Аллах прощает любой грех кому пожелает. Аллах — Прощающий грехи. Милость Аллаха и Его прощение

Информация Параметры Прослушать Оригинал Оригинал текст إِنَّ اللَّهَ لَا يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَن يَشَاءُ وَمَن يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَقَدِ افْتَرَى إِثْمًا عَظِيمًا Транслит "Inn a A l-Laha Lā Yagh fir u "An Yush raka Bihi Wa Yagh fir u Mā Dū na Dh ālika Liman Yash ā "u ۚ Wa Man Yush r ik Bil-Lahi Faqadi A ftará "Ith māan `Ažīmāan Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех. Поистине, Аллах не прощает (без полного покаяния) , когда Ему придают сотоварищей [когда кого-либо равняют Ему], но прощает то, что меньше этого [другие грехи, кроме многобожия и неверия], кому пожелает. А кто придает Аллаху сотоварищей [совершает многобожие], тот измыслил великий грех. Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех. [[Всевышний сообщил, что если человек приобщает к Нему сотоварищей, то Аллах не прощает ему этого, но прощает все менее тяжкие грехи - как малые, так и великие, - кому пожелает, руководствуясь при этом мудростью и всепрощением. Есть много факторов, способствующих прощению грехов, которые уступают по своей тяжести многобожию. Среди них - праведные поступки, смывающие злодеяния; мирские трудности, искупающие грехи; промежуточная жизнь после смерти вплоть до воскрешения; события Судного дня; молитвы правоверных друг за друга; заступничество заступников. Помимо всего прочего есть еще милость Аллаха, которой удостаивается каждый верующий, поклоняющийся одному Господу. Но если человек приобщает к Нему сотоварищей, то он закрывает перед собой двери прощения и милости, поскольку праведные поступки не приносят человеку пользы, если он не исповедует единобожия, и никакие несчастья не искупают его прегрешения. А в День воскресения у него не будет ни заступников, ни близких друзей. Поэтому Аллах сказал, что всякий, кто приобщает к Нему сотоварищей, измышляет великий грех и совершает ужасное преступление. Что может быть большей несправедливостью, чем равнение беспомощного творения, созданного из праха и обладающего всесторонними недостатками, не способного принести пользу или причинить вред ни себе, ни тем, кто ему поклоняется, не властного над жизнью, смертью и воскрешением, с самодостаточным Творцом, Который обладает всесторонним совершенством и не нуждается в Своих созданиях, Который способен принести пользу и навредить, одарить щедротами и лишить благ, Единственным, Кто одаряет творения благами? Разве может быть более чудовищная несправедливость? По этой причине многобожники будут приговорены к вечному наказанию и лишены вознаграждения. Всевышний сказал: «Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников» (5:72) . Этот прекрасный аят относится к тем, кто приобщал сотоварищей к Аллаху и не раскаялся в этом. Если же человек раскаялся, то Аллах простит ему поклонение творениям и все остальные грехи. Всевышний сказал: «Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: “Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он - Прощающий, Милосердный”» (39:53) . Здесь речь идет о тех, кто раскаивается и обращается к своему Господу.]] Ибн Касир

Затем Всевышний Аллах сообщил, что Он: (لاَ يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ ) Не прощает, чтобы Ему придавали сотоварищей– не простит Своему рабу, если тот умрёт, будучи многобожником. (وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ ) Но прощает то, что меньше этого – т.е. из грехов. (لِمَن يَشَآءُ ) Кому пожелает – т.е. из числа Своих рабов.

Существует множество хадисов, связанных с этим священным аятом. Мы приведём некоторые из них: Имам Ахмад передаёт от Абу Зарра, что посланник Аллаха сказал: «إِنَّ اللهَ يَقُولُ : يَا عَبْدِي مَا عَبَدْتَنِي وَرَجَوْتَنِي، فَإِنِّي غَافِرٌ لَكَ عَلى مَا كَانَ فِيكَ، يَا عَبْدِي إِنَّكَ إِنْ لَقِيتَنِي بِقُرَابِ الْأَرْضِ خَطِيئَةً مَا لَمْ تُشْرِكْ بِي، لَقِيتُكَ بِقُرَابِهَا مَغْفِرَة » Аллах Всевышний сказал: «О раб Мой, поистине, Я буду прощать тебя, не обращая внимания (на то, какие грехи ты совершил) , до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня! О раб Мой, поистине, если придёшь ты ко Мне с (таким количеством) грехов (что заполнят они собой) чуть ли не всю землю, но встретишь Меня, не поклоняясь наряду со Мной ничему иному, Я обязательно дарую тебе прощение, которое (покроет собой все эти грехи) (Только Ахмад привёл этот хадис в таком варианте.)

Имам Ахмад также передаёт, что Абу Зарр сказал: «Как-то я пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал мне: «مَا مِنْ عَبْدٍ قَالَ : لَا إِلهَ إِلَّا اللهُ ثُمَّ مَاتَ عَلَى ذَلِكَ، إِلَّا دَخَلَ الْجَنَّة » «Любой раб, который сказал, что нет божества кроме Аллаха, а затем умер на этом, обязательно войдёт в Рай"». Я спросил: «Даже если он прелюбодействовал и даже если воровал?!» Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «وَإِنْ زَنَى وَإِنْ سَرَق » «Даже если он прелюбодействовал и даже если воровал!» Повторив это трижды, а на четвёртый раз он, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «عَلَى رَغْمِ أَنْفِ أَبِي ذَر » «Даже если нос Абу Зарра испачкать в пыли». Когда Абу Зарр рассказывал этот хадис, он говорил: «Даже если нос Абу Зарра испачкать в пыли» (то есть даже если это не нравиться Абу Зарру) . (В двух Сахихах этот хадис приводится от Хусейна) .

Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал: Однажды мы с Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, шли по чёрному каменистому участку земли в Медине, а когда мы свернули в сторону Ухуда, он, да благословит его Аллах и да приветствует сказал: «يا أَبَا ذَرٍّ » «О Абу Зарр!» Я откликнулся: «Я здесь, о посланник Аллаха!» Тогда он сказал: « مَا يَسُرُّني أَنَّ عِنْدِي مِثل أَحُدٍ هذا ذَهباً تَمْضِي عَلَيَّ ثَلاثَةُ أَيَّامٍ وعِنْدِي مِنْهُ دِينَارٌ ، إِلاَّ شَيْءٌ أَرْصُدُهُ لِدَيْنِ ، إِلاَّ أَنْ أَقُولَ بِهِ في عِبَاد اللَّه هكَذَا وَهَكَذا » «Лишь в том случае порадовало бы меня обладание целой горой золота величиной с Ухуд, если через три дня не осталось бы от неё ни одного динара за исключением того, что приберёг бы я, чтобы рассчитаться с долгами, а (остальное) распорядился бы (раздать) рабам Аллаха так, так и так!» И Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сделал знак рукой, указав направо, налево и назад. Пройдя (ещё какую-то часть пути) он, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «إِنَّ الأَكثَرِينَ هُمُ الأَقَلُّونَ يَومَ القيامةِ إِلاَّ مَنْ قَالَ بالمَالِ هكذَا وهكذا » «Поистине, богатые окажутся бедными в День воскресения за исключением тех, кто велит (раздавать свои) богатства так, так и так», и Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сделал знак рукой, указав направо, налево и назад « وَقَليلٌ مَا هُمْ » «Однако таких будет мало!» А потом он, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал мне: « مَكَانَك لا تَبْرَحْ حَتَّى آتيَكَ » «Оставайся здесь и не двигайся (с места) , пока я не приду к тебе!», сам же пошёл (дальше) , скрывшись в темноте ночи. А через некоторое время я услышал громкий звук, испугался, что кто-то (напал) на Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и решил пойти к нему, но вспомнил его слова: « لا تَبْرَحْ حَتَّى آتيَكَ » «Не двигайся, пока я не приду к тебе!», и не двигался (со своего места) , пока он не вернулся ко мне, и тогда я сказал ему: «Я слышал какой-то звук, который испугал меня», рассказав ему, что именно я слышал. Он, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил:« ذَاكَ جِبريلُ أَتاني فقال : مَن ماتَ مِنْ أُمتِكَ لايُشرِكُ باللَّه شَيئاً دَخَلَ الجَنَّةَ ، قلتُ : وَإِنْ زَنَي وَإِنْ سَرَقَ ؟ قال : وَإِنْ زَنَى وَإِنْ سَرَقَ » «Ты (и в самом деле) слышал его?» Я сказал: «Да». (Тогда) он, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Это (был) Джибриль, который пришёл ко мне и сказал: "(Любой из членов) общины твоей, который умрёт, не поклоняясь ничему, кроме Аллаха, войдёт в Рай"». Я спросил:« Даже если он прелюбодействовал и даже если воровал?!» Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Даже если он прелюбодействовал и даже если воровал!» (Аль-Бухари; Муслим)

Аль-Баззар передаёт, что ибн Умар сказал: «Мы воздерживались от того, чтобы просить прощение у Аллаха за людей, совершавших большие грехи, пока не услышали, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, прочитал: (إِنَّ اللَّهَ لاَ يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَن يَشَآءُ ) «Поистине, Аллах не прощает, чтобы Ему придавали сотоварищей, но прощает то, что меньше этого, кому пожелает». Затем он, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «أَخَّرْتُ شَفَاعَتِي لِأَهْلِ الْكَبَائِرِ مِنْ أُمَّتِي يَوْمَ الْقِيَامَة » «Я буду ходатайствовать в Судный день за совершавших большие грехи в последнюю очередь».

Слово Аллаха: (وَمَن يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَقَدِ افْتَرَى إِثْماً عَظِيماً ) А кто придает Аллаху сотоварищей, тот измыслил великий грех – подобно слову Всевышнего Аллаха: (إِنَّ الشِّرْكَ لَظُلْمٌ عَظِيمٌ ) Ведь многобожие великая несправедливость. (31:13) В двух Сахихах приводится хадис, в котором сообщается, что ‘Абдуллах (бин Мас‘уд) , да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) я спросил пророка (да благословит его Аллах и приветствует) : “Что является величайшим грехом пред Аллахом?” Он, да благословит его Аллах и да приветствует, ответил: «أَنْ تَجْعَلَ للهِ نِدًّا وَهُوَ خَلَقَك » “Приравнивание кого бы то ни было к Аллаху, Который создал тебя”.

Аллах говорит в суре «Женщины», аят 48: « «.

От некоторых братьев поступил такой вопрос, который задают противники руководства Ахль уль-Бейт (А): если Аллах прощает все грехи, кроме ширка, то, может быть, Он простит врагов Ахль уль-Бейт (А), таких как первые узурпаторы халифата, Муавия, Язид и т.д.? Ведь они не проявляли ширк — по меньшей мере, открыто, не поклонялись явно идолам или другим богам, кроме Аллаха. А Аллах прощает все грехи, кроме ширка…

На это надо сказать, что такой вопрос или, точнее говоря, такая шубха основана на непонимании истинного значения данного аята, о котором говорят хадисы непорочных Имамов (А). Поклонение идолам — это только одна из разновидностей ширка, и данный аят говорит не об этом. В школе Ахль уль-Бейт главная форма ширка — это приобщение сотоварищей к вилаяту Ахль уль-Бейт, который есть вилаят Аллаха .

В тафсире Айаши приводится от Джабира от Имама Бакира (А) в толкование приведённого аята: «Аллах говорит тут, что не простит того, кто не верует в вилаят Али (А). Что же касается Его слов «но прощает то, что кроме этого, кому пожелает «, то тут имеются в виду те, кто подчиняется руководству Али (А) «.

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 272).

Шейх Садук приводит:

Когда Посланник Аллаха (С) прочитал этот аят: «Поистине, Аллах не прощает, чтобы Ему придавали сотоварищей, но прощает то, что кроме этого, кому пожелает «, Али (А) спросил: «О Посланник Аллаха! Это — о моих шиитах?» Он сказал: «Да, клянусь Аллахом, это — о твоих шиитах. В Судный День они выйдут из могил, говорят: «Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад — Посланник Аллаха, Али — довод Аллаха».

(«Факих», том 4, С. 495).

То есть Аллах никогда не простит придание Ему сотоварищей через приобщение кого-то другого к руководству Ахль уль-Бейт, которое есть руководство Аллаха. Что же касается других грехов, даже великих, то они могут быть прощены тем, кто признаёт это руководство, то есть их шиитам.

Итак, главная форма ширка, из которой проистекают все другие его формы, включая и поклонение идолам, — это приобщение сотоварищей к вилаяту Аллаха, который есть вилаят четырнадцати Непорочных (А) — Мухаммада, Фатимы, Али, Хасана, Хусейна и девяти Имамов из потомства Хусейна, мир им всем!

А потому Аллах говорит: «Большая часть их верует в Аллаха, приобщая к Нему сотоварищей » (12: 106). То есть эти люди веруют в Аллаха, они формально, своими языками говорят «нет бога, кроме Аллаха», но при этом являются многобожниками через отрицание Его вилаята и признание вилаята других руководителей, помимо тех, кого Он Сам установил (таких как первые узурпаторы халифата). Имам Садык (А) говорит об этом аяте: «То есть человек подчиняется шайтану, сам не зная об этом, и становится многобожником через это » («Кафи», том 2, С. 292).

Может быть, кто-то скажет: но ведь ширк существовал задолго до того, как Мухаммад (С) и Имамы (А) родились на свет! Задолго до их рождения люди поклонялись идолам. Как же тогда получилось, что идолопоклонство проистекает из отрицания их вилаята и приобщения сотоварищей к этому вилаяту?

Ответ: руководство всех пророков есть не что иное, как проявление вилаята четырнадцати Непорочных (А). Как об этом говорят Коран и достоверная Сунна, все пророки были сотворены из света Мухаммада (С) и рода Мухаммада (С), их откровения были слепками с Корана, а их руководство — руководством Мухаммада и рода Мухаммада (С), пока они сами не появились в этом ближнем мире после них всех, так как то, что является первым по истинному времени, должно проявиться последним по земному времени. Через отрицание руководства пророков, в котором воплощён таухид, исторически появились на свет такие вещи, как поклонение идолам и истуканам. Корень же всего этого — отвержение руководства Аллаха.

В «аяте вилаят» сказано: «Ваш вали – Аллах, Его посланник и те, которые уверовали, которые выстаивают молитву и дают закят, будучи преклоненными (то есть Имам Али и его потомки)» (5: 55).

Слово «вали » (руководитель) использовано тут в единственном числе, а обладатели вилаята – во множественном. В этом аяте упоминается ОДИН вилаят и несколько его обладателей. Из этого следует, что вилаят Аллаха – это тот же самый вилаят Посланника (С) и Имамов (А). Иначе это можно выразить так: для всех творений вилаят Аллаха проявлен через вилаят четырнадцати Непорочных (А). Подчинение им — подчинение Аллаху, ослушание их — ослушание Аллаха, их гнев — гнев Аллаха, их довольство — довольство Аллаха, их воля — воля Аллаха и так далее. Как говорит Имам Реза (А): «Воистину, Аллах избрал Своего пророка Мухаммада над всем Своим творением из пророков и ангелов, и сделал повиновение ему повиновением Себе, следование ему - следованием Себе, посещение его (зиярат) в ближнем мире и будущем - посещением Себя ».

(«Таухид» Садука, хадис 142).

А потому тот, кто приобщил сотоварищей к вилаяту четырнадцати Непорочных (А), избрал другую волю, кроме воли Аллаха, последовал за кем-то, помимо Аллаха, подчиняется кому-то, помимо Аллаха, а это и есть ширк.

Таким образом, та шубха, которая была заявлена в начале статьи, отпадает сама собой. Многобожником является всякий, кто приобщает сотоварищей к вилаяту Ахль уль-Бейт или отвергает его — так что говорить о тех, кто воевал с ними и убивал их! Аллах никогда не простит их, и они навечно будут на самом дне Ада.

Все мы – грешные рабы Всевышнего Аллаха, хотя Он предписал нам не нарушать границы. Однако мы, слабые рабы Всевышнего Аллаха, не всегда можем соблюдать предписания своего господина. Получается, что мы часто нарушаем эти границы, хотя мы все знаем, что за это нас могут наказать в .

Но, несмотря на это, мы никогда не должны терять надежду на Милость Аллаха. Ведь милость Аллаха так велика, что он может простить все наши грехи, большие и малые. Поэтому нам следует постоянно искренне каяться в своих грехах и всегда обращаться к Аллаху с мольбами, чтобы Он простил нам все грехи.

Всевышний Аллах в Коране сказал:

قُلْ يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَىٰ أَنْفُسِهِمْ لَا تَقْنَطُوا مِنْ رَحْمَةِ اللَّهِ ۚ إِنَّ اللَّهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا ۚ إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ

«Скажи (о Мухаммад): "О рабы Мои, которые излишествовали во вред самим себе (совершали грехи), не отчаивайтесь в милости Аллаха! Поистине, Аллах прощает грехи полностью, какими бы они ни были. Ведь поистине, Он – Прощающий, Милостивый" ». (Сура Аз-Зумар: 53)

В этом благородном аяте идёт призыв ко всем, кто согрешил, независимо от того является он верующим или неверующим. Всевышний Аллах призывает всех их к покаянию. В аяте также говорится, что Всевышний Аллах прощает все грехи тому, кто искренне покаялся и отдалился от грехов, каковы бы эти грехи ни были, даже если их так же много, как пузырьков в морской пене.

От Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что этот аят был ниспослан после того, как к Мухаммаду ﷺ пришли люди из числа язычников, которые совершили многочисленные убийства и прелюбодеяния, и сказали: «Поистине, прекрасно то, что ты говоришь и к чему призываешь. Может, ты расскажешь, есть ли искупление тому, что мы натворили? ». (Бухари)

От ‘Убады ибн Ас-Самита (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Пророк ﷺ сказал:

من شهد أن لا إله إلا الله وأن محمدا رسول الله، حرم الله عليه النار

«Аллах сделал запретным для Огня того, кто засвидетельствует, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха » (Муслим).

Аллах сделает так, если свидетельство человека об этом является искренним. Он может подвергнуться наказанию за свои грехи, но пребывание его в Огне не будет вечным. Даже если Аллах не простит ему некоторые грехи, такой человек, отбыв своё наказание в Аду, наконец-то войдёт в Рай.

Стоит отметить, что человек, совершающий грехи, может в конце жизни потерять свой иман и перед смертью совершить или сказать то, что выведет его из веры, да защитит нас Аллах от этого. Поэтому вместе с надеждой на милость Аллаха в каждом человеке должен быть и страх потери имана. Следовательно, каждый должен делать всё необходимое для сохранения своего имана перед смертью и первым делом искренне каяться.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся:

سمعت رسول الله - صلى الله عليه وسلم - يقول: جعل الله الرحمة مائة جزء، فأمسك عنده تسعة وتسعين، وأنزل في الأرض جزءا واحدا، فمن ذلك الجزء يتراحم الخلائق، حتى ترفع الدابة حافرها عن ولدها خشية أن تصيبه

«Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Аллах разделил милость на сто частей, оставив девяносто девять частей у Себя и ниспослав на Землю одну часть, благодаря которой милосердие по отношению друг к другу проявляют все создания, в том числе и животные, которые поднимают свои копыта повыше над своими детёнышами, опасаясь задеть их "».

В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк ﷺ сказал:

إن لله تعالى مئة رحمة، أنزل منها رحمة واحدة بين الجن والإنس والبهائم والهوام، فبها يتعاطفون، وبها يتراحمون، وبها تعطف الوحش على ولدها، وأخر الله تعالى تسعا وتسعين رحمة يرحم بها عباده يوم القيامة

«Поистине, у Всевышнего Аллаха есть сто частей милости, из которых Он ниспослал на Землю только одну, распределив её среди джиннов, людей, животных и насекомых. Благодаря этому (одной из ста частей милости Аллаха) люди проявляют сочувствие и милосердие по отношению друг к другу и благодаря ей дикий зверь чувствует любовь к своему детёнышу. Что же касается остальных девяноста девяти частей милости, то проявление её по отношению к Своим рабам Всевышний Аллах отложил до наступления Судного Дня ». (Бухари, Муслим )

Вот мы видим, как обширна милость Аллаха. Если вся милость, которую проявляли, проявляют и в будущем будут проявлять на Земле люди, джинны, животные и насекомые, является лишь одной из ста частей милости Аллаха, то как же огромна будет вся милость Аллаха!

Поэтому мы никогда не должны терять надежду на милость Аллаха и в то же время не забывать о страхе пред Ним.

Нурмухаммад Изудинов

Аллах сказал: «Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он Прощающий, Милосердный» (39: 53).

Милость Всевышнего всеобъемлюща и огромна, и способна простить даже самые большие грехи, если верующий приносит .

Чтобы покаяние было искренним и совершенным, есть несколько условий:

  1. Кающийся отдаляется от греха, который совершил, и больше его не совершает.
  2. Глубокое сожаление о содеянном.
  3. Четкое убеждение больше не совершать подобного.
  4. Если совершенный грех причинил вред другому человеку, нужно возместить ущерб.

Когда Аллах видит искреннее покаяние своего раба – того, кто осознает всю пагубность совершенного им поступка и в страхе обращается к Господу в надежде на Его милость, Аллах прощает его грех, заменяя его благими деяниями заранее. В этом благоволении необыкновенная щедрость нашего Творца.

Всевышний сказал: «Это не относится к тем, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Их злые деяния Аллах заменит добрыми, ибо Аллах Прощающий, Милосердный» (25: 70).

Прощение греха – огромное благословение. Но такое благословение Всевышнего может коснуться только того, кто обладает верой, кто совершает искреннее покаяние и стремится к благому.

Кроме того, человек может заслужить прощение Всевышнего, совершая благие богоугодные дела. Аллах сказал:

«Совершай намаз в конце двух частей дня и в некоторые часы ночи. Воистину, добрые деяния удаляют злодеяния. Это Напоминание для поминающих» (11: 114).

Получается, что покаяние – это палка о двух концах: отказа от греха и возмещение его благими делами.

«Если вы будете избегать больших грехов из того, что вам запрещено, то Мы простим ваши злодеяния и введем вас в почтенный вход» (4: 31).

Посланник Аллаха (мир ему) сказал:

«Аллах Всевышний сказал: «О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебя, не обращая внимания (на то, какие грехи ты совершил), до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня! О сын Адама, если (совершишь ты столько) грехов, что достигнут они туч небесных (‘анан ас-сама), а потом попросишь у Меня прощения, то Я прощу тебя! О сын Адама, поистине, если придёшь ты ко Мне с (таким количеством) грехов (что заполнят они собой) чуть ли не всю землю, но встретишь Меня, не поклоняясь наряду со Мной ничему иному, Я обязательно дарую тебе прощение, которое (покроет собой все эти грехи)!»

Даже если благие деяния не покрывают греха, эти благие деяния будут в день Суда на весах в пользу верующего. Тот, чьи благие деяния перевесят на весах, в день Суда обретет спасение.

Всевышний сказал:

«В тот день взвешивать будут правильно. Те, чья чаша Весов будет перевешивать, окажутся преуспевшими. Те же, чья чаша Весов окажется легче, потеряют самих себя, поскольку они были несправедливы к Нашим знамениям» (7: 8-9).

Ибн Мас’уд сказал: «Люди предстанут перед Судом. Тот, у кого будет на один грех больше его благих деяний войдет в Ад. У кого будет на один благой поступок больше чем грехов, тот войдет в Рай».

Всевышний прощает нам грехи посредством трудностей и испытаний, которые нам посылает для искупления грехов. Если верующий преодолевает эти трудности со стойкостью, верой и надеждой в Аллаха, принимая их как волю Всевышнего, его грехи стираются.

Всевышний прощает наши грехи молитвами, которые другие совершают с просьбой о нас и о нашем прощении, в том числе после смерти.

Мы обретаем прощение, занимаясь благотворительностью, помогая бедным и нуждающимся. Мы обретаем прощение, если воспитываем набожных детей, которые молятся Всевышнему о нас.

Милосердие Всевышнего выше всего, Он прощает то, что пожелает и кого пожелает.

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

Восхваляем Аллаха, обращаемся к Нему за помощью, просим прощения и каемся перед Ним, прибегаем к Его защите от зла наших душ и от скверны наших дел. Кого Аллах поведёт прямым путём, того никто не введёт в заблуждение, кого же Аллах собьёт, того никто не наставит на прямой путь.

Свидетельствуем, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – Его раб и посланник, да благословит Аллах и да приветствует его, а также его семью, всех его сподвижников и всех, кто следовал по его стопам до самого Судного Дня.

Священные тексты Корана и Сунны указывают на то, что наказание за совершённые грехи может быть отведено от человека посредством десяти способов.

Способ первый

Покаяние (тауба)

По единогласному мнению мусульман, оно служит искуплением совершённых грехов. Всевышний Аллах сказал:

«Скажи Моим рабам, которые преступали границы во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он – Прощающий, Милосердный» (Коран 39: 53).

«Неужели они не знают, что Аллах принимает покаяние от Своих рабов и принимает пожертвования, что Аллах – Принимающий покаяние, Милосердный?» (Коран 9: 104).

«Он – Тот, Кто принимает покаяние Своих рабов, прощает злодеяния и знает то, что вы совершаете» (Коран 42: 25).

И подобных аятов очень много.

Способ второй

Мольба о прощении грехов (истиг̇фар)

В сборниках аль-Бухари и Муслима говорится, что

«Если человек совершает грех и говорит: «О Господь мой! Я совершил грех, прости меня», Аллах отвечает: «Мой раб знает, что у него есть Господь, который прощает грехи и уничтожает их. Воистину, Я простил Моему рабу». Затем этот человек снова совершает грех и говорит: «О Господь мой! Я снова совершил грех, прости меня». Аллах отвечает: «Мой раб знает, что у него есть Господь, который прощает грехи и уничтожает их. Воистину, Я простил Моему рабу, пусть делает, что пожелает». И Он сказал это в третий и четвертый раз».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если бы вы не грешили, то Аллах устранил бы вас, и создал людей, которые будут грешить, а потом просить прощения, и Он будет прощать их» (хадис привёл Муслим).

Относительно этого способа учёные сказали, что мольба о прощении грехов (истиг̇фар) должна обязательно сопровождаться покаянием (тауба) .

Другие сказали, что мольба о прощении грехов (истиг̇фар) без покаяния также может быть принята. Однако этот вопрос следует обсудить отдельно в другой теме. Так или иначе, человеку следует приносить покаяние, потому что если мольба о прощении грехов сопровождается покаянием, то она будет действенна в отношении всех тех, кто просит у Аллаха прощение. Если же обращение к Аллаху совершается без покаяния, то она также может иметь силу в исключительных случаях, когда человек, просящий о прощении, проявляет настолько сильную богобоязненность и сожаление, что это стирает его прегрешения. Как пример такого исключительного случая – говорится в хадисе о человеке, у которого не было никаких добрых дел, кроме слов «Ля иляха илля-ЛЛах» , и они перевесили его многочисленные грехи, по причине того, что он произнёс их с особой искренностью и честностью, которые и способствовали искуплению его грехов. Или же, как говорилось в хадисе про прелюбодейку , которой Аллах простил её грехи за то, что она напоила собаку водой и за ту Веру, которая была у неё в тот момент в её сердце.

Способ третий

Праведные дела

Всевышний Аллах сказал:

«Совершай намаз в начале и конце дня и в некоторые часы ночи. Воистину, добрые деяния удаляют плохие поступки» (Коран 11: 114).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Пятикратный намаз, совершение пятничного намаза от пятницы к пятнице, соблюдение поста от Рамадана к Рамадану служит искуплением тех грехов, что были между ними, если человек отстранялся от великих прегрешений».

«Кто соблюдал пост в Рамадане с верой и надеждой [на награду Аллаха], тому будут прощены его прежние грехи».

«Кто выстаивал ночь Предопределения в молитве с верой и надеждой [на награду Аллаха], тому будут прощены его прежние грехи».

«Кто совершит хадж, не сквернословя и не совершая нечестия, вернется свободным от своих грехов, таким как в тот день, когда его родила мать».

«Искуплением для смуты (грехов), в которую впадает человек, из-за своих домочадцев, своего имущества и детей, служит молитва, пост, милостыня, побуждение к одобряемому и запрещение порицаемого».

«Кто освободит верующего раба, то за каждый орган этого раба Аллах освободит от Огня соответствующий орган освободившего, и даже половые органы за половые органы».

«Зависть поглощает благие дела подобно тому, как огонь поглощает дрова. А милостыня (Садака) уничтожает грехи подобно тому, как вода тушит огонь».

Способ четвёртый

Молитва (дуа) мусульман за своего верующего брата после его смерти

Например, заупокойная молитва (соля̀ту-ль-джана̀за).

Сообщается со слов Аиши и Анаса ибн Малика, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если группа мусульман, в сто человек, прочитает заупокойную молитву (джаназа) за умершего, и все они будут ходатайствовать за него [перед Аллахом], то их ходатайство будет непременно принято».

Сообщается, что ибн Аббас сказал: «Я слышал как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если умрёт какой-либо мусульманин, а затем сорок человек, которые ничего не придают Аллаху в сотоварищи, совершат за него заупокойную молитву (джаназа), то Аллах обязательно примет их ходатайство [за этого мусульманина]» (хадис привел Муслим).

Способ пятый

Праведные дела, сделанные другими людьми для блага умершего мусульманина

К таким делам относятся милостыня, освобождение рабов, хадж и другие подобные действия. Они приносят пользу умершему человеку, что подтверждено достоверными хадисами и единым мнением (иджма`) всех имамов. В достоверных сборниках аль-Бухари и Муслима приводится следующий хадис:

«Если умрёт человек, на котором был долг поста, то за него должен поститься его ближайший родственник».

Также имеются другие хадисы, которые подтверждают, что если человек дал обет (назр) поститься и умер, не завершив своё обетование (назр), то за него должен поститься кто-то из числа его родственников. Если же кто-то скажет, что это противоречит утверждению Ислама, что «каждая душа получит только то, в чём она усердствовала» , то на это возражение можно дать два ответа:


Способ шестой

З аступничество пророка (мир ему и благословение Аллаха) и других заступников в Судный День

О заступничестве за грешников говорится во многих хадисах, в одном из которых посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Моё заступничество будет за тех членов моей Уммы, которые совершали большие грехи».

В другом хадисе пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Мне был дан выбор между тем, чтобы половина моей Уммы вошла в Рай и заступничеством, и я выбрал заступничество, потому что оно обширнее и больше. Думаете ли вы, что оно будет для людей богобоязненных? Нет, но для грешников, испачканных и ошибающихся».

Способ седьмой

Бедствия, которыми Аллах стирает грехи

В сборниках аль-Бухари и Муслима приводится следующий хадис:

«Какая бы болезнь, тягость, тревога, печаль, скорбь или неприятность ни постигла верующего, даже если его просто уколет колючка, то Аллах обязательно сделает это искуплением его грехов».

Способ восьмой

Испытания в могиле

Сжатие могилы, страх и другие испытания также служат искуплением для совершённых грехов.

Способ девятый

Страшные события, которые будут происходить в День Суда

Предстояние, печаль и тяжёлые испытания также являются искуплением грехов, вплоть до того, что некоторые из грешников войдут в Ад (да убережёт Аллах нас от этого) и пробудут там столько, пока не очистятся от своих грехов.

Способ десятый

Милость Аллаха и Его прощение

Аллах может простить кого пожелает из Своих рабов без какой-либо причины с их стороны.

Слава Аллаху, Господу миров, который по Своей милости и доброте даровал людям надежду на искупление своих грехов. Просим Аллаха простить нам наши грехи и ошибки и даровать нам сердца, которые не переставали бы приносить Ему покаяние, сердца далекие от высокомерия и самообольщения.

Хвала Аллаху, мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам.

Искупление грехов
Десять советов от Ибн Таймийи
Сокращённо из книги:
«Маджму`у-ль-фатава ибн Таймийя»
Перевёл: Абу Ясин Руслан Маликов
Редакция: