представлено национальное блюдо кыстыбый. Ему нет аналогов в русской кухне. Это традиционное татарское блюдо из теста с начинкой. Представляет собой обжаренную пресную лепешку, начиненную картофельным пюре. По виду напоминает незакрытый пирог – начинка кладется на одну половину лепешки и закрывается сверху второй половиной.

Как добраться до "Бирюзовой Катуни"?

ОЭЗ "Бирюзовая Катунь" расположена в Алтайском районе. Расстояние от Барнаула составляет около 290 км. Организовано гостей на праздник доставляют туристические агентства. Но можно добраться и самостоятельно на автомобиле или автобусе. от Барнаула по Чуйскому тракту (федеральной трассе Р 256/ М 52) до моста через Катунь за пос. Манжерок (не доезжая источника Аржан-Суу). Время в пути по свободной трассе – от 3,5 ч.

Сабантуй - праздник народов Башкирии и Татарстана в честь сбора урожая, демонстрирующий силу и ловкость башкир и татар, пропагандирующий здоровый образ жизни. Он имеет многовековую историю, сохранил свои традиции и сегодня.

Описание праздника

Слово "сабантуй" происходит от тюркских лексем "сабан" - плуг и "туй" - праздник. Отмечается он в июне в честь завершения весенних посевных работ. Это мероприятие является национальным и любимым, в его праздновании принимают участие и дети, и взрослые.

Сабантуй отмечается каждый год, он не проводился только в те периоды, когда шли войны или были тяжелые времена у народа. Это праздник труда, здоровья, силы и ловкости. Он имеет свои обычаи, обряды, состоит обычно из различных состязаний, сопровождается многочисленными песнями и плясками.

Этот праздник находится под защитой ЮНЕСКО как шедевр устного наследия человечества, ведь он - настоящий драгоценный камень национального единства и дружбы.

Сабантуй: история праздника

Народное гулянье имеет многовековую историю. Впервые об этом празднике упоминается в записках арабского посла от 921 г. нашей эры, который приезжал в земли башкир и татар для изучения их традиций, быта.

Изначально праздник носил сакральный характер, проводился с целью задабривания духов и божеств плодородия, чтобы они ниспослали хороший урожай. Поэтому Сабантуй праздновался в апреле перед посевными работами. В ритуальных играх и соревнованиях участвовали именно молодые парни, так как сакральный обычай предполагал символическое венчание с природой, поэтому слово "туй" в данном случае правильнее трактовать, как "свадьба, бракосочетание".

Кроме того, ритуальный обычай предполагал жертвоприношения и общественные моления в честь бога Солнца и Неба - Тенгре и в честь духов предков. Позже эти языческие обряды заменили на традицию подношения подарков.

Сабантуй готовился заранее, еще зимой. Молодые девушки вышивали и шили полотенца, платки и рубашки, которые становились основной наградой для джигитов, участвовавших в народных играх и состязаниях. Самым желанным и дорогим вознаграждением считалось полотенце, украшенное вышивкой из национальных узоров.

Основными играми и состязаниями были: скачки на лошадях, борьба, соревнования в беге и ловкости.

Современный статус праздника

Народное гулянье и сегодня очень распространено не только в городах и селах Башкирии и Татарстана, но и в других населенных пунктах.

Татарский национальный праздник Сабантуй официально имеет статус государственного торжества, издаются указы и распоряжения о дате, месте его проведения, назначаются ответственные лица на всех уровнях власти, продумывается сценарий, оформление праздника. Исторически народное гулянье имеет четкие обряды и традиции, однако, появляются и современные тенденции в его проведении.

Кроме того, Сабантуй имеет статус федерального праздника и проводится во многих городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и других.

Как празднуют Сабантуй?

Национальный праздник Сабантуй обычно проходит в июне в 3 этапа:

  • начинается празднование в деревнях и селах республики в первую субботу после завершения посевной;
  • через неделю народные гулянья проходят в городах;
  • еще через 7 дней грандиозное торжество проводят в столице Татарстана.

Во время проведения празднеств во всех административных районах устраивают специальные праздничные площадки, обычно на большом поле - майдане, где проходят различные состязания между настоящими джигитами, выступления мастеров искусств и гулянья. На ипподроме обязательно устраивают скачки. Кроме того, в деревнях и селах сохраняется традиция сбора подарков.

Состязания и народные игры

На Сабантуе принято проводить различные состязания и игры для демонстрации силы, ловкости и просто для развлечения народа. Самая любимая забава всех джигитов - на поясах, которая проводится между мужчинами разных возрастов.

Цель соревнования - захватить противника за пояс и завалить его на землю. Сначала борьба проводится между мальчиками, потом в бой вступают юноши, третьи пары - мужчины средних лет. Кульминация состязания - борьба между двумя непобежденными джигитами. Победитель куреша (батыр) получает главный приз - живого барана.

Еще одно основное состязание - конные скачки, которые могут проводиться отдельно на ипподроме или устраиваться непосредственно на майдане, причем в последнем случае, расстояние определяется на глаз до какой-либо точки.

Сабантуй - праздник здоровья, поэтому довольно часто джигиты соревнуются в поднятии камней, демонстрируя свою силу. В качестве тяжести выступают гири или штанги, вес которых составляет 25 кг. Суть состязания - поднять камень двумя руками и удержать его в правой ладони, поднятой вверх.

Это праздник еще и веселый, поэтому довольно часто проводятся шуточные конкурсы. Самыми распространенными считаются различные состязания в беге:

  • с яйцом в ложке;
  • с полными ведрами воды на коромысле;
  • прыжки в мешках;
  • парные забеги, когда левая нога одного человека крепко связана с правой другого.

Очень популярны следующие народные игры:

  • бой мешками с травой или сеном, который проходит на скользком, неустойчивом бревне;
  • с завязанными глазами при помощи палки необходимо разбить глиняные горшки, которые стоят на земле;
  • командное или одиночное палки;
  • лазанье за призом по высокому и гладкому столбу, длина которого может достигать 15 м.

Угощения на празднике

Веселый народный праздник Сабантуй, описание которого не может быть полным без обзора традиционных татарских яств, еще и очень гостеприимный.

Здесь принято угощать мясной и сладкой едой. На Сабантуе обычно готовят следующие блюда:

  • татарский плов на баранине с добавлением томатной пасты или любых овощей;
  • перемеч - нежнейшие пирожки с мясом, особенностью которых является наличие отверстия сверху булочки;
  • баранина, фаршированная яйцами, сливочным маслом и специями;
  • бэлиш с уткой и рисом в мясном бульоне;
  • чак-чак - традиционное сладкое блюдо, представляющее собой песочные печенья, залитые жидким медом.

Детский праздник Сабантуй

Народное гулянье захватывает всех, его любят и взрослые, и дети. Изначально, эта традиция сохраняется и сегодня, торжество начинали именно ребятишки. Они первыми принимают участия в состязаниях, с удовольствием играют в народные развлечения. Поэтому Сабантуй стали проводить еще и отдельно для детей в школах и детских садах.

Отмечают праздник в начале лета, когда начинаются школьные каникулы, кроме того, детский Сабантуй совпадает с Международным Днем защиты детей.

Народные гулянья ребятни учитывают все традиции этого торжества:

  • Накануне собирают подарки для победителей, обходя дома соседей, родственников, хороших знакомых. В качестве презентов выступают все те же платки и полотенца, а также могут быть игрушки, сладости и другие вещи.
  • Основной праздник состоит из различных состязаний, игр, в которых мальчишки и девчонки соревнуются в ловкости и силе.
  • Традиционно проводится конкурс талантов. Дети с удовольствием поют, танцуют, читают стихи.
  • Окончание праздника - вручение подарков победителям.

Торжество дети проводят сами, ведущие одеты в национальные костюмы, участники приносят сладкие угощения, после мероприятия устраивают чаепитие и веселые танцы. Ребятишки приобщаются к народной культуре, проникаются традициями предков.

Поздравления с Сабантуем

На Сабантуй - праздник труда и здоровья - принято говорить друг другу теплые пожелания. Кроме того, поздравления звучат в газетах и других СМИ, от руководителей всех уровней и, конечно, президента.

Пожелания льются самые разнообразные, однако неизменными остаются слова о здоровье, счастье, благополучии. Нелишними будут пожелания успеха в трудовой деятельности и всех земных благ.

Можно привести следующий пример поздравления на Сабантуй: "От всей души поздравляю с национальным праздником Сабантуй - старинным и вечно молодым! Праздником труда, гостеприимства, щедрого урожая. Желаю здоровья, благополучия и счастья! Пусть тебя сопровождает успех в делах, а все блага мира сопутствуют твоей семье".

Традиции и новаторство праздника

Народное гулянье имеет свою структуру, состоит из определенных обрядов, игр. Однако оно развивается, появляются новые, интересные тенденции, которые делают его более разнообразным.

Сабантуй - праздник, сочетающий в себе традиции народа и различные нововведения, основные из которых следующие:

  • награждение передовиков труда и победителей в конкурсах профессий;
  • новые виды состязаний: шахматы, велоспорт, армреслинг, волейбол, соревнование на ходулях и другие;
  • бега с участием лучших рысаков России и зарубежья;
  • в некоторых населенных пунктах праздник начинается с молитвы, читаемой муллой (стоить отметить, что рассматриваемое мероприятие не является религиозным).

Таким образом, Сабантуй - труда, силы, ловкости, здоровья. Всеобщее народное гулянье, сопровождаемое разнообразными состязаниями, играми, песнями и танцами.

Сабантуй переводится с тюркских языков как "свадьба (торжество) плуга" - сабан (плуг) и туй (праздник, свадьба) . В татарском языке праздник называется тат. сабантуй или тат. сабан туе . Также среди татар было распространено название Сабан бәйрәме (бәйрәм также означает праздник). Башкирское название праздника имеет аналогичную этимологию, от башк. hабан - плуг.

У чувашей этот праздник ранее назывался чуваш. сухат - пахота (верховые чуваши) и чуваш. сапан туйĕ - праздник плуга или сапан (низовые чуваши), теперь же повсеместно он называется чуваш. акатуй . Схожую этимологию имеет марийское название похожего праздника - агапайрем. Аналогичный праздник татарстанской мордвы - Балтай имеет татарскую этимологию и означает праздник меда . Похожий праздник под названием удм. Гербер существует и у удмуртов.

Народы Северного Кавказа, балкарцы и ногайцы также празднуют похожий праздник, который они называют сабантой . Этим же словом обозначают аналогичный праздник и казахи.

История Сабантуя

Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же - в честь их окончания (в июне).

Истоки празднования Сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Первоначальная цель этого обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году .

Исследования последних лет показывают, что Сабантуй состоял из чередования обрядов, которые совершались ранней весной - с первого таяния снега до начала сева. Бытовал этот праздник в большинстве татарских деревень и больших татарских общинах по всему миру. В проведении его наблюдались локальные различия, вызванные наличием или отсутствием отдельных обрядов.

Впервые письменно зафиксирован у башкир в восемнадцатом веке в путевых записях русского лексикографа, натуралиста и путешественника Лепехина Ивана Ивановича и немецкого этнографа, ученого Георги Иоганна Готлиба

Варианты Сабантуя

Первый вариант Сабантуя

Батыр Сабантуя с призом

Как только сходил снег, старики-аксакалы собирали сход и договаривались о сроках проведения сабантуя. В назначенный день дети отправлялись по домам собирать крупу , молоко , масло, яйца. Из этих продуктов какая-нибудь женщина готовила в поле у воды (иногда в доме) кашу для детей. Такая каша называлась дэрэ или зэрэ боткасы (смысл терминов дэрэ , зэрэ неясен; возможно, имеется родство с турецким dere – река – каша готовилась у воды), а в восточных и юго-восточных районах Татарстана - карга боткасы - «грачиная каша» или «воронья каша». Так как истоки праздника лежат в архаичных, доисламских верованиях, и одном из них, культе птиц - вороны .

На следующий день, чуть свет, дети, надев на себя обновки (обязательно новые лапти с белыми суконными чулками - тула оек ), отправлялись по домам собирать крашеные яйца. У каждого в руках был мешочек, сшитый из красного конца браного (вытканного узорами) - кызыл башлы сёлге - полотенца. Все хозяйки не только красили яйца, но и пекли специально для детей булочки, орешки из теста - баурсак и готовили конфеты.

В некоторых деревнях первого вошедшего в дом мальчика хозяйка сажала на подушку, приговаривая: «Пусть легкой будет твоя нога, пусть будет много кур и цыплят…». Первому обязательно давали яйца, и гостинцев ему доставалось больше, чем остальным.

В этот же день, до обеда, после того как ребятишки кончали обход, выезжали верхом на нарядных лошадях юноши. Начинался так называемый сёрэн сугу (сбор яиц юношами). Группами по 8-10 человек они объезжали деревню. Останавливаясь у каждого дома, иногда заезжая во двор, просили яйца. Каждая хозяйка выносила по несколько сырых яиц, которые складывали в особую кошелку. Когда объезд деревни завершался, один из наездников, более ловкий и быстрый, хватал кошелку и во весь опор мчался за околицу. Задача остальных юношей заключалась в том, чтобы нагнать его. Если это не удавалось, все яйца доставались победителю, что случалось редко, обычно же юноши устраивали совместное угощение.

Помимо сёрэн сугу на лошадях в некоторых деревнях устраивали сёрэн пеший - жэяуле сёрэн . Несколько ряженых мужчин шли по домам, где собирали яйца и требовали угощения. На того же, кто его не давал, грозили накликать различные беды, но обычно отказывали им редко.

Через несколько дней, когда время приближалось к севу, юноши верхом на лошадях выезжали собирать подарки для победителей состязаний. Жители деревни охотно отдавали приготовленные заранее вещи: платки, отрезы материи, чулки, яйца и т. д. Самым ценным подарком считалось полотенце с браными узорами. Его обязательно должны были приготовить молодухи (яшь килен ), вышедшие замуж в период между двумя последними сабантуями. Сбор подарков сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками.

На следующий день проводились состязания: как правило, майдан (место состязаний) находился в районе парового поля. К назначенному времени туда со всех сторон стекался народ: шли пешком, ехали семьями на лошадях жители не только этой деревни, но и всей округи. Чтобы иметь возможность побывать на майдане в соседних деревнях, соблюдалась очередность в его проведении. Дуги, гривы лошадей украшали узорными полотенцами, пестрыми отрезами ситца. Все присутствующие в этот день доставали из сундуков самые лучшие наряды, украшения.

Соревнования начинались со скачек. Ни в одной татарской деревне сабантуй не обходился без них. Лошадей , участвующих в состязании, отводили на определенное расстояние, километров за 5-10 от деревни. Финиш устраивался поблизости от майдана. Пока лошади были далеко, на майдане шли состязания в беге, который начинали мальчики или старики: участники состязаний всегда группировались по возрасту.

Лучшие призы предназначались победителю скачек, а также батыру, которым становился тот, кто побеждал во всех схватках по национальной борьбе.

Широко распространилась традиция участия в сабантуе живущих по соседству с татарами русских , удмуртов , мари , чувашей , башкир , узбеков .

Сабантуй как государственный праздник

Президенты Татарстана и России М. Ш. Шаймиев и В. В. Путин на сабантуе в Казани, 2000

В. В. Путин на сабантуе в Казани, 2000

В настоящее время Сабантуй приобрел в Татарстане статус государственного праздника: он проводится практически в каждом населённом пункте, издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, город, республика), определяются источники финансирования.

Главный Сабантуй устраивается в столице Татарстана Казани (ныне в Берёзовой роще посёлка Мирный). Сабантуи проводятся также за пределами Татарстана в местах со значительным татарским населением. Также ежегодно попеременно в одном из регионов России с крупной татарской диаспорой официально проводится Федеральный Сабантуй.

Порядок проведения Сабантуя

Старые традиции сабантуя постепенно дополняются современными, тем не менее, основной порядок проведения праздника сохраняется. Как правило, в городах сабантуй празднуется один день на майдане, а в селе он состоит из двух частей - ритуального сбора подарков и майдана. Сабантуй на селе является временем приема гостей: родственников и друзей, поэтому к нему заранее готовятся: в доме убирают и белят, готовят угощения для гостей.

Сабантуй начинают готовить накануне праздника в субботу или даже в пятницу. Один из этапов - сбор подарков - әйбер җыю , яулык җыю . В некоторых сёлах, например, Лениногорского , Мензелинского районов для сбора подарков седлают до 50 и больше самых лучших коней. Юноши с песнями разъезжают из одного конца деревни в другой, собирая полотенца, платки, отрезы материи и т. д., которые прикрепляют к уздечкам коней. Чем больше собрано подарков, тем богаче украшена лошадь наездника, и поэтому юноши стараются получить как можно больше подарков, договариваясь о них заранее со своими соседями, родными, знакомыми. Если лошади нет, то юноши обвязываются крест-накрест через плечо двумя полотенцами, на которые и вешают подарки. В некоторых деревнях под Казанью подарки собирают старики-аксакалы, которые обходят дома и подвешивают подарки к шесту на плече. Чаще всего хозяин или хозяйка сами выносят подарки и ждут сборщиков у ворот. Юноши благодарят одаривающих песнями, а в конце сбора проезжают по селу с песнями, музыкой, показывая всем, сколько было собрано вещей.

Обязательным является подарок молодой снохи - яшь килен , которая по традиции дарит вышитое полотенце. Лучшее полотенце в дальнейшем дарилось победителю состязания сабантуя, что было большой честью как для батыра сабантуя, так и для девушки, вышившей полотенце. В последние годы ввиду исчезновения домашнего производства тканых полотенец для сабантуя начали дарить рубашки.

Одно из собранных полотенец (традиционные полотенца с красными узорными концами - кызыл башлы сёлге все еще встречаются среди собранных подарков) вывешивают на длинном шесте при въезде в село как оповещение о предстоящем сабантуе.

Сохранилась традиция ритуального сбора яиц, которые дают как с подарком, так и вместо него. Часть яиц продают, а полученные деньши используются для покупки нужных для сабантуя вещей. Остальная часть яиц используется на майдане при проведении шуточных состязаний: их пьют борцы и т. д.

Место проведения праздника назначают и оборудуют заранее. Майдан очищают от камней и разравнивают, иногда на него устанавливают трибуну. Часто место для майдана является постоянным, и сабантуй на нём празднуется из года в год. В день сабантуя на майдане ставят стол с призами и подарками для победителей, здесь же работают торговые палатки, буфеты.

Открывает сабантуй, поздравляя собравшихся с национальным праздником, один из руководителей района или города, а на главном сабантуе в Казани - Президент Татарстана.

После торжественного открытия праздника начинается развлекательная часть: выступают певцы, танцоры, которыми являются участники художественной самодеятельности или же профессиональные деятели искусства.

После окончании концерта объявляют место и время для проведения состязаний. Ввиду большого стечения народа и большого числа желающих принять участие в состязаниях их невозможно провести на майдане, однако призы победителям вручаются только на майдане.

Одним из самых популярных видом состязаний на сабантуях по-прежнему остается национальная борьба - корэш . Соревнования начинают два юных мальчика (иногда два старика), а затем поочередно состязаются мальчики-школьники, юноши, мужчины среднего возраста.

Кульминационным моментом борьбы и всего сабантуя служит борьба батыров - победителей в предварительных схватках и, наконец, двоих финалистов. Поединки на майдане показывают силу, ловкость, мастерство, мужество батыров, а также их благородство и уважительное отношение к сопернику.

Победителю состязаний достаётся самый ценный подарок сабантуя, в наши дни довольно значительный: автомобили, дорогая бытовая электроника, ковры, стиральные машины и т. д. По традиции победителю как приз дают живого барана.

Майдан послужил началом спортивной карьеры для многих известных борцов, а татарская борьба корэш стала видом спорта, в котором проводятся личные и командные первенства Татарстана и России.

На майдане соревнуются в подъеме тяжестей: гири (пудовой, двухпудовой), иногда штанги.

Широко распространены шуточные соревнования, которые также проводятся на майдане. Это различные состязания в беге: бег с ложкой во рту с положенным на нее яйцом, бег с ведрами на коромысле, наполненными водой, бег в мешках, бег по двое, когда левая нога одного привязана к правой ноге другого. Соревнуются в бой мешками, набитыми сеном, травой, который ведут на скользком бревне; состязаютя в игру, во время которой нужно с завязанными глазами разбить палкой глиняный горшок, стоящий на земле. Также пользуются популярностью перетягивание каната, палки, лазанье на высокий гладкий столб с призом наверху. В качестве приза используют живого петуха в клетке, сапоги и т. д.

Проводят соревнования певцов, чтецов, танцоров; организуют хороводы, танцы; вместе с мастерами занимаются различными национальными ремёслами, например, ковкой.

Обычно майдан продолжается с 10-11 утра до 2-3 часов дня. На нём продают сладости и другие вкусности, часто устраивают семейные чаепития за самоваром.

После окончании майдана вечером молодежь собирается на вечерние игры - кичке уен (вечерний сабантуей) - на краю села, на лугах, на месте дневного майдана или в клубе. Здесь также проводят соревнования певцов, танцоров, чтецов.

Федеральный Сабантуй

2001 год - Саратов,

2002 год - Тольятти (Самарская область),

2003 год - Димитровград (Ульяновская область),

2004 год - Йошкар-Ола,

2005 год - Нижний Новгород,

2006 год - Саранск,

2007 год - Челябинск,

2008 год - Астрахань,

2009 год - Ульяновск,

2010 год - Ижевск,

2011 год - Екатеринбург,

2013 год - ...

Всероссийский Сельский Сабантуй

IV (2013 год) - ...

Сабантуй за пределами России

Сабантуй проходит не только в России, но и по всему миру. Этот праздник является международным национальным татарским праздником, который стал государственным в Татарстане, федеральным праздником в России и официальным городским во многих городах мира. Кроме того, по инициативе местных татарских общин, сабантуи стали ежегодно проводиться в частном порядке в таких городах, как Вашингтон , Нью-Йорк , Сан-Франциско , Берлин , Ташкент , Монреаль , Торонто , Прага , Стамбул и многих других.

См. также

  • Обходные обряды

Примечания

  1. Акатуй
  2. Шипова Е. И. Словарь тюркизмов в русском языке. Алма-Ата: Наука, 1976, С. 268.
  3. См. Уразманова Р. К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала (Годовой цикл. XIX - нач. XX века). Историко-этнографический атлас татарского народа. Казань: Изд-во ПИК «Дом печати», 2001. С. 50., Никишенков А.А. Традиционный этикет народов России. XIX – начало ХХ вв. М.: Старый сад, 1999, С.77, Кучемезов Б.Х. Земледелие у балкарцев //Этнографическое обозрение. 2001, №1. С. 73.
  4. сабантуй (происхождение сабантуй, этимология сабантуй) « Этимологический словарь русского языка. Фасмер Макс (online версия) « Русский язык « Classes.ru
  5. Сабантуй в Энциклопедии Челябинск
  6. Агапайрем - место встреч
  7. Балтай - праздник мёда и масла
  8. Гербер: о традиционном летнем празднике удмуртов
  9. Тридиции народов КБР
  10. 1gb.ru хостинг - первая страница
  11. Уразманова Р.К. Современные обряды татарского народа (Историко-этнографическое исследование). - Казань: Татарское кн. изд-во, 1984, С.52.

Сабантуй является любимым и повсеместным народным праздником. Он празднуется с давних времён по сегодняшний день. Празднуется Сабантуй летом по окончании весенних полевых работ.

В целом для Татарстана наблюдается поэтапное проведение сабантуя: сначала его празднуют по отдельным селам и деревням, колхозам, через неделю проводится районный (или в субботу - по деревням, а в воскресенье - в райцентре) сабантуй. Завершает празднование сабантуй в крупных городах и столице Татарстана - Казани.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сабантуй является любимым и повсеместным народным праздником. Он празднуется с давних времён по сегодняшний день. Празднуется Сабантуй летом по окончании весенних полевых работ.

В целом для Татарстана наблюдается поэтапное проведение сабантуя: сначала его празднуют по отдельным селам и деревням, колхозам, через неделю проводится районный (или в субботу - по деревням, а в воскресенье - в райцентре) сабантуй. Завершает празднование сабантуй в крупных городах и столице Татарстана - Казани . Ранее сабантуй не был привязан к определенному дню недели и праздновался селянами в удобный для себя день, а ныне для празднования сабантуя назначается общепринятый выходной день - воскресенье.

Сабантуй сделался праздником всеобщим и межнациональным и сегодня он отмечается в селах, поселках, районах, городах, столице Татарстана, Москве, Санкт-Петербурге.

Сабантуй проходит не только в России, но и по всему миру. Этот праздник является международным национальным татарским праздником, который стал государственным в Татарстане, федеральным праздником в России и официальным городским во многих во многих других регионах страны, а также в разных уголках мира, где проживают татары. Кроме того, по инициативе местных татарских общин, сабантуи стали ежегодно проводиться в частном порядке в таких городах, как Вашингтон, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Берлин, Ташкент, Монреаль, Торонто, Прага, Стамбул и многих других.

В старину празднование Сабантуя было большим событием, и к нему долго готовились. Всю зиму девушки, молодые женщины готовили подарки – ткали, шили, вышивали. Весной, перед началом праздника, молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей в состязаниях и народных играх: вышитые платки и полотенца, куски ситца, рубашки, куриные яйца. Самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце. Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками. Подарки привязывали к длинному шесту, иногда джигиты обвязывали себя собранными полотенцами и не снимали их до конца церемонии. Аксакалы, своего рода совет Сабантуя, назначали жюри для награждения победителей, следили за порядком во время состязаний. Кульминацией праздника был майдан - состязания в беге, прыжках, национальной борьбе - керэш, и, конечно, конные скачки.

Старые традиции сабантуя постепенно дополняются современными, тем не менее, основной порядок проведения праздника сохраняется. Сабантуй на селе является временем приема гостей: родственников и друзей, поэтому к нему заранее готовятся: в доме убирают и белят, готовят угощения для гостей.

Сабантуй начинают готовить накануне праздника в субботу или даже в пятницу. Юноши с песнями разъезжают из одного конца деревни в другой, собирая полотенца, платки, отрезы материи и т. д., которые прикрепляют к уздечкам коней. Чем больше собрано подарков, тем богаче украшена лошадь наездника, и поэтому юноши стараются получить как можно больше подарков, договариваясь о них заранее со своими соседями, родными, знакомыми. Если лошади нет, то юноши обвязываются крест-накрест через плечо двумя полотенцами, на которые и вешают подарки.

Чаще всего хозяин или хозяйка сами выносят подарки и ждут сборщиков у ворот. Юноши благодарят одаривающих песнями, а в конце сбора проезжают по селу с песнями, музыкой, показывая всем, сколько было собрано вещей.

Место проведения праздника назначают и оборудуют заранее. Майдан очищают от камней и разравнивают, иногда на него устанавливают трибуну. Часто место для майдана является постоянным, и сабантуй на нём празднуется из года в год. В день сабантуя на майдане ставят стол с призами и подарками для победителей, здесь же работают торговые палатки, буфеты.

Открывает сабантуй, поздравляя собравшихся с национальным праздником, один из руководителей района или города, а на главном сабантуе в Казани - Президент Татарстана.

После торжественного открытия праздника начинается развлекательная часть: выступают певцы, танцоры, которыми являются участники художественной самодеятельности или же профессиональные деятели искусства.

После окончании концерта объявляют место и время для проведения состязаний. Ввиду большого стечения народа и большого числа желающих принять участие в состязаниях их невозможно провести на майдане, однако призы победителям вручаются только на майдане.

Одним из самых популярных видом состязаний на сабантуях по-прежнему остается национальная борьба - корэш . Соревнования начинают два юных мальчика (иногда два старика), а затем поочередно состязаются мальчики-школьники, юноши, мужчины среднего возраста.

Кульминационным моментом борьбы и всего сабантуя служит борьба батыров - победителей в предварительных схватках и, наконец, двоих финалистов. Поединки на майдане показывают силу, ловкость, мастерство, мужество батыров, а также их благородство и уважительное отношение к сопернику.

Победителю состязаний достаётся самый ценный подарок сабантуя, в наши дни довольно значительный: автомобили, дорогая бытовая электроника, ковры, стиральные машины и т. д. По традиции победителю как приз дают живого барана.

Майдан послужил началом спортивной карьеры для многих известных борцов, а татарская борьба корэш стала видом спорта, в котором проводятся личные и командные первенства Татарстана и России.

На майдане соревнуются в подъеме тяжестей: гири (пудовой, двухпудовой), иногда штанги.

Все увереннее заявляет о себе на Сабантуях и борьба на руках. Если на международной арене спорта этот вид известен как армрестлинг, в татарском народе он издавна известен как “кул көрәштеру”. Правила ее просты: чтобы одержать победу над соперником, необходимо прижать его руку к столу, на который кладется специальная подушка.

Аркан (канат, бау) тартыш (перетягивание каната). В древнетюркском словаре он обозначен терминами uruq (веревка, канат) и uqruq (аркан).

Бег с коромыслом - шуточное соревнование, но в нем имеется некий подтекст: так как ведра не пусты, а полны до краев водой и соревнуются, в основном, молодые девушки на выданье и невестки, тут заодно проверяется их аккуратность.

Бой горошков – одно и самых любимых соревнований. Задача – разбить горшок с завязанными глазами.

Для самых ловких существует такое состязание, как влезание на столб, на вершине которого прикрепляется красный флажок или ценный подарок. Причем высота столба порой достигает 15 метров.

Веселое состязание поиск монеты в плошке с катыком. Судьи плотно завязывают игроку глаза и предлагают отвести руки за спину. По сигналу судьи игрок нагибается над тарелкой и, "нырнув" лицом в катык, губами начинает искать монету. Он имеет на это только строго ограниченное время.

Особенно любима детьми такая забава, как бег с яйцом в ложке, при этом ложку нужно держать во рту.

Шуточное состязание бой мешками с соломой, сидя на бревне, тоже требует определенной ловкости. На майдане устанавливается бревно круглой формы. Два участника состязания садятся верхом на бревно друг против друга, держа в руках заполненные соломой мешки. По сигналу судьи игроки начинают бить друг друга мешками, стремясь сбить соперника с бревна на землю. Кто сумеет, сам, удержавшись на бревне, свалить соперника на землю - тот объявляется победителем.

Также пользуются популярностью перетягивание каната, палки, лазанье на высокий гладкий столб с призом наверху. В качестве приза используют живого петуха в клетке, сапоги и т. д.

Проводят соревнования певцов, чтецов, танцоров; организуют хороводы, танцы; вместе с мастерами занимаются различными национальными ремёслами, например, ковкой.

Обычно майдан продолжается с 10-11 утра до 2-3 часов дня. На нём продают сладости и другие вкусности, часто устраивают семейные чаепития за самоваром.

После окончании майдана вечером молодежь собирается на вечерние игры - кичке уен (вечерний сабантуй) - на краю села, на лугах, на месте дневного майдана или в клубе. Здесь также проводят соревнования певцов, танцоров, чтецов.

Как правило, соревнования, игры Сабантуя начинают дети, их эстафету подхватывают подростки, затем их сменяют юноши и только потом вступают в действие взрослые. Эта традиция преемственности поколений одна из самых важных на нашем Сабантуе, которую нужно соблюдать при любых обстоятельствах и условиях. Сабантуйский дух состязательности, однажды вселившись в сердце человека в детском возрасте, будет ему помогать всю жизнь. Для того чтобы человек при любых обстоятельствах сумел сохранить свое лицо, достоинство, всегда должен быть готов и к победам, и к поражениям, уметь соизмерять свои желания со своими возможностями. В этом смысле Сабантуй - это начальная школа жизни.

Веселый, мудрый Сабантуй - непревзойденное изобретение татарского народа. Возникнув в глубине веков, он дошел до наших дней как праздник, обладающий волшебным свойством постоянно обновляться и обогащаться, вбирая в себя материальные и духовные достижения общества на данном этапе. Сабантуй как истинно массовый праздник дает каждому человеку, какой бы он национальности, вероисповедания и возраста ни был, возможность повеселиться, поучаствовать в играх-состязаниях или побыть просто зрителем.

За последние несколько десятилетий Сабантуй ещё больше укрепил свою позицию всетатарского праздника, отмечаемого наряду с Татарстаном и во многих странах дальнего и ближнего зарубежья, где проживают татары. Он приобретает характер, можно сказать, всероссийский, привлекая с каждым годом все больше представителей разных наций и народов России

Сабантуй дорог и ценен нам прежде всего как народный праздник, в котором или при помощи которого мы соприкасаемся с народными традициями общения и веселья. Есть традиции - есть народ, нет традиций - нет и народа. Сохраняя и оберегая вековечные традиции татарского народа, его обряды и обычаи, родной язык и песни, мы укрепляем свои устои как нации и народа.