Американцы в корейской войне. Корейская война: краткая история. Причины, приведшие Корею к войне

Сохраняющаяся напряженность военно-политической обстановки на Корейском полуострове является последствием одной из крупнейших локальных войн XX в., боевые действия которой проходили на нем с 25 июня 1950-го по 27 июля 1953 г.

В этой войне неоднократно возникали моменты, угрожавшие превращению регионального конфликта в глобальный, в том числе вследствие реальной возможности применения ядерного оружия (ЯО) со стороны США. Для нее оказалось характерным использование очень значительных людских и материальных ресурсов, ожесточенность противостояния и вовлечение, помимо вооруженных сил обоих корейских государств (Северная и Южная Кореи), сил Китайской Народной Республики (КНР), СССР, США и еще полутора десятков других стран, составлявших многонациональные силы (МНС) Организации Объединенных Наций (ООН). Корейская война была первым широкомасштабным военным конфликтом времен «холодной войны», развернувшейся по окончании Второй мировой войны.

Причины, приведшие к возникновению Корейской войны, исходно определяемой как гражданская, лежат в расколе единой Кореи и внешнем вмешательстве. Раскол Кореи на две части стал одним из результатов Второй мировой войны, на завершающем этапе которой, осенью 1945 г., страна условно, временно, была разделена Советским Союзом и США по 38-й параллели (примерно пополам) для освобождения полуострова от японских войск. Для временного управления страной потребовалось создание гражданских органов власти, что, учитывая различные политические системы государств-освободителей, привело к появлению в 1948 г. в разделенных частях Кореи двух государств, построенных на основе противоположных идеологических платформ: на севере страны — просоветской Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР) со столицей в Пхеньяне и в ее южной части — проамериканской Республики Корея (РК) со столицей в Сеуле. Вследствие этого попытки достичь объединения страны мирным путем к началу 1949 г. были практически исчерпаны. При этом и советские, и американские войска были выведены с территории страны.

Но, вместе с тем, ни Пхеньян, ни Сеул не мыслили корейскую нацию разделенной, и выход для объединения страны лидеры обеих сторон (в КНДР — Ким Ир Сен, в РК — Ли Сын Ман) видели в применении силы. Косвенно эти настроения подогревались как СССР, так и США путем оказания помощи в строительстве вооруженных сил в разделенных частях Кореи. В итоге, как отмечал в своих записках видный советский дипломат М.С. Капица, обе стороны готовились к войне.

Советский Союз изначально исходил из того, что КНДР должна быть буферным государством, позволяющим ему избежать прямого соприкосновения с Соединенными Штатами Америки. Отсюда вытекал отказ Москвы вплоть до весны 1950 г. в поддержке устремлений северокорейского лидера Ким Ир Сена преодолеть раздел полуострова военным путем. Но вскоре, в мае того же года, все же одобрил его намерения, хотя формально положительное решение было переложено на китайского руководителя Мао Цзэдуна.

Советским руководством при поддержке планов КНДР учитывалось достижение Пхеньяном военного превосходства над Сеулом и не предполагалось вмешательство США в войну между корейскими государствами — 12 января 1950 г. госсекретарь США Дин Ачесон, выступая в Вашингтоне перед журналистами, обозначил американскую линию обороны на Дальнем Востоке по рубежу Япония — Филиппины — Окинава, что означало отнесение Южной Кореи к числу неприоритетных стран для Соединенных Штатов Америки.

Одобрению планов Ким Ир Сена способствовали также два важных события мирового значения: появление ядерного оружия в СССР и провозглашение КНР в 1949 г. Значимым аргументом стало и то, что северокорейцы сумели убедить и Москву, и Пекин, что на юге Корейского полуострова сложилась революционная ситуация, которая в случае вооруженной акции со стороны КНДР приведет к всенародному восстанию в Южной Корее и устранению проамериканского режима Ли Сын Мана.

В то же время в позиции Вашингтона с начала 1950 г. происходили качественные изменения в сторону формирования политики жесткого реагирования на якобы усиливавшиеся попытки ослабить влияние США на мировое сообщество. На фоне разворачивавшейся «холодной войны» администрация Г. Трумэна подвергалась обвинениям в неспособности противостоять стратегическим вызовам, в качестве которых тогда рассматривались Берлинский кризис 1948 г., поражение Чан Кайши в Китае и т.п. Остроту ситуации придавало и падение рейтинга президента США в год проведения в стране промежуточных выборов в конгресс.

В результате весной 1950 г. Совет национальной безопасности США внес изменения в стратегию и дипломатию страны на дальневосточном направлении. В директиве Совета СНБ-68 указывались как потенциальные субъекты советской экспансии Южная Корея и Япония. Поэтому к началу Корейской войны Соединенные Штаты Америки оказались подготовленными к активному политико-дипломатическому демаршу и прямому вступлению в войну против «коммунистической агрессии». Само содержание директивы было известно очень узкому кругу американской администрации.

Что касается позиции КНР по Корейскому полуострову, прежде всего, она определялась тем, что военные успехи Ким Ир Сена могут привести к росту коммунистического влияния в Азии и, разумеется, влияния самого Пекина, расчетами на невмешательство США в предстоящие события на полуострове и наличие революционной ситуации в Южной Корее, которая будет способствовать северокорейской победе. В то же время китайцы осознавали, что в случае неудачи одобренного ими замысла в КНДР может сложиться перспектива появления американских войск на китайско-корейской границе протяженностью 700 км. Это было неприемлемо для них и, в конечном счете, могло привести к вооруженному участию КНР в Корее.

Итак, к войне на полуострове готовились и Юг, и Север. США обучили и вооружили южнокорейскую армию. С помощью СССР была создана Корейская народная армия (КНА) в КНДР. Вооруженные стычки обеих сторон происходили с разной степенью остроты в течение 1949-1950 гг. Каждая из них могла означать ее начало. В преддверии открытия боевых действий КНА против вооруженных сил Южной Кореи, которые развернулись 25 июня 1950 г. в ответ на якобы спровоцированный пограничный инцидент в районе 38-й параллели, состав противоборствующих сил выглядел следующим образом.

КНА в своем составе насчитывала 10 пехотных дивизий, танковую бригаду, 6 отдельных полков, 4 бригады внутренней и пограничной охраны (входили в систему Министерства внутренних дел), авиационную дивизию, 4 дивизиона кораблей (морские охотники и торпедные катера, тральщики), 2 полка морской пехоты, полк береговой охраны. На вооружении боевых частей состояло около 1600 орудий и минометов, 260 танков и самоходных артиллерийских установок (САУ), 170 боевых самолетов, из них 90 штурмовиков Ил-10 и 80 Як-9, 20 кораблей. Численность вооруженных сил КНДР составляла 188 тыс. человек. В качестве первоочередной перед ними ставилась задача разгромить противника путем окружения и последующего уничтожения его главных сил в районе Сеула.

На Юге была создана оснащенная современным оружием армия, подготовленная для наступательных военных действий. В ее составе имелось 8 пехотных дивизий, отдельный кавалерийский полк и 12 отдельных батальонов различного назначения, авиационный отряд, 5 дивизионов кораблей, полк морской пехоты, 9 отрядов береговой охраны. Кроме того, в составе территориальной армии числилось 5 бригад, рассматриваемых в качестве организованного резерва вооруженных сил РК. Также специальные отряды численностью до 20 тыс. человек, предназначенные для противопартизанских действий, находились в рядах полиции. Общая численность вооруженных сил Южной Кореи составляла 161 тыс. человек. На вооружении боевых частей состояло около 700 орудий и минометов, 30 танков и САУ, 40 самолетов, в том числе 25 истребителей, 71 корабль. Как видно, соотношение сил и средств в июне 1950 г. было в пользу КНА.

США располагали в непосредственной близости от Корейского полуострова значительными силами из состава главного командования ВС страны на Дальнем Востоке со штабом в Токио под руководством генерала Д. Макартура. Так, в Японии дислоцировалась 8-я армия (3 пехотные и кавалерийская дивизии), на островах Рюкю и Гуам — по отдельному пехотному полку. ВВС США были представлены 5-й воздушной армией (ВА) в Японии, 20 ВА — на о. Окинава, 13 ВА — на Филиппинах.

В составе американских военно-морских сил (ВМС) в регионе находилось 26 кораблей 7-го флота (авианосец, 2 крейсера, 12 эсминцев, 4 подводные лодки, около 140 самолетов). Общая численность группировки ВС США, которая могла быть использована в военных действиях на Корейском полуострове в сравнительно короткие сроки, приближалась к 200 тыс. человек. Особенно мощной являлась авиационная составляющая войск США в регионе — 1040 самолетов, в том числе 730 - в Японии. Очевидно, что, в случае вмешательства в войну на Корейском полуострове, ВС США были в состоянии обеспечить полное превосходство в воздухе и на море.

В боевых действиях в Корее принимали участие многонациональные силы ООН — войска государств, поддержавших резолюцию Совета Безопасности (СБ) ООН от 27 июня 1950 г. об оказании военной помощи Южной Корее в начавшейся войне с КНДР. Среди них: Австралия, Бельгия, Великобритания, Греция, Канада, Колумбия, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Таиланд, Турция, Филиппины, Франция, Эфиопия и Южно-Африканский Союз. Военно-медицинские подразделения предоставили Индия, Италия, Норвегия, Швеция. Совокупно численность так называемой южной коалиции войск колебалась в пределах от 900 тыс. до 1,1 млн человек, в том числе ВС РК — до 600 тыс. человек, ВС США — до 400 тыс., ВС вышеуказанных союзников — до 100 тыс. человек.
Генерал Дуглас Макартур

В критической для КНДР ситуации, когда войска США и РК, действовавшие под флагом ООН, пересекли в ноябре 1950 г. 38-ю параллель и стали приближаться к корейско-китайской границе, на помощь Северу выступили КНР и СССР. Первая предоставила мощную группировку сухопутных войск под видом китайских народных добровольцев в составе двух армейских групп под командованием генерал-полковника Пэн Дехуая первоначально общей численностью 260 тыс. человек с ростом ее в дальнейшем до 780 тыс. человек. Советский Союз, со своей стороны, взял на себя обязательство обеспечить воздушное прикрытие северо-восточной части территории КНР и прилегавшей части КНДР.

С этой целью была срочно сформирована группировка советской авиации, организационно оформленная как 64-й истребительный авиационный корпус (иак). Состав сил и средств иак был непостоянен, помимо истребительной авиации он включал части зенитной артиллерии, авиатехнические и радиотехнические части. Общая численность личного состава достигала около 30 тыс. человек, в том числе около 450 летчиков. На вооружении корпуса имелось более 300 самолетов, в основном МиГ-15. Таким образом, максимальная численность войск северной коалиции составляла около 1,06 млн человек с учетом общей численности войск КНА в 260 тыс. человек.

Северокорейские войска начали военные действия против Южной Кореи довольно успешно. Уже на третий день войны ими была взята ее столица - Сеул. Но начавшаяся по своей сути гражданская война быстро переросла в региональный конфликт, вследствие вмешательства США и их союзников в события на полуострове. Дело в том, что действия США не совпали с ожидаемыми прогнозами и расчетами, Вашингтон повел себя весьма решительно, сразу сконцентрировав свои усилия по нескольким направлениям: оказание Южной Корее прямой военной помощи из сил, дислоцированных на территории Японии; консультации с союзниками по военно-политическому блоку НАТО; формирование военной коалиции противодействия КНДР под флагом ООН.

27 июня 1950 г. Совет Безопасности Организации Объединенных Наций одобрил резолюцию, позволявшую использование в Корее американских войск, и рекомендовал другим странам — членам ООН поддержать добровольно действия США. 7 июля СБ ООН одобрил создание многонациональных сил ООН под руководством Вашингтона для ведения войны на Корейском полуострове против государства-агрессора, в качестве которого рассматривалась Северная Корея. СССР мог наложить вето на указанные резолюции СБ ООН, но на его заседаниях с января 1950 г. отсутствовал советский представитель в знак протеста против того, что место КНР в организации было занято представителем гоминдановского режима Чан Кайши. Такое обстоятельство можно рассматривать как дипломатический просчет советской стороны. Пхеньян свою операцию по достижению контроля над территорией Южной Кореи рассчитывал провести быстро и до того, как американцы сумеют вмешаться в события на Корейском полуострове. В этом контексте затягивание в СБ ООН процесса по принятию решений в связи с ситуацией в Корее могло бы способствовать военному успеху КНДР.

Периодизация боевых действий в Корейской войне включает четыре этапа: первый (25 июня — 14 сентября 1950 г.), состоящий из перехода КНА через 38-ю параллель и развития наступления до р. Нактонган с блокированием войск противника на плацдарме в районе г. Пусан; второй (15 сентября — 24 октября 1950 г.), содержащий контрнаступление многонациональных сил ООН и их выход непосредственно в южные районы КНДР; третий (25 октября 1950 г. — 9 июля 1951 г.), характеризующийся вступлением в войну китайских народных добровольцев, что привело к отступлению войск ООН из Северной Кореи и стабилизации линии боевых действий на полуострове в районах, прилегающих к 38-й параллели; четвертый (10 июля 1951 г. — 27 июля 1953 г.), включающий в себя как боевые действия, так и переговоры о перемирии.

Первый этап Корейской войны ознаменовался успехами войск Корейской народной армии. Ее войска сломили сопротивление противника на сеульском направлении и динамично продолжили наступление на юг. К середине августа до 90% территории Южной Кореи контролировалось северянами. Важную роль в разработке операций КНА сыграли советские военные советники во главе с генерал-лейтенантом Н.А. Васильевым. Численность их на протяжении войны колебалась от 120 до 160 человек, но они не принимали участия в боевых действиях, сосредоточивая свои усилия на оказании содействия в разработке, подготовке и проведении операций, обучении и организации частей и отдельных служб северокорейской армии. С ноября 1950 г. и до конца войны аппаратом советских военных советников в КНДР руководил генерал-лейтенант В.Н. Разуваев, являясь при этом послом СССР в ней.

Однако к сентябрю 1950 г. северокорейские войска постепенно утрачивали инициативу в ведении боевых действий и практически остановились по периметру пусанского плацдарма, не сумев преодолеть сопротивление американских и южнокорейских войск. К исходу первого этапа войны КНА была в значительной степени обессилена жестким и постоянным воздействием авиации ВВС США. Были серьезно нарушены транспортные коммуникации, что привело к потере войсками Корейской народной армии маневренности и бесперебойности тылового обеспечения боевых действий.

В целом на ходе войны стал негативно сказываться расчет руководства КНДР, что война будет краткосрочной и не потребует значительных людских и материальных ресурсов. К тому же в условиях прямого военного вмешательства США в события на Корейском полуострове довлеющую роль стало играть полное превосходство американцев в воздухе и на море.

Тем временем группировка американских и южнокорейских войск, действовавшая под флагом ООН и находившаяся под общим руководством генерала Д. Макартура, готовилась к контрнаступлению. Замыслом операции предусматривалось нанесение двух, согласованных по времени ударов по северокорейским войскам. Один — непосредственно с пусанского плацдарма, для чего на нем скрытно усиливалась группировка многонациональных сил ООН. Второй удар планировалось нанести в тыл войск КНА силами морского десанта в районе порта Инчхон. К сожалению, возможность высадки противником десанта в районе порта Инчхон своевременно не была вскрыта.

Второй этап Корейской войны начался 15 сентября с высадки морского десанта противника в районе порта Инчхон. В состав десанта входили 10-й американский корпус (1-я дивизия морской пехоты, 7-я пехотная дивизия, английский отряд коммандос и части южнокорейских войск) общей численностью более 50 тыс. человек. Высадка обеспечивалась 7-м флотом ВМС и силами ВВС США с участием союзников (около 200 кораблей и более 400 самолетов). Еще более значительные силы и средства противника сосредоточились на Пусанском плацдарме, где, как и в районе Инчхона, к началу контрнаступления соотношение сил и средств на фронте было в пользу МНС ООН.

Превосходство сил ООН на фоне усталости и потерь, понесенных Корейской народной армией, обеспечило первым успех. Они прорвали линию обороны КНА и сумели уже 23 октября взять столицу КНДР г. Пхеньян, выйдя вскоре на ближайшие подступы к границам КНР и СССР. В целом, военные итоги сентября-октября 1950 г. положили конец планам Ким Ир Сена по объединению страны, и на повестку дня остро встал вопрос об оказании срочной помощи Северной Корее для исключения возможной победы сил южной коалиции. В этой ситуации И.В. Сталин и Мао Цзэдун быстро достигли согласия о вступлении в войну на полуострове войск Народно-освободительной армии Китая (НОАК) под видом китайских народных добровольцев и привлечении советской авиации и средств противовоздушной обороны (ПВО) для воздушного прикрытия зоны боевых действий в пределах КНДР, а также северо-восточной части территории КНР.


Маршал Китайской Народной Республики (с 1955 г.)
Пэн Дехуай
Третий этап войны обозначился вступлением в боевые действия китайских народных добровольцев под командованием генерал-полковника Пэн Дехуая на стороне КНА, что стало неожиданностью для командования южной коалиции. Китайская группировка включала три эшелона общей численностью более 600 тыс. человек. Для снижения уровня превосходства американской авиации в воздухе для передвижения войск использовалось ночное время суток. Действия северной коалиции приобрели быстрый и маневренный характер, что привело к быстрому отступлению сил ООН — 5 декабря войсками Севера был освобожден Пхеньян, а 4 января следующего года — Сеул. Все надежды Ли Сын Мана на победу над КНДР и объединение страны под его началом развеялись. Далее ход боевых действий противостоящих сторон напоминал движение маятника с постепенно сокращавшейся амплитудой. В начале июля 1951 г. линия фронта почти остановилась в районах, прилегавших к 38-й параллели.

Свой вклад в стабилизацию ситуации на полуострове внесли советские летчики и воины ПВО. Результаты их боевых действий заслуживают высокой оценки. Не случайно, 22 летчикам присвоено звание Героя Советского Союза. Всего силами и средствами 64 иак было уничтожено 1259 самолетов противника, из них 1106 самолетов — авиацией, 153 самолета — зенитными подразделениями. Одним из интересных эпизодов Корейской войны стала охота за «живыми» истребителями.

К началу войны на вооружении военно-воздушных сил СССР и США находились реактивные истребители 1-го поколения — по техническим решениям различные у каждой стороны, тем не менее, вполне сопоставимые по летным характеристикам. Советский истребитель МиГ-15 имел лучшее вооружение и меньшую взлетную массу в сравнении с американским самолетом Ф-86 «Сейбр», обладавшим большей скоростью, пилоты которого были оснащены противоперегрузочными костюмами. Обе стороны проявили практическую заинтересованность в получении и изучении «живой», не разрушенной машины противника для проведения летных испытаний.



Самолет МиГ-15 ВВС СССР


Самолет Ф-86 ВВС США

В апреле 1951 г. в Маньчжурию прибыла группа советских летчиков с заданием по захвату американского самолета Ф-86. Но оказалось, что технически принудить к посадке исправный самолет этого типа трудно в силу его преимущества над МиГ-15 по скорости. На помощь пришел, как часто бывает в жизни, случай. В октябре 1951 г. полковник Е.Г. Пепеляев, один из лучших летчиков Корейской войны, повредил в бою «Сейбр», пилот которого не смог катапультироваться и совершил вынужденную посадку, что позволило получить самолет фактически исправным и доставить в Москву для детального изучения. В мае 1952 г. был получен и второй самолет Ф-86, подбитый огнем зенитной артиллерии.

Полковник Евгений Георгиевич
Пепеляев

На всем протяжении Корейской войны сохранялась прямая угроза применения Соединенными Штатами Америки ядерного оружия. Во многом она определялась позицией главнокомандующего американскими войсками на Дальнем Востоке генерала Д. Макартура. Он придерживался жесткого курса в войне, настаивая на расширении военных действий на территорию Китая и применении ядерного оружия.

Вопрос о возможном использовании ЯО рассматривался администрацией США в условиях поражения МНС ООН после вступления в боевые действия в Корее китайских народных добровольцев. В конце ноября 1950 г. президент США Г. Трумэн, выступая перед прессой, не исключил подобного хода развития войны на полуострове.

Вашингтоном изучалась возможность использования с 27 по 29 декабря 1950 г. шести атомных бомб в целях уничтожения войск Северной Кореи и КНР в районе Пхенсан, Чхорвон, Кимхва и, позднее, еще восьми атомных бомб против китайских войск в районе Чонджу и севернее реки Имджинган.

Однако идея применения ядерного оружия в Корейской войне вызвала озабоченность у Великобритании и других европейских союзников Соединенных Штатов Америки. Премьер-министр Англии К. Эттли в начале декабря 1950 г. в ходе визита в столицу США высказался против ядерного разрешения ситуации на Корейском полуострове, ввергавшего Европу в глобальный конфликт.

Ограниченность атомного арсенала США и мнение союзников по коалиции, опасавшихся развязывания мировой ядерной войны, оказали влияние на изменение позиции руководства Соединенных Штатов Америки на возможность использования ядерного оружия на Корейском полуострове. Ястребиная позиция Д. Макартура вошла в противоречие с подходом администрации США, что привело к освобождению его от занимаемой должности и замене генералом М. Риджуэем.

Тупиковая ситуация, сложившаяся весной 1951 г., вынудила Совет национальной безопасности США в директиве СНБ-48 сформулировать минимальные цели для разрешения ситуации в Корее: прекращение огня, установление демилитаризованной зоны, отказ от ввода новых сил в район сражений.

Одновременно оживилась дипломатическая деятельность США и СССР по урегулированию корейского вопроса. В мае и июне 1951 г. по инициативе Вашингтона прошли неофициальные встречи известного американского дипломата Д. Кеннана с советским представителем при ООН Я.А. Маликом. На них обсуждалась возможность организации переговорного процесса по Корее. Советская сторона также провела свое совещание по этой проблеме в Москве с участием И.В. Сталина, Ким Ир Сена и члена ЦК Коммунистической партии Китая Гао Гана, на котором идея проведения таких переговоров нашла поддержку.

23 июня советский представитель при ООН Я.А. Малик выступил по американскому радио с предложением провести в качестве первого шага обмен мнениями между воюющими на полуострове странами в отношении прекращения огня и перемирия на условиях отвода войск от 38-й параллели. Спустя шесть дней генерал М. Риджуэй по радио обратился к командованию северокорейских войск и китайских народных добровольцев с предложением провести встречу для обсуждения возможности перемирия, на что через три дня был получен положительный ответ.

Обстоятельная работа дипломатов обеих сторон обеспечила возможность проведения переговоров с учетом всех факторов военно-политической обстановки на Корейском полуострове и в странах, вовлеченных в военный конфликт. В США негативное восприятие обществом Корейской войны проявлялось в падении рейтинга администрации Г. Трумэна в преддверии президентских выборов. В Западной Европе опасались, что США увязнут на Корейском полуострове в ущерб ее безопасности. И.В. Сталин в свою очередь видел в подобном развитии событий положительные моменты. КНДР и КНР, несущие большие людские и материальные потери, проявляли заинтересованность в переговорном процессе, стремясь к возвращению довоенной ситуации. Позиция Южной Кореи оставалась непримиримой и состояла в ведении войны до победного конца.

10 июля 1951 г. в городе Кэсон, контролировавшемся северокорейским войсками, начались переговоры. На них были представлены только стороны, принимавшие участие в прямых военных действиях на всем полуострове: американцы, корейцы и китайцы. Советский Союз воздержался от участия в переговорах, подчеркнув, что не является стороной военного конфликта.

Ведением переговоров характеризовался четвертый, завершающий этап Корейской войны, в ходе которого обе стороны продолжали вести боевые действия на сухопутном фронте, дополняемые американцами массированным применением авиации.

Боевые действия обеих сторон носили жесткий характер, прежде всего в отношении мирного населения и военнопленных. Так, американские войска расстреливали любого человека, приближавшегося к их позициям, штурмовой авиацией ВВС США проводились обстрелы дорог с беженцами и т.п. Массовое применение ВВС США напалма при осуществлении так называемых ковровых бомбардировок обусловило множество потерь среди мирного населения, уничтожение многих культурных ценностей, промышленного потенциала страны, в том числе ирригационных и энергетических объектов.

В целом война отмечена серьезными нарушениями норм международного права, привлечь внимание к которым удалось художнику Пабло Пикассо, написавшему в 1951 г. картину «Резня в Корее». В Южной Корее показ его картины был запрещен до начала 1990-х гг. из-за ее антиамериканской направленности.

Тем временем на переговорах в Кэсоне необходимым условием для прекращения военных действий на полуострове было определено установление демаркационной линии и демилитаризованной зоны. Из-за различий в позициях сторон переговоры проходили трудно и неоднократно срывались. Лишь к концу ноября стороны достигли соглашения о проведении демаркации по линии фронта.

Разногласия сторон проявились и при обсуждении проблемы обмена военнопленными. В связи с тем, что численность китайцев и корейцев в плену у многонациональных сил ООН в 15 раз превышала численность пленных, оказавшихся в руках северокорейцев, при их обмене ситуация не позволяла применить выдвинутый американцами принцип «один на одного».

Ход переговоров сопровождался активностью сторон на фронте, особенно МНС ООН. Войска северной коалиции занимали пассивную оборону, не пренебрегая вместе с тем возможностью улучшить для себя линию фронта. В итоге к концу 1952 г. переговоры зашли в тупик в силу невозможности достижения компромисса между их участниками по тем или иным проблемам. В то же время ими постепенно осознавалась бесполезность продолжения боевых действий, перемалывавших людские и материальные ресурсы.


Война в Корее 1950-1953 гг. Боевые действия с 25 октября 1950-го по 27 июля 1953 г.

Реальный и положительный сдвиг на переговорах произошел после избрания президентом США Д. Эйзенхауэра, приступившего к своим обязанностям в январе 1953 г., и смерти в марте того же года И.В. Сталина. Так или иначе, но вслед за этими событиями в апреле 1953 г. между сторонами начался обмен военнопленными, вначале ранеными и больными. Не являясь прямым участником переговоров, СССР внимательно следил за их ходом и координировал действия Китая и КНДР, использовал разные дипломатические каналы для отыскания приемлемых решений в работе с государствами, чьи войска входили в состав многонациональных сил ООН, формировал на ее Генеральной Ассамблее положительное отношение к переговорам по прекращению огня и перемирию в Корее.

27 июля 1953 г. в г. Паньмыньчжоне вблизи г. Кэсон было подписано Соглашение о перемирии в Корее. Под ним поставили подписи Нам Ир (Северная Корея) и У. Харрисон (США), а также не присутствовавшие на церемонии Ким Ир Сен, Пэн Дехуай, М. Кларк (командующий войсками США в Корее на момент подписания). Подпись южнокорейского представителя отсутствовала. Линия фронта осталась в районе 38-й параллели и была положена в основу демаркационной линии с созданием вокруг нее демилитаризованной зоны. Боевые действия прекратились, но полный мир остался недостигнутым, как и образование единого корейского государства.

В Корейской войне с обеих сторон принимали участие силы, насчитывавшие примерно до 1,1 млн человек у каждой. Число потерь в ходе войны до сих пор не подсчитано и существуют различные версии их оценок. По одной из имеющихся версий, потери КНДР и Южной Кореи составили около 1 млн человек для каждой из них, включая потери среди мирного населения. Потери США исчисляются примерно в 140 тыс. человек, в то время как потери союзников оцениваются в 15 тыс. человек. По имеющимся официальным китайским данным, для китайских народных добровольцев число потерь определяется в 390 тыс. человек. Советский Союз понес потери, составившие 315 человек.

Положительно проявила себя в Корейской войне советская военная разведка, сумевшая обеспечить военно-политическое руководство СССР сведениями о вооруженных силах корейских государств, группировке вооруженных сил США в Японии, составе и вооружении военных контингентов государств — союзников Вашингтона по коалиции ООН. Значительна роль разведки в добывании образцов американской военной техники и вооружения.

Корейская война 1950-1953 гг. не принесла лавров победы ни КНДР, ни Южной Корее. Соглашение о перемирии от 27 июля 1953 г. не решило проблему создания единого корейского государства. Более того, Корейский полуостров стал источником нестабильности в Северо-Восточной Азии, а с появлением у Пхеньяна ядерного арсенала возникает угроза глобального характера. Корейская война также обусловила закрепление военного присутствия США в регионе и создание под их эгидой военно-политических блоков АНЗЮС в 1951 г. и СЕАТО в 1954 г. на пространстве Азиатско-Тихоокеанского региона.

К последствиям войны следует также отнести расширение альянса НАТО за счет вступление в него Турции и Греции, а позднее и ФРГ. При этом серьезные изменения произошли в блоке в связи с образованием в нем Объединенных вооруженных сил под единым командованием. В мире сложилась новая ситуация, состоявшая в противостоянии двух великих держав (СССР и США), исключавших прямое военное столкновение, но полагавших допустимыми ограниченные вооруженные конфликты с их косвенным участием. В этом плане Корейская война стала своеобразным полигоном для отработки модели такого сосуществования.

Еще одним последствием войны стало развитие Республики Корея и КНДР по противоположным направлениям. Первая сделала мощный рывок в экономике в рамках прочных отношений с США и Японией, в том числе в военной области. Вторая установила отношения с СССР и КНР на основе двусторонних договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. В итоге образовалась система поддержания статус-кво на полуострове. Но с распадом СССР и переходом КНР, да и России, к более прагматическому внешнеполитическому курсу, геополитическая ситуация для КНДР существенно изменилась. Прежде всего, снизился уровень экономической помощи и военной поддержки Пхеньяна Москвой и Пекином. Северная Корея стала на путь создания собственных средств обеспечения своего существования, включая в их число разработку ядерного оружия. Что, возможно, и стало самым важным уроком последствий Корейской войны.

Есть и другие уроки Корейской войны, подлежащие учету политиками при принятии решений по применению военной силы. Мир все больше становится взаимосвязанным, и в связи с этим следует подходить к анализу конкретной ситуации с позиций обеспечения комплексного подхода к изучению всех возможных факторов и последствий ее развития. Так, советское руководство в случае с Кореей не увидело того очевидного обстоятельства, что администрация США в условиях разгоравшейся «холодной войны» остро воспринимает попытки ограничить зону их влияния и готова прибегнуть к использованию военной силы в подобных случаях. Трезвого и неидеологизированного взгляда требовала и оценка поддержки населением южной части Кореи намерений Ким Ир Сена по объединению страны.

В свою очередь, правящей элите США пора осознавать, что повсеместное применение силы (в Корее, Вьетнаме, Ираке, Афганистане и т.д.) не ведет к стабильности в мире. Мало того, видно, как «арабская весна» ведет к росту противостояния между арабами, как события в Сирии ведут к усилению экстремистских организаций.

Возвращаясь к Корейской войне, следует отметить, что противоречия между двумя государствами полуострова в любой момент могут явиться детонатором новой войны с охватом всего Дальнего Востока и даже шире. Актуальной в свете реальной опасности этого выступает задача исключить военный вариант, вовлекая заинтересованные страны в диалог по снятию межкорейской напряженности по всему кругу существующих проблем.

Генерал-лейтенант в отставке Александр Алексеев




ЮАС КНДР
Китай
СССР Командующие Ли Сын Ман
Дуглас Макартур
Мэттью Риджуэй
Марк Кларк Пэн Дэхуай
Ким Ир Сен
Силы сторон см. см. Военные потери см. см.

В Южной Корее война называется «Инцидент 25 июня» Югио сабён (кор. 6·25 사변 ) (по дате начала боевых действий) или Хангук Чонджэн (кор. 한국전쟁 ). До начала 1990-х годов её также часто именовали «Смута 25 июня» Югио ран (кор. 6·25 란 ).

В КНДР война носит название Отечественной Освободительной Чогук Хэбан Чонджэн (кор. 조국해방전쟁 ).

Исторические предпосылки

Несмотря на послевоенную демобилизацию армии США, которая существенно ослабила их силу в регионе (за исключением Корпуса морской пехоты США , дивизии, посланные в Корею, были укомплектованы на 40 %), США всё ещё обладали большим военным контингентом под командованием генерала Дугласа Макартура в Японии . За исключением Британского Содружества , никакая другая страна не имела в регионе такой военной мощи. В начале войны Трумэн приказал Макартуру обеспечить военным снаряжением южнокорейскую армию и провести под прикрытием авиации эвакуацию граждан США. Трумэн не внял советам своего окружения развязать войну в воздухе против КНДР, однако приказал Седьмому флоту обеспечить оборону Тайваня , таким образом покончив с политикой невмешательства в борьбу китайских коммунистов и сил Чан Кайши. Правительство Гоминьдана , теперь обосновавшееся на Тайване, просило о военной помощи, но правительство США отказало, мотивируя свой отказ возможностью вмешательства в конфликт коммунистического Китая.

Другие западные державы встали на сторону США и оказали военную помощь американским войскам, которые были посланы на помощь Южной Корее. Однако к августу войска союзников были отброшены далеко к югу в район Пусана . Несмотря на прибывшую помощь со стороны ООН , американским и южнокорейским войскам не удавалось выйти из окружения, известного как Пусанский периметр , они смогли лишь стабилизировать линию фронта по реке Нактонган . Казалось, что войскам КНДР не составит труда со временем занять весь Корейский полуостров . Однако силам союзников удалось к осени перейти в наступление.

Важнейшие боевые действия первых месяцев войны - Тэджонская наступательная операция ( -25 июля) и Нактонганская операция (26 июля - 20 августа). В ходе Тэджонской операции, в которой принимало участие несколько пехотных дивизий армии КНДР, артиллерийские полки и некоторые более мелкие вооружённые формирования, северной коалиции удалось сходу форсировать реку Кимган, окружить и расчленить на две части 24-ю американскую пехотную дивизию и взять в плен её командира, генерал-майора Дина . В результате американские войска потеряли 32 тысячи солдат и офицеров , более 220 орудий и миномётов , 20 танков , 540 пулемётов , 1300 автомашин и др. В ходе Нактонганской операции в районе реки Нактонган был нанесён существенный урон 25-й пехотной и 1-й кавалерийской дивизиям американцев, на юго-западном направлении 6-я пехотная дивизия и мотоциклетный полк 1-й армии КНА разгромили отходившие части южнокорейской армии, захватили юго-западную и южную части Кореи и вышли на подступы к Масану , заставив отступить к Пусану 1-ю американскую дивизию морской пехоты . 20 августа наступление войск Северной Кореи было остановлено. Южная коалиция сохранила за собой Пусанский плацдарм до 120 км по фронту и до 100-120 км в глубину и довольно успешно его обороняла. Все попытки армии КНДР прорвать линию фронта успехом не увенчались.

Тем временем в начале осени войска южной коалиции получили подкрепление и начали попытки прорвать Пусанский периметр.

Контрнаступление ООН (сентябрь 1950)

Хотя северяне в лихорадочном темпе сооружали два оборонительных рубежа на расстоянии 160 и 240 км к северу от 38-й параллели, сил у них было явно недостаточно, а завершавшие формирование дивизии положения дел не меняли. Противник мог проводить и часовые, и суточной длительности артподготовку и авиаудары. Для поддержки операции по взятию столицы КНДР 20 октября в 40-45 километрах севернее города был выброшен пятитысячный воздушный десант. Столица КНДР пала.

Вмешательство Китая и СССР (октябрь 1950)

К концу сентября стало ясно, что северокорейские вооружённые силы разгромлены, и что занятие всей территории Корейского полуострова американо-южнокорейскими войсками является лишь вопросом времени. В этих условиях на протяжении первой недели октября продолжались активные консультации между руководством СССР и КНР. В конце концов было принято решение отправить в Корею части китайской армии. Подготовка к подобному варианту велась ещё с конца весны 1950 года, когда Сталин и Ким Ир Сен поставили Мао в известность о готовящемся нападении на Южную Корею.

Однако СССР ограничился поддержкой с воздуха, причём советские МиГ-15 не должны были подлетать к линии фронта ближе чем на 100 км. Новые реактивные самолёты одерживали верх над устаревшими американскими F-80 до тех пор, пока в Корее не появились более современные машины F-86 . Об оказываемой СССР военной помощи в США было хорошо известно, однако во избежание международного ядерного конфликта никаких ответных мер со стороны американцев не следовало. В то же самое время на протяжении всего периода военных действий советские представители публично и официально уверяли, что «советских пилотов в Корее нет».

Всего: около 1 060 000

Потери сторон: согласно китайской версии, в ходе военных действий погибло 110 тыс. китайских добровольцев, 33 тыс. американских солдат и 14 тыс. солдат из контингента ООН

Война в воздухе

Корейская война стала последним вооружённым конфликтом, в котором заметную роль играли поршневые самолёты, такие как F-51 «Мустанг» , F4U «Корсар» , A-1 «Скайрейдер» , а также использовавшиеся с авианосцев самолёты Супермарин «Сифайр», Фэйри «Файрфлай» и Хокер «Си Фьюри», принадлежавшие Королевскому флоту и австралийскому Королевскому флоту . Они стали заменяться на реактивные F-80 «Шутинг Стар» , F-84 «Тандерджет» , F9F «Пантер» . Поршневые самолёты северной коалиции включали Як-9 и Ла-9.

Осенью 1950 года в войну вступил советский 64-й истребительный авиакорпус , вооружённый новыми самолётами МиГ-15 . Несмотря на меры секретности (использование китайских и корейских опознавательных знаков и военной формы), западные лётчики знали об этом, однако ООН не предприняла никаких дипломатических шагов, чтобы не обострять и без того напряжённые отношения с СССР. МиГ-15 был наиболее современным советским самолётом и превосходил американские F-80 и F-84, не говоря уже о старых поршневых машинах. Даже после того, как в Корею американцами были посланы новейшие самолёты F-86 «Сейбр» , советские машины продолжали удерживать преимущество над рекой Ялуцзян , так как МиГ-15 имели больший практический потолок, хорошие разгонные характеристики, скороподъёмность и вооружение (3 пушки против 6 пулемётов), хотя скорость была практически одинаковой. Войска ООН брали численным преимуществом и вскоре это позволило им уравнять положение в воздухе до конца войны - определяющий фактор в успешном первоначальном наступлении на север и противостоянии китайским войскам. Китайские войска также были оснащены реактивными самолётами, однако качество подготовки их пилотов оставляло желать лучшего.

Среди других факторов, которые помогали южной коалиции удерживать паритет в воздухе, была удачная радарная система (из-за которой на МиГи начали устанавливать первые в мире системы радарного предупреждения), лучшая устойчивость и управляемость на высоких скоростях и высотах, а также использование пилотами специальных костюмов. Прямое техническое сравнение МиГ-15 и F-86 неуместно, ввиду того, что основными целями первых были тяжёлые бомбардировщики B-29 (по американским данным, от действий истребителей противника потеряно 16 B-29 , по советским данным, сбито 69 этих самолётов ), а целями вторых - сами МиГ-15. Американская сторона заявляла о том, что было сбито 792 МиГов и 108 других самолётов (хотя документально подтверждено только 379 воздушных побед американцев), при потере всего 78 F-86. Советская же сторона заявляла о 1106 воздушных победах и 335 сбитых [уточнить ] МиГах. Официальная статистика Китая говорит о 231 сбитом в воздушных боях самолёте (преимущественно МиГ-15) и о 168 других потерях. Число потерь воздушных сил Северной Кореи остаётся неизвестным. По некоторым оценкам она потеряла около 200 самолётов на первом этапе войны и около 70 после вступления в боевые действия Китая. Так как каждая из сторон приводит свою статистику, трудно судить о реальном положении вещей. Лучшими асами войны считаются советский пилот Евгений Пепеляев и американец Джозеф Макконнелл . Общие потери в войне авиации Южной Кореи и сил ООН (боевые и небоевые) составили 3046 самолётов всех типов.

В течение всего времени конфликта армия США проводила массированные ковровые бомбардировки , преимущественно зажигательными бомбами, всей территории Северной Кореи, включая мирные поселения. Несмотря на то, что конфликт длился относительно недолго, на КНДР было сброшено значительно больше напалма , чем, например, на Вьетнам во время Вьетнамской войны . Десятки тысяч галлонов напалма сбрасывалось каждый день на северокорейские города.

Также был дан старт множеству проектов по техническому перевооружению армии США, в ходе которых военные получили в своё распоряжение такие виды оружия, как винтовки M16 , 40-мм гранатомёты M79 , самолёты F-4 Фантом .

Война также изменила взгляды Америки на страны третьего мира , особенно в Индокитае . До 1950-х годов США очень критично относились к попыткам Франции восстановить там своё влияние путём подавления местного сопротивления, однако после Корейской войны США стали помогать Франции в борьбе против Вьетминь и других национал-коммунистических местных партий, обеспечивая до 80 % французского военного бюджета во Вьетнаме.

Корейская война также обозначила начинающиеся попытки расового уравнивания в американских войсках, в которых служило много чернокожих американцев. 26 июля 1948 года президент Трумэн подписал указ, по которому чернокожие солдаты служили в армии на тех же условиях, что и белые. И, если в начале войны всё ещё существовали части только для чернокожих, к концу войны они были упразднены, а их личный состав влился в общие части. Последней специальной военной единицей только для чернокожих был 24 пехотный полк. Он был расформирован 1 октября 1951 года .

США до сих пор держат крупный военный контингент в Южной Корее с целью сохранения статус-кво на полуострове .

Согласно официальной статистике Китая, китайская армия потеряла на Корейской войне 390 тысяч человек. Из них: 110,4 тысяч убито в боях; 21,6 тысяч умерли от ран; 13 тысяч умерли от болезней; 25,6 тысяч пленены или пропали без вести; и 260 тысяч ранены в боях. Согласно некоторым, как западным так и восточным, источникам от 500 тысяч до 1 миллиона китайских солдат было убито в боях, умерло от болезней, голода и несчастных случаев. Независимые оценки говорят о том, что Китай потерял почти миллион человек на этой войне. Единственный здоровый сын Мао Цзэдуна (кит. 毛澤東 ), Мао Аньин (кит. 毛岸英 ), также погиб в боевых действиях на корейском полуострове.

После войны серьёзно ухудшились советско-китайские отношения. Хотя решение Китая вступить в войну во многом диктовалось его собственными стратегическими соображениями (в первую очередь - стремлением сохранить буферную зону на Корейском полуострове), многие в китайском руководстве подозревали, что для достижения собственных геополитических целей СССР сознательно использовал китайцев в качестве «пушечного мяса». Недовольство вызывало и то обстоятельство, что военная помощь, вопреки ожиданиям Китая, не оказывалась на безвозмездной основе. Возникла парадоксальная ситуация: Китаю пришлось использовать кредиты от СССР, изначально полученные на развитие экономики, для того, чтобы платить за поставки советского оружия. Корейская война внесла немалый вклад в рост антисоветских настроений в руководстве КНР, и стала одной из предпосылок советско-китайского конфликта. Однако то обстоятельство, что Китай, полагаясь исключительно на свои силы, по сути вступил в войну с США и нанёс американским войскам серьёзные поражения, говорил о растущей мощи государства и явился предвестником того, что скоро в политическом смысле с Китаем придётся считаться.

Другим последствием войны стал провал планов окончательного объединения Китая под властью КПК . В 1950 году руководство страны активно готовилось к занятию острова Тайвань , последнего оплота сил Гоминьдана. Американская администрация на тот момент относилась к Гоминьдану без особой симпатии и не собиралась оказывать его войскам прямую военную помощь. Однако из-за начала Корейской войны планировавшийся десант на Тайвань пришлось отменить. После окончания военных действий США пересмотрели свою стратегию в регионе и недвусмысленно заявили о своей готовности защищать Тайвань в случае вторжения коммунистических армий.

Корейская война имела и другие долговременные эффекты. К началу конфликта в Корее США фактически отвернулись от гоминьдановского правительства Чан Кайши , которое к тому времени укрылось на острове Тайвань, и не имели никаких планов по вмешательству в китайскую гражданскую войну . После войны США стало очевидно, что в целях глобального противостояния коммунизму необходимо всячески поддерживать антикоммунистический Тайвань. Считается, что именно отправка американской эскадры в Тайваньский пролив спасла правительство Гоминьдана от вторжения сил КНР и возможного разгрома. Антикоммунистические настроения на Западе, резко усилившиеся в результате Корейской войны, играли немалую роль в том, что вплоть до начала 70-х годов большинство капиталистических государств не признавало китайского государства и поддерживало дипломатические отношения только с Тайванем.

Конец Корейской войны обозначил уменьшение коммунистической угрозы и, таким образом, необходимость в создании подобной организации. Парламент Франции отложил ратификацию соглашения о создании Европейского Оборонного комитета на неопределённый срок. Причиной этого являлись опасения партии де Голля потери Францией суверенитета . Создание Европейского Оборонного комитета так и не было ратифицировано, и инициатива провалилась при голосовании в августе 1954 года .

СССР

Для СССР война в политическом плане была неудачной. Главная цель - объединение Корейского полуострова под началом режима Ким Ир Сена - достигнута не была. Границы обеих частей Кореи остались практически неизменными. Далее, серьёзно испортились отношения с коммунистическим Китаем, а страны капиталистического блока наоборот, ещё более сплотились: Корейская война ускорила заключение мирного договора США с Японией, потепление отношений Германии с другими западными странами, создание военно-политических блоков АНЗЮС () и СЕАТО (). Однако были в войне и свои плюсы: серьёзно вырос авторитет советского государства, показавшего свою готовность прийти на помощь развивающемуся государству, в странах третьего мира , многие из которых после Корейской войны встали на социалистический путь развития и выбрали своим покровителем Советский Союз. Конфликт также продемонстрировал всему миру высокое качество советской военной техники.

Экономически война стала тяжёлым бременем для народного хозяйства СССР, ещё не оправившегося после Второй мировой войны. Резко возросли военные расходы. Однако при всех этих издержках около 30 тысяч советских военнослужащих, так или иначе участвовавших в конфликте, получили бесценный опыт ведения локальных войн, было опробовано несколько новейших видов вооружений, в частности боевой самолёт МиГ-15 . Кроме того, было захвачено немало образцов американской военной техники, что позволяло советским инженерам и учёным применить американский опыт при разработке новых видов вооружений.

Описание войны

След в искусстве

«Резня в Корее» Пабло Пикассо (1951; находится в Музее Пикассо, Париж)

Картина Пабло Пикассо «Резня в Корее» (1951) отражает зверства военных против мирного населения, имевшие место во время Корейской войны. Есть основания полагать, что мотивом к написанию картины были военные преступления американских солдат в Синчхуне, провинция Хванхэдо . В Южной Корее картина была сочтена антиамериканской , что долгое время после войны являлось табу , и запрещена к показу вплоть до 1990-х годов.

В США самым знаменитым отображением в искусстве была повесть «Передвижной армейский хирургический госпиталь» Ричарда Хукера (псевдоним Ричарда Хорнбергера). По повести затем были сняты фильм «МЭШ » и сериал «МЭШ ». Все три художественных произведения описывают злоключения персонала армейского госпиталя на фоне абсурдностей войны. И фильмы, и книга пронизаны грубым, нередко чёрным юмором.

Хотя МЭШ даёт довольно правдивое описание полевых госпиталей времён Корейской войны, в телесериале было сделано несколько упущений. К примеру, в частях МЭШ было гораздо больше корейского персонала, чем это показано в сериале, где почти все доктора - американцы. В первых нескольких сериях фигурирует чернокожий доктор Спирчукер Джонс. Однако после раскрытия того, что неграм запрещено было служить в таких госпиталях, персонажа убрали из сериала. Далее, телесериал продолжался в течение одиннадцати лет, тогда как война длилась всего три года - персонажи за время его показа постарели гораздо сильнее, чем можно было постареть за три года, даже в условиях войны. Вдобавок, сериал снимали в

Внешне она выглядела локальным конфликтом, однако по существу является опосредованной войной между советским и американским военно-политическими блоками.

Капиталистические страны оказывали всяческую помощь Южной Корее.

На стороне Северной Кореи были СССР и Китай, которые официально не участвовали в войне; китайские военные воевали на стороне КНДР под видом добровольцев, а СССР оказывал корейцам и китайцам материальную помощь, снабжал оружием и боеприпасами.

Причины Корейской войны

Главная предпосылка для начала войны – разделение Корейского полуострова. До Корея являлась колонией Японской империи. В этой войне Япония встала на сторону гитлеровской Германии.

Объявив ей войну как последней из стран Оси, главные страны антигитлеровской коалиции – СССР и США – начали военные действия, оккупировав Корейский полуостров с разных сторон.

Япония поспешно капитулировала, в результате чего образовались две Кореи – «советская» и «американская»; независимыми эти страны были лишь формально. Предполагалось, что такое разделение будет временным, однако начавшаяся холодная война изменила ситуацию.

Южная Корея стала капиталистическим государством, ориентированным на США, а Северная Корея – КНДР – стала коммунистической, развивавшейся при поддержке Советского Союза.

1. Но такое положение не устраивало руководителей двух Корей – Ким Ир Сена и Ли Сын Мана: каждый хотел объединить полуостров под своей властью.

2. Ещё одна причина – власти Северной Кореи намеревались освободить свою столицу от капиталистического влияния: по Конституции страны столицей КНДР являлся Сеул, находившийся на территории Южной Кореи; Пхеньян же, по плану, был временной столицей.

3. Наконец, третья причина – желание мировых держав сделать Корейский полуостров своей стратегически важной точкой. Именно они во многом руководили военными действиями.

Участники войны

На стороне КНДР, как уже было сказано, воевали СССР и Китай. Китаец Пэн Дэхуай был назначен главнокомандующим «добровольческих отрядов», под именем которых, по сути, действовали части китайской армии. На стороне Южной Кореи, помимо США, находился целый ряд государств Европы и Америки, а также Турция, Филиппины, Эфиопия, Южная Африка, Австралия и Новая Зеландия.

Любопытно, что в США конфликт в Корее официально считался не войной, а полицейской операцией, в связи с чем в стране не было объявлено военное положение. В Китае Корейскую войну именуют «войной против Америки для поддержки корейского народа», подтверждая тем самым, что главными движущими силами в конфликте были мировые державы, а не корейские власти и армии.

Ход войны

Война, впрочем, началась для мирового сообщества внезапно: 25 июня войска КНДР перешли границу с южным соседом. Северная Корея обладала значительными боевыми силами – солдатами, обученными советскими специалистами, огромным количеством советских танков и самолётов. Армия южан была гораздо скромнее по численному составу бойцов, а бронетехники и самолётов почти не имела.

28 июня северянами был захвачен Сеул, а чуть позже и некоторые другие города. Однако Ли Сын Ман и значительное число членов правительства успели покинуть столицу; не произошло и массового восстания «рабочих и крестьян», на которое рассчитывали власти КНДР. Молниеносной победы не получилось, несмотря на то, что КНДР контролировали 90 % территории Южной Кореи.

В Нью-Йорке был срочно созван Совет безопасности ООН, по решению которого на помощь Южной Корее высылались значительные военные силы. Первоначально прибывшие войска ООН терпели неудачи; одной из таких неудач стало взятие в плен командующего 24-й пехотной дивизией США генерал-майора Дина. Однако в сентябре 1950 года войска ООН перешли в контрнаступление.

Теперь уже армия КНДР значительно уступала в численности международным войскам. Вскоре силы ООН захватили Пхеньян. Китай первое время не желал ввязываться в конфликт. Китайское правительство заявило, что страна вступит в войну тогда, когда какие-нибудь некорейские силы пересекут 38-ю параллель – границу, отделяющую КНДР от южного соседа.

Гарри Трумэн посчитал, что Китай просто угрожает международному сообществу, и приказал своим войскам перейти границу КНДР. После чего понял, как сильно он ошибся: войска КНР, насчитывавшие 270 тысяч человек, под руководством вышеупомянутого Пэн Дэхуая перешли в наступление.

У китайцев не было авиации, они были вооружены лишь винтовками, гранатами, миномётами и пулемётами. Однако они избрали выигрышную стратегию – действовали в ночное время, нападая на небольшие подразделения противника и побеждая благодаря численному превосходству. Тем более что более весомую поддержку северокорейско-китайским войскам оказывал Советский Союз, у которого были и самолёты, и танки.

Началась затяжная война, каждая сторона в которой действовала с переменным успехом.

Итоги войны

  • Корейская война была самым первым серьёзным конфликтом в истории «холодной войны»; начиная с неё, противостояние двух мировых блоков приняло более острую форму.
  • Территория Корейского полуострова так и осталась поделённой между двумя Кореями – капиталистической и коммунистической.
  • Обе страны понесли огромные потери в экономике, были разрушены дороги, жилые и правительственные здания, предприятия.
  • Парадоксально, но война оказалась выгодна Японии; во время конфликта американцы начали приобретать товары японского производства и убеждались в их достаточно высоком качестве; вскоре японские дзайбацу (корпорации) стали активно продвигаться на мировой рынок.
  • Для СССР война была в целом неудачной, так как не удалось создать на всём Корейском полуострове «дружественное» государство. Однако советские офицеры и военачальники получили в войне значительный опыт.

Корейская война 1950-1953 г. стала первым локальным вооруженным конфликтом между социалистическими и капиталистическими государствами в эпоху «холодной войны».

Предыстория конфликта.

С 1905 г. Корея находилась под протекторатом Японии, а с 1910 г. стала ее колонией и утратила независимость. Во время Второй мировой войны, воюя с японской армией, в августе 1945 г. советские войска вошли на территорию Кореи с севера, а с юга страну освобождали американские силы. Демаркационной линией для них стала 38-ая параллель, разделившая Корейский полуостров на две части. Нередкими стали случаи вооруженных столкновений и провокаций вдоль 38-й параллели. В 1948 г. с территории Кореи вышли советские войска, в июне 1949 г. американские силы также покинули полуостров, оставив около 500 советников и вооружение.

Образование государств.

После вывода иностранных войск должно было состояться объединение страны, но вместо этого произошел раскол на два государства: Корейскую народно-демократическую республику (КНДР) во главе с Ким Ир Сеном на севере и Республику Корея во главе с Ли Сын Маном на юге. Оба режима несомненно стремились к объединению страны и строили планы, имевшие как политический, так и военный характер. На фоне регулярных провокаций на границе, в конце июля 1949 г. произошло крупнейшее столкновение.

Два государства вели дипломатическую игру с целью заручиться поддержкой своих союзников: 26 января 1950 г. между США и Южной Кореей было подписано корейско-американское соглашение о помощи во взаимной обороне, а северокорейский руководитель Ким Ир Сен проводил переговоры с И.В. Сталиным и китайским руководителем Мао Цзэдуном, предложив «прощупать Южную Корею штыком». К этому моменту баланс сил претерпел значительные изменения: 29 августа 1949 г. СССР провел первое испытание ядерного оружия, в том же году коммунистами была образована Китайская народная республика (КНР). Но даже, несмотря на это Сталин продолжал колебаться и в послании к Мао Цзэдуну писал, что «предложенный корейцами план объединения» возможен только в случае согласия китайской стороны на его поддержку. КНР в свою очередь ожидал поддержки со стороны северян в вопросе об о. Тайвань, где обосновались сторонники Гоминьдан во главе с Чан Кайши.

Подготовка военной операции Пхеньяном.

К концу мая 1950 г. в Пхеньяне была в основном завершена разработка стратегического плана разгрома армии Южной Кореи за 50 дней путем нанесения внезапного и стремительного удара двумя оперативными армейскими группировками в направлении Сеула и Чхунчхона. В это время по распоряжению Сталина было отозвано большинство советских советников, ранее прикомандированных ко многим северокорейским дивизиям и полкам, что лишний раз свидетельствует о нежелании СССР развязывать войну. Корейская народная армия (КНА) КНДР имела численность до 188 тысяч солдат и офицеров, армия Республики Корея - до 161 тысяч. По танкам и САУ КНА имела превосходство в 5,9 раз.

Эскалация конфликта.

Ранним утром 25 июня 1950 г. северокорейские войска двинулись на юг страны. Официально утверждалось, что первыми открыли огонь южане, а северокорейцы отбили удар и развернули собственное наступление. Буквально за три дня им удалось захватить столицу Юга - Сеул, и вскоре они овладели почти всем полуостровом и подошли вплотную к его южной оконечности - г. Пусану, который удерживали части южан. Во время наступления северокорейцы проводили земельную реформу на занятых территориях, основанную на принципах безвозмездной передачи земли крестьянам, а также создавали народные комитеты как органы местного самоуправления.

С первого дня войны США стали оказывать активную помощь своему южнокорейскому союзнику. С начала 1950 г. СССР бойкотировал заседания Совета Безопасности ООН в знак протеста против участия в нем представителя Тайваня вместо законного представителя КНР, чем не преминули воспользоваться США. На экстренно созванном 25 июня заседании Совета Безопасности ООН была принята резолюция, в которой выражалась «серьезная озабоченность» нападением войск Северной Кореи на Республику Корея, а 27 июня последовала резолюция, осуждавшая «вторжение» КНДР и призывавшая членов ООН оказать Республике Корея всестороннюю военную помощь для отражения наступательных операций северокорейских войск, что фактически развязало руки американской армии, к которой присоединились, правда, в незначительном количестве, войска других государств, имея при этом статус «вооруженных сил ООН». Главнокомандующим силами ООН в Корее был назначен американский генерал Д. Макартур, одновременно возглавивших войска южнокорейцев.

На стратегическом плацдарме Пусан-Тэгу американцам в короткий срок удалось сосредоточить вооруженные силы, более чем в 2 раза превосходящие растянувшуюся 70-тысячную армейскую группировку северян. Но даже в этих условиях северокорейским войскам удалось продвинуться на 10-15 км, но 8 сентября их наступление окончательно прекратилось. 13 сентября 1950 г. Пентагон начал крупномасштабную высадку почти 50-тысячного десанта, оснащенного танками, артиллерией, поддержанного ВМС и авиацией (до 800 самолетов) вблизи г. Инчхона. Противостоял им гарнизон в 3 тысячи человек, проявивший небывалую стойкость при отражении десанта. После этой десантной операции войска северокорейцев фактически оказались в окружении.

Второй этап войны.

Следующий период войны характеризовался таким же стремительным наступлением войск ООН и южнокорейцев на север Корейского полуострова, каким было наступление северокорейских войск в первые месяцы войны. При этом часть северян обратилась в беспорядочное бегство, остальные попали в окружение, многие из них перешли к партизанской войне. Американцы заняли Сеул, в октябре перешли 38-ю параллель, а вскоре подошли к западной части корейско-китайской границы у города Чхосан, что было воспринято как непосредственная угроза для КНР, поскольку американские военные самолеты неоднократно вторгались в китайское воздушное пространство. Северная Корея оказалась на грани полной военной катастрофы, явно не готовая к длительным боевым действиям и противостоянию с армией США.

Однако в это время события приняли новый оборот. В войну вступили китайские «народные добровольцы» численностью около миллиона человек, являющиеся кадровыми военными. Возглавлял их знаменитый военначальник Пэн Дэхуай. У китайцев практически не было самолетов и тяжелой техники, поэтому в боях они использовали особую тактику, нападая ночью и подчас одерживая верх за счет больших потерь и превосходства в численности. На помощь союзникам СССР перебросил несколько авиационных дивизий для прикрытия наступления с воздуха. Всего за время войны советскими летчиками было сбито около 1200-1300 американских самолетов, собственные потери свыше 300 самолетов. Также осуществлялась поставка техники, в которой остро нуждались как северокорейцы, так и китайцы. Для координации действий было создано Объединенное командование во главе с Ким Ир Сеном. Главным советником при нем был советский посол генерал-лейтенант В.И. Разуваев. С первых дней объединенные северокорейские и китайские войска перешли в контрнаступление, и в ходе двух наступательных операций, не без помощи частей, оставшихся в тылу «войск ООН», им удалось взять Пхеньян и выйти к 38-й параллели.

Для закрепления успеха 31 декабря была начата новая наступательная операция (31 декабря — 8 января 1951 г.), увенчавшаяся взятием Сеула. Но успех был недолгим, и уже к марту город был отвоеван, в результате успешного наступления южан фронт выровнялся вдоль 38-й параллели к 9 июня 1951 г. Успех американских войск объяснялся серьезным превосходством в артиллерии и авиации, наносившими беспрерывные удары. При этом американцы задействовали треть своих сухопутных войск, одну пятую часть авиации и большую часть военно-морских сил. В этот период кампании Д. Макартур, главнокомандующий войсками ООН в Корее, настаивал на расширении масштабов войны, предлагал развернуть боевые операции в Маньчжурии, привлечь к участию в войне гоминъдановскую армию Чан Кайши (находившегося на Тайвани) и даже нанести ядерный удар по Китаю.

В СССР тоже готовились к худшему сценарию: помимо сражавшихся на фронтах советских летчиков и специалистов, на границе с КНДР стояли наготове пять советских бронетанковых дивизий, в повышенной боевой готовности находился Тихоокеанский флот, включая боевые корабли в Порт-Артуре. Однако благоразумие взяло вверх, правительство США отклонило предложение Д.Макартура, грозившее саамами опасными последствиями и отстранило его от командования. К этому времени какое-либо наступление одной из воюющих сторон стало практически невозможным, войска северян имели явное преимущество в численности войск, а войска южан в технике. В этих условиях после тяжелейших боев и многочисленных потерь, дальнейшая война для двух сторон сопровождалась бы еще большими потерями.

Разрешение конфликта.

Летом 1951 г. обе стороны решились начать мирные переговоры, которые были прерваны по инициативе Южной Кореи, недовольной сложившейся линией фронта. Вскоре состоялось две неудачных попыток наступления южнокорейско-американских войск: в августе и сентября 1951 г., имевших целью прорвать линию обороны северян. Тогда обе стороны приняли решение возобновить мирные переговоры. Местом их проведения стал Пханмунчжом — небольшой пункт в западной части линии фронта. Одновременно с началом переговоров обе стороны приступили к строительству оборонительных инженерных сооружений. Поскольку большая часть линии фронта, центральная и восточная, проходила в гористой местности, войска северокорейцев и китайских народных добровольцев приступили к сооружению тоннелей, служивших лучшей защитой от воздушных налетов американской авиации. В 1952 и 1953 гг. состоялось еще несколько крупных военных столкновений двух сторон.

Лишь после смерти И.В. Сталина, когда советское руководство приняло решение об отказе от столь активной поддержки Северной Кореи, обе стороны решились приступить к итоговым переговорам. К 19 июля 1953 г. было достигнуто единство мнений по всем пунктам будущего соглашения. С 20 июля началась работа по определению места прохождения демаркационной линии, а 27 июля 1953 г. в 10 часов утра в Пханмунчжоме было наконец-то подписано Соглашение о перемирии. Оно было подписано представителями трех основных воюющих сторон — КНДР, КНР и войск ООН и объявляло о прекращении огня. Южная Корея при этом отказывалась подписывать соглашение, но, в конечном счете, была вынуждена согласиться под давлением США, которые пошли на подписание Договора о взаимной безопасности от 1 октября 1953 года, а также Меморандума о Соглашении по военной и экономической помощи от 14 ноября 1954 года, по которым в Южной Корее оставался 40 тысячный американский контингент.

Потери сторон.

За хрупкий мир и право КНДР и Республики Корея продолжать строить общество своего типа была заплачена очень высокая цена. За годы войны общее число погибших достигло 1,5 млн человек, а раненых — 360 тыс., многие из которых на всю жизнь остались калеками. Северная Корея была полностью разрушена американскими бомбардировками: уничтожено 8700 промышленных предприятий и более 600 тыс. жилых домов. Хотя на территории Южной Кореи не было столь масштабных бомбардировок, разрушений в ходе войны также было не мало. В ходе войны с двух сторон нередкими были случаи военных преступлений, массовых расстрелов военнопленных, раненных, так и гражданских лиц.

Согласно официальной публикации Министерства обороны СССР, в период Корейской войны советские авиасоединения потеряли в боевых сражениях с авиацией США 335 самолетов и 120 пилотов. Общие же потери советских частей и соединений официально составили 299 человек, том числе 138 офицеров и 161 сержант и солдат. Безвозвратные потери войск ООН (прежде всего США) составили более 40 тысяч человек. Данные о потерях Китая разнятся от 60 тысяч до нескольких сотен тысяч человек.

Корейская война имела большие негативные последствия для всех участников конфликта, и стала первым вооруженным локальным конфликтом двух сверхдержав, использовавших все типы вооружений, кроме ядерного оружия. Процесс нормализации отношений между США и СССР после корейской войны не мог быть ни быстрым, ни простым.

Ну вот вам и бабушка, Корея. Нет, ну действительно, причем тут Корея. С Сирией все ясно, с Ираком тоже, с Афганистаном тем более. А Корея то зачем Трампу, да еще и северная. Вопрос очень интересный, ибо на первый взгляд, если сегодня где-то и вершатся судьбы мира, то явно не в Пхеньяне.

Главная и единственная задача Ким Чен Ына, унаследовавшего кресло великого вождя и любимого руководителя от своего отца и деда, это самосохраниться с опорой на собственные силы, всем известная идея чучхе. И если бы он периодически не стрелял ракетами в направлении моря и не взрывал ядерные заряды, то о нем можно было бы забыть всерьез и надолго. Ровно также как забыт как минимум косой десяток лидеров государств, которые ничуть не лучше Кима, по каким бы критериям не оценивать. И тут давайте зададимся вопросом — а зачем Ким это делает? Не, ну действительно, разве не было проще сидеть тихо и наслаждаться построением социализма в отдельно взятой стране?

Проще может и было бы, да никак нельзя. Ким прекрасно понимает, что провокация — это именно то, что ждут от него сильные мира сего, а поэтому это оптимальный путь сохранения себя. Тут ведь важно не перегнуть палку, и нынешний руководитель Северной Кореи уже во время нынешнего кризиса, а то, что происходит вокруг Корейского полуострова сейчас, несомненно кризис, показал, что он прекрасно чувствует ситуацию. Ведь смотрите что произошло. Спустя три месяца после прихода в Белый дом, администрация Трампа прошлась по болевым точкам планеты, четко обозначив стиль новой внешней политики. Томагавки, бомба в Афганистане — это не военные шаги, это чистая политика. Но и в Сирии, и в Афганистане идет война, война в которой Соединенные Штаты участвуют. А вот на Корейском полуострове и вокруг него никакой войны, пока по крайней мере, нет. И тут такое обострение.

Назад в прошлое

Для того, чтобы попытаться понять причем тут Корея, давайте обратимся к истории. Сейчас вокруг Корейского полуострова четыре крупных игрока, и всем им далеко небезразлична судьба небольшой страны, волею судеб, оказавшейся между ними. Речь, как вы уже догадались идет о Китае, России, Японии и США. Строго говоря, географически США там нет, но это только географически. Политически США есть везде. Ну и кроме того, США там есть и физически, в виде Восьмой армии, расквартированной непосредственно на полуострове, мощной группировки военно-морского флота, который по меткому выражению госсекретаря Тиллерсона на пресс-конференции в Москве, всегда там плавала, ну и военных баз США в Японии, которые хоть и в Японии, но все равно там. К началу корейской войны Японию можно было не считать — побежденные и оккупированные США японцы зализывали раны, только готовясь дать экономический ответ всем своим невзгодам. Огромный, но измотанный войнами Китай, можно и нужно было принимать в расчет только в привязке с Советским Союзом. Так что на самом деле в середине пятидесятых в Корее было только два игрока — США и СССР.

Корейская война — первая война времен Холодной войны. Освободив Корейский полуостров от японцев, которые за первую половину ХХ века успели порядком поднадоесть населению, если не сказать больше, победители привели к власти свои креатуры. Господа-товарищи Ли Сын Ман и Ким Ир Сен, конечно, хотели получить всю страну взамен половинок. Как оказалось, товарищ Ким Ир Сен хотел этого больше. И вот душным летом 1950 года, предварительно испросив разрешения ни у кого-нибудь, а лично у товарища Сталина, Ким Ир Сен решил объединить страну. Задача выглядела до безобразия простой, никаких Samsung- гов и Daewoo тогда и в помине не было, так что…

Однако, все оказалось совсем не так просто. После первых побед северян в конфликт вмешалась коалиция под флагом ООН, в состав которой, кроме Соединенных Штатов входила еще куча стран, вплоть до экзотических Таиланда, Филиппин, Колумбии, про Грецию и Турцию мы уже не говорим, и даже Люксембург. После трех лет войны с сотнями тысяч жертв с обеих сторон война закончилась там же, где и началась — на 38 параллели. Что было дальше мы знаем. Южная Корея стала примером страны с самыми передовыми технологиями в мире, ну а Северная — продолжает оставаться зоной zero. Но сейчас речь не об этом.

Из той самой войны, как бы это цинично не звучало, все ее участники извлекли определенные выгоды. Главным выгодополучателем был коммунистический Китай, который не просто обкатал там свою армию, но и перед лицом внешней угрозы решил ряд проблем, связанных с разногласиями как внутри страны, так и внутри руководства Компартии Китая. Ну и военно-техническое сотрудничество с СССР было для руководства Китая совсем не лишним элементом укрепления своей власти. Таким образом, Компартия закрепила свою власть, а СССР свою победу в Китае.

Определенную выгоду получили и Соединенные Штаты. Во-первых, в результате этой войны, а потом и самого факта существования КНДР, американцы получили безусловную поддержку пребывания своих войск на Корейском полуострове. Военные диктатуры сменялись демократическими правительствами, Южную Корею сотрясали политические кризисы и многотысячные демонстрации, но в этой стране никто и никогда не говорил "Yankee go home". Не говорил просто потому что страшно. В других частях света говорили, даже в Японии и Западной Европе говорили, а вот в Южной Корее ни ни.

Кроме того, война в Корее оказала серьезное влияние на реформу вооруженных сил США, которая проводилась после Второй мировой войны. В 1945 году казалось, большинство в США считает, что у страны слишком много оружия, а особенно кораблей. И военные корабли действительно начали резать, причем так нещадно, что даже первый министр обороны США Джеймс Форрестол подвинулся рассудком на почве переживаний по этому поводу. Случилось это в 1949 году. Рискнем предположить, что, если бы он дожил до начала корейской войны, поводов для беспокойства у него было бы гораздо меньше. В определенной степени именно корейская война стала тем фактором, которая дала старт гонки вооружений. Явление крайне выгодного для определенных финансово-промышленных кругов, так что не зря говорят "кому война, а кому мать родная".

Ну и последний момент, по мнению многих историков, война в Корее, а точнее ее ход, заставили Сталина отказаться от идеи продвижения социализма на Ближнем Востоке, а именно войны с Турцией, к которой СССР готовился как раз в начале пятидесятых. Да и сгладить обострившиеся как раз в тот момент греко-турецкие противоречия, когда две страны также оказались на грани войны. Совсем не случайно в составе войск ООН в Корее оказались как турецкие, так и греческие войска. Ну а в феврале 1952 года Турция с Грецией вместе вступили в НАТО, и кто знает, чем бы закончился кризис 1955 года, а там было все очень жестко, вплоть до обмена населением, если бы не это обстоятельство. Конечно, за все это была заплачена очень высокая цена, и в основном эту цену заплатили простые жители Кореи, но когда в истории это кого-нибудь останавливало.

Настоящее

А теперь вернемся к сегодняшнему дню. Историческая аналогия, как известно, вещь ненадежная, но поучительная. Спустя три месяца своего пребывания в Белом доме президент Трамп решил обозначить свои приоритеты во внешней политике, пройдясь по болевым точкам мира. Месседж, посланный мировому сообществу простой, Соединенные Штаты будут активно использовать свой военный потенциал тогда и как сочтут нужным, не обращая особого внимания на реакцию партнеров. Удары по Сирии и Афганистану ничто иное, как практическая демонстрация этого самого месседжа. Мог ли Трамп обойти вниманием тихоокеанский регион? Конечно нет, еще с 40-х годов прошлого века именно этот регион является приоритетным для США. Про этот регион постоянно говорил предшественник и альтер-эго Трампа Барак Обама. А какая точка в регионе у нас самая болезненная? Правильно — Северная Корея. Именно в этой точке сходятся интересы и противоречия основных мировых игроков, разве что кроме европейских. И, что самое приятное, точка вроде как не самая принципиальная и не очень опасная. Фактор наличия у Северной Кореи ядерного оружия может считаться опасным лишь для ее соседей, Южной Кореи и Японии, все остальные не в счет.

У каждого из игроков, участвующих в ритуальных танцах вокруг Пхеньяна, как водится, свой интерес. Начнем с России. Тут все просто: напряженность в этой точке Москве явно сейчас не нужна, своих забот хватает. Однако, как говорится, положение обязывает, и вот уже Тихоокеанский флот в настоящее время находится в состоянии "полной боевой готовности". Российский ракетный крейсер "Варяг" и танкер "Печенга", в прошлую пятницу зашедшие в южнокорейский Пусан в рамках дружественного визита, сейчас остаются в акватории Корейского полуострова и не спешат возвращаться домой.

С Китаем все гораздо серьезнее, он перебросил к границе КНДР военную группировку численностью 150 тысяч человек. Кроме того, именно Китай является главным "партнером" США в этом кризисе. Тут следует заметить, что значение слова "партнер" в английском языке не несет положительной или отрицательной коннотации. Партнером может быть как друг, так и враг, как союзник, так и противник. Это как в игре в покер, где партнер явно не тот, который играет за тебя, а ровно наоборот. Так вот, кризис вокруг Северной Кореи дает Пекину неплохой шанс продемонстрировать свое значение для Штатов, ну и заодно добиться от Белого дома более лояльного к себе отношения. Напомним, что в самом начале правления Трампа, не говоря уж о его предвыборной кампании, некоторые его заявления по Китаю были просто пугающими. Но теперь все вроде устаканивается, из Белого дома реальное положение вещей видится несколько иначе, нежели с трибуны кандидата. О чем Трамп уже написал в своем твиттере.

С другой стороны, интересна реакция Японии. По понятным причинам эта страна не принимала никакого участия в корейской войне пятидесятых. Оно и понятно, страна лежала в руинах и никаким игроком быть не могла. Иное дело сейчас, третья экономика мира, мощные вооруженные силы, давным давно выросшие из коротеньких штанишек своего названия "Силы самообороны" — все это не может оставить Токио в стороне от процессов в регионе. Тем более, что Япония является второй по очереди страной, которой Ким периодически грозит своей ядерной дубинкой. И если по-честному, конечно, в Японии давно мечтают о том, чтобы его прихлопнули как надоедливую муху, и даже не прочь поучаствовать в этом. Но тут ничего не получится. Во-первых, напрашиваются неприятные исторические аналогии. А в главных, Соединенным Штатам вовсе не нужно сегодня уничтожать режим в Северной Корее. Поэтому ремарка премьер-министра Японии о том, что да, "стратегическое терпение" на исходе. В качестве бонуса можно воспользоваться ситуацией и увеличить свою армию, но, конечно, тоже в меру.

Ну и наконец главный игрок — Соединенные Штаты. Администрации Трампа не нужно уничтожать режим Кима, более того, если бы Кима не было, его следовало бы придумать. Но, если не нужно уничтожать, то что нужно то? Сразу несколько задач. Задача первая, локальная — одержать "победу", показав способность нынешней администрации эффективно сдерживать "безумца с ядерной дубинкой". И ведь показали, новую бомбу Ким так и не взорвал, ну а неудачный пуск ракеты, причем вполне возможно, что осознано неудачный, явно не считается. Задача вторая — военная, оправдать присутствие и даже увеличение мощного военного контингента на Дальнем Востоке. Задача третья —использовать кризис в торговых переговорах с Китаем, Японией и прежде всего с самой Южной Кореей. Ну и последняя задача, глобальная — показать миру, что роль всемирного полицейского сегодня Штатам не только по плечу, но и при нынешней администрации Штаты будут справляться с ней куда лучше, чем при предыдущих. Последняя задача перекликается с первой, но выделена отдельно, так как тут речь идет далеко не только о Северной Корее.

Будет ли война? Вряд ли.